Что такое общественные (или социальные) отношения?
Люди постоянно взаимодействуют друг с другом в процессе общения, в результате той или иной деятельности. Между отдельными людьми, группами, классами, различными общностями происходит взаимодействие.
Общественные отношения – это различные социальные связи между социальными группами и внутри них, которые возникают в процессе взаимодействия, то есть совместной экономической, социальной, политической, культурной жизни и деятельности. Таким образом, общественные отношения складываются только в результате взаимодействия.
Различают общественные отношения в сфере материального производства и духовной деятельности.
На уровне социальных общностей выделяют следующие виды общественных отношений:
- классовые
- национальные
- групповые
- семейные
На уровне взаимодействия людей в группе выделяют межличностные отношения.
Приведём пример.
Представим ситуацию. Человек едет в автобусе, ни с кем не разговаривает. У него нет отношений ни с кем. Но стоит ему заговорить, например, с кондуктором, то на некоторое время такие отношения складываются, потому что происходит общение.
Таким образом, не все возникающие между людьми связи называют общественными отношениями, а только те, в результате которых возникает взаимодействие.
Под «обществом» понимается не только совокупность индивидов, но и весь комплекс их связей и взаимоотношений.
Все общество, в конце концов, можно представить как легкую паутину межличностных чувств или установок. Каждый данный человек может быть представлен сидящим в центре сотканной им паутины, связанным прямо с немногими другими и косвенно — со всем миром.
Девис Д. Социология установки
Общественные отношения — это многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными общностями и группами, народами в ходе жизнедеятельности.
Общественные отношения — важнейший специфический признак общества а также то, что делает общество системой, объединяет индивидов.
Содержание и уровень этих отношений весьма различны: как каждый индивид вступает в отношения, так и группы вступают в отношения между собой, и, тем самым, человек оказывается субъектом многочисленных и разнообразных отношений.
Субъектами общественных отношений выступают:
- индивиды,
- малые и большие группы,
- территориальные общности,
- этносы,
- организации,
- социальные институты.
Соответственно различают отношения межличностные, внутригрупповые и межгрупповые, локальные, этнические, организационные, институциональные, внутристрановые (внутригосударственные) и международные.
ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ | |
Материальные отношения (возникают и складываются непосредственно в ходе практической деятельности человека вне его сознания и независимо от него) | Духовные отношения (идеальные) (формируются предварительно «проходя через сознание» людей, определяются их духовными ценностями. |
Делятся на:
|
Делятся на:
|
Функционируя как форма деятельности людей, общественные отношения имеют надличностный, надиндивидуальный характер. Они строятся на основе симпатий и антипатий, а на базе определенного положения, занимаемого каждым в общественной системе.
Общественные отношения
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 88.
Обновлено 8 Ноября, 2021
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 88.
Обновлено 8 Ноября, 2021
Находясь в социуме, человек постоянно вступает во взаимодействие с окружающими его людьми. В его основе лежат разные цели и способы деятельности. Что такое общественные отношения? Это социальные связи, возникающие между личностями, а также социальными общностями. Рассмотрим основные виды общественных отношений, выделяемые в современной науке.
Материальные и духовные отношения
В обществознании выделяется два вида общественных отношений — материальные и духовные.
В процессе практической деятельности складываются разнообразные материальные отношения. Их возникновение не зависит от воли и желания человека. Чаще всего они связаны со сферой производства. Во время экономической деятельности люди могут:
- сотрудничать (например, создавать кооперативы);
- управлять (деятельность руководителя);
- подчиняться (труд наёмных рабочих);
- обмениваться благами и денежными средствами (оптовая закупка оборудования для реализации через торговые точки);
- присваивать произведённые блага (покупка товаров в магазине).
Эти примеры иллюстрируют отношения, возникающие в процессе производства, распределения, обмена и потребления.
Определяющую роль в сфере материального взаимодействия играет понятие собственности. Отношения собственности основываются на владении средствами производства, предметами и вещами.
В основе духовных отношений лежат ценности и ориентиры людей. Они формируются в соответствии с понятиями, заложенными в сознание человека. Познакомимся с кратким определением разновидностей данного взаимодействия.
- Моральные отношения складываются на основе нравственных представлений.
- Политические — это взаимосвязи между людьми и организациями, основанные на распределении власти.
- Правовые возникают в сфере законодательства. Они основаны на юридических правах и обязанностях.
- Религиозные отношения затрагивают взаимодействие в сфере верований и убеждений в существовании высших сил.
- Культурные характеризуют взаимодействие людей в сфере духовно-культурных ценностей.
Социальные отношения
Социальными называются отношения, возникающие между отдельными людьми или общностями на основе их принадлежности к социальной группе. В соответствии с этим выделяется несколько видов взаимодействия. Рассмотрим их типичные примеры.
- Межличностные отношения складываются между отдельными людьми. В их основе может лежать симпатия или антипатия, деловое взаимодействие, равенство или субординация.
- Внутригрупповые отношения складываются между членами одной группы (малой или большой). Они основываются на нормах поведения, принятых в данной общности (семье, коллективе друзей, членами политической партии).
- Межгрупповое взаимодействие — это связи между разными социальными группами (например, дружеские отношения между членами разных семей, сотрудничество организаций, конкуренция между школьными классами).
- Межэтнические отношения могут возникать между этносами в пределах одной страны, а также между жителями разных государств. Они строятся на основе мирного сотрудничества или противодействия.
Важным условием общественных отношений является взаимодействие между людьми. Например, если человек посетил выставку картин, долгое время рассматривал экспонаты, но не заговаривал с окружающими, он не вступает в общение. Однако, стоит ему поделиться со стоящими рядом своими впечатлениями, он вступает в процесс взаимодействия, то есть в общественные отношения.
Что мы узнали?
Общественные отношения — это связи, возникающие между людьми и социальными группами в результате взаимодействия. Они могут быть материальными (относящимися к сфере практической деятельности) и духовными (проходящими через сознание людей). Социальными отношениями называется взаимодействие между людьми или группами лиц, относящимися к разным социальным общностям.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
3.9
Средняя оценка: 3.9
Всего получено оценок: 88.
А какая ваша оценка?
Раздел «Социальные отношения»
Социология
Социология — это наука об обществе как целостной системе, о закономерностях его становления, функционирования и развития.
Термин «социология» ввел Огюст Конт. Он также определил понятия «социальная статика» (состояние общества, его основные структуры) и «социальная динамика» (общественные изменения: линейные, циклические или спиральные).
Социальная структура общества — строение общества в целом, совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, а также отношений между ними.
Социальные отношения — это взаимосвязи, связанные с положением людей и функциями, выполняемыми ими в обществе.
Их мы и будем изучать в этом разделе.
Социальный статус и роль
Социальный статус — положение человека в обществе.
Статусный набор — совокупность всех статусов человека (например, Костя — сын, брат, россиянин, ученик, друг, футболист, отличник).
Главный статус (основной) — статус, который наиболее определяет личность человека.
Личный статус — статус, определяемый личными качествами человека (душа компании), а не функциями в работе социальных институтов.
Статусная символика — внешние атрибуты статуса (например, у полицейского это форма).
Виды статусов:
— предписанный статус не зависит от усилий человека (латиноамериканка, дочь, княжна),
— достигаемый статус приобретается в результате действий человека (доктор наук).
От социального статуса напрямую зависит социальная роль — модель ожидаемого поведения, ориентированная на социальный статус. Например, прямо сейчас ты находишься в статусе ученика и твоя роль — внимательно читать, в компании друзей ты уже не будешь читать обществознание, потому что будешь находиться в статусе друга.
Эти роли могут быть:
— основными (семейные, профессиональные, политические, религиозные),
— ситуационными (пассажир, посетитель концерта).
Иногда исполнение социальной роли провоцирует ролевой конфликт, он может быть:
— внутриролевым, когда сама роль противоречива (учитель должен быть строг, но искать пути стать значимым взрослым ученику),
— межролевым, когда человек не знает, как хорошо выполнить несколько ролей (хорошей маме тяжело быть хорошим бухгалтером),
— личностно-ролевым, когда роль мешает личности раскрыться (Маша хочет быть дизайнером ногтей, но родители заставляют ее поступать на экономический, поэтому она учит обществознание и грызет свои красивые ногти).
Каждый человек выполняет социальные роли по-своему (кто-то будет строгим отцом, а кто-то нет), это зависит от особенностей социализации, биопсихических возможностей человека, строгости социального контроля за их исполнением.
Если человек не выполняет свою социальную роль, то его поведение называют девиантным (отклоняющимся).
Девиантное поведение
Девиантное поведение — поведение, не соответствующее социальной норме.
Причины девиаций: особенности социализации, биопсихические отклонения человека, девиантная социальная группа, кризисная ситуация (не было денег и пошел воровать), распад существующих в обществе социальных норм (аномия).
Виды девиаций:
— позитивная (100 баллов ЕГЭ, гениальность, коллекционирование марок, героизм),
— негативная (не уступил место бабушке). Среди негативных девиаций можно выделить делинквентное поведение — нарушение закона (бабушке не только место не уступил, но и украл у нее пенсию).
Для ограничения девиантного поведения существует механизм социального контроля.
Социальный контроль
Социальный контроль — это механизм регулирования поведения людей для исполнения социальных норм.
Цели (функции) социального контроля:
— защита правопорядка (садим вора в тюрьму),
— укрепление стабильности и предсказуемости поведения людей,
— сохранение социальных норм.
Элементы социального контроля
1. Социальные нормы — правила поведения в обществе.
Признаки социальных норм:
· не имеют конкретного адресата (действуют на всех),
· зависят от особенностей общества и исторического периода,
· иерархичны,
· могут быть в форме дозволения (можно), предписания (нужно) и запрета (нельзя).
Виды социальных норм:
· обычаи (пускать в новую квартиру первой кошку),
· традиции (вечер пятницы — всегда семейный ужин),
· моральные (выполняй обещания),
· религиозные (покрывай голову в храме),
· эстетические (расчесывай волосы),
· мода (носи короткие брюки),
· этикет (держи вилку в левой руке),
· правовые (не уклоняйся от армии),
· корпоративные (дресс-код) и др.
2. Социальные санкции — реакции общества на нарушение социальных норм (девиантное поведение).
Виды санкций:
— позитивные (на позитивную девиацию),
— негативные,
· формальные (осуществляются управомоченным лицом, связаны с документацией),
· неформальные.
Примеры: штраф (негативная формальная), похвала (позитивная неформальная), пятерка в журнал (позитивная формальная), бойкот со стороны одноклассников (негативная неформальная).
Методами социального контроля могут быть изоляция (изымаем из общества, например, в тюрьму), обособление (ограничиваем контакты и помогаем, например, в центре помощи наркозависимым), реабилитация (возвращаем в общество).
Социальный контроль бывает внутренним — самоконтролем (человек контролирует свое поведение сам) и внешним (человека контролирует социальная группа, общество, государство).
Социальный контроль часто осуществляется социальными группами, в которые входит человек.
Социальные группы
Социальные группы — совокупности людей, объединенных общим признаком.
Они могут быть:
— конфессиональные (по религии, например, буддисты),
— национальные (украинцы),
— территориальные (екатеринбуржцы),
— профессиональные (врачи),
— демографические (по полу и возрасту, например, дети, мужчины).
По составу группы делятся на малые (люди друг друга знают, общаются непосредственно, у них есть совместная деятельность, человек важен как личность) и большие (не знают друг друга, не общаются, например, россияне, фанаты сериала «Эйфория»).
По взаимодействию могут быть первичные (присутствует личное взаимодействие, например, семья, школьный класс; да, вы верно поняли, малые группы всегда первичные) и вторичные (общение происходит через посредников, например, вся школьная параллель).
По способу регулирования: формальные (определенное членство, официальная цель и средства, например, рабочий коллектив, экипаж самолета) и неформальные (складываются на основе симпатий, например, группа друзей).
По реальности существования — реальные и номинальные (выделяется только для статистики: сколько покупателей детского питания выбрали Агушу?).
Квазигруппа — группа с неустойчивым признаком (сейчас ты относишься к пассажирам метро, а через 5 минут нет). Не является социальной группой. К квазигруппам относят толпы, т. е. легко внушаемые, бессознательные, разрастающиеся группы.
Референтная группа — это социальная группа, которая служит для индивида своеобразным стандартом, системой отсчета для себя и других, а также источником формирования социальных норм и ценностных ориентаций. Например, Маша купила скраб для лица Riche, потому что такой есть у все топовых блогеров.
Факторы сплоченности группы:
— наличие традиций,
— истории совместного успеха,
— система поощрений,
— коллективная ответственность и др.
Конформность — это изменение в поведении и установках людей с целью не выделяться из группы.
Внешняя конформность связана с подчинением индивида влиянию группы из-за желания остаться ее членом. Внутренняя конформность связана с реальным одобрением, согласием человека с мнением группы, ее требованиями.
Если человек, наоборот, обладает «духом противоречия», его называют нонконформистом.
Функции группы:
— помогает человеку оценивать себя, свой вклад,
— позволяет совершенствовать коммуникативные умения,
— социализация (формирует личность),
— рекреативная (обеспечивает досуг),
— помогает узнавать социальные нормы, лучше выполнять социальные роли и др.
Одной из больших социальных групп является молодежь.
Молодежь
Молодежь — социальная группа, выделенная по демографическому критерию (возраст), особенностям социального положения и психологическим качествам.
Особенности молодежи:
— молодой возраст (14—35),
— высокий уровень социальной мобильности,
— выраженная социальная активность,
— поиск профессии, спутника жизни,
— освоение социальных ролей,
— формирование мировоззрения,
— неустойчивость психики, девиантное поведение,
— низкий уровень толерантности, нонконформизм в обществе,
— стремление выделиться,
— поиск субкультуры, достаточно конформное поведение в ней.
Виды молодежных групп:
— просоциальные (полезные обществу: экологические, политические, литературные клубы),
— асоциальные (обособленные от общества: панки, спортивные фанаты),
— антисоциальные (несущие вред обществу: преступные сообщества).
Если человек переходит в другую группу, мы имеем дело с социальной мобильностью.
Социальная мобильность
Социальная мобильность — это перемещение индивидов и групп в структуре общества.
Социальные лифты — это каналы социальной мобильности, с помощью которых происходит перемещение по социальной лестнице.
Например, образование, СМИ, шоу-бизнес, политика, армия, семья, профессиональный спорт, вступление в брак (Золушка вышла замуж и стала принцессой).
Классификации социальной мобильности:
по направленности:
— горизонтальная — переход в группу того же статуса (работал на одном заводе, стал работать на другом),
— вертикальная — со сменой статуса:
а) восходящая — повышение (был дворником, стал политиком),
б) нисходящая — понижение (был директором, стал секретарем);
по субъектам перемещения:
— индивидуальная (Петя стал магистром химии),
— групповая (продавцы стали называться менеджерами по продажам и теперь это престижная профессия);
по связи с поколением:
— межпоколенная (дед — бомж, отец — дворник, сын — почтальон),
— внутрипоколенная (Петя стал врачом, а его брат санитаром).
Мобильность ускоряется во время общественных потрясений (войн, революций), так как социальная структура сильно меняется.
Маргиналы — это люди, вышедшие из одной социальной группы и не вошедшие в другую, находящиеся на границе.
Виды маргиналов:
— социомаргиналы (незавершенное перемещение: выпускник школы — он еще не студент, но уже и не школьник),
— этномаргиналы (связано с миграцией: Петя переехал во Францию, но французы относятся к нему с осторожностью, он не стал французом),
— экономические маргиналы (Машу уволили с работы, она пока не может найти новую).
Люмпены — представители низов общества (бомжи, наркоманы). Не путаем с маргиналами.
Совокупность групп неравных по статусу представляет собой социальную стратификацию.
Социальная стратификация
Социальная дифференциация — это разделение общества на группы.
Социальное неравенство — форма дифференциации, при которой отдельные индивиды, социальные группы, слои, классы находятся на разных ступенях социальной иерархии и обладают неравными жизненными шансами и возможностями удовлетворения потребностей.
Социальная стратификация ― это деление общества на социальные слои (страты) путем объединения различных социальных позиций с примерно одинаковым статусом.
Она связана с неравномерным распределением в обществе денег, власти, образования и престижа. Евпатий — бизнесмен, у него есть докторская и жена-модель. А Матвей — расклейщик объявлений, и все у него грустно.
Исторические типы социальной стратификации:
1. Рабство. Критерий — происхождение. Люди делятся на владеющих собственностью и являющихся собственностью.
2. Касты. Критерий — происхождение. Применяется в восточных обществах. Люди по рождению могут являться либо брахманами (жрецами), либо кшатриями (войнами), либо вайшьями (предпринимателями), либо шудрами (слугами), либо неприкасаемыми (бомжами). Каста сохраняется всю жизнь, в брак можно вступать только с представителем своей касты.
Интересно, что на выборах президента Индии в 2017 году победил представитель касты неприкасаемых, самого низшего сословия индийской кастовой системы.
3. Сословия. Критерий — происхождение. Применяется в западных обществах. Здесь речь идет о духовенстве, рыцарстве, дворянстве.
1 — 3 это стратификационные системы, характерные для традиционного общества. Они являются закрытыми, что значит переход в другую социальную группу крайне затруднен, а основным статусом является предписанный.
Сейчас рассмотрим более современные, открытые системы.
4. Классы. Критерий — роль в производстве. Может быть деление на высший класс, средний (чем его больше, тем лучше) и низший. Может быть деление на рабочий класс, крестьян и интеллигенцию. Маркс делил на собственников земли, собственников капитала и рабочих. Характерно для индустриального общества.
Современная стратификация (в постиндустриальном обществе) идет не по одному критерию, а по четырем:
— доход (количество и способ получения),
— власть (возможность управлять действиями других людей),
— образование (уровень профессиональной подготовленности),
— престиж. (Престиж — это оценка социального положения общественным мнением. Во многом определяется под воздействием массовой культуры. Например, каким показывают в кино учителя? А адвоката?)
Дело в том, что одним критерием мы уже не можем определить место человека в обществе. Например, Маша и Женя имеют одинаковый доход, но Маша является моделью, а Женя — кассиром в продуктовом магазине, поэтому престиж у них разный и Маша находится выше. Деление по 4 критериям можно называть профессиональным, потому что зависит от профессии.
Однако даже в современном обществе на положение человека влияет семья.
Семья
Семья — малая социальная группа, объединенная кровным родством или браком, общностью быта и взаимной ответственностью.
Обращаем внимание, что у семьи должен быть общий быт, т. е. это те люди, которые живут вместе.
Помним, что семья является одним из основных социальных институтов.
Функции семьи:
— репродуктивная (деторождение),
— рекреативная (совместный досуг),
— социализация (формирование личности),
— воспитательная (объяснение правил поведения),
— социально-статусная (наделение предписанным статусом),
— социальный лифт (помощь в социальной мобильности),
— компенсаторная (утешение в трудные моменты),
— экономическая (хозяйственная: семейный бюджет) и др.
Классификации семей:
по распределению обязанностей:
— патриархальная (четкое разделение мужских и женских обязанностей, экономическая зависимость женщины, так как она не работает, а занимается бытом, принятие решений мужчиной),
— матриархальная (с четким перевернутым разделением обязанностей),
— партнерская / демократическая (без четкого разделения обязанностей мужа и жены);
по составу:
— нуклеарная (максимум два поколения живут вместе),
— расширенная (многопоколенная) (живут вместе от трех поколений: бабушка, мама, внучка);
по количеству детей:
— бездетная,
— малодетная,
— многодетная (от 3х).
Кстати, патриархальная расширенная семья называется традиционной, так как именно такие семьи характерны для традиционного общества.
по количеству родителей:
— полная (два родителя),
— неполная;
по модели супружества:
— моногамная (брак одного мужчины с одной женщиной),
— полигамная (у мужа или жены есть право иметь нескольких жен или мужей одновременно).
Типы воспитания в семье:
— авторитарный (господство старших и подчинение младших),
— демократический (теплые, уважительные отношения),
— либеральный (попустительский: взрослые не контролируют детей).
Тенденции современного института семьи:
— передача функций другим институтам (например, образовательная функция перешла школе),
— рост количества нуклеарных партнерских семей,
— рост количества неполных семей (их воспитательный потенциал неполных семей снижен в сравнении с полными, так как часто присутствуют экономические проблемы, нарушение гендерной идентификации, трудности социализации, общественное осуждение),
— рост количества юридически не оформленных браков.
Что касается современной демографической ситуации в РФ, то рождаемость продолжает падать, несмотря на финансирование с стимулирующих ее программ (суммарный коэффициент рождаемости в 2020 году в России снизился до 1,489 против 1,78 в 2015 году), средний возраст матери первого ребенка вырос (26 лет), численность населения снижается.
РФ является социальным государством, поэтому осуществляем меры социальной поддержки семей: пенсии, пособия, льготы, детские сады, бесплатную медицину, что является проявления социального обеспечения (организованной государством формы населению с целью выравнивания социального положения граждан).
Брак — социальный институт, упорядочивающий отношения между супругами, наделяющих их правами и обязанностями.
Виды брака:
— юридический (в органах ЗАГС),
— церковный (венчание),
— фактический (незарегистрированное сожительство).
В семье люди начинают социальные взаимодействия.
Социальное взаимодействие
Социальное взаимодействие — это взаимное влияние людей друг на друга и совместную деятельность.
Формы социального взаимодействия:
— сотрудничество (совместная деятельность для достижения общих целей),
— соперничество (может принимать форму конкуренции и конфликта).
Социальный конфликт
Социальный конфликт — столкновение интересов индивидов или групп, неудовлетворенность актуальной ситуацией и желание ее изменить.
Социальный конфликт имеет не только негативные аспекты (стресс, жертвы), но и позитивные (снятие социальной напряженности, стимулирование изменений в обществе, возможность нахождения компромисса).
Стадии конфликта:
— предконфликтная (возникновение причины конфликта, осознание конфликтной ситуации),
— конфликтная (конфликтное взаимодействие),
— постконфликтная (частичное или полное разрешение).
Участники конфликта:
— стороны
— пособники
— подстрекатели
— свидетели
— посредники
Классификации конфликтов:
— по предмету спора: экономический, политический, научный, национальный,
— по вовлеченным субъектам: межличностный, межгрупповой, внутриличностный,
— по средствам: насильственный, ненасильственный,
— по длительности: долгосрочный, краткосрочный.
Методы разрешения конфликтов:
— избегание (ждем, когда все само наладится),
— метод переговоров (может привести к компромиссу — частичному отказу от своих интересов с целью их частичного удовлетворения),
— посредничество (привлечение третьей стороны, вплоть до обращения в арбитраж — орган власти).
В условиях глобализации недопустимы конфликты на этнической почве.
Этнос
Этнос — большая группа людей, объединенная общим происхождением, историей, особенностями культуры и внешности.
Ну вот, например, цыгане. Цыгане вышли из Индии, у них темные волосы и глаза, общий язык и традиции.
Этнология — наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп.
Этапы развития этноса:
— племя — совокупность родов, связанная общими обычаями, религией, укладом,
— народность — общность племен, характерная для традиционного общества (печенеги, викинги),
— нация — общность людей, характеризующаяся общей территорий (не обязательно мононациональным государством, чеченцы, к примеру, живут собственной республикой в составе РФ), экономикой, культурой, традициями, языком, менталитетом. Национальный менталитет — образ мышления, духовная настроенность, свойственная данной конкретной этнической общности.
Иногда различают этническое (то, которое мы сейчас проходим) и гражданское (гражданство, которое указано в паспорте) понимание нации.
Этносы, развиваясь, вступают в межнациональные отношения.
Межнациональные отношения
Межнациональные отношения — отношения между этносами, охватывающие все сферы общественной жизни.
Тенденции межнациональных отношений
Межнациональные отношения могут быть дружественными и конфликтными.
Межнациональный конфликт — это противостояние, связанное с выживанием и развитием народов.
Причины межнациональных конфликтов: территория, экономика, религия, странность чужих обычаев, неприязнь политических лидеров и да мало ли что еще.
Принципы ведения международных конфликтов:
— гуманизм (отказ от насилия, осознание ценности человеческой жизни),
— привлечение международных независимых органов,
— принятие необходимости сотрудничества и культурного обмена.
Механизмы урегулирования межнациональных конфликтов:
— прямые переговоры (между делегациями сторон),
— переговоры через посредников (представителей международных организаций, общественных деятелей),
— правовые (изменение законодательства, например, ликвидация форм национальной дискриминации).
В РФ существует комплекс таких мер, он носит название «национальная политика».
Национальная политика в РФ
Национальная политика — это система мер гармоничного развития и взаимодействия этнических групп в составе государства.
Принципы национальной политики по Конституции РФ:
— РФ — многонациональное государство, все нации в котором равноправны,
— каждый имеет право определять и указывать национальную принадлежность, но никто к этому не принуждается,
— созданы условия для развития малочисленных народов,
— запрещены любые формы дискриминации по национальному, расовому, религиозному признакам,
— запрет на пропаганду национальной розни,
— сохранение возможности пользоваться родным языком наряду с русским,
— сохранение территориальной целостности РФ.
в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах
Категория:
Атрибут:
Всего: 774 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 | 81–100 | 101–120 …
Добавить в вариант
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Социальный прогресс — одна из форм ______(А) общества, связанная с переходом к более высокому уровню развития материальной и духовной культуры.
Прогресс как понятие можно применять как к_____(Б) в целом, так и к отдельным её элементам. Отношение исследователей к ________(В) социального прогресса неоднозначно. В ряде случаев происходит застойное, попятное развитие общества. Можно также говорить о ________(Г), движении по кругу.
Для определения уровня прогрессивности того или иного общества традиционно использовались два____(Д): уровень производительности труда и степень свободы личности в обществе. Современная наука выдвигает ещё один — уровень__________(Е) в обществе».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.
Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) результат | 2) современное общество | 3) изменение |
4) нравственность | 5) цикличность | 6) революция |
7) социальная система | |
9) критерий |
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного Вами слова.
A | Б | В | Г | Д | Е |
Предметная область: Человек и общество. Понятие общественного прогресса
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 2.
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов (словосочетаний). Выберите из предлагаемого списка слова (словосочетания), которые необходимо вставить на место пропусков.
«Экономика _______ (А) характеризовалась господством сельского натурального хозяйства и _______ (Б). Преобладали _______ (B) и ручные орудия труда. В своей производственной деятельности человек стремился максимально приспособиться к окружающей среде, подчинялся ритмам природы.
Отношения собственности характеризовались господством общинной, корпоративной, _______ (Г).
_______ (Д) не являлась ни священной, ни неприкосновенной. Распределение материальных благ, произведённого продукта зависело от положения человека в _______ (Е)».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) экстенсивная технология
2) государственная собственность
3) традиционное общество
4) мануфактурное производство
5) социальная иерархия
6) частная собственность
7) примитивное ремесло
8) интенсивная технология
9) индустриальное общество
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A | Б | В | Г | Д | Е |
В государстве Z невелико число образованных людей, так как образование доступно только высшим сословиям. Товарно-денежные отношения развиты слабо, основу экономики составляет полунатуральное сельскохозяйственное производство, основанное на опыте предков. Какие признаки характерны для типа общества, к которому принадлежит Z? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) ценность прогресса
2) механизация и автоматизация производства и управления
3) высокий уровень социальной мобильности
4) деспотическое правление
5) традиционная легитимность власти
6) подданническая культура
В стране Z доминирует стремление к гармонизации отношений общества и природы. В экономике на первый план выдвигается сфера услуг, происходит индивидуализация производства и потребления. Какой тип общества развивается в стране Z? Назовите любые три черты, соответствующие обществу данного типа, не указанные в условии задачи.
Источник: ЕГЭ по обществознанию. Резервный день. (1) (часть С)
В государстве Z происходит широкое внедрение инновационных технологий в различные области жизни, активно развиваются наукоёмкие и ресурсосберегающие производства, постоянно возрастает роль науки и образования в жизни общества.
В ходе социологических опросов было установлено, что в стране Z в период с 2015 по 2019 г. ежегодно на 15% росла доля учащихся школ, воспользовавшихся правом выбора наиболее удобной формы обучения в соответствии со своими целями и интересами. Школьники и их родители отмечают общую ориентированность системы образования на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, сохранение и укрепление здоровья учеников.
Социологические опросы показали, что в стране Z преобладают семьи демократического типа.
Государство Z включает в себя восемь территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.
К какому типу относится общество Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Что характеризует семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.) Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод, что Z — унитарное государство?
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2020/2021 по обществознанию
Какие три элемента регулирования общественных отношений автор считает основой правопорядка? Из чего, по мнению автора, состоит содержание правопорядка?
Показать
1
Приведите три примера нормативно-правовых актов, в которых отражается реализация прав человека духовной сфере. Дайте краткое пояснение, что они регламентируют или закрепляют.
Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Вариант 76. (Часть С)
2
Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих, что в условиях стабильного правопорядка растет уровень качества жизни. Приведите три аргумента.
Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Вариант 76. (Часть С)
3
Задания Д22 C3 № 8720
В чем, по мнению автора, особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений? Как автор определяет роль законности в механизме правового регулирования? Опираясь на знание обществоведческого курса, приведите пример общественных отношений, которые не охватываются правопорядком.
Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Вариант 76. (Часть С)
Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Вариант 76. (Часть С)
Задания Д22 C3 № 8720
В чем, по мнению автора, особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений? Как автор определяет роль законности в механизме правового регулирования? Опираясь на знание обществоведческого курса, приведите пример общественных отношений, которые не охватываются правопорядком.
Показать
1
Какие три элемента регулирования общественных отношений автор считает основой правопорядка? Из чего, по мнению автора, состоит содержание правопорядка?
Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Вариант 76. (Часть С)
2
Приведите три примера нормативно-правовых актов, в которых отражается реализация прав человека духовной сфере. Дайте краткое пояснение, что они регламентируют или закрепляют.
Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Вариант 76. (Часть С)
3
Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих, что в условиях стабильного правопорядка растет уровень качества жизни. Приведите три аргумента.
Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Вариант 76. (Часть С)
4
В чем, по мнению автора, особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений? Как автор определяет роль законности в механизме правового регулирования? Опираясь на знание обществоведческого курса, приведите пример общественных отношений, которые не охватываются правопорядком.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Вариант 76. (Часть С)
В чем, по мнению автора, особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений? Как автор определяет роль законности в механизме правового регулирования? Опираясь на знание обществоведческого курса, приведите пример общественных отношений, которые не охватываются правопорядком.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Показать
1
Какие три элемента регулирования общественных отношений автор считает основой правопорядка? Из чего, по мнению автора, состоит содержание правопорядка?
Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Вариант 76. (Часть С)
2
Приведите три примера нормативно-правовых актов, в которых отражается реализация прав человека духовной сфере. Дайте краткое пояснение, что они регламентируют или закрепляют.
Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Вариант 76. (Часть С)
3
Опираясь на знание обществоведческого курса и свой жизненный опыт, приведите три аргумента, доказывающих, что в условиях стабильного правопорядка растет уровень качества жизни. Приведите три аргумента.
Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Вариант 76. (Часть С)
4
Задания Д22 C3 № 8720
В чем, по мнению автора, особенность правопорядка как специфической системы общественных отношений? Как автор определяет роль законности в механизме правового регулирования? Опираясь на знание обществоведческого курса, приведите пример общественных отношений, которые не охватываются правопорядком.
Источник: ЕГЭ 08.06.2016 по обществознанию. Основная волна. Вариант 76. (Часть С)
Приведите три примера, конкретизирующие авторское суждение о том, что «в ходе длительного развития исторического процесса человек менялся, становился более свободным и получал большую возможность проявлять свои духовные и физические силы, удовлетворять свои потребности». (Покажите возможности человека, его положение в окружающей природной и социальной действительности на разных этапах развития общества.)
Показать
1
По каким основаниям, по мнению автора, можно судить об экономической и технической сторонах общественного прогресса? (Приведите два положения текста.)
2
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «общественный прогресс»;
— объясните связь названных автором критериев общественного прогресса. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
3
Какие критерии общественного прогресса называет автор? Укажите любой другой не названный автором критерий, известный вам из курсов обществознания или истории.
4
Задания Д22 C3 № 807
В чем автор видит социальный аспект общественного прогресса? Что, по мнению автора, раскрывает проблема человека? Опираясь на обществоведческие знания раскройте смысл понятия «общественный прогресс».
Какие три субъекта исторического процесса названы в тексте? Чем субъект, по мнению автора, отличается от участника?
Показать
1
Приведите проблемы, указанные автором, которые должны решаться усилиями всего человечества. Как в современном обществознании принято называть эти проблемы? Приведите два других примера таких проблем, опираясь на обществоведческие знания.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 4.
2
В тексте говорится о том, что налаживанию всестороннего сотрудничества между народами и государствами способствует деятельность многих международных организаций. Назовите любые три таких организации и укажите сферу деятельности каждой из них.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 4.
3
Задания Д22 C3 № 4476
Государственный строй и материальное производство во многом определяются сознательной деятельностью людей. Почему автор относит их к объективным факторам исторического развития? Какие другие объективные факторы исторического развития названы в тексте? Укажите два фактора. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «общество» (в широком смысле / как часть материального мира).
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 4.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Урал. Вариант 4.
Опираясь на текст и личный опыт, назовите любые три проявления влияния низкой самооценки на жизнь человека.
Показать
1
Какие две составляющие самосознания называет автор?
2
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «личность»;
— объясните связь названных автором элементов структуры самосознания. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
3
Опираясь на знание обществоведческого курса и социальный опыт, подтвердите справедливость утверждения автора: «Без самооценки трудно или даже невозможно самоопределиться в жизни». Укажите любые три жизненные ситуации и дайте пояснения к каждой из них, в чем заключается важность адекватной самооценки.
4
Задания Д22 C3 № 400
Какое понятие, по мнениию автора, шире: самосознание или самооценка? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «личность».
Какой тип семьи более соответствует реалиям постиндустриального общества? Привлекая знания из обществоведческого курса, укажите два ее признака.
Показать
1
В чем, по мысли автора, выражается распад семейных структур во всем мире? Укажите два его проявления. В чем автор видит главную угрозу семейным ценностям? В чем, по мнению автора, проявляется экономический эгоизм членов семьи?
Предметная область: Социальные отношения. Семья и брак
2
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «семья»;
— объясните связь названных автором сфер общественной жизни. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
3
Почему традиционная патриархальная семья уходит в прошлое? Опираясь на текст источника и привлекая обществоведческие знания, укажите три причины.
Предметная область: Социальные отношения. Семья и брак
4
Задания Д22 C3 № 289
Взаимодействие каких сфер жизни общества раскрывает автор на примере семьи? Каков, на взгляд автора, характер этого взаимодействия? Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «семья».
Предметная область: Социальные отношения. Семья и брак
Предметная область: Социальные отношения. Семья и брак, Человек и общество. Мновариантность общественного развития (Типы обществ)
Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.
Показать
1
Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
2
По мнению автора, ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни приведите аргументы обосновывающие противоречивость общественного прогресса.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
3
Задания Д22 C3 № 4215
Что по мнению автора, являлось главным критерием прогресса в марксистской концепции? Укажите данные особенности с использованием текста документа. Как марксисты трактовали регресс? Опираясь на знания обществоведческого курса, объясните смысл понятия «общественный прогресс».
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 3.
Автор называет такие критерии прогресса, как рост науки, рост производительности труда, освобождение от эксплуатации человека человеком. Проиллюстрируйте примером каждый из этих критериев.
Показать
1
Существовало ли в истории философии единство взглядов мыслителей на критерии общественного прогресса? Поясните свой ответ, опираясь на текст. Какие два фактора, по мнению автора, повлияли на изменение критериев прогресса в современном мире?
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
2
По мнению автора, ни один вид прогресса (в экономической, социально-политической и других сферах жизни общества) не может рассматриваться как ведущий, если он не затрагивает жизни каждого человека на планете. Используя обществоведческие знания, факты общественной жизни приведите аргументы обосновывающие противоречивость общественного прогресса.
3
Задания Д22 C3 № 4330
Автор связывает прогресс с различными сферами жизни общества. Как Вы думаете, происходит ли прогресс в духовно-нравственной сфере? Сформулируйте свою точку зрения и приведите три аргумента в её обоснование.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 6.
Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование предметов, данных природой
2) способность к целеполаганию
3) забота о потомстве
4) приспособление к условиям окружающей среды
5) стремление понять окружающий мир
6) общение с помощью членораздельной речи
Предметная область: Человек и общество. Природное и общественное в человеке
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 3.
Что, по мысли автора, выделяет революцию из других социальных движений? Укажите три отличия.
Показать
1
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «революция»;
— объясните связь названных автором составляющих революции. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
2
Каковы признаки революции? Какие из них можно отнести и к реформе? На примере какой-либо реформы проиллюстрируйте данный признак. Пример должен быть развернутым.
3
Соотнесите указанные автором результаты революции со сферами жизни общества. Сделайте четыре соотношения. Какой признак революции иллюстрируют эти данные?
4
Задания Д22 C3 № 252
Что автор относит к предпосылкам революции? Укажите четыре предпосылки. Помимо революции, выделяют такой тип общественных изменений как реформа. Раскройте смысл понятия «реформа».
Каковы признаки революции? Какие из них можно отнести и к реформе? На примере какой-либо реформы проиллюстрируйте данный признак. Пример должен быть развернутым.
Показать
1
Что, по мысли автора, выделяет революцию из других социальных движений? Укажите три отличия.
2
В тексте упомянуты ключевые понятия социально-гуманитарных наук. Используя обществоведческие знания,
— укажите не менее трёх основных признаков понятия «революция»;
— объясните связь названных автором составляющих революции. (Объяснение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
3
Соотнесите указанные автором результаты революции со сферами жизни общества. Сделайте четыре соотношения. Какой признак революции иллюстрируют эти данные?
4
Задания Д22 C3 № 252
Что автор относит к предпосылкам революции? Укажите четыре предпосылки. Помимо революции, выделяют такой тип общественных изменений как реформа. Раскройте смысл понятия «реформа».
Автор высказывает свою точку зрения на то, какого человека можно считать личностью, выделяет критерии личности. Укажите два критерия с опорой на текст и охарактеризуйте каждый из них. Сформулируйте свой критерий личности человека, кого, на Ваш взгляд, можно назвать личностью.
Показать
1
Автор, ссылаясь на психолога А. Н. Леонтьева, указывает основные этапы формирования личности. Приведите указанные в тексте этапы, и, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и практику, проиллюстрируйте каждый из этапов характерным для него конкретным «приобретением» для личностного становления.
2
Автор отмечает: «…Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания…». Поясните авторскую мысль. Опираясь на знание курса, собственный жизненный опыт и социальную практику, приведите два проявления возникновения новых потребностей и мотивов личности.
3
Задания Д22 C3 № 3366
Укажите с опорой на авторский текст два отличия поведения человека, соответствующего первому и второму критериям. Приведите, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и социальную практику, любой один пример проявления «стихийной нравственности» в поведении людей.
Задания Д22 C3 № 3366
Укажите с опорой на авторский текст два отличия поведения человека, соответствующего первому и второму критериям. Приведите, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и социальную практику, любой один пример проявления «стихийной нравственности» в поведении людей.
Показать
1
Автор высказывает свою точку зрения на то, какого человека можно считать личностью, выделяет критерии личности. Укажите два критерия с опорой на текст и охарактеризуйте каждый из них. Сформулируйте свой критерий личности человека, кого, на Ваш взгляд, можно назвать личностью.
2
Автор, ссылаясь на психолога А. Н. Леонтьева, указывает основные этапы формирования личности. Приведите указанные в тексте этапы, и, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и практику, проиллюстрируйте каждый из этапов характерным для него конкретным «приобретением» для личностного становления.
3
Автор отмечает: «…Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания…». Поясните авторскую мысль. Опираясь на знание курса, собственный жизненный опыт и социальную практику, приведите два проявления возникновения новых потребностей и мотивов личности.
4
Укажите с опорой на авторский текст два отличия поведения человека, соответствующего первому и второму критериям. Приведите, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и социальную практику, любой один пример проявления «стихийной нравственности» в поведении людей.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Автор отмечает: «…Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания…». Поясните авторскую мысль. Опираясь на знание курса, собственный жизненный опыт и социальную практику, приведите два проявления возникновения новых потребностей и мотивов личности.
Показать
1
Автор высказывает свою точку зрения на то, какого человека можно считать личностью, выделяет критерии личности. Укажите два критерия с опорой на текст и охарактеризуйте каждый из них. Сформулируйте свой критерий личности человека, кого, на Ваш взгляд, можно назвать личностью.
2
Автор, ссылаясь на психолога А. Н. Леонтьева, указывает основные этапы формирования личности. Приведите указанные в тексте этапы, и, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и практику, проиллюстрируйте каждый из этапов характерным для него конкретным «приобретением» для личностного становления.
3
Задания Д22 C3 № 3366
Укажите с опорой на авторский текст два отличия поведения человека, соответствующего первому и второму критериям. Приведите, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и социальную практику, любой один пример проявления «стихийной нравственности» в поведении людей.
Всего: 774 1–20 | 21–40 | 41–60 | 61–80 | 81–100 | 101–120 …
Русский, Математика, Обществознание, Физика, История, Биология, Химия, Английский, Информатика, Литература, География
О правах / ctege.info@gmail.com / Архив: 2020; 2021; 2022;
2005-2023 © ctege.info При использовании материалов указывайте гиперссылку.
Общественные отношения
1. Понятие общественных отношений и их разновидности.
В процессе своей
деятельности человек вступает с другими
людьми в разнообразные отношения.
Общественные отношения – многообразные
формы взаимодействия людей, а также
связи, возникающие между различными
социальными группами (или внутри них).
Все общественные
отношения
условно можно разделить на две большие
группы: материальные
и духовные.
Материальные
отношения
возникают и
складываются непосредственно в ходе
практической деятельности человека,
вне сознания человека и независимо от
него.
Духовные
отношения
формируются,
предварительно «проходя через сознание»
людей, предопределяются их духовными
ценностями.
Материальные
отношения
подразделяются на производственные
,
экологические,
по делопроизводству.
Духовные
отношения подразделяются
– на
моральные, политические, правовые,
художественные, философские и религиозные.
Особым видом
общественных отношений являются
межличностные
отношения.
2. Межличностные отношения.
Межличностные
отношения – отношения между отдельными
индивидами.
При этом индивиды
могут относиться к разным социальным
слоям, иметь неодинаковый культурный
и образовательный уровень., но их
объединяют общие потребности и интересы,
лежащие в сфере досуга или быта. П.Сорокин
выделяет следующие типы
межличностного взаимодействия:
-
между двумя
индивидами ( муж и жена, учитель и ученик,
два товарища); -
между тремя
индивидами (отец, мать, ребёнок); -
между четырьмя,
пятью и более индивидами (певец и его
слушатели); -
между многими и
многими людьми (члены неорганизованной
толпы).
Межличностные
отношения возникают и реализуются в
обществе и являются общественными
отношениями даже в том случае, если они
носят характер сугубо индивидуального
общения. Они выступают персонифицированной
формой общественных отношений.
В зависимости
от наличия или отсутствия элементов
стандартизации и формализации все
межличностные отношения подразделяются
на официальные
и
неофициальные.
Официальные и
неофициальные межличностные отношения
отличаются друг от друга, во-первых,
наличием или отсутствием в них определённой
нормативности. Официальные отношения
всегда регламентируются какими-либо
определёнными нормами – правовыми,
корпоративными и др. Во-вторых, официальные
отношения стандартизированы и обезличены,
то есть права и обязанности, которые
складываются в рамках межличностных
отношений, не зависят от личности, в то
время как неофициальные межличностные
отношения определяются индивидуальными
личностными особенностями их участников,
их чувствами и предпочтениями. Кроме
того, в официальных отношениях крайне
ограничена возможность выбора партнёра
по коммуникации, общению, в то время как
в неофициальных отношениях решающую
роль играет именно выбор личности. Такой
выбор осуществляется партнёрами по
общению в зависимости от присущей
каждому из них потребности в общении и
взамодей ствии с вполне определённым
по своим личностным качествам человеком.
Официальные
и неофициальные
межличностные отношения могут
быть:
-
кратковременными
– попутчики в поезде; -
долговременными
– друзья,
коллеги; -
постоянными
– родители,
дети; -
причинно—следственными
– преступник
и жертва; -
функциональными
–
заказчик и
портной; -
учебными –
преподаватель
и ученик; -
субординационными
– начальник
и подчинённый.
Л И Т Е Р А Т У Р А
:
1. Клименко, А.В.
Обществознание: учеб. пособие для
школьников ст. кл. и поступающих в вузы
/ А.В.Клименко, В.В.Румынина. – 7-е изд,,
стериотип. – М.: Дрофа, 2007. – 507. стр.11-
13;
2. Социологический
энциклопедический словарь. На русском,
английском, немецком, французском и
чешском языках. Редактор-координатор
– академик РАН Г. В. Осипов.- М.: Издательская
группа ИНФРА М-НОРМА, 1998. – 488 с.
Лекция №3
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #