Определение азимута география егэ


Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий

Версия для печати и копирования в MS Word

1

Тип 21 № 95

Определите азимут, по которому надо идти от родника на высоте 142,0 до дома лесника.

Ответ запишите цифрами.

1

Задания Д26 № 94

Определите по карте расстояние на местности по прямой от родника на высоте 142,0 до дома лесника.

Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по географии. Вариант 1.


2

Тип 22 № 96

Постройте профиль рельефа местности по линии А—В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов, используя горизонтальный масштаб  — в 1 см 100 м и вертикальный масштаб  — в 1 см 5 м.

Укажите на профиле знаком Х положение проселочной дороги.

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по географии. Вариант 1.

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по географии. Вариант 1.


2

Определите по карте азимут, по которому надо идти от дома лесника до геодезического знака 162,0. Ответ запишите цифрами.

1

Задания Д26 № 138

Определите по карте расстояние на местности по прямой от дома лесника до геодезического знака 162,0. Полученный результат округлите до десятков метров. Ответ запишите цифрами.

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по географии. Вариант 2.


2

Простройте профиль рельефа местности по линии А—В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов, используя горизонтальный масштаб  — в 1 см 100 м и вертикальный масштаб  — в 1 см 5 м.

Укажите на профиле знаком X положение проселочной дороги.

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по географии. Вариант 2.

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по географии. Вариант 2.


3

Определите по карте азимут, по которому надо идти от школы до колодца с ветряным двигателем, расположенного на горе Голая. Ответ запишите цифрами.

1

Постройте профиль рельефа местности по линии А—В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов № 2, используя горизонтальный масштаб  — в 1 см 50 м и вертикальный масштаб  — в 1 см 5 м.

Укажите на профиле знаком «X» положение колодца с ветряным двигателем.


4

Определите азимут, по которому надо идти от точки М до отдельно стоящего дерева. Ответ запишите цифрами.

1

Постройте профиль рельефа местности по линии А—В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов, используя горизонтальный масштаб  — в 1 см 100 м и вертикальный масштаб  — в 1 см 10 м.

Укажите на профиле крестиком положение загона для скота.


5

Определите азимут, по которому надо идти от точки В до точки С. Ответ запишите цифрами.

1

Постройте профиль рельефа местности по линии А—В. Для этого перенесите основу для построения профиля на бланк ответов, используя горизонтальный масштаб  — в 1 см 50 м и вертикальный масштаб  — в 1 см 5 м.

Укажите на профиле стрелкой положение ручья.

Пройти тестирование по этим заданиям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание повышенного уровня | Оценивается в 1 балл

Двадцать шестое задание проверяет умение работать с топографической картой. Для решения задания необходимо уметь пользоваться транспортиром, определять азимут.

Для решения задания необходимо использовать транспортир. Определяя азимут движения, необходимо помнить, что:

Азимут — это угол между направлением на север и на определяемый объект (конечный пункт), который измеряется от 0 до 360 ° по часовой стрелке.

Алгоритм решения:

1. Соединяем точки на карте

2. От начального объекта откладываем линию на север (верх карты)

3. Прикладываем транспортир к начальному объекту и определяем угол по часовой стрелке

Пример задания:

Определите по карте азимут от геодезического знака 117,5 на дом лесника. Ответ запишите цифрами.

Решение задания:

Чтобы определить азимут движения, необходимо провести линию, показывающую направление на север, из пункта начала движения (геодезического знака 117,5). Затем соединить объекты начала и конца движения прямой линией (от геодезического знака 117,5 на дом лесника).

Полученный угол измеряем по часовой стрелке совмещением ноля транспортира с направлением на север.

Ответ: 90

Обновлено: 1 апр. 2022 г.

1. Определите по карте азимут, по которому надо идти туристу, находящемуся у родника, для того чтобы попасть к дому лесника. Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

2. Определите по карте азимут, по которому надо идти туристу, находящемуся у дома лесника, для того чтобы попасть к роднику. Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

3. Определите по карте азимут от точка К на пункт государственной геодезической сети с отметкой высоты 156,9. Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

4. Определите по карте азимут, по которому надо идти туристу, находящемуся у дома лесника, для того чтобы попасть к роднику. Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

5. Определите по карте азимут от точки К на родник. Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

6. Определите по карте азимут от школы на точку К . Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

7. Определите по карте азимут от родника на дом лесника . Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

8. Определите по карте азимут от дома лесника на точку К. Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

9. Определите по карте азимут от точки D на пункт государственной геодезической сети с отметкой высоты 159,7. Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

10. Определите по карте азимут от горы Голая на родник. Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

11. Определите по карте азимут от пункта государственной геодезической сети до точки С. Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

12. Определите по карте азимут от точки М до колодца. Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

13. Определите по карте азимут от пункта государственной геодезической сети с отметкой высоты 132,5 до колодца. Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

14. Определите по карте азимут от точки с отметкой высоты 153,0 до моста через реку Голубая. Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

15. Определите по карте азимут от точки В до дома лесника. Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

16. Определите по карте азимут от родника до точки С. Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

17. Определите по карте азимут от дома лесника до горы Малиновская (157,7м). Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

18. Определите по карте азимут от колодца на точку В. Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

19. Определите по карте азимут от точки М на дом лесника. Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

20. Определите по карте азимут от точки B на башню. Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

21. Определите по карте азимут от дома лесника на точку А. Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

22. Определите по карте азимут от точки В на пункт государственной геодезической сети с отметкой высоты 117,5. Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

23. Определите по карте азимут от точки А на г. Малиновка (156,0 м). Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

24. Определите по карте азимут от моста через реку на колодец. Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

25. Определите по карте азимут от точки М на колодец. Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

26. Определите по карте азимут от родника на точку А. Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

27. Определите по карте азимут от точки М на родник. Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

28. Определите по карте азимут от колодца на точку с отметкой высоты 159,6. Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

29. Определите по карте азимут от дома лесника на точку с отметкой высоты 167,5. Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

30. Определите по карте азимут от школы на родник с отметкой высоты 147,0. Ответ запишите в виде числа.

Открыть карту с транспортиром

Памятка  для выпускников 11 класса   при подготовке к ЕГЭ по географии.

 (из опыта работы учителя географии МБОУ СОШ № 148 г.Нижнего Новгорода

Синягиной Марины Евгеньевны)

           Экзаменационная работа включала 29 заданий базового, 9 – повышенного и 6 заданий высокого уровня сложности. На задания базового уровня приходилось 59% от максимального первичного балла за выполнение всей работы, на задания повышенного уровня – 21% и высокого уровня – 20%.

        Чем можно пользоваться на экзамене:  линейка, транспортир, непрограммируемый калькулятор.

Продолжительность ЭКЗАМЕНА ПО ГЕОГРАФИИ—  3  часа, 180 минут

Примерное время на выполнение заданий:

  1. части А 1 минута
  2. части В до 5 минут
  3. части С до 15 минут

Распределение заданий по основным содержательным блокам  

Содержательные блоки, включенные в экзаменационную работу

Число заданий

Максимальный первичный балл

1. Основные источники географической информации

5

6

2. Природа Земли

7

9

3. Население мира

6

7

4. Мировое хозяйство

5

7

5.Природопользование и геоэкология

3

4

6. Страноведение

5

6

7. География России

13

15

Итого

44

54

Особое внимание хочется обратить на картографические задания (из части С). Круг предлагаемых к выполнению задач не так велик:

  1. Определить азимут на объект местности;
  2. Определить длину расстояния между точками или расстояния извилистой линии маршрута (по дороге).
  3. Определить площадь объекта по топографической карте
  4. Построить профиль местности и т.д.

Как правильно сработать в данном задании вам поможет памятка.

В материалах по подготовке к ЕГЭ, использованы фрагменты учеб ной карты масштаба 1: 10 000, эти фрагменты не содержат графических и смысловых ошибок, поэтому работать с ними можно без опасений, что задача окажется неразрешимой. Круг пред лагаемых к выполнению задач не так велик.

1. Определение азимута на объект местности.

Угол, отсчитываемый по часовой стрелке от северного конца меридиана, называют азиму том данного направления. Под направлением понимают линию на карте или на местности, имеющую начальный и конечный пункты. Для ориентирования линии надо знать их расположе ние относительно сторон горизонта, а именно, относительно меридиана.

Для того чтобы узнать азимут направления, учащийся с помощью транспортира измеряет по карте угол — по часовой стрелке от меридиана (его северной части) до заданного направления. Эта работа несложная. Соединив карандашом две точки (начала и конца направления), опреде ляют азимут на карте. Нужно помнить о том, что западная и восточная стороны рамки фрагмента (меридианы) направлены с юга на север, поэто му транспортир нужно прикладывать основанием параллельно боковой рамке карты и отметкой О· на север. Центр транспортира должен касаться точки 1, а величину азимута покажет на шкале транспортира луч, который проведен каранда шом на точку 2. Лучше использовать транспортир со шкалой на пол ный круг, тогда отсчет по нему определить будет просто и для западных направлений. (Убедитесь, что шкала транспортира градуирована по часо вой стрелке, если же на транспортире даны две шкалы, то выберете ту, которая увеличивается по часовой стрелке.)

  2. Определения длины расстояния между точками или расстояния извилистой линии маршрута (по дороге). 

В первом случае нужно использовать именованный масштаб: «в одном сантиметре  100 метров», что равно 0,1 км (или другой, ука занный в задании); измерить по линейке рассто яние и получить искомый результат в километрах, перемножив отсчет по линейке на именованный масштаб.

Для выполнения измерений по карте всем экзаменующимся нужно иметь необходимый набор инструментов: линейку, транспортир, карандаш.                      

3. Пос троить профиль местности между двумя точками, обозначенными на фрагменте карты. Эту работу можно выполнить с помощью вспомогательного листка бумаги, который положить вдоль линии профиля и на нем отметить все точки пересече ния горизонталей с краем листа бумаги. Рядом с отметкой поставить цифру абсолютной высоты этой горизонтали, которую определяют по фраг менту карты. Далее на свободном листе бумаги строят две шкалы — вертикальную, на ней отме чают по порядку все высоты горизонталей, пере секающих профиль, и горизонтальную, к которой прикладывают вспомогательный лист бумаги с нанесенными ранее точками пересечения по линии профиля. Получилась система координат, в которой графиком является линия профиля местности. Эта линия проходит на пересечении перпендикуляров от одноименных высот гори зонтальной и вертикальной шкал.

4. Определению географических координат точек, расположенных в разных местах карты. Во всех этих задачах нужно знать, что линии начала отсчета долгот — это нулевой меридиан и широт — экватор (на глобусе). Оцифровка широт и долгот на картах дается вдоль линий внутрен ней рамки. Каждая параллель и каждый мери диан должны быть подписаны, если же подпись отсутствует, значит, ее закрывает дополнитель ное содержание карты — таблица или схема; ее нужно отсчитать по другим подписям.

Определение координат по карте нужно выполнить измерителем, оценив отдельно взя тый участок карты, заключенный между двумя соседними параллелями и меридианами. Методика определения координат описана в любом практикуме по картографии или учебнике по географии для VI класса.

5. Задания по климатограмме.   Алгоритм действий по климатограмме.

1. Определяем температуру января на линии графика температуры, в точке пересечения.

  1. Определяем температуру июля на линии графика температуры, в точке пересечения.
  2. Вычисляем годовую амплитуду температур, вычитая из температуры июля, температуру января (из большего вычитаем меньшее значение).
  3. Определяем по числу на фоне столбиковой диаграммы, годовое количество осадков. Для проверки можно сложить высоту столбиков каждого месяца, и мы должны получить тоже число.
  4.  Если высота столбиков примерно одинакова в каждом месяце года, то это означает равномерное выпадение осадков в течение всего года. По столбиковой диаграмме легко можно определить время года или месяц, когда выпадает наибольшее количество осадков.
  5.  Напротив верхней границы столбика, показывающего осадки в данном месяце, смотрим отметку о количестве осадков на шкале справа.
  6. Подводим итог, определяем по главным признакам, в каком климатическом поясе расположен объект.               

Удачи Вам на экзамене!

Экзаменационная работа включала 29 заданий базового, 9 – повышенного и 6 заданий высокого уровня сложности. На задания базового уровня приходилось 59% от максимального первичного балла за выполнение всей работы, на задания повышенного уровня – 21% и высокого уровня – 20%.

Чем можно пользоваться на экзамене: линейка, транспортир, непрограммируемый калькулятор.

Продолжительность ЭКЗАМЕНА ПО ГЕОГРАФИИ — 3 часа, 180 минут

Примерное время на выполнение заданий:

части А 1 минута

части В до 5 минут

части С до 15 минут

Распределение заданий по основным содержательным блокам

Содержательные блоки, включенные в экзаменационную работу

Число заданий

Максимальный первичный балл

1. Основные источники географической информации

5

6

2. Природа Земли

7

9

3. Население мира

6

7

4. Мировое хозяйство

5

7

5. Природопользование и геоэкология

3

4

6. Страноведение

5

6

7. География России

13

15

Итого

44

54

Особое внимание хочется обратить на картографические задания (из части С). Круг предлагаемых к выполнению задач не так велик:

Определить азимут на объект местности;

Определить длину расстояния между точками или расстояния извилистой линии маршрута (по дороге).

Определить площадь объекта по топографической карте

Построить профиль местности и т. д.

Как правильно сработать в данном задании вам поможет памятка.

В материалах по подготовке к ЕГЭ, использованы фрагменты учеб­ной карты масштаба 1: 10 000, эти фрагменты не содержат графических и смысловых ошибок, поэтому работать с ними можно без опасений, что задача окажется неразрешимой. Круг пред­лагаемых к выполнению задач не так велик.

1. Определение азимута на объект местности.

Угол, отсчитываемый по часовой стрелке от северного конца меридиана, называют азиму­том данного направления. Под направлением понимают линию на карте или на местности, имеющую начальный и конечный пункты. Для ориентирования линии надо знать их расположе­ние относительно сторон горизонта, а именно, относительно меридиана.

Для того чтобы узнать азимут направления, учащийся с помощью транспортира измеряет по карте угол — по часовой стрелке от меридиана (его северной части) до заданного направления. Эта работа несложная. Соединив карандашом две точки (начала и конца направления), опреде­ляют азимут на карте. Нужно помнить о том, что западная и восточная стороны рамки фрагмента (меридианы) направлены с юга на север, поэто­му транспортир нужно прикладывать основанием параллельно боковой рамке карты и отметкой О· на север. Центр транспортира должен касаться точки 1, а величину азимута покажет на шкале транспортира луч, который проведен каранда­шом на точку 2. Лучше использовать транспортир со шкалой на пол­ный круг, тогда отсчет по нему определить будет просто и для западных направлений. (Убедитесь, что шкала транспортира градуирована по часо­вой стрелке, если же на транспортире даны две шкалы, то выберете ту, которая увеличивается по часовой стрелке. )

2. Определения длины расстояния между точками или расстояния извилистой линии маршрута (по дороге).

В первом случае нужно использовать именованный масштаб: «в одном сантиметре­ 100 метров», что равно 0, 1 км (или другой, ука­занный в задании); измерить по линейке рассто­яние и получить искомый результат в километрах, перемножив отсчет по линейке на именованный масштаб.

Для выполнения измерений по карте всем экзаменующимся нужно иметь необходимый набор инструментов: линейку, транспортир, карандаш.

3. Пос­троить профиль местности между двумя точками, обозначенными на фрагменте карты. Эту работу можно выполнить с помощью вспомогательного листка бумаги, который положить вдоль линии профиля и на нем отметить все точки пересече­ния горизонталей с краем листа бумаги. Рядом с отметкой поставить цифру абсолютной высоты этой горизонтали, которую определяют по фраг­менту карты. Далее на свободном листе бумаги строят две шкалы — вертикальную, на ней отме­чают по порядку все высоты горизонталей, пере­секающих профиль, и горизонтальную, к которой прикладывают вспомогательный лист бумаги с нанесенными ранее точками пересечения по линии профиля. Получилась система координат, в которой графиком является линия профиля местности. Эта линия проходит на пересечении перпендикуляров от одноименных высот гори­зонтальной и вертикальной шкал.

4. Определению географических координат точек, расположенных в разных местах карты. Во всех этих задачах нужно знать, что линии начала отсчета долгот — это нулевой меридиан и широт — экватор (на глобусе). Оцифровка широт и долгот на картах дается вдоль линий внутрен­ней рамки. Каждая параллель и каждый мери­диан должны быть подписаны, если же подпись отсутствует, значит, ее закрывает дополнитель­ное содержание карты — таблица или схема; ее нужно отсчитать по другим подписям.

Определение координат по карте нужно выполнить измерителем, оценив отдельно взя­тый участок карты, заключенный между двумя соседними параллелями и меридианами. Методика определения координат описана в любом практикуме по картографии или учебнике по географии для VI класса.

5. Задания по климатограмме. Алгоритм действий по климатограмме.

Определяем температуру января на линии графика температуры, в точке пересечения.

Определяем температуру июля на линии графика температуры, в точке пересечения.

Вычисляем годовую амплитуду температур, вычитая из температуры июля, температуру января (из большего вычитаем меньшее значение).

Определяем по числу на фоне столбиковой диаграммы, годовое количество осадков. Для проверки можно сложить высоту столбиков каждого месяца, и мы должны получить тоже число.

Если высота столбиков примерно одинакова в каждом месяце года, то это означает равномерное выпадение осадков в течение всего года. По столбиковой диаграмме легко можно определить время года или месяц, когда выпадает наибольшее количество осадков.

Напротив верхней границы столбика, показывающего осадки в данном месяце, смотрим отметку о количестве осадков на шкале справа.

Подводим итог, определяем по главным признакам, в каком климатическом поясе расположен объект.

Ориентирование. Компас. Азимут

Ориентирование — это определение своего местоположения относительно сторон горизонта (сторон света) по плану (географической карте).

Горизонтом называют часть земной поверхности, наблюдаемую на открытой местности. Различают математический или истинный горизонт (большой круг небесной сферы, плоскость которого перпендикулярна отвесной линии в месте наблюдения) и видимый горизонт (линия, по которой небо кажется сливающимся с земной поверхностью). На ровной поверхности видимый горизонт представляет собой окружность.

Для ориентирования на местности используют четыре главные точки горизонта (или соответствующие четверти) — стороны горизонта или страны света. Направление к точке горизонта относительно стран света называют румбом.

Между основными сторонами горизонта (север, восток, юг и запад) находятся промежуточные — северо-восток, юго-восток, юго-запад, северо-запад и др. Определить стороны горизонта можно по Солнцу, звездам и другим объектам.

ориентирование  азимут, направления

Если встать лицом на север, то сзади будет юг, справа — восток, а слева — запад. Это основные стороны горизонта. Между ними расположены промежуточные стороны горизонта: северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад. Таким образом, основных и промежуточных сторон горизонта восемь, а направлений гораздо больше. Как же в этом случае определить направление?  Это делается с помощью определения азимута (курса по компасу).

Компас — прибор, указывающий направление магнитного меридиана. Азимут (от араб. ас-сумут — путь, направление) — это угол, отсчитываемый по ходу часовой стрелки, измеренный в градусах по карте, между севером и той точкой, куда вы хотите попасть.

компасСориентировать компас — значит повернуть его таким образом, чтобы синяя стрелка, всегда показывающая на север, совместилась с отметкой С («север») на циферблате компаса.

Компас. Строение компаса.

строение компаса. компас

Однако если под рукой нет компаса, ориентироваться можно и другими способами.

Определение сторон горизонта по Солнцу

На территории северного полушария в летнее время солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе. Днём (в 13 часов зимой и 14 часов летом) Солнце указывает строго на юг, тень от предметов ложится на север. С 10 утра до 19 вечера Солнце всегда находится южнее ориентирующегося. В зимнее время Солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе. Точно на востоке и на западе Солнце восходит и заходит в дни весеннего и осеннего равноденствий (21 марта и 23 сентября).

Есть способ ориентирования по Солнцу, не требующий знания времени. Следует взять палку и воткнуть её в землю вертикально. Вершина отбрасываемой тени обозначается точкой. Спустя определённый промежуток времени (например, полчаса) Солнце переместится, и вершину новой тени тоже нужно обозначить точкой. Если провести стрелку от первой точки к второй, получится точное направление на восток.

Для более точного определения сторон света понадобятся любые циферблатные часы (часы со стрелками). Если часовую стрелку направить на Солнце, то угол между часовой стрелкой и цифрой «1» (зимой) или цифрой «2» (летом) следует разделить пополам. Получившееся направление будет указывать на юг. Север будет в противоположном направлении.

Чем севернее находится местность, тем точнее получится результат. В южных областях и в летний период погрешность этого метода может достигать 25%. Весной и осенью в северных широтах точность метода повышается. Максимальную точность этот способ дает в зимнее время. В летний период Солнце перемещается по небу со средней угловой скоростью 15° в час. В 14 часов (по летнему времени) оно будет находиться строго на юге. Каждый час светило будет смещаться на 15° западнее. Например, в 17 часов оно сместится на 45 градусов к западу. Половина прямого угла и есть 45 градусов. То есть, если в 17 часов мысленно отложить половину прямого угла от направления на Солнце влево, получится точное направление на юг.

Ориентирование по звездам.

В северном полушарии ориентиром служит Полярная звезда — наиболее яркая звезда в созвездии Малой Медведицы. Она сохраняет почти постоянное положение на небе при видимом суточном вращении небесной сферы и в ясные ночи удобна для определения направления на север и широты места, приблизительно равной её высоте над горизонтом. Направление на Полярную звезду определяется следующим образом: через две крайние звезды «ковша» Большой Медведицы мысленно проводится прямая, на которой откладывается пятикратное расстояние между этими звездами, а в конце пятого отрезка находится Полярная звезда — ошибки менее 2°.

Для того, чтобы определить стороны света в южном полушарии по звездам необходимо найти созвездие Южный крест. Созвездие состоит из пяти ярких звезд. Четыре звезды созвездия Южный крест расположены в виде креста, для определения сторон света необходимо провести две линии в виде крестика. Одна из линий будет длиннее второй, соответственно одна звезда креста расположена дальше других, получится крест с ручкой для держания. Данную ручку креста необходимо воображаемо сделать длиннее в четыре раза и опустить вертикально на линию горизонта, это и будет юг. Либо подождите пока Южный крест на небе встанет вертикально, тогда ручка будет указывать на юг.

Ориентирование по Луне.

По Луне ориентироваться намного сложнее, чем по звёздам, по Солнцу и точность обычно намного ниже. Чтобы иметь возможность ориентироваться по Луне, нужно запомнить следующее: серп «молодой» луны, изогнутый в правую сторону, виден вечером в западной стороне неба и заходит вскоре после захода Солнца.

Различают четыре основные фазы Луны:

  1. Новолуние — на небе не видна.
  2. Первая четверть — форма полукруга обращенного выпуклой стороной вправо (рождающийся месяц).
  3. Полнолуние — полный диск луны.
  4. Последняя четверть — форма полукруга обращенного выпуклой стороной влево (старая Луна).

Сведения о наступлении лунных фаз можно найти в отрывных и настольных календарях, по средствам Internet.

В Первой четверти Луна бывает на юге около 7 часов вечера. Полная Луна в южном направлении наблюдается около 1 часа ночи. В 10 часов вечера она бывает в юго-восточной стороне неба, а в 4 часа утра — на юго-западе. Луна в Последней четверти находится на юге в 7 часов утра. Серп «старой» луны, напоминающий букву «С», виден утром, незадолго до восхода Солнца, в восточной стороне неба.

 Ориентирование по местным признакам.

Некоторые местные предметы и признаки также могут служить простейшим определителем сторон горизонта. Ориентирование по местным природным признакам в лесу производится по направлению север-юг (рис. 28). Это связано с тем, что растительный мир очень отзывчив на солнечное тепло. На север указывают: влажные стороны зданий, камней, замшелые стволы деревьев, пятна-снежинки на склонах (весной), бедная сторона кроны деревьев; у пней меньше толщина годовых колец.

Кроме того: муравейники, обычно, располагаются к югу от пней и деревьев, с юга на стволах хвойных деревьев выделяется больше смолы и др.

Однако, надо понимать, что все способы ориентирования по местным признакам показаны в преувеличенном виде и взяты в идеальных условиях. В реальности же все намного сложнее. Приметы могут быть противоречивыми, в настоящем лесу присутствуют многочисленные и разнообразные факторы, влияющие на эти признаки: рельеф, погодные условия, ветры и т.д. Поэтому человеку, даже наизусть знающему все способы ориентирования по местным признакам, бывает очень сложно верно определить стороны света. Ни в коем случае нельзя полагаться на 1-2 случайно увиденных признака. Их обязательно должно быть не менее 5.

[divider height=»30″ style=»default» line=»default» themecolor=»2″]

Закрепить теорию практикой !

(пройти тесты с проверкой ответа сразу и объяснением правильного ответа)

[button title=»Онлайн-тренажер: Стороны горизонта. Ориентирование.» link=»http://контроль-знаний.рф/geografiya-6-klass-izobrazhenie-poverkhn/» target=»_blank» align=»» icon=»» icon_position=»» color=»» font_color=»» size=»2″ full_width=»» class=»» download=»» rel=»» onclick=»»]
[divider height=»30″ style=»default» line=»default» themecolor=»2″]

Конспект по географии 6 класса «Ориентирование. Компас. Азимут».
Следующая тема: Земля — планета Солнечной системы

Ориентирование. Компас. Азимут

Ориентирование — это определение своего местоположения относительно сторон горизонта (сторон света) по плану (географической карте).

Горизонтом называют часть земной поверхности, наблюдаемую на открытой местности. Различают математический или истинный горизонт (большой круг небесной сферы, плоскость которого перпендикулярна отвесной линии в месте наблюдения) и видимый горизонт (линия, по которой небо кажется сливающимся с земной поверхностью). На ровной поверхности видимый горизонт представляет собой окружность.

Для ориентирования на местности используют четыре главные точки горизонта (или соответствующие четверти) — стороны горизонта или страны света. Направление к точке горизонта относительно стран света называют румбом.

Между основными сторонами горизонта (север, восток, юг и запад) находятся промежуточные — северо-восток, юго-восток, юго-запад, северо-запад и др. Определить стороны горизонта можно по Солнцу, звездам и другим объектам.

ориентирование  азимут, направления

Если встать лицом на север, то сзади будет юг, справа — восток, а слева — запад. Это основные стороны горизонта. Между ними расположены промежуточные стороны горизонта: северо-восток, северо-запад, юго-восток, юго-запад. Таким образом, основных и промежуточных сторон горизонта восемь, а направлений гораздо больше. Как же в этом случае определить направление?  Это делается с помощью определения азимута (курса по компасу).

Компас — прибор, указывающий направление магнитного меридиана. Азимут (от араб. ас-сумут — путь, направление) — это угол, отсчитываемый по ходу часовой стрелки, измеренный в градусах по карте, между севером и той точкой, куда вы хотите попасть.

компасСориентировать компас — значит повернуть его таким образом, чтобы синяя стрелка, всегда показывающая на север, совместилась с отметкой С («север») на циферблате компаса.

Компас. Строение компаса.

строение компаса. компас

Однако если под рукой нет компаса, ориентироваться можно и другими способами.

Определение сторон горизонта по Солнцу

На территории северного полушария в летнее время солнце восходит на северо-востоке, а заходит на северо-западе. Днём (в 13 часов зимой и 14 часов летом) Солнце указывает строго на юг, тень от предметов ложится на север. С 10 утра до 19 вечера Солнце всегда находится южнее ориентирующегося. В зимнее время Солнце восходит на юго-востоке, а заходит на юго-западе. Точно на востоке и на западе Солнце восходит и заходит в дни весеннего и осеннего равноденствий (21 марта и 23 сентября).

Есть способ ориентирования по Солнцу, не требующий знания времени. Следует взять палку и воткнуть её в землю вертикально. Вершина отбрасываемой тени обозначается точкой. Спустя определённый промежуток времени (например, полчаса) Солнце переместится, и вершину новой тени тоже нужно обозначить точкой. Если провести стрелку от первой точки к второй, получится точное направление на восток.

Для более точного определения сторон света понадобятся любые циферблатные часы (часы со стрелками). Если часовую стрелку направить на Солнце, то угол между часовой стрелкой и цифрой «1» (зимой) или цифрой «2» (летом) следует разделить пополам. Получившееся направление будет указывать на юг. Север будет в противоположном направлении.

Чем севернее находится местность, тем точнее получится результат. В южных областях и в летний период погрешность этого метода может достигать 25%. Весной и осенью в северных широтах точность метода повышается. Максимальную точность этот способ дает в зимнее время. В летний период Солнце перемещается по небу со средней угловой скоростью 15° в час. В 14 часов (по летнему времени) оно будет находиться строго на юге. Каждый час светило будет смещаться на 15° западнее. Например, в 17 часов оно сместится на 45 градусов к западу. Половина прямого угла и есть 45 градусов. То есть, если в 17 часов мысленно отложить половину прямого угла от направления на Солнце влево, получится точное направление на юг.

Ориентирование по звездам.

В северном полушарии ориентиром служит Полярная звезда — наиболее яркая звезда в созвездии Малой Медведицы. Она сохраняет почти постоянное положение на небе при видимом суточном вращении небесной сферы и в ясные ночи удобна для определения направления на север и широты места, приблизительно равной её высоте над горизонтом. Направление на Полярную звезду определяется следующим образом: через две крайние звезды «ковша» Большой Медведицы мысленно проводится прямая, на которой откладывается пятикратное расстояние между этими звездами, а в конце пятого отрезка находится Полярная звезда — ошибки менее 2°.

Для того, чтобы определить стороны света в южном полушарии по звездам необходимо найти созвездие Южный крест. Созвездие состоит из пяти ярких звезд. Четыре звезды созвездия Южный крест расположены в виде креста, для определения сторон света необходимо провести две линии в виде крестика. Одна из линий будет длиннее второй, соответственно одна звезда креста расположена дальше других, получится крест с ручкой для держания. Данную ручку креста необходимо воображаемо сделать длиннее в четыре раза и опустить вертикально на линию горизонта, это и будет юг. Либо подождите пока Южный крест на небе встанет вертикально, тогда ручка будет указывать на юг.

Ориентирование по Луне.

По Луне ориентироваться намного сложнее, чем по звёздам, по Солнцу и точность обычно намного ниже. Чтобы иметь возможность ориентироваться по Луне, нужно запомнить следующее: серп «молодой» луны, изогнутый в правую сторону, виден вечером в западной стороне неба и заходит вскоре после захода Солнца.

Различают четыре основные фазы Луны:

  1. Новолуние — на небе не видна.
  2. Первая четверть — форма полукруга обращенного выпуклой стороной вправо (рождающийся месяц).
  3. Полнолуние — полный диск луны.
  4. Последняя четверть — форма полукруга обращенного выпуклой стороной влево (старая Луна).

Сведения о наступлении лунных фаз можно найти в отрывных и настольных календарях, по средствам Internet.

В Первой четверти Луна бывает на юге около 7 часов вечера. Полная Луна в южном направлении наблюдается около 1 часа ночи. В 10 часов вечера она бывает в юго-восточной стороне неба, а в 4 часа утра — на юго-западе. Луна в Последней четверти находится на юге в 7 часов утра. Серп «старой» луны, напоминающий букву «С», виден утром, незадолго до восхода Солнца, в восточной стороне неба.

 Ориентирование по местным признакам.

Некоторые местные предметы и признаки также могут служить простейшим определителем сторон горизонта. Ориентирование по местным природным признакам в лесу производится по направлению север-юг (рис. 28). Это связано с тем, что растительный мир очень отзывчив на солнечное тепло. На север указывают: влажные стороны зданий, камней, замшелые стволы деревьев, пятна-снежинки на склонах (весной), бедная сторона кроны деревьев; у пней меньше толщина годовых колец.

Кроме того: муравейники, обычно, располагаются к югу от пней и деревьев, с юга на стволах хвойных деревьев выделяется больше смолы и др.

Однако, надо понимать, что все способы ориентирования по местным признакам показаны в преувеличенном виде и взяты в идеальных условиях. В реальности же все намного сложнее. Приметы могут быть противоречивыми, в настоящем лесу присутствуют многочисленные и разнообразные факторы, влияющие на эти признаки: рельеф, погодные условия, ветры и т.д. Поэтому человеку, даже наизусть знающему все способы ориентирования по местным признакам, бывает очень сложно верно определить стороны света. Ни в коем случае нельзя полагаться на 1-2 случайно увиденных признака. Их обязательно должно быть не менее 5.

Закрепить теорию практикой !

(пройти тесты с проверкой ответа сразу и объяснением правильного ответа)

Онлайн-тренажер: Стороны горизонта. Ориентирование.


Конспект по географии 6 класса «Ориентирование. Компас. Азимут».
Следующая тема: Земля — планета Солнечной системы

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Определение авторской позиции в тексте сочинение егэ
  • Оправдывает ли цель средства сочинение аргументы
  • Оправдывает ли цель средства итоговое сочинение
  • Оправдывает ли автор поступок глебова сочинение рассуждение
  • Оправдали ли мы ваши надежды не знаем ведь экзамен конечный еще так далеко

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии