Когда, по утверждению рассказчика — Алексея Арсеньева, он вступил в «сознательную жизнь»?
Алексей «незаметно» вступил в сознательную жизнь и ощутил это внезапно, случайно заглянув в трюмо и увидев в нем с удивлением и даже некоторым страхом довольно высокого, худощавого, стройного мальчика в коричневой косоворотке. Он много раз видел себя в зеркале, но только сейчас заметил и осознал, что вырос, и был удивлен и даже напуган этим.
Его волнует многое: перемена, произошедшая с ним, новый облик, ощущение своей привлекательности, смутное предчувствие перемен. Ему довелось также пережить много горя — смерть бабушки, сестры Нади. Тема взросления героя становится одной из основных тем «Жизни Арсеньева».
Алексей вспоминает об иллюстрациях в тех книгах, которые он читал в детстве, — они запомнились ему на всю жизнь. Остались ли и у вас воспоминания об иллюстрациях давно прочитанных книг?
Мне особенно запомнились иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина, выполненные художником И. Билибиным. Прекрасно иллюстрировал «Мертвые души» А. Агин. У каждого моего одноклассника свои воспоминания.
Согласны ли вы с Алешей Арсеньевым, что знакомые строки «У лукоморья дуб зеленый…» так хороши, что их заслуженно можно назвать «колдовскими»?
Совершенно согласен с Алешей Арсеньевым, что строки «У лукоморья дуб зеленый…» завораживают своим очарованием, настоящим колдовством слова, поэтичностью художественной речи. В прологе к «Руслану и Людмиле» собраны известные с детства образы из волшебных сказок. Пушкин нарисовал таинственно-сказочную картину с «неведомыми дорожками» и «следами невиданных зверей». Хочется читать и перечитывать вслед за юным героем подлинно волшебные и таинственные строки, вводящие в чарующий колдовской мир: «Там лес и дол видений полны…» Важно отметить, что Бунин писал свою «вымышленную автобиографию» в зрелом возрасте, и тем дороже для него воспоминания детства и юности. И потому очарование пушкинского пролога к «Руслану и Людмиле» — это и очарование ребенка, и очарование вспоминающего детские годы взрослого писателя.
Как Алеше удается доказать, что «Страшная месть» Н. В. Гоголя утверждает торжество справедливости? Убедил ли он вас в этом?
Он видит торжество справедливости в удовлетворении чувства «священнейшей законности возмездия», а это, по его мнению, означает конечное торжество добра над злом; и зло должно караться с предельной беспощадностью. Такое понимание нравственности связано у Алеши с верой в Бога, совершающего справедливость возмездия. В представлении героя возмездие «повергает человека в сладкий ужас и трепет и разрешается бурей восторга как бы злорадного, который есть на самом деле взрыв нашей высшей любви к Богу и к ближнему».
Опишите приемный экзамен в гимназию. Что спрашивали у Алеши? Знаете ли вы, кто такие амаликитяне? Как отнесся к этому вопросу отец Алеши?
Приемный экзамен описан кратко. Мы только знаем, что Алексей дома готовился к нему три года. Он был несложен: надо было помножить пятьдесят пять на тридцать, рассказать, кто были такие амаликитяне, четко и красиво написать фразу и прочитать стихотворение Пушкина «Румяной зарею покрылся восток…». Рыжий в очках учитель предусмотрительно прервал чтение стихотворения, когда Алексей дошел до чтения эротических строк («учителю слишком хорошо было известно это пробужденье»). Что касается амаликитян, то это кочевое племя в Палестине. Слова отца говорят о ненужности, чуждости многого из того, о чем спрашивали Алешу на экзамене. Да и сам он видел в гимназии много ненужного.
Опишите первый бал, на котором удалось побывать герою. Сочувствуете ли вы его переживаниям и понятны ли они вам?
Это был бал в женской гимназии. Стояли морозные дни. Во дворе женской гимназии выравнивали сугробы по бокам проезда к парадному крыльцу и сажали в два ряда нарядные густые свежие елки. Навстречу Арсеньеву и Глебочке шли гимназистки в шубках и ботинках, в хорошеньких шапочках и капорах, с длинными посеребренными инеем ресницами и лучистыми глазами, некоторые из них приветливо звали на ходу: «Милости просим на бал!» Эти девочки пробуждали в герое первые чувства, чувства, «которым суждено было впоследствии владеть мной с такой силой…».
Бал пробудил в Арсеньеве целую гамму воспоминаний. Он был нарядным, красивым, легким и ловким гимназистом в новом синем мундирчике и белых перчатках. Он радостно мешался в нарядной девичьей толпе, носился от радости по коридорам и лестницам, скользил по паркету среди танцующих. Он вспоминал огромную залу, залитую жемчужным светом люстр, хор с торжествующими громами военной музыки. Он дышал тем душистым зноем, которым дурманят балы новичков. Каждая девочка, детали ее внешности и одежды волновали юного героя, очаровывали его.
Из воспоминаний Арсеньева неясно, танцевал ли он сам или только в радостном вихре носился среди танцующих. Самое главное в этих воспоминаниях — передача чувства, настроения входящего в пору «юности мятежной» героя, от лица которого ведется повествование. Эти чувства светлые, радостные, захватывающие все существо Алексея. И как бы ни менялись времена, они становятся понятными и новым поколениям, нынешним старшеклассникам. Очень хочется, чтобы наши школьные вечера назывались балами, а не дискотеками, потому что бал — это праздничное действие, которое символизирует вхождение в неизведанное, открывает новые, благородные чувства. Понимая переживания Арсеньева, мы немного завидуем ему.
Попробуйте дать собственный комментарий к стихотворениям Пушкина, о которых говорится в тексте. Используйте опыт рассуждений, которые вы нашли на страницах произведения Бунина.
Привлекает восторженность мальчика произведениями русской поэзии, особенно стихами Пушкина, без которых он уже не мыслил своего существования и которые органически вошли в его жизнь, сопровождая повседневные наблюдения, заботы, просто созерцание картин собственного быта. Мы чувствуем, что особенно Алексея привлекают картины природы, созданные Пушкиным, которые углубляют поэтический характер восприятия им окружающей действительности.
Бунин, Жизнь Арсеньева. Опишите приемный экзамен в гимназию
1.9 (38.6%) 57 votes
На этой странице искали :
- когда по утверждению рассказчика алексея арсеньева
- когда по утверждению рассказчика алексея арсеньева он вступил
- когда по утверждению рассказчика алексея арсеньева он вступил в сознательную жизнь
- опишите приемный экзамен в гимназию что спрашивали у алеши
- опишите первый бал на котором удалось побывать герою
Бунин, Жизнь Арсеньева. Опишите приемный экзамен в гимназию Когда, по утверждению рассказчика – Алексея Арсеньева, он вступил в “сознательную жизнь”? Алексей “незаметно” вступил в сознательную жизнь и ощутил это внезапно, случайно заглянув в трюмо и увидев в нем с удивлением и даже некоторым страхом довольно высокого, худощавого, стройного мальчика в коричневой косоворотке.
Он много раз видел себя в зеркале, но только сейчас заметил и осознал, что вырос, и был удивлен и даже напуган этим.
Его волнует многое: перемена,
произошедшая с ним, новый облик, ощущение своей привлекательности, смутное предчувствие перемен. Ему довелось также пережить много горя – смерть бабушки, сестры Нади. Тема взросления героя становится одной из основных тем “Жизни Арсеньева”.
Алексей вспоминает об иллюстрациях в тех книгах, которые он читал в детстве, – они запомнились ему на всю жизнь. Остались ли и у вас воспоминания об иллюстрациях давно прочитанных книг? Мне особенно запомнились иллюстрации к сказкам А. С. Пушкина, выполненные художником И. Билибиным.
Прекрасно иллюстрировал “Мертвые души” А. Агин.
У каждого моего одноклассника свои воспоминания.
Согласны ли вы с Алешей Арсеньевым, что знакомые строки “У лукоморья дуб зеленый…” так хороши, что их заслуженно можно назвать “колдовскими”?
Совершенно согласен с Алешей Арсеньевым, что строки “У лукоморья дуб зеленый…” завораживают своим очарованием, настоящим колдовством слова, поэтичностью художественной речи. В прологе к “Руслану и Людмиле” собраны известные с детства образы из волшебных сказок. Пушкин нарисовал таинственно-сказочную картину с “неведомыми дорожками” и “следами невиданных зверей”. Хочется читать и перечитывать вслед за юным героем подлинно волшебные и таинственные строки, вводящие в чарующий колдовской мир: “Там лес и дол видений полны…” Важно отметить, что Бунин писал свою “вымышленную автобиографию” в зрелом возрасте, и тем дороже для него воспоминания детства и юности.
И потому очарование пушкинского пролога к “Руслану и Людмиле” – это и очарование ребенка, и очарование вспоминающего детские годы взрослого писателя.
Как Алеше удается доказать, что “Страшная месть” Н. В. Гоголя утверждает торжество справедливости? Убедил ли он вас в этом?
Он видит торжество справедливости в удовлетворении чувства “священнейшей законности возмездия”, а это, по его мнению, означает конечное торжество добра над злом; и зло должно караться с предельной беспощадностью. Такое понимание нравственности связано у Алеши с верой в Бога, совершающего справедливость возмездия. В представлении героя возмездие “повергает человека в сладкий ужас и трепет и разрешается бурей восторга как бы злорадного, который есть на самом деле взрыв нашей высшей любви к Богу и к ближнему”.
Опишите приемный экзамен в гимназию. Что спрашивали у Алеши? Знаете ли вы, кто такие амаликитяне?
Как отнесся к этому вопросу отец Алеши?
Приемный экзамен описан кратко. Мы только знаем, что Алексей дома готовился к нему три года. Он был несложен: надо было помножить пятьдесят пять на тридцать, рассказать, кто были такие амаликитяне, четко и красиво написать фразу и прочитать стихотворение Пушкина “Румяной зарею покрылся восток…”.
Рыжий в очках учитель предусмотрительно прервал чтение стихотворения, когда Алексей дошел до чтения эротических строк (“учителю слишком хорошо было известно это пробужденье”). Что касается амаликитян, то это кочевое племя в Палестине. Слова отца говорят о ненужности, чуждости многого из того, о чем спрашивали Алешу на экзамене.
Да и сам он видел в гимназии много ненужного.
Опишите первый бал, на котором удалось побывать герою. Сочувствуете ли вы его переживаниям и понятны ли они вам?
Это был бал в женской гимназии. Стояли морозные дни. Во дворе женской гимназии выравнивали сугробы по бокам проезда к парадному крыльцу и сажали в два ряда нарядные густые свежие елки.
Навстречу Арсеньеву и Глебочке шли гимназистки в шубках и ботинках, в хорошеньких шапочках и капорах, с длинными посеребренными инеем ресницами и лучистыми глазами, некоторые из них приветливо звали на ходу: “Милости просим на бал!” Эти девочки пробуждали в герое первые чувства, чувства, “которым суждено было впоследствии владеть мной с такой силой…”.
Бал пробудил в Арсеньеве целую гамму воспоминаний. Он был нарядным, красивым, легким и ловким гимназистом в новом синем мундирчике и белых перчатках. Он радостно мешался в нарядной девичьей толпе, носился от радости по коридорам и лестницам, скользил по паркету среди танцующих.
Он вспоминал огромную залу, залитую жемчужным светом люстр, хор с торжествующими громами военной музыки. Он дышал тем душистым зноем, которым дурманят балы новичков. Каждая девочка, детали ее внешности и одежды волновали юного героя, очаровывали его.
Из воспоминаний Арсеньева неясно, танцевал ли он сам или только в радостном вихре носился среди танцующих. Самое главное в этих воспоминаниях – передача чувства, настроения входящего в пору “юности мятежной” героя, от лица которого ведется повествование. Эти чувства светлые, радостные, захватывающие все существо Алексея. И как бы ни менялись времена, они становятся понятными и новым поколениям, нынешним старшеклассникам.
Очень хочется, чтобы наши школьные вечера назывались балами, а не дискотеками, потому что бал – это праздничное действие, которое символизирует вхождение в неизведанное, открывает новые, благородные чувства. Понимая переживания Арсеньева, мы немного завидуем ему.
Попробуйте дать собственный комментарий к стихотворениям Пушкина, о которых говорится в тексте. Используйте опыт рассуждений, которые вы нашли на страницах произведения Бунина.
Привлекает восторженность мальчика произведениями русской поэзии, особенно стихами Пушкина, без которых он уже не мыслил своего существования и которые органически вошли в его жизнь, сопровождая повседневные наблюдения, заботы, просто созерцание картин собственного быта. Мы чувствуем, что особенно Алексея привлекают картины природы, созданные Пушкиным, которые углубляют поэтический характер восприятия им окружающей действительности.
Loading…
OBRAZOVALKA.COM
OBRAZOVALKA.COM — образовательный портал
Наш сайт это площадка для образовательных консультаций, вопросов и ответов для школьников и студентов .
На вопросы могут отвечать также любые пользователи, в том числе и педагоги.
Консультацию по вопросам и домашним заданиям может получить любой школьник или студент.
Экзамены в гимназию (Отрывок из романа «Жизнь Арсеньева»)
В августе того года я уже носил синий картузик с серебряным значком на околыше. Просто Алёши не стало, — теперь был Арсеньев Алексей, ученик первого класса такой-то мужской гимназии…
Часто в то лето пугало предчувствие разлуки с матерью, с Олей, с Баскаковым[17] и со всем родным гнездом, находил страх перед одинокой, неизвестной жизнью у каких-то чужих, городских людей, перед тем, что называется какой-то гимназией с её строгими и беспощадными учителями в мундирах. То и дело сжималось сердце при взгляде на мать и Баскакова, у которых, конечно, тоже сжималось сердце при виде меня. Но сейчас же я с радостью говорил себе: всё это ещё так не скоро! И с радостью обращался к тому заманчивому, что ведь тоже таилось в моём будущем. Я буду гимназист, буду ходить в форме, буду жить в городе, у меня будут товарищи, из которых я выберу себе верного друга…
В начале августа меня повезли наконец — на экзамены. Когда послышался под крыльцом шум тарантаса[18], у матери, у няньки, у Баскакова изменились лица, Оля заплакала, отец и братья переглянулись с неловкими улыбками. «Ну, присядем», — решительно сказал отец, и все несмело сели. «Ну, с Богом», — через мгновенье ещё решительнее сказал он, и все сразу закрестились и встали. У меня от страха ослабели ноги, и я закрестился так усердно и торопливо, что мать со слезами кинулась целовать и крестить меня. Но я уже оправился[19] — пока она, плача, целовала и крестила меня, я уже думал: «А может, Бог даст, я ещё не выдержу…»
Увы, я выдержал. Три года готовили меня к этому знаменательному дню, а меня только заставили помножить пятьдесят пять на тридцать… Попросили «чётко и красиво» написать: «Снег бел, но невкусен» да прочесть наизусть: «Румяной зарёю покрылся восток…». Тут мне даже кончить не дали; едва я дошёл до пробужденья стад «на мягких лугах», как меня остановили, — верно, учителю (рыжему, в золотых очках, с широко открытыми ноздрями) слишком хорошо было известно это пробужденье, и он поспешно сказал:
— Ну, прекрасно, — довольно, довольно, вижу, что знаешь…
Всё вышло гораздо проще, чем я ожидал, разрешилось с неожиданной быстротой, лёгкостью, незначительностью. А меж тем ведь какую черту перешагнул я!..
После экзамена нам с отцом тотчас же сказали, что я принят и что мне даётся отпуск до первого сентября. У отца точно гора с плеч свалилась, — он страшно соскучился сидеть в «учительской», где испытывали мои знания, — у меня ещё более. Всё вышло отлично: и выдержал, и целых три недели свободы впереди!..
— Ну-с, зайдём теперь поскорей к портному — и обедать! — весело сказал отец, выходя из гимназии.
И мы зашли к какому-то маленькому человеку, удивившему меня той ловкостью, с которой он снимал с меня мерку. Потом в «шапочное заведение», хозяин которого… выбрал мне… превосходный синий картузик, на околышке которого ярко белели две серебряных веточки. В этом картузике я и домой вернулся, — на радость всем.
Читать книгу Тамара Курдюмова — Литература. 9 класс. Часть 2, Жанр: Детская образовательная литература. Читайте книги онлайн, полностью, бесплатно, без регистрации на ТОП-сайте Vse-Knigi.com
2. Опишите приёмный экзамен в гимназию. Что спрашивали у Алёши? Знаете ли вы, кто такие амаликитяне? Как отнёсся к этому вопросу отец Алёши?
3. Опишите первый бал, на котором удалось побывать герою. Сочувствуете ли вы его переживаниям и понятны ли они вам?
1. Алексей вспоминает об иллюстрациях в тех книгах, которые он читал в детстве, – они запомнились ему на всю жизнь. Остались ли и у вас воспоминания об иллюстрациях давно прочитанных книг?
2. Согласны ли вы с Алёшей Арсеньевым, что знакомые строки «У лукоморья дуб зелёный…» так хороши, что их заслуженно можно назвать «колдовскими»?
3. Как Алёше удаётся доказать, что «Страшная месть» Н. В. Гоголя утверждает торжество справедливости? Убедил ли он вас в этом?
4. Попробуйте дать собственный комментарий к стихотворениям Пушкина, о которых говорится в тексте. Используйте опыт рассуждений, которые вы нашли на страницах произведения Бунина.
5. Оцените Алёшу как читателя. Согласны ли вы с его оценками книг и авторов?
Максим Горький
(1868–1936)
Человека создаёт его сопротивление окружающей среде.
М. Горький
Как сложилась жизнь Алексея Пешкова, который впоследствии стал Максимом Горьким? Наиболее убедительно суждение писателя Евгения Замятина: «Они жили вместе – Горький и Пешков. Судьба кровно, неразрывно связала их. Они были похожи друг на друга и всё-таки не совсем одинаковы. Иногда случалось, что они спорили и ссорились друг с другом, потом снова мирились и шли в жизни рядом.
Их пути разошлись только недавно: в июне 1936 года Алексей Пешков умер, Максим Горький остался жить. Человек с самым обычным лицом русского мастерового и со скромным именем „Пешков“ был тот самый, кто выбрал для себя псевдоним „Горький“».
В послереволюционные годы Максим Горький отдавал все силы для того, чтобы спасти лучших людей нации, её ум и совесть, он не только стремится спасти невиновных, он создаёт различные учреждения, которые, с одной стороны, показывали веру в возможность расцвета культуры, а с другой стороны, спасали от голодной смерти десятки людей: издательство «Всемирная литература», Комитет исторических пьес, Дом искусств, Дом учёных. Планы Горького походили на сооружение грандиозного здания, они были рассчитаны на десятки лет. В столице, где тогда уже не было хлеба, света, трамваев, в атмосфере разрушения и катастрофы, эти затеи казались в лучшем случае утопическими. Но Горький в них верил («надо верить») и своей верой сумел заразить многих скептиков. «Мне приходилось, – пишет Е. Замятин, – встречаться с ним очень часто, и помню, я не раз с изумлением задавал себе вопрос: сколько часов в сутках у этого человека? Как у него, вечно покашливающего в прокуренные рыжие усы, наполовину съеденного туберкулёзом, хватает сил на всё…»
Но времена менялись, сил становилось всё меньше. Глубокой осенью 1921 года Горький выехал за границу. Возвратиться на Родину хотелось как можно быстрее, однако мешали самые различные обстоятельства: сложные отношения с Л. Троцким, враждебные с Г. Зиновьевым…
В 1922 году Горький завершил работу над повестью «Мои университеты» – последней книгой автобиографической трилогии.
Прошли годы. Горький несколько раз приезжал в Россию – в 1928, 1929, 1931, 1932, 1933 годах – на несколько месяцев. Один из исследователей жизни писателя пишет: «Когда уехал Горький? Горький уехал при Ленине, уехал потому, что не мог оставаться. Когда вернулся Горький? Вернулся при Сталине. Вернулся потому, что не мог не вернуться». Горькому показали, как его любят на Родине и доказали, что он необходим России как организатор литературных сил.
Писатель поверил, он был убеждён, что новая Россия строит новую жизнь, и готов встать на её защиту. 15 ноября 1930 года появляется его статья под грозным заголовком «Если враг не сдаётся, его уничтожают», она одновременно появилась в газетах «Правда» и «Известия». Этот жестокий афоризм остался надолго в памяти людей.
9 мая 1933 года. Возвращение в СССР. Интенсивная литературная и издательская деятельность: серия «Библиотека поэта», альманах «Год шестнадцатый» и др. Подготовка к писательскому съезду.
1934 год. Работа над четвёртым томом романа-эпопеи «Жизнь Клима Самгина», публицистическими и критическими статьями. Проведение Первого Всесоюзного съезда писателей.
18 июня 1936 года Максим Горький умер.
Е. Замятин утверждал: «Горький никогда не мог оставаться только зрителем, он всегда вмешивался в самую гущу событий, он хотел действовать. Он был заряжен такой энергией, которой было тесно на страницах книг: она выливалась в жизнь – это книга, это увлекательный роман».
Мои университеты. В сокращении
Итак – я еду учиться в Казанский университет, не менее этого.
Мысль об университете внушил мне гимназист Н. Евреинов, милый юноша, красавец с ласковыми глазами женщины. Он жил на чердаке в одном доме со мною, он часто видел меня с книгой в руке, это заинтересовало его, мы познакомились, и вскоре Евреинов начал убеждать меня, что я обладаю «исключительными способностями к науке».
– Вы созданы природой для служения науке, – говорил он, красиво встряхивая гривой длинных волос.
Я тогда ещё не знал, что науке можно служить в роли кролика, а Евреинов так хорошо доказывал мне: университеты нуждаются именно в таких парнях, каков я. Разумеется, была потревожена тень Михаила Ломоносова. Евреинов говорил, что в Казани я буду жить у него, пройду за осень и зиму курс гимназии, сдам «кое-какие» экзамены – он так и говорил: «кое-какие», – в университете мне дадут казённую стипендию, и лет через пять я буду «учёным». Всё – очень просто, потому что Евреинову было девятнадцать лет и он обладал добрым сердцем.
Сдав свои экзамены, он уехал, а недели через две и я отправился вслед за ним.
Провожая меня, бабушка советовала:
– Ты – не сердись на людей, ты сердишься всё, строг и заносчив стал! Это – от деда у тебя, а – что он, дед? Жил, жил, да в дураки и вышел, горький старик. Ты – одно помни: не Бог людей судит, это – чёрту лестно! Прощай, ну…
И, отирая с бурых, дряблых щёк скупые слёзы, она сказала:
– Уж не увидимся больше, заедешь ты, непоседа, далеко, а я – помру…
За последнее время я отошёл от милой старухи и даже редко видел её, а тут, вдруг, с болью почувствовал, что никогда уже не встречу человека, так плотно, так сердечно близкого мне.
Стоял на корме парохода и смотрел, как она там, у борта пристани, крестится одной рукою, а другой – концом старенькой шали – отирает лицо своё, тёмные глаза, полные сияния неистребимой любви к людям.
И вот я в полутатарском городе, в тесной квартирке одноэтажного дома. Домик одиноко торчал на пригорке, в конце узкой, бедной улицы, одна из его стен выходила на пустырь пожарища, на пустыре густо разрослись сорные травы; в зарослях полыни, репейника и конского щавеля, в кустах бузины возвышались развалины кирпичного здания, под развалинами – обширный подвал, в нём жили и умирали бездомные собаки. Очень памятен мне этот подвал, один из моих университетов.
Евреиновы – мать и два сына – жили на нищенскую пенсию. В первые же дни я увидал, с какой трагической печалью маленькая серая вдова, придя с базара и разложив покупки на столе кухни, решала трудную задачу: как сделать из небольших кусочков плохого мяса достаточное количество хорошей пищи для трёх здоровенных парней, не считая себя самоё?
Была она молчалива; в её серых глазах застыло безнадёжное, кроткое упрямство лошади, изработавшей все силы свои: тащит лошадка воз в гору и знает – не вывезу, – а всё-таки везёт!
Дня через три после моего приезда, утром, когда дети ещё спали, а я помогал ей в кухне чистить овощи, она тихонько и осторожно спросила меня:
– Вы зачем приехали?
– Учиться, в университет.
Её брови поползли вверх вместе с жёлтой кожей лба, она порезала ножом палец себе и, высасывая кровь, опустилась на стул, но, тотчас же вскочив, сказала:
– О, чёрт…
Обернув носовым платком порезанный палец, она похвалила меня:
– Вы хорошо умеете чистить картофель.
Ну, ещё бы не уметь! И я рассказал ей о моей службе на пароходе. Она спросила:
– Вы думаете – этого достаточно, чтоб поступить в университет?
В ту пору я плохо понимал юмор. Я отнёсся к её вопросу серьёзно и рассказал ей порядок действий, в конце которого предо мною должны открыться двери храма науки.
Она вздохнула:
– Ах, Николай, Николай…
А он, в эту минуту, вошёл в кухню мыться, заспанный, взлохмаченный и, как всегда, весёлый.
– Мама, хорошо бы пельмени сделать!
– Да, хорошо, – согласилась мать.
Желая блеснуть знанием кулинарного искусства, я сказал, что для пельменей мясо – плохо, да и мало его.
Тут Варвара Ивановна рассердилась и произнесла по моему адресу несколько слов настолько сильных, что уши мои налились кровью и стали расти вверх. Она ушла из кухни, бросив на стол пучок моркови, а Николай, подмигнув мне, объяснил её поведение словами:
Это было уже начало юности, время для всякого удивительное, для меня же, в силу некоторых моих особенностей, оказавшееся удивительным особенно: ведь, например, зрение у меня было такое, что я видел все семь звёзд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги…
Жизнь моя в это время не только опять резко изменилась внешне, но ознаменовалась ещё одним, внезапным и благодетельным переломом, расцветом, совершившимся во всём моём существе.
Удивителен весенний расцвет дерева. А как он удивителен, если весна дружная, счастливая! Тогда то незримое, что неустанно идёт в нём, проявляется, делается зримым особенно чудесно. Взглянув на дерево однажды утром, поражаешься обилию почек, покрывших его за ночь. А ещё через некий срок внезапно лопаются почки – и чёрный узор сучьев сразу осыпают несметные ярко-зелёные мушки. А там надвигается первая туча, гремит первый гром, свергается первый тёплый ливень – и опять, ещё раз совершается диво: дерево стало уже так тёмно, так пышно по сравнению со своей вчерашней голой снастью, раскинулось крупной и блестящей зеленью так густо и широко, стоит в такой красе и силе молодой крепкой листвы, что просто глазам не веришь… Нечто подобное произошло и со мной в то время. И вот настали для меня те волшебные дни —
Когда в таинственных долинах,
Весной, при кликах лебединых,
Близ вод, сиявших в тишине,
Являться стала муза мне…
Ни лицейских садов, ни царскосельских озёр и лебедей, ничего этого мне, потомку «промотавшихся отцов» в удел уже не досталось. Но великая и божественная новизна, свежесть и радость «всех впечатлений бытия», но долины, всегда и всюду таинственные для юного сердца, но сияющие в тишине воды и первые, жалкие, неумелые, но незабвенные встречи с музой – всё это у меня было. То, среди чего, говоря словами Пушкина, «расцветал» я, очень не походило на царскосельские парки. Но как пленительно, как родственно звучали для меня тогда пушкинские строки о них! Как живо выражали они существенность того, чем полна была моя душа, – те тайные лебединые клики, что порою так горячо и призывно оглашали её! И не всё ли равно, что именно извлекало их? И что с того, что ни единым словом не умел я их передать, выразить!
XVI
Все человеческие судьбы слагаются случайно, в зависимости от судеб, их окружающих… Так сложилась и судьба моей юности, определившей и всю мою судьбу.
Как в старинных стихах:
Мне возвращён был кров родимый,
Дарован мир степной глуши,
Привычный быт и круг любимый
И жар восторженной души…
Почему я возвратился под этот кров, почему бросил гимназию? И была ли бы моя юность такой, какой она была, и как сложилась бы вся моя жизнь, не случись этого на первый взгляд ничтожного события?
Отец иногда говорил, что я бросил гимназию по причинам совершенно непозволительным в своей неожиданности и нелепости, просто «по вольности дворянства», как он любил выражаться, бранил меня своенравным недорослем и пенял себе за попустительство этому своенравию. Но говорил он и другое, – суждения его всегда были крайне противоречивы, – то, что я поступил вполне «логично», – он произносил это слово очень точно и изысканно, – сделал так, как требовала моя натура.
– Нет, – говорил он, – призвание Алексея не гражданское поприще, не мундир и не хозяйство, а поэзия души и жизни. Да и хозяйствовать-то, слава Богу, уже не над чем. А тут, кто знает, может, вторым Пушкиным или Лермонтовым выйдет?..
В самом деле, многое сложилось против моего казённого учения: и та «вольность», которая была так присуща в прежние времена на Руси далеко не одному дворянству и которой немало было в моей крови, и наследственные черты отца, и моё призвание «к поэзии души и жизни», уже ясно определившееся в ту пору, и, наконец, то случайное обстоятельство, что брата сослали не в Сибирь, а в Батурино.
Я как-то сразу окреп и возмужал за последний год пребывания в гимназии. До этой поры во мне, думаю, преобладали черты матери, но тут быстро стали развиваться отцовские, – его бодрая жизненность, сопротивляемость обстоятельствам, той чувствительности, которая была и в нём, но которую он всегда бессознательно спешил взять в свои здоровые и крепкие руки, и его бессознательная настойчивость в достижении желаемого, его своенравие. То, весьма, в сущности, неважное, что произошло с братом и что казалось тогда всей нашей семье ужасным, пережито было мной не сразу, но всё-таки пережито и даже послужило к моей зрелости, к возбуждению моих сил. Я почувствовал, что отец прав, – «нельзя жить плакучей ивой», что «жизнь всё-таки великолепная вещь», как говорил он порой во хмелю, и уже сознательно видел, что в ней есть нечто неотразимо-чудесное – словесное творчество. И в мою душу запало твёрдое решение – во что бы то ни стало перейти в пятый класс, а затем навсегда развязаться с гимназией, вернуться в Батурино и стать «вторым Пушкиным или Лермонтовым», Жуковским, Баратынским, свою кровную принадлежность к которым я живо ощутил, кажется, с тех самых пор, как только узнал о них, на портреты которых я глядел как на фамильные. <…>
Книга третья
VIII
Пушкин был для меня в ту пору подлинной частью моей жизни.
Когда он вошёл в меня? Я слышал о нём с младенчества, и имя его всегда упоминалось у нас с какой-то почти родственной фамильярностью, как имя человека вполне «нашего» по тому общему, особому кругу, к которому мы принадлежали вместе с ним. Да он и писал всё только «наше», для нас и с нашими чувствами. Буря, что в его стихах мглой крыла небо, «вихри снежные крутя», была та самая, что бушевала в зимние вечера вокруг Каменского хутора. Мать иногда читала мне (певуче и мечтательно, на старомодный лад, с милой, томной улыбкой): «Вчера за чашей пуншевою с гусаром я сидел» – и я спрашивал: «С каким гусаром, мама? С покойным дяденькой?» Она читала: «Цветок засохший, безуханный, забытый в книге, вижу я» – и я видел этот цветок в её собственном девичьем альбоме… Что же до моей юности, то вся она прошла с Пушкиным.
Никак не отделим был от неё и Лермонтов:
Немая степь синеет, и кольцом
Серебряным Кавказ её объемлет,
Над морем он, нахмурясь, тихо дремлет,
Как великан, склонившись над щитом,
Рассказам волн кочующих внимая,
А море Чёрное шумит, не умолкая…
Какой дивной юношеской тоске о далёких странствиях, какой страстной мечте о далёком и прекрасном и какому заветному душевному звуку отвечали эти строки, пробуждая, образуя мою душу! И всё-таки больше всего был я с Пушкиным. Сколько чувств рождал он во мне! И как часто сопровождал я им свои собственные чувства и все то, среди чего и чем я жил!
Вот я просыпаюсь в морозное солнечное утро, и мне вдвойне радостно, потому что я восклицаю вместе с ним: «Мороз и солнце, день чудесный» – с ним, который не только так чудесно сказал про это утро, но дал мне вместе с тем и некий чудесный образ:
Ещё ты дремлешь, друг прелестный…
Вот, проснувшись в метель, я вспоминаю, что мы нынче едем на охоту с гончими, и опять начинаю день так же, как он:
Вопросами: тепло ль? утихла ли метель,
Пороша есть иль нет? И можно ли постель
Оставить для седла, иль лучше до обеда
Возиться с старыми журналами соседа?
Вот весенние сумерки, золотая Венера над садом, раскрыты в сад окна, и опять он со мной, выражает мою заветную мечту:
Спеши, моя краса,
Звезда любви златая
Взошла на небеса!
Вот уже совсем темно, и на весь сад томится, томит соловей:
Слыхали ль вы за рощей глас ночной
Певца любви, певца своей печали?
Вот я в постели, и горит «близ ложа моего печальная свеча», – в самом деле печальная сальная свеча, а не электрическая лампочка, – и кто это изливает свою юношескую любовь или, вернее, жажду её – я или он?
Морфей, до утра дай отраду
Моей мучительной любви!
А там опять «роняет лес багряный свой убор», и «страждут озими от бешеной забавы» – той самой, которой с такой страстью предаюсь и я:
Как быстро в поле, вкруг открытом,
Подкован вновь, мой конь бежит,
Как звонко под его копытом
Земля промёрзлая стучит!
Ночью же тихо всходит над нашим мёртвым чёрным садом большая мглисто-красная луна – и опять звучат во мне дивные слова:
Как привидение, за рощею сосновой
Луна туманная взошла, —
и душа моя полна несказанными мечтами о той, неведомой, созданной им и навеки пленившей меня, которая где-то там, в иной, далёкой стране, идёт в этот тихий час —
К брегам, потопленным шумящими волнами…
Вопросы и задания
1. Когда, по утверждению рассказчика – Алексея Арсеньева, он вступил в «сознательную жизнь»?
2. Опишите приёмный экзамен в гимназию. Что спрашивали у Алёши? Знаете ли вы, кто такие амаликитяне? Как отнёсся к этому вопросу отец Алёши?