В один крещенский, морозный и ясный день, восемнадцать подвод, управляемых десятью возчиками, отправляются в Оренбург, чтобы продать избытки хлеба, а оттуда привезти соли.
Когда солнце стало склоняться к западу, показалась на горизонте неба снеговая туча, подул резкий ветерок, вокруг всё стало шипеть, стало тихо и страшно. Эти роковые приметы много кто знал, в том числе и старик, ехавший с обозом, он предложил составить обозы кружком и обвязать оглобли, так и схорониться, но шестеро не согласились и продолжили путь дальше к умету.
Наступил яростный буран, все вокруг смешалось, воздух, небо, земля и превратились в кипящую пучину из снега. Ветер выл, стонал, ревел, бил и взрыл снеговую степь до небес, так что кровь от страха стала в венах стыть.
Буран продолжался ночь и весь последующий день. Возвращавшийся пустой обоз из Оренбурга увидел торчащие оглобли, когда достали старика и ещё оставшихся с ним троих человек, они были в беспамятстве, словно одурелые. Их привезли в умет и там они отошли, а шестеро смельчаков-глупцов нашли только по весне, когда растаял снег, их нашли порознь и в различных положениях, замёрзли несчастные.
Обновлено: 10.03.2023
Буран (метель) в романе «Капитанская дочка» Пушкина являются одним из ярких эпизодов. Этот эпизод представлен во II-ой главе романа.
Во время бурана (метели) кибитка главного героя, Петра Гринева, застревает в поле. Внезапно на заснеженной дороге Петр встречает загадочного бородатого мужика. Незнакомец помогает Гриневу добраться до постоялого двора. Впоследствии Петр Гринев узнает, что загадочный незнакомец это бунтарь Емельян Пугачев.
Ниже представлен текст эпизода с описанием бурана (метели) в романе «Капитанская дочка» Пушкина.
Смотрите: Все материалы по роману «Капитанская дочка»
Буран (метель) в романе «Капитанская дочка» Пушкина: текст эпизода
– Время ненадежно: ветер слегка подымается; вишь, как он сметает порошу.
– А видишь там что? (Ямщик указал кнутом на восток.)
– Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба.
– А вон – вон: это облачко.
Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдаленный холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.
Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.
– Дорога‑то здесь; я стою на твердой полосе, – отвечал дорожный, – да что толку?
– Послушай, мужичок, – сказал я ему, – знаешь ли ты эту сторону? Возьмешься ли ты довести меня до ночлега?
– Сторона мне знакомая, – отвечал дорожный, – слава богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек. Да вишь какая погода: как раз собьешься с дороги. Лучше здесь остановиться да переждать, авось буран утихнет да небо прояснится: тогда найдем дорогу по звездам.
Сметливость его и тонкость чутья меня изумили. Я велел ямщику ехать. Лошади тяжело ступали по глубокому снегу. Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушаясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. Это похоже было на плавание судна по бурному морю. Савельич охал, поминутно толкаясь о мои бока. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды.
Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю [2] с ним странные обстоятельства моей жизни. Читатель извинит меня: ибо, вероятно, знает по опыту, как сродно человеку предаваться суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам.
Я находился в том состоянии чувств и души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония. Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы еще блуждали по снежной пустыне… Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтоб батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослушанием.
– Куда приехали? – спросил я, протирая глаза.
– На постоялый двор. Господь помог, наткнулись прямо на забор. Выходи, сударь, скорее да обогрейся.
Я вышел из кибитки. Буран еще продолжался, хотя с меньшею силою. Было так темно, что хоть глаз выколи. Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввел меня в горницу, тесную, но довольно чистую; лучина освещала ее.»
Зима — чудесное время года, особенно располагающее к творчеству. Ее ледяная красота очаровывает и вызывает восхищение. Многие творческие люди обращались к изображению зимы в своих произведениях. Поэты и писатели описывали ее в стихах и рассказах. Композиторы посвящали зиме свои музыкальные композиции. Так, например, Георгий Свиридов чувствовал метель: (музыка).
— Итак, тема нашего урока: «Красота зимнего пейзажа в рассказе С.Т.Аксакова «Буран». Сегодня мы выясним, как С.Т. Аксаков изображает зиму в своих произведениях.
-Знакомы ли вы с творчеством С.Т.Аксакова? (Знакомились на уроке литературы)
-А что вы знаете о жизни писателя? (Рассказ ученика)
— Очерк «Буран» был опубликован впервые в журнале «Денница» в 1834 году. В основе сюжета лежит реальное событие, которое произошло в Оренбургской области, известное Аксакову со слов очевидцев. Это очерк о том, как крестьянский обоз переживает снежную бурю в оренбургской степи.
С.Т. Аксаков писал: «Хотя прошло уже 6 лет, как я оставил Оренбургский край, но картины летней и зимней природы его были свежи в моей памяти. Я вспомнил страшные зимние метели, от которых и сам бывал в опасности и даже один раз ночевал в стоге сена, вспомнил слышанный мною рассказ о пострадавшем обозе и написал «Буран».
— Ребята, а в чем же особенность природы в Оренбургской области? (Рассказ ученика)
Чтение отрывка из произведения С. Т. Аксакова «Буран».
Солнце склонялось к западу и, косыми лучами скользя по необозримым громадам снегов, одевало их бриллиантовой корою, а изуродованная налипнувшим инеем роща, в снеговом и ледяном своем уборе, представляла издали чудные и разновидные обелиски, осыпанные также алмазным блеском. Все было великолепно.
Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись за горой последние бледные лучи закатившегося солнца — уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя мелкий снежный прах. Она, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь. Наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес. Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха. Он слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось.
Сердце падает у самого неробкого человека, кровь стынет, останавливается от страха, а не от холода, ибо стужа во время буранов значительно уменьшается. Так ужасен вид возмущения зимней северной природы. Человек теряет память, присутствие духа, безумеет. и вот причина гибели многих несчастных жертв.
Анализ текста.
— О чем идет речь в тексте (тема)?
— Какова основная мысль текста? (Так ужасен вид возмущения зимней природы).
— Определите стиль текста. (Поскольку основной целью текста является изображение зимней бури, ее описание, и автор для этой цели использует слова в переносном значении (бриллиантовой корою, алмазный блеск), то стиль художественный).
— Определите тип речи (описание, повествование или рассуждение)?
Описание окружающей среды.
- Буран —
- Убор-
- Обелиски-
- Прах-
- Приволье —
- Пучина —
— Найдите в тексте второго абзаца олицетворения.
Сначала определим это понятие.
- Облако поднималось и росло
- Лучи скрылись
- Туча обтянула и посыпала
- Ветер разыгрался, взрыл, вскинул
- Мрак одел
Снежный прах слепил, ревел, свистал, выл, стонал, душил.
— Представили эту картину. С помощью олицетворений явления природы оживают в нашем сознании, и мы становимся свидетелями страшного явления — снежной бури. Мы видим, что постепенно великолепие природы скрывается мраком, а главным героем становится «снежный прах», который не просто играет, как ветер, а «слепит, ревет, свищет, воет, стонет, душит».
— Найти в тексте сравнения.
- Туча, как небо;
- Снеговые степи, как пух лебяжий;
- Белый мрак, как мрак осенней ночи;
- Снежный прах, как змей.
Итак, сравнение помогает автору более точно описать явление путем сопоставления с чем-то известным.
— Вспомните, ребята, из курса славянской мифологии и русского фольклора, что символизирует образ змея? (Вспоминают сказочных персонажей Змея Горыныча, Тугарина Змия, Лукавого, которые, по народному представлению, представляют вражескую силу и демоническое начало).
— Таким, образом, при всей своей красоте и великолепии, некоторые явления природы, как буран, представляют опасность для человека, для его жизни. И в тексте есть слова, прямо указывающие на смерть: прах, мрак, пучина, гибель, жертвы.
Но, несмотря ни на что, природа прекрасна. Найдите в тексте первого абзаца питеты.
- Бриллиантовой корою
- Изуродованная роща
- Ледяной убор
- Чудные обелиски
- Алмазный блеск
Эпитеты позволяют более ярко, художественно описать картину зимней природы.
- Закатившегося солнца
- Кипящего праха
— Что такое причастие?
— Как отличать причастие от прилагательного?
- Росло
- Зари
- Поднималось
- Погорелой
Вспомним правила правописания корней с чередующимися гласными в корне.
Спишите предложение, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания.
Снежный прах слепил глаза занимал дыхание ревел свистал выл стонал бил трепал вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось. (Запятые разделяют однородные сказуемые. Их 11:.)
— А как вы думаете, для чего автор в одном предложении употребляет так много однородных сказуемых? (Он хочет более точно показать, что происходило во время бурана и как стремительно развивались действия).
— Ребята, в гениальном произведении, а мы видим, что текст Аксакова именно такой, любая деталь раскрывает идею или индивидуальный стиль автора. Обратите внимание на звучание слов:
Снежный прах слепил глаза, занимал дыхание, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось. (Наблюдается повторение согласных [р],[с], [х], [ш]).
— Произнесем повторяющиеся согласные звуки [р] ,[с], [х], [ш] вместе. Как называется этот прием?
Звукопись — прием, помогающий автору создать образ путем повторения звуков.
Вот мы и познакомились с поистине гениальным описанием зимней бури С.Т.Аксакова. Нужно отметить, что данный очерк «Буран» был отмечен и современниками, и есть сведения о том, что это описание бурана было использовано как образец при изображении зимней бури А.С.Пушкиным в «Капитанской дочке» и Л.Н.Толстым в «Метели».
Нашего Сашу тоже вдохновило это произведение, и он нарисовал «Буран». Посмотрите.
Денисов Динар увидел похожее описания бурана в стихотворении «Бесы» Пушкина. Слушаем.
А как бы вы изобразили зимнюю природу?
Домашнее задание. Написать сочинение на тему «Зимняя природа».
Окт 13, 2018 | 0 комментариев
Аксаков Буран: краткое содержание
Сергей Тимофеевич Аксаков чаще всего писал стихи, однако имеются у него и произведения в прозе. Среди них, изучаемый нами рассказ Буран, краткое содержание которого пригодится для нашего читательского дневника. Давайте попробуем описать нагрянувший буран, сохранив детали, которые использует писатель в своей работе.
Буран: краткий пересказ
С первых строк рассказа Буран С.Т. Аксаков переносит читателя в зимнюю стужу. Стоял мороз, было очень снежно, но такая погода не помеха для русского мужика, поэтому небольшой обоз находится в дороге. Лошади тянут возы, мужики идут следом, веселятся и подшучивают. Вот они зашли в березовую рощу и обомлели от увиденного, весь березняк был исковеркан а деревья повалены и изломаны. Один из стариков приказал всем садится на возы и гнать к ночлегу, а все потому, что опытный старик учуял надвигающую непогоду.
Далее, в кратком пересказе Аксакова, мы видим все еще ясное небо, однако опытный взгляд замечает приметы, которые говорят об одном, буря не за горами. Так, птицы вылетали, чтобы искать убежище, лошади стали беспокойные, облака на небе начали собираться, а снег побежал струйками по земле, шипя, подобно змее. Те, кто бывал в пути с обозами знают, что в такую погоду лучше не высовываться и поскорее найти убежище. Наши путники направлялись в Оренбург, чтобы продать хлеб и купить соли, которую планировали затем перепродать. Дорога была длинной, вот и застало в пути их ненастье. Облака стали расти быстрее, солнце скрылось, тучи заволокли все небо. Ветер стал реветь, и порой казалось, что где-то плачет ребенок или завывает волк.
Описание бурана
Буран всей своей мощью обрушился на землю. Тут же наступила темнота, поднимая снежные хлопья разыгрался ветер, создавая белоснежный сумрак, который слепил и ухудшал видимость. Все слилось воедино, небо, земля и воздух. Стало тяжело дышать, а буран не собирался стихать. Наоборот, он стонал, свистел, рвал, из стороны в сторону бросал предметы, обвивая своей мощью подобно змею, который решил задушить любого, кто попал в его объятия. В такие моменты человек, попавший в буран, теряет память, сила духа падает и кровь стынет в жилах не от холода, а от страха. Люди попросту сходят с ума, что и становится частой причиной их смерти.
Идти дальше было очень сложно и опасно, поэтому опытный старик предлагает остановиться и создать некое укрытие. Может кому-то посчастливится уцелеть и не замерзнуть… Несмотря на то, что совет старика показался многим странным, люди с опытом понимали, что это единственный путь к спасению. Однако молодое поколение было с этим не согласно. Кто-то стал говорить, что если старик уже повидал жизнь, то они пока не готовы умирать. Несмотря на буран, они отправятся до умета, а как буря стихнет, вернутся и откопают стариков. Молодежь не желала слушать умных советов и шестеро из них продолжили свой путь. Буран свирепствовал, и не собирался затихать. Он бушевал всю ночь. Не прекратился буран и на следующий день, все заметая и создавая огромные бугры из снега. Только к следующему вечеру непогода стала стихать, хотя снег продолжал идти всю ночь.
Когда ветер утих, перед взором читателя простиралось снежное море с оледеневшими волнами из снега. Как раз по дороге, где укрылись от бурана наши герои, возвращался уже пустой обоз. Они и увидели пробивающийся из-под снега пар. Поняв в чем дело, людей стали откапывать и нашли стариков. Они были без памяти. Пострадавших отвезли в умет, отогрели, дали проспаться, а когда старики проснулись, то были рады, что им удалось выжить в эту ужасную непогоду.
Молодые же путники, которые отбились от стариков, так и не дошли до пристанища. Скорее всего они заблудились, разбрелись по сторонам, да и замерзли. Их тела нашли уже весной. Тело одного из них находилось рядом с уметом, у забора. Он так и погиб, даже не поняв, что спасение было совсем рядом.
Главные герои
Познакомившись с кратким пересказом рассказа Буран, мы можем выделить главных героев. Это путники, которые направляются в Оренбург. Среди них можно выделить образ старика, который много уже повидал в жизни, был мудрым и хорошо понимал приметы природы. Он и дал советы, которые помогли спастись тем, кто его послушал. В том числе и Петровичу, герою, которому автор дает собственное имя. Другие персонажи рассказа остались безымянными. Может оттого, что Аксаков хотел показать общий образ русского мужика, которому всегда приходилось нелегко.
В качестве героев рассказа Аксакова Буран, следует выделить и молодое поколение. Не имея опыта и понадеявшись на свои силы, они не выжили в борьбе со стихией.
Отдельно хочется остановиться и на стихии, описанной в рассказе. Это буран, который также можно назвать героем произведения. Он, подобно живому существу, уничтожал все вокруг, никого не щадя.
Зима — чудесное время года, особенно располагающее к творчеству. Ее ледяная красота очаровывает и вызывает восхищение. Многие творческие люди обращались к изображению зимы в своих произведениях. Поэты и писатели описывали ее в стихах и рассказах. Композиторы посвящали зиме свои музыкальные композиции. Так, например, Георгий Свиридов чувствовал метель: (музыка).
- Ребята, а в чем же особенность природы в Оренбургской области? (Рассказ ученика)
Солнце склонялось к западу и, косыми лучами скользя по необозримым громадам снегов, одевало их бриллиантовой корою, а изуродованная налипнувшим инеем роща, в снеговом и ледяном своем уборе, представляла издали чудные и разновидные обелиски, осыпанные также алмазным блеском. Все было великолепно…
Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись за горой последние бледные лучи закатившегося солнца — уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя мелкий снежный прах… Она, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь… Наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха. Он слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось.
Сердце падает у самого неробкого человека, кровь стынет, останавливается от страха, а не от холода, ибо стужа во время буранов значительно уменьшается. Так ужасен вид возмущения зимней северной природы. Человек теряет память, присутствие духа, безумеет… и вот причина гибели многих несчастных жертв.
Анализ текста.
- О чем идет речь в тексте (тема)?
- Какова основная мысль текста? (Так ужасен вид возмущения зимней природы).
(Поскольку основной целью текста является изображение зимней бури, ее описание, и автор для этой цели использует слова в переносном значении (бриллиантовой корою, алмазный блеск), то стиль художественный).
- Определите тип речи (описание, повествование или рассуждение)?
Описание окружающей среды.
- Встретились ли в тексте непонятные слова? Выясните лексическое значение непонятных слов.
- Буран —
- Убор-
- Обелиски-
- Прах-
- Приволье —
- Пучина —
- Найдите в тексте второго абзаца олицетворения.
Сначала определим это понятие.
Олицетворение
- Облако поднималось и росло
- Лучи скрылись
- Туча обтянула и посыпала
- Ветер разыгрался, взрыл, вскинул
- Мрак одел
Снежный прах слепил, ревел, свистал, выл, стонал, душил.
Сравнение
- Туча, как небо;
- Снеговые степи, как пух лебяжий;
- Белый мрак, как мрак осенней ночи;
- Снежный прах, как змей.
Итак, сравнение помогает автору более точно описать явление путем сопоставления с чем-то известным.
— Вспомните, ребята, из курса славянской мифологии и русского фольклора, что символизирует образ змея? (Вспоминают сказочных персонажей Змея Горыныча, Тугарина Змия, Лукавого, которые, по народному представлению, представляют вражескую силу и демоническое начало).
Роль природы и пейзажа в рассказе Муму Тургенева
- Таким, образом, при всей своей красоте и великолепии, некоторые явления природы, как буран, представляют опасность для человека, для его жизни. И в тексте есть слова, прямо указывающие на смерть: прах, мрак, пучина, гибель, жертвы.
Но, несмотря ни на что, природа прекрасна. Найдите в тексте первого абзаца питеты.
Эпитет — художественное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.
- Бриллиантовой корою
- Изуродованная роща
- Ледяной убор
- Чудные обелиски
- Алмазный блеск
Эпитеты позволяют более ярко, художественно описать картину зимней природы.
- Найдите в тексте второго абзаца причастия с определяемыми словами и определите их морфологические признаки.
- Закатившегося солнца
- Кипящего праха
- Что такое причастие?
- Как отличать причастие от прилагательного?
Найдите в тексте слова с чередующимися гласными в корне?
Вспомним правила правописания корней с чередующимися гласными в корне.
Спишите предложение, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания.
Снежный прах слепил глаза занимал дыхание ревел свистал выл стонал бил трепал вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось. (Запятые разделяют однородные сказуемые. Их 11:.)
-
А как вы думаете, для чего автор в одном предложении употребляет так много однородных сказуемых? (Он хочет более точно показать, что происходило во время бурана и как стремительно развивались действия).
Обратите внимание на звучание слов:
Снежный прах слепил глаза, занимал дыхание, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось. (Наблюдается повторение согласных [р],[с], [х], [ш]).
- Произнесем повторяющиеся согласные звуки [р] ,[с], [х], [ш] вместе. Как называется этот прием?
Звукопись
А как бы вы изобразили зимнюю природу?
Домашнее задание.
Примеры похожих учебных работ
Творчество С.Т. Аксакова
. писателя нашел отражение в работах его современников и потомков, в воспоминаниях самого Аксакова. Сам Аксаков писал: « Сведения и разыскания о писателях любопытны, полезны и даже необходимы, .
Аксаков Сергей Тимофеевич
. влияния казенной школы. И казанская гимназия, куда Аксаков поступил на десятом году жизни, и новый . сыграли серьезнейшую роль в упрочении той врожденной наблюдательности Аксакова, которая впоследствии давала И.С. Тургеневу право ставить .
Доклад : Русская природа в изображении поэтов XIX века
Морозные узоры – явление природы
. на утро можно увидеть на окне, то от чего появляются морозные узоры, как мы уже говорили – дендритная кристаллизация льда. (No Ratings Yet) Loading… Морозные узоры – сочинение-описание явления природы Другие сочинения по теме: .
Читайте также:
- Моя республика моя родина сочинение
- Чем интернет притягивает подростков сочинение
- Тема памяти в лирике а ахматовой сочинение
- Сочинение древние люди моего края
- Что такое талант сочинение 3 класс
Вот уже наступил декабрь, но какая зима без снега. Все ждут его с нетерпением. Хотя земля уже подмерзла, на деревьях не осталось листьев, а снега все нет. И вот наконец небо стало затягивать серыми тучами, которые полностью его заволокли, и посыпались белые снежинки. Вначале они падали редко, тихонечко кружась в воздухе.
Затем небо стало еще темнее, вдруг откуда-то неожиданно поднялся ледяной ветер, который стал завывать, и кружить с большой скоростью падающий снег. Теперь он спускался с неба не редкими хлопьями, а валил густой снежной пеленой. Буквально через небольшое количество времени исчезло все из вида: очертания домов, деревьев, транспорта, людей. Даже неба не было видно. Кругом только летящий снег. Земля начала покрываться сугробами, которые росли очень быстро. Уже за два метра впереди не было ничего видно. Это вступила в свои права зимняя метелица.
В городе еще можно ориентироваться, если тем более горят фонари и витрины магазинов, а вот в сельской местности очень сложно.
В такую погоду лучше находиться дома и смотреть на стихию из окна. Если оказаться в поле, можно вообще заблудиться. Ведь не зря в такую погоду в старину звенели колокола, которые служили ориентиром для путников и тех, кто ехал в санях на лошадях.иТакая метелица может быть всю ночь, к утру тучи уплывут, небо станет чистым, выглянет солнце и ударит морозец. Но почти невозможно будет передвигаться из-за больших сугробов.
В городе всю ночь будут работать снегоочистительные машины, прокладывая дорогу автотранспорту, а во дворе дворники с лопатами, и все тропинки будут очищены. Но зато теперь уже можно будет радоваться тому, что наконец-то наступила настоящая снежная зима. Дети теперь смогут выйти на улицу, чтобы покататься на санках и лыжах, поваляться в сугробах.
Зимняя метелица украсила все вокруг, одевая в белые одежды деревья и крыши домов, принесла радость всем людям.
Гугломаг
Спрашивай! Не стесняйся!
Задать вопрос
Не все нашли? Используйте поиск по сайту
Буран (метель) в романе «Капитанская дочка» Пушкина являются одним из ярких эпизодов. Этот эпизод представлен во II-ой главе романа. Во время бурана (метели) кибитка главного героя, Петра Гринева, застревает в поле. Внезапно на заснеженной дороге Петр встречает загадочного бородатого мужика. Незнакомец помогает Гриневу добраться до постоялого двора. Впоследствии Петр Гринев узнает, что загадочный незнакомец это бунтарь Емельян Пугачев. Ниже представлен текст эпизода с описанием бурана (метели) в романе «Капитанская дочка» Пушкина.Смотрите: Все материалы по роману «Капитанская дочка»
Буран (метель) в романе «Капитанская дочка» Пушкина: текст эпизода
(отрывок из II главы романа)
«…Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все покрыто было снегом. Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге, или точнее по следу, проложенному крестьянскими санями. Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал: «Барин, не прикажешь ли воротиться?» – Это зачем? – Время ненадежно: ветер слегка подымается; вишь, как он сметает порошу. – Что ж за беда! – А видишь там что? (Ямщик указал кнутом на восток.) – Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба. – А вон – вон: это облачко. Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдаленный холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран. Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее. Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!..» Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали. «Что же ты не едешь?» – спросил я ямщика с нетерпением. «Да что ехать? – отвечал он, слезая с облучка, – невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом». Я стал было его бранить. Савельич за него заступился: «И охота было не слушаться, – говорил он сердито, – воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправились бы далее. И куда спешим? Добро бы на свадьбу!» Савельич был прав. Делать было нечего. Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая. Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь. Савельич ворчал; я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели… Вдруг увидел я что‑то черное. «Эй, ямщик! – закричал я, – смотри: что там такое чернеется?» Ямщик стал всматриваться. «А бог знает, барин, – сказал он, садясь на свое место, – воз не воз, дерево не дерево, а кажется, что шевелится. Должно быть, или волк, или человек». Я приказал ехать на незнакомый предмет, который тотчас и стал подвигаться нам навстречу. Через две минуты мы поровнялись с человеком. «Гей, добрый человек! – закричал ему ямщик. – Скажи, не знаешь ли, где дорога?» – Дорога‑то здесь; я стою на твердой полосе, – отвечал дорожный, – да что толку? – Послушай, мужичок, – сказал я ему, – знаешь ли ты эту сторону? Возьмешься ли ты довести меня до ночлега? – Сторона мне знакомая, – отвечал дорожный, – слава богу, исхожена и изъезжена вдоль и поперек. Да вишь какая погода: как раз собьешься с дороги. Лучше здесь остановиться да переждать, авось буран утихнет да небо прояснится: тогда найдем дорогу по звездам. Его хладнокровие ободрило меня. Я уж решился, предав себя божией воле, ночевать посреди степи, как вдруг дорожный сел проворно на облучок и сказал ямщику: «Ну, слава богу, жило недалеко; сворачивай вправо да поезжай». – А почему ехать мне вправо? – спросил ямщик с неудовольствием. – Где ты видишь дорогу? Небось: лошади чужие, хомут не свой, погоняй не стой. – Ямщик казался мне прав. «В самом деле, – сказал я, – почему думаешь ты, что жило
[1]
недалече?» – «А потому, что ветер оттоле потянул, – отвечал дорожный, – и я слышу, дымом пахнуло; знать, деревня близко». Сметливость его и тонкость чутья меня изумили. Я велел ямщику ехать. Лошади тяжело ступали по глубокому снегу. Кибитка тихо подвигалась, то въезжая на сугроб, то обрушаясь в овраг и переваливаясь то на одну, то на другую сторону. Это похоже было на плавание судна по бурному морю. Савельич охал, поминутно толкаясь о мои бока. Я опустил циновку, закутался в шубу и задремал, убаюканный пением бури и качкою тихой езды. Мне приснился сон, которого никогда не мог я позабыть и в котором до сих пор вижу нечто пророческое, когда соображаю
[2]
с ним странные обстоятельства моей жизни. Читатель извинит меня: ибо, вероятно, знает по опыту, как сродно человеку предаваться суеверию, несмотря на всевозможное презрение к предрассудкам. Я находился в том состоянии чувств и души, когда существенность, уступая мечтаниям, сливается с ними в неясных видениях первосония. Мне казалось, буран еще свирепствовал и мы еще блуждали по снежной пустыне… Вдруг увидел я ворота и въехал на барский двор нашей усадьбы. Первою мыслию моею было опасение, чтоб батюшка не прогневался на меня за невольное возвращение под кровлю родительскую и не почел бы его умышленным ослушанием. С беспокойством я выпрыгнул из кибитки и вижу: матушка встречает меня на крыльце с видом глубокого огорчения. «Тише, – говорит она мне, – отец болен при смерти и желает с тобою проститься». Пораженный страхом, я иду за нею в спальню. Вижу, комната слабо освещена; у постели стоят люди с печальными лицами. Я тихонько подхожу к постеле; матушка приподымает полог и говорит: «Андрей Петрович, Петруша приехал; он воротился, узнав о твоей болезни; благослови его». Я стал на колени и устремил глаза мои на больного. Что ж?.. Вместо отца моего, вижу в постеле лежит мужик с черной бородою, весело на меня поглядывая. Я в недоумении оборотился к матушке, говоря ей: «Что это значит? Это не батюшка. И к какой мне стати просить благословения у мужика?» – «Все равно, Петруша, – отвечала мне матушка, – это твой посаженый отец; поцелуй у него ручку, и пусть он тебя благословит…» Я не соглашался. Тогда мужик вскочил с постели, выхватил топор из‑за спины и стал махать во все стороны. Я хотел бежать… и не мог; комната наполнилась мертвыми телами; я спотыкался о тела и скользил в кровавых лужах… Страшный мужик ласково меня кликал, говоря: «Не бойсь, подойди под мое благословение…» Ужас и недоумение овладели мною… И в эту минуту я проснулся; лошади стояли; Савельич дергал меня за руку, говоря: «Выходи, сударь: приехали». – Куда приехали? – спросил я, протирая глаза. – На постоялый двор. Господь помог, наткнулись прямо на забор. Выходи, сударь, скорее да обогрейся. Я вышел из кибитки. Буран еще продолжался, хотя с меньшею силою. Было так темно, что хоть глаз выколи. Хозяин встретил нас у ворот, держа фонарь под полою, и ввел меня в горницу, тесную, но довольно чистую; лучина освещала ее.»
[1] Жилó (устар.) – жилье. [2] Соображаю – здесь: сопоставляю, согласую.
Это был текст эпизода с описанием бурана (метели) в романе «Капитанская дочка» Пушкина.
Смотрите: Все материалы по роману «Капитанская дочка»
В нашей библиотеке 23 521 материалов.
Сочинения | Биографии | Анализ | Характеристики | Краткие содержания | Пересказы |
Сочинения / Пушкин А.С. / Капитанская дочка
Смотрите также по произведению «Капитанская дочка»
Пугачев со своими казаками устраивает жестокие расправы по всей России, не щадя даже женщин и детей. Вот как описывает Пушкин убийство Василисы Егоровны, жены коменданта Белогорской крепости: «Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну, растрепанную и раздетую донага. Один из них уже успел нарядиться в ее душегрейку …Вдруг она взглянула на виселицу и узнала своего мужа. „Злодеи!» — закричала она в исступлении… Тут молодой казак ударил ее саблею по голове, и она упала мертвая на ступени крыльца». Точно такая же участь ожидала бы и Машу, если бы ее не успели отправить из родного дома.
Описания природы в пушкинской прозе так же просты и кратки, как и описания внешности, домашней обстановки, быта героев. Вот, например, один из пейзажей в повести «Капитанская дочка»: «Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все было покрыто снегом. Солнце садилось». Другой пейзаж еще более краток: «Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи». Основной пейзаж повести — картина бурана: «Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток.
Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями.
Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!»… Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь».
Пейзаж этот во многом символичен, он предваряет предстоящие события и участие в них главного героя, волей судьбы попавшего в метель. Буран — символ пугачевской вольницы. Темнота, вихрь, мутное кружение метели напоминают о человеческих заблуждениях, о том, что души людские зачастую находятся во мраке, где невозможно различить добро и зло, хорошее и дурное. Характерно, что подобный пейзаж мы встречаем в пушкинском стихотворении «Бесы». Там в бесконечном кружении метели герой неожиданно замечает бесов.
В «Капитанской дочке» из метели так же неожиданно появляется Пугачев. Таким образом, Пушкин уже в этом пейзаже заявляет о своем отношении к описанным историческим событиям. Образ Пугачева в поэме, безусловно, неоднозначен. В нем есть и ум, и отвага, и великодушие, но «жить убийством и разбоем» — значит «клевать мертвечину».
А «шайки разбойников» Пугачева злодействуют повсюду, разоряют селения, крепости, самовластно казнят и милуют… «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка — копейка», — писал Пушкин. Пугачев со своими казаками устраивает жестокие расправы по всей России, не щадя даже женщин и детей. Вот как описывает Пушкин убийство Василисы Егоровны, жены коменданта Белогорской крепости: «Несколько разбойников вытащили на крыльцо Василису Егоровну, растрепанную и раздетую донага. Один из них уже успел нарядиться в ее душегрейку…
- Образ и характеристика Савельича в романе Капитанская дочка Пушкина сочинение
Вдруг она взглянула на виселицу и узнала своего мужа. „Злодеи!» — закричала она в исступлении… Тут молодой казак ударил ее саблею по голове, и она упала мертвая на ступени крыльца».
Точно такая же участь ожидала бы и Машу, если бы ее не успели отправить из родного дома. Пугачевцы — это анархическая вольница, безудержная, беспощадная и жестокая. Мятеж, устроенный ими, подобно бурану, сметает на своем пути человеческие жизни, играет судьбами. Человеку трудно выстоять и уцелеть посреди жестокой, свирепой метели. Точно так же трудно «устоять» и уцелеть Петру Гриневу в создавшейся ситуаций, в кровавой и безумной атмосфере мести и бесчисленных злодейств. Однако значение сцены бурана в повести не исчерпывается тем, что в символической форме она изображает пугачевский мятеж.
Это еще и напоминание о том, что человеку надлежит избрать свой, единственно верный в жизни путь и суметь не сбиться с него. Один неправильный шаг — и ты заблудился, погиб, замерз, занесенный вьюгой. Жизнь человеческая хрупка, в ней необыкновенно важны «правильные» поступки, источником которых может быть лишь любовь и милосердие. Именно эта философская мысль реализуется в пушкинском сюжете. Помня о встрече с молодым человеком, о подаренном Гриневым заячьем тулупчике, Пугачев спасает его от смертной казни, сохраняет жизнь Маше.
Однако, кроме определенного духовного дидактизма, в повести достаточно сильно звучит и идея судьбы, значения ее в человеческой жизни. Встреча с незнакомым чернобородым мужиком в страшный, смертельно опасный буран определяет всю дальнейшую судьбу героя. Вожатый выводит Гринева к постоялому двору, не дав молодому человеку погибнуть от снежной стихии. Точно так же впоследствии Пугачев «выводит» его из вихря исторических событий, не дав своим «молодцам» его повесить и пощадив Машу.
Эти события в повести предваряет не только картина бурана, но и «пророческий» сон Гринева. Похожий образ метели, бесовского вихря, сбивающего человека с ног, мы встречаем в поэме Блока «Двенадцать». Движение снежного вихря символизирует здесь Россию, охваченную революцией. Беспощадный ветер у Блока сбивает с ног прохожих, «подолы крутит», «рвет, мнет и носит Большой плакат», сопровождает «державный шаг» красногвардейцев. Двенадцать идут в поэме «без имени святого», «без крест, а», им «ничего не жаль».
На своем «революционном пути» они убивают Катьку, грабят погреба, обещают «полоснуть ножичком» и «выпить кровушку». Впереди них — Иисус Христос, но как далеки до него блоковские герои! Пока они неразрывно слиты со стихией метели, с бесовской, античеловечной атмосферой. Но финал их пути, по Блоку, — это принятие Божественного начала в жизни, это раскаяние, добро и милосердие. Таким образом, картина бурана в «Капитанской дочке» весьма многозначна.
Это и элемент композиции, фон, на котором происходит действие, это и символ предстоящих событий, символ основной темы произведения.
Метель – это проявление природных сил. Природа может быть спокойной, мирной. Но иногда она предстает перед человеком как нечто непостижимое и мистическое. В повести А. С.Пушкина «Метель» эта природная стихия является проявлением высшей, божественной воли.
Героиня повести Маша, которая «была воспитана на французских романах», была влюблена. Избранник Маши тоже очень любил ее. Но, вместе с тем, счастье влюбленных было невозможно, потому что родители девушки была настроены против этого брака. И влюбленные решили обвенчаться тайно, чтобы потом упасть в ноги родителям и вымолить их прощение. Но то, что было задумано, все-таки не осуществилось.
В судьбу молодых влюбленных вмешалась метель. Как только Владимир, возлюбленный Маши, отправился в церковь на венчание, снег занес всю дорогу, и он заблудился. Возможно, если бы не метель, влюбленные смогли бы исполнить свое решение. В их планы вмешалась сама судьба. Марья Гавриловна вышла замуж за другого, который стал впоследствии ее судьбой и ее счастьем.
В романе «Капитанская дочка» метель служит символом разгулявшейся стихии, вихрей судьбы и истории. Неслучайно герои Гринев попадает в снежную бурю в начале произведения, перед тем, как будут разворачиваться события пугачевского восстания. Какая-то высшая сила уже закрутила, втянула героя в свой исторический «сюжет», главным действующим лицом которой будет Пугачев. Именно он и появляется из метели, чтобы вывести Гринева. Эта сцена имеет символический смысл: Пугачев выводит Петра не только из снежного ненастья, на протяжении романа он заставляет его о многом задуматься, многое в жизни понять.
В позднем творчестве Пушкина метель приобретает негативный смысл. Она становится символом разгула нечистой силы, враждебности, злобы (стихотворение «Бесы»).
Качественно в новом плане выступает метель в поэме А. Блока «Двенадцать». Поэт видит революцию как стихийное явление, которое, подобно ветру, метели, буре, не имеет цели и направления. Это природная воля, которая до поры до времени таилась в самых глубинных пластах народной жизни и, подобно огненной лаве, вырвалась из недр, уничтожая все на своем пути. Эта стихия — революции символически изображена в первой части поэмы в виде ветра:
Ветер! Ветер!
На ногах не стоит человек.
Ветер, ветер!
На все божьем свете!
«Ветер жестокий» гуляет, свищет, «и зол и рад», «разыгралась чтой-то вьюга», «ох, пурга какая, спасе!» — метель сметает плакатные фигуры «страшного мира», буржуазной пошлости.
Сама революция показала в поэме в обобщенно-символическом образе вселенского ветра, метели, врывающийся в жизнь обывателя:
Черный вечер,
Белый снег.
Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек.
Это стихия, пусть очистительная, но безжалостная, разрушительная.
Таким образом, образ метели традиционен для русской литературы. В творчестве каждого писателя он получает разные трактовки, помогая выражать авторский замысел и авторский взгляд на мир.
«Капитанская дочка» – описание бурана
(Пушкин «Капитанская дочка», глава 2.)
Капитанская дочка. Краткое содержание по главам. Иллюстрированная аудиокнига
- «Капитанская дочка» – описание вожатого — Русская историческая библиотека
…Я приближался к месту моего назначения. Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все покрыто было снегом. Солнце садилось. Кибитка ехала по узкой дороге, или точнее по следу, проложенному крестьянскими санями. Вдруг ямщик стал посматривать в сторону и, наконец, сняв шапку, оборотился ко мне и сказал: «Барин, не прикажешь ли воротиться?»
– Это зачем?
– Время ненадежно: ветер слегка подымается; вишь, как он сметает порошу.
– Что ж за беда!
– А видишь там что? (Ямщик указал кнутом на восток.)
– Я ничего не вижу, кроме белой степи да ясного неба.
– А вон – вон: это облачко.
Я увидел в самом деле на краю неба белое облачко, которое принял было сперва за отдаленный холмик. Ямщик изъяснил мне, что облачко предвещало буран.
Я слыхал о тамошних метелях и знал, что целые обозы бывали ими занесены. Савельич, согласно со мнением ямщика, советовал воротиться. Но ветер показался мне не силен; я понадеялся добраться заблаговременно до следующей станции и велел ехать скорее.
- Краткое содержание повести «Капитанская дочка» по главам
Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег – и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, – закричал ямщик, – беда: буран!..»
Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь. Ветер выл с такой свирепой выразительностию, что казался одушевленным; снег засыпал меня и Савельича; лошади шли шагом – и скоро стали. «Что же ты не едешь?» – спросил я ямщика с нетерпением. «Да что ехать? – отвечал он, слезая с облучка, – невесть и так куда заехали: дороги нет, и мгла кругом». Я стал было его бранить. Савельич за него заступился: «И охота было не слушаться, – говорил он сердито, – воротился бы на постоялый двор, накушался бы чаю, почивал бы себе до утра, буря б утихла, отправились бы далее. И куда спешим? Добро бы на свадьбу!» Савельич был прав. Делать было нечего. Снег так и валил. Около кибитки подымался сугроб. Лошади стояли, понуря голову и изредка вздрагивая. Ямщик ходил кругом, от нечего делать улаживая упряжь. Савельич ворчал; я глядел во все стороны, надеясь увидеть хоть признак жила или дороги, но ничего не мог различить, кроме мутного кружения метели…
(См. далее «Капитанская дочка» – описание вожатого.)
- Вы здесь:
- Русская литература
- «Капитанская дочка» – описание бурана
метки: Рассказ, Аксаков, Буран, Текст, Свистать, Трепало, Очерк, Вертел
Разделы:
Цели урока:
- научиться производить комплексный анализ текста;
- развивать коммуникативную компетенцию и творческие способности;
- воспитывать любовь к родной природе.
Ход урока
- Здравствуйте, ребята.
Чародейкою зимою околдован лес стоит:
Зима — чудесное время года, особенно располагающее к творчеству. Ее ледяная красота очаровывает и вызывает восхищение. Многие творческие люди обращались к изображению зимы в своих произведениях. Поэты и писатели описывали ее в стихах и рассказах. Композиторы посвящали зиме свои музыкальные композиции. Так, например, Георгий Свиридов чувствовал метель: (музыка).
- Итак, тема нашего урока: «Красота зимнего пейзажа в рассказе С.Т.Аксакова «Буран». Сегодня мы выясним, как С.Т. Аксаков изображает зиму в своих произведениях.
- Знакомы ли вы с творчеством С.Т.Аксакова? (Знакомились на уроке литературы)
- А что вы знаете о жизни писателя? (Рассказ ученика)
— Очерк «Буран» был опубликован впервые в журнале «Денница» в 1834 году. В основе сюжета лежит реальное событие, которое произошло в Оренбургской области, известное Аксакову со слов очевидцев. Это очерк о том, как крестьянский обоз переживает снежную бурю в оренбургской степи.
С.Т. Аксаков писал: «Хотя прошло уже 6 лет, как я оставил Оренбургский край, но картины летней и зимней природы его были свежи в моей памяти. Я вспомнил страшные зимние метели, от которых и сам бывал в опасности и даже один раз ночевал в стоге сена, вспомнил слышанный мною рассказ о пострадавшем обозе и написал «Буран».
- Ребята, а в чем же особенность природы в Оренбургской области? (Рассказ ученика)
Чтение отрывка из произведения С. Т. Аксакова «Буран».
Солнце склонялось к западу и, косыми лучами скользя по необозримым громадам снегов, одевало их бриллиантовой корою, а изуродованная налипнувшим инеем роща, в снеговом и ледяном своем уборе, представляла издали чудные и разновидные обелиски, осыпанные также алмазным блеском. Все было великолепно…
Быстро поднималось и росло белое облако с востока, и когда скрылись за горой последние бледные лучи закатившегося солнца — уже огромная снеговая туча заволокла большую половину неба и посыпала из себя мелкий снежный прах… Она, огромная, как небо, обтянула весь горизонт и последний свет красной, погорелой вечерней зари быстро задернула густою пеленою. Вдруг настала ночь… Наступил буран со всей яростью, со всеми своими ужасами. Разыгрался пустынный ветер на приволье, взрыл снеговые степи, как пух лебяжий, вскинул их до небес… Все одел белый мрак, непроницаемый, как мрак самой темной осенней ночи! Все слилось, все смешалось: земля, воздух, небо превратились в пучину кипящего снежного праха. Он слепил глаза, занимал дыханье, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось.
55 стр., 27144 слов
Сочинение нравственные уроки солженицына что может правда
… к чему это может привести. В уста автора он вкладывает свои мысли и свое отношение к обществу. Автор (герой рассказа) пережил все, что пришлось перенести самому Солженицыну. Муниципальное … «Печеркинская средняя общеобразовательная школа» РЕФЕРАТ «НЕ СТОИТ СЕЛО БЕЗ ПРАВЕДНИКА» УРОКИ НРАВСТВЕННОСТИ В ПОВЕСТИ АЛЕКСАНДРА ИСАЕВИЧА СОЛЖЕНИЦЫНА «МАТРЕНИН ДВОР» Выполнил: Лапин Иван, учащийся 9- б класса. …
Сердце падает у самого неробкого человека, кровь стынет, останавливается от страха, а не от холода, ибо стужа во время буранов значительно уменьшается. Так ужасен вид возмущения зимней северной природы. Человек теряет память, присутствие духа, безумеет… и вот причина гибели многих несчастных жертв.
Анализ текста.
- О чем идет речь в тексте (тема)?
- Какова основная мысль текста? (Так ужасен вид возмущения зимней природы).
- Определите стиль текста.
(Поскольку основной целью текста является изображение зимней бури, ее описание, и автор для этой цели использует слова в переносном значении (бриллиантовой корою, алмазный блеск), то стиль художественный).
- Определите тип речи (описание, повествование или рассуждение)?
Описание окружающей среды.
- Встретились ли в тексте непонятные слова? Выясните лексическое значение непонятных слов.
- Буран —
- Убор-
- Обелиски-
- Прах-
- Приволье —
- Пучина —
- Найдите в тексте второго абзаца олицетворения.
Сначала определим это понятие.
Олицетворение
- Облако поднималось и росло
- Лучи скрылись
- Туча обтянула и посыпала
- Ветер разыгрался, взрыл, вскинул
- Мрак одел
Снежный прах слепил, ревел, свистал, выл, стонал, душил.
— Представили эту картину. С помощью олицетворений явления природы оживают в нашем сознании, и мы становимся свидетелями страшного явления — снежной бури. Мы видим, что постепенно великолепие природы скрывается мраком, а главным героем становится «снежный прах», который не просто играет, как ветер, а «слепит, ревет, свищет, воет, стонет, душит».
- Найти в тексте сравнения.
Сравнение
- Туча, как небо;
- Снеговые степи, как пух лебяжий;
- Белый мрак, как мрак осенней ночи;
- Снежный прах, как змей.
Итак, сравнение помогает автору более точно описать явление путем сопоставления с чем-то известным.
— Вспомните, ребята, из курса славянской мифологии и русского фольклора, что символизирует образ змея? (Вспоминают сказочных персонажей Змея Горыныча, Тугарина Змия, Лукавого, которые, по народному представлению, представляют вражескую силу и демоническое начало).
3 стр., 1357 слов
Природа в Слове о полку Игореве: ее образ, описание и роль
… к современнику, призывает к единению. И в своём обращении отдаёт лидирующую роль природе. Также читают: Картинка к сочинению Природа в Слове о полку Игореве Популярные сегодня темы Большинство писательских … мощь русской души и стремление к освобождению родной земли от посягательств врагов. Сочинение 3 Во многих литературных произведениях природа статична, постоянна. Она часто вводится в текст с …
- Таким, образом, при всей своей красоте и великолепии, некоторые явления природы, как буран, представляют опасность для человека, для его жизни. И в тексте есть слова, прямо указывающие на смерть: прах, мрак, пучина, гибель, жертвы.
Но, несмотря ни на что, природа прекрасна. Найдите в тексте первого абзаца питеты.
Эпитет — художественное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении.
- Бриллиантовой корою
- Изуродованная роща
- Ледяной убор
- Чудные обелиски
- Алмазный блеск
Эпитеты позволяют более ярко, художественно описать картину зимней природы.
- Найдите в тексте второго абзаца причастия с определяемыми словами и определите их морфологические признаки.
- Закатившегося солнца
- Кипящего праха
- Что такое причастие?
- Как отличать причастие от прилагательного?
Найдите в тексте слова с чередующимися гласными в корне?
- Росло
- Зари
- Поднималось
- Погорелой
Вспомним правила правописания корней с чередующимися гласными в корне.
Спишите предложение, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните постановку знаков препинания.
Снежный прах слепил глаза занимал дыхание ревел свистал выл стонал бил трепал вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось. (Запятые разделяют однородные сказуемые. Их 11:.)
- А как вы думаете, для чего автор в одном предложении употребляет так много однородных сказуемых? (Он хочет более точно показать, что происходило во время бурана и как стремительно развивались действия).
- Ребята, в гениальном произведении, а мы видим, что текст Аксакова именно такой, любая деталь раскрывает идею или индивидуальный стиль автора.
Обратите внимание на звучание слов:
Снежный прах слепил глаза, занимал дыхание, ревел, свистал, выл, стонал, бил, трепал, вертел со всех сторон, сверху и снизу, обвивался, как змей, и душил все, что ему ни попадалось. (Наблюдается повторение согласных [р],[с], [х], [ш]).
- Произнесем повторяющиеся согласные звуки [р] ,[с], [х], [ш] вместе. Как называется этот прием?
Звукопись
Вот мы и познакомились с поистине гениальным описанием зимней бури С.Т.Аксакова. Нужно отметить, что данный очерк «Буран» был отмечен и современниками, и есть сведения о том, что это описание бурана было использовано как образец при изображении зимней бури А.С.Пушкиным в «Капитанской дочке» и Л.Н.Толстым в «Метели».
Нашего Сашу тоже вдохновило это произведение, и он нарисовал «Буран». Посмотрите.
Денисов Динар увидел похожее описания бурана в стихотворении «Бесы» Пушкина. Слушаем.
А как бы вы изобразили зимнюю природу?
Домашнее задание.
9.05.2011
Помогите написать Сочинение описание на тему сильный ветер (у нас в городе прошел буран вот и задали описать природу во время бурана).
Вы перешли к вопросу Помогите написать Сочинение описание на тему сильный ветер (у нас в городе прошел буран вот и задали описать природу во время бурана)?. Он относится к категории Русский язык,
для 5 — 9 классов. Здесь размещен ответ по заданным параметрам. Если этот
вариант ответа не полностью вас удовлетворяет, то с помощью автоматического
умного поиска можно найти другие вопросы по этой же теме, в категории
Русский язык. В случае если ответы на похожие вопросы не раскрывают в полном
объеме необходимую информацию, то воспользуйтесь кнопкой в верхней части
сайта и сформулируйте свой вопрос иначе. Также на этой странице вы сможете
ознакомиться с вариантами ответов пользователей.
Описания природы в пушкинской прозе так же просты и кратки, как и описания внешности, домашней обстановки, быта героев. Вот, например, один из пейзажей в повести «Капитанская дочка»: «Вокруг меня простирались печальные пустыни, пересеченные холмами и оврагами. Все было покрыто снегом. Солнце садилось». Другой пейзаж еще более краток: «Солнце сияло. Снег лежал ослепительной пеленою на необозримой степи».
Основной пейзаж повести — картина бурана: «Ямщик поскакал; но все поглядывал на восток. Лошади бежали дружно. Ветер между тем час от часу становился сильнее. Облачко обратилось в белую тучу, которая тяжело подымалась, росла и постепенно облегала небо. Пошел мелкий снег — и вдруг повалил хлопьями. Ветер завыл; сделалась метель. В одно мгновение темное небо смешалось со снежным морем. Все исчезло. «Ну, барин, — закричал ямщик, — беда: буран!»… Я выглянул из кибитки: все было мрак и вихорь».
Пейзаж этот во многом символичен, он предваряет предстоящие события и участие в них главного героя, волей судьбы попавшего в метель. Буран — символ пугачевской вольницы. Темнота, вихрь, мутное кружение метели напоминают о человеческих заблуждениях, о том, что души людские зачастую находятся во мраке, где невозможно различить добро и зло, хорошее и дурное.
Характерно, что подобный пейзаж мы встречаем в пушкинском стихотворении «Бесы». Там в бесконечном кружении метели герой неожиданно замечает бесов. В «Капитанской дочке» из метели так же неожиданно появляется Пугачев. Таким образом, Пушкин уже в этом пейзаже заявляет о своем отношении к описанным историческим событиям.
Образ Пугачева в поэме, безусловно, неоднозначен. В нем есть и ум, и отвага, и великодушие, но «жить убийством и разбоем» — значит «клевать мертвечину». А «шайки разбойников» Пугачева злодействуют повсюду, разоряют селения, крепости, самовластно казнят и милуют… «Не приведи Бог видеть русский бунт — бессмысленный и беспощадный. Те, которые замышляют у нас невозможные перевороты, или молоды и не знают нашего народа, или уж люди жестокосердные, коим чужая головушка полушка, да и своя шейка — копейка», — писал Пушкин.