Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания крахмала. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) представляет собой полимер альфа-глюкозы
2) содержится в амилопластах в форме зерен
3) образуется в митохондриях клеток растений
4) представляет собой смесь амилозы и амилопектина
5) накапливается в клетках печени и мышц
Пояснение.
Крахмал (C6H10O5)n — смесь полисахаридов — амилозы и амилопектина, мономером которых является альфа-глюкоза.
Крахмал образуется в результате полимеризации глюкозы, которая является продуктом темновой фазы фотосинтеза у растений.
Крахмал — основное запасное вещество растительных клеток. Крахмальные зерна накапливаются в бесцветных пластидах — амилопластах.
Как и все полисахариды, крахмал нерастворим в воде, подвергается реакции гидролиза с образованием глюкозы.
Выпадет из списка, т. е. не относится к описанию крахмала:
3) образуется в митохондриях клеток растений
5) накапливается в клетках печени и мышц
Ответ: 35.
Крахмал
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 376.
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 376.
Крахмал – растительный полисахарид, синтезируемый в хлоропластах в процессе фотосинтеза и выполняющий энергетическую функцию. Формула крахмала аналогична формуле целлюлозы – (C6H10O5)n.
Строение
Крахмал имеет сложное химическое строение, являясь смесью двух основных полисахаридов:
- амилозы – 10-20 %;
- амилопектина – 90-80 %.
Каждый полисахарид состоит из мономера – α-глюкозы. Звенья амилозы и амилопектина соединены в цепочки посредством α(1→4)-гликозидными связями.
Молекула амилозы имеет линейную структуру, состоящую из 200-1000 структурных единиц. Цепь закручивается в спираль. На каждый виток приходится по шесть остатков глюкозы.
Амилопектин представляет собой разветвлённую цепь, включающую от шести до 40 тысяч звеньев. Разветвление цепочки обусловлено α(1→6)-гликозидными связями через 20-25 остатков глюкозы.
Помимо полисахаридов в крахмал входят неорганические вещества (остатки фосфорной кислоты), липиды, жирные кислоты.
Нахождение в природе и получение
Крахмал образуется в процессе фотосинтеза в результате полимеризации глюкозы:
- 6CO2 + 6H2O (свет, хлорофилл) → C6H12O6 + 6O2;
- nC6H12O6 → (C6H10O5)n + nH2O.
Крахмал – главная составляющая семян растений. Он используется в качестве резерва энергии. Больше всего крахмала содержится в эндосперме злаков (до 85 %) и в клубнях картофеля (20 %).
Крахмал находится в клетках в виде зёрен, форма которых зависит от вида растений. Крахмальные зёрна представляют собой слоистые крупицы. Они растут за счёт наложения новых слоёв крахмала на старые слои. Зёрна откладываются в специальных клетках растений (разновидностях лейкопластах) – амилопластах.
В пищевой и промышленной химии крахмал чаще всего выделяют из картофеля. Для этого клубни измельчают, промывают и отстаивают. Всплывший на поверхность крахмал собирают, промывают и сушат до образования кристаллов.
Крахмал не синтезируется в организме животных. Аналогичным энергетическим веществом животных клеток является гликоген.
Свойства
Крахмал представляет собой белый кристаллический безвкусный порошок. В холодной воде порошок не растворим. При взаимодействии с горячей водой растворяется амилоза, а амилопектин разбухает, образуя клейстер. Если растереть кристаллики между пальцами, можно услышать скрип.
При нагревании крахмал подвергается гидролизу под действием катализаторов. Гидролиз протекает ступенчато. Из крахмала образуется декстрин, который гидролизуется до мальтозы. В результате гидролиза мальтозы образуется глюкоза. Общее уравнение:
(C6H10O5)n + nH2O (H2SO4) → nC6H12O6.
Качественной реакцией является окрашивание в синий цвет под действием йода.
Реакции серебряного зеркала и восстановления гидроксида меди не идут.
Крахмал употребляют в пищу вместе с растительными продуктами – картофелем, мукой, кукурузой. Также используют для изготовления клея.
Что мы узнали?
Крахмал – сложное вещество, растительного происхождения. Состоит из органических и неорганических веществ, включает два полисахарида – амилозу и амилопектин. Каждый полисахарид состоит из одинаковых остатков глюкозы. Образуется в растениях в результате фотосинтеза и накапливается в форме зёрен. При взаимодействии с водой разбухает, образуя клейстер. Гидролизуется при нагревании в присутствии катализатора до глюкозы.
Тест по теме
Доска почёта
Чтобы попасть сюда — пройдите тест.
Пока никого нет. Будьте первым!
Оценка доклада
4.5
Средняя оценка: 4.5
Всего получено оценок: 376.
А какая ваша оценка?
Химический состав клетки
Задание № 4 Множественный выбор
№ 1. Все
перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания особенностей
полисахаридов. Определите два признаки,«выпадающие» из общего списка, и
запишите цифры, под которыми они указаны.
1. выполняют структурную и запасающую функции 2. состоят из
остатков аминокислот
3. обладают гидрофобностью 4. служат ферментами 5. входят в
состав клеточной стенки
№ 2. Все
приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания функций
нуклеиновых кислот в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего
списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1. осуществляют гомеостаз 2. переносят
наследственную информацию из ядра к рибосоме
3. участвуют в биосинтезе белка 4. входят в состав клеточной
мембраны
5. транспортируют аминокислоты
№ 3. Все приведенные ниже признаки, кроме двух,
можно использовать для определения функций липидов в клетке. Определите два
признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под
которыми они указаны.
1. запасающая 2. Регуляторная
3. Транспортная 4. Ферментативная 5. строительная
№ 4. Перечисленные ниже признаки, кроме двух,
используются
для описания строения, функций изображенного
органического вещества. Определите два признаки,
«выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1. имеет структурные уровни организации молекулы
2. входит в состав клеточных стенок
3. является биополимером
4. служит матрицей при трансляции
5. состоит из аминокислот
№ 5. Все перечисленные ниже
признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы крахмала.
Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу
цифры, под которыми они указаны.
1) состоит из одной цепи
2) хорошо растворяется в воде
3) в комплексе с белками образует
клеточную стенку
4) подвергается гидролизу
5) является запасным веществом в мышечных клетках
№ 6. Все перечисленные ниже
признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы РНК. Определите
два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под
которыми они указаны.
1) состоит из двух полинуклеотидных
цепей, закрученных в спираль
2) переносит информацию к месту
синтеза белка
3) в комплексе с белками строит
тело рибосомы
4) способна самоудваиваться
5) переносит аминокислоты к месту
синтеза белка
№ 7. Все представленные на
схеме вещества, кроме ДВУХ, имеют в своём составе азотистое основание
— аденин. Определите ДВА вещества, «выпадающие» из общего
списка, и запишите.
1)
2) 3)
4)
5)
№ 8. Из предложенного списка
химических элементов выберите органогены. Выберите ДВА верных
ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны.
1) кислород
2) азот 3) магний 4) хлор 5) йод
№ 9. Из предложенного списка
химических элементов выберите макроэлементы. Выберите ДВА верных
ответа из пяти и запишите цифры под которыми они указаны.
1) цинк 2)
селен 3) магний 4) хлор 5) йод
№ 10. Все перечисленные ниже
признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы ДНК.
Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите
в таблицу цифры, под которыми они указаны.
1) состоит
из двух полинуклеотидных цепей, закрученных в спираль
2) переносит
информацию к месту синтеза белка
3) в комплексе
с белками строит тело рибосомы
4) способна
самоудваиваться
5) в комплексе
с белками образует хромосомы
№ 11. Все приведённые ниже органические
вещества, кроме двух, могут выполнять энергетическую функцию. Определите
два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ
цифры, под которыми они указаны.
1) гликоген
2) глюкоза 3) липид 4) витамин А 5) сульфат натрия
№ 12. Все приведённые ниже химические
элементы, кроме двух, являются органогенами. Определите два признака,
«выпадающих» из общего списка, и запишите в ответ цифры, под которыми
они указаны.
1) водород
2) азот 3) магний 4) хлор 5) кислород
№ 13. Все приведенные ниже признаки,
кроме двух, являются функциями липидов. Определите два признака,
«выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми
они указаны.
1) запасающую;
2) гормональную; 3) ферментативную;
4) переносчика
наследственной информации; 5) энергетическую.
№ 14. Все приведённые ниже признаки,
кроме двух, можно использовать для описания значения белков в организме
человека и животных. Определите два признака, «выпадающих» из общего
списка, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
1) служат основным
строительным материалом
2) расщепляются
в кишечнике до глицерина и жирных кислот
3) образуются
из аминокислот
4) в печени
превращаются в гликоген
5) в качестве
ферментов ускоряют химические реакции
Задание № 5 Установление соответствия
№ 1. Установите соответствие
между строением и функцией вещества и его видом
СТРОЕНИЕ И ФУНКЦИЯ |
ВИД ВЕЩЕСТВА |
|
А) молекула Б) имеет В) откладывается Г) мономерами Д) используется |
1) гемоглобин 2) гликоген |
№ 2. Установите
соответствие между характеристикой хим. вещества и веществом в организме
человека.
ФУНКЦИИ ВЕЩЕСТВ |
ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА |
|
А) специфичные Б) представлены В) бывают Г)необходимы Д) выделяются Е) в основном |
1) ферменты 2) гормоны 3) витамины |
№ 3. Установите соответствие
между классами органических веществ — углеводы (1) и нуклеиновыми
кислотами
ДНК и РНК (2) — и выполняемыми ими функциями в клетке.
A)
запасание энергии Б) сигнальная
B)
хранение генетической информации Г) перенос энергии
Д)
входит в состав клеточных стенок и мембран Е) реализация генетической
информации (синтез белка)
№ 4. Установите соответствие
между классами органических веществ (углеводы (1) и липиды (2)) и
их свойствами и функциями в клетке.
A)
гидрофильны Б)
имеют гидрофобные участки
B)
могут выполнять сигнальные функции Г) бывают жидкими и
твёрдыми
Д)
служат структурным элементом оболочек Е) служат структурным
элементом мембран
№ 5. Установите соответствие
между признаками и видами нуклеиновых кислот.
ПРИЗНАКИ НУКЛЕИНОВЫХ |
ВИДЫ НУКЛЕИНОВЫХ КИСЛОТ |
|
A) хранит Б) копирует B) является Г) состоит Д) переносит Е) специфична |
1) ДНК 2) и-РНК 3) т-РНК |
№ 6. Установите
соответствие между особенностями строения и свойств вещества и веществом,
имеющим эти особенности.
ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ |
ВЕЩЕСТВА |
|
A) неполярны, Б) в состав B) мономером Г) мономеры Д) обладают Е) входят |
1) белки 2) углеводы 3) липиды |
№ 7. Установите
соответствие между особенностями нуклеиновой кислоты и её видом.
ОСОБЕННОСТИ НК |
ВИД НК |
|
A) хранит Б) включает B) триплет Г) молекула Д) передаёт Е) триплет |
1) ДНК 2) и-РНК 3) т-РНК |
№ 8. Установите
соответствие между характеристикой углевода и его группой.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
ГРУППА УГЛЕВОДА |
|
А) является Б) обладает В) проявляет Г) служит Д) образуется Е) окисляется |
1) моносахарид 2) полисахарид |
№ 9. Установите
соответствие между особенностями молекул углеводов и их видами:
ОСОБЕННОСТИ |
ВИДЫ |
|
А) мономер Б) полимер В) растворимы Г) не растворимы Д) входят Е) входят |
1) целлюлоза 2) глюкоза |
№ 10. Установите
соответствие между характеристиками органических веществ и их видами.
ХАРАКТЕРИСТИКИ |
ВИДЫ |
|
А) имеет Б) мономеры В) в состав Г) выполняет Д) синтезируется Е) образован(-а) |
1) белок 2) РНК |
№ 11. Установите
соответствие между характеристикой молекулы нуклеиновой кислоты и ее видом: к
каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА
ВИД НУКЛЕИНОВОЙ КИСЛОТЫ
А. состоит из одной полинуклсотидной цепи 1. тРНК
Б. транспортирует аминокислоту к рибосоме 2. ДНК
В. состоит из 70-80 остатков нуклеотидов
Г. хранит наследственную информацию
Д. способна к репликации
Е. представляет собой спираль
Задание № 19 Установление последовательности
№ 1. Установите, в
какой последовательности происходит процесс редупликации ДНК.
1)
раскручивание спирали молекулы
2)
воздействие ферментов на молекулу
3)
отделение одной цепи от другой на части молекулы ДНК
4)
присоединение к каждой цепи ДНК комплементарных нуклеотидов
5)
образование двух молекул ДНК из одной
№ 2. Установите, в
какой последовательности образуются структуры молекулы белка.
1)
Полипептидная цепь. 2) Клубок или глобула.
3)
Полипептидная спираль. 4) Структура из нескольких субъединиц.
Задание № 20 Дополнение таблицы. Работа с текстом.
№ 1.
Проанализируйте таблицу. Наполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и
термины, приведенные и списке, Для каждой ячейки, обозначенной буквами,
выберите соответствующий термин из предложенного списка.
Молекула нуклеиновой |
Составная часть нуклеотида |
Функция |
(А) |
дезоксирибоза |
хранение и передача |
тРНК |
(Б) |
доставка аминокислот к |
иРНК |
рибоза |
(В) |
Список
терминов:
1. урацил
2. построение тела рибосомы 3. перенос информации о первичной структуре белка
4. рРНК
5. ДНК 6. тимин
№ 2.Заполните
пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой
ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из
предложенногосписка.
(А) название мономера |
(Б) процесс увеличения |
(В) принцип копирования |
Список
терминов:
1.
комплементарность 2. репликация 3. нуклеотид 4.
денатурация
5.
углевод 6. трансляция 7. транскрипция
№ 3.Вставьте в текст «ДНК» пропущенные
термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.
Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность
цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.
ДНК
Молекула
ДНК – биополимер, мономерами которого служат __________(А). В состав
мономера входят остаток фосфорной кислоты, пятиуглеродный сахар –
__________(Б) и азотистое основание. Азотистых оснований всего четыре:
аденин, гуанин, цитозин и __________(В). Бóльшая часть ДНК сосредоточена
в ядре, а небольшие её количества находятся в митохондриях и
__________(Г).
Перечень
терминов
1) рибоза
2) аминокислота 3) рибосома 4) урацил
5) нуклеотид
6) дезоксирибоза 7) пластида тимин
№ 21 Анализ данных в табличной или графической форме
№ 1.Изучите
график ферментативнойреакции. Выберите
утверждения, которые можно сформулировать на
основании анализа предложенного графика.
Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1. При повышении температуры скорость ферментативной
реакции постоянно возрастает.
2. Скорость ферментативной реакции оптимальна при
температуре около 36 градусов.
3. При понижении температуры от 25 градусов скорость
реакции резко снижается.
№ 2.Изучите график зависимости скорости
реакции от
концентрации фермента. Выберите утверждения, которые
можно сформулировать на основании анализа предложенного
графика. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.
1. Скорость ферментативной реакции не зависит от
концентрации фермента.
2. Скорость ферментативной реакции существенно зависит от
концентрации фермента.
3. При повышении концентрации фермента скорость реакции
повышается.
№ 3.Однажды один очень дотошный
учёный решил перепроверить эксперимент Эрвина Чаргаффа. Он выделил
нуклеиновую кислоту из целого ряда организмов разных групп и определил
содержание аденина, гуанина, тимина и цитозина в их генетическом
материале. Результаты он занёс в таблицу.
Изучите таблицу
и выберите верные утверждения:
1. Правило
Чаргаффа гласит, что количество остатков аденина равно количеству
остатков гуанина в ДНК, а количество цитозина — количеству тимина.
2. Содержание
гуанина у дрожжей равно 18,7 %
3. У вируса
полиомиелита учёный не обнаружил тимина, т.к. вирус полиомиелита
— РНК-вирус.
4. Содержание
цитозина у туберкулезной микобактерии 34,9%.
5. Данные
эксперименты не подтвердили эксперименты и выводы Э. Чаргаффа.
№ 4.Группа учеников исследовала
способность веществ из популярного сладкого напитка проникать
через частично проницаемую мембрану. Напиток помещался в диализные
трубки (трубки из частично проницаемого материала, аналогичные
используемым в аппарате искусственной почки). Трубки завязывались
с обоих концов и помещались в пробирку с дистиллированной водой.
Через какое-то время несколько капель воды из пробирки бралось для проверки
её кислотности. Результаты ученики заносили в таблицу (эксперимент
выполняло 5 групп учеников).
Рассмотрите
таблицу и ответьте на вопросы.
1. У воды, которую
взяли для эксперимента кислотность была около 7,34 (или, чуть больше 7)
2. pH в пробирке
со временем повысилась
3. Чтобы исключить
случайные воздействия, чтобы эксперимент был более точным, понадобилось
делать 5 повторов эксперимента.
4. После 32
минут эксперимента среда в пробирке стала резко щелочная
5. Для получения
достоверных результатов достаточно однократного измерения
№ 22 Применение биологических знаний в практических
ситуациях
№ 1. Какую функцию выполняют
белки в реакциях обмена веществ?
№ 2. Какие функции присущи
только белкам?
№ 3. Как называются мономеры
молекулы белка?
№ 4. Какова роль ДНК в
биосинтезе белка?
№ 5. Какую функцию выполняют
липиды в клеточных мембранах?
№ 6. Какие свойства ДНК
подтверждают, что она является носителем генетической информации?
№ 7. Чем молекула ДНК
отличается от и-РНК?
№ 8. Как используется
аккумулированная в АТФ энергия?
№ 9. Какова природа большинства
ферментов и почему они теряют свою активность при повышении
уровня
радиации?
№
10.Что
такое мономер и как называются мономеры молекул нуклеиновых кислот?
№
11.Почему
жиры являются наиболее энергетическими веществами?
№
12.Дайте
полное название вещества иРНК. Назовите его функции и свойства.
№ 23 Работа с рисунком
№ 1.Строение
молекулы какого мономера изображено на
представленной
схеме? Что обозначено буквами А, Б, В?
Назовите виды
биополимеров, в состав которых входит
данный мономер.
№ 2.Назовите молекулу, изображённую на схеме.
Какую функцию
выполняет это
вещество? Что обозначено на схеме буквами А, Б, В?
№ 3.Рассмотрите
рисунок с изображением фрагмента молекулы
биополимера.
Определите, что служит ее мономером,
в результате
какого процесса увеличивается число этих
молекул в
клетке, какой принцип лежит в основе ее копирования.
№ 4. Что изображено на рисунке
и какую информацию
можно из него извлечь?
№
24. Анализ биологической информации
№ 1.
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых
они сделаны, исправьте их.
1. Полисахарид целлюлоза выполняет в клетке растения резервную,
запасающую функцию. 2. Накапливаясь в клетке, углеводы выполняют главным
образом регуляторную функцию. 3. У членистоногих полисахарид хитин формирует
покровы тела. 4. У растений клеточные стенки образованы полисахаридом
крахмалом. 5. Полисахариды обладают гидрофобностью. 6. По функциональным
свойствам полисахариды подразделяются на три группы: структурные,
водорастворимые и резервные.
№ 2. Найдите ошибки в
приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера предложений, в которых сделаны
ошибки, объясните их.
1. Большое значение в строении и
жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами
которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической
мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В
молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6.
Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.
№ 27 Решение задач
№ 1.В
одной молекуле ДНК нуклеотиды с гуанином (Г) составляют 13% от общего числа
нуклеотидов. Определите количество (в процентах) нуклеотидов с аденином (А),
цитозином (Ц), тимином (Т) в отдельности в молекуле ДНК и объясните полученные
результаты.
№ 2. В молекуле ДНК нуклеотиды А составляют 15%. Определить процентное
содержание остальных нуклеотидов и длину этого фрагмента ДНК, если в нём
содержится 700 цетидиловых нуклеотидов, а длина 1 нуклеотида 0,34нм.
№ 3. В
молекуле ДНК находится 1600 нуклеотидов с гуанином, что составляет 20% от их
общего числа. Определите, сколько нуклеотидов с тимином (Т), аденином (А),
цитозином (Ц) содержится в отдельности в молекуле ДНК, и объясните полученный
результат.
№ 4. В молекуле ДНК находится 1.100 нуклеотидов с аденином, что
составляет 10% от их общего числа. Определите, сколько нуклеотидов с тимином
(Т), гуанином (Г), цитозином (Ц) содержится в отдельности в молекуле ДНК, и
объясните полученный результат.
№ 4 Множественный выбор
№ 1. Выберите примеры
функций белков, осуществляемых ими на клеточном уровне жизни.
1)
обеспечивают транспорт ионов через мембрану 4) антитела связывают
антигены
2)
входят в состав волос, перьев 5) запасают
кислород в мышцах
3)
формируют кожные покровы 6) обеспечивают
работу веретена деления
№ 2. Выберите признаки
РНК.
1)
содержится в рибосомах и ядрышке 2) способна к репликации
3) состоит из одной цепи
4)
содержится в хромосомах 5) набор нуклеотидов
АТГЦ 6) набор нуклеотидов АГЦУ
№ 3. Какие функции выполняют
липиды в организме животных?
1)
ферментативную 2) запасающую 3) энергетическую 4) структурную
5) сократительную 6) рецепторную
№ 4. Какие функции выполняют
углеводы в организме животных?
1)
каталитическую 2) структурную 3) запасающую 4) гормональную 5)
сократительную 6) энергетическую
№ 5. Белки, в отличие от
нуклеиновых кислот,
1)
участвуют в образовании плазматической мембраны 4) осуществляют
транспортную функцию
2)
входят в состав хромосом 5) выполняют
защитную функцию
3)
участвуют в гуморальной регуляции 6) переносят наследственную
информацию из ядра к рибосоме
№ 6. Какие из перечисленных
белков невозможно обнаружить внутри мышечной клетки?
1)
актин 2) гемоглобин 3) фибриноген 4) АТФаза 5) РНК-полимераза
6) трипсин
№ 7. Какие вещества входят
в состав клеточной мембраны?
1)
липиды 2) хлорофилл 3) РНК 4) углеводы 5) белки 6)
ДНК
№ 8. Выберите особенности
строения молекул белков.
1)
состоят из жирных кислот 2) состоят из аминокислот
3)
мономеры молекулы удерживаются пептидными связями
4)
состоят из одинаковых по строению мономеров 5) представляют
собой многоатомные спирты
6)
четвертичная структура молекул состоит из нескольких глобул
№ 9. Выберите три функции,
характерные только для белков.
1)
энергетическая 2) каталитическая 3) двигательная 4) транспортная
5) структурная 6) запасающая
№ 10. Хитин присутствует
в
1)
клеточных оболочках белого гриба 2) чешуе
окуня 3) покровах комара
4)
панцире рака 5) коре пирамидального
тополя 6) чешуйках покрова ящерицы
№ 11. Выберите ТРИ функции
ДНК в клетке
1)
посредник в передаче наследственной информации 2) хранение наследственной
информации
3)
кодирование аминокислот 4) матрица
для синтеза иРНК
5)
регуляторная
6) структурирование хромосом
№ 12. Молекула ДНК
1)
полимер, мономером которого является нуклеотид
2)
полимер, мономером которого является аминокислота
3)
двуцепочный полимер 4) одноцепочный полимер
5)
содержит наследственную информацию
6)
выполняет энергетическую функцию в клетке
№ 13. Какие признаки характерны
для молекулы ДНК?
1)
состоит из одной полипептидной нити 2) состоит из двух полинуклеотидных
нитей, закрученных в спираль
3)
имеет нуклеотид, содержащий урацил 4) имеет нуклеотид, содержащий
тимин
5)
сохраняет наследственную информацию
6)
переносит информацию о строении белка из ядра к рибосоме
№ 14. Моносахариды в
клетке выполняют функции:
1)
энергетическую 2) составных компонентов полимеров
3) информационную
4)
защитную 5) составных компонентов нуклеиновых
кислот 6) транспортную
№ 15. Липиды в клетке выполняют
функции:
1)
запасающую; 2) гормональную; 3) транспортную; 4) ферментативную;
5)
переносчика наследственной информации; 6)
энергетическую.
№ 16. Белки в организме
человека и животных
1)
служат основным строительным материалом 2) расщепляются в кишечнике
до глицерина и жирных кислот
3)
образуются из аминокислот 4) в печени превращаются
в гликоген
5)
откладываются в запас 6) в качестве ферментов
ускоряют химические реакции
№ 17. Из предложенного
списка химических элементов выберите органогены.
1)
водород 2) азот 3) магний 4) хлор 5) кислород 6) йод
№ 18. Из предложенного
списка химических элементов выберите макроэлементы.
1)
цинк 2) селен 3) магний 4) хлор 5) фосфор 6) йод
Крахмал – ценный питательный продукт. Он входит в состав хлеба, картофеля, круп и наряду с сахарозой является важнейшим источником углеводов в человеческом организме.
Химическая формула крахмала (С6(Н2О)5)n.
Строение крахмала
Крахмал состоит из 2 полисахаридов, построенных из остатков циклической a-глюкозы.
Как видно, соединение молекул глюкозы происходит с участием наиболее реакционноспособных гидроксильных групп, а исчезновение последних исключает возможность образования альдегидных групп, и они в молекуле крахмала отсутствуют. Поэтому крахмал не дает реакцию «серебряного зеркала».
Иллюстрация. Фрагмент молекулы крахмала
Крахмал состоит не только из линейных молекул, но и из молекул разветвленной структуры. Этим объясняется зернистое строение крахмала.
В состав крахмала входят:
- амилоза (внутренняя часть крахмального зерна) — 10-20%;
- амилопектин (оболочка крахмального зерна) — 80-90%.
Амилоза
Амилоза растворима в воде и представляет собой линейный полимер, в котором остатки α–глюкозы связаны друг с другом через первый и четвертый атомы углерода (α-1,4-гликозидными связями).
Цепь амилозы включает 200 — 1000 остатков a-глюкозы (средняя мол. масса 160 000) .
Макромолекула амилозы представляет собой спираль, каждый виток которой состоит из 6 звеньев a-глюкозы.
Амилопектин
В отличие от амилозы, амилопектин не растворим в воде, и имеет разветвленное строение.
Подавляющее большинство глюкозных остатков в амилопектине связаны, как и в амилозе α-1,4-гликозидными связями. Однако в точках разветвлений цепи имеются α-1,6-гликозидные связи.
Молекулярная масса амилопектина достигает 1-6 млн.
Молекулы амилопектина также довольно компактны, так как имеют сферическую форму.
Биологическая роль крахмала. Гликоген
Крахмал – главное запасное питательное вещество растений, основной источник резервной энергии в растительных клетках.
Остатки глюкозы в молекулах крахмала соединены достаточно прочно и в то же время под действием ферментов легко могут отщепляться, как только возникает потребность в источнике энергии.
Амилоза и амилопектин гидролизуются под действием кислот или ферментов до глюкозы, которая служит непосредственным источником энергии для клеточных реакций, входит в состав крови и тканей, участвует в обменных процессах.
Гликоген (животный крахмал) – полисахарид, молекулы которого построены из большого числа остатков α–глюкозы. Он имеет сходное строение с амилопектином, но отличается от него большей разветвленностью цепей, а также большей молекулярной массой.
Содержится гликоген главным образом в печени и в мышцах.
Гликоген – белый аморфный порошок, хорошо растворяется даже в холодной воде, легко гидролизуется под действием кислот и ферментов, образуя в качестве промежуточных веществ декстрины, мальтозу и при полном гидролизе – глюкозу.
Превращение крахмала в организме человека и животных
Нахождение в природе
Крахмал широко распространен в природе. Он образуется в растениях в процессе фотосинтезе и накапливается в клубнях, корнях, семенах, а также в листьях и стеблях.
Крахмал содержится в растениях в виде крахмальных зерен. Наиболее богато крахмалом зерно злаков: риса (до 80%), пшеницы (до 70%), кукурузы (до 72%), а также клубни картофеля (до 25%). В клубнях картофеля крахмальные зерна плавают в клеточном соке, в злаках они плотно склеены белковым веществом клейковиной.
Физические свойства
Крахмал – белое аморфное вещество, без вкуса и запаха, нерастворимое в холодной воде, в горячей воде набухает и частично растворяется, образуя вязкий коллоидный раствор (крахмальный клейстер).
Крахмал существует в двух формах: амилоза – линейный полимер, растворимый в горячей воде, амилопектин – разветвлённый полимер, не растворимый в воде, лишь набухает.
Химические свойства крахмала
Химические свойства крахмала объясняются его строением.
Крахмал не дает реакцию «серебряного зеркала», однако ее дают продукты его гидролиза.
1. Гидролиз крахмала
При нагревании в кислой среде крахмал гидролизуется с разрывом связей между остатками α-глюкозы. При этом образуется ряд промежуточных продуктов, в частности мальтоза. Конечным продуктом гидролиза является глюкоза:
Процесс гидролиза протекает ступенчато, схематически его можно изобразить так:
Видеоопыт «Кислотный гидролиз крахмала»
Реакцию превращения крахмала в глюкозу при каталитическом действии серной кислоты открыл в 1811 г. русский ученый К.Кирхгоф (реакция Кирхгофа).
2. Качественная реакция на крахмал
Так как молекула амилозы представляет собой спираль, то при взаимодействии амилозы с йодом в водном растворе молекулы йода входят во внутренний канал спирали, образуя так называемое соединение включения.
Раствор иода окрашивает крахмал в синий цвет. При нагревании окрашивание исчезает (комплекс разрушается), при охлаждении появляется вновь.
Крахмал + J2 – синее окрашивание
Видеоопыт «Реакция крахмала с йодом»
Данная реакция используется в аналитических целях для обнаружения, как крахмала, так и йода (йодкрахмальная проба)
3. Большинство глюкозных остатков в молекулах крахмала имеют по 3 свободных гидроксила (у 2,3,6-го атомов углерода), в точках разветвления – у 2-го и 3-го атомов углерода.
Следовательно, для крахмала возможны реакции, характерные для многоатомных спиртов, в частности образование простых и сложных эфиров. Однако эфиры крахмала большого практического значения не имеют.
Качественную реакцию на многоатомные спирты крахмал не дает, так как плохо растворяется в воде.
Получение крахмала
Из растений извлекают крахмал, разрушая клетки и отмывая его водой. В промышленном масштабе его получают главным образом из клубней картофеля (в виде картофельной муки), а также кукурузы, в меньшей степени – из риса, пшеницы и других растений.
Получение крахмала из картофеля
Картофель моют, измельчают и промывают водой и перекачивают в большие сосуды, где происходит отстаивание. Вода извлекает из измельченного сырья крахмальные зерна, образуя так называемое «крахмальное молоко».
Полученный крахмал ещё раз промывают водой, отстаивают и сушат в струе теплого воздуха.
Получение крахмала из кукурузы
Зерна кукурузы замачивают в теплой воде разбавленной сернистой кислоты с целью размягчения зерна и удаления из него основной части растворимых веществ.
Набухшее зерно дробят для удаления ростков.
Ростки, после всплывания на поверхность воды, отделяют и используют в дальнейшем для получения кукурузного масла.
Кукурузную массу повторно измельчают, обрабатывают водой для вымывания крахмала, затем отделяют отстаиванием или с помощью центрифуги.
Применение крахмала
Крахмал широко применяется в различных отраслях промышленности (пищевой, фармацевтической, текстильной, бумажной и т.п.).
Он является основным углеводом пищи человека – хлеба, круп, картофеля.
В значительных количествах перерабатывается на декстрины, патоку и глюкозу, используемые в кондитерском производстве.
Из крахмала, содержащегося в картофеле и зерне злаков, получают этиловый, н-бутиловый спирты, ацетон, лимонную кислоту, глицерин.
Крахмал используется как клеящее средство, применяется для отделки тканей, крахмаления белья.
В медицине на основе крахмала готовятся мази, присыпки и т.д.
Иллюстрация. Применение крахмала
Углеводы
Полисахариды
Крахмал, его строение, химические свойства, применение
I. Фильм: “Полисахариды”
II. Физические свойства
Крахмал белый порошок, нерастворимый в холодной воде и образующий коллоидный раствор (крахмальный клейстер) в горячей воде. Существует в двух формах: амилоза – линейный полимер, растворимый в горячей воде, амилопектин – разветвлённый полимер, не растворимый в воде, лишь набухает.
III. Нахождение в природе
Крахмал – основной источник резервной энергии в растительных клетках – образуется в растениях в процессе фотосинтеза и накапливается в клубнях, корнях, семенах:
6CO2 + 6H2O свет, хлорофилл → C6H12O6 + 6O2
nC6H12O6 → (C6H10O5)n + nH2O
глюкоза крахмал
Содержится в клубнях картофеля, зёрнах пшеницы, риса, кукурузы.
Гликоген (животный крахмал), образуется в печени и мышцах животных.
IV. Строение
Состоит из остатков α — глюкозы.
В состав крахмала входят:
- амилоза (внутренняя часть крахмального зерна) – 10-20%
- амилопектин (оболочка крахмального зерна) – 80-90%
Цепь амилозы включает 200 – 1000 остатков α-глюкозы и имеет неразветвленное строение.
Амилопектин состоит из разветвленных макромолекул, молекулярная масса которых достигает 1 — 6 млн.
Амилоза и амилопектин гидролизуются под действием кислот или ферментов до глюкозы, которая служит непосредственным источником энергии для клеточных реакций, входит в состав крови и тканей, участвует в обменных процессах. Поэтому крахмал – необходимый резервный углевод питания.
Иллюстрация. Строение крахмала (амилоза, амилопектин)
Иллюстрация. Фрагмент молекулы крахмала.
Видео-опыт: «Кислотный гидролиз крахмала»
Подобно амилопектину построен гликоген (животный крахмал), макромолекулы которого отличаются большей разветвлённостью:
V. Применение
Крахмал широко применяется в различных отраслях промышленности (пищевой, бродильной, фармацевтической, текстильной, бумажной и т.п.).
- Ценный питательный продукт.
- Для накрахмаливания белья.
- В качестве декстринового клея.
VI. Химические свойства полисахаридов
1. Гидролиз
(C6H10O5)n + nH2O t,H2SO4 → nC6H12O6
глюкоза
Гидролиз протекает ступенчато:
(C6H10O5)n → (C6H10O5)m → xC12H22O11 → n C6H12O6 (Примечание, m<n)
крахмал декстрины мальтоза глюкоза
2. Качественная реакция
Охлаждённый крахмальный клейстер + I2 (раствор) = синее окрашивание, которое исчезает при нагревании.
Видео-опыт: «Реакция крахмала с йодом»
Макромолекула амилозы представляет собой спираль, каждый виток которой состоит из 6 звеньев α-глюкозы.
При взаимодействии амилозы с йодом в водном растворе молекулы йода входят во внутренний канал спирали, образуя так называемое соединение включения. Это соединение имеет характерный синий цвет. Данная реакция используется в аналитических целях для обнаружения, как крахмала, так и йода (йодкрахмальная проба)
VII. Тренажеры
Тренажер №1: “Крахмал и целлюлоза. Нахождение в природе”
Тренажер №2:“Сравнение строения крахмала и целлюлозы”
ЦОРы
Фильм: “Полисахариды”
Видео-опыт: «Кислотный гидролиз крахмала»