Описание молекулы крахмала егэ

Все перечисленные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания крахмала. Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

1)  представляет собой полимер альфа-глюкозы

2)  содержится в амилопластах в форме зерен

3)  образуется в митохондриях клеток растений

4)  представляет собой смесь амилозы и амилопектина

5)  накапливается в клетках печени и мышц

Пояснение.

Крахмал (C6H10O5)n  — смесь полисахаридов — амилозы и амилопектина, мономером которых является альфа-глюкоза.

Крахмал образуется в результате полимеризации глюкозы, которая является продуктом темновой фазы фотосинтеза у растений.

Крахмал — основное запасное вещество растительных клеток. Крахмальные зерна накапливаются в бесцветных пластидах — амилопластах.

Как и все полисахариды, крахмал нерастворим в воде, подвергается реакции гидролиза с образованием глюкозы.

Выпадет из списка, т. е. не относится к описанию крахмала:

3)  образуется в митохондриях клеток растений

5)  накапливается в клетках печени и мышц

Ответ: 35.

Крахмал


Крахмал

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 376.

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 376.

Крахмал – растительный полисахарид, синтезируемый в хлоропластах в процессе фотосинтеза и выполняющий энергетическую функцию. Формула крахмала аналогична формуле целлюлозы – (C6H10O5)n.

Строение

Крахмал имеет сложное химическое строение, являясь смесью двух основных полисахаридов:

  • амилозы – 10-20 %;
  • амилопектина – 90-80 %.

Каждый полисахарид состоит из мономера – α-глюкозы. Звенья амилозы и амилопектина соединены в цепочки посредством α(1→4)-гликозидными связями.

Молекула амилозы имеет линейную структуру, состоящую из 200-1000 структурных единиц. Цепь закручивается в спираль. На каждый виток приходится по шесть остатков глюкозы.

Структурная формула амилозы

Рис. 1. Структурная формула амилозы.

Амилопектин представляет собой разветвлённую цепь, включающую от шести до 40 тысяч звеньев. Разветвление цепочки обусловлено α(1→6)-гликозидными связями через 20-25 остатков глюкозы.

Структурная формула амилопектина

Рис. 2. Структурная формула амилопектина.

Помимо полисахаридов в крахмал входят неорганические вещества (остатки фосфорной кислоты), липиды, жирные кислоты.

Нахождение в природе и получение

Крахмал образуется в процессе фотосинтеза в результате полимеризации глюкозы:

  • 6CO2 + 6H2O (свет, хлорофилл) → C6H12O6 + 6O2;
  • nC6H12O6 → (C6H10O5)n + nH2O.

Крахмал – главная составляющая семян растений. Он используется в качестве резерва энергии. Больше всего крахмала содержится в эндосперме злаков (до 85 %) и в клубнях картофеля (20 %).

Крахмал находится в клетках в виде зёрен, форма которых зависит от вида растений. Крахмальные зёрна представляют собой слоистые крупицы. Они растут за счёт наложения новых слоёв крахмала на старые слои. Зёрна откладываются в специальных клетках растений (разновидностях лейкопластах) – амилопластах.

Примеры крахмальных зёрен

Рис. 3. Примеры крахмальных зёрен.

В пищевой и промышленной химии крахмал чаще всего выделяют из картофеля. Для этого клубни измельчают, промывают и отстаивают. Всплывший на поверхность крахмал собирают, промывают и сушат до образования кристаллов.

Крахмал не синтезируется в организме животных. Аналогичным энергетическим веществом животных клеток является гликоген.

Свойства

Крахмал представляет собой белый кристаллический безвкусный порошок. В холодной воде порошок не растворим. При взаимодействии с горячей водой растворяется амилоза, а амилопектин разбухает, образуя клейстер. Если растереть кристаллики между пальцами, можно услышать скрип.

При нагревании крахмал подвергается гидролизу под действием катализаторов. Гидролиз протекает ступенчато. Из крахмала образуется декстрин, который гидролизуется до мальтозы. В результате гидролиза мальтозы образуется глюкоза. Общее уравнение:

(C6H10O5)n + nH2O (H2SO4) → nC6H12O6.

Качественной реакцией является окрашивание в синий цвет под действием йода.

Реакции серебряного зеркала и восстановления гидроксида меди не идут.

Крахмал употребляют в пищу вместе с растительными продуктами – картофелем, мукой, кукурузой. Также используют для изготовления клея.

Заключение

Что мы узнали?

Крахмал – сложное вещество, растительного происхождения. Состоит из органических и неорганических веществ, включает два полисахарида – амилозу и амилопектин. Каждый полисахарид состоит из одинаковых остатков глюкозы. Образуется в растениях в результате фотосинтеза и накапливается в форме зёрен. При взаимодействии с водой разбухает, образуя клейстер. Гидролизуется при нагревании в присутствии катализатора до глюкозы.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

    Пока никого нет. Будьте первым!

Оценка доклада

4.5

Средняя оценка: 4.5

Всего получено оценок: 376.


А какая ваша оценка?

Химический состав клетки

Задание № 4 Множественный выбор

№ 1. Все
перечисленные ниже признаки, кроме двух, используются для описания особенностей
полисахаридов. Определите два признаки,«выпадающие» из общего списка, и
запишите цифры, под которыми они указаны.

1. выполняют структурную и запасающую функции        2. состоят из
остатков аминокислот

3. обладают гидрофобностью    4. служат ферментами    5. входят в
состав клеточной стенки

№ 2. Все
приведенные ниже признаки, кроме двух, можно использовать для описания функций
нуклеиновых кислот в клетке. Определите два признака, «выпадающих» из общего
списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. осуществляют гомеостаз                2. переносят
наследственную информацию из ядра к рибосоме

3. участвуют в биосинтезе белка      4. входят в состав клеточной
мембраны

5. транспортируют аминокислоты

№ 3. Все приведенные ниже признаки, кроме двух,
можно использовать для определения функций липидов в клетке. Определите два
признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под
которыми они указаны.

1. запасающая  2. Регуляторная 
3. Транспортная    4. Ферментативная     5. строительная

https://neznaika.pro/uploads/myimg/1475929564.png№ 4. Перечисленные ниже признаки, кроме двух,
используются

для описания строения, функций изображенного

органического вещества. Определите два признаки,

«выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они
указаны.

1. имеет структурные уровни организации молекулы

2. входит в состав клеточных стенок

3. является биополимером

4. служит матрицей при трансляции

5. состоит из аминокислот

№ 5. Все перечисленные ниже
признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы крахмала.
Определите два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу
цифры, под которыми они указаны.

1) состоит из одной цепи                      
2) хорошо растворяется в воде

3) в комплексе с белками образует
клеточную стенку

4) подвергается гидролизу                   
5) является запасным веществом в мышечных клетках

№ 6. Все перечисленные ниже
признаки, кроме двух, можно использовать для описания молекулы РНК. Определите
два признака, «выпадающих» из общего списка, и запишите в таблицу цифры, под
которыми они указаны.

1) состоит из двух полинуклеотидных
цепей, закрученных в спираль

2) переносит информацию к месту
синтеза белка

3) в комплексе с белками строит
тело рибосомы

4) способна самоудваиваться

5) переносит аминокислоты к месту
синтеза белка

№ 7. Все пред­став­лен­ные на
схеме ве­ще­ства, кроме ДВУХ, имеют в своём со­ста­ве азо­ти­стое ос­но­ва­ние
— аде­нин. Опре­де­ли­те ДВА ве­ще­ства, «вы­па­да­ю­щие» из об­ще­го
спис­ка, и за­пи­ши­те.

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=25488 https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=8436
https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=25489
https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=25491

1)                       
2)                                     3)                                             
4)

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=25492

                          5)

№ 8. Из пред­ло­жен­но­го спис­ка
хи­ми­че­ских эле­мен­тов вы­бе­ри­те ор­га­но­ге­ны. Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных
от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) кис­ло­род  
2) азот   3) маг­ний    4) хлор     5) йод

№ 9. Из пред­ло­жен­но­го спис­ка
хи­ми­че­ских эле­мен­тов вы­бе­ри­те мак­ро­эле­мен­ты. Вы­бе­ри­те ДВА вер­ных
от­ве­та из пяти и за­пи­ши­те цифры под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) цинк    2)
селен     3) маг­ний    4) хлор     5) йод

№ 10. Все пе­ре­чис­лен­ные ниже
при­зна­ки, кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния мо­ле­ку­лы ДНК.
Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те
в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) со­сто­ит
из двух по­ли­нук­лео­тид­ных цепей, за­кру­чен­ных в спи­раль

2) пе­ре­но­сит
ин­фор­ма­цию к месту син­те­за белка

3) в ком­плек­се
с бел­ка­ми стро­ит тело ри­бо­со­мы

4) спо­соб­на
са­мо­удва­и­вать­ся

5) в ком­плек­се
с бел­ка­ми об­ра­зу­ет хро­мо­со­мы

№ 11. Все при­ведённые ниже ор­га­ни­че­ские
ве­ще­ства, кроме двух, могут вы­пол­нять энер­ге­ти­че­скую функ­цию. Опре­де­ли­те
два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ
цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) гли­ко­ген  
2) глю­ко­за   3) липид    4) ви­та­мин А    5) суль­фат на­трия

№ 12. Все при­ведённые ниже хи­ми­че­ские
эле­мен­ты, кроме двух, яв­ля­ют­ся ор­га­но­ге­на­ми. Опре­де­ли­те два при­зна­ка,
«вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми
они ука­за­ны.

1) во­до­род   
2) азот    3) маг­ний    4) хлор      5) кис­ло­род

№ 13. Все при­ве­ден­ные ниже при­зна­ки,
кроме двух, яв­ля­ют­ся функ­ци­я­ми ли­пи­дов. Опре­де­ли­те два при­зна­ка,
«вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го спис­ка, и за­пи­ши­те в таб­ли­цу цифры, под ко­то­ры­ми
они ука­за­ны.

1) за­па­са­ю­щую;                     
2) гор­мо­наль­ную;                    3) фер­мен­та­тив­ную;

4) пе­ре­нос­чи­ка
на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции;                      5) энер­ге­ти­че­скую.

№ 14. Все при­ведённые ниже при­зна­ки,
кроме двух, можно ис­поль­зо­вать для опи­са­ния зна­че­ния бел­ков в ор­га­низ­ме
че­ло­ве­ка и жи­вот­ных. Опре­де­ли­те два при­зна­ка, «вы­па­да­ю­щих» из об­ще­го
спис­ка, и за­пи­ши­те в ответ цифры, под ко­то­ры­ми они ука­за­ны.

1) слу­жат ос­нов­ным
стро­и­тель­ным ма­те­ри­а­лом

2) рас­щеп­ля­ют­ся
в ки­шеч­ни­ке до гли­це­ри­на и жир­ных кис­лот

3) об­ра­зу­ют­ся
из ами­но­кис­лот

4) в пе­че­ни
пре­вра­ща­ют­ся в гли­ко­ген

5) в ка­че­стве
фер­мен­тов уско­ря­ют хи­ми­че­ские ре­ак­ции

Задание № 5 Установление соответствия

№ 1. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие
между стро­е­ни­ем и функ­ци­ей ве­ще­ства и его видом

 СТРО­Е­НИЕ И ФУНК­ЦИЯ

ВИД ВЕ­ЩЕ­СТВА

А) мо­ле­ку­ла
силь­но раз­ветв­ле­на

Б) имеет
чет­вер­тич­ную струк­ту­ру

В) от­кла­ды­ва­ет­ся
в запас в пе­че­ни

Г) мо­но­ме­ра­ми
яв­ля­ют­ся ами­но­кис­ло­ты

Д) ис­поль­зу­ет­ся
для под­дер­жа­ния уров­ня кис­ло­ро­да

1) ге­мо­гло­бин

2) гли­ко­ген

№ 2. Уста­но­ви­те
со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой хи­м. ве­ще­ства и ве­ще­ством в ор­га­низ­ме
че­ло­ве­ка.

 ФУНК­ЦИИ ВЕ­ЩЕСТВ

ХИ­МИ­ЧЕ­СКИЕ ВЕ­ЩЕ­СТВА

А) спе­ци­фич­ные
ка­та­ли­за­то­ры хи­ми­че­ских ре­ак­ций

Б) пред­став­ле­ны
толь­ко бел­ка­ми

В) бы­ва­ют
бел­ко­вой и ли­пид­ной при­ро­ды

Г)не­об­хо­ди­мы
для нор­маль­но­го об­ме­на ве­ществ

Д) вы­де­ля­ют­ся
не­по­сред­ствен­но в кровь

Е) в ос­нов­ном
по­сту­па­ют вме­сте с пищей

1) фер­мен­ты

2) гор­мо­ны

3) ви­та­ми­ны

№ 3. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие
между клас­са­ми ор­га­ни­че­ских ве­ществ — уг­ле­во­ды (1) и нук­ле­и­но­выми

кис­ло­та­ми
ДНК и РНК (2) — и вы­пол­ня­е­мы­ми ими функ­ци­я­ми в клет­ке.

A)
за­па­са­ние энер­гии                                                    Б) сиг­наль­ная          

B)
хра­не­ние ге­не­ти­че­ской ин­фор­ма­ции                     Г) пе­ре­нос энер­гии

Д)
вхо­дит в со­став кле­точ­ных сте­нок и мем­бран     Е) ре­а­ли­за­ция ге­не­ти­че­ской
ин­фор­ма­ции (син­тез белка)

№ 4. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие
между клас­са­ми ор­га­ни­че­ских ве­ществ (уг­ле­во­ды (1) и ли­пи­ды (2)) и
их свой­ства­ми и функ­ци­я­ми в клет­ке.

A)
гид­ро­филь­ны                                                           Б)
имеют гид­ро­фоб­ные участ­ки

B)
могут вы­пол­нять сиг­наль­ные функ­ции                Г) бы­ва­ют жид­ки­ми и
твёрдыми

Д)
слу­жат струк­тур­ным эле­мен­том обо­ло­чек          Е) слу­жат струк­тур­ным
эле­мен­том мем­бран

№ 5. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие
между при­зна­ка­ми и ви­да­ми нук­ле­и­но­вых кис­лот.

 ПРИ­ЗНА­КИ НУК­ЛЕ­И­НО­ВЫХ
КИС­ЛОТ

ВИДЫ НУК­ЛЕ­И­НО­ВЫХ КИС­ЛОТ

A) хра­нит
на­след­ствен­ную ин­фор­ма­цию

Б) ко­пи­ру­ет
на­след­ствен­ную ин­фор­ма­цию и пе­ре­даёт её к месту син­те­за белка

B) яв­ля­ет­ся
мат­ри­цей для син­те­за белка

Г) со­сто­ит
из двух цепей

Д) пе­ре­но­сит
ами­но­кис­ло­ты к месту син­те­за белка

Е) спе­ци­фич­на
по от­но­ше­нию к ами­но­кис­ло­те

1) ДНК

2) и-РНК

3) т-РНК

№ 6. Уста­но­ви­те
со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми стро­е­ния и свойств ве­ще­ства и ве­ще­ством,
име­ю­щим эти осо­бен­но­сти.

 ОСО­БЕН­НО­СТИ СТРО­Е­НИЯ
И СВОЙСТВ ВЕ­ЩЕ­СТВА

ВЕ­ЩЕ­СТВА

A) не­по­ляр­ны,
не­рас­тво­ри­мы в воде

Б) в со­став
вхо­дит оста­ток гли­це­ри­на

B) мо­но­ме­ром
яв­ля­ет­ся глю­ко­за

Г) мо­но­ме­ры
свя­за­ны пеп­тид­ной свя­зью

Д) об­ла­да­ют
фер­мен­та­тив­ны­ми функ­ци­я­ми

Е) вхо­дят
в со­став кле­точ­ных сте­нок рас­ти­тель­ных кле­ток

1) белки

2) уг­ле­во­ды

3) ли­пи­ды

№ 7. Уста­но­ви­те
со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми нук­ле­и­но­вой кис­ло­ты и её видом.

 ОСО­БЕН­НО­СТИ НК

ВИД НК

A) хра­нит
и пе­ре­даёт на­след­ствен­ную ин­фор­ма­цию

Б) вклю­ча­ет
нук­лео­ти­ды АТГЦ

B) три­плет
мо­ле­ку­лы на­зы­ва­ет­ся ко­до­ном

Г) мо­ле­ку­ла
со­сто­ит из двух цепей

Д) пе­ре­даёт
ин­фор­ма­цию на ри­бо­со­мы

Е) три­плет
мо­ле­ку­лы на­зы­ва­ет­ся ан­ти­ко­до­ном

1) ДНК

2) и-РНК

3) т-РНК

№ 8. Уста­но­ви­те
со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­кой уг­ле­во­да и его груп­пой.

 ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КА

ГРУП­ПА УГ­ЛЕ­ВО­ДА

А) яв­ля­ет­ся
био­по­ли­ме­ром

Б) об­ла­да­ет
гид­ро­фоб­но­стью

В) про­яв­ля­ет
гид­ро­филь­ность

Г) слу­жит
за­пас­ным пи­та­тель­ным ве­ще­ством в клет­ках жи­вот­ных

Д) об­ра­зу­ет­ся
в ре­зуль­та­те фо­то­син­те­за

Е) окис­ля­ет­ся
при гли­ко­ли­зе

1) мо­но­са­ха­рид

2) по­ли­са­ха­рид

№ 9. Уста­но­ви­те
со­от­вет­ствие между осо­бен­но­стя­ми мо­ле­кул уг­ле­во­дов и их ви­да­ми:

 ОСО­БЕН­НО­СТИ

ВИДЫ

А) мо­но­мер

Б) по­ли­мер

В) рас­тво­ри­мы
в воде

Г) не рас­тво­ри­мы
в воде

Д) вхо­дят
в со­став кле­точ­ных сте­нок рас­те­ний

Е) вхо­дят
в со­став кле­точ­но­го сока рас­те­ний

1) цел­лю­ло­за

2) глю­ко­за

№ 10. Уста­но­ви­те
со­от­вет­ствие между ха­рак­те­ри­сти­ка­ми ор­га­ни­че­ских ве­ществ и их ви­да­ми.

 ХА­РАК­ТЕ­РИ­СТИ­КИ

ВИДЫ

А) имеет
пер­вич­ную, вто­рич­ную, тре­тич­ную и чет­вер­тич­ную струк­ту­ры

Б) мо­но­ме­ры
— ами­но­кис­ло­ты

В) в со­став
мо­ле­ку­лы обя­за­тель­но вхо­дят атомы фос­фо­ра

Г) вы­пол­ня­ет
струк­тур­ные функ­ции, яв­ля­ясь ча­стью кле­точ­ных мем­бран

Д) син­те­зи­ру­ет­ся
на ДНК

Е) об­ра­зо­ван(-а)
по­ли­нук­лео­тид­ной нитью

1) белок

2) РНК

№ 11. Установите
соответствие между характеристикой молекулы нуклеиновой кислоты и ее видом: к
каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из
второго столбца.

ХАРАКТЕРИСТИКА                                                    
ВИД НУКЛЕИНОВОЙ КИСЛОТЫ

А. состоит из одной полинуклсотидной цепи             1. тРНК

Б. транспортирует аминокислоту к рибосоме             2. ДНК

В. состоит из 70-80 остатков нуклеотидов

Г. хранит наследственную информацию

Д. способна к репликации

Е. представляет собой спираль

Задание № 19 Установление последовательности

№ 1. Уста­но­ви­те, в
какой по­сле­до­ва­тель­но­сти про­ис­хо­дит про­цесс ре­ду­пли­ка­ции ДНК.

1)
рас­кру­чи­ва­ние спи­ра­ли мо­ле­ку­лы            

2)
воз­дей­ствие фер­мен­тов на мо­ле­ку­лу

3)
от­де­ле­ние одной цепи от дру­гой на части мо­ле­ку­лы ДНК

4)
при­со­еди­не­ние к каж­дой цепи ДНК ком­пле­мен­тар­ных нук­лео­ти­дов

5)
об­ра­зо­ва­ние двух мо­ле­кул ДНК из одной

№ 2. Уста­но­ви­те, в
какой по­сле­до­ва­тель­но­сти об­ра­зу­ют­ся струк­ту­ры мо­ле­ку­лы белка.

1)
По­ли­пеп­тид­ная цепь.                    2) Клу­бок или гло­бу­ла.

3)
По­ли­пеп­тид­ная спи­раль.              4) Струк­ту­ра из не­сколь­ких субъ­еди­ниц.

Задание № 20 Дополнение таблицы. Работа с текстом.

№ 1.
Проанализируйте таблицу. Наполните пустые ячейки таблицы, используя понятия и
термины, приведенные и списке, Для каждой ячейки, обозначенной буквами,
выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Молекула нуклеиновой
кислоты

Составная часть нуклеотида

Функция

(А)

дезоксирибоза

хранение и передача
наследственной информации

тРНК

(Б)

доставка аминокислот к
месту синтеза белка

иРНК

рибоза

(В)

Список
терминов:

1. урацил     
2. построение тела рибосомы   3. перенос информации о первичной структуре белка

4. рРНК        
5. ДНК         6. тимин

№ 2.Заполните
пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой
ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из
предложенногосписка.

(А) название мономера

(Б) процесс увеличения
числа молекул в клетке

(В) принцип копирования
молекул

Список
терминов:

1.
комплементарность        2. репликация           3. нуклеотид          4.
денатурация

5.
углевод                             6. трансляция           7. транскрипция

№ 3.Вставь­те в текст «ДНК» про­пу­щен­ные
тер­ми­ны из пред­ло­жен­но­го пе­реч­ня, ис­поль­зуя для этого циф­ро­вые обо­зна­че­ния.
За­пи­ши­те в текст цифры вы­бран­ных от­ве­тов, а затем по­лу­чив­шу­ю­ся по­сле­до­ва­тель­ность
цифр (по тек­сту) впи­ши­те в при­ведённую ниже таб­ли­цу.

ДНК

Мо­ле­ку­ла
ДНК – био­по­ли­мер, мо­но­ме­ра­ми ко­то­ро­го слу­жат __________(А). В со­став
мо­но­ме­ра вхо­дят оста­ток фос­фор­ной кис­ло­ты, пя­ти­уг­ле­род­ный сахар –
__________(Б) и азо­ти­стое ос­но­ва­ние. Азо­ти­стых ос­но­ва­ний всего че­ты­ре:
аде­нин, гу­а­нин, ци­то­зин и __________(В). Бóльшая часть ДНК со­сре­до­то­че­на
в ядре, а не­боль­шие её ко­ли­че­ства на­хо­дят­ся в ми­то­хон­дри­ях и
__________(Г).

Пе­ре­чень
тер­ми­нов

1) ри­бо­за          
2) ами­но­кис­ло­та                3) ри­бо­со­ма              4) ура­цил

5) нук­лео­тид   
6) дез­ок­си­ри­бо­за                7) пла­сти­да               8) тимин

Вариант 8№ 21 Анализ данных в табличной или графической форме

№ 1.Изучите
график ферментативнойреакции. Выберите

утверждения, которые можно сформулировать на

основании анализа предложенного графика.

Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

1. При повышении температуры скорость ферментативной

реакции постоянно возрастает.

2. Скорость ферментативной реакции оптимальна при

температуре около 36 градусов.

3. При понижении температуры от 25 градусов скорость

реакции резко снижается.

Вариант 9№ 2.Изучите график зависимости скорости
реакции от

концентрации фермента. Выберите утверждения, которые

можно сформулировать на основании анализа предложенного

графика. Запишите в ответе номера выбранных утверждений.

1. Скорость ферментативной реакции не зависит от

концентрации фермента.

2. Скорость ферментативной реакции существенно зависит от

 концентрации фермента.

3. При повышении концентрации фермента скорость реакции

повышается.

№ 3.Од­на­ж­ды один очень до­тош­ный
учёный решил пе­ре­про­ве­рить экс­пе­ри­мент Эр­ви­на Чар­гаф­фа. Он вы­де­лил
нук­ле­и­но­вую кис­ло­ту из це­ло­го ряда ор­га­низ­мов раз­ных групп и опре­де­лил
со­дер­жа­ние аде­ни­на, гу­а­ни­на, ти­ми­на и ци­то­зи­на в их ге­не­ти­че­ском
ма­те­ри­а­ле. Ре­зуль­та­ты он занёс в таб­ли­цу.

https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=25072

Изу­чи­те таб­ли­цу
и вы­бе­ри­те вер­ные утвер­жде­ния:

1. Пра­ви­ло
Чар­гаф­фа гла­сит, что ко­ли­че­ство остат­ков аде­ни­на равно ко­ли­че­ству
остат­ков гу­а­ни­на в ДНК, а ко­ли­че­ство ци­то­зи­на — ко­ли­че­ству ти­ми­на.

2. Со­дер­жа­ние
гу­а­ни­на у дрож­жей равно 18,7 %

3. У ви­ру­са
по­лио­ми­е­ли­та учёный не об­на­ру­жил ти­ми­на, т.к. вирус по­лио­ми­е­ли­та
— РНК-вирус.

4. Со­дер­жа­ние
ци­то­зи­на у ту­бер­ку­лез­ной ми­ко­бак­те­рии 34,9%.

5. Дан­ные
экс­пе­ри­мен­ты не под­твер­ди­ли экс­пе­ри­мен­ты и вы­во­ды Э. Чар­гаф­фа.

№ 4.Груп­па уче­ни­ков ис­сле­до­ва­ла
спо­соб­ность ве­ществ из по­пу­ляр­но­го слад­ко­го на­пит­ка про­ни­кать
через ча­стич­но про­ни­ца­е­мую мем­бра­ну. На­пи­ток по­ме­щал­ся в диа­лиз­ные
труб­ки (труб­ки из ча­стич­но про­ни­ца­е­мо­го ма­те­ри­а­ла, ана­ло­гич­ные
ис­поль­зу­е­мым в ап­па­ра­те ис­кус­ствен­ной почки). Труб­ки за­вя­зы­ва­лись
с обоих кон­цов и по­ме­ща­лись в про­бир­ку с ди­стил­ли­ро­ван­ной водой.
Через какое-то время не­сколь­ко ка­пель воды из про­бир­ки бра­лось для про­вер­ки
её кис­лот­но­сти. Ре­зуль­та­ты уче­ни­ки за­но­си­ли в таб­ли­цу (экс­пе­ри­мент
вы­пол­ня­ло 5 групп уче­ни­ков).

 https://bio-ege.sdamgia.ru/get_file?id=25073

 Рас­смот­ри­те
таб­ли­цу и от­веть­те на во­про­сы.

1. У воды, ко­то­рую
взяли для экс­пе­ри­мен­та кис­лот­ность была около 7,34 (или, чуть боль­ше 7)

2. pH в про­бир­ке
со вре­ме­нем по­вы­си­лась

3. Чтобы ис­клю­чить
слу­чай­ные воз­дей­ствия, чтобы экс­пе­ри­мент был более точ­ным, по­на­до­би­лось
де­лать 5 по­вто­ров экс­пе­ри­мен­та.

4. После 32
минут экс­пе­ри­мен­та среда в про­бир­ке стала резко ще­лоч­ная

5. Для по­лу­че­ния
до­сто­вер­ных ре­зуль­та­тов до­ста­точ­но од­но­крат­но­го из­ме­ре­ния

№ 22 Применение биологических знаний в практических
ситуациях

№ 1. Какую функ­цию вы­пол­ня­ют
белки в ре­ак­ци­ях об­ме­на ве­ществ?

№ 2. Какие функ­ции при­су­щи
толь­ко бел­кам?

№ 3. Как на­зы­ва­ют­ся мо­но­ме­ры
мо­ле­ку­лы белка?

№ 4. Ка­ко­ва роль ДНК в
био­син­те­зе белка?

№ 5. Какую функ­цию вы­пол­ня­ют
ли­пи­ды в кле­точ­ных мем­бра­нах?

№ 6. Какие свой­ства ДНК
под­твер­жда­ют, что она яв­ля­ет­ся но­си­те­лем ге­не­ти­че­ской ин­фор­ма­ции?

№ 7. Чем мо­ле­ку­ла ДНК
от­ли­ча­ет­ся от и-РНК?

№ 8. Как ис­поль­зу­ет­ся
ак­ку­му­ли­ро­ван­ная в АТФ энер­гия?

№ 9. Ка­ко­ва при­ро­да боль­шин­ства
фер­мен­тов и по­че­му они те­ря­ют свою ак­тив­ность при по­вы­ше­нии

уров­ня
ра­ди­а­ции?


10.
Что
такое мо­но­мер и как на­зы­ва­ют­ся мо­но­ме­ры мо­ле­кул нук­ле­и­но­вых кис­лот?


11.
По­че­му
жиры яв­ля­ют­ся наи­бо­лее энер­ге­ти­че­ски­ми ве­ще­ства­ми?


12.
Дайте
пол­ное на­зва­ние ве­ще­ства иРНК. На­зо­ви­те его функ­ции и свой­ства.

Вариант 16№ 23 Работа с рисунком

№ 1.Строение
молекулы какого мономера изображено на

представленной
схеме? Что обозначено буквами А, Б, В?

Назовите виды
биополимеров, в состав которых входит

данный мономер.

№ 2.Назовите молекулу, изображённую на схеме.
Какую функцию

выполняет это
вещество? Что обозначено на схеме буквами А, Б, В?

Вариант 20Вариант 1

№ 3.Рассмотрите
рисунок с изображением фрагмента молекулы

биополимера.
Определите, что служит ее мономером,

в результате
какого процесса увеличивается число этих

молекул в
клетке, какой принцип лежит в основе ее копирования.

 

№ 4. Что изображено на рисунке
и какую информацию

можно из него извлечь?


24. Анализ биологической информации

№ 1.
Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых
они сделаны, исправьте их.

1. Полисахарид целлюлоза выполняет в клетке растения резервную,
запасающую функцию. 2. Накапливаясь в клетке, углеводы выполняют главным
образом регуляторную функцию. 3. У членистоногих полисахарид хитин формирует
покровы тела. 4. У растений клеточные стенки образованы полисахаридом
крахмалом. 5. Полисахариды обладают гидрофобностью. 6. По функциональным
свойствам полисахариды подразделяются на три группы: структурные,
водорастворимые и резервные.

№ 2. Найдите ошибки в
приведенном тексте, исправьте их. Укажите номера предложений, в которых сделаны
ошибки, объясните их.

1. Большое значение в строении и
жизнедеятельности организмов имеют белки. 2. Это биополимеры, мономерами
которых являются азотистые основания. 3. Белки входят в состав плазматической
мембраны. 4. Многие белки выполняют в клетке ферментативную функцию. 5. В
молекулах белка зашифрована наследственная информация о признаках организма. 6.
Молекулы белка и тРНК входят в состав рибосом.

№ 27 Решение задач

№ 1.В
одной молекуле ДНК нуклеотиды с гуанином (Г) составляют 13% от общего числа
нуклеотидов. Определите количество (в процентах) нуклеотидов с аденином (А),
цитозином (Ц), тимином (Т) в отдельности в молекуле ДНК и объясните полученные
результаты.

№ 2. В молекуле ДНК нуклеотиды А составляют 15%. Определить процентное
содержание остальных нуклеотидов и длину этого фрагмента ДНК, если в нём
содержится 700 цетидиловых нуклеотидов, а длина 1 нуклеотида 0,34нм.

№ 3. В
молекуле ДНК находится 1600 нуклеотидов с гуанином, что составляет 20% от их
общего числа. Определите, сколько нуклеотидов с тимином (Т), аденином (А),
цитозином (Ц) содержится в отдельности в молекуле ДНК, и объясните полученный
результат.

№ 4. В молекуле ДНК находится 1.100 нуклеотидов с аденином, что
составляет 10% от их общего числа. Определите, сколько нуклеотидов с тимином
(Т), гуанином (Г), цитозином (Ц) содержится в отдельности в молекуле ДНК, и
объясните полученный результат.

№ 4 Множественный выбор

№ 1. Вы­бе­ри­те при­ме­ры
функ­ций бел­ков, осу­ществ­ля­е­мых ими на кле­точ­ном уров­не жизни.

1)
обес­пе­чи­ва­ют транс­порт ионов через мем­бра­ну          4) ан­ти­те­ла свя­зы­ва­ют
ан­ти­ге­ны

2)
вхо­дят в со­став волос, пе­рьев                                     5) за­па­са­ют
кис­ло­род в мыш­цах

3)
фор­ми­ру­ют кож­ные по­кро­вы                                       6) обес­пе­чи­ва­ют
ра­бо­ту ве­ре­те­на де­ле­ния

№ 2. Вы­бе­ри­те при­зна­ки
РНК.

1)
со­дер­жит­ся в ри­бо­со­мах и яд­рыш­ке     2) спо­соб­на к ре­пли­ка­ции       
3) со­сто­ит из одной цепи

4)
со­дер­жит­ся в хро­мо­со­мах                    5) набор нук­лео­ти­дов
АТГЦ      6) набор нук­лео­ти­дов АГЦУ

№ 3. Какие функ­ции вы­пол­ня­ют
ли­пи­ды в ор­га­низ­ме жи­вот­ных?

1)
фер­мен­та­тив­ную  2) за­па­са­ю­щую  3) энер­ге­ти­че­скую  4) струк­тур­ную 
5) со­кра­ти­тель­ную  6) ре­цеп­тор­ную

№ 4. Какие функ­ции вы­пол­ня­ют
уг­ле­во­ды в ор­га­низ­ме жи­вот­ных?

1)
ка­та­ли­ти­че­скую 2) струк­тур­ную  3) за­па­са­ю­щую  4) гор­мо­наль­ную  5)
со­кра­ти­тель­ную  6) энер­ге­ти­че­скую

№ 5. Белки, в от­ли­чие от
нук­ле­и­но­вых кис­лот,

1)
участ­ву­ют в об­ра­зо­ва­нии плаз­ма­ти­че­ской мем­бра­ны    4) осу­ществ­ля­ют
транс­порт­ную функ­цию

2)
вхо­дят в со­став хро­мо­сом                                             5) вы­пол­ня­ют
за­щит­ную функ­цию

3)
участ­ву­ют в гу­мо­раль­ной ре­гу­ля­ции            6) пе­ре­но­сят на­след­ствен­ную
ин­фор­ма­цию из ядра к ри­бо­со­ме

№ 6. Какие из пе­ре­чис­лен­ных
бел­ков не­воз­м­ож­но об­на­ру­жить внут­ри мы­шеч­ной клет­ки?

1)
актин     2) ге­мо­гло­бин     3) фиб­ри­но­ген      4) АТ­Фа­за      5) РНК-по­ли­ме­ра­за   
6) трип­син

№ 7. Какие ве­ще­ства вхо­дят
в со­став кле­точ­ной мем­бра­ны?

1)
ли­пи­ды    2) хло­ро­филл      3) РНК    4) уг­ле­во­ды     5) белки       6)
ДНК

№ 8. Вы­бе­ри­те осо­бен­но­сти
стро­е­ния мо­ле­кул бел­ков.

1)
со­сто­ят из жир­ных кис­лот       2) со­сто­ят из ами­но­кис­лот

3)
мо­но­ме­ры мо­ле­ку­лы удер­жи­ва­ют­ся пеп­тид­ны­ми свя­зя­ми

4)
со­сто­ят из оди­на­ко­вых по стро­е­нию мо­но­ме­ров     5) пред­став­ля­ют
собой мно­го­атом­ные спир­ты

6)
чет­вер­тич­ная струк­ту­ра мо­ле­кул со­сто­ит из не­сколь­ких гло­бул

№ 9. Вы­бе­ри­те три функ­ции,
ха­рак­тер­ные толь­ко для бел­ков.

1)
энер­ге­ти­че­ская   2) ка­та­ли­ти­че­ская    3) дви­га­тель­ная    4) транс­порт­ная  
5) струк­тур­ная   6) за­па­са­ю­щая

№ 10. Хитин при­сут­ству­ет
в

1)
кле­точ­ных обо­лоч­ках бе­ло­го гриба        2) чешуе
окуня                               3) по­кро­вах ко­ма­ра

4)
пан­ци­ре рака                                        5) коре пи­ра­ми­даль­но­го
то­по­ля       6) че­шуй­ках по­кро­ва яще­ри­цы

№ 11. Вы­бе­ри­те ТРИ функ­ции
ДНК в клет­ке

1)
по­сред­ник в пе­ре­да­че на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции     2) хра­не­ние на­след­ствен­ной
ин­фор­ма­ции

3)
ко­ди­ро­ва­ние ами­но­кис­лот                                           4) мат­ри­ца
для син­те­за иРНК

5)
ре­гу­ля­тор­ная                                                             
6) струк­ту­ри­ро­ва­ние хро­мо­сом

№ 12. Мо­ле­ку­ла ДНК

1)
по­ли­мер, мо­но­ме­ром ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся нук­лео­тид

2)
по­ли­мер, мо­но­ме­ром ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся ами­но­кис­ло­та

3)
дву­це­поч­ный по­ли­мер       4) од­но­це­поч­ный по­ли­мер

5)
со­дер­жит на­след­ствен­ную ин­фор­ма­цию  

6)
вы­пол­ня­ет энер­ге­ти­че­скую функ­цию в клет­ке

№ 13. Какие при­зна­ки ха­рак­тер­ны
для мо­ле­ку­лы ДНК?

1)
со­сто­ит из одной по­ли­пеп­тид­ной нити 2) со­сто­ит из двух по­ли­нук­лео­тид­ных
нитей, за­кру­чен­ных в спи­раль

3)
имеет нук­лео­тид, со­дер­жа­щий ура­цил   4) имеет нук­лео­тид, со­дер­жа­щий
тимин

5)
со­хра­ня­ет на­след­ствен­ную ин­фор­ма­цию

6)
пе­ре­но­сит ин­фор­ма­цию о стро­е­нии белка из ядра к ри­бо­со­ме

№ 14. Мо­но­са­ха­ри­ды в
клет­ке вы­пол­ня­ют функ­ции:

1)
энер­ге­ти­че­скую            2) со­став­ных ком­по­нен­тов по­ли­ме­ров                     
3) ин­фор­ма­ци­он­ную

4)
за­щит­ную                     5) со­став­ных ком­по­нен­тов нук­ле­и­но­вых
кис­лот        6) транс­порт­ную

№ 15. Ли­пи­ды в клет­ке вы­пол­ня­ют
функ­ции:

1)
за­па­са­ю­щую;     2) гор­мо­наль­ную;      3) транс­порт­ную;      4) фер­мен­та­тив­ную;

5)
пе­ре­нос­чи­ка на­след­ствен­ной ин­фор­ма­ции;                          6)
энер­ге­ти­че­скую.

№ 16. Белки в ор­га­низ­ме
че­ло­ве­ка и жи­вот­ных

1)
слу­жат ос­нов­ным стро­и­тель­ным ма­те­ри­а­лом 2) рас­щеп­ля­ют­ся в ки­шеч­ни­ке
до гли­це­ри­на и жир­ных кис­лот

3)
об­ра­зу­ют­ся из ами­но­кис­лот                           4) в пе­че­ни пре­вра­ща­ют­ся
в гли­ко­ген

5)
от­кла­ды­ва­ют­ся в запас                                  6) в ка­че­стве фер­мен­тов
уско­ря­ют хи­ми­че­ские ре­ак­ции

№ 17. Из пред­ло­жен­но­го
спис­ка хи­ми­че­ских эле­мен­тов вы­бе­ри­те ор­га­но­ге­ны.

1)
во­до­род    2) азот    3) маг­ний    4) хлор     5) кис­ло­род     6) йод

№ 18. Из пред­ло­жен­но­го
спис­ка хи­ми­че­ских эле­мен­тов вы­бе­ри­те мак­ро­эле­мен­ты.

1)
цинк     2) селен    3) маг­ний     4) хлор     5) фос­фор     6) йод

Крахмал – ценный питательный продукт. Он входит в состав хлеба, картофеля, круп и наряду с сахарозой является важнейшим источником углеводов в человеческом организме.

Химическая формула крахмала 62О)5)n.

Строение крахмала

Крахмал состоит из 2 полисахаридов, построенных из остатков циклической a-глюкозы.

Как видно, соединение молекул глюкозы происходит с участием наиболее реакционноспособных гидроксильных групп, а исчезновение последних исключает возможность образования альдегидных групп, и они в молекуле крахмала отсутствуют. Поэтому крахмал не дает реакцию «серебряного зеркала».

Иллюстрация. Фрагмент молекулы крахмала

Крахмал состоит не только из линейных молекул, но и из молекул разветвленной структуры. Этим объясняется зернистое строение крахмала.

В состав крахмала входят:

  • амилоза (внутренняя часть крахмального зерна) — 10-20%;
  • амилопектин (оболочка крахмального зерна) — 80-90%.

Амилоза

Амилоза растворима в воде и представляет собой линейный полимер, в котором остатки α–глюкозы связаны друг с другом через первый и четвертый атомы углерода (α-1,4-гликозидными связями).

Цепь амилозы включает 200 — 1000 остатков a-глюкозы (средняя мол. масса 160 000) .

Макромолекула амилозы представляет собой спираль, каждый виток которой состоит из 6 звеньев a-глюкозы.

Амилопектин

В отличие от амилозы, амилопектин не растворим в воде, и имеет разветвленное строение.

Подавляющее большинство глюкозных остатков в амилопектине связаны, как и в амилозе α-1,4-гликозидными связями. Однако в точках разветвлений цепи имеются α-1,6-гликозидные связи.

Молекулярная масса амилопектина достигает 1-6 млн.

Молекулы амилопектина также довольно компактны, так как имеют сферическую форму.

Биологическая роль крахмала. Гликоген

Крахмал – главное запасное питательное вещество растений, основной источник резервной энергии в растительных клетках.

Остатки глюкозы в молекулах крахмала соединены достаточно прочно и в то же время под действием ферментов легко могут отщепляться, как только возникает потребность в источнике энергии.

Амилоза и амилопектин гидролизуются под действием кислот или ферментов до глюкозы, которая служит непосредственным источником энергии для клеточных реакций, входит в состав крови и тканей, участвует в обменных процессах.

Гликоген (животный крахмал) – полисахарид, молекулы которого построены из большого числа остатков α–глюкозы. Он имеет сходное строение с амилопектином, но отличается от него большей разветвленностью цепей, а также большей молекулярной массой.

Содержится гликоген главным образом в печени и в мышцах.

Гликоген – белый аморфный порошок, хорошо растворяется даже в холодной воде, легко гидролизуется под действием кислот и ферментов, образуя в качестве промежуточных веществ декстрины, мальтозу и при полном гидролизе – глюкозу.

Превращение крахмала в организме человека и животных

Нахождение в природе

Крахмал широко распространен в природе. Он образуется в растениях в процессе фотосинтезе и накапливается в клубнях, корнях, семенах, а также в листьях и стеблях.

Крахмал содержится в растениях в виде крахмальных зерен. Наиболее богато крахмалом зерно злаков: риса (до 80%), пшеницы (до 70%), кукурузы (до 72%), а также клубни картофеля (до 25%). В клубнях картофеля крахмальные зерна плавают в клеточном соке, в злаках они плотно склеены белковым веществом клейковиной.

Физические свойства 

Крахмал – белое аморфное вещество, без вкуса и запаха, нерастворимое в холодной воде, в горячей воде набухает и частично растворяется, образуя вязкий коллоидный раствор (крахмальный клейстер).

Крахмал существует в двух формах: амилоза – линейный полимер, растворимый в горячей воде, амилопектин – разветвлённый полимер, не растворимый в воде, лишь набухает.

Химические свойства крахмала

Химические свойства крахмала объясняются его строением.

Крахмал не дает реакцию «серебряного зеркала», однако ее дают продукты его гидролиза.

1. Гидролиз крахмала

При нагревании в кислой среде крахмал гидролизуется с разрывом связей между остатками α-глюкозы. При этом образуется ряд промежуточных продуктов, в частности мальтоза. Конечным продуктом гидролиза является глюкоза:

Процесс гидролиза протекает ступенчато, схематически его можно изобразить так:

Видеоопыт «Кислотный гидролиз крахмала»

Реакцию превращения крахмала в глюкозу при каталитическом действии серной кислоты открыл в 1811 г. русский ученый К.Кирхгоф (реакция Кирхгофа).

2. Качественная реакция на крахмал

Так как молекула амилозы представляет собой спираль, то при взаимодействии амилозы с йодом в водном растворе молекулы йода входят во внутренний канал спирали, образуя так называемое соединение включения.

Раствор иода окрашивает крахмал в синий цвет. При нагревании окрашивание исчезает (комплекс разрушается), при охлаждении появляется вновь.

Крахмал + J2синее окрашивание

Видеоопыт «Реакция крахмала с йодом»

Данная реакция используется в аналитических целях для обнаружения, как крахмала, так и йода (йодкрахмальная проба)

3. Большинство глюкозных остатков в молекулах крахмала имеют по 3 свободных гидроксила (у 2,3,6-го атомов углерода), в точках разветвления – у 2-го и 3-го атомов углерода.

Следовательно, для крахмала возможны реакции, характерные для многоатомных спиртов, в частности образование простых и сложных эфиров. Однако эфиры крахмала большого практического значения не имеют.

Качественную реакцию на многоатомные спирты крахмал не дает, так как плохо растворяется в воде.

Получение крахмала

Из растений извлекают крахмал, разрушая клетки и отмывая его водой. В промышленном масштабе его получают главным образом из клубней картофеля (в виде картофельной муки), а также кукурузы, в меньшей степени – из риса, пшеницы и других растений.

Получение крахмала из картофеля

Картофель моют, измельчают и промывают водой и перекачивают в большие сосуды, где происходит отстаивание. Вода извлекает из измельченного сырья крахмальные зерна, образуя так называемое «крахмальное молоко».

Полученный крахмал ещё раз промывают водой, отстаивают и сушат в струе теплого воздуха.

Получение крахмала из кукурузы

Зерна кукурузы замачивают в теплой воде разбавленной сернистой кислоты с целью размягчения зерна и удаления из него основной части растворимых веществ.

Набухшее зерно дробят для удаления ростков.

Ростки, после всплывания на поверхность воды, отделяют и используют в дальнейшем для получения кукурузного масла.

Кукурузную массу повторно измельчают, обрабатывают водой для вымывания крахмала, затем отделяют отстаиванием или с помощью центрифуги.

Применение крахмала

Крахмал широко применяется в различных отраслях промышленности (пищевой, фармацевтической, текстильной, бумажной и т.п.).

Он является основным углеводом пищи человека – хлеба, круп, картофеля.

В значительных количествах перерабатывается на декстрины, патоку и глюкозу, используемые в кондитерском производстве.

Из крахмала, содержащегося в картофеле и зерне злаков, получают этиловый, н-бутиловый спирты, ацетон, лимонную кислоту, глицерин.

Крахмал используется как клеящее средство, применяется для отделки тканей, крахмаления белья.

В медицине на основе крахмала готовятся мази, присыпки и т.д.

Иллюстрация. Применение крахмала

Углеводы

Полисахариды

Крахмал, его строение, химические свойства, применение

I. Фильм: “Полисахариды”


II. Физические свойства 


Крахмал белый порошок, нерастворимый в холодной воде и образующий коллоидный раствор (крахмальный клейстер) в горячей воде. Существует в двух формах: амилоза – линейный полимер, растворимый в горячей воде, амилопектин – разветвлённый полимер, не растворимый в воде, лишь набухает.

III. Нахождение в природе


Крахмал – основной источник резервной энергии в растительных клетках – образуется в растениях в процессе фотосинтеза и накапливается в клубнях, корнях, семенах:                   

6CO2 + 6H2O     свет, хлорофилл →     C6H12O6 + 6O2

nC6H12O→ (C6H10O5)n + nH2O

 глюкоза                               крахмал

Содержится в клубнях картофеля, зёрнах пшеницы, риса, кукурузы.

Гликоген (животный крахмал), образуется в печени и мышцах животных. 

IV. Строение


Состоит из остатков α — глюкозы. 

В состав крахмала входят:

  • амилоза (внутренняя часть крахмального зерна) – 10-20%
  • амилопектин (оболочка крахмального зерна) – 80-90%

Цепь амилозы включает 200 – 1000 остатков α-глюкозы и имеет неразветвленное строение.

Амилопектин состоит из разветвленных макромолекул, молекулярная масса которых достигает 1 — 6 млн.

Амилоза и амилопектин гидролизуются под действием кислот или ферментов до глюкозы, которая служит непосредственным источником энергии для клеточных реакций, входит в состав крови и тканей, участвует в обменных процессах. Поэтому крахмал – необходимый резервный углевод питания.

Иллюстрация. Строение крахмала (амилоза, амилопектин)

Иллюстрация. Фрагмент молекулы крахмала.

Видео-опыт: «Кислотный гидролиз крахмала»

Подобно амилопектину построен гликоген (животный крахмал), макромолекулы которого отличаются большей разветвлённостью:

V. Применение


Крахмал широко применяется в различных отраслях промышленности (пищевой, бродильной, фармацевтической, текстильной, бумажной и т.п.).

  • Ценный питательный продукт.
  • Для накрахмаливания белья.
  • В качестве декстринового клея.

VI. Химические свойства полисахаридов


1. Гидролиз        

(C6H10O5)n + nH2t,H2SO4 → nC6H12O6

                                                      глюкоза

Гидролиз протекает ступенчато:

(C6H10O5)n → (C6H10O5)m → xC12H22O11 →  n C6H12O6        (Примечание, m<n)

крахмал             декстрины       мальтоза           глюкоза

2. Качественная реакция

Охлаждённый крахмальный клейстер + I2 (раствор) = синее окрашивание, которое исчезает при нагревании.

Видео-опыт: «Реакция крахмала с йодом» 

Макромолекула амилозы представляет собой спираль, каждый виток которой состоит из 6 звеньев α-глюкозы.

При взаимодействии амилозы с йодом в водном растворе молекулы йода входят во внутренний канал спирали, образуя так называемое соединение включения. Это соединение имеет характерный синий цвет. Данная реакция используется в аналитических целях для обнаружения, как крахмала, так и йода (йодкрахмальная проба)

VII. Тренажеры


Тренажер №1: “Крахмал и целлюлоза. Нахождение в природе”

Тренажер №2:“Сравнение строения крахмала и целлюлозы

ЦОРы


Фильм: “Полисахариды”

Видео-опыт: «Кислотный гидролиз крахмала»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Описание молекулы белка решу егэ
  • Описание моей улицы сочинение
  • Описание моей комнаты 6 класс по русскому языку сочинение на тему для мальчиков
  • Описание моей комнаты 6 класс по русскому языку сочинение на тему для девочек
  • Описание мики морозова сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии