Описание презентации по отдельным слайдам:
-
1 слайд
Биология как наука. Методы. Признаки живого. Уровни организации.
-
2 слайд
План занятия:
Биология как наука
Разделы биологии
Методы биологических исследований
Признаки живого
Уровни организации живого -
3 слайд
Биология = биос (жизнь) + логос (наука)
Термин ввел Жан Батист Ламарк в 1802 году -
4 слайд
Биология
Экология (отношения организмов между собой и окружающей средой)
Анатомия
(строение органов)
Морфология (внешнее строение)
Физиология
(процессы жизнедеятельности)
Цитология
(клетки)
Эмбриология (внутриутробное развитие организмов)
Этология (поведение)
Гистология (ткани)
Генетика
(наследственность
и изменчивость организмов)
Биохимия
и молекулярная биология
(процессы на уровне молекул)
Палеонтология (ископаемые живые организмы)
Имуннология
Селекция (новые породы, сорта, штаммы)
Антропология (происхождение человека)
Ботаника (растения)
Зоология (животные)
Вирусология
Микробиология/ бактериология (бактерии)
Микология (грибы) -
5 слайд
Методы биологических исследований
Общебиологические
Эмпирические
Наблюдение
Описание
Сравнение
Эксперимент (изменяют условия жизни реального объекта)Теоретические:
Статистический
Моделирование (модель объекта)Анализ
Синтез -
6 слайд
Методы биологических исследований
Частнонаучные:
Генеалогический (родословные, характер
наследования признаков)
Исторический (закономерности развития и существования
живых существ)
Палеонтологический (филогенетические ряды, ископаемые
организмы)
Цитологический/ Цитогенетический/ Микрокопирование (строение клеточных структур, чаще именно кариотип и мутации)
Биохимический (исследование химических процессов в организме, конкретно – наследственных заболеваний, связанных с обменом веществ) -
7 слайд
Методы биологических исследований
Хроматография
Основан на разной скорости перемещения веществ по сорбенту -
8 слайд
Методы биологических исследований
Электрофорез
Основан на движении заряженых белковых молекул различного мелекулярного веса в электрическом поле
Используется для разделения ДНК и белков)
Молекула малого размера с большим зарядом будет двигаться быстрееГель
Лунка -
9 слайд
Методы биологических исследований
Центрифугирование (разделение смесей)
Чем тяжелее объект, тем быстрее окажется на дне -
10 слайд
Методы биологических исследований
Метод меченых атомов (авторадиография)
СО2 – тяжелый изотоп кислорода окажется в глюкозе -
11 слайд
Методы биологических исследований
Методы селекции:
Гибридизация (скрещивание)
Искусственный отбор
Генная инженерия
Клеточная инженерия
Методы генетики:
Гибридологический (определяют тип наследования признака по распределению признаков в потомстве)
Гениалогический (построение и анализ родословной)
Близнецовый (определяют степень влияния среды на признак)
Цитогенетический -
12 слайд
Свойства живого:
1. Единство химического состава.
2. Клеточное строение
3. Открытость.
4. Обмен веществ и энергии.
5. Самовоспроизведение
6. Саморегуляция.
7. Рост и развитие.
8. Раздражимость.
9. Наследственность и изменчивость.
10. Дискретность
11. Ритмичность -
13 слайд
ЖИВАЯ СИСТЕМА
Клетка
Организм
Сообщество -
14 слайд
Уровни организации живой природы:
1
2
3
4
5
6
Молекулярный.
Клеточный.
Организменный.
Популяционно-видовой.
Экосистемный.
Биосферный. -
15 слайд
Белок
Липид
Углевод
РНК
ДНК
Биологические
молекулы -
16 слайд
Белок
Клеточная мембрана -
17 слайд
Уровни организации живой природы:
1
2
3
4
5
6
Молекулярный.
Клеточный.
Организменный.
Популяционно-видовой.
Экосистемный.
Биосферный. -
18 слайд
Нервная клетка
Мышечные клетки
Эпителиальные клетки -
19 слайд
Рост и растяжение
-
20 слайд
Дифференциация клетки
-
-
22 слайд
Уровни организации живой природы:
1
2
3
4
5
6
Молекулярный.
Клеточный.
Организменный.
Популяционно-видовой.
Экосистемный.
Биосферный. -
23 слайд
Одноклеточный
организм
Многоклеточный организм -
24 слайд
Хлоропласт
Эвглена зелёная
Жгутик
Светочувствительный глазок
Ядро
Запасные питательные вещества
Сократительная вакуоль -
25 слайд
Эвглена зелёная ― автогетеротрофный организм
Питается автотрофно за счёт наличия
хлоропластов. Фотосинтез происходит на свету.
В темноте же, вследствие его невозможности,
питается гетеротрофно.
Хлоропласты -
26 слайд
Уровни организации живой природы:
1
2
3
4
5
6
Молекулярный.
Клеточный.
Организменный.
Популяционно-видовой.
Экосистемный.
Биосферный. -
-
28 слайд
Численность, тыс. гол.
Годы
0
50
100
150
200
250
300
350
400
450
500
550
600
1950
1955
1960
1965
1970
1975
1980
1985
1990
1995
2000
2005
2010
Численность популяции сайгака
на территории Калмыкии -
29 слайд
Уровни организации живой природы:
1
2
3
4
5
6
Молекулярный.
Клеточный.
Организменный.
Популяционно-видовой.
Экосистемный.
Биосферный. -
-
31 слайд
Уровни организации живой природы:
1
2
3
4
5
6
Молекулярный.
Клеточный.
Организменный.
Популяционно-видовой.
Экосистемный.
Биосферный. -
32 слайд
Стратосфера
Озоновый слой
Тропосфера
Атмосфера
Литосфера
Гидросфера
БИОСФЕРА -
33 слайд
SO 2
SO 2
HNO 3
NO 2
Al
Солнечный
свет
H 2 SO 4
SO 4 _
H 2 O
NH 3
H +
H +
O 3 -
-
-
-
-
-
1.
Подготовка к ЕГЭ
БИОЛОГИЯ
Преподаватель:
Сионова Марина Николаевна,
(кандидат биологических наук, доцент)
2.
Код
элемента
Элементы содержания, проверяемые на ЕГЭ
Биология как наука. Методы научного познания
1
1.1.
Биология как наука, ее достижения, методы
познания живой природы. Роль биологии в
формировании современной естественнонаучной
картины мира.
1.2.
Уровневая организация и эволюция. Основные
уровни организации живой природы: клеточный,
организменный, популяционно-видовой,
биогеоценотический, биосферный. Биологические
системы. Общие признаки биологических систем:
клеточное строение, особенности химического
состава, обмен веществ и превращение энергии,
гомеостаз, раздражимость, движение, рост и
развитие, воспроизведение, эволюция.
3.
Блок 1. Биология – наука о живой природе
Содержание этого блока проверялось только одним заданием
базового уровня в части 1.
Эти задания не вызвали особых затруднений у участников,
их выполнение составило в интервале от 58 до 92%.
Наиболее сложным оказалось задание, где требовалось
указать, на каком уровне организации жизни фенотипически
проявляются геномные мутации (организменном). Его
выполнили 43% участников экзамена.
4. БИОЛОГИЯ (от греч. bios — жизнь, logos — наука): 1) наука о жизни, изучающая общие закономерности существования и развития живых существ; 2) совокуп
БИОЛОГИЯ (от греч. bios — жизнь, logos — наука):
1) наука о жизни, изучающая общие закономерности
существования и развития живых существ;
2) совокупность или система наук о живых
системах.
Биология – естественная наука (как и химия, и физика)
Предмет изучения биологии
все проявления жизни:
• строение и функции живых существ и их природных сообществ;
• распространение, происхождение и развитие новых существ и их
сообществ;
• связи живых существ и их сообществ друг с другом и с неживой
природой.
Задача биологии — изучение всех биологических
закономерностей и раскрытии сущности жизни.
5. Биология как наука
Систематика
Морфология
Физиология (растений,
животных, человека)
Анатомия (растений,
животных, человека)
Палеонтология
Биология
Ботаника
Зоология
Генетика
Селекция
Молекулярная биология
Генная инженерия
Клеточная инженерия
Цитология
Гистология
Эмбриология
Экология
Фенология
Вирусология
Микология
Лихенология
Бактериология
Ихтиология
Орнитология
Герпетология
И др.
6. Методы биологических исследований
Описательный
Сравнительный
Исторический
Экспериментальный
7. Современное определение понятия «ЖИЗНЬ»
«Жизнь есть способ существования белковых тел, и этот
способ существования состоит по своему существу в
постоянном самообновлении химических составных частей
этих тел» (Ф. Энгельс)
Современный всеобщий
методологический подход к
пониманию сущности жизни
— понимание жизни в
качестве процесса,
конечный результат
которого – самообновление,
проявляющееся в
самовоспроизведении.
«Жизнь – это
специфичная
структура,
способная к
самовоспроизведению
(размножению) и
самоподдержанию с
затратой энергии»
8. Современное определение понятия «ЖИЗНЬ»
Жизнь — «особая, очень сложная форма
движения материи» (А.И.Опарин)
Жизнь – особая форма движения материи, высшая по
сравнению с физической и химической формой
существования.
Живые организмы резко отличаются от неживых систем
(объектов физики и химии) своей исключительной
сложностью и высокой специфичностью, структурной и
функциональной упорядоченностью.
Эти отличия придают жизни качественно новые свойства,
вследствие чего живое представляет собой особую ступень
развития материи.
9. Живые системы (биосистемы) – целостные сложные системы, состоящие из простых элементов.
ПРИЗНАКИ БИОСИСТЕМ:
1. Биосистемам присуща иерархичность. Это означает, что
система одного уровня организации может
рассматриваться как элемент системы высшего ранга.
2. Каждый элемент биосистемы выполняет определенные
функции.
3. Живые системы устойчивы, саморазвиваются,
эволюционируют.
4. Живым системам свойственна адаптация, т. е.
приспособленность к среде обитания
10. Свойства живого
1. Единство химического
состава.
2. Обмен веществ
(метаболизм).
3. Саморегуляция
(авторегуляция).
4. Самовоспроизведение
(репродукция).
5. Наследственность
6. Изменчивость
7. Рост и развитие
8. Специфичность организации
9. Упорядоченность структуры
10. Энергозависимость
(потребление энергии)
11. Ритмичность
12. Движение
13. Раздражимость
14. Дискретность
15. Специфичность
взаимоотношений со средой
Между свойствами, характеризующими живое, существует
диалектическое единство, проявляющееся во времени и
пространстве на протяжении всего органического мира,
на всех уровнях организации живого.
11. Уровни организации живой материи — иерархически соподчиненные уровни организации биосистем, отражающие уровни их усложнения.
Уровни организации живой материи —
иерархически соподчиненные уровни
организации биосистем, отражающие уровни их
усложнения.
Чаще всего выделяют шесть
основных структурных
уровней жизни:
1. Молекулярный
2. Клеточный
3. Организменный
4. Популяционно-видовой
5. Биогеоценотический
6. Биосферный
Уровень организации –
это функциональное место биологической структуры определенной
степени сложности в общей «системе систем» живого.
12. Молекулярно-генетический уровень
Представлен разнообразными молекулами, находящимися
в живой клетке.
Компоненты
• Молекулы
неорганических и
органических
соединений
• Молекулярные
комплексы
химических
соединений
(мембрана и др.)
Основные процессы
• Объединение молекул в
особые комплексы
• Осуществление физикохимических реакций в
упорядоченном виде
• Копирование ДНК,
кодирование и передача
генетической
информации
Науки, ведущие исследования на этом уровне:
Биохимия
Молекулярная биология
Биофизика
Молекулярная генетика
13. Клеточный уровень
Представлен свободно живущими клетками и клетками,
входящими в многоклеточные организмы.
Компоненты
• Комплексы
молекул
химических
соединений
• Органоиды клет
ки
Основные процессы
• Биосинтез, фотосинтез
• Регуляция химических
реакций
• Деление клеток
• Вовлечение химических
элементов Земли и
энергии Солнца в
биосистемы
Науки, ведущие исследования на этом уровне:
Цитогенетика
Генная инженерия
Цитология
Эмбриология
14. Организменный уровень
Представлен одноклеточными и многоклеточными
организмами растений, животных, грибов и бактерий.
Основные процессы
Компоненты
• Обмен
веществ (метаболизм)
• Раздражимость
• Размножение
• Онтогенез
• Нервногуморальная регуляци
я процессов
жизнедеятельности
• Гомеостаз
• Клетка — основной
структурный
компонент
организма.
• Ткани и органы
многоклеточного
организма
Науки, ведущие исследования на этом уровне:
Анатомия
Гигиена
Биометрия
Морфология
Биоэнергетика
Физиология
15. Популяционно-видовой уровень
Представлен огромным разнообразием видов и их
популяций.
Компоненты
Основные процессы
Группы родственных
особей, объединённых
определённым генофо
ндом и
специфическим и
особенностями
взаимодействия с
окружающей средой
Науки, ведущие исследования на этом
уровне:
Генетика популяций
Эволюция
Экология
•Генетическое своеобразие
•Взаимодействие между
особями и популяциями
•Накопление элементарных
эволюционных
преобразований
•Осуществление микроэвол
юции и выработка
адаптаций к
изменяющейся среде
•Видообразование
•Увеличение
биоразнообразия
16. Биогеоценотический уровень
Представлен разнообразием естественных и культурных
биогеоценозов во всех средах жизни.
Компоненты
•Популяции различных видов
•Факторы среды
•Пищевые сети, потоки веществ и энергии
Основные процессы
•Биохимический круговорот веществ и
поток энергии, поддерживающие жизнь.
•Подвижное равновесие между живыми
организмами и абиотической средой
(гомеостаз).
•Обеспечение живых организмов
условиями обитания и ресурсами (пищей
и убежищем).
Науки, ведущие
исследования на этом
уровне:
Биогеография
Экология
Биоценология
17. Биосферный уровень
Представлен высшей, глобальной формой организации
биосистем — биосферой.
Компоненты
•Биогеоценозы
•Антропоэкосисте
мы
Науки, ведущие
исследования на
этом уровне:
• Глобальная
экология
Космическая
экология
• Социальная
экология
Основные процессы
•Активное взаимодействие
живого и неживого
вещества планеты
•Биологический
глобальный круговорот
веществ и энергии
•Активное
биогеохимическое участие
человека во всех процессах
биосферы, его
хозяйственная и
этнокультурная
деятельность
18. Биологическое разнообразие – совокупность проявлений жизни на всех уровнях ее организации
Уровни
организации
живой
материи
Гены,
молекулы
Биоценозы
Экосистемы
Клетки
Виды
Биосфера
Ткани
Популяции
Органы
Организмы
19. Биология как наука
1. Ископаемые остатки вымерших организмов изучает наука
1) систематика 2) экология 3) физиология 4) палеонтология
2. Какая наука позволяет ориентироваться в огромном многообразии
организмов?
1) экология 2) систематика 3) биология 4) ботаника
3. Влияние условий среды обитания на формирование признаков
организма изучает наука
1) систематика 2) генетика 3) селекция 4) анатомия
4. Наука, изучающая роль митохондрий в метаболизме
1) генетика 2) селекция 3) органическая химия 4) молекулярная биология
5. Генная инженерия, в отличие от клеточной, включает исследования,
связанные с 1) культивированием клеток высших организмов
2) гибридизацией соматических клеток 3) пересадкой генов
4) пересадкой ядра из одной клетки в другую
6. Методы выведения новых пород животных разрабатывает наука
1) генетика 2) цитология 3) селекция 4) систематика
7. Строение и функции органоидов клетки изучает наука
1) генетика 2) цитология 3) селекция 4) фенология
Слайд 1
А1. Биология как наука .
Слайд 2
1) систематика 2) экология 3) физиология 4) палеонтология Ископаемые остатки вымерших организмов изучает наука
Слайд 3
1 ) экология 2) систематика 3) биология 4) ботаника Какая наука позволяет ориентироваться в огромном многообразии организмов?
Слайд 4
1) генной инженерии 2) клеточной инженерии 3) генетике 4) бионике Методы конструирования клеток нового типа на основе их культивирования, гибридизации, реконструкции используются в
Слайд 5
1) систематика 2) генетика 3) селекция 4) анатомия Влияние условий среды обитания на формирование признаков организма изучает наука
Слайд 6
1) генетика 2) селекция 3) органическая химия 4) молекулярная биология Наука, изучающая роль митохондрий в метаболизме
Слайд 7
1) культивированием клеток высших организмов 2) гибридизацией соматических клеток 3) пересадкой генов 4) пересадкой ядра из одной клетки в другую Генная инженерия, в отличие от клеточной, включает исследования, связанные с
Слайд 8
1) генетика 2) цитология 3) селекция 4) систематика Методы выведения новых пород животных разрабатывает наука
Слайд 9
1) генетика 2) цитология 3) селекция 4) фенология Строение и функции органоидов клетки изучает наука
Слайд 10
1) вирусология 2) микология 3) бактериология 4) гистология Доклеточные формы жизни изучает наука
Слайд 11
1) морфология 2) физиология 3) анатомия 4) этология Процессы жизнедеятельности, происходящие в организме человека и животных, изучает наука
Слайд 12
1) физиология 2) анатомия 3) генетика 4) цитология. Строение организма и его органов изучает наука
Слайд 13
1 ) селекция 2) экология 3) микробиология 4) генетика. Изучением влияния загрязнения на окружающую среду занимается наука
Слайд 14
1) генетика 2) физиология 3) экология 4) эмбриология. Развитие организма животного от момента образования зиготы до рождения изучает наука
Слайд 15
1) физиология растений 2) экология растений 3) палеонтология 4) селекция Строение и распространение древних папоротниковидных изучает наука
Слайд 16
1) взаимоотношения организмов и среды 2) исторического развития органического мира 3) наследственности и изменчивости организмов 4) индивидуального развития организмов на стадии зародыша Генетика — наука, изучающая закономерности
Слайд 17
1) генная инженерия 2) клеточная инженерия 3) микробиология 4) животноводство Искусственным выращиванием биомассы женьшеня из отдельных его клеток на питательныхсредах занимается
Слайд 18
1) получения генных и геномных мутаций 2) изучения влияния воспитания на онтогенез человека 3 ) исследования наследственности и изменчивости человека 4) изучения этапов эволюции органического мира Генеалогический метод используют для
Слайд 19
1) закон независимого наследования генов 2) закон сцепленного наследования генов 3) закон единообразия гибридов первого поколения 4) закон единообразия гибридов второго поколения Томас Хант Морган сформулировал
Слайд 20
1) гистология 2) генетика 3) микробиология 4) генная инженерия Проблемой пересадки участков хромосом из ядер клеток одного организма в ядра клеток другого занимается
Слайд 21
Методы научного познания
Слайд 22
1) окрашивание 2) центрифугирование 3) микроскопия 4) химический анализ Какой метод позволяет избирательно выделять и изучать органоиды клетки
Слайд 23
1) микробиологического синтеза 2) генной инженерии 3) клеточной инженерии 4) биохимии Исследования, связанные с пересадкой гена бактерий, способствующего усвоению азота из атмосферного воздуха, в генотип злаков, проводятся в области
Слайд 24
1) светового микроскопирования 2) электронного микроскопирования 3) центрифугирования 4) культуры тканей Изучать структуру органоидов клетки позволяет метод
Слайд 25
1) биохимический 2) электронной микроскопии 3) цитогенетический 4) световой микроскопии Для изучения строения молекул полисахаридов и их роли в клетке используют метод
Слайд 26
1) экспериментального 2) наблюдения 3) проведения опытов 4) палеонтологического. Сезонные изменения в живой природе изучают с помощью метода
Слайд 27
1) систематика 2) генетика 3) цитология 4) физиология Генеалогический метод исследования использует наука
Слайд 28
1) деление клетки 2) репликацию ДНК 3) транскрипцию 4) фотолиз воды В световой микроскоп можно увидеть
Слайд 29
1) культуры клеток 2) микроскопирования 3) центрифугирования 4) генной инженерии Выращивание тканей вне организма — пример метода
Слайд 30
1) рибосомы 2) ядра 3) хлоропласты 4) вакуоли Какие органоиды были обнаружены в клетке с помощью электронного микроскопа ?
Слайд 31
1) молекулярная биология 2) экология 3) эмбриология 4) анатомия Объекты изучения какой из приведённых наук находятся на надорганизменном уровне организации живого.
Слайд 32
1) анатомия 2) экология 3) молекулярная биология 4) эмбриология Объекты изучения какой из приведённых наук находятся на доклеточном уровне организации живого.
Слайд 33
1) гистологические 2) физиологические 3) генетические 4) анатомические Какие исследования человека затруднены в связи с медленной сменой поколений и малочисленным потомством?
Слайд 34
Признаки живой природы
Слайд 35
1) образование органических веществ из неорганических 2) поглощение из почвы растворённых в воде минеральных веществ 3) активное передвижение в пространстве 4) дыхание, питание, размножение Для всех живых организмов характерно
Слайд 36
1) движение 2) увеличение массы 3) обмен веществ 4) распад на молекулы Главный признак живого
Слайд 37
1) популяции 2) организма 3) вида 4) биогеоценоза Обмен веществ и превращение энергии, раздражимость, рост, развитие, размножение — это основные признаки
Слайд 38
1) бактериофагов 2) вирусов 3) кристаллов 4) бактерий Клеточное строение — важный признак живого — характерен для
Слайд 39
1) изменять свойства объекта под воздействием среды 2) участвовать в круговороте веществ 3) воспроизводить себе подобных 4) изменять размеры объекта под воздействием среды Живое от неживого отличается способностью
Слайд 40
1) воспроизведением 2) эволюцией 3) раздражимостью 4) нормой реакции Способность организма отвечать на воздействия окружающей среды называют:
Слайд 41
1) гомеостаз 2) обмен веществ 3) развитие 4) раздражимость. Свойство живого поддерживать постоянство химического состава называется
Слайд 42
1) наследственности 2) борьбы за существование 3) индивидуального развития 4) изменчивости Свойство организмов приобретать новые признаки, а также различия между особями в пределах вида — это проявление
Слайд 43
1) оборонительный рефлекс при виде опасности 2) переваривание пищи с участием ферментов 3) постоянная кислотность внутренней среды организма 4) утоление голода Примером гомеостаза может служить
Слайд 44
1) наблюдением 2) экспериментом 3) клонированием 4) микроскопированием Научный метод, позволяющий изучать явления природы в искусственно созданных условиях , называется
Слайд 45
1) к молекулярному 2) к субклеточному 3) к популяционному 4) к организменному К какому уровню организации жизни относится эвглена зелёная?
Слайд 46
1) анатомией 2) гистологией 3) цитологией 4) цитогенетикой Наука о тканях организмов называется
Слайд 47
1) молекулярном 2) тканевом 3) организменном 4) биогеоценотическом Передача наследственной информации происходит на уровне жизни
Слайд 48
1) видовом 2) популяционном 3) организменном 4) клеточном Бескислородный этап энергетического обмена протекает в многоклеточном организме на уровне организации живого
Слайд 49
1) физиологического 2) цитогенетического 3) гибридологического 4) анатомического Для изучения наследственных болезней человека исследуют клетки околоплодной жидкости с помощью метода
Слайд 50
1) клеточная инженерия 2) генная инженерия 3) цитология 4) микробиология Созданием новых особей из комбинированных клеток занимается
Слайд 51
1) клеточную мембрану и аппарат Гольджи 2) оболочку, цитоплазму, ядро 3) рибосомы и митохондрии 4) эндоплазматическую сеть и лизосомы При изучении растительной клетки под световым микроскопом можно увидеть
Слайд 52
1) развитие признаков у близнецов 2) особенности обмена веществ его организма 3) его хромосомный набор 4) родословную его семьи Цитогенетический метод позволяет изучить у человека
Слайд 53
Уровни организации живой природы
Слайд 54
1 ) организменный 2) популяционно-видовой 3) биогеоценотический 4) биосферный Какой уровень организации живой природы представляет собой совокупность популяций разных видов, связанных между собой и окружающей неживой природой
Слайд 55
1) организменном 2) клеточном 3) видовом 4) молекулярном Генные мутации происходят на уровне организации живого
Слайд 56
1) популяционно-видового 2) организменного 3) биогеоценотического 4) молекулярного Зеленая эвглена, совмещающая признаки растений и животных, — пример уровня организации
Слайд 57
1) биосферный 2) популяционно-видовой 3) организменный 4) биоценотический Стая волков в тайге представляет собой уровень жизни
Слайд 58
1) клеточном 2) молекулярном 3) органо-тканевом 4) организменном Удвоение ДНК происходит на уровне организации жизни
Слайд 59
1) клеточном 2) молекулярном 3) органо-тканевом 4) организменном. Движение цитоплазмы наблюдается на уровне организации жизни
Слайд 60
1) популяционно-видовом 2) биосферном 3) экосистемном 4) организменном. Круговорот воды в природе наблюдается на уровне организации жизни
Слайд 61
1) организменном 2) биосферном 3) экосистемном 4) популяционно-видовом. Миграция северных оленей наблюдается на уровне организации жизни
Слайд 62
1) клеточном 2) молекулярном 3) органно-тканевом 4) организменном Газообмен в легких наблюдается на уровне организации жизни
Слайд 63
1) клеточном 2) молекулярном 3 ) органо-тканевом 4) организменном Цветение черемухи обыкновенной наблюдается на уровне организации жизни
Слайд 64
1) популяционно-видовом 2) биосферном 3) экосистемном 4) о рганизменном Миграция атомов и молекул в природе — это проявление жизни на уровне
Слайд 65
1 ) организменном 2) тканевом 3) молекулярном 4) популяционном Строение и функции молекул белка изучают на уровне организации живого
Слайд 66
1) клеточном 2) молекулярном 3) органо-тканевом 4) организменном.. Митоз – это проявление жизни на уровне организации жизни
Слайд 67
1 ) клеточный 2) популяционно-видовой 3) биогеоценотический 4) биосферный Какой уровень организации живого служит основным объектом изучения цитологии ?
Слайд 68
1) организменном 2) популяционно-видовом 3) биогеоценотическом 4) биосферном Образование новых видов организмов происходит на уровне организации живого
Слайд 69
1 ) биогеоценотический 2) биосферный 3) популяционно-видовой 4) организменный Теория биогеохимических циклов В . И. Вернадского описывает уровень жизни
Слайд 70
1 ) организменном 2) клеточном 3) надорганизменном 4) молекулярном Таксономическая единица ВИД существует на уровне организации жизни
Слайд 71
1) биосферном 2) биогеоценотическом 3) популяционно-видовом 4) организменном Взаимоотношения между разными организмами, обитающими на одной территории , изучаются на уровне организации жизни
Слайд 72
1) молекулярный 2) популяционно-видовой 3) органный 4) клеточный Какой уровень организации живой природы является предметом науки экологии ?
Слайд 73
1) клеточном 2) организменном 3) биогеоценотическом 4) молекулярном Процесс «трансляции» наследственной информации происходит на уровне организации жизни
Слайд 74
1) метод наблюдения 2) метод эксперимента 3) метод сравнения 4) описательный метод Какой метод необходимо применить, чтобы доказать, что определённая вакцина защищает организм от определённого инфекционного заболевания?
Слайд 75
1) молекулярном 2) тканевом 3) организменном 4) биогеоценотическом На каком уровне жизни происходит передача наследственной информации?
Слайд 76
1 ) организменный и популяционно-видовой 2) клеточный и молекулярный 3) организменный и биогеоценотический 4) клеточный и организменный Какие из уровней жизни тождественны по своим особенностям для одноклеточных организмов?
Слайд 77
1) популяционно-видовой 2) клеточный 3) биогеоценотический 4) биосферный Какой уровень организации жизни характерен для одного экземпляра гриба мукора ?
Единый государственный экзамен
по биологии
Вопрос 1.
Биология как наука. Методы познания
живой природы. Основные уровни
организации живой природы
Составитель учитель биологии
МБОУ «СОШ №4 п. Чернянка»
Белгородской области
Бортников Андрей Николаевич
Ископаемые остатки вымерших
организмов изучает наука
1
систематика
палеонтология
экология
физиология
пояснение
12/20/16
Бортников А.Н.
Пояснение:
Систематика классифицирует организмы,
экология изучает взаимоотношения между организмами и окружающей средой,
физиология изучает процессы, происходящие в организме.
Правильный ответ: палеонтология
12/20/16
Бортников А.Н.
Какая наука позволяет ориентироваться в огромном многообразии организмов?
1
систематика
экология
биология
ботаника
пояснение
12/20/16
Бортников А.Н.
Пояснение:
Систематика — приводит в систему все организмы, что позволяет легко ориентироваться в многообразии живых организмов
Правильный ответ: систематика
12/20/16
Бортников А.Н.
Наука, изучающая роль митохондрий в метаболизме
1
молекулярная биология
органическая химия
селекция
генетика
пояснение
12/20/16
Бортников А.Н.
Пояснение:
Генетика изучает строение генетического материала, наследственность и изменчивость,
селекция — создание новых сортов растений, пород животных,
органическая химия — органические вещества,
молекулярная биология — процессы жизнедеятельности клетки на молекулярном уровне.
Правильный ответ: молекулярная биология
12/20/16
Бортников А.Н.
Генная инженерия, в отличие от
клеточной, включает исследования,
связанные с
1
культивированием клеток высших организмов
гибридизацией соматических клеток
пересадкой генов
пересадкой ядра из одной клетки в другую
пояснение
12/20/16
Бортников А.Н.
Пояснение:
Генная инженерия включает исследования, связанные с пересадкой генов. Остальные перечисленные исследования идут в области клеточной инженерии.
Правильный ответ: пересадкой генов
12/20/16
Бортников А.Н.
Строение организма и его органов изучает наук а
1
физиология
анатомия
цитология
генетика
пояснение
12/20/16
Бортников А.Н.
Пояснение:
Физиология изучает процессы, происходящие в организме,
генетика изучает наследственность и изменчивость организмов,
цитология — наука о клетке,
анатомия изучает строение организмов.
Правильный ответ: анатомия
12/20/16
Бортников А.Н.
Изучением влияния загрязнения на
окружающую среду занимается наука
1
селекция
экология
микробиология
генетика
пояснение
12/20/16
Бортников А.Н.
Пояснение:
Генетика изучает строение генетического
материала, наследственность и изменчивость организмов;
селекция — создание новых сортов растений, пород животных;
микробиология — наука о бактериях;
одним из разделов экологии является изучение влияния загрязнений на окружающую среду.
Правильный ответ: экология
12/20/16
Бортников А.Н.
Строение и распространение древних
папоротниковидных изучает наука
1
физиология растений
экология растений
палеонтология
селекция
пояснение
12/20/16
Бортников А.Н.
Пояснение:
Древние папоротники изучают по раскопкам, отпечаткам, окаменелостям.
Правильный ответ: палеонтология
12/20/16
Бортников А.Н.
Генеалогический метод используют для
1
изучения влияния воспитания на онтогенез человека
исследования наследственности и изменчивости человека
исследования наследственности и изменчивости человека
изучение этапов эволюции органического мира
пояснение
12/20/16
Бортников А.Н.
Пояснение:
Сущность генеалогического метода состоит в выяснении родственных связей и прослеживании проявления определенного признака (например, болезни) в различных поколениях родственников.
Правильный ответ: исследования наследственности и изменчивости человека
12/20/16
Бортников А.Н.
Какой метод позволяет избирательно
выделять и изучать органоиды клетки
1
микробиологического синтеза
центрифугирование
генной инженерии
клеточной инженерии
пояснение
12/20/16
Бортников А.Н.
Пояснение:
Избирательно выделять органоиды можно только при центрифугировании, все остальные методы не выделяют органоиды. Окрашивание производят вместе с микроскопией, таким образом рассматривают органоиды в клетках, а химический анализ производят на определение веществ в органоидах или в целом в клетке.
Правильный ответ: центрифугирование
12/20/16
Бортников А.Н.
Зеленая эвглена, совмещающая признаки
растений и животных, — пример уровня
организации
1
молекулярного
организменного
биогеоценотического
популяционно-видового
пояснение
12/20/16
Бортников А.Н.
Пояснение:
Зеленая эвглена — одноклеточный организм, поэтому уровень организменный.
Правильный ответ: организменного
12/20/16
Бортников А.Н.
Для изучения строения молекул полисахаридов и их роли в клетке используют метод
1
электронной микроскопии
биохимический
цитогенетический
световой микроскопии
пояснение
12/20/16
Бортников А.Н.
Пояснение:
Полисахариды – это органические молекулы, изучением строения которых занимается биохимия.
Правильный ответ: биохимический
12/20/16
Бортников А.Н.
Использованные ресурсы:
- Анатомия и физиология человека/Сост. Е.П. Сидоров. – М.: МП «Поликоп» и СП «Маркетинг-XXI», 1991
- Кириленко А.А Биология. Подготовка к ЕГЭ-2015. Книга 2: учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Легион, 2014.
- Мамонтов С.Г. Биология: Справ. Издание. – М.: Высш. шк., 1992.
- http://bio. решуегэ.рф /
12/20/16
Бортникова Г.В.
Изображение слайда
2
Слайд 2: ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЧКУ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ, ИСПОЛЬЗУЯ ДАННЫЕ НАУКИ
ГЕНЕТИКА
БИОНИКА
АГРОБИОЛОГИЯ
СИСТЕМАТИКА
АНАТОМИЯ
МИКОЛОГИЯ
ПАЛЕОНТОЛОГИЯ
ЭМБРИОЛОГИЯ
ЗООЛОГИЯ
ГИСТОЛОГИЯ
БИОТЕХНОЛОГИЯ
ФИЛОГЕНИЯ
БОТАНИКА
МОРФОЛОГИЯ
ВИРУСОЛОГИЯ
СЕЛЕКЦИЯ
ЭКОЛОГИЯ
ЦИТОЛОГИЯ
БИОГЕОГРАФИЯ
ГИГИЕНА
БИОХИМИЯ
БИОФИЗИКА
ФИЗИОЛОГИЯ
МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ
АНТРОПО-ЛОГИЯ
МИКРОБИО-ЛОГИЯ
РАСТЕНИЕ- И ЖИВОТНОВОДСТВО
ЭВОЛЮЦИОН-НОЕ УЧЕНИЕ
БИОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Изображение слайда
3
Слайд 3: Науки, изучающие систематические группы живых организмов:
СИСТЕМАТИКА – наука о видовом разнообразии, распределении и описании современных и вымерших группах организмов (Введение бинарной номенклатуры К. Линнеем)
ВИРУСОЛОГИЯ — наука о вирусах;
МИКРОБИОЛОГИЯ — наука о микроорганизмах; (Открытие туберкулёзной палочки Р. Кохом)
МИКОЛОГИЯ — наука о грибах;
Изображение слайда
4
Слайд 4: Науки, изучающие систематические группы живых организмов:
БОТАНИКА — наука о растениях; ( Альгология – о водорослях, Лихенология – о лишайниках, Бриология – о мхах, Дендрология – о древесных растениях).
ЗООЛОГИЯ — наука о животных; ( Орнитология – о птицах, Арахнология – о паукообразных, Гельминтология – о паразитических червях, Энтомология – о насекомых, Ихтиология – о рыбах и бесчелюстных, Этология – наука о поведении животных).
АНТРОПОЛОГИЯ — наука о человеке. (Происхождение и развитие человека).
Изображение слайда
5
Слайд 5: Науки, изучающие разные уровни организации всего живого:
МОЛЕКУЛЯРНАЯ БИОЛОГИЯ — наука о свойствах и проявлении жизни на молекулярном уровне; (Роль митохондрий в метаболизме)
ЦИТОЛОГИЯ — наука о клетках; (Строение аппарата Гольджи )
ГИСТОЛОГИЯ — наука о тканях.
Изображение слайда
6
Слайд 6: Науки, изучающие структуру, свойства и проявления жизни отдельных организмов:
АНАТОМИЯ — наука о внутреннем строении. (Строение печени).
МОРФОЛОГИЯ — наука о внешнем строении ( Строение организма Ромашки полевой );
ФИЗИОЛОГИЯ — наука о жизнедеятельности целостного организма и его частей. Подразделы: физиология растений, животных, человека; (Проведение нервного импульса; Выработка условного рефлекса);
ГЕНЕТИКА — наука о наследственности и изменчивости организмов. (Наследование генов, отвечающих за окраску плода);
Изображение слайда
7
Слайд 7: Науки, изучающие структуру, свойства и проявления коллективной жизни живых организмов:
ЭКОЛОГИЯ — наука об отношениях живых организмов между собой и окружающей их средой; (Пищевые цепи; Влияние факторов окружающей среды на численность популяции зайца);
БИОГЕОГРАФИЯ — наука о закономерностях географического распространения живых организмов. (Распространение сумчатых млекопитающих)
Изображение слайда
8
Слайд 8: Науки о развитии живой материи:
БИОЛОГИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ — наука о развитии живого организма от момента его зарождения до смерти;
ЭМБРИОЛОГИЯ – наука, изучающая развитие эмбрионов (начальный этап онтогенеза). (Зародыши позвоночных животных)
ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ — наука об историческом развитии живой природы; (Процессы экологического и географического видообразования).
ФИЛОГЕНИЯ – наука о конкретных путях и этапах исторического развития живой материи на нашей планете
ПАЛЕОНТОЛОГИЯ — наука о развитии жизни в прошлые геологические времена. (Изучение ископаемых переходных форм или останков животных);
Изображение слайда
9
Слайд 9: Науки, использующие различные методы исследований:
СЕЛЕКЦИЯ — наука о методах создания новых и улучшения существующих пород животных, сортов растений и штаммов микроорганизмов.
БИОХИМИЯ — наука о химических веществах и процессах в живых организмах;
БИОФИЗИКА — наука о физических и физико-химических явлениях в живых организмах.
Изображение слайда
10
Слайд 10: Прикладные науки:
БИОТЕХНОЛОГИЯ — совокупность методов получения полезных для человека продуктов и явлений с помощью живых организмов; (Получение растения с генетически изменёнными признаками).
БИОНИКА — разработка технических устройств по подобию живых систем, растениеводство, животноводство, ветеринария и др.
РАСТЕНИЕВОДСТВО ЖИВОТНОВОДСТВО — разработка технологий выращивания сх растений животных;
Изображение слайда
11
Слайд 11: Прикладные науки:
АГРОБИОЛОГИЯ — принципы применения основных биологических закономерностей в практике сельскохозяйственного производства. (Изучение взаимодействия культурных дикорастущих растений в агроценозе ).
ГИГИЕНА — раздел медицины, изучающий влияние жизни и труда на здоровье человека и разрабатывающий меры предупреждения заболеваний, укрепление здоровья и продление жизни
Изображение слайда
2.ОСНОВНЫЕ СВОЙСТВА ЖИВЫХ ОРГАНИЗМОВ
Изображение слайда
ИСПОЛЬЗУЯ ТАБЛИЦУ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ (ОПРЕДЕЛЕНИЯ СВОЙСТВ) – ЗАПОЛНИТЕ ЕЁ, ВПИСАВ НАЗВАНИЕ СВОЙСТВА.
Изображение слайда
1
Способность организма реагировать на внешние и внутренние раздражители (рефлексы — у животных; тропизмы, таксисы и настии — у растений);
2
Все организмы растут в течение своей жизни; Под развитием понимают как индивидуальное развитие организма (онтогенез), так и историческое развитие живой природы (филогенез).
3
В процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды. Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.
4
В состав организма входят соединения углерода – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. В неживой природе эти соединения не образуются. Основные органогены – С, О, N и Н.
5
Поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаза).
6
Все существующие на Земле организмы состоят из клеток. Исключение — вирусы, проявляющие свойства живого только в других организмах.
7
Способность организмов приобретать новые признаки и свойства в результате влияния внешней среды и изменений наследственного аппарата.
8
Способность организма передавать свои признаки из поколения в поколение с помощью носителей информации – молекул ДНК и РНК.
9
Способность живых систем воспроизводить себе подобных. В основе лежит процесс удвоения молекул ДНК с последующим делением клеток.
10
Свойство всех живых систем связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалении продуктов жизнедеятельности.
11
Живая система состоит из отдельных частей. При взаимодействии отдельных частей образуется целая система.
Изображение слайда
ЕДИНСТВО ХИМИЧЕСКОГО СОСТАВА.
Сложные органические вещества:
Белки
Жиры
Углеводы
Нуклеиновые к — ты
Единство химического состава. В состав живых организмов входят те же химические элементы, что и в объекты не живой природы. Однако соотношение элементов в живом и неживом не одинаково.
В живых организмах 98% химического состава приходится на четыре элемента: углерод, кислород, азот и водород
Изображение слайда
Изображение слайда
4) Единство химического состава
В состав организма входят соединения углерода – белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты. В неживой природе эти соединения не образуются. Основные органогены – С, О, N и Н.
Изображение слайда
2. ЕДИНСТВО СТРУКТУРНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ.
Единицей строения, жизнедеятельности, размножения, индивидуального развития является клетка ; Вне клетки жизни нет
Изображение слайда
6) Клеточное строение
Все существующие на Земле организмы состоят из клеток. Исключение — вирусы, проявляющие свойства живого только в других организмах.
Изображение слайда
3. ОБМЕН ВЕЩЕСТВ И ЭНЕРГИИ = МЕТАБОЛИЗМ
обеспечивает относительное постоянство химического состава организмов.
Ассимиляция (пластический обмен)
синтез органических веществ в организме за счет внешних источников энергии (света, пищи)
Пример : биосинтез белка, фотосинтез
Диссимиляция (энергетический обмен)
процесс распада сложных органических веществ с выделением энергии, которая затем расходуется организмом.
Пример : клеточное дыхание
Изображение слайда
10) Обмен веществ и энергии
Свойство всех живых систем связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалении продуктов жизнедеятельности.
Изображение слайда
4. ОТКРЫТОСТЬ
Живые системы являются открытыми, поскольку в ходе метаболизма через них проходят потоки веществ и энергии.
Свойство, связанное с постоянным поступлением энергии извне и удалении продуктов жизнедеятельности.
Изображение слайда
5. САМОРЕГУЛЯЦИЯ.
необходима для поддержания гомеостаза — постоянства внутренней среды организма.
Изображение слайда
5) Саморегуляция
Поддержание постоянства внутренней среды организма (гомеостаза).
Изображение слайда
6. САМОВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ (РЕПРОДУКЦИЯ).
В основе самовоспроизведения лежит образование новых молекул и структур, которое обусловлено информацией, заложенной в нуклеиновой кислоте ДНК.
Изображение слайда
9) Самовоспроизведение (размножение)
Способность живых систем воспроизводить себе подобных. В основе лежит процесс удвоения молекул ДНК с последующим делением клеток.
Изображение слайда
7. НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ И ИЗМЕНЧИВОСТЬ.
НАСЛЕ́ДСТВЕННОСТЬ — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству, основой которой является относительное постоянство строения молекул ДНК.
ИЗМЕНЧИВОСТЬ — способность приобретать новые признаки и свойства, основой которой являются изменения строения молекул ДНК.
Изображение слайда
7) Изменчивость
Способность организмов приобретать новые признаки и свойства в результате влияния внешней среды и изменений наследственного аппарата.
Наследственность
Способность организма передавать свои признаки из поколения в поколение с помощью носителей информации – молекул ДНК и РНК.
Изображение слайда
8. РАЗВИТИЕ И РОСТ.
Филогенез – эволюция, истори-ческое развитие организма
Онтогенез – индивидуальное развитие организма
Расти – значит увеличиваться в размерах и массе с сохранением общих черт строения.
Рост сопровождается развитием. В результате развития возникает новое качественное состояние объекта.
Изображение слайда
2) Рост и развитие
Все организмы растут в течение своей жизни; Под развитием понимают как индивидуальное развитие организма (онтогенез), так и историческое развитие живой природы (филогенез).
Изображение слайда
9. РАЗДРАЖИМОСТЬ.
свойство, благодаря которому живые системы способны избирательно реагировать на изменяющиеся условия внешней среды.
Реакция на раздражение = рефлекс.
Рефлекс осуществляется посредством нервной системы.
Изображение слайда
Фототаксис – движение к свету
Хемотаксис – перемещение по отношению к концентрации химических веществ
Изображение слайда
1) Раздражимость
Способность организма реагировать на внешние и внутренние раздражители (рефлексы — у животных; тропизмы, таксисы и настии — у растений);
Изображение слайда
10. ЦЕЛОСТНОСТЬ И ДИСКРЕТНОСТЬ
Изображение слайда
11) Дискретность и целостность
Живая система состоит из отдельных частей. При взаимодействии отдельных частей образуется целая система.
Изображение слайда
11. ПРИСПОСОБЛЕННОСТЬ
Изображение слайда
Хищник
Жертва
Острые когти, клюв
Острые зубы
Быстрый бег, подкарауливание
Яды, шипы
Угрожающая поза, окраска
Покровительственная окраска
Изображение слайда
Изображение слайда
3) Приспособленность (адаптации)
В процессе исторического развития и под действием естественного отбора организмы приобретают приспособления к условиям окружающей среды. Организмы, не обладающие необходимыми приспособлениями, вымирают.
Изображение слайда
3. Уровни
организации жизни
Изображение слайда
ВЫДЕЛЯЮТ 8 УРОВНЕЙ ОРГАНИЗАЦИИ ЖИЗНИ. Каждый уровень организации характеризуется определенным строением (химическим, клеточным или организменным) и соответствующими свойствами.
Каждый следующий уровень обязательно содержит в себе все предыдущие
Изображение слайда
Уровень организации
(+биологическая система)
Компоненты, образующие систему
Основные процессы
Науки, изучающие уровень
Примеры из ЕГЭ ( линия 2)
ЗАПОЛНЯЕМ ТАБЛИЦУ В РАБОЧЕЙ ТЕТРАДИ (1 И 2 СТОЛБИКИ ЗАПОЛНЕНЫ АВТОМАТИЧЕСКИ)
Изображение слайда
1. Уровень организации:
Молекулярно-генетический уровень
Биологическая система
гены, молекулы
Компоненты, образующие систему
Отдельные биополимеры (ДНК, РНК, белки, липиды, углеводы и др.);
Основные процессы
Репликация, рекомбинация, репарация, транскрипция, трансляция, рецепция.
Изображение слайда
1. Уровень организации:
Молекулярно-генетический уровень
Науки, изучающие уровень
Биохимия, биофизика, молекулярные биология и генетика;
Примеры из ЕГЭ (линия 2)
Нуклеиновые кислоты,
Белки клетки;
Молекула иРНК ;
Генные мутации
Изображение слайда
2. Уровень организации:
Клеточный
Биологическая система:
Клетка
Компоненты, образующие систему:
Комплексы молекул химических соединений и органоиды клетки
Основные процессы:
Регуляция химических реакций; деление клеток; биосинтез, фотосинтез
Клетка – основная структурная и функциональная единица живых организмов.
Изображение слайда
2. Уровень организации:
Клеточный
Науки, изучающие уровень
Цитология, цитогенетика, эмбриология, микробиология
Примеры из ЕГЭ (линия 2)
Строение эритроцита; Хлоропласт; Хромосомные мутации
Изображение слайда
3. Уровень организации:
Тканевый
Биологическая система:
Ткань
Компоненты, образующие систему:
Клетки, сходные по строению и функциям + межклеточное вещество
Основные процессы:
Обмен веществ; раздражимость, рост, регенерация.
Ткань – совокупность клеток со сходным строением и выполняющих одинаковые функции.
Изображение слайда
3. Уровень организации:
Тканевый
Науки, изучающие уровень
Анатомия, физиология
Примеры из ЕГЭ (линия 2)
Многослойный эпителий
Изображение слайда
4. Уровень организации:
Органный
Биологическая система:
Орган
Компоненты, образующие систему:
Ткани разных типов
Основные процессы:
Пищеварение; газообмен; транспорт веществ; движение
орган – часть многоклеточного организма, выполняющий определенную функцию.
Изображение слайда
4. Уровень организации:
Органный
Науки, изучающие уровень
Анатомия, физиология
Примеры из ЕГЭ (линия 2)
Сердце кошки;
Изображение слайда
5. Уровень организации:
Организменный
Биологическая система:
Организм, особь
Компоненты, образующие систему:
Одно- или многоклеточный организм;
Основные процессы:
Обмен веществ; раздражимость; размножение; онтогенез; нервно-гуморальная регуляция;
Изображение слайда
5. Уровень организации:
Организменный
Науки, изучающие уровень
Анатомия, физиология, генетика;
Примеры из ЕГЭ (линия 2)
Работа мышцы
Строение бактерий;
Одна утка;
Фенотипическое проявление геномных мутаций.
Изображение слайда
6. Уровень организации:
Популяционно-видовой
Биологическая система:
Популяция
Компоненты, образующие систему:
Группы родственных особей, объединенных общим генофондом + взаимодействием с окружающей средой
Основные процессы:
Обмен ген. информации при скрещивании, изменение генофонда, выработка адаптаций; видообразование; Внутривидовые отношения;
Изображение слайда
6. Уровень организации:
Популяционно-видовой
Науки, изучающие уровень
Экология, генетика популяций, эволюция;
Примеры из ЕГЭ (линия 2)
Слон африканский;
Озимая пшеница, устойчивая к поражению грибами-паразитами;
Генофонд всех особей вида сосна сибирская;
Изображение слайда
7. Уровень организации:
Экосистемный
Биологическая система:
Экосистема
Компоненты, образующие систему:
Популяции разных видов; факторы среды; сети питания
Основные процессы:
Биологический круговорот веществ и поток энергии, поддерживающие жизнь; Межвидовые отношения;
Изображение слайда
7. Уровень организации:
Экосистемный
Науки, изучающие уровень
Биогеография, экология
Примеры из ЕГЭ (линия 2)
Симбиоз рака отшельника и актинии ;
Озеро, как местообитания лягушки озёрной ;
Пищевые сети; Лиственный лес
Изображение слайда
8. Уровень организации:
Биосферный
Биологическая система:
Биосфера
Компоненты, образующие систему:
Биогеоценозы и антропогенное воздействие
Основные процессы:
Активное взаимодействие живого и неживого вещества планеты; биологический глобальный круговорот; биогеохимическое участие человека в процессах биосферы
Изображение слайда
8. Уровень организации:
Биосферный
Науки, изучающие уровень
Экология и ее направления (космическая, глобальная, социальная)
Примеры из ЕГЭ (линия 2)
Круговорот воды;
Биогенная миграция атомов;
Оболочка Земли, преобразованная деятельностью живых организмов.
Изображение слайда
Установите соответствие между уровнями организации живого и их характеристиками и явлениями, происходящими на этих уровнях.
122112
Изображение слайда
Установите соответствие между уровнями организации живого и их характеристиками и явлениями, происходящими на этих уровнях.
211221
Изображение слайда
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
клеточный / органоидный
Изображение слайда
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
ОРГАНИЗМЕННЫЙ
Изображение слайда
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
БИОЦЕНОТИЧЕСКИЙ, или ЭКОСИСТЕМНЫЙ
Изображение слайда
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ/ПОПУЛЯЦИОННОВИДОВОЙ, или видовой
Изображение слайда
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
БИОСФЕРНЫЙ
Изображение слайда
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
МОЛЕКУЛЯРНЫЙ
Изображение слайда
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
КЛЕТОЧНЫЙ
Изображение слайда
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
ПОПУЛЯЦИОННО-ВИДОВОЙ/ПОПУЛЯЦИОННОВИДОВОЙ, или видовой
Изображение слайда
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
БИОЦЕНОТИЧЕСКИЙ, или ЭКОСИСТЕМНЫЙ
Изображение слайда
Рассмотрите таблицу «Уровни организации живой природы» и заполните пустую ячейку, вписав соответствующий термин.
ОРГАНИЗМЕННЫЙ
Изображение слайда
71
Последний слайд презентации: 1.БИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
ДАННАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ДОПОЛНЕНИЕМ К ЛЕКЦИЯМ КАТЕРИНЫ ЛУКОМСКОЙ – РЕПЕТИТОРА ОГЭ И ЕГЭ ПО БИОЛОГИИ
ВК СТРАНИЦА ДЛЯ ПОГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ ПО БИОЛОГИИ: https://vk.com/idbiorepetitor
ЮТУБ КАНАЛ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ И ОГЭ ПО БИОЛОГИИ: https://www.youtube.com/channel/UCxPzpxcfMmyo3FEy_dsXybA
Изображение слайда
Презентация «Готовимся к ЕГЭ. Биология как наука»
Оценка 5
В наше время очень многие школьники выбирают для сдачи единого государственного экзамена предмет биологию. Но экзамен по данному предмету включает задания из очень разных разделов биологии: ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, а также по основам экологии. Поэтому для успешной сдачи экзамена учащимся необходимо повторить большой материал. Приводимые тренажеры помогут решить данную задачу.презентация
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Слайд 1Подготовка учащихся к ЕГЭ по биологии
BIOLOGY
Слайд 2Биология как наука. Цитология. Метаболизм. Размножение. Генетика. Задания №2,
№4, №5,
№7 и №8.
Слайд 3
Типы клеток, включая вирусы
Генетика и селекция
Метаболизм, включая типы питания,
дыхание и фотосинтез
Молекулы
Органеллы
Эмбриогенез
Методы исследований
Биологические науки
Уровни организации жизни
Деление клетки
Размножение, включая оплодотворение
и гаметогенез
Матричные синтезы
Часто встречающиеся темы
Слайд 5Методы по Рохлову:
Эмпирические:
Наблюдение
Описание
Измерение
Эксперимент
Теоретические:
Сравнение
Классификация
Анализ
Синтез
Обобщение
Абстрагирование
Моделирование
Слайд 6Методы цитологии:
Световая микроскопия
Электронная микроскопия
Флуоресцентная микроскопия
Метод меченых атомов
Центрифугирование
Рентгеноструктурный анализ
Хроматография
Электрофорез
Кариотипирование
СОВЕТ! Читайте Теремов,
Петросова, 2012 для 10-ого класса (параграфы 3, 5, 63, 67-74)!
Методы
генетики:
Гибридологический
Генеалогический
Близнецовый
Молекулярно-генетический
Биохимический
Популяционно-статистический
Цитогенетический
Методы селекции:
Массовый и индивидуальный отбор
Гибридизация
Подбор родительский пар
Испытание производителя по потомству
Метод ментора
Полиплоидизация
Экспериментальный мутагенез
Методы биотехнологии:
Инженерная энзимология
Микробиологическая технология
Метод рекомбинантных ДНК
Культивирование клеток и тканей
Соматическая гибридизация / получение химерных организмов
Клонирование
Слайд 7СОВЕТ! Обратите особое внимание на методы хроматографии, электрофореза, рентгеноструктурного анализа,
кариотипирования!
№22
№2
№2
Слайд 8Методы экологии:
Полевые наблюдения
Мониторинг среды
Прогнозирование
Эксперимент
Моделирование
Методы анатомии:
УЗИ
Антропометрия
Вскрытие тел
Рентген
Цитология и гистология
Эндоскопия
Томография
Методы гигиены:
Выяснение
причин эпидемий
Измерение параметров окружающей среды
Анализ проб воды, почвы, воздуха
Санитарное наблюдение
Статистический
метод
Эксперимент
Методы физиологии:
Радиография
Эксперимент
Моделирование
Биохимический метод
ЭКГ, ЭЭГ
Метод фистул
Эндоскопия
Зондирование
Слайд 9Науки
СОВЕТ! 1. Обратите внимание, что в сборнике Рохлова встречаются такие
экзотические науки, как биогеография, гигиена, микология!
2. Отличайте анатомию от физиологии,
а биохимию от молекулярной биологии!
цитология
гистология
молекулярная биология
биохимия
эмбриология
генетика
селекция
палеонтология
антропология
экология
биогеография
анатомия
физиология
гигиена
микробиология
паразитология
этология
ихтиология
орнитология
энтомология
микология
альгология
Слайд 10Уровни организации жизни
СОВЕТ! Обратите внимание, что в сборнике Рохлова в
качестве примеров рассматриваются не явления, а объекты!
Слайд 12Молекулы
№1
№4
СОВЕТ! Учтите, что в сборнике Рохлова задания приблизились к уровню
профильных классов!
Слайд 16Типы клеток
№4
№4
СОВЕТ! Учтите, что у прокариот нет ядра и нет
митоза. Они размножаются
«прямым» делением надвое, в отличие от
«непрямого» – митоза!
№4
Слайд 18Термины:
Гидролиз Осмос
Гидрофильные вещества Гидрофобные вещества Гипертонический раствор Гипотонический раствор
Полимер
Пептид Протеин Протеид Денатурация Ренатурация Фермент Кофермент
Макроэргическая связь Диффузия
Фагоцитоз Пиноцитоз
Гликокаликс
Гиалоплазма
Циклоз Центросома
Тубулин Актин
Аутофагосомы Пероксисомы Кристы Матрикс Нуклеоплазма Хроматин Гистоны Центромера Плазмодесмы Тургор Плазмолиз Тилакоид Грана
Строма Каротин
Нуклеоид Плазмиды
Пастеризация Конъюгация
Капсид
Вирион Ретровирус Бактериофаг
Гук Левенгук
Шванн и Шлейден Вирхов
Уотсон и Крик Броун
Кох Пастер
Ивановский
Слайд 20Вар.27, №4
Типы обмена веществ и типы питания
Вар.7, №8
Вар.8, №8
СОВЕТ! Имейте
в виду, для выполнения этих заданий необходимо хорошо знать разных
представителей животных и растений!
Слайд 21Типы обмена веществ и типы питания
Слайд 23Дыхание
СОВЕТ! Учтите, что нужно не просто запомнить таблицу, но и
понимать все термины: «гидролиз», «окисление», «восстановление», «ацетилкофермент А»,
«лимонная кислота», «динуклеотиды»
и другие!
Слайд 24№22
№22
№22
Дыхание
СОВЕТ! Не забывайте, что растения тоже дышат!
Слайд 25Фотосинтез
№4
№19
№22
СОВЕТ! Не забывайте, что темновая фаза происходит и на свету тоже!
Слайд 26Фотосинтез
СОВЕТ! Учтите, что нужно не просто запомнить таблицу, но и
понимать все термины: «фотолиз», «окисление», «восстановление», «фиксация»,
«рибулозобисфосфат», «возбуждение магния», «динуклеотиды»
и другие!
Слайд 27Опыт, доказывающий дыхание корней растений:
Опыты, доказывающие, что дышат любые
части растения:
Опыт, доказывающий образование крахмала на свету:
Опыты, доказывающие, что на
свету растения выделяют кислород:
Слайд 28Матричные синтезы
№5
№5
СОВЕТ! Запомните
особенности строения каждой нуклеиновой кислоты: ДНК, иРНК, тРНК!
Слайд 29Матричные синтезы
№19
№19
СОВЕТ! Учтите, что теперь процессы транскрипции и трансляции необходимо
знать очень подробно, на профильном уровне!
Слайд 30Матричные синтезы
СОВЕТ! Учтите, что нужно не просто запомнить таблицу, но
и понимать все термины: «пептидная связь», «кодон», «антикодон», «ген», «полисома»,
«старт- кодон», «стоп-кодон», «метионин», «сплайсинг» и другие!
Слайд 31Термины:
Катаболизм Анаболизм Диссимиляция Ассимиляция Фототрофы Хемотрофы Автотрофы Гетеротрофы Осмотрофы
Голозои Гликолиз
Ацетилкофермент А Декарбоксилирование Окислительное фосфорилирование Фотофосфорилирование Фотолиз Рибулозобифосфат
Кребс Кальвин
Тимирязев Виноградский
ДНК-полимераза РНК-полимераза Ген
Кодон
Антикодон Полисома Сплайсинг Экзон Интрон Оперон Промотор Терминатор
Слайд 33Деление клетки
СОВЕТ! Запомните, что у растений в результате митоза образуются
гаметы, а в результате мейоза — споры!
Запомните, что удвоение центриолей
и других органелл происходит в интерфазе!
№5
№24
Слайд 35Деление клетки
Метафаза митоза
Анафаза
митоза
Метафаза 1 мейоза
Метафаза 2 мейоза
Профаза 1 мейоза
Слайд 36Бесполое размножение:
1. Деление одноклеточных:
деление инфузорий***
почкование дрожжей
шизогония малярийного плазмодия
2. Вегетативное
размножение растений:
формирование отводка ***
деление клубней***
размножение корневищем***
корневая поросль малины***
размножение прививками
3. Вегетативное
размножение животных:
фрагментация планарии***
почкование гидры***
4. Спорообразование:
образование зооспор у улотрикса***
спорообразование пеницилла***
формирование коробочки у мхоф***
образование микроспор и макроспор
Общие положения:
появление потомства, идентичного исходной особи***
генотип родительской особи сохраняется в ряду поколений***
развитие из соматических клеток
*** примеры из Рохлова
Половое размножение:
1. Размножение одноклеточных:
конъюгация инфузорий***
обмен плазмидами
обмен содержимым клеток у спирогиры
копуляция хламидомонады
изогамия, оогамия
2. Партеногенез:
партеногенез дафний***
появление трутней у пчел
летние генерации тлей
3. Классическое:
формирование зиготы у человека***
искусственное оплодотворение***
откладывание яиц черепахами***
слияние гаплоидных ядер***
двойное оплодотворение у цветковых
получение проростков из семян***
Общие положения:
проявление комбинативной изменчивости***
изменение генетического материала
развитие из половых клеток
Способы размножения
Слайд 37Гаметогенез
СОВЕТ! Обратите внимание, что тут есть сдвиг на одну позицию:
в результате 1-ого деления мейоза образуется сперматоцит / ооцит 2-
ого порядка!
№19
Слайд 38Эмбриогенез
СОВЕТ! Учтите, что про эмбриогенез необходимо знать много нюансов!
Этапы:
Зигота
Дробление /
формирование бластомеров
Бластуляция / бластула / однослойный зародыш
Гаструляция / гаструла /
двухслойный зародыш / образование эктодермы и энтодермы
Трёхслойный зародыш / образование мезодермы
Нейруляция / нейрула / закладка осевых органов / образование нервной пластинки и хорды
Гистогенез и органогенез / дифференцировка тканей и органов
№23
Слайд 40Эмбриогенез
СОВЕТ! Не путайте эктодерму и энтодерму! Четко знайте все детали
рисунка «Нейрула»!
№23
№7
Слайд 41Термины:
Гаметы Соматические клетки
Гомологичные хромосомы Хроматиды
Метафазная пластинка Колхицин
Цитокинез Фрагмопласт
Полиплоидия
Политения Амитоз
Конъюгация Кроссинговер Бивалент Акросома Овуляция Полярное тельце Желток
Зигота Полиспермия
Кариогамия Гермафродиты
Партеногенез
Андрогенез
Карл Бэр
Геккель и Мюллер
Копуляция Изогамия Оогамия Фрагментация Шизогония Морула Бластула Бластоцель Бластомеры Гаструла Инвагинация Гастроцель Гастропор Эктодерма Мезодерма Энтодерма Нейрула Гистогенез Органогенез Метаморфоз
Слайд 44Изменчивость
№8
№8
СОВЕТ! Запомните все возможные синдромы, в том числе синдром Патау
(трисомия 13) и синдром Эдвардса (трисомия 18)!
Слайд 45Клеточная инжененрия:
работа с каллусной тканью***
гибридизация соматических клеток***
трансплантация ядер клеток***
эксперименты
с изолированными клетками***
выращивание клеток и тканей на питательных средах***
создание химерных
организмов
клонирование
Селекция животных:
испытание производителей по потомству***
оценка по экстерьеру***
индивидуальный отбор***
получение стирильного мула
межпородное скрещивание
Селекция
*** примеры из Рохлова
Генная инженерия:
введение плазмид в бактериальные клетки***
получение рекомбинантной ДНК и РНК***
перенос генов из одного организма к другому***
получение трансгенных организмов
создание ГМО
Селекция растений:
искусственный мутагенез***
метод ментора***
массовый отбор***
получение полиплоидов***
вегетативное размножение гетерозисных форм***
полиплоидизация стерильных гибридов***
отдаленная гибридизация с помощью
прививок
Слайд 46Селекция
№19
№22
СОВЕТ! Запомните наизусть понятия «чистая линия» и «гетерозис»!