Наука в современном мире план егэ

План №69: «Наука в жизни современного общества»

(возможны другие варианты формулировки темы: «Наука и ее функции на современном этапе общественного развития», «Современная наука и ее роль в обществе», «Наука и ее роль в жизни общества», «Наука»)

1) Сущность науки:

— как системы знаний;

— как вида деятельности;

— как формы духовной культуры.

2) Фундаментальные и прикладные науки.

3) Классификация наук:

— естественнонаучные;

— социально-гуманитарные;

— технические.

4) Основные методы науки:

— эмпирические (эксперимент, наблюдение, описание, измерение);

— теоретические (анализ, синтез, выдвижение гипотез и др.).

5) Некоторые функции науки:

— познавательно-объяснительная;

— социально-преобразовательная;

— мировоззренческая;

— производственная.

6) Основные тенденции развития современной науки:

— ускорение роста научного знания;

— дифференциация и интеграция научного знания;

— математизация и компьютеризация научных знаний;

— возрастание роли методологии в структуре научного знания;

— возрастание роли науки как непосредственной производительной силы общества.

Наличие 1, 3, 5 и 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

План по теме Наука в современном обществе

1. Наука как социальный институт
2. Элементы науки
2.1 Система знаний
2.2 Деятельность учёных
2.3 Научные учреждения
3. Виды наук
3.1 Естественные науки
3.2 Социально – гуманитарные науки
3.3 Технические науки
4. Роль науки в жизни общества
4.1 Познавательная функция науки
4.2 Культурно – мировоззренческая функция науки
4.3 Производственная функция науки
4.4 Социальная функция науки
4.5 Прогностическая функция науки
5. Социальная ответственность учёных
5.1 Особенности научного мышления и деятельности учёных
5.2 Этика учёных


🔎 Видеоурок и конспект по теме «Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки»
🔎 Теория для подготовки к ЕГЭ по обществознанию
✉ Абулова Барият 👈 Если вы испытываете трудности самостоятельной подготовки к ЕГЭ по обществознанию, обращайтесь к репетитору.

  • 3.4 Характерные химические свойства углеводородов: алканов, циклоалканов, алкенов, диенов, алкинов, ароматических углеводородов

  • 3.3 Классификация органических веществ. Номенклатура органических веществ (тривиальная и международная)

  • 2.3 Характерные химические свойства простых веществ неметаллов: водорода, галогенов, кислорода, серы, азота, фосфора, углерода, кремния

  • 2.2 Характерные химические свойства и получение простых веществ — металлов: щелочных, щелочноземельных, алюминия; переходных элементов (меди, цинка, хрома, железа)

  • 1.2.4 Общая характеристика неметаллов IVA – VIIA групп в связи с их положением в Периодической системе химических элементов Д.И.Менделеева и особенностями строения их атомов

  • Оставить комментарий

    • Вконтакте
    • Сайт

    План по обществознанию «Наука»

    06.11.2016

    План по теме «Наука»

    • Планы по другим темам смотри здесь

    1. Понятие науки как формы духовной деятельности людей.

     2. История развития науки.

    3. Классификация наук по объекту изучения:

    • точные науки;
    • технические науки;
    • естественные науки;
    • общественные науки;
    • гуманитарные науки.

    4. Классификация наук по направленности:

    • фундаментальные;
    • прикладные.

    5. Функции науки:

    • культурно-мировоззренческая;
    • познавательно-объяснительная;
    • прогностическая.

    6. Роль науки в современном мире.

    ЕГЭ. Обществознание. Задание № 28. Материал к плану. Тема: «Духовная сфера общества». Наука и её роль в жизни общества.

    Наука и её роль в жизни общества.

    Повторите ТЕОРИЮ. Она здесь.

     Задание № 28:

    Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Наука и её роль в жизни общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Возможные пункты плана.

    Наука и её роль в жизни общества.

    1.Сущность понятия «наука».

    1. Основные функции науки:
    • познавательно-объяснительная (познание и объяснение мира, общества и человека);
    • мировоззренческая (формирование научного мировоззрения);
    • прогностическая (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира);
    • социальная (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);
    • производственная (непосредственная производительная сила).
    1. Структурные элементы науки:
    • систематизированныевзгляды на окружающий мир, общество и человека;
    • социальные институты: научно-исследовательские центры, учреждения, объединения;
    • научное сообщество.
    1. Специфические признаки науки:
    • объективность;
    • рационализм;
    • системность и упорядоченность;
    • проверяемость (верифицируемость);
    • особый язык и особая подготовка;
    • наличие особой системы методов.
    1. Типы наук по предмету познания:
    • естественные,
    • математические,
    • гуманитарные,
    • технические,
    • общественные.
    1. Типы наук по ориентации на практику:
    • фундаментальные,
    • прикладные.

    5.Тенденции развития науки в современной России.

    Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.

    1. Наиболее распространенные теории происхождения человека:
    а) религиозная
    б) эволюционная теория Ч. Дарвина
    в) трудовая теория Ф. Энгельса
    2. Основные подходы ученых к определению понятия «человек».
    3. Биосоциальная природа человека:
    а) человек — часть природы
    б) человек — существо общественное
    4. Взаимосвязь и взаимовлияние биологического и социального в человеке.

    1. Понятие мировоззрения как системы взглядов человека на мир и свое место в нем.
    2. Основные типы мировоззрения:
    а) обыденное
    б) мифологическое
    в) религиозное
    г) философское (научное)
    3. Факторы, влияющие на формирование мировоззрения:
    а) историческая эпоха
    б) уровень знаний и развития науки
    в) особенности менталитета
    г) природно-климатические условия
    4. Уровни мировоззрения:
    а) жизненно-практический — мироощущение
    б) теоретический — миропонимание

    1. Мировоззрение — совокупность взглядов человека на мир и своё место в этом мире.
    2. Структурные элементы мировоззрения:
    а)   знания;
    б)   убеждения;
    в)   установки и жизненные принципы;
    г)    духовные ценности, идеи и идеалы.
    3. Субъекты мировоззрения:
    а)   человек;
    б)   группы людей;
    в)   общество в целом.
    4. Основные формы мировоззрения:
    а)   обыденное;
    б)   мифологическое;
    в)   религиозное;
    г)    научное.
    5. Факторы, влияющие на формирование мировоззрения людей:
    а)   социальная среда;
    б)   жизненный опыт;
    в)   образование;
    г)   профессиональная деятельность.
    6. Мировоззрение и его влияние на человеческую деятельность.

    1. Мировоззрение как система обобщенных взглядов на мир и место человека в нем.
    2. Исторические виды мировоззрения:а)    мифологическое;
    б) теологическое (религиозное);
    в) философское.
    3. Обыденное (житейское) мировоззрение и его особенности:
    а) преобладание ассоциативности; произвольных связей;
    б) фрагментарность, эклектичность и бессистемность взглядов на мир.
    3. Основные черты философского мировоззрения:
    а) концептуальная обоснованность;
    б) систематичность;
    в) универсальность;
    г) критичность.

    1. Познание как форма адекватного отражения действительности.
    2. Цели познания:
    а) постижение истины;
    б) практическая польза.
    3. Структура процесса познания.
    4. Формы чувственного познания:
    а) ощущение;
    б) восприятие;
    в) представление.
    5. Формы рационального познания:
    а) понятие;
    б) суждение;
    в) умозаключение.
    6. Взаимодействие познающего субъекта и познаваемого объекта в процессе познания.
    7. Знание как результат познания.

    1. Деятельность как способ существования человека и общества.
    2. Разнообразие видов деятельности.
    3. Получение истинного знания — цель познания:
    а) объективность истины;
    б) критерии истины;
    в) абсолютная и относительная истина.
    4. Виды познания;
    а) чувственное познание;
    б) рациональное познание.
    5. Обыденное познание: его возможности и ограниченность.
    6. Особенности научного познания.

    1. Познание как процесс получения знаний о мире.
    2. Основные пути (формы) ненаучного познания мира:
    а) миф как ранняя форма познания природной и социальной действительности;
    б) жизненная практика — основной способ познания;
    в) обобщение опыта повседневной жизни и народная мудрость;
    г) искусство как специфическая форма познания.
    3. Научное познание мира и его особенности:
    а) теоретический характер знаний;
    б) стремление к объективности;
    в) доказательность;
    г) системность.

    1. Научное познание — один из видов познания объективного мира.
    2. Особенности научного познания:
    а) стремление к объективности (к изучению мира таким, каков он есть независимо от человека);
    б) специальный язык, включающий особые термины, строго определяемые понятия, математические символы;
    в) особые процедуры проверки результатов.
    3. Уровни научного знания:
    а) эмпирическое знание;
    б) теоретическое знание.
    4. Методы научного познания:
    а) научное наблюдение;
    б) описание;
    в) классификация;
    г) научный эксперимент;
    д) мысленный эксперимент;
    е) выдвижение гипотез;
    ж) научное моделирование.

    1. Научное познание — постижение сущности объектов и явлений.
    2. Основные признаки научного познания:
    а) объективность;
    б) доказательность;
    в) логичность;
    г) рациональность. 
    3. Уровни научного познания:
    а) эмпирический;
    б) теоретический.
    4. Методы научного познания:
    а) эмпирические (наблюдение, описание, эксперимент);
    б) теоретические (гипотеза, систематизация, обобщение, моделирование).
    5. Специфика социального познания.
    6. Особенности научного познания в информационную эпоху. 

    1. Социальное познание — познание общества и человека.
    2. Специфика социального познания:
    а) совпадение познающего субъекта и познаваемого объекта;
    б) ограниченность сферы применения эксперимента;
    в) сложность объекта познания — общества и пр.
    3. Основные методы социального познания:
    а) исторический (рассмотрение социальных объектов в развитии);
    б) сравнительный (рассмотрение социальных объектов в сравнении, сопоставлении с подобными);
    в) системно-аналитический (рассмотрение социальных объектов в целостности и взаимодействии друг с другом).
    4. Функции социального познания:
    а) выявление причин и следствий социальных процессов;
    б) осмысление качественных характеристик социальных объектов;
    в) использование результатов при осуществлении социального управления;
    г) согласование общественных интересов, оптимизация социальных процессов.
    5. Социальное познание как необходимое условие совершенствования и развития общества. 

    1. Самопознание — познание человеком самого себя.
    2. Основные методы самопознания:
    а) самонаблюдение;
    б) самоисследование.
    3. Формирование самооценки личности:
    а) адекватная самооценка;
    б) заниженная самооценка;
    в) завышенная самооценка.
    4. «Я»-концепция и процесс её формирования.
    5. Специфика объектов самопознания:
    а) собственные потребности;
    б) собственные возможности;
    в) смысл собственного бытия;
    г) осознание собственных отличий от других людей.
    6. Неразрывность связи между познанием человеком самого себя и материального мира.

    1. Познание как форма адекватного отражения действительности.
    2. Структура познания:
    а) субъект познания
    б) объект познания
    в) результат познания
    3. Теория познания — гносеология:
    а) агностицизм
    б) скептицизм
    в) гностицизм
    4. Формы познания:
    а) чувственное (ощущение, восприятие, представление)
    б) рациональное (понятие, суждение, умозаключение)
    5. Виды познания:
    а) научное и ненаучное познание
    б) религиозное, мифологическое, художестве иное познание
    6. Методы познания человеком мира и самого себя.
    7. Многообразие форм человеческого знания. 

    1. Истина — идеальная цель познавательной деятельности.
    2. Виды истины:
    а) абсолютная истина (полное, исчерпывающее достоверное знание о мире);
    б) относительная истина (неполное, ограниченное знание о предметах и явлениях материального мира).
    3. Знание истинное и знание ложное.
    4. Критерии истины:
    а) практика;
    б) система теоретических доказательств;
    в) очевидность, соответствие здравому смыслу;
    г) компетентное мнение экспертного сообщества учёных.
    5. Специфика постижения научной истины на современном этапе. 

    1. Человек — продукт творения природы и общества.
    2. Сущность и проявления человеческой природы:
    а) биологические (раса, пол, возраст, особенности телосложения, генотип);
    б) психические (эмоции, чувства, воля, свойства памяти, направленность личности и т.д.);
    в) социальные (умения, знания, ценности, идеалы, жизненный опыт).
    3. Свойства темперамента и их учет в жизнедеятельности человека:
    а) флегматик;
    б) холерик;
    в) сангвиник;
    г) меланхолик.
    4. Сложность человеческой сущности:
    а) человек как индивид;
    б) человек как индивидуальность;
    в) человек как личность;
    5. Мышление и его типы:
    а) образное;
    б) понятийное (теоретическое);
    в) знаковое.
    6. Роль мышления в становлении современного человека.

    1. Деятельность как форма активности человека.
    2. Отличительные признаки деятельности человека:
    а) целенаправленность;
    б) осознанность;
    в) представление идеальной модели результата;
    г) преобразовательный, творческий характер.
    3. Структура деятельности:
    а) субъект;
    б) объект;
    в) мотив;
    г) цель;
    д) средства;
    е) действия;
    ж) результат.
    4. Основные виды деятельности человека:
    а) игровая;
    б) учебная;
    в) трудовая;
    г) общение.
    5. Проявления деятельности в обществе:
    а) духовная деятельность (исследовательская, прогностическая, познавательная, ценностно-ориентировочная);
    б) практическая деятельность (материально-производственная, социально-преобразовательная).
    6. Деятельность и творчество. 

    1. Деятельность как способ человеческого бытия.
    2. Специфические особенности человеческой деятельности.
    3. Структура деятельности:
    а) субъект
    б) объект
    в) цель
    г) средства
    д) результат
    4. Мотивы деятельности.
    5. Два основных типа деятельности:
    а) практическая деятельность
    б) духовная деятельность
    6. Ведущие виды деятельности в жизни человека:
    а) игра
    б) учение
    в) труд

    1. Деятельность как способ жизни человека и общества.
    2. Структура деятельности:
    а) субъект;
    б) объект;
    в) цель;
    г) мотивы;
    д) действия;
    е) результат.
    3. Виды деятельности:
    а) трудовая;
    б) познавательная;
    в) эстетическая и др.
    4. Мышление как процесс познавательной деятельности.
    5. Мышление — основа рационального познания.
    6. Виды мышления:
    а) словесно-логическое;
    б) наглядно-образное;
    в) наглядно-действенное.

    1. Духовная деятельность — производство духовных благ.
    2. Специфика субъектов и объектов духовной деятельности.
    3. Основные цели духовной деятельности:
    а) формирование общественного сознания;
    б) формирование ценностей и идеалов человека и общества;
    в) удовлетворение идеальных потребностей общества;
    г) производство духовных благ.
    4. Формы духовной деятельности:
    а) прогностическая;
    б) познавательная;
    в) ценностно-ориентировочная.
    5. Роль духовной деятельности в современном мире. 

    1. Труд — деятельность по преобразованию веществ природы.
    2. Признаки трудовой деятельности:
    а) практический характер (удовлетворение материальных потребностей);
    б) преобразовательный характер (преобразование сил и веществ природы);
    в) творческий характер (создание нового, не имеющего аналогов).
    3. Основные виды труда:
    а) физический и умственный;
    б) простой и сложный.
    4. Специфика трудовой деятельности в современном обществе:
    а) сложный характер труда;
    б) наукоёмкость, интеллектуальность труда;
    в) технологичность труда, сокращение сферы простого физического труда.
    5. Роль труда в становлении личности и формировании коллектива:
    а) развитие коммуникативных умений;
    б) развитие мышления и креативности;
    в) формирование умения действовать нестандартно;
    г) формирование умения сотрудничать в достижении совместной цели;
    д) становление сплочённого и эффективного коллектива.
    6. Труд — основа благосостояния общества.

    1. Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, его целесообразного преобразования.
    2. Социальные явления (процессы) как объект социально-преобразующей деятельности:
    а) межличностные отношения;
    б) производственные отношения;
    в) социальные структуры (организации);
    г) социальные системы (образование, здравоохранение и т.п.).
    3. Общественный характер деятельности:
    а) цели деятельности, значимые для общества и самого человека (насколько соотносятся с социально одобряемыми целями)
    б) средства реализации целей (насколько признаны и одобрены социумом).
    4. Деятельность просоциальная, асоциальная и антисоциальная (преступная). 

    1. Игра как особый вид человеческой деятельности.
    2. Основные свойства игры:
    а) творческий характер;
    б) наличие воображаемой обстановки;
    в) освоение новых социальных ролей;
    г) наличие определённых правил.
    3. Классификация игр:
    а) ролевые (дочки-матери, ковбои и индейцы);
    б) ситуативные (полет на луну, нахождение на необитаемом острове);
    в) деловые (разрешение проблемной ситуации на фирме);
    г) спортивные и т. д.
    4. Специфика игр в детском и во взрослом возрасте.
    5. Игра — необходимое условие развития творческих способностей и общительности. 

    1. Потребность как нужда человека в необходимых условиях его существования.
    2. Виды потребностей:
    а) биологические;
    б) социальные;
    в) идеальные.
    3. Классификация потребностей А. Маслоу:
    а) физиологические;
    б) экзистенциальные;
    в) социальные;
    г) престижные;
    д) духовные.
    4. Интересы человека как основа его потребностей.
    5. Способности и их типы:
    а) общие (интеллектуальные);
    б) специальные.
    6. Природные задатки — основа формирования способностей.
    7. Талант и гениальность как характеристика выдающихся способностей. 

    1. Понятие свободы, её сущности.
    2. Социальные условия реализации свободы личностью:
    а) уровень развития общества;
    б) социальные нормы;
    в) место человека в обществе;
    г) формы общественной деятельности;
    д) социализация.
    3. Что такое ответственность?
    а) регулятор деятельности человека;
    б) сознательное следование установленным нормам;
    в) оценивание человеком своих поступков с точки зрения их последствий для окружающих.
    4. Типологии ответственности:
    а) историческая, политическая, нравственная, юридическая и др.;
    б) индивидуальная, групповая, коллективная.
    5. Социальная ответственность и роль в жизни человека.

    1. Понятие общества как системы объединений людей и способов их взаимодействия.
    2. Структурные элементы общества:
    а) сферы (подсистемы) общества;
    б) социальные общности;
    в) социальные институты;
    3. Специфические системные признаки общества:
    а) целостность;
    б) открытость;
    в) способность к самоорганизации;
    г) иерархичность;
    4. Общество — динамическая система.
    5. Общество — функциональная система. 

    1. Понятие общества:а) в узком смысле слова;
    б) в широком смысле слова.
    2. Признаки общества как системы:
    а) сложная система;
    б) открытая система;
    в) динамичная система;
    г) саморегулирующаяся система.
    3. Особенности общества как саморазвивающейся системы.
    4. Системное строение общества:
    а) подсистемы и институты;
    б) социальные нормы;
    в) социальные коммуникации.
    5. Основные сферы общественной жизни:
    а) социальная;
    б) политическая;
    в) экономическая;
    г) духовная.
    6. Взаимосвязь и взаимодействие сфер общественной жизни.
    7. Специфика развития современного общества.

    1. Общество и природа — органические части материального мира.
    2. Влияние природы (окружающей среды) на общественные процессы:
    а) темпы и качество социальной динамики;
    б) размещение производительных сил и хозяйственная специализация;
    в) особенности ментальности, мироощущения и характера людей;
    г) природные катаклизмы и их социальные последствия и др.
    3. Воздействие общества на природную среду:а) изменение ландшафтов под влиянием деятельности человека;
    б) использование невозобновляемых и возобновляемых природных ресурсов;
    в) использование флоры и фауны;
    г) создание преобразованной человеком природной среды и т. д.
    4. Значение природы для человека и общества:
    а) кладовая ресурсов;
    б) естественная среда обитания;
    в) источник вдохновения и красоты и пр.
    5. Специфика взаимодействия природы и общества на современном этапе общественного развития. 

    1. Определение социального института.
    2. Основные функции социальных институтов:
    а) служат удовлетворению общественных потребностей;
    б) организуют совместную деятельность людей;
    в) действуют в соответствии с определёнными правилами и нормами;
    г)  обеспечивают социализацию индивидов.
    3. Важнейшие социальные институты:
    а) семья;
    б) школа;
    в) государство;
    г) производство и т. д.
    4. Социальная динамика — процесс возникновения новых институтов и отмирания старых.
    5. Специфика формирования и развития институциональной сферы общества в современную эпоху.

    1.Что такое социальный институт.
    2. Основные социальные институты общества:
    а) семья как социальный институт;
    б) политические институты;
    в) финансово-экономические институты;
    г) институты в сфере культуры.
    3. Функции института семьи:
    а) репродуктивная функция;
    б) функция первичной социализации;
    в) хозяйственно-экономическая функция.
    4. Основные функции государства как социального института:
    а) внутриполитические функции;
    б) внешнеполитические функции.
    5. Функции школы как социального института:
    а) вторичная социализация;
    б) формирование духовно-нравственной культуры.
    6. Взаимодействие социальных институтов при выполнении основных функций. 

    1. Понятие о культуре.
    2. Основные тенденции в развитии культуры:
    а) преемственность культурных традиций;
    б) новаторство и обновление культуры.
    3. Основные функции культуры:
    а) гуманистическая;
    б) трансляция социального опыта (сохранение и передача социальной памяти поколений);
    в) познавательная (гносеологическая);
    г) регулятивная (нормативная);
    д) целеполагающая, ценностная (формирование эталонных, идеализированных ценностей, идеалов, которые выполняют роль стимулов и целей в жизнедеятельности человека);
    е) семиотическая, или знаковая (культура обладает набором знаков, символов, например, язык).
    4. Основные структурные элементы культуры:
    а) понятия и взаимосвязи между ними;
    б) ценности и идеалы;
    в) нравственные принципы;
    г) правила и нормы.
    5. Формы культуры:
    а) народная культура;
    б) элитарная культура;
    в) массовая культура;
    г) экранная культура.
    6. Элементы духовной культуры:
    а) наука;
    б) религия;
    в) мораль;
    г) образование и т. д.
    7. Многообразие и диалог культур в современном мире.
    8. Специфика духовной жизни в современной России. 

    1. Понятие массовой культуры.
    2. Условия возникновения массовой культуры:
    а) рост образованности общества;
    б) развитие средств массовой коммуникации;
    в) рост промышленного производства.
    3. Характерные черты массовой культуры:
    а) коммерческая направленность;
    б) ориентация на вкусы и запросы массового потребителя;
    в) стандартизация содержания.
    4. Массовая культура и средства массовой информации.
    5. Взаимовлияние массовой, элитарной и народной культур в современном мире.

    1. Духовное производство — производство новых духовных ценностей.
    2. Формы духовного производства:
    а) научные труды;
    б) литературные сочинения;
    в) произведения скульптуры и архитектуры, музыки и живописи;
    г) кинофильмы и телевизионные передачи;
    3. Продукты духовного производства:
    а) мысли, идеи и взгляды;
    б) теории;
    в) образы и чувства;
    г) оценки и представления.
    4. Сохранение и распространение духовных ценностей:
    а) роль музеев в сохранении и распространении духовных ценностей;
    б) роль библиотек;
    в) роль архивов;
    г) роль школы;
    д) роль средств массовой информации (СМИ).

    1. Понятие о науке:
    а) сфера деятельности, направленная на добывание и осмысление знаний;
    б) совокупность структур и методов организованной познавательной деятельности.
    2. Структурные элементы науки:
    а) систематизированные взгляды на окружающий мир;
    б) социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских центров, учреждений, объединений;
    в) общность людей, научное сообщество.
    3. Специфические признаки науки:
    а) объективность;
    б) рационализм;
    в) системность и упорядоченность;
    г) проверяемость (верифицируемость);
    д) особый язык и особая подготовка.
    4. Основные функции науки:
    а) познавательно-объяснительная (познание и объяснение устройства мира);
    б) мировоззренческая (выстраивание целостной системы знаний о мире);
    в) прогностическая (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира);
    г) социальная (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);
    д) производственная (непосредственная производительная сила).
    5. Уровни науки:
    а) фундаментальная наука;
    б) прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки.
    6. Классификация наук:
    а) точные;
    б) естественные;
    в) социально-гуманитарные.
    7. Наука и научные революции, научно-технический прогресс.
    8. Проблемы развития науки в современной РФ.

    1. Понятие науки:
    а) наука как социальный институт
    б) наука как отрасль духовного производства
    в) наука как особая система знаний
    2. Виды науки:
    а) фундаментальные науки
    б) прикладные науки
    в) классификация наук в зависимости от предмета и метода познания
    3. Специфические признаки науки.
    4. Функции современной науки:
    а) культурно-мировоззренческая
    б) познавательно-объяснительная
    в) прогностическая
    г) интеграционная
    д) социальная
    е) производственная
    5. Развитие науки.
    6. Особенности научной картины мира.

    1. Наука и образование как области духовной культуры.
    2. Наука и образование как социальные институты общества:
    а) функции образования в современном обществе;
    б) развитие науки как фактор общественного прогресса;
    в) государственное регулирование науки и образования.
    3. Влияние образования на науку:
    а) подготовка научных кадров в высшей школе;
    б) формирование у молодежи представлений о научной деятельности и статусе ученого.
    4. Воздействие науки на образование:
    а) изучение основ науки в рамках школьных предметов;
    б) превращение университетов в научные центры.
    5. Перспективы дальнейшего сближения науки и образования. 

    1. Понятие об образовании.
    2. Функции образования:
    а) экономическая;
    б) социальная;
    в) культурная.
    3. Система (ступени) образования:
    а) дошкольное образование;
    б) основное образование;
    в) профессиональное образование;
    г) дополнительное образование.
    4. Тенденции в развитии образования на современном этапе:
    а) демократизация;
    б) непрерывность;
    в) гуманизация;
    г) гуманитаризация;
    д) интернационализация;
    е) компьютеризация и др.
    5. Основные пути получения образования.

    1. Понятие «социальный институт».
    2. Основные функции образования в современном обществе:
    а) социализация молодежи;
    б) ценностно-мировоззренческая;
    в) формирование системы знаний и умений;
    г) образование как социальный лифт.
    3. Система образовательных учреждений в РФ:
    а) образование в детских дошкольных учреждениях;
    б) основное и полное общее образование;
    в) высшее и постдипломное образование.
    4. Государственная поддержка образования:
    а) рост государственных затрат на развитие образования;
    б) компьютеризация школы.
    5. Участники образовательного процесса, их права и обязанности.

    1. Основные подходы ученых к определению понятия образования.
    2. Специфические черты, характеризующие образование постиндустриальной эпохи:
    а) создание единого мирового образовательного процесса
    б) гуманизация образования
    в) гуманитаризация образования
    г) информатизация образования
    д) всеобщность и доступность образования
    3. Образование как социальный институт общества, его роль в социализации индивидов.
    4. Структура системы образования в РФ:
    а) дошкольное
    б) общее
    в) профессиональное
    г) дополнительное
    5. Основные проблемы в развитии современного образования.

    1. Религия как явление культуры.
    2. Признаки религии:
    а) вера в сверхъестественное;
    б) организованное поклонение высшим силам;
    в) стремление согласовать жизнь с установленными требованиями.
    3. Разновидности религий и верований:
    а) родоплеменные примитивные верования;
    б) национально-государственные религии;
    в) мировые религии (буддизм, христианство, ислам).
    4. Роль религии в жизни общества
    а) создает религиозную картину мира;
    б) способствует осмыслению места человека в мире;
    в) упорядочивает определенным образом помыслы, стремления людей, их деятельность;
    г) способствует развитию культуры общества — письменности, книгопечатания, искусства;
    д) осуществляет передачу накопленного наследия от поколения к поколению.

    1. Религия как форма духовной культуры.
    2. Характерные признаки религии:
    а) вера в сверхъестественное;
    б) признание теоцентрической картины мира;
    в) идея креационизма (сотворения мира высшими силами);
    г) иррационализм и мистицизм.
    3. Главные элементы религии:
    а) вера;
    б) учение;
    в) религиозная деятельность (культ);
    г) религиозные институты.
    4. Функции религии:
    а) мировоззренческая;
    б) воспитательная;
    в) компенсаторная;
    г) коммуникативная;
    д) регулятивная.
    5. Этапы развития религии:
    а) ранние архаические религиозные взгляды (тотемизм, анимизм, шаманизм и т.д.);
    б) национальные религии (зороастризм, индуизм, иудаизм и пр.);
    в) мировые религии (буддизм, христианство, ислам).
    6. Религиозное сознание и свобода совести.
    7. Взаимоотношения государства и религии.

    1. Понятие религии, ее особенности.
    2. Причины возникновения религии.
    3. Значение, роль и функции религии в обществе.
    4. Формы религии:
    а) ранние религиозные верования, язычество
    б) политеизм
    в) монотеизм
    5. Основные мировые религии:
    а) буддизм
    б) христианство
    в) ислам
    6. Национальные религии:
    а) иудаизм
    б) синтоизм
    7. Взаимосвязь религии с моралью и правом.
    8. Свобода совести и вероисповеданий.
    9. Государство и религия. 

    1. Искусство — способ познания мира посредством художественных образов.
    2. Характерные признаки искусства:
    а) иррационализм;
    б) символизм;
    в) субъективизм;
    г) образность и наглядность.
    3. Важнейшие функции искусства:
    а) гедонистическая (доставляет человеку радость);
    б) компенсаторная (восполняет человеку неудовлетворённость реальной жизнью);
    в) коммуникативная (является средством общения в пространстве культуры);
    г) эстетическая (преобразование мира на основе красоты);
    д) воспитательная (формирование нравственных и эстетических качеств личности);
    е) познавательная (формирует художественную, эстетическую картину мира).
    4. Основные виды искусства:
    а) литература;
    б) музыка;
    в) живопись;
    г) театр;
    д) кино и т. д.
    5. Универсальное и национальное в развитии искусства. 

    1. Мораль — совокупность одобренных общественных мнением норм.
    2. Важнейшие аспекты морали:
    а) познавательный (формирование нравственной картины мира);
    б) оценочный (оценка социальных явлений и поступков людей с позиции добра и зла);
    в) регулятивный (совокупность норм, обеспеченных общественным мнением).
    3. Основные категории морали:
    а) добро и зло;
    б) долг и совесть;
    в) справедливость;
    г) честь и достоинство;
    д) счастье и др.
    4. Нравственная культура личности и общества.
    5. Соотношение морали и нравственности.
    6. Существует ли прогресс морали?
    а) нравственный долг и проблема выбора;
    б) современные реалии и нравственные нормы.
    7. «Золотое правило нравственности» — универсальный закон жизни человека в обществе. 

    1. Понятие морали как формы общественного сознания.
    2. Развитие норм морали:
    а) табу
    б) обычай
    в) традиция
    г) моральные правила
    3. Основные подходы к вопросу о происхождении морали.
    4. Соотношение морали и нравственности.
    5. Соотношение морали и права:
    а) общее
    б) различное
    6. Важнейшие функции морали в обществе:
    а) регулятивная
    б) ценностно-ориентационная
    в) мотивационная
    7. Нравственная культура личности.
    8. Важнейшие принципы современной нравственной культуры. 

    1. Источники и движущие силы развития общества:
    а) преобразовательная деятельность людей
    б) природно-климатические условия
    в) выдающиеся личности
    2. Понятия «прогресс» и «регресс» в развитии общества.
    3. Современные подходы к развитию общества:
    а) формационный подход
    б) стадиально-цивилизационный подход
    в) локально-цивилизационный подход
    4. Формы социального изменения:
    а) эволюция
    б) революция

    1. Основные подходы к пониманию сущности общественного прогресса:
    а) античные мыслители об умственном прогрессе
    б) средневековое представление о прогрессе как необходимом условии достижения морального идеала (Царства Божия на земле)
    в) эпоха Возрождения — понимание прогресса как усиления власти человека над природой
    г) Новое время — идея политического прогресса и его противоречивости
    д) XIX век — эволюционная теория прогресса
    е) современное понимание прогресса
    2. Критерии общественного прогресса:
    а) способность человечества противостоять саморазрушению (энтропии)
    б) увеличение степени свободы человека, его способности к творчеству, самовыражению
    в) степень реализации счастья как основного смысла человеческого существования
    г) социально-экономический уровень жизни
    3. Противоречивость общественного прогресса.
    4. Движущие силы и факторы, оказывающие влияние на общественный
     прогресс.

    1. Сущность понятий «общественный прогресс», «регресс», «циклическое развитие» и неразрывность связи и взаимодействия.
    2. Характерные признаки общественного прогресса:
    а) совокупность поступательных изменений;
    б) противоречивость и сложность изменений;
    в) неоднородность прогресса в различных сферах общества;
    г) относительность прогресса в духовном саморазвитии личности;
    д) усложнение общественных структур, развитие их от простого к сложному.
    3. Критерии общественного прогресса:
    а) обновление науки и техники, возникновение новых технологий;
    б) гуманизация отношений между людьми;
    в) совершенствование нравственных основ человеческого общества;
    г) расширение спектра прав и свобод человека;
    д) совершенствование способов взаимодействия общества и природы.
    4. Противоречивость прогресса:
    а) прогресс в технике и разрушение природы;
    б) высокая цена прогресса;
    в) прогресс в одних сферах общества и регресс в других.
    5. Прогресс и модернизация.Особенности прогрессивного развития общества в эпоху информационной революции.

    1. Понятие научно-технического прогресса и технологических революций.
    2. Исторические этапы научно-технического прогресса:
    а) неолитическая (аграрная) революция;
    б) промышленная революция;
    в) НТР.
    3. Под влиянием НТР в середине XX в. произошло превращение науки в непосредственную производительную силу общества (наука становится постоянным источником новых идей, определяющих пути развития производства товаров и услуг).
    4. Характеристика этапов НТР:
    а) 1950—1970-е гг. — автоматизация производственных процессов;
    б) 1980-е гг. — развитие микроэлектроники, широкое использование компьютеров и прогрессивных технологий.
    5. Основные направления НТР:
    а) автоматизация и компьютеризация производства;
    б) внедрение современных информационных технологий;
    в) разработка биотехнологий и новых конструкционных материалов;
    г) освоение новых источников энергии;
    д) развитие средств коммуникации и связи.
    6. Последствия и противоречия НТР:
    а) человек выводится за пределы непосредственного процесса создания готового продукта, но остаются регулирующие функции;
    б) усложняется характер труда и повышаются требования к квалификации и образованию работника
    в) обостряется проблема занятости населения;
    г) усиливаются глобальные экологические проблемы.
    7. Связь НТР и глобальных проблем современности.

    1. Традиционное общество — исторический этап формирования современной цивилизации.
    2. Характерные признаки традиционных обществ:
    а) аграрный характер экономики;
    б) сращивание власти и собственности;
    в) патриархальный характер общества и государства;
    г) преобладание коллективистских форм общественного сознания;
    д) низкие темпы общественных изменений и социальной мобильности.
    3. Основные разновидности традиционных обществ:
    а) общества Древнего и средневекового Востока;
    б) античные общества Греции и Рима;
    в) средневековое феодальное общество в Западной Европе;
    г) древнерусское и средневековое российское общество.
    4. Специфика социальной стратификации традиционных обществ:
    а) кастовый или сословный строй;
    б) преобладание предписанных статусов;
    в) церковь и армия как важнейшие социальные лифты;
    г) ограниченные возможности личности по изменению своего статуса.
    5. Сохранение элементов традиционных обществ в современную эпоху 

    1. Информационное общество — современный этап истории человечества.
    2. Предпосылки рождения информационного общества:
    а) научно-техническая революция;
    б) формирование новой научной картины мира;
    в) микропроцессорная революция.
    3. Характерные признаки информационного общества:
    а) приоритетное развитие сферы высоких технологий и сферы услуг;
    б) развитие электронных средств массовых коммуникаций;
    в) применение искусственного интеллекта во всех сферах жизнедеятельности общества и человека;
    г) признание приоритетности прав и свобод человека;
    д) изменение социальной структуры общества.
    4. Противоречивый характер информационной цивилизации:
    а) вытеснение человека из целого ряда сфер;
    б) усиление зависимости человека от персонального компьютера;
    в) вовлечение человека в мир виртуальных контактов и общения;
    г) углубление отрыва человека от естественной природной среды.
    5. Необходимость сохранения человечности, гуманистической культуры в информационном обществе.

    1. Многообразие мира и единство человечества:
    а) современный мир и интеграция;
    б) глобализация экономики и развитие мировой торговли;
    в) современные коммуникации (Интернет и др.)
    2. Противоречивые последствия глобализации:
    а) стандарты глобализации в экономике, культуре;
    б) экологический, демографический кризисы, СПИД, наркомания, международный терроризм, проблемы экономически отсталых стран и мн. др.
    3. Преодолеет ли человечество проблемы своего развития?

    1. Глобализация как процесс формирования единого человечества.
    2. Проявления глобализации в различных сферах жизни современного общества:
    а) экономическая глобализация (формирование единого мирового рынка, единых наднациональных финансовых центров (Всемирный банк, Международный валютный фонд, Всемирная торговая организация));
    б) политическая глобализация (образование наднациональных центров принятия политических решений (ООН, «большая восьмёрка», Евросоюз), формирование единых стандартов демократических институтов);
    в) социальная глобализация (расширение круга общения, формирование сетевых социальных сообществ, сближение между собой стран и народов);
    г) глобализация в духовной сфере (распространение массовой культуры, единых культурных стандартов).
    3. Основные положительные последствия глобализации:
    а) ускорение экономического развития, распространение экономических новшеств;
    б) повышение уровня жизни и стандартов потребления в мире;
    в) распространение универсальных представлений о гуманизме и демократии;
    г) сближение между собой людей разных стран посредством сетевого общения.
    4. Противоречивость и неоднозначность процессов глобализации:
    а) угроза ряду отраслей национальных экономик;
    б) «вестернизация», навязывание незападным странам ценностей и традиций западного мира;
    в) угроза сохранению ряда национальных языков и культур;
    г) распространение некачественных образцов и продуктов массовой культуры.
    5. Участие России в процессах глобализации.

    1. Что такое «глобальные проблемы человечества»?
    2. Особенности глобальных проблем:
    а) планетарный характер;
    б) угроза гибели всему человечеству;
    в) необходимость коллективных усилий мирового сообщества.
    3. Причины возникновения глобальных проблем человечества.
    4. Сущность и взаимосвязь глобальных проблем:
    а) экологическая;
    б) демографическая;
    в) продовольственная;
    г) сырьевая;
    д) энергетическая;
    е) мира и разоружения (предотвращение новой мировой войны);
    ж) преодоление отсталости развивающихся стран («Север-Юг») и др.
    5. Основные направления разрешения глобальных проблем:
    а) наблюдение и контроль за глобальными процессами на планете;
    б) чёткая международная система прогнозирования;
    в) вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень;
    г) концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем человечества;
    д) формирование нового планетарного сознания на принципах гуманизма.

    1. Какие проблемы стали глобальными для человечества?
    2. Сущность экологического кризиса и его связь с другими глобальными проблемами.
    3. Чем вызван экологический кризис?
    а) рост масштабов хозяйственной деятельности людей;
    б) потребительское отношение к природе.
    4. Проявления и последствия экологического кризиса.
    5. Пути преодоления экологического кризиса:
    а) изменение отношения людей к природе;
    б) наука на службе экологии;
    в) международное сотрудничество в решении экологических проблем

    1. Проблема «Севера-Юга» как одна из глобальных проблем современности. 
    2. Сущность проблемы «Севера-Юга» и её связь с другими глобальными проблемами.
    3. Проявления и последствия данной проблемы:
    а) рост народонаселения мира за счёт развивающихся стран («демографический взрыв»);
    б) голод, нищета, неграмотность, болезни;
    в) безработица и миграция в экономически благополучные страны мира.
    4. Пути преодоления экономической отсталости, бедности и нищеты стран «третьего мира»:
    а) осуществление продуманной демографической политики;
    б) установление нового мирового экономического порядка;
    в) международное сотрудничество в решении проблем «Севера» и «Юга».

    1. Международный терроризм как угроза мировому сообществу.
    2. Причины возникновения международного терроризма:
    а) разрыв в уровнях экономического и социального развития между странами и регионами мира;
    б) агрессивное внедрение ценностей и норм западного общества в незападный мир, притеснение незападных культур и ценностей;
    в) политическое доминирование западных стран в глобальном мире.
    3. Особенности терроризма на современном этапе:
    а) наднациональный характер;
    б) использование современных сетевых технологий и ресурсов;
    в) наличие значительных финансовых, интеллектуальных, людских ресурсов;
    г) использование религиозных и социокультурных программных установок.
    4. Основные направления деятельности международных террористов:
    а) организация психологических атак с использованием медиатехнологий;
    б) подготовка и проведение террористических актов;
    в) организация атак в Интернете на крупные финансовые центры, банки.
    5. Пути и способы борьбы мирового сообщества с террористами. 

    1. Актуальность угроз культуре и духовному развитию человека в современную эпоху.
    2. Проявление угроз культуре:
    а) угрожающие масштабы невежества, преступности, наркомании и пр.;
    б) отчуждённость человека от культуры;
    в) материальное потребительство;
    г) массовая культура и антикультура.
    3. Пути преодоления проблемы:
    а) свободный доступ человека к культурным ценностям;
    б) возможность получения образования;
    в) гуманизация общества;
    г) всестороннее развитие и совершенствование личности и др.
    4. Постиндустриальное общество и духовное развитие человека.


    Подборка по базе: Реферат Экономика и социология труда .doc, 1. Экономикалық инфрақұрылымның элементтері мен функциялары.pptx, Цифровая экономика синергия 2022 97 баллов.docx, Курсовая раюота Экономика.docx, Задание 1 Экономика.docx, Мировая экономика 1 (выполнено).docx, 40. Экономика КЧР.pdf, жасыл экономика Маржан.docx, Управленческая экономика.pdf, Курсовая экономика организации.docx


    «Экономика как наука», «Экономика и ее роль в жизни общества»

    1. Понятие экономики как науки.
     2. Ограниченность ресурсов как главная проблема экономики.
     3. Субъекты экономики:
     а) семьи;
     б) фирмы;
     г) государства.
     4. Разделы экономической теории:
     а) микроэкономика;
     б) макроэкономика;
     в) международная экономика.
     5. Три главных вопроса экономики:
     а) что производить?
     б) как производить?
     в) для кого производить?
     6. Функции экономики как науки:
     а) познавательная;
     б) методологическая;
     в) практическая (прагматическая);
     г) образовательная;
     д) идеологическая.
     7. Роль экономики как науки в жизни общества.

     «Экономика и её роль в жизни общества».

    1. Смыслы понятия «экономика»:
    а)   наука;
    б)   хозяйство.
     2. Основные группы экономических отношений:
     а)   производство благ;
     б)   распределение благ;
     в)   обмен благами;
     г)   потребление благ.
     3. Уровни организации экономической деятельности:
     а)   экономика домашнего хозяйства;
     б)   экономика локальных рынков и фирм;
     в)   национальное хозяйство;
     г)   мировая экономика.
     4. Основные вопросы экономики:
     а)   что производить?
     б)   как производить?
     в)   для кого производить?
     5. Сущность и проблемы экономического выбора: альтернативная
      стоимость. 

     «Экономика как наука и хозяйство»

    1. Понятие экономики как науки.
     2. Разделы экономической теории:
     а) микроэкономика;
     б) макроэкономика;
     в) международная экономика.
     3. Функции экономики как науки:
     а) познавательная;
     б) методологическая;
     в) практическая (прагматическая);
     г) образовательная;
     д) идеологическая.
     4. Понятие экономики как хозяйства.
     5. Структура системы хозяйствования:
     а) отрасли материального производства (промышленность, сельское хозяйство);
     б) нематериальная сфера (образование, культура, здравоохранение).
     6. Сферы экономической деятельности:
     а) производство;
     б) распределение;
     в) обмен;
     г) потребление.
     7. Ограниченность ресурсов как главная проблема экономики.

      «Ограниченность экономических ресурсов»

    1. Понятие экономических ресурсов.
     2. Виды экономических ресурсов:
     а) природные ресурсы;
     б) человеческие ресурсы;
     в) капитал (деньги и средства производства).
     3. Ограниченность экономических ресурсов:
     а) исчерпаемость природных ресурсов;
     б) труд людей ограничен их количеством, возможностью и способностью трудиться, количеством рабочего времени;
     в) капитал ограничен возможностями его создания, характером и эффективностью применения, выбытием по мере износа, использования.
     4. Ограниченность ресурсов как центральная проблема экономики.
     

     «Объекты микроэкономики»

    1. Понятие «объект микроэкономики».
     2. К объектам микроэкономики относятся:
     а) домашние хозяйства;
     б) фирмы;
     в) отрасли;
     г) рынки товаров и ресурсов.
     3. Домашние хозяйства как объекты микроэкономики:
     а) главные поставщики экономических ресурсов;
     б) основные потребители экономических благ;
     в) главный источник сбережений в стране.
     4. Фирмы как объекты микроэкономики:
     а) фирма как хозяйствующий субъект;
     б) организационно-правовые формы предприятий;
     в) прибыль и издержки производства;
     г) менеджмент и маркетинг
     д) конкурентоспособность фирмы.
     5. Отраслевая классификация предприятий.
     6. Рынки как объекты микроэкономики:
     а) рынок услуг;
     б) рынок товаров;
     в) рынок ресурсов.
     7. Особенности функционирования объектов микроэкономики в современной экономики России.
     

     «Общественное производство материальных благ и его основные фазы».

    1. Производство материальных благ как основа общественного развития.
     2. Фаза создания (производства) материальных благ:
     а) экстенсивный путь развития производства;
     б) интенсивный путь развития производства;
     в) пути повышения производительности труда.
     3. Фазы обмена и распределения:
     а) натуральный обмен;
     б) функции денег;
     в) принципы распределения материальных благ;
     г) понятие «социальная справедливость».
     4. Потребление материальных благ.
     5. Связь всех фаз общественного производства.
     

     «Факторы производства и факторные доходы».

    1. Факторы производства — ресурсы, непосредственно вовлечённые в производственный процесс.
     2. Основные факторы производства:

    а) земля (земли сельскохозяйственного назначения, земли под предприятиями, полезные ископаемые, лесные и водные ресурсы);
     б) труд (умения, квалификация работников);
     в) капитал (здания, сооружения, станки, оборудование, финансы на счетах предприятия, продукция на складах и пр.);
     г) предпринимательская активность (соединение в процессе производства остальных факторов).
     3. Важнейшие факторные доходы:
     а) рента;
     б) заработная плата;
     в) процент;
     г) прибыль.
     4. Информация — новый фактор производства в современной экономике.
     5. Изменение роли и значения факторов производства в современной экономике.

     «Разделение труда и специализация».

    1. Понятие о разделении труда.
     2. Этапы общественного разделения труда:
     а) выделение сельского хозяйства (земледелия и скотоводства) из охоты и собирательства;
     б) выделение промышленности (ремесла) из сельского хозяйства;
     в) выделение торговли из сельского хозяйства и ремёсел;
     г) выделение финансов и банковского дела;
     д) выделение управления, менеджмента.
     3. Уровни общественного разделения труда:
     а) международное;
     б) межрегиональное;
     в) межотраслевое;
     г) между фирмами;
     д) внутри фирмы.
     4. Специализация и кооперация производителей как следствие разделения труда.
     5. Международное разделение труда и специализация — проявление глобализации.
     

     Место информации в современной экономике»

    1. Понятие информации как фактора производства.
     2. Специфика знаний и информации как фактора производства:
     а) является неисчерпаемым и неограниченным ресурсом;
     б) обмен знаниями и информацией приводит к эффективности производства;
     в) существуют независимо от пространства;
     г) неотчуждаемы от своего обладателя;
     д) может подвергаться масштабному тиражированию.
     3. Основные виды информации:
     а) по носителю (цифровая (статистическая), текстовая (вербальная), графическая, аудиовизуальная);
     б) по характеру (техническая, социальная).
     4. Понятие «информационная экономика».
     5. Стадии информационной экономики:
     а) постепенное проникновение информационных технологий в производственный процесс;
     б) повышение производительности в области производства информационных технологий;
     в) постепенный переход к преобладающему производству знаний и информации.
     6. Составляющие информационной экономики:
     а) производство специального оборудования для обработки данных;
     б) информационная деятельность в ходе планирования, изготовления и реализации товаров;
     в) все службы сферы услуг, которые служат обработке и интернационализации информации.
     7. Формирование информационного рынка в современной России.
     

     «Экономические системы». «Основные типы экономических систем».

    1. Понятие об экономической системе.
     2. Функции экономических систем:
     а)   удовлетворение материальных потребностей общества;
     б)   рациональное потребление ограниченных благ;
     в)   определение способа и характера производства и распределения благ.
     3. Основные типы экономических систем:
     а)   традиционная;
     б)   рыночная (классический рынок);
     в)   плановая (командная);
     г)   смешанная.
     4. Основные отличия между экономическими системами:
     а)   роль государства в экономике;
     б)   доминирующие формы собственности;
     в)   механизмы регулирования хозяйственной деятельности;
     г)   характер распределительных отношений;
     д)   характер отношений между производством и потреблением.
     5. Особенности современной экономической системы и перспективы её развития.
     

     «Плановая (командная) экономика и ее особенности»

    1. Понятие «плановая экономика».
     2. Особенности административно-командной (плановой) экономики:
     а) государственная собственность на экономические ресурсы;
     б) отсутствие конкуренции;
     в) государственное экономическое планирование.
     3. Положительные стороны плановой экономики:
     а) стабильность экономического развития;
     б) высокий уровень занятости населения;
     в) снижение социального расслоения общества;
     г) обеспечение высокого уровня социальных гарантий.
     4. Основные недостатки плановой экономики:
     а) дефицит  потребительских товаров и услуг;
     б) отставание в области освоения новой техники и технологии;
     в) недостаток мотивации у работников и предприятий к повышению производительности, качества товаров.
     5. Потребность в плановой системе экономики.
     

      «Командная (плановая) экономика и её особенности».

    1. Командная экономика — экономика государственно регулируемого хозяйства.
     2. Возникновение командной системы хозяйствования — реакция на проявления несостоятельности рынка.
     3. Признаки командной экономики:
     а)   господство государственной формы собственности;
     б)   доминирование производителя над потребителем;
     в)   директивные цены на товары и услуги;
     г)   отсутствие экономической свободы, централизованное распределение ресурсов;
     д) директивное определение характера и номенклатуры производства.
     4. Преимущества командной экономики:
     а)   стабильность экономического развития;
     б)   высокий уровень занятости;
     в)   высокие мобилизационные возможности в военный период;
     г)   поддержка убыточных производств.
     5. Основные недостатки командной экономики:
     а)   дефицит потребительских товаров и услуг;
     б)   неспособность реагирования на изменение мировой конъюнктуры;
     в)   отставание в области освоения новой техники и технологии.
     6. Необходимость элементов командной экономики в современном хозяйстве.
     

     

    Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Наука в современном обществе». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Один из вариантов плана раскрытия данной темы:

    1. Понятие науки.

    2. Классификация наук:

    1) по предмету и методу познания (естествознание, обществознание, философские науки, технические науки);

    2) по удалённости от практики (фундаментальные и прикладные).

    3. Функции современной науки:

    а) культурно-мировоззренческая;

    б) познавательно-объяснительная;

    в) прогностическая;

    г) интегрирующая;

    д) непосредственная производительная сила;

    е) социальная.

    4. Тенденции развития современной науки.

    Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Наука и её функции на современном этапе общественного развития». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

    Ответ:

    При анализе ответа учитывается:

    — соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;

    — наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;

    — корректность формулировок пунктов плана.

    Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.

    Один из вариантов плана раскрытия данной темы

    1. Многогранность понятия «наука»:

    а) как социальный институт;

    б) как особая форма деятельности;

    в) как система знаний.

    2. Отличительные признаки научного знания:

    а) объективность;

    б) рационализм;

    в) системность и упорядоченность;

    г) проверяемость (верифицируемость);

    д) особый язык.

    3. Современная классификация наук:

    а) гуманитарные;

    б) естественные;

    в) социальные и т.д.

    4. Функции науки:

    а) познавательно-объяснительная;

    б) мировоззренческая;

    в) производственно-преобразующая;

    г) прогностическая.

    5. Наука как фактор развития постиндустриального общества.

    Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах.

    Наличие любых двух из 1,2,4. пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:

    Новое и интересное на сайте:

  • Натюрморты на вступительных экзаменах
  • Наступает за проступки нарушающие общественный порядок егэ
  • Натюрморт сирень в корзине кончаловский сочинение 5 класс
  • Натюрморт с хлебом стожаров сочинение по картине
  • Натюрморт с рябиной стожаров описание картины 3 класс сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии