Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Задания Д2 № 113
Наука является
1) единственной формой познания
2) социальной стратой
3) совокупностью жизненных ценностей
4) особой системой знания
Предметная область: Человек и общество. Наука
2
Задания Д2 № 187
В отличие от других видов познания, в процессе научного познания обязательно происходит
1) отражение внешних признаков познаваемого объекта
2) теоретическое обобщение результатов наблюдений
3) формулировка возможных ответов на возникающие вопросы
4) построение предположений, основанных на опыте
Предметная область: Человек и общество. Наука
3
Задания Д2 № 261
Логическое мышление лежит в основе познания
1) научного
2) житейского
3) религиозного
4) художественного
Предметная область: Человек и общество. Наука
4
Задания Д2 № 335
Опора на объективные факты при аргументации выводов — обязательная составляющая познания
1) художественного
2) научного
3) мифологического
4) житейского
Предметная область: Человек и общество. Наука
5
Задания Д2 № 372
Среди наук о человеке и обществе отдельные социальные институты, процессы, социальные группы и общности являются предметом изучения
1) экономики
2) социологии
3) политологии
4) правоведения
Предметная область: Человек и общество. Наука
Пройти тестирование по этим заданиям
Тест в формате ЕГЭ по теме: «Наука. Научное познание. Образование».
Задания на классификацию путем установления соответствия (задание 5)
1. Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара Е) учёные-фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата |
ФУНКЦИИ НАУКИ 1) производственная 2) прогностическая |
2. Установите соответствие между характеристиками и функциями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ A) формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства Б) воспроизводство профессиональных кадров B) развитие умений, способностей, интересов Г) освоение научных знаний, приобретение опыта и навыков Д) трансляция и распространение культуры в обществе |
ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 1) социальные 2) личностные |
3. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ A) формулирование научных законов Б) объяснение сущности изучаемых явлений B) выдвижение гипотез Г) наблюдение изучаемых явлений Д) проведение количественных измерений |
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 1) эмпирический 2) теоретический |
4. Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ A) доказательство положений Б) сбор фактов B) описание наблюдаемых явлений Г) формулирование научной проблемы Д) выдвижение гипотез |
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ) 1) эмпирический 2) теоретический |
5. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ А) наблюдение Б) формулирование научных законов В) эксперимент Г) выведение логических следствий Д) классификация |
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 1) эмпирический 2) теоретический |
6. Установите соответствие между характеристиками и функциями наук: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ А) показывает возможные опасные тенденции развития общества Б) предлагает рекомендации по преодолению угрожающих человечеству проблем В) способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нём Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира |
ФУНКЦИИ НАУКИ 1) мировоззренческая 2) прогностическая |
7. Установите соответствие между характеристиками и уровнями общего образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА А) овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления Б) освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся В) основано на индивидуализации и профессиональной ориентации содержания образования Г) к обучению не допускаются учащиеся, не освоившие основной образовательной программы предшествующего уровня общего образования Д) формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей |
УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1) дошкольное образование 2) среднее общее образование 3) начальное общее образование |
8. Установите соответствие между философскими дисциплинами и их отличительными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА А) изучаются формы, методы и законы интеллектуальной познавательной деятельности Б) изучаются мораль и нравственность В) изучаются сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни Г) наибольшее влияние оказывает на искусство Д) наибольшее влияние оказывает на науку |
ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1) этика 2) эстетика 3) логика |
9. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
МЕТОДЫ |
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ |
|
А) наблюдение Б) выдвижение гипотез B) эксперимент Г) описание Д) измерение |
1) эмпирический уровень 2) теоретический уровень |
10. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ |
ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ |
|
А) ощущение Б) понятие В) восприятие Г) представление Д) суждение |
1) чувственное познание 2) рациональное познание |
Задания на выбор позиций из списка (задание 6,7)
11. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.)
1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества
2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств
3) нацеленность на приобретение новых знаний
4) нацеленность на развитие физических возможностей
5) нацеленность на овладение определенными умениями
6) нацеленность на приобщение к опыту человечества
12. Найдите в приведенном списке черты, отличающие научное знание от других видов познания мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) теоретическое обоснование
2) экспериментальная проверка
3) опора на авторитеты
4) использование специальных понятий
5) сложность усвоения
13. Студент работает над рефератом «Особенности современной науки». Какие особенности из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)
1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства.
2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным.
3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития.
4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития.
5) Все более очевидной становится ее социальная функция.
6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых.
14. Члены «Клуба любителей древностей», посетив раскопки ряда древних городищ, выдвинули собственную версию их возникновения. Однако профессиональное сообщество археологов и историков признало данную версию ненаучной. Какие из приведённых ниже оснований могли стать основой такой оценки ученых?
1) версия опровергала положения, принятые в науке
2) выводы членов клуба не имели логических обоснований
3) предположения любителей древностей не получили практического подтверждения
4) версия содержала положения, опирающиеся на веру и не имеющие доказательств
5) участники раскопок, археологи и историки, не являются членами клуба
6) разработчики версии признают вмешательство неземного разума
15. Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться?
1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости
2) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов
3) сбор статистических данных путём анкетирования
4) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей
5) описание случаев социальной дифференциации населения
6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости
16.Теорема Пифагора — одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Её открытие произошло на основе наблюдений.
2) Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости.
3) Для её описания использован метод теоретического объяснения.
4) Она изложена специальным языком математики.
5) Она сложна для самостоятельного изучения.
6) Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные.
17. Ученик выполнял проект по биологии. Какие признаки свидетельствуют о том, что он использовал эмпирические методы познания? Выберите из приведённого ниже списка данные методы познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) разработал модель экосистемы
2) проводил наблюдения в полевых условиях
3) изучил литературу по проблеме исследования
4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов
5) перед началом исследования выдвинул рабочую гипотезу, которая получила подтверждение
6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе
18. В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образовании? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение количества учебных предметов
2) сокращение времени изучения естественных наук
3) ориентация на интересы и склонности ученика
4) применение технологий, сберегающих здоровье
5) уделение особого внимания нравственному воспитанию
6) компьютеризация образовательного процесса
19. Владимир работает в биологическом исследовательском институте. Какие из приведенных фактов свидетельствуют о том, что он занимается научной деятельностью? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) регулярно посещает библиотеку
2) руководит комиссией по аттестации сотрудников института
3) анализирует публикации по проблемам развития биологии
4) ведет эксперимент в области молекулярной биологии
5) состоит членом профсоюзной организации института
6) выступил с докладом о результатах своей деятельности на симпозиуме ученых
20. Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведенного перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми указаны.
1) опора на данные наблюдений
2) экспериментальное подтверждение выводов
3) учет накопленного опыта
4) использование форм рационального познания
5) разработка обоснованных теорий
6) применение строго определенных понятий
21. Ученые-медики провели ряд исследований и нашли средства борьбы с невидимыми врагами здоровья людей — различными вирусами и болезнетворными бактериями, вызывающими инфекционные заболевания. Эти средства вошли в практику лечения инфекционных болезней. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) мировоззренческая 2) социальная 3) познавательная
4) производительной силы 5) прогностическая 6) гносеологическая
22. Учёные разгадали тайны многих болезней, установив, что инфекционные заболевания вызываются различными вирусами и болезнетворными бактериями. Это позволило разработать действенные лекарственные препараты и предотвращать массовые эпидемии многих заболеваний. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) мировоззренческая 2) познавательная 3) социальная
4) производственная 5) прогностическая 6) образовательная
23. Учёный биолог Петров изучает роль ядовитых грибов в жизни леса. Выберите из приведённого перечня эмпирические методы исследования, используемые Петровым. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выдвинул гипотезу о защитных функциях ядовитых грибов по отношению к некоторым видам растений.
2) Установил в лаборатории химический состав нескольких видов ядовитых грибов Подмосковья.
3) Изготовил модель развития грибницы в различных природных условиях.
4) Подготовил список основной литературы по изучаемой проблеме.
5) Подготовил иллюстрированный атлас с описанием наиболее распространённых видов ядовитых грибов.
6) Зафиксировал с помощью видеозаписи ареал распространения основных видов ядовитых грибов Подмосковья.
24. Студент Пётр Иванов готовится к сдаче экзамена. Выберите из предложенного перечня ситуации, в которых он выступал как субъект познавательной деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выбрал учебные пособия для подготовки.
2) Сильно волновался в ночь перед экзаменом.
3) Забыл прийти на предэкзаменационную консультацию.
4) Подготовил краткие конспекты по основным вопросам.
5) С одногруппниками вслух проговорил ключевые положения каждого ответа.
6) Чтобы снять стресс, слушал накануне экзамена лёгкую инструментальную музыку.
Тестовые
задания по теме: «Образование и наука»
1.Задание
2
Найдите
понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного
ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Система
образования, образовательные учреждения, цели образования, функции
образования в обществе, образовательные программы.
2.Задание
2
Найдите понятие,
которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного
ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Непрерывность, гуманизация,
интернационализация, образование, компьютеризация, гуманитаризация.
3.Задание
4
Найдите в
приведённом списке проявления тенденции гуманизации образования и обведите
цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение количества
учебных предметов
2) сокращение времени
изучения естественных наук
3) ориентация на
интересы и склонности ученика
4) применение
технологий, сберегающих здоровье
5) особое внимание
нравственному воспитанию
6) компьютеризация
образовательного процесса
4. Задание
4
Выберите верные
суждения о новых тенденциях в образовании и запишите цифры, под которыми
они указаны.
1) Благодаря электронной
почте и видеоконференциям школы могут устанавливать и поддерживать
международные связи.
2) Дистанционное
обучение приобретает всё более широкое распространение среди обучающихся
людей различных возрастов.
3) Гуманизация образования
предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам,
запросам.
4) Современное образование
ориентируется на компетенции учащихся, и поэтому знания становятся
ненужными.
5) Раньше внимание
уделялось непрерывному образованию, а в настоящее время полная средняя
школа обеспечивает достаточную образовательную подготовку.
5. Задание
5
Установите
соответствие между примерами и тенденциями в развитии образования, которые они
иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕР |
ТЕНДЕНЦИЯ |
|
А) Б) В) Г) Д) |
1) 2) 3) |
6.Задание
1
Запишите слово,
пропущенное в таблице.
ТЕНДЕНЦИИ
РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
ТЕНДЕНЦИЯ |
ХАРАКТЕРИСТИКА |
Гуманизация |
Ориентация |
… |
Ориентация |
7.Задание
6
В стране Z
проводится реформа, целью которой является модернизация образования. Какие
дополнительные факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на
информатизацию образования? Запишите цифры, под которыми они указаны. Цифры
укажите в порядке возрастания.
1) увеличение
количества учебных предметов, относящихся к общественным дисциплинам
2) приоритетное
внимание к интересам и склонностям личности обучающегося
3) создание
условий для расширения возможностей людей переезжать из страны в страну для
получения образования
4) реализация
программы использования технологий онлайн-уроков для организации обучения учащихся,
находящихся на длительном лечении
5) финансирование
из государственного бюджета создания в сети Интернет единой системы,
позволяющей учащимся самостоятельно проверить и оценить свой уровень знаний
6) обеспечение
школ современным компьютерным оборудованием для совершенствования
образовательного процесса
8.Задание
4
Выберите верные
суждения об образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Функция
социализации является одной из основных для образовательных организаций.
2) Система
образования реализует определённый общественный заказ.
3) Гуманитаризация
образования проявляется в сокращении учебного времени на историческое
образование.
4) Гуманизация
образования предполагает учёт индивидуальных особенностей школьников.
5) Образование, в
отличие от других форм духовной культуры, способно оказывать эмоциональное
воздействие на человека.
9.Задание
25
Используя
обществоведческие знания,
1) раскройте смысл
понятия «образование»;
2) составьте два
предложения:
— одно
предложение, содержащее информацию об уровнях образования в РФ;
— одно
предложение, раскрывающее сущность одной из тенденций
современного
образования.
10.Задание
5
Установите соответствие
между признаками и формами культуры, которым они соответствуют: к каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
ПРИЗНАКИ |
ФОРМЫ |
|
A) логическая Б) B) обоснованность Г) Д) выдвижение Е) |
1) искусство 2) наука |
Запишите в ответ
цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
11.Задание
4
Выберите верные
суждения о науке как отрасли духовной жизни и запишите цифры, под которыми
они указаны.
1) Результаты научных
исследований зависят от отношения исследователя к обществу, природе
и духовной жизни в целом.
2) Наука даёт теоретическое
обоснование законов развития природы и общества.
3) Основой научной
деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и
систематизация.
4) Наука не только
описывает природные или общественные явления, но и позволяет построить
причинно-следственные связи между ними.
5) Научные выводы
базируются на убеждении и вере.
12.Задание
5
Установите соответствие
между философскими дисциплинами и их отличительными признаками: к
каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую
позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
ФИЛОСОФСКИЕ |
|
А) изучаются Б) изучаются В) изучаются Г) наибольшее Д) наибольшее |
1) этика 2) 3) |
13.Задание
5
Установите
соответствие между признаком и отраслью культуры, произведения которой он
характеризует: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАК |
ОТРАСЛЬ |
|
А) Б) В) Г) Д) |
1) наука 2) |
14.Задание
5
Установите соответствие
между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к
каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ПРИМЕРЫ |
ФУНКЦИИ |
|
A) Б) B) Г) поля Д) метеорологи Е) |
1) 2) |
15.Задание
4
В структуре наук
учёные выделяют социально-гуманитарные науки. Выберите в приведённом ниже
списке социально-гуманитарные науки, и запишите цифры, под которыми они
указаны.
1) биология
2) математика
3) культурология
4) политология
5) физика
6) история
16.Задание
5
Установите
соответствие между отличительными признаками и формами познания: к каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
ПРИЗНАК |
ФОРМА |
|
А) Б) образах В) Г) постижение Д) |
1) 2) наука |
17.Задание
1
Запишите слово,
пропущенное в таблице.
СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ
НАУКИ
НАЗВАНИЕ НАУКИ |
ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ |
… |
Изучает |
Социология |
Изучает |
18.Задание
5
Установите соответствие
между формами духовной культуры и их характерными чертами: к каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию
из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ |
ФОРМЫ СФЕРЫ |
|
А) Б) В) Г) Д) |
1) наука 2) |
19.Задание
26
Назовите любые две функции науки
(научных знаний) и приведите по одному примеру осуществления каждой из них.
(Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто).
Ответы
- система
образования. - образование.
- 345.
- 123.
- 13213.
- гуманитаризация.
- 456.
- 124.
- Смысл
понятия, например: это целенаправленный процесс и результат усвоения
систематизированных знаний, умений и навыков; (Может быть приведено иное,
близкое по смыслу определение или объяснение смысла понятия.)
Одно предложение с информацией об уровнях
образования в РФ, опирающейся на знание курса, например: на данный момент в РФ
установлены следующие уровни общего образования — начальное общее,
основное общее и среднее общее образование; (Может быть составлено другое
предложение, содержащее информацию об уровнях образования в РФ.)
Одно предложение, раскрывающее сущность
одной из тенденций современного образования с опорой на знание курса, например:
гуманизация образования характеризует направленность образования на становление
личности, её интересы и индивидуальные особенности, на усиление внимания в
сторону установления отношений взаимного уважения между учениками и педагогом.
- 212121
- 234.
- 31223.
- 21221.
- 212121.
- 346.
- 21212.
- психология.
- 12212.
- Правильный
ответ должен содержать следующие элементы:
Приведены две функции науки,
проиллюстрированные примерами:
1) производственная. (Например, ученые
разработали новую модель буровой установки и внедрили ее в производство,
благодаря чему его эффективность возросла в несколько раз);
2) прогностическая. (Например, экологи
предупредили об опасности исчезновения ряда животных, в связи со строительством
производственного комплекса).
Могут быть приведены другие функции и
примеры.
Тест: «Наука и образование». Вариант 1.
1.Запишитеслово, пропущенное в таблице:
Название науки |
Объект изучения |
…………………. |
Изучает поведение человека, процессы восприятия, мышления, осознания, запоминания |
Социология |
Изучает взаимодействие социальных групп, функционирование социальных институтов, социальную структуру общества |
2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Дистанционное обучение, международные связи, тенденция интернационализации, культура общества, взаимопроникновение культур.
3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух, обозначают естественные науки.
1) археология 2) геология 3) физика 4) ботаника 5) химия 6) педагогика
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите цифры, под которыми они указаны.
4. Найдите в приведенном списке черты, отличающие научное знание от других видов познания мира. Запишите цифры, под которыми эти черты указаны. 1) теоретическое обоснование 2) экспериментальная проверка 3) опора на авторитеты 4) использование специальных понятий 5) сложность усвоения 6) опора на повседневный опыт
5. Выберите верные суждения о новых тенденциях в образовании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Благодаря электронной почте и видеоконференциям школы могут устанавливать и поддерживать международные связи. 2) Дистанционное обучение приобретает все более широкое распространение среди обучающихся людей различных возрастов. 3) Гуманизация образования предполагает усиленное внимание к личности учащегося, его интересам, запросам. 4) Совре-менное образование ориентируется на компетенции учащихся, и поэтому знания становятся ненужными. 5) Раньше внимание уделялось непрерывному образованию, а в настоящее время полная средняя школа обеспечивает достаточную образовательную подготовку.
6. Установите соответствие между отличительными признаками отдельных областей культуры и отраслями культуры, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Признаки |
Отрасль культуры |
А) классификация явлений и типов мышления |
1) образование |
Б) теоретическое обоснование законов развития природы и общества |
2) наука |
Тест: «Наука и образование». Вариант 2.
1.Запишитеслово пропущенное в таблице:
Название науки |
Объект изучения |
Экономика |
Система рыночных отношений, производство, обмен, распределение и потребление товаров и услуг |
………………….. |
Народонаселение, процессы рождаемости и смертности, миграция, продолжительность жизни |
2. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
Наблюдение, эксперимент, метод познания, анкетирование, интервьюирование.
3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, относятся к понятию «наука». 1) гипотеза 2) эксперимент 3) доказательность 4) рацио-нальность 5) чувственность 6) теория 7) концепции субъективность
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
4. Молодые ученые представили на конкурс свои научные работы. Что отличает их от результатов других видов познания? Запишите цифры, под которыми эти отличия указаны.
1) отражение внешних признаков познаваемого объекта 2) обнаружение за видимыми проявлениями внутренних связей и отношений 3) теоретическое обобщение полученных результатов 4) опора на методы, соответствующие области исследования 5) формулировка возможных ответов на возникающие вопросы 6) построение предположений, основанных на опыте
5. Выберите верные суждения о науке как отрасли духовной жизни и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Результаты научных исследований зависят от отношения исследователя к обществу, природе и духовной жизни в целом. 2) Наука дает теоретическое обоснование законов развития природы и общества. 3) Основой научной деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и систематизация. 4) Наука не только описывает природные или общественные явления, но и позволяет построить причинно-следственные связи между ними. 5) Научные выводы базируются на убеждении и вере.
6. Установите соответствие между разновидностями духовных ценностей и их конкретными проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Характерные черты |
Институты науки и образования |
А) главным компонентом деятельности является получение знаний |
1) общие черты |
Б) имеет социально производственную функцию |
2) отличительные черты |
В) является частью духовной культуры обществ |
|
Г) важной функцией выступает социализация личности |
|
Д) поддерживается государством |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
7. Установите соответствие между особенностями познания человеком мира и видами знания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Особенности познания |
Виды знания |
А) добываются специальными методами |
1) обыденные знания |
Б) предполагают проверку истинности полученных сведений |
2) научные знания |
В) формируются преимущественно на основе наблюдений |
|
Г) опираются на теоретические обобщения |
|
Д) возникают в процессе совершения бытовых действий |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
8. Прочитайте приведенный текст, вставьте пропущенные слова
«Наука стремится выявить общие и универсальные законы мироздания; наука – это……(А) знаний. Наука изучает общее и…..(Б). ……(В) — систематический, организованный, ориентированный на сущность вид познания, имеющий следующие особенности. Существует два уровня научного познания: эмпиризм и …….(Г), или теоретическая форма познания. В процессе научного развития теоретическое познание может превратится в эмпирическое – опытное. Научное познание отличается от ……(Д) тем, что стремится к максимальной ……(Е) в описании изучаемых предметов и явлений; владеет особым языком, используемым для их описания; владеет специфическими способами обоснования истинности полученных знаний»
Список терминов:
1) рационализм 6) объективность
2) обыденное познание 7) субъективность
3) научное познание толерантность
4) закономерность 9) агностицизм
5) система
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
В) приобщение индивида к достижениям цивилизации |
|||||
Г) освоение сложившейся системы знаний, норм и ценностей |
|||||
Д) выработка системно организованных способов воздействия на окружающий мир |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
7. Установите соответствие между признаками и формами познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Признаки |
Формы познания |
А) отражение мира в художественных образах |
1) наука |
Б) выражение и объяснение сущности явлений |
2) искусство |
В) направленность на удовлетворение потребности человека в прекрасном |
|
Г) обоснованность полученных результатов |
|
Д) достоверность выводов |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
8. Прочитайте текст. Вставьте слова на месте пропусков.
«Люди, которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что ………А) всегда дают абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают свои ……..(Б) на основе неоспоримых ………В) н безупречных рассуждений и, следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность ……..(Г) или………(Д) назад. Однако состояние современной науки, так же как и………(Е) наук в прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так».
Список терминов:
1) акты
2) ошибка
3) психика
4) выводы
5) науки
6) контакты
7) возврат
личность
9) история
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ключ к тесту «Наука и образование»
№ |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Баллы |
1 |
психология |
демография |
1 |
2 |
культура общества |
метод познания |
1 |
3 |
1 6 |
5 8 |
1 |
4 |
124 |
234 |
2 |
5 |
123 |
234 |
2 |
6 |
22112 |
12121 |
2 |
7 |
21211 |
22121 |
2 |
8 |
541279 |
543126 |
2 |
Критерии оценок:
«5» — 12-13 баллов
«4» — 9-11 баллов
«3» — 6-8 баллов
«2» — 5 и менее баллов
Автор скрыт
08.11.2021.
Тест. Обществознание, 10 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Проверить знания учащихся по теме «Наука, особенности научного мышления».
Список вопросов теста
Вопрос 1
Выберите верные суждения о научном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
Варианты ответов
- Научное познание характеризуется направленностью на получение знаний, которые могут найти применение в будущем.
- Особенностью научного познания является непрерывность познавательного процесса.
- Научное познание может сделать предметом исследования любой феномен, изучать всё в человеческом мире, но с точки зрения его закономерностей и причин.
- Специфика научного познания заключается в его нацеленности исключительно на сферу практической деятельности людей.
- Отличительной чертой научного познания является его стремление к объективности и доказательности.
Вопрос 2
Выберите верные суждения о научном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
Варианты ответов
- Научное познание осуществляется на двух уровнях: эмпирическом и теоретическом.
- Особенностью научного познания является создание художественного образа мира.
- Научное познание отличается от обыденного стремлением к максимальной объективности в описании изучаемых предметов и явлений.
- Особенностью научного познания является проверяемость и воспроизводимость знаний.
- Компонентом научного знания являются нравственные оценки социальных явлений.
Вопрос 3
Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
Варианты ответов
- Функция науки связана с выработкой и систематизацией объективных знаний о действительности.
- Отсутствие преемственности в науке обеспечивает её функционирование.
- Наука даёт возможность объяснить и предсказать протекающие в природе и обществе процессы и явления.
- Наука представляет собой отрасль духовного производства.
- Наука создаёт материальные ценности.
Вопрос 4
Выберите верные суждения о социально-гуманитарных науках и запишите цифры, под которыми они указаны.
Варианты ответов
- Ценностная составляющая является необходимым элементом социально-гуманитарных наук.
- В социально-гуманитарных науках чаще используется понятие закономерности, которое определяет характер протекающих процессов лишь с той или иной степенью вероятности.
- Объектом изучения социально-гуманитарных наук становятся события и явления, которые повторяются, поэтому уникальность существенной роли не играет.
- В социально-гуманитарных науках высок процент количественных методов познания.
- Разработка методов исследования качественных характеристик социальных явлений выступает одной из самых сложных и значимых проблем социально-гуманитарных наук.
Вопрос 5
Выберите верные суждения о современной науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
Варианты ответов
- Современная наука отличается как интеграцией, так и дифференциацией научных школ, направлений, исследовательской деятельности, созданием научной области нанотехнологий.
- Наука вмешалась в эволюцию живого, раскрыла тайны генома человека, подошла к возможности клонирования живых организмов.
- Возросла мощь науки в современном обществе, и одновременно с этим повысилась ответственность ученых за последствия своих исследований и открытий.
- Современная наука, в отличие от науки прошлых эпох, стремится к получению объективных истинных знаний о предметах и явлениях реального мира.
- Только современная наука отличается доказательностью и логической обоснованностью выводов.
Вопрос 6
Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
Варианты ответов
- Наука представляет собой особую систему знаний о природе, обществе, человеке.
- Наука обогащает человека знаниями в художественно-образной форме.
- Наука является не только видом деятельности, но и социальным институтом.
- Наука осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития человечества.
- Наука направляет поведение людей на установление отношений, основанных на принципах добра, справедливости и гуманизма.
Вопрос 7
Выберите верные суждения о науке и запишите цифры, под которыми они указаны.
Варианты ответов
- Для науки характерно создание материальных ценностей.
- Наука исследует объективные законы и закономерности, действующие в природе и обществе.
- Наука обладает инструментальным характером.
- Наука связана с творческой деятельностью человека по созданию воображаемого мира, воспроизводящей мир в образах и символах.
- Наука формирует систему логически упорядоченных знаний.
Вопрос 8
Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
Варианты ответов
- Проведение контрольных измерений.
- Выдвижение и обоснование гипотез.
- Создание логической модели изучаемого объекта.
- Описание изучаемых явлений.
- Проведение научного эксперимента.
- Объяснение существующих взаимосвязей.
Тест в формате ЕГЭ по теме: «Наука. Научное познание. Образование».
Задания на классификацию путем установления соответствия (задание 5)
1. Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ A) экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала Б) учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство B) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы Г) поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара Е) учёные-фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата |
ФУНКЦИИ НАУКИ 1) производственная 2) прогностическая |
2. Установите соответствие между характеристиками и функциями образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ A) формирование интеллектуального и нравственного потенциала общества и государства Б) воспроизводство профессиональных кадров B) развитие умений, способностей, интересов Г) освоение научных знаний, приобретение опыта и навыков Д) трансляция и распространение культуры в обществе |
ФУНКЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ 1) социальные 2) личностные |
3. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ A) формулирование научных законов Б) объяснение сущности изучаемых явлений B) выдвижение гипотез Г) наблюдение изучаемых явлений Д) проведение количественных измерений |
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 1) эмпирический 2) теоретический |
4. Установите соответствие между признаками и уровнями научного познания (исследования): к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ A) доказательство положений Б) сбор фактов B) описание наблюдаемых явлений Г) формулирование научной проблемы Д) выдвижение гипотез |
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ (ИССЛЕДОВАНИЯ) 1) эмпирический 2) теоретический |
5. Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ А) наблюдение Б) формулирование научных законов В) эксперимент Г) выведение логических следствий Д) классификация |
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 1) эмпирический 2) теоретический |
6. Установите соответствие между характеристиками и функциями наук: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ А) показывает возможные опасные тенденции развития общества Б) предлагает рекомендации по преодолению угрожающих человечеству проблем В) способствует построению целостной системы взглядов на мир и место человека в нём Г) помогает человеку рассматривать явления окружающего мира в их единстве и многообразии Д) позволяет предвидеть последствия изменения окружающего мира |
ФУНКЦИИ НАУКИ 1) мировоззренческая 2) прогностическая |
7. Установите соответствие между характеристиками и уровнями общего образования: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА А) овладение чтением, письмом, счётом, основными навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления Б) освоение образовательных программ не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестации обучающихся В) основано на индивидуализации и профессиональной ориентации содержания образования Г) к обучению не допускаются учащиеся, не освоившие основной образовательной программы предшествующего уровня общего образования Д) формирование предпосылок учебной деятельности, сохранение и укрепление здоровья детей |
УРОВЕНЬ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ 1) дошкольное образование 2) среднее общее образование 3) начальное общее образование |
8. Установите соответствие между философскими дисциплинами и их отличительными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА А) изучаются формы, методы и законы интеллектуальной познавательной деятельности Б) изучаются мораль и нравственность В) изучаются сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни Г) наибольшее влияние оказывает на искусство Д) наибольшее влияние оказывает на науку |
ФИЛОСОФСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 1) этика 2) эстетика 3) логика |
9. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
МЕТОДЫ |
УРОВНИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ |
|
А) наблюдение Б) выдвижение гипотез B) эксперимент Г) описание Д) измерение |
1) эмпирический уровень 2) теоретический уровень |
10. Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ |
ЭТАПЫ ПОЗНАНИЯ |
|
А) ощущение Б) понятие В) восприятие Г) представление Д) суждение |
1) чувственное познание 2) рациональное познание |
Задания на выбор позиций из списка (задание 6,7)
11. Студент работает над рефератом о познавательной деятельности школьника. Какие отличительные характеристики из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти характеристики указаны.)
1) нацеленность на получение знания, нового для всего человечества
2) нацеленность на развитие собственных волевых качеств
3) нацеленность на приобретение новых знаний
4) нацеленность на развитие физических возможностей
5) нацеленность на овладение определенными умениями
6) нацеленность на приобщение к опыту человечества
12. Найдите в приведенном списке черты, отличающие научное знание от других видов познания мира. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) теоретическое обоснование
2) экспериментальная проверка
3) опора на авторитеты
4) использование специальных понятий
5) сложность усвоения
13. Студент работает над рефератом «Особенности современной науки». Какие особенности из перечисленных ниже он может рассмотреть в своей работе? (Запишите цифры, под которыми эти особенности указаны.)
1) Ее развитие пока не может опередить развитие материального производства.
2) Ее влияние на развитие всего общества становится менее выраженным.
3) Материальное производство продолжает изменяться с логикой ее развития.
4) В связи с ее исследованиями возникают новые модели общественного развития.
5) Все более очевидной становится ее социальная функция.
6) Остро стоит вопрос социальной ответственности ученых.
14. Члены «Клуба любителей древностей», посетив раскопки ряда древних городищ, выдвинули собственную версию их возникновения. Однако профессиональное сообщество археологов и историков признало данную версию ненаучной. Какие из приведённых ниже оснований могли стать основой такой оценки ученых?
1) версия опровергала положения, принятые в науке
2) выводы членов клуба не имели логических обоснований
3) предположения любителей древностей не получили практического подтверждения
4) версия содержала положения, опирающиеся на веру и не имеющие доказательств
5) участники раскопок, археологи и историки, не являются членами клуба
6) разработчики версии признают вмешательство неземного разума
15. Учёные изучают социальную структуру современного общества. Какие методы, отличающие научное познание от других видов познавательной деятельности, могут ими применяться?
1) моделирование процессов социальной дифференциации в условиях экономической неустойчивости
2) выдвижение и проверка гипотез о направлениях социальной политики по смягчению неравенства доходов
3) сбор статистических данных путём анкетирования
4) разработка и реализация комплекса мер государственной поддержки малоимущих семей
5) описание случаев социальной дифференциации населения
6) оценка фактов социального расслоения общества с позиций идеалов равенства и справедливости
16.Теорема Пифагора — одна из основополагающих теорем Евклидовой геометрии, устанавливающая соотношение между сторонами прямоугольного треугольника. По каким основаниям её можно считать научным знанием? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Её открытие произошло на основе наблюдений.
2) Её истинность была установлена путём обобщения народной мудрости.
3) Для её описания использован метод теоретического объяснения.
4) Она изложена специальным языком математики.
5) Она сложна для самостоятельного изучения.
6) Для подтверждения её истинности предложено доказательство, опирающееся на опытно установленные данные.
17. Ученик выполнял проект по биологии. Какие признаки свидетельствуют о том, что он использовал эмпирические методы познания? Выберите из приведённого ниже списка данные методы познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) разработал модель экосистемы
2) проводил наблюдения в полевых условиях
3) изучил литературу по проблеме исследования
4) использовал школьную лабораторию для проведения опытов
5) перед началом исследования выдвинул рабочую гипотезу, которая получила подтверждение
6) описал ряд случаев, до этого не фигурировавших в литературе
18. В стране Z проводится реформа образования. Какие факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на гуманизацию образовании? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) увеличение количества учебных предметов
2) сокращение времени изучения естественных наук
3) ориентация на интересы и склонности ученика
4) применение технологий, сберегающих здоровье
5) уделение особого внимания нравственному воспитанию
6) компьютеризация образовательного процесса
19. Владимир работает в биологическом исследовательском институте. Какие из приведенных фактов свидетельствуют о том, что он занимается научной деятельностью? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) регулярно посещает библиотеку
2) руководит комиссией по аттестации сотрудников института
3) анализирует публикации по проблемам развития биологии
4) ведет эксперимент в области молекулярной биологии
5) состоит членом профсоюзной организации института
6) выступил с докладом о результатах своей деятельности на симпозиуме ученых
20. Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведенного перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми указаны.
1) опора на данные наблюдений
2) экспериментальное подтверждение выводов
3) учет накопленного опыта
4) использование форм рационального познания
5) разработка обоснованных теорий
6) применение строго определенных понятий
21. Ученые-медики провели ряд исследований и нашли средства борьбы с невидимыми врагами здоровья людей — различными вирусами и болезнетворными бактериями, вызывающими инфекционные заболевания. Эти средства вошли в практику лечения инфекционных болезней. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) мировоззренческая 2) социальная 3) познавательная
4) производительной силы 5) прогностическая 6) гносеологическая
22. Учёные разгадали тайны многих болезней, установив, что инфекционные заболевания вызываются различными вирусами и болезнетворными бактериями. Это позволило разработать действенные лекарственные препараты и предотвращать массовые эпидемии многих заболеваний. Какие функции науки проиллюстрированы этим примером? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) мировоззренческая 2) познавательная 3) социальная
4) производственная 5) прогностическая 6) образовательная
23. Учёный биолог Петров изучает роль ядовитых грибов в жизни леса. Выберите из приведённого перечня эмпирические методы исследования, используемые Петровым. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выдвинул гипотезу о защитных функциях ядовитых грибов по отношению к некоторым видам растений.
2) Установил в лаборатории химический состав нескольких видов ядовитых грибов Подмосковья.
3) Изготовил модель развития грибницы в различных природных условиях.
4) Подготовил список основной литературы по изучаемой проблеме.
5) Подготовил иллюстрированный атлас с описанием наиболее распространённых видов ядовитых грибов.
6) Зафиксировал с помощью видеозаписи ареал распространения основных видов ядовитых грибов Подмосковья.
24. Студент Пётр Иванов готовится к сдаче экзамена. Выберите из предложенного перечня ситуации, в которых он выступал как субъект познавательной деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выбрал учебные пособия для подготовки.
2) Сильно волновался в ночь перед экзаменом.
3) Забыл прийти на предэкзаменационную консультацию.
4) Подготовил краткие конспекты по основным вопросам.
5) С одногруппниками вслух проговорил ключевые положения каждого ответа.
6) Чтобы снять стресс, слушал накануне экзамена лёгкую инструментальную музыку.
Тест в формате ЕГЭ по обществознанию. Тема «Познание».
Часть1 . Задания уровня А.
A1. И чувственное, и рациональное познание
1)формирует знания и представления о предмете 2)использует логические умозаключения
3)начинается с ощущения 4)дает наглядный образ предмета
A2. И религиозному, и научному знанию о мире свойственно то, что они
1)носят объективный характер 2)предполагают доказательства
3)могут передаваться из поколения в поколение 4)необходимы человеку для рациональной деятельности
A3. Верны ли следующие суждения о развитии науки?
А. Развитие науки невозможно без опоры на достижения предшественников.
Б. Научные революции опровергают все ранее существовавшие теории.
1)верно только А 2)верно только Б 3)верны оба суждения 4)оба суждения неверны
A4. Понятие – это форма мысли, которая
1)отражает непосредственное воздействие окружающего мира на органы чувств
2)выявляет общие существенные признаки познаваемых предметов и явлений
3)формирует наглядный образ предмета
4)фиксирует различные комбинации ощущений человека
A5. Среди перечисленных наук функции и формы государственной власти изучает
1)экономика 2)социология 3)культурология 4)политология
A6. Верны ли следующие суждения о практике как критерии истины?
А. Практика – это критерий истинности наших знаний о мире.
Б. Практика – это не единственный критерий истины, потому что существуют явления, недоступные для практического
воздействия на них.
1)Верно только А. 2)Верно только Б. 3)Верны оба суждения. 4)Оба суждения неверны.
A7. Рациональное познание, в отличие от чувственного,
1)расширяет знания об окружающем мире 2)формирует наглядный образ предмета
3)осуществляется в форме ощущений и восприятий 4)использует логические умозаключения
Казначеева Зинаида Анатольевна
15.11.2020.
Тест. Обществознание, 10 класс
Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного
использования.
Администрация сайта не
проверяет возможные ошибки,
которые могут встретиться в тестах.
Тест предназначен для проверки знаний по теме «Наука и образование»
Вопрос 1
Область человеческой деятельности, направленная на получение, обоснование и систематизацию знаний о мире — это _______ .
Вопрос 2
Какие функции выполняет наука?
Варианты ответов
- Социализации
- Познавательно-прогностическую
- Культурно-мировоззренческую
- Социально-производственную
Вопрос 3
Выберите в приведенном списке особенности, отличающие научное познание от других видов познания человеком мира.
Варианты ответов
- теоретическое обобщение фактов
- отражение действительности в художественных образах
- образность и оригинальность отражения объективной реальности
- стремление к достоверному, истинному знанию
- изучение процессов и явлений со стороны закономерностей и причин
Вопрос 4
Верны ли следующие суждения о науке?
А. Целью и смыслом существования науки является истина.
Б. В науке главным видом деятельности является исследовательская.
Варианты ответов
- Верно только А
- Верно только Б
- Верны оба суждения
- Оба суждения неверны
Вопрос 5
Австрийский физик Э. Шрёдингер, один из создателей квантовой механики, в 1944 г. высказал мысль, что разгадка тайны жизни во многом связана с изучением природы органических молекул, физической структуры белков. В начале 50-х годов благодаря успехам рентгеноструктурного анализа была открыта структура молекул ДНК, которые являются носителями наследственности и управляют жизнедеятельностью живых организмов. Какую функцию науки иллюстрирует этот пример?
Варианты ответов
- познавательно-объяснительную
- культурно-мировоззренческую
- социально-производственную
- прогностическую
Вопрос 6
В одной статье, посвящённой проблемам современного образования, говорилось: «В условиях научно-технической революции работник должен быть способным к быстрым переключениям на новые или смежные виды работ, на новые технологии. Это приводит к необходимости…»
Варианты ответов
- непрерывности образования
- компьютеризации образования
- гуманизации образования
- демократизации образования
Вопрос 7
В стране Z проводится реформа, целью которой является модернизация образования. Какие дополнительные факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на информатизацию образования?
Варианты ответов
- увеличение количества учебных предметов, относящихся к общественным дисциплинам
- обеспечение школ современным компьютерным оборудованием для совершенствования образовательного процесса
- финансирование из государственного бюджета создания в сети Интернет единой системы, позволяющей учащимся самостоятельно проверить и оценить свой уровень знаний
- приоритетное внимание к интересам и склонностям личности обучающегося
Вопрос 8
Установите соответствие между функциями науки и иллюстрирующими их конкретными примерами.
Варианты ответов
- экологи предупредили об опасном для живых организмов загрязнении вод Байкала
- учёные разработали новую конструкцию истребителя и организовали её серийное производство
- метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара
- ученые создали сорта картофеля, устойчивые к грибковым заболеваниям
- ученые-фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата
Вопрос 9
Перейдя в десятый класс, учащийся Т. выбрал несколько профильных элективных курсов по разным предметам. Больше всего он интересуется социальными и гуманитарными науками, поэтому часть дополнительных курсов он будет посещать по философии, социологии, правоведению, истории. На какой ступени образования находится учащийся Т.?
Варианты ответов
- основное общее образование
- среднее общее образование
- среднее профессиональное образование
- дополнительное образование
Вопрос 10
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда.
Система образования, образовательные учреждения, цели образования, функции образования в обществе, образовательные программы.
Варианты ответов
- система образования
- образовательные учреждения
- цели образования
- функции образования в обществе
- образовательные программы
Тест по обществознанию Наука и образование 10 класс с ответами. Тест состоит из 3 частей (в части 1 — 15 заданий, в части 2 — 4 задания, в части 3 — 1 задание).
Часть 1
1. Какому понятию из названных было дано такое определение: «Наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений»?
1) практике
2) науке
3) искусству
4) труду
2. Какое из определений не принадлежит к определению науки?
1) область человеческой деятельности, вырабатывающей объективное знание о мире
2) наблюдение, классификация, описание, экспериментальные исследования и теоретическое объяснение естественных явлений
3) система взглядов, понятий и представлений об окружающем мире
4) форма общественного сознания, представляющая исторически сложившуюся систему упорядоченных знаний, истинность которых проверяется и постоянно уточняется в ходе общественной практики
3. Уровень познания, который имеет дело прежде всего с фактами, составляющими основу любой науки, а также с законами, которые устанавливаются в результате обобщений и систематизации результатов наблюдений, называется
1) теоретическим познанием
2) эмпирическим познанием
3) интеллектуальным познанием
4) экспериментальным познанием
4. Экспериментальное естествознание возникло в
1) Х в.
2) ХV в.
3) XVII в.
4) XIX в.
5. Эмпирические знания не могут быть получены путем
1) наблюдений
2) эксперимента
3) опыта
4) математического моделирования
6. Свойства реальных объектов, представленные в виде числовой величины, — это
1) измерение
2) опыт
3) эксперимент
4) теория
7. Непосредственное материальное воздействие на реальный объект или окружающие его условия с целью познания интересующего объекта
1) измерение
2) опыт
3) эксперимент
4) теория
8. Система обобщенного знания, объяснения тех или иных сторон действительности называется
1) измерением
2) опытом
3) экспериментом
4) теорией
9. Предположение, исходящее из фактов, либо умозаключение, пытающееся проникнуть в сущность еще недостаточно изученной области мира, называется
1) гипотезой
2) опытом
3) экспериментом
4) теорией
10. Понятие «научная революция» ввел в научный оборот
1) К. Поппер
2) Т. Кун
3) О. Конт
4) Ч. Пирс
11. Процедура установления обоснованности какого-либо утверждения путем логического выведения его из других обоснованных (принятых) убеждений называется
1) гипотезой
2) логикой
3) доказательством
4) экспериментом
12. Доказательство или выведение утверждения (следствия) из одного или нескольких других утверждений на основе законов логики (от общего к частному) называется
1) индукцией
2) дедукцией
3) силлогизмом
4) софизмом
13. Форма умозаключения, обеспечивающая возможность перехода от единичных фактов к общим положениям, называется
1) индукцией
2) дедукцией
3) силлогизмом
4) софизмом
14. Утверждение, которое надо доказать, — это
1) тезис
2) основание
3) аксиома
4) аргумент
15. Утверждение, с помощью которого обосновывают тезис, — это
1) гипотеза
2) основание
3) аксиома
4) аргумент
Часть 2
1. Вставьте пропущенные слова: «Наблюдения чистого, лишенного ___________ компонента, просто не существует. Все наблюдения, особенно экспериментальные, выполнены в свете той или иной ___________» (К. Поппер).
2. Вставьте пропущенное слово: «Под ___________ я подразумеваю признанные всеми научные достижения, которые в течение всего времени дают научному сообществу модель постановки проблем и их решений» (Т. Кун).
3. Установите соответствие между научными парадигмами и их авторами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Научные парадигмы
А) геоцентрическая модель мира
Б) механика
В) классификация растений
Г) эволюционная теория
Д) теория относительности
Авторы
1) А. Эйнштейн
2) К. Линней
3) Ч. Дарвин
4) И. Ньютон
5) Клавдий Птолемей
Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.
4. «Вставьте словосочетание: Развитие науки есть последовательный переход от одной парадигмы к другой через ___________» (Т. Кун).
Часть 3
Темы для эссе
1. «Теория, которую нельзя опровергнуть каким бы то ни было постижимым событием, ненаучна. Неопровержимость — не доказательство теории (как часто думают), но порок» (К. Поппер).
2. «Опыт — это имя, которое мы даем своим собственным ошибкам» (О. Уайльд).
3. «Наука — благодетельница человечества» (П. Бертло).
Ответы на тест по обществознанию Наука и образование 10 класс
Часть 1
1-2
2-3
3-2
4-2
5-4
6-1
7-3
8-4
9-1
10-2
11-2
12-2
13-1
14-1
15-4
Часть 2
1. Теоретического, теории
2. Парадигмами
3. 54231
4. Научную революцию
Тест:
«Наука и образование». Вариант 1.
1.Запишитеслово, пропущенное в таблице:
Название науки |
Объект изучения |
…………………. |
Изучает |
Социология |
Изучает |
2. В приведенном ниже ряду найдите понятие, которое является обобщающим для
всех остальных представленных понятий. Запишите это слово (словосочетание).
Дистанционное
обучение, международные связи, тенденция интернационализации, культура
общества, взаимопроникновение культур.
3. Ниже приведён ряд терминов. Все они, за исключением двух,
обозначают естественные науки.
1) археология 2) геология 3) физика 4) ботаника 5) химия 6)
педагогика
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите
цифры, под которыми они указаны.
4. Найдите в приведенном списке черты, отличающие научное
знание от других видов познания мира. Запишите цифры, под которыми эти
черты указаны. 1) теоретическое обоснование 2) экспериментальная проверка 3)
опора на авторитеты 4) использование специальных понятий 5) сложность усвоения
6) опора на повседневный опыт
5. Выберите верные суждения о новых тенденциях в образовании
и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Благодаря электронной почте и видеоконференциям школы могут
устанавливать и поддерживать международные связи. 2) Дистанционное обучение
приобретает все более широкое распространение среди обучающихся людей
различных возрастов. 3) Гуманизация образования предполагает усиленное внимание
к личности учащегося, его интересам, запросам. 4) Совре-менное образование
ориентируется на компетенции учащихся, и поэтому знания становятся ненужными.
5) Раньше внимание уделялось непрерывному образованию, а в настоящее время
полная средняя школа обеспечивает достаточную образовательную подготовку.
6.
Установите соответствие между отличительными признаками отдельных областей
культуры и отраслями культуры, которые они иллюстрируют: к каждой позиции,
данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
Признаки |
Отрасль |
А) |
1) |
Б) |
2) |
Тест:
«Наука и образование». Вариант 2.
1.Запишитеслово пропущенное в таблице:
Название науки |
Объект изучения |
Экономика |
Система |
………………….. |
Народонаселение, |
2. Найдите
понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий
представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
Наблюдение, эксперимент, метод познания, анкетирование, интервьюирование.
3. Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением
двух, относятся к понятию «наука». 1) гипотеза 2) эксперимент 3)
доказательность 4) рацио-нальность 5) чувственность 6) теория 7) концепции
субъективность
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в
ответ цифры, под которыми они указаны.
4. Молодые ученые представили на конкурс свои научные
работы. Что отличает их от результатов других видов познания? Запишите цифры,
под которыми эти отличия указаны.
1) отражение внешних признаков познаваемого объекта 2)
обнаружение за видимыми проявлениями внутренних связей и отношений 3) теоретическое
обобщение полученных результатов 4) опора на методы, соответствующие области
исследования 5) формулировка возможных ответов на возникающие вопросы 6)
построение предположений, основанных на опыте
5. Выберите верные суждения о науке как отрасли духовной
жизни и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Результаты научных исследований зависят от отношения
исследователя к обществу, природе и духовной жизни в целом. 2) Наука дает
теоретическое обоснование законов развития природы и общества. 3) Основой
научной деятельности является сбор фактов, их постоянное обновление и
систематизация. 4) Наука не только описывает природные или общественные
явления, но и позволяет построить причинно-следственные связи между ними. 5)
Научные выводы базируются на убеждении и вере.
6. Установите соответствие между разновидностями духовных ценностей и их
конкретными проявлениями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите
соответствующую позицию из второго столбца.
Характерные |
Институты |
А) |
1) |
Б) |
2) |
В) |
|
Г) |
|
Д) поддерживается государством |
Запишите
в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
7. Установите соответствие между
особенностями познания человеком мира и видами знания, которые они иллюстрируют:
к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из
второго столбца.
Особенности |
Виды |
А) |
1) |
Б) |
2) |
В) |
|
Г) |
|
Д) |
Запишите
в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
8. Прочитайте приведенный текст, вставьте пропущенные слова
«Наука
стремится выявить общие и универсальные законы мироздания; наука – это……(А)
знаний. Наука изучает общее и…..(Б). ……(В) — систематический, организованный,
ориентированный на сущность вид познания, имеющий следующие особенности.
Существует два уровня научного познания: эмпиризм и …….(Г), или теоретическая
форма познания. В процессе научного развития теоретическое познание может
превратится в эмпирическое – опытное. Научное познание отличается от ……(Д) тем,
что стремится к максимальной ……(Е) в описании изучаемых предметов и явлений;
владеет особым языком, используемым для их описания; владеет специфическими
способами обоснования истинности полученных знаний»
Список
терминов:
1)
рационализм 6) объективность
2)
обыденное познание 7) субъективность
3)
научное познание толерантность
4)
закономерность 9) агностицизм
5)
система
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
В) |
|
Г) |
|
Д) выработка системно организованных |
Запишите
в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
7. Установите соответствие между признаками и формами познания: к каждой
позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго
столбца.
Признаки |
Формы |
А) |
1) |
Б) |
2) |
В) |
|
Г) |
|
Д) |
Запишите
в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
8.
Прочитайте текст. Вставьте слова на месте пропусков.
«Люди,
которые сами не занимаются наукой, довольно часто полагают, что ………А) всегда дают
абсолютно достоверные положения. Эти люди считают, что научные работники делают
свои ……..(Б) на основе неоспоримых ………В) н безупречных рассуждений и,
следовательно, уверенно шагают вперед, причем исключена возможность ……..(Г)
или………(Д) назад. Однако состояние современной науки, так же как и………(Е) наук в
прошлом, доказывают, что дело обстоит совершенно не так».
Список
терминов:
1)
акты
2)
ошибка
3)
психика
4)
выводы
5)
науки
6)
контакты
7)
возврат
личность
9)
история
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Ключ к тесту «Наука и образование»
№ |
Вариант 1 |
Вариант 2 |
Баллы |
1 |
психология |
демография |
1 |
2 |
культура общества |
метод познания |
1 |
3 |
1 6 |
5 8 |
1 |
4 |
124 |
234 |
2 |
5 |
123 |
234 |
2 |
6 |
22112 |
12121 |
2 |
7 |
21211 |
22121 |
2 |
8 |
541279 |
543126 |
2 |
Критерии оценок:
«5» — 12-13 баллов
«4» — 9-11 баллов
«3» — 6-8 баллов
«2» — 5 и менее баллов