Видеоурок:
Лекция:
Понятие, виды и функции науки
Одним из социальных институтов духовной сферы общества является наука. Государственное и общественное признание в России наука получила только в начале XVIII века. 28 января (8 февраля) 1724 года указом Петра I было основано первое научное учреждение Академия наук и художеств в Петербурге. Наука играет значительную роль в жизни отдельного человека и общества в целом. Так, профессиональный успех человека напрямую зависит от степени владения научными знаниями. А прогрессивное развитие общества невозможно представить без достижений науки.
Наука – это особая система знаний о человеке, обществе, природе, технике, полученная в результате познавательной деятельности учёных.
Многообразие явлений реального мира обусловило появление множества наук. Их насчитывается около 15 тыс. Все они подразделяются на естественные, социально-гуманитарные и технические виды. К естественным относятся науки о природе, среди которых астрономия, физика, химия, биология и др. Социально-гуманитарные науки изучают общество и человека, в их числе история, социология, политология, экономика, правоведение и др. К техническим наукам относятся информатика, агрономия, архитектура, механика, робототехника и другие науки о технике. Немного охарактеризуем социально-государственные науки, имеющие непосредственное отношение к предмету обществознания. История – наука, изучающая человеческую деятельность, общественные взаимосвязи прошлого. Социология – наука о закономерностях функционирования и развития общества. Политология – наука об общественно-политической деятельности людей, связанной с властью. Экономика – наука о производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг. Правоведение – наука, изучающая право, правотворческую и правоприменительную деятельность. Социальная философия – наука о сущности общества и месте человека в нем.
Социальное назначение науки заключается в функциях, которые она выполняет. Для каждой науки характерны специфичные функции, но есть и общие для всех наук:
-
Познавательная: это основная функция, отражающая сущность науки. Заключается в познании мира и вооружении людей новыми знаниями.
Примеры
: ученые – медики провели ряд исследований инфекционных заболеваний; ученые – сейсмологи изучают физические процессы, происходящие во время землетрясений.
-
Культурно-мировоззренческая: наука влияет на формирование человеческой личности, определяет его отношение к природе и обществу. Человека, не обладающего научными знаниями, основывающегося в своих рассуждениях и действиях только на личный повседневный опыт вряд ли можно назвать культурным.
Примеры
: группа научных работников выдвинула новую гипотезу происхождения жизни на Нашей планете; философские исследования доказывают, что во Вселенной имеется безграничное число галактик; Н. проверяет и критически осмысливает научную информацию.
-
Производственная: наука – это особый «цех», призванный снабжать производство новой техникой и технологиями.
Примеры
: ученые-фармацевты создали новое лекарство в борьбе с вирусами; специалисты по генной инженерии разработали новый метод борьбы с сорняками.
-
Социальная: наука воздействует на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений.
Примеры
: исследования доказали, что увеличение расходов на образование на 1% в ближайшие годы приведет к увеличению темпов экономического развития; в Госдуме состоялись слушания, на которых обсуждались научные прогнозы перспектив развития космической отрасли в РФ.
-
Прогностическая: наука не только вооружает людей новыми знаниями о мире, но и даёт прогноз дальнейшего развития мира, указывая на последствия изменений.
Примеры
: советский физик-теоретик, академик А.Д.Сахаров выступил со статьей «Опасность термоядерной войны»; ученые – экологи предупредили об опасности для живых организмов загрязнения вод реки Волга.
Учёные и социальная ответственность
Наука включает в себя не только систему знаний, но также научные учреждения и научных работников. Признанным центром фундаментальных исследований науки в нашей стране является Российская академия наук (РАН) – наследница Академии наук и художеств Петра Великого, которая в 1934 году переехала в Москву. В составе РАН крупнейшие учёные, проводящие исследования в медицине, сельском хозяйстве, образовании, энергетике и многих других областях. Учёные, исследователи, эксперты, лаборанты – особая категория людей. Они обладают научным мировоззрением и получают огромное удовольствие от научной творческой деятельности. Их труды вносят вклад в развитие определённой отрасли науки. Главной задачей научных работников является получение, обоснование и систематизация новых истинных знаний о реальном мире.
Действительность в научных знаниях отражается в понятиях и терминах. В этом состоит фундаментальное отличие науки от искусства или религии, отражающих знания о мире образно. Особенностями научного мышления и деятельности учёных являются:
- отбор объективных, достоверных и точных научных фактов;
- формулирование проблемы и построение гипотезы, способной её решить;
- использование специальных методов исследования и сбор данных;
- теоретическое обоснование понятий, принципов, законов;
- проверка с помощью доказательств.
Быстрое развитие науки пришлось на начало XX века. Это время становления научно-технического прогресса (НТП). Тогда наука сыграла ведущую роль в появлении крупного автоматизированного машинного производства. А профессия учёных стала востребованной. С каждым новым десятилетием количество учёных и научных открытый повышалось в разы. Особенно в ускоренном темпе развивается современная наука. В таких условиях остро стоит вопрос соотношения свободы научной деятельности и социальной ответственности учёных. Настоящий учёный должен быть гуманистом и твёрдо стоять на том, что научные достижения можно использовать только во благо людей. Вспомните последствия испытаний в области ядерной физики и атомных атак США над Хиросимой и Нагасаки, которые повергли в шок весь мир. Социальную ответственность учёный несёт не только за то, что уже сделано. Он ответственен и за выбор новых направлений исследований, особенно в области биологии и химии. В связи с социальной ответственностью учёных на первый план выходит этика науки. В ней воплощены общечеловеческие моральные ценности, нравственные правила и нормы. Учёный, игнорирующий требования научной этики рискует потерять уважение в глазах коллег и оказаться вне науки. В число этических норм учёных относятся:
- принцип «не навреди»;
- в науке нет места субъективности;
- истина дороже всего;
- честно признавай заслуги своих предшественников и многие другие.
Задание: Проиллюстрируйте примером любую функцию науки🎓
© Абулова Б.Т. Копирование и распространение материала без разрешения автора запрещено!
✉ @abulovabary 👈 по всем интересующим вопросам свяжитесь с автором.
Наука – форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Наука – это:
— социальный институт (НИИ, вузы, академии наук и др.)
— отрасль духовного производства (система научных исследований, опытно-конструкторские изыскания);
— особая система знаний (научные представления, целостная система понятий, законов, теорий).
Наука как социальный институт включает:
– ученых с их знаниями, способностями и опытом – представители науки, осуществляющие осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества;
– научные учреждения (РАН, научные центры, государственные институты и др.) и организации (ЮНЕСКО, ИЮПАК, международный астрономический союз и др.;
– специальное оборудование (лабораторные установки, космические станции и др.);
– методы научно-исследовательской работы (наблюдение, эксперимент и т. д.);
– особый язык (знаки, символы, формулы, уравнения и пр.).
Цель науки – получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира.
ВИДЫ НАУКИ
Многообразие явлений реального мира обусловило появление множества видов наук. Их насчитывается порядка 15 тыс.
1. Классификация видов науки (по предмету и методу познания)
— естественные – науки о природе, среди которых астрономия, физика, химия, биология и др.;
— социально-гуманитарные – науки об обществе и человеке, в их числе история, социология, политология, экономика, правоведение и др.;
— технические виды – науки о технике, к которым относятся информатика, агрономия, архитектура, механика, робототехника и другие науки о технике.
2. Классификация видов науки (по удаленности от практики):
По непосредственному отношению к практической деятельности науки принято подразделять на:
1) фундаментальные
2) прикладные.
Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы и культуры.
Цель прикладных наук – применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем.
Фундаментальные науки опережают в своем развитии прикладные, создавая для них теоретический задел.
ФУНКЦИИ НАУКИ
Назначение науки заключается в функциях, которые она выполняет. Для каждой науки характерны специфичные функции, но есть и общие для всех наук:
1) Познавательная: это основная функция, отражающая сущность науки. Заключается в познании мира и вооружении людей новыми знаниями.
Примеры: ученые – медики провели ряд исследований инфекционных заболеваний; ученые – сейсмологи изучают физические процессы, происходящие во время землетрясений.
2) Культурно-мировоззренческая: наука влияет на формирование человеческой личности, определяет его отношение к природе и обществу. Человека, не обладающего научными знаниями, основывающегося в своих рассуждениях и действиях только на личный повседневный опыт вряд ли можно назвать культурным.
Примеры: группа научных работников выдвинула новую гипотезу происхождения жизни на Нашей планете; философские исследования доказывают, что во Вселенной имеется безграничное число галактик; Н. проверяет и критически осмысливает научную информацию.
3) Производственная: наука – это особый «цех», призванный снабжать производство новой техникой и технологиями.
Примеры: ученые-фармацевты создали новое лекарство для борьбы с вирусами; специалисты по генной инженерии разработали новый метод борьбы с сорняками.
4) Социальная: наука воздействует на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений.
Примеры: исследования доказали, что увеличение расходов на образование на 1% в ближайшие годы приведёт к увеличению темпов экономического развития; в Госдуме состоялись слушания, на которых обсуждались научные прогнозы перспектив развития космической отрасли в РФ.
5) Прогностическая: наука не только вооружает людей новыми знаниями о мире, но и даёт прогнозы дальнейшего развития мира, указывая на последствия изменений.
Примеры: советский физик-теоретик, академик А.Д. Сахаров выступил со статьей «Опасность термоядерной войны»; ученые – экологи предупредили об опасности загрязнения вод реки Волга для живых организмов.
Модели развития научного знания:
— постепенное развитие науки;
— развитие через научные революции и смену парадигм (совокупность явных и неявных (и часто не осознаваемых) предпосылок, определяющих научные исследования и признанных на данном этапе развития науки;
— развитие через приближение к познавательным стандартам естествознания;
— развитие через дифференциацию и интеграцию научного знания.
Дифференциация, т. е. разделение, дробление на все более мелкие разделы и подразделы (например, в физике образовалось целое семейство наук: механика, оптика, электродинамика, статистическая механика, термодинамика, гидродинамика и пр.).
Интеграция научного знания стала ведущей закономерностью его развития и может проявляться: в организации исследований «на стыке» смежных научных дисциплин; в разработке «трансдисциплинарных» научных методов, имеющих значение для многих наук (спектральный анализ, хроматография, компьютерный эксперимент); в разработке теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании (общая теория систем, кибернетика, синергетика); в изменении характера решаемых современной наукой проблем – они по большей части становятся комплексными, требующими участия сразу нескольких дисциплин (экологические проблемы, проблема возникновения жизни и пр.).
Дифференциация и интеграция в развитии науки – взаимодополняющие тенденции.
Современная наука – сложная сеть взаимодействующих коллективов, организаций и учреждений, которые связаны не только между собой, но и с другими мощными подсистемами общества и государства: экономикой, образованием, политикой, культурой и др.
К основным характеристикам современной науки можно отнести:
- резко возросшее количество ученых;
- рост научной информации;
- изменение мира науки (наука включает около 15 тысяч дисциплин, которые все теснее взаимодействуют друг с другом);
- превращение научной деятельности в особую профессию.
Наука:
1) помогает человеку не только объяснять известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение;
2) осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития;
3) осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению;
4) выполняет непосредственную функцию производительной силы общества.
Социальные последствия научно-технической революции
А) позитивные:
возрастание роли научных знаний;
развитие образования, применение новых видов энергии, искусственных материалов, которые по-новому открывают возможности использования природных ресурсов;
овладение человеком высокими скоростями, сравнительно безопасными возможностями работать в труднодоступных или вредных условиях;
уменьшение числа занятых в производстве и количества используемой энергии и сырья;
изменение облика работников в отраслевой и профессиональной структуре, а также в их квалификации.
Б) негативные:
техногенные катастрофы;
рост безработицы, особенно среди лиц среднего возраста и молодежи, вызванной циклическими спадами производства, развитием автоматизации, структурной перестройкой экономики;
неумение части работников осваивать постоянно обновляющиеся знания превращает их в «лишних» людей; многочисленные экологические проблемы.
Учёные и социальная ответственность
Учёные, исследователи, эксперты, лаборанты – особая категория людей. Они обладают научным мировоззрением и получают огромное удовольствие от научной творческой деятельности. Их труды вносят вклад в развитие определённой отрасли науки. Главной задачей научных работников является получение, обоснование и систематизация новых истинных знаний о реальном мире.
Окружающая нас действительность в научных знаниях отражается в виде понятий и терминов. В этом состоит фундаментальное отличие науки от искусства или религии, отражающих знания о мире образно.
Особенностями научного мышления и деятельности учёных являются:
- отбор объективных, достоверных и точных научных фактов;
- формулирование проблемы и построение гипотезы, способной её решить;
- использование специальных методов исследования и сбор данных;
- теоретическое обоснование понятий, принципов, законов;
- проверка знаний с помощью доказательств.
Научная деятельность предполагает свободу творчества ученых. Но одновременно предъявляет к ним определенную систему ценностей в науке: общечеловеческие ценности и запреты; этические нормы, предполагающие бескорыстный поиск и отстаивание истины; свободу научного поиска и социальную ответственность ученого.
Уже в древности представители науки проявляли интерес не только к морали, но и своими взглядами формировали моральные нормы научного сообщества («Не навреди»). Зачастую научные открытия и достижения несут новые угрозы человечеству (клонирование, средства массового уничтожения и т. д.). Необходимо, чтобы ученые всегда понимали, какую огромную ответственность они несут за использование своих научных достижений.
Быстрое развитие науки пришлось на начало XX века. Это время становления научно-технического прогресса (НТП). Тогда наука сыграла ведущую роль в появлении крупного автоматизированного машинного производства, а профессия учёных стала востребованной. С каждым новым десятилетием количество учёных и научных открытий повышалось в разы. Особенно в ускоренном темпе развивается современная наука. В таких условиях остро стоит вопрос соотношения свободы научной деятельности и социальной ответственности учёных.
Настоящий учёный должен быть гуманистом и твёрдо стоять на том, что научные достижения можно использовать только во благо людей. Вспомните последствия испытаний в области ядерной физики и атомных атак США над Хиросимой и Нагасаки, которые повергли в шок весь мир. Социальную ответственность учёный несёт не только за то, что уже сделано. Он ответственен и за выбор новых направлений исследований, особенно в области биологии и химии. В связи с социальной ответственностью учёных на первый план выходит этика науки. В ней воплощены общечеловеческие моральные ценности, нравственные правила и нормы.
В число этических норм учёных относятся:
принцип «не навреди»;
в науке нет места субъективности;
истина дороже всего;
честно признавай заслуги своих предшественников и многие другие.
Научное познание.
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Основными особенностями научного познания являются следующие:
— объективность добываемого знания — стремление изучить мир таким, какой он есть не зависимо от интересов и устремлений субъекта познания;
— развитость понятийного аппарата (категориальность) — это логично выстроенная система специальных терминов, позволяющая единообразно толковать и понимать образующиеся в науке взаимосвязи и процессы.
— рациональность – логичность, непротиворечивость.
— проверяемость – возможность проверки истинности знания.
— непротиворечивость
— доказательность — состоятельность, ясность, вескость, обоснованность, четкость, яркость, аргументированность, наглядность, убедительность
— системность — структурированность, взаимосвязанность составляющих её частей и её подчинённость определённой цели.
— высокий уровень обобщения знаний — это способ познания посредством определения общих существенных признаков объектов.
— универсальность — заключается в применимости подхода к абсолютно любому объекту окружающего мира.
— использование специальных способов и методов познавательной деятельности
Уровни научного познания.
Уровень |
Содержание |
Методы |
Формы |
Эмпирический |
Главная задача – описание предметов и явлений. Выявление очевидных фактов и связей. |
— наблюдение -эксперимент — измерение — описание — сравнение — классификация — систематизация |
— научный факт (количественные и качественные характеристики познания) — эмпирический закон — это закон, имеющий своим источником опыт, основанный на непосредственных наблюдениях. |
Теоретический |
Главная задача – объяснение изучаемых объектов. Выявление закономерностей, скрытых связей и отношений. |
— анализ — синтез — моделирование — гипотеза — аналогия — абстрагирование — формализация — конкретизация — дедукция -индукция |
— проблема (теоретический или практический вопрос, с которого начинается любое научное исследование) — гипотеза (предположение которое подтверждается или опровергается в ходе исследования) — теория (система взаимосвязанных утверждений и обобщенных знаний об объекте познания) — закон (умозаключение об объективных, устойчивых и повторяющихся связях между предметами и явлениями) |
Наблюдение — метод научного исследования, заключающийся в активном, систематическом, целенаправленном, планомерном и преднамеренном восприятии объекта, в ходе которого получается знание о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемого объекта.
Эксперимент — род опыта, имеющего познавательный, целенаправленно исследовательский, методический характер, который проводится в специально заданных, воспроизводимых условиях путем их контролируемого изменения.
Измерение — вид познавательной деятельности, в результате которой определенные объекты получают количественные характеристики.
Описание — функция научного исследования, состоящая в фиксировании результатов опыта (эксперимента или наблюдения) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.
Сравнение — процесс количественного или качественного сопоставления разных свойств.
Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.
Систематизация — процедура объединения, сведения групп однородных по неким признакам единиц (параметрам, критериям) к определенному иерархиезированному единству в функциональных целях на основе существующих между ними связей.
Анализ — процедура мысленного, а часто и реального расчленения исследуемого объекта (предмета, явления, процесса), свойства предмета или отношения между предметами на части (признаки, свойства, отношения).
Синтез — соединение, сочетание, составление) – соединение различных элементов, сторон предмета в единое целое (систему), которое осуществляется как в практической деятельности, так и в процессе познания.
Моделирование — исследование объектов познания на их моделях; построение и изучение моделей реально существующих объектов, процессов или явлений с целью получения объяснений этих явлений, а также для предсказания явлений, интересующих исследователя.
Гипотеза — это утверждение, которое требует доказательств, выступает в роли предположений или догадок.
Аналогия — вывод о принадлежности единичному предмету или явлению определенного признака, основанный на сходстве этого предмета в существенных признаках с другим единичным предметом или явлением.
Абстрагирование — это мыслительная деятельность, направленная на получение абстракций — идеальных (не существующих в действительности) предметов, которыми могут быть как отдельно взятые представления, категории, понятия, теории и другие, так и их системы.
Формализация — метод изучения самых разнообразных объектов путем отображения их содержания и структуры в знаковой форме, при помощи самых разнообразных «искусственных» языков, к числу которых относится, например, язык математики, математической логики, химии, радиотехники и ряда других наук.
Конкретизация — возвращение мысли от общего и абстрактного к конкретному с целью более определенного, наглядного раскрытия содержания. К конкретизации обращаются в том случае, если высказанная мысль оказывается непонятной другим или необходимо показать проявление общего в единичном.
Дедукция — переход от общего к частному; в более специальном смысле термин «дедукция» обозначает процесс логического вывода, т.е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений-посылок к их следствиям (заключениям).
Индукция — познавательная процедура, посредством которой из сравнения наличных фактов выводится обобщающее их утверждение.
1.11. Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
Наука – 1) одна из форм человеческого познания, система достоверных знаний о закономерностях развития природы, общества, человека; 2) сфера творческой деятельности, направленная на получение, обоснование, систематизацию, оценку новых знаний о природе, обществе, человеке.
Как социальный институт наука включает в себя следующие компоненты: совокупность знаний и их носителей; наличие специфических познавательных целей и задач; выполнение определенных функций; наличие специфических средств познания и учреждений; выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений; существование определенных санкций.
Наука как социальный институт включает:
– ученых с их знаниями, способностями и опытом – представители науки, осуществляющие осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества;
– научные учреждения (РАН, научные центры, государственные институты и др.) и организации (ЮНЕСКО, ИЮПАК, международный астрономический союз и др.;
– специальное оборудование (лабораторные установки, космические станции и др.);
– методы научно-исследовательской работы (наблюдение, эксперимент и т. д.);
– особый язык (знаки, символы, формулы, уравнения и пр.).
Цель науки – получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира.
Характерные черты науки: обоснованность утверждений, достоверность полученных результатов, системность исследований.
Принципы науки (по Р. Мертону)
– универсализм – внеличностный характер, объективная природа научного знания; интернациональный и демократичный характер науки.
– коллективизм – всеобщий характер научного труда, предполагающий гласность научных результатов, их всеобщее достояние;
– бескорыстие, обусловленное общей целью науки – постижением истины;
– организованный скептицизм – критическое отношение к себе и работе своих коллег; в науке ничего не принимается на веру.
Свойства науки, как профессионально-организованной познавательной деятельности: объективная предметность; общезначимость; обоснованность; определенность; точность; проверяемость; воспроизводимость предмета знания; объективная истинность; полезность.
Функции науки
1) культурно-мировоззренческая – формирует мировоззрение; научные представления – часть общего образования, культуры;
2) познавательно-объяснительная – наука стала фактором производственного процесса, развитие техники все больше зависит от успехов научных исследований;
3) прогностическая – данные науки используются для разработки планов и программ социального и экономического развития, для управления культурными процессами;
4) практически-действенная;
5) социальной памяти и др.
Классификация современных наук производится по типу современных наук, различаемых и по объекту, и по предмету, и по методу, и по степени общности и фундаментальности знания, и по сфере применения и т. п.
1. Науки делятся на: а) естественные (астрономия, астрофизика, космохимия, геология, геофизика, геохимия, цикл антропологических наук и др.); б) общественные (социальные) (социология, политология, юридические, управленческие и др.); в) гуманитарные (психология, логика, литературоведение, искусствоведение, история, науки о языке и др.); г) технические – (науки, изучающие действия законов физики и химии в технических устройствах, и другие науки).
2. По непосредственному отношению к практической деятельности науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные. Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы и культуры. Цель прикладных наук – применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Фундаментальные науки опережают в своем развитии прикладные, создавая для них теоретический задел.
Направления научных исследований
• Фундаментальные научные исследования – это глубокое и всестороннее исследование предмета с целью получения новых основополагающих знаний, а также с целью выяснения закономерностей выясняемых явлений, результаты которых не предполагаются для непосредственного промышленного использования.
• Прикладные научные исследования – это исследования, которые используют достижения фундаментальной науки для решения практических задач. Результатом исследования является создание и совершенствование новых технологий.
Тенденции развития научного знания
Дифференциация, т. е. разделение, дробление на все более мелкие разделы и подразделы (например, в физике образовалось целое семейство наук: механика, оптика, электродинамика, статистическая механика, термодинамика, гидродинамика и пр.).
Интеграция научного знания стала ведущей закономерностью его развития и может проявляться: в организации исследований «на стыке» смежных научных дисциплин; в разработке «трансдисциплинарных» научных методов, имеющих значение для многих наук (спектральный анализ, хроматография, компьютерный эксперимент); в разработке теорий, выполняющих общеметодологические функции в естествознании (общая теория систем, кибернетика, синергетика); в изменении характера решаемых современной наукой проблем – они по большей части становятся комплексными, требующими участия сразу нескольких дисциплин (экологические проблемы, проблема возникновения жизни и пр.).
Дифференциация и интеграция в развитии науки – взаимодополняющие тенденции.
Современная наука – сложная сеть взаимодействующих коллективов, организаций и учреждений, которые связаны не только между собой, но и с другими мощными подсистемами общества и государства: экономикой, образованием, политикой, культурой и др.
К основным характеристикам современной науки можно отнести: резко возросшее количество ученых; рост научной информации; изменение мира науки (наука включает около 15 тысяч дисциплин, которые все теснее взаимодействуют друг с другом); превращение научной деятельности в особую профессию.
Наука: 1) помогает человеку не только объяснять известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии, выработать свое мировоззрение; 2) осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития; 3) осуществляет прогнозирование последствий изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению; 4) выполняет непосредственную функцию производительной силы общества.
Научно-техническая революция (НТР) – скачок в развитии производительных сил общества (станков, машин, источников энергии и т. д.) – представляет собой этап в развитии научно-технического прогресса (НТП), который связан с превращением науки в непосредственную производительную силу общества (наука становится постоянным источником новых идей, определяющих пути развития общества). Современная НТР – это совокупность коренных, качественных и взаимосвязанных преобразований в средствах производства (орудиях и средствах труда), технологии, организации и управлении производством на основе превращения науки в непосредственную производительную силу. Научное управление производительными силами – мощный источник развития общества. Технологический переворот требует постоянного переобучения, поэтому научные инвестиции в человека наиболее перспективны.
Социальные последствия научно-технической революции
А) позитивные: возрастание роли научных знаний; развитие образования, применение новых видов энергии, искусственных материалов, которые по-новому открывают возможности использования природных ресурсов; овладение человеком высокими скоростями, сравнительно безопасными возможностями работать в труднодоступных или вредных условиях; уменьшение числа занятых в производстве и количества используемой энергии и сырья; изменение облика работников в отраслевой и профессиональной структуре, а также в их квалификации.
Б) негативные: техногенные катастрофы; рост безработицы, особенно среди лиц среднего возраста и молодежи, вызванной циклическими спадами производства, развитием автоматизации, структурной перестройкой экономики; неумение части работников осваивать постоянно обновляющиеся знания превращает их в «лишних» людей; многочисленные экологические проблемы.
Научная деятельность предполагает свободу творчества ученых. Но одновременно предъявляет к ним определенную систему ценностей в науке: общечеловеческие ценности и запреты; этические нормы, предполагающие бескорыстный поиск и отстаивание истины; свободу научного поиска и социальную ответственность ученого.
Уже в древности представители науки проявляли интерес не только к морали, но и своими взглядами формировали моральные нормы научного сообщества («Не навреди»). Зачастую научные открытия и достижения несут новые угрозы человечеству (клонирование, средства массового уничтожения и т. д.). Необходимо, чтобы ученые всегда понимали, какую огромную ответственность они несут за использование своих научных достижений. Добросовестность как одно из важнейших требований к научному труду проявляется:
• в тщательном продумывании и безукоризненно точном проведении всех этапов исследований
• в доказательности новых научных знаний, в их неоднократной проверке
• в научной честности и объективности («Платон мне друг, но истина дороже»)
• в отказе от введения в науку (практику) необоснованных, непроверенных новаций.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Читайте также
Особенности мышления и восприятия окружающего мира
Особенности мышления и восприятия окружающего мира
Как ты, наверное, уже знаешь, мальчики и девочки имеют отличия в устройстве психики и мышлении. Такое отличие объясняется полом, который заложен генетически, и воспитанием. Еще с раннего детства девочки уже более ранимы
Особенности мышления
Особенности мышления
Между мальчиками и девочками имеются не только физические и половые, но и психические различия. Они отчетливо проявляются уже в дошкольном возрасте. Затем с началом учебы в школе становятся еще более выраженными. Особенности мышления обусловлены
Особенности социально-экономического развития в XVIII в
Особенности социально-экономического развития в XVIII в
Экономика. Аграрная, экстенсивная. Меры правительства по стимулированию освоения новых земель (выделение земель русским помещикам и иностранным колонистам). Новые агрокультуры: картофель, подсолнечник.
1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТИ ОБЪЕКТ НАУКИ. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ. ДУША КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТИ ОБЪЕКТ НАУКИ. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ. ДУША КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
В основе развития психологии лежит интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям отношений человека с
1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ НАУКИ. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ. ДУША КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
1. ПСИХОЛОГИЯ КАК НАУКА. ПРЕДМЕТ И ОБЪЕКТ НАУКИ. ЗАДАЧИ ПСИХОЛОГИИ. ДУША КАК ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
В основе развития психологии лежит интерес к природе человеческого бытия, условиям его развития и формирования в человеческом обществе, особенностям отношений человека с
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ, ЕЕ ОБЪЕКТА, ПРЕДМЕТА И МЕТОДА. СОЦИОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИОЛОГИИ, ЕЕ ОБЪЕКТА, ПРЕДМЕТА И МЕТОДА. СОЦИОЛОГИЯ И ЕСТЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Термин «социология» происходит от лат. socitas – общество и греч. logos – учение. Социология – наука, изучающая общество, интересы и потребности социальных групп, которые его составляют. В
СССР. Естественные науки
СССР. Естественные науки
Естественные науки Математика Научные исследования в области математики начали проводиться в России с 18 в., когда членами Петербургской АН стали Л. Эйлер, Д. Бернулли и другие западноевропейские учёные. По замыслу Петра I академики-иностранцы
СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
СТИЛЬ НАУЧНОГО МЫШЛЕНИЯ
— исторически сложившаяся совокупность методологических регулятивов, идеалов и норм науки, философских принципов, определяющих содержание и направленность изменений науки на исторически-конкретном этапе ее развития. Понятие С.Н.М. (СНМ), наряду
10.1. Особенности стратегического менеджмента в России. Эволюция стратегического мышления
10.1. Особенности стратегического менеджмента в России. Эволюция стратегического мышления
Тематика данного раздела может оказаться наиболее сложной для восприятия и практического использования, хотя авторы приложили все усилия, чтобы учесть в разделе и теоретические, и
3.2. Основные особенности отдельных налоговых режимов…
3.2. Основные особенности отдельных налоговых режимов…
Освобождение от уплаты НДС в соответствии со статьей 145 НК РФ организации и индивидуальные предприниматели имеют право получить, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от
1. Определение психологии как науки, Основные отрасли психологии
1. Определение психологии как науки, Основные отрасли психологии
1. Психология – это наука которая занимает двойственное положение в ряду других научных дисциплин. Как система научных знаний она знакома лишь узкому кругу специалистов, но в тоже время о ней знает
13. Понятие о мышлении. Виды мышления, формы мышления
13. Понятие о мышлении. Виды мышления, формы мышления
Мышление – это наиболее сложный познавательный процесс, который является высшей формой отражения мозгом окружающего мира.Черты мышления:1) творчески перерабатывает уже имеющиеся представления и создает новые,
14. Операции мышления. Индивидуальные особенности мышления
14. Операции мышления. Индивидуальные особенности мышления
Мыслительные задачи решаются с помощью мыслительных операций.Анализ – мыслительная операция, посредством которой производится разделение целого на составляющие его части.Синтез – мысленное объединение
Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки.
Наука — это сфера деятельности людей, направленное на получение и систематизацию знаний о мире.
Признаки науки:
а) стремление к объективности;
б) целенаправленность;
в) определенные методы;
г) точность;
д) особый язык;
е) выявление законов и закономерностей.
Функции науки:
социальная
прогностическая
производственная
познавательная
* * *
Знание — это результат процесса познавательной деятельности.
Виды знаний :
v НАУЧНОЕ
v ОБЫДЕННОЕ (основанное на повседневном опыте)
v ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ( с помощью художественных образов)
Уровни научного познания :
1. Эмпирический — включает чувственные формы познания.
2. Теоретический — включает рациональные формы познания.
Методы научного познания — это совокупность приемов и способов получения определенного результата.
Виды методов научного познания:
1. Эмпирические — наблюдение, эксперимент, опыт.
2. Теоретические — анализ, синтез, индукция, гипотеза и др. мыслительные операции.
Основные отрасли науки
Фундаментальные Прикладные
— накопление знаний — дальнейшее углубление знаний
(физика, химия) (агрономия, социология)
По предмету познания науки делятся на:
Естественные (физика, химия, биология)
Точные (математика, информатика)
Гуманитарные (право, экономика, филология)
* * *
Формы ненаучного познания:
1. Мифология
2. Обыденно-практическое познание
3. Паранаука (экстрасенсорика, телекинез, астрология)
4. Художественное познание
5. Игровое познание
6. Религиозное познание
Наука — одна из самых важных тем в модуле “Человек и общество”, поэтому ее стоит выучить как можно лучше. Сама по себе тема несложная для понимания и запоминания, поэтому давайте уже начинать!
Понятие науки
Наука — это духовная деятельность, основной целью которой является производство истинных объективных знаний о природе, обществе и о самом познании.
Выделяют три основных ипостаси науки:
- Социальный институт (совокупность научных учреждений, система общественных организаций);
- Отрасль духовного производства (научная деятельность и система научных исследований);
- Особая система знаний.
Внутренние законы науки
- Преемственность (связь между новым и старым, сохранение старых знаний);
- Чередование периодов развития (от спокойных к периодам “крутой ломки”, например, научные революции);
- Сочетание процессов дифференциации и интеграции (дифференциация: формирование отдельных научных дисциплин, установление новых научных принципов; интеграция: объединение научных дисциплин и их методов в единое целое);
- Углубление и расширение процессов компьютеризации и математизации.
Функции современной науки
Выделяют три главные функции современной науки:
- Культурно-мировоззренческая (выработка своего мировоззрения, выстраивание знаний в целостную систему);
- Познавательно-объяснительная (познание и объяснение законов устройства и развития мира);
- Прогностическая (прогнозирование об изменениях, возможность определить тенденции развития общества).
Виды наук
Науки делятся на следующие виды:
- Естественные (изучение природы): астрономия, космология, астрофизика, физика, химия, биология, геология и т.д.;
- Технические и точные: математика, информатика, космонавтика, робототехника и др.;
- Социально-гуманитарные (изучение общества): экономика, социология, политология, юриспруденция, история, этика, эстетика.
Кроме того, науки бывают: фундаментальными (теоретическими) и прикладными. Фундаментальные науки не ориентированы на практику, а лишь объясняют законы природы и общества. Прикладные же науки направлены на решение проблем: не только познавательных, но и практических.
Важнейшими социально-гуманитарными науками являются:
- История;
- Культурология;
- Политология;
- Правоведение;
- Социология;
- Философия;
- Экономика;
- Эстетика;
- Этика.
Понятие научного познания и его уровни
Научное познание — вид познавательной деятельности, направленный на получение истинных, объективных и обоснованных знаний.
Ранее мы уже затрагивали с вами тему познания, где рассказывалось об эмпирическом и рациональном познании. Так вот, у научного познания тоже есть два уровня: эмпирический (чувства) и теоретический. Дело в том, что рациональное познание присуще каждому человеку, а вот теория нужна, например, ученым. Безусловно, теоретическое знание тоже является рациональным, но в данном случае не просто рациональным, а еще и фундаментальным. Итак, выделяют два уровня познания:
- Эмпирический;
- Теоретический.
Формы научного познания
Выделяют пять форм научного познания:
- Научный факт (проверенное и достоверное знание);
- Гипотеза (еще не доказанное и не подтвержденное предположение);
- Проблема;
- Теория;
- Эмпирический закон.
Методы научного познания
К эмпирическому уровню относятся следующие методы познания:
- Наблюдение;
- Эксперимент;
- Описание;
- Сравнение;
- Классификация;
- Систематизация;
- Измерение;
- Эксперимент.
К теоретическому уровню относятся:
- Формализация;
- Математизация;
- Анализ;
- Синтез;
- Индукция;
- Дедукция;
- Моделирование;
- Абстрагирование.
Со всеми этими методами мы уже с вами знакомы, так как разбирали их в теме, посвященной познанию.
Любой метод характеризуется двумя признаками: строгость и объективность.
Особенности научного познания
- Объективность;
- Доказательность;
- Системность;
- Проверяемость;
- Универсальность;
- Обоснованность;
- Использование терминологии;
- Особый научный язык;
- Использование специальных методов.
Теперь давайте перейдем к практике и посмотрим, какие примерно тестовые задания могут попасться вам на ЕГЭ по обществознанию. После решения нижеприведенных заданий, обязательно закрепите пройденный материал самостоятельно порешайте задания из открытого банка заданий ЕГЭ по обществознанию на официальном сайте ФИПИ.
Рассмотрим примерные тестовые задания
«Выберите верные суждения об особенностях социального познания и запишите цифры, под которыми они указаны
- Ученый, изучающий общество, использует общенаучные методы и средства познания
- Объективная истина в социальном познании не достижима.
- Социальные явления необходимо рассматривать в историческом и культурном аспектах.
- Социальное познание может быть не только научным, но и обыденным.
- Одной из социальных наук является филология.»
Правильный ответ: 134
Наука | Объект науки |
…. | Закономерности взаимоотношений социальных субъектов по поводу политической власти |
Правоведение | Система основных понятий юриспруденции и основные отрасли российского права |
Правильный ответ: политология
Примеры | Функции науки |
А) экологи предупредили об опасном живых организмов загрязнении вод Байкала | 1) производственная |
Б) Ученый разработали новую конструкцию истрибителя и организовали ее серийное производство | 2) прогностическая |
В) финансовые аналитики высказали предположения о тенденциях развития банковской системы на ближайшие годы | |
Г) Поля агрофирмы засеяли кукурузой, которая в результате работы специалистов по генной инженерии стала недоступна для вредителей | |
Д) метеорологи высказали предположение о том, что в результате изменения климата практически исчезает весна в средних широтах, после зимних холодов сразу наступает летняя жара | |
Е) ученые-фармацевты следят за качеством производимого лекарственного препарата |
Правильный ответ: 212121
Образование, его значимость для личности и общества
Понятие образования
Образование — это познавательная деятельность, направленная на приобретение новых знаний и навыков, а также их совершенствование.
Несомненно, образование играет важную роль в жизни современного общества. Оно разносторонне развивает человека и открывает перед ним перспективы личностного роста. В чем же заключается главная цель образования?
Цели образования делятся на три группы:
- Цели развития;
- Цели обучения;
- Цели воспитания.
Иначе говоря, к основным целям образования можно отнести:
- Всестороннее развитие человека;
- Формирование в нем творческой личности;
- Воспитание и приобщение к социальным правилам и нормам;
- Развитие умственных и физических навыков;
- Развитие коммуникативных навыков;
- Формирование гармоничной личности;
- Приобщение к национальной и мировой культуре;
- Сохранение культурного наследия;
- Возможность человека найти свой интересы и увлечения;
- Приобретение знаний в отдельных дисциплинах и сферах.
Пути получения образования
Образование можно получить несколькими способами:
- Образование в учебных заведениях (школа, университет, колледж и т.д.).
Посещать занятия можно:
- Очно;
- Очно-заочно;
- Заочно;
- Дистанционно;
- В частных учебных заведениях;
- В государственных учебных заведениях.
- Образование в семье (если имеются соответствующие условия);
- Самообразование (человек получает знания и приобретает навыки самостоятельно).
Функции образования
Наиболее важными функциями образования принято считать:
- Экономическая (повышение квалификации, формирование социально-профессиональной структуры общества);
- Социальная (процесс социализации личности);
- Духовная (развитие творческих способностей; передача опыта, знаний, норм и ценностей).
Система образования в России
Итак, давайте рассмотрим структуру российского образования:
- Дошкольное образование (ДО): ясли и детские сады;
- Общее образование:
- Начальная школа (1-4 классы);
- Основная школа (5-9 классы);
- Среднее полное образование (10-11 классы);
- Профессиональное образование:
- Начальное образование (ПТУ, лицеи);
- Среднее образование (колледжи, техникумы);
- Высшее образование (университеты, академии, институты);
- Послевузовское образование (аспирантура, докторантура);
- Дополнительное образование:
- Художественные и музыкальные школы;
- Обучающие курсы;
- Курсы переподготовки или повышения квалификации.
Современные тенденции развития образования
- Компьютеризация (использование современных технологий);
- Гуманитаризация (повышение роли общественных дисциплин);
- Гуманизация (уделение внимания интересам и способностям учащегося);
- Демократизация (доступность каждому любой формы образования, что позволило сократить во многих странах уровень грамотности);
- Интернационализация (интеграция образовательных систем);
- Рост продолжительности образования (связано это с ростом нужды в высококвалифицированных специалистах).
Рассмотрим примерные тестовые задания
Пора переходить к практике. Ниже приведены несколько вариантов тестовых заданий, которые могут попасться вам на ЕГЭ по обществознанию. Не забудьте закрепить пройденный материал с помощью заданий из открытого банка заданий ЕГЭ по обществознанию на официальном сайте ФИПИ.
«Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово «словосочетание»
Система образования, образовательные учреждения, цели образования, функции образования в обществе, образовательные программы.»
Правильный ответ: система образования
«В стране Z проводится реформа, целью которой является модернизация образования. Какие дополнительные факты свидетельствуют о том, что реформа направлена на информатизацию образования? Запишите цифры, под которыми они указаны.
- Приоритетное внимание к интересам и склонностям личности обучающегося
- Обеспечение школ современным компьютерным оборудованием для обеспечения образовательного процесса
- Внедрение дистанционного обучения
- Финансирование международных грантов для обмена опыта в сфере образования
- Оснащение школ выходом в сеть интернет за счет финансирования из государственного бюджета.
- Увеличение количества учебных предметов, относящихся к общественным дисциплинам.»
Правильный ответ: 235
Проявление | Тененция образования |
А) увеличение числа учебных часов (такие дисциплины как экономика и право) | 1) гуманизация |
Б) принятие решения о внедрении и образовательном учреждении возможности обучения по индивидуальным учебным планам | 2) гуманитаризация |
В) расширение программ совместного бакалавриата с иностранными вузами | 3)интернационализация |
Г) создание условий обучения для людей с ограниченными физическими возможностями | |
Д) межправительственные соглашения о взаимном признании дипломов о высшем образовании |
Правильный ответ: 21313
«Выберите верные суждения о новых тенденциях в образовании и запишите цифры, под которыми они указаны
- Благодаря электронной почте и видеоконференции школы могут устанавливать и поддерживать международные связи
- Дистанционное обучение приобретает все более широкое распространение среди обучающихся людей различных возрастов.
- Гуманизация образования предполагает усиленное внимание личности учащегося, его интересам, запросам
- Современное образование ориентируется на компетенции учащихся, поэтому знания становятся ненужными
- Раньше внимание уделялось непрерывному образованию, а в настоящее время полная средняя школа обеспечивает достаточную образовательную подготовку.»
Правильный ответ: 123