22 февраля 2022
В закладки
Обсудить
Жалоба
Наука
Конспект по обществознанию.
Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на получение знаний о природе и обществе, природе, имеющая непосредственную цель достижение истины и открытие объективных законов.
Функции науки
→ Культурно-мировоззренческая — выстраивает систему знаний о мире и места человека в нём.
→ Познавательно-объяснительная — познание и объяснение устройства мира и законов его развития.
→ Прогностическая — прогнозирует последствия изменения окружающего мира.
→ Производственная — определение способов практического использования научных исследований в производстве.
→ Социальная — исследование жизнедеятельности человека для достижения благосостояния и развития общества.
naukakonspekt.pdf
Источник: vk.com/egeflex_soc
Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
Современная наука — явление многогранное по своим основным признакам и характеристикам.
Структурные элементы науки:
- Социальный институт со своей структурой и функциями. Особая система общественных организаций, учреждений, вырабатывающих, хранящих, распространяющих и внедряющих знания (НИИ, ВУЗЫ, академические институты, Академия наук РФ и др.)
- Особая система знаний (в форме научных представлений, понятий, теорий), приведенная в целостную систему на основе определенных принципов.
- Общность людей, научное сообщество
- Отрасль духовного производства: система научных исследований; опытно-конструкторские изыскания
Основная продукция: понятия, законы, теории.
Результатом научной деятельности является формирование научной картины мира, те. представление или «образ» мира, основанный на достижениях различных наук.
Постоянно развитие общества стало толчком к появлению фундаментальных наук, которые в свою очередь разделились на множество прикладных.
Фундаментальные науки представляют собой систему всех основных положений и комплекса знаний о предметах и явлениях материального и духовного мира.
Прикладные науки — это отрасли фундаментальных знаний, которые необходимы для применения их на практике.
Так, например, психология является фундаментальной наукой, а ее отрасли — возрастная, клиническая, семейная, юридическая — прикладными.
Вся совокупность наук систематизируется в три большие группы отраслей знания:
- естественные науки или науки о природе (физика, астрономия, биология, география, геология, химия);
- общественные или науки о человеке (гуманитарные: история, педагогика, психология, экономика, политология, религиоведение, культурология и др.);
- технические — науки о технике (архитектура, информатика, механика, машиностроение, электротехника, космонавтика, кораблестроение).
Данная классификация наук весьма условна. Так, например, математику нельзя отнести ни к одной из трех названных отраслей, поскольку объектом ее изучения являются не реально существующие предметы и явления, а количественные отношения, поэтому ее относят к точным наукам. Очень своеобразна и философия, выступающая в форме знания о наиболее общих законах развития природы, общества и познания и в тоже время мировоззрения — взглядах на мир, его происхождение, сущность и место человека в этом мире, поэтому является гуманитарной и общественной и естественной наукой.
Современные учёные предлагают несколько моделей развития научного знания.
Наименование модели |
Её содержание |
Постепенное развитие науки | Истоки любого нового знания можно найти в прошлом, а работа учёного должна сводиться лишь к внимательному изучению работ своих предшественников |
Развитие науки через научные революции | Периодически любая наука должна переживать коренную смену господствующих в ней представлений и переходить от «этапа спокойного развития» к «этапу кризиса и смены парадигм*». |
Развитие науки через приближение к познавательным стандартам естествознания | За эталон принимаются теоретические построения и методы естествознания, прежде всего — физики. Отсюда и критерии любого научного знания: точность, доказательность, экспериментальная проверяемость |
Развитие через интеграцию научного знания | Строить систему знания на основе извлечения её элементов из различных научных дисциплин: использование теории и методов других наук |
Парадигма* (от гр. — пример, образец) — господствующая система идей и теорий, которая служит эталоном мышления в конкретный исторический период и позволяет учёным и обществу успешно решать стоящие на повестке дня мировоззренческие и практические задачи.
Являясь подсистемой более сложной системы — общества, наука испытывает на себе определённое воздействие последней, хотя она развивается по своим собственным законам.
Наука выполняет в обществе ряд важнейших функций:
Функция |
Характеристика |
культурно-мировоззренческая |
Формирование мировоззрения человека, создание научной картины мира. В современном мире человеку доступны неограниченные знания об окружающем мире и безмерный опыт предшествующих поколений. Информационное общество способствует всестороннему развитию личности и расширению границ мировоззрения. |
познавательно-объяснительная |
Открытие и объяснение различных явлений и процессов. Наука призвана изучать и исследовать окружающий мир, его закономерности и процессы. Получая новые знания, и перерабатывая их, ученые создают научные положения и теории, которые подвергаются проверкам и доказательствам, тем самым объясняя происходящее и сущность существующего мира. |
прогностическая |
Прогнозирование развития общества, природы. На основе уже приобретенных теоретических представлений о состоянии явлений и процессов, происходящих в мире, и выявленных закономерностей ученые способны составлять научные прогнозы на будущее, например, прогноз погоды, климатических изменений, предвидение каких-либо социальных явлений и т. п. |
социальная |
Социальное прогнозирование, управление общественными процессами, конструирование сложных социальных объектов. С развитием науки меняется и картина мира, само общество. Так, еще 30 лет назад невозможно было представить наличие у каждого сотового телефона, компьютера, автомобиля. На сегодняшний день эти предметы стали необходимостью для людей современного общества. |
производственная |
Разработка и внедрение новых технологий. Способствуя развитию техники и новых научных открытий, наука становится мощной производительной силой, посредством которой теоретические научные знания материализуются — появляются новые технологии, оборудование, средства связи, вакцины и т. д. |
ЕГЭ. Обществознание. Духовная сфера. Наука
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов. 1
Наука как социальный институт включает:
- ученых с их знаниями, способностями и опытом — представители науки, осуществляющие осмысленную деятельность по формированию научной картины мира, чья научная деятельность и квалификация в той или иной форме получили признание со стороны научного сообщества;
- научные учреждения (РАН, научные центры, государственные институты и др.) и организации (ЮНЕСКО, ИЮПАК, международный астрономический союз и др.;
- специальное оборудование (лабораторные установки, космические станции и др.);
- методы научно-исследовательской работы (наблюдение, эксперимент и т. д.);
- особый язык (знаки, символы, формулы, уравнения и пр.).
Цель науки — получение научных знаний, которые лежат в основе научной картины мира.
Характерные черты науки: обоснованность утверждений, достоверность полученных результатов, системность исследований.
Принципы науки
- универсализм — внеличностный характер, объективная природа научного знания; интернациональный и демократичный характер науки.
- коллективизм — всеобщий характер научного труда, предполагающий гласность научных результатов, их всеобщее достояние;
- бескорыстие, обусловленное общей целью науки — постижением истины;
- организованный скептицизм — критическое отношение к себе и работе своих коллег; в науке ничего не принимается на веру. 2
Критерии научности знаний
- Объективность. Предметы и явления должны быть познаны наукой такими, какие они есть, без каких-либо посторонних привнесений (собственных мнений, взглядов исследователя).
- Рациональность. Постоянная опора на мышление и максимальное исключение эмоций, страстей, личных мнений при принятии решений, касающихся науки.
- Нацеленность на восприятие сущности, первостепенных закономерностей объекта.
- Системность. Упорядоченность знания по определенным признакам (система — совокупность взаимосвязанных элементов, которая представляет единое целое).
- Проверяемость (верифицируемостъ). Научные знания должны быть проверены на практике, с помощью логики и т. д. Специфические способы обоснования истинности научного знания: экспериментальный контроль за получаемым знанием и выводимость одних знаний из других, истинность которых уже доказана.
- Осознание метода, с помощью которого исследуется объект. Чем дальше наука отходит от привычных вещей повседневного опыта, углубляясь в исследование объектов, тем отчетливей проявляется необходимость создания системы особых методов.
- Занятия наукой требуют от человека особой подготовки, тогда как при обыденном познании такая подготовка осуществляется автоматически — когда человек включается в жизнь общества и различные сферы деятельности.
Основные функции науки в обществе
- познавательно-объяснительная (познание и объяснение устройства мира и законов мирового развития);
- мировоззренческая (выстраивание целостной системы знаний о мире, рассмотрение всех явлений в их единстве и многообразии, помощь в выработке собственного мировоззрения);
- прогностическая (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира сообразно желаниям и потребностям человека, о возможных опасных тенденциях развития общества и рекомендации по преодолению возможных конфликтов);
- социальная (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);
- производственная (современная наука выступает в качестве непосредственной производительной силы, оснащая производство новой техникой и технологиями) и т. д. 3
Классификация современных наук производится по типу современных наук, различаемых и по объекту, и по предмету, и по методу, и по степени общности и фундаментальности знания, и по сфере применения и т. п.
Науки делятся на:
- естественные (астрономия, астрофизика, космохимия, геология, геофизика, геохимия, цикл антропологических наук и др.);
- общественные (социальные) (социология, политология, юридические, управленческие и др.);
- гуманитарные (психология, логика, литературоведение, искусствоведение, история, науки о языке и др.);
- технические — (науки, изучающие действия законов физики и химии в технических устройствах, и другие науки).
По непосредственному отношению к практической деятельности науки принято подразделять на фундаментальные и прикладные.
Задачей фундаментальных наук является познание законов, управляющих поведением и взаимодействием базисных структур природы и культуры. Цель прикладных наук — применение результатов фундаментальных наук для решения не только познавательных, но и социально-практических проблем. Фундаментальные науки опережают в своем развитии прикладные, создавая для них теоретический задел. 4
Научное познание
Научное познание — это развивающаяся система знаний, которая включает в себя два основных взаимосвязанных уровня.
Эмпирический уровень — преобладает чувственное познание, живое созерцание. Это — сбор фактов и их первичное обобщение, описание наблюдаемых явлений, их систематизация и классификация. Методами этого уровня являются:
- наблюдение — целенаправленное изучение отдельных предметов и явлений, в ходе которого происходит получение знания о внешних свойствах и признаках изучаемого объекта;
- эксперимент — такой метод изучения явлений, который осуществляется в строго определенных условиях, которые могут при необходимости воссоздаваться и контролироваться субъектом познания (ученым).
Теоретический уровень — преобладает рациональное познание. Этот уровень познания отражает явления и процессы со стороны их универсальных внутренних связей и закономерностей, постигаемых с помощью рациональной обработки данных эмпирического знания. Основная задача теоретического познания — достижение истины во всей ее конкретности и полноте содержания. Основными компонентами теоретического познания являются проблема, гипотеза и теория.
- Проблема — форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но что нужно познать.
- Гипотеза — форма знания, содержащая предположение, сформированное на основе фактов, истинное значение которых неопределенно и нуждается в доказательстве.
- Теория — наиболее развитая форма научного знания, дающая целостное отображение закономерных и существенных связей определенной области действительности.
В научном познании истинным должен быть не только его конечный результат, но и ведущий к нему путь, т.е. метод. Наиболее распространенными методами научного познания являются:
- анализ — разложение предмета на составляющие, что позволяет тщательно рассмотреть строение изучаемого объекта;
- синтез — процесс объединения в единое целое свойств, признаков, отношений, выделенных посредством анализа изучаемых явлений;
- аналогия — присваивание схожих свойств изучаемому объекту, если он похож на знакомый предмет;
- индукция — переход от частных, единичных случаев к общему выводу, от отдельных фактов к обобщениям;
- дедукция — переход от общего к частному, от общих суждений о явлениях к частным;
- системный подход — совокупность методов, приемов и принципов познания явлений как систем.
Методы исследования явлений могут быть самыми разнообразными, но они должны отвечать одному необходимому условию — не противоречить друг другу. 5
В статье мы разберем тему «Наука» в ЕГЭ по обществознанию. Вы узнаете понятия для написания эссе по теме, а также примеры научного познания.
Наука
Наукой в обществознании 11 класса называется форма духовной деятельности людей, направленная на получение знаний о природе, обществе. Цель любой науки — постижение истины, открытие объективных законов. Функциями являются выработка и систематизация знаний об окружающем мире. Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на получение знаний о мире, природе, человеке. Он считается универсальным: исследует любые явления, начиная от молнии и заканчивая психическими процессами.
Уровни научного познания в обществознании
Научное познание в ЕГЭ по обществознанию бывает двух видов:
- эмпирическое. Основано на исследовании объективных фактов, чаще всего заключается в поиске закономерностей и связей. Основные формы: факт (утверждение, достоверность которого доказана) и эмпирический закон (форма познания, выражающаяся в объективно доказанном суждении и показывающая устойчивые связи между явлениями и процессами);
- теоретическое. Заключается в выявлении скрытых закономерностей, поиске фундаментальных связей, зависимостей. Выражается в трех формах: проблеме (формулирование вопросов, на которые наука способна дать ответ), гипотезе (предположение, объясняющее явления, требующее доказательств), теории (цепочка логических рассуждений, являющаяся выводом исследований и его результатом, объясняющим познаваемое явление).
Необходимо разобрать также методы научного познания в обществознании. Универсальными считаются:
- анализ — разделение проблемы на составные части, их подробное и глубокое изучение;
- синтез — объединение составных частей в единое явление или процесс;
- дедукция — переход от общего знания к частному;
- индукция — переход от частного знания к более общим терминам;
- аналогия — выявление сходств по некоторым признакам;
- моделирование — создание модели, обладающей признаками изучаемого объекта;
- абстрагирование — выделение существенных признаков объекта, отсечение несущественных;
- идеализация — мысленное создание объектов, не существующих в реальности.
Мы разобрали понятия «наука» и «научное познание» в обществознании, а также изучили виды научного познания. Закрепить тему можно на курсах «Уникум» Российского университета дружбы народов. На них вы будете учиться под руководством опытных преподавателей, а еще у вас появится доступ к порталу Unikum с полезными материалами, видеолекциями, тестами.
Содержание данной статьи носит ознакомительный характер. Для подготовки к сдаче ЕГЭ пользуйтесь дополнительными источниками информации!