- Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
Сложный план «Наука как форма духовной культуры»
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Наука как форма духовной культуры».
- Подходы к определению науки:
- как институт общества
- как отрасль духовного производства
- как особая система знаний
- Отличительные признаки научного знания:
- объективность
- проверяемость
- универсальность
- использование специальных методов
- системность
- рациональность
- Виды наук:
- по объекту исследования (естественные, социальные, гуманитарные и т.д.)
- по степени удаления от практики (фундаментальные, прикладные)
- Методы научного познания:
- наблюдение
- эксперимент
- анализ
- синтез
- индукция
- дедукция
- Функции науки:
- познавательно-объяснительная
- мировоззренческая
- культурная
- прогностическая и т.д.
- Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
План №72: «Наука как форма (область) духовной культуры» (ЕГЭ-2018)
1) Основные формы духовной культуры:
— наука;
— искусство;
— религия;
— мораль.
2) Специфика науки:
— особая система знаний;
— особая система общественных организаций и учреждений;
— особый вид деятельности — система научных исследований.
3) Классификация наук:
— естественнонаучные;
— социально-гуманитарные;
— технические.
4) Основные особенности научного познания:
— стремление к получению новых знаний;
— доказанность;
— объективность;
— непротиворечивость;
— проверяемость.
5) Некоторые функции науки:
— познавательно-объяснительная;
— социально-преобразовательная;
— мировоззренческая;
— производственная.
Наличие 1, 2, 3 и 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
План №72: «Наука как форма (область) духовной культуры» (ЕГЭ-2018)
1) Основные формы духовной культуры:
– наука;
– искусство;
– религия;
– мораль.
2) Специфика науки:
– особая система знаний;
– особая система общественных организаций и учреждений;
– особый вид деятельности – система научных исследований.
3) Классификация наук:
– естественнонаучные;
– социально-гуманитарные;
– технические.
4) Основные особенности научного познания:
– стремление к получению новых знаний;
– доказанность;
– объективность;
– непротиворечивость;
– проверяемость.
5) Некоторые функции науки:
– познавательно-объяснительная;
– социально-преобразовательная;
– мировоззренческая;
– производственная.
Наличие 1, 2, 3 и 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
План №63: «Духовные ценности как компонент духовной культуры общества»
1) Структура духовной культуры общества:
– нормы и правила;
– ценности;
– ритуалы и символы;
– мифы и знания;
– обычаи и язык.
2) Классификация духовных ценностей:
– витальные (жизнь, здоровье);
– социальные (статус, профессионализм);
– политические (правопорядок, законность);
– моральные (добро, любовь);
– религиозные (Бог, вера);
– эстетические (красота, гармония).
3) Основные функции духовных ценностей:
– коммуникативная;
– консолидирующая;
– интегративная.
4) Духовное производство – деятельность людей по созданию духовных ценностей.
Наличие 1 и 2 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
План №64: «Социальные ценности в жизни общества»
1) Ценность как социальное явление.
2) Виды социальных ценностей:
– материальные;
– духовные.
3) Некоторые общечеловеческие ценности:
– религиозные (вера, душа);
– нравственные (добро, любовь);
– эстетические (прекрасное);
– научные (истина);
– правовые (справедливость).
4) Закрепление основных социальных ценностей в международных документах:
– Всеобщая Декларация прав человека;
– Конвенция о правах ребенка;
– Конвенции МОТ.
5) Основные функции ценностей:
– ориентационная;
– оценочная;
– социокультурная;
– регулирующая.
Наличие 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
План №65: «Производство и распространение духовных ценностей»
1) Духовное производств как процесс создания духовных ценностей.
2) Некоторые результаты духовного производства:
– общественные идеи, теории;
– духовные ценности;
– духовные общественные связи и отношения индивидов;
– духовный мир человека.
3) Основные формы духовного производства:
– научные труды;
– произведения искусства;
– религиозные идеи и нравственные ценности.
4) Классификация духовных ценностей:
– витальные (жизнь, здоровье);
– социальные (статус, профессионализм);
– политические (правопорядок, законность);
– моральные (добро, любовь);
– религиозные (Бог, вера).
5) Распространение духовных ценностей в обществе:
– музеи и архивы;
– библиотеки;
– образовательные учреждения;
– СМИ.
Наличие любых двух из 2, 3 и 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
План №66: «Философия и ее роль в духовной жизни общества»
1) Философия как наука.
2) Структура философского знания:
– онтология (учение о бытии);
– гносеология (учение о познании);
– этика (учение о нравственности);
– эстетика (учение о прекрасном);
– логика (учение о мышлении).
3) Особенности философского знания.
4) Основные вопросы философии:
– сущность и происхождение бытия;
– материя, сознание и бессознательное;
– душа и человек.
5) Основополагающие методы философии:
– диалектика;
– метафизика;
– эклектика;
– герменевтика.
6) Некоторые функции философии:
– мировоззренческая;
– прогностическая;
– идеологическая.
7) Основные направления в философии:
– материализм;
– идеализм.
Наличие любых двух из 2, 4 и 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
План №67: «Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества»
(возможны другие варианты формулировки темы: «Массовая культура»)
1) Массовая культура как современное социальное явление.
2) Основные характерные особенности массовой культуры:
– общедоступность и популярность;
– ориентированность на широкую аудиторию;
– ярко выраженный коммерческий характер;
– вызывает интерес и понятна большинству;
– не требует специальной подготовки и специальных знаний;
– серийность и тиражируемость.
3) Негативное влияние на духовную жизнь общества:
– формирование ложных стремлений и потребностей;
– стандартизация и унификация культуры;
– навязывание упрощенных образцов и стереотипов поведения.
4) Позитивное влияние на духовную жизнь общества:
– эмоциональная разрядка;
– обращена ко всем людям независимо от положения;
– ориентирована на интересы общества.
Наличие 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
План №68: «Духовная культура общества и личности»
1) Основные формы духовной культуры общества:
– мораль;
– искусство;
– религия;
– философия;
– наука.
2) Составляющие духовной культуры общества:
– нормы и правила;
– ценности;
– ритуалы и символы;
– мифы и знания;
– обычаи и язык.
3) Условия и факторы развития духовной культуры личности.
4) Структура духовной культуры личности:
– знания и опыт;
– вера и чувства;
– потребности и интересы;
– способности и стремления;
– ценности и цели.
5) Социальные институты, оказывающие влияние на развитие духовной культуры личности:
– наука и образование;
– СМИ;
– институты культуры;
– институты религии.
Наличие любых двух из 1, 2 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
Вопрос 1.11 Наука. Основные особенности научного мышления. Естественные и социально-гуманитарные науки
План №69: «Наука в жизни современного общества»
(возможны другие варианты формулировки темы: «Наука и ее функции на современном этапе общественного развития», «Современная наука и ее роль в обществе», «Наука и ее роль в жизни общества», «Наука»)
1) Сущность науки:
– как системы знаний;
– как вида деятельности;
– как формы духовной культуры.
2) Фундаментальные и прикладные науки.
3) Классификация наук:
– естественнонаучные;
– социально-гуманитарные;
– технические.
4) Основные методы науки:
– эмпирические (эксперимент, наблюдение, описание, измерение);
– теоретические (анализ, синтез, выдвижение гипотез и др.).
5) Некоторые функции науки:
– познавательно-объяснительная;
– социально-преобразовательная;
– мировоззренческая;
– производственная.
6) Основные тенденции развития современной науки:
– ускорение роста научного знания;
– дифференциация и интеграция научного знания;
– математизация и компьютеризация научных знаний;
– возрастание роли методологии в структуре научного знания;
– возрастание роли науки как непосредственной производительной силы общества.
Наличие 1, 3, 5 и 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
План №70: «Наука как социальный институт»
1) Сущность науки как социального института:
– совокупность знаний и их носителей;
– наличие специфических познавательных целей и задач;
– выполнение определенных функций;
– наличие специфических средств познания и учреждений;
– выработка форм контроля, экспертизы и оценки научных достижений;
– существование определенных санкций.
2) Система научных учреждений:
– министерства и ведомства;
– академия наук;
– научно-исследовательские институты;
– научные организации ВУЗов.
3) Методы науки:
– эмпирические;
– теоретические.
4) Некоторые функции науки:
– познавательно-объяснительная;
– социально-преобразовательная;
– мировоззренческая;
– производственная.
Наличие 1, 2 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
План №71: «Современная наука и ответственность ученых»
1) Основные тенденции современной науки:
– интеграция;
– математизация;
– информатизация.
2) Некоторые характерные черты современной науки:
– осознание необходимости глобального всестороннего взгляда на мир;
– комплексные исследовательские программы, междисциплинарные исследования;
– широкое применение философии и ее методов во всех науках;
– методологический плюрализм.
3) Социальная ответственность ученых как фактор определяющей тенденции развития науки.
4) Ответственность ученых:
– профессиональная;
– социальная.
5) Основные причины возрастания ответственности ученых за сделанные ими открытия:
– ускорение внедрения в жизнь научных достижений;
– двойное назначение открытий;
– неоднозначные последствия.
Наличие 1, 2, 4 и 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
План №72: «Наука как форма (область) духовной культуры» (ЕГЭ-2018)
1) Основные формы духовной культуры:
– наука;
– искусство;
– религия;
– мораль.
2) Специфика науки:
– особая система знаний;
– особая система общественных организаций и учреждений;
– особый вид деятельности – система научных исследований.
3) Классификация наук:
– естественнонаучные;
– социально-гуманитарные;
– технические.
4) Основные особенности научного познания:
– стремление к получению новых знаний;
– доказанность;
– объективность;
– непротиворечивость;
– проверяемость.
5) Некоторые функции науки:
– познавательно-объяснительная;
– социально-преобразовательная;
– мировоззренческая;
– производственная.
Наличие 1, 2, 3 и 5 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
План №73: «Наука и ее связь с другими областями духовной культуры» (ЕГЭ-2017)
1) Наука как важнейший элемент духовной культуры.
2) Специфика науки:
– особая система знаний;
– особая система общественных организаций и учреждений;
– особый вид деятельности – система научных исследований.
3) Связь науки и искусства:
– наука способствует появлению новых видов искусства;
– являются формами познания мира;
– наука создает новые средства, технологии и новую реальность в искусстве.
4) Связь науки и образования:
– наука разрабатывает методологию обучения;
– образование способствует формированию научной картины мира;
– наука разрабатывает новые технологии и средства обучения.
– образование готовит кадры для научной сферы.
5) Связь науки и других форм духовной культуры:
– наука и мораль;
– наука и философия;
– наука и религия.
Наличие любых двух из 2, 3 и 4 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
ЕГЭ Обществознание Задание 28. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА (сложные планы: примеры, образцы). Помощь в выполнении одного из самых трудных заданий — составлению сложного плана по курсу обществознания. Чтобы успешно выполнить это задание, нужно уметь в структурированном виде изложить, представить ключевые содержательные темы, выделив основные логические единицы.
Представлены примерные образцы планов, охватывающие раздел «ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА». Ориентируясь на представленные образцы, учащиеся смогут разобраться в структуре материала, составить собственные планы. Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах. Наличие любых двух из 2, 3, 4, 5, 6 пунктов плана в данной или близкой по смыслу формулировке позволит раскрыть содержание темы «Задание 28. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА» по существу.
Смотреть ВСЕ РАЗДЕЛЫ задания 28 ЕГЭ Обществознание
1. План темы «Духовная культура и её роль в жизни общества»
- Понятие о духовной культуре. / Духовная культура — совокупность продуктов и результатов духовной деятельности.
- Основные тенденции в развитии культуры:
- а) преемственность культурных традиций;
- б) новаторство и обновление культуры.
- Основные функции культуры:
- а) гуманистическая функция («возделывание, взращивание духа»);
- б) функция трансляции социального опыта (сохранение и передача социальной памяти поколений);
- в) познавательная (гносеологическая) функция (постижение явлений и объектов материального мира);
- г) регулятивная (нормативная) функция (определение (регулирование) различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей);
- д) целеполагающая, ценностная функция (формирование эталонных, идеализированных ценностей, идеалов, которые выполняют роль стимулов и целей в жизнедеятельности человека);
- е) семиотическая или знаковая функция (культура обладает набором знаков, символов, например, язык).
- Основные структурные элементы культуры:
- а) понятия и взаимосвязи между ними;
- б) ценности и идеалы;
- в) нравственные принципы;
- г) правила и нормы.
- Формы культуры:
- а) традиционная культура;
- б) элитарная культура;
- в) массовая культура;
- г) экранная культура.
- Элементы (универсальные феномены) культуры:
- а) наука;
- б) религия;
- в) мораль;
- г) образование.
- Многообразие и диалог культур в современном мире.
- Специфика духовной жизни в современной России.
2. План темы «Наука и её роль в жизни общества»
- Наука как специфическая форма культуры и социальный институт. / Наука — сфера деятельности, направленная на добывание и осмысление знаний. / Наука — совокупность структур и методов организованной познавательной деятельности.
- Структурные элементы науки:
- а) систематизированные объективные и структурированные знания об окружающем мире;
- б) социальный институт, состоящий из системы научно-исследовательских центров, учреждений, объединений;
- в) общность людей, целенаправленно осуществляющих познавательную деятельность, научное сообщество.
- Особенности науки как формы духовной культуры общества:
- а) объективность;
- б) рационализм;
- в) системность и упорядоченность;
- г) проверяемость (верифицируемость);
- д) особый язык и особая подготовка.
- Основные функции науки:
- а) познавательно-объяснительная (познание и объяснение устройства мира);
- б) мировоззренческая (выстраивание целостной системы знаний о мире);
- в) познавательная (гносеологическая) функция (постижение явлений и объектов материального мира);
- г) прогностическая (составление прогнозов о последствиях изменений окружающего мира);
- д) социальная (воздействие на условия жизни людей, характер труда, систему общественных отношений);
- е) производственная (непосредственная производительная сила).
- Уровни науки: научных исследований:
- а) фундаментальная наука; фундаментальные научные исследования;
- б) прикладные исследования и опытно-конструкторские разработки, прикладные научные исследования.
- в) НИОКР — научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
- Классификация наук:
- а) точные;
- б) естественные;
- в) социально-гуманитарные.
- Наука и научные революции, научно-технический прогресс.
- Этика науки и ответственность учёных перед обществом в современном мире. Нравственная ответственность учёных за результаты научных исследований.
- Проблемы развития науки в современной РФ.
3. План темы «Современная наука и ответственность учёных»
- Современная наука — непосредственная производительная сила общества.
- Специфика современной науки:
- а) возросшие возможности воздействия на природу и общество;
- б) сложный технический и технологическим потенциал;
- в) непосредственное воздействие на образ жизни и характер труда людей;
- г) возможность изучения микро и макромиров.
- Основные направления научно-технического прогресса:
- а) исследование космического пространства;
- б) генная инженерия и биотехнологии (создание органических веществ с заранее заданными свойствами);
- в) исследования в области создания новых видов топлива и энергии;
- г) изучение возможностей и перспектив искусственного интеллекта.
- Факторы возрастания ответственности учёных за проводимые ими исследования:
- а) двойное назначение ряда изобретений (создание новых видов оружия массового поражения);
- б) нравственная неоднозначность ряда исследований (клонирование живых организмов);
- в) негативное, пагубное воздействие ряда научных исследований на природу;
- Необходимость сохранения гуманистической сущности науки.
- Образование как социальный институт. / Образование — ключевой фактор трансляции и преумножения социального опыта.
- Основные принципы современного российского образования:
- а) гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, право личности на свободное развитие;
- б) единство федерального образования при праве на своеобразие образования нацйональных и региональных культур;
- в) общедоступность образования и адаптивность системы образования к потребностям обучаемых;
- г) светский характер образования в государственных учреждениях;
- д) свобода и плюрализм в образовании;
- е) демократический, государственно-общественный характер управления, самостоятельность образовательных учреждений.
- Функции образования:
- а) освоение подрастающим поколением актуальной системы знаний;
- б) усвоение базовых социальных ценностей и ориентиров, воспитание нравственных качеств;
- в) формирование практических и познавательных умений, навыков, компетенций, развитие мышления и речи;
- г) обеспечение потребностей национальной экономики в кадрах;
- д) формирование гражданской идентичности и патриотических чувств.
- Основные тенденции в развитии образования:
- а) гуманизация (учёт индивидуальных духовных запросов и потребностей участников образовательного процесса);
- б) интернационализация (сближение национальных образовательных систем, формирование единого глобального образовательного пространства);
- в) гуманитаризация (возрастание роли и значимости социальных и гуманитарных учебных дисциплин);
- г) компьютеризация (информатизация образования).
- Система образования и её элементы:
- а) дошкольное образование как часть общего образования;
- б) основное и среднее общее образование;
- в) среднее специальное образование;
- г) высшее профессиональное образование;
- д) дополнительное образование для детей и взрослых.
- Основные направления модернизации российского образования.
- Непрерывное образование, вариативность, индивидуальная образовательная траектория — необходимость успешности личности в современном обществе.
5. План темы «Религия и её роль в жизни общества»
- Религия как универсальная форма культуры. / Сущность религии и религиозных верований
- Характерные признаки религии:
- а) вера в сверхъестественное;
- б) признание теоцентрической картины мира;
- в) идея креационизма (сотворённости мира высшими силами);
- г) иррационализм и мистицизм.
- Структурные элементы религии:
- а) взгляды на мир, которые основываются на вере в Бога, божества, духов, призраков и других сверхъестественных существ, сотворивших всё на Земле и самого человека;
- б) действия, составляющие культ, в котором религиозный человек выражает своё отношение к потусторонним силам и вступает с ними в отношения через молитву, жертвоприношение и т.п.;
- в) нормы и правила поведения, которым должен следовать человек в своей повседневной жизни;
- г) объединение верующих людей в одну организацию (конфессию, церковь).
- Функции религии:
- а) мировоззренческая (формирование целостной картины мира);
- б) нормативная (регулирование социальных отношений и поведения людей);
- в) компенсаторная (поддержка и утешение людей в тяжёлые психологические моменты их жизни);
- г) коммуникативная (содействие общению и коммуникации между людьми).
- Классификация религий:
- а) ранние архаические религиозные взгляды (тотемизм, анимизм, шаманизм и т.д.);
- б) национальные религии (зороастризм, индуизм, иудаизм и пр.);
- в) мировые религии (буддизм, христианство, ислам).
- Религии и конфессии в современном мире.
- Религиозное сознание и свобода совести.
6. План темы «Искусство в духовной жизни общества»
- Искусство как особая форма духовной культуры. / Искусство -способ познания мира посредством художественных образов.
- Характерные признаки искусства:
- а) эмоциональность и чувственность;
- б) символизм;
- в) субъективизм;
- г) образность и наглядность.
- Важнейшие функции искусства:
- а) гедонистическая (доставляет человеку радость);
- б) компенсаторная (восполняет человеку неудовлетворённость реальной жизнью);
- в) коммуникативная (является средством общения в пространстве культуры);
- г) эстетическая (преобразование мира на основе красоты);
- д) воспитательная (формирование нравственных и эстетических качеств личности);
- е) познавательная (формирует художественную, эстетическую картину мира).
- Основные виды искусства:
- а) искусство слова (литература);
- б) искусство звука (музыка);
- в) искусство цвета (живопись);
- г) искусство жеста (танец, пантомима);
- д) синтетические искусства (театр, кино).
- Универсальное и национальное в развитии искусства.
- Специфика искусства в информационном обществе: возникновение новых видов искусства.
7. План темы «Мораль — как система духовных ценностей и норм»
- Мораль как особая форма духовной культуры. / Мораль — совокупность одобренных общественных мнением норм.
- Важнейшие аспекты (стороны) морали:
- а) познавательный (формирование нравственной картины мира);
- б) оценочный (оценка социальных явлений и поступков людей с позиции добра и зла);
- в) регулятивный (совокупность норм, обеспеченных общественным мнением).
- Основные функции морали:
- а) ценностно-аксиологическая (формирование ценностных установок личности и группы);
- б) нормативно-оценочная (оценивание поступков людей с позиции добра и зла);
- в) регулятивная (регулирование поведенческих образцов, стандартов);
- г) познавательная (формирование в сознании людей понимания добра и зла);
- д) коммуникативная (выстраивание общения с людьми, близкими по нравственным ориентирам и установкам) и др.
- Основные категории морали:
- а) добро и зло;
- б) долг и совесть;
- в) справедливость;
- г) честь и достоинство;
- д) счастье.
- Универсальные и конкретно-исторические элементы и ценности морали.
- Трансляция моральных императивов из поколения в поколение как основа воспроизводства общества.
- Золотое правило нравственности — универсальный закон жизни человека в обществе.
8. План темы «Философия и её роль в духовной жизни общества»
- Философия как особая форма духовной культуры. / Философия — особая форма духовного освоения человеком окружающего мира.
- Области философского знания:
- а) онтология (знание о сущем, о бытии);
- б) гносеология (учение о познании);
- в) философская антропология (учение о человеке);
- г) социальная философия (учение об обществе).
- Назначение философии в обществе:
- а) формирование методологических основ познавательной деятельности;
- б) поиск ответов на основополагающие вопросы бытия человека и общества.
- Общее и различное между философией и наукой:
- а) предмет исследования;
- б) методы исследования.
- Идеализм и материализм — основные направления в философском поиске.
- Актуальность философского поиска в современном мире.
Вы смотрели: ЕГЭ Обществознание Задание 28. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА (планы). Помощь в выполнении одного из самых трудных заданий — составлению сложного плана по курсу обществознания.
Смотреть ВСЕ РАЗДЕЛЫ задания 28 ЕГЭ Обществознание
План по обществознанию «Наука»
- 06.11.2016
План по теме «Наука»
- Планы по другим темам смотри здесь
1. Понятие науки как формы духовной деятельности людей.
2. История развития науки.
3. Классификация наук по объекту изучения:
- точные науки;
- технические науки;
- естественные науки;
- общественные науки;
- гуманитарные науки.
4. Классификация наук по направленности:
- фундаментальные;
- прикладные.
5. Функции науки:
- культурно-мировоззренческая;
- познавательно-объяснительная;
- прогностическая.
6. Роль науки в современном мире.