Как автор определяет сущность науки? Найдите и выпишите из текста любые три определения понятия наука.
Прочитайте текст и выполните задания 21—24.
<…> Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.
Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.
Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т. е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.
Предмет науки влияет на ее методы, т. е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т. е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т. е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом <…>
(Спиркин А.Г.)
Задание 21 № 1324
Как автор определяет
сущность науки? Найдите и выпишите из текста любые два определения понятия
наука. Сформулируйте собственное определение этого понятия, опирающееся на знание
курса.
Прочитайте текст и
выполните задания С1-С4.
Наука
и научное познание.
<…> Наука — это
исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на
познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство,
которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и
систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории,
фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.
Наука — это
одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая
деятельность на их основе.
Для всякого научного
познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется.
Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а
ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод
исследования.
Качественное
многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый
характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная
наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей.
Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и
виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек. По своему
предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и
способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные
общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа
социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает
комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и
природы, и общества, и мышления.
Предмет науки влияет на
ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных
науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в
общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в
достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания
характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например,
биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными
логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также
системный и вероятностный подходы и многое другое. В каждой науке различаются
эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений
и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического
материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах;
основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей
проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в
общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в
формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в
целом <…>
(Спиркин
А.Г.)
Пояснение.
Правильный ответ должен
содержать следующие элементы:
1) Даны авторские
определения, например:
— Наука — это исторически сложившаяся
форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной
действительности;
— Наука — такое духовное производство,
которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и
систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории,
фундаментальные и частные законы, а также методы исследования;
— Наука — это одновременно и система
знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
2) Сформулировано
собственное определение, допустим:
— Наука — совокупность организаций,
учреждений и ученых, занимающихся изучением предметов и явлений объективного
мира.
Задание 21 № 473
Какие два определения
познания дают авторы?
Прочитайте текст и
выполните задания С1-С4.
Человек не может существовать
в мире, не научившись в нем ориентироваться. Ориентация зависит от способности
людей адекватно постигать мир, соотнося знания о мире и знания о себе. Поэтому
вопрос познания является одним из самых философских.
Познание в первом
приближении можно определить как совокупность процессов, обеспечивающих
человеку возможность получать, перерабатывать и использовать информацию о мире
и о себе.
Те явления или
процессы, на которые направлена познавательная активность людей, принято
называть объектом познания. Тот, кто осуществляет познавательную деятельность,
обретает статус субъекта познания. Субъектом познания может быть индивид,
группа, общество в целом.
Таким образом, познание
— это специфическая форма взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной
целью которого является получение истины, обеспечивающей освоение объекта с
учетом потребностей субъекта…
Отсюда необходимость
исследовать механизм взаимосвязи, который возникает между получающим знание
субъектом и объектом как источником знания, между субъектом и знанием, между
знанием и объектом…
При рассмотрении
проблемы взаимосвязи между субъектом и знанием возникает комплекс вопросов.
Отчасти они возникают в связи с освоением субъектом уже наработанного знания
(монографии, схемы, формулы, таблицы и т.п.). Освоение готового знания имеет
свою специфику, и последняя задает субъекту познания свои «правила игры».
Кроме того, в отношении
между субъектом и знанием возникает проблема оценки знаний со стороны субъекта,
определения их адекватности, полноты, достаточности для решения конкретной
проблемной ситуации.
И наконец, есть свои
проблемы и в отношении между знанием и объектом как источником этого знания.
Это вопросы истины знания, ее критерия. Всякое знание всегда есть знание о
конкретном объекте. В связи с этим возникает вопрос о достаточности оснований
для осуществления перехода от «смутного» восприятия объекта к рациональным
выводам относительно объекта, переход от субъективного к объективному.
(И,И,
Калькой, Ю.А. Сандулов)
Пояснение.
Правильный ответ должен
содержать следующие определения:
1) совокупность
процессов, обеспечивающих человеку возможность получать, перерабатывать и
использовать информацию о мире и о себе;
2) специфическая форма
взаимодействия субъекта и объекта познания, конечной целью которого является
получение истины, обеспечивающей освоение объекта с учетом потребностей
субъекта.
Задание 21 № 1842
С1. Какой процесс
происходит в современной науке? Чем он обусловлен?
Прочитайте текст и
выполните задания С1—С4.
Развитие современной
науки показывает также все с большей глубиной диалектический характер
естественных и общественных явлений, диалектическую взаимосвязь противоречивых
понятий. Современная математика показывает диалектическое единство
непрерывности и прерывности, теория относительности показывает тесную
диалектическую взаимосвязь между пространством и временем, массой и энергией,
квантовая физика — взаимосвязь между волной и частицей, между веществом и
полем, биология — взаимосвязь между организмом и средой и т.д. И эти факторы
указывают на процесс синтеза в науке, обусловленного материальным единством и
диалектическим характером мира.
Оказывается, что
различные понятия и области вовсе не изолированы друг от друга какой-то резкой
границей, а переплетаются друг с другом, пронизывают друг друга; они находятся
в определенной функциональной связи друг с другом, что одно вытекает из другого
как причина и следствие. Метафизический способ мышления ошибочно предполагает,
что, например, необходимость радикально отличается от случайности, пространство
— от времени и т.д., то есть что противоречия не являются функцией другого
противоречия, а что оба они независимы друг от друга. Так мир рассекается
метафизикой на массу не связанных друг с другом частей. В противоположность
метафизике диалектика показывает, что все понятия взаимно обосновывают друг
друга и находятся в определенной функциональной взаимозависимости, которую и
необходимо вскрыть. (…)
Важной вехой в деле
объединения наук является создание кибернетики. (…) Такие понятия
кибернетики, как управление, связь, информация, обратная связь и другие,
пригодны как для теории математических машин, так и для биологии,
нейрофизиологии, психологии, языкознания, политической экономии и социологии.
(…)
Огромная сложность и
необозримость научных сведений вынудили создавать машины для обработки
информации, которые «удлиняют» перегруженный человеческий мозг. Можно полагать,
что эти машины помогут созданию единого научного языка, координированию
информации из различных отраслей науки, будут содействовать в деле контроля
логической точности исходных тезисов путем обнаружения и исключения ошибочных
результатов. (…)
Синтез наук является
незаконченным, открытым процессом. Наука — это не готовая, закрытая система.
Новые факты каждый раз нарушают систему науки, вы¬являют новые противоречия.
Однако это не означает, что нельзя стремиться к более тесному объединению
данных систем отдельных наук. Процесс объединения можно закончить относительно
как определенный этап развития, который поднимет науку на новую, качественно
более высокую ступень.
(И.
Земан.)
Пояснение.
Правильный ответ должен
содержать следующие элементы:
1. Указан процесс,
происходящий в современно науке.
В современной науке
происходит процесс синтеза
2. Дано объяснение его
обусловленности.
Процесс синтеза
обусловлен материальным единством и диалектическим характером мира.
Допускаются иные
формулировки ответа, не искажающие его смысла.
Задание 21 № 5016
Приведите содержащиеся
в тексте четыре авторских определения понятия «наука».
Прочитайте
текст и выполните задания С1-С4.
Кто-то из крупных
физиков, отвечая на вопрос, что такое наука, определил её как возможность
любознательного индивида удовлетворить своё частное любопытство за общественный
счёт.
Этот смешной ответ в
целом весьма точен, так как содержит важное для понимания науки слово
«любознательность». Конечно, современная наука — это сложнейшая
институциональная форма деятельности, требующая громадных исследовательских
коллективов, дорогостоящего оборудования и т. д., и т. п. Однако в основе её
лежит естественное, присущее уже дикарю, стремление человека узнать нечто
такое, что нужно или хочется знать людям, получить полезную информацию о мире,
в котором мы живём. Иными словами, наука есть познание человеком мира в его
многообразных проявлениях (включая сюда самого человека как частицу окружающей
и охватывающей нас реальности). Однако это определение не является достаточным,
поскольку познание — чрезвычайно сложная форма отношения человека к
миру, которая не сводится к науке.
Дело в том, что
наука — далеко не единственный источник необходимых нам знаний.
Соответственно не каждый человек, стремящийся обрести эти знания, может
считаться учёным. Существует несколько необходимых условий, при которых
познавательное отношение к миру обретает форму собственно научного познания.
Начнем с банальностей.
Всем ясно, что наука выступает как специализированная деятельность по
производству знаний. Поэтому получение научных знаний требует применения особых
навыков и умений.
Поэтому никому не
придёт в голову считать учёными учеников средней школы или студентов, которые
вступают в познавательное отношение к действительности, усваивая готовую
информацию из уст педагога, а не вырабатывая её самостоятельно. Более того, сам
педагог не может считаться учёным, если занят лишь трансляцией чужих открытий.
И всё же, характеризуя
науку как специализированное познание действительности, мы делаем лишь первый
шаг к пониманию этого явления.
Знание становится
научным лишь тогда, когда объектом познания становятся не единичные события, а
некоторые законы, т. е. существенные, необходимые, регулярно воспроизводимые
связи между отдельными явлениями окружающего и охватывающего нас мира.
Наука стремится
раскрыть все свойства мира, «правила его поведения», которые в отличие от
правил этикета или дорожного движения даны нам принудительно, навязаны нашему
сознанию. Сознание, решившее «покапризничать» в сферах фундаментальной науки,
может лишь исказить подлинную картину вещей — и в этом случае наука
станет бесполезной людям. Соответственно способом существования науки является
поиск истин — таких знаний, содержание которых «защищено» от
присущей человеку свободы воли. «Диктатура фактов», несовместимость истины и
заблуждения
— такова
главная идея науки.
(по К. Х. Момджяну)
Пояснение.
1) возможность любознательного
индивида удовлетворить своё частное любопытство за общественный
счёт;
2) сложнейшая институциональная
форма деятельности, требующая громадных исследовательских
коллективов, дорогостоящего оборудования;
3) познание человеком
мира в его многообразных проявлениях;
4) специализированная
деятельность по производству знаний.
Задание 21 № 5277
Какой способ познания
мира автор называет «здравым смыслом»? Основываясь на тексте, объясните
его роль в познании.
Прочитайте
текст и выполните задания С1-С4.
Большинство
представлений, лежащих в основе повседневной жизни, состоит из того, что
называется «здравым смыслом». Этот термин относится к нашей рабочей концепции
реальности.
В результате
длительного опыта ряда поколений сложились популярные представления, которые
выжили, поскольку оказались полезными в повседневной жизни. Хотя такие знания
не точны и иногда совершенно необоснованны, мы обычно считаемся со здравым
смыслом.
Различие между здравым
смыслом и научным знанием только в степени… Чем точнее объяснения, тем полезнее
они в формировании суждений и в планировании действий. Наука включает в себя всё
лучшее, что люди смогли ясно сформулировать и подтвердить эмпирически. Но это
знание далеко несовершенно и является объектом постоянных уточнений. Научное
исследование может рассматриваться как тип деятельности, постепенно
развивающийся в попытках людей найти более эффективные способы преодоления
трудностей.
Разумеется, многие
закономерности природы были поняты интуитивно задолго до того, как учёные
сформулировали свои принципы. Мыло было изобретено прежде, чем появилась теория
ионов, и отбор домашних животных на племя проводился задолго до того, как
Мендель сформулировал законы генетики. Когда люди пытаются внести улучшения в
практику, основанную на обыденных представлениях, здравого смысла оказывается
недостаточно, возникает потребность в научном знании.
…Здравый смысл не
всегда мудр, ибо в нём нет различия между аккумулированной мудростью веков,
ходячими предрассудками и местными суевериями… Многие обыденные представления
противоречивы. Утверждение «разлука любовь бережет» правдоподобно не менее, чем
«с глаз долой — из сердца вон». Эти наблюдения наводят на мысль, что требуется
нечто большее, чем просто здравый смысл.
Т.
Шибутани
Пояснение.
Правильный ответ должен
содержать следующие элементы:
1) способ познания:
жизненная практика, «большинство представлений, лежащих в основе повседневной
жизни»;
2) роль жизненной
практики:
«В результате длительного опыта ряда
поколений сложились популярные представления, которые выжили, поскольку
оказались полезными в повседневной жизни».
Задание 21 № 9056
Какое заблуждение
развенчал автор? Какие причины этого заблуждения он назвал? (Укажите две
причины.)
B наше время нетрудно
впасть в ошибку, отождествляя познание вообще с познанием только научным (или
даже с тем, что принято считать научным) и отбрасывая все остальные виды знания
или рассматривая их лишь в той мере, в кото-
рой они могут быть
уподоблены научному знанию. Это объясняется современной своеобразной
общественной атмосферой, культом науки, присущим современному обществу и
существующим невзирая на возрастающую критику издержек научно-технического
прогресса и даже параллельно с ней. Развитие наук не просто открыло множество
фактов, свойств, законов, установило множество истин — выработался
специфический тип мышления. Но смешивать знание вообще с его научной
формой — глубокое заблуждение. В повседневной жизни не все проблемы,
встающие перед человеком и обществом, требуют непременного обращения к науке:
книга жизни открыта не только глазам учёного, она открыта всем, кто способен
воспринимать вещи, чувствовать и думать.
Если исходить из того,
что основой всякого знания является опыт в самом широком смысле слова, то виды
человеческого знания различают в первую очередь потому, на опыте какого
характера они основаны.
Имеет смысл
разграничить «пассивное» знание читателя художественного произведения или
студента, записывающего лекцию, от знания авторского, знания
творца — будь то учёный, художник или религиозный подвижник. (Хотя и
в первом случае не исключён элемент творчества; говорят, что гениальному
писателю нужен и гениальный читатель.) «Авторское» знание наиболее ярко
различается по типу, прежде всего по характеру личной склонности… Впрочем,
для выдающихся творческих личностей характерна и гармония познавательных
способностей.
Житейское познание и
знание основывается прежде всего на наблюдении и смекалке, оно носит
эмпирический характер и лучше согласовывается с общепризнанным жизненным опытом,
чем с абстрактными научными построениями.
Значимость житейского
знания в качестве предшественника иных форм знания не следует преуменьшать:
здравый смысл оказывается нередко тоньше и проницательнее, чем ум иного
учёного… Базирующееся на здравом смысле и обыденном сознании, такое знание
является важной ориентировочной основой повседневного поведения людей, их
взаимоотношений между собой и с природой. Здесь его общая точка с наукой. Эта
форма знания развивается и обогащается по мере прогресса научного и художественного
познания; она тесно связана с «языком» человеческой
культуры в целом,
которая складывается на основе серьёзной теоретической работы в процессе
всемирно-исторического человеческого развития. Как правило, житейские знания
сводятся к констатации фактов и их описанию.
(А.
Г. Спиркин)
Пояснение.
Правильный ответ должен
содержать следующие элементы:
1) заблуждение:
отождествление познания вообще исключительно c научным познанием;
2) причины:
— культ науки,
присущий современному обществу;
— наличие
специфического типа мышления.
Элементы ответа могут
быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках
Как автор определяет сущность науки? Найдите и выпишите из текста любые три определения понятия наука.
Прочитайте текст и выполните задание
<…> Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.
Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.
Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т.е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.
Предмет науки влияет на ее методы, т.е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое. В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т.е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом <…>
(Спиркин А.Г.)
Ответ:
Правильный ответ должен содержать следующие элементы:
Даны авторские определения, например:
— Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности;
— Наука — такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования;
— Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
- Главная
-
Обществознание
-
Анализ текстовой информации
-
Блок: Человек и Общество
21. Анализ текстовой информации
Формат ответа: цифра или несколько цифр, слово или несколько слов. Вопросы на соответствие «буква» — «цифра» должны записываться как несколько цифр. Между словами и цифрами не должно быть пробелов или других знаков.
Примеры ответов: 7 или здесьисейчас или 3514
Раскрыть
Скрыть
1. Прочитайте текст и выполните задания 21 – 24
Портрет традиционного общества
Все разновидности традиционной цивилизации, возникавшие на основе аграрной революции, имеют некоторые общие черты. В них преобладают: хозяйствование на основе эмпирически найденных технологий и рутинных производственных навыков; использование ремесленных орудий труда, приводившихся в движение главным образом за счет физической силы и мастерства работников производства; земледелие и земледельческая община; незначительность накоплений и непроизводительное их расходование; государственная собственность при второстепенной роли частной; авторитарный, деспотический режим, раболепие низших слоев перед высшими; строгий моральный стандарт, религиозно-нравственные ценности, ориентировавшие общинников на соблюдение интересов общины и божественное спасение; общая застойность и социально-экономическая стабильность.
Социальной основой традиционной цивилизации была сельская община, которая дополнялась государственной организацией. Коллектив общинников традиционно владел землей. Община возглавлялась старейшинами. Над общиной находилось государство, которому она выплачивала традиционную ренту-налог. Между государством и общинами поддерживались патриархальные отношения.
Личность в таком обществе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны будет ограничивать человека, с другой — обеспечивать ему защиту и стабильность. Самым суровым наказанием в таком обществе зачастую считалось изгнание из общины. Общество имеет иерархическую структуру, чаще разделено на сословия по политико-правовому принципу.
В самом понимании традиционности как типа общества необходимо отметить ориентированность на воспроизведение в неизменном виде способов человеческой деятельности, взаимодействия, форм общения, организации быта, образцов культуры.
Особенностью традиционного общества является его закрытость для инноваций, крайне медленный характер перемен. Да и сами эти перемены не рассматриваются как ценность. Важнее — стабильность, устойчивость, следование заповедям предков. Всякое новшество рассматривается как угроза существующему миропорядку, и отношение к нему будет крайне настороженное. «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых». Януш Корчак подмечал присущий традиционному обществу догматический образ жизни. «Благоразумие вплоть до полной пассивности, до игнорирования всех прав и правил, не ставших традиционными, не освященных авторитетами, не укоренившихся повторением изо дня в день… Догмой может стать все — и земля, и костел, и отчизна, и добродетель, и грех; может стать наука, общественная и политическая деятельность, богатство, любое противостояние…». Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний из вне, со стороны других обществ и культур. Значительную роль в истории традиционных обществ играет государство, религия.
Безусловно, по мере развития торговых, экономических, военных, политических, культурных и иных контактов между различными странами и народами, подобная «закрытость» будет нарушаться, зачастую весьма мучительным для данных стран путем. Традиционные общества под влиянием развития техники, технологий, обмена, средств общения будут вступать в период модернизации.
(Е. В. Попов)
21. Автор указывает ряд общих черт традиционного общества. С опорой на авторский текст укажите любые четыре черты традиционного общества. Дополните авторский перечень одной из черт традиционного общества, не указанных в тексте.
ответ
21.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Приведены общие черты, например: а) хозяйствование на основе эмпирически найденных технологий и рутинных производственных навыков; б) использование ремесленных орудий труда, приводившихся в движение главным образом за счет физической силы и мастерства работников производства; в) земледелие и земледельческая община, как основа производства и общественной организации; г) государственная собственность при второстепенной роли частной; д) деспотический режим, раболепие низших слоев перед высшими; е) общая застойность и социально-экономическая стабильность. 2) Приведена дополнительная черта традиционного общества, допустим: а) наличие наследуемого социального статуса, низкая социальная мобильность. Могут даваться иные формулировки приведенных черт, приводиться иные дополнительные черты. |
|
Приведены четыре черты по тексту и одна дополнительная. |
2 |
Приведены две-три черты по тексту и одна дополнительная ИЛИ три-четыре черты по тексту, дополнительная черта не приведена ИЛИ правильно приведена одна дополнительная черта, черты по тексту не приведены. |
1 |
Приведены одна черта без приведения дополнительной черты ИЛИ ответ неправильный. |
0 |
Максимальный балл. |
2 |
2. Прочитайте текст и выполните задания 21 – 24
Наука и научное познание
…Наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности, такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования.
Наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе.
Для всякого научного познания существенно наличие того, что исследуется, и то, как оно исследуется. Ответ на вопрос о том, что исследуется, раскрывает природу предмета науки, а ответ на вопрос о том, как осуществляется исследование, раскрывает метод исследования.
Качественное многообразие действительности и общественной практики определило многоплановый характер человеческого мышления, разные области научного знания. Современная наука — чрезвычайно разветвленная совокупность отдельных научных отраслей. Предметом науки является не только внеположный человеку мир, различные формы и виды движения сущего, но и их отражение в сознании, т. е. сам человек. По своему предмету науки делятся на естественно-технические, изучающие законы природы и способы ее освоения и преобразования, и общественные, изучающие различные общественные явления и законы их развития, а также самого человека как существа социального (гуманитарный цикл). Среди общественных наук особое место занимает комплекс философских дисциплин, изучающих наиболее общие законы развития и природы, и общества, и мышления.
Предмет науки влияет на ее методы, т. е. приемы, способы исследования объекта. Так, в естественных науках одним из главных приемов исследования является эксперимент, а в общественных науках — статистика. Вместе с тем границы между науками в достаточной степени условны. Для современного этапа развития научного познания характерно не только появление смежных по предмету дисциплин (например, биофизика), но и взаимное обогащение научных методологий. Общенаучными логическими приемами являются индукция, дедукция, анализ, синтез, а также системный и вероятностный подходы и многое другое.
В каждой науке различаются эмпирический уровень, т.е. накопленный фактический материал — итоги наблюдений и экспериментов, и теоретический уровень, т. е. обобщение эмпирического материала, выраженное в соответствующих теориях, законах и принципах; основанные на фактах научные предположения, гипотезы, нуждающиеся в дальнейшей проверке опытом. Теоретические уровни отдельных наук смыкаются в общетеоретическом, философском объяснении открытых принципов и законов, в формировании мировоззренческих и методологических сторон научного познания в целом…
(Спиркин А.Г.)
21. Как автор определяет сущность науки? Найдите и выпишите из текста любые два определения понятия наука. Сформулируйте собственное определение этого понятия, опирающееся на знание курса.
ответ
21.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) |
Балл |
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) Даны авторские определения, например: а) наука — это исторически сложившаяся форма человеческой деятельности, направленная на познание и преобразование объективной действительности; б) наука — такое духовное производство, которое имеет своим результатом целенаправленно отобранные и систематизированные факты, логически выверенные гипотезы, обобщающие теории, фундаментальные и частные законы, а также методы исследования; в) наука — это одновременно и система знаний, и их духовное производство, и практическая деятельность на их основе. 2) Сформулировано собственное определение, допустим: а) наука — совокупность организаций, учреждений и ученых, занимающихся изучением предметов и явлений объективного мира. Могут быть приведены иные определения. |
|
Даны авторские определения, сформулировано собственное определение. |
2 |
Указаны любые два элемента ответа. |
1 |
Указан любой один элемент ответа ИЛИ ответ неправильный. |
0 |
Максимальный балл. |
2 |
Пора зарегистрироваться!
Так твой прогресс будет сохраняться.
Регистрация
Начало работы
Привет сейчас ты за 5 шагов узнаешь, как пользоваться платформой
Смотреть
Выбери тест
«Выбери тест, предмет и нажми кнопку «Начать решать»
1 / 6
Вкладки
После выбора предмета необходимо выбрать на вкладке задания, варианты ЕГЭ, ОГЭ или другого теста, или теорию
2 / 6
Задания
Решай задания и записывай ответы. После 1-ой попытки
ты сможешь посмотреть решение
3 / 6
Статистика
Сбоку ты можешь посмотреть статистику и прогресс по предмету
4 / 6
Решение
Нажми, чтобы начать решать вариант. Как только ты перейдешь
на страницу, запустится счетчик времени, поэтому подготовь заранее все, что может тебе понадобиться
5 / 6
Отметки
Отмечай те статьи, что прочитал, чтобы было удобнее ориентироваться в оглавлении
6 / 6
Молодец!
Ты прошел обучение! Теперь ты знаешь как пользоваться сайтом
и можешь переходить к решению заданий
Тема
занятия: Научное познание
1.
Повторить (учебник, справочники, текст
лекции, высланный к прошлому занятию):
1.
Научное знание:
-
особенности
научного познания и знания; -
уровни
научного знания; -
методы
научного знания -
классификация
наук
2.
Специфика социального и гуманитарного
знания
2. Выслать (принести) эссе.
3. Знать термины:
Вненаучное
знание, научное знание, обыденное знание,
здравый смыслы, паранаука, религиозное
знание, социальные науки, гуманитарные
науки, естественнонаучное знание,
мифология, эмпирический уровень науки,
теоретический уровень науки, научный
факт, эмпирический закон, теория,
гипотеза, проблема, метод, наблюдение,
эксперимент, абстрагирование, формализация,
конкретно-исторический метод, анализ
и синтез, индукции и дедукция, аналогия,
моделирования, социальный факт.
4. Выполнить задания:
Текст
1. Наука и научное познание.
<…>
Наука — это исторически сложившаяся
форма человеческой деятельности,
направленная на познание и преобразование
объективной действительности, такое
духовное производство, которое имеет
своим результатом целенаправленно
отобранные и систематизированные факты,
логически выверенные гипотезы, обобщающие
теории, фундаментальные и частные
законы, а также методы исследования.
Наука
— это одновременно и система знаний, и
их духовное производство,
и
практическая деятельность на их основе.
Для всякого научного познания существенно
наличие того, что исследуется, и то, как
оно исследуется. Ответ на вопрос о том,
что исследуется, раскрывает природу
предмета науки, а ответ на вопрос о том,
как осуществляется исследование,
раскрывает метод исследования.
Качественное
многообразие действительности и
общественной практики определило
многоплановый характер человеческого
мышления, разные области научного
знания. Современная наука — чрезвычайно
разветвленная совокупность отдельных
научных отраслей. Предметом науки
является не только внеположный человеку
мир, различные формы и виды движения
сущего, но и их отражение в сознании,
т.е. сам человек. По своему предмету
науки делятся на естественно-технические,
изучающие законы природы и способы ее
освоения и преобразования, и общественные,
изучающие различные общественные
явления и законы их развития, а также
самого человека как существа социального
(гуманитарный цикл). Среди общественных
наук особое место занимает комплекс
философских дисциплин, изучающих
наиболее общие законы развития и природы,
и общества, и мышления.
Предмет
науки влияет на ее методы, т.е. приемы,
способы исследования объекта. Так, в
естественных науках одним из главных
приемов исследования является эксперимент,
а в общественных науках — статистика.
Вместе с тем границы между науками в
достаточной степени условны. Для
современного этапа развития научного
познания характерно не только появление
смежных по предмету дисциплин (например,
биофизика), но и взаимное обогащение
научных методологий. Общенаучными
логическими приемами являются индукция,
дедукция, анализ, синтез, а также системный
и вероятностный подходы и многое другое.
В каждой науке различаются эмпирический
уровень, т.е. накопленный фактический
материал — итоги наблюдений и
экспериментов, и теоретический уровень,
т.е. обобщение эмпирического материала,
выраженное в соответствующих теориях,
законах и принципах; основанные на
фактах научные предположения, гипотезы,
нуждающиеся в дальнейшей проверке
опытом. Теоретические уровни отдельных
наук смыкаются в общетеоретическом,
философском объяснении открытых
принципов и законов, в формировании
мировоззренческих и методологических
сторон научного познания в целом <…>
(Спиркин
А.Г.)
C1.
Как
автор определяет сущность науки? Найдите
и выпишите из текста любые два определения
понятия наука. Сформулируйте собственное
определение этого понятия, опирающееся
на знание курса.
С2.
Как
автор определяет предмет и метод науки?
Приведите авторские характеристики
предмета и метода. Опираясь на текст и
знание курса, приведите классификацию
наук в зависимости от предмета
исследования. Приведите пример любой
конкретной науки и изучаемого ею
предмета. (Сначала назовите науку, а
затем изучаемый ею предмет).
C3.
Автор
пишет: «В каждой науке различаются
эмпирический уровень, т.е. накопленный
фактический материал — итоги наблюдений
и экспериментов, и теоретический уровень,
т.е. обобщение эмпирического материала,
выраженное в соответствующих теориях,
законах и принципах; основанные на
фактах научные предположения, гипотезы,
нуждающиеся в дальнейшей проверке
опытом». Опираясь на знание курса,
приведите по два примера знания,
полученного путем эмпирических и
теоретических исследований.
C4.
Автор
пишет об интеграции научного знания,
сближении между собою методов исследования
в разных областях знания, подчеркивая,
что «теоретические уровни отдельных
наук смыкаются в общетеоретическом,
философском объяснении открытых
принципов и законов, в формировании
мировоззренческих и методологических
сторон научного познания в целом».
Только ли интеграция характерна для
современной науки? Сформулируйте свою
точку зрения и приведите два аргумента
в ее обоснование.
Текст
2.
Религия
и наука — два аспекта общественной
жизни, из которых первый был важен с
самого начала известной нам истории
человеческого разума, тогда как второй,
после совсем недолгого существования
у греков и арабов, возродился лишь в XVI
веке и с тех пор оказывает всё более
сильное влияние на идеи и на весь образ
жизни современного человека. Религия
и наука находятся в давнем противоборстве,
но до последнего времени наука неизменно
оказывалась в положении победителя.
Однако возникновение новых религий,
оснащённых благодаря самой науке новыми
возможностями для проповеднической
деятельности, сделало соотношение сил
неясным, поэтому сегодня приходится
снова обращаться к выяснению причин и
истории той войны, которую традиционная
религия вела против науки.
С
помощью наблюдения и рассуждения наука
устанавливает факты и объединяющие эти
факты законы, что позволяет в ряде
случаев успешно предсказывать будущее.
Помимо теоретического аспекта имеется
ещё и основанная на науке техника,
создающая удовольствия и удобства,
которые были невозможны или слишком
дорого стоили в донаучную эпоху. Именно
техника придаёт науке большую значимость,
далее в глазах далёких от неё людей.
С
социальной точки зрения религия
представляет собой более сложное
явление, чем наука. В каждой из великих
исторических религий присутствуют три
элемента: 1) церковь, 2) вера, 3) кодекс
личной морали. Относительная важность
каждого из этих элементов изменялась
с течением времени и была разной у
различных народов. <…> Тем не менее,
все три элемента — пусть в неодинаковых
пропорциях — существенны для религии
как социального феномена. Религия
вступает в конфликт с наукой именно по
той причине, что имеет социальное
значение. Личная религия, не делающая
утверждений, которые наука могла бы
опровергнуть, спокойно существует и в
научную эпоху.
Источником
конфликта между религией и наукой
является различие в убеждениях, однако
острота противоречий обусловлена тем,
что убеждения связаны с церковью и
моральным кодексом. Сомнение в вере
ослабляет авторитет церкви; кроме того,
всегда считалось, что сомнение подрывает
мораль, поскольку моральный долг
выводится именно из убеждений. Поэтому
не только церковные, но и светские власти
имеют основания опасаться революционных
взглядов учёных.
(В.Рассел)
С1.Как
автор характеризует современный этап
конфликта между религией и наукой? Какие
возможности, придающие науке большую
значимость, открывают обществу
теоретический и практический аспекты
науки?
C2. Чем
объясняется важность религии и науки
в жизни общества? Используя текст и
знания обществоведческого курса,
приведите три объяснения.
C3. Назовите
три «великие исторические религии».
Используя знания обществоведческого
курса и личный социальный опыт, приведите
три положения «кодекса личной морали»
любой из названных вами религий (сначала
назовите религию, а затем приведите
соответствующие положения).
C4. Автор
пишет об интеграции научного знания,
сближении между собою методов исследования
в разных областях знания, подчеркивая,
что «теоретические уровни отдельных
наук смыкаются в общетеоретическом,
философском объяснении открытых
принципов и законов, в формировании
мировоззренческих и методологических
сторон научного познания в целом».
Только ли интеграция характерна для
современной науки?
Сформулируйте
свою точку зрения и приведите два
аргумента в ее обоснование
С5.
1. Какой
смысл обществоведы вкладывают в понятие
«научное
знание»?
Привлекая знания обществоведческого
курса, составьте два предложения,
содержащие информацию о научном знании.
2. Какой
смысл обществоведы вкладывают в
понятие «социальное
познание»?
Привлекая знания обществоведческого
курса, составьте два предложения,
содержащие информацию о социальном
познании.
С6.
1.
Назовите два проявления социальной
функции науки и приведите два примера
ее осуществления.
2.
Назовите любые две особенности
эмпирического уровня научного познания
(исследования) и каждую из них
проиллюстрируйте соответствующим
примером.
С7.
1.
Учёный Уильям Уайт поселился в трущобах
одного из американских городов, чтобы
изучить образ жизни итальянских
эмигрантов, населяющих этот район. 18
месяцев он прожил в одной эмигрантской
семье, не раскрывая своих замыслов,
убеждая окружающих, что пишет книгу по
истории этого района. Такой способ сбора
информации получил название включённого
наблюдения. Укажите его отличительный
признак. У этого метода есть свои
сторонники и противники. Приведите по
одному аргументу каждой из сторон.
2.
Основоположник современной аэродинамики
Н.Е. Жуковский, как и его предшественники,
начал наблюдать за полетами птиц,
источником подъемной силы их полетов.
На основе этих наблюдений и специально
поставленных опытов он создал
математическую теорию крыла, научно
обосновал наиболее целесообразные
профили крыльев для летательных
аппаратов. Расчеты и рекомендации
Н.Е.Жуковского полностью оправдались
на практике: крылья и воздушные винты
современных самолетов рассчитываются
по формулам и конструируются на основе
оптимальных профилей, предложенных
ученым. Сущность какого процесса
иллюстрирует приведенный пример? Укажите
три признака, по которым вы это определили?
3.
Как-то А. Эйнштейн с женой посетили
крупную американскую обсерваторию.
Осматривая телескоп, имеющий зеркало
диаметром 2,5 метра, жена ученого
поинтересовалась предназначением столь
грандиозного прибора. Директор пояснил,
что этот инструмент необходим, чтобы
узнать строение Вселенной. «А мой муж
обычно делает это на обороте старого
конверта», — сказала супруга ученого.
О
каких методах научного исследования
идет речь в этом фрагменте. Коротко
охарактеризуйте их.
4.
Учащийся профильного биологического
класса по заданию учителя биологии
осуществил летний исследовательский
проект. Ему было необходимо определить
места гнездований журавля, понаблюдать
и описать процесс выведения т обучения
птенцов, провести окольцовывание птиц
перед их отлетом. Кроме того, ученик,
готовясь к осуществлению проекта,
выдвинул гипотезу исследования, составил
аннотированный список литературы по
проблеме гнездования журавлей,
систематизировал и обобщил выводы.
Какие группы методов использовал ученик
в своем проекте? Укажите их и подтвердите
каждую группу четырьмя примерами,
систематизировав их в виде таблицы:
5.
Внутри нашей планеты очень высокая
температура. Об этом ясно свидетельствуют
извержения вулканов. Причина этого
явления до сих пор непонятна. Учёный
Российской академии наук высказал
предположение о том, что тепло образуется
во внешнем жидком ядре Земли из-за трения
его слоёв, возникающего вследствие
вращения Земли вокруг своей оси.
Какие
два пути (способа) познания отражаются
в данном сообщении? Какие
два
элемента научного знания представлены
в нём?
С8.
Вам
поручено подготовить развернутый ответ
по теме «Современная
наука и ответственность ученых».
Составьте план, в соответствии с которым
вы будете освещать эту тему. План должен
содержать не менее трех пунктов, из
которых два или более детализированы
в подпунктах.
Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
- #
Задание 5 № 4060
Установите соответствие между проявлениями качеств человека и природой этих качеств: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЯВЛЕНИЯ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА |
ПРИРОДА КАЧЕСТВ |
|
A) способность к продолжению рода Б) способность приспосабливаться к условиям природной среды B) способность накапливать знания и трудовые навыки Г) способность видеть цель своих действий Д) способность оценивать себя и других |
1) социальная 2) биологическая |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 5 № 9866
Установите соответствие между примерами и группами качеств человека: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИМЕРЫ |
ГРУППЫ КАЧЕСТВ ЧЕЛОВЕКА |
|
А) У Антона голубые глаза. Б) Рост Петра — 180 см. В) Анна трудолюбива. Г) Катя очень отзывчива. Д) Макару нравится быть в центре внимания окружающих. |
1) биологические 2) социальные |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 4 № 8066
Выберите верные суждения о человеке как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) О человеке как личности говорит его способность к продолжению рода.
2) Человека как личность отличает умение защищаться от врагов.
3) Человеку как личности свойственна способность создавать новые предметы, не имеющие природных аналогов.
4) Человек как личность обладает способностью преобразовывать природную среду.
5) Человек как личность формируется в процессе социализации.
Задание 4 № 4544
Найдите в приведённом ниже списке способности человека, имеющие преимущественно социальную природу, и укажите цифры, под которыми они даны.
1) преобразовывать окружающую среду
2) видеть цель своих действий
3) адаптироваться к природным условиям
4) мыслить
5) производить потомство
6) чередовать периоды активности и отдыха
Задание 4 № 6375
Выберите верные суждения о соотношении биологического и социального в человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Последовательность основных стадий жизни человека, при которой детство сменяется зрелостью, а затем наступает старость, биологически обусловлена.
2) Становление человека как личности связано с приобретением социальных черт и качеств.
3) Человек наследует моральные ценности, также как задатки к определённым видам деятельности.
4) Влияние генетических факторов на развитие способностей человека служит выражением его социальной сущности.
5) Природная предрасположенность человека к тем или иным видам деятельности проявляется в социальных обстоятельствах.
Задание 4 № 38892
Выберите верные суждения о взаимосвязи природы и общества и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Природа и общество — это взаимосвязанные и взаимозависимые компоненты материального мира.
2) Общество и природа исторически сложились и развиваются по единым законам.
3) Природные условия влияют на общественное разделение труда, размещение производительных сил.
4) Степень и характер воздействия общества на природу остаются неизменными на всех этапах общественного развития.
5) Общество, в отличие от природы, является творцом культуры.
Задание 4 № 468
Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) способность к совместной преобразовательной деятельности
2) стремление к самореализации
3) умение приспосабливаться к природным условиям
4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем
5) потребность в воде, пище, отдыхе
Задание 4 № 9949
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Все живые существа обладают способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.
2) Совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни, называют личностью.
3) Индивидуальные потребности человека связаны с конкретными условиями его жизни, особенностями его личности.
4) Свобода человека предполагает неотъемлемую связь с ответственностью за принимаемые решения.
5) К биологическим потребностям человека относят потребности в общении, в труде, жизненном успехе, занятии определённой позиции в обществе и т.п.
Задание 4 № 4507
Найдите в приведённом ниже списке черты человека, обусловленные биологически, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) возрастные и половые различия
2) темперамент
3) особенности нервной системы
4) самооценка
5) опыт
6) особенности мировоззрения
Задание 4 № 8054
Выберите верные суждения о качествах человека как личности и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Качества человека как личности проявляются прежде всего в особенностях мышления и памяти.
2) Человеку как личности прежде всего свойственно приобретение социальных качеств.
3) Человека как личность в первую очередь характеризует протекание процессов психики.
4) Качества человека как личности проявляются прежде всего в его участии в жизни общества.
5) Человека как личность в первую очередь характеризуют унаследованные качества.
Задание 4 № 8951
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовные потребности человека связаны с его биологической сущностью.
2) Индивид — единичный представитель человечества.
3) К социальным потребностям относят потребности в пище, воде, воздухе и др.
4) Свобода человека включает в себя возможность выбора между добром и злом.
5) Личность — совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни.
Задание 4 № 9012
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Каждый человек обладает биологической индивидуальностью.
2) Человеку свойственно наличие мышления и словесной речи.
3) Человек, в отличие от других живых существ, обладает способностью к целенаправленной, в том числе творческой, деятельности.
4) Социальная природа человека проявляется в анатомо-физиологических чертах, строении различных систем и органов, инстинктах и рефлексах.
5) Общественные потребности человека реализуются в его социальных взаимодействиях.
Задание 4 № 9127
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Неповторимые, оригинальные качества человека называют индивидуальностью.
2) Индивидуальные потребности человека всегда совпадают с потребностями общества, в котором он живёт.
3) Естественные потребности человека связаны с его биологической сущностью.
4) Биологическая сущность человека проявляется через способность и готовность к общественно полезному труду и творчеству, сознание и разум, свободу и ответственность.
5) Только человек обладает способностью использовать предметы в процессе получения необходимых благ.
Задание 4 № 9584
Выберите верные суждения о человеке и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Духовная природа человека проявляется в его анатомо-физиологических чертах, инстинктах и рефлексах.
2) К естественным (биологическим) потребностям человека относят потребности в познании окружающего мира, достижении гармонии и красоты; религиозной вере, художественном творчестве и т.п.
3) Деятельность — это специфический способ существования человека.
4) Потребность — это нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
5) Только человек способен сознательно преобразовывать окружающую действительность, создавать необходимые ему ценности.
Задание 4 № 11264
Выберите верные суждения о сознании человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Сознание предполагает способность человека отражать действительность как в чувственных, так и в логических образах.
2) Сознание включает в себя все психические процессы, свойства и состояния человека.
3) Самосознание является одной из сторон сознания, отличающих человека от животных.
4) Эмоции являются одним из компонентов сознания.
5) Поведение человека полностью определяется сознанием.
Задание 4 № 14252
Выберите верные суждения о социализации и её формах и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Социализация — это процесс вхождения индивида в общество, в его структуры и общности.
2) Социализация всегда происходит стихийно.
3) Социализация личности проявляется в усвоении ею культурно-ценностных ориентаций, традиций, предписаний.
4) Социальные связи и отношения человека разнообразны и многозначны, воздействие общностей на человека может быть положительным и отрицательным.
5) К агентам первичной социализации относят СМИ.
Задание 6 № 4399
Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими особенности биологической составляющей человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) инстинктивные реакции на воздействие среды
2) использование предметов, данных природой
3) стремление понять окружающий мир
4) генетически обусловленные модели поведения
5) общение с помощью членораздельной речи
6) способность к целеполаганию
Задание 6 № 23700
Представьте, что Вы помогаете учителю оформить презентацию к уроку обществознания по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Один из слайдов называется «Черты сходства человека с другими живыми существами». Что из перечисленного Вы включили бы в этот слайд? Запишите цифры, под которыми указаны эти черты.
1) инстинктивные реакции на воздействие среды
2) осознанная постановка цели
3) использование природных материалов
4) наличие словесной речи
5) забота о потомстве
6) стремление понять закономерности развития природы и общества
Задание 6 № 5011
Найдите в приведённом ниже списке социальные характеристики человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) сознание
2) инстинкты
3) мировоззрение
4) наличие психики
5) проявление эмоций
6) способность к преобразовательной деятельности
Задание 6 № 9418
Знакомые характеризовали Виталия как незаурядную личность. Какие из приведённых ниже качеств могли стать основой этой характеристики? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) высокий рост
2) интерес к садоводству
3) педагогический талант
4) голубые глаза
5) светлые волосы
6) любовь к путешествиям
Задание 6 № 9895
Ларисе 17 лет. Найдите в приведённом ниже списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Рост Ларисы ниже среднего.
2) Лариса — честный человек.
3) У Ларисы светлые волосы и зелёные глаза.
4) Лариса добрая и отзывчивая.
5) Лариса — внешне привлекательная девушка.
6) Лариса дружит со многими своими одноклассниками.
Задание 6 № 3731
Иван выполнял задание по теме: «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Он выписывал из учебника черты, свойственные человеку. Какие из них отражают специфику социальной природы человека, в отличие от животного? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование предметов, данных природой
2) способность к целеполаганию
3) забота о потомстве
4) приспособление к условиям окружающей среды
5) стремление понять окружающий мир
6) общение с помощью членораздельной речи
Задание 6 № 4175
Представьте, что Вы помогаете учителю классифицировать карточки перед зачётом по теме «Человек как результат биологической и социокультурной эволюции». Соберите все карточки с признаками, отражающими специфику социальной природы человека. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) использование предметов, данных природой
2) стремление объяснить законы природы
3) продолжение рода
4) общение с помощью членораздельной речи
5) приспособление к условиям окружающей среды
6) способность к мышлению
Задание 6 № 24367
Зинаиде 35 лет. Она мать двоих детей. Найдите в приведённом списке её черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Рост Зинаиды – 158 см.
2) У Зинаиды, как и у её мамы, русые волосы и голубые глаза.
3) Зинаида добрая и отзывчивая.
4) У Зинаиды, как и у всех её родственников, абсолютный музыкальный слух.
5) Зинаида благожелательно относится к окружающим людям.
6) Зинаида – ответственный работник.
Задание 6 № 5882
Кириллу 16 лет. Найдите в приведённом списке социальные характеристики Кирилла. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) У Кирилла светлые волосы и голубые глаза.
2) Рост Кирилла — 180 см.
3) Кирилл помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.
4) Кирилл — сангвиник по темпераменту.
5) Кирилл — добрый и отзывчивый человек.
6) Кирилл хорошо учится в школе.
Задание 6 № 5201
Алине 22 года. Найдите в приведённом списке черты (качества), имеющие социальный характер. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Алина добрая и отзывчивая.
2) Алина — внешне привлекательная девушка.
3) Алина — дисциплинированный работник.
4) Алина благожелательно относится к коллегам.
5) Алина аккуратная, дома у неё порядок.
6) У Алины светлые волосы и голубые глаза.
Задание 6 № 8985
Ивану 17 лет. Найдите в приведённом списке черты, характеризующие Ивана как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) У Ивана светлые волосы и голубые глаза.
2) Рост Ивана — 180 см.
3) Иван помогает родителям ухаживать за больной бабушкой.
4) Иван занимается лёгкой атлетикой, серьёзно относится к тренировкам.
5) Иван — добрый и отзывчивый человек.
6) Иван хорошо учится в школе, он интересуется биологией и химией.
Раздел кодификатора ФИПИ: 1.1 Природное и общественное в человеке
Задание 6 № 9614
Илье Анатольевичу 36 лет. Найдите в приведённом ниже списке черты, характеризующие Илью Анатольевича как личность. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Илья Анатольевич работает в гимназии учителем истории и обществознания.
2) Илья Анатольевич — добрый и отзывчивый, у него много друзей.
3) Илья Анатольевич — честный и принципиальный человек.
4) У Ильи Анатольевича тёмные волосы и серые глаза.
5) Рост Ильи Анатольевича — 180 см.
6) Илья Анатольевич легко переносит физические нагрузки.
Задание 5 № 10288
Установите соответствие между характеристиками и типами мировоззрений, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
ТИП МИРОВОЗЗРЕНИЯ |
|
А) опирается на здравый смысл Б) истинные причины многих явлений объясняются при помощи фантастических предположений, без учёта причинно-следственных связей В) опирается прежде всего на логику и доказательность Г) оформляется стихийно, в процессе житейского опыта Д) характерными чертами являются системность, высокая степень обобщения |
1) обыденное 2) научное 3) мифологическое |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 4 № 35989
Выберите верные суждения о мировоззрении и его видах и запишите цифры, под которыми они указаны
1) Мировоззрение связано с определенной картиной мира.
2) Мировоззрение – это преобразование человеком окружающего мира в соответствии с поставленными целями.
3) Мировоззрение проявляется в поступках человека.
4) Религиозное мировоззрение формируется стихийно на основе опыта практической деятельности человека.
5) Научное мировоззрение включает обобщённые результаты научного познания.
Задание 4 № 10258
Выберите верные суждения о мировоззрении человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Мировоззрение человека заключается в осознании себя через своё отношение к отдельным предметам и людям.
2) Ранней формой мировоззрения являлось мифологическое мировоззрение.
3) Компонентами мировоззрения являются нормы и ценности.
4) Философское мировоззрение основано на вере в существование сверхъестественного.
5) Обыденное мировоззрение формируется стихийно, в процессе житейского опыта.
Задание 4 № 10461
Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Мировоззрение включает в себя систему взглядов, понятий и представлений об окружающем мире.
2) Мировоззрение всегда тесно связано с переживаемыми обществом стадиями развития.
3) Процесс формирования мировоззрения всегда носит осознанный характер.
4) Мировоззрение дает человеку ориентиры и цели для его практической деятельности.
5) Понятие «мировоззрение» тождественно понятию «смысл жизни человека».
Задание 4 № 11806
Выберите верные суждения о мировоззрении и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Обыденное мировоззрение является порождением повседневной жизни людей.
2) Мировоззрение определяет мотивы и цели человеческой деятельности.
3) Мировоззрение всегда связано с определённой стадией исторического развития общества.
4) Мировоззрение всегда связано с теоретическим осмыслением результатов человеческой деятельности.
5) Идеалы и убеждения не входят в структуру мировоззрения.
Задание 5 № 3651
Установите соответствие между признаками и видами познания, которым они соответствуют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРИЗНАКИ |
ВИДЫ ПОЗНАНИЯ |
|
A) логическая обоснованность Б) доказательность B) опора на верования Г) проверяемость Д) эмоциональная окрашенность |
1) мифологическое 2) научное |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 5 № 3577
Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПЕРАЦИИ |
ФОРМЫ ПОЗНАНИЯ |
|
A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа B) фиксация существенных свойств предмета Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся |
1) чувственное 2) рациональное (логическое) |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Задание 5 № 9128
Установите соответствие между формами и видами (этапами) познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ФОРМЫ |
ВИДЫ (ЭТАПЫ) ПОЗНАНИЯ |
|
А) понятие Б) представление В) суждение Г) ощущение Д) восприятие |
1) чувственное познание 2) рациональное познание |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
A |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 5 № 10765
Установите соответствие между отличительными признаками и видами познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЕ ПРИЗНАК |
ВИД ПОЗНАНИЯ |
|
А) строится на образе, а не на понятии Б) базируется на здравом смысле и обыденном сознании В) осуществляется нецеленаправленно, в процессе совершения бытовых действий Г) присущи строгая доказательность, обоснованность полученных результатов, достоверность выводов Д) непосредственная цель – это объективная истина, постигаемая преимущественно рациональными средствами и методами |
1) житейское 2) научное 3) художественное |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 5 № 17572
Установите соответствие между отличительными признаками и философскими дисциплинами: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца
ОТЛИЧИТЕЛЬНЫЙ ПРИЗНАК |
ФИЛОСОФСКАЯ ДИСЦИПЛИНА |
|
А) это область социально-философских исследований, в рамках которой изучается мораль Б) нормативная наука о законах, принципах и методах идеализированных рассуждений, выражающих результаты рациональной мыслительной деятельности человека В) философское учение о сущности и формах прекрасного в художественном творчестве Г) изучает формы, методы и законы интеллектуальной деятельности Д) задачей является теоретическое описание и объяснение категорий добра и зла |
1) этика 2) эстетика 3) логика |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 5 № 38893
Установите соответствие между характеристиками и ступенями (уровнями) познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКА |
СТУПЕНЬ (УРОВЕНЬ) ПОЗНАНИЯ |
|
А) создаёт образ конкретного объекта Б) отражает сущность объекта познания В) фиксирует внешние признаки предмета, явления или процесса Г) осуществляется познающим субъектом Д) создаёт условия для постижения истины |
1) рациональное познание 2) чувственное познание 3) и рациональное, и чувственное познание |
Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Задание 4 № 8057
Выберите верные суждения о познавательной деятельности человека и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Восприятие является формой рационального познания.
2) Истинным считается только то знание, которое не может быть уточнено или опровергнуто в дальнейшем.
3) Одним из критериев истины выступает практика.
4) Обыденное познание в отличие от научного не ведет к истинному знанию.
5) Одной из форм чувственного познания является представление.
Задание 4 № 8060
Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Формой чувственного познания является представление.
2) Одной из форм чувственного познания является восприятие.
3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.
4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения.
5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение
Задание 4 № 8061
Выберите верные суждения о рациональном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Рациональное познание присуще только человеку.
2) Одной из форм рационального познания является представление.
3) Рациональное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.
4) Рациональное познание в отличие от чувственного способно привести к относительной истине.
5) Исходным элементом рационального познания является понятие.
Задание 4 № 9893
Выберите верные суждения о познании и его критериях и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для чувственного этапа познания свойственно воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
2) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки и связи объектов, закономерности их изменения.
3) Чувственное познание предполагает непосредственный контакт органов чувств с познаваемым предметом.
4) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.
5) Формами рационального познания являются ощущения, восприятия, представления.
Задание 4 № 8577
Выберите верные суждения о познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Формами рационального познания являются ощущение, восприятие, представление.
2) К формам чувственного познания относят понятия и суждения.
3) Рациональное познание позволяет выявить существенные признаки, связи, закономерности, законы.
4) Для чувственного этапа (ступени) познания свойственно воспроизведение внешних черт и свойств объектов.
5) Чувственное познание предполагает непосредственное воздействие познаваемых объектов на органы чувств.
Задание 4 № 10374
Выберите верные суждения о рациональном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Для рационального познания характерно в первую очередь воспроизведение внешних сторон и свойств объектов.
2) Наблюдение — одна из форм рационального познания.
3) Одной из форм рационального познания является понятие.
4) К формам рационального познания относятся суждение и умозаключение.
5) На этапе рационального познания человек оперирует общими группами признаков однотипных объектов.
Задание 4 № 10403
Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) С помощью чувственного познания мы можем судить о внешних свойствах отдельных предметов и явлений.
2) Ощущение — одна из форм чувственного познания.
3) Одной из форм чувственного познания является формирование целостного образа предметов и явлений при их непосредственном воздействии на органы чувств.
4) На этапе чувственного познания ключевая задача состоит в обобщении и анализе информации.
5) Мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения является результатом чувственного познания.
Задание 6 № 38925
Новая статья известного ученого посвящена социальному познанию. Что из перечисленного представляет отличительные особенности социального познания? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) выделение эмпирического и теоретического уровней познания
2) стремление к познанию истины
3) необходимость учитывать вероятностный характер действия законов и закономерностей
4) включение познающего субъекта в объект познания
5) создание художественного образа окружающего мира
6) ограниченность использования эксперимента
Задание 6 № 8247
Студент Пётр Иванов готовится к сдаче экзамена. Выберите из предложенного перечня ситуации, в которых он выступал как субъект познавательной деятельности. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выбрал учебные пособия для подготовки.
2) Сильно волновался в ночь перед экзаменом.
3) Забыл прийти на предэкзаменационную консультацию.
4) Подготовил краткие конспекты по основным вопросам.
5) С одногруппниками вслух проговорил ключевые положения каждого ответа.
6) Чтобы снять стресс, слушал накануне экзамена лёгкую инструментальную музыку.