При словах «Наука и человек» часто возникает образ увлеченного светлой идеей ученого, который все силы отдает человечеству без корысти и злого умысла. Но, увы – не всегда так бывает: сколько есть примеров, когда люди используют науку в корыстных целях, или не думают о последствиях. И другая крайность встречается в современных рассуждениях о науке и человеке: что ученые только и мечтают, как на открытиях заработать, не заботясь о будущем Земли. Но не все так печально, и всегда надо стремиться к первому варианту – когда люди подходят к науке разумно, используют открытия для благих целей.
Александр Беляев «Голова профессора Доуэля»
Два героя в книге описываются как прямо противоположные по целям в науке – это профессор Доуэль и его подчиненный Керн. Доуэль одержим светлой идеей сохранить человеку жизнь, восстановив жизненные функции в голове, если тело безвозвратно пострадало. А его ассистент Керн имеет другую цель: заработать на этом деньги, торгуя возможностью оживить человека, если пришить голову к чьему-то телу. Собственно, к этому он и идет в своих корыстных исследованиях, проведя несколько удачных экспериментов. А потом, когда его попытались поймать с поличным и предъявить обвинения в незаконных опытах (и в том числе, кстати, и в убийстве профессора) – он покончил с собой. Яркий пример, когда корыстная цель сводит на нет перспективную и полезную для человечества идею.
Аркадий и Борис Стругацкие «Пикник на обочине»
Не слишком большая повесть талантливых братьев-писателей стала настоящим триумфом для российских литераторов. «Пикник на обочине» стал самым их популярным произведением на все времена, книга издавалась и переводилась много раз, и сейчас удостаивается внимания в разных странах. Сюжет повести постоянно вращается вокруг главного персонажа, Рэдрика Шухарта, и таинственной Зоны в вымышленном городе. Зона – последствие посещения инопланетянами Земли, после этого посещения в Зоне создались неприемлемые и даже опасные для проживания условия. А Рыжий (прозвище Шухарта) – обычный, пусть и удачливый авантюрист-сталкер. Он каждое посещение Зоны осуществляет с единственной целью – на принесенных оттуда артефактах побольше заработать.
Да, в конце повести описывается, что некоторые артефакты ученые научились использовать в полезных целях. Но все равно – эти полезные вещи делались для продажи, с целью наживы. Стругацкие используют необычное противопоставление в книге. С одной стороны – думающие только о прибыли якобы «люди от науки», скупающие у сталкеров так называемый «хабар». Этим «ученым» плевать и на возможную пользу от артефактов, и на людей: как красочно, например, описан в повести трагичный эксперимент с «ведьминым студнем». А вот Шухарт, далекий совсем от науки, когда добирается до Золотого шара, вдруг показывает, что под оболочкой корыстного авантюриста прячется человек добрый и сострадательный. Ведь просит он исполнения желания не для себя: «Счастье для всех, даром!» Вот бы всем ученым такими быть: не жаждать прибыли, а стремиться с помощью науки приносить пользу всему человечеству.
Вениамин Каверин «Два капитана»
Главный герой романа – сначала простой деревенский паренек Саня Григорьев, потом подросток, городской житель, и затем мы видим летчика, участника полярных исследований и бойца Великой Отечественной. Волей случая Саня в детстве становится обладателем писем, не дошедших до адресата. Ученый-исследователь капитан Татаринов (автор писем) пропал при таинственных обстоятельствах в полярной экспедиции. Григорьев всю жизнь посвящает тому, чтобы выяснить подробности жизни и гибели Татаринова.
Александр узнает в итоге ужасную вещь: брат капитана фактически подстроил его гибель, предоставив экспедиции негодное оборудование и испорченные продукты – и все из-за безответной любви к жене капитана Татаринова! А ведь исследования экспедиции могли бы принести столько пользы стране. Григорьев берет в свои руки научную эстафету и фактически доводит до конца дело Татаринова, найдя его станки и уникальные документы. «Бороться и искать – найти, и не сдаваться», – таков должен быть принцип настоящей науки, провозглашаемый Григорьевым. И конечно – без корысти, а с мыслями о пользе для людей.
Михаил Булгаков «Собачье сердце»
Профессор Преображенский, один из главных героев книги – личность уникальная. Он и чисто материальную пользу извлекает из своих знаний: проводит дорогие операции и омолаживает состоятельных пациентов. И на эти деньги проводит уникальные исследования, в том числе – по пересадке человеческого гипофиза в тело собаки. Так в недрах его лаборатории возникает еще один главный персонаж – Шариков. И вроде бы опыт прошел удачно: пес превращается в человека, умеет говорить, мыслит, даже устраивается на работу! Вот только одного не учел Преображенский, и это главная идея книги. Что никакие опыты, никакие научные манипуляции не превратят ограниченного, отсталого, грубого человека (чей гипофиз пересадили собаке) в личность с высокими моральными принципами.
Иван Ефремов «Туманность Андромеды»
Произведение, которое в период перестройки в нашей стране насмешливо (и совершенно ошибочно) окрестили «ура-патриотичным». Но ведь все герои романа: и Дар Ветер, пытающийся избавиться от «выгорания» на раскопках древних курганов, и открывший нуль-пространство упрямый Рен Боз – и все остальные ученые одержимы идеей принести с помощью открытий пользу людям! И, в том числе – предупредить человечество о последствиях неразумного использования ядерной энергии. Уже тогда, в 50-х годах XX века Ефремов на примере погибшей цивилизации, следы которой находят участники экспедиции, хотел предупредить об этом следующие поколения. Человек должен очень аккуратно и с умом использовать достижения науки, иначе это может привести к катастрофе – главная мысль книги.
Михаил Булгаков «Роковые яйца»
Ключевой персонаж – профессор-зоолог Персиков, он делает важное открытие, обнаруживает «луч жизни». Этот «луч жизни» творит чудеса с живыми существами: простые амебы начинают расти и размножаться с космической скоростью, затевают между собой сражения, и побеждают самые сильные и жизнеспособные. Персиков хочет это открытие поставить на службу человечеству, и его коллега Рокк с энтузиазмом собирается это сделать – восстановить с помощью «луча жизни» поголовье погибших от странной болезни кур. Персиков предупреждает Рокка, что луч недостаточно еще исследован, и без долгого и тщательного изучения этого луча его применение может вызвать ужасные последствия.
Что и происходит: Землю чуть не губят страшные мутанты, которых выводят ученые из обработанных лучом яиц. Как жаль, что человек вот так необдуманно торопится, «подгоняет» науку, и в результате великое открытие так и не принесло пользы людям (Персиков погибает, с его смертью утеряна тайна луча). Человек должен много раз внимательно изучить предмет исследований, взвесить все преимущества и пагубные последствия открытия, прежде чем применять на практике – главная тема произведения.
Алексей Толстой «Гиперболоид инженера Гарина»
Петр Гарин – русский ученый, создает уникальный аппарат, способный сжигать и преодолевать любые преграды, в том числе толщу земли, камень, металл. Гарин находит человека, который помогает ему финансово завершить исследования и построить гиперболоид огромной силы. Это американец Роллинг, миллионер – он дает русскому ученому деньги в неограниченном количестве, и Гарин на необитаемом острове из глубоких недр планеты начинает добывать золото. Тонны, сотни тонн добытого золота наводят хаос на мировой финансовой бирже.
А как все хорошо и позитивно начиналось у Гарина – в самом начале его исследований! Ведь инженером двигала благая цель поначалу, когда он хотел добыть как можно больше золота – чтобы не было в мире бедных, голодных, чтобы все стали счастливы. Но капиталист Роллинг заражает Гарина идеей наживы, и энтузиаст науки превращается в диктатора. Гарина не интересуют теперь нужды человечества – только больше золота, больше власти! Агент советской разведки Шельга останавливает это безумие, захватывая гиперболоид. Никогда у стран, где у власти капиталисты-империалисты, не будет светлого будущего, и даже науку эти люди всегда попытаются использовать в корыстных целях – вот что утверждал (и правильно) Алексей Толстой.
Антон Чехов «Скучная история»
Николай Степанович – личность известная, уважаемая, он профессор, ученый: прожил жизнь не зря, сделал для науки множество полезных дел (так ему казалось долгие годы). Но он тяжело болен и знает прекрасно, что жить ему осталось недолго. И не может Николай Степанович преодолеть хандру в мыслях о скорой кончине. Его не радует совершенно жена, которую он когда-то любил. И Катя, чудесная девушка, не может спасти его «парализованную душу». А причина происходящего с Николаем Степановичем прекрасно объясняется Чеховым. У ученого-медика нет, и не было никогда полезной цели, только по существу он «плодил» таких же бездельников от науки, как он сам, читая бесчисленные лекции. Если человек занимается наукой без энтузиазма, не испытывает желания приносить пользу – и его работа, и жизнь оказываются бесполезны.
Алексей Толстой «Аэлита»
Книга пережила разное отношение к себе на протяжении нескольких поколений читателей – это можно проследить по рецензиям к ней в разные годы. Главная линия сюжета – покорение жителями Земли просторов космоса, полет к Марсу, и… присоединение планеты в состав Советского Союза. Да, именно об этом мечтал больше всего ученый Лось, когда с напарником Алексеем Гусевым подготавливался к полету. Лось уверен, что зафиксированные непонятные сигналы с Марса – признак разумной жизни там. А значит, размышляет ученый, просто необходимо жителей Марса сделать счастливыми членами советского общества. И ведь правда ученый это попытался совершить – поднял народное восстание на Марсе. Жаль только, что силы были неравны: всего двое землян хотели построить советское общество на этой планете.
Когда «Аэлиту» только издали, читатели восхищались книгой, считали правильным намерение главных героев: Лось свои научные достижения (постройку космического корабля) посвятил благой цели. Правда марсиане нуждались в освобождении от угнетавших их вождей. И ученый с другом верили, что революция и присоединение Марса к СССР сделает инопланетян счастливыми. В конце XX века произведение воспринималось с насмешкой. А сейчас оно читается совсем по-новому, и главные персонажи выглядят настоящими героями. Они не хотят Марс превратить в «кормушку» из ценных полезных ископаемых (как это желает сделать Илон Макс в наши дни). Неважно, какой цвет кожи у человека, какая национальность – под крылом России любой человек будет жить максимально хорошо, и достижения науки должны тоже служить этой цели.
Вениамин Каверин «Открытая книга»
Редкий случай, когда писатель, создавая книгу о науке и ученых, главным персонажем делает женщину. Татьяна Власенкова: ее жизнь в произведении прослеживается с детства до взрослого, сознательного возраста. Начинается повествование банально: девочку Таню посылают в магазин за керосином, и она случайно оказывается ранена шальной пулей. Виноват в ранении будущей ученой персонаж Львов: он затеял дуэль с другим героем, Раевским. Девочку привозят в дом Львова, она после выздоровления знакомится там с Андреем Лебедевым. Андрей заинтересовал Татьяну рассказами о микробиологии – так решилась ее судьба, и вместо мечты стать актрисой Таня посвящает жизнь медицине. Она становится самой юной студенткой в медицинском институте после поступления.
Потом знакомство с Андреем чуть не обернулось для Татьяны потерей доброго имени. Она положила все силы, чтобы вылечить его от дифтерии, а ее обвинили в краже его научных документов. Потом на протяжении всего произведения Каверин показывает, каким должен быть настоящий российский ученый – на примере Власенковой. Она не предается отчаянию от лживых обвинений. Девушка бескорыстно и упорно трудится, помогая на севере страны погасить вспышку дифтерии. Даже когда потом в ее распоряжении оказывается целая лаборатория, молодая женщина старается не удовлетворить свои амбиции, а проводит важные исследования на тему плесени. Роман – о самых лучших в мире ученых, о российских деятелях науки. Которые в любой обстановке и не жалея сил трудятся на благо родины.
Итоговое сочинение. Направления, реальные темы, аргументы, образцы готовых сочинений.
Текст: Ольга Лапенкова
Что может быть прекраснее, чем узнавать новое о мире, овладевать полезными навыками и учить других? Все мы с младых ногтей запомнили, что ученье — свет, а неученье — тьма. Человек, овладевший минимумом необходимых навыков и не желающий узнавать новое, обрекает самого себя на серую, унылую жизнь. Людям свойственно меняться и расти над собой, и долгая «остановка» в развитии чаще всего сигнализирует о том, что у человека есть серьёзные личностные проблемы. Мы теряем желание и возможность учиться, если испытываем сильный стресс — или если не сумели отыскать собственный смысл жизни и во всём разочаровались.
В качестве примера персонажа, который не способен получать удовольствие от учёбы и поэтому глубоко несчастен, можно привести самого известного невежу всея русской литературы — Митрофанушку из пьесы Д. И. Фонвизина «Недоросль». Автор неприкрыто смеётся над его привычками, но давайте задумаемся: разве он виноват в том, как себя ведёт? Перед его глазами всегда пример родителей — господина и госпожи Простаковых, которые сами ничему толком не учились и не видят в этом никакого смысла. Вот какой диалог происходит между мамой Митрофана и их дальним родственником — Стародумом:
Стародум. Вижу, каковы были и родители ваши.
Г-жа Простакова. Старинные люди, мой отец! <…> Нас ничему не учили. Бывало, добры люди приступят к батюшке, ублажают, ублажают, чтоб хоть братца отдать в школу. <…> Покойник-свет и руками, и ногами, царство ему небесное! Бывало, изволит закричать: прокляну ребенка, который что-нибудь переймет у басурманов, и не будь тот Скотинин, кто чему-нибудь учиться захочет.
Правдин. Вы, однакож, своего сынка кое-чему обучаете.
Г-жа Простакова. Да ныне век другой, батюшка! <…> Последних крох не жалеем, лишь бы сына всему выучить! Мой Митрофанушка из-за книги не встаёт по суткам. <…> Желала б я душевно, чтоб ты сам, батюшка, полюбовался на Митрофанушку и посмотрел бы, что он выучил.
Самое любопытное, что госпожа Простакова искренне верит в собственные слова. Она считает, что дать сыну образование — легче лёгкого: достаточно нанять учителей и купить необходимые книги, а дальше дело пойдёт само собой. И её тоже можно понять! Разве она могла думать иначе, если выросла в такой чудаковатой семейке? Вот только в конце пьесы оказывается, что супруги Простаковы и их сынок не усвоили главного. Полбеды, что в шестнадцать лет Митрофанушка читает по слогам: он не знает, как строить отношения с людьми, и в итоге отталкивает от себя самого близкого человека — маму. И даже не понимает, почему она так плачет и убивается.
Конечно, в литературе и в кино можно найти немало примеров талантливых учёных, которые обладают глубочайшими знаниями в самых разных сферах, но при этом не умеют поддерживать нормальные отношения с окружающими, и более того: разрушают судьбы ни в чём не повинных людей. Здесь можно вспомнить:
•доктора Фауста из одноимённой трагедии Гёте, персонажа, который настолько хотел постичь все тайны мира, что заключил соглашение с нечистыми силами;
•главного героя романа Р. Л. Стивенсона «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда», который «расщепил» самого себя на две половинки, добрую и злую, и не сумел вернуть всё как было;
•Петра Петровича Гарина из романа А. Н. Толстого «Гиперболоид инженера Гарина», мечтавшего благодаря достижениям науки захватить власть над миром;
•Феликса и Фрэнка Хонникеров из произведения К. Воннегута «Колыбель для кошки» — отца и сына, разработавших невиданное по силе поражения оружие;
•Тома Рипли из романа Патриции Хайсмит «Талантливый мистер Рипли» (впрочем, это произведение большинство людей знает благодаря экранизации);
•и даже — почему нет? — доктора Хауса из одноимённого сериала.
Однако в целом уровень интеллектуального развития человека и его готовность прийти на помощь ближнему — вещи взаимосвязанные. Не случайно французский математик и философ Б. Паскаль сказал: «Чем человек умнее и добрее, тем больше он замечает добра в людях».
Итак, человек, выросший в благополучной обстановке или по крайней мере сумевший «перевоспитать» самого себя, если ему не повезло с окружением, с большой долей вероятности пронесёт интерес к учёбе через всю жизнь. И наоборот, любознательный и открытый для новых знаний человек будет относиться к окружающим с большими теплотой и пониманием, чем невежа. В общем, всё будет хорошо, если нас не «затянет» погоня за деньгами или славой — и если мы не утратим бдительность, ведь новейшие технические достижения могут навредить окружающему миру. Впрочем, об этом мы уже говорили, разбирая направление «Природа и человек».
Направления и темы прошлых лет
Как ни странно, на протяжении прошлых восьми лет школьникам редко предлагали рассуждать о науке. Можно назвать только одно направление, которое совпадает с нынешним: это «Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?» (2021).
И вот какие темы появлялись на декабрьском испытании:
- •«Какие открытия, на Ваш взгляд, изменили судьбу человечества?»
- •«В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?»
- •«Всегда ли можно считать прогрессом развитие технологий?»
- •«Должен ли учёный думать о последствиях своих открытий?»
- •«Человек науки — каким он должен быть?»
- •«Есть ли что-то в человеческой жизни, что невозможно заменить никакими технологиями?»
Говоря о плане вашего текста, стоит напомнить, что желательно составить его из четырёх абзацев: введение, первый аргумент, второй аргумент, заключение. Пример итогового сочинения мы приводили во вводной статье. Давайте подумаем, о чём ещё могут спросить в декабре 2022-го — и какие рассказы и фильмы, кроме вышеупомянутых, могут пополнить копилку аргументов.
Наука — способ познания себя
Если человек со всей ответственностью подходит к познанию окружающего мира, то он узнаёт много нового не только о нашей планете, но и о самом себе. И речь не только об изучении социологии, психологии, экономики и других наук, которые теснейшим образом связаны с жизнью человека как индивида и члена общества. Даже такие «оторванные» от реальности области знаний, как, например, высшая математика, прививают нам важнейшие качества: уважение к труду предшественников, здравый скептицизм, терпение, усидчивость, требовательность к самому себе. Человек, привыкший делать всё тяп-ляп, вряд ли серьёзно продвинется в изучении наук: столкнувшись с первым же затруднением, он бросит не поддающуюся ему область и «переключится» на что-то другое — с тем же результатом.
Но вот что парадоксально: сам по себе технологический процесс и помогает, и мешает человеку в познании самого себя. С одной стороны, благодаря интернету мы можем за несколько кликов найти материалы по любому интересующему нас предмету: от рецепта панкейков до списка лауреатов Нобелевской премии по литературе. С другой стороны, мозг человека не рассчитан на то, чтобы перерабатывать столько информации, сколько обрушивается на нас ежедневно и даже ежеминутно. Привыкнув листать ленту новостей (пусть даже в наших подписках — сплошь научные журналы), мы сами не замечаем, как наше внимание становится поверхностным. Не приведёт ли это к тому, что, поссорившись с другом, мы предпочтём тут же найти другого — так же быстро, как мы закрываем всплывающие вкладки?
В качестве аргумента к таким размышлениям можно привести книгу Сэмюэла Грингарда «Интернет вещей» (а если нет времени читать её полностью, рекомендуем ознакомиться с отрывком, опубликованным на сайте «Теория и практика»).
Наука — игрушка в руках злых гениев
Итак, иногда просчитать последствия технологического прогресса в той или иной области просто невозможно. И речь не только о том же интернете, который позволяет нам обучаться и общаться, но в перспективе может сделать наше сознание «ленивым». Речь о вполне конкретных орудиях разрушения, создатели которых искренне верили: их изобретения пойдут людям на пользу. Но, увы, безграничная вера в человечество сыграла с многими учёными злую шутку.
Например, знаете ли вы, в честь кого учреждена та самая Нобелевская премия, которую мечтают получить, пожалуй, все деятели науки и искусства? Её стали вручать в честь Альфреда Нобеля — изобретателя, родившегося в 1833 году. Будучи ещё молодым человеком, он принял решение пойти по стопам отца, который посвятил карьеру работе со взрывчатыми веществами. Альфреда Нобеля не остановило даже то, что в 1864 году в ходе опасного эксперимента погиб его младший брат Эмиль. В результате он завершил дело, начатое отцом и братом, и создал динамит — взрывчатое вещество колоссальной силы разрушения.
Поначалу взрывчатку использовали только там, где она приносила объективную пользу: например, на стройках. А ещё Альфред Нобель верил, что его изобретение поможет приблизить мир во всём мире. Учёный говорил: «Мои динамитные заводы скорее положат конец войне, чем все <…> конгрессы. В тот день, когда две армии смогут уничтожить друг друга в течение нескольких секунд, все цивилизованные нации, охваченные ужасом, распустят свои армии». Но стоит ли объяснять, что этого не произошло? Вместо того, чтобы «распустить свои армии», военные командования, наоборот, стали активно использовать динамит для уничтожения противника.
Ещё одним изобретением, которое принесло намного больше вреда, чем пользы, стало синтезированное в 1950-х гг. лекарственное средство талидомид. Не прошедшее должного количества исследований и выпущенное в продажу, оно привело к тому, что около 10 000 человек стали инвалидами.
О том, что научные эксперименты могут стать причиной несчастья многих людей, сказано многое и в художественной литературе — например, в романе Дэниела Киза «Цветы для Элджернона», где молодой человек с умственной отсталостью ложится под нож хирурга и излечивается от врождённого недуга. Но какой ценой?
Полезные материалы по теме:
- Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
Аргументы к сочинению на тему «Наука и человек»
Е.И. Замятин «Мы»
Наука может стать смертоносным оружием в руках тиранов. Замятин предупреждает нас об этом в своей антиутопии.
Наши герои — заложники новой системы, в которой человеческая личность низведена до положения винтика в машине. У всех людей нет индивидуальности, нет личной жизни, нет семьи, нет права выбирать свою судьбу. Они окружены машинами. Технологии не принесли пользу обществу будущего, а только навредили ему, поскольку использовались для слежки и тотального контроля над населением. Новое оружие и пыточные устройства запугивали тех, кто все еще хотел что-то изменить.
К сожалению, наука без этического императива может разрушить мир, который мы все любим. В конце концов, технология может быть обращена против человека.
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
В рассказе Булгакова «Собачье сердце» выражена мысль о том, что к научным открытиям нужно относиться ответственно.
Ученый Филипп Филиппович Преображенский провел поистине уникальную операцию: он пересадил собаке Шарику человеческий гипофиз, что превратило его в человека, которому дали имя Полиграф Полиграфович Шариков. Однако Шарик стал человеком только внешне, внутренне он оставался животным. Собака выглядела как человек, но не имела человеческих моральных качеств. Оказалось, что великий и блестящий эксперимент, проведенный Преображенским, в итоге оказался неудачным. Поняв, что совершил большую ошибку, профессор превратил Шарикова обратно в собаку.
Неудачный опыт превращения животного в человека заставляет задуматься об опасности некоторых научных открытий. Любой эксперимент следует проводить с осторожностью, принимая полную ответственность за свои решения и действия и предполагая, какие последствия они могут повлечь за собой и как можно исправить возможные ошибки.
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека (примеры сочинений, аргументы, произведения литературы, возможные темы)
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества (примеры сочинений, аргументы, произведения литературы)
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом (примеры сочинений, аргументы, произведения литературы)
1.3. Познание человеком самого себя (примеры сочинений, аргументы, произведения литературы)
1.4. Свобода человека и ее ограничения (примеры сочинений, аргументы, произведения литературы)
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека (примеры сочинений, аргументы, произведения литературы, возможные темы)
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции (примеры сочинений, аргументы, произведения литературы)
2.2. Человек и общество (примеры сочинений, аргументы, произведения литературы)
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека (примеры сочинений, аргументы, произведения литературы)
3. Природа и культура в жизни человека (примеры сочинений, аргументы, произведения литературы, возможные темы)
3.1. Природа и человек (примеры сочинений, аргументы, произведения литературы)
3.2. Наука и человек (примеры сочинений, аргументы, произведения литературы)
3.3. Искусство и человек (примеры сочинений, аргументы, произведения литературы)
- Взрослым: Skillbox, Хекслет, Eduson, XYZ, GB, Яндекс, Otus, SkillFactory.
- 8-11 класс: Умскул, Лектариум, Годограф, Знанио.
- До 7 класса: Алгоритмика, Кодланд, Реботика.
- Английский: Инглекс, Puzzle, Novakid.
Больше всего волнений в итоговом сочинении вызывает обязательный критерий — опора на литературу. Ведь так обидно будет не вспомнить автора или название произведения, привести неподходящий аргумент и отправиться на февральскую пересдачу. Чтобы этого не произошло, мы написали готовые аргументы для итогового сочинения — пользуйтесь!
В одиннадцатом классе не так много времени для того, чтобы перечитать всю школьную программу по литературе в оригинале. Специально для вас мы собрали готовые аргументы по разделам и подразделам в соответствии с новыми правилами написания итогового сочинения — 2022.
Но мы настоятельно рекомендуем не переписывать эти аргументы слово в слово, а постараться передать их суть своими словами. Помните, что за несамостоятельно написанное сочинение можно получить незачет.
Также советуем прочитать произведения, из которых взяты аргументы, в кратком содержании. Это позволит вам адаптировать аргумент под тему, которая вам попадется.
1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
Н. В. Гоголь в повести «Шинель» показал внутренний мир маленького человека, жаждущего понимания и признания. В новой шинели главный герой Акакий Акакиевич Башмачкин видел не возможность похвастаться своей обеспеченностью и достатком, а путь к уважению и признанию в обществе. К сожалению, мы видим реальную картину: общество встречает человека по одежке и, если ты предстаешь перед ним в старой потрепанной шинели, тебя предпочитают не замечать.
Главный герой с большим трудом приобретает новую шинель. После преображения он меняется не столько внешне, сколько внутренне. Силы жизни, свободы, мечтаний переполняют его. Он чувствует свою значимость, его наконец-то видят. Даже самый скромный и невзрачный человек имеет свой внутренний мир, ранимую душу и переживания.
К сожалению, неизвестные отнимают шинель у главного героя, и он снова становится невидимым и никому не нужным. Башмачкин умирает, не добившись справедливости. На службе о нем спохватились только на четвертый день после похорон.
Таким образом, мы видим трагичную историю маленького человека, чей внутренний мир и личностные качества не были никем замечены из-за его невзрачной одежды.
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
В качестве литературного примера хочется привести повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба». Главный герой — Тарас Бульба, казак, отличавшийся «грубой прямотой своего нрава». У него есть четкие понятия нравственных идеалов, которым он остается верен всю жизнь. Отец двух сыновей — Остапа и Андрия. Он видит своих сыновей только как продолжение самого себя: казаками, воинами, защитниками Отечества и православия.
Но его младший сын, Андрий, был совсем непохож ни на отца, ни на брата. Андрий — мечтательная и романтичная натура. Влюбившись в польку, он перешел на сторону врага. Из-за своей страсти и любви к девушке герой забывает о Родине и боевых товарищах, а также о брате и отце.
Однако для Тараса Бульбы такое предательство непростительно. Ведь сын — это продолжение его самого, его воспитания и нравственных идеалов. Тарас не может простить этот поступок и принимает тяжелое решение: отнять жизнь у собственного сына. Несмотря на всю тяжесть этого поступка, Тарас убивает Андрия, ведь жить с осознанием того, что твой сын — предатель родины, перешедший на сторону зла, переступивший через все, во что верил сам Тарас, невозможно.
1.3. Познание человеком самого себя
В качестве примера возьмем роман-эпопею Л. Н. Толстого «Война и мир». Пьер Безухов — внебрачный сын очень богатого человека. В обществе над ним потешаются, не воспринимают всерьез. Пьер пытается найти свое место в мире. Он испытывает себя светской жизнью, женитьбой, масонством, даже войной. На протяжении всего романа читателям раскрывается путь исканий Пьера Безухова, его удачи и поражения, несоответствие его внутренних требований окружающей действительности, недовольство собой и собственной жизнью. У него горячее сердце и чистая душа, он умеет искренне дружить и любить, но судьба сводит его с людьми, которые предают его, обжигая его чувства.
Переломным моментом в познании себя для главного героя становится попадание в плен во время войны. Там Безухов знакомится с Платоном Каратаевым, который учит его принимать простые законы жизни: любить ближнего, помогать, жить с открытым сердцем. В финале романа мы видим, что Пьер нашел свое место в мире, он стал отличным мужем Наташе Ростовой, они создали семью, родили детей. Также герой видит свое предназначение в служении людям и Родине. Долгий путь скитаний и ошибок привел Пьера к ответу на вопрос о смысле жизни.
1.4. Свобода человека и ее ограничения
Одна из главных мыслей романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» — утверждение, что человек всегда свободен в своем выборе. Только он в конечном счете принимает все решения в своей жизни и несет за них ответственность. Все последствия за решение лежат на человеке, принявшем его.
Герой «Преступления и наказания» принимает роковое решение: убить человека. Родион Раскольников формулирует целую теорию, оправдывающую убийство, говоря, что определенной части человечества можно преступать нравственную черту, творить какие угодно преступления, потому что эти люди — «избранные». С помощью убийства герой решает проверить, входит ли он в их число «право имеющих». Кроме того, он оправдывает себя и тем, что совершит социальное благо, убив старуху, которая приносила людям зло, наживаясь на бедных и отчаявшихся.
Во время самого убийства все идет не по плану: под топор Раскольникова попадает не только старуха-процентщица, но и ее сестра Лизавета. К тому же она была беременна, так что Раскольников убил еще и неродившегося ребенка. После преступления Родион расплачивается за него муками совести, практически приведшими его к душевной болезни, страшным отчуждением от людей и общества, внутренним душевным распадом.
Только на каторге герой понимает, какую опасность представляет его «проклятая мечта». Если каждый захочет попасть в категорию «право имеющих», а всех остальных зачислить в «тварей дрожащих», и во имя этой цели начнет убивать… Именно тут Раскольников понимает, насколько страшным был роковой выбор и его последствия. Герой осознает, что он преступник. Раскольников повинен не только в смерти других людей, но и в потере собственной души, которая не смогла вынести зверств, совершенных им.
Таким образом, Ф. М. Достоевский в романе «Преступление и наказание» говорит о том, что у человека всегда существует свобода выбора. Однако к любой свободе нужно подходить ответственно, потому что тяжесть последствий неправильных поступков полностью ложится на плечи человека, принявшего ошибочное решение.
2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
Одна из центральных семей романа «Война и мир» — семья Ростовых. Лев Николаевич Толстой наделяет Ростовых узнаваемыми русскими чертами характера. Ростовы добродушные, люди широкой души. Моральные ценности и помощь другим они ставят выше материальных ценностей. Семья Ростовых раскрывается перед читателями как семья высоких духовных ценностей, морали. Представители семейства — люди, готовые прийти на помощь в нужный момент. Ростовы готовы принимать любовь и дарить ее в ответ, они щедры и гостеприимны.
Дети рассказывают родителям обо всех своих переживаниях и проблемах, ведь те поддержат и подскажут, как поступить. После предательства Анатоля Курагина Наташа находит поддержку в семье. То же самое происходит с Николаем, проигравшимся в карты. Родители не давят на детей, не унижают их, не вгоняют в еще большее отчаяние. Позднее сын проявит благородство в память об отце и возьмет на себя уплату всех долгов.
Основа семьи Ростовых — взаимоуважение и любовь, и ценности этой семьи передаются от родителей к детям, помогая им вырасти достойными людьми.
2.2. Человек и общество
В комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедов показывает конфликт между человеком и обществом. В этом произведении на примере Чацкого и фамусовского общества раскрывается противостояние. Погрязшее в меркантильных интересах общество, пользующееся любыми средствами для достижения целей, не принимает благородного Чацкого, который остается верным своим высоким нравственным принципам.
Александр Андреевич Чацкий, вернувшись из путешествий по загранице, с удивлением видит, что за время его отсутствия в Москве ничего не изменилось. По-прежнему все боятся мнения тех, кто стоит выше на социальной лестнице. В своих речах Чацкий презирает чинопочитание и лесть, моральное разложение московского дворянства, бесчеловечное отношение к крепостным, преклонение перед всем иностранным. Он считает, что служить нужно Отечеству, а не чинам, верит в силу просвещения и духовное богатство русского народа. Но его не понимают в доме Фамусовых, объявляют опасным вольнодумцем и вообще сумасшедшим.
Если принятые в конкретном обществе понятия идут вразрез с общечеловеческими моральными ценностями, нельзя им следовать. А такие люди, как Чацкий, появляющиеся в жизни общества, способствуют пересмотру устоявшихся ценностей и выбору лучших устремлений и перемен.
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека
Ярким примером человека, который является истинным гражданином, патриотом своей страны, который всегда поступал по совести и чести, является Петр Гринев — главный герой романа «Капитанская дочка». События происходят в период Пугачевского бунта, и персонажу предстоит пройти тяжелые испытания: сохранить жизнь, предав свои убеждения, или умереть как герой. Ему грозит казнь, однако Петр Гринев ведет себя смело и достойно. В момент, когда его помиловали, Пугачев просит Гринева поцеловать его руку, что фактически является унижением для молодого человека. Но Петр Гринев стоял смирно, ведь лесть врагу — бесчестие и предательство. Любовь к Родине, честь и достоинство — без этих нравственных качеств невозможно представить образ Гринева. Именно внутренние установки и моральные принципы руководили им в каждой сложной ситуации.
Никакие обстоятельства не смогли повлиять на моральные принципы Петра Гринева, ведь у него был нравственный ориентир, на который он опирался. Он всегда оставался верен Отчизне, своему слову и выбору.
3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек
Человек и природа тесно связаны между собой. Природа помогает человеку осознать истинные чувства, разобраться в собственной душе. Такова роль природы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир». Андрея Болконский видит дуб в тяжелый момент жизни: разочаровавшись в Наполеоне, войне и себе самом, он не понимает смысла своего существования. По пути в Отрадное он видит корявый, погибающий дуб, который не расцветает, как остальные растения, а стоит одинокий и безжизненный. Герой сравнивает себя с этим старым деревом и соглашается, что и его жизнь, и жизнь этого дуба закончена.
Однако в душе главного героя происходят перемены: появляется надежда, пробуждается любовь. Герой был неправ в своих убеждениях: его жизнь продолжается несмотря на все трудности и невзгоды. На обратной дороге герой ищет дуб и не может его найти: дерево с молодыми, зелеными, сочными листьями возродилось так же, как и душа главного героя. Это помогает Болконскому осознать, что жизнь еще не кончена, впереди может быть счастье, исполнение своего истинного предназначения.
Таким образом, через связь душевного состояния главного героя и дуба автор подчеркнул связь человека и природы в целом, ведь часто мы находим в природе отражение своих внутренних переживаний.
3.2. Наука и человек
С самых ранних времен человечеству хотелось узнавать все больше, открывать новое и неизвестное, то, что изменит мир к лучшему. Но всегда ли открытия или новые технологии ведут к прогрессу? На этот счëт есть несколько мнений. Одни люди считают, что прогресс — это будущее человечества, что без него мы так и останемся на месте. Но есть и другое мнение: научные открытия могут быть опасными и даже погубить мир.
Так, в произведении Михаила Афанасьевича Булгакова «Собачье сердце» хорошо показано, как научное открытие пагубно сказывается на жизни общества, подвергая жизнь и здоровье простых людей опасности. Главный герой — профессор Преображенский — делает огромный шаг в науке, пересадив гипофиз собаки в тело человека. Создав новую личность, профессор гордится своим «революционным открытием» и пытается приобщить Шарикова к элитарной культуре и этикету в обществе. Но, увы, новый жилец видëт себя так же, как и его прошлое сознание: он не может стать культурным членом общества, ведь был обычной дворовой собакой, которая жила лишь инстинктами. Его поведение возмутительно, а порой даже опасно.
Больше не вынуждая себя терпеть выходки Шарикова, профессор Преображенский возвращает гипофиз псу. В итоге всë стало как прежде, научное открытие удалось «отменить», вернув все на круги своя. Но каждый, прочитавший это произведение, задумывается, что порой лучше не стоит злоупотреблять наукой, изменяя естественные природные процессы, ведь это может привести к опасным и необратимым последствиям.
3.3. Искусство и человек
О. Генри в рассказе «Последний лист» размышляет о том, каково же на самом деле предназначение искусства, описывая историю несчастной больной и потерявшей надежду девушки.
Главная героиня Джонси заболела воспалением легких и находится на грани смерти. За окном ее комнаты с плюща облетают листья. Джонси твердо уверена, что, когда с дерева упадет последний лист, она умрет. В том же доме в нижнем этаже живет старый художник по имени Берман. Он узнает о болезни девушки и ее предубеждении.
Листья неумолимо падали, приближая конец жизни героини. В итоге остался последний лист, и Джонси была уверена, что скоро он опадет и тогда она погибнет. Однако лист продолжал висеть на ветке еще несколько дней. Это вернуло героине волю к жизни, и она выздоровела.
Однако вскоре от воспаления легких умирает старый художник: ночью под дождем он пошел на улицу и нарисовал на стене лист плюща, когда последний, настоящий лист сорвался с дерева. Последний шедевр Бермана спас жизнь девушке, подарив ей надежду на выздоровление и вернув желание жить.
Поскольку ни у кого, кроме как у человека, наделенного творческим воображением, не могло бы возникнуть столь прекрасной идеи — нарисовать лист так искусно, что никто даже не отличил, мы приходим к выводу, что талантливые люди приходят в этот мир, чтобы помогать людям и спасать их.
Надеемся, вам пригодятся наши аргументы для итогового сочинения, и желаем удачи на экзамене! А чтобы быть уверенными в своем сочинении, записывайтесь на наш курс подготовки. Вы разберете структуру сочинения, научитесь выделять основную мысль текста и подбирать убедительные аргументы, познакомитесь со списком литературы, в котором найдется аргумент для каждой темы. И главное — напишете 2 пробных сочинения, которые проверит эксперт и даст вам обратную связь. Приходите на курс по итоговому сочинению, чтобы точно получить зачет!
Как успешно написать итоговое сочинение, являющееся допуском к ЕГЭ? Создать грамотный текст с последовательными рассуждениями. Чтобы получить «зачет», для раскрытия темы нужно привлечь развернутые аргументы.
В 2022/2023 учебном году экзамен претерпел некоторые изменения – ФИПИ выделил из банка заданий 3 новых глобальных раздела, касающихся места человека в обществе и в природе. Ниже вы найдете несколько литературных аргументов по всем направлениям итогового сочинения.
Содержание
Разделы и подразделы итогового сочинения 2022-2023 года
По каким направлениям* стоит заранее создать подборку литературных примеров, какие разделы будут встречаться в итоговых сочинениях с 2022 года? 👇🏻
*направление – старое наименование раздела, которое употреблялось до 2022 года. С 2022-2023 учебного года данное понятие отменено. Слово «направление», которое далее фигурирует в статье, дается условно.
Раздел итогового сочинения №1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1.1. Внутренний мир человека и его личностные качества
1.2. Отношение человека к другому человеку (окружению), нравственные идеалы и выбор между добром и злом
1.3. Познание человеком самого себя
1.4. Свобода человека и ее ограничения
Раздел итогового сочинения №2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
2.1. Семья, род; семейные ценности и традиции
2.2. Человек и общество
2.3. Родина, государство, гражданская позиция человека
Раздел итогового сочинения №3. Природа и культура в жизни человека
3.1. Природа и человек
3.2. Наука и человек
3.3. Искусство и человек
24 декабря – 20 января
5-11 классы
Онлайн-олимпиада Коалиции
Аргументы для итогового сочинения 2022-2023 года
Аргументы и темы для нового раздела итогового сочинения «Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека»
Пример темы экзамена: Почему человек должен сохранять честь и достоинство?
Аргумент, который будет раскрывать тему направления:
Честь – высокое моральное качество, позволяющее человеку придерживаться нравственных ориентиров при любых обстоятельствах. Олицетворением чести выступает Петр Гринев, герой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Родители вложили в Петра нерушимые идеалы. «Береги честь смолоду», — ключевое наставление, которое отец дал сыну перед его отправкой на службу.
Главному герою пришлось пройти множество испытаний, но даже в моменты опасности он не пытался укрыться от проблем. Гринев дал решительный отказ на предложение Пугачева присягнуть ему и перейти на сторону бунтовщиков. Петр – дворянин, который понимал то, как важно хранить верность Отчизне.
Пример темы экзамена: В какие моменты перед человеком встает выбор между добром и злом?
Аргумент, который будет раскрывать тему направления:
Выбор между добром и злом отражен в произведении Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой, Родион Раскольников, находился в тяжелом материальном положении – у него не было средств на оплату обучения и своего проживания. В голове героя твердо осела определенная картина мироздания: одни люди относятся к категории «право имеющих», а другие считаются «тварями дрожащими». Последние – представители общества, чьи жизни не имеют особой ценности.
Чтобы проверить теорию и доказать себе принадлежность к высшей группе, Раскольников решился на убийство злой и жадной старухи-процентщицы, которая наживалась на людях, оказавшихся на грани бедности.
Ужасное деяние главного героя не спасло мир от зла – наоборот, он примкнул к темной стороне, потворствуя жестокости. Раскольников мог решить свои проблемы иным путем, но он выбрал насилие.
Пример темы экзамена: Какие духовные ориентиры позволяют человеку двигаться дальше?
Аргумент, который будет раскрывать тему направления:
Сила духа – важнейший двигатель, позволяющий преодолевать все невзгоды, встречающиеся на тернистом пути людей. Олицетворением силы духа является Андрей Соколов, герой рассказа М. Шолохова «Судьба человека».
На долю Соколова выпало множество бед: Великая Отечественная война разлучила с любимой женой и детьми, а затем и вовсе забрала их жизни, лишила дома, где некогда царила теплая семейная атмосфера. Андрею приходилось встречаться со смертью лицом к лицу: он не раз попадал в тяжелые ситуации и был на грани погибели.
Но вера в лучшее в мужчине не угасла. Он приютил осиротевшего мальчишку, прикинувшись его родным отцом. Своим благородным поступком Соколов укрыл ребенка от невзгод и подарил ему шанс на счастливую жизнь.
Аргументы и темы для нового раздела итогового сочинения «Семья, общество, Отечество в жизни человека»
Пример темы экзамена: Почему возникают разногласия между представителями разных поколений?
Аргумент, который будет раскрывать тему направления:
«Отцы и дети» — роман, написанный И. С. Тургеневым еще в XIX веке. Несмотря на течение времени, произведение и по сей день остается актуальным. В романе поднимается важная проблема, с которой сталкиваются все люди, — старые устои становятся чужды новым поколениям.
Евгений Базаров выступает за рационализм во всем: по его мнению, деятельность людей должна приносить только практическую пользу. Герой отрицает важность искусства, не умеет восхищаться явлениями природы, не может полностью окунуться в чувство любви.
Противоположностью Евгения является Павел Петрович Кирсанов – представитель старшего поколения, активно вступающий в споры. Кирсанов привык к праздному образу жизни, он не может представить свое существование без прекрасного – без поэзии и музыки. Он поддерживает традиционные ценности народа и не понимает аргументов молодого нигилиста Евгения.
Пример темы экзамена: В чем проявляется гражданская позиция человека?
Аргумент, который будет раскрывать тему направления:
Гражданская позиция – взгляды человека на жизнь государства и общества, его личное отношение к происходящим событиям, а также действия, направленные на изменение или сохранение установленных порядков.
Пример гражданской позиции можно увидеть в произведении Гоголя «Тарас Бульба». Главный герой, отец семейства, чтил историю своего государства, с уважением относился к Родине и считал защиту Отечества своим главным долгом. Своим детям он прививал высшие моральные ценности и чувство патриотизма. Его позицию перенял Остап – старший сын, погибший в бою. Младший же, Андрий, променял свое государство и перешел на вражескую сторону из-за любви к прекрасной полячке.
Что изменилось в структуре итогового сочинения?
Итоговое сочинение 2022-2023
Пример темы экзамена: Может ли человек существовать вне общества?
Аргумент, который будет раскрывать тему направления:
Люди – социальные существа, начинающие адаптацию к обществу с раннего детства. Окружение прививает им нормы, представления о добре и зле, учит взаимодействию с членами разных социальных групп. Если этого не происходит, люди вырастают отчужденными, не умеют дружить, любить и понимать чувства окружающих.
Так и произошло с Ларрой – героем произведения М. Горького «Старуха Изергиль». Ларра, сын человека и орла, не вписывался в рамки общества – он считал себя лучше других, потакал всем своим желаниям, несмотря на социальное порицание. Люди прокляли его за излишнюю гордость. Карой стала вечность в одиночестве – Ларра принял облик бессмертной тени.
Аргументы и темы для нового раздела итогового сочинения «Природа и культура в жизни человека»
Пример темы экзамена: Какова роль музыки на войне?
Аргумент, который будет раскрывать тему направления:
Музыка способна поднять боевой дух солдат, воодушевить их на новые благородные свершения во имя Отечества. В произведении «Василий Теркин», написанном А. Твардовским, читали могут заметить исцеляющее действие искусства.
Главный герой взял гармонь убитого танкиста и стал играть на ней различные мелодии. Услышав прекрасное звучание, к Василию Теркину подтянулись все солдаты. Музыка помогла бойцам отвлечься от ужасных военных событий, от разрухи и смертей. Настроение членов танковой колонны быстро сменилось: мужчины пошли в пляс, стали радоваться, наслаждаясь моментами счастья и безмятежности.
Пример темы экзамена: Чем может обернуться вмешательство в природу?
Аргумент, который будет раскрывать тему направления:
Повесть М. А. Булгакова «Собачье сердце» раскрывает негативные последствия, возникающие из-за вмешательства человека в природу. Профессор Преображенский решил провести эксперимент – пересадить собаке человеческий гипофиз. Животное обрело облик человека, но полноценным представителем общества не стало: остались повадки, свойственные от природы большинству собак. Результат опыта, Шариков, оказался невоспитанным грубияном, который жил в обществе, но игнорировал принятые этические нормы.
Автор произведения показывает, что научный прогресс зачастую приводит к негативным последствиям. Люди, возомнившие себя венцом природы, рушат естественный уклад жизни и сами же от этого страдают.
Пример темы экзамена: Какого человека можно назвать творцом искусства?
Аргумент, который будет раскрывать тему направления:
В рассказе А. П. Чехова «Ионыч» перед читателями предстает образ Екатерины Ивановны – молодой девушки, мечтающей стать известной пианисткой. Екатерина Ивановна переоценивала свои возможности, считая себя талантливым человеком, которому заготовлено отдельное место в мире искусства.
В музыке героиню интересовало не столько само искусство, сколько признание со стороны общества. Екатерина желала заявить о себе при помощи игры на пианино. Она хотела жить и купаться в лучах славы, но не была готова в полной мере работать над достижением цели, вследствие чего ее желания так и не были реализованы.
Как подготовиться к декабрьскому сочинению 2022-2023 учебного года?
1.Заведите читательский дневник, чтобы с легкостью написать сочинение и не перепутать литературных героев
Фиксируйте основную мысль литературных произведений, указывайте главных героев и их образы, основные тезисы, чтобы безошибочно оперировать информацией на итоговом сочинении.
2.Раскрывая тему направления, в качестве аргументов используйте любые литературные произведения, с которыми вы хорошо знакомы
Суть написания итогового сочинения – применение информации из целиком прочитанных произведений. Используя информацию с сайтов, где расположены краткие пересказы, вы подвергаете себя фактическим ошибкам – можно спутать детали и лишиться баллов.
3.Научитесь укладываться во время, данное для написания сочинения
Одиннадцатиклассники пишут итоговое сочинение в течение 235 минут. Если вы не уложитесь в регламент, ваши бланки заберут без возможности доработки текста.
Регулярные курсы по подготовке к олимпиадам и ЕГЭ
Поступаем в вуз мечты без проблем!
4.Помните, что каждое сочинение оценивается по заранее установленным критериям
Чем выше качество вашего сочинения, чем ближе работа к эталону, тем больше вероятность получить «зачет».
5.Используйте банк аргументов итогового сочинения 2021 года
В 2022-2023 учебном году будут использоваться темы прошлых сезонов. Прочтите готовые тексты, подборки аргументов, чтобы почерпнуть больше литературных материалов и задействовать их во время написания итогового сочинения.
6.Совершенствуйте владение языковыми навыками
Грамотность – один из критериев, входящих в структуру сочинения. «Незачет» ставится в том случае, если школьник допускает более 5 ошибок на 100 слов. Лишить заветного допуска к ЕГЭ могут пунктуационные, орфографические, грамматические и речевые ошибки. Прокачать навык письменной речи можно на онлайн-курсе по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.
Выводы
Темы, встречающиеся на экзамене, всегда связаны с природой, обществом и социальными явлениями. Написание итогового сочинения не составит труда, если вы заранее подготовите аргументы для нескольких разделов и подразделов.
Поделиться в социальных сетях
Как продвигается ваша подготовка к итоговому сочинению?
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Читайте также
Подборка аргументов к трём разделам итогового сочинения.
Направлений ИС больше не будет. Подробнее об этом здесь.
Раздел 1. Духовно-нравственные ориентиры в жизни человека
1. Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
«Тварь я дрожащая или право имею?» – таким вопросом задаётся молодой студент Родион Раскольников, главный герой психологического романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Он задумывается о том, можно ли совершить убийство ради тысячи добрых дел. Персонаж считает, что все люди делятся на две категории: первые – сильные и властные личности имеют право вершить человеческие судьбы, а вторые – слабые – вынуждены подчиняться воле тиранов. Раскольников решает проверить антигуманную теорию на практике, но в конечном счёте разочаровывается в самом себе. На каторге герой видит сон о микроскопических существах – трихинах, которые вселялись в тела людей и делали их сумасшедшими. Заражённые считали себя носителями истины, и этот подчёркнутый эгоизм, гордыня, твёрдая уверенность в собственном всемогуществе привели к росту страшных преступлений. Сновидение доказывает Раскольникову несостоятельность его теории. Достоевский подчёркивает, что никто не может посягать на жизнь другого человека и отнимать его естественное право.
2. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Главный герой романа М.Ю. Лермонтова Печорин неслучайно относится к литературному типу «лишний человек». Он подвергает каждый свой поступок строгой критике и, по словам В.Г. Белинского, «судит себя самым страшным судом». Например, в повести «Тамань» герой сознательно рискует собственной жизнью, соглашаясь на свидание с ундиной. В дневнике Печорин отмечает, что не умеет плавать, и всё-таки садится в лодку с девушкой-контрабандисткой. Этот эпизод доказывает, что лермонтовский персонаж почти не дорожит жизнью, а единственное чувство, во власти которого он постоянно оказывается, – это любопытство. В постоянных поисках смысла Печорин подчиняется первому порыву, но достаточно быстро теряет интерес к людям. Он чувствует себя глубоко несчастным человеком, потому что не знает, «для какой цели родился» и зачем живёт, если всё равно всегда оказывается «топором в руках судьбы».
3. А.Н. Островский «Гроза»
Главная героиня драмы А.Н. Островского Катерина – глубоко верующий человек. Она делится с Варварой сокровенными мыслями о тяжёлой семейной жизни, противопоставляя ей милую сердцу юность. Тогда Катерина была нравственно чистой девушкой, которая с благоговением думала о Боге и видела ангелов во время молитвы. Ей снились «золотые храмы», «необыкновенные сады», прекрасные песни, а временами казалось, что она может подняться в воздух и улететь. После замужества жизнь Катерины кардинально изменилась: «Да здесь всё как будто из-под неволи!» Действительно, очень тяжело терпеть постоянные замечания и оскорбления со стороны жестокой свекрови. Желание обрести личное счастье толкает Катерину на измену, но это оказывается невозможным, и девушка решается на самоубийство. Мы видим, как религиозный человек, задавленный средой, идёт против Бога и совершает грех, не выдерживая внутреннего разлада и угрызений совести.
4. Л.Н. Толстой «Война и мир»
В романе-эпопее «Война и мир» поднимается проблема духовного поиска, и каждый любимый персонаж Л.Н. Толстого решает её по-своему. Так, например, Наташа Ростова проходит большой и тернистый путь, совершает ошибки и благодаря этому получает бесценные нравственные уроки. Она с честью выдерживает жизненные испытания и становится толстовским идеалом жены и матери. На протяжении всего произведения писатель подчёркивает близость Наташи к русскому народу. Л.Н. Толстой восхищается героиней, когда она вкладывает всю душу в народный танец, будучи «графинечкой, воспитанной эмигранткой-француженкой». Наташа Ростова обладает необыкновенным обаянием, которое никого не оставляет равнодушным. Даже несимпатичный автору Анатоль Курагин поддаётся её очарованию, и в этот момент Наташа впервые оступается, идёт на поводу у внезапно нахлынувших чувств. Но после этого случая героиня меняется, и князь Андрей перед смертью прощает её. В эпилоге Л.Н. Толстой пишет, что Наташа Ростова всецело отдаёт себя семье и совсем не интересуется светским обществом. Забота о муже и здоровье своих детей становится для неё смыслом жизни. Таким образом, мы видим эволюцию человека, который постепенно обретает желанное счастье.
5. М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита»
«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо», – эта цитата из философской драмы И.В. Гёте «Фауст» является эпиграфом к роману М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Можно сказать, что именно она достаточно чётко определяет противоречивый характер Воланда. С одной стороны, булгаковский герой – воплощение нечистой силы. Он обличает человеческие пороки и наказывает людей за их грехи. Каждый отступник получает по заслугам: взяточник Никанор Иванович попадает в психиатрическую клинику, лживый Варенуха становится вампиром, ленивый Стёпа Лиходеев «отправляется в путешествие», доносчик барон Майгель лишается жизни. Тем самым Воланд пытается восстановить справедливость. Он совершает и по-настоящему благородные поступки: помогает Маргарите и дарует мастеру покой. Таким образом, Воланд – это сочетание двух противоположностей, он сам служит прекрасным доказательством собственного тезиса: «Что бы делало твоё добро, если бы не существовало зла?»
Раздел 2. Семья, общество, Отечество в жизни человека
1. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
В романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» поднимается проблема конфликта поколений. Можно считать закономерным то, что «отцы» зачастую не понимают своих «детей», как будто их разделяет непреодолимая пропасть. Базаров кажется семье Кирсановых странным молодым человеком, для которого нет ничего святого, потому что он отрицает любые принципы и идеалы. Герой-нигилист насмехается над Николаем Петровичем, который читает Пушкина и играет на виолончели. По натуре аристократ, Павел Петрович становится главным оппонентом Базарова в философских спорах. Однако взгляды нигилиста не выдерживают проверку реальностью, и в финале мы видим, что вечные ценности всё-таки побеждают рациональность и скептицизм. Аркадий не идёт по стопам товарища, а становится прекрасным семьянином. Для Тургенева очень важна мысль о преобладании духовного над материальным. Кроме того, крепкая дружная семья для писателя – основа жизни, именно поэтому таким индивидуалистам, как Базаров, не находится места в обществе.
2. А.П. Чехов «Вишнёвый сад»
Лирическая комедия А.П. Чехова «Вишнёвый сад» посвящена теме разрушения дворянских гнёзд. Второе действие пьесы предваряет подробная ремарка, содержащая важную антитезу. Прекрасный вишнёвый сад – символ юности и счастья – противопоставляется ряду телеграфных столбов. На смену дворянскому обществу приходит новое поколение купцов-приобретателей, представителем которого в произведении является Лопахин. Он не сентиментален и совершенно не восприимчив к красоте. Время и деньги – вот те ценности, которые герой ставит во главу угла. Стук топора в финале и заколоченный дом с забытым всеми, больным слугой Фирсом подчёркивают мысль Чехова о неотвратимой смене поколений. Многие традиции уходят в прошлое, уступая место новаторствам, влиянию которых бессмысленно сопротивляться.
3. Н.А. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо?»
Поэма, которую Н.А. Некрасов назвал «эпопеей крестьянской жизни» посвящена актуальной проблеме поиска счастья. Главные герои отправляются в путь, надеясь встретить самого счастливого человека и узнать его секрет. Произведение не является законченным, поэтому читатель не получает ответа на поставленный в заглавии вопрос. Однако в последней части автор знакомит нас с бывшим семинаристом Григорием Добросклоновым. Именно этот персонаж может претендовать на роль того самого счастливца, которого мечтали отыскать временнообязанные крестьяне. Думая о судьбе своего народа, Гриша Добросклонов чувствует в себе «силы необъятные», он готов бороться за права и свободы простых людей, видит своё предназначение в заступничестве и самопожертвовании. На примере этого героя Некрасов подчёркивает важность гражданских идеалов и размышляет о необходимости служить на благо своего Отечества.
4. А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
«Береги платье снову, а честь смолоду», – именно такие напутственные слова говорит Гринёв-старший своему сыну перед разлукой. Изначально Петруша Гринёв – недоросль, который никогда надолго не отлучался из дома, но служба в Белогорской крепости кардинально изменяет его систему ценностей. Герой следует завету своего отца и не позволяет себе кривить душой ни при каких обстоятельствах. Он не присягает Пугачёву, тем самым рискуя собственной жизнью, и делает всё возможное, чтобы спасти возлюбленную Машу Миронову. А.С. Пушкин размышляет о значении духовных ценностей в нашей жизни. Он приходит к выводу, что именно они помогают человеку оставаться собой в любой ситуации. На примере семьи Гринёвых мы видим, что такие простые, но очень важные истины о необходимости жить честно и достойно должны передаваться из поколения в поколение.
5. Д.И. Фонвизин «Недоросль»
В основе сюжета комедии Д.И. Фонвизина лежит столкновение и противоборство двух систем ценностей. С одной стороны, мы видим таких крепостников-самодуров, как Простакова и Скотинин, а с другой – прогрессивно настроенных дворян (Стародума и Правдина). Из-за произвола помещиков крестьяне оказываются абсолютно бесправными существами, а это, по мнению писателя, неприемлемо. Можно высмеивать Митрофанушку, который называет слово «дверь» прилагательным, или госпожу Простакову, считающую науку и образование абсолютно бесполезными и никому не нужными, но подобное положение дел действительно вызывает тревогу за наше будущее. Через героя-резонёра Стародума Фонвизин высказывает важные мысли о необходимости повышения культурного уровня общества и развития гражданского самосознания. Именно это позволит избежать появление невежественных, чёрствых, безнравственных Скотининых-Простаковых.
Раздел 3. Природа и культура в жизни человека
1. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
Важное место в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин» занимает природа, на фоне которой ярче раскрываются черты характера персонажей. Татьяну Ларину писатель называет «милым идеалом», и именно эта героиня тесно связана с природным миром. В начале пятой главы поэт создаёт пейзажную зарисовку, которая дана через призму восприятия Татьяны. Пушкин подчёркивает, что именно она видит «поутру побелевший двор», «деревья в зимнем серебре» и горы, «устланные блистательным ковром». Мир вокруг кажется ярким, точно преисполненным волшебства; подобная атмосфера необходима автору, чтобы провести следующую параллель:
Татьяна (русская душою,
Сама не зная почему)
С её холодною красою
Любила русскую зиму.
Так, в романе в стихах «Евгений Онегин» прослеживается взаимосвязь мира природы и душевного состояния человека, а отношение героев к этому миру становится важным средством их характеристики.
2. А.П. Чехов «Ионыч»
Героиня рассказа А.П. Чехова «Ионыч» мечтает стать известной пианисткой и считает себя достаточно талантливой, культурной и образованной для избранного поприща. Доктор Старцев значительно преувеличивает достоинства и сильные черты характера Екатерины Ивановны. Герой пытался вести с ней серьёзные беседы об искусстве, но во время таких разговоров Котик могла совершенно некстати рассмеяться или уйти. Екатерина Ивановна высоко ценит собственный талант и даже отказывается от личного счастья, надеясь достичь высот в качестве музыканта. Однако можно заметить, что в первую очередь Котик мечтала о славе и признании, а искусство в большинстве случаев требует жертв и полной самоотдачи. По-настоящему талантливый человек не может быть слишком тщеславным, гораздо важнее получать удовольствие от самого творческого процесса. Именно поэтому Екатерина Ивановна не достигает поставленной цели и в конечном счёте разочаровывается в себе, так и не сумев стать профессиональной пианисткой.
3. М.А. Булгаков «Собачье сердце»
Произведение М.А. Булгакова «Собачье сердце» повествует об уникальной операции, проведённой профессором Преображенским. В 20-е годы XX века действительно возрастает интерес к различного рода научным экспериментам и открытиям. Многие учёные искали способы омоложения человека, а некоторые исследователи совершенно серьёзно задумывались о возможности создания эликсира бессмертия. Профессор Преображенский также занимается вопросами усовершенствования человеческой природы и решается на тяжёлую операцию по пересадке гипофиза. Этот эксперимент и превращает обыкновенного бродячего пса в человека. Однако Шариков мало чем отличается от животного: он невежественен, груб, безнравственен и не обладает никакими представлениями о нормах морали. Булгаков размышляет о противоречивости научно-технического прогресса: даже благое дело может обернуться настоящей трагедией, если учёный отказывается брать на себя ответственность за последствия своих действий.
4. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Один из главных героев комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» находится на низшей ступени культурного развития. Фамусов считает себя интеллигентным человеком, знает всё о правилах поведения в светском обществе, но между тем демонстрирует крайне негативное отношение к просвещению. Герой называет образование основной причиной появления опасных свободомыслящих людей. Двоюродный брат Скалозуба, который отказывается от продвижения по карьерной лестнице и занимается чтением литературы, а также племянник княгини Тугоуховской, изучающий естественные науки, вызывают со стороны представителей фамусовского общества непонимание и осуждение. Чацкого, высказывающего передовые идеи, также объявляют сумасшедшим. Таким образом, мы видим мир, в котором нет места культуре и духовности. В нём живут люди, считающие смыслом своего существования погоню за мнимыми ценностями.
5. Д. Киз «Цветы для Элджернона»
Иногда научно-технический прогресс может приносить человечеству не только пользу, но и вред. Роман Д. Киза «Цветы для Элджернона» повествует о трагических последствиях научного эксперимента, направленного на повышение умственных способностей. Изначально он казался достаточно успешным и действительно приносил удивительные результаты. Чарли Гордон, умственно отсталый с момента рождения, постепенно превращается в здравомыслящего человека. Однако интеллектуальные способности не делают героя счастливым, потому что он становится гением и чувствует себя лишним, одиноким в толпе. Впоследствии персонаж всё-таки утрачивает возможности, дарованные ему искусственным путём, что в очередной раз доказывает несостоятельность проведённого эксперимента. Д. Киз заставляет читателей задуматься о влиянии новых технологий на человека, которое иногда оказывается разрушительным.
К чему могут привести научные открытия — аргументы для итогового сочинения ЕГЭ. Сочинения, анализ и мораль басен. Русский язык и литература школьнику
Мы подготовили для наших читателей список аргументов из русской и зарубежной литературы по направлению — К чему могут привести научные открытия. Используйте материал статьи для подготовки к ЕГЭ и написанию сочинений по литературе.
М.А. Шолохов «Поднятая целина»
О пользе прогресса писал М.А. Шолохов в произведении «Поднятая целина». Раньше казаки использовали только ручной труд в поле, поэтому большинство из них жило в бедности и невежестве. У них просто не оставалось времени и возможностей для образования и развития. Им приходилось с утра до вечера заниматься примитивными формами сельского хозяйства, чтобы хоть как-то прокормить семью. Так и продолжалось бы веками, если бы не изобретение трактора и другой сельскохозяйственной техники. Коллективизация дала людям шанс приобрести это чудо и автоматизировать многие процессы. Достижения в агрономии, которыми делились наиболее опытные члены колхоза, также положительно влияли на уровень доходности предприятия. Жизнь казаков изменилась к лучшему: открылись ясли и изба-читальня, молодежь поехала учиться, хозяйство поднялось на уровень выше. Таковы результаты научного прогресса.
М.А. Булгаков «Собачье сердце»
Однако нельзя забывать об опасностях и рисках, сопровождающих движение вперед. О них писал М.А. Булгаков в произведении «Собачье сердце». Профессор Преображенский в пылу научного энтузиазма сумел с помощью операции превратить пса в человека. Однако новое творение не прошло всех стадий взросления, поэтому этические нормы и моральные принципы у него не сформировались. Шариков был лишен самой способности к обучению и раскаянию, ведь он никогда не признавал своих ошибок и всегда стремился лишь к своему благу. Со временем стало очевидно, что он — угроза для всего живого. Ведь армия таких Шариковых уничтожит все, что создали Преображенские. Ею проще управлять и манипулировать, ведь она не имеет ни ума, ни самостоятельности, ни совести. Осознав это, ученый повернул процесс превращения вспять. Его пример показывает, что научные открытия могут привести к плохим последствиям. Бездумные и опасные эксперименты влекут за собой изменения, посягающие на традиционные ценности и устои, на которых держится мир.
Я. Вишневский «Одиночество в сети»
Герои, гонимые одиночеством и отсутствием светлых чувств в своей жизни, пересекаются в программе ICQ, которая позволяет общаться со своим собеседником в режиме реального времени. Печальное сообщение от незнакомки с предложением пообщаться оказывается связующим звеном и непредвиденным толчком в сторону обоих героев. Они быстро находят общий язык и становятся тут же близки и откровенны, от чего между ними выстраивается искренний диалог. Мужчина и женщина начинают общаться каждый день и оказываются очарованы друг другом, что только подогревает их стремление в общении. Оба находят своё спасение в друг друге, и общение плавно перетекает во влюбленность. Они становятся настолько поглощены друг другом, что всерьез задумываются о встрече и совместном досуге, откладывая в дальний угол тот факт, что женщина находится в браке. Их тайная связь и откровенные сообщения заставляют обоих окунуться в те чувства, в которых они так долго нуждались. А ведь всего этого могло и не случиться, не окажись они в этой программе ICQ. Таким образом, развитие технологий и создание новых способов взаимосвязи людей, находящихся на дальних расстояниях, позволило пользователям не только сокращать это самое расстояние, но и находить близких по духу людей.
Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»
К чему могут привести научные открытия? Научные открытия — основной этап в цивилизации человека, которые на всём его пути помогают и делают его жизнь проще и удобнее. Но не каждое открытие такое, обратной стороной научных открытий является создание биологического и химического оружия. Я считаю, что научные открытия способны как развить государство, сделав его великим, так и полностью его уничтожить.
Обратимся к роману-антиутопии Рэя Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». В нём автор описывает современное общество поглощённое технологиями. Всю информацию они получают через экраны своих телевизоров и радиоприёмники. В этой антиутопии, книги являются незаконными так как способны развить мышление и тех, кто их читает, наказывают. Из-за чего люди, переставшие общаться между собой, способны только лишь воспринимать ту информацию, которую подают, без необходимости её осмысления. В романе чётко показано, как может измениться жизнь людей из-за появления технологий, и это будущие, к которому мы стремительно идём.
М. А. Шолохов «Судьба человека»
Чаще всего результаты технического прогресса напрямую связывают с развитием оружия и других средств нападения и защиты. Непонятно, откуда именно взялась эта параллель, однако не раз прогресс в области разработки оружия приводил и приводит по сей день к ужасающим последствиям — к смерти людей. В представленном произведении есть сцена, когда Соколов ехал через минное поле, чтобы доставить солдатам оружие, так как они сражались с пустыми руками. Герой наткнулся на неприятности по пути через поле: повсюду были заложены мины, от чего солдаты “рвались по порядкам”. Похожая ситуация произошла с семьей Соколова. Их дом находился рядом с авиазаводом, который забросали бомбами во время войны. Одна из них прилетела прямо в “хибарку”, от чего все члены семьи погибли. Таким образом, люди массово умирали и продолжают умирать от, казалось бы, обычных открытий в области физики или химии, которые используют в создании ужасающего средства уничтожения.
Дэниел Киз «Удивительная история Билли Миллигана»
Изучение и развитие средств массовой информации, а также способов связи между людьми благоприятно влияют на осведомлённость общества и его возможность в нужный момент попросить о помощи. Так, в указанном произведении никто не верил в межличностное расстройство Билли Миллигана: все хотели усадить его за решетку и уличить во лжи и притворстве. Однако его государственные защитники Гари Швейкарт и Джуди Стивенсон смогли связаться с Дороти Тернер — психологом общественного центра психического здоровья. Женщина уже имела опыт в изучении и лечении подобного рода заболеваний, что было известно практически всем. Поэтому именно с ней связались отчаявшиеся защитники и попросили помощи. Приезд Дороти Тернер в клинику спасли Миллигана от тюрьмы и поспособствовали его дальнейшему переводу в психиатрическую больницу для лечения и оказания нужной помощи. Таким образом, связь между людьми как никогда играет роль в экстренных и стрессовых ситуациях, когда необходим сиюминутный отклик на появившуюся проблему. В этом людям и помогает технологический прогресс.
Ж. Верн «Двадцать тысяч лье под водой»
Изучая образ капитана Немо и его подводной лодки, можно сделать определенные выводы, которые мы можем транслировать и на Верна. Во-первых, проживание на подводном чуде без возможности оказаться в хаотичном обществе является идеальной перспективой для тех, кто сторонится всякого рода агрессии и тирании, вне зависимости от того, откуда она исходит. Подводная лодка и способ существования на ней стали пристанищем и отдушиной для тех, кто стремится к саморазвитию, самосовершенствованию, то есть само средство передвижения стало родным домом и самым комфортным местом для всей команды “Наутилуса”. Это необычное изобретение продемонстрировало людям незабываемый морской мир, который они не смогли бы увидеть, находись в шумном городе в окружении людей. Таким образом, технологический прогресс дает возможность узнать что-то новое, оказаться там, где нам комфортнее всего или где мы хотели бы побывать. Любой желающий может свободно путешествовать, изучать науки, общаться с людьми из различных точек мира только благодаря развитию технологий.
М.А. Булгаков «Роковые яйца»
Например, в фантастической повести «Роковые яйца» М.А. Булгаков подчёркивает, какой непоправимый урон могут нанести обществу некоторые научные открытия. Так, заведующий совхозом Рокк по неосторожности вместо кур выводит гигантских рептилий, пользуясь изобретением профессора Персикова. Всего лишь одна, казалось бы, маленькая ошибка способна оказать губительное влияние на человечество. Луч жизни, который открывает учёный Персиков, действует абсолютно противоположным образом. Если бы сама природа не помогла людям и не наступил внезапный мороз, стремительно размножающиеся чудовища уничтожили бы цивилизацию. Действительно, перемены зачастую касаются не одного человека, а переворачивают жизни миллионов людей.
А. Беляев «Человек-амфибия»
Часто технический прогресс ассоциируют с благоприятными изменениями в медицине, а также с появлением новых способов лечения и спасения людских жизней. Эта ситуация и описывается в произведении Беляева. Однажды Сальватору принесли младенца с неизлечимой болезнью легких. Доктор всерьез задумался о спасении жизни мальчика и после долгих раздумий решился на сложную операцию по пересадке жабр молодой акулы. Эта операция спасла жизнь ребенку, хоть и имела ряд своих недостатков: мальчику было необходимо поочередно дышать на воздухе и под водой, чтобы легкие не испортились окончательно. Однако достоинством операции было то, что жабры не были видны под одеждой, так как находились на спине и спокойно функционировали, не смущая окружающих. Таким образом, технический прогресс несет свою пользу определенным сферам жизни людей. Не исключено, что требуется проведение огромного количества испытаний, однако хороший результат в будущем закроет собой все недостатки долгого изучения и нескончаемых попыток.
Е. И. Замятин «Мы»
В произведении все люди, проживающие в Едином Государстве, обезличены: у них нет имен и точного описания внешности, у них отсутствует чувство прекрасного, они не видят красоты вокруг себя, заменяя это запрограммированным поведением, лишенном волевого сознания личности. В Государстве отсутствуют особенности и отличительные черты людей. Например, любой человек может создать музыку простым взмахом руки, так как для этого не требуется таланта, слуха и умений. Все равны и имеют ряд правил-законов, которые нельзя нарушать. Так, Д-503 называется нарушением закона обычную бессонницу, ведь, как постановлено, ночью нужно спать, чтобы днем работать на благо Единого Государства. Все действия и планы должны быть точно регламентированы, от чего возникает ощущение, что в произведении речь идет не о людях, а роботах. Таким образом, технологический прогресс обезличивает людей: всем нам преподносится одна и та же информация, которая отучает читать книги, открывать мир, создавать нечто новое во всех сферах и проявлять свою индивидуальность. Люди в этом бесконечном беге за прогрессом теряют своё собственное «Я»
Х. Селби «Реквием по мечте»
Жертвой технологического прогресса в данном произведении стала Сара Голдфарб. Героиня утонула в различных телевизионных шоу. Цифровой мир настолько сильно захватил ее жизнь, что единственным желанием женщины стало посещение одного из шоу, которое она обожала смотреть. И вскоре произошло то, чего она так сильно жаждала, — пришло приглашение на съемки. В предвкушении Голдфард придумывает себе будущий образ для съемок, однако с разочарованием осознает, что ее любимое красное платье ей уже мало. Тогда и начинается черная полоса в жизни Сары: он садится на тяжелую диету, с которой не может справиться. Невозможность побороть свой голод и саму себя приводит женщину к врачу-диетологу, который прописывает ей таблетки, избавляющие от голода. Но в итоге эти таблетки оказываются наркотиками и доводят до панического страха холодильника, превращая некогда здоровую женщину в живой труп. Таким образом, навязанные телевизионным шоу идеалы привели Сару Голдфарб к заболеванию и зависимости, из-за чего она попала в психиатрическую больницу. Данный факт показывает нам негативное влияние технологического прогресса.
В.Распутин «Прощание с Матерой»
В произведении очень ясно и точно представлена картина уходящего старого мира, который слишком быстро и безжалостно был заменен на новый, технологически развитый. Ниже по Ангаре начали строить плотину для дальнейшей установки электростанции, из-за чего береговая линия реки должна была подняться. Данный факт ставил крест на существовании острова и деревни, где все еще проживали люди, не желающие покидать свои дома. Помимо этого рядом с деревней находилось кладбище, которое никто не собирался переносить: бригада, напротив, убирала кресты и изгороди, чтобы территория напоминала обычное поле, что не пришлось по душе старухам, прогнавшим работников. Дарья Васильевна, главная героиня произведения, попросила сына Павла и внука Андрея перенести могилы родственников, но этого так и не произошло, так как оба уехали из деревни по делам, оставив старуху одну. Со временем опустевшие избы начали сжигать, что не оставило выбора оставшимся жителям — необходимо было как можно скорее покинуть родные дома во избежание катастрофы. Таким образом, технологический прогресс, неустанно развивающийся и не стоящий на месте, очень безжалостно обходится со старой жизнью, которую никто не хочет спасти: забываются обычаи, история, традиции, предки — всё сметается на пути к лучшей и технологически развитой жизни.
Все сочинения