Научный стиль характеризуется отвлеченностью строгой логикой изложения изобилие егэ

Основной  
способ   удовлетворения  личных 
потребностей человека в общении –
речь. Именно поэтому его называют речевым
(вер­бальным) общением (в отличие
от невербаль­ных средств общения:
жестов, мимики, знаков, символов и др.).

Формой
проявления речевого общения
является речевое по­ведение
собеседников, а содержанием — их речевая
деятельность. Речевая деятельность –
это речь как про­цесс. Речевая
деятельность человека является самой
рас­пространенной и самой сложной.

Речевая
деятельность всегда включается в более
широкую систему деятельности как
необходимый компонент. По данным
исследователей, челове­ческая
деятельность на две трети состоит из
речевой. От того, насколько умело
осуществ­ляется речевая деятельность,
зависит успех любой професси­ональной
деятельности.

Речевая
деятельность имеет социальный характер,
так как для ее осуществления требуется
коллектив (самое меньшее два человека).
В процессе речевого взаимодействия
субъектов уча­ствуют их мышление,
воля, эмоции, знание, память.

Исходным
моментом любого речевого действия
является ре­чевая ситуация, то
есть такое стечение обстоятельств,
которое побуждает человека к речевому
действию (например, к высказыванию).
Примеры речевых ситуаций: необходимость
ответить на вопрос, сделать доклад о
результатах работы, написать пись­мо,
побеседовать с другом и т.п. Речевая
ситуация помогает правильно понять
смысл сооб­щения, уточнить его целевую
функцию (рекомендация, просьба, угроза
и т.п.)

Речевая
деятельность включает четыре основных
аспекта, которые при­нято называть видами
речевой деятельности: говорение,
слуша­ние, письмо, чтение.

Говорение –
это отправление речевых акустических
сигна­лов, несущих информацию.

Слушание
– восприятие речевых акусти­ческих
сигналов и их понимание.

Письмо – зашифровка
речевых сигналов с помощью графи­ческих
символов.

Чтение – расшифровка
графических знаков и понимание их
значений.

Механизмы
кодирования информации действуют при
гово­рении и письме, декодирования
— при слушании и чтении. При говорении
и слушании человек оперирует акустическими
сиг­налами, а при письме и чтении —
графическими знаками.

Вопрос 4. Соотношение понятий «язык» и «речь».

Язык –
это система знаков, единицы которой и
отношения между ними образуют иерархически
упорядоченную структуру. Универсальными
языковыми единицами (то есть единицами,
существующими в любом языке) являются
звуки, морфемы, слова, словосочетания,
предложения. Каждая единица принадлежит
определенному уровню языка. Эти уровни
взаимосвязаны и строго упорядочены:
фонетический – морфемный – морфологический
– синтаксический – лексический. В
каждом языке существуют правила, нормы
употребления тех или иных единиц.

Язык
– основное средство человеческого
общения, сущест­вует только в обществе
людей. Связь языка и общества двусто­ронняя:
нет языка вне общества и нет общества
без языка. Язык – это социальное
явле­ние, поэтому он не может не
испытывать влияния социальных факторов. 

Чтобы
производить хорошее впечатление,
до­биться успеха в делах, необходимо
знать особенности функцио­нирования
языка в обществе, а также нормы,
свойственные каждой разновидности
языка.

слово речь имеет
три различных значения: а) речь как
деятельность, как процесс; б) речь как
продукт речевой деятельности; в) речь
как ораторский жанр».

Язык
един и абсолютен для народа, нации; речь
зависит от конкретных собеседников и
особенностей ситуации общения. Речь,
воплощая язык применительно к отдельному
индивиду, является результатом
психофизиологических действий. Речь
подчинена языку: говорящий выбирает и
сообразно коммуникативному намерению
упорядочивает знаки языка. Сам язык
предназначен для мышления, однако
мыслительный процесс совершается и
оформляется именно в речи.

Речь,
в отличие от языка, характеризуется не
только словесными, но и невербальными
атрибутами. Сюда относятся экстралингвистика (мимика,
жесты), паралингвистика (темп,
сила голоса, интонация), кинесика (двигательная
характеристика собеседников).

Вопрос
5. Национальный язык. Формы существования
национального языка.

Язык
данного народа, взятый в совокупности
присущих ему черт, отличающих его от
других языков, называется общенародным, или
национальным, языком. Говоря о национальном
языке, мы имеем в виду русский, английский,
немецкий, французский и др. Любой
национальный язык не является единым
по своему составу, так как им пользуются
люди, различающиеся по своему социальному
положению, роду занятий, уровню культуры
и т. д., и, кроме того, пользуются в
разных ситуациях (деловая беседа, лекция
и т. д.). Эти различия находят отражение
в разновидностях общенародного языка.
В каждом национальном языке выделяются
следующие основные разновидности:
литературный язык, территориальные
диалекты, просторечие, жаргоны.

Национальный
язык функционирует в двух формах: устной
и письменной. Обе эти речевые формы
используют одни и те же единицы языка,
но по-разному.

Речь устная и речь
письменная рассчитаны на разное
восприятие и поэтому отличаются
лексическим составом и синтаксическими
конструкциями. 

Цель устной речи
– быстрота передачи и восприятия
определенного содержания. Она адресуется
непосредственно собеседнику и рассчитана
на слуховое восприятие. Устная речь
является первичной формой существования
языка и единственной
формой существования языков, не имеющих
письменности. Кроме того, некоторые
виды речи, например, территориальные
диалекты, существуют только в форме
устной речи. 

Устная
речь использует разговорно-бытовую,
просторечную, иногда диалектную лексику
и фразеологию. 

История
языкознания показывает, что различия
между устной и письменной формами
литературного языка могут быть очень
значительными. Так, например, в чешском
языке отличия между устным и письменным
языком настолько значительны, что
некоторые языковеды рассматривают их
как разные структурные образования –
письменный чешский язык и разговорный
чешский язык. 

Различие
устной и письменной форм общего языка
может приводить к тому, что при изучении
родного языка (как это наблюдается в
Китае и Японии) пользуются хрестоматиями
с двумя вариантами – письменно-литературным
и разговорным. Расхождение между
народно-разговорным и письменным языком
имеет также место в Индии и в странах
арабского Востока. Причем это расхождение
касается не только лексики, но и
грамматики. 

Что
же касается русского литературно языка,
то различий между его двумя формами
практически не существует. 

Вопрос
6. Понятие о литературном языке. Основные
признаки..

Литературный
язык – это основное средство коммуникации
между людьми одной национальности. Он
характеризуется двумя
главными свойствами: обработанностью
и нормированностью.

Обработанность литературного
языка возникает в результате
целенаправленного отбора всего лучшего,
что есть в языке. Этот отбор осуществляется
в процессе использования языка, в
результате специальных исследований
учеными-филологами, писателями,
общественными деятелями.

Основные требования, которым
должен соответствовать литературный
язык, – это его единство и общепонятность.
Другие разновидности общенародного
языка не отвечают указанным требованиям.

Современный
русский литературный язык многофункционален,
т. е. используется в различный сферах
деятельности человека. В связи с этим
средства литературного языка (лексика,
грамматические конструкции и т. д.)
функционально разграничены: одни
употребляются в одних сферах, другие
– в других. Использование тех или иных
языковых средств зависит от типа
коммуникации. Поэтому литературный
язык делится на две функциональные
разновидности: разговорную и книжную.
В соответствии с этим выделяются
разговорная речь и книжный язык.

Разговорная
речь.
 Разговорная
разновидность литературного языка,
или разговорная речь, используется,
как правило, в ситуациях непринужденного
общения. Основные черты, свойственные
разговорной речи:

• устная
форма выражения;

• реализация
преимущественно в виде диалога;

• неподготовленность,
незапланированность, самопроизвольность;

• непосредственность
контакта между коммуникантами. Норма
в разговорной речи представляет собой
результат речевой традиции, определяемой
уместностью употребления выражения в
той или иной ситуации.

В
зависимости от того, насколько четко,
тщательно произносятся слова, в устной
разговорной речи различают три стиля
произношения: полный, нейтральный,
разговорный.

Полный
стиль
 характеризуется
отчетливой артикуляцией, тщательным
произнесением всех звуков, неторопливым
темпом. Образцы этого стиля можно
услышать, главным образом, в публичных
выступлениях опытных ораторов, в речи
профессиональных дикторов радио и
телевидения.

Нейтральный
стиль
 характеризуется
достаточно отчетливой артикуляцией,
но одновременно и некоторой редукцией
звуков (т. е. «проглатыванием»,
сокращением). Темп речи – более быстрый,
средний. Деловые беседы, переговоры и
т. п. ситуации делового общения, как
правило, ведутся в нейтральном стиле.

Разговорный
стиль
 –
это способ произнесения, свойственный
ситуациям общения в быту, в непринужденной
обстановке. Этому стилю присущи нечеткая
артикуляция, «проглатывание» звуков
и слогов, быстрый темп.

Различия
между стилями можно продемонстрировать
на примере слова «шестьдесят»:
[шестьдесят] – полный стиль; [шии-сят]
– нейтральный; [шсят] – разговорный.

Книжный
язык
 –
вторая функциональная разновидность
литературного языка. Его основные черты
– письменная форма выражения и реализация
преимущественно в виде монолога. Именно
из-за письменной формы выражения эта
функциональная разновидность и получила
название «книжный язык», т. е. язык,
используемый в книгах.

Главное
свойство книжного языка – свойство
сохранять текст и тем самым служить
средством связи между поколениями. Все
виды непрямой коммуникации осуществляются
с помощью книжного языка. 

В
книжном языке существует три основных
функциональных стиля: научный,
официально-деловой, публицистический.

Научный
стиль
 характеризуется
отвлеченностью, строгой логикой
изложения, изобилием специальных
терминов, определенными особенностями
синтаксиса. В нем используется
преимущественно книжная, специальная,
а также стилистически нейтральная
лексика. В научном стиле выделяют
следующие жанры: статья, монография,
диссертация, учебник, рецензия, обзор,
аннотация и др.

Официально-деловой
стиль
 отличается
точностью формулировок, безличностью
и сухостью изложения, высокой
стандартностью, большим количеством
устойчивых оборотов, клише (например, вменить
в обязанность, ввиду отсутствия, принять
меры
 и
т. д.). В этом стиле существует большое
количество жанров: закон, резолюция,
нота, договор, инструкция, объявление,
жалоба и др.

Публицистический
стиль
 характерен
прежде всего для средств массовой
информации. Его специфичность состоит
в сочетании двух функций языка –
информационной и агитационной (с целью
воздействия на читателя или слушателя).
Он характеризуется использованием
экспрессивно-оценочной лексики (наряду
с нейтральной и общефункциональной),
а также фразеологии. Выделяют следующие
жанры публицистического стиля: передовая
статья, доклад, очерк, репортаж, фельетон
и др.

Вопрос
7 .понятие о стилях.

Стили
языка — это типы его функционирования,
его структурно-функциональные варианты,
соотнесенные с типами социальной
деятельности и. отличающиеся друг от
друга совокупностями и системами
различий в степени активности средств
языка, достаточными для их интуитивного
опознавания в процессе общения.
Функциональный стиль языка — это
разновидность литературного языка,
которая обслуживает ту или иную сферу
общественной жизни и характеризуется
определённым своеобразием отбора и
использования языковых средств в
зависимости от условий и целей общения.
Выделяются
разговорный,
официально-деловой, научный,
публицистический и художественный
функциональные стили языка. Каждый
стиль характеризуется следующими
признаками: а) условия общения; б) цель
общения; в) формы (жанры), в которых он
существует; г) набор языковых средств
и характер их использования.

Научный
стиль
 характеризуется
отвлеченностью, строгой логикой
изложения, изобилием специальных
терминов, определенными особенностями
синтаксиса. В нем используется
преимущественно книжная, специальная,
а также стилистически нейтральная
лексика. В научном стиле выделяют
следующие жанры: статья, монография,
диссертация, учебник, рецензия, обзор,
аннотация и др.

Официально-деловой
стиль
 отличается
точностью формулировок, безличностью
и сухостью изложения, высокой
стандартностью, большим количеством
устойчивых оборотов, клише (например, вменить
в обязанность, ввиду отсутствия, принять
меры
 и
т. д.). В этом стиле существует большое
количество жанров: закон, резолюция,
нота, договор, инструкция, объявление,
жалоба и др.

Публицистический
стиль
 характерен
прежде всего для средств массовой
информации. Его специфичность состоит
в сочетании двух функций языка –
информационной и агитационной (с целью
воздействия на читателя или слушателя).
Он характеризуется использованием
экспрессивно-оценочной лексики (наряду
с нейтральной и общефункциональной),
а также фразеологии. Выделяют следующие
жанры публицистического стиля: передовая
статья, доклад, очерк, репортаж, фельетон
и др.

Разговорный
стиль
 –
это способ произнесения, свойственный
ситуациям общения в быту, в непринужденной
обстановке. Этому стилю присущи нечеткая
артикуляция, «проглатывание» звуков
и слогов, быстрый темп. Художественный
стиль

речи находит применение в художественной
литературе, которая выполняет образно
– познавательную и идейно – эстетическую
функцию. Для художественного стиля
речи типично внимание к частному и
случайному, за которым прослеживается
типичное и общее (например, «Мертвые
души» Н.В. Гоголя, где каждый из показанных
помещиков олицетворяет некие конкретные
человеческие качества, а все вместе
они являются «лицом» современной автору
России). Мир художественной литературы
– это «перевоссозданный» мир, изображаемая
действительность представляет собой
в определенной степени авторский
вымысел, а значит, в художественном
стиле речи главную роль играет
субъективный момент. Как средство
общения художественная речь имеет свой
язык – систему образных форм, выражаемую
языковыми средствами. Основой
художественного стиля речи является
литературный русский язык. Лексический
состав и функционирование слов в
художественном стиле речи имеют свои
особенности. В число слов, составляющих
основу стиля, прежде всего входят
образные средства русского литературного
языка, а также слова, реализующие в
контексте свое значение. Узкоспециализированные
слова используются в незначительной
степени, только для создания художественной
достоверности.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Например, в языке индейцев яна (Северная Калифорния) мужчины называют какой-либо предмет одним словом, а женщины – другим. В Японии речь девушек гораздо более богата и разнообразна, чем речь юношей, потому что это является необходимым требованием к образованию девушки при подготовке ее к семейной жизни.

Наука, изучающая социальное расслоение языка, называется социолингвистикой. В рамках этой науки исследуются языковая вариативность, ее причины и роль в процессе развития языка. Социолингвисты установили, что социальный статус человека во многом зависит от того, насколько в его речи соблюдаются нормы, свойственные людям соответствующего круга.

Установлено, например, что в Англии женщины в большей степени, чем мужчины, обращают внимание на социальную значимость языковых характеристик. Это объясняется тем, что социальная позиция женщин в обществе менее стабильна, они должны заботиться о поддержании своего статуса. Статус мужчин определяется преимущественно тем, что они делают, а статус женщины – тем, какое они производят впечатление.

Вывод ясен: чтобы производить хорошее впечатление, добиться успеха в делах, необходимо знать особенности функционирования языка в обществе, а также нормы, свойственные каждой разновидности языка. Данная глава познакомит читателя с основными разновидностями языка и функциональными стилями речи.

Общенародный язык и его разновидности

Язык данного народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его от других языков, называется общенародным, или национальным, языком. Говоря о национальном языке, мы имеем в виду русский, английский, немецкий, французский и др.

Любой национальный язык не является единым по своему составу, так как им пользуются люди, различающиеся по своему социальному положению, роду занятий, уровню культуры и т. д., и, кроме того, пользуются в разных ситуациях (деловая беседа, лекция и т. д.). Эти различия находят отражение в разновидностях общенародного языка. В каждом национальном языке выделяются следующие основные разновидности: литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, жаргоны[5].

1. Литературный язык

Литературный язык – это основное средство коммуникации между людьми одной национальности. Он характеризуется двумя главными свойствами: обработанностью и нормированностью.

Обработанность литературного языка возникает в результате целенаправленного отбора всего лучшего, что есть в языке. Этот отбор осуществляется в процессе использования языка, в результате специальных исследований учеными-филологами, писателями, общественными деятелями.

Нормированность выражается в том, что употребление языковых средств регулируется единой общеобязательной нормой. Норма как совокупность правил словоупотребления необходима для сохранения целостности и общепонятности национального языка, для передачи информации от одного поколения к другому (подробнее см. главу 1.3). Если бы не было единой языковой нормы, то в языке могли бы произойти такие изменения (например, в лексике), что люди, живущие в разных концах России, перестали бы понимать друг друга.

Основные требования, которым должен соответствовать литературный язык, – это его единство и общепонятность. Другие разновидности общенародного языка не отвечают указанным требованиям.

Современный русский литературный язык многофункционален, т. е. используется в различный сферах деятельности человека. В связи с этим средства литературного языка (лексика, грамматические конструкции и т. д.) функционально разграничены: одни употребляются в одних сферах, другие – в других. Использование тех или иных языковых средств зависит от типа коммуникации. Поэтому литературный язык делится на две функциональные разновидности: разговорную и книжную. В соответствии с этим выделяются разговорная речь и книжный язык.

Разговорная речь. Разговорная разновидность литературного языка, или разговорная речь, используется, как правило, в ситуациях непринужденного общения. Основные черты, свойственные разговорной речи:

• устная форма выражения;

• реализация преимущественно в виде диалога;

• неподготовленность, незапланированность, самопроизвольность;

• непосредственность контакта между коммуникантами. Норма в разговорной речи представляет собой результат речевой традиции, определяемой уместностью употребления выражения в той или иной ситуации.

В зависимости от того, насколько четко, тщательно произносятся слова, в устной разговорной речи различают три стиля произношения: полный, нейтральный, разговорный.

Полный стиль характеризуется отчетливой артикуляцией, тщательным произнесением всех звуков, неторопливым темпом. Образцы этого стиля можно услышать, главным образом, в публичных выступлениях опытных ораторов, в речи профессиональных дикторов радио и телевидения.

Нейтральный стиль характеризуется достаточно отчетливой артикуляцией, но одновременно и некоторой редукцией звуков (т. е. «проглатыванием», сокращением). Темп речи – более быстрый, средний. Деловые беседы, переговоры и т. п. ситуации делового общения, как правило, ведутся в нейтральном стиле.

Разговорный стиль – это способ произнесения, свойственный ситуациям общения в быту, в непринужденной обстановке. Этому стилю присущи нечеткая артикуляция, «проглатывание» звуков и слогов, быстрый темп.

Различия между стилями можно продемонстрировать на примере слова «шестьдесят»: [шестьдесят] – полный стиль; [шии-сят] – нейтральный; [шсят] – разговорный.

Книжный язык – вторая функциональная разновидность литературного языка. Его основные черты – письменная форма выражения и реализация преимущественно в виде монолога. Именно из-за письменной формы выражения эта функциональная разновидность и получила название «книжный язык», т. е. язык, используемый в книгах.

Главное свойство книжного языка – свойство сохранять текст и тем самым служить средством связи между поколениями. Все виды непрямой коммуникации осуществляются с помощью книжного языка. В нем есть все средства, необходимые для разнообразных целей коммуникации, для выражения абстрактных понятий и отношений. Функции книжного языка многочисленны и с развитием общества все более усложняются.

Поскольку книжный язык обслуживает разные сферы жизни общества, он подразделяется на функциональные стили – разновидности книжного языка, которые свойственны определенной сфере человеческой деятельности и обладают определенным своеобразием в использовании языковых средств.

Каждый функциональный стиль реализуется в речевых жанрах – конкретных видах текстов, обладающих специфическими чертами. Посредством этих черт жанры отличаются друг от друга, но они обладают и общностью, которая обусловлена тем, что определенные группы жанров относятся к одному и тому же функциональному стилю (например, в официально-деловом стиле выделяются жанры делового письма, заявления, инструкции и т. д.).

В книжном языке существует три основных функциональных стиля: научный, официально-деловой, публицистический.

Научный стиль характеризуется отвлеченностью, строгой логикой изложения, изобилием специальных терминов, определенными особенностями синтаксиса. В нем используется преимущественно книжная, специальная, а также стилистически нейтральная лексика. В научном стиле выделяют следующие жанры: статья, монография, диссертация, учебник, рецензия, обзор, аннотация и др.

Официально-деловой стиль отличается точностью формулировок, безличностью и сухостью изложения, высокой стандартностью, большим количеством устойчивых оборотов, клише (например, вменить в обязанность, ввиду отсутствия, принять меры и т. д.). В этом стиле существует большое количество жанров: закон, резолюция, нота, договор, инструкция, объявление, жалоба и др.

Функ­циональный стиль такая разновидность книжного языка, ко­торая свойственна определенной сфере человеческой деятель­ности и обладает определенным своеобразием в использовании языковых средств.

Каждый функциональный стиль реализуется в речевых жан­рах.

Жанр это конкретный вид текстов, обладающих специ­фическими чертами, отличающими жанры друг от друга, а так­же общностью, которая обусловлена тем, что определенные группы жанров принадлежат одному функциональному стилю.

В книжном языке существует три основных функциональ­ных стиля: научный, официально-деловой, публицистический.

Научный стиль. Данный стилевой пласт обслуживает разнообразные отрасли науки и техники, обеспечивает образовательный процесс в высших учебных заведениях гуманитарного, естественного и технического профиля. В рамках научного стиля речи в зависимости от адресата и целей общения сформировались следующие стили и подстили: 1.собственно научный, адресатом его являются ученые, а целью – получение нового знания о природе,, человеке и обществе. 2научно-учебный адресат – новые поколения, цель – усвоение научной картины мира. 3.научно-технический, адресат – специалисты технологического профиля, цель – применение достижений науки в практике. 4.научно-популярный, адресат – широкие слои населения, цель – повышение общего культурного уровня народа. Научный стиль характеризуется отвлеченностью, строгой ло­гикой изложения, большим числом узкоспециальных терминов. Стилю научно-технической литературы присущ особый способ изложения материала, в котором первостепенную роль играет описание и рассуждение. В научном стиле выделяют жанры: статья, монография, диссертация, учебник, рецензия, обзор, аннотация, рефераты, тезисы, доклады, лекции и семинары, техническая документация и т.п.

Официально-деловой стиль обслуживает сферу отношений, возникающих между государственными органами, между различными организациями или внутри них, между организациями и частными лицами в процессе их служебной, производственной, правовой деятельности. В качестве важнейших разновидностей официально-делового стиля выделяют: собственно официально-деловой стиль (канцелярский); юридический (язык законов и указов); дипломатический. Наиболее распространенным является канцелярский вариант официально-делового стиля. Языковеды подчеркивают. Что именно в нем наиболее четко выражены основные специфические черты, присущие в целом официально-деловому стилю. Он отличается точностью формули­ровок, безличностью и сухостью изложения, высокой стандарт­ностью, большим количеством устойчивых оборотов, клише, н/р: вменить обязанность, ввиду отсутствия, принять меры. Кроме того, здесь эмоционально окрашенная лексика вообще не используется. Выполненные в соответсвие с требованиями этого стиля документы практически лишены акцента экспрессивности, в них не используются и изобразительно-выразительные средства языка.. в деловой речи большая редкость такие способы изложения, как повествоание, описание, рассуждение. Здесь изложение осуществляется с помощью констатации и утверждения. В синтаксическом плане этому стилю присущи большое количество конструкций перечисления, причастных и деепричастных оборотов, сложноподчиненных предложений. Формами реализации официально-делового стиля являются: государственные акты, постановления, устав, заявления, закон, резолюция, нота, договор, инструкция, объявление, жалоба, деловая переписка и др.

Публицистический стиль присущ периодической печати, общественно-политической литературе, политическим и судебным выступлениям. Он используется для освещения и обсуждения актуальных проблем и явлений текущей жизни общества, для выработки общественного мнения. Публицистический стиль существует не только в словесной (устной и письменной) форме, но и в графической, изобразительной (плакат,карикатура) фото-кинематографической (документальное кино, телевидение). Его специфичность состоит в сочета­нии двух функций языка: информационной и агитационной (с целью воздействия на читателя или слушателя). Публицистический стиль отличается простотой и доступностью изложения, так как предназначен самой широкой аудитории. Среди черт публицистического стиля особенно выделяется своеобразная собирательность, которая проявляется в повышенной частоте употребления местоимений «мы», «наш». Другим важнейшим проявлением публицистического стиля является использование так называемой интеллектуальной речи, для которой характерен строгий документализм, акцентирование внимания на точности, проверенности, объективности приводимых фактов. Важнейшую роль в публицистическом стиле играют эмоциональные средства выразительности: применение слов с яркой эмоциональной окраской, использование переносного значения слов, употребление эпитетов, метафор, обращений, сравнений, лексических повторов, риторических вопросов; а также средствами эмоциональной выразительности выступают пословицы, поговорки, фразеологизмы, использование литературных образов, юмора и сатиры. Жанры публицестического стиля: передовая статья, доклад, очерк, репортаж, фельетон и т.д.

Разговорный стиль в полной мере выполняет функцию общения. Наряду с бытовой средой он также используется и в профессиональной сфере. В быту разговорный стиль проявляется как в устной, так и в письменной (записки,личнык письма) форме; в профессиональной сфере, — главным образом, в устной. В качестве общих признаков разговорного стиля выделяют: неподготовленность, экспромтный характер; естественность, непринужденность, неофициальность; отсутсвие строгой логики, непоследовательность изложения, прерывность; преобладание эмоционально-оценочной информативности, нередкие проявления бурной экспрессии, личностный характер речи. В нем преобладает стилевая окраска разговорности и фамильярности, употребляются внелитературные (просторечные) лингвистические компоненты



Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени…

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА Статика является частью теоретической механики, изучающей условия, при ко­торых тело находится под действием заданной системы сил…

Теория усилителей. Схема Основная масса современных аналоговых и аналого-цифровых электронных устройств выполняется на специализированных микросхемах…

Логические цифровые микросхемы Более сложные элементы цифровой схемотехники (триггеры, мультиплексоры, декодеры и т.д.) не имеют…

Гальванического элемента При контакте двух любых фаз на границе их раздела возникает двойной электрический слой (ДЭС), состоящий из равных по величине, но противоположных по знаку электрических зарядов…

Сущность, виды и функции маркетинга персонала Перснал-маркетинг является новым понятием. В мировой практике маркетинга и управления персоналом он выделился в отдельное направление лишь в начале 90-х гг.XX века…

Разработка товарной и ценовой стратегии фирмы на российском рынке хлебопродуктов В начале 1994 г. английская фирма МОНО совместно с бельгийской ПЮРАТОС приняла решение о начале совместного проекта на российском рынке. Эти фирмы ведут деятельность в сопредельных сферах производства хлебопродуктов.
МОНО – крупнейший в Великобритании…

Русский язык — Н. А. Герасименко 2017

Стилистика и культура речи
Научный стиль речи

Науку обслуживает научный стиль речи, который характеризуется отвлеченностью, строгой логикой изложения, большим количеством специальных терминов. В научном стиле используется преимущественно книжная, специальная, а также стилистически нейтральная лексика. Синтаксические конструкции в научной речи — это преимущественно сложноподчиненные предложения. В предложениях научного стиля используется прямой порядок слов; простые двусоставные предложения осложнены обособленными определениями, выраженными причастными оборотами и однородными членами с обобщающими словами. Синтаксис научной речи отличается неличной манерой изложения: явление называется, факт имеется, теорема доказывается.

Общие свойства научной речи: точность, строгая последовательность, лаконичность, «интеллектуальность», регулярное использование терминов, ограничение стилистически окрашенных средств языка и т.п. Научная речь различается в зависимости от области знаний не только терминологическим составом (в каждой науке свои термины), но и характером изложения. Скажем, в математическом тексте материал изложен в виде условных знаков, символов, формул. В литературоведческом или историческом тексте много описательного материала, допустимы метафоры и сравнения.

В научном стиле выделяются различные жанры: монография, диссертация, рецензия, реферат, аннотация, учебник, научно- популярная книга, лекция учителя, научный доклад, конспект и т.п. Каждый жанр имеет свои специфические черты. Так, научно- популярная речь в отличие от собственно научной характеризуется живостью изложения, наличием образных средств, некоторой близостью к художественной речи.

мизéрный

894. Сравните тексты из учебников по физике, литературе, биологии и истории. Укажите приметы научного стиля речи и отметьте, чем отличается научный текст по физике от текста по литературе, а текст по биологии от исторического.

895. Найдите в ваших учебниках по два термина разных наук: математики, физики, истории, литературы, русского языка, биологии, географии. Укажите значение каждого термина и область науки, в которой он употребляется, составьте с ними предложения.

896. Вспомните 10 специальных слов, относящихся к вашей будущей профессии, объясните их значения, составьте с ними предложения и запишите их.

897. Прочтите тексты. К какому стилю речи вы их отнесете? Почему? Как называется этот жанр? Отметьте характерные черты жанра.

I. Мы живем в мире кристаллов, и даже наше тело отчасти состоит из них, но не из обычных, а так называемых жидких кристаллов…

Кристаллы называют «цветами земли» не столько за необычайную внешнюю красоту, сколько за красоту скрытую — прекрасную гармонию геометрически точных построений. Высокий порядок расположения и строгая периодичность повторения одних и тех же частиц — главный признак кристалла. Тогда что же такое «жидкие кристаллы»? Ведь в жидкостях и газах не существует строго упорядоченного расположения частиц, главный их признак — полная одинаковость свойств. Жидкие кристаллы — своеобразное промежуточное состояние вещества, они текучи, как вода, образуют капли, но имеют упорядоченную структуру и неодинаковые но разным направлениям физические свойства.

(По Г.Я. Солганику)

II. Пыли в космосе больше, чем считалось прежде. Известное явление зодиакального света (свечение ночного неба в плоскости созвездий Зодиака), как установили недавно, — отражение света от частиц космической пыли.

Альбедо — красивое слово, похоже на название испанского города. Однако такого города на карте нет. По-русски альбедо значит «белизна». Это не простое слово, а серьезный научный термин, обозначающий отношение количества света, отраженного участком поверхности во всех направлениях, к количеству света, падающего на этот участок.

Каждый на глаз отличит дерево от металла, стекло от камня, алюминий от меди. Пользуясь такими свойствами вещества, как цвет, яркость, прозрачность, блеск, человек может определить, из чего сделан данный предмет.

(По Г.Я. Солганику)

Конспект — это краткая запись содержания прочитанного. Конспект статьи или книги помогает лучше понять ее содержание, запомнить наиболее важные положения и в случае необходимости регулярно обращаться к тексту.

Правила составления конспекта:

1. Записать выходные данные источника: автор, название, год и место издания.

2. Оставить поля слева и справа. Слева отмечаются страницы оригинала, структурные разделы статьи или книги (названия параграфов, подзаголовки и т.п.), формулируются основные проблемы, На полях справа записываются собственные выводы, ссылки на другие материалы, темы и проблемы для дальнейшей разработки вопроса.

3. В центральной части конспекта записывается краткое изложение содержания текста. Оно должно включать цитаты из прочитанного текста.

4. Необходимо сохранять структуру конспектируемого источника (его композицию, последовательность изложения и тематические разделы).

5. Следует пронумеровать страницы конспекта и составить в этой же тетради перечень содержащихся в ней конспектов.

898. Ознакомьтесь с правилами составления конспекта и составьте конспект указанной учителем статьи учебника.

Аннотация — краткая характеристика статьи, книги и т. д. с точки зрения ее назначения, содержания, формы и других особенностей. Цель аннотации — дать ответ на вопрос, о чем говорится в статье, книге, т.е. дать общее представление о статье или книге. В аннотации находят отражение:

1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).

2. Тема статьи (книги). Указывается общая тема источника. При этом используются следующие выражения: статья посвящена актуальной, спорной, важной теме, вопросу, проблеме.

3. Проблематика. Перечисляется круг вопросов или проблем, которые затрагиваются в статье. Используются следующие выражения: в статье анализируются (освещаются, описываются, раскрываются, рассматриваются) следующие проблемы; дается анализ (характеристика, описание); приводятся результаты; излагается теория (история, методика, проблема); исследуется вопрос (проблема, процесс, зависимость, свойства).

4. Адресат. Отмечается, для кого предназначается текст. Используются следующие выражения: статья предназначена для специалистов в области; представляет интерес для (широкого круга читателей, учащихся средних общеобразовательных школ и средних специальных учебных заведений, студентов вузов, аспирантов, учителей) и т.п.

скелет

899. Образец аннотации содержится практически в любой книге. Ознакомьтесь со структурой аннотации и составьте свой вариант аннотации статьи, указанной учителем.

Реферат — это краткое изложение содержания статьи (книги), включающее основные фактические сведения и выводы, необходимые для первоначального ознакомления с ней и определения целесообразности обращения к ней. Цель реферата — ответ на вопрос о том, что нового и существенного говорится в статье (книге). Реферат может быть составлен по одному источнику (реферат-резюме) или по нескольким (реферат-обзор).

900. Ознакомьтесь с принципами составления реферата-резюме и напишите реферат по предложенной учителем теме, книге или статье.

1. Автор, название, выходные данные (библиографическое описание).

2. Тема. Указывается общая тема источника, при этом используются следующие выражения: посвящена теме (вопросу, проблеме).

3. Композиция, Указывается, сколько структурных частей, какие. При этом используются следующие выражения: состоит из (включает в себя, содержит) разделов (частей, глав).

4. Основное содержание. Излагаются конкретные результаты или выводы автора в соответствии со структурой статьи. Используются следующие выражения: во введении указывается (отмечается), что; в первой главе (части) автор отмечает (указывает, делает вывод), что; вторая глава (часть, раздел) посвящена (содержит), по мнению автора; в третьей главе; в заключении указывается (отмечается, автор приходит к выводу о том), что и т. п.

5. Наличие иллюстративного материала. Отмечается наличие рисунков, таблиц, схем. Используются выражения типа: свои рассуждения автор иллюстрирует конкретными фактами и примерами, приводит рисунки, фотографии, таблицы и т.д.

6. Оценка сделанных автором статьи (книги) выводов, собственные аргументированные выводы об анализируемой проблеме.

Вопросы для самопроверки

1. Охарактеризуйте сферу применения научного стиля речи, его роль в жизни общества.

2. Каковы основные стилевые особенности языка науки? Приведите примеры.

3. Что представляет собой лексика научной речи? Приведите примеры.

4. Приведите примеры лингвистических терминов или терминов, использующихся в вашей будущей профессии. Каковы особенности термина?

5. Каковы синтаксические особенности научной речи? Приведите примеры.

6. Какие жанры научной речи вы знаете? Укажите сходство и различие жанров.

Задания для самостоятельной работы

901. В приведенных ниже предложениях найдите лишние слова и выражения, устраните многословие и исправьте ошибки. Определите отрасль науки и жанр научной речи, в котором могли бы быть использованы приведенные фрагменты.

1. Метод фотоупругости является весьма эффективным при исследовании динамического напряженного состояния строительных конструкций. 2. Предлагаемая вниманию читателей книга содержит перевод первого тома отредактированных лекций по наиболее актуальным вопросам современной квантовой химии. 3. Когда мы систематизируем химические вещества, тогда химический подход будет совершенно правилен, но когда мы систематизируем структурные типы, то от химического принципа следует совершенно отказаться. 4. Нельзя не учитывать и того обстоятельства, что проведение исследований целинной фауны необходимо также для того, чтобы сохранить для будущих поколений точные данные о животном населении исчезающих природных ландшафтов.

902. Прочитайте, сравните неотредактированный и отредактированный варианты предложений. Объясните, в чем состояла правка и почему она была необходима.

1. Рассматривая кривые, отображающие сезонные колебания среднего веса птиц, можно видеть, что они имеют индивидуальный характер. — Кривые, отображающие сезонные колебания среднего веса птиц, имеют индивидуальный характер. 2. Свое образование закончил Паллас уже в Голландии. — Образование Паллас закончил в Голландии. 3. Одному из замечательных русских зоологов прошлого столетия принадлежит это открытие. — Это открытие принадлежит замечательному русскому зоологу XIX века.

903. Прочитайте предложения. Найдите ошибки и исправьте их. Запишите в тетрадь отредактированные вами предложения.

1. Три года тому назад состоялась первая конференция. 2. Был намечен целый ряд экспедиций. 3. Полосы сближаются между собой. 4. Кривые, изображенные на этом рисунке, показывают, что процесс протекает прерывисто. 5. Кристаллогидраты азотнокислого уранилнитрата представляют собой своеобразную группу соединений. 6. По-новому изложен весь вопрос об этой экспедиции.



Скачать материал

Разновидности национального языка и функциональные стили речиЛекция 2



Скачать материал

  • Сейчас обучается 265 человек из 63 регионов

  • Сейчас обучается 412 человек из 63 регионов

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Разновидности национального языка и функциональные стили речиЛекция 2

    1 слайд

    Разновидности национального языка и функциональные стили речи
    Лекция 2

  • ЯЗЫК И ОБЩЕСТВОВ языке индейцев яна (Северная Калифорния) мужчины называют ка...

    2 слайд

    ЯЗЫК И ОБЩЕСТВО
    В языке индейцев яна (Северная Калифорния) мужчины называют какой-либо предмет одним словом, а женщины – другим.

    В Японии речь девушек гораздо более богата и разнообразна, потому что это является необходимым требованием к образованию девушки при подготовки ее к семейной жизни.

  • Социолингвистика …… это наука, изучающая социальное расслоение языка.

В рамк...

    3 слайд

    Социолингвистика …
    … это наука, изучающая социальное расслоение языка.

    В рамках этой науки исследуются языковая вариативность, ее причины и роль в процессе развития языка.

  • Общенародный язык …… это язык данного народа, взятый в совокупности присущих...

    4 слайд

    Общенародный язык …
    … это язык данного народа, взятый в совокупности присущих ему черт, отличающих его от других языков.

    В каждом национальном языке выделяют следующие основные разновидности: литературный язык, территориальные диалекты, просторечие, жаргоны.

  • Литературный язык …… это основное средство коммуникации между людьми одной на...

    5 слайд

    Литературный язык …
    … это основное средство коммуникации между людьми одной национальности.

    Он характеризуется двумя главными свойствами: обработанностью и нормированностью.

  • Литературный язык делится на …две функциональные разновидности:
Разговорная р...

    6 слайд

    Литературный язык делится на …
    две функциональные разновидности:
    Разговорная речь
    Книжный язык

  • РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬЭто разговорная разновидность литературного языка, которая ис...

    7 слайд

    РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ
    Это разговорная разновидность литературного языка, которая используется в ситуациях непринужденного общения.

    Основные ее черты:
    Устная форма выражения;
    Реализация преимущественно в форме диалога;
    Неподготовленность, самопроизвольность;
    Непосредственность контакта между коммуникантами.

  • Характеристики разговорной речи- функция – общение;
- непринуждённость в выбо...

    8 слайд

    Характеристики разговорной речи
    — функция – общение;
    — непринуждённость в выборе художественных средств;
    — слова и в прямом, и в переносном значении;
    — эмоционально окрашенные слова (разиня, трепло);
    — слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами (внучок);
    — использование междометий, вводных слов, частиц;
    — фразеологические обороты (ни свет ни заря – рано, со всех ног — быстро).
    — разговорные формы существительных, глаголов (хватать, стук, килограмм песку);
    — неполные предложения и конструкции, ненормативные для книжной речи (У меня нет, чем чертить).

  • Три стиля произношения в устной разговорной речиПолный стиль характеризуется...

    9 слайд

    Три стиля произношения в устной разговорной речи
    Полный стиль характеризуется отчетливой артикуляцией, тщательным произнесением всех звуков, неторопливым темпом.

    Нейтральный стиль характеризуется отчетливой артикуляцией, но одновременно и некоторой редукцией звуков.

    Разговорный стиль – это способ произнесения, которому присущи нечеткая артикуляция, «проглатывание» звуков и слогов, быстрый темп.

  • КНИЖНЫЙ ЯЗЫКЕго основные черты:
Письменная форма выражения;
Реализация преиму...

    10 слайд

    КНИЖНЫЙ ЯЗЫК
    Его основные черты:
    Письменная форма выражения;
    Реализация преимущественно в форме монолога.

  • Функциональные стили книжного языкаНаучный стиль
Официально-деловой стиль
Пуб...

    11 слайд

    Функциональные стили книжного языка
    Научный стиль
    Официально-деловой стиль
    Публицистический стиль

    Язык художественной литературы

  • Научный стиль …… характеризуется отвлеченностью, строгой логикой изложения, и...

    12 слайд

    Научный стиль …
    … характеризуется отвлеченностью, строгой логикой изложения, изобилием терминов, определенными особенностями синтаксиса.

    В научном стиле выделяют следующие жанры: статья, монография, диссертация, учебник, рецензия, обзор, аннотация и др.

  • Официально-деловой стиль …… отличается точностью формулировок, безличностью и...

    13 слайд

    Официально-деловой стиль …
    … отличается точностью формулировок, безличностью и сухостью изложения, высокой стандартностью, большим количеством устойчивых оборотов, клише.
    Жанры: закон, резолюция, нота, договор, инструкция, объявление, жалоба и др.

  • Публицистический стиль …… характерен для средств массовой коммуникации, харак...

    14 слайд

    Публицистический стиль …
    … характерен для средств массовой коммуникации, характеризуется использованием экспрессивно-оценочной лексики и фразеологии.
    Жанры: статья, доклад, очерк, репортаж, фельетон и др.

  • Территориальные диалектыДиалект – это разновидность литературного языка, упот...

    15 слайд

    Территориальные диалекты
    Диалект – это разновидность литературного языка, употребляемая в качестве средства общения с людьми, связанными тесной территориальной общностью.

    В русском языке выделяют три группы диалектов: севернорусские, южнорусские и среднерусские.

  • Северорусские диалекты…Оканье
Цоканье – неразличение звуков [ц] и [ч]
Стяжени...

    16 слайд

    Северорусские диалекты…
    Оканье
    Цоканье – неразличение звуков [ц] и [ч]
    Стяжение гласных при произношении личных окончаний глаголов: знаешь [знааш], [знаш]
    Совпадение формы творительного падежа множественного числа существительных с формой дательного падежа: пошли за грибам да за ягодам

  • Южнорусские диалекты …Аканье – неразличение звуков [о] и [а] в неударных слог...

    17 слайд

    Южнорусские диалекты …
    Аканье – неразличение звуков [о] и [а] в неударных слогах
    Яканье
    Особое произношение звука [г]
    Произношение звука [т] как мягкого [т’] в глагольных формах: поют [поют’]
    Произношение согласного [к] как мягкого в словах типа бочка, Танька

  • Среднерусские диалекты …Иканье – произношение звука [и] на месте букв Я и Е в...

    18 слайд

    Среднерусские диалекты …
    Иканье – произношение звука [и] на месте букв Я и Е в предударном слоге: петух [питух]
    Произношение звука [ш] долгого мягкого на месте буквы Щ или сочетаний СЩ, СЧ: щука, счастье, расщелина
    Произношение звука [ж] долгого мягкого на месте сочетаний ЖЖ, ЗЖ: жужжать, брызжет
    Аканье как в южнорусских диалектах

  • Отрывок из книги П.Л.Яковлева «Вятская элегия»«Штее у тея?» - «Шоры!» - «Лонс...

    19 слайд

    Отрывок из книги П.Л.Яковлева «Вятская элегия»
    «Штее у тея?» — «Шоры!» — «Лонские?» — «Лонские ланиста запроданы». – «А есть ли у тебе селюшки?» — «Нет, парень, всех запродал», — «Да ште у тея талы-то покраснели?» — «Да ште! После комухи, знашь!» — «Ну прости, родимой: пойти купить мелу!»

  • Просторечие …… это речь городского малообразованного населения, не владеющего...

    20 слайд

    Просторечие …
    … это речь городского малообразованного населения, не владеющего нормами литературного языка.

    Основная черта просторечия – анормативность.

  • Современное русское просторечие имеет следующие характерные черты:В области п...

    21 слайд

    Современное русское просторечие имеет следующие характерные черты:
    В области произношения:
    Смягчение согласных перед твердыми согласными: кир’пич
    Твердое произношение [р] в словах капрызный, прынцесса
    Вставка звука между гласными: радиво, какаво
    Вставка гласного между согласными: жизинь, рубель
    Уподобление согласных друг другу: боисся
    Расподобление согласных: дилектор, колидор, транвай

  • Современное русское просторечие имеет следующие характерные черты:В области м...

    22 слайд

    Современное русское просторечие имеет следующие характерные черты:
    В области морфологии:
    Выравнивание согласных в основе слова при спряжении: хочу – хочут, пеку – пекешь
    Смешение родов существительных: съем всю повидлу, какой яблок кислый
    Смешение падежных форм одного слова: у сестре, у маме
    Окончание –ов в Род.падеже мн.ч.: много делов, пришел от соседев
    Склонение несклоняемых существительных: без пальта, кина не будет

  • Современное русское просторечие имеет следующие характерные черты:В области с...

    23 слайд

    Современное русское просторечие имеет следующие характерные черты:
    В области синтаксиса:
    Полная форма прилагательного или причастия в составе именного сказуемого: я не согласная, ты мне не нужный
    Употребление деепричастия на –мши в функции сказуемого: он выпимши, я не спамши
    Употребление дательного падежа вместо родительного с предлогом: мне живот болит
    Несклоняемость числительных – время – без десять три
    Несклоняемость существительных: сколько время? Время нету

  • Современное русское просторечие имеет следующие характерные черты:В области л...

    24 слайд

    Современное русское просторечие имеет следующие характерные черты:
    В области лексики:
    Использование слов, обозначающих степень родства при обращении к незнакомым людям: папаша, браток, дочка, сестренка, мужчина, женщина
    Употребление существительных с уменьшительным суффиксом: вам чайку? Височки побрить?
    Замена некоторых слов, которые ложно понимаются как грубые: отдыхать (вместо спать), выражаться (вместо ругаться), кушать ( вместо есть).
    Использование эмоциональной лексики в «размытом» значении: наяривать, шпарить, чесать

  • Жаргоны … это речь людей, составляющих обособленные группы, или людей, которы...

    25 слайд

    Жаргоны
    … это речь людей, составляющих обособленные группы, или людей, которых объединяет общая профессия.
    Различают профессиональные жаргоны и социальные жаргоны

  • Профессиональные жаргоны …… используются людьми одной профессии, главным обра...

    26 слайд

    Профессиональные жаргоны …
    … используются людьми одной профессии, главным образом при общении на производственные темы.

    Например, фигуры высшего пилотажа – бочка, горка, петля

  • Социальный жаргон …… это речь какой-либо социально обособленной группы людей....

    27 слайд

    Социальный жаргон …
    … это речь какой-либо социально обособленной группы людей.
    Воровской жаргон, болельщики, автолюбители, коллекционеры, молодежный жаргон (сленг), пиджин, койне

  • Лексика …… это словарный состав данного языка.
В лексике выделяют три слоя:
С...

    28 слайд

    Лексика …
    … это словарный состав данного языка.
    В лексике выделяют три слоя:
    Стилистически нейтральные слова
    Стилистически нейтральные слова
    Эмоционально-окрашенные (экспрессивно-оценочные) слова

  • Словарные пометыУмереть (нейтр.) – помереть (разг.) – скончаться (книж.) – за...

    29 слайд

    Словарные пометы
    Умереть (нейтр.) – помереть (разг.) – скончаться (книж.) – загнуться (жарг.)
    «Высокое» — «просторечное» — «диалектизм» — «профессионализм» — «историзм» — «архаизм» — «неологизм» — «экзотизм» — «заимствование» и т.п.

  • Фразеология …… это совокупность устойчивых идиоматических выражений, или фраз...

    30 слайд

    Фразеология …
    … это совокупность устойчивых идиоматических выражений, или фразеологизмов.
    К фразеологизмам относятся:
    Фразеологические сращения
    Фразеологические единства
    Фразеологические сочетания
    Фразеологические выражения

  • Фразеологические сращения… это выражения, общий смысл которых никак не зависи...

    31 слайд

    Фразеологические сращения
    … это выражения, общий смысл которых никак не зависит от значения слов компонентов.

    На кудыкину гору, голь перекатная, баш на баш, погреть руки и т.п.

  • Фразеологические единства… это своеобразные фразеологические метафоры, перено...

    32 слайд

    Фразеологические единства
    … это своеобразные фразеологические метафоры, переносные значения свободных сочетаний слов.

    Вынь да положь, плестись в хвосте, хвататься за соломинку, платить той же монетой и т.п.

  • Фразеологические сочетания …… одним из компонентов является слово со связанны...

    33 слайд

    Фразеологические сочетания …
    … одним из компонентов является слово со связанным значением, т.е. слово, которое употребляется только в этом обороте.

    Авгиевы конюшни, удельный вес, аредовы веки и т.п.

  • Фразеологические выражения…… это устойчивые по компонентному составу и постоя...

    34 слайд

    Фразеологические выражения…
    … это устойчивые по компонентному составу и постоянному образному значению воспроизводимые единицы языка, равные предложению. К ним относятся пословицы и крылатые выражения.

    Кашу маслом не испортишь, Бедность не порок, С волками жить – по волчьи выть, Любви все возрасты покорны и т.п.

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 154 587 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Другие материалы

  • 27.12.2020
  • 4709
  • 2
  • 27.12.2020
  • 4918
  • 11
  • 27.12.2020
  • 5720
  • 13
  • 27.12.2020
  • 4995
  • 9
  • 27.12.2020
  • 4037
  • 1
  • 27.12.2020
  • 3864
  • 0
  • 27.12.2020
  • 3896
  • 1
  • 27.12.2020
  • 3282
  • 4

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс профессиональной переподготовки «Маркетинг: теория и методика обучения в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление персоналом и оформление трудовых отношений»

  • Курс повышения квалификации «Методика написания учебной и научно-исследовательской работы в школе (доклад, реферат, эссе, статья) в процессе реализации метапредметных задач ФГОС ОО»

  • Курс повышения квалификации «Основы построения коммуникаций в организации»

  • Курс повышения квалификации «Организация практики студентов в соответствии с требованиями ФГОС медицинских направлений подготовки»

  • Курс повышения квалификации «Экономика: инструменты контроллинга»

  • Курс повышения квалификации «Правовое регулирование рекламной и PR-деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация технической поддержки клиентов при установке и эксплуатации информационно-коммуникационных систем»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление информационной средой на основе инноваций»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Уголовно-правовые дисциплины: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс профессиональной переподготовки «Метрология, стандартизация и сертификация»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности по водоотведению и очистке сточных вод»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Научный прогресс зло или благо сочинение
  • Научный прогресс аргументы к сочинению егэ
  • Научный калькулятор разрешен на егэ
  • Научные открытия это сочинение
  • Научные организации в рф примеры егэ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии