Натюрморт с хлебом стожаров сочинение по картине

Устное сочинение-описание с элементами повествования по натюрморту в.Ф. Стожарова «Хлеб, соль, братина»

В методике
преподавания русского языка на рубеже
веков наметилась тенденция строить
изучение языка с учетом культуроведческого
подхода, при котором язык рассматривается
не только как способ выражения мыслей,
но и как своеобразный источник получения
сведений о национальной культуре
собственного народа, о его ценностных
ориентациях, духовных идеалах.

Учитель может
построить такую модель урока, в которой
возможна реализация культуроведческого
подхода, при обучении сочинениям по
картине. Покажем это на примере работы
с натюрмортом В.Ф. Стожарова «Хлеб,
соль, братина».

Этот натюрморт
был выбран для проведения урока
подготовки к сочинению-описанию с
элементами повествования не случайно.
Искусствовед Л. Иовлева написала о нем
так: «…натюрморты Стожарова имеют как
бы двойной смысл, двойной аспект… Эта
же черта присуща и натюрморту «Хлеб,
соль, братина». Само название вызывает
ассоциации с древними народными
обычаями, символизирующими гостеприимство,
домовитость и изобилие»1.
Для Стожарова натюрморт не столько
«мертвая природа» (традиционный перевод
французского nature
morte),
сколько «тихая жизнь» (перевод английского
и немецкого still
life
и Stilleben).
Все, что изображает В. Стожаров на своих
натюрмортах: хлеба, четверти с квасом,
солонки, крынки, самовары, рушники, –
это не просто добротные, красиво
выполненные предметы, свойственные
народному быту, но и «символы той
трудовой и эстетической сути, которая
в них скрыта» (Л. Крамаренко).

Эта особенность
творчества В. Стожарова позволяет
ввести в урок материалы, которые
обогащают генетическую память учащихся.
Учащиеся соприкасаются с предметами,
которые символичны для каждого человека,
принадлежащего к русской культуре.
Хлеб, соль, братина, рушник – это не
просто реликвии, место которых в музее,
а смысловые центры, определявшие
мировоззрение и образ жизни многих
поколений людей на Руси.

Кроме того,
содержание картины, ее идейный замысел
позволяет соединить при работе с нею
два типа речи – описание и повествование,
поскольку помимо описания предметов,
изображенных на картине художника, в
сочинение включается повествование
об этих предметах, которые символизируют
важнейшие жизненные ценности русского
народа.

В последнее время
появились методические пособия,
ориентирующие учителя на то, чтобы
обучать построению текстов, в которых
соединяются два или даже три типа речи2.
Понятие «тип речи» охватывает, как
правило, сравнительно небольшой отрезок
связного текста, поэтому соотнесение
большого текста, каким является
ученическое сочинение, с определенным
типом речи в «чистом» виде является
искусственным. Принятые в школьной
практике названия таких видов работ,
как сочинение-описание, сочинение-повествование
и сочинение-рассуждение, отражают
преобладающий тип речи в ученической
работе.

Работу над
соединением типов речи в сочинении
можно построить по-разному, исходя из
того, какую композицию сочинения выберет
учитель. Можно построить сочинение
следующим образом: сначала описать
картину в целом, а затем рассказать о
предметах, которые на ней изображены.
Тогда схема сочинения будет выглядеть
такой:

1. Вступление.

2. Композиция
картины и описание отдельных предметов,
изображенных на ней.
(описание)

З. Рассказ о
предметах-символах.
(повествование)

4. Заключение.

Можно построить
работу иначе: описывая тот или иной
предмет на картине, сразу рассказывать
о нем. Этот вариант работы опирается
на следующую композиционную схему
сочинения:

1. Вступление.

2. Отдельные детали
натюрморта:

а) фон картины,
(описание + повествование)

б) хлеб,
(описание + повествование)

в) соль и солонка,
(описание + повествование)

г) братина.
(описание + повествование)

3. Заключение.

Материал
предлагаемого урока построен в
соответствии с последней схемой.

При подготовке
урока учитывался дифференцированный
подход к обучению. Система работы
учителя во многом зависит от того, в
каком классе он работает – в сильном
или слабом. Например, в одном классе
над планом лучше работать вместе,
коллективно, в другом ученики справляются
с этим без помощи учителя, в третьем
план приходится давать в готовом виде.

Работу над текстом
сочинения мы строим в расчете на слабо
подготовленные классы, поэтому в ней
предусмотрены наличие готового
вступления, опорные словосочетания,
которые даются по основной части
сочинения, работа с записями, сделанными
в ходе урока. Если учитель знает, что
его ученики справятся без облегченных
вариантов заданий, он может смоделировать
урок по своему усмотрению.

Еще одной
особенностью предлагаемого урока
является то, что учитель организует
самостоятельную деятельность школьников:
учащиеся идут от несамостоятельных
видов работы к самостоятельным.

В ходе предлагаемого
урока мы не даем сведений о натюрморте
как особом жанре живописи, поскольку
такие сведения учитель может найти в
любой энциклопедии по искусству, а
также в методических разработках по
русскому языку.

Цели урока:
подготовить учащихся к устному
сочинению-описанию с элементами
повествования по натюрморту; познакомить
учащихся со словами, связанными с
русской национальной культурой (братина,
рушник); способствовать формированию
интереса к русской культуре и
положительного отношения к национальным
ценностям.

Оборудование:
репродукция картины В. Стожарова «Хлеб,
соль, братина» (цветную репродукцию
этого натюрморта можно найти в следующих
изданиях: Стожаров В.Ф. Выставка
произведений. М., 1977; Художник и мир:
Альбом. М., 1976; Огонек. 1972. № 12. С. 8-9).

Подготовка к
уроку:

накануне учащимся дается задание
подобрать пословицы, поговорки,
устойчивые выражения о хлебе и соли,
объяснить их смысл.

Ход урока

Вступительное
слово учителя. Рассказ о художнике В.
Стожарове

– Сегодня мы будем
работать над натюрмортом художника
Владимира Федоровича Стожарова «Хлеб,
соль, братина». Задача нашего урока
будет заключаться не только в том, чтобы
описать натюрморт, как это мы делали с
вами не один раз, но и в том, чтобы
рассказать о главных его деталях.

С именем Владимира
Стожарова связано прежде всего
представление о русской деревне, о
народной старине. Его картины «Покров»,
«Каргополь», «Собор Рождества Христова»,
«Бани», «Лен», «Романовский лук» и
другие – свидетельство тому. Художник
выбрал дорогую сердцу и внутренне
близкую и понятную ему тематику, постиг
ее глубины и со свойственной ему
поэтичностью и пластичностью выразил
в своем искусстве.

В его натюрмортах
– извечные атрибуты деревенской жизни,
теперь ставшие почти музейной редкостью:
лапти, прялки, братины… Сам художник
так говорил об этом: «Когда я пишу свои
картины, рисую дома… то стремлюсь не
только запечатлеть тот или иной дом…
Ведь я знаю, например, что из этого дома
двое сыновей ушли на фронт и не вернулись.
А в этом доме живет человек, которого
жена ждала двадцать лет… Мне хочется
передать красоту души этих людей через
другие образы – обликом дома, в котором
они живут, образом земли, по которой
они ходят».

– Сегодня мы
познакомимся с одной из его картин
«Хлеб, соль, братина», на которой он
изобразил самые обычные, незамысловатые
вещи, и постараемся понять, что за этими
предметами стоит, о чем думал автор,
когда писал их, что эти предметы
рассказывают нам о людях, которые их
создавали и которые ими пользовались.

Учитель предлагает
учащимся рассмотреть натюрморт В.Ф.
Стожарова «Хлеб, соль, братина».

Беседа по
картине

– Как вы думаете,
натюрморт, который вы видите, теплый
или холодный?

– Почему он теплый?
(Он теплый потому, что выполнен красками
теплых тонов.)

– Какие
преимущественно цвета использует
автор? (Золотистые, коричневатые, желтые,
красные.)

– Что еще создает
ощущение тепла? (Ощущение тепла создают
предметы, изображенные на натюрморте,
и его фон.)

– Посмотрите на
натюрморт внимательно. Изображенные
на картине предметы новые или старые?

– Верно, предметы
старые, они прожили долгую жизнь вместе
с людьми, которые живут в этом доме. На
натюрморте людей нет, но, как вы думаете,
ощущается ли их присутствие?

– Почему мы
чувствуем, что люди где-то здесь, рядом?
(Приподнят край занавески, как будто
кто-то только что брал что-то оттуда…
Хлеб на столе разрезан…)

– Действительно,
эти детали натюрморта говорят нам о
том, что люди присутствуют в доме, они
где-то рядом. А это означает, что предметы,
которые мы видим, согреты людьми, теплом
их души. Давайте внимательно рассмотрим
этот натюрморт, опишем то, что мы видим,
и попробуем услышать то, что вещи,
предметы расскажут нам о себе и о людях,
живущих в этом доме.

Собирание
рабочих материалов к сочинению

– Для работы нам понадобится следующая
таблица:

Наблюдаем

Описываем

Рассказываем

В таблице мы
поместим рабочие материалы к нашему
сочинению, в которых отметим, что
наблюдаем, какими словами описываем,
что рассказываем о предметах, изображенных
на натюрморте. (Таблица заполняется на
доске и в тетрадях учеников.)

– Вы уже знаете,
что на картинах всегда присутствует
фон – основной цвет, тон. Что служит
фоном натюрморта В. Стожарова? (Фоном
натюрморта служит стена деревенской
избы.)

– Что представляет
собой эта стена? (Это простые бревна,
потемневшие, потрескавшиеся от времени.)

– Вы знаете, что
люди раньше сами строили свои дома.
Стена этого дома тоже сделана руками
людей. Конечно, время наложило на нее
свой отпечаток, и вы заметили и
изменившийся цвет стены, и трещины на
ней. Но потеряла ли она свою крепость
и добротность?

– По-видимому,
весь дом такой: крепкий, добротно
сделанный, на века. Хозяин, наверное,
хотел, чтобы жила семья в доме и не
боялась трескучих русских морозов и
зимних вьюг. Видите, как много рассказала
нам стена дома.

– Итак, что мы
сейчас рассмотрели? (Рассмотрели, каков
фон натюрморта – стена дома.)

– С помощью каких
слов мы ее описали? (Мы использовали
слова: бревенчатая, потрескавшаяся,
старая.)

– О чем рассказала
нам эта стена? (Дом строился на века и
делался добротным, прочным, крепким.)

– Запишите эти
слова в таблицу для сбора рабочих
материалов.

Почти все предметы
художник изобразил расположенными на
столе. Какой стол выбрал В. Стожаров?

– Как вы поняли,
что стол тоже старый? (Краска на столе
местами стерлась и облупилась.)

– Какие предметы
находятся на столе? (На столе вещи,
обычные для русской деревни: хлеб,
полотенце, посуда, солонка с солью,
кружка, бутылка с настоем каких-то
кореньев.)

– Что мы видим
над столом? (Над столом – разноцветная
ситцевая занавеска, закрывающая
полочку.)

– Какой предмет
мы видим рядом со столом? (Рядом со
столом, на гвоздике, висит смотанный
моточек бечевки.)

– Какой, по вашему
мнению, самый важный и главный предмет
из тех, которые лежат на столе? (Самый
главный предмет – это хлеб.)

– Почему вы решили,
что хлеб – самый главный предмет? (Хлеб
изображен на переднем плане натюрморта;
художник показал не один, а несколько
караваев хлеба.)

– Какой хлеб
изображен на картине? Какой он формы?
Это хлеб, который выпечен на хлебозаводе
или в русской печи? (Это черный хлеб,
домашний каравай, выпеченный в русской
печке.)

– Как вы думаете,
почему художник изобразил хлеб и целым,
и разрезанным на части? (Наверное, он
хотел, чтобы мы увидели этот хлеб не
только снаружи, но и внутри.)

– Верно, художник
словно приглашает нас полюбоваться и
поджаристой румяной корочкой хлеба, и
его ароматным мякишем. Оказывается, и
в простом хлебе есть своя особая красота,
которую показал нам В. Стожаров.

Но хлеб на натюрморте
является самым главным не только и не
столько потому, что он красив своей
особой красотой. Вспомните те пословицы
и поговорки, подготовленные вами дома,
в которых говорится о хлебе.

Учащиеся могут
назвать многочисленные пословицы и
поговорки, связанные с хлебом: «Без
хлеба и медом сыт не будешь», «Гречневая
каша– матушка наша, а хлебец ржаной –
отец наш родной», «Калач приестся, а
хлеб никогда», «Матушка рожь кормит
всех сплошь, а пшеничка – по выбору,»
«Ржаной хлебушко – калачу дедушко», «
Хлеб – всему голова», «Хлеб да вода –
крестьянская еда», «Хлеб на стол – и
стол престол, а хлеба ни куска – и стол
доска», «Худ обед, коли хлеба нет», «Хлеб
наш насущный: хоть черный, да вкусный».

– Что говорят нам
пословицы о важности хлеба?

Как вы поняли из
пословиц, какой хлеб был более привычен
для русского крестьянина?

Действительно,
пекли в деревне в основном черный,
ржаной хлеб. Белый, пшеничный калач был
редким гостем на крестьянском столе,
считался лакомством, которое позволяли
себе только в праздник.

– Как называли
хлеб в старину? (Хлеб ласково называли
хлебушко, хлебец, уважительно –
хлеб-батюшка.)

Каждый день что-то
меняется в наших обедах, завтраках,
ужинах. Но изо дня в день на обеденном
столе – все тот же хлеб. И нет ему замены,
нет в нем однообразия, нет надоедливой
похожести. Хлеб никогда и никому не
приедается. Без хлеба русский человек
не мыслил своей жизни. Но хлеб ценили
еще и потому, что для того, чтобы он
вырос, крестьянин трудился не покладая
рук. Сегодня мы покупаем хлеб в магазине,
а что должен был сделать крестьянин,
для того чтобы на столе у него появился
ароматный душистый каравай хлеба?
Действительно, хлеб всегда доставался
людям очень дорого, и по сей день он
олицетворяет величие труда, вложенного
в него, а потому очень ценится людьми.

Итак, какой предмет
мы рассматривали на натюрморте?

– Какие словосочетания
помогли нам описать хлеб? (Караваи
целые и разрезанные, поджаристая румяная
корочка, ароматный мякиш
.)

– Что мы расскажем
о хлебе в этой части сочинения? (Мы
расскажем о том, что хлеб – это самый
главный продукт, в который вложен труд
многих людей. Чтобы получить хлеб, нужно
было трудиться от зари до зари.)

Запишите эти
материалы в таблицу.

– В названии
картины В. Стожарова слово соль
стоит рядом со словом хлеб.
Какую соль показал нам художник? (Соль
обыкновенная, крупная, белая.)

– Соль действительно
самая обыкновенная, а вот солонка, в
которую она насыпана, просто удивительная.
Из чего она сделана? Какую форму она
имеет? Посмотрите внимательно, мы
отчетливо видим в солонке хвостик,
голову, шейку утенка. Форма солонки
очень красива, но все-таки автор в
названии своей работы сказал не о
солонке, а о соли. Чем же так привлекла
его самая обычная соль? Чтобы ответить
на мой вопрос, вспомните, какие пословицы
сложил русский народ, в которых
упоминается соль?

В русском языке
много пословиц, где упоминается соль,
например: «Без соли, без хлеба худая
беседа», «Соли нету, так и слова нету,
а как хлеб дошел, так переговор пошел»,
«Без соли, без хлеба не естся», «Без
хлеба несытно, а без соли несладко»,
«Соли не жалей, так есть веселей»,
«Помяни соль, чтобы дали хлеба», «За
хлебом-солью всякая шутка хороша».

– В одной из
пословиц говорится что «без хлеба
несытно, а без соли несладко».
Как же так, ведь соль на вкус соленая?
(Если учащиеся затрудняются ответить
на этот вопрос, учитель рассказывает
о том, что первоначально это слово было
однокоренным со словом сладкий
(солодкий).
Соль считалась сладкой (солодкой), т.
е. вкусной, пряной.)

– Но ценилась
соль не только потому, что она придавала
вкусовые качества продуктам. В старину
завозилась она издалека и была очень
дорогой. В крестьянском доме соль
берегли, потому что знали: любое блюдо
без соли – невкусно. Сейчас, когда
готовится пища, хозяйка солит ее сразу,
во время приготовления. А раньше соль
экономили, варили и пекли без соли,
добавляя ее лишь за столом. Но как ни
дорожили люди такими продуктами, как
хлеб и соль, а дорогим гостям всегда
выносили или подавали на стол хлеб и
соль. И сейчас мы с вами гостеприимного
хозяина называем хорошим старинным
русским словом хлебосольный.

– Итак, мы
рассмотрели соль и солонку, которые
изображены на натюрморте В. Стожарова.
Самостоятельно запишите слова и
словосочетания, которые помогут вам
описать соль и солонку и рассказать об
этих предметах.

– Натюрморт
называется «Хлеб, соль, братина». Кто
из вас знает, что такое братина? (Учащиеся,
как правило, затрудняются ответить на
этот вопрос.)

– Посмотрите на
натюрморт, как вы думаете, какой из
предметов называется этим словом –
братина?
(Видимо, это посуда, которая изображена
за караваями хлеба.)

– Давайте рассмотрим
ее. Что напоминает ее форма? (У нее форма
уточки.)

– Из чего она
сделана? (Братина, как и солонка, выточена
из дерева.)

– Деревянный
сосуд в форме уточки действительно
очень красив, художник любил эту древнюю
русскую посуду, в поездках по стране
собирал братины, а вернувшись домой,
показывал своим друзьям и рассказывал
о братине: …Эта
братина в форме утицы. Она сделана из
балана

нароста на дереве. Выдолблена середина

вот и братина, а ручка в виде шеи птицы

это причудливо изогнувшийся сучок…
Глядите, как она хороша! Хоть так, хоть
эдак ее поверни

со всех сторон хороша, словно, вскинув
голову, плывет гордая утица. Совершенная
скульптура, да и только!

Но это говорил
автор, а теперь вы опишите братину,
которую видите на натюрморте. (Братина
когда-то была расписана красками,
которые почти стерлись со временем,
лишь кое-где видны остатки краски. Но
братина все равно красива, по форме она
напоминает гордую уточку с поднятой
вверх головой. На боку братины – большой
ковш, которым черпали содержимое из
братины.)

– Ковш на боку
братины не случаен. В.И. Даль в своем
«Словаре живого великорусского языка»
рассказывает о том, что на праздники в
деревнях нередко устраивали «братчины»
– пиры вскладчину. Всем миром варили
пиво, готовили еду, накрывали стол. На
братчинах существовал обычай: собравшиеся
пускали по кругу чашу с пивом или медом
– братину. Каждый отпивал по глотку и
передавал соседу. Собравшиеся веселились:
пели, плясали, устраивали игры. Таким
образом, братина – ласково братинка
или братыня – сосуд, в котором разносят
питье, пиво на всю братию и разливают
по деревянным чашкам.

– Как вы думаете,
почему ушло из языка слово братина?
(Наверное, слово ушло из языка потому,
что перестал существовать обычай
братчин.)

– Слова иной раз
действительно уходят из языка потому,
что перестают быть необходимыми
предметы, уходят в прошлое те или иные
обычаи. Сейчас братины можно увидеть
в музеях и среди сувениров, но они
продолжают нам напоминать о красивом
обычае, объединявшем людей, а также
рассказывают о том, как тонко русский
человек видел и чувствовал красоту
окружающего мира и старался окружить
себя в быту не только добротными, но и
красивыми вещами. Самостоятельно
запишите в таблицу необходимые материалы
о братине.

– Посмотрите на
натюрморт. Что находится рядом с хлебом,
солью, братиной – такими важными для
человека вещами?

– Полотенце во
многих деревнях и по сей день называют
рушником,
от слова рука.
Рушник предназначен для того, чтобы
вытирать руки. Но он не такой, как обычные
полотенца, к которым мы привыкли. Чем
же он отличается от современных
полотенец? (Рушник очень нарядный, он
украшен яркой вышивкой и кружевом.)

– На рушнике мы
видим национальную русскую вышивку,
которая обычно выполнялась красными
и черными нитками, и кружево, сплетенное
умелыми женскими руками. Расшитые
нарядные рушники использовали, чтобы
вынести на них гостям хлеб-соль, их
вешали в красном углу, украшая икону.
Рушники бережно хранились в семье и
передавались по наследству. Но из
поколения в поколение передавались не
только сами рушники, но и умение создавать
их, ткать, плести кружево, делать нарядную
вышивку. Как вы думаете, если бы этот
рушник умел говорить, что бы он нам
рассказал о своей хозяйке? (Наверное,
он рассказывал бы о том, что его хозяйка
– мастерица. Она умеет вышивать, плести
кружева, любит красоту». «А может быть,
он рассказал бы о том, что его вышили
давным-давно, а потом по наследству
передавали от матери к дочери».)

Запишите материалы
своих наблюдений в таблицу: что наблюдали,
какими словами описывали, что рассказывали.

– Самые главные
предметы на натюрморте В. Стожарова мы
рассмотрели. Но остались еще некоторые
детали. Я даю вам словосочетания по ним
в готовом виде, а вы подумайте, что могли
бы добавить к ним, и расскажите об этих
деталях, используя данные материалы.
Учитель дает следующие материалы:
Другие
предметы: бутылка с настоем кореньев
(лекарство от болезней); зеленая
металлическая кружка (напоминает о
современной жизни); моток бечевки,
повешенный на гвоздик (живут хозяйственные
люди, бережно относятся к вещам).

– На заднем плане
натюрморта мы видим бутылку с настоем
кореньев. Наверное, это какое-нибудь
лекарство от болезней, ведь в деревнях
до сих пор лечатся своими испытанными
способами, в том числе и настоями из
трав. Рядом с бутылкой стоит зеленая
металлическая кружка, которая словно
говорит о том, что все, что мы видим на
натюрморте, автор увидел в наше время.
На стене, рядом со столом, висит моток
бечевки. Он аккуратно смотан и повешен
на гвоздик. Даже такая маленькая деталь
говорит о многом. Видимо, в этом доме
живут рачительные, бережливые люди,
по-хозяйски относящиеся ко всему, к
любой мелочи. Бечевка заботливо смотана,
ее повесили на видное место, чтобы
воспользоваться, когда она пригодится.

— Мы составили с
вами рабочие материалы. Что нам еще
необходимо для того, чтобы приступить
к работе над сочинением?

Составление
плана.
Вариант
плана учитель может дать в готовом
виде, но возможно и составление его
вместе с учащимися на уроке. Примерный
вариант плана может быть таким:

Говорящие вещи

1. В. Стожаров –
мастер изображения «говорящих»
предметов.

2. Композиция
натюрморта:

а) фон натюрморта;

б) караваи хлеба;

в) соль и солонка;

г) братина;

д) рушник;

е) другие предметы.

3. Урок красоты и
памяти.

Работа над
текстом сочинения

Вступление к
сочинению дается на карточках в готовом
виде, однако учащимся необходимо выбрать
из двух вариантов слов, данных в скобках,
один, наиболее правильный и уместный
в данном случае. (Предпочтительный
вариант в тексте вступления выделен.)

«Хлеб, соль,
братина – один из самых (
известных,
знаменитых) натюрмортов Владимира
Федоровича Стожарова, на котором мы
видим мир вещей русской деревни. (
Автор,
Стожаров) отобрал для своей работы
такие предметы, которые удивительно
(
просты,
обыкновенны) и в то же время (
красивы,
прекрасны). Все детали натюрморта
(нарисованы,
показаны)
художником так, что они словно рассказывают
о себе и своих хозяевах, разговаривая
со зрителями картины.

Основная часть
проговаривается несколькими учащимися
по отдельным подпунктам плана, при этом
используются рабочие материалы,
записанные ранее.

– Для того чтобы
составить заключение к нашему сочинению,
давайте подумаем над тем, что мы увидели
и узнали, рассматривая натюрморт В.
Стожарова. Какие предметы мы увидели
на его натюрморте? Отвечая на этот
вопрос, выберите из двух слов, данных
попарно, тот вариант, который больше
подходит для ответа: старинные
– современные; новые – старые;
вещи-труженики – вещи-бездельники;
прочные – ветхие; красивые – некрасивые.

– На натюрморте
В. Стожарова мы видим и старинные вещи
(братина, рушник), и современные (бутылка,
кружка). Многие из этих вещей старые,
ими долго пользовались люди, но они
по-прежнему добротные, крепкие и
красивые. Это вещи-труженики, они
помогают в быту людям.

– Как вы думаете,
зачем художник показал нам эти предметы?
(Художник, изображал простые и знакомые
предметы, хотел, чтобы мы, глядя на
картину, вспомнили прошлое своей страны,
задумались о важных жизненных ценностях,
поразмышляли о человеческих качествах,
свойственных русскому народу.)

– Автор натюрморта
не просто написал красивую картину,
глядя на которую, радуется глаз. Вольно
или невольно он преподнес нам с вами
урок: урок исторической памяти, доброты,
человечности. Наверное, он хотел, чтобы
мы преклонялись перед своим прошлым,
задумывались над настоящим, стали
лучше, добрее и человечнее.

Итак, мы с вами
внимательно рассмотрели картину В.Ф.
Стожарова «Хлеб, соль, братина»,
разобрались в том, что хотел сказать
нам автор, когда создавал свое полотно,
собрали рабочие материалы, составили
план, продумали, как можно построить
текст сочинения. Продумайте еще раз, о
чем вы будете говорить в сочинении, что
будете описывать, о чем рассказывать.

Русский язык в
школе. 2002. № 6. С. 22-29.

Кабанова Е.В.

Урок
русского языка по развитию речи в 6 классе

Тема:
Подготовка к сочинению-описанию  по натюрморту В.П. Стожарова  «Хлеб, соль,
братина».

Цель для учителя: создать условия для подготовки к сочинению-описанию.

Цель для учащихся: научиться отбирать материал для написания сочинения.

Задачи:

Личностные УУД:

— создавать
устный рассказ по картине  и письменный текст–описания натюрморта с опорой на
зрительные образы;

— подбирать
выразительные средства, адекватные представленной ситуации;

— редактировать
собственный текст, опираясь на правила орфографии и пунктуации
;

— развивать эмоциональную
сферу учащихся через восприятие прекрасного;

-воспитывать любовь к
культурным ценностям;

-создавать внутреннюю
мотивацию к учению.

Познавательные УУД:

— способствовать развитию
устной и письменной речи учащихся, их  творческих способностей;

— формировать умение строить
речевое высказывание;

— формировать умение
составлять план текста описания.

Метапредметные УУД:

— овладевать различными
приёмами отбора и систематизации материала в соответствии с поставленной целью;

— умение
извлекать информацию, представленную в разных формах (репродукция картины);

— преобразовывать
информацию (из репродукции, слов в связное высказывание);

— формирование информационной
компетенции работы с текстом.

Коммуникативные УУД:

-формировать навыки работы в
коллективе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

— учить постановке  цели
работы;

— учиться самостоятельно
работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: компьютер,   проектор, экран, презентация,
аудиозапись, таблицы.

Технология:
Технология проблемного
обучения.

№ п/п

Этап урока

Цель

Деятельность
учителя

Деятельность
учащихся

Результат

I

Организационный момент

 Введение в тему
урока.

включение
учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Включение в деловой ритм.

Просмотр фрагмента мультипликационного фильма «Натюрморт»

Подготовка класса к работе.

Л: самоопределение;

Р:  целеполагание;

К: планирование учебного сотрудничества

II

Сообщение темы и
цели
урока

Создание мотивации к учебной деятельности

повторение
изученного материала, необходимого для «открытия нового знания»

1. Самостоятельное
выделение и формулирование познавательной цели

— .Как вы думаете, о ком и
чём сегодня на уроке мы будем говорить?

2. Словарная работа

— Что такое
«натюрморт»?

Натюрморт — это изображение неодушевлённых
предметов в изобразительном искусстве. С франц. яз. буквально —
мёртвая природа.

3. Составление предложений:

Я хочу..

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я могу..

4. Беседа о музеях

Самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели

Знакомятся с этимологией слова «натюрморт».

Составление предложений:

Я хочу..

Мне надо научиться…

Сегодня на уроке я
могу..

Составление плана.

Л: формирование
познавательного интереса

К:
умение оформлять свои мысли в устной форме;       умение слушать и
понимать речь других

III

Актуализация знаний и фиксация затруднений в
деятельности

выявление
затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

1. Информация о русском художнике  Стожаров Владимир Фёдорович — известный
художник
, выпускник института имени В.И. Сурикова Все его
творчество было посвящено одной теме — российской деревне, родной земле. С
1950-х годов Стожаров много ездил по стране,   собирал материал для своих
работ. Из поездок по
России и из-за рубежа он привозил огромное количество
этюдов, которые потом воплощались в картины. Такие музеи, как Третьяковка,
Русский музей и еще более 90 музеев страны
,
среди которых Башкирский Государственный музей им. Нестерова в Уфе
имеют постоянные экспозиции работ Стожарова.

 Особое место в творчестве
Владимира Федоровича занимает натюрморт. Стожаровские хлеба, братины,
самовары, крынки, кувшины с квасом, прялки хранят тепло человеческих рук.

2. Просмотр работ
Стожарова. Беседа.

Учащиеся внимательно
слушают, знакомятся с творчеством художника.

Отвечают на вопросы
учителя.

Формулируют выводы
наблюдений.

Смотрят презентацию.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками;

П: логические – анализ объектов с целью выделения
признаков

IV

Проблемное объяснение
нового знания

обеспечение
восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

1. Беседа по содержанию картины:

— Вглядитесь в картину,
какие чувства охватывают вас?

— Какое настроение создает
увиденное?

— Почему художник назвал
картину именно так?

– Предложите свои варианты
названия.

Как вы думаете, натюрморт, который вы видите, тёплый
или холодный?

— Почему он тёплый?

— Какие преимущественно
цвета использует автор? ( Золотистые, коричневатые, жёлтые, красные.)

— Что ещё создаёт ощущение
тепла?

 — Изображённые на Картине
предметы новые или старые? (Предметы на Картине старые.)

— Верно, предметы на
картине старые, они прожили долгую жизнь вместе с людьми, которые живут  этом
доме. На натюрморте людей нет, но как вы думаете, ощущается ли их
присутствие?( Да)

— Почему мы чувствуем, что
люди где-то рядом? ( Приподнят край занавески, хлеб на столе разрезан…)

— Эти детали натюрморта
говорят нам о том, что люди присутствуют в доме. А это значит, что предметы,
которые мы видим, согреты руками людей, теплом их сердец.

— Рассмотрим  натюрморт,
опишем то, что мы видим, и попробуем услышать то, что вещи и предметы расскажут
о себе и о своих хозяевах
.

Учащиеся рассматривают
картину.

Отвечают на вопросы
учителя.

Предлагают свои варианты
названия картины.

Р: целеполагание; коммуникативные: постановка
вопросов;

П: самостоятельное выделение- формул-ние
познавательной цели;                              

Л:
формулирование проблемы

V

Детальный
анализ и сбор языкового материала
.

Собирание
материала к сочинению

проговаривание и закрепление нового знания

 Работа со словарем сочинения-описания:

Что автор изобразил на картине? Рассмотрите
репродукцию и перечислите изображенные предметы.

— Запишем слова, добавив
прилагательное, характеризующее его.

 — Для работы нам понадобится таблица:

Наблюдаем    
Описываем     Рассказываем

В таблице мы поместим
материал к сочинению, отметим, что наблюдаем, какими словами описываем, что
рассказываем о предметах, изображённых на натюрморте ( таблица заполняется на
доске и в заготовках для учеников.)


На картинах всегда присутствует фон – основной цвет, тон. Что служит фоном
натюрморта?      (Фоном натюрморта служит стена деревенской избы.)


Что представляет собой эта стена? ( Простые брёвна, потемневшие от времени.)


Вы знаете, что люди раньше сами строили свои дома. Стена этого дома тоже
сделана руками  людей. Время наложило сой отпечаток,  и вы заметили
изменившийся цвет стены, трещины на ней. Но потеряла ли она свою крепость и
добротность? ( Не, стена по-прежнему крепкая и добротная.)


Наверное, весь дом такой: крепкий, добротно сделанный, на века.

— Итак, что мы сейчас
рассмотрели?(Рассмотрели, каков фон натюрморта – стена дома.)

— С помощью каких слов мы
её описали? ( Бревенчатая, потрескавшаяся, старая.)

— О чём рассказала нам эта
стена? (Дом строился на века и делался добросовестным, прочным, крепким.)

— Запишите эти слова в
таблицу для сбора рабочих материалов.

— Почти все предметы
художник изобразил расположенными на столе. Какой стол выбрал В.Ф. Стожаров?
( Стол тоже старый, деревянный.)

— Какие детали указывают на
то, что стол прослужил долгое время? ( Краска на столе местами стёрлась и
облупилась.)

— Что мы видим на столе?(
На столе предметы, обычные для деревни: хлеб, полотенце, солонка, кружка.)

— Что мы видим над столом?(
Разноцветную ситцевую занавеску, закрывающую полочку.)

— Какой предмет мы видим
рядом со столом? ( Рядом со столом, на гвоздике, висит  смотанный моточек
бечёвки.)

— Какой, по вашему мнению,
самый важный предмет из тех, которые лежат на столе?( Это , конечно, хлеб.)

Подбирают слова, чтобы
описать увиденное.
Добавляют
прилагательное.

Учащиеся записывают словосочетания  в тетрадь

Учащиеся озвучивают записанные фразы.

 Работа с таблицей

Р: контроль, оценка, коррекция;

П: общеучебные — умение структурировать
знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач,

  Проявление интереса к
самостоятельной исследовательской деятельности;
к работе в группах

VI

Физкультминутка

VII

Самостоятельная
работа
в группах (по карточкам,
таблице)

Сплочение,
обучение работе в группах

 выявить
пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления
учащихся; провести коррекцию

Описание по группам
(Хлеб, соль, братина, рушник).

Заполнение таблицы

наблюдаем

описываем

рассказываем

Фон натюрморта- стена дома

Бревенчатая,
потрескавшаяся, старая

Дом строился на века,
прочный, добротный…

Караваи хлеба

Целая и разрезанная,
поджаристая и румяная корочка, ароматный мякиш…

Хлеб – всему голова,
вложен труд многих людей, трудились от зари до зари..

Соль и солонка

Белая крупная соль,
солонка выточена из дерева, форма уточки, видим голову, шейку, уточку…

Соль – дорогой продукт,
варили и пекли без соли, выносили дорогим гостям, добавляли в еду только за
столом…

Братина

Старинная русская посуда,
разливали напитки, деревянная ложка- ковш, форма уточки, по-особенному
красива…

Любили красоту природы,
могли создавать красивые предметы своими руками…

Рушник

Нарядное полотенце,
красная и чёрная вышивка, по краям кружево…

Рассказал об умелой
хозяйке, рушники вышивали, кружево пели, передавали по наследству..

Работа со словарями

 Составление таблицы

Вспоминают
последовательность  описания картины

Работают по карточкам, в группах

Р: контроль, коррекция, выделение и осознание того,
что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня
усвоения;

Л: самоопределение

Р: умение
 давать самооценку.

Л: адекватная
самооценка

Р: осознание
качества и уровня усвоения.

VIII

Коллективное составление плана
сочинения

План

  1. В.Ф. Стожаров – мастер
    изображения «говорящих» предметов.
  2. Композиция натюрморта:

а)
фон натюрморта;

б)
караваи хлеба;

в)
соль и солонка;

г)
братина;

д)
рушник;

е)
другие предметы.

      3. Уроки красоты и
памяти.

IX

Итог
урока (рефлексия деятельности)

 самооценка
результатов деятельности своей и всего класса

– Сегодня я узнал…

– Было интересно…

– Было трудно…

– Я выполнял задания…

– Я понял, что…

Осуществляют

самооценку.

Расставляют себе баллы.

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли;

П: рефлексия

X

Домашнее
задание

 Написать сочинение «Говорящие предметы»

Приложение:

Группа №1

— Опишите хлеб.

— Почему художник изобразил хлеб не только целым, но и
разрезанным на кусочки?

— Вспомните пословицы о хлебе, что они говорят о важности
хлеба?

— Что должен был сделать крестьянин для того, чтобы на столе
был хлеб?

— Какие словосочетания помогли вам описать хлеб?

Группа №2

— Обратите внимание на солонку, опишите её.

— Чем автора картины привлекла обыкновенная соль?

— Вспомните, какие пословицы и поговорки сложил русский
народ о соли?

— В чём ценность соли?

Группа №3

— Как вы понимаете значение слова рушник?

— Рассмотрите внимательно изображение рушника, какие цвета
использует художник?

— Для чего предназначался рушник?

— Если бы рушник умел говорить, что бы он рассказал нам о
своей хозяйке?

Группа №4

Найдите значение слова БРАТИНА в словаре.

— Рассмотрите картину,
опишите этот предмет.

— Как вы думаете, почему ушло
из языка это слово?

— Как называются такие слова
с точки зрения употребления?

Наблюдаю

Описываю

Рассказываю

Фон натюрморта- стена дома

Караваи хлеба

Соль и солонка

Братина

Рушник

Наблюдаю

Описываю

Рассказываю

Фон натюрморта- стена дома

Караваи хлеба

Соль и солонка

Братина

Рушник

Едунова Ольга Яковлевна

учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ№1 с углубленным изучением отдельных предметов город ПытьЯх ХМАОЮгра

Класс 8

Тема. Устное сочинение –описание с элементами повествования по натюрморту В.Ф. Стожарова

«Хлеб, соль, братина».

Цель урока: подготовить учащихся к устному сочинению – описанию с элементами повествования

по натюрморту; совершенствовать умение определять тему и основную мысль картины;

выработать умение различать два вида плана: план наблюдения и план сочинения;

способствовать формированию положительного отношения к особому жанру живописи –

натюрморту, познакомить со словами, связанными с русской национальной культурой

( братина, рушник); способствовать формированию интереса к русской культуре и положительного

отношения к национальным ценностям.

Оборудование. Презентация к уроку о творческом пути художника и репродукции картин.

Подготовка к уроку: накануне учащимся даётся задание подобрать пословицы, поговорки,

устойчивые выражения о хлебе и соли, знать объяснение их смысла.

Всё, что изображает В.Ф. Стожаров на своих

натюрмортах: хлеба, четверти с квасом,

солонки, крынки, самовары, рушники,

это не просто добротные вещи, красиво

выполненные предметы, свойственные народному

быту, но «символы той трудовой и эстетической

сути, которая в них скрыта.

Л. Крамаренко

ХОД УРОКА

1. Организационный момент.

2. Объявление темы и цели урока.

3. Вступительное слово учителя. Рассказ о художнике В.Ф. Стожарове.( слайды 1-14)

Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы думаете, о ком и чём сегодня на уроке мы будем говорить?

Сегодня мы будем работать над натюрмортом Владимира Фёдоровича Стожарова «Хлеб, соль,

братина». Задача нашего урока будет заключатся не только в том, чтобы описать натюрморт, но

и в том, чтобы рассказать о главных его деталях.

Стожаров Владимир Фёдорович ( 1926 1973) членкорреспондент Российской академии

художеств, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР имени

И. Е. Репина. Известный московский художник В.Ф. Стожаров выпускник института имени В.И.

Сурикова (1951) В своих живописных полотнах художник изображал природу и архитектуру

русского Севера, быт и творчество русского крестьянства. Все его творчество было посвящено одной

теме российской деревне, родной земле. С 1950х годов Стожаров много ездил по стране, особенно

по Русскому Северу, и там собирал материал для своих работ. Из поездок по Псковской,

Ярославской, Костромской, Владимирской, Архангельской областям и изза рубежа он привозил

огромное количество этюдов, которые потом воплощались в картины. Его искусство выдержало

испытание временем и нашло достойное место в собраниях крупнейших музеев страны и зарубежья.

Такие музеи, как Третьяковка, Русский музей и еще более 90 музеев страны и ближнего зарубежья

имеют постоянные экспозиции работ Стожарова. Владимир Федорович был наделен редким

колористическим даром. Его работы материальны и поэтичны одновременно. Его искусство глубоко

национально и монументально. Он писал соборы Севера и церкви средней полосы России, широкие

панорамы сел, бревенчатые избы, бескрайние поля , людей в их работе и праздниках.

Особое место в творчестве Владимира Федоровича занимает натюрморт. Стожаровские хлеба,

братины, самовары, крынки, кувшины с квасом, прялки хранят тепло человеческих рук. Вся

творческая жизнь Владимира Федоровича, начиная с 1950 х и кончая 1970 ми годами, была

уверенным восхождением к совершенству. Имя Владимира Федоровича Стожарова стоит в первых

рядах мастеров отечественной живописи середины XX века, продолжателей лучших традиций

русской реалистической школы. Сам художник так говорил: «Когда я пишу свои картины, рисую

дома… то стремлюсь не только запечатлеть тот или иной дом… Ведь я знаю, например, что из этого

дома двое сыновей ушли на фронт и не вернулись. А в этом доме живёт человек, которого жена

ждала 20 лет.. Мне хочется передать красоту души этих людей через другие образыобликом дома, в

котором они живут, образом земли, по которой они ходят».

Сегодня мы познакомимся с одной из его картин «Хлеб, соль, братина», на которой художник

изобразил самые обычные, незамысловатые вещи, и постараемся понять, что за этими предметами

стоит, о чём думал автор, когда писал их, что эти предметы рассказывают нам о людях, которые их

создавали которые ими пользовались. Рассмотрите этот натюрморт.

4. Беседа по картине. ( слайд 15)

Как вы думаете, натюрморт, который вы видите, тёплый или холодный?

Почему он тёплый? ( Он выполнен красками тёплых тонов.)

Какие преимущественно цвета использует автор? ( Золотистые, коричневатые, жёлтые, красные.)

Что ещё создаёт ощущение тепла?( Ощущение тепла создают предметы, изображённые на

натюрморте, его фон.)

Изображённые на Катине предметы новые или старые? (Предметы на Катине старые.)

Верно, предметы на картине старые, они прожили долгую жизнь вместе с людьми, которые живут

этом доме. На натюрморте людей нет, но как вы думаете, ощущается ли их присутствие?( Да)

Почему мы чувствуем, что люди гдето рядом? ( Приподнят край занавески, хлеб на столе

разрезан…)

Эти детали натюрморта говорят нам о том, что люди присутствуют в доме. А это значит, что

предметы, которые мы видим, согреты руками людей, теплом их сердец.

Рассмотрим натюрморт, опишем то, что мы видим, и попробуем услышать то, что вещи и

предметы расскажут о себе и о своих хозяевах.

5. Собирание материала к сочинению. (слайд 16)

Для работы нам понадобится таблица:

В таблице мы поместим материал к сочинению, отметим, что наблюдаем, какими словами

описываем, что рассказываем о предметах, изображённых на натюрморте ( таблица заполняется

на доске и в заготовках для учеников.)

На картинах всегда присутствует фон – основной цвет, тон. Что служит фоном натюрморта?

(Фоном натюрморта служит стена деревенской избы.)

Что представляет собой эта стена? ( Простые брёвна, потемневшие от времени.)

Вы знаете, что люди раньше сами строили свои дома. Стена этого дома тоже сделана руками

людей. Время наложило сой отпечаток, и вы заметили изменившийся цвет стены, трещины на

ней. Но потеряла ли она свою крепость и добротность? ( Не, стена попрежнему крепкая и

добротная.)

Наверное, весь дом такой: крепкий, добротно сделанный, на века.

Итак, что мы сейчас рассмотрели?(Рассмотрели, каков фон натюрморта стена дома.)

С помощью каких слов мы её описали? ( Бревенчатая, потрескавшаяся, старая.)

О чём рассказала нам эта стена? (Дом строился на века и делался добросовестным, прочным,

крепким.)

Запишите эти слова в таблицу для сбора рабочих материалов.

Почти все предметы художник изобразил расположенными на столе. Какой стол выбрал В.Ф.

Стожаров? ( Стол тоже старый, деревянный.)

Какие детали указывают на то, что стол прослужил долгое время? ( Краска на столе местами

стёрлась и облупилась.)

Что мы видим на столе?( На столе предметы, обычные для деревни: хлеб, полотенце, солонка,

кружка.)

Что мы видим над столом?( Разноцветную ситцевую занавеску, закрывающую полочку.)

Какой предмет мы видим рядом со столом? ( Рядом со столом, на гвоздике, висит смотанный

моточек бечёвки.)

Какой, по вашему мнению, самый важный предмет из тех, которые лежат на столе?( Это , конечно,

хлеб.)

Почему?( Хлеб изображён на переднем плане, художник показал несколько караваев хлеба.)

Этот хлеб выпечен не на хлебозаводе, а в русской печи.

Хлеб на натюрморте является самым главным не столько потому, что он красив своей особой

красотой . Домашним заданием было подобрать пословицы и поговорки о хлебе, прочитайте,

пожалуйста, их.

Что говорят нам пословицы о важности хлеба? ( Пословицы утверждают, что хлеб является

главной, основной едой человека, он никогда не приедается, он всему голова.)

Как называли хлеб в старину?( Хлеб ласково называли хлебушко, хлебец, хлеббатюшка.)

Хлеб всегда доставался людям тяжело и дорого, и по сей день он олицетворяет величие труда,

вложенного в него, а потому очень ценится людьми. Какие словосочетания помогли нам описать

хлеб? ( Караваи целые и разрезанные, поджаристая корочка, ароматный мякиш.)

Что мы расскажем о хлебе в этой части сочинения? ( Расскажем о том, что хлеб – это самый

главный продукт, в который вложен труд многих людей.) Запишите эти данные в таблицу.

В названии картины есть слово СОЛЬ стоит рядом со словом ХЛЕБ. Какую соль показал нам

художник? ( Соль обыкновенная , крупная, белая.)

Соль, конечно, самая простая, а вот солонка, в которую она насыпана, просто удивительная. Из

чего она сделана? ( Солонка выточена из дерева.)

Обратите внимание на форму, на что она похожа? ( Солонка похожа на утку, потому что чётко

можно выделить хвостик, голову, шейку утки.)

Но автор выделяет в названии не солонку, а именно соль. Чем же его привлекла простая соль?

Чтобы ответить на мой вопрос, вспомните, какие пословицы сложил русский народ о соли. (Ребята

читают пословицы о соли.)

В старину соль заводилась издалека и была очень дорогой. В крестьянском доме соль берегли,

потому что знали: любое блюдо без соли – невкусно. Сейчас, когда готовится пища. Хозяйка солит

её сразу. А раньше соль экономили, варили и пекли без соли, добавляя её лишь за столом. Дорогим

гостям выносили или подавали на стол хлеб и соль. И сейчас гостеприимного хозяина называем

хорошим старинным словом ХЛЕБОСОЛЬНЫЙ. Запишите слова и словосочетания, которые

помогут нам описать соль и солонку, рассказывая об этих предметах.

Натюрморт называется «Хлеб, соль, братина». Кто знает, что такое братина? Какой из предметов

называется этим словомБРАТИНА?( Видимо, это посуда, которая изображена за караваями хлеба.)

Рассмотрите её, на что она похожа?( Форма уточки.)

Из чего она сделана?( Как и солонка, выточена из дерева.)

Деревянный сосуд в форме уточки очень красив, художник любил эту древнюю русскую посуду, в

поездках по стране собирал братины.

Опишите братину, которую вы видите на натюрморте. ( Она была когдато расписана красками,

которые стёрлись со временем, видны лишь остатки, но она всё равно красива. На боку видим ковш,

которым черпали содержимое из братины.)

Ковш на боку братины не случаен. В.И. Даль в своём «Словаре живого великорусского языка»

рассказывает о том, что на празднике в деревнях нередко устраивали «братчины» пиры вскладчину.

Всем миром варили пиво, готовили еду, накрывали стол. На братчинах существовал обычай:

собравшиеся пускали по кругу чашу с пивом или мёдом братину. Каждый опивал по глотку и

передавал соседу. Таким образом, Братина – ласково братинка или братыня – сосуд, в котором

разносят питьё на всё братию. Слова уходят из языка потому, что перестают быть необходимыми.

Сейчас братины можно увидеть только в музеях и среди сувениров, но они продолжают нам

напоминать о красивом обычае, объединявшим людей. Запишите материал о братине в таблицу.

Что находится радом с хлебом, солью, братиной – такими важными для человека вещами? ( рядом

мы видим полотенце.)

Полотенце во многих деревнях и по сей день называют РУШНИКОМ, от слова РУКА. Рушник

предназначен для того, чтобы вытирать руки, но он не такой, как обычные полотенца, к которым мы

привыкли. Чем же отличается от современных полотенец?( Рушник очень нарядный, украшен яркой

вышивкой и кружевом.)

На рушнике видим национальную русскую вышивку, которая выполнялась красными и чёрными

нитками, кружево, сплетённое умелыми женскими руками. Расшитые нарядные рушники

использовали, чтобы вынести на них гостям хлебсоль, их вешали в красном углу, украшая икону.

Они бережно хранились в семье и передавались по наследству. Запишите слова и словосочетания в

таблицу.

Самые главные предметы мы рассмотрели , но остались ещё некоторые детали. Я даю вам

словосочетания, к ним добавьте своё. ( слайд 17)

БУТЫЛКА С НАСТОЕМ КОРЕНЬЕВ ( …)

ЗЕЛЁНАЯ МЕТАЛИЧЕСКАЯ КРУЖКА (…)

МОТОК БЕЧЁВКИ, ПОВЕШЕННЫЙ НА ГВОЗДИК (…)

Мы составили с вами таблицу, которая поможет нам работать над сочинением.

Фон натюрмортастена дома

Бревенчатая, потрескавшаяся,

старая

Дом строился на века, прочный,

добротный…

Целая и разрезанная,

поджаристая и румяная

корочка, ароматный мякиш…

Хлеб – всему голова, вложен

труд многих людей, трудились

от зари до зари..

Белая крупная соль, солонка

выточена из дерева, форма

уточки, видим голову, шейку,

уточку…

Соль – дорогой продукт, варили

и пекли без соли, выносили

дорогим гостям, добавляли в

еду только за столом…

Старинная русская посуда,

разливали напитки, деревянная

ложкаковш, форма уточки, по

особенному красива…

Любили красоту природы,

могли создавать красивые

предметы своими руками…

Нарядное полотенце, красная и

чёрная вышивка, по краям

кружево…

Рассказал об умелой хозяйке,

рушники вышивали, кружево

пели, передавали по

наследству..

Бутылка с настоем кореньев,

зелёная металлическая кружка,

моток бечёвки, предметы

современности…

Лекарство от болезней,

предметы современной жизни,

живут хозяйственные люди,

бережное отношение к вещам…

План (слайд 19)

1. В.Ф. Стожаров – мастер изображения «говорящих» предметов.

2. Композиция натюрморта:

а) фон натюрморта;

б) караваи хлеба;

в) соль и солонка;

г) братина;

д) рушник;

е) другие предметы.

3. Уроки красоты и памяти.

6.Работа над текстом сочинения.

Вступление к сочинению я вам даю в готовом виде, но вы должны выбрать из двух вариантов слов,

данных в скобках, один, наиболее правильный и уместный в данном случае.(слайд 20 и материал на

столе каждого ученика).

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ ДЛЯ СОЧИНЕНИЯ

«Хлеб, соль, братина» один из самых ( известных, знаменитых) натюрмортов Владимира

Фёдоровича Стожарова, на котором мы видим мир вещей русской деревни.( Автор, художник, В.Ф.

Стожаров) отобрал для своей работы такие предметы, которые удивительно( просты, обыкновенны)

и в то же время ( красивы, прекрасны). Все детали натюрморта (нарисованы, показаны) художником

так, что они словно рассказывают о себе и о своих хозяевах, разговаривая со зрителями.

А для того чтобы составить заключение к сочинению, давайте подумаем над тем, что мы увидели и

узнали, рассматривая натюрморт В.Ф. Стожарова. Какие предметы увидели ? Отвечая на этот

вопрос, выберите из двух слов , данных попарно, тот вариант, который больше подходит для ответа.

(слайд 21)

ВАРИАНТЫ СЛОВ

Старинные – современные; новые – старые; вещитруженики – вещибездельники; прочныеветхие;

красивые – некрасивые.

На натюрморте мы видим и старинные вещи( братина, рушник), и современные(бутылка, кружка).

Многие из этих вещей старые, ими долго пользовались люди, но они попрежнему добротные ,

крепкие и красивые. Это вещитруженики, они помогают в быту людям. Как вы думаете, зачем

художник показал нам эти вещи? (Он, изображая простые, знакомые предметы, хотел, чтобы мы

помнили прошлое своей страны, задумались о важных жизненных ценностях, поразмышляли о

человеческих качествах, свойственных русскому народу.)

7. Подведение итога урока.

Ещё раз прочитаем эпиграф к нашему уроку, как вы понимаете смысл слов Л. Крамаренко сейчас?

8. Домашнее задание.

Итак, мы с вами внимательно рассмотрели картину В.Ф. Стожарова «Хлеб, соль, братина»,

разобрались в том, что хотел сказать нам автор, когда создавал своё полотно, собрали рабочие

материалы к нашему сочинению, составили план, продумали, как можно построить текст

сочинения. Осталось только составить текст и записать его.

Презентация к уроку развития речи  в 6 классе «Сочинение-описание с элементами повествования по картине В.Ф. Стожарова «Хлеб, соль, братина»

Скачать:

Подписи к слайдам:

Сочинение-описание с элементами повествованияпо картине В.Ф.Стожарова «Хлеб, соль и братина»
Владимир Федорович Стожаров
Стожаров Владимир Федорович, заслуженный деятель искусств РСФСР, лауреат Государственной премии РСФСР имени И.Е. Репина, Член-корр. Академии художеств СССР, родился 3 января 1926 г. в Москве Учился в Московской средней художественной школе В 1951 году окончил Московский Государственный художественный институт имени В. И. Сурикова  С 1953 года принимал участие в художественных выставках: всесоюзных, республиканских, молодежных, московских и зарубежных. Автор пейзажей русского Севера, натюрмортов и жанровых картин. 
Картины В.Ф. Стожарова
БАНИ
Картины В.Ф. Стожарова
КАРГОПОЛЬ
Картины В.Ф. Стожарова
ЛЁН
Картины В.Ф. Стожарова
ПОКРОВ
Картины В.Ф. Стожарова
СОБОР РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА
Картины В.Ф. Стожарова
РОМАНОВСКИЙ ЛУК
Натюрморт «Хлеб, соль и братина»
Наблюдаем
Описываем
Рассказываем
Наблюдаем
Описываем
Рассказываем
Фон натюрморта – стена дома
Трескавшаяся, старая
Дом строился на века, прочный, добротный
Наблюдаем
Описываем
Рассказываем
Караваи хлеба
Целые и разрезанные, поджаристая, румяная корочка, ароматный мякиш
Хлеб – всему голова. Вложен труд многих людей. Трудились от зари до зари.
Наблюдаем
Описываем
Рассказываем
Соль и солонка
Белая крупная соль, солонка выточена из дерева, форма уточки, видим голову, шейку, хвостик
Соль – дорогой продукт. Варили, пекли без соли, добавляли в еду за столом
БРАТИНА
Бра́тина — сосуд для питья, предназначенный, как указывает и само название, для братской, товарищеской попойки; братина имела вид горшка с покрышкою; была медной или деревянной, и большею частью, величиною с  полведра
Наблюдаем
Описываем
Рассказываем
Братина
Старинная русская посуда, сосуд. Разливали напитки. Деревянная ложка-ковш, расписана яркими красками, форма уточки
Любили красоту природы, могли создавать красивые предметы своими руками
Рушник
Рушни́к — расшитое декоративное полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества восточных славян.
Наблюдаем
Описываем
Рассказываем
Рушник
Нарядное полотенце, красная с черным вышивка, по краям замысловатое кружево
Рассказывал об умелой хозяйке, рушники вышивали. Кружево плели
Наблюдаем
Описываем
Рассказываем
Другие предметы
Бутылка с настоем кореньев. Зеленая металлическая кружка. Моток бечевки, повешенный на гвоздик
Лекарство от болезней. Напоминает о современной жизни.Живут хозяйственные люди, бережно относятся к вещам.
План:
В.Ф. Стожаров – мастер изображения «говорящих» предметов.2. Композиция натюрморта:А) фонБ) караваи хлебаВ)соль и солонкаГ) братинаД) рушникЕ) другие предметы3. Урок памяти и красоты
Вариант вступления
«Хлеб, соль и братина» — один из самых (известных, знаменитых) натюрмортов Владимира Федоровича Стожарова, на котором мы видим мир вещей русской деревни. (Автор, художник, Стожаров) отобрал для своей работы такие предметы, которые удивительно (просты, обыкновенны) и в то же время (красивы, прекрасны). Все детали натюрморта (нарисованы, показаны) художником так, что они словно рассказывают о себе и своих хозяевах, разговаривая со зрителями картины.
Какие предметы вы увидели на натюрморте?
Старинные – современныеНовые – старыеВещи-труженики – вещи-бездельникиПрочные – ветхиеКрасивые — некрасивые

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Натюрморт с драпировкой фото для экзамена
  • Натюрморт на вступительных экзаменах в художественную школу
  • Настройка ispy для экзамена
  • Натюрморт для экзамена по живописи
  • Настрой на экзамен от психолога

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии