Нате маяковский анализ егэ

Поэты-футуристы начала XX века ставили своей целью создание абсолютно новой поэзии. Для этого они экспериментировали над формой, призывали к словотворчеству и смело высказывали в своих текстах отрицание общепризнанных ценностей. Одним из ярчайших представителей этого направления стал В. Маяковский, ранние стихотворения которого наглядно демонстрируют бунтарский дух футуризма. Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию разбор стихотворения «Нате!» по плану, который продемонстрирует все структурное и смысловое своеобразие этого яркого текста.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление, размер
  • 3 Смысл названия
  • 4 Композиция
  • 5 Образы и символы
  • 6 Темы, настроение и проблемы
  • 7 Основная идея
  • 8 Средства выразительности

История создания

В. Маяковский создал стихотворение «Нате!» в 1913 году. Поэту удалось впервые прочесть свой обличительный текст на открытии московского литературного кабаре «Розовый фонарь», куда он был приглашен. Стихотворение вызвало ярость публики, вследствие чего даже потребовалось вмешательство полиции.

Интересным фактом является, что чтение происходило 19 октября – в годовщину Пушкинского Лицея, ведь Маяковский в своем стихотворении развивает тему поэта и поэзии, традиционную для русской литературы и многократно поднимаемую А. С. Пушкиным.

Жанр, направление, размер

По жанровой принадлежности «Нате!» можно отнести к сатирическим стихотворениям. Поэт направляет свой обличительный пафос на самодовольную публику, для которой доступен и важен лишь мир материальных вещей, высмеивает и оскорбляет ее.

В тексте отчетливо проступают основные принципы, провозглашенные русскими футуристами. Лирический герой противопоставляет себя толпе, обрушивает на нее целый шквал насмешек и уничижительных описаний.

Поэт экспериментирует и с формой своего произведения, которое создает с помощью акцентного стиха, то есть просто использует примерно одинаковое количество ударных слогов в каждой строфе. В стихотворении «Нате!» чередуется точная и неточная, мужская и женская рифмы, рифмовка выбирается перекрестная.

Смысл названия

Само название стихотворения Маяковского звучит как вызов. Просторечное выражение «нате» выбрано неслучайно. Поэт намерен с помощью своего текста обратить на себя внимание и, одновременно, выразить презрение к толпе, погрязшей в быте и потребительских удовольствиях.

С этими задачами отлично справляется название. Оно сразу демонстрирует неординарность текста и его создателя, но при этом несет на себе явный пренебрежительный оттенок. 

Композиция

Стихотворение «Нате!» состоит из трех четверостиший и одного пятистишия.

  1. Первая строфа представляет собой экспозицию, обрисовывает декорации действия. Перед читателем предстает с одной стороны – сытая и безразличная публика, представленная общей массой «обрюзгшего жира», с другой – поэт, раскрывающий перед ней «шкатулки стихов».
  2. Далее Маяковский пытается рассмотреть этих людей поближе и описывает отталкивающие материальные подробности их облика вроде застрявшей в усах капусты или чрезмерно нанесенных на лицо белил.
  3. Публика сосредоточена на вещах и удовольствиях, она оказывается неспособна рассмотреть и оценить «бабочку поэтиного сердца». Снова объединяясь в толпу, эти люди становятся для поэта страшной «стоглавой вошью», которая в порыве ярости способна не только испачкать в грязи, но и затоптать неугодного ей человека.
  4. В последней строфе поэт повторно называет себя «бесценных слов мот и транжир», создавая таким образом кольцевую композицию и возвращая на первый план образ лирического героя. Он смело выступает против ненавистной ему толпы, ему ничего не стоит, если захочется, расхохотаться и плюнуть ей в лицо.

Образы и символы

Лирический герой стихотворения «Нате!» близок самому В. Маяковскому. Это, прежде всего, бунтарь, смелый и независимый, подчиняющийся только своему настроению. Он может кривляться перед толпой, а может просто плюнуть ей в лицо. В то же время герой этот – поэт, а значит, наделен чувствительным и ранимым сердцем, которое сам сравнивает с бабочкой. 

«Бабочка поэтиного сердца» — один из центральных образов текста. Бабочка – хрупкое и прекрасное насекомое, которое может погибнуть от неосторожного прикосновения. Точно так же для поэта губительны «грязные калоши», в которых толпа топчется по его искренним чувствам и порывам, так как неспособна и не хочет их понимать.

Маяковский дважды называет себя «бесценных слов мот и транжир». Несмотря ни на что, подчеркивает поэт, он готов и дальше раскрывать свою душу перед толпой, жонглировать бесценными словами и причудливыми образами в попытке достучаться до публики.

Сама толпа предстает в стихотворении в неэстетичном образе «стоглавой воши», сравнивается с паразитирующем на других насекомым, отталкивающим и неприятным. Этот образ усиливается с помощью описания отдельных единиц представшей перед поэтом публики: мужчины с капустой в усах или женщины, «смотрящей устрицей из раковины вещей».

Темы, настроение и проблемы

Тематика стихотворения будет описана подробнее, если Вы напишите в комментариях о необходимости таких правок.

  • Основной темой текста «Нате!» является противопоставление поэта и толпы. Несмотря на все вводимые футуристами новшества и формальное отрицание культурных ценностей прошлого, Маяковский обращается к одной из самых традиционных поэтических тем. В отличие от лирического героя Пушкина, которого непонимание толпы заставляет искать уединения, герой Маяковского бросает свои обвинения прямо в лицо публике. Пусть толпа не понимает его порывов, пусть смеется и не принимает, но поэт продолжает «транжирить» слова и образы, потому что не может иначе. 
  • Еще одна важная тема – разложение общества, снижение его культурного уровня. Для Маяковского, вещи, которыми окружает себя общество, связаны с сытостью и, как следствие, тупостью и самодовольством этих людей. «Раковина вещей» оказывается больше и значимее сидящей в ней непримечательной устрицы, что вызывает у лирического героя злую усмешку.
  • Все стихотворение «Нате!» проникнуто ярким обличительным пафосом. Поэт не стесняется грубых слов и отталкивающих описаний, чтобы изобразить свое презрение к буржуазной публике, которая думает только о материальных ценностях, погрязла в пороках и наживается за счет других людей.

Основная идея

Главная мысль стихотворения «Нате!» строится на антитезе: «бабочка поэтиного сердца» противопоставлена обрюзгшей толпе-воши, которая копошится в своем мире вещей и не желает выглянуть за границы привычного окружения. Поэт смело выражает свое негодование при виде этой сытой инертной массы. Он снова и снова привлекает к себе внимание, стремится быть услышанным, даже если для этого потребуется плюнуть кому-то в лицо.

Основной смысл «Нате!» — бросить вызов обществу. Демонстрируя никчемность толпы, мелочность ее интересов и отсутствие какого-либо содержания, лирический герой подчеркивает необходимость обновления и свободы самовыражения.

Средства выразительности

Модернистская поэзия начала XX века активно экспериментировала с формой произведений, нередко поэты становились творцами новых стихотворных форм и лексических единиц. Маяковский тоже занимался словотворчеством: в стихотворении «Нате!» мы встречаем яркий авторский неологизм «поэтиного сердца», что в очередной раз демонстрирует абсолютную творческую свободу поэта.

  1. Важным и основным средством выразительности становится выбор Маяковским грубой, просторечной лексики: «обрюзгший», «недокушанных», «кривляться». Эти слова усиливают обличительный пафос и создают пренебрежительный, граничащий с оскорбительным тон стихотворения.
  2. Яркие и живые образы поэт рисует с помощью метонимии («в переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир», «взгромоздитесь на бабочку поэтиного сердца») и эпитетов («грубый гунн», «стоглавая вошь»).
  3. Для создания характерной для поэзии футуризма затрудненности формы Маяковский использует инверсию, эллипсы и смысловые повторы.

Стихотворение В. Маяковского «Нате!» наглядно демонстрирует основные принципы футуристической поэзии и, одновременно, раскрывает перед читателем традиционный конфликт Творца и публики, которая не может или не хочет его понимать и принимать. Лирический герой не бежит от толпы, а бросает ей вызов, сатирически высмеивает погрязшее в развлечениях общество и провозглашает свободу творческого самовыражения.

Автор: Юлия Филипская

«Нате!» – интригующее и провокационное название стихотворения В. В. Маяковского. Оно было написано поэтом в 1913 году. Анализ «Нате!» можно использовать на уроке русской литературы в 11 классе, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

Анализ стихотворения «Нате!» Маяковского

Стихотворение «Нате!» – это протест автора буржуазному обществу, которое воспринимало его творчество как очередное развлечение.

Содержание

  1. Текст стихотворения «Нате!»
  2. Краткий анализ произведения
  3. Анализ стихотворения «Нате!» Маяковского
  4. Подробный анализ стихотворения
  5. Сочинение о стихотворении Нате!

Текст стихотворения «Нате!»

Владимир Владимирович Маяковский

Нате!

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я — бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется — и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я — бесценных слов транжир и мот.

1913 г.

Краткий анализ произведения

Стихотворение В. Маяковского «Нате!» относится к раннему периоду творчества поэта. Оно было написано в 1913 г. Тогда Владимир Владимирович только искал свой стиль, но его произведения уже отличались характерными особенностями, по которым творчество Маяковского узнается среди тысяч произведений других мастеров пера.

  • История создания – стихотворение было написано в 1913 году молодым Владимиром Маяковским, смелым и дерзким, смело обличавшим людей его времени.
  • Тема – борьба поэта с толпой, которая не в силах понять высокое, разложение общества, резкое снижение культурного уровня.
  • Композиция – кольцевая, стихотворение состоит из четырёх строф, первая и последняя завершаются одинаково.
  • Жанр – лирическое стихотворение, написанное под влиянием идей футуризма.
  • Стихотворный размер – акцентный стих, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, способ рифмовки – перекрёстный АВАВ.
  • Метафоры – “вытечет по человеку ваш обрюзгший жир”, “открыл столько стихов шкатулок”, “смотрите устрицей из раковин вещей”, “на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь”, “стоглавая вошь”.

Стихотворение «Нате!» является образцом гражданской лирики. Оно написано в форме обращения лирического героя-поэта к толпе.

Анализ стихотворения «Нате!» Маяковского

Стихотворение «Нате» написано Владимиром Маяковским в 1913 году. В годы, предшествующие революции в России, все острие сатиры Маяковского было обращено против «жирных» и «бесчувственных» к словам поэта людей.

Поэт начинал прокладывать творческую колею именно с таких стихотворений как «Нате», где воспевалось ощущение собственной отдаленности от мира с царящими в нем пошлыми мыслишками и нравами.

В «Нате» представлен мир жирующих обывателей, что смотрят «устрицей из раковин вещей». Маяковский с присущим ему сарказмом говорит об одержимости людей материальными вещами, об их бездуховности, недалекости и пошлости.

Тема стихотворения: «бесчувственная» толпа, не слышащая высокого призыва поэзии. «…А я вам открыл столько стихов шкатулок…»

Идея стихотворения: Маяковский стремится призвать людей оторваться от своей повседневности, выбраться из рутины каждодневный суеты, он бросает толпе вызов и взывает ее остановиться, оглянуться и призадуматься, только «толпа» по-прежнему не слышит его, а он продолжает с горечью на сердце издеваться.

Маяковский издевается над мещанами, которые не понимают всей возвышенности духовных ценностей, оказавшись слишком зажатыми рамками материальных благ и бытовых нужд.

Поэт враждебно настроен к толпе, и хочет разбудить вулкан негодования и гнева, ему нужен скандал, поскольку лишь через сильные, бурные, воинствующие эмоции возможно заставить человека взглянуть на вещи как-то иначе, увидеть в жизни новые грани и оттенки, вытащить наружу свои иные качества.

Ведь Маяковский на самом деле верит в человека и верит в себя, что ему удастся разбудить в человеке Человека с большой буквы.

И как бы он не издевался над толпой, поэт ощущает себя одиноким в этом враждебном мире, который он сам же и создал вокруг себя, и теперь стремится переделать: заставить «не слышащих» слышать, не видящих видеть, не чувствующих наконец-то чувствовать и ощущать эту жизнь …

Его восприятие жизни, проявление агрессии по отношению к людям – это способ выживания, защита и нападение.

В стихотворении В. Маяковский использует такие художественные изобразительные средства, как сарказм: «вытечет по человеку ваш обрюзгший жир», «устрицы из раковин вещей», и эпитеты: «толпа озвереет, будет тереться».

Стихотворение «Нате» — это стихотворение, в котором Маяковский отразил свои футуристические наклонности, свое неприятие тогдашнего мира, и тех, кто чувствует себя в нем хозяевами.

Подробный анализ стихотворения

Неприятие существующей действительности – основной мотив ранней лирики Владимира Маяковского. Одним из классических образцов ранней сатиры Владимира Маяковского является стихотворение «Нате!».

История создания

Стихотворение было создано Владимиром Маяковским под впечатлением от окружающей его действительности: люди страдают, живут в тяжёлых условиях, но есть и те, кто умело зарабатывает на чужом горе. Молодой поэт презирает эту толпу, которая неспособна оценить открытых для них “стихов шкатулок”.

Тема

Идея противостояния поэта и толпы не является новой для истории поэзии, многие поэты воплощали её в своих стихах, но Маяковскому удалось по-особенному передать её, со свойственной ему силой и колоритом.

Лирический герой – смелый и неподвластный никому, он готов противостоять толпе и смело заявляет: “если сегодня мне… кривляться перед вами не захочется – и вот я захохочу и… плюну в лицо вам”. Он называет себя “грубым гунном”, ассоциируя себя с кочевником, не ограниченным рамками, свободным.

Смысл его борьбы понятен – он, с одной стороны, выражает своё презрение , а с другой – пытается обратить на себя внимание, найти поддержку в лице таких же, как он.

Также в стихотворении поднимается тема снижения интеллектуального уровня людей. Стихи поэта воспринимаются с потребительской точки зрения, что его немало волнует.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх строф. Композицию стихотворения можно назвать кольцевой: поэт повторяет в начале и в конце одни и те же слова, говоря о себе: “я – бесценных слов мот и транжир”.

В первой части автор сожалеет, что “открыл столько стихов шкатулок” тем, кто не может их оценить по достоинству. Толпа для поэта – это мужчина, у которого “в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей”, и женщина, у которой “белила густо”. Но они не так пугают его.

Во второй части лирический герой осознает, что эти люди опасны, когда они вместе – “Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь”. Здесь он кажется слабым и беззащитным, боясь, что эта грубая, грязная толпа убьёт “бабочку поэтиного сердца”.

Но в третьей, заключительной части, перед нами снова предстает тот бесстрашный герой, что и был вначале, и если он захочет, то может захохотать и плюнуть в лицо этой толпе.

Жанр

Лирическое стихотворение, написано под влиянием футуристических идей, которыми Маяковский увлекался.

Он состоит из трёх четверостиший и одного пятистишия. Это акцентный стих (примерно одинаковое количество ударных звуков в строках). Используются разные виды рифмы: точная (щей – вещей, переулок – шкатулок), неточная (капуста – густо, сердца – тереться); мужская (жир – транжир), женскую (гунну – плюну).

Средства выразительности

Художественные средства, выбранные Маяковским, необычны, ярки и порой неожиданны. Он часто использует метафоры, к примеру: “вытечет по человеку ваш обрюзгший жир”, “открыл столько стихов шкатулок”, “смотрите устрицей из раковин вещей”, “на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь”, “стоглавая вошь”.

Нельзя не заметить несколько слов, которые являются авторскими: поэтиного, стоглавая вошь. Это отличает Маяковского от других поэтов. Его резкая, порой грубая речь, смелое обличение самых низких человеческих пороков, борьба – чувствуются в его произведениях, отражают его характер.

Название произведения уже режет слух, в нем выражено негодование творца, которого избалованная публика принимает за раба, готового выполнить любое ее желание.

Сочинение о стихотворении Нате!

Стихотворение «Нате!», написанное в 1913 году, принадлежит к числу ранних произведений поэта. Это один из классических образцов ранней сатиры Маяковского. Основная тема ранней лирики вообще и данного стихотворения в частности — неприятие существующей действительности.

Здесь поэт беспощадно, яростно критикует существующий миропорядок, создавая яркие сатирические образы сытых, самодовольных, равнодушных людей. В центре стихотворения — традиционный конфликт поэта и толпы.

Публика, толпа принимает поэта за раба, готового выполнить любое ее желание. Но он восстает против нее, провозглашая свою главную цель — служение искусству. Первая строфа рисует окружение лирического героя.

Людей поэт изображает в виде «обрюзгшего жира» (символ сытости, перешедшей в самодовольство и тупость). Герой противопоставляет себя этому обществу, потому что его отличительная черта — душевная щедрость, он — «бесценных слов мот и транжир».

Во второй строфе пропасть между поэтом и толпой увеличивается: поэт изображает людей, полностью погруженных в быт и уничтоженных, нравственно убитых им:

Вот вы, женщина, на вас белила густо,

Вы смотрите устрицей из раковины вещей.

Третья строфа, как и первая, построена на противопоставлении хрупкой, трепетной «бабочки поэтиного сердца» мерзкой «стоглавой вши», олицетворяющей толпу обывателей.

Эпатажное, циничное и грубое поведение героя в финальной строфе вызвано, с одной стороны, тем, что творец должен быть сильным, уметь себя защитить, не дать в обиду. А с другой — стремлением обратить на себя внимание и быть услышанным.

Стихотворца, щедро дарящего драгоценные слова и рифмы, пытаются сделать рабом, услаждающим слух, поставляющим пищу духовную. Но поэт не согласен находиться в подчинении у потребителей.

Он пытается достучаться до людских сердец, объяснить, ради чего он служит искусству. Чтобы толпа поняла, приходится быть грубым, циничным, эпатировать публику. Поэт надеется быть услышанным, правильно понятым, стремится преобразовать мир.

Читайте также: Анализ стихотворения «Послушайте!» В. В. Маяковского.

Таким образом, уже в своей ранней сатире Маяковский понимал место поэта в обществе, отгораживал себя от безликого множества людей, чьи жизненные цели вполне приземлены. В написанном еще до революции стихотворении “Нате!” уже есть социальный посыл, стремление обозначить истинные ценности.

Краткий анализ произведения

16

Подробный анализ стихотворения

8

Анализ стихотворения «Нате!» Маяковского

1

Сочинение о стихотворении Нате!

0

Анализ стихотворения «Нате!» Маяковского

Анализ стихотворения «Нате!» Маяковского

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 92.

Обновлено 2 Апреля, 2021

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 92.

Обновлено 2 Апреля, 2021

“Нате!” – интригующее название стихотворения В. В. Маяковского. Оно было написано поэтом в 1913 году. “Нате!” – это протест автора буржуазному обществу, которое воспринимало его творчество как очередное развлечение. Это произведение изучается на уроке литературы в 11 классе, краткий анализ “Нате!” поможет лучше подготовиться к уроку.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Нате!.

История создания – стихотворение было написано в 1913 году молодым Владимиром Маяковским, смелым и дерзким, смело обличавшим людей его времени.

Тема – борьба поэта с толпой, которая не в силах понять высокое, разложение общества, резкое снижение культурного уровня.

Композиция – кольцевая, стихотворение состоит из четырёх строф, первая и последняя завершаются одинаково.

Жанр – лирическое стихотворение, написанное под влиянием идей футуризма.

Стихотворный размер – акцентный стих, используются разные виды рифмы: точная и неточная, мужская и женская, способ рифмовки – перекрёстный АВАВ.

Метафоры “вытечет по человеку ваш обрюзгший жир”, “открыл столько стихов шкатулок”, “смотрите устрицей из раковин вещей”, “на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь”, “стоглавая вошь”.

История создания

Стихотворение было создано Владимиром Маяковским под впечатлением от окружающей его действительности: люди страдают, живут в тяжёлых условиях, но есть и те, кто умело зарабатывает на чужом горе. Молодой поэт презирает эту толпу, которая неспособна оценить открытых для них “стихов шкатулок”.

Тема

Идея противостояния поэта и толпы не является новой для истории поэзии, многие поэты воплощали её в своих стихах, но Маяковскому удалось по-особенному передать её, со свойственной ему силой и колоритом.

Лирический герой – смелый и неподвластный никому, он готов противостоять толпе и смело заявляет: “если сегодня мне… кривляться перед вами не захочется – и вот я захохочу и… плюну в лицо вам”. Он называет себя “грубым гунном”, ассоциируя себя с кочевником, не ограниченным рамками, свободным.

Смысл его борьбы понятен – он, с одной стороны, выражает своё презрение , а с другой – пытается обратить на себя внимание, найти поддержку в лице таких же, как он.

Также в стихотворении поднимается тема снижения интеллектуального уровня людей. Стихи поэта воспринимаются с потребительской точки зрения, что его немало волнует.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх строф. Композицию стихотворения можно назвать кольцевой: поэт повторяет в начале и в конце одни и те же слова, говоря о себе: “я – бесценных слов мот и транжир”.

В первой части автор сожалеет, что “открыл столько стихов шкатулок” тем, кто не может их оценить по достоинству. Толпа для поэта – это мужчина, у которого “в усах капуста где-то недокушанных, недоеденных щей”, и женщина, у которой “белила густо”. Но они не так пугают его.

Во второй части лирический герой осознает, что эти люди опасны, когда они вместе – “Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь”. Здесь он кажется слабым и беззащитным, боясь, что эта грубая, грязная толпа убьёт “бабочку поэтиного сердца”.

Но в третьей, заключительной части, перед нами снова предстает тот бесстрашный герой, что и был вначале, и если он захочет, то может захохотать и плюнуть в лицо этой толпе.

Жанр

Лирическое стихотворение, написано под влиянием футуристических идей, которыми Маяковский увлекался.

Он состоит из трёх четверостиший и одного пятистишия. Это акцентный стих (примерно одинаковое количество ударных звуков в строках). Используются разные виды рифмы: точная (щей – вещей, переулок – шкатулок), неточная (капуста – густо, сердца – тереться); мужская (жир – транжир), женскую (гунну – плюну).

Способ рифмовки – перекрёстный АВАВ.

Средства выразительности

Художественные средства, выбранные Маяковским, необычны, ярки и порой неожиданны. Он часто использует метафоры, к примеру: “вытечет по человеку ваш обрюзгший жир”, “открыл столько стихов шкатулок”, “смотрите устрицей из раковин вещей”, “на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь”, “стоглавая вошь”.

Нельзя не заметить несколько слов, которые являются авторскими: поэтиного, стоглавая вошь. Это отличает Маяковского от других поэтов. Его резкая, порой грубая речь, смелое обличение самых низких человеческих пороков, борьба – чувствуются в его произведениях, отражают его характер.

Тест по стихотворению

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Тамара Туленкова

    7/7

  • Нурана Алиева

    6/7

  • Наталия Коломина

    6/7

  • Георгий Лазо

    5/7

  • Наурыз Абсетдеров

    7/7

Рейтинг анализа

4

Средняя оценка: 4

Всего получено оценок: 92.


А какую оценку поставите вы?

«Нате!» – интригующее и провокационное название стихотворения В. В. Маяковского. Оно было написано поэтом в 1913 году. Анализ «Нате!» можно использовать на уроке русской литературы в 11 классе, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.

Стихотворение «Нате!» – это протест автора буржуазному обществу, которое воспринимало его творчество как очередное развлечение.

История создания

Стихотворение «Нате!» Владимир Владимирович написал в 1913 году. Широкая публика услышала его впервые в кабаре «Розовый фонарь», которое праздновало свое открытие, куда и был приглашен поэт. Стихотворение публика не оценила, более того – пришла в ярость. Закончилась презентация даже вмешательством полиции.

Так же забавно вышло то, что впервые свое стихотворение Маяковский читал 19 октября – годовщина Пушкинского Лицея. В своем произведении он так же поднимает тему поэта и поэзии – ту самую тему, которую неоднократно поднимал Александр Сергеевич в своих произведениях.

Третья строфа: противостояние людей и лирического героя

Дальнейший анализ стихотворения «Нате!» Маяковского показывает, что здесь это противопоставление достигает кульминации. Неправильная форма, употребляемая Маяковским в выражении «бабочка поэтиного сердца» призвана подчеркнуть уязвимость поэзии перед судом толпы. Озверев, она грозит растоптать лирического героя. Для того чтобы описать толпу, Маяковский использует эпитет «грязная». Сам образ толпы людей создается поэтом с помощью всего лишь одной детали — калош. С помощью этой характеристики поэт создает достаточно приземленный образ.

Жанр, размер

Что касается жанра произведения, то это сатирическое стихотворение. Владимир Владимирович высмеивает общество, для которого вся ценность заключается лишь в материальных благах.

Автор использует все основные принципы футуризма. Лирический герой находится по другую сторону от толпы, а разделяет их стена непонимания. Лирический герой относится к толпе с насмешкой и унижением.

Так же очень интересна и форма стихотворения. Автор решил поэкспериментировать, поэтому использует акцентный стих – использование практически одинакового количества ударных строк в каждой строфе произведения. Автор чередует мужскую рифму с женской, а так же точную с неточной. Рифмовку Маяковский выбирает перекрестную.

Композиция

Стихотворение делится на три четверостишья и одно пятистишье.

В первой строфе произведения строится экспозиция, закладываются декорации. С одной стороны автор показывает сытую и безразличную толпу, с другой – поэт.

Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир, а я вам открыл столько стихов шкатулок, я — бесценных слов мот и транжир.

Во второй строфе автор знакомит читателя с толпой более близко, подробно описывая те самые материальные подробности, которые вызывают отвращение.

Третья часть стихотворения подробно описывает то, что публика настолько погрязла в гонке за материальными благами, что ей совершенно нет дела до слов поэта. И вот когда эта толпа объединяется в единое целое, она несет опасность для поэта, поскольку способна банально затоптать человека, который ей неугоден.

Все вы на бабочку поэтиного сердца взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош. Толпа озвереет, будет тереться, ощетинит ножки стоглавая вошь.

Заключительная строфа произведения поэт еще раз говорит о том, что сам он «бесценных слов мот и транжир», тем самым замыкая стихотворение. Из этого можно сделать вывод, что композиция стихотворения «Нате!» — кольцевая. На первый план снова выходит лирический герой, который продолжает выступать против толпы, которую он ненавидит и готов в любой момент плюнуть ей в лицо.

Анализ стихотворения «Нате!» Маяковского

Стихотворение «Нате» написано Владимиром Маяковским в 1913 году. В годы, предшествующие революции в России, все острие сатиры Маяковского было обращено против «жирных» и «бесчувственных» к словам поэта людей.

Поэт начинал прокладывать творческую колею именно с таких стихотворений как «Нате», где воспевалось ощущение собственной отдаленности от мира с царящими в нем пошлыми мыслишками и нравами.

В «Нате» представлен мир жирующих обывателей, что смотрят «устрицей из раковин вещей». Маяковский с присущим ему сарказмом говорит об одержимости людей материальными вещами, об их бездуховности, недалекости и пошлости.

Тема стихотворения: «бесчувственная» толпа, не слышащая высокого призыва поэзии. «…А я вам открыл столько стихов шкатулок…»

Идея стихотворения: Маяковский стремится призвать людей оторваться от своей повседневности, выбраться из рутины каждодневный суеты, он бросает толпе вызов и взывает ее остановиться, оглянуться и призадуматься, только «толпа» по-прежнему не слышит его, а он продолжает с горечью на сердце издеваться.

Маяковский издевается над мещанами, которые не понимают всей возвышенности духовных ценностей, оказавшись слишком зажатыми рамками материальных благ и бытовых нужд.

Поэт враждебно настроен к толпе, и хочет разбудить вулкан негодования и гнева, ему нужен скандал, поскольку лишь через сильные, бурные, воинствующие эмоции возможно заставить человека взглянуть на вещи как-то иначе, увидеть в жизни новые грани и оттенки, вытащить наружу свои иные качества.

Ведь Маяковский на самом деле верит в человека и верит в себя, что ему удастся разбудить в человеке Человека с большой буквы.

И как бы он не издевался над толпой, поэт ощущает себя одиноким в этом враждебном мире, который он сам же и создал вокруг себя, и теперь стремится переделать: заставить «не слышащих» слышать, не видящих видеть, не чувствующих наконец-то чувствовать и ощущать эту жизнь …

Его восприятие жизни, проявление агрессии по отношению к людям – это способ выживания, защита и нападение.

В стихотворении В. Маяковский использует такие художественные изобразительные средства, как сарказм: «вытечет по человеку ваш обрюзгший жир», «устрицы из раковин вещей», и эпитеты: «толпа озвереет, будет тереться».

Стихотворение «Нате» — это стихотворение, в котором Маяковский отразил свои футуристические наклонности, свое неприятие тогдашнего мира, и тех, кто чувствует себя в нем хозяевами.

Образы и символы

В образе лирического героя явно угадывается сам Владимир Владимирович Маяковский. Автор показывает лирического героя бунтарем, который обладает сильным и независимым характером, главным советчиком которого выступает собственное настроение. Ему нет дела до толпы – перед ними он ведет себя как хочет. Но в то же время, будучи поэтом, он обладает тонкой и ранимой душой, в чем смело признается читателю, сравнивая её с бабочкой.

Именно эта самая «бабочка поэтичного сердца» и стала основным образом в стихотворении. Как для бабочки является губительным грубое отношение, так и для лирического героя являются губительными «грязные калоши», в которых толпа топчется по его чувствам из-за того, что даже не пытается понять его.

Дважды в тексте Маяковский использует выражение «бесценных слов мот и транжир», тем самым подчеркивая то, что даже непонимание народа не заставят его перестать раскрывать свою душу, пытаясь достучаться до обывателей.

Присутствует в произведении и образ толпы, который автор показывает в неэстетичном свете, называя «стоглавой вошью». Уже из этого можно сделать вывод, что поэт относится к толпе, как к паразитирующему насекомому. Он не скупиться на детальном описании некоторых граждан, что еще больше усиливает отвращение.

Особенности второй строфы: необычные сравнения

Проводя дальнейший анализ стихотворения «Нате!» Маяковского, школьник может рассказать о содержании следующей строфы. Она отличается тем, что в ней описана не только глухота слушателей к сказанному поэтом. Люди начинают менять и свой внешний вид. Например, мужчина становится из-за своего неряшливого поведения похож на свинью, женщина — на устрицу. Здесь можно увидеть, что за этими словами, которые на первый взгляд покажутся обычными оскорблениями, стоит стремление поэта указать на ограниченность простых обывателей. Ведь устрица всегда сидит в своей раковине, и она не может увидеть, что происходит за пределами ее мирка.

Белила, которыми густо покрыто лицо героини, вызывают ассоциацию с куклой. Женщина не слышит, о чем ей говорит лирический герой. Она похожа на куклу с красивой внешностью и совершенно пустым внутренним миром.

Темы, проблемы

Главной темой стихотворения является противостояние поэта толпе. Маяковский, как и многие другие, не смог пройти мимо столь животрепещущей темы.

Лирический герой Маяковского в корне отличается от героя Пушкина. У Александра Сергеевича герой, оскорбленный непониманием и неприятием, старается найти уединение. У Владимира Владимировича же он бросает вызов толпе, обвиняя и глумясь над ней. Ему безразлично то, что толпа не понимает и не признает его. Он продолжает писать свои тексты, в которых обвиняет и насмехается над толпой. Он творил и будет продолжать свое великое дело, независимо от мнения окружающих.

Так же важная тема, которую поднимает поэт в своем произведении – это снижение морального и культурного облика человека. Маяковский видит то, что главным мерилом счастья и благополучия для человека стала сытость и материальные блага, а это все он ассоциирует с тупостью и разложением личности.

В стихотворении отчетливо виден яркий обличительный пафос. Автор использует грубые выражения, а так же детально описывает отталкивающий облик людей. Тем самым он показывает свое презрительное отношение ко всей буржуазии. Толпой правят лишь пороки, желание наживы и собственное благосостояние.

Тема

Идея противостояния поэта и толпы не является новой для истории поэзии, многие поэты воплощали её в своих стихах, но Маяковскому удалось по-особенному передать её, со свойственной ему силой и колоритом.

Лирический герой – смелый и неподвластный никому, он готов противостоять толпе и смело заявляет: “если сегодня мне… кривляться перед вами не захочется – и вот я захохочу и… плюну в лицо вам”. Он называет себя “грубым гунном”, ассоциируя себя с кочевником, не ограниченным рамками, свободным.

Смысл его борьбы понятен – он, с одной стороны, выражает своё презрение , а с другой – пытается обратить на себя внимание, найти поддержку в лице таких же, как он.

Также в стихотворении поднимается тема снижения интеллектуального уровня людей. Стихи поэта воспринимаются с потребительской точки зрения, что его немало волнует.

Средства художественной выразительности

Главным средством художественной выразительности, по которому так легко узнать почерк Маяковского, становится грубая, просторечная лексика. Использование подобных слов усиливают обличительный пафос, благодаря которому создается пренебрежительная, оскорбительная тональность произведения.

Так же большую роль играют метонимии и эпитеты, который автор весьма умело, использует в своих произведениях.

Так же поэт использует инверсию, эллипсы и смысловые повторы, что весьма характерно для футуризма.

Главная мысль произведения

Глядя на одно лишь название произведения, читатель понимает, что стихотворение – это вызов. Неспроста автор для названия выбрал столь просторечное название. Главная задача Маяковского – это обратить внимание, как на себя, так и на свое творчество. В то же время он выражает свое презрительное отношение к буржуазии, которая давно и прочно погрязла в бытовых и потребительских желаниях.

Одно лишь название уже о многом говорит, демонстрируя неординарность произведения и его творца.

Для наилучшей передачи основной мысли автор использует антитезу. Поэт не стесняется в выражениях и открыто демонстрирует свое отношение к сытой и отупевшей толпе. Для того, чтобы люди обратили на него внимание и услышали его, он готов даже плюнуть им в лицо.

Стихотворение «Нате!» — это своего рода вызов обществу. Автор точно подмечает все недостатки граждан, демонстрируя их никчемность и мелочность.

Первая строфа: противопоставление людей и лирического героя

Анализ стихотворения «Нате!» Маяковского показывает, что один из основных художественных приемов, которые используются Маяковским в его произведении «Нате!» — это антитеза. Даже само броское заглавие стихотворения говорит о его характере. Лирический герой в раннем творчестве Маяковского почти всегда противопоставляет себя окружающему миру. Он старается посмотреть на действительность со стороны, и все, что вызывает в нем этот взгляд, — ужас. Лирический герой является романтиком, а обрюзгший мир противопоставлен ему. Это подчеркивается при помощи использования местоимений «я» — «мы», которые достаточно контрастно противопоставляются в структуре произведения.

О произведении

Автор: Маяковский В.В. |
Дата публикации: 1913 | Форма произведения: поэзия |
Жанр: сатирический | Время событий: первая половина XX века | Место событий: Россия | В школе: 11 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, образ толпы Темы: изъяны общества

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я – бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

Где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется – и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я – бесценных слов транжир и мот.

Краткое содержание

С. Лемехов. Банкет на Авроре. 2014

В произведении лирический герой противопоставляет себя буржуазной толпе. Истинным героем стихотворения выступает «его величество» Поэт. Он решает объявить всему миру о том, что посвящает свою Музу искусству, а не людям, готовым бездарно тратить бесценное время жизни на всякую чепуху. Являясь творческой натурой, поэт с трудом воспринимает окружающую его враждебную среду, ведь он чувствует мир совершенно иначе. В стихотворении лирический герой обращается к извечной теме «Поэт и толпа». Монолог его наполнен яркими эмоциями, которые будоражат публику.

Лирический герой осознаёт: нынешнее время, и живущие в нём люди, абсолютно не нуждаются в поэзии. Им искусство чуждо и не интересно. Герой повествует о мещанах, населяющих его страну, выражая к ним крайнюю степень отвращения: «недоеденных щей на усах; устрица из раковин вещей». Поэт хочет быть услышанным, но, понимая, что этого никогда не произойдёт, он прибегает к прямым оскорблениям  ненавистных ему людей, желая таким образом пробудить их от духовного сна. Поэт пытается продемонстрировать читателям весь мир, показав, насколько тот  далёк от совершенства. Он желает посредством своих стихов побудить людей к активной борьбе за самосовершенствование.

История создания

Произведение появилось на свет в 1913 г. Впервые Маяковский прочёл его в Москве, на открытии литературного кабаре «Розовый фонарь». На торжественное мероприятие он был приглашён в качестве почётного гостя.  Известно, что прочитанное стихотворение вызвало настолько резкое недовольство публики, что пришлось даже вмешиваться полиции.

Любопытен следующий факт: скандальное чтение стихотворения происходило девятнадцатого октября – в годовщину Пушкинского Лицея. Это выглядит особенно знаменательно, учитывая, что Маяковский обратился к теме «Поэта и поэзии», столь знаковой для А.С. Пушкина и традиционной для всей русской поэзии.

Жанр, направление, размер

Перед нами яркий образец сатирического стихотворения. Маяковский делает объектом своего обличения самодовольную публику, которая страдает вещизмом и нацелена на получение личной  выгоды. Поэт открыто оскорбляет и насмехается над представителями такой публики.

Стихотворение относится к литературному направлению «футуризм». Лирический герой осознанно противопоставляет себя бесчувственной толпе мещан, обрушивая на неё «водопад» едких насмешек и сатирических описаний.

Маяковский талантливо экспериментирует с формой своего произведения, которое он создаёт посредством акцентного стиха. Это означает, что автор использует примерно равное количество ударных слогов в каждой строфе. На лицо чередование точных/неточных, мужских/женских рифм. Рифмовка применена перекрёстная.

Композиция

Стихотворное «полотно» включает в себя четыре строфы. Композиция произведения кольцевая: лирический герой, говоря о себе,  в начале и в конце стихотворения повторяет одинаковые слова: «Я – бесценных слов мот и транжир». В произведении можно выделить три семантических части:

  1. Первая часть – лирический герой сожалеет, что «открыл столько стихов шкатулок» перед теми людьми, кому не дано их оценить по достоинству. Мы узнаём, что собирательный образ толпы для поэта – это мужчина, у которого «в усах капуста … недоеденных щей» и женщина, у которой «белила густо».
  2. Вторая часть – лирический герой понимает, насколько эти люди становятся опаснее, если собираются вместе в единую толпу. Герой ощущает себя на фоне мещанской толпы чрезвычайно беззащитным и слабым. Он остерегается, что эта грубая и грязная толпа убьёт «бабочку поэтического сердца».
  3. Третья часть – вновь перед читателями появляется тот самый отважный лирический герой, который заявил о себе в самом начале произведения. Теперь, если он этого пожелает, сможет захохотать и плюнуть в ненавистную толпу.

Образы и символы

В произведении автор представляет на суд читателей три ключевых образа:

  • образ лирического героя – центральный. Герой полностью идентичен поэту. Он является человеком смелым, отважным, независимым, идейно наполненным. Герой не пытается отсидеться в стороне, или убежать от враждебной толпы: вместо этого, он бросает ей вызов! Герой едко смеётся над обществом мещан, погрязшим в пошлых развлечениях. Он громко провозглашает свободу творческого самовыражения;
  • образ бабочки – центральный. Бабочка является существом крайне хрупким и прекрасным. Она может погибнуть от любого неосторожного прикосновения. Образ бабочки символизирует поэта и всё его творчество. Для поэта, как и для бабочки, губительны «грязные калоши», в которых оголтелая толпа топчется по его искренним эмоциям и чувствам;
  • образ толпы – центральный. Лирический герой воспринимает толпу, как «стоглавую вошь». Он сравнивает её с насекомыми, успешно паразитирующими на теле других существ. Саркастически описывая типичных представителей этой толпы, поэт многократно усиливает её отрицательную характеристику. Невзирая ни на что, лирический герой настолько отважен и уверен в себе, что готов и дальше «жонглировать» бесценными словами перед толпой, раскрывая ей свою душу. Ведь, он всё ещё надеется достучаться до публики.

Темы и настроение

В произведении Маяковский поднимает две важных для себя темы:

  1. Тема противопоставления поэта и толпы – данная тема является традиционной для русской поэзии. В отличие от А.С. Пушкина, которого непонимание толпы заставляло страдать, убегать и искать пристанище, лирический герой Маяковского не сбегает – он смело обвиняет неугодную ему толпу, смеётся ей в глаза, обзывает её.
  2. Тема разложения общества – автор озадачен тем, что среди его современников стремительно снижается общий культурный уровень. Для поэта вещи, представляющие для членов толпы особую ценность, представляются бессмысленными и пустыми. Он страдает от того, что «раковина вещей» оказалась гораздо значимее самой устрицы.

Настроенческий пафос произведения – ярко обличительный. Автор употребляет множество просторечных слов, делает отталкивающие описания с единственной целью – передать собственное презрение к мещанской публике, думающей лишь  о материальной составляющей жизни. Он видит, что эта публика погрязла в пороках и лицемерии.

Основная идея

Поэт доносит до читателей мысль о том, что любой творец имеет право открыто выражать свою гражданскую позицию, даже если она противоречит ожиданиям общественного большинства. Основная мысль произведения построена на приёме антитезы: «бабочка поэтического сердца» противопоставляется чванливой толпе, которую символизирует вошь.

Средства выразительности

Маяковский осознанно выбирает для своего произведения необычные, яркие и неожиданные средства художественной выразительности:

  • эпитеты – «стоглавая вошь», «грубый гунн»;
  • метафоры – «стоглавая вошь», «открыл столько стихов шкатулок»;
  • метонимия – «взгромоздитесь на бабочку поэтического сердца»;
  • авторские неологизмы – «стоглавая вошь», «поэтиного»;
  • просторечия – «обрюзгший», «кривляться», «недокушаннных».

Также в произведении присутствуют инверсии, эллипсы и семантические повторы.

Все произведения автора

  1. • А вы могли бы?
  2. • Во весь голос
  3. • Левый марш
  4. • Лиличка!
  5. • Люблю
  6. • Нате!
  7. • О дряни
  8. • Облако в штанах
  9. • Письмо Татьяне Яковлевой
  10. • Послушайте!
  11. • Прозаседавшиеся
  12. • Разговор с фининспектором о поэзии
  13. • Скрипка и немножко нервно
  14. • Хорошее отношение к лошадям
  15. • Юбилейное

Ирина Зарицкая | Просмотров: 2.9k

Задания Д10 C3 № 2991

Каким предстаёт образ лирического героя в стихотворении В. В. Маякоского «Нате!»?

Прочитайте стихотворение и ответьте на вопросы после текста

Нате!

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я — бесценных слов мот и транжир.

Вот вы, мужчина, у вас в усах капуста

где-то недокушанных, недоеденных щей;

вот вы, женщина, на вас белила густо,

вы смотрите устрицей из раковин вещей.

Все вы на бабочку поэтиного сердца

взгромоздитесь, грязные, в калошах и без калош.

Толпа озвереет, будет тереться,

ощетинит ножки стоглавая вошь.

А если сегодня мне, грубому гунну,

кривляться перед вами не захочется — и вот

я захохочу и радостно плюну,

плюну в лицо вам

я — бесценных слов транжир и мот.

В. Маяковский, 1913

1

В стихотворении В. Маяковского раскрывается _______ поэта и поэзии. Речь лирического героя, обращённая к толпе, является, по сути, репликой и представляет собой развёрнутое высказывание, называемое ________.


2

Черты какого поэтического направления начала 20 века можно найти в этом стихотворении?

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по литературе. Вариант 2.

Раздел кодификатора ФИПИ: 1.6 Литературные направления и течения: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, модернизм (символизм, акмеизм, футуризм), постмодернизм, 7.6 В.В. Маяковский. Стихотворения: «А вы могли бы?», «Послушайте!», …


3

Из приведенного ниже перечня выберите все названия художественных средств, использованных поэтом в предпоследнем четверостишии. Ответ запишите в виде последовательности цифр (цифры укажите в порядке возрастания, без пробелов).

1.  метафора

2.  анафора

3.  эпитет

4.  сравнение

5.  неологизмы, индивидуально-авторские слова

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по литературе. Вариант 2.


4

Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.

10.1. Каким предстаёт образ лирического героя в стихотворении В. В. Маякоского «Нате!»?

10.2. Как в стихотворении В. Маяковского «Нате!» антитеза помогает передать идею произведения?


5

Назовите произведение отечественной поэзии (с указанием автора), в котором раскрывается тема поэта и поэзии. В чём сходно (или различно) изображение данной темы в этом произведении и в стихотворении Маяковского «Нате!»?


6

Задания Д8 № 892

Как называется использование одинаковых или похожих звуков с целью создания слуховой картины (например, в строке «вытечет по человеку ваш обрюзгший жир»)?

Источник: Яндекс: Тренировочная работа ЕГЭ по литературе. Вариант 2.


7

Задания Д11 C4 № 2992

В каких стихотворениях отечественной литературы раскрывается тема поэта и поэзии и в чём эти произведения созвучны стихотворению Маяковского «Нате!»?

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Спрятать пояснение

Пояснение.

Одним из классических образцов ранней сатиры Владимира Маяковского является стихотворение «Нате!». Название произведения уже режет слух, в нем выражено негодование творца, которого избалованная публика принимает за раба, готового выполнить любое ее желание. Нет, герой стихотворения — поэт – будет служить искусству, а не этой толпе, которая впустую прожигает жизнь. Монолог творца очень эмоционален, каждое слово в нем бичует публику, состоящую из пошлых обывателей:

Через час отсюда в чистый переулок

вытечет по человеку ваш обрюзгший жир,

а я вам открыл столько стихов шкатулок,

я – бесценных слов мот и транжир.

Поэт оскорбляет этих людей не просто так. Он хочет быть услышанным, пытается всколыхнуть обывательское «болото», пробудить души людей, заплывшие жиром. Несовершенство миропорядка, резкое несоответствие мечты и действительности, удручающая бездуховность и пошлость порождали в душе поэта гневный протест. А оружие у него было одно – слово. Говорить правду, какой бы горькой она ни была, будить сердца людей – в этом истинное предназначение поэта.

Спрятать критерии

Критерии проверки:

Критерии оценивания выполнения задания Баллы
1. Соответствие ответа заданию
Ответ на вопрос дан и свидетельствует о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения 2
Ответ содержательно соотнесён с поставленной задачей, но не позволяет судить о понимании текста приведённого фрагмента/стихотворения 1
Ответ содержательно не соотнесён с поставленной задачей 0
2. Привлечение текста произведения для аргументации
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют 2
Для аргументации суждений текст привлекается на уровне пересказа произведения или общих рассуждений о его содержании, авторская позиция не искажена,

И/ИЛИ допущена одна фактическая ошибка

1
Суждения не аргументированы текстом произведения,

И/ИЛИ авторская позиция искажена1,

И/ИЛИ допущены две или более фактические ошибки

0
3. Логичность и соблюдение речевых норм
Отсутствуют логические, речевые ошибки 2
Допущено не более одной ошибки каждого вида (логическая, и/или речевая) — суммарно не более двух ошибок 1
Допущены две или более ошибки одного вида (независимо от наличия/отсутствия ошибок других видов) 0
Максимальный балл 6

__________________________

1 Под искажением авторской позиции понимается грубое искажение наиболее важных идей произведения, общих авторских оценок.

Источник: РЕШУ ЕГЭ

Владимир Маяковский — гениальный поэт первой половины двадцатого века. Это человек с очень трагичной судьбой. Он был приверженцем глобальной идеи, что «искусство меняет мир», но, в сущности, оказалось совершенно иначе. Любое творчество конгениально эпохе. А Маяковский жил в тяжёлое, постреволюционное время.

Содержание:

  • 1 История создания
  • 2 Жанр, направление, размер
  • 3 Композиция
  • 4 Образы и символы
  • 5 Темы и проблемы
  • 6 Идея
  • 7 Средства художественной выразительности

История создания

Он был чужим среди своих. В 1930 году Владимир Маяковский вступил в РАПП. В этом же году открыл выставку «20 лет работы», но на неё не пришёл ни один из друзей-писателей, по причине того, что он состоял в Ассоциации Пролетарских Писателей. К тому же лидер РАПП Владимир Ермилов написал острокритическую статью о творчестве Маяковского. Это стало настоящим потрясением для него. Через 1,5 месяца после этих событий поэт совершил самоубийство. Извечная борьба с обществом нашла отражение в его поэзии. Она пронизана эпатажностью и протестностью. Стихотворение «Нате!» является ярким примером для подкрепления данной мысли, хотя написано за 17 лет до этого. Гениальность Владимира Маяковского позволяла видеть и чувствовать ему чуть больше, нежели простые люди.

Данное стихотворение написано в 1913 году и относится к раннему творчеству поэта. Маяковский по своей натуре был бунтарём и истинным революционером. «Нате!» он написал в 20 лет. Большое влияние на его мировоззрение оказала революция 1907 года, когда поэт находился в переходном возрасте. Как известно, подростки имеют более впечатлительную, лабильную психику и проще попадают под влияние. Соответственно, стихотворение «Нате!» — это некий вызов, брошенный буржуазии.

Жанр, направление, размер

Для Маяковского характерным направлением является футуризм. Конкретно для данного стихотворения свойственны такие особенности футуристической поэзии, как: презрение консерватизма, урбанистичность темы и эпатажность. Поэт откровенно критикует поведение буржуазии. Произведение пронизано призывом к созданию абсолютно нового общества, основой которого служит большевистская идеология, жажда новой власти. Это настоящее новаторство начала 20 века. Лирический герой стихотворения — это некая «красная материя», провокатор.

Произведение имеет размер акцентного стиха и перекрёстную рифму, что придаёт ему ощущение свободы и революционности формы.

Композиция

Стихотворение состоит из трёх катренов и одного пятистишия.

  1. В первом проявляется яркое отвращение к «обрюзгшему» буржуазному отупевшему обществу.
  2. В следующем четверостишии лирический герой осуждает мужчину за чревоугодие, а женщину сравнивает с устрицей, лишённой всякого интеллекта, в силу её пустого взгляда.
  3. В третьем катрене и заключительном пятистишие идёт непосредственное описание толпы.

Образы и символы

Ядром композиции является лирический герой. Он является образом идеального, возвышенного человека, который презрительно смотрит на безликую биомассу свысока.

Общество в стихотворении лишено глубины мысли и совершенно не ценит той философской и политической идейности, которую поэт вложил в свои бесценные слова. Толпа представлена в стихотворении как паразит, «стоглавая вошь», которая не оставляет поэта в покое. Высшим удовольствием он признаёт для себя плюнуть этой серой массе в лицо. Они далеки от него, как земля от птиц.

Темы и проблемы

  • Основная тема произведения — это нравственное и моральное разложение общества. Лирический герой с отвращением говорит о тех людях, которые являются «слушателями» его стихотворений. В частности, он характеризует общество как потребительский механизм и не более того. Проблема пошлости и косности мировоззрения толпы создает ее контраст с образом поэта.
  • Вторым мотивом стихотворения является возвышение искусства. Оно по мнению автора абсолютно бесценно, интимно и недосягаемо для масс. Оно представляет собой некую хрупкую, прекрасную, заветную «шкатулку», в которой хранятся «бесценные слова».
  • Также автор затрагивает вечную тему – поэт и толпа. Творец стоит выше людей, он играет роль портрета Дориана Грея: отражает скрытые пороки обывателей, показывает их внутреннее убожество.

Идея

Смысл произведения заключается в том, что общество — настолько приземлённое и материализованное стадо, что оно начинает активно паразитировать, оно нагло жаждет лишь удовольствия, набивания утробы и опускаясь до похабных развлечений. Оно абсолютно лишено созидания, полётности мысли. Оно словно застряло где-то в далёком, праздном прошлом, в «эпохе балов».

Все эти безобразные, зажравшиеся индивиды желают дальше сидеть на шее у Пролетариата. Они словно парниковые растения, неспособные к труду и созданию чего-либо прекрасного. Без парника, который обслуживают деятельные рабочие, они умрут.

Главная цель лирического героя — служение искусству, которое преображает людей, делает их лучше.

Средства художественной выразительности

Основным художественным инструментом выразительности стихотворения «Нате!» служит антитеза. Лирический герой по свой натуре новатор и романтик. Он противопоставлен разлагающемуся, обрюзгшему обществу. Данное средство здесь проявляется в виде местоимений «я» и «мы».

Также поэт использует отличное сравнение, описывая образ женщины: «Вы смотрите устрицей из раковин вещей». Этим он показывает тот глупый вещизм и духовную пустоту дамы; она — «пустой сосуд».

В описании толпы Маяковский использует такой эпитет как «грязная», подчёркивая её асоциальность и моральное уродство, обезображенность.

Автор: Анастасия Некрасова

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Настоящий экзамен на хантера
  • Наташа ростова женский идеал толстого сочинение
  • Настоящий читатель должен научиться общаться с книгой как с самым умным собеседником сочинение
  • Наташа ростова аргументы к итоговому сочинению
  • Настоящий человек это сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии