Наступила пора экзаменов какие действия характерные для деятельности по подготовке к экзаменам

Как помочь ребенку подготовиться к экзаменам?

Для вас и ваших детей наступает ответственная и волнующая пора-пора сдачи первых государственных экзаменов. От того, на сколько серьезно вы к ним отнесетесь, во многом зависит итог участия вашего ребенка в экзаменационном марафоне. И именно испытаниями, сложными, подчас драматичными, становятся выпускные экзамены для выпускников. Многие юноши и девушки после небольшого перерыва снова подвергаются проверке знаний и умений — уже на вступительных, экзаменах, безусловно, экзамены — дело сугубо индивидуальное, выпускник или абитуриент оказывается один на один с комиссией. А родителям остается только волноваться за своего ребенка, ругать его согласно русской традиции или пытаться поддержать на расстоянии.  Взрослые же сделали все, что было в их силах.

«Экзамен» переводится с латинского как «испытание».  Помните, что каждый, кто сдает экзамены, независимо от их результата, постигает самую важную в жизни науку — умение не сдаваться в трудной ситуации, а провалившись — вдохнуть полной грудью и идти дальше.

 Главное условие успешной сдачи ГИА — это разработка индивидуальной стратегии деятельности при подготовке и во время экзамена. В данном контексте под индивидуальной стратегией деятельности понимается совокупность приемов, способов и стратегий, которые в соответствии со своими личностными особенностями использует ученик, и которые позволяют ему добиться наилучших результатов на экзамене. Разработка индивидуальной стратегии возможна лишь при условии психологической зрелости выпускника, так как от него требуется осознание своих сильных и слабых сторон, опыт принятия решений, понимание своего стиля учебной деятельности, умение максимально использовать ресурсы собственной памяти, особенности мышления и работоспособности, а также уверенность в собственных силах и установка на успех. Большинство перечисленных качеств закладываются и формируются в семье, причем с самого раннего детства. Успешность сдачи экзамена намного зависит от того, насколько знакомы обучающиеся и их родители со специфической процедурой экзамена.

 Низкая осведомленность родителей о процедуре проведения экзамена, повышает тревогу и ограничивает возможность оказания поддержки ребенку.

 Таким образом, роль родителей в подготовке девятиклассников к ГИА включает в себя не только конкретные действия по поддержке ребенка в период экзаменов, но и создание условий для развития здоровой, успешной, психологически зрелой личности.

Сама процедура ГИА может вызывать специфические трудности у отдельных категорий выпускников. Например, астеничным, ослабленным подросткам трудно поддерживать высокий уровень работоспособности в течение всего экзамена, у тревожных ребят вызывает напряжение сам факт ограниченного времени. Родителям следует учитывать индивидуальные особенности своего ребенка и заранее продумать стратегию поддержки, возможно, обратиться за помощью к соответствующим специалистам (смотреть папку-раскладушку)

 После окончания 9-го класса перед выпускниками и их родителями встает вопрос о выборе дальнейшего образовательного маршрута, то есть направления профильного обучения. Таким образом, ГИА является одновременно выпускным и вступительным экзаменом в выбранном профиле обучения. Задача родителей — помочь ребенку сформировать оптимальный набор предметов для сдачи ГИА с учетом его реальных возможностей и дальнейших жизненных перспектив.

 Отличие ГИА от традиционного экзамена состоит также в том, что выпускнику не предлагается определенный перечень тем и вопросов, а требуется знание всего учебного материала. Такая ситуация часто вызывает излишнее волнение у подростков, так как им кажется, что объем материала очень большой, они не успеют все выучить к экзамену. Для того чтобы задача стала более реальной, необходима помощь в распределении материала, определении ежедневной нагрузки. Составление плана помогает справиться с тревогой: появляется ощущение того, что повторить или выучить необходимый материал реально, времени для этого достаточно. Часто девятиклассники не могут сами этого сделать, и помощь родителей будет как нельзя кстати.

Рекомендации родителям

  • Не тревожьтесь о количестве баллов, которые ребенок получит на экзамене, и не критикуйте ребенка после экзамена. Внушайте ребенку мысль, что количество баллов не является совершенным измерением его возможностей.
  • Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов — это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально «сорваться».
  • Подбадривайте детей, хвалите их за то, что они делают хорошо.
  • Повышайте их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятности допущения ошибок.
  • Наблюдайте за самочувствием ребенка, никто, кроме Вас, не сможет вовремя заметить и предотвратить ухудшение состояние ребенка, связанное с переутомлением.
  • Контролируйте режим подготовки ребенка, не допускайте перегрузок, объясните ему, что он обязательно должен чередовать занятия с отдыхом.
  • Обеспечьте дома удобное место для занятий, проследите, чтобы никто из домашних не мешал.- Обратите внимание на питание ребенка: во время интенсивного умственного напряжения ему необходима питательная и разнообразная пища и сбалансированный комплекс витаминов. Такие продукты, как рыба, творог, орехи, курага и т.д. стимулируют работу головного мозга.
  • Помогите детям распределить темы подготовки по дням.
  • Ознакомьте ребенка с методикой подготовки к экзаменам. Не имеет смысла зазубривать весь фактический материал, достаточно просмотреть ключевые моменты и уловить смысл и логику материала. Очень полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая изучаемый материал по плану. Если он не умеет, покажите ему, как это делается на практике. Основные формулы и определения можно выписать на листочках и повесить над письменным столом, над кроватью, в столовой и т.д.
  • Подготовьте различные варианты тестовых заданий по предмету (сейчас существует множество различных сборников тестовых заданий). Большое значение имеет тренаж ребенка именно по тестированию, ведь эта форма отличается от привычных ему письменных и устных экзаменов.
  • Заранее во время тренировки по тестовым заданиям приучайте ребенка ориентироваться во времени и уметь его распределять. Тогда у ребенка будет навык умения концентрироваться на протяжении всего тестирования, что придаст ему спокойствие и снимет излишнюю тревожность. Если ребенок не носит часов, обязательно дайте ему часы на экзамен.
  • Ребенок должен отдохнуть и как следует выспаться.
  • Посоветуйте детям во время экзамена обратить внимание на следующее: пробежать глазами весь тест, чтобы увидеть, какого типа задания в нем содержатся, это поможет настроиться на работу; внимательно прочитать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать); если не знаешь ответа на вопрос или не уверен, пропусти его и отметь, чтобы потом к нему вернуться; если не смог в течение отведенного времени ответить на вопрос, есть смысл положиться на свою интуицию и указать наиболее вероятный вариант.

  И помните: самое главное — это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

Приложение 1

ТРЕВОЖНЫЕ ДЕТИ

 Краткая психологическая характеристика

 Для тревожных детей учебный процесс сопряжен с определенным эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную. Особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде (контрольная работа, диктанты и т.д.).

 Как распознать тревожного ребенка?

 Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, причем это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе они, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Они обычно задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, правильно ли они его поняли. Тревожные дети при выполнении индивидуального задания обычно просят учителя «посмотреть, правильно ли они сделали». Они часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.

 Основные трудности

 Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что она по природе своей оценочная. Наиболее трудной стороной ГИА для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта с взрослым.

 Стратегии поддержки

 На этапе подготовки. Для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта на предэкзаменационном этапе. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации их деятельности. Задача взрослого — создание ситуации успеха, поощрение, поддержка. В этом огромную роль играют поддерживающие высказывания: «Я уверен, что ты справишься», «Ты так хорошо справился с контрольной по физике».

 Во время проведения экзамена. Очень важно обеспечить тревожным детям ощущение эмоциональной поддержки. Это можно сделать различными невербальными способами: посмотреть, улыбнуться и т.д. Тем самым взрослый как бы говорит ребенку: «Я здесь, я с тобой, ты не один». Если ребенок обращается за помощью: «Посмотрите, я правильно делаю?» – лучше всего, не вникая в содержание написанного, убедительно сказать: «Я уверена, что ты все делаешь правильно, и у тебя все получится».

НЕУВЕРЕННЫЕ ДЕТИ

 Краткая психологическая характеристика

 Проблема таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение, они склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. В подобной ситуации они обычно обращаются за помощью к одноклассникам или родителям (особенно при выполнении домашнего задания). Такие дети списывают не потому, что не знают ответа, а потому, что не уверены в правильности своих знаний и решений. В поведенческом плане им часто присущ конформизм, они не умеют отстаивать собственную точку зрения. Неуверенные дети часто подолгу не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.

 Основные трудности

 Неуверенные дети испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им сложно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельное решение. При сдаче ГИА они испытывают дополнительные сложности, поскольку принципиальное значение там имеет самостоятельный выбор стратегии деятельности, а эта задача для неуверенных детей крайне сложна.

 Стратегии поддержки

 На этапе подготовки. Очень важно, чтобы неуверенный ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми его личного выбора. При работе с такими детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций («Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше предложить выбрать ему самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать: с простых или сложных заданий?»).

 Во время экзамена. Неуверенного ребенка можно поддерживать простыми фразами, способствующими созданию ситуации успеха: «Я уверен, у тебя все получится», «Ты обязательно справишься». Если ребенок никак не может приступить к выполнению задания, долго сидит без дела, стоит спросить его: «Ты не знаешь, как начать? Как выполнять следующее задание?» – и предложить ему альтернативу: «Ты можешь начать с простых заданий или сначала просмотреть весь материал. Как ты думаешь, что будет лучше?» Ни в коем случае нельзя говорить тревожным и неуверенным детям «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько». Это только усилит их тревогу и никак не продвинет выполнение задания.

ДЕТИ, ИСПЫТЫВАЮЩИЕ НЕДОСТАТОК

ПРОИЗВОЛЬНОСТИ И САМООРГАНИЗАЦИИ

 Краткая психологическая характеристика

 Обычно этих детей характеризуют как «невнимательных», «рассеянных». Как показывает практика, у них очень редко имеют  место истинные нарушения внимания. Гораздо чаще «невнимательные» дети — это дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи частые колебания темпа деятельности. Они могут часто отвлекаться.

 Основные трудности

 ГИА требует очень высокой организованности деятельности. Непроизвольные дети при общем высоком уровне познавательного развития и вполне достаточном объеме знаний могут нерационально использовать отведенное время.

 Стратегии поддержки

 На этапе подготовки. Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки очень важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства. Такими средствами могут стать песочные часы, отмеряющие время, нужное для выполнения задания; составление списка необходимых дел (и их вычеркивание по мере выполнения); линейка, указывающая на нужную строчку и т.д. Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку это им недоступно.

 Во время экзамена. Таким детям требуется помощь в самоорганизации. Это можно сделать с помощью направляющих вопросов: «Ты как?», «Ты сейчас что делаешь?». Возможно также использование внешних опор. Например, ребенок может составить план своей деятельности и зачеркивать пункты или класть линейку на то задание, которое он сейчас выполняет. Важно, чтобы ребенок научился использовать эти опоры на предварительном этапе, иначе на экзамене это отнимет у него слишком много сил и времени.

ПЕРФЕКЦИОННЫЕ И «ОТЛИЧНИКИ»

 Краткая психологическая характеристика

 Дети данной категории обычно отличаются высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задание, они стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал. Перфекционисты очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и высоко оценено. Для таких детей характерен очень высокий уровень притязаний и крайне неустойчивая самооценка. Для того чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться с заданием, а делать это блестяще.

 Основные трудности

 ГИА для данной категории детей — это тот самый случай, когда верной оказывается пословица «Лучшее — враг хорошего». Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, причем безошибочно. Еще один возможный камень преткновения для них — это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться.

 Стратегии поддержки

 На этапе подготовки. Очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и осознать разницу между «достаточным» и «превосходным». Им необходимо понять, что для получения отличной оценки нет необходимости выполнять все задания. На предэкзаменацинном этапе перфекционистам можно предложить тренировочные упражнения, где им потребуется выбирать задания для выполнения, и не нужно будет делать все подряд.

 Во время экзамена перфекционисту нужно помочь выбрать стратегию деятельности и реализовать ее. Его можно спросить: «Какие задания ты решил сделать?» и по необходимости тактично вмешаться в его планы. В ходе экзамена можно время от времени

 интересоваться: «Сколько тебе еще осталось?» – и помогать ему скорректировать собственные ожидания: «Тебе не нужно делать столько. Того, что ты уже выполнил, будет достаточно. Переходи к следующему заданию».

АСТЕНИЧНЫЕ ДЕТИ

 Краткая психологическая характеристика

 Основная характеристика астеничных детей — высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу, поэтому возможности ее коррекции крайне ограничены.

 Основные трудности

 ГИА требует высокой работоспособности на протяжении достаточно длительного периода времени. Поэтому у астеничных детей очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения ощущения усталости.

 Стратегии поддержки

 На этапе подготовки. При работе с астеничными детьми очень важно не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не сможет соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты после двух часов уже устал». Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности. Большое значение приобретает оптимальный режим подготовки, чтобы ребенок не переутомлялся: ему необходимо делать перерывы в занятиях, гулять, достаточно спать. Родителям астеничных детей стоит получить консультацию у психоневролога или невропатолога о возможности поддержать ребенка с помощью витаминов или травяных сборов.

 Во время экзамена астеничным детям требуется несколько перерывов, поэтому их не стоит т прерывают деятельность и на какое-то время останавливаются. Им по возможности лучше организовать несколько коротких «перемен» (отпустить в туалет и т.п.).

Памятка для родителей

1.        Старайтесь говорить со своим ребенком открыто и откровенно на самые деликатные темы.

2.        Опасайтесь получения вашим ребенком информации из чужих уст.

3.        Будьте открыты для общения с ребенком, даже если вы чего-то не знаете или в чем-то сомневаетесь, не стесняйтесь сказать ему об этом.

4.        Рассказывайте о своих переживаниях в том возрасте, в котором сейчас ваши дети.

5.        НЕ высказывайтесь негативно о тех переживаниях, которые были связаны с вашим взрослением. Ребенок будет их переживать с вашей позиции и воспринимать так, как воспринимали вы.

6.        В период полового созревания мальчикам важно получать поддержку и одобрение со стороны мам, а девочкам – со стороны пап.

7.        Проявляйте ласку к своим детям, демонстрируйте им свою любовь

8.        Будьте особенно внимательны и наблюдательны, обращайте внимание на любые изменения в поведении своего ребенка.

9.        Старайтесь защитить своего ребенка всеми возможными средствами, если он в этом нуждается

Памятка студенту по действиям перед экзаменом, зачетом

Каждый учащийся сталкивается с определенными формами контроля полученных знаний и навыков. Студенты, как минимум раз в семестр, выполняют курсовую работу, контрольные срезы, но самым ответственным этапом в процессе обучения для них является зачетная неделя и сессия. Здесь никто не прикроет и не простит провал, а если не успеешь ликвидировать возникшую академическую задолженность, то может грозить отчисление из ВУЗа.

Сегодня мы расскажем, что и как нужно делать в ходе подготовки к экзаменам и зачетам, как грамотно организовать день, чтобы все успеть.

Итак, сессия не за горами (возможно, даже со дня на день нагрянет первый зачет). С чего же начать?

Совет №1. Следите за расписанием и начинайте готовиться заранее.

Чтобы избежать бессонные ночи, нервное истощение, важно понимать, что выучить все, что Вы проходили в течение полугода (семестра) возможно, но слишком рискованно для организма. Переутомление, стресс, бессонница могут привести к серьезным последствиям: появлению ряда заболеваний, начиная от ЖКТ и заканчивая неврозами, сердечнососудистыми патологиями.

Распределение времени на подготовку

Составление плана действий для подготовки к зачету или экзамену

Поэтому важно следить за расписанием и приступать к подготовке к экзамену или зачету заблаговременно. Перечень вопросов для подготовки к зачету или экзамену выдают заранее. Можно грамотно и оперативно «раскидать» по несколько вопросов в день и изучать их, но не забывайте повторять заученное, чтобы все прежние действия не были напрасными.

По мере получения зачетных/экзаменационных вопросов посмотрите наличие (на руках) ответов на них: лекции, семинарские занятия, вопросы для самостоятельного изучения и т.д. При необходимости своевременно приступайте к поиску информации и ее систематизации. Заранее подготовьте ответы на вопросы, чтобы в дальнейшем посвящать свое время только изучению.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Совет №2. Планируем день/неделю.

Грамотное управление временем – залог успеха в любом деле. Не стоит полностью погружаться в учебу, не давая организму времени для восстановления сил. Нужно сбалансировать день так, чтобы был период для учебы, хобби, отдыха и пр. Притом можно ограничить время на отдельные дела или определить объем обязательных заданий и пр.

Управление временем

Рационально распределите свое время

Использование принципов тайм-менеджмента позволит не только подготовиться к зачетам и экзаменам, но и располагать свободным временем для отдыха и иных увлечений, работы или иных дел.

Совет №3. Возвращаемся к трудным вопросам.

У каждого студента имеется предмет или определенная тема, вопросы, которые даются ему с трудом. В них сложно вникнуть, понять и разобраться. Поэтому при подготовке к контрольному рубежу, аттестации следует к ним возвращаться и притом неоднократно. Такой подход позволит лучше усвоить сложную тему, запомнить ее досконально.

Работа над изучением сложного материала

Как выучить сложный для Вас материал?

Начинать подготовку к предстоящему рубежу можно по списку или со сложных моментов. Опытные психологи рекомендуют второй вариант (начинать со сложного), чтобы в дальнейшем была возможность вернуться к отдельным моментам для закрепления. Трудные задания требуют больше времени для усвоения, нежели более ясные темы.

Совет №4. Делаем краткие зарисовки по каждому вопросу.

Прежде чем приступать к заучиванию материала, нужно прочесть пройденный курс (лекции, семинары) и кратко зафиксировать ключевые моменты. Такой подход позволит сделать к каждому экзаменационному или зачетному вопросу небольшой план: основные понятия и теории, методики и пр., что облегчит повторение. По этому же принципу в дальнейшем можно подготовить шпаргалки.

Совет №5. Не пропускаем консультации.

Как правило, на последнем занятии преподаватели кратко обрисовывают правила проведения предстоящего зачета или экзамена. Здесь же можно уточнить непонятные моменты, нюансы, разобраться в сложных вопросах.

Что несет в себе консультация перед экзаменом?

Для чего нужна консультация перед экзаменом?

Помимо этого, накануне зачета или экзамена проводят консультации, где в большинстве случаев педагог объявляет «автоматы» и отвечает на все вопросы студентов. Не стесняйтесь задавать их, даже если Вам кажется, что вопрос глупый. Никто кроме Вас не заинтересован в подготовке к аттестации, а на консультации преподаватель разъяснит непонятные моменты. Другого момента для решения проблем может и не быть!

Совет №6. Многократное чтение или пересказ?

У каждого студента свой подход и методика по подготовке к контрольному рубежу, но в большинстве случаев (по статистике около 85%) информация быстрее запоминается и усваивается, если учащийся читает и пересказывает, что он запомнил.

Многократное чтение тоже позволяет подготовиться, но требует больших усилий и времени. Пересказ же позволяет быстрее и легче выучить, уяснить нужную информацию, при необходимости восполнить пробелы.

Совет №7. Питание и зарядка.

Бесконечное заучивание и бессонные ночи бессмысленны, если организму не давать время на отдых и не питаться полноценно. Не стоит перебиваться фаст-фудами, сухомяткой и лимонадами. Рацион учащегося должен быть полноценным, в противном случае проблемы с памятью и концентрацией внимания только усугубятся.

Не перегружайте свой организм!

Рациональное использование собственных сил

Между сложными вопросами или объемными заданиями делайте небольшой перерыв. В этом время можно выйти на прогулку, подышать свежим воздухом, сделать разминку или послушать любимую песню. Важно делать небольшую «разрядку». Такой подход позволит лучше запомнить пройденный курс и подготовиться к зачетам и экзаменам с наименьшими «нервными» потерями, без перенапряжения и усталости, головных болей.

Совет №8. Что делать накануне зачета или экзамена?

В большинстве случаев студенты садятся за подготовку к аттестационному рубежу ровно за сутки до его начала, что в корне неверно.

Сутки до экзамена

Что делать в последний день перед экзаменом?

Последний вечер перед зачетом или экзаменом нужно провести спокойно, без лишних перегрузок. Уже после обеда следует прекратить зубрежку и чтение материала, дать мозгу отдохнуть, расслабиться (но строго в рамках разумного), чтобы на утро быть бодрым и уверенным. Важно хорошо выспаться и держать себя в руках.

Совет №9. Боевой дух и не боимся провала.

Боевой дух, настрой и хорошая подготовка гарантируют успех на финальном этапе. Но даже если Вы не уверены в собственных силах, то не стоит бояться провала. Ни один ВУЗ или СУЗ не отчисляет студентов мгновенно, каждому учащемуся в случае ошибки или провала дается шанс реабилитироваться. В любом случае сохраняйте спокойствие. Любую ситуацию при желании небольших усилиях можно исправить!

Наступает пора экзаменов пора экзаменовНаступает пора экзаменов — сложный период для детей и подростков. Как запомнить столько информации, ничего не перепутать, да ещё не растеряться от волнения? Ребёнку приходится решать сразу несколько трудных задач. Давайте-ка поможем нашим мученикам науки сдать экзамены на отлично.

В подготовке к экзамену важно всё, даже такая мелочь, как рабочее место. Уберите со стола лишние вещи, отвлекающие от учёбы, разложите учебники, тетради, приготовьте ручки, карандаши, чистую бумагу. Порядок на столе создаёт порядок в мыслях.

Нельзя заниматься в комнате с работающим телевизором или магнитофоном. В период подготовки к экзаменам ребёнок испытывает умственное напряжение, поэтому ему необходимо полноценное питание, богатое белками и витаминами. Такие продукты, как творог, рыба, орехи, курага, стимулируют работу мозга.

Приступая к занятиям, составьте план. Определите, «жаворонок» или «сова» ваш ребёнок. В зависимости от этого перенесите самые сложные темы и задачи на часы, когда мозг работает наиболее эффективно. Учите ребёнка составлять план на день — сколько тем надо выучить. Формулировки типа «Немного позанимаюсь» и «Выучу после обеда» недопустимы.

Нельзя зубрить материал бездумно, в результате такой подготовки вряд ли у ребёнка появятся реальные знания. Сначала нужно прочитать параграф, выделить в нём логику повествования, найти ключевые фразы, сделать выписки, нарисовать схему. Очень удобно записывать на карточки правила русского языка, физические законы, математические формулы. Факты, которые вызвали затруднение, выписать на листы бумаги и развесить по комнате, чтобы они всегда были перед глазами.

Если нужно запомнить последовательность, пригодится такой метод. Попросите ребёнка пройти по хорошо знакомой ему комнате и пронумеровать каждый предмет мебели от окна до входной двери. И запомнить этот список — его можно использовать при запоминании других понятий и слов. Каждое понятие надо мысленно «прикрепить» к предмету интерьера, причём не просто так, а красочно представив. На экзамене достаточно воспроизвести в уме свою комнату, чтобы восстановить порядок вещей.

Обязательно нужно делать перерывы — 40 минут занятие, 10 минут перерыв. Во время отдыха пусть ребёнок помоет посуду, польёт цветы, погуляет с собакой, сделает зарядку, то есть отвлечётся от уроков. В конце дня полезно кратко повторить весь материал, например записав план ответа на каждый вопрос. Повторять лучше, не заглядывая в учебник.

При повторении материала школьники часто допускают типичную ошибку — увидев, что материал им знаком, пропускают его, полагая, что и так легко воспроизведут его на экзамене. Но в стрессовой ситуации легко забыть прочитанное. Перед сном хорошо бы пробежать глазами материал на завтра — так он легче запомнится.

Если предстоит пройти тест, потренируйтесь — порешайте как можно больше подобных тестов. Учите школьника планировать время. Рассчитайте, сколько минут можно потратить на один вопрос. Одну треть времени оставьте на проверку готового теста. На экзамен обязательно дайте ребёнку часы.

Правила ответа на тест.

  1. Внимательно выслушай инструкции учителя. Пробеги глазами весь тест, настройся на работу.
  2. Внимательно прочитай вопрос. Многие допускают ошибку в том, что, «угадав» ответ по первым словам, тут же вписывают его.
  3. Если ты не знаешь ответ на вопрос, отметь его, чтобы потом вернуться.
  4. Не удаётся ответить? Стоит положиться на интуицию и вписать наиболее вероятный вариант. Многие задания можно решить, исключая неправильные варианты.

У страха глаза велики

У страха глаза велики пора экзаменовЧто делать, если ребёнок сильно боится экзамена? Известно, что в состоянии страха только 25 % людей способны действовать разумно. Страх может серьёзно помешать успешному ответу, и в результате балл будет ниже.

Убедите ребёнка думать только об успехе. Мысли о возможном провале внушают неуверенность в себе, доставляют совершенно не нужные волнения. Каждый день начинайте с самовнушения. Пусть ребёнок заучит фразы: «Я чувствую себя уверенным, я полон радости и оптимизма, я достигну успеха, у меня всё получится» — и повторяет их по утрам сразу после пробуждения.

За день-два порепетируйте: разыграйте ситуацию экзамена, решите, как себя вести, разработайте план действия: «Ты заходишь в кабинет, что дальше?» Предложите школьнику «прокрутить» весь экзамен в голове, и страх уменьшится. Научите ребёнка владеть своими эмоциями. Поможет такое упражнение: «Если чувствуешь страх, начинай сильно и равномерно дышать. На вдохе досчитай до 10, на выдохе — до 7. Дыши так 5—7 минут, пока не успокоишься».

Будьте сами спокойны и сдержанны, волнение родителей передаётся ребёнку и может также негативно повлиять на результат. Подбадривайте ребёнка, говорите, что у него всё получится, хвалите за успехи. Последний день перед экзаменом отведите на повторение всего материала. Ни в коем случае не допускайте, чтобы ребёнок сидел над книгами всю последнюю ночь. Даже если ему кажется, что он чего-то недоучил, отправляйте спать.

Быстро успокоиться перед входом в кабинет, где идёт экзамен, можно так: прекратить разговаривать с товарищами, сосредоточиться и вспомнить что-нибудь приятное, не относящееся к экзаменам. Чтобы снять напряжение, нужно сильно сжать кулаки, потом разжать или втянуть голову в плечи, а затем расслабиться.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Натюрморты на вступительных экзаменах
  • Наступает за проступки нарушающие общественный порядок егэ
  • Натюрморт сирень в корзине кончаловский сочинение 5 класс
  • Натюрморт с хлебом стожаров сочинение по картине
  • Натюрморт с рябиной стожаров описание картины 3 класс сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии