Школьники, планирующие получать гуманитарное, лингвистическое или философское высшее образование после выпуска, уже с 9-го класса начинают готовиться к ЕГЭ по литературе. Сдавая ОГЭ, ученик закладывает базу знаний по предмету, тем самым упрощая подготовку к итоговому испытанию в 11-м классе. Узнаем, сложно ли сдавать ОГЭ по литературе и что нужно знать для получения высокого балла.
Структура экзамена и его особенность
Экзамен в 2022 году (также как и в 2021 году — в КИМ не было внесено никаких изменений) будет состоять из двух частей. Сложность в том, что задания составлены не в тестовом формате — все вопросы КИМа требуют развернутого ответа.
Первая часть включает 4 задания. В трех из них ученик выбирает один вопрос из двух представленных и формулирует ответ, состоящий из 3−5 предложений. Эти задания оцениваются в 6 баллов. В последнем задании этого раздела ученику предстоит сравнить два произведения, аргументируя свою позицию. Здесь ответ должен быть длиннее — 5−8 предложений, за верность суждений дают 8 баллов.
Второй раздел КИМа — сочинение на одну из пяти указанных тем. Рекомендуемый объем составляет 200 слов. Работа, содержащая менее чем 150 слов, не оценивается вообще. Самый высокий балл за сочинение — 13.
Максимальное количество баллов — 45. Испытание длится 3 часа 55 минут. Школьникам предоставляют орфографические словари и тексты художественных произведений.
Что нужно прочитать для экзамена
Список литературы, без знаний которой невозможно сдать экзамен, обширен. Чтобы успеть не только прочитать, но и осмыслить содержания произведений, стоит уделить подготовке минимум год.
Школьник начнет с древнерусской литературы, куда входит «Слово о полку Игореве». Русские народные сказки, былины, стихотворения, повести, басни, поэмы, рассказы — ученику предстоит изучить великие произведения разных литературных жанров.
Некоторые писатели, по чьим работам формируются задания КИМа:
- А. С. Пушкин;
- Д. И. Фонвизин;
- В. А. Жуковский;
- А. С. Грибоедов;
- Н. В. Гоголь;
- М. Ю. Лермонтов;
- Л. Н. Толстой
- Ф. И. Тютчев;
- А. П. Чехов.
Также важно знать биографии писателей, становление и этапы развития их творческого пути. Из зарубежной литературы ученик может встретиться с вопросами о литературных работах Гомера, У. Шекспира, Ж.-Б. Мольера, И. В. Гете.
Секреты подготовки
Самое главное условие — читать художественную литературу в полном варианте, а не ограничиваться кратким изложением. Ученик должен хорошо ориентироваться в произведениях, чтобы подбирать примеры для аргументации своего мнения. При нехватке времени можно прослушивать аудиокниги. Чтобы не осталось неясных моментов, нелишним будет обратиться к критике уважаемых литераторов.
Предстоит обработать много информации, поэтому каждый день рекомендуется читать определенное количество страниц. Если вести конспекты о прочитанном (например, выделять главную идею, авторскую позицию, описывать характеры героев), то освежить материал перед экзаменом получится гораздо быстрее.
Для написания сочинения важно ориентироваться в литературных терминах и жанрах, знать средства выразительности, уметь отображать мысли автора. Темы могут касаться, например, сравнения двух персонажей одного произведения, обоснования позиции конкретного героя, анализа прозы определенного писателя. Тренироваться писать сочинение следует не менее двух раз в месяц.
Как готовиться самостоятельно
Некоторые умения, необходимые ученикам для прохождения испытания:
- определять род и жанр произведения;
- формулировать проблематику, выявлять авторскую позицию, давать характеристику героям;
- сопоставлять эпизоды литературных трудов, сравнивать их героев;
- выражать свое мнение о прочитанном, владеть разными видами пересказа.
Самостоятельно готовиться нетрудно, если точно знать структуру и содержание КИМа. Следует начать с ознакомления с официальными документами во вкладке «ОГЭ» на сайте университета «Синергия». Особое внимание нужно уделить кодификатору: он содержит список важных произведений, разделенный на периоды.
Практика и систематичность — главные секреты успешной сдачи экзамена по литературе. На сайте «Синергии» школьник найдет не только демоверсии, но и теоретическую часть для подготовки.
ЕГЭ по литературе: сложности – это вопрос, который задают и родители, и ученики очень часто, так как этот экзамен считается одним из самых сложных в списке школьных дисциплин и требует не одного года на качественную подготовку к нему.
ЕГЭ по литературе направлен на проверку знаний, полученных выпускником за время обучения в школе с пятого по одиннадцатый класс. Подготовка к экзамену начинается уже со средней школы, ведь главные сложности ЕГЭ по литературе – это невозможность подготовиться к нему за пару-тройку недель. Ученику требуется освоить и освежить в памяти основные художественные произведения школьной программы, научиться их анализировать. Вызывает проблемы и серьезный по объему теоретический материал.
Говоря о сложностях ЕГЭ по литературе, важно обозначить структуру заданий. Экзамен состоит из двух частей, первая из которых – задания на анализ художественного произведения или стихотворения. В данной части проверяется фактическое знание школьного материала и главных литературных приемов.
Вторая часть – это сочинение на одну из предложенных тем, которая должна быть раскрыта в соответствии с содержанием и анализом художественного произведения. Эта часть ЕГЭ по литературе вызывает особые сложности у школьников. Вторая часть экзамена оценивается комиссией по нескольким критериям: глубина понимания проблемы, уровень владениями теоретическими знаниями по литературе, обоснованность указанных аргументов, логичность, последовательность, соответствие нормам речи.
Для того, чтобы ЕГЭ по литературе не вызвал сложности во время сдачи, важно выполнить комплексную подготовку к нему. Изучить и повторить теоретическую часть, прочитать произведения в полном варианте, выполнить анализ каждого из них и тренироваться в написании сочинений.
Колледж экономических международных связей
Для выпускников 9 и 11 классов.
Высшее образование онлайн
Федеральный проект дистанционного образования.
Я б в нефтяники пошел!
Пройди тест, узнай свою будущую профессию и как её получить.
Технологии будущего
Вдохновитесь идеей стать крутым инженером, чтобы изменить мир
Студенческие проекты
Студенты МосПолитеха рассказывают о своих изобретениях
Химия и биотехнологии в РТУ МИРЭА
120 лет опыта подготовки
Международный колледж искусств и коммуникаций
МКИК — современный колледж
Английский язык
Совместно с экспертами Wall Street English мы решили рассказать об английском языке так, чтобы его захотелось выучить.
15 правил безопасного поведения в интернете
Простые, но важные правила безопасного поведения в Сети.
Олимпиады для школьников
Перечень, календарь, уровни, льготы.
Первый экономический
Рассказываем о том, чем живёт и как устроен РЭУ имени Г.В. Плеханова.
Билет в Голландию
Участвуй в конкурсе и выиграй поездку в Голландию на обучение в одной из летних школ Университета Радбауд.
Цифровые герои
Они создают интернет-сервисы, социальные сети, игры и приложения, которыми ежедневно пользуются миллионы людей во всём мире.
Работа будущего
Как новые технологии, научные открытия и инновации изменят ландшафт на рынке труда в ближайшие 20-30 лет
Профессии мечты
Совместно с центром онлайн-обучения Фоксфорд мы решили узнать у школьников, кем они мечтают стать и куда планируют поступать.
Экономическое образование
О том, что собой представляет современная экономика, и какие карьерные перспективы открываются перед будущими экономистами.
Гуманитарная сфера
Разговариваем с экспертами о важности гуманитарного образования и областях его применения на практике.
Молодые инженеры
Инженерные специальности становятся всё более востребованными и перспективными.
Табель о рангах
Что такое гражданская служба, кто такие госслужащие и какое образование является хорошим стартом для будущих чиновников.
Карьера в нефтехимии
Нефтехимия — это инновации, реальное производство продукции, которая есть в каждом доме.
В этой статье рассказываем о структуре вариантов ЕГЭ по литературе, об особенностях сдачи экзамена по этому предмету, разбираем самые частые ошибки учеников, а также делимся советами преподавателей о сдаче ЕГЭ на 80+ баллов.
ЕГЭ по литературе: из чего состоит, сколько времени даётся и какие особенности
Литература — один из самых сложных предметов для сдачи на ЕГЭ, ведь при подготовке к нему приходится иметь дело с очень большим объёмом материала.
В ЕГЭ по литературе упор делается на творческие способности ученика. Здесь нет заданий, которые можно назвать простыми или базовыми: практически каждое требует от ученика глубоких знаний, включающих владение литературоведческой терминологией и навыки анализа художественных произведений.
Структура варианта ЕГЭ по литературе
Вариант ЕГЭ по литературе включает в себя 12 заданий разных уровней сложности:
- Задания с 1 по 6 — работа с фрагментом произведения из кодификатора ФИПИ;
- Задания с 7 по 11 — анализ стихотворения;
- 12 задание — сочинение по одной из пяти предложенных тем. Минимальное количество слов — 250. Сочинение объёмом меньше 200 слов оценивается в 0 баллов.
В кодификаторе ФИПИ все задания делятся на две части: первая — задания с 1–11, вторая часть — сочинение в 12 задании. О том, как правильно пользоваться этим ресурсом, рассказываем в статье «Сайт ФИПИ и демоверсии ЕГЭ: инструкция по применению».
При этом первая часть ещё подразделяется на два комплекса: первый комплекс включает задания 1–6, второй – 7–11.
Задания 1–4 и 7–9 требуют только краткого ответа, в то время как остальные в этой части предполагают развёрнутый (примерный объём – 5–10 предложений).
Задания первого комплекса построены на работе с отрывком эпического, лироэпического или драматического произведения, а задания второго – с лирическими произведениями: стихотворениями, поэмами, балладами, баснями.
Даётся на ЕГЭ по литературе столько же времени, сколько и на ЕГЭ по математике и русскому языку: 3 часа 55 минут — это самые продолжительные экзамены.
Василиса Бродская, преподавательница литературы в онлайн-школе Вебиум, также делится лайфхаками, которые надо знать, чтобы сдать ЕГЭ по литературе на 90+ баллов.
Самые простые задания
Более простой считается тестовая часть ЕГЭ по литературе — хорошо знакомый с теорией литературы ученик может легко справиться с этими заданиями без ошибок.
Это задания 1–4 и 7–9, которые предполагают ответы из одного или двух слов или последовательности цифр. Ответ надо записать без пробелов, запятых и каких-либо других символов в бланк ответов № 1.
По моему мнению, самые простые задания — это теоретическая часть. Тест — это единственная часть в ЕГЭ, где тебе просто нужно покопаться в голове и вспомнить, например, каково авторское определение «Мёртвых душ».
По моему мнению, самые простые задания — это теоретическая часть. Тест — это единственная часть в ЕГЭ, где тебе просто нужно покопаться в голове и вспомнить, например, каково авторское определение «Мёртвых душ».
Самое сложное задание и самые частые ошибки на ЕГЭ по литературе
Первое место по количеству допущенных ошибок занимают сочинения. Самое сложное — сочинение в задании 12. Часто страдают речевая и фактическая стороны. Из-за этого обидно терять баллы, поэтому мы всегда с командой стараемся научить ребят не только писать сочинения, но и правильно формулировать мысли. Важно не допускать и искажения авторской позиции, и выражений типа «Пьер был дворянином, поэтому мочился духами».
Лада Кравченко, помощница преподавателя по литературе в онлайн-школе Вебиум
Первое место по количеству допущенных ошибок занимают сочинения. Самое сложное — сочинение в задании 12. Часто страдают речевая и фактическая стороны. Из-за этого обидно терять баллы, поэтому мы всегда с командой стараемся научить ребят не только писать сочинения, но и правильно формулировать мысли. Важно не допускать и искажения авторской позиции, и выражений типа «Пьер был дворянином, поэтому мочился духами».
Лада Кравченко, помощница преподавателя по литературе в онлайн-школе Вебиум
Разберём частые ошибки в сочинениях по литературе у учеников:
- Неверное понимание темы или неверное раскрытие темы. Например, если тема звучит как «Отношение автора к Наташе Ростовой», а ученик пишет сочинение об образе Наташи Ростовой вообще, он потеряет свои баллы. Для того, чтобы не допустить этого, надо читать тему внимательно и выделять ключевые слова в ней, ориентируясь на которые будет легче писать сочинение.
- Фактологические ошибки. «В романе «Война и мир« Толстой описывает события Великой Отечественной войны». Думаете, это шутка? Это действительно выдержка из сочинения ученика. Такие ошибки очень грубые. Сюда также относятся неправильное использование терминов, неверное толкование содержания произведения и неточно приведённые цитаты (в сочинении с лирикой особенно).
- Отсутствие рассуждения. Речь идёт о сочинениях, которые состоят из пересказа произведения и не содержат при этом никаких тезисов. Не понятно, что должен оценивать проверяющий в такой работе. Для недопущения отсутствия рассуждения, всегда задавайте вопросы (прямо в сочинении или себе в уме) и отвечайте на них.
- Искажение позиции автора. За правильное определение позиции автора даются отдельные баллы, которые будет жалко упускать. Для точного и правильного определения позиции автора лучше всего привести цитату или сослаться на сцену, которая ясно показывает, как автор относится к тому или иному герою или событию.
Как готовиться к ЕГЭ по литературе
На первом этапе подготовки к ЕГЭ по литературе нужно знакомиться с текстами художественных произведений и изучать их. Как делать это в своё удовольствие рассказали в этой статье.
На втором этапе можно уже решать варианты ЕГЭ и проверять себя по критериям оценивания.
Например, критерии оценивания сочинения в 12 задании включают следующие пункты (с указанием максимального количества первичных баллов, которые можно получить за каждый):
- соответствие сочинения теме и её раскрытие — 3 балла;
- привлечение текста произведения для аргументации — 3 балла;
- опора на литературоведческие понятия — 2 балла;
- цельность и логичность композиции сочинения — 3 балла;
- соблюдение речевых норм русского языка — 3 балла.
Вот некоторые источники, которые будут полезны на втором этапе подготовки к ЕГЭ по литературе:
- Решу ЕГЭ. На сайте представлено большое количество типовых экзаменационных вариантов. Самая удобная функция — тестовую часть можно решать онлайн, система сама определит, был ли дан правильный ответ и сколько баллов за него полагается.
- Онлайн-курсы для подготовки к ЕГЭ по литературе от Вебиума. Подготовка к ЕГЭ по литературе может быть разной: самостоятельной, с репетитором или по онлайн-курсам. Курс по литературе от Вебиума включает бесплатные пробники по литературе, разбор демоверсии ЕГЭ и пробный урок. Результаты учеников впечатляют — каждый второй сдаёт на 80+ баллов, каждый третий — на 90+, а ребят, получивших 100 баллов на ЕГЭ по литературе — 23!
- Шпаргалки по литературе — полезные материалы по литературе для подготовки к ЕГЭ и не только. Здесь можно найти цитатные портреты героев, краткий разбор стихотворных размеров, родов и жанров литературы и многое другое.
- Приложения для подготовки к ЕГЭ по литературе.
Советы от эксперта о том, как сдать ЕГЭ по литературе на высокие баллы
- Учите цитаты и уделяйте время чтению. Пусть это станет частью рутины — как почистить зубы утром!
- Повторяйте весь материал — а лучше делать это с кем-то: можно провести поэтический вечер с друзьями, почитать драмы по ролям, слушать стихотворения в исполнении профессионалов, читать хором с Безруковым Есенина.
- Читайте тексты сочинений от конца к началу по слову — это лайфхак, который поможет не допустить грамматических ошибок.
Не стоить забывать и об экранизациях литературных произведений — что посмотреть до экзаменов рассказываем в подборке 18 экранизаций произведений из школьной программы.
Помните, что подготовка к ЕГЭ по литературе может приносить не только новые знания и высокие баллы, но и настоящее удовольствие!
Как вы предпочитаете готовиться к ЕГЭ?
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!
Весна — самое напряженное время года для школьников. Впереди у выпускников Единый государственный экзамен. Стресс, волнение, бессонные ночи перед экзаменами и томительные ожидания результатов.
О том, можно ли наверстать упущенные знания, без репетитора подготовиться к экзамену и почему литературу выбирают только «самые стойкие», корреспондент «АиФ-Тюмень» Сирень Бабаева узнала у учителя русского языка и литературы лицея № 93 Лилии Теликовой.
Влюбленные в предмет
Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: У вас есть опыт подготовки стобалльников по ЕГЭ. Поделитесь, в чем секрет успешной сдачи экзамена?
Лилия Теликова: Да, одна ученица у меня сдавала экзамен по русскому языку на 100 баллов, есть и такие ребята, которым до максимального результата не хватило всего чуть-чуть. Это не только моя заслуга, прежде всего это результат труда детей. Как бы ни хотелось, но вложить свои мозги в чужую голову невозможно.
Секрет есть: во-первых, любить русский язык, если ребенок его не любит, то никогда не сдаст экзамен на высокий балл. Нужно иметь и хоть небольшой талант к языку. Также учеба должна быть систематической, если работать от случая к случаю, ничего не получится.
— А можно ли привить любовь к языку?
— Можно, особенно к литературе любовь прививается в первую очередь дома, родителями. Ведь ребенок начинает читать намного раньше, чем приходит в школу. Но и учитель играет не последнюю роль. Если он неравнодушен к своему предмету, то полкласса точно заинтересуется.
И еще, более чем за тридцатилетний опыт работы в школе я заметила, что дети любят предмет, если любят учителя, даже если это сложные алгебра или химия. У нас в этом году пришла учительница физики, несмотря на то, что это тяжелейший предмет, дети просто влюблены в него из-за Татьяны Владимировны. На мой взгляд, закономерность четкая.
— Вы, как учительница литературы, наверное, больше всех замечаете, что дети стали меньше читать?
— Дети стали меньше читать, несомненно, но это не их вина, сколько общая беда. Благодаря тому, что мы сегодня имеем массу возможностей круглосуточно сидеть в интернете, у них нет интереса и потребности к чтению. Но сказать, что все массово не читают, я не могу. У меня есть ученики в 9-м классе, которые запойно читают зарубежную литературу, русскую классику прямо на переменах. Могут сидеть во время урока с книжкой под партой. Мне кажется, это идет из семьи, учитель своим волевым решением не может заставить читать, как бы ему этого ни хотелось. Ему остается только заинтересовать. У меня есть свой секрет в преподавании литературы.
Кроме учебных занятий, я с ребятами занимаюсь театром, мы ставим постановки по различным произведениям. В основном берем те, которые в школе не изучаются. Дети, чтобы понять, сыграть на сцене, должны прочитать это произведение. Так, мы познакомились с «Отверженными», «Собором Парижской богоматери», хоккейный класс читал «А завтра была война» Бориса Васильева. Раз ставим спектакль, им нужно знать, о чем произведение.
На экзамене очень многие приводили примеры по этим произведениям, потому что хорошо их поняли и помнят содержание. Так тоже можно прививать любовь к чтению, но массово такой метод, конечно, не применить.
Классики стало меньше
— В последние годы школьная программа часто меняется. Вы, как учитель, согласны с такими переменами?
— Я бы и в программе по литературе кое-что поменяла. Особенно в начальной школе. Сейчас в нее включены современные авторы и нет многих классиков, на которых мы все выросли. Например, в 5-м классе убрали «Дети подземелья», замечательная повесть, которая воспитывала, многому учила, зато вставили произведения, которые детям не очень понятны. Возможно, поэтому и нет особого интереса. Конечно, программа требует изменений, но рассказов, повестей, которые учат состраданию, честности, заставляют ребенка переживать за героя, — становится все меньше.
Также сейчас многие произведения небольшие по объему, буквально на один урок, я считаю, что нужно погружаться в то, что читаешь. Кстати, именно такие произведения потом и запоминаются. Каждый помнит «Капитанскую дочку», «Тараса Бульбу», «Героя нашего времени», «Евгения Онегина», потому что их разбирали, изучали несколько уроков подряд. Да, может быть, не все поняли, о чем они, кто-то, может быть, читал «по диагонали», но в памяти они отложились. А спросите про те произведения, которые изучали за один урок — не назовут ни автора, ни названия, потому что за сорок минут занятия еще не сформировалось представление.
Мы не вправе изменить программу, но можем сказать, что преподавать литературу стало труднее. С одной стороны, у детей нет желания читать, а с другой — они, наверное, не видят пользы в ней. Ведь любая информация сейчас доступна нажатием одной кнопки.
— Правда ли, что те дети, которые много читают, грамотнее?
— Связь между чтением и литературой есть, но она не абсолютная. Правда, такая закономерность наблюдается. Ребенок, который имеет хорошую зрительную память, как правило, неплохо работает и письменно. Может быть, в отношении грамотности и будут какие-то проблемы, потому что она связана со знанием правил, но письменно выражать свои мысли книголюбам легко, слог у них лучше, чем у тех, кто совсем не читает. Те, бывает, и двух слов сказать не могут.
Научить учиться
— Как вы считаете, какая форма экзаменов лучше: ЕГЭ или устные, как было раньше?
— Было бы лучше, если бы мы устно беседовали с детьми, как раньше. Но, с другой стороны, тот же ЕГЭ по литературе позволяет выяснить уровень понимания текста, в принципе, этого достаточно.
Но есть дети, которым письменная речь дается очень сложно, устно они могут изложить свои мысли, а оформить их на бумаге — проблематично. Это становится камнем преткновения, и поэтому литературу они не выбирают. Вообще, литература — один из самых невыбираемых предметов, потому что нужно владеть огромным объемом информации. Чтобы сдать ЕГЭ по литературе в 11-м классе, нужна программа с 6-го класса, это предельно сложно. Очень многое нужно не просто знать, но и прочитать.
— А можно наверстать упущенное перед экзаменами?
— Практически нет. Если у ученика нет базы, то просто нереально. Если она есть, но на каком-то этапе он просто что-то пропустил, то наверстать упущенное при желании можно. Прежде всего должна быть хорошая база начальной школы и 5-6 класса, когда закладываются основы изучения языка. Но без стараний самого ребенка ничего не сделать.
— А что подразумевается под базой, это набор каких-то правил или навыков?
— База закладывается в начальной школе. И здесь очень важно, к какому учителю ты попал, сумеет ли он заинтересовать, направить. Речь идет не о том, чтобы с первого класса и до конца жизни запомнить правила, а о том, какие навыки ученик обретет. Он должен научиться трудиться, быть усердным, уметь найти информацию, сначала сделать уроки, а потом развлекаться. Именно эти дети, которых научили учиться, и успешны в дальнейшем.
— Можно ли подготовиться к экзамену без репетитора?
— Можно, сейчас есть много пробных работ, сайтов в интернете, в конце концов можно просто обложиться книгами. Все зависит от желания ребенка. Да, помощь учителя ему тоже нужна, но для проверки, подсказки, чтобы направить в верную сторону.
У меня были такие случаи, когда дети сами занимались и успешно сдавали экзамен. В прошлом году из всего 11 класса всего три человека ходили к репетитору, остальные готовились сами и все сдали хорошо.
— Лилия Владимировна, как сдать ЕГЭ и не сойти с ума?
— ЕГЭ — это не так страшно, как преподносят. Если человек идет к нему целенаправленно, знает, что его ждет, готовится, то это абсолютно нормально. Я считаю, что чаще всего нагнетают обстановку родители, которые иногда даже не знают, как проходит экзамен. Детей к нему готовят, репетируют и относятся спокойнее. Да, они волнуются, но это нормальное состояние перед любым экзаменом. Тем более если не сдал ЕГЭ, то можно пересдать, подать апелляцию, если не согласен с результатами. Все же это больше истерия бывает у родителей, которые говорят ребенку: «Вот ты не сдашь, не поступишь в вуз и будешь работать дворником», но, с другой стороны, хороший дворник — тоже нужная профессия, без нее никак. А если не в вуз, то можно поступить в техникумы.
— Сейчас многие просто уходят после девятого класса, чтобы не сдавать экзамен, это выход из ситуации?
— Если ребенок знает, что не сможет сдать экзамен, — да. Тем же, кто идет учиться в 10-11 классы, нужно трезво оценивать свои силы и знания. Очень часто в 10-й класс приходят дети, которые не только не в состоянии сдать ЕГЭ, но им тяжело даже программу освоить, и ЕГЭ для них — катастрофа. Ну, а те, кто осознанно выбирает учебу в 10-11 классах, должны понимать, что за два года наверстать упущенное невозможно, нужно трудиться постоянно, стабильно, систематически готовить себя к ЕГЭ. Большинству нужно работать еще и дома, а не только в школе. Если есть возможность, пожалуйста, нанимайте репетитора. Но все решает только труд, другого варианта нет. Уповать на везение не надо, это из области сказки.
ЕГЭ по литературе считается одним из самых сложных испытаний. Весь экзамен состоит из 7 тестовых заданий и 5 сочинений, которые порой содержат в себе специфичные требования. Чтобы получить высокий балл, нужно не только прочитать множество книг, но и уметь анализировать произведения, не путать ямб с хореем и понимать, что «маленький» человек- дитя реализма, а не тот, кто в детстве ел недостаточно «Растишки».
Но даже с этим трудным испытанием многие одиннадцатиклассники справляются. Одна из московских выпускниц, Анастасия Лебедева, сдала ЕГЭ по литературе на 100 баллов и раскрыла свой секрет успеха.
Настя готовилась к литературе начиная с сентября. Причем делала это практически каждый день, потому что знала, без высоких баллов поступить не получится.
— Получается, с сентября по май я занималась в онлайн-школе Умскул + взяла предбанник. Также я пробовала заниматься с репетитором, но поняла, что для меня удобнее заниматься онлайн, просматривая вебинары.
При подготовке к любому экзамену важна мотивация, и Настя нашла ее в знакомых, которые уже поступили в престижные институты. Именно тогда она осознавала, только если постараться. Да и семья всё время твердила: «Ты умница! Ты сможешь». И они не обманули.
А ещё Насте помогали пробные экзамены в школе, которые она писала регулярно, и все — на приличные балллы. Правда ей их было мало, нужно было только 100.
— По старой шкале перевода баллов у меня было от 80-94. Последний написанный пробник был на 96, оценённый уже по новой шкале. Я была уверенно настроена в день экзамена, надеялась на 95+. Мы даже записали видео с одноклассниками, в котором говорили на какие баллы мы хотим написать. Я сказала- на 100! Так и вышло!
Очень часто эмоции на экзамене берут вверх, и из-за волнения выпускники сдают экзамены на нежеланный результат.
Боялась ли ЕГЭ Настя?
— В начале года — очень, так как структура экзамена была для меня абсолютно незнакомой, поэтому пугающей. Со временем, написав большое количество пробников, я поняла, что от меня требуется, и стала относиться к ЕГЭ как определенному жизненному испытанию, которое необходимо пройти. Я считаю, что его боятся не стоит. Все зависит от твоего настроя, уверенности в собственных силах, контроле эмоций на самом экзамене.
День экзамена. Каким он был?
— В день ЕГЭ я проснулась с прекрасным настроением, потому что осознавала, насколько много я узнала за этот год непрерывной подготовки. Казалось, я была готова уже ко всему, так как прошла кодификатор трижды.
Небольшое волнение было лишь за полчаса до экзамена, пока нам не раздали КИМЫ. Получив его и просмотрев задания, я улыбнулась, так как поняла, что смогу все сделать.
Я внимательно следила за временем, записывая сочинения сразу после того, как написала на черновик, не оставляя на потом. Были небольшие сомнения лишь с 12 сочинением, так как взяла сложное произведение — «Двенадцать» А.А.Блока. Я поняла, что какая бы тема тебе не попалась, нужно искать выход из любой ситуации. Так что я взяла себя в руки и написала!
Со временем проблем у меня не было, все успела переписать, оставила несколько минут на проверку. Сдав работу, я почувствовала облегчение, так как написала самый трудный экзамен из тех, которые мне предстояли.
Как писать сочинения: сразу на чистовик или уделять время черновику?
Сочинения на черновик написать необходимо. Можно тезисно — если ты уверен в своих аргументах. Если же нет, то лучше поработать на черновике подольше, но опять таки не задерживаться слишком. Если осталось мало времени, лучше писать сразу на чистовик, так как скорее всего не хватит времени переписать все. Лучше зачеркнуть мысли на чистовике и подписать что-то, чем не написать совсем.
7 июня поздно вечером ребятам начали приходить результаты по литературе. Настя оставалась в непонимании отсутствия своих баллов на сайте. Открыв ГосУслуги утром 8 июня, она увидела максимум.
— Это непередаваемые эмоции! Результаты пришли позже, чем остальным из-за проблем с сайтом, я очень волновалась, ждала целый день. Мама узнала первой мои баллы, а потом сказала мне. Я была в полном шоке и восторге, думала, что это сон, ведь 100 баллов кажутся такими нереальными! Я поняла, что не зря так усердно готовилась к литературе.
Советы от стобалльницы
— Нужно читать большие произведения летом, либо в самом начале года, потому что дальше времени на это совсем не будет. Я считаю, что читать в кратком содержании не так уж и плохо, но только если это касается произведений, введённых в кодификатор недавно.
Конечно, лучше всего читать основные произведения полностью, потому что в ЕГЭ могут задать узкий вопрос, без знания деталей сюжета ответить невозможно.
Каждый день я смотрела вебинары, выполняла задания, отправляла сочинения на проверку. Произведения я читала либо в транспорте, либо в свободное время. Главное — уделять время отдыху, позволять себе ничего не делать день или два, иначе не хватит сил на конец года.
Кто собирается сдавать ЕГЭ по литературе, знает, что необходимо запоминать цитаты как из прозы, так и строфы из лирики.
Вот чем пользовалась Настя:
— Я не учила полностью стихотворения, а запомнила определённые строки по многочисленным темам. Для каждого по-разному может быть: кому-то удобнее учить полностью, но лично для меня было удобнее по строкам. Цитаты из прозы менее необходимы, чем из лирики, поэтому я им уделила меньше времени. Я их запоминала по определённым заданиям, которые мне высылались. На вебинарах мы разбирали их, поэтому они были перед глазами. На экзамене использовала 2 небольшие цитаты по прозе, в лирике же они были необходимы. Могу сказать, что 12 сочинение по прозе реально написать без цитат, если есть крепкая аргументация, определённые эпизоды из произведения.
Теперь, когда результаты уже получены, Анастасия планирует поступать в МГАХИ им. Сурикова в Москве. Будет подавать на два факультета — живопись и графика. Она выбрала это направление, так как рисует уже около 12 лет и закончила школу с углубленным изучением изобразительных искусств!