Весна — самое напряженное время года для школьников. Впереди у выпускников Единый государственный экзамен. Стресс, волнение, бессонные ночи перед экзаменами и томительные ожидания результатов.
О том, можно ли наверстать упущенные знания, без репетитора подготовиться к экзамену и почему литературу выбирают только «самые стойкие», корреспондент «АиФ-Тюмень» Сирень Бабаева узнала у учителя русского языка и литературы лицея № 93 Лилии Теликовой.
Влюбленные в предмет
Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: У вас есть опыт подготовки стобалльников по ЕГЭ. Поделитесь, в чем секрет успешной сдачи экзамена?
Лилия Теликова: Да, одна ученица у меня сдавала экзамен по русскому языку на 100 баллов, есть и такие ребята, которым до максимального результата не хватило всего чуть-чуть. Это не только моя заслуга, прежде всего это результат труда детей. Как бы ни хотелось, но вложить свои мозги в чужую голову невозможно.
Секрет есть: во-первых, любить русский язык, если ребенок его не любит, то никогда не сдаст экзамен на высокий балл. Нужно иметь и хоть небольшой талант к языку. Также учеба должна быть систематической, если работать от случая к случаю, ничего не получится.
— А можно ли привить любовь к языку?
— Можно, особенно к литературе любовь прививается в первую очередь дома, родителями. Ведь ребенок начинает читать намного раньше, чем приходит в школу. Но и учитель играет не последнюю роль. Если он неравнодушен к своему предмету, то полкласса точно заинтересуется.
И еще, более чем за тридцатилетний опыт работы в школе я заметила, что дети любят предмет, если любят учителя, даже если это сложные алгебра или химия. У нас в этом году пришла учительница физики, несмотря на то, что это тяжелейший предмет, дети просто влюблены в него из-за Татьяны Владимировны. На мой взгляд, закономерность четкая.
— Вы, как учительница литературы, наверное, больше всех замечаете, что дети стали меньше читать?
— Дети стали меньше читать, несомненно, но это не их вина, сколько общая беда. Благодаря тому, что мы сегодня имеем массу возможностей круглосуточно сидеть в интернете, у них нет интереса и потребности к чтению. Но сказать, что все массово не читают, я не могу. У меня есть ученики в 9-м классе, которые запойно читают зарубежную литературу, русскую классику прямо на переменах. Могут сидеть во время урока с книжкой под партой. Мне кажется, это идет из семьи, учитель своим волевым решением не может заставить читать, как бы ему этого ни хотелось. Ему остается только заинтересовать. У меня есть свой секрет в преподавании литературы.
Кроме учебных занятий, я с ребятами занимаюсь театром, мы ставим постановки по различным произведениям. В основном берем те, которые в школе не изучаются. Дети, чтобы понять, сыграть на сцене, должны прочитать это произведение. Так, мы познакомились с «Отверженными», «Собором Парижской богоматери», хоккейный класс читал «А завтра была война» Бориса Васильева. Раз ставим спектакль, им нужно знать, о чем произведение.
На экзамене очень многие приводили примеры по этим произведениям, потому что хорошо их поняли и помнят содержание. Так тоже можно прививать любовь к чтению, но массово такой метод, конечно, не применить.
Классики стало меньше
— В последние годы школьная программа часто меняется. Вы, как учитель, согласны с такими переменами?
— Я бы и в программе по литературе кое-что поменяла. Особенно в начальной школе. Сейчас в нее включены современные авторы и нет многих классиков, на которых мы все выросли. Например, в 5-м классе убрали «Дети подземелья», замечательная повесть, которая воспитывала, многому учила, зато вставили произведения, которые детям не очень понятны. Возможно, поэтому и нет особого интереса. Конечно, программа требует изменений, но рассказов, повестей, которые учат состраданию, честности, заставляют ребенка переживать за героя, — становится все меньше.
Также сейчас многие произведения небольшие по объему, буквально на один урок, я считаю, что нужно погружаться в то, что читаешь. Кстати, именно такие произведения потом и запоминаются. Каждый помнит «Капитанскую дочку», «Тараса Бульбу», «Героя нашего времени», «Евгения Онегина», потому что их разбирали, изучали несколько уроков подряд. Да, может быть, не все поняли, о чем они, кто-то, может быть, читал «по диагонали», но в памяти они отложились. А спросите про те произведения, которые изучали за один урок — не назовут ни автора, ни названия, потому что за сорок минут занятия еще не сформировалось представление.
Мы не вправе изменить программу, но можем сказать, что преподавать литературу стало труднее. С одной стороны, у детей нет желания читать, а с другой — они, наверное, не видят пользы в ней. Ведь любая информация сейчас доступна нажатием одной кнопки.
— Правда ли, что те дети, которые много читают, грамотнее?
— Связь между чтением и литературой есть, но она не абсолютная. Правда, такая закономерность наблюдается. Ребенок, который имеет хорошую зрительную память, как правило, неплохо работает и письменно. Может быть, в отношении грамотности и будут какие-то проблемы, потому что она связана со знанием правил, но письменно выражать свои мысли книголюбам легко, слог у них лучше, чем у тех, кто совсем не читает. Те, бывает, и двух слов сказать не могут.
Научить учиться
— Как вы считаете, какая форма экзаменов лучше: ЕГЭ или устные, как было раньше?
— Было бы лучше, если бы мы устно беседовали с детьми, как раньше. Но, с другой стороны, тот же ЕГЭ по литературе позволяет выяснить уровень понимания текста, в принципе, этого достаточно.
Но есть дети, которым письменная речь дается очень сложно, устно они могут изложить свои мысли, а оформить их на бумаге — проблематично. Это становится камнем преткновения, и поэтому литературу они не выбирают. Вообще, литература — один из самых невыбираемых предметов, потому что нужно владеть огромным объемом информации. Чтобы сдать ЕГЭ по литературе в 11-м классе, нужна программа с 6-го класса, это предельно сложно. Очень многое нужно не просто знать, но и прочитать.
— А можно наверстать упущенное перед экзаменами?
— Практически нет. Если у ученика нет базы, то просто нереально. Если она есть, но на каком-то этапе он просто что-то пропустил, то наверстать упущенное при желании можно. Прежде всего должна быть хорошая база начальной школы и 5-6 класса, когда закладываются основы изучения языка. Но без стараний самого ребенка ничего не сделать.
— А что подразумевается под базой, это набор каких-то правил или навыков?
— База закладывается в начальной школе. И здесь очень важно, к какому учителю ты попал, сумеет ли он заинтересовать, направить. Речь идет не о том, чтобы с первого класса и до конца жизни запомнить правила, а о том, какие навыки ученик обретет. Он должен научиться трудиться, быть усердным, уметь найти информацию, сначала сделать уроки, а потом развлекаться. Именно эти дети, которых научили учиться, и успешны в дальнейшем.
— Можно ли подготовиться к экзамену без репетитора?
— Можно, сейчас есть много пробных работ, сайтов в интернете, в конце концов можно просто обложиться книгами. Все зависит от желания ребенка. Да, помощь учителя ему тоже нужна, но для проверки, подсказки, чтобы направить в верную сторону.
У меня были такие случаи, когда дети сами занимались и успешно сдавали экзамен. В прошлом году из всего 11 класса всего три человека ходили к репетитору, остальные готовились сами и все сдали хорошо.
— Лилия Владимировна, как сдать ЕГЭ и не сойти с ума?
— ЕГЭ — это не так страшно, как преподносят. Если человек идет к нему целенаправленно, знает, что его ждет, готовится, то это абсолютно нормально. Я считаю, что чаще всего нагнетают обстановку родители, которые иногда даже не знают, как проходит экзамен. Детей к нему готовят, репетируют и относятся спокойнее. Да, они волнуются, но это нормальное состояние перед любым экзаменом. Тем более если не сдал ЕГЭ, то можно пересдать, подать апелляцию, если не согласен с результатами. Все же это больше истерия бывает у родителей, которые говорят ребенку: «Вот ты не сдашь, не поступишь в вуз и будешь работать дворником», но, с другой стороны, хороший дворник — тоже нужная профессия, без нее никак. А если не в вуз, то можно поступить в техникумы.
— Сейчас многие просто уходят после девятого класса, чтобы не сдавать экзамен, это выход из ситуации?
— Если ребенок знает, что не сможет сдать экзамен, — да. Тем же, кто идет учиться в 10-11 классы, нужно трезво оценивать свои силы и знания. Очень часто в 10-й класс приходят дети, которые не только не в состоянии сдать ЕГЭ, но им тяжело даже программу освоить, и ЕГЭ для них — катастрофа. Ну, а те, кто осознанно выбирает учебу в 10-11 классах, должны понимать, что за два года наверстать упущенное невозможно, нужно трудиться постоянно, стабильно, систематически готовить себя к ЕГЭ. Большинству нужно работать еще и дома, а не только в школе. Если есть возможность, пожалуйста, нанимайте репетитора. Но все решает только труд, другого варианта нет. Уповать на везение не надо, это из области сказки.
Будущих выпускников часто интересует следующее: «Сложно ли сдавать ЕГЭ по литературе?», «Что может вызвать наибольшие трудности?», «Как эффективно подготовиться и повысить свои шансы на поступление?».
Единый государственный экзамен по литературе необходим выпускникам, которые собираются поступать на факультеты лингвистики, философии или на другие гуманитарные направления (журналистика, издательское дело, филология и др.). Эта дисциплина пригодится также абитуриентам, поступающим в училища и институты искусств на актеров, режиссеров и художников.
Что вызывает большие трудности?
Экзамен по литературе состоит из двух частей. Первая часть включает 11 вопросов. На первые шесть ученик отвечает на основании предложенного отрывка из прозы. На оставшиеся пять он отвечает по предложенному поэтическому отрывку. Вторая часть включает 5 тем, из которых ученику выпускного класса нужно выбрать только одну и раскрыть ее в форме сочинения (не менее 250 слов).
Из первой части наибольшую сложность представляют 5−6-е и последние два задания, потому что они требуют от ученика выпускного класса развернутого ответа. Чтобы выполнять их, важно учиться анализировать отрывки прочитанных произведений, уметь находить их главную мысль и проблематику, ориентироваться в других произведениях и давать аргументацию на их основании в соответствии с полученным на экзамене фрагментом.
Сочинение обычно требует больших затрат времени и сил и вызывает у сдающего больше всего сложностей. Ученик должен не только соблюдать речевые нормы, но и уметь оперировать литературными понятиями, писать логичный и композиционно цельный текст. Этот навык требует долгих и упорных тренировок, на которые выпускнику часто не хочется тратить свое свободное время.
Как облегчить подготовку?
Чтобы повысить свои шансы сдать на высокие баллы, нужно научиться решать обе части экзаменационного КИМа. Для этого можно распределить задания из первой части по уровню сложности и темам, чтобы решать их блоками. Решение однотипных заданий дает шанс понять их принцип и отработать нужный навык.
Для второй части КИМа лучше всего выбрать отдельные дни. Важным аспектом сочинения являются аргументы, поэтому необходимо писать их ежедневно, можно даже завести для них отдельную тетрадь. Готовиться лучше начинать как можно раньше, это повысит шансы на успешную сдачу.
Важно изучить как можно больше произведений в полном варианте, избегая кратких содержаний. Список рекомендованных авторов представлен на сайте ФИПИ. Можно разделить все произведения на группы по эпохам. Такой подход учит ориентироваться в литературе разных веков и даст представления о каждой из эпох. В школе изучают произведения Древней Руси, а также XVIII—XXI вв.еков.
На что обратить внимание?
Выпускники теряют больше всего баллов:
- за фактические нарушения;
- за нарушение речевых и логических норм;
- за недостаточный анализ;
- за неубедительную аргументацию или ее отсутствие;
- за неправильно понятую позицию автора.
Сочинение должно быть написано с соблюдением всех грамматических и речевых норм, включать не только убедительные аргументы, но также четкую и логичную композицию повествования, о которых учащиеся часто забывают.
Чтобы этого избежать, нужно внимательно читать и глубоко анализировать предложенные в КИМе текстовые отрывки и подбирать правильные аргументы для отстаивания своей позиции. Стоит повторить грамматику и пунктуацию, изучить все типы речевых ошибок.
Советы сдающим ЕГЭ
Топ-7 советов тем, кто решил сдать Единый государственный экзамен по литературе:
- Заведите тетрадь для записей. В тетрадь можно выписывать краткие сюжеты произведений, цитаты, характеристику персонажей, основные мысли и проблемы в текстах. Также можно записывать заготовленные фразы-клише, которые могут помочь в построении логической композиции сочинения.
- Используйте термины. Это покажет ваш уровень знаний и эрудированность в данной дисциплине. Важно научиться оперировать словами правильно и вставлять их только в нужные места, потому что неправильно употребленный термин комиссия может рассмотреть как недочет и снять за него баллы.
- Пишите сочинения как можно чаще. Лучше всего выделить несколько часов в неделю для написания сочинений, анализа текста и подбора аргументации, это повысит продуктивность и шансы сдать ЕГЭ на хорошие баллы.
- Используйте материалы ФИПИ. На сайте представлены демонстрационные варианты и критерии оценивания, а также банк заданий с большим количеством примеров для закрепления своих знаний и отработки практических навыков. На сайте университета «Синергия» представлен раздел с разбором заданий по всем предметам, который может облегчить абитуриентам их учебный процесс.
- Читайте ежедневно. Чтение расширяет объем долговременной памяти и словарный запас, повышает эрудированность и учит ориентироваться не только в сюжетах и персонажах, но также в жанрах и эпохах. Помимо этого чтение учит грамотно излагать свои мысли и обогащает речь.
- Изучайте произведения вне рамок школьной программы. Это расширит ваш кругозор и даст больше представлений о мире литературы. Вы сможете познакомиться с новыми стилями зарубежных и русских писателей и подберете много нового для изучения.
- Чередуйте учебу и отдых. Делайте зарядку, гуляйте и отвлекайтесь на что-то другое. Мозгу необходимы кислород и периодическая смена деятельности, это защищает от выгорания и повышает продуктивность работы.
ЕГЭ по литературе пригодится тем, кто хочет в будущем поступить на творческую специальность, разбираться в филологии и работать со словом. Экзамен требует много сил и времени, поэтому лучше начинать усердно учиться за 1−2 года до сдачи.
Ученикам важно научиться решать КИМы, для этого необходимо много читать и анализировать прочитанные произведения. Такой подход дает шансы на хорошие баллы и возможность поступить в любое учебное заведение.
В этой статье рассказываем о структуре вариантов ЕГЭ по литературе, об особенностях сдачи экзамена по этому предмету, разбираем самые частые ошибки учеников, а также делимся советами преподавателей о сдаче ЕГЭ на 80+ баллов.
ЕГЭ по литературе: из чего состоит, сколько времени даётся и какие особенности
Литература — один из самых сложных предметов для сдачи на ЕГЭ, ведь при подготовке к нему приходится иметь дело с очень большим объёмом материала.
В ЕГЭ по литературе упор делается на творческие способности ученика. Здесь нет заданий, которые можно назвать простыми или базовыми: практически каждое требует от ученика глубоких знаний, включающих владение литературоведческой терминологией и навыки анализа художественных произведений.
Структура варианта ЕГЭ по литературе
Вариант ЕГЭ по литературе включает в себя 12 заданий разных уровней сложности:
- Задания с 1 по 6 — работа с фрагментом произведения из кодификатора ФИПИ;
- Задания с 7 по 11 — анализ стихотворения;
- 12 задание — сочинение по одной из пяти предложенных тем. Минимальное количество слов — 250. Сочинение объёмом меньше 200 слов оценивается в 0 баллов.
В кодификаторе ФИПИ все задания делятся на две части: первая — задания с 1–11, вторая часть — сочинение в 12 задании. О том, как правильно пользоваться этим ресурсом, рассказываем в статье «Сайт ФИПИ и демоверсии ЕГЭ: инструкция по применению».
При этом первая часть ещё подразделяется на два комплекса: первый комплекс включает задания 1–6, второй – 7–11.
Задания 1–4 и 7–9 требуют только краткого ответа, в то время как остальные в этой части предполагают развёрнутый (примерный объём – 5–10 предложений).
Задания первого комплекса построены на работе с отрывком эпического, лироэпического или драматического произведения, а задания второго – с лирическими произведениями: стихотворениями, поэмами, балладами, баснями.
Даётся на ЕГЭ по литературе столько же времени, сколько и на ЕГЭ по математике и русскому языку: 3 часа 55 минут — это самые продолжительные экзамены.
Василиса Бродская, преподавательница литературы в онлайн-школе Вебиум, также делится лайфхаками, которые надо знать, чтобы сдать ЕГЭ по литературе на 90+ баллов.
Самые простые задания
Более простой считается тестовая часть ЕГЭ по литературе — хорошо знакомый с теорией литературы ученик может легко справиться с этими заданиями без ошибок.
Это задания 1–4 и 7–9, которые предполагают ответы из одного или двух слов или последовательности цифр. Ответ надо записать без пробелов, запятых и каких-либо других символов в бланк ответов № 1.
По моему мнению, самые простые задания — это теоретическая часть. Тест — это единственная часть в ЕГЭ, где тебе просто нужно покопаться в голове и вспомнить, например, каково авторское определение «Мёртвых душ».
По моему мнению, самые простые задания — это теоретическая часть. Тест — это единственная часть в ЕГЭ, где тебе просто нужно покопаться в голове и вспомнить, например, каково авторское определение «Мёртвых душ».
Самое сложное задание и самые частые ошибки на ЕГЭ по литературе
Первое место по количеству допущенных ошибок занимают сочинения. Самое сложное — сочинение в задании 12. Часто страдают речевая и фактическая стороны. Из-за этого обидно терять баллы, поэтому мы всегда с командой стараемся научить ребят не только писать сочинения, но и правильно формулировать мысли. Важно не допускать и искажения авторской позиции, и выражений типа «Пьер был дворянином, поэтому мочился духами».
Лада Кравченко, помощница преподавателя по литературе в онлайн-школе Вебиум
Первое место по количеству допущенных ошибок занимают сочинения. Самое сложное — сочинение в задании 12. Часто страдают речевая и фактическая стороны. Из-за этого обидно терять баллы, поэтому мы всегда с командой стараемся научить ребят не только писать сочинения, но и правильно формулировать мысли. Важно не допускать и искажения авторской позиции, и выражений типа «Пьер был дворянином, поэтому мочился духами».
Лада Кравченко, помощница преподавателя по литературе в онлайн-школе Вебиум
Разберём частые ошибки в сочинениях по литературе у учеников:
- Неверное понимание темы или неверное раскрытие темы. Например, если тема звучит как «Отношение автора к Наташе Ростовой», а ученик пишет сочинение об образе Наташи Ростовой вообще, он потеряет свои баллы. Для того, чтобы не допустить этого, надо читать тему внимательно и выделять ключевые слова в ней, ориентируясь на которые будет легче писать сочинение.
- Фактологические ошибки. «В романе «Война и мир« Толстой описывает события Великой Отечественной войны». Думаете, это шутка? Это действительно выдержка из сочинения ученика. Такие ошибки очень грубые. Сюда также относятся неправильное использование терминов, неверное толкование содержания произведения и неточно приведённые цитаты (в сочинении с лирикой особенно).
- Отсутствие рассуждения. Речь идёт о сочинениях, которые состоят из пересказа произведения и не содержат при этом никаких тезисов. Не понятно, что должен оценивать проверяющий в такой работе. Для недопущения отсутствия рассуждения, всегда задавайте вопросы (прямо в сочинении или себе в уме) и отвечайте на них.
- Искажение позиции автора. За правильное определение позиции автора даются отдельные баллы, которые будет жалко упускать. Для точного и правильного определения позиции автора лучше всего привести цитату или сослаться на сцену, которая ясно показывает, как автор относится к тому или иному герою или событию.
Как готовиться к ЕГЭ по литературе
На первом этапе подготовки к ЕГЭ по литературе нужно знакомиться с текстами художественных произведений и изучать их. Как делать это в своё удовольствие рассказали в этой статье.
На втором этапе можно уже решать варианты ЕГЭ и проверять себя по критериям оценивания.
Например, критерии оценивания сочинения в 12 задании включают следующие пункты (с указанием максимального количества первичных баллов, которые можно получить за каждый):
- соответствие сочинения теме и её раскрытие — 3 балла;
- привлечение текста произведения для аргументации — 3 балла;
- опора на литературоведческие понятия — 2 балла;
- цельность и логичность композиции сочинения — 3 балла;
- соблюдение речевых норм русского языка — 3 балла.
Вот некоторые источники, которые будут полезны на втором этапе подготовки к ЕГЭ по литературе:
- Решу ЕГЭ. На сайте представлено большое количество типовых экзаменационных вариантов. Самая удобная функция — тестовую часть можно решать онлайн, система сама определит, был ли дан правильный ответ и сколько баллов за него полагается.
- Онлайн-курсы для подготовки к ЕГЭ по литературе от Вебиума. Подготовка к ЕГЭ по литературе может быть разной: самостоятельной, с репетитором или по онлайн-курсам. Курс по литературе от Вебиума включает бесплатные пробники по литературе, разбор демоверсии ЕГЭ и пробный урок. Результаты учеников впечатляют — каждый второй сдаёт на 80+ баллов, каждый третий — на 90+, а ребят, получивших 100 баллов на ЕГЭ по литературе — 23!
- Шпаргалки по литературе — полезные материалы по литературе для подготовки к ЕГЭ и не только. Здесь можно найти цитатные портреты героев, краткий разбор стихотворных размеров, родов и жанров литературы и многое другое.
- Приложения для подготовки к ЕГЭ по литературе.
Советы от эксперта о том, как сдать ЕГЭ по литературе на высокие баллы
- Учите цитаты и уделяйте время чтению. Пусть это станет частью рутины — как почистить зубы утром!
- Повторяйте весь материал — а лучше делать это с кем-то: можно провести поэтический вечер с друзьями, почитать драмы по ролям, слушать стихотворения в исполнении профессионалов, читать хором с Безруковым Есенина.
- Читайте тексты сочинений от конца к началу по слову — это лайфхак, который поможет не допустить грамматических ошибок.
Не стоить забывать и об экранизациях литературных произведений — что посмотреть до экзаменов рассказываем в подборке 18 экранизаций произведений из школьной программы.
Помните, что подготовка к ЕГЭ по литературе может приносить не только новые знания и высокие баллы, но и настоящее удовольствие!
Как вы предпочитаете готовиться к ЕГЭ?
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!
ЕГЭ по литературе считается одним из самых сложных экзаменов. Нужно разбираться в жанрах и художественных приёмах, помнить персоналии героев, факты из жизни авторов, знать наизусть стихи и цитаты. А времени основательно подготовиться мало, ведь нужно уделить внимание и другим предметам. В статье расскажем — что из себя представляет экзамен, как оценивается работа и как эффективно подготовиться и сдать на высокий балл.
Что будет на экзамене по литературе
Структура экзамена состоит из двух частей. Всего 12 заданий, выполнить которые нужно за 3 часа 55 минут.
В первой части нужно решить два теста и четыре задания с развернутым ответом. Есть блок заданий на анализ стихотворения. Например, определить вид рифмы в стихотворении или выделить все художественные средства в нём.
Во второй части экзамена нужно написать сочинение. На выбор дается пять тем. Ученику нужно выбрать одну, обозначить своё мнение и обосновать его, опираясь на сюжет произведения. В списке встречаются темы по творчеству или отдельному произведению авторов, обзорные с выбором произведений для аргументации. Последняя тема предлагает проанализировать, как связана литература с искусством или историей.
Как оценивают ЕГЭ по литературе
Тестовую часть оценивает компьютер, задания с развёрнутым ответом — эксперты. За каждое задание теста выпускник получает 1 балл. Всего за тест можно получить 7 баллов.
Задания 5 и 10 оценивают по трём критериям: соответствие ответа заданию, использование текста произведения для аргументации, логика и соблюдение речевых норм. За каждый можно получить 2 балла, а всего за ответ — 6. Задания 6 и 11 оценивают аналогично, но здесь можно получить максимум по 8 баллов.
Сочинение оценивают по соответствию теме и её раскрытию. Важно цитировать текст произведения в аргументации, использовать литературные понятия. Рассуждения должны быть логичными и структурными. Допускается сделать максимум по две ошибки: грамматических, орфографических и пунктуационных. За сочинение можно получить максимум 18 баллов. В итоге выпускник должен набрать минимум 32 балла. Но при этом каждый вуз может сам определять порог для поступления.
Как эффективно подготовиться к экзамену
Часто паника и отсутствие опыта мешает настроиться и выбрать верную тактику подготовки. Воспользуйтесь нашими советами, чтобы подготовиться без стресса и спешки.
Изучите сайт ФИПИ. На портале вы найдете кодификаторы, где представлен список всех художественных произведений, которые могут встретиться в любом варианте экзаменационной работы. Сможете посмотреть открытый банк заданий ЕГЭ, изучить методические рекомендации к заданиям и разборы ошибок. Так вы будете знать, какие задания могут встретиться на экзамене и как их правильно решать.
Прочитайте краткие содержания всех произведений из кодификатора. Это поможет вспомнить прочитанные книги и узнать сюжет тех, которые прочитать нет времени. Найти краткое содержание можно в интернете или воспользоваться специальным сервисом Брифли. На нём есть разные варианты пересказов, с изображениями персонажей и их цитатами.
Разбейте подготовку на части. Два-три раза в неделю можете работать со стихотворениями: учить наизусть, разделять по темам, сопоставлять отечественные и зарубежные произведения. Раз в неделю, например, в выходные, писать сочинение. Каждый день прорешивать тестовые вопросы. Это поможет эффективно отработать все разделы и не перегореть.
Подпишитесь на полезные ресурсы для подготовки. Например, ютуб-каналы, группы «ВКонтакте» или телеграм-каналы. Там публикуют полезные материалы: критику, краткие содержания, пробные варианты, анализы. Можно удобно изучать материалы, пока едете в школу, ждёте друга у подъезда или скучаете на перемене. Найти полезные ресурсы поможет наша подборка.
Ведите читательский дневник. Это поможет с поиском аргументов для сочинения. Делайте выписки из сюжета, визуализируйте персонажей, выписывайте цитаты героев и факты из жизни автора. Перед экзаменом останется только перечитать это, чтобы освежить память.
Найдите наставника. Самостоятельная подготовка это здорово, но помощь со стороны не повредит. Учитель литературы может определить пробелы в знаниях, дать дополнительные материалы для изучения и поделиться советом.
Отличным решением станет Тетрика, где вам подберут преподавателя, который поможет сдать экзамен на высокий балл. Запишитесь на пробное занятие и готовьтесь к ЕГЭ вместе с нами.
Влюбляем в обучение на уроках в онлайн-школе Тетрика
Оставьте заявку и получите бесплатный вводный урок
ЕГЭ по литературе: сложности – это вопрос, который задают и родители, и ученики очень часто, так как этот экзамен считается одним из самых сложных в списке школьных дисциплин и требует не одного года на качественную подготовку к нему.
ЕГЭ по литературе направлен на проверку знаний, полученных выпускником за время обучения в школе с пятого по одиннадцатый класс. Подготовка к экзамену начинается уже со средней школы, ведь главные сложности ЕГЭ по литературе – это невозможность подготовиться к нему за пару-тройку недель. Ученику требуется освоить и освежить в памяти основные художественные произведения школьной программы, научиться их анализировать. Вызывает проблемы и серьезный по объему теоретический материал.
Говоря о сложностях ЕГЭ по литературе, важно обозначить структуру заданий. Экзамен состоит из двух частей, первая из которых – задания на анализ художественного произведения или стихотворения. В данной части проверяется фактическое знание школьного материала и главных литературных приемов.
Вторая часть – это сочинение на одну из предложенных тем, которая должна быть раскрыта в соответствии с содержанием и анализом художественного произведения. Эта часть ЕГЭ по литературе вызывает особые сложности у школьников. Вторая часть экзамена оценивается комиссией по нескольким критериям: глубина понимания проблемы, уровень владениями теоретическими знаниями по литературе, обоснованность указанных аргументов, логичность, последовательность, соответствие нормам речи.
Для того, чтобы ЕГЭ по литературе не вызвал сложности во время сдачи, важно выполнить комплексную подготовку к нему. Изучить и повторить теоретическую часть, прочитать произведения в полном варианте, выполнить анализ каждого из них и тренироваться в написании сочинений.
ЕГЭ по литературе считается одним из самых сложных испытаний. Весь экзамен состоит из 7 тестовых заданий и 5 сочинений, которые порой содержат в себе специфичные требования. Чтобы получить высокий балл, нужно не только прочитать множество книг, но и уметь анализировать произведения, не путать ямб с хореем и понимать, что «маленький» человек- дитя реализма, а не тот, кто в детстве ел недостаточно «Растишки».
Но даже с этим трудным испытанием многие одиннадцатиклассники справляются. Одна из московских выпускниц, Анастасия Лебедева, сдала ЕГЭ по литературе на 100 баллов и раскрыла свой секрет успеха.
Настя готовилась к литературе начиная с сентября. Причем делала это практически каждый день, потому что знала, без высоких баллов поступить не получится.
— Получается, с сентября по май я занималась в онлайн-школе Умскул + взяла предбанник. Также я пробовала заниматься с репетитором, но поняла, что для меня удобнее заниматься онлайн, просматривая вебинары.
При подготовке к любому экзамену важна мотивация, и Настя нашла ее в знакомых, которые уже поступили в престижные институты. Именно тогда она осознавала, только если постараться. Да и семья всё время твердила: «Ты умница! Ты сможешь». И они не обманули.
А ещё Насте помогали пробные экзамены в школе, которые она писала регулярно, и все — на приличные балллы. Правда ей их было мало, нужно было только 100.
— По старой шкале перевода баллов у меня было от 80-94. Последний написанный пробник был на 96, оценённый уже по новой шкале. Я была уверенно настроена в день экзамена, надеялась на 95+. Мы даже записали видео с одноклассниками, в котором говорили на какие баллы мы хотим написать. Я сказала- на 100! Так и вышло!
Очень часто эмоции на экзамене берут вверх, и из-за волнения выпускники сдают экзамены на нежеланный результат.
Боялась ли ЕГЭ Настя?
— В начале года — очень, так как структура экзамена была для меня абсолютно незнакомой, поэтому пугающей. Со временем, написав большое количество пробников, я поняла, что от меня требуется, и стала относиться к ЕГЭ как определенному жизненному испытанию, которое необходимо пройти. Я считаю, что его боятся не стоит. Все зависит от твоего настроя, уверенности в собственных силах, контроле эмоций на самом экзамене.
День экзамена. Каким он был?
— В день ЕГЭ я проснулась с прекрасным настроением, потому что осознавала, насколько много я узнала за этот год непрерывной подготовки. Казалось, я была готова уже ко всему, так как прошла кодификатор трижды.
Небольшое волнение было лишь за полчаса до экзамена, пока нам не раздали КИМЫ. Получив его и просмотрев задания, я улыбнулась, так как поняла, что смогу все сделать.
Я внимательно следила за временем, записывая сочинения сразу после того, как написала на черновик, не оставляя на потом. Были небольшие сомнения лишь с 12 сочинением, так как взяла сложное произведение — «Двенадцать» А.А.Блока. Я поняла, что какая бы тема тебе не попалась, нужно искать выход из любой ситуации. Так что я взяла себя в руки и написала!
Со временем проблем у меня не было, все успела переписать, оставила несколько минут на проверку. Сдав работу, я почувствовала облегчение, так как написала самый трудный экзамен из тех, которые мне предстояли.
Как писать сочинения: сразу на чистовик или уделять время черновику?
Сочинения на черновик написать необходимо. Можно тезисно — если ты уверен в своих аргументах. Если же нет, то лучше поработать на черновике подольше, но опять таки не задерживаться слишком. Если осталось мало времени, лучше писать сразу на чистовик, так как скорее всего не хватит времени переписать все. Лучше зачеркнуть мысли на чистовике и подписать что-то, чем не написать совсем.
7 июня поздно вечером ребятам начали приходить результаты по литературе. Настя оставалась в непонимании отсутствия своих баллов на сайте. Открыв ГосУслуги утром 8 июня, она увидела максимум.
— Это непередаваемые эмоции! Результаты пришли позже, чем остальным из-за проблем с сайтом, я очень волновалась, ждала целый день. Мама узнала первой мои баллы, а потом сказала мне. Я была в полном шоке и восторге, думала, что это сон, ведь 100 баллов кажутся такими нереальными! Я поняла, что не зря так усердно готовилась к литературе.
Советы от стобалльницы
— Нужно читать большие произведения летом, либо в самом начале года, потому что дальше времени на это совсем не будет. Я считаю, что читать в кратком содержании не так уж и плохо, но только если это касается произведений, введённых в кодификатор недавно.
Конечно, лучше всего читать основные произведения полностью, потому что в ЕГЭ могут задать узкий вопрос, без знания деталей сюжета ответить невозможно.
Каждый день я смотрела вебинары, выполняла задания, отправляла сочинения на проверку. Произведения я читала либо в транспорте, либо в свободное время. Главное — уделять время отдыху, позволять себе ничего не делать день или два, иначе не хватит сил на конец года.
Кто собирается сдавать ЕГЭ по литературе, знает, что необходимо запоминать цитаты как из прозы, так и строфы из лирики.
Вот чем пользовалась Настя:
— Я не учила полностью стихотворения, а запомнила определённые строки по многочисленным темам. Для каждого по-разному может быть: кому-то удобнее учить полностью, но лично для меня было удобнее по строкам. Цитаты из прозы менее необходимы, чем из лирики, поэтому я им уделила меньше времени. Я их запоминала по определённым заданиям, которые мне высылались. На вебинарах мы разбирали их, поэтому они были перед глазами. На экзамене использовала 2 небольшие цитаты по прозе, в лирике же они были необходимы. Могу сказать, что 12 сочинение по прозе реально написать без цитат, если есть крепкая аргументация, определённые эпизоды из произведения.
Теперь, когда результаты уже получены, Анастасия планирует поступать в МГАХИ им. Сурикова в Москве. Будет подавать на два факультета — живопись и графика. Она выбрала это направление, так как рисует уже около 12 лет и закончила школу с углубленным изучением изобразительных искусств!
Один из самых непопулярных экзаменов среди выпускников — литература. Ежегодно его сдаёт не более 10% выпускников. Подготовиться к ЕГЭ по литературе с нуля за один год практически невозможно, при этом сдавать предмет необходимо тем, кто планирует поступать на ряд гуманитарных направлений, а также в театральные вузы. Что делать, если до экзамена — год, а вы опомнились только сейчас? Предлагаем семь эффективных советов.
Изучите кодификатор и выведите свою норму чтения
Пожалуй, самый простой и понятный совет связан с изучением кодификатора, который в случае с ЕГЭ по литературе представляет собой скорее список для чтения. Игнорировать его точно нельзя, иначе на экзамене вы столкнётесь с полной растерянностью и непониманием задач. Поэтому лучшее из возможных решений — как можно скорее открыть кодификатор и проверить, какие из упомянутых в нём произведений вы уже читали, а какие пока нет. Изучить кодификатор и демоверсию ЕГЭ 2023 года можно по ссылке.
Большинство произведений, упоминаемых в кодификаторе — не самые крупные, поэтому их вполне реально прочитать за несколько дней или недель. Правда, сделать это проще, если чётко понимаешь, какие у тебя планы, сроки и, главное, зачем именно ты это делаешь. Чтобы не запутаться, лучше разнести все произведения из кодификатора по трём столбцам. В первый можно добавить те тексты, которые были прочитаны недавно и хорошо запомнились, во второй — уже подзабытые тексты, требующие повторного чтения. Наконец, в последний столбец можно добавить то, что читать ещё не доводилось.
Затем можно перейти к составлению персонального расписания чтения. Предлагаем составить диаграмму Ганта — это наглядная таблица, хорошо показывает, что, когда и за какой срок вы планируете прочесть.
Чтобы точно рассчитать, сколько времени вам потребуется на книгу, можно воспользоваться простой формулой:
- Составьте точный список книг, которые нужно прочитать обязательно.
- Затем сложите количество страниц во всех этих книгах, посчитав каждую в отдельности.
- Посчитайте, сколько дней осталось до экзамена. Если вы собираетесь воспользоваться формулой где-то в ноябре-декабре, не жалейте себя и намеренно сократите количество дней.
- Разделите количество страниц на оставшееся время.
Вуаля! Теперь у вас есть минимальная норма на день, следуя которой вы точно успеете прочитать всё до ЕГЭ.
Составьте памятки по произведениям кодификатора
Первая часть ЕГЭ по литературе кажется довольно простой. Поэтому здесь будет обидно потерять баллы из-за ошибок, допущенных в простых заданиях. Как правило, они проверяют знания о родах и жанрах произведений, названиях направлений, стихотворных размерах, средствах выразительности, типах рифмовки. Лучше подстраховать себя и заранее сделать подробные памятки с разнообразными ответами на вопросы заданий 1-9.
Можно задаться справедливым вопросом: «но ведь всю литературу не законспектируешь?». Так и есть, но здесь снова стоит вернуться к первому совету: не нужно штудировать с карандашом весь текст, который потребуется на экзамене. Важно внимательно прочитать кодификатор и как можно больше тренироваться. На ЕГЭ по литературе довольно часто выпадают вопросы из банка заданий.
Учите стихи
Большинство экзаменуемых предпочитает концентрироваться на прозаических текстах и игнорировать стихотворные произведения, которые тоже есть в экзамене. Так, среди тем 12-го задания встретиться, по крайней мере, одна тема на сопоставление стихотворений или анализ творчества поэта. И, конечно, многие забывают об 11 задании, которое весит целых 8 первичных баллов — именно на нём выпускники «валятся» чаще всего: в прошлом году только 45% экзаменуемых вообще к нему приступили.
Стихотворения можно учить в рамках школьной программы. Более того, от учеников это требуется. Но проблема в том, что заученные впопыхах и кое-как на переменах стихотворения вряд ли вспомнятся на экзамене. Что делать? Конечно, лучше всего постоянно «освежать» знание важных, смыслообразующих лирических текстов русской литературы. Делать это можно не только в формате банального повторения и воспроизведения текста, то есть заучивания, но и с помощью музыки.
Так, стихотворения, положенные на музыку, запоминаются гораздо быстрее. Присмотритесь к дискографии группы «Сплин», The Retuses, «Монгол Шуудан» и других исполнителей, которые не просто вдохновлялись стихотворения, но давали им вторую, музыкальную жизнь.
Смотрите экранизации
В кодификаторе есть не только небольшие произведения, вроде поэм и стихотворений, но и эпосы, например, «Тихий Дон», «Войны и мир». Некоторых выпускников пугает один только размер этих книг, не говоря уже о количестве персонажей, сцен и важных деталей. Словом, кто-то может попросту откладывать их чтение до последнего момента, а потом обнаружить, что экзамен уже на носу, а пометки «прочитано» возле названий так и нет.
Чтобы хотя бы представлять, о чём идёт речь в книгах, можно прибегнуть к другому виду искусства — кинематографу. Благо, экранизаций русской литературы, причём довольно подробных, достаточно. Так, справиться с «Тихим Доном» поможет фильм 1958 года, где сюжетные расхождения хоть и есть, критическими их назвать сложно. И, конечно, не стоит отказываться от просмотра экранизации «Войны и мира» от Сергея Бондарчука — одной из первых эпических серий советского кино. На просмотр можно позвать и друзей, с которыми здорово будет обсудить сюжеты и фильмов, и книг.
Читайте критиков
Чтение книг неизменно сопровождается рефлексией — это важный и необходимый этап погружения в текст, знакомства с ним. Нередко для проходного балла на экзамене хватает и собственных соображений экзаменуемых, но если вы рассчитываете на 80+, лучше дополнить чтение самих литературных произведений критическими статьями современников и более поздних публицистов. Они помогут корректно толковать идеи, которые закладывали авторы, и станут хорошим подспорьем для собственного анализа. Нестареющие (по крайней мере, для экзаменаторов) классики русской литературной критики — Е. А. Баратынский, В. Г. Белинский, В. Ф. Одоевский, П.В. Палиевский.
Пишите планы к сочинениям и тексты
Странно было бы обойтись в подборке советов к ЕГЭ по литературе без простого, банального, но главного совета. Обязательно пишите сочинения! Работает примерно та же схема, что с говорением в экзаменах по иностранным языкам — без практики ничего не получится, и в нужный момент на экзамене мозг не сделает над собой чудесное усилие. Без этих тренировок знание теории и текстов не поможет сдать ЕГЭ на 100 баллов.
Найдите читателя
Писать «в стол», конечно, можно, но лучше, если у вас есть читатель. Необязательно искать репетитора — можно заключить договорённость, например, с родителями, знакомыми студентами (хорошо, если педвузов) или даже друзьями-одноклассниками. Любой фидбэк будет ценным и поможет вам совершенствовать остроту слога и мысли.
Итак, кратко повторим все рекомендации: изучите кодификатор, составьте личное расписание чтения необходимых книг, напишите памятки по произведениям кодификатора, учите стихи, слушая песни современных исполнителей, смотрите экранизации произведений классиков, читайте работы критиков, тренируйтесь писать сочинения и не стесняйтесь показывать их родителям, учителям и друзьям.