Химия — один из основных профильных предметов ЕГЭ для поступления на профессию с естественно-научным уклоном. Она необходима будущим врачам, фармацевтам, медсестрам, экологам, биохимикам и другим специалистам, работающим в химико-биологической отрасли.
Химия — фундаментальная наука, включающая в себя множество разделов: органическую, неорганическую, токсикологическую, биологическую, физическую и техническую отрасли. Ученики 11 классов изучают только первые два раздела: органический и неорганический. Чтобы успешно написать экзамен и получить шанс поступить на желаемую специальность, абитуриентам важно научиться быстро и хорошо ориентироваться в экзаменационных разделах.
Учащихся и их родителей часто волнуют следующее: «Сложно ли сдавать ЕГЭ по химии?», «В чем заключаются основные особенности подготовки и сдачи?», «Какие особые трудности существуют?», «Есть ли льготы у тех, кто сдал химию на хорошие баллы?» и «Как можно облегчить себе процесс изучения и повысить продуктивность?»
Особенности подготовки
Учащиеся чаще всего делают упор на изучение органики и неорганики. Они должны научиться структурировать все изученное и применять это в заданиях.
ЕГЭ по химии состоит из двух частей: в первой части предлагается дать верный ответ на 28 вопросов легкой степени сложности, а вторая часть включает шесть заданий среднего и высокого уровней сложности.
Первая часть включает:
- выбор верных ответов из предложенных вариантов;
- задания на определение соответствия;
- задания на расположение веществ в порядке возрастания или убывания;
- простые расчетные задачи с записью ответа в виде целого или дробного числа.
Номера 29−30 предполагают выбор нескольких верных ответов из предложенных. В номерах 31−32 необходимо продемонстрировать умение писать уравнения, а 33−34-й номера требуют развернутого решения.
Основные разделы, которые затрагиваются:
- строение и конфигурация атомов химических элементов и веществ;
- различные типы химической связи;
- классификация неорганических веществ (свойства, эффекты, варианты получения);
- классы органических веществ (свойства, способы получения);
- электролиз и электролиты;
- различные типы химических реакций и составление химических уравнений;
- различные типы растворов.
Многие задания требуют выполнения элементарных расчетных действий, поэтому учащимся для успешной сдачи необходимо знать не только химию, но и базовую математику. Также нужно выучить формулы для расчета химических показателей: массы вещества и его доли, объема и количества вещества. На основании этих формул можно вывести другие, которые пригодятся в заданиях второй части экзамена.
Особенности сдачи экзамена
Главной особенностью сдачи ЕГЭ по химии является то, что на этом экзамене в отличие от многих других студентам предоставляют методические материалы: таблицу Менделеева, таблицу растворимости основных классов веществ и таблицу напряжения металлов, которые могут помочь в решении многих заданий.
За верные ответы на тесты из первой части абитуриенты могут заработать по 1−2 балла (за каждый верный ответ), а в общей сумме — 36 баллов. За ответы на задачи из второй части учащиеся могут заработать от 2-х до 5-ти баллов в зависимости от трудности задания, в общей сумме — 20 баллов. Всего можно заработать 56 баллов.
Хорошей новостью также является то, что учащимся разрешено пользоваться непрограммируемым калькулятором, что существенно облегчает работу и дает больше минут для раздумий над сложными разделами.
Организаторы предоставляют достаточно времени для того, чтобы ответить на все тесты, решить уравнения и задачи, а также перенести все в экзаменационные бланки. Абитуриентам важно настроиться на спокойную и продуктивную работу и перестать паниковать.
Что дается труднее всего
Особые трудности у учащихся обычно вызывают задания из второй части. На сайте университета «Синергия» представлены разделы с разбором теоретических и практических заданий по всем предметам, которые помогают выпускникам разобраться во всех темах и отработать практические навыки.
Важно научиться избегать стрессов и помнить, что выпускные экзамены — важная, но не единственная часть жизни. Нужно уметь переключаться и распределять время между отдыхом и учебой, такой подход помогает повысить продуктивность.
Многие учащиеся разбирают только теорию, это приводит к тому, что они забывают большую часть нужной информации и не могут ответить на задачи в процессе написания Единого государственного экзамена. Чтобы улучшить свои показатели, нужно решать как можно больше практических заданий и периодически повторять теорию для закрепления материала.
Важно начать своевременно разбирать все типы заданий.
Как облегчить сдачу
Тем, кто хочет увеличить свои шансы на сдачу и получить хорошие баллы, необходимо научиться готовиться к экзамену правильно.
Топ-8 лайфхаков для эффективной подготовки:
- Составить график. Основное значение имеет грамотное распределение сил и времени. Дисциплинированный подход поможет учащимся добиться желаемых результатов и повысит шансы на поступление в желаемое учебное заведение.
- Структурировать все темы на отдельные подразделы. Учащимся важно разобраться в каждом из них, найти свои пробелы, для этого можно воспользоваться разделом с разбором заданий и курсами на сайте университета «Синергия».
- Выделять отдельные дни на разбор тестов и на задания из второй части. Важно научиться внимательно читать условия, писать уравнения и выполнять вычислительные действия правильно. Такой подход поможет отработать навык до автоматизма.
- Пользоваться банком заданий ФИПИ. На сайте представлены все необходимые разделы с многообразием тестов для закрепления полученной информации. Многие из них были использованы в КИМах прошлых лет, что дает школьникам представление о структуре экзаменационных вопросов.
- Закреплять теорию практикой. После изучения литературы необходимо сразу же решить несколько типовых тестов, чтобы закрепить информацию в памяти и отработать практический навык.
- Научиться оформлять задания согласно критериям их оценивания (вся информация есть на сайте ФИПИ). Этот навык поможет избегать глупых ошибок в расчетах и научит аккуратности.
- Читать не только школьные учебные материалы. Дополнительная научная литература по внеклассной программе поможет расширить кругозор и разобраться в дисциплине лучше.
- Чередовать учебу с отдыхом. Монотонная учебная деятельность ведет к снижению продуктивности, выгоранию и плохому настроению, поэтому важно делать перерывы и гулять, заниматься спортом и уделять несколько часов в день себе.
Сдача Единого государственного экзамена по химии необходима абитуриентам, которые решили построить карьеру в сфере с естественно-научным уклоном. Университет «Синергия» предоставляет абитуриентам возможность пройти онлайн-курсы в центре довузовской подготовки к ЕГЭ и проверить свои знания. Абитуриенты, которые сдали все на хорошие баллы, имеют больше шансов поступить на бюджетное отделение в престижное учебное заведение.
Елена Батаева,
преподаватель химии в школе «Интеллектуал»,
доцент химфака МГУ
В чем, по-вашему, самая большая сложность ЕГЭ по химии? Есть ли в этом году какие-то существенные изменения в структуре экзамена?
В этом году структура экзамена изменилась, в варианте 2017 года не осталось вопросов, которые предполагают выбор только одного ответа. Теперь все задания будут с выбором минимум двух ответов. Принципиально они не сложнее, но так как надо выбирать два раза, вероятность ошибки возрастает. Таким образом, получается, что экзамен стал чуть труднее.
Заданий теперь меньше — осталось 34 задания: пять — в части 2, которая раньше называлась «часть С»: решения этих заданий пишутся от руки, и их проверяет эксперт. И 29 заданий в части 1, той, которую проверяет компьютер. Стоит отметить, что именно в этой части дети делают больше всего ошибок. Почему это происходит, сложно сказать: мы не имеем возможности анализировать часть, которую проверяет машина, и апелляций по части 1 нет.
Скорее всего, существенная доля этих ошибок не зависит от конкретного предмета и связана с невнимательностью или волнением на экзамене. Экзамен по химии очень сложным назвать нельзя, те, кто нормально занимался на профильном уровне, должен, по идее, справиться. Но я смотрела статистику, несколько лет назад были такие цифры — 10-12% сдают предмет неудовлетворительно, то есть не набирают минимум, (а это всего 14 баллов из 60 первичных). Вторичный средний балл тоже очень невысокий — около 50 баллов из 100. Я не очень понимаю, как так получается, и меня это вопрос гложет. Что-то здесь не так.
Какие темы, по вашим наблюдениям, хуже всего даются школьникам? Какие вопросы традиционно считаются самыми сложными?
По моим ощущениям, хуже всего у школьников получается решать задания на проверку эмпирических знаний — свойств конкретных элементов и их соединений, то есть «Химия элементов». Есть задания, для решения которых надо предъявить довольно простое знание, — например, задания № 6 (выбрать вещество, которое реагирует с предложенным в задании), № 8 и № 9 (выбрать формулы веществ, участвующих в цепочке превращений из двух шагов). Есть задание № 11, в котором нужно соотнести вещество и несколько веществ, с которыми оно будет реагировать, — традиционно это задание оказывается одним из самых сложных.
Тяжело даются некоторые задания по органической химии, особенно задания № 18 и № 19, где требуется соотнести реагенты и продукты реакции. Дело в том, что в большинстве случаев продукт однозначен, но иногда бывает, что процесс описан неоднозначно. Ученик выбирает не тот вариант ответа, на который рассчитывал составитель. При этом, вполне возможно, что ход рассуждений был верным, и, если бы это задание проверял эксперт, то он понял бы, что мысль идет в правильном направлении, но при механической проверке просто фиксируется ошибка.
Сейчас таких «кривых» заданий становится меньше, ЕГЭ в этом смысле совершенствуется — по крайней мере, судя по тренировочным ЕГЭ, которые мы имеем возможность видеть.
Есть задания № 27, № 28 и № 29, которые, по сути, очень простые, но в них легко ошибиться. Это расчетные задачи, решение которых состоит из нескольких простых шагов. На любом этапе можно сделать ошибку и «протащить» ее дальше. Да еще и в ответе, где указано «запишите число с точностью до …», можно неудачно округлить.
Но самое неприятное для школьника задание, на мой взгляд, — это задание № 26, в которое входят вопросы по производству и области применения. Эти вопросы в школьной программе обсуждаются в разных темах, и не всегда в конце курса удается обобщить и повторить их. Ответ на вопрос этого задания требует не только воспроизвести информацию из различных разделов химии, но и применить общую эрудицию, которой у школьника может не быть. Это вопрос сразу про все: про жизнь, про производство, про применение. Редкий ребенок сможет ответить, для производства какого полимера используется терефталевая кислота, даже если в 10 классе он это знал.
Какие вопросы дают больше всего баллов? На что стоит обратить внимание?
Вся часть 2, которая пишется от руки и проверяется экспертом, в сумме дает 20 баллов. Каждое задание здесь «весит» больше одного балла: за задание № 30 можно получить до 3 баллов, за задание № 31 — максимум 4 балла, за задание № 32 — 5 баллов, а задания № 33 и № 34 дают до 4 баллов.
В задании № 31 в текстовой форме описано проведение эксперимента, и надо описать его в форме уравнений реакций. Это достаточно сложное задание, потому что если школьник не делал или не видел эксперимента, справиться тяжело.
Задание № 32 — органическая цепочка, одно из самых сложных, поскольку школьники тут могут что-то упустить: написать схему вместо уравнения, не написать все продукты и так далее.
Все задания части 2 достаточно сложные, но нужно попытаться их сделать. Даже если не все понятно — решить хотя бы часть задач, «отгрызть» хотя бы часть баллов, потому что там оценка суммируется: написал уравнение — получил 1 балл, посчитал — еще 1 балл, и так далее.
Как лучше готовиться к экзамену по химии?
В апреле к ЕГЭ начинать готовиться, конечно, поздновато. Правильной стратегией было бы все время учить химию, не задумываясь об экзамене, — химия, которую дают в школе на профильном уровне, несколько выше, чем требует ЕГЭ. Если школьник нормально учил этот предмет на профильном уровне, ему достаточно в апреле-мае взять с сайта ФИПИ вопросы, купить книжку с вариантами и по ним потренироваться с этой формой. Если что-то не получается, есть возможность подойти к преподавателю и поинтересоваться, мол, а что я делаю не так.
Любой школьный учебник по химии для профильного уровня подойдет для подготовки. Их несколько, и все профильные учебники приличные. «Профильный» или «углубленный» здесь ключевые слова, поскольку учебники для базового уровня не подходят для подготовки к ЕГЭ, они просто предназначены для другой аудитории.
Не все, конечно, зависит от самого ученика. Дело в том, что химия — это наука о веществе, и, по-хорошему, ее надо начинать со знакомства с веществом, с чувства вещества, чтобы она не стала набором странных и непонятных формул. В некоторых учебниках химия начинается с абстракции, со строения атома. Тогда она и становится набором формул, и это очень тяжело — у ребенка даже в 8 классе, как правило, не сформировано абстрактное мышление, психологически ребенок не готов к оперированию большим числом абстрактных понятий.
Химия — это вообще «про реальное», это экспериментальная наука, без опытов здесь никак, заучивать бесполезно. Официальная программа по химии начинается в 8 классе, но во многих школах за год до этого вводится пропедевтический курс: в течение года дети проводят реакции и опыты, а потом уже узнают про формулы.
Что может сделать школьник, если ему не повезло, и подобного курса не было? Сейчас в интернете выкладывается очень много видеозаписей опытов. Можно хотя бы смотреть, раз не можешь сделать сам. Когда есть привязка к чему-то реальному, все становится гораздо проще. Записи экспериментов имеются на портале «Российское образование», но на этом сайте очень сложно что-либо найти. Есть ресурс «Дети и наука», где в разделе «Химия» опубликованы по некоторым темам конспекты, описан конкретный, реальный эксперимент, и к нему снято видео. В крайнем случае можно все найти на YouTube.
Общая и неорганическая химия
По итогам прошлого года можно выделить задания, в которых большинство выпускников допустили ошибки. Из блока «Общая и неорганическая химия» это задания 19, 20, 24, 30, 31, 32 (соответственно, № 17, 18, 22, 29, 30, 31 в нумерации 2022 года).
Задание «Классификация химических реакций в неорганической и органической химии»
Большие трудности вызвало выполнение задания «Классификация химических реакций в неорганической и органической химии». Вероятная причина снижения результативности — изменение формы ответа: вместо фиксированных двух ответов необходимо выбрать все правильные (а их число может быть от двух до четырех).
При выполнении этого задания нужно внимательно анализировать каждое предложенное утверждение, а иногда подбираться к ответу от обратного: «это утверждение точно неверно».
Обратите внимание, что в ЕГЭ 2022 года таких заданий с открытым ответом стало три: №12, №17, №18.
Задание «Скорость химической реакции, ее зависимость от различных факторов»
По-видимому, та же причина привела и к низкой результативности выполнения задания «Скорость химической реакции, ее зависимость от различных факторов» (№18 в новом формате ЕГЭ). При выполнении нужно помнить, что все факторы, влияющие на скорость реакции, условно можно отнести к левой части уравнения. То есть продукты реакции на скорость не влияют никак. Важно не путать скорость реакции и смещение равновесия, помнить, что слово «катализатор» относится к скорости, но никак не к равновесию. А при повышении температуры реакция всегда идет с большей скоростью.
Павел Лисицын/РИА Новости
Задание «Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и его смещение под действием различных факторов»
Задание №22 — это задание на соответствие, то есть к каждому фактору нужно подобрать направление смещения равновесия.
Особые сложности вызывает анализ ответной реакции равновесной системы на внешнее воздействие, если это воздействие вызвано добавлением твердых веществ в растворы. В этом случае в растворе появляются дополнительные ионы, способные влиять на состояние химического равновесия. Здесь речь идет о факторе «концентрация». Но важно понять, будет ли менять концентрацию добавленное вещество.
Если в систему вносят нерастворимое вещество, то оно никак не смещает равновесие. Точно так же не смещает равновесие и растворимое вещество, если оно не принимает участия в реакции.
Но если растворимое вещество в своем составе содержит те же ионы, какие есть в уравнении, то нужно смотреть, с какой стороны увеличивается их концентрация, а равновесие, соответственно, смещается в другую сторону.
И еще один случай, когда добавленное растворимое вещество смещает равновесие — если оно реагирует с ионами, которые находятся в обратимой реакции, и уменьшает их концентрацию.
Задание «Реакции окислительно-восстановительные»
В задании №29 нужно продемонстрировать умение составлять уравнение окислительно-восстановительной реакции с учетом коэффициентов и электронный баланс к этой реакции. Но часто участники экзамена баланс не засчитывают, так как он составлен к уравнению, не отвечающему условиям задания.
Также выпускники допускают традиционные ошибки:
• неверно выбирают окислитель и восстановитель для реакции;
• записывают уравнения несуществующих химических реакций, которые теоретически не противоречат окислительно-восстановительным превращениям, но практически не осуществимы;
• записывают уравнения реакций, которые не отвечают условиям задания;
• не учитывают характер среды и возможные взаимодействия между продуктами (например, кислота+щелочь) или продуктов с исходными веществами.
При выполнении этого задания нужно учитывать, что не допускается использовать воду в качестве реагента, так как это оговорено в условии задания.
Баллы снимаются, если в балансе неверно определены или записаны степени окисления (сначала пишется знак, а потом цифра).
Также частая ошибка — это неверно записанные процессы окисления и восстановления и, соответственно, неверно определенные окислитель и восстановитель.
Помните: окислитель-грабитель окисляет, забирает электроны, понижает свою степень окисления. Досадной ошибкой, лишающей балла, становится отсутствие множителей в балансе, без которых не будет и самого баланса. Ведь баланс — это равенство, которое должно заключаться в том, что число отданных электронов равно числу принятых. Без множителей запись будет неверной.
Aleksander Polyakov/Global Look Press
Задание «Электролитическая диссоциация электролитов в водных растворах. Сильные и слабые электролиты. Реакции ионного обмена»
В задании №30 сразу снижает результативность, если в списке веществ для проведения реакции ионного обмена появляются кислые соли.
Следует придерживаться такого принципа: если для реакции взяли кислую соль, в продуктах никогда не получится основание, так как любая кислая соль будет сразу реагировать с основанием.
Если вы будете контролировать себя таким образом, это поможет вам избежать ошибок.
Выпускники часто допускают следующие типичные ошибки:
• неверно выбирают реагенты, например, выбирают вещества, взаимодействие которых не удовлетворяет условиям протекания реакций ионного обмена до конца;
• не сокращают коэффициенты в сокращенном ионном уравнении;
• неверно записывают формулы ионов;
• неправильно определяют и записывают заряды ионов (записывать нужно так, как в таблице растворимости: сначала цифру, потом знак).
Задание «Реакции, подтверждающие взаимосвязь классов неорганических веществ»
При выполнении задания №31 школьники часто невнимательно читают описание конкретного химического эксперимента. Следовательно, неверно записывают продукты реакции, что приводит к нарушению отражения генетической связи, идея которой заложена в задании.
Например, при смешивании твердых гидроксида натрия и иодида аммония и дальнейшем нагревании образуется только газообразный аммиак (гидрат не образуется!)
Часто не учитываются специфические свойства представителей различных классов неорганических веществ, например, соединений хрома, алюминия. Уравнение считается записанным неверно, если в нем пропущен даже один коэффициент, или ошибочно записан хотя бы один индекс в формуле. К сожалению, типичной является ошибка, когда вместо формулы сульфита пишут сульфид. Учите номенклатуру!
Комбинированная расчетная задача
Традиционно самым сложным заданием с самым низким процентом выполнения является комбинированная расчетная задача (№33).
Она сложная, ее выполнение требует целого комплекса знаний и умений, в том числе:
• умения анализировать условия;
• понимать суть химических процессов, отраженных в условии;
• составлять уравнения химических реакций (согласно данным условия задачи), необходимых для выполнения стехиометрических расчетов;
• выстраивать алгоритм решения веществ, выполнять расчеты, необходимые для нахождения ответа;
• логически обосновывать все этапы решения.
Кроме того, участники экзамена часто допускают арифметические ошибки, не указывают размерности физических величин, путаются в обозначениях.
Немаловажное значение имеет грамотная запись данных, извлеченных из условия задания, которая отражает обоснованный логический подход к решению задачи. Но многие выпускники этого не делают.
Если во время подготовки к экзамену вы чувствуете, что не можете решить ни одну из задач подобного типа, может быть, лучше уделить больше внимания другим заданиям?
Органическая химия
В блоке «Органическая химия» наибольшее число ошибок было допущено в заданиях №11 (Гомология и изомерия. Гибридизация), №13 (Свойства азотсодержащих органических веществ), №32 (Взаимосвязь органических веществ), №34 (Установление молекулярной и структурной формулы вещества).
Aleksander Polyakov/Global Look Press
Гомология и изомерия. Гибридизация
При выполнении задания №11 помните: гомологи — это всегда представители одного класса с разным числом атомов, а изомеры могут принадлежать и к одному классу, и к разным, но общая формула, то есть число атомов, у них всегда одинаковое.
Задание, проверяющее знание свойств азотсодержащих органических веществ, часто вызывает проблемы при выполнении. Возможно, это связано с тем, что, изучая свойства кислородсодержащих веществ, школьники обращают внимание на их кислотные свойства. А с азотом все наоборот: аминогруппа проявляет основные свойства за счет не поделенной электронной пары на атоме азота. И чем больше смещена электронная плотность к азоту, тем сильнее основные свойства.
Выполняя задания, относящиеся к органической химии, следует иметь в виду, что химические свойства веществ одного класса являются способами получения веществ другого класса.
И если вы вдруг забыли, с чем реагируют спирты, то, возможно, вспомните, из чего могут быть получены альдегиды.
Внимательно читайте текст задания! Не исключено, что вы найдете в нем подсказки для себя.
Цепочка превращений органических веществ
Задание №32 из года в год вызывает типичные ошибки. Выпускники неверно записывают формулы органических веществ:
• вместо структурной появляется молекулярная формула,
• добавление лишней черточки к азоту образует несуществующий пятивалентный азот,
• бензольное кольцо отображают с указанными сверху атомами углерода.
Помимо ошибочно написанных продуктов реакции, пропускаются коэффициенты, теряются побочные продукты. А еще иногда вместо уравнения реакции бывает записана схема, а это неправильно, потому что в схеме реагенты, а иногда и побочные продукты, записаны не в строке, а над стрелочкой.
Установление молекулярной и структурной формулы вещества
При выполнении задания №34 нужно:
• установить молекулярную формулу органического вещества на основании вычислений с использованием физических величин;
• установить структурную формулу по указанным свойствам или способам получения;
• составить уравнение реакции.
Типичные ошибки здесь такие:
1. вместо молекулярной формулы выводится простейшее соотношение, не позволяющее составить правильную структурную формулу органического вещества;
2. неполный анализ условия задачи приводит к составлению не существующей, придуманной формулы без ориентации на указанные в задании свойства или способы получения вещества.
Для выполнения этой задачи необходимо знать свойства органических веществ.
При повторении органики начните с углеводородов, усвойте для себя, как особенности строения влияют на свойства веществ. Далее — кислородсодержащие. Как их можно получить из углеводородов? В чем проявляется окисление кислородсодержащих веществ по ряду спирт-альдегид-кислота?
Окисление в органике — это появление в молекуле атомов кислорода и двойной связи перед ним.
Свойства азотсодержащих органических веществ
Повторяя свойства азотсодержащих, помните, что аминогруппа — основание. А если в аминокислотах присутствует и аминогруппа, и карбоксильная группа, значит, они являются амфотерными соединениями и реагируют как с кислотами, так и с основаниями.
Поскольку самое главное, что определяет свойства органических веществ, — это их строение, запомните, что реакции идут по функциональным группам или по особенностям связи (одинарные связи алканов позволяют протекать только реакциям замещения, а кратными связями обусловлены реакции присоединения).
Таким образом, при подготовке к экзамену по химии важно уметь выделять нужную информацию, анализировать ее и фиксировать этапы решения задачи.
Полезные ссылки для подготовки к ЕГЭ по химии
• Чтобы хорошо сдать экзамен по химии нужно готовиться, повторять теорию и выполнять практические задания. Найти их можно в открытом банке заданий на сайте Федерального института педагогических измерений.
• Полезными будут и записи вебинаров по разбору заданий ЕГЭ на сайте РЦОИ города Москвы.
• Другой вид подготовки — диагностика в формате ЕГЭ. Проверить свои знания и потренироваться в заполнении экзаменационных бланков школьники могут в Центре независимой диагностики Московского центра качества образования. Записаться на них можно в разделе Центра на сайте МЦКО.
• Кроме того, в Библиотеке «Московской электронной школы» есть виртуальная лаборатория по химии, в которой учащиеся могут проводить безопасные научные опыты с помощью компьютера или планшета, а затем использовать полученные знания на практике. Также выпускники могут проходить неограниченное количество раз самодиагностику.
Подготовка к егэ по химии глазами 11-классника или
как я сдал егэ на 97 баллов
Реальная история, которая вдохновляет
Всем привет! Я Лёша Богданов, студент биологического факультета Санкт-Петербургского государственного университета, в прошлом — выпускник 11 класса. Если вы читаете эту статью, вероятно вас мучает мысль о егэ, как это было и у меня.
Я сдавал на егэ 3 предмета в 2021 году — химию, биологию и русский язык. Сдал я эти предметы суммарно на 272 балла, а химию – на 97 баллов! Вот за такой короткой фразой кроется годовая история моей подготовки, которой я хочу поделиться с вами.
Выбор предметов на егэ
Для меня это не составило труда, с 8 класса я мечтал научиться медицине — работа человеческого организма меня всегда поражала своей сложностью и многогранностью.
Так что мой выбор безоговорочно пал на химию, биологию и профильную математику. Да, профильную математику, я сам не до конца понимал зачем я её выбрал, но тем не менее, она мне нравилась, и я решил — пусть будет.
Как всё закрутилось…
Наш учитель математики — очень ответственная женщина — начала проводить дополнительные занятия в первую неделю обучения в школе. И где-то через 3 недели я решил — хочу отдыхать, зачем мне эта математика, все равно для вуза она не нужна.
И после этих мыслей я со спокойной душой прогулял последние теплые деньки со своими друзьями. Я всегда считал, что химия и биология мой конек и что я их прекрасно знаю. Но мой отдых и уверенность в том, что я знаю эти две науки разбились в дребезги ноябрьским вечером.
Я решил свои первые пробники. 41 балл по биологии, 37 по химии. Меня накрыл страх и ужас, до экзаменов осталось примерно 7 месяцев, а я, как оказалось, ничего не знаю. Судорожный поиск репетиторов, проверка всех онлайн школ, паника перед экзаменом, все это сопровождало меня, когда я писал репетитору, с которым готовился к ОГЭ — Яне Павловне.
Тогда же мои друзья дали мне наводку на групповые занятия, которые ведёт преподаватель биологии в вузе. Я был вне себя от радости, казалось бы, все прекрасно, меня обучают два сильнейших педагога, но всё только начиналось.
Учебный процесс — подготовка к егэ по химии началась!
Начал я с завидным энтузиазмом, в некоторые дни я уделял химии 10-12 часов. Честно говоря, до сих пор поражаюсь себе. Я пробовал разные способы изучения и запоминания материала: смотрел вебинары, конспектировал, читал, делал таблицы, вешал стикеры по дому, слушал лекции в аудио формате.
Тогда я нашел множество книг и сайтов, в которых был материал для успешной подготовки к ЕГЭ по химии. Я садился за стол, разбирал какую-то тему, потом решал пару сотен заданий, чтобы наверняка запомнить материал и понять принцип решения подобных заданий.
Спустя пару недель такой работы я чувствовал себя амебой, я хотел бесконечно лежать на диване и листать тикток, но все-таки находил в себе силы, чтобы ходить на занятия и делать необходимый минимум, с трудом, но находил.
Вскоре наступил этап полной апатии — тогда я просто ел и спал, от одной мысли об учебе моя голова наливалась свинцом — я понял, что нужно взять паузу.
Таких кругов было несколько, постоянные моральные подъёмы и спады очень истощали. Сегодня ты готов свернуть горы, а завтра не можешь поднять себя с кровати.
Через пару месяцев такой жизни у меня начало получаться совмещать учебу и отдых, я все равно уставал, но главное — стабильно и почти систематично усваивал новый материал и закреплял старый. На этом этапе моя продуктивность резко выросла, баллы подскочили до 70-80. Я ликовал!
Чем выше были мои результаты, тем сильнее я хотел учиться.
Учеба начала становиться хобби — споры с друзьями и учителями по поводу какого-то задания — приятным разговором. Я забыл про экзамены, мне нравилось развиваться и учиться новому. В таком состоянии я пробыл до апреля. Тогда меня снова осенило — осталось всего 60 дней. Но уже тогда меня не пугала эта мысль, я хотел проверить и показать себя.
Оставшиеся 2 месяца я начал наращивать темпы — вместо привычных 3-4 часов в день я занимался 5-6. Я бегло повторял весь материал, чтобы убедиться, что ничего не забыл и принимался решать еще больше заданий, чем в начале года.
Тематические задания и пробники занимали 80% от учебного времени, и я начинал следить за маленькими деталями: оформлением задач, необходимыми записями во второй части, в целом, разбирал структуру критериев, чтобы понять, чего от меня ждут эксперты. Я уставал, но мысль о том, что до экзамена осталось уже пару недель была отличным пинком, и я продолжал учиться.
Уже двадцатые числа мая, до дня сдачи химии буквально неделя. Я сажусь решать пробник — в голове пелена. Снова паника, снова страх. В то же время я вспомнил ради чего я все это делаю — моя будущая специальность, возможно, дело моей жизни.
Тогда я снова спросил себя: «Кем я хочу стать?».
Я не смог ответить на этот вопрос, передо мной открылись двери химии, биологии и их прикладных наук, у меня был выбор из более чем 10 программ обучения, которые мне нравились, но, увы, для большинства из них нужна была профильная математика…
Да, та от которой я отказался еще в начале года. Все эти мысли в преддверии экзаменов пошатнули мою уверенность в своем выборе, своих силах. Мне было невероятно страшно.
За день до экзамена я решил отдохнуть — это было одно из лучших решений!
За этот день я полностью успел восстановиться, информация, которую я беспорядочно находил, успела уложиться у меня в голове.
Учеба стала хобби, я забыл про экзамены — мне нравилось развиваться и учиться новому…
День Х — сдаю егэ по химии
Утром, с легкой головой я собрался и пошёл на экзамен. Как вчера помню — идешь в аудиторию, ноги трясутся, сердце колотится, ладошки потеют. Но после 5 минут в аудитории все страхи исчезли — организаторы, как оказалось, очень добрые люди, и атмосфера экзамена не так уж и угнетает.
Когда нам выдали кимы и все принялись за дело, было ощущение, будто я сижу на простой контрольной работе.
Я даже вышел пару раз прогуляться по коридору и размяться, чтобы с новыми силами приняться решать какое-то сложное задание. Насчет самого кима — я не встретил ни одного задания, которое я когда-то решал, но по сложности он был как обычный средний пробник — мои знания позволили мне ощущать себя в своей тарелке, не волноваться лишний раз и сконцентрироваться на задачах.
Постэкзаменное состояние
Когда я только вышел из аудитории у меня был миллион вопросов. Чувство, будто я ошибся везде. Я сразу же позвонил Яне Павловне — большая часть вопросов отпала, но всё равно меня преследовало ощущение, что выше 90 баллов мне не видать.
Следующие несколько дней я провел в шоковом состоянии, мысль о моих возможных ошибках не давала мне покоя…Наступил не менее важный день, чем тот, когда я сдавал экзамен — день, когда приходили результаты. Страх, который ты испытываешь при открытии чек егэ не передать словами — весь мир замирает.
Когда я увидел свои результаты, сначала я не поверил, несколько раз обновил страницу, проверил данные. «95…» — пробормотал я себе под нос. «ДЕВЯНОСТО ПЯТЬ!!!» — спустя 5 секунд я кричал в трубку всем знакомым и друзьям!
Моему счастью не было предела! Хотя, все-таки был, для достоверности я решил проверить свои ответы и найти ошибки. 5 задание — ответ в бланке «321», компьютер прочитал эти цифры как «311». Тогда меня захватила новая волна паники. Что делать? 95 баллов — высокий результат, но если апеллировать, можно получить 97, а можно и потерять, если будут проверять всю работу….
Я позвонил всем учителям, которых знал. Все настаивали -» Не рискуй, ты можешь потерять в 2 раза больше, чем получишь». Но мне хотелось рискнуть, толчком к этому послужила Яна Павловна. Она проделала невероятную работу, чтобы уточнить все детали, знать обо всех нюансах.
Я написал заявление на апелляцию, через несколько дней я уже стоял на входе в школу, где повторно рассматривалась моя работа. Мы с Яной Павловной были настроены серьезно — я должен был получить свои законные баллы. Апелляция прошла гладко и быстро — стоило мне сказать, что у меня в бланке допущена техническая ошибка (по вине компьютера), эксперты со счастливыми лицами отпустили меня и сказали не переживать.
Радостный я выбежал к Яне Павловне. Это была победа, мой результат был выше, чем у всех знакомых – 97 баллов!
Я поверил в свой успех. Похожая ситуация была с другими экзаменами, я также был на апелляции по биологии, но баллы отбить не смог, увы.
Чем всё закончилось — я учусь в лучшем ВУЗе страны
Сейчас я пишу этот текст после практики по альгологии в лучшем ВУЗе страны. Когда это испытание позади, я с уверенностью могу сказать:
Всё что вы делаете сейчас ради своего будущего стоит того, каждое приложенное усилие вернётся вам пятикратным удовольствием, как только вы добьётесь своей цели.
Определённо, это потребует большого количества сил, возможно, вы потеряете веру в себя (на какое-то время), возможно, совершите множество ошибок, но стоит помнить, что не ошибается только тот, кто ничего не делает. Так что дерзайте, стремитесь, работайте! Все обязательно получится!
Воспользуйтесь советами моего репетитора — профессионала своего дела Шапошниковой Яны Павловны, которыми она делится в статье «Как подготовиться к егэ по химии».
В последние годы растет число участников ЕГЭ по химии. При этом девушки чаще, чем юноши выбирают этот предмет. С чем связана такая тенденция? Насколько сложно сдать экзамен по химии и как к нему подготовиться? На эти и другие вопросы отвечает заместитель председателя предметной комиссии ЕГЭ по химии города Москвы Ольга Гончарук.
— В чем особенности ЕГЭ по химии в этом году? Будут ли нововведения в экзамене?
— Химия – один из самых трудных учебных предметов.Недаром его изучение начинается лишь в восьмом классе. И, пожалуй, главная особенность ЕГЭ по химии в 2020 году – увеличение почти на полтора месяца времени на подготовку. Структураи содержание контрольных измерительных материаловостались без изменений.Работа по-прежнему состоит из двух частей. Первая включает в себя21 задание базового и восемь заданий повышенного уровня сложности. Вторая – задания высокого уровня сложности (30–35).Максимальный первичный балл за выполнение заданий первой части – 40, второй – 20. Общий первичный балл – 60.
Единственным нововведением стала конкретизация заданий 30 и 31. В них в прошлом году в качестве ответа можно было записать любую окислительно-восстановительную реакцию и любую реакцию ионного обмена между веществами из предложенного перечня. В этом годув условии задания будет указано, что должно получиться в результате реакции, например, образование простого веществаили выпадение осадка определенного цвета, изменение окраски раствора иливыделение газа.Любую возможную реакцию записать будет нельзя.
— Как эффективнее всего готовиться к ЕГЭ по химии, чтобы получить высокие баллы?
— Эффективность подготовки к экзамену по химии,безусловно, зависит от прочных знаний предмета и от уровня сформированности определенных умений, таких, например, как умение обобщать теоретический материал, планировать эксперимент и делать выводы, анализировать условия заданий, переводить информацию из одного вида в другой. Этому за месяц научиться невозможно. Поэтому, задолго до ЕГЭважно определиться, какие экзамены вы будете сдавать и начинать готовиться.
1) Подготовка должна быть систематической. Здесь необходима воля и целеустремленность. Заниматься нужно регулярно.
2) Изучая теоретический материал, научитесь делать обобщения. Стройте умозаключения на основе конкретных примеров (это индуктивный подход). Например, цинк реагирует с соляной кислотой, серной, азотной, уксусной. Значит, обобщенно можно сказать, что цинк реагирует с кислотами. Возможно, кому-то будет легче идти от общего к частному(это дедуктивный подход), например, если кислоты реагируют с основаниями (общее), то серная кислота реагирует с гидроксидом калия (частное).
3)На этапе подготовки учитесь понимать и анализировать химический текст, составляйте как можно больше уравнений реакций, записывайте формулы, даже еслиэтого не требуется в задании. Тем самым вы разовьете у себя«химическую зоркость» и в нужное время на экзамене сможете «увидеть» правильный ответ.
4) Уделяйте внимание тренингам и консультациям, которыхсейчас более чем достаточно. Обратите внимание на:
- открытый банк заданий Федерального института педагогических измерений;
- онлайн-сервис «Мои достижения», на котором можно выполнить тренировочные работы и получить консультацию экспертов;
- вебинары по разбору заданий единого государственного экзамена по химии. На сайте Московского центра качества образования вы найдете записи прошедших вебинаров и расписание предстоящих;
- Видеоконсультациина сайте Московского образовательного телеканала.
5) Задавайте вопросы, детально разбирайте с учителемвсе, что вызывает сомнения, верьте в себя и свой успех на экзамене!
— В чем, на Ваш взгляд, преимущества дистанционной подготовки к ЕГЭ?
— Дистанционная подготовка к экзамену – это ответ на вызовы современности, необходимое условие и эффективная форма подготовки к ЕГЭ. Она дает множество преимуществ.
Во-первых, свободный график работы, не требующий выхода из дома. Во- вторых, возможность самим выбрать удобное время для подготовки в индивидуальном темпе. В-третьих, развитие целеустремленности и воли:выпускник берет на себя ответственность за принятие решений об участии в вебинарах, прохождении диагностик, получении видеоконсультаций, использовании различныхинтернет-ресурсов для подготовкик экзамену.
Правильное распределение времени и самоконтроль – еще один плюс, так как способствуют развитию умения ориентироваться в собственном уровне знаний, организовать себя для достижения более высоких учебных результатов.
Дистанционная форма не исключает живого общения с педагогами и экспертами. Для этого проводятся консультации с учителями, а на сайте «Мои достижения» можно записаться на консультацию с экспертами государственной итоговой аттестации и задать им вопросы.
Пожалуй, единственная сложность дистанционной подготовки – это наличие технических средств и доступ к Интернету. А овладение технологиями – это дело времени.
— Много ли выпускников выбирают химию на ЕГЭ?
— С 2015 года наблюдается устойчивый рост количества участников ЕГЭ по химии. За прошедшие пять лет их число увеличилось более чем на 2000 человек и в 2019 году составило почти 8000 участников.
И еще одну тенденцию хочу отметить. С 2008 года медленно, но верно увеличивается число девушек, сдающих химию, и уменьшается число юношей. В прошлом году девушек было почти в два раза больше. Вероятно, это связано с возрастающей популярностью медицинских вузов и снижением интереса выпускников к техническим институтам с химическими специальностями.
— Какие ошибки чаще всего допускают ученики на ЕГЭ по химии? В каких заданиях чаще всего возникают сложности?
— Наименее успешно школьникивыполняют задания на проверку знаний о характерных химических свойствах оснований, амфотерных гидроксидов, кислот и солей (задание 7); знаний о классификации химических реакций в органической и неорганической химии (задание 19); знаний,формируемых в процессе химического эксперимента (задание 25); умений выбирать из перечня вещества, вступающие в окислительно-восстановительное взаимодействие, и составлять соответствующие уравнения реакций (задание 30); составлять реакции, отражающие химические свойства и взаимосвязь основных классов неорганических (задание 32) и органических соединений (задание 33); проводить комбинированные вычисления по формулам и уравнениям химических реакций (задания 34 и 35).
Выпускникам следует обратить внимание на эти темыпри подготовке к экзамену и внимательно выполнять соответствующие задания в контрольных измерительных материалах.
Наиболее типичные ошибкимы ежегодно наблюдаем при проверке заданий с развернутым ответом (вторая часть). Среди них:
- В задании 30 учащиеся неверно выбирают окислитель и восстановитель для реакции, записывают несуществующие химические реакции, которые теоретически не противоречат окислительно-восстановительным превращениям, но практически не осуществимы, не учитывают характер среды и возможные взаимодействия между продуктами (например, кислота + щелочь) или продуктов с исходными веществами. Используют воду в качестве реагента, что не допускается по условию задачи, неверно определяют или записывают степени окисления. Неправильно записывают процессы окисления и восстановления в электронном балансе, не подводят баланс отданных и принятых электронов.
- В заданиях 32 и 33, проверяющих умение составлять уравнения химических реакций, основные ошибки– «потеря» коэффициентов, индексов, побочных продуктов.
- В расчетном комбинированном задании 34 выпускники неверно анализируют условие задачи, а, следовательно, не могут правильно выстроить алгоритм решения, что приводит к неверному ответу.
- В задании 35 на вывод формулы органического веществаучащиеся в качестве молекулярной формулы часто выводят простейшее соотношение, не позволяющее составить правильную структурную формулу органического вещества.Неполный анализ условия задачи приводит к составлению не существующей, придуманной формулы без ориентации на указанные в задании свойства или способы получения вещества.Соответственно, неверно составляется уравнение реакции или содержатся ошибки в записи продуктов, наличии коэффициентов.
— Какие рекомендации на будущее Вы можете дать учителям по подготовке детей к ЕГЭ по химии?
— Создание условий для эффективной подготовки школьника к экзамену – это комплекс мероприятий и семьи, и школы. Немаловажная роль здесь принадлежит учителю – «посреднику» между учащимися и экзаменом, и он несет определенную ответственность. Провожатьшкольниковна экзамен он должен с чувством, что сделал все возможное, а дальше уже начинается зона ответственности выпускников.
Я рекомендуюпедагогамна каждом занятии планировать работу по формированию метапредметных умений, использовать разнообразные методы и технологии, организовывать исследовательскую и экспериментальную деятельность.
Задача учителя – показать красоту науки, котораяобъясняет устройство мираи суть окружающих явлений; науки, которая сыграла огромную роль вразвитиичеловечестваи продолжает делать жизньчеловека более удобной и комфортной. У современного педагога масса инструментов и ресурсов, но решающий фактор – это личностьучителя, его профессионализм и творческий подход. Именно с него начинается любовь к предмету. Насколько он сумеет увлечь учащихся в таинственный мир химии, насколько понятно и просто объяснит сложнейшие теории и законы, покажет значение химии для современной жизни, насколько он будет доброжелателен и терпелив, настолько успешными будутего ученикине только на экзамене, но и в будущем.
— Какие рекомендации можете дать родителям выпускников, сдающих химию? Как они могут помочь в подготовке?
— Часто родители более сильно и эмоционально, чем их дети, переживают период экзаменов, особенноесли сами не специалисты в области химии и смежных наук, тем самымсоздают тревожную и нервозную обстановку. Конечно, подготовка к ЕГЭ в таких условиях будет малоэффективной.Хочется, чтобы родители с вниманием, а главное с пониманием, относились к детям (и не только в период экзаменов):
- сопереживали и поддерживали своего ребенка, создавали спокойную и доброжелательную обстановку для самостоятельной подготовки к экзамену;
- уважительно относились к личности ребенка;
- терпеливо объясняли необходимость соблюдения режима дня, ведь организм нужно подготовить к умственным нагрузкам;
- помогали организовать подготовку к экзамену (возможно, это будет совместное обсуждение каких-то вопросов, выполнение упражнений и т.п.).
А главное, чтобы родители любили своих детей не «слепой» всёпозволяющей любовью, а «разумной», несущей ответственность за развитие личности.
Я желаю успехов всем участникам ЕГЭ!
https://mel.fm/ekzameny/132985-ege_chemistry_guide
Как сдать ЕГЭ по химии: рекомендации и советы экспертов
Если вы выбрали химию как предмет для сдачи ЕГЭ, то вам пригодятся советы и рекомендации наших экспертов. С нашими советами вы сможете получить высокий балл на экзамене.
ЕГЭ по химии – не обязательный предмет для сдачи в 11 классе. Но его часто выбирают ученики, которые планируют поступать в вуз на специальность, связанную с этим предметом. И надеяться только на школьную программу и подготовку здесь не стоит. Это сложный предмет с большим количеством информации и тем, которые нужно не просто выучить наизусть, но и понять.
Некоторые готовятся к ЕГЭ самостоятельно. Они штудируют учебники и пособия, изучают примеры работ с прошлых лет и проходят их, обращаются со своими вопросами к школьному учителю. Другие же ученики идут по более простому пути – посещают курсы подготовки либо онлайн занятия по химии с репетитором. Преподаватель здесь помогает восполнить пробелы в знаниях и понять материал всей школьной программы, а также проводит тестовые ЕГЭ.
Какой бы вариант вы ни выбрали, вам все равно придётся разобраться с тем, как устроен и оценивается ЕГЭ по химии. Мы решили вам в этом помочь.
В этом материале:
- Как оценивается ЕГЭ по химии
- Как подготовиться к экзамену: советы экспертов
- Организационные моменты
- Советы экспертов как решать задачи
Как оценивается ЕГЭ по химии
На онлайн занятиях по химии репетитор поможет разобраться, как делать то или иное задание, даст массу типовых вариантов каждого вопроса и найдёт вместе с вами правильные ответы. Также он расскажет, как и за что будут начислены баллы.
Всего на ЕГЭ по химии 34 вопроса. 28 из них считаются простыми (но это не так) – в них нужно выбрать правильные варианты ответов из предложенных составителями экзамена. В шести оставшихся заданиях ученику придется самостоятельно формулировать ответ на вопрос и аргументировать его.
За первые 28 заданий можно получить по 1 или 2 балла – всё зависит от номера вопроса. Например, за задания 1-5 дают всего 1 балл, а за 6,7,8 вопрос можно получить 2 балла. За вопросы, где ученик должен дать расширенный ответ и самостоятельно сформулировать свои мысли, можно получить от 2 до 5 баллов за каждый.
Если ученик допустил ошибку, то за вопрос ему начисляется 0 баллов. То же самое происходит, если школьник пропустил вопрос или ответ дан не по правилам экзамена. Например, не вписан в нужные клеточки.
Первый урок в Учи.Дома — бесплатно! Это отличная возможность познакомиться с преподавателем, методикой и провести время с пользой. Записаться на урок можно по ссылке:
Если вы обратились для подготовки к ЕГЭ к репетитору и начали посещать онлайн занятия по химии хотя бы за 4-6 месяцев до экзамена, всё просто. Учитель сам подберёт для вас программу обучения, выявит ваши слабые места и темы, которые нуждаются в особом внимании. Главно здесь:
- найти хорошего преподавателя;
- много заниматься с ним и самостоятельно;
- следовать его рекомендациям;
- много практиковаться в решении примеров ЕГЭ.
Когда дело обстоит иначе и вы решили обойтись без онлайн занятий по химии, все сложнее. Но если у вас хороший уровень владения предметом, вы точно справитесь. В этом случае эксперты рекомендуют:
- Изучить школьные учебники и пособия для подготовки к ЕГЭ. Также важно прочитать кодификатор и спецификацию для ЕГЭ по химии. Вы можете их найти на сайте ФИПИ. Здесь будут указаны все темы, а также приведена таблица с точным количеством баллов за каждое задание и критерии оценивания результатов.
- Решать легкие и сложные задачи. Чем больше практики, тем лучше. Не стесняйтесь показывать свои результаты школьному учителю. Он может вас направить, показать, что ещё нужно изучить и где вы делаете ошибки.
- Решать много тестов, примеров ЕГЭ по химии и заданий прошлых лет. Причём важно не только давать правильные ответы, соблюдать все правила экзамена, но также укладываться в отведённое для него время. Правда, стоит отметить, что в 2022 году экзамен обновился. Составители усложнили некоторые вопросы, добавили новые задания. А потому хотя бы несколько онлайн занятий по химии лишними точно не будут. Главное, выбирать репетитора с большим опытом подготовки к ЕГЭ.
- Не зацикливаться на одном формате вопросов. Даже если больше всего сложностей вызывают задания, где нужно самостоятельно формулировать ответы, всё равно решайте как можно больше и других вопросов. Практика никогда не будет лишней. Старайтесь уделять внимание и практическим ответам (задачам), и теории предмета.
- Используйте наглядность. Рисуйте майнд-карты, схемы, таблицы, пользуйтесь чужими наработками, которых много в интернете. Это поможет вам запомнить сложные темы, дать правильные ответы на экзамене.
- Используйте гаджеты. Да, вы не ослышались. Телефон или компьютер можно использовать для повышения уровня своих знаний. Это не только онлайн занятия по химии, но и различные полезные приложения. Теперь даже в метро или на прогулке вы сможете повторять сложные моменты, которые требуют вашего внимания.
Организационные моменты
Особого внимания заслуживают организационные моменты в подготовке к ЕГЭ и на самом экзамене. На онлайн занятиях по химии вы много раз опробуете свои силы, поймёте, сколько времени примерно нужно на решение вопросов.
Всего на экзамене у ученика будет три с половиной часа. Этого времени вполне достаточно для ответа на все вопросы (еще и остаться может лишнее). Но это при условии хорошей подготовки к ЕГЭ.
Кроме того, ученику разрешено во время экзамена использовать различных «помощников». Это обычный и инженерный калькулятор. Главное, чтобы он не был программируемым – иначе на экзамен с ним пройти не получится.
Также можно использовать периодическую таблицу Менделеева. Но на экзамене она будет отличаться от той, что вы использовали на онлайн занятиях по химии и в школе. На ней не будет ярких цветов, а главная и побочная подгруппы будут не подписаны. Определять их по принципу справа и слева не стоит – это окажется неверно.
Также на экзамене можно пользоваться электрохимическим рядом напряжений металлов, таблицей растворимости солей, кислот, оснований в воде. А это уже мощное подспорье на экзамене. Ведь огромный пласт информации не нужно заучивать – он может быть перед вашими глазами.
Во время подготовки на онлайн занятиях по химииили самостоятельно помните, что нужно оставить время для переноса ответов в чистовик и дополнительной проверки. Черновики на ЕГЭ не оцениваются, даже если там дан правильный ответ.
Если вас не устроил результат экзамена, можно подать апелляцию. Правда, первая часть экзамена не может быть оспорена. Пересмотреть комиссия согласна лишь ту часть, где ученик сам формулирует ответы на вопросы. Но если вы решили подать апелляцию, помните, комиссия пересмотрит не один вопрос, а все из второй части. А значит, может не только вернуть баллы, но и снизить их за другие ответы.
Получить желаемую профессию возможно только при удачной сдаче ЕГЭ. Помогут в сдаче ЕГЭ по химии репетиторы нашей онлайн школы. Записывайтесь на первый пробный урок:
Советы экспертов как решать задачи
- внимательно читайте условия задачи и записывайте на черновик номера выбранных вариантов;
- соблюдайте последовательность вариантов ответа, если она требуется в вопросе;
- при решении задач по неорганической химии помните как взаимодействует каждый элемент с другими веществами, а не только реакции и свойства целого класса;
- даже если вам кажется, что вариант точно ошибочный, перепроверьте его;
- при записи уравнений всегда уравнивайте все элементы или ищите ошибку, если равенство не получилось;
- если нужно написать 1 вариант ответа, а вы видите несколько – пишите тот, в котором точно уверены;
- в развернутых ответах давайте лишь один вариант и подкрепляйте его аргументом или решением;
- всегда пишите в задачах второй части «Дано», так как это поможет упорядочить мысли и условие задания;
- если вы не знаете ответ и ни один из вариантов не кажется вам верным, выберите любой наугад – вам может повезти, а это плюс драгоценные баллы.
Помните, на онлайн занятиях по химии на самом экзамене не стоит ограничиваться только знаниями предмета. Включите фантазию, логическое мышление, память и знания из других наук. Не паникуйте и концентрируйтесь на вопросах. Не задерживайтесь на сложных местах и не спешите. У вас есть 3,5 часа и этого должно хватить на все, включая проверку. Желаем вам успехов!