Урок русского языка в 9 классе по теме «Сложноподчинённое предложение с
придаточными изъяснительными».
Бисембаева Улбосын
Зинельмусанеповна, учитель русского языка и литературы
Тип урока: урок новых знаний
Цель
урока: дать представление о сложноподчинённых предложениях с
придаточными изъяснительными.
Задачи
урока: формирование умений: 1) определять место придаточных
изъяснительных в сложноподчинённом предложении; средства их связи с главным;
производить (где это возможно и целесообразно) их синонимическую замену; 2)
правильно расставлять знаки препинания в сложноподчинённых предложениях с
придаточными изъяснительными; составлять схемы предложений с указанными
придаточными, разбирать их синтаксически; 3) отличать средства связи (союзы от
союзных слов) в сложноподчинённом предложении с придаточными изъяснительными.
Ход урока:
Организационный момент. ׀
Сообщение темы и целей урока
–
Ребята, сегодня мы поговорим о сложноподчинённых предложениях с придаточными
изъяснительными, увидим разнообразие их значений, определим их место среди
других придаточных предложений, сравним особенности построения данных
придаточных и проведём срезовую работу, которая позволит проверить,
насколько прочно вы усвоили материал.
III. Актуализация опорных знаний учащихся
-Давайте
перестроим предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью, тем
самым отметив особенности синтаксических синонимов.
Слайд №
1
1) По
радио сообщили: «Такого засушливого лета не было тридцать лет». (По
радио сообщили, что такого засушливого лета не было тридцать лет.)
2) Собака
словно просила: «Не прогоняйте меня!» (Собака словно просила, чтобы
её не прогоняли.)
3) Нас
не спрашивают: «Вы хотите сдавать экзамены?» (Нас не спрашивают,
хотим ли мы сдавать экзамены.)
Примечание:
в
косвенных предложениях вопросительная и восклицательная интонации исчезают,
знаки вопроса и восклицания не ставятся.
4) Суеверные
люди уверяют: «Встреча с чёрной кошкой сулит несчастье». (Суеверные люди
уверяют, будто встреча с чёрной кошкой сулит несчастье.)
Вывод: С точки зрения синтаксической прямая
речь представляет собой самостоятельное предложение(или ряд предложений),
связанное с авторскими словами только по смыслу и интонационно, а косвенная
речь образует придаточное предложение в составе сложноподчинённого
предложения с помощью союза или союзного слова, а также частицы ли.
׀V. Объяснение нового материала
Анализ
предложений с косвенной речью. Работа с учебником (изучение теории).
Беседа
по вопросам:
-К каким
членам главного предложения относятся придаточные изъяснительные? И почему они
получили такое название? (Придаточные изъяснительные относятся к членам
главного предложения со значением речи, мысли, чувства или состояния (чаще
всего это глаголы: говорить, сказать, сообщать, думать,
понимать, сознавать, почувствовать, услышать,
увидеть, решать, жалеть, радоваться, грозить, жаловаться
и др., реже-прилагательные, существительные, слова категории состояния: прав,
рад, счастлив, виноват, жаль, нужно, слух,
сообщение, известие и др.), требующим обязательного
распространения, изъяснения. Отсюда и название –изъяснительные.)
-Какому
члену простого предложения соответствует придаточное изъяснительное?
(Дополнению.)
-На
какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное? (Падежные.)
-Расскажите
о способах прикрепления придаточных изъяснительных к поясняемому слову. (С
помощью союзов, союзных слов и частицы ли.)
-Какое
значение имеет частица ли в придаточных изъяснительных? ( значение
союза)
-С
помощью каких союзов выражаются косвенные сообщения? (что, как,
будто.)
-Какой
вид косвенной речи выражается с помощью союза чтобы? (Косвенные
побуждения.)
-Как
строится косвенный вопрос? (С помощью союзных слов и частицы ли.)
-Обязательны
ли указательные слова в главном предложении? (В главном предложении при
изъясняемых словах может быть указательное слова то, которое служит для
выделения содержания придаточного предложения.)
Слайд № 2
Средства связи в |
|
союзы |
союзные слова |
что как будто как будто чтобы ли |
что как кто который где куда когда сколько зачем почему откуда |
-Какие
средства связи будут вызывать наибольшую сложность? (слова что и как,
так как они могут выступать и в роли союза, и в роли союзного слова в
сложноподчинённых предложениях с придаточными изъяснительными.)
Слайд № 3
Заключите союз в овал, а союзное слово подчеркните как член предложения.
1. Я узнал что до отъезда (за)
границу Ася долго жила в деревне.
2. Посмотрите (же) что вы наделали.
Запись в
тетрадях:
×
1. Я узнал, (о чём?) что
до отъезда заграницу Ася долго жила в деревне.
×
2. Посмотрите же, (на что?) что
вы наделали.
Проблемная ситуация: в каком из предложений что-это союз, а в
каком-союзное слово? (выдвижение предположений учащихся)
Выводы:
1) к союзу нельзя задать вопрос ( к союзным словам можно задать
вопрос, как и ко всем членам предложения: Посмотрите же (на что посмотреть?),
что вы наделали.
2) союз можно опустить и превратить сложноподчинённое союзное предложение
в сложное бессоюзное предложение: Я узнал: до отъезда заграницу Ася долго
жила в деревне. Союзные слова опустить нельзя.
3) на союз не падает логическое ударение, на союзное же слово
логическое ударение может падать, как в нашем случае: «что вы
наделали»?
4) придаточное предложение с союзным словом можно трансформировать
в вопросительное предложение: Что вы наделали?
Рекомендуется использовать ряд названных выше приёмов (а не один).
Таким образом, в 1-м предложении что –это союз, заключаем в
овал, во 2-м –союзное слово, в предложении является дополнением, подчёркиваем
пунктирной линией.
Алгоритм
(слайд № 4)
V. Закрепление изученного
материала
Первичное
(воспроизводящее) закрепление (когда учащиеся осмысливают изученный ими учебный материал и
доводят его понимание до того уровня, при котором могут его пересказать,
письменно оформить и обобщить).
Задание. Перепишите, ставя выделительные
запятые. В главном предложении отметьте значком × поясняемое слово. В
изъяснительных придаточных заключите союзы в овал, союзные слова подчеркните
как члены предложения.
1. Кто
знает что такое слава? 2. Но ещё ни один не сказал поэт что мудрости нет и
старости нет. 3. Я спросила у кукушки сколько лет я проживу. 4. Хочешь знать
как всё это было? 5. Ей снится буд(то) (бы) она идёт по снеговой поляне. 6.
Скажи зачем меня ты любишь! 7. Я понял почему эта странная девочка меня
привлекает.
Тренировочное
закрепление (при котором первоначально образовавшиеся
умения и навыки доводятся до необходимого совершенства и прочности).
Задание.
Спишите, расставляя знаки препинания и подчёркивая
придаточные изъяснительные. Составьте схемы 1, 2 и 4-го предложений.
1. Иван Ильич
спросил где находится штаб. 2. В степной полосе где был расположен родной Колин
городок лесов (не) было. 3. Что написано пером то (не) вырубишь топором. 4.
Существовала (н..)когда пословица что дети не живут а жить готовя(т, ть)ся. 5.
Давным-давно задумал я взглянуть на дальние поля узнать прекрасна (ли) земля.
6. Пароход сел на мель вблизи того городка куда ехал Леонтьев. 7. Татьяна
Афанасьевна подала брату знак что больная хочет уснуть.
Творческое
закрепление (когда учащиеся не только воспроизводят и
совершенствуют знания, умения и навыки, но и раскрывают новые стороны изучаемых
вопросов).
Задание.
Закончите предложения так, чтобы придаточное предложение было изъяснительным.
Для связи главного и придаточного используйте союзы что или будто,
как будто (если хотите указать на неуверенность в сообщаемом факте).
1. В школе
сообщили о том ——-. 2. В городе говорили ——-.3. Ребята заявили ——-.
4. Из результатов опытов ясно ——.5. Врач опасался ——-. 6. В состоянии
больного опасно то ——-. 7. Через несколько дней стало известно ——.
Схематический
диктант (срезовая работа) Не записывая
предложений, учащиеся чертят их схемы, определяют вид придаточных в сложноподчинённых
предложениях.
1)
В ясный день вы увидите в лесу, как осенняя паутина блестит на солнце.
2)
Трёх сосен, которые так любил Пушкин, в Михайловском сейчас нет.
3)
На месте, где они когда-то росли, посажены молодые сосенки.
4)
Мы спросили, когда нам прийти снова.
5)
Известно, что слоны в диковинку у нас.
6)
Солнце ещё не успело подняться, и в саду было холодно.
7)
В росистых лугах течёт речонка, что мне так мила.
Ясно было, кто стрелял.
9)
Мы расположились на отдых у того дерева, что растёт у самой воды.
10)
Я никак не мог определить, откуда раздавался шорох.
V.
Итог урока
— Над
какими СПП мы сегодня работали? Что вы запомнили о придаточных изъяснительных?
-К чему относятся придаточные изъяснительные?
-Каково место придаточного?
-Чем прикрепляются к главному (поясняемому) слову?
-Как
отличать союзы от союзных слов?
Употребление
СПП делает нашу речь богаче и помогает точнее выразить свою мысль.
VI.
Домашнее задание
Выучить
теоретический материал, выполнить упражнение по учебнику № 121
VII.
Оценка работы учащихся, выставление отметок
Поурочные разработки по русскому языку 11 класс — Н. В. Егорова 2016
Цели: развивать представления о синтаксической синонимии, её роли в речи; рассмотреть варианты синтаксических синонимов; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Обсуждение упражнений учебника, выполнение заданий по морфологии глагола, подготовленных группой учащихся.)
III. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Синтаксические синонимы — это конструкции (словосочетания и предложения), разные по строению, но сходные по содержанию. Русский синтаксис гибок, он даёт возможность выразить одну и ту же мысль разными способами.
Синонимичными могут быть разные по строению, но сходные по грамматическому и лексическому значениям словосочетания:
юноша высокого роста — высокорослый юноша, варенье из вишни — вишнёвое варенье.
С явлением синтаксической синонимии среди предложений мы уже сталкивались на предыдущем уроке, оформляя высказывания писателей в виде прямой и косвенной речи, цитаты. Синтаксические синонимы мы применяли и тогда, когда разбирали бессоюзные сложные предложения, заменяя знаки между частями предложения союзами.
Такого рода задания встречаются в блоке В тестов ЕГЭ.
2. Практические задания
— Замените в данном предложении словосочетание столица Франции со связью «управление» словосочетанием со связью «согласование». Запишите получившееся словосочетание.
Столица Франции — один из самых посещаемых городов мира, европейский и мировой центр культуры и туризма. (Французская столица.)
— Выполните обратную операцию со следующими словосочетаниями.
Ёлочные украшения (украшения для ёлки), кожаные перчатки (перчатки из кожи), герои сказки (сказочные герои), клетчатый пиджак (пиджак в клетку).
— А теперь рассмотрим явление синтаксической синонимии на примере предложений. Замените сложноподчинённые предложения синтаксическими синонимами — простыми предложениями.
1) После рекламной паузы вернёмся к событиям, которые происходят в этом матче. (После рекламной паузы вернёмся к событиям этого матча.)
2) Гриб, что я нашёл, оказался отличным боровиком. (Найденный мною гриб оказался отличным боровиком.)
3) Цвета костюмов, которые сшили для участников Олимпиады, соответствовали цветам национального флага. (Цвета костюмов, сшитых для участников Олимпиады, соответствовали цветам национального флага.)
— Какие предложения вам кажутся предпочтительнее?
— Замените сложноподчинённые предложения предложениями с обособленными обстоятельствами. Укажите значение обособленных обстоятельств.
1) Так как я утомился от долгой дороги, я тотчас уснул. (Утомившись от долгой дороги, я тотчас уснул. Обстоятельство причины.)
2) Несмотря на то что наступила оттепель, многие ещё одеты по-зимнему. (Несмотря на оттепель, многие ещё одеты по-зимнему. Обстоятельство уступки.)
3) Когда я подбежал к перрону, поезд уже тронулся. Подбежав к перрону, я увидел, что поезд уже тронулся. Или: Подбежав к перрону, я увидел только хвост поезда. Обстоятельство времени в главном предложении.)
Комментарии
В последнем предложении придаточную часть нельзя заменить деепричастным оборотом, не изменив главную. Подбежав к перрону, поезд уже тронулся — грубая грамматическая ошибка.
— Перестройте данные предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью. Укажите особенности синтаксических синонимов.
1) По радио сообщили: «Такого засушливого лета не было тридцать лет». (По радио сообщили, что такого засушливого лета не было тридцать лет.)
2) Нас не спрашивают: «Вы хотите сдавать экзамены?» (Нас не спрашивают, хотим ли мы сдавать экзамены.)
3) Суеверные люди уверяют: «Встреча с чёрной кошкой сулит несчастье». (Суеверные люди уверяют, будто встреча с чёрной кошкой сулит несчастье.)
— Запишите цитаты (полностью или частично) в виде сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными. Постройте схемы получившихся предложений.
1) «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе». (Д. С. Лихачёв) (Д. С. Лихачёв считал, что «любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе».)
2) «То были годы её (А. А. Ахматовой) первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов». (К. И. Чуковский) (К. И. Чуковский вспоминал, что познакомился с Анной Ахматовой в годы «её первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов».)
3) «Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто». (В. П. Некрасов) (В. П. Некрасов вспоминал, что «Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто».)
Домашнее задание
1. Упражнения учебника.
2. Составить задания по морфологии причастия, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ (группе).
Цели: познакомить с придаточными изъяснительными; формировать умения устанавливать значение придаточных изъяснительных, ставить к ним вопросы, определять их место в сложноподчинённых предложениях, средства связи придаточного предложения с главным; развивать умение правильно расставлять знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными; развивать навыки самостоятельной работы.
Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать основные группы сложноподчинённых предложений; уметь характеризовать придаточные изъяснительные; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; владеть навыками выразительного чтения, сжатого изложения текста; уметь объяснять языковые явления и процессы.
Ход урока 1
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
(Упр. 115 — чтение и обсуждение составленных предложений.)
III. Работа по теме урока
1. Актуализация знаний
— Какому члену простого предложения соответствует придаточное изъяснительное? (Дополнению.)
— На какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное?
— К каким членам главного предложения относятся придаточные изъяснительные?
— Какое общее значение имеют сказуемые, к которым относятся придаточные изъяснительные?
— Расскажите о способах прикрепления придаточных изъяснительных к поясняемому слову.
— Какое значение имеет частица ли в придаточных изъяснительных?
— Что такое косвенная речь?
— С помощью каких союзов выражаются косвенные сообщения? (Что, как, будто.)
— Какой вид косвенной речи выражается с помощью союза чтобы? (Косвенные побуждения.)
— Как строится косвенный вопрос? (С помощью союзных слов и частицы ли.)
— Обязательны ли указательные слова в главном предложении?
2. Работа с синтаксическими синонимами
— Перестройте предложения с прямой речью так, чтобы получились предложения с косвенной речью; отметьте особенности синтаксических синонимов.
1) По радио сообщили: “Такого засушливого лета не было тридцать лет”.
(По радио сообщили, что такого засушливого лета не было тридцать лет.)
2) Собака словно просила: “Не прогоняйте меня!”
(Собака словно просила, чтобы её не прогоняли.)
3) Нас не спрашивают: “Вы хотите сдавать экзамены?”
(Нас не спрашивают, хотим ли мы сдавать экзамены.)
Комментарии
В косвенных предложениях вопросительная и восклицательная интонации исчезают, знаки вопроса и восклицания не ставятся.
4) Суеверные люди уверяют: “Встреча с чёрной кошкой сулит несчастье”.
(Суеверные люди уверяют, будто встреча с чёрной кошкой сулит несчастье.)
IV. Закрепление изученного материала
1. Анализ предложений
— Запишите предложения, сделайте их синтаксический разбор, поставьте вопросы к придаточным изъяснительным. Укажите средства выразительности в предложениях.
1) Знаешь, я читала, что бессмертны души. (А. Ахматова)
2) О, я была уверена, что ты придёшь назад. (А. Ахматова)
3) Я по-прежнему такой же нежный
И мечтаю только лишь о том,
Чтоб скорее от тоски мятежной
Воротиться в низенький наш дом.
С. Есенин
4) Стыдно мне, что я в Бога верил.
Горько мне, что не верю теперь.
С. Есенин
Комментарии
Отметим, что в 4-м примере придаточные предложения имеют добавочное значение причины.
2. Работа с таблицей
— Заполните графы таблицы “Виды придаточных предложений”, относящиеся к придаточным изъяснительным, подберите примеры придаточных изъяснительных.
3. Использование сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными при цитировании
— Запишите цитаты (полностью или частично) в виде сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными. Составьте схемы сложноподчинённых предложений.
1) “Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе”. (Д.С. Лихачёв)
(Д. С. Лихачёв считал, что “любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе”.)
2) “То были годы её (А. Ахматовой) первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов”. (К. Чуковский)
(К. Чуковский вспоминал, что познакомился с Анной Ахматовой в годы “её первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов”.)
3) “Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто”. (В. Некрасов)
(В. Некрасов вспоминал, что “Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто”.)
4. Работа по учебнику
1. Упр. 117 — комментированное письмо.
2. Упр. 118 — работа по трём вариантам с последующим обсуждением.
3. Упр. 120 — обсуждение вопросов и заданий, самостоятельная работа.
V. Подведение итогов урока
— На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?
— С помощью каких средств связи придаточные изъяснительные присоединяются к главному предложению?
Домашнее задание
1. § 23.
2. Упр. 119, 121 (устно).
Ход урока 2
I. Организационный момент
II. Проверка домашнего задания
1. Упр. 119 — чтение составленных предложений, обсуждение заданий.
2. Упр. 121 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение вопроса.
III. Закрепление изученного материала
1. Графический диктант с самопроверкой
(Учитель читает предложения, ученики записывают только их схемы, вопросы к придаточным предложениям и определяют их вид. После диктанта учитель открывает на доске правильные ответы.)
1) И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт. (Р. Тагор)
([… того …], (в котором …). Какого? Определительное (местоименно-определительное).)
2) Ах! То было и моим,
Чем так сладко жить,
То, чего, расставшись с ним,
Вечно не забыть.
В. Жуковский
([то …, (чем …), то], (чего …). Какое? Что именно? Определительные.)
3) Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого. (Л. Фейхтвангер)
((Кто…), [тот …]. Какой? Кто именно? Определительное.)
4) Художник видит то, чего не видят остальные.
([…то ], (чего…). Что именно? Определительное.)
5) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? (Н. Гоголь)
([ ], (отчего …). Что? Изъяснительное.)
6) За всё, что человек берёт, он платит собой. (М. Горький)
([За всё, (что…),…]. За что именно? Определительное (местоименно-определительное).)
7) Счастлив тот, кому зарёю тёплый ветер веет. (И. Бунин)
([… тот], (кому…). Какой? Кто именно? Определительное.)
Прасковья Фёдоровна Михель была самая привлекательная, умная, блестящая девушка того кружка, в котором вращался Иван Ильич. (Л. Н. Толстой)
([… того], (в котором …). Какого? Определительное.)
9) Пел он старинную русскую песню, слушать которую без волнения было невозможно.
([ ], (… которую …). Какую? Определительное.)
10) Ясно было, кто стрелял.
([ ], (кто…). Что? Изъяснительное.)
11) Будешь знать, как с ружьём баловать!
([ ], (как…). Что? Изъяснительное.)
2. Изложение
1. Чтение текста упр. 123, обсуждение вопросов.
2. Написание сжатого изложения.
3. Тест по теме “Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными”
(См.: КИМы, тест 9.)
IV. Подведение итогов урока
(Чтение и обсуждение изложений.)
Домашнее задание
1. § 23.
2. Упр. 122.
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Была в сети 11.05.2021 04:42
Никонова Валентина Васильевна
учитель русского языка и литературы
6 263
4 595
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
02.02.2018 06:42
Презентация готовит к пониманию значения придаточных изъяснительных. Уч-ся конструируют предложения, заменяя синтаксическими омонимами
Просмотр содержимого документа
«Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными»
Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными
Перестройте данные предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью
- По радио сообщили: «Такого засушливого лета не было тридцать лет».
- Собака словно просила: «Не прогоняйте меня!»
- Нас не спрашивают: «Вы хотите сдавать экзамены?»
- Суеверные люди уверяют: «Встреча с черной кошкой сулит несчастье».
1. [ ], что …).
- [ ], ( чтобы …).
- [ ], ( …ли…).
- [ ], ( будто …).
Замените выделенную часть придаточным изъяснительным предложением
- Нам рассказали о лесополосах из фундука защищающих поля от ветров и дающих высокий урожай орехов.
- Лесник попросил нас не разжигать костры в сосновом бору.
- Мы догадались о цели расселения фазанов в окрестных лесах.
- Экскурсанты уговорили лесника рассказать о заповеднике.
Замените предложения с прямой речью СПП с придаточными
изъяснительными
- «Умею коротко говорить о длинных вещах», — как-то сказал о себе Чехов.
- «Если каждый человек на куске земли своей сделал бы все, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» – говорил А.Чехов М.Горькому.
- «Сердечность – такой же дар, как красота и ум», — писал В.Качалов.