Нас не спрашивают хотим ли мы сдавать экзамены вид придаточного

Тест по русскому языку Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными 9 класс с ответами. Тест включает 2 варианта. В каждом варианте по 6 заданий (4 задания части А, 1 задание части В и 1 задание части С).

Вариант 1

A1. Какое предложение содержит придаточное изъяснительное?

1) Я не знаю, где встретиться нам придётся с тобой.
2) Улицы, где мы провели детство и юность, навсегда оста­нутся в нашей памяти.
3) После рекламной паузы вернёмся к важнейшим событи­ям, которые происходили на прошлой неделе.
4) Там, где клён шумит над речной волной, говорили мы о любви с тобой.

А2. Какое предложение содержит придаточное местоименно-определительное?

1) Дом, в котором я живу, находится в новом районе.
2) Гриб, что я нашёл, оказался отличным боровиком.
3) Цвета костюмов, которые сшили для участников олим­пиады, соответствовали цветам национального флага.
4) Друг -это тот, кому можно доверять.

А3. Какое придаточное изъяснительное присоединяется к глав­ному с помощью союзного слова?

1) Нас не спрашивают, хотим ли мы сдавать экзамены.
2) Уверяют, будто встреча с чёрной кошкой сулит несчастье.
3) Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне.
4) Знаешь, я читала, что бессмертны души.

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пел он старинную (1) русскую песню (2) слушать (3) ко­торую без волнения (4) было невозможно.

1) 2
2) 1, 2
3) 1, 3
4) 2, 4

В1. Напишите вид придаточного в данном предложении.

За всё, что человек берёт, он платит собой (М. Горький).

C1. Как вы понимаете высказывание в задании В1?

Вариант 2

A1. Какое предложение содержит придаточное определительное?

1) Сердце предчувствовало, что случится что-то недоброе.
2) По радио сообщили, что такого засушливого лета не было тридцать лет.
3) И боль, что скворчонком стучала в виске, стихает, стихает…
4) О, я была уверена, что ты придёшь назад.

А2. Какое предложение содержит придаточное местоимен­но-определительное?

1) Счастлив тот, кому зарёю тёплый ветер веет.
2) Комната, куда меня привели, была похожа на сарай.
3) В двадцати километрах находилась станция, откуда можно было добраться до города на поезде.
4) Анекдоту, что ты рассказал, уже лет сорок.

А3. Какое придаточное изъяснительное присоединяется к глав­ному с помощью союзного слова?

1) К. Чуковский вспоминал, что познакомился с Анной Ахматовой в годы «её первых стихов».
2) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник.
3) Собака словно просила, чтоб её не прогоняли.
4) Хотят ли русские войны, спросите вы у тишины.

А4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Даже полезные наставления (1) я могу выслушивать (2) только от людей (3) мнение (4) которых мне дорого.

1) 3
2) 1, 3
3) 1, 2
4) 2, 4

В1. Выпишите из данного предложения слово, к которому относится придаточное.

Художник видит то, чего не видят остальные.

C1. Как вы понимаете высказывание в задании B1?

Ответ на тест по русскому языку Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными 9 класс
Вариант 1
А1-1
А2-4
А3-3
А4-1
В1. местоименно-определительное
Вариант 2
А1-3
А2-1
А3-2
А4-1
В1. то

Поурочные разработки по русскому языку 11 класс — Н. В. Егорова 2016

Цели: развивать представления о синтаксической синонимии, её роли в речи; рассмотреть варианты синтаксических синонимов; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Обсуждение упражнений учебника, выполнение заданий по морфологии глагола, подготовленных группой учащихся.)

III. Работа по теме урока

1. Слово учителя

Синтаксические синонимы — это конструкции (словосочетания и предложения), разные по строению, но сходные по содержанию. Русский синтаксис гибок, он даёт возможность выразить одну и ту же мысль разными способами.

Синонимичными могут быть разные по строению, но сходные по грамматическому и лексическому значениям словосочетания:

юноша высокого роста — высокорослый юноша, варенье из вишни — вишнёвое варенье.

С явлением синтаксической синонимии среди предложений мы уже сталкивались на предыдущем уроке, оформляя высказывания писателей в виде прямой и косвенной речи, цитаты. Синтаксические синонимы мы применяли и тогда, когда разбирали бессоюзные сложные предложения, заменяя знаки между частями предложения союзами.

Такого рода задания встречаются в блоке В тестов ЕГЭ.

2. Практические задания

  — Замените в данном предложении словосочетание столица Франции со связью «управление» словосочетанием со связью «согласование». Запишите получившееся словосочетание.

Столица Франции — один из самых посещаемых городов мира, европейский и мировой центр культуры и туризма. (Французская столица.)

  — Выполните обратную операцию со следующими словосочетаниями.

Ёлочные украшения (украшения для ёлки), кожаные перчатки (перчатки из кожи), герои сказки (сказочные герои), клетчатый пиджак (пиджак в клетку).

  — А теперь рассмотрим явление синтаксической синонимии на примере предложений. Замените сложноподчинённые предложения синтаксическими синонимами — простыми предложениями.

1) После рекламной паузы вернёмся к событиям, которые происходят в этом матче. (После рекламной паузы вернёмся к событиям этого матча.)

2) Гриб, что я нашёл, оказался отличным боровиком. (Найденный мною гриб оказался отличным боровиком.)

3) Цвета костюмов, которые сшили для участников Олимпиады, соответствовали цветам национального флага. (Цвета костюмов, сшитых для участников Олимпиады, соответствовали цветам национального флага.)

— Какие предложения вам кажутся предпочтительнее?

  — Замените сложноподчинённые предложения предложениями с обособленными обстоятельствами. Укажите значение обособленных обстоятельств.

1) Так как я утомился от долгой дороги, я тотчас уснул. (Утомившись от долгой дороги, я тотчас уснул. Обстоятельство причины.)

2) Несмотря на то что наступила оттепель, многие ещё одеты по-зимнему. (Несмотря на оттепель, многие ещё одеты по-зимнему. Обстоятельство уступки.)

3) Когда я подбежал к перрону, поезд уже тронулся. Подбежав к перрону, я увидел, что поезд уже тронулся. Или: Подбежав к перрону, я увидел только хвост поезда. Обстоятельство времени в главном предложении.)

Комментарии

В последнем предложении придаточную часть нельзя заменить деепричастным оборотом, не изменив главную. Подбежав к перрону, поезд уже тронулся — грубая грамматическая ошибка.

  — Перестройте данные предложения с прямой речью в предложения с косвенной речью. Укажите особенности синтаксических синонимов.

1) По радио сообщили: «Такого засушливого лета не было тридцать лет». (По радио сообщили, что такого засушливого лета не было тридцать лет.)

2) Нас не спрашивают: «Вы хотите сдавать экзамены?» (Нас не спрашивают, хотим ли мы сдавать экзамены.)

3) Суеверные люди уверяют: «Встреча с чёрной кошкой сулит несчастье». (Суеверные люди уверяют, будто встреча с чёрной кошкой сулит несчастье.)

  — Запишите цитаты (полностью или частично) в виде сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными. Постройте схемы получившихся предложений.

1) «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе». (Д. С. Лихачёв) (Д. С. Лихачёв считал, что «любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе».)

2) «То были годы её (А. А. Ахматовой) первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов». (К. И. Чуковский) (К. И. Чуковский вспоминал, что познакомился с Анной Ахматовой в годы «её первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов».)

3) «Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто». (В. П. Некрасов) (В. П. Некрасов вспоминал, что «Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто».)

Домашнее задание

1. Упражнения учебника.

  2. Составить задания по морфологии причастия, аналогичные заданиям тестов ЕГЭ (группе).

Цели: познакомить с придаточными изъяснительными; формировать умения устанавливать значение придаточных изъяснительных, ставить к ним вопросы, определять их место в сложноподчинённых предложениях, средства связи придаточного предложения с главным; развивать умение правильно расставлять знаки препинания между частями сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными; развивать навыки самостоятельной работы.

Планируемые результаты: уметь самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; знать основные группы сложноподчинённых предложений; уметь характеризовать придаточные изъяснительные; уметь применять правила постановки знаков препинания в СПП; владеть навыками выразительного чтения, сжатого изложения текста; уметь объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока 1

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

(Упр. 115 — чтение и обсуждение составленных предложений.)

III. Работа по теме урока

1. Актуализация знаний

— Какому члену простого предложения соответствует придаточное изъяснительное? (Дополнению.)

— На какие вопросы отвечает придаточное изъяснительное?

— К каким членам главного предложения относятся придаточные изъяснительные?

— Какое общее значение имеют сказуемые, к которым относятся придаточные изъяснительные?

— Расскажите о способах прикрепления придаточных изъяснительных к поясняемому слову.

— Какое значение имеет частица ли в придаточных изъяснительных?

— Что такое косвенная речь?

— С помощью каких союзов выражаются косвенные сообщения? (Что, как, будто.)

— Какой вид косвенной речи выражается с помощью союза чтобы? (Косвенные побуждения.)

— Как строится косвенный вопрос? (С помощью союзных слов и частицы ли.)

— Обязательны ли указательные слова в главном предложении?

2. Работа с синтаксическими синонимами

— Перестройте предложения с прямой речью так, чтобы получились предложения с косвенной речью; отметьте особенности синтаксических синонимов.

1) По радио сообщили: “Такого засушливого лета не было тридцать лет”.

(По радио сообщили, что такого засушливого лета не было тридцать лет.)

2) Собака словно просила: “Не прогоняйте меня!”

(Собака словно просила, чтобы её не прогоняли.)

3) Нас не спрашивают: “Вы хотите сдавать экзамены?”

(Нас не спрашивают, хотим ли мы сдавать экзамены.)

Комментарии

В косвенных предложениях вопросительная и восклицательная интонации исчезают, знаки вопроса и восклицания не ставятся.

4) Суеверные люди уверяют: “Встреча с чёрной кошкой сулит несчастье”.

(Суеверные люди уверяют, будто встреча с чёрной кошкой сулит несчастье.)

IV. Закрепление изученного материала

1. Анализ предложений

— Запишите предложения, сделайте их синтаксический разбор, поставьте вопросы к придаточным изъяснительным. Укажите средства выразительности в предложениях.

1) Знаешь, я читала, что бессмертны души. (А. Ахматова)

2) О, я была уверена, что ты придёшь назад. (А. Ахматова)

3) Я по-прежнему такой же нежный

И мечтаю только лишь о том,

Чтоб скорее от тоски мятежной

Воротиться в низенький наш дом.

С. Есенин

4) Стыдно мне, что я в Бога верил.

Горько мне, что не верю теперь.

С. Есенин

Комментарии

Отметим, что в 4-м примере придаточные предложения имеют добавочное значение причины.

2. Работа с таблицей

— Заполните графы таблицы “Виды придаточных предложений”, относящиеся к придаточным изъяснительным, подберите примеры придаточных изъяснительных.

3. Использование сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными при цитировании

— Запишите цитаты (полностью или частично) в виде сложноподчинённых предложений с придаточными изъяснительными. Составьте схемы сложноподчинённых предложений.

1) “Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе”. (Д.С. Лихачёв)

(Д. С. Лихачёв считал, что “любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого — с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе”.)

2) “То были годы её (А. Ахматовой) первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов”. (К. Чуковский)

(К. Чуковский вспоминал, что познакомился с Анной Ахматовой в годы “её первых стихов и необыкновенных, неожиданно шумных триумфов”.)

3) “Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто”. (В. Некрасов)

(В. Некрасов вспоминал, что “Твардовский не относился к людям, с которыми легко и просто”.)

4. Работа по учебнику

1. Упр. 117 — комментированное письмо.

2. Упр. 118 — работа по трём вариантам с последующим обсуждением.

3. Упр. 120 — обсуждение вопросов и заданий, самостоятельная работа.

V. Подведение итогов урока

— На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

— С помощью каких средств связи придаточные изъяснительные присоединяются к главному предложению?

Домашнее задание

1. § 23.

2. Упр. 119, 121 (устно).

Ход урока 2

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания

1. Упр. 119 — чтение составленных предложений, обсуждение заданий.

2. Упр. 121 — выразительное чтение стихотворения, обсуждение вопроса.

III. Закрепление изученного материала

1. Графический диктант с самопроверкой

(Учитель читает предложения, ученики записывают только их схемы, вопросы к придаточным предложениям и определяют их вид. После диктанта учитель открывает на доске правильные ответы.)

1) И стебелёк травы достоин того великого мира, в котором он растёт. (Р. Тагор)

([… того …], (в котором …). Какого? Определительное (местоименно-определительное).)

2) Ах! То было и моим,

Чем так сладко жить,

То, чего, расставшись с ним,

Вечно не забыть.

В. Жуковский

([то …, (чем …), то], (чего …). Какое? Что именно? Определительные.)

3) Кто сам на себя много берёт, тот и от других вправе ждать многого. (Л. Фейхтвангер)

((Кто…), [тот …]. Какой? Кто именно? Определительное.)

4) Художник видит то, чего не видят остальные.

([…то ], (чего…). Что именно? Определительное.)

5) Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? (Н. Гоголь)

([ ], (отчего …). Что? Изъяснительное.)

6) За всё, что человек берёт, он платит собой. (М. Горький)

([За всё, (что…),…]. За что именно? Определительное (местоименно-определительное).)

7) Счастлив тот, кому зарёю тёплый ветер веет. (И. Бунин)

([… тот], (кому…). Какой? Кто именно? Определительное.)

8) Прасковья Фёдоровна Михель была самая привлекательная, умная, блестящая девушка того кружка, в котором вращался Иван Ильич. (Л. Н. Толстой)

([… того], (в котором …). Какого? Определительное.)

9) Пел он старинную русскую песню, слушать которую без волнения было невозможно.

([ ], (… которую …). Какую? Определительное.)

10) Ясно было, кто стрелял.

([ ], (кто…). Что? Изъяснительное.)

11) Будешь знать, как с ружьём баловать!

([ ], (как…). Что? Изъяснительное.)

2. Изложение

1. Чтение текста упр. 123, обсуждение вопросов.

2. Написание сжатого изложения.

3. Тест по теме “Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными”

(См.: КИМы, тест 9.)

IV. Подведение итогов урока

(Чтение и обсуждение изложений.)

Домашнее задание

1. § 23.

2. Упр. 122.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Насколько сложно сдать егэ по английскому
  • Нас не спрашивают вы хотите сдавать экзамены
  • Нас какое время увеличивается продолжительность экзамена для участников с овз
  • Насколько сложно сдавать егэ по химии
  • Нас было четверо саша алимов сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии