Уровень Вашей подготовки к ЕГЭ определяется не только знанием литературных направлений, но и умением их избирать среди множества имеющихся. А если Вы все же затрудняетесь вспомнить направление при написании сочинения или при выполнении теста, вспоминайте наши таблицы — особенности, обозначенные в них, исчерпывающе описывают все необходимые для ЕГЭ литературные направления.
Классицизм
Первым направлением в нашем изучаемом списке стал классицизм. И это не случайно — по продолжительности существования он превосходит многие. Его «образцовые» особенности сформировались под влиянием великих литераторов в новой тогда эпохе.
Классицизм | |
---|---|
Периодизация и место зарождения | XVII — XIX вв. ( 17-19 вв)
Зародился в Италии, большую популярность приобрел во Франции. |
Представители в русской литературе | А. Д. Кантемир; В. К. Тредиаковский; А. П. Сумароков; М. В. Ломоносов; |
Представители в зарубежной литературе | Н. Буало; П. Корнель; Ж. Расин; Ж.-Б. Мольер |
Особенности |
|
Жанры | Высокие: трагедия, ода, поэма.
Низкие: комедия, басня, эпиграмма, сатира. |
Сентиментализм
Сентиментализм привнес в нашу литературу больше изображаемой эмоциональности и внимания к чувствам персонажей. Такие произведения, как «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина и «Несчастная Маргарита» Г. П. Каменева продемонстрировали читателям 18 века о возможности такой трепетности к судьбам героев.
Сентиментализм | |
---|---|
Периодизация и место зарождения | Вторая половина XVIII века. |
Представители в русской литературе | Н. М. Карамзин; А .Н. Радищев. |
Представители в зарубежной литературе | Лоренс Стерн; Ричардсон; Жан-Жак Руссо. |
Особенности |
|
Жанры | Роман, дневник, повесть, элегия, послание, исповедь. |
Романтизм
Произведения романтизма почти всегда изображают трагическую судьбу персонажа. Тяга романтического героя к идеалу порой так сильна, что приводит к конфликту мира настоящего и мира грез.
Романтизм | |
---|---|
Периодизация и место зарождения | конец XVIII — первая половина XIX века.
Зародился в Германии. |
Представители в русской литературе | В. А. Жуковский; М. Ю. Лермонтов (ранние произведения); А. С. Пушкин (ранние произведение); К. Н. Батюшков; Е. А. Баратынский; Н. М. Языков. |
Представители в зарубежной литературе | Ф. Шлегель; Ф. Шеллинг; Ж.Сталь; Ламартин; Виктор Гюго; Альфред де Виньи; Проспер Мериме. |
Особенности |
|
Жанры | роман, поэма, баллада. |
Реализм
Отчасти, реализм проник в Россию с объективным отображением жизненных явлений. И, если учитывать только эту черту, то он появился в нашей литературе уже давно. Принято даже считать, что поздние произведения Пушкина, в которых изображались жизнь и быт героев с предельным чувством отстраненности, относятся к реализму сполна.
Реализм | |
---|---|
Периодизация и место зарождения | XIX век.
Зародился в европейских странах. |
Представители в русской литературе | А. С. Пушкин; Л. Н. Толстой; Ф. М. Достоевский; А. П. Чехов. |
Представители в зарубежной литературе | О. де Бальзак; Ч. Диккенс; Э. Золя |
Особенности |
|
Жанры | роман, роман-эпопея, рассказ, повесть. |
Типы реализма
Типы реализма | ||||
---|---|---|---|---|
Название | Черты | Период | Примеры из русской литературы | Примеры из зарубежной литературы |
Просветительский реализм | Вера в разум человека, развитие творческих черт. | XVII — XVIII век. | А. Н. Радищев; Д. И. Фонвизин; Г. Р. Державин; |
Д. Дефо; Дж. Свифт; Вольтер. |
Критический реализм | произведения направлены на обличение людей, авторская критика пороков и воссоздание жизни до мелочей. | 1840 — 1890 -е гг. | В. Г. Белинский; Н. Г. Чернышевский; Н. А. Добролюбов; А. П. Чехов |
Оноре де Бальзак; Джордж Элиот |
Социалистический реализм | изображался общественно-политический идеал, вера в социализм и коммунизм. | 1920-1980 — е гг. | Н. А. Островский, М. А. Шолохов, А. Н. Толстой, Д. Бедный, позднее творчество В. В. Маяковского |
А. Барбюс; М. Андерсен-Нексе; И.-Р. Бехер; В. Бредель. |
Модернизм
К модернизму относятся многие течения: авангардизм, символизм, акмеизм, футуризм, импрессионизм, экспрессионизм, кубизм, имажинизм и сюрреализм. Некоторые из них проявились не только в литературе, но и в живописи. А некоторые, в частности Кубизм, наоборот, почти не нашли свое отражение в литературе.
Модернизм | |
---|---|
Авангардизм | Различные течения, оппозиционные по своему настроению традиционной культуре. |
Символизм | Посвящена отдельная страница |
Акмеизм | Посвящена отдельная страница |
Футуризм | Посвящена отдельная страница |
Импрессионизм Возник в 1860 г. Активно развивался в 1870 — 1920 гг. |
Течение, в основу которого положено изображение мгновенных впечатлений от реальности. |
Экспрессионизм Возник в 1910 г. Развивался на протяжении XX века. |
Ассоциативность, «эстетика морального шока», эмоциональная насыщенность. |
Кубизм Возник в 1907 г. Развивался на протяжении XX века. |
Аналитическое восприятие вещей и явлений, отсутствие органических образов. |
Имажинизм Возник в 1918 гг. Активно развивался в 1910 — 1920 гг. |
Посвящена отдельная страница |
Сюрреализм Возник в 1910-1920 гг. Развивался на протяжении XX века. |
Хаотичное отображение действительности, алогизм. |
Основные направления литературы
Разбор сложных заданий в тг-канале:
Классицизм (конец XVII – нач. XIX вв.) |
Правило «трех единств»: места, времени и действия (для драматических произведений); утверждение в произведениях положительных ценностей и государственного идеала |
Д.И. Фонвизин «Недоросль», Г. Державин «Памятник» |
Сентиментализм (вторая половина XVIII в.) | Главенство чувства над разумом; интерес к внутреннему миру героев | Н.М. Карамзин «Бедная Лиза» |
Романтизм (конец XVIII — первая половина XIX вв.) | Противопоставление мечты и действительности; мотив одиночества; изображение исключительной личности в исключительных обстоятельствах. | В. Жуковский «Море», «Светлана»; ранние произведения А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, поэмы «Мцыри», «Песня про купца Калашникова»; М. Горький «Старуха Изергиль» |
Реализм (XIX век) | Изображение типической личности в типических обстоятельствах | А.С. Грибоедов «Горе от ума»; А.С. Пушкин «Медный всадник», «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»; М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»; Н.В. Гоголь «Мертвые души», «Шинель», «Ревизор»; А.Н. Островский «Гроза»; И.С. Тургенев «Отцы и дети»; Л.Н. Толстой «Война и мир»; Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»; А.П. Чехов рассказы, «Вишневый сад»; И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско», «Чистый понедельник»; М. Горький «На дне»; М.А. Шолохов «Тихий Дон», «Судьба человека»; А.И. Солженицын «Матренин двор», «Один день Ивана Денисовича» |
Модернизм (XX век) Символизм Акмеизм Футуризм |
Поиск нового стиля; внимание к форме | А.Блок, О. Мандельштам, А. Ахматова, В. Маяковский |
Для сдачи ЕГЭ по литературе нужно не только ориентироваться в прозе и поэзии, но и хорошо разбираться в теоретических основах предмета. Классификация произведений, композиция, средства художественной выразительности — все это должен знать выпускник. В статье разберем литературные направления.
Черты основных литературных направлений
Направлениями литературного творчества называют идейные, эстетические и духовные принципы, характерные для многих писателей, принадлежащих примерно одной эпохе. Появление направления всегда связано с историческими и социальными обстоятельствами. Произведения и авторы объединяются в одно течение по следующим признакам:
- принадлежность к одной эпохе;
- общие философские и идеологические положения;
- описание похожих жизненных ценностей;
- отражение в произведениях острых социальных проблем, присущих данному периоду;
- использование одинаковых жанров и форм творчества;
- похожие темы, герои и художественные приемы;
- узнаваемый художественный стиль.
Разберем названия литературных направлений, их особенности:
Название |
Период |
Черты |
Представители |
Классицизм |
XVII — начало XIX века |
— ориентированность на античную культуру; — рационализм; — концентрация на персонажах и их поступках; — четкость и логичность повествования; — каноничность; — единство времени, места, действия; — борьба добра и зла, в которой побеждает всегда благородство и нравственность; — деление героев на «хороших» и «плохих» с использованием «говорящих» фамилий; — отсутствие описаний чувств. |
Г. Державин, М. Ломоносов, В. Тредиаковский, И. Крылов, Д. Фонвизин |
Сентиментализм |
Вторая половина XVIII — начало XIX века |
— концентрация на чувствах и эмоциях героев; — богатый внутренний мир персонажей вне зависимости от сословия; — описание природы; — ключевая тема — тема смерти; — стремление вызвать сопереживание и сочувствие у читателя; — вечные ценности — любовь, дружба, добро. |
Я.М. Карамзин, молодой В.А. Жуковский |
Романтизм |
Вторая половина XVIII — начало XIX века |
— двоемирие, конфликт героя и его окружения; — темы одиночества, трагичности мира; — мятежность духа героев; — противопоставление личности и общества; — сравнение природы и цивилизации; — изображение богатого духовного мира героя; — обращение к вечным идеалам, например, любви, красоте, дружбе; — бегство персонажа в идеальный мир грез — «эскапизм». |
А.С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, В.А. Жуковский |
Реализм |
Вторая половина XIX века |
— изображение реальной жизни с помощью образов; — концентрация на нравственных и социальных проблемах; — герои — обычные люди, сталкивающиеся с обычными обстоятельствами; — характеры персонажей актуальны всегда, а не только в указанный период; — развитие героев, их становление как личностей, отражение мотивации; — использование разговорного языка; — позитивная, жизнеутверждающая идея. |
И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский. К критическому реализму относится М.Е. Салтыков-Щедрин |
Модернизм |
Конец XIX — первая половина XX века |
— отрицание классических методов, эксперименты с формой и сюжетом произведений; — альтернативные методы отражения действительности; — отказ от причинно-следственных связей в изображении героев, их поступков. Из русла модернизма вышли многие литературные течения: символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм. |
В. Я. Брюсов, Д. С. Мережковский, 3. Н. Гиппиус, Ф. К. Сологуб, А. А. Блок, В. И. Иванов, Л. Н. Андреев, Н. С. Гумилев, А. А. Ахматова, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, В. В. Маяковский |
Постмодернизм |
80-е года XX века — наше время |
— сочетание разных стилей и жанров; — признание искусством любого произведения; — отказ от любых канонов; — отсутствие положительных героев; — подчеркнутая искусственность, парадоксальность; — пародирование и переосмысление литературы прошлого; — сложная, многоуровневая организация текста; — использование иронии и черного юмора, фрагментарности, магического реализма, максимализма и минимализма. |
А. Битов, Д. А. Пригов, Саша Соколов, В. Пелевин, В. Ерофеев |
Где учить литературу?
Направления литературного творчества — лишь малая часть теории, необходимой для ЕГЭ. Самостоятельно изучить предмет и разобраться в смыслах произведений достаточно сложно. Лучшим решением будет записаться на подготовительные курсы. Предлагаем обучение в ЦМДО «Уникум» при Российском университете дружбы народов! Вас ждут очные или дистанционные занятия, огромное количество материала для самоподготовки, а также помощь и поддержка наставников. Уроки проходят под руководством опытных преподавателей РУДН, многие из которых являются экспертами ЕГЭ и даже авторами книг! Например, преподаватель ЦМДО «Уникум» Гаянэ Степанян недавно презентовала свою работу «Достоевский и шесть даров бессмертия».
Хотите подготовиться к ЕГЭ по литературе 2023 и познакомиться с настоящими писателями? Записывайтесь на курсы «Уникума» по телефону +7 (495) 433-30-00.
Материал данной статьи носит ознакомительный характер. При подготовке к сдаче ЕГЭ пользуйтесь дополнительными источниками информации!
Вы находитесь здесь: Главная » ЛИТЕРАТУРА.Теория. Литературные направления.
ЛИТЕРАТУРА.Теория. Литературные направления.
Предлагаю таблицу с кратким описанием особенностей литературных направлений.
Таблица поможет при выполнении заданий ЕГЭ, а также при подготовке к урокам литературы.
ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – понятие, характеризующее единство наиболее существенных творческих особенностей писателей в пределах определённого исторического периода.
Литературное направление. |
Особенности. |
Классицизм. |
Классицизм с латинского, classicus означает образцовый или первоклассный.
|
Сентиментализм. |
От французского слова «Sentiment» — чувство, чувствительность.
|
Романтизм. |
|
Реализм. |
Реализм (от позднелатинского realis — вещественный, действительный).
|
Социалистический реализм. |
Народность. Это и понятность литературы для простого народа, и использование народных речевых оборотов и пословиц. Идейность – изображение мирного быта народа, поиска путей к новой, лучшей жизни, героических поступков с целью достижения счастливой жизни для всех людей. Конкретность – изображение изменяющихся условий жизни, в процессе чего люди меняют своё сознание, отношение к окружающей действительности). |
Модернизм. |
Модернизм (от лат. modernus — «современный, недавний») – это направление в литературе, характеризующееся уходом от классических стандартов, поиском новых, радикальных литературных форм и создание абсолютно нового стиля написания произведений.Это первая культурная и литературная эпоха, покончившая с наследием прошлого и давшая новые ответы на «вечные» вопросы.
Модернисты превыше всего ставили ценность индивидуального художнического видения мира; создаваемые ими художественные миры уникально несхожи друг с другом, на каждом лежит печать яркой творческой индивидуальности. Существовало несколько направлений модернизма. |
Акмеизм. |
От греческого «акме» — острие, высшая точка.
|
Имажинизм. |
От лат. imagо — образ .
|
Символизм. |
(Символ – от греч. Symbolon – условный знак)
|
Футуризм. |
Футуризм – от лат. futurum , будущее.
|
Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна.
8 мая 2019
В закладки
Обсудить
Жалоба
Список произведений с жанрами
Список произведений с указанными жанрами, которые встречаются в ЕГЭ по литературе.
Подготовка к ЕГЭ по литературе. Теория.
Литературные направления
Основные литературного направления |
Представители литературы |
Классицизм — XVIII |
|
1) Теория рационализма как философская 2) Гармония содержания и формы. 3) Цель искусства — нравственное 4) Простота, стройность, логичность 5) Соблюдение в драматическом произведении 6) Четкая закрепленность на положительных и 7) Строгая иерархия жанров: |
П. Корнель, Ж. Расин, Ж. Б. Мольер, Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин, Д. И. |
Сентиментализм — XVIII |
|
1) Изображение природы как фона 2) Внимание к внутреннему миру человека 3) Ведущая тема — тема смерти. 4) Игнорирование окружающей среды 5) Основные жанры: элегия, психологическая |
Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия); Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете |
Романтизм — конец |
|
1) «Космический пессимизм» 2) Обращение к вечным идеалам (любовь, 3) Романтическое двоемирие (чувства, 4) Утверждение самоценности отдельной 5) Изображение исключительного героя в |
Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, ранний |
Реализм — XIX — |
|
1) Принцип историзма в основе 2) Дух эпохи передан в художественном 3) Герои — не только порождение 4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы 5) Живой разговорный язык; разговорная |
Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия); Стендаль, О. Бальзак (Франция); А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. |
Модернизм. • Символизм • Акмеизм • Футуризм • Имажинизм |
|
Символизм — 1870 |
|
1) Символ — главное средство передачи 2) Ориентация на идеалистическую философию 3) Использование ассоциативных возможностей 4) Обращение к классическим произведениям 5) Искусство как интуитивное постижение 6) Музыкальная стихия — праоснова жизни и 7) Внимание к аналогиям и 9) Ценность свободной интуиции творца; идея 10) Собственное мифотворчество. |
Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция); М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, А. Белый (Россия) |
Акмеизм — |
|
1) Самоценность отдельной вещи и каждого 2) Предназначение искусства — в 3) Стремление к художественному 4) Ясность и точность поэтического слова 5) Идеализация чувств первозданного 6) Отчетливость, определенность образов (в 7) Изображение предметного мира, земной |
Н. С. Гумилев, С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова (раннее тв-во), М. А. Кузмин (Россия) |
Футуризм — 1909 |
|
1) Утопическая мечта о рождении 2) Опора на новейшие научные и 3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж. 4) Установка на обновление поэтического 5) Отношение к слову как к конструктивному 6) Поиск новых ритмов, рифм. 7) Установка на произносимый текст |
И. Северянин, В. Хлебников (раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. (Россия) |
Имажинизм — 1920-е |
|
1) Победа образа над смыслом и идеей. 2) Насыщенность словесных образов. 3) Имажинистское стихотворение могло |
Одно время к имажинистам принадлежал С. |
Постмодернизм
Постмодернистское
направление в литературе родилось во второй половине XX века. В переводе с
латинского и французского языков «постмодерн» – означает «современный»,
«новый». Это литературное направление считают реакцией на ущемление прав
человека, ужасы войны и послевоенные события. Оно родилось из отрицания
идей эпохи Просвещения, реализма и модернизма. Последний был популярен в начале
ХХ века. Но если в модернизме основная цель автора – найти смысл в меняющемся
мире, то писатели-постмодернисты говорят о бессмысленности происходящего. Они
отрицают закономерности и ставят превыше всего случай. Ирония, черный юмор,
фрагментарность повествования, смешение жанров – вот основные черты,
характерные для литературы постмодернизма. Ниже интересные факты и лучшие
произведения представителей этого литературного течения.
Самые значимые
произведения
Образчики постмодернизма в русской литературе – книги «Бледное пламя» и «Ада»
Владимира Набокова (1962, 1969), «Москва-Петушки» Венедикта Ерофеева (1970),
«Школа для дураков» Саши Соколова (1976), «Чапаев и Пустота» Виктора Пелевина
(1996).
В этом же ключе пишет многократный лауреат отечественных и международных
литературных премий Владимир Сорокин. Его роман «Тринадцатая любовь Марины»
(1984) саркастично иллюстрирует советское прошлое страны. До абсурда доведено
здесь отсутствие индивидуальности у того поколения. Самая провокационная работа
Сорокина – «Голубое сало» (1999) – перевернет все представления об истории с
ног на голову. Именно этот роман возвел Сорокина в ранг классиков
постмодернистской литературы.
Работы
писателей-постмодернистов поражают воображение, стирают границы жанров, меняют
представления о прошлом. Однако интересно, что на постмодернизм оказали сильное
влияние классические произведения испанского писателя Мигеля Де Сервантеса,
итальянского поэта Джованни Боккаччо, французского философа Вольтера,
английского романиста Лоренцо Стерна и арабские сказки из книги «Тысяча и одна
ночь». В творениях этих авторов присутствуют пародия и необычные формы
повествования – предшественники нового направления.
Литературное направление — это художественный метод, формирующий общие идейно-эстетические принципы в творчестве множества писателей на определённом этапе развития литературы.Основания, необходимые для того, чтобы отнести творчество различных авторов к одному литературному направлению:
К литературным направлениям, наиболее значительным для русской литературы, относятся:
Литературное течение — это одна из разновидностей какого-либо литературного направления. Литературное течение не выходит за рамки художественного метода, являющегося основой литературного направления, однако при этом характеризуется особым отношением ряда писателей к поставленным проблемам. Именно это особое отношение и порождает специфические различия между художественными концепциями писателей, работающих в одном литературном направлении.
Совокупность основных особенностей литературного творчества, повторяющаяся в каком-либо периоде исторического развития литературы; принципы, которыми руководствуется писатель, обобщая в художественных образах явления жизни
Основные признаки литературного направления |
Представители литературы |
Классицизм — XVIII — начало XIX века |
|
1) Теория рационализма как философская основа классицизма. Культ разума в искусстве.
2) Гармония содержания и формы. 3) Цель искусства — нравственное воздействие на воспитание благородных чувств. 4) Простота, стройность, логичность изложения. 5) Соблюдение в драматическом произведении правила «трех единств»: единство места, времени, действия. 6) Четкая закрепленность на положительных и отрицательных черт характера за определенными персонажами. 7) Строгая иерархия жанров: «высокие» — эпическая поэма, трагедия, ода; «средние» — дидактическая поэзия, эпистола, сатира, любовное стихотворение; «низкие» — басня, комедия, фарс. |
П. Корнель, Ж. Расин,
Ж. Б. Мольер, Ж. Лафонтен (Франция); М. В. Ломоносов, А. П. Сумароков, Я. Б. Княжнин, Г. Р. Державин, Д. И. Фонвизин (Россия) |
Сентиментализм — XVIII — начало XIX века |
|
1) Изображение природы как фона человеческих переживаний.
2) Внимание к внутреннему миру человека (основы психологизма). 3) Ведущая тема — тема смерти. 4) Игнорирование окружающей среды (обстоятельствам придается второстепенное значение); изображение души простого человека, его внутреннего мира, чувств, которые изначально всегда прекрасны. 5) Основные жанры: элегия, психологическая драма, психологический роман, дневник, путешествие, психологическая повесть. |
Л. Стерн, С. Ричардсон (Англия);
Ж.-Ж. Руссо (Франция); И.В. Гете (Германия); Н. М. Карамзин (Россия) |
Романтизм — конец XVIII — XIX век |
|
1) «Космический пессимизм» (безнадежность и отчаяние, сомнение в истинности и целесообразности современной цивилизации).
2) Обращение к вечным идеалам (любовь, красота), разлад с современной действительностью; идея «эскапизма» (бегство романтического героя в идеальный мир) 3) Романтическое двоемирие (чувства, желания человека и окружающая действительность находятся в глубоком противоречии). 4) Утверждение самоценности отдельной человеческой личности с ее особым внутренним миром, богатства и уникальности человеческой души. 5) Изображение исключительного героя в особых, исключительных обстоятельствах. |
Новалис, Э.Т.А. Гофман (Германия); Д. Г. Байрон, В. Вордсворт, П. Б. Шелли, Д. Китс (Англия); В. Гюго (Франция);
В. А. Жуковский, К. Ф. Рылеев, М. Ю. Лермонтов (Россия) |
Реализм — XIX — XX век |
|
1) Принцип историзма в основе художественного изображения действительности.
2) Дух эпохи передан в художественном произведении прототипами (изображение типичного героя в типичных обстоятельствах). 3) Герои — не только порождение определенного времени, но и общечеловеческие типы. 4) Характеры героев даны в развитии, многоплановы и сложны, социально и психологически мотивированы. 5) Живой разговорный язык; разговорная лексика. |
Ч. Диккенс, В. Теккерей (Англия);
Стендаль, О. Бальзак (Франция); А. С. Пушкин, И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, А. П. Чехов (Россия) |
Натурализм — последняя треть XIX века |
|
1) Стремление к внешне точному изображению действительности.
2) Объективное, точное и бесстрастное изображение реальности и человеческого характера. 3) Предмет интереса — быт, физиологические основы человеческой психики; судьба, воля, духовный мир личности. 4) Идея отсутствия «плохих» сюжетов и недостойных тем для художественного изображения 5) Бессюжетность некоторых художественных произведений. |
Э. Золя, А. Хольц (Франция);
Н. А. Некрасов «Петербургские углы», В. И. Даль «Уральский казак», нравоописательные очерки Г. И. Успенского, В. А. Слепцова, А. И. Левитана, М. Е. Салтыкова-Щедрина (Россия) |
Модернизм. Основные направления: • Символизм • Акмеизм • Имажинизм Авангардизм. • Футуризм |
|
Символизм — 1870 — 1910 годы |
|
1) Символ — главное средство передачи созерцаемых тайных смыслов.
2) Ориентация на идеалистическую философию и мистицизм. 3) Использование ассоциативных возможностей слова (множественность значений). 4) Обращение к классическим произведениям античности и Средневековья. 5) Искусство как интуитивное постижение мира. 6) Музыкальная стихия — праоснова жизни и искусства; внимание к ритмике стиха. 7) Внимание к аналогиям и «соответствиям» в поисках мирового единства 9) Ценность свободной интуиции творца; идея изменения мира в процессе творчества (демиургичность). 10) Собственное мифотворчество. |
Ш. Бодлер, А. Рембо (Франция);
М. Метерлинк (Бельгия); Д. С. Мережковский, З. Н. Гиппиус, В. Я. Брюсов, К. Д. Бальмонт, А. А. Блок, А. Белый (Россия) |
Акмеизм — 1910-е годы (1913 — 1914) в русской поэзии |
|
1) Самоценность отдельной вещи и каждого жизненного явления.
2) Предназначение искусства — в облагораживании человеческой природы. 3) Стремление к художественному преобразованию несовершенных жизненных явлений. 4) Ясность и точность поэтического слова («лирика безупречных слов»), камерность, эстетизм. 5) Идеализация чувств первозданного человека (Адама). 6) Отчетливость, определенность образов (в противовес символизму). 7) Изображение предметного мира, земной красоты. |
Н. С. Гумилев,
С. М. Городецкий, О. Э. Мандельштам, А. А. Ахматова (раннее тв-во), М. А. Кузмин (Россия) |
Футуризм — 1909 г. (Италия), 1910 — 1912 гг. (Россия) |
|
1) Утопическая мечта о рождении сверхискусства, способного преобразить мир.
2) Опора на новейшие научные и технологические достижения. 3) Атмосфера литературного скандала, эпатаж. 4) Установка на обновление поэтического языка; изменение отношений между смысловыми опорами текста. 5) Отношение к слову как к конструктивному материалу, словотворчество. 6) Поиск новых ритмов, рифм. 7) Установка на произносимый текст (декламация) |
И. Северянин, В. Хлебников
(раннее тв-во), Д. Бурлюк, А. Крученых, В. В. Маяковский (Россия) |
Имажинизм — 1920-е годы |
|
1) Победа образа над смыслом и идеей.
2) Насыщенность словесных образов. 3) Имажинистское стихотворение могло не иметь содержания |
Одно время к имажинистам принадлежал С.А. Есенин |