Образовательные программы основного и среднего общего образования в школах для выпускников заканчиваются сдачей ГИА. Экзамены проводятся в разных форматах, каждый из которых имеет свою специфику. Мы расскажем, как расшифровывается ГИА, что такое ОГЭ, и ЕГЭ, какие есть другие форматы экзаменов, после какого класса сдают ЕГЭ, чем отличаются ОГЭ и ЕГЭ. Также вы узнаете, как будут проходить ГИА в 2022 году.
Из каких экзаменов состоит ГИА
Из каких экзаменов состоит ГИА
Что такое ГИА – это государственная итоговая аттестация, которая проводится для выпускников школ России.
Какие форматы экзаменов включает в себя ГИА
Форматы ГИА:
- Аттестация в 9 классе – ОГЭ.
- Аттестация выпускников в 11 классе – ЕГЭ.
- Письменные и устные экзамены в 9 и 11 классах для лиц с ограниченными возможностями здоровья – ГВЭ.
- Экзамен в школе в форме, которую устанавливают в региональных комитетах образования – ОИВ.
ОИВ проводят для школьников, изучавших родной язык из числа языков народов и литературу народов России на родном языке, которые выбрали экзамен по родному языку и (или) родной литературе для прохождения ГИА по собственному желанию.
Когда появилась ГИА в России
ГИА проводятся в РФ, начиная в 2000 года. Сначала это был экспериментальный формат для учеников 9 класса, и их сдача была добровольной.
С 2009 года ЕГЭ – это единственная форма выпускных экзаменов в школе и главная форма вступительных испытаний в вузах.
В 2014 году ввели обязательную аттестацию и для девятиклассников — ОГЭ.
С 2018 года для сдачи экзамена по русскому языку введена необходимость сдачи зачета «Итоговое устное собеседование по русскому языку».
Как проводится ГИА
Порядок проведения ГИА и ЕГЭ одинаковый:
- Экзамен начинается в 9.00.
- Каждый ученик проходит контроль и занимает отдельное место в аудитории.
- Проводится инструктаж, и выдаются задания.
- Ученик приступает к выполнению заданий.
- После завершения, ученик сдает готовую работу.
- Сразу покидает аудиторию.
Когда сдают ГИА
ГИА в 2022 году будет проводиться в три периода:
- Досрочный — с 21 марта по 15 апреля. Сдать экзамен досрочно допускается при наличии уважительных причин, подтвержденных документально.
- Основной — с 26 мая по 2 июля. Главный этап, когда сдают экзамены основная масса учеников.
- Дополнительный – с 5 по 20 сентября. Для тех, кто не смог сдать экзамены по русскому языку и математике в основной период, в т. ч. в резервные дни. Экзамен после 9 класса можно сдать в дополнительный период, если получен неудовлетворительный результат более чем по двум учебным предметам, либо повторно не сдан один или два предмета в резервные сроки.
По каким предметам сдают ГИА
Состав предметов ГИА по форме ЕГЭ:
- русский язык;
- математика (базовый и профильный уровень);
- литература;
- обществознание;
- химия;
- биология;
- история;
- физика;
- информатика и ИКТ;
- география;
- иностранные языки.
Состав предметов по ОГЭ следующий:
- русский язык;
- математика;
- информатика и ИКТ;
- география;
- обществознание;
- физика;
- биология;
- литература;
- химия;
- история;
- иностранные языки.
Предметы по ОИВ:
- Родной язык.
- Родная литература.
Какие предметы обязательны для ГИА
Обязательными предметами в зависимости от формата проведения экзамены, являются:
- 9 класс- русский язык и математика + 2 любых предмета по выбору. Пятым экзаменом можно сдать родной язык или родную литературу.
- 11 класс – русский язык и математика (базовый или профильный уровень) + 2 предмета по выбору.
- ГВЭ, для школьников 9-х и 11-х классов – русский язык и математика.
Можно ли пересдать ГИА
Кто имеет право пересдать ГИА:
- ОГЭ может пересдать ученик, который написал экзамен на неудовлетварительную оценку по русскому языку или по математике. Это можно сделать в резервные дни. Если результат не вышел на удовлетворительный уровень, можно воспользоваться для пересдачи дополнительным периодом.
- ЕГЭ может пересдать выпускник 11-го класса, который не набрал необходимое минимальное количество баллов для получения аттестата по русскому языку и математике. Пересдача также возможна в резервные дни, повторная в дополнительный период.
Пересдать ГИА можно в дополнительный период текущего года по основным предметам. По дополнительным предметам пересдача возможна только через год. Для пересдачи необходимо подать соответствующее заявление в срок не менее, чем за 2 недели до повторного экзамена.
Сколько действительны результаты ГИА
При успешной сдаче ОГЭ выпускник получает Аттестат об основном общем образовании, который остается действительным до получения иного документа об образовании, классом выше. Оценка экзамена проводится по 5-бальной шкале. Аналогично проводится оценка результатов ГВЭ.
Результаты ЕГЭ действительны в течение текущего года и последующих 4-х лет. Если вы решите поступать в ВУЗ через 6 лет, экзамен придется сдавать повторно. Оценка результатов производится по 100-бальной школе.
Что такое ОГЭ
ОГЭ – основной государственный экзамен, оценивающий уровень выпускника по итогам учебы за 9 классов, с использованием контрольных измерительных материалов, представляющих собой комплексы заданий стандартизированной формы.
Из чего состоит ОГЭ:
- Экзамен по русскому языку.
- Экзамен по математике.
- 2 предмета по выбору ученика.
Допуск к ОГЭ получают ученики, у которых нет академических задолженностей по предмету, которые выполнили учебный план и сдали зачет «Итоговое устное собеседование по русскому языку». Оно включает 5 заданий, которые необходимо выполнить за 15 минут. Для получения допуска нужно набрать не менее 10 баллов.
Требования по предметам:
- Русский язык. Задания состоят с тестов с выбором ответа, заданий с полным ответом, сочинения и изложения. Изложение выполняется исходя и текста аудиозаписи с диска, который прилагается к КИМам. Минимальное необходимое количество баллов 15.
- Математика. Экзамен состоит их 2-х модулей — Алгебра и Геометрия. Минимально нужно набрать 8 баллов, в т. ч. по Алгебре 6 баллов, по Геометрии 2 балла.
- Предметы на выбор. Чтобы получить аттестат за 9-й класс сдавать дополнительные предметы не обязательно. Даже при поступлении в колледж не потребуются сведения о дополнительных экзаменах, нужен только Аттестат. Но при поступлении, при прочих равных условиях баллы ОГЭ по профильным предметам могут оказаться решающими. Поэтому по подходящим дисциплинам ученику лучше сдать ОГЭ.
Что такое ЕГЭ
Единый государственный экзамен (ЕГЭ) представляет собой итоговую экзаменационную работу, оценивающую результат курса среднего общего образования в РФ. Это единственная форма выпускных экзаменов в школе и основная форма вступительных испытаний в вузах.
Обязательными предметами для сдачи являются русский язык и математика (базовый или профильный уровень). Дополнительно сдаются 2 предмета по выбору ученика.
К ЕГЭ допускаются ученики, у которых отсутствуют академические задолженности по предметам и которые выполнили учебный план за 11 класс. Чтобы получить допуск потребуется сдать итоговое сочинение, которое проводится в конце предыдущего года.
Требования по предметам:
- Русский язык. Работа состоит из двух частей, в которые включены задания разной формы и уровня сложности. В прошлом году минимальное количество баллов для получения аттестата составляло 36.
- Математика. Экзамен состоит из базового и профильного уровня. Базовый уровень необходим для получения аттестата. Профильные высшие учебные заведения принимают результаты ЕГЭ только по профильному уровню. Тест состоит из заданий по арифметике, алгебре, геометрии, статистике, началам анализа. Минимально в прошлом году для получения аттестата требовалось набрать 27 баллов.
- Профильные предметы. Можно сдавать столько дополнительных предметов, сколько требует ВУЗ. Если ученик не планирует поступать в высшее учебное заведение. Он может вовсе отказаться от сдачи профильного экзамена.
Чем отличаются ОГЭ и ЕГЭ
ОГЭ и ЕГЭ – это форматы проведения экзаменов. Главные отличия:
ОГЭ |
ЕГЭ |
|
Кто сдает |
Экзамены после 9 класса |
Экзамены после 11 класса |
Куда можно поступить с результатом |
В профильные учебные заведения среднего образования, колледжи |
+ в высшие учебные заведения |
Сколько действуют результаты |
Пока не будет документов о другом образовании |
4 последующие года |
Что такое ГВЭ
Государственный выпускной экзамен (ГВЭ) — это упрощенный вариант аттестации учеников 9 и 11 классов. Он проводится для следующих категорий учеников:
- которые учатся в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа;
- обучающихся в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
- для детей с ограниченными возможностями здоровья;
- для детей-инвалидов;
- для инвалидов, которые получают основное общее образование.
Формат и порядок экзамена определяется в зависимости от места его прохождения.
Подготовка к ГИА
Готовится к экзаменам можно разными способами:
- самостоятельно, по школьному курсу и используя дополнительные учебные пособия;
- с помощью репетиторов;
- на сайтах онлайн-школ.
В Рособрнадзоре приняли решение сохранить единый государственный экзамен (ЕГЭ) при переходе к национальной системе образования. Об этом сообщил 8 июня глава ведомства Анзор Музаев.
Как объяснили данную инициативу, это решено сделать, поскольку ЕГЭ выполняет важнейшие социальные задачи.
«В частности, ЕГЭ поддерживает единое образовательное пространство Российской Федерации в условиях огромного разнообразия образовательных программ, учебников и учебных пособий», — цитирует Музаева «РИА Новости».
По словам министра, ЕГЭ способен выявить конкретный уровень качества школьного обучения и представляет собой способ объективной проверки для достижения этого уровня. А напряжение участников ЕГЭ, как и любого другого экзамена, объяснил Музаев, связано с тем, что какие-то темы учащимися недопоняты.
«Подобное переживали и абитуриенты вузов 40–50 лет назад», — добавил глава ведомства.
6 июня в пресс-службе Рособрнадзора отчитались о проведении единого государственного экзамена по истории и физике, отметив, что он прошел без каких-либо организационно-технологических сбоев. Там также отметили, что за нарушения были удалены минимум 28 человек.
26 мая появилась шкала перевода баллов ЕГЭ за 2022 год. Ее опубликовал Рособрнадзор для помощи выпускникам в выборе направления поступления.
25 мая Музаев заявил, что отказ России от Болонской системы образования не повлияет на сдачу ЕГЭ. Он обратил внимание на то, что этот экзамен дает возможность выпускникам поступить в любой вуз страны.
О том, что российские вузы больше не принимают участия в Болонском процессе, 6 июня сообщил замминистра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев. Он пояснил, что Болонская группа объявила о своем решении прекратить представительство РФ и Белоруссии во всех связанных структурах еще 11 апреля.
Россия присоединилась к Болонской системе в 2003 году. Она включает в себя два уровня: бакалавриат и магистратуру.
«Государственные экзамены в России»
Выполнила:
Поддубская Ксения Игоревна
Москва, 2014
Содержание.
- Введение…………………………………………………………………….….3
- История Единого Государственного экзамена. Мировая практика..………4
- ЕГЭ в России………………………………………………………………..….5
- Этапы перехода к ЕГЭ…………………………………………….…………..6
- Структура и содержание заданий ЕГЭ………………………………………10
- Выставление оценок по результатам ЕГЭ…………………………………..11
- Аппеляция по результатам ЕГЭ………………………………………..……11
- Поступление в ВУЗы по результатам ЕГЭ…………………………………12
- Нововведения в ЕГЭ в 2011-2014 г.г………………………………………..15
- Доводы в пользу ЕГЭ……………………………………………………..…17
- Доводы против ЕГЭ…………………………………………………………..18
- Заключение…………………………………………………………………..19
- Список литературы…………………………………………………………..21
Введение.
Конституция Российской Федерации, признавая высшую ценность человека, его прав и свобод, провозглашает как одно из неотъемлемых право каждого на образование. Это соответствует принципу, изложенному в принятой ООН Декларации прав ребенка: «Ему должно даваться образование, которое способствовало бы его общему культурному развитию и благодаря которому он мог бы на основе равенства возможностей развивать свои способности и личное суждение, чувство моральной и социальной ответственности и стать полезным членом общества».
Растущий интерес к вопросу образования носит закономерный характер, отражая тенденции общемирового цивилизационного процесса. Известная традиционная модель образования практически всегда представляет собой простую трансляцию культуры, притом, как правило — некоторой моно-культуры, господствующей в данном обществе и государстве в определенное время. Основным смыслом такого образования обычно является обучение, понимаемое как простое усвоение учащимися некоторой суммы накопленных человечеством в различных областях, и, в значительной степени — разрозненных знаний, с целью подготовки специалиста, готового включиться в существующие социально-экономические институты и комплексы.
При этом полагается возможным и достаточным перенесение в сознание «образующихся» специально выделенного и соответствующим образом обработанного культурного материала. В таком образовании человек не только не является субъектом образовательного процесса, но и вообще отсутствует как личность, являясь объектом обучения. Как известно, вполне адекватны этим принципиальным установкам и традиционные формы образовательной деятельности: урок, вопрос, ответ; лекция, задание, семинар. Данное образование авторитарно и тоталитарно как по содержанию, так и по форме, причем авторитарность содержания образования является ключевым моментом, предопределяющим и все остальное в образовательных системах и комплексах. В нем нет никакой установки на личностное самоопределение, поиск образов себя, своих образов мысли и чувства, своей жизни в этом мире. Иначе говоря, такое образование вообще не является таковым в собственном смысле этого слова, понимаемом как процесс становления человека.
История Единого государственного экзамена в России.
Мировая практика.
Первый аналог ЕГЭ был введен во Франции в 60-х гг. Французские колонии в Африке обрели независимость, и в стране стало много иммигрантов из Африки. Уровень их образованности был крайне низок, но, тем не менее, детям иммигрантов необходимо было учиться, и французские власти пошли им навстречу, сильно упростив систему экзаменов. Были введены тестовые опросы, выпускной экзамен совмещался с вступительным в вуз.
Очень скоро во Франции начались многочисленные демонстрации и акции протеста: народ не принимал новую систему, считая, что она ведет к «отупению» нации. Противостояние длилось недолго: уже через три года правительство, оценив результаты новой политики, отказалось от нововведений.
Однако подобная система вполне успешно прижилась в Америке. Она менее затратна и очень удобна. Теперь идея «2 экзамена в 1» начала получать широкое распространение во всем мире.
ЕГЭ в России.
Первые прообразы ЕГЭ стали появляться в России в 1997 году. В отдельных школах начали проводить эксперименты по добровольному тестированию выпускников.
Автором идеи Единого государственного экзамена в России стал Владимир Филиппов, возглавлявший Министерство образования с 1998 по 2004 год. Именно он начал масштабную реформу отечественного образования: присоединение России к Болонскому процессу с разделением высшего образования на бакалавриат и магистратуру, создание новых образовательных стандартов. Одним их необходимых условий этого процесса стало введение новых способов оценки знаний школьников.
ЕГЭ должен был уничтожить коррупцию в школах и вузах и обеспечить эффективную проверку знаний выпускников (стандартная пятибалльная шкала с этой задачей давно уже не справлялась). Именно поэтому была выбрана тестовая форма, с которой работает беспристрастная машина. Кроме того, госэкзамен должен был сделать высшее образование по-настоящему доступным для детей из регионов.
«Во все элитарные и в большинство других вузов можно поступить только либо через репетиторство при данном вузе, либо через платные курсы при нем, либо через целевой прием, который они реализуют, либо через «договорные» школы, которые есть у московских и питерских вузов», — утверждал Филиппов.
В 1999 году создан Федеральный центр тестирования Минобрнауки. Задача: развитие в стране системы тестирования, а также осуществление мониторинга качества знаний обучающихся в российских образовательных учреждениях.
Под руководством директора центра Владимира Хлебникова была разработана идея, технология и методика проведения ЕГЭ, а также его программное обеспечение и шкалирование результатов тестирования. Тогда же была сформирована основа для составления КИМов, решались вопросы координирования информационно-технологического обеспечения экзамена.
В 2000 году в распоряжении Правительства РФ был обозначен новый план развития образования: «Поэтапный переход к нормативному подушевому финансированию высшего профессионального образования предусматривает отработку технологии проведения Единого государственного выпускного экзамена и его последующее законодательное закрепление».
Реализация нового плана началась практически сразу. Однако предусмотреть заранее все вероятные препятствия и «подводные» камни было невозможно. ЕГЭ за время своего существования претерпел немало изменений. Его развитие осуществлялось в несколько условных этапов.
Этапы перехода к ЕГЭ.
С 1 января 2009 года единый государственный экзамен (ЕГЭ) был введен на территории всех субъектов Российской Федерации. Этому предшествовало 7 лет эксперимента и год переходного периода. С 2001 по 2007 год число регионов, включившихся в его проведение на добровольной основе, увеличилось с 5 до 82; количество выпускников, выбравших форму ЕГЭ при прохождении государственной аттестации, – с 30 000 до 1 000 000 чел., количество вузов и филиалов, принимающих результаты ЕГЭ, выросло с 16 до 1800, а ссузов – с 79 до 2000.
По итогам проведения эксперимента по введению ЕГЭ в феврале 2007 года был принят Федеральный закон от 9 февраля 2007 г. № 17-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «Об образовании» и Федеральный закон «О высшем и послевузовском образовании» в части проведения единого государственного экзамена». Он прошел все необходимые процедуры, в том числе согласование с органами государственной власти субъектов РФ, федеральными органами исполнительной власти, союзами ректоров вузов. Проект данного федерального закона также неоднократно обсуждался на парламентских слушаниях в Государственной Думе и Совете Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.
Эксперимент по введению ЕГЭ показал реальную возможность:
- повышения доступности профессионального образования, особенно для молодежи из отдаленных от вузовских центров мест проживания;
- совмещения государственной (итоговой) аттестации выпускников общеобразовательных учреждений и вступительных испытаний в вузы/ссузы;
- обеспечения преемственности общего и профессионального образования;
- сокращения разрыва между требованиями выпускных и вступительных экзаменов, обеспечения объективности, прозрачности и независимости процедур проведения государственных итоговых аттестаций и приемов в вузы и ссузы.
С 2009 года Единый Государственный Экзамен (ЕГЭ) является основной формой итоговой государственной аттестации в школе для всех выпускников школ Российской Федерации. Также ЕГЭ должны будут сдать закончившие российские школы иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы и вынужденные переселенцы.
Утверждено 14 предметов, которые можно сдать в форме ЕГЭ:
- русский язык
- математика
- литература
- физика
- химия
- биология
- география
- история
- обществознание
- английский язык
- немецкий язык
- французский язык
- испанский язык
- информатика и ИКТ (информационно-коммуникационные технологии).
Выпускник школы для получения аттестата о среднем (полном) общем образовании должен сдать ЕГЭ по двум обязательным предметам: русский язык и математика. Все остальные предметы сдаются на добровольной основе. Количество экзаменов по выбору выпускники и поступающие в вуз/ссуз определяют самостоятельно в зависимости от перечня вступительных испытаний в вуз/ссуз по каждой специальности, которые необходимы для поступления.
Единый государственный экзамен проводится с использованием заданий стандартизированной формы – контрольных измерительных материалов (КИМ), выполнение которых позволяет установить уровень освоения федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования и в рамках школьной программы.
Варианты контрольных измерительных материалов по всем общеобразовательным предметам (кроме литературы и иностранного языка) включают в себя задания различных типов:
- тип А – задания с выбором правильного ответа из четырех предложенных;
- тип Б – задания с кратким свободным ответом (словосочетание или число);
- тип С – задания с развернутым свободным ответом (словесное обоснование, математический вывод, эссе, доказательства, изложение собственной позиции).
В разработке контрольных измерительных материалов принимают участие ведущие научные работники, преподаватели школ и вузов, методисты и другие специалисты в сфере образования. Все задания проходят несколько этапов экспертизы (содержательной и тестологической) и обязательно апробируются. Только после этого контрольные измерительные материалы могут быть предложены выпускникам для сдачи ЕГЭ.
Результаты ЕГЭ оцениваются и выставляются в свидетельство в 100-балльной шкале. По каждому предмету ЕГЭ ежегодно устанавливается минимальное количество баллов (минимальный порог), преодоление которого подтверждает освоение выпускником основных общеобразовательных программ. Если ученик набрал меньше установленного минимального количества баллов (не преодолел минимального порога), то ЕГЭ считается несданным. Величина минимального порога объявляется в течение 6–8 дней после проведения ЕГЭ по предмету в основные сроки и через 2–3 дня после ЕГЭ в дополнительные сроки в июле.
Относительно достоинств и недостатков Единого государственного экзамена ведутся споры с самого начала его введения. «…Что касается ЕГЭ, то здесь есть и минусы… но есть и плюсы, которые заключаются в борьбе с той же самой коррупцией, и количество молодых людей, которые поступают в лучшие вузы страны за счет сдачи ЕГЭ, кратно увеличилось. На 10% возросло количество абитуриентов, которые принимаются в ведущие вузы из удаленных регионов страны. Система единого государственного экзамена (ЕГЭ) функционирует»,- заметил В. В. Путин, Председатель Правительства РФ. На возникающие связи с рассмотренным материалом вопросы нет однозначного ответа.
Структура и содержание заданий ЕГЭ.
Задания ЕГЭ именуются контрольно-измерительными материалами (КИМами), которые разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений.
Задания по большинству предметов делятся на три части (блока): A, B, C.
Блок A содержит тестовые задания, в каждом из которых необходимо выбрать один вариант ответа из четырёх предложенных.
На каждое задание блока B необходимо дать краткий ответ, состоящий из одного или нескольких слов, букв или чисел. Ответы на задания блоков A и B заносятся в специальный бланк и проверяются компьютером.
Блок C состоит из одного или нескольких заданий с развёрнутым ответом (например, необходимо решить задачу, написать сочинение на предложенную тему или обоснованно ответить на определённый вопрос). Ответы на задания блока C оцениваются экспертами региональной экзаменационной комиссии, задания КИМ части С содержат критерии оценивания для экспертов.
КИМы по отдельным предметам могут иметь свои особенности. Например, КИМы по литературе и математике (с 2010 года) не содержат заданий с выбором ответа. В КИМах по иностранным языкам есть раздел, в котором учащемуся необходимо прослушать аудиозапись текста на иностранном языке и ответить на вопросы по содержанию текста.
Содержание КИМов регламентируется тремя документами, утверждаемыми Рособрнадзором осенью: кодификатором элементов содержания КИМов, спецификацией экзамена и демоверсией экзамена. Таким образом, примерная структура, форма и содержание КИМов заранее определены и не могут быть изменены произвольным образом.
Выставление оценок за ЕГЭ.
Каждое выполненное задание ЕГЭ оценивается в 1 или большее число баллов. Сумма этих баллов составляет первичный баллиспытуемого. Количество первичных баллов различается по разным предметам, например, минимальное количество первичных баллов в 2012 году содержит ЕГЭ по математике (32 первичных балла), а максимальное — ЕГЭ по биологии (69 первичных баллов) и иностранным языкам (80 первичных баллов).
Далее устанавливается соответствие между первичными и тестовыми баллами (при этом максимальный тестовый балл всегда равен 100). Шкала перевода первичных баллов в тестовые зависит от статистического анализа результатов ЕГЭ по всем участникам экзамена и рассчитывается с помощью специальной компьютерной программы[28]. Эта шкала неодинакова для разных предметов, например, на экзамене по русскому языку в 2011 году 30 первичных баллов из 64 переводились в 49 тестовых баллов, а на экзамене по математике 10 первичных баллов из 30 переводились также в 49 тестовых баллов[29]. Другой особенностью шкалы пересчёта является её нелинейность — так, небольшое изменение первичного балла по краям шкалы (то есть при первичном балле близкому к нулю или к максимальному значению) приводит к значительному изменению тестового балла, в то время как посередине шкалы изменение первичного балла на 1 приводит к изменению тестового балла на 1 или 2.
Апелляции по результатам ЕГЭ.
Апелляция рассматривается в двух случаях:
При нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ.
Апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ по общеобразовательному предмету участник ЕГЭ подает в день проведения экзамена по соответствующему общеобразовательному предмету уполномоченному представителю государственной экзаменационной комиссии, не покидая пункт проведения экзамена. В случае удовлетворения апелляции результат ЕГЭ участника аннулируется, и участнику предоставляется возможность сдать ЕГЭ по данному предмету в другой день, предусмотренный единым расписанием.
При несогласии с выставленными баллами.
Апелляция о несогласии с выставленными баллами может быть подана в течение двух рабочих дней со дня объявления результатов ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету. В этом случае оценка может быть пересмотрена (в том числе в сторону уменьшения количества баллов) после дополнительной проверки работы конфликтной комиссией. В случае выявления ошибок в обработке и (или) проверке экзаменационной работы участника ЕГЭ конфликтная комиссия передает соответствующую информацию в Региональный Центр Обработки Информации (РЦОИ) для передачи в уполномоченную организацию с целью пересчета результатов ЕГЭ.
Конфликтная комиссия не рассматривает апелляции по вопросам содержания и структуры КИМ по общеобразовательным предметам, а также по вопросам, связанным с нарушением участником ЕГЭ установленных требований к выполнению экзаменационной работы.
Поступление в ВУЗы по результатам ЕГЭ.
В 2009 году поступление в вузы осуществляется преимущественно по результатам ЕГЭ (за исключением военных специальностей и специальностей, связанных с государственной тайной).
Для поступления в вуз абитуриенту необходимо сдать вступительные экзамены в форме ЕГЭ. Список вступительных экзаменов утверждается Министерством образования и науки и содержит, как правило, четыре экзамена для каждой специальности (в некоторых случаях — три), при этом русский язык является вступительным на все специальности, а математика — не везде. Для каждой специальности один из экзаменов является профильным (в перечне профильный экзамен выделен). Вуз может сократить количество экзаменов до трёх, в число экзаменов обязательно должен входить экзамен по русскому языку и профильному предмету. Интересно, что среди экзаменов по выбору информатика не является профильным экзаменом ни для одного направления. Как обязательный экзамен не является профильным также русский язык, а математика наоборот является профильной на самое большое количество специальностей.
Результаты ЕГЭ действительны до 31 декабря года, следующего за годом выпуска, то есть свидетельство о ЕГЭ образца 2009 года действительно до 31 декабря 2010 года. Лица, получившие свидетельство о результатах ЕГЭ и призванные в том же году в Вооружённые Силы РФ, имеют право использовать результаты ЕГЭ в течение года с момента увольнения с военной службы.
При приёме на специальности, предполагающие наличие у абитуриентов определённых творческих способностей, физических или психологических качеств вузы также проводят дополнительный экзамен или творческий конкурс, кроме трёх экзаменов, проводимых в форме ЕГЭ. Перечень таких специальностей утверждается Министерством образования и науки[37].
Избранным вузам разрешается проводить дополнительные профильные экзамены. Перечень вузов, которым разрешено проводить дополнительные вступительные испытания и порядок их проведения определяется Правительством РФ. В 2009 году дополнительные вступительные экзамены профильной направленности по отдельным специальностям получили право проводить 24 вуза.
Без вступительных испытаний могут приниматься в вуз победители и призёры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников. Также, победители и призёры олимпиад школьников из числа утверждённых Министерством образования и науки могут приниматься в вуз без вступительных испытаний или без сдачи дополнительного вступительного испытания профильной направленности, если таковое имеется. На специальности, связанные с физкультурой и спортом, без экзаменов принимаются чемпионы Олимпийских игр.
Предполагается, что введение ЕГЭ упростит поступление в вузы для абитуриентов из сельской местности и удалённых регионов. Абитуриент сможет подать заявление в выбранный вуз и приложить к нему информацию о сдаче ЕГЭ заочно — по почте или черезинтернет, не приезжая лично в выбранный вуз. При этом можно подать заявление в несколько вузов. Вузы могут проверить информацию о результатах сдачи ЕГЭ в Федеральной базе свидетельств о результатах ЕГЭ.
В 2009 году у абитуриентов появилась возможность поступать по результатам единого государственного экзамена сразу в несколько вузов. Это вызвало значительный наплыв абитуриентов, что стало причиной внедрения трёхступенчатой корректировки списка поступающих (итоговые проходные баллы в каждом вузе поэтапно снижались за счёт выбывания тех абитуриентов, кто выбрал другой вуз). Процедура поступления в вуз поэтапно была изложена в виде подробной схемы.
В большинство зарубежных вузов абитуриенты с российским аттестатом зрелости не принимаются: российский стандарт среднего образования считается частично признаваемым на Западе.
Нововведения в ЕГЭ 2011-2014 г.г.
В 2011 году изменились правила поступления в вузы для победителей и призеров олимпиад этого года. Они могли использовать свою льготу на поступление только в один вуз, а в остальные идти по общему конкурсу с результатами ЕГЭ.
В 2012 году в ЕГЭ по истории в часть «С» было введено задание «Исторический портрет». Суть задания: выбрать из трех предложенных исторических деятелей одного и кратко рассказать о нем в форме мини-сочинения.
Кроме того, в части «В» появились новые, более сложные варианты. Если раньше было достаточно правильно сопоставить дату и личность, то теперь добавилось еще и историческое событие».
В ЕГЭ по математике были включены задачи по разделу «Вероятность и статистика» и задания по курсу геометрии. Изменилось количество заданий и в КИМах по информатике: в первой части их число сокращено с 18 до 13, во второй части — увеличено с 10 до 15. Увеличилось количество заданий по разделам «Элементы теории алгоритмов» и «Моделирование и компьютерный эксперимент», стало меньше заданий по разделам «Системы счисления» и «Основы логики».
В КИМах по литературе в блок базового уровня сложности введены новые задания на выбор правильного ответа из предлагаемых вариантов, однако общее число заданий осталось прежним.
В период проведения ЕГЭ в 2013 году было выявлено в сети Интернет в открытом доступе более 150 фрагментов экзаменационных заданий. Кроме того, почти в 2 тыс. групп в социальных сетях выпускники 11 классов решали задания в режиме он-лайн всем желающим за небольшую оплату.
Из-за этого появилось большое количество липовых «стобальников». В итоге пострадали дети, которые честно занимались весь период учебы в школе и надеялись только на свои знания. Из-за липовых «стобальников» многие ребята не смоги поступить на бюджетные отделения в те вузы, в которые планировали. И вынуждены были либо отложить получение высшего образования, либо идти учиться на коммерческой основе.
В ноябре 2013 года было обнародовано письмо Минобрнауки РФ «О действии результатов ЕГЭ», в котором сообщалось, что результаты единого государственного экзамена при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительны четыре года, следующих за годом получения таких результатов.
В связи с тем, что в 2013 году произошла массовая утечка КИМов госэкзамена, Рособрнадзор поставил задачу — сделать «работу над ошибками», чтобы в 2014 году ЕГЭ прошел на равных условиях для всех выпускников.
В 2014 году Рособрнадзор планирует провести ряд мероприятий, которые помогут избежать утечек КИМов. С этой целью будет произведено увеличение экзаменационных материалов и количества вариантов. Для каждого часового пояса будут разработаны свои варианты контрольно-измерительных материалов.
КИМы в регионы будут привозиться не за три дня до экзамена, как раньше, а за сутки. Планируется определять их в спецхранилища с системой видеонаблюдения.
Кроме того, выпускникам 2014 года предстоит сдавать ЕГЭ под прицелом видеокамер, которые будут установлены в аудиториях и коридорах. Предполагается, что в классах будут работать «глушилки» сигнала сотовой связи.
Доводы в пользу ЕГЭ.
- ЕГЭ помогает избежать коррупции и блата при поступлении в вузы.
- ЕГЭ оценивает знания и способности ученика более объективно, чем традиционные виды экзаменов.
- ЕГЭ стимулирует подготовку учеников к экзамену, в том числе и самостоятельную.
- ЕГЭ позволяет сравнивать качество образования в разных школах и регионах.
- ЕГЭ позволяет выпускникам поступать в вузы, находящиеся на значительном расстоянии от места их проживания, не тратясь на дорогу, а всего лишь отправив сведения о сдаче ЕГЭ по почте. Облегчается подача документов сразу в несколько вузов, без необходимости сдавать в каждом из них экзамены.
- ЕГЭ позволяет выявлять достойных абитуриентов в провинции, которые ранее не имели возможности сдавать вступительные экзамены в крупных городах.
- Проверка результата частично компьютеризирована, что позволяет сэкономить время и деньги, так как не надо тратиться на услуги наёмных проверяющих.
- Повышение требований на ЕГЭ, как утверждается, ведёт к повышению качества образования, квалификации учителей и качества учебной литературы.
- ЕГЭ похож на системы выпускных экзаменов в развитых странах (США, Израиль и другие), что со временем может привести к признанию российских школьных аттестатов в других странах.
- ЕГЭ оценивается по более широкой шкале баллов (100), нежели стандартные экзамены (фактически 4), что делает возможным выявлять лучших из лучших.
- Заявления о «страдании логического и мыслительного навыка в целом, а также творческого и рационального начала» не имеют под собой никакого основания, поскольку все предметы имеют часть С , которая (в случаях с русским, историей, обществознанием некоторыми другими предметами) требует именно аргументированного доказательства своей позиции.
Доводы против ЕГЭ.
- В результате перехода от полноценного экзамена к тестам исключается развитие способности к доказательству и формированию правильного ответа, страдают логические и мыслительные навыки в целом, а также творческое и рациональное начало.
- Контрольно-измерительные материалы непривычны для российской системы образования.
- В ЕГЭ по обществознанию содержатся некорректно поставленные задания и спорные варианты ответов.
- ЕГЭ не помогает полностью избежать коррупции.
- Нельзя одним контрольно-измерительным материалом качественно проверить уровень подготовленности слабо и хорошо подготовленных выпускников школ.
- Не учитывается специализация школы: ученики как школ с гуманитарным, так и с естественно-научным уклоном сдают один и тот же вариант обязательного выпускного экзамена.
- ЕГЭ приводит к новому виду репетиторства, связанного с повышением уровня знаний в спецификациях ЕГЭ.
- При компьютеризированной проверке частей А и В возможны ошибки распознавания ответов ученика, которые засчитываются как неправильные ответы.
Заключение.
Важной чертой развития образования в наше время является его глобальность. Эта черта отражает наличие интеграционных процессов в современном мире, интенсивных взаимодействий между государствами в разных сферах общественной жизни. Образование из категории национальных приоритетов высоко развитых стран переходит в категорию мировых приоритетов.
Современная цивилизация вступает на принципиально новую информационную (постиндустриальную) ступень своего развития, когда ведущей мировой тенденцией признается глобализация социальных и культурных процессов на Земле. Однако глобализация, наряду с позитивными сторонами, породила и ряд серьезных глобальных проблем: социальных, экономических, экологических и духовно-нравственных. В соответствии со стратегией устойчивого развития современной цивилизации, принятой на конференции ООН в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, требуется новая концепция образования, опережающая перспективы XXI столетия. Глобальную миссию в сфере образования осуществляет университет ООН (штаб-квартира в г. Токио), основанный в 1975 году и являющийся частью системы ООН. Университет является уникальной образовательной исследовательской структурой, представляющей собой сообщество ученых и выполняющей функцию форума для поиска новых концептуальных подходов к разработке и решению мировых проблем.
Для перехода на Европейский уровень образования, Государственные Образовательные Стандарты претерпевают переосмысление и значительные изменения. Образовательные результаты, являющиеся также целями образования, неразрывно связаны с условиями, в которых осуществляется образовательный процесс. Цели отражают потребности личности, общества, государства в образовании. Условия отражают возможности общества (государства) в обеспечении образования. Результат образования определяют следующие направления формирования качеств личности:
- личностное развитие;
- социальное развитие;
- общекультурное развитие;
- интеллектуальное развитие;
- коммуникативное развитие.
Таким образом, Государственные Образовательные Стандарты становятся важнейшим нормативным правовым актом, устанавливающим от имени Российской Федерации определенную совокупность наиболее общих норм и правил, регулирующих деятельность системы общего образования.
Список литературы.
- Байденко В.И. Новые стандарты высшего образования: методологические аспекты / В.И. Байденко / / Высшее образование сегодня. — 2007. — N 5. — С. 4-9
- Булгакова М.Н. Введение новых государственных образовательных стандартов//Менеджер образования, www.menobr.ru
- Владимирова Л.П. Интернет-технологии в современной школе. Материалы научно-практической конференции Интернет-технологии в современном школьном образовании// www.ioso.iip.net
- Вольхин С.Н. Стандарты высшего профессионального образования в Польше / С.Н. Вольхин / / Высшее образование сегодня. — 2005. — N11. — С. 22-24
- Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / Рос. акад. образования; под ред. А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова. — М.: Просвещение, 2008. — 39 с. — (Стандарты второго поколения)
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006 — 2010 годы, Москва Распоряжение № 1340-р от 03.09.05 г.
- Нейман Ю.М., Хлебников В.А. Как оценивается уровнь подготовленности учащихся по результатам единого государственного экзамена. – Москва.: Центр тестирования Минобразования России. 2004. – 44 с.
- Н.И. К вопросу о государственных образовательных стандартах высшего профессионального образования третьего поколения / Н.И. Побежимова / / Юридическое образование и наука. — 2008. — N 2. — С. 2-4
- Розина Н.М. О разработке нового поколения государственных образовательных стандартов / Н. М. Розина / / Высшее образование в России. — 2007. — N 3. — С. 3-9
- Сенашенко В.С. О концептуальных основах федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / В.С. Сенашенко / / Alma mater. — 2008. — N 9. — С. 11-19
- Сенашенко В.О Перечне направлений ВПО как составной части ГОС третьего поколения / В. Сенашенко, В. Халин, В. Кузнецова / / Высшее образование в России. — 2007. — N 3. — С. 25-36. — Библиогр.: с. 35-36 (14 назв.)
- Сенашенко В.С. О концептуальных основах федеральных государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования / В.С. Сенашенко / / Alma mater. — 2008. — N 9. — С. 11-19
Бланк ЕГЭ для ответов на блоки A и B экзамена
Еди́ный госуда́рственный экза́мен (ЕГЭ) — централизованно проводимый в Российской Федерации экзамен в средних учебных заведениях — школах и лицеях. Служит одновременно выпускным экзаменом из школы и вступительным экзаменом в вузы и ссузы. При проведении экзамена на всей территории России применяются однотипные задания и единые методы оценки качества выполнения работ. После сдачи экзамена всем участникам выдаются свидетельства о результатах ЕГЭ (в быту нередко называемые сертификатами), где указаны полученные баллы по предметам. С 2009 года ЕГЭ является единственной формой выпускных экзаменов в школе и основной формой вступительных экзаменов в вузы, при этом есть возможность повторной сдачи ЕГЭ в последующие годы. ЕГЭ проводится по русскому языку, математике, иностранным языкам (английскому, немецкому, французскому, испанскому), физике, химии, биологии, географии, литературе, истории, обществознанию, информатике[1][2][3].
Содержание
- 1 Введение ЕГЭ
- 2 Структура и содержание заданий ЕГЭ
- 3 Бланки ЕГЭ
- 4 Выставление оценок за ЕГЭ
- 5 Результаты ЕГЭ
- 6 Апелляции по результатам ЕГЭ
- 6.1 При нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ
- 6.2 При несогласии с выставленными баллами
- 7 ЕГЭ как выпускной экзамен в школе
- 8 Поступление в вузы по результатам ЕГЭ
- 9 Поступление в ссузы по результатам ЕГЭ
- 10 Полемика вокруг ЕГЭ
- 10.1 Доводы в пользу ЕГЭ
- 11 Критика
- 11.1 Доводы против ЕГЭ
- 11.2 Судебные разбирательства
- 11.3 Отрицательные мнения
- 11.4 Скандалы
- 12 Аналоги ЕГЭ в других странах
- 13 Примечания
- 14 См. также
- 15 Ссылки
Введение ЕГЭ
Впервые эксперимент по введению ЕГЭ был проведён в 2001 в республиках Чувашия, Марий Эл, Якутия, а также в Самарской и Ростовской областях по восьми учебным дисциплинам[4]. В 2002 году эксперимент по введению единого государственного экзамена прошёл в 16 регионах страны[5]. В 2003 году эксперимент охватил 47 субъектов РФ, а в 2004 — 65 регионов страны[6]. В 2006 ЕГЭ уже сдавали около 950 тысяч школьников в 79 регионах России. В 2008 его сдавали свыше миллиона учащихся во всех регионах. Конкретный перечень предметов, по которым ЕГЭ проводился в 2001—2008 годах, устанавливался каждым регионом самостоятельно.
Организацию проведения ЕГЭ осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими управление в сфере образования.[7].
Структура и содержание заданий ЕГЭ
Задания ЕГЭ именуются контрольно-измерительными материалами (КИМами), которые разрабатываются Федеральным институтом педагогических измерений.
Задания по большинству предметов делятся на три части (блока): A, B, C.
Блок A содержит тестовые задания, в каждом из которых необходимо выбрать один вариант ответа из четырёх предложенных.
На каждое задание блока B необходимо дать краткий ответ, состоящий из одного или нескольких слов, букв или чисел. Ответы на задания блоков A и B заносятся в специальный бланк и проверяются компьютером.
Блок C состоит из одного или нескольких заданий с развёрнутым ответом (например, необходимо решить задачу, написать сочинение на предложенную тему или обоснованно ответить на определённый вопрос). Ответы на задания блока C оцениваются экспертами региональной экзаменационной комиссии, задания КИМ части С содержат критерии оценивания для экспертов.
КИМы по отдельным предметам могут иметь свои особенности. Например, КИМы по литературе и математике (с 2010 года[8]) не содержат заданий с выбором ответа. В КИМах по иностранным языкам есть раздел, в котором учащемуся необходимо прослушать аудиозапись текста на иностранном языке и ответить на вопросы по содержанию текста.
Содержание КИМов регламентируется тремя документами, утверждаемыми Рособрнадзором осенью: кодификатором элементов содержания КИМов, спецификацией экзамена и демоверсией экзамена. Таким образом, примерная структура, форма и содержание КИМов заранее определены и не могут быть изменены произвольным образом[9][10].
В таблице приведены коды, длительность, количество заданий и максимальный первичный балл на ЕГЭ 2012 года.[9] Также включено минимальное количество баллов (нижняя граница удовлетворительной отметки), которое определяется в тестовых баллах.
Код | Предмет | Длительность (минут) |
Задания блока A |
Задания блока B |
Задания блока C |
Максимальный первичный балл |
Минимальный балл в 2011 г. |
Минимальный балл в 2012 г. |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|
1 | Русский язык | 180 | 30 | 8 | 1 | 64 | 36[11] | 36[12] |
2 | Математика | 240 | 0 | 14 | 6 | 32 | 24[13] | 24[12] |
3 | Физика | 240 | 25 | 4 | 6 | 51 | 33[14] | 36[15] |
4 | Химия | 180 | 28 | 10 | 5 | 65 | 32[16] | 36[17] |
5 | Информатика и ИКТ | 240 | 13 | 15 | 4 | 40 | 40[18] | 40[19] |
6 | Биология | 180 | 36 | 8 | 6 | 69 | 36[20] | 36[19] |
7 | История | 210 | 21 | 12 | 6 | 58 | 30[21] | 32[19] |
8 | География | 180 | 24 | 14 | 6 | 54 | 35[22] | 37[15] |
9 | Английский язык | 180 | 28 | 16 | 2 | 80 | 20[23] | 20[17] |
10 | Немецкий язык | 180 | 28 | 16 | 2 | 80 | 20[23] | 20[17] |
11 | Французский язык | 180 | 28 | 16 | 2 | 80 | 20[23] | 20[17] |
12 | Обществознание | 210 | 20 | 8 | 9 | 59 | 39[24] | 39[15] |
13 | Испанский язык | 180 | 28 | 16 | 2 | 80 | 20[23] | 20[17] |
18 | Литература | 240 | 0 | 12 | 5 | 42 | 32[25] | 32[15] |
Информацию о минимальных баллах в 2009-10 годах можно увидеть на официальном сайте ЕГЭ
Бланки ЕГЭ
- Бланк регистрации используется для регистрации участников экзамена
- В бланк ответов № 1 вносятся ответы на задания блоков A и B
- Для развёрнутых ответов на задания блока C используется бланк ответов № 2; при нехватке места экзаменуемым выдается дополнительный бланк ответов № 2
Все бланки ЕГЭ имеют размер 210 мм × 305 мм:[26]
-
Бланк регистрации
-
Бланк ответов №1
-
Бланк ответов №2
-
Дополнительный бланк ответов №2
Кроме основной стороны экзаменуемые могут использовать оборотную:
-
Оборотная сторона бланка ответов №2
-
Оборотная сторона дополнительного бланка ответов №2
Заполнение всех бланков ЕГЭ должно вестись строго по установленным правилам, в противном случае данные могут быть неправильно распознаны, что засчитывается за неправильный ответ.
Выставление оценок за ЕГЭ
Каждое выполненное задание ЕГЭ оценивается в 1 или большее число баллов. Сумма этих баллов составляет первичный балл испытуемого. Количество первичных баллов различается по разным предметам, например, минимальное количество первичных баллов в 2012 году содержит ЕГЭ по математике (32 первичных балла), а максимальное — ЕГЭ по биологии (69 первичных баллов) и иностранным языкам (80 первичных баллов).
Далее устанавливается соответствие между первичными и тестовыми баллами (при этом максимальный тестовый балл всегда равен 100). Шкала перевода первичных баллов в тестовые зависит от статистического анализа результатов ЕГЭ по всем участникам экзамена и рассчитывается с помощью специальной компьютерной программы[27]. Эта шкала неодинакова для разных предметов, например, на экзамене по русскому языку в 2011 году 30 первичных баллов из 64 переводились в 49 тестовых баллов, а на экзамене по математике 10 первичных баллов из 30 переводились также в 49 тестовых баллов[28]. Другой особенностью шкалы пересчёта является её нелинейность — так, небольшое изменение первичного балла по краям шкалы (то есть при первичном балле близкому к нулю или к максимальному значению) приводит к значительному изменению тестового балла, в то время как посередине шкалы изменение первичного балла на 1 приводит к изменению тестового балла на 1 или 2[27].
Результаты ЕГЭ
Во время проведения ЕГЭ в качестве эксперимента информацию о результатах экзамена можно было получить на сайте, введя паспортные данные участника.
В 2009 году Рособрнадзор отказался от этой практики «в целях защиты персональных данных»[29], поскольку публикацией результатов ЕГЭ занималась частная компания. Тем не менее, результаты экзамена могут публиковаться в Интернете региональными центрами обработки информации (РЦОИ).
Сервисы публикаций результатов ЕГЭ имеются не во всех субъектах федерации.
Апелляции по результатам ЕГЭ
Апелляция рассматривается в двух случаях[30]:
При нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ
Апелляцию о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ по общеобразовательному предмету участник ЕГЭ подает в день проведения экзамена по соответствующему общеобразовательному предмету уполномоченному представителю государственной экзаменационной комиссии, не покидая пункт проведения экзамена. В случае удовлетворения апелляции результат ЕГЭ участника аннулируется, и участнику предоставляется возможность сдать ЕГЭ по данному предмету в другой день, предусмотренный единым расписанием.
При несогласии с выставленными баллами
Апелляция о несогласии с выставленными баллами может быть подана в течение двух рабочих дней со дня объявления результатов ЕГЭ по соответствующему общеобразовательному предмету. В этом случае оценка может быть пересмотрена (в том числе в сторону уменьшения количества баллов) после дополнительной проверки работы конфликтной комиссией. В случае выявления ошибок в обработке и (или) проверке экзаменационной работы участника ЕГЭ конфликтная комиссия передает соответствующую информацию в Региональный Центр Обработки Информации (РЦОИ) для передачи в уполномоченную организацию с целью пересчета результатов ЕГЭ.
Конфликтная комиссия не рассматривает апелляции по вопросам содержания и структуры КИМ по общеобразовательным предметам, а также по вопросам, связанным с нарушением участником ЕГЭ установленных требований к выполнению экзаменационной работы.
ЕГЭ как выпускной экзамен в школе
Начиная с 2009 года выпускники школ сдают два обязательных выпускных экзамена: по русскому языку и математике.[31] Выпускники допускаются до экзаменов, если они не имеют неудовлетворительных годовых оценок ни по одному из изучаемых ими предметов.
Выпускник должен получить по этим экзаменам оценку не ниже балла, установленного Рособрнадзором. Если учащийся получает оценку ниже минимально установленной по одному предмету, то он может пересдать этот экзамен в этом же году. Если учащийся получает неудовлетворительную оценку и по русскому языку, и по математике, то он может повторно пересдавать ЕГЭ только в следующем году. Выпускники, получившие удовлетворительные оценки (или получившие одну неудовлетворительную оценку, а потом её пересдавшие) получают аттестат о полном среднем образовании.
Также выпускники могут сдавать любое количество дополнительных экзаменов в форме ЕГЭ, их результаты не влияют на получение аттестата[31]. В аттестат по каждому предмету выставляется среднее арифметическое оценок выпускника за последние два года обучения, независимо от результата, полученного на ЕГЭ.
Поступление в вузы по результатам ЕГЭ
В 2009 году поступление в вузы осуществляется преимущественно по результатам ЕГЭ (за исключением военных специальностей и специальностей, связанных с государственной тайной)[32].
Для поступления в вуз абитуриенту необходимо сдать вступительные экзамены в форме ЕГЭ. Список вступительных экзаменов утверждается Министерством образования и науки[33] и содержит, как правило, четыре экзамена для каждой специальности (в некоторых случаях — три). Для каждой специальности один из экзаменов является профильным (в перечне профильный экзамен выделен). Вуз может сократить количество экзаменов до трёх, в число экзаменов обязательно должен входить экзамен по русскому языку и профильному предмету.
Результаты ЕГЭ действительны до 31 декабря года, следующего за годом выпуска, то есть свидетельство о ЕГЭ образца 2009 года действительно до 31 декабря 2010 года[34]. Лица, получившие свидетельство о результатах ЕГЭ и призванные в том же году в Вооружённые Силы РФ, имеют право использовать результаты ЕГЭ в течение года с момента увольнения с военной службы.
При приёме на специальности, предполагающие наличие у абитуриентов определённых творческих способностей, физических или психологических качеств вузы также проводят дополнительный экзамен или творческий конкурс, кроме трёх экзаменов, проводимых в форме ЕГЭ. Перечень таких специальностей утверждается Министерством образования и науки[35].
Избранным вузам разрешается проводить дополнительные профильные экзамены. Перечень вузов, которым разрешено проводить дополнительные вступительные испытания и порядок их проведения определяется Правительством РФ[36]. В 2009 году дополнительные вступительные экзамены профильной направленности по отдельным специальностям получили право проводить 24 вуза[37].
Без вступительных испытаний могут приниматься в вуз победители и призёры заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников[38]. Также, победители и призёры олимпиад школьников из числа утверждённых Министерством образования и науки[39] могут приниматься в вуз без вступительных испытаний или без сдачи дополнительного вступительного испытания профильной направленности, если таковое имеется[40]. На специальности, связанные с физкультурой и спортом, без экзаменов принимаются чемпионы Олимпийских игр.
Предполагается, что введение ЕГЭ упростит поступление в вузы для абитуриентов из сельской местности и удалённых регионов. Абитуриент сможет подать заявление в выбранный вуз и приложить к нему информацию о сдаче ЕГЭ заочно — по почте или через интернет, не приезжая лично в выбранный вуз. При этом можно подать заявление в несколько вузов. Вузы могут проверить информацию о результатах сдачи ЕГЭ в Федеральной базе свидетельств о результатах ЕГЭ.
В 2009 году у абитуриентов появилась возможность поступать по результатам единого государственного экзамена сразу в несколько вузов. Это вызвало значительный наплыв абитуриентов, что стало причиной внедрения трёхступенчатой корректировки списка поступающих (итоговые проходные баллы в каждом вузе поэтапно снижались за счёт выбывания тех абитуриентов, кто выбрал другой вуз). Процедура поступления в вуз поэтапно была изложена в виде подробной схемы[41].
В большинство зарубежных вузов абитуриенты с российским аттестатом зрелости не принимаются: российский стандарт среднего образования считается частично признаваемым на Западе.
Поступление в ссузы по результатам ЕГЭ
В 2009 году поступление в образовательные учреждения среднего профессионального образования производится преимущественно по результатам ЕГЭ. Поступающие должны сдать два экзамена из утверждённого перечня вступительных испытаний[42]. При этом экзамен по русскому языку является обязательным, а второй экзамен поступающий может выбрать самостоятельно, если в перечне вступительных испытаний содержится три или более экзамена[43]. На отдельные специальности, предполагающие наличие у абитуриентов определённых творческих способностей, физических или психологических качеств ссузы также проводят дополнительный экзамен или творческий конкурс.
Полемика вокруг ЕГЭ
Полемика вокруг Единого государственного экзамена не утихает с момента его введения в 2001 году. Особенно острой она стала в 2008 году, когда к ЕГЭ присоединились все регионы и большая часть выпускников школ стала сдавать ЕГЭ.
Негативно к ЕГЭ относится часть выпускников и их родителей, преподаватели многих вузов, а также значительная часть учителей школ[44]. Основная причина этого — как правило, учащиеся на ЕГЭ получают оценки ниже тех, которые им выставляли за время обучения в школе и ниже, чем при традиционной форме сдачи экзаменов. Однако с 2009 года в аттестат по каждому предмету выставляется среднее арифметическое оценок выпускника за последние два года обучения, независимо от результата, полученного на ЕГЭ, при этом баллы, полученные на ЕГЭ, не переводятся в пятибалльную шкалу[45].
Доводы в пользу ЕГЭ
- ЕГЭ помогает избежать коррупции и блата при поступлении в вузы.[46][47]
- ЕГЭ оценивает знания и способности ученика более объективно, чем традиционные виды экзаменов[48].
- ЕГЭ стимулирует подготовку учеников к экзамену, в том числе и самостоятельную[49].
- ЕГЭ позволяет сравнивать качество образования в разных школах и регионах.
- ЕГЭ позволяет выпускникам поступать в вузы, находящиеся на значительном расстоянии от места их проживания, не тратясь на дорогу, а всего лишь отправив сведения о сдаче ЕГЭ по почте. Облегчается подача документов сразу в несколько вузов, без необходимости сдавать в каждом из них экзамены.[46]
- ЕГЭ позволяет выявлять достойных абитуриентов в провинции, которые ранее не имели возможности сдавать вступительные экзамены в крупных городах.[46]
- Проверка результата частично компьютеризирована, что позволяет сэкономить время и деньги, так как не надо тратиться на услуги наёмных проверяющих.
- Повышение требований на ЕГЭ, как утверждается, ведёт к повышению качества образования, квалификации учителей и качества учебной литературы.
- ЕГЭ похож на системы выпускных экзаменов в развитых странах (США, Израиль и другие), что со временем может привести к признанию российских школьных аттестатов в других странах.
- ЕГЭ оценивается по более широкой шкале баллов (100), нежели стандартные экзамены (фактически 4), что делает возможным выявлять лучших из лучших.
Критика
Доводы против ЕГЭ
- В результате перехода от полноценного экзамена к тестам исключается развитие способности к доказательству и формированию правильного ответа, страдают логические и мыслительные навыки в целом, а также творческое и рациональное начало[50].
- Контрольно-измерительные материалы[51] непривычны для российской системы образования.
- В ЕГЭ по обществознанию[52] содержатся некорректно поставленные задания и спорные варианты ответов.
- ЕГЭ не помогает полностью избежать коррупции[44][53].
- Нельзя одним контрольно-измерительным материалом качественно проверить уровень подготовленности слабо и хорошо подготовленных выпускников школ.
- Не учитывается специализация школы: ученики как школ с гуманитарным, так и с естественно-научным уклоном сдают один и тот же вариант обязательного выпускного экзамена.
- ЕГЭ приводит к новому виду репетиторства, связанного с повышением уровня знаний в спецификациях ЕГЭ.[46]
- При компьютеризированной проверке частей А и В возможны ошибки распознавания ответов ученика, которые засчитываются как неправильные ответы.
- ЕГЭ по неязыковым предметам нельзя сдавать на языках народов РФ кроме русского. [54][55]
Судебные разбирательства
15 мая 2009 года Верховный суд России подтвердил законность ЕГЭ как формы государственной итоговой аттестации для получающих среднее образование и отклонил иск об отмене соответствующего приказа Минобрнауки России.[56] Иск подавала группа родителей школьников, не согласных с использованием на экзамене заданий стандартизированной формы.[57]
21 апреля 2009 года Верховный суд России вынес решение о законности невозможности проводить ЕГЭ (по неязыковым предметам) на других языках народов РФ.[58]
Отрицательные мнения
Андрей Максимов, писатель, общественный деятель:
«Единый государственный экзамен — это война, которую чиновники объявили родителям, детям, учителям. Сообщения об экзаменах — это сводки с театра военных действий. Но я все-таки очень надеюсь, что когда-нибудь эта война закончиться и ЕГЭ отменят[59]»
В творчестве известного российского писателя-сатирика Михаила Задорнова ЕГЭ занимает видное место. Так, начиная с 2010 года, он опубликовал ряд критических статей про единый государственный экзамен: «ЕГЭ — контрольный выстрел в систему образования»[60], «Узкоумственные, вперед — 2»[61] и «Измена»[62].
Скандалы
Весной 2010 года в Ростовской области задержано 70 педагогов, которые за 40 тысяч рублей сдавали ЕГЭ от имени учеников. Аналогичные уголовные дела расследовались в Саратовской области, Республике Татарстан, Пермском крае и других регионах.[63]
Аналоги ЕГЭ в других странах
- Во многих странах Европы Matura
- В США SAT и ACT
- В Великобритании A-level
- В Германии и Австрии Abitur
- Во Франции Baccalauréat en France (Bac)
- На Украине Внешнее независимое тестирование
- В Казахстане Единое национальное тестирование
Примечания
- ↑ Федеральный закон № 17-ФЗ от 09.02.2007 о введении ЕГЭ
- ↑ Приказ Рособрнадзора № 74 от 19.01.2009 «Об утверждении сроков и единого расписания проведения ЕГЭ… в 2009 году»
- ↑ Порядок проведения ЕГЭ в 2009 году
- ↑ Е.В.Мишукова Единый государственный экзамен. Идея, сущность, принципы (рус.). bank.orenipk.ru (декабрь 2001). Архивировано из первоисточника 27 августа 2011. Проверено 22 мая 2010.
- ↑ Более половины школьников будут сдавать единый госэкзамен, Страна.RU (8 октября 2002). Проверено 22 мая 2010.
- ↑ ЕГЭ не может расцениваться в качестве единственного критерия, Российский общеобразовательный портал (18 октября 2004). Проверено 22 мая 2010.
- ↑ Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки — Постановление Правительства РФ от 17.06.2004 № 300
- ↑ Проект КИМ ЕГЭ по математике 2010 г.
- ↑ 1 2 Спецификации и демоверсии КИМ 2009 г.
- ↑ Демонстрационные варианты ЕГЭ всех лет
- ↑ Распоряжение Рособрнадзора от 09.06.2011 № 1837-10 «Об установлении минимального количества баллов ЕГЭ по русскому языку, подтверждающего освоение основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2011 году»
- ↑ 1 2 Минимальное количество баллов
- ↑ «Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по математике, подтверждающего освоение выпускником основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2011 году»
- ↑ 22 июня комиссия по шкалированию Рособрнадзора определила минимальное количество баллов ЕГЭ, свидетельствующее об освоении школьного курса по физике в 2011 году — 33 балла
- ↑ 1 2 3 4 Рособрнадзор определил минимальные баллы по обществознанию, физике, географии и литературе
- ↑ Распоряжение Рособрнадзора от 09.06.2011 № 1835-10 «Об установлении минимального количества баллов ЕГЭ по химии, подтверждающего освоение основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2011 году»
- ↑ 1 2 3 4 5 Рособрнадзор определил минимальное количество баллов по химии и иностранным языкам
- ↑ Распоряжение Рособрнадзора от 03.06.2011 № 1781-10 «Об установлении минимального количества баллов ЕГЭ по информатике и ИКТ, подтверждающего освоение основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2011 году»
- ↑ 1 2 3 Рособрнадзор определил минимальное количество баллов по биологии, истории, информатике и информационно-коммуникационным технологиям (ИКТ)
- ↑ Распоряжение Рособрнадзора от 03.06.2011 № 1780-10 «Об установлении минимального количества баллов ЕГЭ по биологии, подтверждающего освоение основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2011 году»
- ↑ 22 июня комиссия по шкалированию Рособрнадзора определила минимальное количество баллов ЕГЭ, свидетельствующее об освоении школьного курса истории в 2011 году — 30 баллов
- ↑ Распоряжение от 17.06.2011 № 1960-10 «Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по географии, подтверждающего освоение основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2011 году»
- ↑ 1 2 3 4 Распоряжение Рособрнадзора от 09.06.2011 № 1836-10 «Об установлении минимального количества баллов ЕГЭ по иностранным языкам, подтверждающего освоение основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2»
- ↑ Распоряжение от 17.06.2011 № 1961-10 «Об установлении минимального количества баллов единого государственного экзамена по обществознанию, подтверждающего освоение основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2011 году»
- ↑ Распоряжение Рособрнадзора от 03.06.2011 № 1782-10 «Об установлении минимального количества баллов ЕГЭ по литературе, подтверждающего освоение основных общеобразовательных программ среднего (полного) общего образования в 2011 году»
- ↑ Формы, описание и правила заполнения бланка регистрации и бланков ответов участников ЕГЭ
- ↑ 1 2 Методика шкалирования результатов ЕГЭ в 2012 году
- ↑ Таблица соответствия первичного и тестового балла ЕГЭ в 2011 году
- ↑ В этом году Рособрнадзор отказался от публикации в Интернете результатов ЕГЭ каждого участника
- ↑ Приказ Минобрнауки России от 11 октября 2011 г. N 2451 «Об утверждении порядка проведения единого государственного экзамена»
- ↑ 1 2 Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования. Утверждено приказом Министерства образования и науки России № 362 от 28 ноября 2008 года
- ↑ Порядок приёма граждан в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования на 2009/2010 учебный год
- ↑ Перечень вступительных испытаний в 2009 году в образовательные учреждения высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию
- ↑ Основные сведения о ЕГЭ
- ↑ Перечень специальностей при приёме на которые могут проводиться дополнительные вступительные испытания творческой или профессиональной направленности
- ↑ Постановление Правительства Российской Федерации от 23 апреля 2008 г. № 294 «Об утверждении Правил отбора государственных образовательных учреждений высшего профессионального образования, которым предоставляется право проводить дополнительные вступительные испытания профильной направленности»
- ↑ Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2008 года № 1921-р, устанавливающее перечень вузов и и специальностей, на которые проводятся дополнительные профильные вступительные экзамены
- ↑ Положение о Всероссийской олимпиаде школьников
- ↑ Перечень олимпиад школьников на 2008—2009 учебный год
- ↑ Порядок проведения олимпиад школьников
- ↑ Сегодня станет понятно к чему привёл ЕГЭ // DP.ru 4 августа 2009
- ↑ Приказ Министерства образования и науки № 265 от 22.09.2008 «Об утверждении перечня вступительных испытаний в 2009 году в образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования, имеющие государственную аккредитацию, по специальностям среднего профессионального образования»
- ↑ Порядок приёма граждан в государственные образовательные учреждения среднего профессионального образования
- ↑ 1 2 Плюс один. Частный Корреспондент. chaskor.ru (28 ноября 2008). Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
- ↑ Положение о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования
- ↑ 1 2 3 4 Лев Сирин. Андрей Фурсенко: «ЕГЭ уменьшил взятки».. Фонтанка.ру (26 октября 2009). Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
- ↑ Мария Кривовяз, Татьяна Ткачева, Элина Труханова. Вузы Центральной России подождут абитуриентов до конца августа., Российская газета (27 августа 2009 года). Проверено 4 июня 2010.
- ↑ Четверть учащихся, сдававших единый государственный экзамен получили «двойки» по литературе и математике.. Российская газета (17 июня 2008). Проверено 4 июня 2010.
- ↑ Что надо знать о ЕГЭ.. pedsovet.su (1 февраля 2009). Архивировано из первоисточника 27 августа 2011.
- ↑ Кара-Мурза С. Г. Сергей Кара-Мурза: «Система ЕГЭ является контрпродуктивной» // Русская народная линия, 22.09.2011.
- ↑ КИМ — Контрольно-измерительный материал, он же — набор тестовых заданий (часть A, B) и заданий с развёрнутым ответом (часть C)..(недоступная ссылка — история)
- ↑ Ольга Андреева, Григорий Тарасевич. В такой «общаге» жить опасно. Журнал «Скепсис». Архивировано из первоисточника 27 августа 2011. Проверено 11 января 2010.
- ↑ Ъ-Деньги — Экзамен на коррупцию (Проверено 24 мая 2009)
- ↑ Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 28 ноября 2008 г. N 362. Российская газета. 5-й пункт приложения
- ↑ В Татарстане продолжат борьбу за право сдавать ЕГЭ на родном языке. Татар-информ. Архивировано из первоисточника 17 октября 2012.
- ↑ Ирина Ивойлова. Тесты ЕГЭ успешно прошли тест на законность., Российская газета (18 мая 2009). Проверено 22 мая 2010.
- ↑ Александр Емельяненков. Проведение ЕГЭ в этом году могут отменить., Российская газета (6 мая 2009). Проверено 22 мая 2010.
- ↑ гражданское дело по заявлению Камаловой Аиды Азатовны о признании частично недействующим пункта 5 Положения о формах и порядке проведения государственной (итоговой) аттестации обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы среднего (полного) общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 28 ноября 2008 г. № 362
- ↑ «Поединок»: Андрей Максимов vs. Любовь Глебова — YouTube
- ↑ Михаил Задорнов. «ЕГЭ — контрольный выстрел в систему образования». Общественно-политический еженедельник «Киевский телеграф», 16 апреля 2010, № 15 (517)
- ↑ Михаил Задорнов. ««Узкоумственные, вперёд — 2». Общественно-политический еженедельник «Киевский телеграф», 28 мая 2010, № 21 (523)
- ↑ «Надо добиваться отставки всей агентуры резидента Фурсенко!» // Русская народная линия, 04.02.2011.
- ↑ В Ростовской области задержаны 70 учителей, сдававшие ЕГЭ за учеников. 3 июня 2010. Архивировано из первоисточника 27 августа 2011. Проверено 4 июня 2010.
См. также
- Централизованное тестирование
- Средства обучения
- Государственная (итоговая) аттестация
- Образование в России
Ссылки
- Портал информационной поддержки ЕГЭ
- Сайт Федерального института педагогических измерений — разработчика заданий ЕГЭ
- Каталог сайтов поддержки ЕГЭ по регионам
- Внешнее независимое тестирование — аналог ЕГЭ на Украине
- Евгений Колосов «Волна митингов против ЕГЭ катится по Кузбассу» — информационная заметка о протестах против ЕГЭ
- Илья Смирнов «Стандарты и образование»
- Сергей Комков «Генпрокуратура пошла на единый экзамен» — беседа с президентом Всероссийского фонда образования, доктором педагогических наук
- Борис Кагарлицкий «ЕГЭ вместо истории»
- Антон Тюрин ЕГЭ. «Как мы ходили на три буквы»
- Марина Лемуткина «Наивно утверждать, что ЕГЭ позволит получить объективный результат»
- И. Ф. Шарыгин «Что плохого в тестах» — критическая статья педагога, написанная после встречи с министром Филипповым
- Экзаменационные материалы по математике и физике 2010 года / Составители С. А. Дориченко, А. А. Егоров, В. А. Тихомирова. — М., 2011. — 192 с. — ISBN 978-5-85843-110-7 (Приложение к журналу «Квант» № 6/2010)