- Home
- ЕГЭ 2023 — Русский язык
- Новые варианты 2023
- Типовое задание 4
Задание №4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
нАчатый
балУясь
прибЫл
красИвее
каталОг
Нажмите чтобы посмотреть ответ
◀ Предыдущее задание
Открыть тест полностью
Следующее задание ▶
Следующее задание
Предыдущее задание
Открыть тест полностью
Прочитайте текст и выполните задания 1–3.
(1)С момента своего возникновения логика была самым тесным образом связана с философией, в течение многих веков логика считалась, подобно психологии, одной из «философских наук». (2)И только во второй половине XIX века логика отделилась от философии, примерно в это же время от философии отделилась и стала самостоятельной научной дисциплиной психология. (3) если в отделении логики решающую роль сыграло проникновение в неё математических методов и, следовательно, сближение с математикой, то отделение психологии было связано со сближением её с рядом других наук.
1. Укажите два предложения, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Логика и психология отделились от философии и стали самостоятельными научными дисциплинами лишь во второй половине XIX века, но отделение логики связано с её сближением с математикой, а отделение психологии вызвано её сближением с другими науками.
2) В течение многих веков логика считалась, подобно психологии, одной из «философских наук», потому что с начала своего возникновения и в течение долгого времени была тесно связана с философией.
3) Во второй половине XIX века логика, так же как и психология, отделилась от философии и стала самостоятельной научной дисциплиной.
4) Выделение психологии в отдельную науку было обусловлено сближением психологии с рядом других гуманитарных наук.
5) Отделение логики и психологии от философии, произошедшее в конце XIX века, было вызвано разными причинами: логика сблизилась с математикой, а психология — с рядом других наук.
2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
3. Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОТДЕЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОТДЕЛЕНИЕ, -я; ср.
1) Низшее воинское подразделение, часть взвода. Стрелковое о. О. сержанта Иванова. Командир отделения связи.
2) для кого, чего. Отгороженная, обособленная часть помещения, специально предназначенная для чего-л. О. для птиц в сарае. В почтовом поезде есть о. для посылок.
3) Отдельная, обособленная часть какого-л. вместилища. Отделения пенала. Одно из отделений бумажника. Ящик разгорожен перегородками на отделения.
4) Отдельная, обособленная часть какого-л. учреждения; отдел. Хирургическое о. больницы. Литературное о. факультета. О. милиции. Почтовое о. связи.
5) Учебная группа, обучающаяся по определённой специальности (в специальных учебных заведениях); факультет или часть факультета (в высших учебных заведениях). Сестринское о. медучилища. Физическое о. физико-математического факультета.
6) Процесс отъединения части от целого или обособления чего-л., находящегося в соединении с чем-л. О. главного из массы фактов. О. участка сада, леса. О. семьи сына от родителей.
4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
нАчатый балУясь прибЫл красИвее каталОг
5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Мать расправила складки шёлкового платья, посмотрелась в ЦЕЛЬНОЕ венецианское зеркало в стене и начала подниматься по лестнице.
Дальше — богатый подъезд, возле тротуара перед ним чернеет сквозь белые хлопья ЛАКОВЫЙ кузов кареты, видны шины больших задних колёс.
Это было старое, запущенное палаццо с лепными плафонами, с мозаичными полами, с тяжёлыми гардинами на ВЫСОТНЫХ окнах.
Строгий и чуть ИРОНИЧНЫЙ, Лебедев беседовал с каждым сотрудником.
Володина высокая фигура в чёрном фраке, бледное выразительное лицо и, как всегда, грациозные и уверенные движения были чрезвычайно ЭФФЕКТНЫМИ.
6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Величественно и великолепно небо начала сентября месяца с ещё ясным, чистым небом, на котором можно увидеть столько звёзд!
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
в ПОЛТОРАХ километрах
нет ТРЁХ страниц
с ОБЕИМИ спутницами
пара БОТИНОК
сорта ЯБЛОНЬ
8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
A) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) неправильное образование падежной формы имени существительного с предлогом
B) нарушение в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении сложного предложения
Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В районе Индонезии когда-то располагались самые активные тектонические плиты, одна из которых передвинется со скоростью семь сантиметров в год.
2) В своё время А.П. Чехов написал то, что «леса украшают землю », « они учат человека понимать прекрасное ».
3) Благодаря замечательных свойств химические волокна быстро нашли множество технических применений в самых разных отраслях промышленности.
4) Культура речи — это специальная языковедческая дисциплина, направленная не только на изучение, а также и на совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.
5) Каша — одно из самых распространённых русских национальных блюд, второе после щей по своему значению на русском столе, она употреблялась как на празднествах, в том числе на пирах, так и на свадьбах, на крестинах.
6) Мы говорим не так, как пишем, и если записать разговорную речь, то она будет выглядеть настолько непривычно, что нам невольно захочется внести в неё поправки в соответствии с нормами письменной речи.
7) В официальных документах, а также в устных официальных сообщениях этикет предписывает обязательно указывать фамилию, имя, отчество любого гражданина.
Общение представляет собой сложную информационную структуру, состоящую из обмена информацией объективного и субъективного характера.
9) Изучая фольклор, композитором были созданы прекрасные лирические произведения.
9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) пр..ктический, упр..щённый, распозн..вание
2) об..регаемый, оз..рение, конф..ренция
3) нар..стающий, инф..рмировать, бл..стательный
4) возн..кновение, п..ровать, безог..ворочный
5) подск-.занный, п..рьевой, ан..лизироваТь
10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) павил..он, барсуч..его, разоб..ём
2) и..ход, ра..чёт, бе..покойство
3) по..деть, на..шитый, по..купить
4) роз..грыш, пред..дущий, пред..нфарктный
5) Пр..уралье, пр..обрёл, пр..одолевать
11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) порыв..стый, гололед..ца
2) краеш..к, груш..вый
3) царап..нка, претерп..вать
4) рассчит..вал, отклад..вал
5) владел..ца, удушл..вый
12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) прокле..нный, засе..нный
2) реша..мый, избира..шься
3) потороп..шься, стро..мый
4) отклад..вал, рассчит..вал
5) кол..щий, стел..щийся
13. Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Аркадий знакомился с лицами, (НЕ)ПРИНАДЛЕЖАВШИМИ к высшему свету, и вообще держался вольно и просто.
Колокольня Ивана Великого ведёт свою историю с 1329 года, когда в Кремле, на самом видном месте Боровицкого холма, по велению Ивана Калиты поставили (НЕ)БОЛЫШУЮ церковь в честь Святого Иоанна Лествичника.
Паншин был действительно очень ловок — (НЕ)ХУЖЕ отца.
Лиза, (НЕ)СВОДЯ широко раскрытых глаз с места, где раздался слабый звук, вздохнула и принялась перебирать цветы.
Большая часть лекарственных и пряных растений (НЕ)НУЖДАЕТСЯ в питательной почве и подкормках.
14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
ЕДВА(ЛИ) КАКОЙ(ЛИБО) обитатель рек и озёр может конкурировать с вьюном по неприхотливости: вьюн обитает даже там, где отсутствует любая другая рыба.
(С)НАЧАЛА полотна, купленные Павлом Третьяковым, висели в доме, где жили Третьяковы, но (ЗА)ТЕМ постепенно начали пристраивать залы, предназначенные для показа живописи.
ЕСЛИ(БЫ) мы имели возможность заглянуть в далёкое прошлое Земли, то (С)РАЗУ убедились бы, что Сахара не всегда была безжизненной пустыней.
Главная улица бывшей слободы, 1-я Мещанская, (В)СВЯЗИ с проходившим в 1957 году в Москве Всемирным фестивалем молодёжи была переименована (В)ПОСЛЕДСТВИИ в проспект Мира.
(ИЗ)ДАВНА утвердилось мнение, будто люди, профессионально занимающиеся искусством, (КАК)ПРАВИЛО, лишены предпринимательских способностей.
15. Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
Бывшая партизанка, хрупкая женщина с точё(1)ым профилем, была контуже(2)а, ране(3)а, но никогда не покидала ее убежде(4)ость в том, что нельзя отсиживаться в тылу, пока фашисты топчут русскую землю.
16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Границы Российского государства расширялись и возникла необходимость в новых оборонительных рубежах.
2) Смартфон даёт возможность читать книги редактировать документы устанавливать дополнительные приложения.
3) Первые дачные местности сложились вокруг обеих столиц и начинались сразу за городскими границами а иногда существовали и внутри города.
4) Фантазия природы поражает воображение разнообразием форм красок размеров.
5) Язык должен обладать способностью откликаться на все явления жизни и постоянно расширять словарный состав.
17. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Скрипка(1)покорная и нежная(2) смеялась (3) и пела(4) и скользила по мыслям (5) а (6)доходя до рокового предела (7) останавливалась (8) как арабский конь (9)сдержанный (10) лёгким движением удил.
18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Вы (1) конечно (2) замечали, что рассматривать рисунки или эскизы к картине порой интереснее, чем саму картину. На картине (3) как правило (4) есть множество деталей, рассеивающих наше внимание, а в рисунке мы видим только главное и поэтому быстрее схватываем суть изображения.
19. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Многие московские семьи (1) едут в воскресенье из душного города в Серебряный бор (2) аллеи (3) которого (4) напоены смолистым запахом сосен.
20. Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые
При шторме для лодки существует некоторый предельный угол наклона (1) и (2) если вовремя её не выровнять (3) то она становится неуправляемой (4) поскольку начинают действовать другие физические силы (5) которые окончательно переворачивают лодку носом вниз.
21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложении.
(1)Ансамбль Толгского монастыря, сложившийся окончательно в XVII-XIX вв., расположен на левом берегу Волги в пределах городской черты. (2)Толгский мужской монастырь — один из древнейших на Руси. (З)Примерная дата его основания — начало XIV века. (4)Основатель монастыря — ростовский епископ Трифон. (5)Монастырь был поставлен по случаю явления епископу иконы Пресвятой Богородицы. (6)День явления иконы, 19 августа 1314 года, стал торжественным праздником Толгской обители. (7)Толгская святая обитель связана с именами знатных людей земли Русской: здесь принял в 1681 году обряд последнего причастия опальный патриарх Никон, нашли упокоение Голицыны, Вяземские, Троекуровы, Урусовы — представители древних княжеских родов; в этом месте погребён генерал Н. А. Тучков — герой Отечественной войны 1812 года.
Прочитайте текст и выполните задания 22-27
(1)Одна в тёмном нетопленом доме, Ольга Ивановна, как обычно, коротала бесконечно длинную декабрьскую ночь на турецком диване в мастерской, завернувшись в старый вытертый плед. (2)Перед рассветом она забылась, и вдруг её разбудила стрельба под окном. (З)Когда рассвело, Ольга Ивановна, дрожа от холода и страха, выглянула из дома. (4)Буря вырвала из её рук трясущуюся дверь и распахнула настежь.
(5)Штормовой прибой волок по обледеневшему берегу разбитую десантную шлюпку. (6)Множество тяжёлых следов, пробивших ледяную корку пляжа, виднелось на изуродованном песке. (7)Следы вели в сад и дальше. (8)Но в саду уже никого не было. (9)Лишь поломанные кусты тамариска показывали направление, в котором действовал десант. (10)Теперь уже бой шёл в деревне, откуда моряки выбивали немецкий гарнизон.
(11)В саду свистели шальные пули. (12)Шторм неистовствовал. (13)Горы стонали. (14)Это горел дальний город. (15)Норд-ост приносил оттуда грохот взрывов, потрясавших окрестности.
(16)Ольга Ивановна бросилась обратно в дом, с трудом заперла за собой дверь, прислушиваясь к звукам боя, которые то приближались, то удалялись, то надолго смолкали, то вдруг начинались с новой силой. (17)А шторм продолжал бушевать ещё злее. (18)Брызги, замерзая на лету, как крупная дробь, секли стены дома и выбивали стёкла.
(19)На вторую или третью ночь Ольга Ивановна вдруг почувствовала, что в ходе боя произошёл какой-то зловещий перелом: с гор по деревне ударили немецкие пулемёты, а затем ручные гранаты стали рваться в саду. (20)И всё повторилось, как в первую ночь, но только в обратном порядке. (21)Когда автоматы застрочили на пляже, Ольга Ивановна поняла, что моряки отступают. (22)Видимо, их осталось совсем мало. (23)Их огонь становился всё слабее и реже.
(24)Внезапно раздался резкий стук в дверь. (25)Стучали прикладом. (26)Тогда она, повинуясь непреодолимому чувству, более сильному, чем страх, открыла наружную дверь и увидела моряка в расстёгнутом бушлате. (27)Вдруг он пошатнулся, но сделал усилие, удержался на ногах и, еле шевеля побелевшими губами, проговорил:
— Надо перевязаться.
(28)Он был ранен в грудь навылет, под левую ключицу. (29)Пуля пробила плечевой сустав. (30)Помятая осколками каска свалилась с его стриженной под машинку головы, и на лбу блестел холодный пот, хотя всё его по-юношески худощавое тело дрожало и пылало, как печка. (31)Но едва Ольга Ивановна окончила перевязку, он вскочил на ноги. (32)Моряк левой рукой поправил на втянутом животе пряжку с якорем и подобрал с пола автомат.
(33)—Всех побили, один я остался, — сказал он голосом, осипшим от боли. (34)—У вас тут музей, что же вы меня не предупредили? (35)А я было тут огневую точку наметил. (З6)Могли бы в бою что-нибудь покарябать. (37)Извините. (38)Пойду.
(39)И он пошёл, с трудом передвигая ноги в резиновых сапогах. (40)В дверях он остановился, словно в последний раз в жизни желая посмотреть на мир, из которого уходил.
(41)Ольга Ивановна бросилась к нему, стала уговаривать остаться. (42)Она хотела его спасти. (43)Она обещала спрятать его в погреб, выходить, вылечить, выкормить. (44)Она клялась, что никто ничего не узнает. (45)Она шептала, что идти «туда* бесполезно, что всё уже кончено и он только напрасно погибнет. (46)Наконец, она требовала как врач, чтобы он остался.
(47)Моряк осторожно освободился от её объятий, поправил левой рукой каску. (48)С неодобрительной, строгой и вместе с тем насмешливо-ласковой улыбкой он сказал:
— Эх, мамаша, разве от войны спрячешься? (49)Нам это не положено.
(50)3атем он вышел из дома — она слышала его тяжёлые шаги в резиновых сапогах по звенящей гальке, — лёг за пулемёт только что убитого товарища, исправил перекос ленты и через несколько минут сам был убит — последний из двадцати пяти моряков десанта.
…(51)Рассказывая это, Ольга Ивановна смотрела на меня широко открытыми синими глазами, из которых катились слёзы. (52)Под нами с шорохом раскачивались ветви розовой акации, покрытые одновременно и цветами, и витыми стручками семян. (53)На дорожке звенела галька под ногами бегающих детей. (54)Раздавались редкие удары теннисного мяча. (55)Покрытый пылью автобус вёз курортников с пляжа.
…(56)Памятник погибшим морякам представляет собой обычного типа цементный обелиск. (57)Он окружён якорной цепью, повешенной между четырьмя корпусами мин, распиленных пополам. (58)На обелиске, стоящем на берегу моря, надпись: «Вечная слава героям — 25-ти морякам Ч.Ф., павшим в боях за свободу и независимость нашей Родины».
(59)К подножию этого памятника вечной славы свободные и независимые люди приносят пучки бессмертников или же венки, свитые из колосьев пшеницы, веток душистой полыни, дикой мальвы.
(По В.П. Катаеву*)
* Валентин Петрович Катаев (1897-1986) — русский советский прозаик, поэт и драматург, киносценарист, журналист, военный корреспондент.
22. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Двадцать пять моряков-десантников Черноморского флота вели несколько суток неравный бой с немецким гарнизоном, укрепившимся в приморской деревне и в горах.
2) В декабре 1941 года огневая точка моряков-десантников в течение нескольких дней располагалась в саду возле дома-музея, хранительницей которого была Ольга Ивановна.
3) Ольга Ивановна предоставила дом для раненых моряков, чтобы они могли восстановить силы, перевязывала и кормила раненых.
4) Все моряки-десантники погибли, даже последний раненый матрос, понимая, что немцы, засевшие в горах, ведут прицельный огонь, выполнил свой воинский долг.
5) Памятник погибшим морякам стоит на берегу моря и представляет обычного типа цементный обелиск.
23. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 5-6 содержат описание.
2) В предложениях 24, 26, 27 говорится о последовательно происходящих событиях.
3) Предложения 42-46 поясняют содержание предложения 41.
4) В предложениях 56-58 представлено повествование.
5) В предложении 59 представлено рассуждение.
24. Из предложений 51-59 выпишите слово со значением «сооружение в виде пирамидального, суживающегося кверху, обычно гранёного столба».
25. Среди предложений 1-10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного(-ых) местоимения(-ий). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26. Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
«Ольга Ивановна в рассказе В.П. Катаева — свидетель событий Великой Отечественной войны. Достоверно описывая особенности восприятия событий и чувства человека, который переживает военное время, автор использует разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (А)__________(«на изуродованном песке» в предложении 6, «зловещий перелом» в предложении 19) и (Б)__________ (в предложении 40), а также синтаксическое средство — (В)___________(в предложениях 41, 43). Ощущение бедствия передаётся и при помощи такого тропа, как (Г)_______(в предложении 4)».
Список терминов:
1) сравнение
2) синонимы
3) антонимы
4) эпитет
5) ряд однородных членов
6) восклицательные предложения
7) олицетворение
диалог
9) парцелляция
27. Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика).
Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.
Ответы:
1 – 15
2 – но однако
3 – 6
4 – прибыл
5 – высоких
6 – месяца
7 – полутора
8 – 93421
9 – 145
10 – 1234
11 – 1245
12 – 2345
13 – небольшую
14 – сначала затем
15 – 123
16 – 13
17 –12345789
18 – 1234
19 – 2
20 – 1345
21 – 234
22 – 145
23 – 123
24 – обелиск
25 – 2
26 – 4157
1) Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.
1) Логика и психология отделились от философии и стали самостоятельными научными дисциплинами лишь во второй половине XIX века, но отделение логики связано с её сближением с математикой, а отделение психологии вызвано её сближением с другими науками.
2) В течение многих веков логика считалась, подобно психологии, одной из «философских наук», потому что с начала своего возникновения и в течение долгого времени была тесно связана с философией.
3) Во второй половине XIX века логика, так же как и психология, отделилась от философии и стала самостоятельной научной дисциплиной.
4) Выделение психологии в отдельную науку было обусловлено сближением психологии с рядом других гуманитарных наук.
5) Отделение логики и психологии от философии, произошедшее в конце XIX века, было вызвано разными причинами: логика сблизилась с математикой, а психология — с рядом других наук.
2) Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Самостоятельно подберите сочинительный противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.
3) Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова ОТДЕЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.
ОТДЕЛЕНИЕ, -я; ср.
1) Низшее воинское подразделение, часть взвода. Стрелковое о. О. сержанта Иванова. Командир отделения связи.
2) для кого, чего. Отгороженная, обособленная часть помещения, специально предназначенная для чего-л. О. для птиц в сарае. В почтовом поезде есть о. для посылок.
3) Отдельная, обособленная часть какого-л. вместилища. Отделения пенала. Одно из отделений бумажника. Ящик разгорожен перегородками на отделения.
4) Отдельная, обособленная часть какого-л. учреждения; отдел. Хирургическое о. больницы. Литературное о. факультета. О. милиции. Почтовое о. связи.
5) Учебная группа, обучающаяся по определённой специальности (в специальных учебных заведениях); факультет или часть факультета (в высших учебных заведениях). Сестринское о. медучилища. Физическое о. физико-математического факультета.
6) Процесс отъединения части от целого или обособления чего-л., находящегося в соединении с чем-л. О. главного из массы фактов. О. участка сада, леса. О. семьи сына от родителей.
4) В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
нАчатый
красИвее
балУясь
каталОг
прибЫл
5) В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.
Мать расправила складки шёлкового платья, посмотрелась в ЦЕЛЬНОЕ венецианское зеркало в стене и начала неторопливо подниматься по лестнице.
Дальше — богатый подъезд, возле тротуара перед ним чернеет сквозь белые хлопья ЛАКОВЫЙ кузов кареты, видны шины больших задних колёс, погружённых в старый снег, мягко засыпаемый новым.
Это было старое, запущенное палаццо с лепными плафонами и фресками на стенах, с мозаичными полами, с тяжёлыми штофными гардинами на ВЫСОТНЫХ окнах, вазами на консолях и каминах, с резными дверями и с мрачными залами, увешанными картинами.
Строгий и чуть ИРОНИЧНЫЙ, Лебедев беседовал с каждым сотрудником, и, хотя никого не торопил и не понукал, все чувствовали, как горит в нём желание быстрее завершить опыты.
Володина высокая фигура в чёрном фраке, бледное выразительное лицо и, как всегда, грациозные и уверенные движения были чрезвычайно ЭФФЕКТНЫМИ.
6) Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.
Величественно и великолепно небо начала сентября месяца с ещё ясным, чистым небом, на котором можно увидеть столько звёзд!
7) В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
в ПОЛТОРАХ километрах
нет ТРЁХ страниц
с ОБЕИМИ спутницами
пара БОТИНОК
сорта ЯБЛОНЬ
Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. К каждой ошибке подберите соответствующее предложение.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом
Б) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
В) нарушение в построении предложения с однородными членами
Г) нарушение в построении сложного предложения
Д) нарушение видо-временной соотнесённости глагольных форм
ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1) В районе Индонезии когда-то располагались самые активные тектонические плиты, одна из которых передвинется со скоростью семь сантиметров в год.
2) В своё время А.П. Чехов написал то, что «леса украшают землю», «они учат человека понимать прекрасное».
3) Благодаря замечательных свойств химические волокна нашли техническое применение в самых разных отраслях промышленности.
4) Культура речи — это специальная языковедческая дисциплина, направленная не только на изучение, а также и на совершенствование литературного языка как орудия национальной культуры, хранителя духовных богатств народа.
5) Каша — одно из самых распространённых русских национальных блюд, второе после щей по своему значению на русском столе, кашей угощали как в будние дни, так и в праздники.
6) Мы говорим не так, как пишем, и если записать разговорную речь, то она будет выглядеть настолько непривычно, что нам невольно захочется внести в неё поправки в соответствии с нормами письменной речи.
7) В официальных документах, а также в устных официальных сообщениях этикет предписывает указывать фамилию, имя, отчество любого гражданина.
Общение представляет собой сложную информационную структуру, состоящую из обмена информацией объективного и субъективного характера.
9) Деятельность человека невозможна в обществе, не имея постоянных сведений о том, совпадают ли его представления о распределении ролей между членами коллектива с соответствующими представлениями других участников общения.
А | Б | В | Г | Д |
9) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.
1) практический, упрощённый, распознавание
2) оберегаемый, озарение, конференция
3) нарастающий, информировать, блистательный
4) возникновение, пировать, безоговорочный
5) подсказать, перьевой, анализировать
10) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) павил..он, барсуч..его, разоб..ём
2) и..ход, ра..чёт, бе..покойство
3) по..деть, на..шитый, по..купить
4) роз..грыш, пред..дущий, пред..нфарктный
5) пр..уралье, пр..обрёл, пр..одолевать
11) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) порыв..стый, гололед..ца
2) краеш..к, груш..вый
3) царап..нка, претерп..вать
4) рассчит..вал, отклад..вал
5) владел..ца, удушл..вый
12) Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.
1) прокле..нный, засе..нный
2) реша..мый, избира..шься
3) потороп..шься, стро..мый
4) осво..вший, законч..вший
5) кол..щий, стел..щийся
13) Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.
Аркадий чувствовал восторженность и вследствие этого позволял себе разные отступления от правил: знакомился с лицами, (НЕ)ПРИНАДЛЕЖАВШИМИ к высшему свету, и вообще держался вольно и просто; но в душе он был холоден.
Колокольня Ивана Великого ведёт свою историю с 1329 года, когда в Кремле, на самом видном месте Боровицкого холма, по велению Ивана Калиты поставили (НЕ)БОЛЬШУЮ церковь в честь Святого Иоанна Лествичника.
Паншин был действительно очень ловок — (НЕ)ХУЖЕ отца, но он был также даровит, всё ему далось: он мило пел, хорошо рисовал, писал стихи.
Лиза, (НЕ)СВОДЯ широко раскрытых глаз с места, где раздался слабый звук, вздохнула, повернула тихонько голову, ещё ниже наклонилась и принялась медленно перебирать цветы.
Большая часть лекарственных и пряных растений (НЕ)НУЖДАЕТСЯ в питательной почве и подкормках.
14) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.
ЕДВА(ЛИ) КАКОЙ(ЛИБО) обитатель рек и озёр может конкурировать с вьюном по неприхотливости: вьюн обитает даже там, где отсутствует любая другая рыба.
Первые картины Павел Третьяков купил в 1856 году, этот год он считал датой основания галереи; (С)НАЧАЛА полотна висели в доме, где жили Третьяковы, но (ЗА)ТЕМ постепенно начали пристраивать залы, предназначенные для показа живописи.
ЕСЛИ(БЫ) мы имели возможность заглянуть в далёкое прошлое Земли, то (С)РАЗУ убедились бы, что Сахара не всегда была безжизненной пустыней, какой она представляется нам сегодня.
Главная улица бывшей слободы, 1-я Мещанская, (В)СВЯЗИ с проходившим в 1957 году в Москве Всемирным фестивалем молодёжи была переименована (В)ПОСЛЕДСТВИИ в проспект Мира.
(ИЗ)ДАВНА утвердилось мнение, будто люди, профессионально занимающиеся искусством, (КАК)ПРАВИЛО, лишены предпринимательских способностей, что «служенье муз не терпит суеты».
15) Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
В наши дни для многих нежда(1)о-негада(2)о художестве(3)ые явления средних веков — произведения живописи, музыки, архитектуры — стали живой и зримой действительностью; в бурных ритмах совреме(4)ости зазвучали соразмерные напевы древнерусского искусства, а краски, которые вчера ещё представлялись блёклыми, стали цветом, светом и воздухом эпохи.
16) Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Границы Российского государства расширялись и возникла необходимость в новых оборонительных рубежах.
2) Смартфон даёт возможность читать книги редактировать документы устанавливать дополнительные приложения.
3) Первые дачные местности сложились вокруг обеих столиц и начинались сразу за городскими границами а иногда существовали и внутри города.
4) Фантазия природы поражает воображение разнообразием форм красок размеров.
5) Язык должен обладать способностью откликаться на все явления жизни и постоянно расширять словарный состав.
17) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Сравнивая северные избы с описаниями новгородских жилищ в исторических документах (1) с изображениями на планах и гравюрах (2) и (3) сверяясь с данными (4) полученными археологами (5) мы обнаруживаем общность архитектуры северного жилища XIX столетия и древних новгородских построек.
18) Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Вы (1) конечно (2) замечали, что рассматривать рисунки или эскизы к картине порой интереснее, чем саму картину. На картине (3) как правило (4) есть множество деталей, рассеивающих наше внимание, а в рисунке мы видим только главное и поэтому быстрее схватываем суть изображения.
19) Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Многие московские семьи (1) едут в воскресенье из душного города в Серебряный бор (2) аллеи (3) которого (4) напоены смолистым запахом сосен.
20) Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
При шторме для лодки существует некоторый предельный угол наклона (1) и (2) если вовремя её не выровнять (3) то она становится неуправляемой (4) поскольку начинают действовать другие физические силы (5) которые окончательно переворачивают лодку носом вниз.
21) Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.
(1)Ансамбль Свято-Введенского Толгского женского монастыря находится недалеко от Ярославля, на левом берегу Волги. (2)Толгский монастырь — один из древнейших на Руси: примерная дата его основания — начало XIV века. (З)Толгская обитель — духовный центр Ярославского края — возникла в период монголо-татарского нашествия и княжеских междоусобиц. (4)Обитель стала называться Толгской по реке, которая впадает здесь в Волгу. (5)Сведения о ранней истории монастыря скудны и отрывочны: одной из причин такой краткости сведений стал пожар, случившийся в монастыре через несколько десятилетий после его основания и уничтоживший все документы. (6) Чудотворная Толгская икона Божией Матери была найдена около монастыря целой — позднее на месте чудесного спасения образа поставили часовню. (7)Толгская святая обитель связана с именами знатных людей земли Русской: здесь нашли упокоение Голицыны, Вяземские, Троекуровы, Урусовы — представители древних княжеских родов; в этом месте погребён генерал Н. А. Тучков — герой Отечественной войны 1812 года.
22) Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Двадцать пять моряков-десантников Черноморского флота вели несколько суток неравный бой с немецким гарнизоном, укрепившимся в приморской деревне и в горах.
2) В декабре 1941 года огневая точка моряков-десантников в течение нескольких дней располагалась в саду возле дома-музея, хранительницей которого была Ольга Ивановна.
3) Ольга Ивановна предоставила дом для раненых моряков, чтобы они могли восстановить силы, перевязывала и кормила раненых.
4) Все моряки-десантники погибли, даже последний раненый матрос, понимая, что немцы, засевшие в горах, ведут прицельный огонь, выполнил свой воинский долг.
5) Памятник погибшим морякам стоит на берегу моря и представляет обычного типа цементный обелиск.
23) Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.
1) Предложения 5-6 содержат описание.
2) В предложениях 24, 26, 27 говорится о последовательно происходящих событиях.
3) Предложения 42-46 поясняют содержание предложения 41.
4) В предложениях 56-58 представлено повествование.
5) В предложении 59 представлено рассуждение.
24) Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Из предложений 51-59 выпишите слово со значением «сооружение в виде пирамидального, суживающегося кверху, обычно гранёного столба».
25) Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Среди предложений 1-10 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим с помощью личного(-ых) местоимения(-ий). Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).
26) Прочитайте текст и выполните задание.
Показать текст. ⇓
Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка.
«Ольга Ивановна в рассказе В.П. Катаева — свидетель событий Великой Отечественной войны. Достоверно описывая особенности восприятия событий и чувства человека, который переживает военное время, автор использует разнообразные средства выразительности, среди которых тропы: (А)_________ («на изуродованном песке» в предложении 6, «зловещий перелом» в предложении 19) и (Б)_________ (в предложении 40), а также синтаксическое средство — (В)_________ (в предложениях 41, 43). Ощущение бедствия передаётся и при помощи такого тропа, как (Г)_________ (в предложении 4)».
Список терминов:
1) сравнение
2) синонимы
3) антонимы
4) эпитет
5) ряд однородных членов
6) восклицательные предложения
7) олицетворение
диалог
9) парцелляция
Ударения в словах начатый балуясь каталог прибыл
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Квартал, правы, облегчить, черпать.
Кварта́л, пра́вы, облегчи́ть, че́рпать.
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Августовский, договор, газопровод, диалог.
А́вгустовский, догово́р, газопрово́д, диало́г.
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Досуг, звонят, иначе, инструмент.
Досу́г, звоня́т, ина́че, инструме́нт.
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Каталог, красивее, кухонный, начать.
Катало́г, краси́вее, ку́хонный, нача́ть.
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Обеспечение, облегчить, обособленный, договор.
Обеспе́чение, облегчи́ть, обосо́бленный, догово́р.
Правильные ударения в словах, как правильно ставить
Орфоэпический минимум, подлежащий проверке на едином государственном экзамене. Ударение нужно ставить на выделенную букву. Для поиска слова можно использовать сочетание клавиш Ctrl+F. Слова расположены в алфавитном порядке. Также посмотрите ударение в словах.
А
агЕнт
алфавИт
аэропОрты, им.п. мн.ч.
Б
балОванный, прич.
баловАть
балУясь
бАнты, им.п.мн.ч
бОроду, вин.п.ед.ч.
бралА
бралАсь
бухгАлтеров, род.п. мн.н
В
вЕрба
вернА
вероисповЕдание
взялА
взялАсь
включЁн
включЁнный
включИм
включИт
включИшь
влилАсь
вОвремя
ворвалАсь
воспринялА
воссоздалА
вручИт
Г
гналА
гналАсь
граждАнство
Д
давнИшний
дефИс
диспансЕр
добелА
добралА
добралАсь
довезЁнный
дОверху
ДоговОр
договорЁнность
дождалАсь
дозвонИтся
дозвонЯтся
дозИровать
докраснА
докумЕнт
донЕльзя
дОнизу
досУг
дОсуха
Ж
жалюзИ, ср.р.и мн.ч.
ждалА
жилОсь
З
завИдно
зАгнутый
зАгодя
закУпорив
закУпорить
зАнял
занялА
зАняло
занятА
зАнятый
заселЁн
запертА
зАтемно
звалА
звонИм
звонИт
звонИшь
знАчимость
знАчимый
зимОвщик
зАсветло
И
избалОванный
Иксы
импЕрский
инстИнкт
исключИт
Исстари
исчЕрпать
К
каталОг
квартАл
киломЕтр
клАла
клЕить
кОнусы,кОнусов
кормЯщий
корЫсть
крАлась
крАны
красИвее
красИвейший
кремЕнь
кренИтся
кровоточАщий
кровоточИть
кУхонный
Л
лгалА
лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.
лилА
лилАсь
ловкА
лыжнЯ
М
мЕстностей род.п. мн.ч
мозаИчный
молЯщий
мусоропровОд
Н
навЕрх
навралА
наделИт
надОлго
надорвалАсь
нажИвший
нажитА
нажИлся-убрать
назвалАсь
накренИт
налилА
налИвший
налитА
намЕрение
нанЯвшийся
нарвалА
нарОст
насорИт
нАчал
началА
нАчали
начАв
начАвший
начАвшись
нАчатый
начАть
нАчатые-убрать
нЕдруг
недУг
некролОг
нЕнависть
ненадОлго
низведЁн
нОвости,новостЕй
нОгтя, род.п ед.ч.
О
обеспЕчение
обзвонИт
облегчИт
облегчИть
облилАсь
обнялАсь
обогналА
ободралА
ободрИть
ободрЁнный
ободрЁн
ободренА
ободрИшься
обострЁнный
обострИть
одолжИт
озлОбить
оклЕить
окружИт
опломбировАть
опОшлят
определЁн
оптОвый
освЕдомиться, освЕдомишься
отбылА
отдалА
отдАв
отключЁнный
откУпорил
отозвалА
отозвалАсь
Отрочество
П
партЕр
перезвонИт
перелилА
плодоносИть
повторЁнный
повторИт
поделЁнный
поднЯв
позвалА
позвонИт, позвонИшь
полилА
положИл
положИть
понЯв
понЯвший
пОнял,
понялА
портфЕль
пОручни
послАла
прибЫв
прИбыл
прибылА
прИбыло
придАное
призЫв
прИнял
прИняли
принУдить
прИнятый
приручЁнный
прожИвший
прозорлИва
процЕнт
С
свЁкла
сверлИт
сверлИшь
сирОты
слИвовый
снялА
снятА
сОгнутый
создалА
созданА
сорИт
срЕдства,им.п.мн.ч.
срЕдствами
стАтуя
столЯр
созЫв
Т
тамОжня
тОрты
тОртов
тОтчас
У
убралА
убыстрИть
углубИть
укрепИт
Ц
цемЕнт
цЕнтнер
цепОчка
Щ
щавЕль
щемИт
щЁлкать
Не нашли нужное слово? Посмотрите здесь:
Амфора
агронОмия
акрОполь
алкогОль
анАлог
анАтом
анонИм
апокАлипсис
арАхис
арЕст
аргумЕнт
асимметрИя
астрОлог
астронОм
атмосфЕра
афЕра
бАржА (равноправные)
бУнгало
блАговест
блуднИца
бюрокрАтия
вЕчеря
вОгнутый
валовОй
вандАлы
вдовствО
вероисповЕдание
ветеринАрия
взАпуски
взапертИ
воздухопровОд
воспроизведЕние
втрИдорога
вчистУю
гЕнезис
гЕрбовый
газопровОд
гастронОмия
гегемОния
гипОтеза
гомеопАтия
граждАнство
грошОвый
дОгмат
дОсыта
дефИс
диалОг
диспансЕр
докумЕнт
донЕльзя
досУг
дотрОнуться
дремОта
духовнИк
евАнгелие
еретИк
жалюзИ
зАгодя
завИдно
завсегдАтай
задОлго
закУпорить
запломбировАть
злОба
знАмение
зубчАтый
игУмен
Издавна
Иконопись
Искоса
Искра знания и искрА зажигания
Исстари
идеОлог
иерОглиф
изОгнутый
избаловАть
издрЕвле
изобретЕние
инАче
инсУльт
искривИться
исчЕрпать
кАшлянуть
кУхонный
кАмбала
каталОг
каучУк
квартАл
кедрОвый
киломЕтр
клЕить
коклЮш
корЫсть
кремЕнь
ломОта
ломОть
лубОчный
мАркетинг
мЕльком
магазИн
мастерскИ
медикамЕнты
метонИмия
молОх
монолОг
мусоропровОд
мытАрство
нАискось
нЕнецкий
наОтмашь
наговОр
назлО
намЕрение
нарОст
начАть
незадОлго
некролОг
ненадОлго
несказАнно
нефтепровОд
низИна
новоприбЫвший
новорождЁнный
обеспЕчение
обетовАнный
облегчИть
обнаружЕние
ободрИть
объезднОй
одОбренный
озвУчение
озлОбленный
ознакОмленный
оперИться
оптОвый
освЕдомить
осведомлЁнный
остриЁ
осужденА
оторвалА
откУпорить
оценЁнный
пАсквиль
пЕтля
пОстриг
пУстошь
пУстынь
патриАрхия
перекрОенный
петлЯ
пиццерИя
плЕсневеть
платО
пломбировАть
поИмка
подзаголОвок
подрОстковый
подчистУю
поискОвый
полтергЕйст
прИкус
предвосхИтить
премировАть
приговОр
принУдить
принЯть
прогИб
проторЁнный
процЕнт
псевдонИм
пулОвер
пургА
путепровОд
рАджа
рАпорт
РевЕнь
рОвненько
рОзги
развитОй
ракУшка
сЕтчатый
сОгнутый
сабО
свЁкла
сегмЕнт
создАвший
создАл
создалА
сОздало
созЫв
сосредотОчение
столЯр
тАинство
твОрОг (двойное ударение)
тУфля
табУ
танцОвщица
тигрОвый
толИка
тошнотА
трУбчатый
трубопровОд
углубИть
уговОр
узаконЕние
украИнский
умЕрший
упрОчение
факсИмиле
фенОмен (необычное явление. Допустимо ударение на последний слог), феномЕн (выдающийся человек)
фетИш
флюорогрАфия
ходАтайство
чИстильщик
щИколотка
Экскурс
Списки с правильными ударениями очень важны для решения задания A1 из ЕГЭ по русскому языку, поэтому рекомендуется сохранить ссылку на эту страницу.
Помогите плиииииз. ДАМ 15 БАЛОВ.
1. Задание
Поставьте знак ударения в следующих словах.
ВзятА, надОлго, понЯвший, экспЕрт.
2. Задание
Поставьте знак ударения в следующих словах.
ПредложИть, починЁнный, тунИка, заржавЕть.
3. Задание
Поставьте знак ударения в следующих словах.
ЭкспЕрт, щавЕлевый, сковородА, зАсветло.
4. Задание
Поставьте знак ударения в следующих словах.
ПонялА, гналА, арбУз, Исподволь.
5. Задание
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Искоса, мышлЕние, рАкУшка, одолжИть.
6. Задание
Поставьте знак ударения в следующих словах.
КаталОг, зАмертво, жалюзИ, кУхонный.
7. Задание
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Разлила, сковорода, запросто, нанять.
8. Задание
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Заперший (дверь), языковый, поняв, балованный.
9. Задание
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Досуха, километр, переведена, начатый.
10. Задание
Поставьте знак ударения в следующих словах.
По двое, средства, удобнее, черпая.
11. Задание
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Подолгу, прибывшие, создана, начавший.
12. Задание
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Поднятый, балуясь, движимый, красивее.
13. Задание
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Мельком, намерение, избранный, создан.
14. Задание
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Предложить, аэропорты, сверлит, углубить.
15. Задание
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Гусеница, закупорить, статуя, разлила.
16. Задание
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Кладовая, нанять, плодоносить, танцовщица.
17. Задание
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Смолоду, сослепу, красивее, торты.
18. Задание
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Неподалеку, привезен, черпая, по трое.
19. Задание
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Впятером, понятый, задобрить, полночь.
20. Задание
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Августовский, искра, сантиметр, оптовый.
источники:
http://bugaga.net.ru/ege/rus/orf.php
http://znanija.org/russkii-yazyk/36757016.html
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.
слИвовый
избалОванный
нАчатый
срЕдства (моющие)
кралАсь
Спрятать пояснение
Пояснение (см. также Правило ниже).
Ошибка допущена в слове кралась. Верное ударение крАлась.
Ответ: кралась.
Актуальность: с 2016 года
Сложность: повышенная
Раздел кодификатора: Орфоэпические нормы
Правило: Задание 4. Орфоэпические нормы (постановка ударения)
Спрятать пояснение
·
·
Ильяс Такбиршин 04.06.2018 20:47
Прошу прощения. Ударения в формах прошедшего времени глаголов: В формах ЖЕНСКОГО рода ударение падает на окончание -а (кралАсь). В формах МУЖСКОГО, среднего рода и во множественном числе — на первый слог (крАлась). (В орфографическом словаре русского языка Лопатина В. В. глагол «крАлась» также с ударением на первый слог).
Дело в том, что тут не поймёшь: в каком роде данное слово. Добавьте хоть слово (как к слову «средства (моющие)), чтоб определить род слова. Спасибо за внимание
Татьяна Стаценко
Кралась — однозначно женского рода. Он кралась — разве можно так сказать?
1 января 2022
В закладки
Обсудить
Жалоба
Правильные ударения
Список из 500 слов.
А
агЕнт
агронОмия
акрОполь
алкогОль
алфавИт
Амфора
анАлог
анАтом
анонИм
апокАлипсис
апострОф
арАхис
арЕст
аргумЕнт
асимметрИя
астрОлог
астронОм
атмосфЕра
афЕра
Б
бАнты, им.п.мн.ч
бАржА
бОроду, вин.п.ед.ч.
бУнгало
балОванный, прич.
балУясь
баловАть
блАговест
блуднИца
бралА
бралАсь
бухгАлтеров, род.п. мн.н
В
вЕрба
вЕчеря
вОвремя
вОгнутый
валовОй
вандАлы
вдовствО
вернА
вероисповЕдание
вероисповЕдание
ветеринАрия
взАпуски
взапертИ
взялА
взялАсь
включЁн
включЁнный
включИм
включИт
включИшь
влилАсь
водопровОд
воздухопровОд
ворвалАсь
воспринялА
воспроизведЕние
воссоздалА
вручИт
втрИдорога
Г
газирОванный
гЕнезис
гЕрбовый
газопровОд
гастронОмия
гегемОния
гипОтеза
гналА
гналАсь
гомеопАтия
гофрировАть
граждАнство
граждАнство
Д
дОверху
дОгмат
дОнизу
дОсуха
дОсыта
давнИшний
дефИс
дефИс
диалОг
диспансЕр
диспансЕр
добелА
добралА
добралАсь
довезЁнный
договОр
договорЁнность
дождалАсь
дозИровать
дозвонИтся
дозвонЯтся
докраснА
докумЕнт
докумЕнт
донЕльзя
долбИт
досУг
досУг
дотрОнуться
дремОта
Е
евАнгелие
еретИк
Ж
жалюзИ
жалюзИ, ср.р.и мн.ч.
ждалА
З
зАгнутый
зАгодя
зАгодя
зАнял
зАняло
зАнятый
зАсветло
зАтемно
завИдно
завИдно
завсегдАтай
задОлго
закУпорив
закУпорить
закУпорить
занялА
занятА
запАдина
запертА
запломбировАть
заселЁн
звалА
звонИм
звонИт
звонИшь
зимОвщик
злОба
знАмение
знАчимость
знАчимый
И
Издавна
Иконопись
Иксы
Искоса
Искра знания и искрА зажигания
Исстари
Исстари
игУмен
идеОлог
иерОглиф
изОгнутый
избалОванный
избаловАть
издрЕвле
изобретЕние
импЕрский
инАче
инсУльт
инстИнкт
исключИт
искривИться
исчЕрпать
К
кАмбала
кАшлянуть
кОнусы,кОнусов
кУхонный
кУхонный
каталОг
каталОг
каучУк
квартАл
квартАл
кедрОвый
киломЕтр
киломЕтр
кладовАя
клАла
клЕить
клЕить
коклЮш
корЫсть
корЫсть
кормЯщий
крАлась
крАны
красИвее
красИвейший
кремЕнь
кремЕнь
кренИтся
крепИтся
кровоточАщий
Л
лЕкторы,лЕкторов род.п. мн.ч.
лгалА
лилА
лилАсь
ловкА
ломОта
ломОть
лубОчный
М
мАркЕтинг (допустимы оба ударения)
мЕльком
мЕстностей род.п. мн.ч
магазИн
мастерскИ
медикамЕнты
метонИмия
мозаИчный
молОх
молЯщий
монолОг
мусоропровОд
мусоропровОд
Н
нАвзничь
нАискось
нАчал
нАчали
нАчатые-убрать
нАчатый
нЕдруг
нЕнависть
нЕнецкий
нОвости,новостЕй
нОгтя, род.п ед.ч.
наОтмашь
навЕрх
навралА
наговОр
надОлго
наделИт
надорвалАсь
нажИвший
нажИлся-убрать
нажитА
назвалАсь
назлО
накренИт
налИвший
налилА
налитА
намЕрение
намЕрение
нанЯвшийся
нарОст
нарОст
нарвалА
насорИт
начАв
начАвший
начАвшись
начАть
начАть
началА
недУг
незадОлго
некролОг
некролОг
ненадОлго
ненадОлго
несказАнно
нефтепровОд
низИна
низведЁн
новоприбЫвший
О
обеспЕчение
обеспЕчение
обетовАнный
обзвонИт
облегчИт
облегчИть
облегчИть
облилАсь
обнаружЕние
обнялАсь
обогналА
ободрЁн
ободрЁнный
ободрИть
ободрИть
ободрИшься
ободралА
ободренА
обострЁнный
обострИть
объезднОй
одОбренный
одолжИт
ожилА
озвУчение
озлОбить
озлОбленный
ознакОмленный
оклЕить
окружИт
опОшлят
оперИться
опломбировАть
определЁн
оптОвый
оптОвый
освЕдомить
освЕдомиться, освЕдомишься
осведомлЁнный
остриЁ
осужденА
отбылА
отдАв
отдалА
откУпорил
откУпорить
отключЁнный
отозвалА
отозвалАсь
оторвалА
Отрочество
П
пАсквиль
пЕтля
пОнял,
пОручни
пОстриг
пУстошь
пУстынь
партЕр
патриАрхия
перезвонИт
перекрОенный
перелилА
переслАла
петлЯ
пиццерИя
плЕсневеть
платО
плодоносИть
пломбировАть
поИмка
повторЁнный
повторИт
пОгнутый
поделЁнный
подзаголОвок
подОшва
поднЯв
подрОстковый
подчистУю
позвалА
позвонИт, позвонИшь
поискОвый
полилА
положИл
положИть
полтергЕйст
понЯв
понЯвший
понялА
портфЕль
послАла
прИбыл
прИбыло
прИкус
прИнял
прИняли
прИнятый
приручЁнный
предвосхИтить
премировАть
прибЫв
прибылА
приговОр
придАное
призЫв
принУдить
принУдить
принЯть
приручЁнный
прогИб
прожИвший
прозорлИва
проторЁнный
процЕнт
процЕнт
псевдонИм
пулОвер
пургА
Р
рАджа
рАпорт
рОвненько
рОзги
развитОй
ракУшка
рвалА
С
сЕтчатый
сОгнутый
сОгнутый
сОздало
сабО
свЁкла
свЁкла
сверлИт
сверлИшь
сегмЕнт
сирОты
слИвовый
снялА
снятА
созЫв
созЫв
создАвший
создАл
создалА
создалА
созданА
сорИт
сосредотОчение
срЕдства,им.п.мн.ч.
срЕдствами
стАтуя
стенА. Во множественном – стЕны. В творительном падеже – со стенОй и со стЕнами.
столЯр
Т
тАинство
тОртов
тОрты
тОтчас
тУфля
табУ
тамОжня
танцОвщица
твОрОг (двойное ударение)
тигрОвый
толИка
тошнотА
трУбчатый
У
убралА
убыстрИть
углубИть
углубИть
уговОр
узаконЕние
украИнский
укрепИт
умЕрший
Ф
факсИмиле
фенОмен (необычное явление)
феномЕн (выдающийся человек)
фетИш
Х
Ц
цЕнтнер
цемЕнт
Ч
чЕрпать
Ш
шАрфы
Щ
щЁлкать
щИколотка
щавЕль
щемИт
Э
экспЕрт
Экскурс
электропрОвод (провод=проволока – прОвод, а то, что провод=проводит какое-либо вещество – провОд)
Я
языкОвая колбаса, языковАя система
Практика ВПР: решать 5 задание ВПР по русскому языку 2020 в 7 классе.
Формулировка задания 5. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Вариант 1. Задание 5
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Балуясь, создан, путепровод, намерение.
Вариант 2. Задание 5
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Балуясь, добела, собрала, углублена.
Вариант 3. Задание 5
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Досуха, начата, приняв, созвала.
Вариант 4. Задание 5
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Досыта, приняла, понявший, черпая.
Вариант 5. Задание 5
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Начала (петь), избалованный, принята, сослепу.
Вариант 6. Задание 5
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Взяла, надолго, каталог, заселена (деревня).
Вариант 7. Задание 5
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Облегчив, подолгу, прибыла, доверху.
Вариант 8. Задание 5
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Нанесена, поняла, красивейший, расположив.
Вариант 9. Задание 5
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Добела, прибыл, понятый, привезена.
Вариант 10. Задание 5
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Донельзя, переведена, положила, удобнее.
Вариант 11. Задание 5
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Прибывший, газопровод, красивее, премировать
Вариант 12. Задание 5
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Жила (по соседству), красивее, позвонив, снята.
Вариант 13. Задание 5
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Досуха, торты, удобнее, нефтепровод.
Вариант 14. Задание 5
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Создан, смолоду, избалованный, красивее.
Вариант 15. Задание 5
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Добыча, начатый, прибыл, красивее.
Вариант 16. Задание 5
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Добела, начатый, звонит, бензопровод
Вариант 17. Задание 5
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Баловать, километр, понятый, черпать.
Вариант 18. Задание 5
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Звонит, нанесена, балуясь, торты.
Вариант 19. Задание 5
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Балуясь, добела, столяр, премировать.
Вариант 20. Задание 5
Поставьте знак ударения в следующих словах.
Движимый, звонит, сослепу, черпая.
- Решать демоверсию ВПР для 7 класса
- Практика ВПР-7 по заданиям