Прочтите отрывок из манифеста.
«Начальнику Штаба.
В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, всё будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России сочли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственною думою, признали мы за благо отречься от престола государства Российского и сложить с себя верховную власть. Не желая расстаться с любимым сыном нашим, мы передаём наследие наше брату нашему великому князю Михаилу Александровичу и благословляем его на вступление на престол государства Российского. Заповедуем брату нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях, на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу…»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке верные суждения.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Среди союзников, упомянутых в отрывке, была Англия.
2) Имя сына, упомянутого в отрывке, – Алексей.
3) Автор манифеста пишет о том, что он не верит в победу России в войне.
4) Автор манифеста отмечает, что его решение поддержано Государственной думой.
5) Великий князь Михаил Александрович, упомянутый в отрывке, был российским императором более года.
6) Данный манифест был написан в ходе Гражданской войны в России.
ТЕКСТ ОТРЕЧЕНИЯ НИКОЛАЯ II
Ставка.
НАЧАЛЬНИКУ ШТАБА.
В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, все будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России, почли Мы долгом совести облегчить народу Нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственной Думой признали Мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с Себя Верховную власть. Не желая расстаться с любимым Сыном Нашим, Мы передаем наследие Наше Брату Нашему Великому Князю Михаилу Александровичу и благословляем Его на вступление на Престол Государства Российского. Заповедуем Брату Нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях, на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу. Во имя горячо любимой родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед Ним, повиновением Царю в тяжелую минуту всенародных испытаний и помочь Ему, вместе с представителями народа, вывести Государство Российское на путь победы, благоденствия и славы. Да поможет Господь Бог России.
Г. Псков
2 марта 15 час. 5 мин. 1917 г.
Николай
Министр Императорского Двора Генерал-адъютант граф Фредерикс.
[Собрание Узаконений и Распоряжений Правительства, издаваемое при Правительствующем Сенате. 6 марта 1917 г. №54. Отдел Первый. Ст. 344. Об отречении Государя Императора Николая II от Престола Государства Российского и о сложении с Себя Верховной Власти. — Текст опубликован под названием «Манифест», хотя не соответствовал ему по форме.]
———————————— + ————————————
назад вверх дальше
——————— + ———————
ОГЛАВЛЕНИЕ
——— + ———
КНИГИ
В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, всё будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России сочли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственною думою, признали мы за благо отречься от престола государства Российского и сложить с себя верховную власть. Не желая расстаться с любимым сыном нашим, мы передаём наследие наше брату нашему великому князю Михаилу Александровичу и благословляем его на вступление на престол государства Российского. Заповедуем брату нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях, на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу…»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных суждения.
Цифры укажите в порядке возрастания.
1) Среди союзников, упомянутых в отрывке, была Англия.
2) Имя сына, упомянутого в отрывке, – Алексей.
3) Автор манифеста пишет о том, что он не верит в победу России в войне.
4) Автор манифеста отмечает, что его решение поддержано Государственной думой.
5) Великий князь Михаил Александрович, упомянутый в отрывке, был российским императором более года.
6) Данный манифест был написан в ходе Гражданской войны в России.
Опрос: Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведённом списке три верных
1) Среди союзников, упомянутых в отрывке, была Англия.
2) Имя сына, упомянутого в отрывке, – Алексей.
3) Автор манифеста пишет о том, что он не верит в победу России в войне.
4) Автор манифеста отмечает, что его решение поддержано Государственной думой.
5) Великий князь Михаил Александрович, упомянутый в отрывке, был российским императором более года.
6) Данный манифест был написан в ходе Гражданской войны в России.
ЕГЭ по истории 2018. Часть I
Задание 1
Расположите в хронологической последовательности исторические события. Запишите цифры, которыми обозначены исторические события, в правильной последовательности.
1) Чесменское сражение 2) создание Устава Владимира Мономаха 3) убийство наследника австро-венгерского престола эрцгерцога Франца Фердинанда
Ответ: 2 1 3
Комментарий: Создание Устава Владимира Мономаха относится к XII веку. Убийство наследника австро-венгерского престола, эрцгерцога Франца Фердинанда, произошло в 1914 году. Особое внимание при подготовке стоит уделить изучению русско-турецкой войны, во время которой в 1770 году состоялось Чесменское сражение (нужно знать не только даты, но и главнокомандующих, а также другие характеристики событий).
Задание 2
Установите соответствие между событиями и годами: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ | ГОДЫ |
А) гибель Лжедмитрия I Б) начало денежной реформы Г.Я. Сокольникова В) начало денежной реформы Е.Ф. Канкрина Г) крещение Руси |
1) 988 г. 2) 1036 г. 3) 1606 г. 4) 1839 г. 5) 1922 г. 6) 1961 г. |
Ответ: А-3 Б-5 В-4 Г-1
Комментарий: Начало денежной реформы Г.Я. Сокольникова характеризуется введением золотого червонца в эпоху НЭПа. Е.Ф. Канкрин занимался финансами ранее, он был знаменитым министром при Николае I. Гибель Лжедмитрия относится к Смутному времени. Важно учесть, что недавно периодизация Смутного времени была изменена. Раньше термин подразумевал междинастический периоду между правлением династии Рюриковичей и приходом к власти Романовых. Теперь, по историко-культурному стандарту, периодизация Смутного времени: 1604-1618 годы, от нападения Лжедмитрия I до подписания Деулинского перемирия с Польшей.
Задание 3
Ниже приведен список терминов (названий). Все они, за исключением двух, относятся к событиям (явлениям) истории России периода 1985–1991 гг.
1) референдум; 2) «новоогаревский процесс»; 3) Национальные проекты; 4) дефолт; 5) гласность; 6) выборы на альтернативной основе.
Ответ: 4 3
Комментарий: Правильные варианты ответов не имеют отношения к Перестройке. Дефолт (несостоятельность государства рассчитываться по своим государственным долгам) относится к 1998 году. Национальные проекты тоже появились в России позже, в начале XXI века.
История. Наглядный справочник для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ.
Справочник по истории поможет в предельно быстрые сроки подготовиться к урокам, ОГЭ и ЕГЭ! Благодаря последовательному, систематизированному и наглядному изложению материала можно усвоить даже самые сложные и трудные для понимания темы. Также приводятся тренировочные задания с ответами и пояснениями, с помощью которых можно сразу же оценить уровень своих знаний. Справочник содержит теоретические сведения за весь школьный курс истории, а также практические задания с ответами и пояснениями. Весь материал изложен в наглядной и доступной форме, что способствует быстрому усвоению большого количества информации. Издание окажет помощь старшеклассникам при подготовке к ОГЭ и ЕГЭ, урокам, различным формам текущего и промежуточного контроля.
Купить
Задание 4
Запишите исторический термин, о котором идет речь.
В Российском государстве в XVI – начале XVIII в. служилые люди, составлявшие постоянное войско; пехота, вооруженная огнестрельным оружием.
Ответ: Стрельцы
Комментарий: Стрелецкое войско было создано в XVI веке при Иване Грозном и разогнано в начале XVIII века из-за стрелецких бунтов.
Задание 5
Установите соответствие между процессами (явлениями, событиями) и фактами, относящимися к этим процессам (явлениям, событиям): к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПРОЦЕССЫ (ЯВЛЕНИЯ, СОБЫТИЯ) | ФАКТЫ |
А) Смоленская война Б) русско-турецкая война 1877–1878 гг. В) Батыево нашествие на Русь Г) Курская битва |
1) сражение под Прохоровкой 2) бои за Зееловские высоты 3) заключение Поляновского мира 4) осада Плевны 5) битва на реке Сити 6) заключение Брестского мира |
Ответ: А-3 Б-4 В-5 Г-1
Комментарий: В период 1632-1634 гг. шла русско-польская (Смоленская) война, в результате которой был заключен Поляновский мир. Русско-турецкая война известна осадой Плевны (а также Шипкинским перевалом, городом Тырновом и Сан-Стефанским мирным договором). При нашествии Батыя на Русь состоялась битва на реке Сити (1238 г.). Курская битва знаменита танковым сражением под Прохоровкой.
Задание 6
Установите соответствие между фрагментами исторических источников и их краткими характеристиками: к каждому фрагменту, обозначенному буквой, подберите по две соответствующие характеристики, обозначенные цифрами.
ФРАГМЕНТЫ ИСТОЧНИКОВ | |
А |
«Сохраняя неприкосновенным основной закон Российской империи о существе самодержавной власти, признали мы за благо учредить Государственную думу и утвердили положение о выборах в Думу, распространив силу сих законов на всё пространство Империи, с теми лишь изменениями, кои будут признаны нужными для некоторых, находящихся в особых условиях, ее окраин.
О порядке участия в Государственной думе выборных от Великого княжества Финляндского по вопросам общих для Империи и сего края узаконений будет нами указано особо. Вместе с сим повелели мы министру внутренних дел безотлагательно представить нам к утверждению правила о приведении в действие положения о выборах в Государственную думу, с таким расчетом, чтобы члены от 50 губерний и области войска донского могли явиться в Думу не позднее половины января…» |
Б |
«Коренные государственные законы определяют состав Совета, существо и главные формы его действия.
I. В порядке государственных установлений Совет является учреждением, в коем все действия порядка законодательного, судебного и исполнительного соединяются и через него восходят к державной власти и от неё изливаются. II. Посему все законы, уставы и учреждения в первых их начертаниях… рассматриваются в Государственном совете… IV. Совет составляется из особ, Высочайшею доверенностью в сословие сие призванных» |
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) Данный документ был издан в период правления Николая II.
2) Орган власти, упомянутый в данном отрывке, существовал в Российской империи более 100 лет.
3) Данный документ был издан в период правления Александра II.
4) Современником издания данного документа был П.Н. Милюков.
5) Данный документ был издан в период правления Александра I.
6) В отрывке упомянута территория, вошедшая в состав России в 1720-х гг.
Ответ:
Фрагмент А: 1 4
Фрагмент Б: 2 5
Комментарий: В тексте «А» речь идет о порядке участия в Государственной думе представителей Великого княжества Финляндского. Для поиска правильных ответов нужно вспомнить, что оно собой представляло. Финляндия была присоединена к Российской империи в 1809 году, в результате русско-шведской войны. Государственная дума появилась в начале XX века при Николае II. Современником представленного документа был П.Н. Милюков, знаменитый лидер партии кадетов. В тексте «Б» речь идет об учреждении Государственного совета – подобрать характеристики можно методом исключения.
ЕГЭ-2018. История (60х84/8) 30 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к единому государственному экзамену
Пособие предназначается для выпускников средней школы и абитуриентов. Оно содержит практические тренировочные материалы, обеспечивающие качественную подготовку к единому государственному экзамену по истории. Пособие включает 30 вариантов экзаменационных работ, составленных в соответствии с требованиями ЕГЭ. 750 заданий всех типов и уровней сложности предоставляют отличную возможность для овладения умениями и навыками, необходимыми для успешного прохождения итоговой аттестации.
Купить
Задание 7
Что из перечисленного относится к характерным чертам социально-экономического развития России в первой половине XIX в.?
1) массовый выход крестьян из общины на отруба и хутора 2) введение в обращение первых бумажных денежных знаков 3) появление категории обязанных крестьян 4) начало железнодорожного строительства 5) появление первых монополистических объединений в промышленности 6) широкое распространение отходничества
Ответ: 3 4 6
Комментарий: Появление категории обязанных крестьян связано с подписанием указа об обязанных крестьянах в 1842 году. Широкое распространение отходничества также относится к первой половине XIX века. А вот массовый выход крестьян из общины на отруба и хутора произошел позже, в связи со столыпинской реформой.
Задание 8
Заполните пропуски в данных предложениях, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого предложения, обозначенного буквой и содержащего пропуск, выберите номер нужного элемента.
А) В августе 1943 г. началось проведение партизанской операции ________. Б) Создателем «летающего танка» – самого массового самолета СССР в годы Великой Отечественной войны – был ________. В) Киев был освобожден от фашистов в ________ 1943 г.
Пропущенные элементы: 1) «Рельсовая война» 2) С.В. Ильюшин 3) «Уран» 4) ноябрь 5) М.И. Кошкин 6) февраль
Ответ: А-1 Б-2 В-4
Комментарий: При ответе нужно вспомнить, что М.И. Кошкин разрабатывал танки.
Задание 9
Установите соответствие между событиями (явлениями, процессами) и их участниками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
СОБЫТИЯ (ЯВЛЕНИЯ, ПРОЦЕССЫ) | УЧАСТНИКИ |
А) междоусобная война в Московском княжестве во второй четверти XV в. Б) Северная война В) ограничение местничества Г) усиление идеологического контроля после Великой Отечественной войны |
1) А.Д. Меншиков 2) Василий Косой 3) Иван IV 4) А.А. Жданов 5) Марина Мнишек 6) Л.Д. Троцкий |
Ответ: А-2 Б-1 В-3 Г-4
Комментарий: Междусобная война в Московской Руси (1425-1453 гг.) за великое княжение развернулась между потомками Дмитрия Донского князем Московским Василием II Тёмным и его дядей, князем звенигородским и галичским Юрием Дмитриевичем и его сыновьями Василием Косым и Дмитрием Шемякой в 1425—1453 годах. Великокняжеский престол несколько раз переходил из рук в руки. Северная война (1700-1721 гг.) между Швецией и коалицией северо-европейских государств за обладание прибалтийскими землями и закончившаяся поражением Швеции. С окончанием войны в Европе возникла новая империя — Российская, имеющая выход в Балтийское море и обладающая мощной армией и флотом. Царские указы Ивана IV Грозного о местничестве 1549-1550 годах предусматривали возможность назначения в помощники главнокомандующему наиболее сведущих и одаренных воевод, не обладающих достаточной знатностью. Принцип назначения на высший пост не отменялся, и закон вовсе не обязывал главного воеводу следовать советам своего заместителя. Надежды на демократизацию жизни затронули широкие слои послевоенного советского общества. Партийной номенклатуре требовалось вернуть контроль над страной, включая контроль идеологический. Потому усиление идеологического пресса было вполне логичным.
ЕГЭ. История. Большой сборник тематических заданий для подготовки к единому государственному экзамену
Вниманию школьников и абитуриентов предлагается новое пособие для подготовки к единому государственному экзамену по истории. 750 тематических тренировочных заданий сгруппированы в 25 блоков по видам проверяемых на экзамене умений и способов действий. Последовательность блоков соответствует последовательности заданий в варианте КИМ. Каждый блок содержит 30 заданий одного типа и уровня сложности. Такая структура позволяет акцентировать внимание на технологии работы с каждым типом заданий и получить стойкие навыки грамотного и быстрого их выполнения. В конце книги даны ответы для самопроверки за все задания части 1 и основное содержание ответов и критерии оценивания заданий части 2. Материалы пособия окажут эффективную помощь при подготовке к экзамену. Они могут быть использованы преподавателями образовательных организаций для уроков повторения и обобщения учебного материала по курсу истории с древнейших времен до наших дней.
Купить
Задание 10
Прочтите отрывок из воспоминаний советского военачальника и напишите название страны, об итогах конфликта с которой идет речь.
«В марте 1940 года состоялось заседание Политбюро ЦК ВКП(б), которое имело большое значение для развития наших вооруженных сил. На заседании рассматривались итоги войны…
В чем заключалась суть требований, предъявленных нашим вооруженным силам партией и правительством?
Учитывая итоги… конфликта, а самое главное, характер боевых действий начавшейся мировой войны, перед войсками была поставлена – остро и во всем объеме – задача учить сегодня тому, что завтра будет нужно на войне. Началась реорганизация всех видов вооруженных сил и родов войск, серьезные меры были приняты для укрепления единоначалия, порядка и дисциплины в войсках».
Ответ: Финляндия
Комментарий: Как правило, под номером 10 в ЕГЭ по истории представлено сложное задание, требующее точности. В данном случае подсказкой является дата «март 1940 года», указывающая на советско-финскую войну.
Задание 11
Заполните пустые ячейки таблицы, используя приведенный ниже список пропущенных элементов: для каждого пропуска, обозначенного буквой, выберите номер нужного элемента.
Век | Событие истории России | Событие истории зарубежных стран |
XV в. | _______________(А) | Открытие Америки Х. Колумбом |
___________(Б) | Присоединение Крыма к Российской империи | _______________(В) |
___________(Г) | Издание Новоторгового устава | Казнь английского короля Карла I |
XIX в. | _______________(Д) | _______________(Е) |
Пропущенные элементы:
1) XVII в.
2) издание «Чугунного устава»
3) провозглашение доктрины Монро в США
4) разгром Англией Непобедимой армады
5) XVIII в.
6) присоединение Новгорода к Московскому государству
7) принятие Декларации прав человека и гражданина во Франции
«Кровавое воскресенье» 9) XVI в.
Ответ: А-6 Б-5 В-7 Г-1 Д-2 Е-3
Комментарий: Пункт «Провозглашение доктрины Монро в США» может вызвать затруднения. Суть принятия доктрины Монро заключалась в том, что США объявили оба континента Америки зоной, закрытой для вмешательства европейских держав.
Задание 12
Прочтите отрывок из манифеста.
«Начальнику Штаба. В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, все будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России сочли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственною думою, признали мы за благо отречься от престола государства Российского и сложить с себя верховную власть. Не желая расстаться с любимым сыном нашим, мы передаем наследие наше брату нашему великому князю Михаилу Александровичу и благословляем его на вступление на престол государства Российского. Заповедуем брату нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях, на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу…»
Используя отрывок и знания по истории, выберите в приведенном списке три верных суждения.
1) Среди союзников, упомянутых в отрывке, была Англия.
2) Имя сына, упомянутого в отрывке, – Алексей.
3) Автор манифеста пишет о том, что он не верит в победу России в войне.
4) Автор манифеста отмечает, что его решение поддержано Государственной думой.
5) Великий князь Михаил Александрович, упомянутый в отрывке, был российским императором более года.
6) Данный манифест был написан в ходе Гражданской войны в России.
Ответ: 1 2 4
Комментарий: Сложное задание. При чтении подобных текстов самое главное – отыскать термины, позволяющие датировать период. В данном случае фраза «в согласии с Государственною думою» указывает на короткий промежуток времени от момента создания Государственной думы до ее ликвидации в 1917 году. Вариант ответа под номером 1 можно выбрать методом исключения.
ЕГЭ. История. Универсальный справочник
Справочник содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым ЕГЭ по истории. После каждого раздела приводятся разноуровневые задания в форме ЕГЭ. Для итогового контроля знаний в конце справочника даются тренировочные варианты, соответствующие. Учащимся не придется искать дополнительную информацию в интернете и покупать другие пособия. В данном справочнике они найдут все необходимое для самостоятельной и эффективной подготовки к экзамену. Справочник адресован учащимся старших классов для подготовки к ЕГЭ по истории. Пособие содержит подробный теоретический материал по всем темам, проверяемым экзаменом. После каждого раздела даются примеры заданий ЕГЭ и тренировочный тест. Для итогового контроля знаний в конце справочника приводятся тренировочные варианты, соответствующие ЕГЭ по истории. Ко всем заданиям приводятся ответы. Издание будет полезно учителям истории, родителям для эффективной подготовки учащихся к ЕГЭ.
Купить
Задание 13
Заполните пропуск в предложении: «Город, обозначенный на схеме цифрой «2», вошел в состав Российского государства в ____________ веке
Ответ: XVII
Комментарий: Задания 14, 15 и 16 требуют анализа исторической карты. В данном случае речь идет о Киеве.
Задание 14
Укажите название города-крепости, обозначенного на схеме цифрой «1».
Ответ: Азов
Комментарий: Простое задание. Азов завоевали в ходе Азовских походов 1695-1696 гг.
Задание 15
Заполните пропуск в предложении: «Указом императрицы Екатерины II река, обозначенная на схеме цифрой «5», была переименована в _______________».
Ответ: Урал
Комментарий: При ответе нужно вспомнить, что река Яик была переименована в Урал из-за Пугачевского восстания.
ЕГЭ-2018. История. Тренировочные задания
Пособие содержит тренировочные варианты, полностью соответствующие структуре экзаменационной работы и составленные с учетом всех требований ЕГЭ. Каждый вариант включает задания разных типов и уровня сложности. Приводится инструкция по выполнению экзаменационной работы, бланки ответов. В процессе работы с книгой учащиеся могут ознакомиться со структурой теста, выполнить его с учетом реального времени, потренироваться в заполнении бланков, а также оценить свой уровень готовности к ЕГЭ. В конце пособия даны ответы на все задания и критерии оценивания
Купить
Задание 16
Какие суждения, относящиеся к исторической ситуации, обозначенной на схеме, являются верными? Выберите три суждения из шести предложенных.
1) Район производства льна на продажу обозначен на схеме горизонтальной штриховкой . 2) Основной хозяйственной специализацией района, обозначенного на схеме точками, являлось производство хлеба на продажу. 3) Город, обозначенный на схеме цифрой «6», был центром железоделательного производства. 4) Одной из причин восстания монахов монастыря, обозначенного на схеме цифрой «4», явилось недовольство церковной реформой патриарха Никона. 5) На схеме обозначен и подписан город, где в конце XVII в. по инициативе Петра I было начато строительство первого в истории России регулярного военно-морского флота. 6) Цифрой «3» на схеме обозначена Ирбитская ярмарка.
Ответ: 3 4 5
Комментарий: Выращивать лен на Крайнем Севере было бы затруднительно, что исключает вариант ответа 1. Железоделательные заводы города Тулы, обозначенной цифрой 6, были всегда известны. Под цифрой 4 обозначен Соловецкий монастырь, монахи которого действительно были недовольны церковной реформой патриарха Никона.
Задание 17
Установите соответствие между памятниками культуры и их краткими характеристиками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ПАМЯТНИКИ КУЛЬТУРЫ | ХАРАКТЕРИСТИКИ |
А) Десятинная церковь в Киеве Б) монумент «Воин-освободитель» в берлинском Трептов-парке В) Архангельский собор Московского Кремля Г) памятник «Тысячелетие России» |
1) Автор – Е.В. Вучетич. 2) Автор – Алевиз Новый. 3) Начало строительства относится ко времени княжения в Киеве Владимира Мономаха. 4) Автор – М.О. Микешин. 5) Данный памятник культуры был разрушен в XIII в. 6) Автор – В.И. Мухина. |
Ответ: А-5 Б-1 В-2 Г-4
Комментарий: Несложное задание. Для выполнения нужно знать, что Алевиз Новый являлся итальянским архитектором, работавшим в России в конце XV-начале XVI века, а памятник «Тысячелетие России» был создан в 1862 году, в память о призвании Рюрика.
Задание 18
Какие суждения о данном изображении являются верными? Выберите два суждения из пяти предложенных.
1) Данный конверт выпущен в период руководства страной М.С. Горбачева. 2) Собор, изображенный на конверте, является усыпальницей династии московских князей и царей. 3) Участником события, которому посвящено изображение на конверте, был Борис Годунов. 4) При строительстве собора, изображенного на конверте, были заимствованы черты владимирской архитектуры. 5) Собор, изображенный на конверте, был построен в XVI в.
Ответ: 3 4
Комментарий: Представленный Успенский собор копирует Владимирский успенский собор, построенный в XII веке, что подчеркивает его отношение к владимирской архитектуре. Выполнять задание можно используя метод исключения. Так, например, нужно учесть, что усыпальницей династии московских князей и царей являлся Архангельский собор.
История. Справочник школьника
Особая структура справочника позволит в краткие сроки повторить или обобщить колоссальный объем школьной программы по истории за 5-11 классы. По каждому разделу приводится перечень исторических понятий, ключевых дат, сведения по всем историческим периодам, а также же вопросы и типовые задания ОГЭ и ЕГЭ с ответами. Вся информация изложена доступно и понятно. Теперь подготовиться к урокам истории и экзаменам будет легко! Справочник содержит сведения по всем темам, проверяемым на ОГЭ и ЕГЭ по истории. По каждому разделу приводятся основные понятия, ключевые даты и события, сведения об исторических деятелях, доступное изложение школьного курса, наглядные схемы и информативные таблицы, а также вопросы и типовые задания ОГЭ и ЕГЭ с ответами. В конце расположен предметный указатель для удобного поиска информации. Справочник поможет актуализировать знания для успешной сдачи экзаменов, а также подготовиться к текущему контролю в процессе изучения истории на уроках. Издание предназначено для учащихся 5—11 классов и учителей.
Купить
Задание 19
Какие из представленных зданий находятся в том же городе, где расположен собор, изображенный на конверте?
Ответ: 1 3
Комментарий: Подсказка в том, что здание должно находиться в Москве, как и Успенский собор. На первом изображении представлена Церковь Вознесения, расположенная в Коломенском. На изображении 3 – храм Василия Блаженного, построенный в XVI веке в честь завоевания Казани. Некоторые выпускники путают питерский Исаакиевский собор (изображение 2) с Храмом Христа Спасителя. Важно запомнить их основное отличие: наличие у Исаакиевского собора колонн и фронтона, характерных черт классицизма. На изображении 4 представлена Церковь Покрова на Нерли, построенная в 1158 году рядом с городом Владимир.
Часть II
Текст:
Из послания монарха:
«Наши полномочные послы… прибыли к тебе с нашей верительной грамотой, в которой мы просили тебя доверять их словам, сказанным от нашего имени. Ты пишешь, что они объявили тебе, что пришли со всеми необходимыми полномочиями, чтобы заключить христианский мир; но, когда ты им позволил вести переговоры с панами твоей рады, они потребовали сохранения за нами четырех замков в Ливонской земле: Нейгаузен, Нейшлос, Неймюль и Ругодива, да еще прибавили к этому города, которые в прошлом году с помощью Божьей перешли в твои руки; за это они, по твоим словам, должны были быть отправлены назад, не окончив переговоров. А затем они попросили, чтобы ты дозволил им послать к нам за полномочиями о всех объявленных тобою условиях мира и дружбы, и ты разрешил им это… Тех же твоих купцов, которые без всякой вины задержаны в нашей земле, ты просишь добровольно выпустить со всем их имуществом и тем самым дать тебе доказательство нашей склонности и готовности к дружбе.
Твои же паны, как сообщают наши послы… говорили им от твоего имени, что ты с нами помиришься, только если мы уступим тебе всю Ливонскую землю до последней пяди, что Велиж, Усвят и Озерище – все это уже у тебя… и что мы должны разрушить город Себеж да еще уплатить тебе четыреста тысяч золотых червонцев за твой убыток, что ты снаряжался, отправляясь воевать наши земли. Мы никогда еще не встречали такой самоуверенности и недоумеваем: ведь нынче ты собираешься мириться, а твоя рада предъявляет такие безмерные требования – чего же они потребуют, прервав мирные переговоры?»
Задание 20
Назовите монарха – автора данного послания. Назовите монарха – адресата данного послания. Укажите с точностью до половины века время, когда было написано данное послание.
Ответ: Иван IV Грозный, Стефан Баторий, 1558-1583 гг.
Комментарий: Ключевые слова, важные для ответа: Ливонская земля (что намекает на Ливонскую войну), паны (обращение к полякам) и Велиж (был уступлен в ходе Ливонской войны). Формулировка задания указывает, что послание было написано, скорее всего, в середине века.
Смотрите также: «ЕГЭ по обществознанию: разбор досрочного варианта»
ЕГЭ. История. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ
В справочнике, адресованном выпускникам и абитуриентам, дан материал курса «История России», который проверяется на едином государственном экзамене. Структура книги соответствует современному кодификатору элементов содержания по предмету, на основе которого составлены экзаменационные задания – контрольно-измерительные материалы (КИМ) ЕГЭ. Справочник включает три раздела: «Древность и Средневековье», «Новое время», «Новейшая история», содержание которых представлено в форме структурно-логических схем и таблиц, позволяющих не только быстро запомнить обширный фактический материал, но и понять взаимосвязь между отдельными событиями явлениями, процессами. Образцы заданий и ответы к ним, завершающие каждый раздел, а также вариант проверочной работы в формате ЕГЭ помогут оценить уровень подготовки к экзамену. Пособие содержит словарь терминов и понятий, знание которых необходимо для успешной сдачи единого государственного экзамена.
Купить
Задание 21
Используя отрывок, укажите условия заключения мира, выдвинутые адресатом данного послания. (Приведите не менее трех положений.)
Ответ:
- «мы уступим тебе всю Ливонскую землю до последней пяди, что Велиж, Усвят и Озерище»
- «мы должны разрушить город Себеж»
- «уплатить тебе четыреста тысяч золотых червонцев»
Комментарий: Ответы расположены во второй половине текста.
Задание 22
Укажите любые три итога войны, о событиях которой упоминается в данном отрывке.
Ответ:
- Уступка Речи Посполитой Ливонской земли по Ям-Запольскому мирному договору, подписанному в 1582 году.
- Уступка Швеции прибалтийских земель (а именно крепостей Ям, Копорье, Орешек и Ивангород) по Плюсскому перемирию, заключенному в 1583 году.
- Социально-экономический кризис, последствия которого привели к смуте.
Комментарий: Для успешного прохождения ЕГЭ 2018 по истории нужно хорошо знать условия мирных договоров. В данном вопросе важны договоры, заключенные после Ливонской войны. Третий итог лучше подобрать глобальный.
Задание 23
В годы Гражданской войны большевикам противостояли значительные силы белогвардейцев и интервентов. Однако большевики одержали над ними победу. Укажите не менее трех причин этой победы. Ошибки белого движения указывать не надо.
Ответ:
- Красное движение было едино (с единым командованием, управлялось из единого центра, занимало две столицы и центральный промышленный округ).
- Основная масса населения перешла на сторону большевиков (большевики, в отличие от остальных, предлагали решить крестьянский и рабочий вопросы: провести национализацию земли, передав ее из рук помещиков в руки крестьянских хозяйств, а заводы передать рабочим).
- Красное движение имело мощную идеологическую основу, большевики представляли лозунги, которые объединяли людей.
- Большевики использовали связь белого движения с интервентами (говорили о том, что «белые» сотрудничают с иностранцами и продают свою родину).
Комментарий: Сложность этого задания в том, что нужно указать сильные стороны красного движения, не привязывая их к ошибкам белогвардейцев. Однако при выполнении все же можно вспомнить ошибки белого движения и переформулировать их в соответствии с условием задания.
ЕГЭ. История.
Все необходимые для сдачи ЕГЭ по истории сведения представлены в наглядных и доступных таблицах, после каждой темы – тренировочные задания для контроля знаний. С помощью этой книги учащиеся смогут в кратчайший срок повысить уровень своих знаний, за считанные дни до экзамена вспомнить все самые важные темы, потренироваться в выполнении заданий в формате ЕГЭ и стать более уверенным в своих силах. После повторения всех тем, представленных в пособии, долгожданные 100 баллов станут намного ближе! Пособие содержит теоретические сведения по всем темам, проверяемым на ЕГЭ по истории. После каждого раздела приводятся тренировочные задания разных типов с ответами. Наглядное и доступное изложение материала позволит быстро найти нужную информацию, устранить пробелы в знаниях и в кратчайшие сроки повторить большой объем информации. Издание окажет помощь старшеклассникам при подготовке к урокам, различным формам текущего и промежуточного контроля, а также для подготовки к экзаменам.
Купить
Задание 24
По историческим вопросам высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже приведена одна из противоречивых точек зрения. «Восстание декабристов в 1825 г. было заранее обречено на неудачу и поражение». Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть ее. При изложении аргументов обязательно используйте исторические факты.
Ответ:
Аргументы в подтверждение:
1) Декабристы действовали тайно и не привлекли на свою сторону широкие слои населения (народ не знал, за какие ценности борются декабристы, и те люди, которые пришли на площадь, в большинстве своем были зеваками).
2) Восстание было организовано не лучшим образом (руководитель восстания Сергей Трубецкой не явился на площадь в день событий; лишившись руководителя, восстание окончательно потеряло организованность).
Аргументы в опровержение:
1) XVIII век был эпохой дворцовых переворотов, и важную роль в них играли гвардейские полки, дворяне, которым удавалось совершать эти перевороты, навязывать свои условия монархам – таки образом, история доказывает, что восстание могло пройти удачно.
2) Для восстания было выбрано подходящее время: уникальный период между царствием, период политический нестабильности, политического и династического кризиса – поэтому восстание могло пройти успешно и практически бескровно.
Комментарий: Отвечая на вопрос, нужно понять объективные и субъективные причины, вспомнить обстоятельства событий, произошедших 14 декабря 1825 года. В подтверждающие аргументы также можно записать, что не лучшим образом была организована конспирация, Николай I был предупрежден о планируемом восстании (с вязи с этим он перенес присягу и к моменту прихода декабристов на площадь обладал всеми правами монарха).
Задание 25
Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:
1) 945–972 гг.; 2) март 1881 г. – октябрь 1894 г.; 3) июнь 1941 г. – ноябрь 1942 г.
В сочинении необходимо:
- указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
- назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);
В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).
- указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
- используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.
В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.
Комментарий: Приступая к сочинению, важно тщательно изучить критерии оценивания. В тексте лучше не вдаваться в описания, а указывать роли личностей, причинно-следственные связи. В последнем абзаце подвести итоги и обязательно выйти за верхнюю границу периода: показать как события периода, о котором шла речь, повлияли на дальнейшую историю России. Перед сдачей работы еще раз проверить, всем ли критериям соответствует сочинение.
Смотрите также: «ЕГЭ по обществознанию: разбор досрочного варианта»
ЕГЭ. История. Пошаговая подготовка
Все материалы школьного курса по истории четко структурированы и разделены на 36 логических блоков (недель). Изучение каждого блока рассчитано на 2-3 самостоятельных занятия в неделю в течение учебного года. Пособие содержит все необходимые теоретические сведения, задания для самоконтроля в виде схем и таблиц, а также в форме ЕГЭ, бланки и ответы. Уникальная структура пособия поможет структурировать подготовку к ЕГЭ и пошагово изучить все темы в течение всего учебного года. Издание содержит все темы школьного курса по истории, необходимые для сдачи ЕГЭ. Весь материал четко структурирован и разделен на 36 логических блоков (недель), включающих необходимые теоретические сведения, задания для самоконтроля в виде схем и таблиц, а также в форме ЕГЭ. Изучение каждого блока рассчитано на 2-3 самостоятельных занятия в неделю в течение учебного года. Кроме того, в пособии приводятся тренировочные варианты, цель которых – оценить уровень знаний. Данное пособие поможет организовать пошаговую подготовку учащихся старших классов к ЕГЭ по истории.
Купить
Начальнику Штаба
В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, все будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны, во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России, почли МЫ долгом совести облегчить народу НАШЕМУ тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и, в согласии с Государственною Думою признали МЫ за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с СЕБЯ Верховную власть. Не желая расстаться с любимым Сыном НАШИМ, МЫ передаем наследие НАШЕ Брату НАШЕМУ Великому Князю МИХАИЛУ АЛЕКСАНДРОВИЧУ и благословляем ЕГО на вступление на Престол Государства Российского. Заповедуем Брату НАШЕМУ править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях, на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу. Во имя горячо любимой родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего долга перед ним, повиновением Царю в тяжелую минуту всенародных испытаний и помочь ЕМУ, вместе с представителями народа, вывести Государство Российское на путь победы, благоденствия и силы. Да поможет Господь Бог России.
1. Какие чувства вызывает у Вас Манифест Николая II?
Мне становится больно за императора, вынужденного ради предотвращения распри отречься от престола, за царевича Алексея, который так и не стал царем, за всю Россию, которая не смогла заступиться за правду, за императора и повязла в братоубийственной войне. Мое презрение вызывают высшие сановники, в особенности, Родзянко, которые в трудную минуту не поддержали царя и толкнули страну к порогу гибели.
2. Почему многие историки и правоведы называют Манифест не имеющим юридической силы?(Сравните с Основными государственными законами 23 апреля 1906 г.).
Этот манифест был подписан вынужденно, в условиях, когда у Николая II не было возможности посоветоваться с близкими. Он подписывался в то время, когда поезд был остановлен солдатами, т. е. под угрозой насилия.
Документ 4
Статья А.А. Блока «Интеллигенция и революция». 1917 год[3]
«Почему дырявят древний собор? – Потому, что сто лет здесь ожиревший поп, икая, брал взятки и торговал водкой.
Почему гадят в любезных сердцу барских усадьбах? – Потому, что там насиловали и пороли девок: не у того барина, так у соседа.
Почему валят столетние парки? – Потому, что сто лет под их развесистыми липами и кленами господа показывали свою власть: тыкали в нос нищему – мошной, а дураку – образованностью. <…>
Замалчивать этого нет возможности; а все, однако, замалчивают.
Я не сомневаюсь ни в чьем личном благородстве, ни в чьей личной скорби; но ведь за прошлое – отвечаем мы? Мы – звенья единой цепи. Или на нас не лежат грехи отцов? – Если этого не чувствуют все, то это должны чувствовать «лучшие».
1. Долгое время в исторической науке, литературе и публицистике создавался романтизированный образ революции. По-вашему, что во взглядах на революцию должно быть приоритетно?
Историк, изучающий любое событие, должен обращать внимание на его последствия. Не является исключением и революция. Мы должны смотреть, какое количество человек погибло не только в результате военных действий, но и оказалось казнено по приговору суда; какое количество памятников культуры и истории было истреблено. Мы не должны забывать о том, что революция привела к массовым репрессиям, гонениям на церковь. Тысячи людей оказалось депортировано из страны. Революция принесла голод и разруху: самый известный пример – голод в Поволжье. Итак, исследуя революцию. Мы должны осознавать, к каким последствиям она привела, а не рассматривать ее в отрыве от исторического контекста.
2. Согласны ли Вы с тем, что разрушительные явления в ходе революции носили объективный характер?
Нет, я с этим ен согласна. Все истребление революционерами культурных ценностей, храмов, ничем не может оправдываться. Если революционеры утверждали, что они любят Россию, зачем тогда губили ее национальное достояние, ее гордость? То, что любишь, не будешь предавать попранию и надруганию. Действия революционеров – элементарное варварство, при котором рубят сук, на котором сидят.
ценностей, взрыв ненависти и жестокости?
Эксплуатация рабочего класса, аграрная проблема
Заполните таблицы
Таблица 1
Название органов власти | Должности | |||
Председатель | Нарком внутренних дел | Военный нарком | Нарком иностранных дел | |
Последнее царское правительство | М. В. Родзянко |
А. Протопопов | Беляев | |
Первое временное правительство | Г. Е. Львов |
Г. Е. Львов | А. И. Гучков | П. Н. Милюков |
Первое коалиционное правительство | Г. Е. Львов |
Г. Е. Львов | А. Ф. Керенский | М. И. Терещенко |
Второе коалиционное правительство | А. Ф. Керенский |
Н. Д. Авксентьев | А. Ф. Керенский | М. И. Терещенко |
Директория | А. Ф. Керенский |
А. И. Верховский | М. И. Терещенко | |
Третье коалиционное правительство | А. Ф. Керенский |
А. М. Никитин | А. И. Верховский | М. И. Терещенко |
Первое советское правительство | В. И. Ленин |
Троцкий |
Таблица 2
Дата | Событие |
23 февраля | Демонстрация женщин, требовавших возвращения мужчин с фронта |
27 февраля | Создание Временного исполнительного комитета во главе с М. В. Родзянко |
1 марта | Приказ №1 Петроградского Совета, согласно которому создавались выборные солдатские комитеты, отменялись традиционные формы армейской дисциплины |
2 марта | Отречение Николая II от престола |
5 мая | Соглашение о коалиционном правительстве |
3 – 24 июня | I Всероссийский съезд Советов рабочих и народных депутатов |
3 – 5 июля | Июльский кризис власти |
7 июля | 7 июля 1989 года на совещании глав государств и правительств стран участниц Варшавского договора в Бухаресте Михаил Сергеевич Горбачев подтвердил право всех социалистических стран на собственный путь развития. |
26 июля – 3 августа | 6 съезд РСДРП Сталин выступил с политическим отчётом ЦК, в котором подчеркнул, что в ходе Июльских событий большевики были «единственной партией, оставшейся с массами в их борьбе с контрреволюцией, и мы сделали всё, чтобы выйти с честью из создавшегося положения» |
12 – 15 августа | Созванное Временным правительством государственное совещание в Москве |
25 августа – 2 сентября | Выступление Л. Г. Корнилова |
1 сентября | Провозглашение республики |
14 – 22 сентября | Всероссийское демократическое совещание |
25 сентября | Создание третьего коалиционного правительства |
10 октября | В Московском Кремле создан Пушечный приказ |
24 – 26 октября | Октябрьская революция |
Таблица 3
Названия первых декретов советской власти | Дата принятия | Основные положения |
|
Рабочий лист 3
тесты
Укажите правильные ответы
1. Прогрессивный блок объединил …
а) социалистов-депутатов Думы;
б) две трети состава Думы, кроме радикалов;
в) всех противников Германии.
2. Михаил Александрович Романов …
а) отрекся от престола в пользу председателя Временного правительства;
б) считал, что вопрос о государственном управлении должно решать Учредительное собрание;
в) отрекся от престола в пользу сына Николая II Алексея.
3. Символизировал двоевластие, являясь одновременно и членом Временного правительства и одним из руководителей Петросовета, …
а) Н.С. Чхеидзе;
б) А.Ф. Керенский;
в) П.Н. Милюков.
4. Во все составы Временного правительства (с марта по октябрь) входил …
а) Г.Е. Львов;
б) В.И. Ленин;
Кардиналистский и ординалистский подходы Кардиналистский (количественный подход) к анализу полезности основан на представлении о возможности измерения различных благ в условных единицах полезности… |
Обзор компонентов Multisim Компоненты – это основа любой схемы, это все элементы, из которых она состоит. Multisim оперирует с двумя категориями… |
Композиция из абстрактных геометрических фигур Данная композиция состоит из линий, штриховки, абстрактных геометрических форм… |
Важнейшие способы обработки и анализа рядов динамики Не во всех случаях эмпирические данные рядов динамики позволяют определить тенденцию изменения явления во времени… |
В эволюции растений и животных. Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений Цель: выявить ароморфозы и идиоадаптации у растений. Оборудование: гербарные растения, чучела хордовых (рыб, земноводных, птиц, пресмыкающихся, млекопитающих), коллекции насекомых, влажные препараты паразитических червей, мох, хвощ, папоротник… Типовые примеры и методы их решения. Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно Пример 2.5.1. На вклад начисляются сложные проценты: а) ежегодно; б) ежеквартально; в) ежемесячно. Какова должна быть годовая номинальная процентная ставка… Выработка навыка зеркального письма (динамический стереотип) Цель работы: Проследить особенности образования любого навыка (динамического стереотипа) на примере выработки навыка зеркального письма… |
2 марта 1917 года. В правом нижнем углу карандашом подпись Николая II: Николай; в левом нижнем углу черными чернилами поверх карандаша заверительная надпись рукой Владимира Борисовича Фредерикса: министр императорского двора генерал-адъютант граф Фредерикс.
Документ. (wikipedia.org)
«В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны.
Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, все будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и в согласии с Государственной думою признали мы за благо отречься от престола государства Российского и сложить с себя верховную власть. Не желая расстаться с любимым сыном нашим, мы передаем наследие наше брату нашему великому князю Михаилу Александровичу и благословляем его на вступление на престол государства Российского. Заповедуем брату нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу. Во имя горячо любимой Родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед ним повиновением царю в тяжелую минуту всенародных испытаний и помочь ему вместе с представителями народа вывести государство Российское на путь победы, благоденствия и славы. Да поможет Господь Бог России».
Ставка
Начальнику Штаба.
В дни великой борьбы с внешним врагом, стремящимся почти три года поработить нашу Родину, Господу Богу угодно было ниспослать России новое тяжкое испытание. Начавшиеся внутренние народные волнения грозят бедственно отразиться на дальнейшем ведении упорной войны. Судьба России, честь геройской нашей армии, благо народа, всё будущее дорогого нашего Отечества требуют доведения войны во что бы то ни стало до победного конца. Жестокий враг напрягает последние силы, и уже близок час, когда доблестная армия наша совместно со славными нашими союзниками сможет окончательно сломить врага. В эти решительные дни в жизни России почли мы долгом совести облегчить народу нашему тесное единение и сплочение всех сил народных для скорейшего достижения победы и в согласии с Государственной Думою признали мы за благо отречься от Престола Государства Российского и сложить с себя Верховную власть. Не желая расстаться с любимым Сыном нашим, мы передаем наследие наше Брату нашему Великому Князю Михаилу Александровичу и благословляем Его на вступление на Престол Государства Российского. Заповедуем Брату нашему править делами государственными в полном и ненарушимом единении с представителями народа в законодательных учреждениях на тех началах, кои будут ими установлены, принеся в том ненарушимую присягу. Во имя горячо любимой Родины призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего святого долга перед Ним повиновением Царю в тяжелую минуту всенародных испытаний и помочь ЕМУ вместе с представителями народа вывести Государство Российское на путь победы, благоденствия и славы. Да поможет Господь Бог России.
г. Псков.
2 марта,
15 час. 5 мин.
1917 г.
Николай
См. также[править]
- Красное колесо
- Горбачёв. Отставка