События, которые поражали до глубины души, А. Фет запечатлевал в стихотворениях. Этот пласт его лирики поражает трогательными образами и особой атмосферой. К нему относится и стихотворение, разбор которого представлен в статье. Изучают его в 10 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «На заре ты её не буди» по плану.
Краткий анализ
История создания – стихотворение было написано в 1842 г. в том же году его напечатали в журнале «Москвитянин».
Тема стихотворения – безмятежная красота спящей девушки, любовь и страдание.
Композиция – По смыслу произведение делится на две части: портрет спящей девушки, рассказ о душевных переживаниях героини. Стихотворение состоит из пяти катренов.
Стихотворный размер – трёхстопный анапест, рифмовка перекрестная АВАВ.
Жанр – лирическое стихотворение.
Метафоры – «сладко так спит», «утро дышит у ней на груди», «бегут на плеча косы», «следила по тучам игру, что, скользя, затевала луна».
Эпитеты – «подушка её горяча», «горяч утомительный сон».
История создания
Если не учитывать биографию А. Фета, историю создания стихотворения «На заре ты её не буди» можно связать с любовью поэта к Марии Лазич. Эта версия ошибочная, ведь на момент появления произведения Афанасий Афанасьевич не был знаком с девушкой, ставшей любовью всей его жизни.
Строки появились из-под его пера в 1842 г. По одной из версий, появилось оно после того, как поэт побывал у своих друзей. В это время в их доме от сердечной недостаточности умирала дочка. Фет видел, что девочка спасается от боли только во сне, поэтому просил её мать не будить ребёнка.
Произведение появилось на страницах журнала «Москвитянин» в 1842 г., в этом же году А. Е. Варламов положил стихи на музыку.
Тема
Тема смерти распространена в мировой литературе, но А. Фет сумел раскрыть её по-особому трепетно, с щемящей тоской. В центре анализируемого стихотворения образы лирического героя и девушки, второстепенную роль играет невидимый адресат, к которому обращается лирическое «Я».
В первой строфе лирический герой умоляет кого-то: «на заре ты её не буди»
. Он боится спугнуть утро, а вместе с ним милое выражение со щёк и груди девочки.
В стихотворении угадывается сюжет, причём сюжет не лирический, а балладный, с тайной. Это произведение о зарождающемся чувстве. Причём само чувство – любовь – не названо, но угадывается легко по символам, имеющим место в стихотворении: луна, соловей, сердце билось.
Композиция
По смыслу произведение делится на две части: портрет спящей девушки, рассказ о вечере накануне, наполнившем её сердце печалью и болью.
Стихотворение состоит из пяти катренов. Особенность композиции – повторение смысла первого четверостишия и одной его строки. Таким образом, организация произведения кольцевая.
Стихотворный размер – трёхстопный анапест. Рифмовка в тексте перекрестная АВАВ, рифмы только мужские.
Жанр
Жанр произведения – лирическое стихотворение, так как важно эмоциональное начало. В монологе лирического героя переданы мысли и чувства не только самого лирического героя, но и героини: и любовь, и тоска, и томление.
Средства выразительности
Образ главной героини создаётся при помощи художественных средств. Также они являются инструментом для передачи переживаний лирического героя. Ключевую роль играют метафоры: ««сладко так спит», «утро дышит у ней на груди», «бегут на плеча косы», «следила по тучам игру, что, скользя, затевала луна».
Выразительности монологу лирического героя придают эпитеты: «подушка её горяча», «горяч утомительный сон»
.
сравнения: «бегут косы лентой»
. Предпоследний катрен построен на контрасте: «ярче становилась луна», «громче свистал соловей» – «бледней становилась она».
В последней строфе важную роль играет интонация. Душевную боль лирического «Я» автор передаёт при помощи оборванной синтаксической конструкции и восклицания.
Афанасий Фет — поэт тонкой лирической души, умевший видеть и ценить красоту. Все творчество этого художника слова, по сути, посвящено одной теме — восхищения и тоске по красоте, которую так легко разрушить, теме страдания по исчезнувшей гармонии.
Стихотворение «На заре ты ее не буди» в полной мере отражает эту тему. Лирический герой обращается к невидимому собеседнику, которым становится каждый читатель произведения. Важно, что таким образом поэт как бы приобщает нас к тому, что он описывает в стихотворении, — из наблюдателей мы превращаемся в сопереживающих участников.
О чем же идет речь в этом лирическом произведении? Герой описывает нам прекрасную спящую девушку. Вся она — воплощение красоты, гармонии, полного слияния с окружающим миром:
На заре ты ее не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
Уже в первой строфе мы отмечаем анафору, которая станет одним из ведущих синтаксических приемов в этом произведении. С его помощью поэт акцентирует внимание на ключевых, значимых для понимания стихотворения, словах. В первой строфе подчеркивается слово «на заре» — мы понимаем, что героиня молода и прекрасна, чиста и невинна, как утренняя заря.
Вторая строфа, казалось бы, продолжает развивать эту тему красоты:
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
Но один эпитет — «утомительный» сон — вносит диссонанс в основное настроение, заставляет нас насторожиться и встревожиться. Картина счастливой красоты «дала трещину», настроение от мажорного начинает постепенно меняться, раскрывая нам душевную драму героини:
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
В этой строфе ведущим приемом является антитеза. Поэт показывает, что в момент страдания разрушается не только красота, но и гармония с окружающим миром. Поэтому девушка не радуется свету луны и пению соловья — душевная боль заставляет ее мучительно страдать.
Последняя строфа почти повторяет первую, поэтому можно говорить о кольцевой композиции произведения. Но как по тональности отличаются эти строфы! Если первая полна гармонии, неги, прозрачности утра и красоты, то последняя несет в небе драматический заряд, выражает красоту, надломленную болью:
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди…
На заре она сладко так спит!
Теперь нам становится ясно, почему не нужно будить эту прелестную молодую девушку — чтобы не разрушить красоту страданием, чтобы помочь героине как можно дольше не испытывать душевных мук.
Повтор слов и стихотворных строк в этом произведении помогают выразить как душевную драму героини, так и переживания лирического героя по поводу надломленной красоты. Этой же цели служат лексические средства стихотворения: эпитеты (сладко спит, ярко пышет, горяч утомительный сон, ярче играла, билось больней и больней, юная грудь); метафоры (утро дышит, пышет; бегут косы, игру затевала луна), сравнения (косы лентой бегут). Помимо этого, здесь присутствуют анафора и антитеза, широко используется звукопись: аллитерация (повторение звука «Ч») помогают передать душевные муки героини, настроить читателя на тревожный лад.
Таким образом, раннее стихотворение Фета «На заре ты ее не буди» является характерным для творчества этого поэта, выражая все основные особенности его творческой манеры.
О произведении
Автор: Фет А.А. |
Дата публикации: 1842 | Форма произведения: поэзия |
Жанр: лирический | Время событий: XIX век | Место событий: Россия | В школе: 10 класс | Возраст: взрослые | Время чтения: до 1 часа | Главные герои: лирический герой, девушка, образ природы Темы: жизнь и смерть, любовь и ненависть
На заре ты её не буди,
На заре она сладко так спит;
Утро дышит у ней на груди,
Ярко пышет на ямках ланит.
И подушка ее горяча,
И горяч утомительный сон,
И, чернеясь, бегут на плеча
Косы лентой с обеих сторон.
А вчера у окна ввечеру
Долго-долго сидела она
И следила по тучам игру,
Что, скользя, затевала луна.
И чем ярче играла луна,
И чем громче свистал соловей,
Все бледней становилась она,
Сердце билось больней и больней.
Оттого-то на юной груди,
На ланитах так утро горит.
Не буди ж ты ее, не буди…
На заре она сладко так спит!
Краткое содержание
Р. Джонсон. Спящая девушка. 1980
Фет обращается к неизвестному адресату, возможно, матери спящей девушки, с просьбой её не будить.Весь вечер она просидела у распахнутого окошка, смотря на луну: чем ярче становился диск луны, тем бледнее становилась девушка. Известно, что она тяжело больна, но в стихотворении нет даже намёка её скорую смерть: произведение лёгкое, светлое, безоблачное.
История создания
Произведение увидело свет в 1842 г., когда было напечатано в журнале «Москвитянин». Спустя короткое время, композитор А. Варламов положил стихи на музыку. Сюжет навеян впечатлениями от визита Фета к друзьям. В то время, пока он там гостил, от неизлечимой болезни сердца умирала их дочь-подросток. Поэт заметил: она избавляется от страшных болей только во сне. К сожалению, девушка и скончалась во сне, после очередной мучительной ночи, проведённой ею у окошка.
Жанр, направление, размер
Стихотворные строки написаны в элегическом жанре. Этот жанр особенно любил Фет. Монолог лирического героя окрашен нотками тоски.
В произведении автор использует трёхстопный анапест. Рифма перекрёстная, исключительно мужская.
Композиция
Стихотворный текст состоит из пяти катренов. Композиция имеет особенность – повторение смысла первого четверостишия и одной его строки. Таким образом, можно назвать композицию кольцевой. Стихотворение по смыслу делится на две части:
- Первая часть – портрет спящей девушки.
- Вторая часть – повествование, как девушка поздним вечером наблюдала за луной.
Образы и символы
Лирическое полотно вмещает в себя яркую образную палитру тропов:
- образ природы – поэт вспоминает состояние девушки в прошлый вечер, сравнивая его с состоянием природы. Из-за болезни окно становится для нее единственным звеном, связывающим её с окружающим миром;
- образ лирического героя – это сам поэт. Он эмоционально включён в любование девушкой: его глазами мы видим, как она спит;
- образ девушки символизирует красоту и нежность. Если не знать, что спящая девушка обречена, сложно поверить, что она наблюдала за игрой лунного диска, возможно, последний раз в жизни;
- образ луны символизирует неуловимость мечты, кажущуюся лёгкость бытия.
Темы и настроение
Основная тематика – безмятежная красота спящей девушки и смерть. Автор раскрывает тему смерти по-особому. Ощущается щемящая душу тоска. На первом плане произведения – образы поэта и девушки. На втором плане находится неведомый адресат, к которому поэт обращается с просьбой не будить. Поэт боится спугнуть утро со щёк и груди девушки. Если не знать, при каких трагических обстоятельствах было создано это произведение, сложно догадаться, что главная героиня находится при смерти.
Основная идея
Основная идея – это мысль о том, что главным в жизни является любовь. Лишь только сон способен на непродолжительное время избавить человека от любовных страданий. Автор транслирует мысль о том, что иногда стоит замедлить шаг, остановиться, чтобы не пропустить что-то особенно важное в жизни.
Средства выразительности
Образ главной героини поэт создаёт, используя художественные выразительные средства. Они также помогают в передаче переживаний лирического героя:
- метафоры – «сладко так спит», «утро дышит у ней на груди», «бегут на плеча косы»;
- эпитеты – «подушка её горяча», «горяч утомительный сон»;
- контраст – чем «ярче становилась луна» и «громче свистал соловей» – тем «бледней становилась она».
Все произведения автора
- • Весенний дождь
- • Вечер
- • Ель рукавом мне тропинку завесила…
- • Еще весны душистой нега…
- • Еще майская ночь…
- • Заря прощается с землею
- • Зреет рожь над жаркой нивой…
- • Мама! Глянь-ка из окошка…
- • На заре ты ее не буди…
- • Одним толчком согнать ладью живую…
- • Первый ландыш
- • Сияла ночь луной
- • Учись у них – у дуба, у березы…
- • Шепот, робкое дыханье…
- • Это утро, радость эта…
- • Я пришел к тебе с приветом…
- • Я тебе ничего не скажу…
Ирина Зарицкая | Просмотров: 5.6k