На западном фронте без перемен аргументы к сочинению

«Забвению не подлежит»: аргументы

03.09.2020

Подборка аргументов для итогового сочинения в 2020-2021 году по направлению «Забвению не подлежит» (для выпускников 11 класса). Рассматриваем самые популярные и яркие произведения по этому направлению, основную сюжетную линию и тезисы, которые важно выделить из каждого произведения.

  • «Забвению не подлежит»: литература, как раскрыть тему, темы сочинений
  • Всё об итоговом 2020-2021

«Левша», автор Н.С. Лесков.

На что указывает культурное наследие? В первую очередь на уровень развития страны, на неоспоримый приоритет. Его необходимо сохранять, что очередной раз доказано в сказе. Главному герою, благодаря имеющемуся таланту, удается подковать английскую танцующую блоху. Народный умелец попадает на прием к царю, который отправляет его в Лондон с целью продемонстрировать превосходство над иностранцами. За границей очень высоко оценили талант Левши и даже предложили ему сотрудничество на выходных условиях. Умелый мастер отказался и вернулся домой. Он был настоящим патриотом Родины, но оказался ненужным в своей стране. После возвращения из Англии, герой попадает в больницу для бедных, где ему не оказывают должного лечения. Левша умирает, не передав никому свои навыки. В сказе показано, что только при должной поддержке талантливых людей можно создать, преумножить и сохранить культурное наследие страны.

«Отцы и дети», автор И.С. Тургенев.

Реально ли создать будущее без признания прошлого? Это спорный вопрос, который подтолкнул автора написать данный роман. Базаров призывал полностью отказаться от наследия прошлого. Он считал, что только так можно что-то создать. При этом герой подчеркивал, что его поколение должно разрушать общепринятые и сформировавшиеся принципы, а не заботится о создании новых убеждений. Евгений активно отрицал чувство любви, значимость семьи, народные традиции и даже красоту, созданную природой, не предлагая альтернатив. Но быть полностью верным своим взглядам герой не смог – он влюбился в женщину, без которой не представлял своей жизни. Перед смертью Базаров признал, что не сделал весомого вклада в развитие страны и его убеждения народу не нужны. Его пример – это подтверждение тому, что счастливое будущее, полностью отвергая прошлое, невозможно построить.

А.С. Пушкин, «Капитанская дочка», повесть

Исторический фон произведения — Крестьянская война (Пугачевский бунт) – жестокая, кровопролитная война казаков, крестьян под предводительством Пугачёва с правительством императрицы Екатерины II. Особенно страшной эту войну делает то, что она разворачивается не между государством и внешним врагом, а внутри государства, разъединяя людей.

«О русский бунт, бессмысленный и беспощадный!»

Автор признаёт, что у народного восстания были серьёзные причины, вызванные политикой Екатерины II, однако не оправдывает и жестокость пугачёвцев. Крестьянская война показана как страшное бедствие, где нет четкого противопоставления правых и неправых.

Пугачёва А.С. Пушкин изображает человеком противоречивым: с одной стороны, жестоким, тщеславным, с другой – способным проявлять благородство, доброту.

Пугачев А.С. Пушкина осознаёт, что выбрал неправильную дорогу, но повернуть назад он уже не может.

Пётр Гринев – человек, оказавшийся в круговороте знаменательного исторического события; он не хочет этой бессмысленной войны и мечтает о тихом семейном счастье. На его примере, а также на примере Маши Мироновой мы видим, что даже в таких страшных условиях человек может сохранить нравственную чистоту, не запятнать свою честь.

Помимо повести, существует документальный очерк А.С. Пушкина «История Пугачёвского бунта», в котором автор выступает в роли историка: не прибегает к художественному вымыслу, излагая события предельно объективно. В этом очерке Пугачев предстает личностью отталкивающей, в то время как в «Капитанской дочке» негативные черты Пугачёва немного сглажены.

Повесть «Капитанская дочка» представлена как мемуары пожилого Петра Гринёва.

Всем главам, в центре которых образ Маши Мироновой, предпосланы эпиграфы из фольклора – это подчеркивает народный характер героини.

Автор признаёт жестокость Пугачёва, но, тем не менее, не лишает героя человеческих черт.

«Обелиск», автор В.В. Быков.

О каких событиях нужно помнить? Конечно же, о подвигах предков. Об этом рассказывается в героической повести. В деревне ведется установка памятника учителю, последовавшему на казнь вместе со своими учениками. Среди присутствующих на мероприятии были и такие, которые высказывались против. Некоторые люди не считали поступок Мороза героическим, ведь он не убивал врагов, а добровольно пошел на казнь. Но среди населения жил ученик, которого учитель спас, отвлекая солдата, дав мальчишке возможность убежать и укрыться в ледяной воде. Морозова долго избивали за этот поступок. Учитель не участвовал в диверсии своих учеников, но готовых был сдаться оккупантам, чтобы поддержать детей. Этим самым Алесь Мороз показывает, что даже во время войны нужно проявлять любовь, отзывчивость и великодушие. Самоотверженность героя – подвиг, о котором нужно помнить.
«Бородино», автор М.Ю. Лермонтов. Зачем хранить в памяти воспоминания о войне? Ответ на этот вопрос есть в данной поэме. Дядя рассказывает племяннику о событиях Отечественной войны 1812 года. Он делится воспоминаниями о подвигах солдат, этим самым показывая юноше, как нужно любить Отечество. Ветеран войны считает, что поколение племянника не способно стать на защиту Родины, и их не особо волнует ее судьба. Поэтому он стремится делиться с потомками воспоминаниями о событиях того трагического времени, где молодым людям приходилось действовать и проявлять героизм. Ветеран войны считал, что его рассказы поспособствуют тому, что новое поколение станет смелее и более ответственным. Помнить о патриотических подвигах героев войны нужно, ведь это яркие примеры любви к Отечеству.

«Гранатовый браслет», автор А.И. Куприн.

Важно ли сохранять искусство прошлого? Конечно же да, ведь оно не имеет свойства стареть. Подтверждается это и в данном рассказе. В своей предсмертной записке Желтков просит Веру Николаевну послушать «Сонату №2» Бетховена. Она исполнила его просьбу. Музыкальное произведение, написанное больше века назад, подарило героине спокойствие и открыло истину. Вера Николаевна понимает, что Георгий простил ее за безответные чувства, за то, что она не решилась быть с ним. Так искусство прошлого смогло выполнить свою функцию – пробудить душу женщины от повседневной рутины. Творчество великих мастеров с годами не устаревает, потому что всегда имеет поклонников.

М.Ю. Лермонтов, «Бородино», стихотворение

Почти все стихотворение представляет собой монолог ветерана, участника Бородинского сражения 1812 г. Он подробно описывает тот бой молодому солдату.

Ветеран – подлинный патриот, это человек из народа, обыкновенный солдат, не офицер, не маршал.
М.Ю. Лермонтов первым показал, что именно простые солдаты и есть настоящие герои войны: забыв о личном, они, не задумываясь, жертвовали собой ради общего дела – спасения Родины.

Рассказчик сожалеет о том, что пришлось уступить опустошённую Москву врагу, однако видит в том «Господню волю» и не ропщет на судьбу.

Автор противопоставляет современное ему поколение и поколение участников Отечественной войны: «Богатыри не вы».

Война в стихотворении изображена без прикрас, как страшное бедствие, чтобы читатели понимали, насколько высока была цена победы.

Л.Н. Толстой, «Война и мир», роман

В романе нашли отражения события Отечественной войны с французами (1805-1807; 1812г)

Автор убежден, что война – «противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие». Единственная форма войны, которую он оправдывает – оборонительная война за свою Родину. Л.Н. Толстой изображает войну без прикрас, показывает, что на ней есть место страху, трусости.

Автор приводит сцены, показывающие, что и на войне человек может оставаться человеком: русские солдаты делятся едой с замерзшими французами, умирающими от голода; Пьер не позволяет застрелить французского лейтенанта вне сражения; Кутузов призывает солдат не добивать отступающих, замерзающих, голодающих французов. Л.Н. Толстой особое внимание уделяет народному движению, партизанской войне, сравнивая ее действие с действием увесистой мужицкой дубины. По мнению Л.Н. Толстого, Наполеон не мог победить, ведь эта победа противоречила бы законам нравственности, справедливости.

М.А. Шолохов, «Тихий Дон», роман

В произведении изображена жизнь донского казачества во время Первой мировой войны, революционных событий 1917 года и Гражданской войны в России.

Вторая война оказалась еще более страшной, чем первая, так как велась уже не с внешним врагом, а внутри страны. Врагами подчас становились даже близкие родственники; разрушались семьи; люди были измотаны постоянными потрясениями и невозможностью вернуться к привычной мирной жизни.

В войне нет победителей: бесчисленное количество загубленных жизней – слишком высокая цена даже для победы. Гражданская война – нечто кровавое, страшное, и …бессмысленное. Во время такой войны разваливается страна, разрушаются семьи, люди отрываются от хозяйства — на смену созиданию приходит постоянное разрушение; зачастую человек становится подобием зверя – он просто пытается выжить.

Главный герой, Григорий Мелехов, оказался жертвой своего времени. Постепенно он теряет все, что имел (молодость, надежды, счастье, любимую, родных), ничего не получив взамен, — разочарованный, опустошенный и уставший от жизни. Все, что держит его, — маленький сын. На примере Григория мы видим трагедию целого народа, попавшего в водоворот истории.

«Судьба человека», автор М.А. Шолохов.

О каких подвигах не стоит забывать? Ответ на этот вопрос есть в данном рассказе. В книге автор описывает историю одного солдата, с которым ему посчастливилось повстречаться на переправе и пообщаться. Андрею Соколову, такое имя дано герою рассказа, довелось пережить продолжительные бои, потерю семьи, ранения и концентрационный лагерь. Особенно интересно описан подвиг героя в плену, когда солдат прошел испытание на прочность. Соколов отказался выпить за победу врага, несмотря на то, что это угрожало его жизни. За проявленную отвагу и уважение к Родине, комендант концентрационного лагеря принял решение отпустить Андрея, наградив едой. Поступок Соколова и полученный им паек стали поддержкой для других военнопленных. Мужество и отвага солдата пробуждает гордость за Отечество, за его героев. Это подвиг, который может вдохновить, о котором нужно помнить.

А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин», поэма

Поэма посвящена событиям Великой Отечественной войны. Рассказчик — простой солдат Василий Тёркин. Он никогда не унывает, поддерживает боевой дух товарищей, проявляет исключительную смелость и совсем не ждет за нее награды.

Теркин – собирательный образ простых солдат, настоящих патриотов. Он верит в победу; не задумываясь, жертвует собой во имя Родины и никогда не ищет личной выгоды.

Поэма была невероятно популярна среди солдат; написана таким образом, чтобы ее можно было начать читать с любой части; издавалась в формате небольшой книжки, которую можно было носить за голенищем.

Поэма нацелена на то, чтобы воодушевлять читателей, в ней редко описываются батальные сцены, смерть, отчаяние, от которых солдаты и так устали- в основном передаются подробности полевой жизни, которые помогали тем, кто сражался, ненадолго забыть об ужасах войны.

А. Т. Твардовский, «Я убит подо Ржевом…»

Стихотворение посвящено одной из самых страшных и кровопролитных битв времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг — битве подо Ржевом: общие потери составляли более миллиона человек.

Основной мотив стихотворения – мотив памяти. Автор призывает помнить об этой битве. Пока жива память, жив и подвиг солдат, пожертвовавших собой ради приближения победы.

Повествование о битве ведется от лица погибшего солдата; от него не осталось «ни петлички, ни лычки», у него даже нет могилы. Рассказчик страдает от того, что не узнает исхода битвы, но все же он всей душой верит в победу: ведь за нее была заплачена слишком высокая цена…

М.А. Шолохов, «Судьба человека», рассказ

В основе рассказа – события Великой Отечественной войны. Рассказчик – шофер, простой рабочий человек, прошедший войну от начала до конца, побывавший в плену, потерявший жену, дочерей, сына, дом.

Война безжалостна, она разрушает судьбы и требует страшных жертв.

Главный герой – Андрей Соколов – потерял на войне все, но не сдался, не опустил рук, после войны усыновил сироту, чтобы заглушить свое страшное одиночество и помочь брошенному на произвол судьбы ребенку.
Автор проводит мысль о том, что несмотря на все ужасы войны человек может сохранить в себе Человека; что герои есть и среди простых людей, не совершивших «громкого подвига».

Рассказ основан на реальных событиях, в нем почти нет художественного вымысла.

А.А. Ахматова, «Реквием», поэма

Поэма посвящена событиям конца 1930-х годов, когда проводились массовые репрессии и политические преследования. А.А. Ахматова описывает горе женщин, проведших множество дней в очередях, чтобы увидеться с арестованными родственниками и что-то им передать.

Горе жен, сестер, матерей не менее велико, чем горе самих арестованных в ходе политических преследований и репрессий.

В заключении поэмы поднимается тема памяти. Поэма «Реквием» — своего рода памятник жертвам страшных репрессий.

А.А. Ахматова провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде.

В поэме есть отсылки к временам стрелецкого бунта (голоса матерей из прошлого)

До написания поэмы были арестованы третий муж Ахматовой – Николай Пунин, а также ее сын Лев Гумилёв.

А.А. Блок, Поэма «Двенадцать»

В поэме нашли отражение события, связанные с революцией 1917 года. Люди разделились на враждующие лагери. Многие оказались на перепутье – неустроенные, растерянные, ведь привычный уклад жизни (вера, традиции, быт, власть) пошатнулся, а впереди ждала пугающая неизвестность. С одной стороны – духовный подъем, надежда на перемены к лучшему, с другой – усталость от двух лет войны.

А.А. Блок на момент создания произведения воспринимал революцию положительно: он считал, что интеллигенция слишком долго была господствующим классом, а простые люди незаслуженно угнетались – пришла пора восстановить справедливость. Автор искренне верил, что за революцией последуют перемены к лучшему.

Число двенадцать символично, и символика эта имеет несколько смыслов: 1) у Христа было 12 апостолов; герои поэмы — апостолы «новой веры», которых ведет за собой сам Христос; «В белом венчике из роз/ Впереди Иисус Христос». 2) у Некрасова есть поэма о атамане Кудеяре и его 12 разбойниках, на которую, возможно, ориентировался А.А. Блок.

«Мировой пожар» не был для Блока символом разрушения: это был «мировой оркестр» народной души.

Поэма была воспринята в штыки большинством представителей русской интеллигенции.

Зарубежная литература

«Мартин Иден», автор Джек Лондон.

Нужны ли воспоминания о трагических событиях? Множество людей считают, что нет – лучше забыть об этом печальном опыте и жить, как будто ничего страшного не происходило. Несмотря на это, стоит помнить, что даже негативные события способствуют развитию личности. Подтверждение этому можно найти в данном романе. Мартин Иден знакомится с Руфью Морз и влюбляется в девушку. Он бедный, она из высшего общества. Парень ставит цель добиться успеха и доказать, что он достойный кандидат в мужья. Мартин усердно принялся за свое самообразование, начал читать книги, стал писать стихи и рассказы. Парень постоянно трудится, и справляться с нагрузками ему помогают воспоминания об испытаниях, выпавших на судьбу моряка. Мартину пришлось побывать на острове прокаженных, пережить бунты на корабле. Парень несколько раз тонул. Эти страшные события из прошлого помогали ему собраться с силами и сосредоточиться на достижении целей. Мартин не хотел проживать произошедшее с ним в будущем, поэтому прилагал все возможные усилия, чтобы достичь большего.

«Гайдзин», автор Джеймс Клавелл.

Нужно ли чтить память предков? Безусловно! Ведь, учитывая пережитый ними опыт, можно избежать ошибок в будущем. Доказательство этому есть в данном романе. В книге описана жизнь потомка знаменитого азиатского бизнесмена Дирка Струана Малкольма. Герою еще с детства было известно, что он станет руководителем компании. Парень знал наизусть биографию известного деда. Он часто прибегал к опыту, полученному его предком. Малкольм, принимая решение, всегда отвечал себе на вопрос: «А как бы поступил Дирк в этом случае?» Так парень размышлял и находил правильный ответ. Дед смог создать бизнес и сделать род Струанов богатым. Наследники почитали Дирка, ценили полученный ним опыт. Даже после его кончины продолжали учиться у родоначальника. Это позволило сохранить бизнес и твердую позицию на азиатском рынке.

«На западном фронте без перемен», автор Эрих-Мария Ремарк.

Какие события не следует забывать? Забвению не подлежат преступления, совершенные против человечества. Если забыть об этих ужасах, они могут повториться вновь. Роман написан для того, чтобы напомнить о военных событиях и обмане собственного народа правительством. Это история молодого немецкого солдата, который стал участником ненужной ему войны. Он записался добровольцем на фронт уже со школьной скамьи, как и много других детей, наслушавшись красочных рассказов о кровопролитии от штабного офицера, приходившего к них на уроки. Истину этой войны Пауль понимает уже на передовой, где его вместо подвигов и славы ждали боль, голод и страх. Иллюзии парня и его товарищей полностью рухнули, и, осознав свое разочарование, они даже избили того самого штабного офицера, приехавшего к ним с очередной партией добровольцев. В романе делается акцент на то, что школьники стали жертвами ужасного обмана и были отправлены на верную смерть. Это преступление, о котором нельзя забывать.

«Собор Парижской Богоматери», автор Виктор Гюго.

Как обеспечить сохранение памятников культуры? Этот вопрос стал волнующим для многих прогрессивных мыслителей, среди которых был и автор романа. С трудом верится, что во Франции когда-то не заботились об архитектурном наследии, но увы это так. Собор Парижской Богоматери был заброшен и превратился в ветхое строение, обреченное на разрушение. Виктор Гюго очень любил этот храм и решил написать о нем роман, который принес популярность не только автору и книге, но и самому архитектурному наследию. Здесь описана великая история храма, частью которой стали горбун Квазимодо и цыганка Эсмиральда, и его богатое убранство. Автор подчеркивает, что архитектура собора уникальна, это строение культуры значимое для города. Роман Гюго привлек внимание общественности, здание отреставрировали и собор сохранился до наших дней.

«Король крыс», автор Джеймс Клавелл.

О подвигах во время войны часто забывают. Чтобы предупредить их забвение, многие авторы посвящают им свои книги, среди которых и данный роман. Автор описывает события, случившиеся с ним в период Второй Мировой войны. Он был пленником, как и другие солдаты британской, американской и австралийской армий. В романе рассказывается о жизни в японском лагере «Чанги». Пленники недоедали, пребывали в ужасных условиях: их не лечили и не ухаживали за ними. Им приходилось тяжело трудиться, расчищая вручную болота. В лагере, несмотря на то, что это запрещалось, нашелся человек, сумевший организовать доставку товаров из вне. Кинг старался в такой способ помогать людям. Например, он достал лекарство для своего друга, благодаря чему тому не ампутировали руку. После освобождения из лагеря все пленники разошлись своими дорогами. И о заслугах Кинга забыли бы, если бы не этот роман.

  • «Забвению не подлежит»: литература, как раскрыть тему, темы сочинений
  • Всё об итоговом 2020-2021

Разбор направления ЗАБВЕНИЮ НЕ ПОДЛЕЖИТ

В прошлом году наша страна отметила 75-летие со дня окончания Великой Отечественной войны, и поэтому вполне логично, что в рамках такой темы как «Забвению не подлежит» многие из нас обратятся к теме этой войны в судьбах людей, в их памяти.

Нельзя забывать эти события не только потому, что мы в долгу перед нашими старшими родственниками и согражданами, подавляющего большинства которых уже нет с нами, но и потому, что забыв, мы не сможем правильно понимать происходящее с нами, с нашей страной сегодня и завтра.

Историю надо знать и помнить не только в том смысле, чтобы помнить какие-то конкретные события и чтить память людей, в них участвующих, но и в том, чтобы разбираться в причинах и последствиях этих событий, чтобы просто становиться умными и знающими людьми с критическим мышлением и достаточными знаниями.

Очень важно знать правду и уметь отличить ее от лжи, беречь достоверные сведения о той войне, не давать обмануть себя тем, кто любит переписывать историю.

Та война затронула всех людей в нашей стране, у нас у всех есть родственники, которые в ней участвовали и у многих есть родственники, которые в ней погибли. Мы должны помнить их подвиг в большей степени даже не для них, а для нас самих.

События войны отражены в огромном количестве произведений искусства и в первую очередь в литературе, о войне написано много произведений, это и «Судьба человека», и «Молодая гвардия», и «А зори здесь тихие» и многие другие, выбирайте любую или несколько и на основе событий, описываемых в этих замечательных произведениях вы раскроете тему сочинений данного направления.

  1. Как меняется человек на войне?
  2. Какая личность может остаться в истории?
  3. Почему важно сохранять памятники истории?
  4. Нужны ли перемены обществу и почему?
  5. «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»?

Роман «На Западном фронте без перемен», Эрих Мария Ремарк

Страх смерти преодолевает всё, никакая любовь, никакая отвага не устоит перед её лицом. Это доказывают множество примеров из рассказа Э.М.Ремарка «На Западном фронте без перемен». Главный герой романа — Пауль Боймер видит по своим товарищам и ощущает на себе, что смерть на войне воспринимается как данность, и кажется оплакивать каждого невозможно, а от невыносимой скорби или страха можно даже сойти с ума.

Смерть становится для героев романа привычной, и это один из самых ужасных итогов мировой войны. Человек, постоянно видящий изуродованные трупы, видящий, как погибают близкие люди, вряд ли сможет после окончания войны жить спокойно.

Прекрасной иллюстрацией невозможности восстановления привычной жизни является описание отпуска главного героя: он больше не может жить в той комнате, где провёл детство, не может общаться как раньше, теперь ему стало комфортно только «среди своих», на фронте. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что участие в военных действиях оставляет неизгладимый след в жизни человека. Характер человека, прошедшего войну, несомненно меняется. С одной стороны война делает людей более стойкими, но в то же время опустошает их души.

Роман «В списках не значился», Б.Л.Васильев

История помнит только тех личностей, которые сделали что-то, что повлияло на ход событий. Не обязательно с положительной стороны, возможно даже и с отрицательной. Личности, которые запомнились с отрицательной стороны остаются в истории как напоминание человечеству, будущим поколениям о том, как бывает плохо и тяжело, чего лучше не допускать и каких ошибок е совершать.

Примером положительной личности, оставшейся в истории является герой произведения Б.Л.Васильева «В списках не значился» Николай Плужников. Подвиг Николая Плужникова, последнего защитника Бреста является ярким примером мужества, чести и любви к родине. Николай Плужников пожертвовал собой, задерживая врага и разрушая его стратегию «Блицкриг». История Плужникова вдохновляет будущие поколения на подвиги ради Отечества, на мужество и силу духа в борьбе с судьбой.

Роман «Брестская крепость», Сергей Смирнов

В произведении Сергея Смирнова «Брестская крепость» читатель увидит, что подвиг советских солдат, боровшихся с первыми атаками фашистских захватчиков, живёт в стенах его крепости, которая стала историческим памятником тех драматических событий. Именно там сотрудники музея рассказывают посетителям про оборону стратегически важного участка фронта. А что было бы, если бы не было Брестской крепости в наше время? Если бы её снесли, а на таком хорошем месте построили бы торговый комплекс или спальный район?

Никто из нас не узнал бы историю отважных советских солдат, которые пожертвовали собой, задерживая врага и разрушая его стратегию «Блицкриг».

Комедия «Ревизор», Н.В.Гоголь

В большинстве своём люди устроены так, что не любят перемены. Очень сложно что-то поменять, к примеру, в традициях, устоях общества. Однако без перемен невозможно развитие, движение вперёд общества. Без изменений не будет прогрессии, и жизнь будет однообразной и скучной. Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.

Одним из таких произведений является комедия Н.В.Гоголя «Ревизор». В данном произведении мы видим, что иллюстрируемое общество имеет очень много отрицательных качеств, которые автор высмеивает с помощью обличительной сатиры. Появление ревизора помогает раскрыть все нравственные и должностные преступления, обнажить истинное положение дел в городе. Я думаю, что такое положение дел в обществе обязательно надо было менять, так как отрицательные качества, которые имеют главные действующие лица, решают судьбы простых горожан. Таким образом, можно смело сказать, что изменения в обществе порой не только нужны, но и необходимы.

Как вы понимаете высказывание Ф. Абрамова: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю»?

Часто человек не задумывается над тем, в чем разница между словами «население» и «народ». Вроде бы оба эти слова связаны со словом «страна». Но в чем же различие? Под словом «население» подразумевается понятие о национальной принадлежности и численности страны. Слово же «народ» подразумевает общность исторических интересов. Народ объединяет память о прошлом, без которой не может складываться будущее. Многочисленные войны, катастрофы, катаклизмы, эпидемии могут повторяться, если человечество будет забывать о них.

Очень важно знать об ошибках прошлого, чтобы не повторять их в будущем. Но нужно не только помнить о тех бедах, которые случались в истории, но и задумываться над причинами, их породившими. Как ни прискорбно это говорить, но именно беда объединяет людей. При грозящей опасности только совместные усилия могут помочь выстоять в сложнейших условиях. Так было во время Великой Отечественной войны, когда люди разных национальностей сплотились, и стали одним народом, победившим грозного врага. Именно это имел в виду русский писатель Федор Александрович Абрамов, произнеся слова: «Народ умирает, когда становится населением. А населением он становится тогда, когда забывает свою историю».

Рассказ «Судьба человека», М.А.Шолохов

Произведение это написано, основано, как сейчас принято говорить, на реальных событиях, Андрей Соколов, главный герой рассказа, имеет реального прототипа, с которым общался Шолохов и его рассказ лег в основу произведения. Несмотря на это таких страшных историй было множество, миллионы человек сражались в боях, попадали в плен, находились в концлагерях, потеряли своих близких, жизнь многих была разрушена до основания.

Рассказ описывает русского человека, прошедшего бои, плен, не сломился, в концлагере он показал себя как стойкий и отважный человек, отказавшись выпить перед комендантом концлагеря за победу врага, понимая, что этот поступок может стоить ему жизни.

Память о таких людях как никогда нужна нам сегодня, когда нравственных ориентиров у людей практически не осталось, вокруг себя мы таких людей практически не видим, а видим совсем другое, и нам кажется иногда, что человеку уже незачем быть порядочным, мужественным, бороться за свою честь и достоинство. Но мы должны знать, каким может и должен быть человек, мы должны ориентироваться именно на таких людей, на лучших представителей нашего народа, на их силу, смелость, совесть.

Также мы видим, что несмотря на страшные потери, Андрей Соколов остался человеком с живым сердцем, которое смогло пожалеть и полюбить маленького мальчика, оставшегося без родителей, это тоже должно послужить нам уроком в наше непростое и жестокое время.

Н.С.Лесков «Левша»

Благодаря имеющемуся таланту, главному герою удаётся подковать английскую танцующую блоху и тем самым показать своё превосходство над иностранцами.

За границей смогли оценить по достоинству талант русского мастера и предложили сотрудничество на выгодных условиях.

Но Левша показывает себя истинным патриотом и возвращается домой. Здесь он попадает в больницу для бедных и умирает, так и не передав свои навыки и мастерство другим людям.

Из этого можно сделать однозначный вывод. Для того, чтобы сохранить и приумножить культурное наследие страны, нужно оказывать талантливым людям должную поддержку.

Аргументы по направлению «Забвению не подлежит» для итогового сочинения

Направления 2020-2021 гораздо сложнее, чем предшествующие. Они сформулированы слишком абстрактно, поэтому ученику сложнее заранее подготовить аргументы для итогового сочинения. Но это не значит, что выпускник должен теперь рассчитывать только на удачу и свою находчивость. Можно готовиться и по этим направлениям, ведь мы можем предугадать темы, имея под рукой комментарии к направлениям. Многомудрый Спринт-Олимпик подобрал для Вас аргументы из литературы по самым популярным темам, которые помогут Вам раскрыть любую мысль в рамках данного направления.

Из русской литературы

  • М.Ю. Лермонтов, «Бородино». Почему важно помнить о войне? На этот вопрос ответил М.Ю. Лермонтов в поэме «Бородино». Из разговора дяди и племянника мы узнаем об Отечественной войне 1812 года. Описывая бравые подвиги солдат, очевидец событий вдохновляет юношу и учит его деятельной любви к отечеству. Ветеран сетует на то, что новое поколение не способно защитить Родину и не думает о ее судьбе. Поэтому он стремится передать потомкам воспоминание о трагических событиях прошлого, в которых молодым людям пришлось сыграть главную роль. Эти сведения помогут новому поколению стать более ответственным, смелым и достойным памяти павших. История войны необходима нам для того, чтобы перенять у отважных и патриотичных предков все самые лучшие черты и быть готовыми защитить Отечество.
  • А.И. Куприн, «Гранатовый браслет». Почему важно сохранить искусство прошлого? Разумеется, потому, что настоящее искусство не стареет. Оно по-прежнему волнует сердца людей и заставляемых думать о высоком. Подтверждение этому мы находим в произведении Куприна «Гранатовый браслет». Перед смертью Желтков попросил Веру послушать сонату Бетховена. Потрясенная героиня, винившая себя в гибели Георгия, решила исполнить его последнюю волю. Соната, написанная больше ста лет назад, открыла ей истину и принесла спокойствие. После прослушивания она поняла, что Желтков простил ее за то, что она не смогла быть с ним и ответить на его чувства. Так, искусство, которое нельзя назвать современным, все же выполнило свою главную функцию — пробудило душу человека от сна рутины и повседневности. Творчество великих мастеров не забывается, потому что оно не устаревает и всегда находит поклонников. 
  • Л.Н. Толстой, «Война и мир». Как сохранить историческую память? Этот вопрос волновал классика русской литературы, Л.Н. Толстого. Он посвятил историческим событиям родной страны роман-эпопею «Война и мир». В лирических отступлениях автора читатель заметит серьезную озабоченность писателя по поводу искажения истории. Например, он сетует, что мемуаристы и авторы очерков, статей, научных исследований объявили Наполеона великим человеком, игнорируя его преступления против своего народа и армии. «Великий человек», почти завоевавший Европу, бросил своих воинов на произвол судьбы, когда бежал из России, однако этот его поступок на страницах книг возвеличен или же предан забвению. А вот того, кто действительно воевал во благо страны и мира во всем мире, авторы исторических хроник обошли своим вниманием. Кутузова обвиняли в трусости и нерешительности, старческой глупости и придворном коварстве, однако именно он своей мудрой стратегией победил Наполеона с минимально возможными потерями. В своей книге Л.Н. Толстой восстановил справедливость и описал исторические события достоверно. Только так можно сохранить правду о прошлом и повторить его ошибок в будущем.
  • М.А. Шолохов, «Судьба человека». Какие подвиги важно помнить? Об этом написал М.А. Шолохов в рассказе «Судьба человека». Автор описал историю реально существовавшего солдата, которого он повстречал на переправе и выслушал. Андрей Соколов, литературное воплощение реального героя, пережил тяглые бои, ранения, плен, потерю всей семьи. Но особенно читателю запомнился его подвиг в концентрационном лагере, когда комендант и его подчиненные решили проверить русского солдата на прочность. Соколов не стал спасать свою жизнь ценой предательства и отказался пить за победу врага. Он понимал, что его убьют и подвергнут пыткам перед смерть, но не унизился и не унизил Родину. Мюллер подивился стойкости и отваге пленного и отпустил его, наградив едой. Мужество Соколова и щедрый паек поддержали остальных военнопленных и внушили сотням тысяч читателей гордость за отечество. Такие подвиги бойцов необходимо помнить, ведь они позволяют нам вдохновиться силой, смелостью и честью лучших представителей нашего народа.
  • М.А. Булгаков, «Мастер и Маргарита». Почему прошлое важно для будущего? Зачем люди пишут, говорят и думают о событиях вековой давности или даже другого тысячелетия? Ответ прост: все взаимосвязано, потому что история движется по спирали. Это понимал М.А. Булгаков, написавший роман «Мастер и Маргарита». Главный герой, будучи простым советским гражданином, пишет книгу о Понтии Пилате — прокураторе Иудеи, который приговорил Христа к смертной казни. Казалось бы, зачем он это делает? Кому это может быть интересно спустя столько времени? Но Мастер понимал, что история циклична, и события повторяются: тирания Кесаря — это более ранний вариант советской диктатуры, а дилемма Пилата — это состояние каждого советского гражданина, обремененного умом и совестью. Каждый из современников Мастера выбирал между долгом и правдой, свободой тела и свободой духа, злом и добром в себе. Роман о Понтии Пилате должен был вдохновить людей поступать по совести, не боясь гнева власти и непонимания толпы. Этот пример из прошлого человечества нес будущему эту важную истину. Поэтому историю нужно знать и помнить.
  • М.Ю. Лермонтов, «Мцыри». Стоит ли вспоминать трагические события? Многие люди стремятся забыть их и жить дальше, но отрекаться от своего опыта — значит отречься от самого себя. Это доказывает пример из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Герой был увезен из родного дома насильно. В ходе войны его пленил какой-то генерал и вез домой, но по дороге мальчик сильно заболел, и его оставили в монастыре. Из гордости он не хотел принимать пищу, поэтому едва не погиб в неволе. Но потом монахи смогли поставить его на ноги и подготовить к постригу. И все же накануне церемонии он сбежал и пробыл три драгоценных дня на свободе. За это время он впервые ощутил настоящую жизнь, счастье, свободу, любовь — все, ради чего он был рожден. Оказывается, все это время он не забывал о своем похищении и страстно мечтал вернуться домой. Мцыри ненавидел монастырь и лишь претворялся, чтобы накопить силы и знаний для побега. Ему не удалось добраться до Родины, но зато он добыл краткий миг счастья и прожил хотя бы три дня так, как хотел. Тяжелые воспоминания помогли ему не забыть того, кем он был. Благодаря им он решился на побег и добился своего, не приняв навязанную ему жизнь.
  • Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». Должен ли человек чтить память предков? Разумеется, да, ведь иначе его культура, традиции, самобытность народа будут утрачены безвозвратно. Об этом писал Н.В. Гоголь в повести «Тарас Бульба». Казаки защищали не только целостность своих границ, но и право на свободу духа. Они отстаивали религию, культуру, свои устои и не хотели терять свой исторический облик. Именно в этом коренится причина их противостояния с поляками. Услышав о бесчинствах в церквях и оскорблении их традиций, казаки отправились в поход на польские деревни, чтобы отомстить и отпугнуть врага. Они хотели сохранить свое культурное и духовное наследие для потомков, ведь только тогда они перевоплотятся в новых поколениях и будут жить вечно, но так, как они считают нужным и правильным. Если бы Тарас Бульба и его воины не постояли за честь и свободу Родины, мы бы сейчас и не знали, кто такие казаки. Они бы утратили свое место в истории и современности.
  • Н.С. Лесков, «Левша». Как сохранить культурное наследие страны? Об этом задумываются многие писатели, журналисты, чиновники и деятели искусства, ведь это неоспоримый приоритет в развитии страны. Это понимал и Н.С. Лесков, посвятивший этой проблеме сказ «Левша». Главный герой был народным умельцем, которому удалось совершить прорыв в своем деле: он подковал английскую танцующую блоху, не пользуясь современными инструментами и даже микроскопом. Царь благосклонно принял мастера и отправил его в Лондон, чтобы показать иностранцам русское превосходство. Они высоко оценили дар Левши и предоставили ему очень выгодные условия для сотрудничества, но он, будучи патриотом, отказался и вернулся домой. Однако на родине его никто и слушать не стал. Мастер умер в больнице для бедных без должного ухода, а все его профессиональные секреты и новые открытия были утеряны без возврата. Этот пример показывает, что сохранить культурное наследие страны можно только с помощью обеспечения должных условий для творцов и их творений. Англичане сразу же предложили мастеру все для успешной работы, потому что бережно хранили свою культуру и следили за тем, чтобы одаренные люди создавали как можно больше произведений. Именно поэтому сама танцующая блоха появилась в Англии, а не в России, и прославила страну на весь мир.
  • И.С. Тургенев, «Отцы и дети». Можно ли строить будущее, не имея прошлого? Этот вопрос волнует многих людей и порождает споры. Он не оставил равнодушным и русского писателя И.С. Тургенева. В романе «Отцы и дети» он изобразил героя, который призывал отказаться от авторитетов и наследия прошлого, чтобы построить что-то новое. При этом Базаров уточнял, что задачей его поколения является только разрушение общепринятых и сформировавшихся основ, а не создание замены. Евгений отрицал любовь, семейные ценности, красоту природы, поэзию, традиции и моральные устои народа, однако альтернативы предложить не мог и испытание любовью не выдержал. Его взгляды не оправдали себя, ведь он сам страстно полюбил женщину и не смог жить без нее. На смертном одре Базаров признал, что его вклад в развитие страны не был весомым, а народу его премудрости не нужны. Это говорит о том, что нельзя построить счастливое будущее, отвергая опыт и достижения прошлого.
  • «Обелиск», В.В. Быков. О каких событиях людям нельзя забывать? Я считаю, что человек не должен отметать воспоминания о подвигах его предков. Это доказывает пример из книги В. Быкова «Обелиск». Повествование начинается с того, что в деревне устанавливают памятник учителю, который добровольно последовал за своими учениками на казнь, чтобы поддержать их морально. Не все люди на этом мероприятии высказывались в пользу установки памятника. Кто-то не считал Мороза героем, ведь он не истреблял врагов, а сам им сдался. Однако в этом поселении все еще жил ученик, которого Мороз спас от расправы, рискуя своей жизнью. Он дал мальчику убежать, пока отвлекал солдата. Потом его долго избивали за это, но юный пленник смог укрыться в ледяной воде. При этом учитель не был виноват в диверсии своих учеников и сдался оккупантам только потому, что не хотел бросать детей. Его самоотречение является подвигом, который нельзя забывать. Алесь Мороз даже на войне смог защитить ценности мирного времени и показал людям, что отзывчивость, любовь и великодушие сильнее страха, смерти и страдания. Если мы будем помнить об этом, новой войны не будет.
  • Из зарубежной литературы

  • Харпер Ли, «Убить пересмешника». Почему нужно помнить об уроках войны? Потому что только так можно избежать повторения этих печальных событий. Если люди будут знать, чем опасна любая война, они не станут повторять ошибок, которые к ней привели. Поэтому писатели часто показывают нам, что будет, если итоги вооруженных столкновений канут в Лету. Так, Харпер Ли в романе «Убить пересмешника» показала, как люди забыли о том, что их предки отстаивали свободу афроамериканцев. Жители города, где произошло изнасилование, охотно поверили показаниям девушки, которая обвинила во всем чернокожего работника. Он же вину отрицал, но жителям было достаточно неточных и сбивчивых показаний потерпевшей. Все ополчились против невиновного человека, потому что его цвет кожи внушал подозрения из-за господствующих предрассудков. Один лишь адвокат Финч верил в невиновность подзащитного и доказал ее в суде, но даже тогда общественное мнение не смягчилось, а виновный остался на свободе и едва не убил детей Финча. Том же погиб в тюрьме. Всех этих последствий можно было бы избежать, если бы люди вспомнили, как их предки боролись за равные права для всех людей. Не признавая равенства с Томом, герои обесценили подвиг своих же прадедов и сделали их жертвы напрасными. 
  • Джеймс Клавелл, «Сёгун». Почему важно сохранить культуру древних цивилизаций? Нам она кажется архаичной и бесполезной, но ведь именно преемственность поколений в культуре делает возможным развитие народа. Это доказывает пример из романа Дж. Клавелла «Сёгун». Английский капитан, пережив шторм, случайно попал в Японию вместе с остатками своей команды. Блэкторн был сильно удивлен, увидев в «варварской» стране порядок, чистоту, высококлассную медицину и богатейшую культуру. Противопоставляя Японию родной Англии, он с горечью осознал, что его народ можно назвать отсталым по сравнению с теми людьми, с которыми он познакомился. Они поделились источником своих знаний: в их стране было принято бережно сохранять традиции, достижения и открытия прошлых веков. Каждая династия и эпоха оставляли свой след в культуре японцев и давали им возможность развивать свою локальную цивилизацию эффективнее. Они вели свое происхождения от древнейших времен и ничего не упускали из доставшегося им наследия. Вот почему так важно прислушиваться к голосам прошлого и извлекать из них мудрость.
  • Джеймс Клавелл, «Король крыс». Как сохранить память о подвигах во время войны? Этот вопрос не дает покоя многим историкам, но на него часто отвечают литераторы. Например, австралийский писатель Джеймс Клавелл, попавший в плен во время Второй Мировой войны, описал этот период своей жизни в романе «Король крыс». Он рассказал о жизни пленников в лагере «Чанги», где японцы содержали британских, американских и австралийских солдат. Офицеры и рядовые, вынужденные пребывать в полуголодном состоянии, не получали лекарств и должного ухода, но при этом упорно работали, расчищая болота без инструментов и техники. В этих условиях нашелся человек, который наладил торговлю в лагере, несмотря на запреты, и этим помогал людям хоть как-то свести концы с концами. Однажды Кинг достал лекарства для одного из своих друзей и предотвратил ампутацию его руки. Однако после освобождения лагеря два друга разминулись, и заслуги Кинга были забыты, если бы не книга, оставшаяся напоминанием о мужестве, дружбе и храбрости этого человека, который сумел преобразить жизнь лагеря.
  • Ги де Мопассан, «Пышка». Какие подвиги важно помнить? Многие люди ответили бы, вспоминая освобождение города или бой за важный участок. Однако есть и такие поступки, которые никто не замечает в суете боевых действий, но они не менее, а может, и более значимы для истории человечества. Например, такой подвиг описал Ги де Мопассан в новелле «Пышка». Компания из нескольких французов покидала осажденный пруссаками город и недоумевала, ведь среди почтенных горожан затесалась публичная женщина. Как выяснилось, она бежала из родного города не потому, что спасала личные богатства, как ее попутчики, а из-за того, что набросилась на вражеского офицера с кулаками, ведь ненавидела оккупантов всей душой. Ее патриотическая ярость проявилась и на остановке, когда комендант захваченного населенного пункта захотел воспользоваться ее услугами. Она отказала, и комендант объявил, что не выпустит дилижанс, пока не получит своего. Попутчики, презрев гордость и социальную пропасть между собой и публичной женщиной, стали уговаривать ее уступить. В итоге патриотичный порыв Пышки был задушен этими просьбами. Но в пути все почтенные горожане стали игнорировать женщину, которая спасла их своей уступкой. Самопожертвование Пышки достойно вечной памяти, потому что ее пример учит нас быть добрее и щедрее. Даже во время войны эта славная женщина сохранила в сердце любовь к людям и пожертвовала своими убеждениями ради их спасения. Если бы все мы ценили друг друга больше, чем все остальное, то войны бы не было вовсе.
  • Виктор Гюго, «Отверженные». Почему без прошлого не может быть будущего? Потому что только преемственность поколений обеспечивает полноценное развитие. На опыте прошлого мы строим планы на будущее, учитывая все совершенные ошибки и используя приобретенные навыки. Это доказал Виктор Гюго в своем романе «Отверженные». Главный герой большую часть взрослой жизни провел на каторге, хотя совершил ничтожную кражу, чтобы спасти семью от голода. В тюрьме его сердце ожесточилось, он готов был мстить миру за его несправедливость. Но после освобождения он встретил епископа, который спас его от нового заключения, выдав кражу за недоразумение. Это событие перевернуло мировоззрение Жана Вальжана. После этого он решил посвятить жизнь помощи беднякам и добрым делам, а не злым. В память о помощи епископа он всегда хранил украденные у него серебрянные вещи. Воспоминание о них жгло его стыдом, но одновременно и очищало его душу. Они символизировали его преступное прошлое, которое стало основой для новой жизни — добродетельной и прекрасной. Без этих жизненных уроков он не стал бы господином Мадленом, который дал сотни рабочих мест беднякам и развил промышленность маленького городка. Его будущее стало прямым следствием прошлых лет, ведь он по собственному опыту знал, как страдают простые люди, и стремился помочь им. 
  • Джек Лондон, «Мартин Иден». Стоит ли вспоминать трагические события? Многие люди думают, что лучше похоронить негативные воспоминания и начать жизнь с чистого листа. Однако любой опыт, даже негативный, способствует развитию нашей личности. Подтверждение мы находим в романе Джека Лондона «Мартин Иден». Главный герой знакомится с людьми из высшего общества, влюбляется в девушку по имени Рут и решает добиться успеха, чтобы жениться на ней. Он упорно занимается самообразованием, читает книги и пишет свои рассказы и стихи. В этом постоянном труде ему помогают воспоминания о суровых испытаниях судьбы моряка. Он побывал на острове прокаженных, не раз тонул и переживал бунты на корабле. Все эти события в его памяти помогали ему сосредоточиться и собрать волю в кулак для достижения своих целей. Он не хотел вернуться к той жизни, которую вспоминал, и прикладывал все усилия для того, чтобы добиться большего.
  • Джеймс Клавелл, «Гайдзин». Должен ли человек чтить память предков? Конечно же, да, ведь мы наследуем их опыт и достижения, чтобы преумножить их и завещать нашим потомкам. Их вклад в нашу жизнь достоин уважения. Это доказывает пример из романа Дж. Клавелла «Гайдзин». Малкольм Струан был потомком знаменитого в Азии бизнесмена — Дирка Струана. Герой с детства готовился занять место руководителя компании и знал всю биографию деда наизусть. Из нее он делал полезные выводы, которые помогли ему стать достойным продолжателем семейного дела. Решая свою судьбу, он всегда задавал себе вопрос: «А что бы сделал Дирк на моем месте?». Эти размышления способствовали нахождению правильного ответа. Пример деда и его бизнес стали богатством рода Струанов. Все они почитали своего родоначальника и учились у него даже после его кончины. Это дало им неоспоримые преимущества в борьбе за азиатский рынок.
  • Виктор Гюго, «Собор Парижской Богоматери». Как сохранить памятники культуры? Этот вопрос волновал многих прогрессивных мыслителей, в числе которых был и знаменитый писатель Виктор Гюго. Сложно поверить, но в истории Франции был период, когда никто не заботился об архитектурном наследии страны. Знаменитый на весь мир собор оказался заброшенным и ветхим строением, которое было обречено на разрушение. Тогда автор, который любил этот храм, написал в честь него роман «Собор Парижской Богоматери», который стал необычайно популярен. В этой книге он описал богатое убранство и великую историю здания, частью которой стала история Эсмиральды и Квазимодо. Он подчеркнул его архитектурную уникальность и культурную значимость для города и оказался прав. Сегодня собор стал центром притяжения для туристов со всего мира. А сохранился он благодаря книге Гюго, которая привлекла внимание общественности к проблеме разрушения собора. Только после успеха книги здание реконструировали и сберегли до наших дней.
  • Александр Дюма, «Королева Марго». Какие люди оставляют свой след в истории? Обычно нам свойственно запоминать и описывать ярких личностей, которые имели какие-либо таланты или отличительные особенности. Например, Александр Дюма в романе посвятил цикл романов личности Генриха Наварского, который привел к власти свою династию Бурбонов, сменив предыдущую ветвь Валуа. Этот хитрый, умный и мужественный человек, дальновидный политик и отважный воин, смог победить могущественных врагов и привести свой народ к процветанию. Он вырвался из плена Екатерины Медичи и смог спасти свой край от расправы католиков, которые объявили геноцид гугенотов. Автор воспевает его способность просчитывать шаги на пути к цели и манипулировать людьми, которые могли быть ему полезны. Несмотря на испытания властью, любовью, дружбой, герой не стал чёрствым и эгоистичным политиком. Он искренне любил, дружил и был верен своему слову. Эти качества в исторической личности восхитили писателя, поэтому он увековечил образ этого Генриха Наварского, как сделали это многие историки Франции, признающие его значимость в процессе становления страны.
  • Эрих-Мария Ремарк, «На западном фронте без перемен». О каких событиях людям нельзя забывать? Очевидно, мы не имеем права предать забвению преступления против человечества и их последствия, иначе все эти ужасы повторятся вновь. Так, Э.М. Ремарк в своем знаменитом романе «На западном фронте без перемен» описал фронтовую жизнь и воспоминания обыкновенного немецкого солдата, которого правительство вовлекло в ненужную ему войну. Неопытного юношу обманули еще в школе, когда к ним на уроки приходил штабной офицер и рассказывал красочные истории про кровопролитие. Дети поверили ему и записались добровольцами на фронт, чтобы нападать на другие страны и разорять чужие дома. Истину герой понял только на передовой, где нашел не подвиги и славу, а страх, боль и голод. Он и его товарищи окончательно разочаровались в своих иллюзиях и однажды даже избили того штабного офицера, который привез очередную партию новобранцев. Автор в своем повествовании делает акцент на том, что правительство предало собственный народ и направило этих юношей на смерть. Мы не можем забыть об этом преступлении, иначе наши потомки станут жертвой такого же бесчеловечного обмана.
  • Предыдущая

    Банк аргументовАргументы по направлению «Я и другие» для итогового сочинения

    Следующая

    Банк аргументовПроблемы и аргументы для сочинения ЕГЭ на тему: Патриотизм

    Понравилась статья? Поделить с друзьями:

    Новое и интересное на сайте:

  • На западе мещерского края на так называемой боровой егэ сочинение
  • На западе мещерского края на так называемой боровой егэ ответы
  • На заочное обучение нужны результаты егэ
  • На закате дня в тихое солнечное предвечерье сочинение егэ астафьев проблема
  • На закате дня в тихое солнечное предвечерье сидел я на деревянном помосте пристани сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии