Сведения об авторе
Ф.И.О.: Макарова Эльвира Ильдаровна
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20» Московского района г.Казани
Должность: учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебной работе
Название работы: методическая разработка занятия элективного курса «Сочинения разных жанров: рецензия…»
Тема занятия: Способы выражения авторской позиции в тексте на примере анализа рассказа В.П.Астафьева «На закате дня». (К3)
Год выполнения: 2013 год
Идея выше факта
О.Бальзак
Написание сочинения – рецензии при выполнении части 3(С) по русскому языку на Едином государственном экзамене является для учащихся задачей трудной и требующей точного и глубокого понимания исходного текста. Одним из критериев оценивания творческой работы является выявление у выпускников умения определять и формулировать позицию автора (К3), которая отражает его идейный замысел. Оттого, насколько верно сумеет ученик ответить на главный проблемный вопрос текста, то есть понять его смысл, зависит написание главной части сочинения – рассуждения, в которой пишущий должен аргументированно выразить собственное отношение к позиции автора анализируемого текста. Поэтому представляется наиболее важным формирование умения верно понимать и интерпретировать смысл прочитанного.
Для анализа учащимся предлагаются, как правило, тексты публицистического или художественного стилей. В публицистических позиция автора обычно очевидна, она бывает выражена достаточно четко, понятно, сформулирована в отдельных предложениях, тогда как в текстах художественных авторы избегают прямых выводов, поэтому понимание идеи требует специального анализа, что вызывает определенные затруднения школьников.
Р. Стивенсон утверждал: «Успех произведения зависит не только от того, кто его написал, но и, в неменьшей степени, от врождённого чутья того, кто его прочитал». Однако это чутьё можно развивать, используя навыки анализа художественного текста.
План урока
Учитель:— Что собой представляет позиция автора в тексте?
Ученики: — Это ответ на главный проблемный вопрос, который можно задать к тексту.
— Это главная мысль текста, его идея.
Учитель: — Какие вопросы можно задать к тексту, чтобы сформулировать позицию автора?
Ученики: — Что хотел сказать автор?
— Какова цель его высказывания?
-Как он сам относится к поставленной проблеме?
-Какие чувства, мысли, переживания испытывает автор, поднимая эту проблему?
-Чему учит текст?
Учитель: — Как автор может относиться к изображаемому?
Ученики: — положительно, отрицательно, неоднозначно, двойственно, серьёзно, скептически, иронично, осуждающе, с восхищением, с сожалением, с горечью, с радостью…
Учитель: позиция автора в тексте может быть представлена как прямо, так и косвенно, способы её выражения представлены в таблице
Позиция автора в тексте может быть выражена |
|
прямо |
косвенно |
— в отдельных предложениях текста; — в прямом обращении к читателю; — в лирических отступлениях; — ремарках; — в названии текста |
— в эпиграфе; — в названии текста; — во вставных эпизодах; — в художественных приёмах, деталях; — в речевой характеристике; — в портретной характеристике; — пейзаже; — описании интерьера; — мыслях героев; — в модальном плане текста (оценочная лексика, риторическая лексика, многоточия, порядок слов, вводные слова, лексические повторы, модальные слова, частицы…) |
Чаще в текстах публицистического стиля |
Чаще в текстах художественного стиля |
Учитель: В центре нашего внимания сегодня текст по рассказу В.П.Астафьева «На закате дня» из 4 тетради цикла «Затеси».
-Чтение текста В.П.Астафьева.
(1)На закате дня, в тихое солнечное предвечерье, сидел я на деревянном помосте пристани, парохода дожидался, обняв чехол с удочками, будто самую желанную женщину. (2)На одной со мною скамье вольно расположились три девицы, бравшие впереди меня билеты. (3)Одеты и накрашены они были с той щедростью, которая с первого взгляда выдает заскорузлую провинцию, тужащуюся утереть нос столице, и не одной, а всем сразу.
(4)Девицы не щебетали, не жеманились, не хихикали. (5)Они вели себя с той вальяжной томностью, которую где-то увидели, подхватили, усвоили, а усваивая, удвоили и утроили. (6)Они неторопливо и даже как бы нехотя потребляли мороженое.
(7)По деревянному перрону медленно двигалась с метлой усталая пожилая женщина в синем запыленном халате, в рабочих ботинках и белом, по-старинному глухо повязанном платке.
(8)Молча выметая мусор из-под ног, женщина прошла нашу скамью, заканчивала уже работу, когда на пристани объявился всем улыбающийся опрятный мальчик в старенькой ермолке и начал ей помогать. (9)Он подбирал бумажки, бросал их в ящик, и женщина что-то ему тихо говорила: хвалила, видать. (10)Мальчик, судя по всему, когда-то душевно переболевший, чистосердечно радовался похвале матери ли, родственницы ли, а может, и совсем незнакомой женщины, старался изо всех сил, ладонями сгреб мусор, понес его, словно пойманную пташку. (11)Женщина распрямилась, вытряхнула из рук мальчика сор и, что-то ему тихо выговаривая, терла ладони полой халата, и он преданно смотрел ей в рот, ловил затуманенный усталостью взгляд и все улыбался.
(12)Одна девица домучила мороженое, скомкала обертку, небрежно швырнула ее под ноги и, широко зевая, лениво потянулась, забросив руки за спинку скамьи. (13)Две другие девицы также шлепнули намокшую бумагу о доски и тоже скуксились, как бы решая утомленно, куда себя девать или чего еще выкушать?
(14)Подошел мальчик, подобрал бумажки и укоризненно сказал:
(15)— Тетенька подметает, а вы сорите. (16)Как нехорошо!
(17)— Ой, дурак! Дурак! — тыча в него пальцами, оживились девицы.
(18)Лицо мальчика дрогнуло. (19)Еще плавала улыбка, делающая лицо мальчика отстраненно-печальным и в то же время доверчиво-ласковым, как у всех детей, когда они исполняют добрую работу, радуются сами себе и тому, что полезны, необходимы кому-то.
(20)Женщина, закончившая работу, с трудом разняла руки мальчика, в которых он затискал мокрые обертки от мороженого, бросила их в тележку и пошла, ни слова не сказав девицам, лишь слегка покачала головой — перевидела она, должно быть, всякого народу, натерпелась всякой жизни. (21) Мальчик догнал тележку, взялся подталкивать ее сзади и снова улыбался всем встречным и поперечным, забыв летучую обиду, потому что снова у него было дело и он кому-то был нужен.
(22)— Девушки! (23)Вы не в педучилище ли сдавать экзамены приезжали?
(24)— Ой! А как вы узнали?! — соседки мои с настороженным вниманием уставились на меня: не набиваюсь ли на знакомство?
(25)— Понимаете, какое дело: есть профессиональные отличия, уже укоренившиеся, отштампованные. — (26)И безбожно засластил пилюлю: — (27)По вдохновению на лицах и наитончайшему такту в вас уже угадываются будущие педагоги.
(28)— А-а! — согласились девицы и обмякли. (29)Благодушие, наигранная леность, самодовольство занимали свое место на их лицах. (30)Лишь какое-то время спустя до одной девицы дошло:
(31)— Гражданин! — зыкнула она ломающимся басом. — (32)Если выпили, так не вяжитесь к людям! (33)Пошли отсюда, девочки! — (34)И, уходя, обрушила на меня тяжелый взгляд сытых глаз: — (35)Бр-родят тут всякие! (36)З-заразы!..
(37)Я сидел, обняв чехол с удочками. (38)На брусчатый въезд от причала поднималась женщина с тележкой. (39)Мальчик одной рукой помогал толкать тележку, другой на ходу подбирал мусор.
Учитель: — Каков стиль прочитанного текста?
Ученики: — Художественный.
Учитель: — Какова проблема исходного текста?
Ученики: — Отношение общества к людям умственно и физически неполноценным;
-проблема милосердия, толерантности.
Учитель: — Можем ли мы найти в тексте прямое указание на позицию автора к поднятой им проблеме?
Ученики: — Позиция автора выражена косвенно.
Учитель: — Для того чтобы определить позицию автора, идею текста, посмотрим, как она нашла воплощение в тексте, рассмотрим портретную, поведенческую характеристику героев рассказа, заполнив таблицу.
Детали, характеризующие «девиц» |
Детали, характеризующие женщину, убирающие на пристани, и мальчика |
Одеты и накрашены они были с той щедростью, которая с первого взгляда выдаёт заскорузлую провинцию, тужащуюся утереть нос столице, и не одной, а всем сразу. Они вели себя с той вальяжной томностью, которую где-то увидели, подхватили, усвоили, а усваивая, удвоили и утроили. Они неторопливо…нехотя потребляли мороженое. Одна девица домучила мороженое её под ноги, скомкала обёртку, небрежно швырнула…, лениво потянулась… Две другие девицы также шлёпнули намокшую бумагу о доски и тоже скуксились, как бы решая…, …чего ещё выкушать? …Тыча в него пальцами, оживились девицы. — Гражданин! – зыкнула она ломающимся басом. И, уходя, обрушила на меня тяжёлый взгляд сытых глаз. |
По деревянному перрону медленно двигалась с метлой усталая пожилая женщина… …всем улыбающийся опрятный мальчик… Мальчик, судя по всему когда-то душевно переболевший, чистосердечно радовался похвале матери… …старался изо всех сил, ладонями сгрёб мусор, понёс его, словно пойманную пташку. Женщина… что-то ему тихо выговаривала…, и он преданно смотрел ей в рот, ловил затуманенный усталостью взгляд и всё улыбался. …Мальчик…укоризненно сказал… Лицо мальчика дрогнуло. Ещё плавала улыбка, делающая лицо мальчика отстранённо-печальным и в то же доверчиво-ласковым, как у всех детей, когда они исполняют добрую работу… Женщина…ни слова не сказав девицам, лишь слегка покачала головой – перевидела она, должно быть, всякого народу, натерпелась всякой жизни. |
Учитель:— Какую тональность выбирает писатель при описании «девиц»? Какими средствами это достигается?
Ученики: — В.П.Астафьев описывает героинь с иронией, это выражается в том, что он называет их «девицами».
— Он подбирает оценочные эпитеты: «вальяжной томностью», «тяжёлый взгляд сытых глаз».
— Через поведение, внешние проявления показывает бездушие героинь.
— В их поведении подчеркивает душевную пустоту.
— Даже в выборе глаголов, характеризующих действия девиц, чувствуется скептическое отношение автора к девушкам: мороженое «потребляли», «домучила»; «скуксились»; «зыкнула», «обрушила».
Учитель: — Как меняется тон писателя, когда он говорит о женщине с мальчиком?
— Его чувства к женщине и мальчику контрастно по отношению к девушкам.
— В.П.Астафьев абсолютно серьёзен в описании женщины с мальчиком. Чувствуется его бережное, сочувственное, трогательное отношение к душевно больному ребенку.
— В изображении героев этого рассказа писатель использует антитезу: в описании девушек мы считываем осуждение их бесчувственности, грубости, в описании же женщины и мальчика – грустное сопереживание, уважение.
Учитель:- Каков, на ваш взгляд, смысл противопоставления героев рассказа «На закате дня» с точки зрения оценки автора?
Ученики: — В.П.Астафьев таким образом выражает свое отношение к героям, осуждая поведение «трех девиц» по отношению к мальчику, который вызывает явную симпатию писателя, несмотря на свою душевное нездоровье. «Девицы» в своей бездуховности кажутся, благодаря авторской оценке, более ущербными, нежели больной ребёнок, подкупающий своим добродушием.
Учитель: — Как, на ваш взгляд, помогает понять отношение автора к изображаемому диалог рассказчика с «девицами»?
Ученики: — После того как предположение рассказчика о том, что девушки приезжали поступать в педучилище, оказалось верным, в его словах звучит саркастическая насмешка: «По вдохновению на лицах и наитончайшему такту в вас уже угадываются будущие педагоги».
-После этой остроты наигранное «благодушие» слетело с девиц, вылилось в неприкрытую грубость.
— Автор, как мне кажется, опечален тем, что встреченные им на пристани невоспитанные, бестактные, хамоватые девушки — будущие педагоги, ведь подобное поведение противоречит самой идее педагогики, одной из самых гуманных областей человеческой деятельности.
Учитель: Как вы считаете, как удалось В.П.Астафьеву косвенно передать свое отношение к описанной им ситуации?
Ученики: — Позиция автора выражена в портретной характеристике героев рассказа, в их поступках, в речи.
-Отношение к изображаемому писателю удалось передать при помощи использования приема иронии, оценочной лексики.
— В основе создания характеров лежит прием антитезы, помогающий нам сравнить героев и сделать самостоятельный вывод о недопустимости цинизма, грубости по отношению к людям неполноценным, тем более когда речь идет о детях.
-Рассказанный эпизод подсказывает читателю, как нельзя себя вести по отношению к окружающим, то есть, писатель использует прием от противного, чтобы выразить свое отношение к тому, о чем пишет.
В качестве домашнего задания учащимся предлагается написать сочинение-рецензию на рассказ В.П.Астафьева «На закате дня».
Использованная литература:
1.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2013: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина. – Ростов н/Д: Легион, 2012. – 528 с.
2. Г.Т.Егораева. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие/ Г.Т.Егораева. – 6-е изд., стереотип – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 254 с. (Серия «ЕГЭ 100 балов»)
2) вопросительных предложений:
· Может ли отдельная личность влиять на ход истории? Такова проблема, которая привлекла внимание автора.
· Автор размышляет над судьбой родного языка и предлагает своим читателям задуматься чад следующей проблемой: в чём опасность распространения жаргонных слов?
3) процитировать:
В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы, в таких случаях можно использовать цитату:
· «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» — такова проблема, которая находится в центре внимания Д. С. Лихачёва.
В художественном тексте позиция автора, как правило, не выражена прямо. Читая такие тексты, как и при выявлении проблемы, важно обращать внимание на речь, портрет и, самое главное, на поступки героя.Ведь и в жизни мы лучше всего понимаем и вернее оцениваем человека по его речи и поступкам. Чтобы определить позицию автора художественного текста, нужно ответить на следующие вопросы:
1. Положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в поступках, словах, мыслях героя?
2. Как относятся к герою окружающие его персонажи?
3. Как сказываются поступки героя на других героях произведения?
4. Согласен автор с героем или нет?
5. Автор осуждает или одобряет поведение героя?
6. Что хотел сказать читателям автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?
Например, в рассказе В. Астафьева «На закате дня» авторская позиция не выражена прямо: писатель не даёт оценки действиям героев, словесно не выражает своего негативного отношения к девушкам. Однако портретные и речевые характеристики героев, их поступки, а также различные средства языковой выразительности (оценочная и разговорная лексика, метафоры, градация, авторская ирония, доходящая до сарказма) позволяют безошибочно определить позицию автора.
Задание, которое можно дать ученикам:
Прочитайте текст, обращая внимание на выделенные маркером элементы, которые позволяют выявить однозначную авторскую позицию.
На закате дня, в тихое солнечное предвечерье, сидел я на деревянном помосте пристани, парохода дожидался, обняв чехол с удочками. На одной со мною скамье вольно расположились три девицы, бравшие впереди меня билеты. Одеты и накрашены они были с той щедростью, которая с первого взгляда выдаёт заскорузлую провинцию, тужащуюся утереть нос столице, и не одной, а всем сразу.
Девицы не щебетали, не жеманились, не хихикали. Они вели себя с той вальяжной томностью, которую где-то увидели, подхватили» усвоили, а усваивая, удвоили и утроили. Они неторопливо и даже как бы нехотя потребляли мороженое.
По деревянному перрону медленно двигалась с метлой усталая пожилая женщина в синем запылённом халате, в рабочих ботинках и белом, по-старинному глухо повязанном платке.
Молча выметая мусор из-под ног, женщина прошла нашу скамью, заканчивала уже работу, когда на пристани объявился всем улыбающийся опрятный мальчик в старенькой ермолке и начал ей помогать. Он подбирал бумажки, бросал их в ящик, и женщина что-то ему тихо говорила: хвалила, видать. Мальчик, судя по всему, когда-то душевно переболевший, чистосердечно радовался похвале матери ли, родственницы ли, а может, и совсем незнакомой женщины, старался изо всех сил, ладонями сгрёб мусор, понёс его, словно пойманную пташку. Женщина распрямилась, вытряхнула из рук мальчика сор и, что-то ему тихо выговаривая, тёрла ладони полой халата, и он преданно смотрел ей в рот, ловил затуманенный усталостью взгляд и всё улыбался.
Одна девица домучила мороженое, скомкала обёртку, небрежно швырнула её под ноги и, широко зевая, лениво потянулась, забросив руки за спинку скамьи. Две другие девицы также шлёпнули намокшую бумагу о доски и тоже скуксились, как бы решая утомлённо, куда себя девать или чего ещё выкушать?
Подошёл мальчик, подобрал бумажки и укоризненно сказал:
— Тётенька подметает, а вы сорите. Как нехорошо!
— Ой, дурак! Дурак! — тыча в него пальцами, оживились девицы.
Лицо мальчика дрогнуло. Ещё плавала улыбка, делающая лицо мальчика отстранённо-печальным и в то же время доверчиво-ласковым, как у всех детей, когда они исполняют добрую работу, радуются сами себе и тому, что полезны, необходимы кому-то.
Женщина, закончившая работу, с трудом разняла руки мальчика, в которых он затискал мокрые обёртки от мороженого, бросила их в тележку и пошла, ни слова не сказав девицам, лишь слегка покачала головой — перевидела она, должно быть, всякого народу, натерпелась всякой жизни. Мальчик догнал тележку, взялся подталкивать её сзади и снова улыбался всем встречным и поперечным, забыв летучую обиду, потому что снова у него было дело и он кому-то был нужен.
— Девушки! Вы не в педучилище ли сдавать экзамены приезжали?
— Ой! А как вы узнали?! — соседки мои с настороженным вниманием уставились на меня: не набиваюсь ли на знакомство?
— Понимаете, какое дело: есть профессиональные отличия, уже укоренившиеся, отштампованные.— И безбожно засластил пилюлю: — По вдохновению на лицах и наитончайшему такту в вас уже угадываются будущие педагоги.
— А-а! — согласились девицы и обмякли. Благодушие, наигранная леность, самодовольство занимали своё место на их лицах. Лишь какое-то время спустя до одной девицы дошло:
— Гражданин! — зыкнула она ломающимся басом. — Если выпили, так не вяжитесь к людям! Пошли отсюда, девочки! — И, уходя, обрушила на меня тяжёлый взгляд сытых глаз: — Бр-родят тут всякие! 3-заразы!..
Я сидел, обняв чехол с удочками. На брусчатый въезд от причала поднималась женщина с тележкой. Мальчик одной рукой помогал толкать тележку, другой на ходу подбирал мусор.
(По В.Астафьеву)
Использованная литература: Русская язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной подготовки: учебно-методическое пособие / Н.А. Сенина, А.Г. Нарушевич. Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Легион, 2012
Сведения об авторе
Ф.И.О.: Макарова Эльвира Ильдаровна
Место работы: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №20» Московского района г.Казани
Должность: учитель русского языка и литературы, заместитель директора по учебной работе
Название работы: методическая разработка занятия элективного курса «Сочинения разных жанров: рецензия…»
Тема занятия: Способы выражения авторской позиции в тексте на примере анализа рассказа В.П.Астафьева «На закате дня». (К3)
Год выполнения: 2013 год
Идея выше факта
О.Бальзак
Написание сочинения – рецензии при выполнении части 3(С) по русскому языку на Едином государственном экзамене является для учащихся задачей трудной и требующей точного и глубокого понимания исходного текста. Одним из критериев оценивания творческой работы является выявление у выпускников умения определять и формулировать позицию автора (К3), которая отражает его идейный замысел. Оттого, насколько верно сумеет ученик ответить на главный проблемный вопрос текста, то есть понять его смысл, зависит написание главной части сочинения – рассуждения, в которой пишущий должен аргументированно выразить собственное отношение к позиции автора анализируемого текста. Поэтому представляется наиболее важным формирование умения верно понимать и интерпретировать смысл прочитанного.
Для анализа учащимся предлагаются, как правило, тексты публицистического или художественного стилей. В публицистических позиция автора обычно очевидна, она бывает выражена достаточно четко, понятно, сформулирована в отдельных предложениях, тогда как в текстах художественных авторы избегают прямых выводов, поэтому понимание идеи требует специального анализа, что вызывает определенные затруднения школьников.
Р. Стивенсон утверждал: «Успех произведения зависит не только от того, кто его написал, но и, в неменьшей степени, от врождённого чутья того, кто его прочитал». Однако это чутьё можно развивать, используя навыки анализа художественного текста.
План урока
Учитель:— Что собой представляет позиция автора в тексте?
Ученики: — Это ответ на главный проблемный вопрос, который можно задать к тексту.
— Это главная мысль текста, его идея.
Учитель: — Какие вопросы можно задать к тексту, чтобы сформулировать позицию автора?
Ученики: — Что хотел сказать автор?
— Какова цель его высказывания?
-Как он сам относится к поставленной проблеме?
-Какие чувства, мысли, переживания испытывает автор, поднимая эту проблему?
-Чему учит текст?
Учитель: — Как автор может относиться к изображаемому?
Ученики: — положительно, отрицательно, неоднозначно, двойственно, серьёзно, скептически, иронично, осуждающе, с восхищением, с сожалением, с горечью, с радостью…
Учитель: позиция автора в тексте может быть представлена как прямо, так и косвенно, способы её выражения представлены в таблице
Позиция автора в тексте может быть выражена |
|
прямо |
косвенно |
— в отдельных предложениях текста; — в прямом обращении к читателю; — в лирических отступлениях; — ремарках; — в названии текста |
— в эпиграфе; — в названии текста; — во вставных эпизодах; — в художественных приёмах, деталях; — в речевой характеристике; — в портретной характеристике; — пейзаже; — описании интерьера; — мыслях героев; — в модальном плане текста (оценочная лексика, риторическая лексика, многоточия, порядок слов, вводные слова, лексические повторы, модальные слова, частицы…) |
Чаще в текстах публицистического стиля |
Чаще в текстах художественного стиля |
Учитель: В центре нашего внимания сегодня текст по рассказу В.П.Астафьева «На закате дня» из 4 тетради цикла «Затеси».
-Чтение текста В.П.Астафьева.
(1)На закате дня, в тихое солнечное предвечерье, сидел я на деревянном помосте пристани, парохода дожидался, обняв чехол с удочками, будто самую желанную женщину. (2)На одной со мною скамье вольно расположились три девицы, бравшие впереди меня билеты. (3)Одеты и накрашены они были с той щедростью, которая с первого взгляда выдает заскорузлую провинцию, тужащуюся утереть нос столице, и не одной, а всем сразу.
(4)Девицы не щебетали, не жеманились, не хихикали. (5)Они вели себя с той вальяжной томностью, которую где-то увидели, подхватили, усвоили, а усваивая, удвоили и утроили. (6)Они неторопливо и даже как бы нехотя потребляли мороженое.
(7)По деревянному перрону медленно двигалась с метлой усталая пожилая женщина в синем запыленном халате, в рабочих ботинках и белом, по-старинному глухо повязанном платке.
(8)Молча выметая мусор из-под ног, женщина прошла нашу скамью, заканчивала уже работу, когда на пристани объявился всем улыбающийся опрятный мальчик в старенькой ермолке и начал ей помогать. (9)Он подбирал бумажки, бросал их в ящик, и женщина что-то ему тихо говорила: хвалила, видать. (10)Мальчик, судя по всему, когда-то душевно переболевший, чистосердечно радовался похвале матери ли, родственницы ли, а может, и совсем незнакомой женщины, старался изо всех сил, ладонями сгреб мусор, понес его, словно пойманную пташку. (11)Женщина распрямилась, вытряхнула из рук мальчика сор и, что-то ему тихо выговаривая, терла ладони полой халата, и он преданно смотрел ей в рот, ловил затуманенный усталостью взгляд и все улыбался.
(12)Одна девица домучила мороженое, скомкала обертку, небрежно швырнула ее под ноги и, широко зевая, лениво потянулась, забросив руки за спинку скамьи. (13)Две другие девицы также шлепнули намокшую бумагу о доски и тоже скуксились, как бы решая утомленно, куда себя девать или чего еще выкушать?
(14)Подошел мальчик, подобрал бумажки и укоризненно сказал:
(15)— Тетенька подметает, а вы сорите. (16)Как нехорошо!
(17)— Ой, дурак! Дурак! — тыча в него пальцами, оживились девицы.
(18)Лицо мальчика дрогнуло. (19)Еще плавала улыбка, делающая лицо мальчика отстраненно-печальным и в то же время доверчиво-ласковым, как у всех детей, когда они исполняют добрую работу, радуются сами себе и тому, что полезны, необходимы кому-то.
(20)Женщина, закончившая работу, с трудом разняла руки мальчика, в которых он затискал мокрые обертки от мороженого, бросила их в тележку и пошла, ни слова не сказав девицам, лишь слегка покачала головой — перевидела она, должно быть, всякого народу, натерпелась всякой жизни. (21) Мальчик догнал тележку, взялся подталкивать ее сзади и снова улыбался всем встречным и поперечным, забыв летучую обиду, потому что снова у него было дело и он кому-то был нужен.
(22)— Девушки! (23)Вы не в педучилище ли сдавать экзамены приезжали?
(24)— Ой! А как вы узнали?! — соседки мои с настороженным вниманием уставились на меня: не набиваюсь ли на знакомство?
(25)— Понимаете, какое дело: есть профессиональные отличия, уже укоренившиеся, отштампованные. — (26)И безбожно засластил пилюлю: — (27)По вдохновению на лицах и наитончайшему такту в вас уже угадываются будущие педагоги.
(28)— А-а! — согласились девицы и обмякли. (29)Благодушие, наигранная леность, самодовольство занимали свое место на их лицах. (30)Лишь какое-то время спустя до одной девицы дошло:
(31)— Гражданин! — зыкнула она ломающимся басом. — (32)Если выпили, так не вяжитесь к людям! (33)Пошли отсюда, девочки! — (34)И, уходя, обрушила на меня тяжелый взгляд сытых глаз: — (35)Бр-родят тут всякие! (36)З-заразы!..
(37)Я сидел, обняв чехол с удочками. (38)На брусчатый въезд от причала поднималась женщина с тележкой. (39)Мальчик одной рукой помогал толкать тележку, другой на ходу подбирал мусор.
Учитель: — Каков стиль прочитанного текста?
Ученики: — Художественный.
Учитель: — Какова проблема исходного текста?
Ученики: — Отношение общества к людям умственно и физически неполноценным;
-проблема милосердия, толерантности.
Учитель: — Можем ли мы найти в тексте прямое указание на позицию автора к поднятой им проблеме?
Ученики: — Позиция автора выражена косвенно.
Учитель: — Для того чтобы определить позицию автора, идею текста, посмотрим, как она нашла воплощение в тексте, рассмотрим портретную, поведенческую характеристику героев рассказа, заполнив таблицу.
Детали, характеризующие «девиц» |
Детали, характеризующие женщину, убирающие на пристани, и мальчика |
Одеты и накрашены они были с той щедростью, которая с первого взгляда выдаёт заскорузлую провинцию, тужащуюся утереть нос столице, и не одной, а всем сразу. Они вели себя с той вальяжной томностью, которую где-то увидели, подхватили, усвоили, а усваивая, удвоили и утроили. Они неторопливо…нехотя потребляли мороженое. Одна девица домучила мороженое её под ноги, скомкала обёртку, небрежно швырнула…, лениво потянулась… Две другие девицы также шлёпнули намокшую бумагу о доски и тоже скуксились, как бы решая…, …чего ещё выкушать? …Тыча в него пальцами, оживились девицы. — Гражданин! – зыкнула она ломающимся басом. И, уходя, обрушила на меня тяжёлый взгляд сытых глаз. |
По деревянному перрону медленно двигалась с метлой усталая пожилая женщина… …всем улыбающийся опрятный мальчик… Мальчик, судя по всему когда-то душевно переболевший, чистосердечно радовался похвале матери… …старался изо всех сил, ладонями сгрёб мусор, понёс его, словно пойманную пташку. Женщина… что-то ему тихо выговаривала…, и он преданно смотрел ей в рот, ловил затуманенный усталостью взгляд и всё улыбался. …Мальчик…укоризненно сказал… Лицо мальчика дрогнуло. Ещё плавала улыбка, делающая лицо мальчика отстранённо-печальным и в то же доверчиво-ласковым, как у всех детей, когда они исполняют добрую работу… Женщина…ни слова не сказав девицам, лишь слегка покачала головой – перевидела она, должно быть, всякого народу, натерпелась всякой жизни. |
Учитель:— Какую тональность выбирает писатель при описании «девиц»? Какими средствами это достигается?
Ученики: — В.П.Астафьев описывает героинь с иронией, это выражается в том, что он называет их «девицами».
— Он подбирает оценочные эпитеты: «вальяжной томностью», «тяжёлый взгляд сытых глаз».
— Через поведение, внешние проявления показывает бездушие героинь.
— В их поведении подчеркивает душевную пустоту.
— Даже в выборе глаголов, характеризующих действия девиц, чувствуется скептическое отношение автора к девушкам: мороженое «потребляли», «домучила»; «скуксились»; «зыкнула», «обрушила».
Учитель: — Как меняется тон писателя, когда он говорит о женщине с мальчиком?
— Его чувства к женщине и мальчику контрастно по отношению к девушкам.
— В.П.Астафьев абсолютно серьёзен в описании женщины с мальчиком. Чувствуется его бережное, сочувственное, трогательное отношение к душевно больному ребенку.
— В изображении героев этого рассказа писатель использует антитезу: в описании девушек мы считываем осуждение их бесчувственности, грубости, в описании же женщины и мальчика – грустное сопереживание, уважение.
Учитель:- Каков, на ваш взгляд, смысл противопоставления героев рассказа «На закате дня» с точки зрения оценки автора?
Ученики: — В.П.Астафьев таким образом выражает свое отношение к героям, осуждая поведение «трех девиц» по отношению к мальчику, который вызывает явную симпатию писателя, несмотря на свою душевное нездоровье. «Девицы» в своей бездуховности кажутся, благодаря авторской оценке, более ущербными, нежели больной ребёнок, подкупающий своим добродушием.
Учитель: — Как, на ваш взгляд, помогает понять отношение автора к изображаемому диалог рассказчика с «девицами»?
Ученики: — После того как предположение рассказчика о том, что девушки приезжали поступать в педучилище, оказалось верным, в его словах звучит саркастическая насмешка: «По вдохновению на лицах и наитончайшему такту в вас уже угадываются будущие педагоги».
-После этой остроты наигранное «благодушие» слетело с девиц, вылилось в неприкрытую грубость.
— Автор, как мне кажется, опечален тем, что встреченные им на пристани невоспитанные, бестактные, хамоватые девушки — будущие педагоги, ведь подобное поведение противоречит самой идее педагогики, одной из самых гуманных областей человеческой деятельности.
Учитель: Как вы считаете, как удалось В.П.Астафьеву косвенно передать свое отношение к описанной им ситуации?
Ученики: — Позиция автора выражена в портретной характеристике героев рассказа, в их поступках, в речи.
-Отношение к изображаемому писателю удалось передать при помощи использования приема иронии, оценочной лексики.
— В основе создания характеров лежит прием антитезы, помогающий нам сравнить героев и сделать самостоятельный вывод о недопустимости цинизма, грубости по отношению к людям неполноценным, тем более когда речь идет о детях.
-Рассказанный эпизод подсказывает читателю, как нельзя себя вести по отношению к окружающим, то есть, писатель использует прием от противного, чтобы выразить свое отношение к тому, о чем пишет.
В качестве домашнего задания учащимся предлагается написать сочинение-рецензию на рассказ В.П.Астафьева «На закате дня».
Использованная литература:
1.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2013: учебно-методическое пособие/ Н.А.Сенина. – Ростов н/Д: Легион, 2012. – 528 с.
2. Г.Т.Егораева. Русский язык. Выполнение задания части 3(С): учебно-методическое пособие/ Г.Т.Егораева. – 6-е изд., стереотип – М.: Издательство «Экзамен», 2007. – 254 с. (Серия «ЕГЭ 100 балов»)
Сочинение ЕГЭ:
“… вслушиваясь в мудрую печаль нетленных слов.” С этой фразы мне хотелось бы начать своё сочинение по тексту В.П. Астафьева. О проблеме исторической памяти, об опыте наших предков повествует известный писатель. Мне кажется, что именно в этом сочетании слов проявляются ключевые моменты данного публицистического произведения: о мудрости и нетленности исторической памяти говорит автор.
Ни для кого не секрет, что о проблеме исторической памяти задумывались задолго до нас. Одно из ярких доказательств — рассвет классицизма в 17-18 веках, возвращающий культуру, искусство к эпохе античности, «связывающей» поколения. В предложенном мне тексте автор 20 века рассматривает проблему на примере гелатского собора, обращаясь к истории взаимоотношений царя Давида, построившего храм, и монгольских завоевателей. Публицист упоминает о том, что грузины сохраняют сооружение в том самом , оставшемся после вандалов виде. Несомненно, В.П. Астафьев утверждает необходимость исторической памяти.
Позиция автора не выражена явно, но она понятна каждому читателю. Обращают на себя внимание эпитеты: “печально”, “темным и холодным”, “не убитый”, “оскверненный”, заставляющие вместе с В.П. Астафьевым испытывать чувство вины за то, что не всегда выражаем уважение предкам, а ведь должны! Перечитывая текст, понимаю, что автора восхищает отношение местных жителей к собору:” Но грузины наизусть знают надпись над прахом Давида-строителя и охотно переводят ее”. Писатель убеждает нас помнить о прошлом своего народа, трепетно беречь его.
На мой взгляд, автор наиболее точно отразил мнение каждого из нас по этой проблеме. Несмотря на то что я являюсь уже четвертым поколением после Великой Отечественной войны, в моей семье до сих пор уважают и чтят память о прадедушках и прабабушках, сражавшихся за в священные годы за честь народа, страны. Именно поэтому я не могу не согласиться с В.П. Астафьевым.
Проблему исторической памяти рассматривали многие писатели. В их числе М. Гелприн, Ч. Айтматов, Р. Брэдбери. К роману “451 градус по Фаренгейту” последнего мне хотелось бы обратиться. В своём произведении автор рассуждает о бессмысленности человеческой жизни без информации о прошлом, заключенной в книгах. Только благодаря им мы можем перенять бесценный опыт, который оставили нам предки. Писатель решает проблему, показывая главного героя Монтэга, встретившего людей, отказавшихся от беззаботной жизни, личных привязанностей, имени. Их главная цель — сохранить и передать информацию, содержащуюся в книгах, заученную наизусть. Р. Брэдбери призывает нас чтить прошлое, передавать знания из поколения в поколение.
В качестве доказательства своей позиции мне хочется обратиться к популярному сегодня роману “Дающий” Лоис Лоури. В этом произведении рассказывается о людях, которым стерли память, чувства, эмоции. Почему-то в коммуне решили, что такое общество станет идеальным. Но на самом деле по самым трудным вопросам старейшины всегда обращались за помощью к Дающему, который хранил память о предыдущих поколениях. Даже в антиутопическом обществе понимали, что без опыта и знаний наших предков сложно разрешить проблемы в настоящем. Л. Лоури показывает нам, какую ценность представляет прошлое для людей.
В.П. Астафьев, Л.Лоури, Р.Брэдбери – в произведениях каждого из этих авторов звучит просьба не забывать о том, что нет без прошлого ни настоящего, ни будущего.
Текст В.П. Астафьева
В глубине Грузии есть местечко Гелати. Здесь курятся сизой растительностью склоны гор и по белым развалинам старой академии, в которой, по преданию, учился гениальный певец этой земли Шота Руставели, ползут и переплетаются бечевки мелколистного растения с могильно-черными ягодами, которые даже птицы не клюют.
Здесь же стоит тихий и древний собор с потускневшим от времени крестом на маковице. Собор, воздвигнутый еще Давидом-строителем в далекие и непостижимые, как небесное пространство, времена.
Все замерло и остановилось в Гелати. Работает лишь время, оставляя свои невеселые меты на творениях рук человеческих.
Вот дарница — огромное деревянное дупло, куда правоверные, приходившие поклониться Богу и памяти зодчих, складывали дары свои: хлебы, фрукты, кусочек сушеного мяса или козьего сыра.
В чистом и высоком небе качался купол собора с крестом, а неподалеку совсем по-российски, беззаботно пел жаворонок, трещали кузнечики в бурьяне да заливались синицы в одичалом лесу.
Медленно и тихо ступил я в собор. Он был темен от копоти. С высокого купола по стенам собора скатывались тяжелые серые потеки. В разрывах черной копоти, в извилинах нержавеющих потеков виднелись клочки фресок. И то проступал скорбный глаз пресвятой Матери-Богородицы, то окровавленная нога распятого Спасителя, то лоскут святой одежды, поражающий чистотою красок.
Мне объяснили: по дикому обычаю завоеватели-монголы в каждой православной церкви устраивали конюшни и разводили костры. Но царь Давид ставил собор на века, и меж кровлей купола по его велению была налита прослойка свинца. От монгольских костров свинец расплавился, и потоки его обрушились на головы чужеземных завоевателей. Они бежали из Гелати в панике, считая, что их карающим дождем облил православный Бог.
Грузины сохраняют собор в том виде, каким покинули его ужаснувшиеся завоеватели.
Печально сердце гелатского собора, хмур и обветрен лик его, вечна и скорбна тишина в нем. Память темным и холодным крылом опахивает здесь человеческое сердце.
Совсем уж тихо, с опущенной головой покинул я оскверненный, но не убитый храм и теперь только заметил у входа в собор массивную гранитную плиту, уже сношенную ногами людей. ‘
На белой, грубо тесанной плите вязь причудливой грузинской письменности. Иные буквы и слова уже стерты ступнями человеческими.
Но грузины наизусть знают надпись над прахом Давида-строителя и охотно переводят ее, не забывая упомянуть при этом, что грузинский царь на сколько-то сантиметров выше Петра Великого, и потому так огромна плита на могиле его.
На плите остался завет творца: «Пусть каждый, входящий в этот храм, наступит на сердце мое, чтобы слышал я боль его…»
Все вокруг приглушило дыхание, вслушиваясь в мудрую печаль нетленных слов. (По В. П. Астафьеву)
Еще сочинения по данному тексту
Помогите написать сочинение рассуждение по типу УГЭ
На закате дня, в тихое солнечное предвечерье, сидел я на деревянном помосте пристани, парохода дожидался, обняв чехол с удочками, будто самую желанную женщину. На одной со мною скамье вольно расположились три девицы, бравшие впереди меня билеты. Одеты и накрашены они были с той щедростью, которая с первого взгляда выдает заскорузлую провинцию, тужащуюся утереть нос столице, и не одной, а всем сразу: уж если штаны, так не штаны, а «шкеры», на полметра ширше, чем у «ихих»; ежели краски на лицо, так без нормы. По норме-то и родители нажились…
Девицы не щебетали, не жеманились, не хихикали. Они вели себя с той вальяжной томностью, которую где-то увидели, подхватили, усвоили, а усваивая, удвоили и утроили. Они неторопливо и даже как бы нехотя потребляли мороженое, заголяя наманикюренными вишневыми ноготками хрустящую оболочку, и лениво перебрасывались фразами на предмет, кто во что и как одет. Особенным, каким-то закоренело- неприязненным их вниманием пользовались девушки, и потому, как часто раздавалось: «Фи-фи-и! Пугало! Вырядилась!..» — выходило, что все хуже их одеты и вообще неполноценны.
По деревянному перрону медленно двигалась с метлой усталая пожилая женщина в синем запыленном халате, в рабочих ботинках и белом, по-старинному глухо повязанном платке. Она вытряхивала в ящик, приставленный к тележке, мусор из железных урн, сметала с перрона бумажки и окурки в совок, и когда подошла к скамьям, пассажиры неохотно, кто и с ворчанием, задирали ноги, потому что всем ожидающим скамей не хватало, и если покинешь место, его могут занять.
Молча выметая мусор из-под ног, женщина прошла нашу скамью, заканчивала уже работу, когда на пристани объявился всем улыбающийся опрятный мальчик в старенькой ермолке и начал ей помогать. Он подбирал бумажки, бросал их в ящик, и женщина что-то ему тихо говорила: хвалила, видать. Мальчик, судя по всему, когда-то душевно переболевший, чистосердечно радовался похвале матери ли, родственницы ли, а может, и совсем незнакомой женщины, старался изо всех сил, ладонями сгреб мусор, понес его, словно пойманную пташку. Женщина распрямилась, вытряхнула из рук мальчика сор и, что-то ему тихо выговаривая, терла ладони полой халата, и он преданно смотрел ей в рот, ловил затуманенный усталостью взгляд и все улыбался.
Одна девица домучила мороженое, скомкала обертку, небрежно швырнула ее под ноги и, широко зевая, лениво потянулась, забросив руки за спинку скамьи. Две другие девицы также шлепнули намокшую бумагу о доски и тоже скуксились, как бы решая утомленно, куда себя девать или чего еще выкушать?
Подошел мальчик, подобрал бумажки и укоризненно сказал:
— Тетенька подметает, а вы сорите. Как нехорошо!
— Ой, дурак! Дурак! — тыча в него пальцами, оживились девицы.
Лицо мальчика дрогнуло. Еще плавала улыбка, делающая лицо мальчика отстраненно-печальным и в то же время доверчиво-ласковым, как у всех детей, когда они исполняют добрую работу, радуются сами себе и тому, что полезны, необходимы кому-то. Но она, эта улыбка больного, ущербного человека, уже сделалась лишней, отделилась от лица, а само лицо, разом осунувшееся, обрело выражение той унылой покорности, какая бывает у стариков, навсегда приговоренных доживать век в немощах, в тоске, в безнадежности.
Женщина, закончившая работу, с трудом разняла руки мальчика, в которых он затискал мокрые обертки от мороженого, бросила их в тележку и пошла, ни слова не сказав девицам, лишь слегка покачала головой — перевидела она, должно быть, всякого народу, натерпелась всякой жизни. Мальчик догнал тележку, взялся подталкивать ее сзади и снова улыбался всем встречным и поперечным, забыв летучую обиду, потому что снова у него было дело и он кому-то был нужен.
— Надо же! Дурак и шляется! И его не забирают…
— Девушки! Вы не в педучилище ли сдавать экзамены приезжали?
-Ой! А как вы узнали?! — соседки мои с настороженным вниманием уставились на меня: не набиваюсь ли на знакомство?
Я дал себя разглядеть — стар для знакомств — и повел разговор дальше:
— Понимаете, какое дело: есть профессиональные отличия, уже укоренившиеся, отштампованные. — И безбожно засластил пилюлю: — По вдохновению на лицах и наитончайшему такту в вас уже угадываются будущие педагоги.
— А-а! — согласились девицы и обмякли. Благодушие, наигранная леность, самодовольство занимали свое место на их лицах. Лишь какое-то время спустя до одной, под мужика стриженной и под шамана крашенной, девицы дошло:
— Гражданин! — зыкнула она ломающимся басом. — Если выпили, так не вяжитесь к людям! Пошли отсюда, девочки! — И, уходя, обрушила на меня тяжелый взгляд сытых глаз: — Бр-родят тут всякие! 3-заразы!..
Я сидел, обняв чехол с удочками. На брусчатый въезд от причала поднималась женщина с тележкой. Мальчик одной рукой помогал толкать тележку, другой на ходу подбирал мусор