На производственном собрании обсуждались не только вопросы трудовой егэ

Русский язык (Вариант 67)

  • 1
  • 2
  • 3
  • 4
  • 5

7. Установите соответствие между предложенияии и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ
А)  нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Б) ошибка в построении сложного предложения
В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Д) нарушение соотнесенности видовременной формы глаголов

ПРЕДЛОЖЕНИЯ
1)  На производственном собрании обсуждались не только вопросы трудовой дисциплины, а также и новые системы оплаты труда.
2)  Мы долго спорили над книгами, написанных известным телеведущим.
3)  В повести «Котловане» А.Платонов раскрывает перед нами трагические судьбы разных людей, у которых отняли и веру, и надежду, и цель в жизни.
4)  Следуя за Пушкиным, Достоевский показывает, насколько маленький человек может быть велик своей душой.
5)  Создавая образ героя, Гоголь показывает, что насколько общество черство к проблемам других.
6)  По прибытию в Париж я сразу же заметил Лувр.
7)  Читая исторические романы, события прошлых лет сразу же оживают в памяти.
8)  В своем романе «Герой нашего времени» Лермонтов раскрыл индивидуализм Печорина и рассматривает его психологию.
9)  Все, кто изучал процесс развития языка, знает о различных исторических изменениях.

 Запишите в поле ответа последовательность цифр без пробелов.

Русский язык ЕГЭ

Посмотрите видеоурок по этой теме

Заметили ошибку в тексте?
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter

(1)Античные учёные не отделяли географию от истории и философии. (2)Самостоя-тельной наукой она стала лишь на рубеже новой эры. (3) «…» научные труды древних, которые до-шли до наших дней, как бы сказали сейчас, комплексные: они включают сведения из нескольких областей знаний.

1. В каких из предложений верно передана ГЛАВНАЯ информация текста?

1. Античные учёные не отделяли географию от истории и философии, поэтому их научные труды включают сведения из нескольких областей знания.

2. Античные учёные не отделяли географию от истории и философии, самостоятельной наукой география стала только на рубеже новой эры.

3. Научные труды античных учёных содержат сведения из нескольких областей знания, поскольку в древности географию не отделяли от истории и философии.

4. Научные труды античных учёных, которые дошли до наших дней, носят комплексный характер: они включают сведения из нескольких областей знаний.

5. География стала самостоятельной наукой лишь на рубеже новой эры, поэтому географические сведения входили в комплексные научные труды древних.

2. Какое наречие должно стоять на месте пропуска в 3 предложении?

3. В каком значении слово ОБЛАСТЬ употреблено в 3 предложении?

1. Часть страны, государственной территории. Южные области России.

2. Крупная административно-территориальная единица. Автономная о. Московская о. Начальство из области (из областного центра; разг.).

3. чего или какая. Пределы, в к-рых распространено какое-н. явление, зона, пояс. О. вечнозелёных растений. Озёрная о.

4. чего или какая. Отдельная часть организма, участок тела. Боли в области печени.

5. перен.,чего. Отрасль деятельности, круг занятий, представлений. Новая о. науки.

4. Выпишите слово, в котором допущена ошибка в постановке ударения.

1. укрепИт 2. загнУтый 3. заселенА 4. понялА 5. крАны

5. В одном из предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. ОТКЛИКИ критиков, оценивших этот роман, были крайне негативны.

2. Для российских теннисистов исход матча оказался УДАЧНЫМ.

3. Репиным были созданы ЭФФЕКТИВНЫЕ многофигурные портреты «Славянские композиторы».

4. По глубине эмоций полёт – это ни с чем не СРАВНИМОЕ чувство.

5. СОПРОТИВЛЯЕМОСТЬ организма понижается тогда, когда он ослаблен.

6. Исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употребленное слово.

Эти подсчёты не играют существенного значения в решении задачи.

7. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

1. мебель для КУХОНЬ 2. прибежал ИЗ ДИСКОТЕКИ 3. УМНЕЕ всех

4. МОДНЫЙ кутюрье 5. выгодные ДОГОВОРЫ

8. Установите соответствие между предложениями и допущенными в них ошибками.

А) нарушение в построении предложения с ПО

Б) ошибка в построении сложного предложения

В) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение видовременной соотнесённости глагольных форм.

1) На производственном собрании обсуждались не только вопросы трудовой дисциплины, а также и новой системы оплаты труда.

2) Мы долго спорили над книгами, написанных известным телеведущим.

3) В повести «Котловане» А. Платонов раскрывает перед нами трагические судьбы разных людей, у которых отняли и веру, и надежду, и цель жизни, и само желание жить.

4) Следуя за Пушкиным, Достоевский показывает, что насколько маленький человек может быть велик своей душой, своими чувствами, и развивает в повести «Бедные люди», в романе «Преступление и наказание» тему «униженных и оскорблённых».

5) По прибытию в Париж я сразу же посетил Лувр.

6) Читая исторические романы, события прошлых лет словно оживают в памяти.

7) В своём романе «Герой нашего времени» М. Лермонтов раскрыл индивидуализм Печорина

и рассматривает не только его психологию, но и мировоззренческие основы его жизни.

8) Все, кто изучали процесс развития языка, знает о различных исторических изменениях на уровне фонетики, грамматики.

9) Осуждая своих современников, Лермонтов пишет, что «печально я гляжу на наше поколенье»

9. Укажите варианты, в которых пропущена безударная проверяемая гласная корня.

1) пол..тать, выр..сший, в..нтиляция

2) обог..щаться, аккомпан..мент, прир..щение

3) подр..внять (бороду), м..кать (перо), б..дминтон

4) неизгл..димый, др..жать, без уст.ли

5) экз..менатор, парад..ксальный, пол..скать (кошку)

10. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.

1) ра..тревожить, во..клицать, и..ведать

2) пр.ступный, пр..мкнуть (к движению), пр..мерзкая ситуация

3) пре..рассудок, по..ложный, по..обрать

4) пред..юльский, пред..нфарктный, с..змала

5) з..пирать, пр..делки, пр..бабка

11. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква.

1) выпяч..вать, заносч..вый 2) эмал..вый, удоста..ваться

3) бессонн..ца, податл..вый 4) летопис..ц, биологич..ский

5) приноравл..ваться, син..ватый

12. Укажите варианты, в которых пропущена одна и та же буква. Запишите его.

1) задремл..шь, ознаком..вшийся 2) отскоч..шь, увид..нный

3) останов..шься, прослуш..нный 4) затихн..шь, ожида..мый

5) расстел..шь, заморож..нный

13. В каком предложении НЕ со словом пишется СЛИТНО? Выпишите это слово.

1. Кусту сирени под окном (НЕ)МЕНЬШЕ десяти лет.

2. Воздух, ещё (НЕ)СТАВШИЙ знойным, приятно освежает.

3. (НЕ)СУЛИ журавля в небе, дай синицу в руки.

4. (НЕ)ПРАВИЛЬНЫЕ, но приятные черты лица придавали Насте сходство 
с матерью.

5. Честолюбие есть (НЕ)ЖЕЛАНИЕ быть честным, а жажда власти.

14. В каком предложении оба выделенных слова пишутся СЛИТНО? Выпишите эти 2 слова.

1. ЧТО(БЫ) наслаждаться зрелищем праздничного салюта, мы забрались (НА)ВЕРХ холма.

2. Следите (ЗА)ТЕМ, ЧТО(БЫ) дети не выбегали на проезжую часть.

3. (В)ПОСЛЕДСТВИИ нам пришлось (НЕ)РАЗ пожалеть о своём легкомыслии.

4. ЧТО(БЫ) избежать недоразумений, я решил поговорить с родителями (НА)ПРЯМУЮ.

5. (В)ТЕЧЕНИЕ часа мы шли по грунтовой дороге (В)ДОЛЬ небольшой реки.

15. Укажите цифры, на месте которых пишется одна буква Н.

Мещёрские челны выдолбле(1)ы из одного куска дерева, только на дли(2)ом носу и на корме они склёпа(3)ы кова(4)ыми гвоздями с большими шляпками.

16. В каких предложениях нужно поставить ОДНУ запятую?

1. В лесах я люблю речки с чёрной водой и жёлтыми цветами на берегах.

2. Он хотел было выехать со мною к тебе навстречу да почему-то раздумал.

3. В живом и колеблющемся кружеве листьев путается и трепещет синева осеннего неба.

4. Авдий пытался представить себе былые восточные базары в Индии Афганистане или Турции.

5. С глухим шумом крутятся дождевые потоки под ногами и падают на головы и плечи со скал и деревьев.

17. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Он остановился(1) прислушался (2) подняв голову (3) и быстро пошёл в направлении звуков (4) громче и ближе летевших (5) ему навстречу.

18. На месте каких цифр должны стоять запятые?

— Я жить без тебя не могу (1)
Я с первого дня это понял…
Как будто (2) на полном скаку
Коня (3) вдруг (4) над пропастью поднял.

Прилипли снежинки к виску.
И капли росы на ресницах…
Я жить без тебя не смогу (5)
И значит (6) ничто не случится. А. Дементьев

19. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Мы приехали задолго до начала представления (1) и (2) чтобы скоротать время (3) зашли в ближайшее кафе (4) где можно было выпить кофе и спокойно поговорить.

20. На месте каких цифр должны стоять запятые?

Вся катастрофа виделась ей в образе грозы (1) но (2) что молния поразит её (3) она сначала не думала и чувствовала себя за Сашей (4) спокойно и уверенно.

21. Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом. Запишите номера этих предложений.

(1)Кодра похоронили как героя, у ворот спасенных им Афин. (2)Над его могилой насыпали высокий курган и засеяли его пшеницею – в знак, что он отдал жизнь за счастье и процветание приемного отечества. (3) А старейшины, поразмыслив, постановили: после Кодра никто в Афинах не достоин носить имя «царь» – отныне глава государства будет выборным и будет называться просто правителем, по-гречески – архонтом. (4)Первые архонты в Афинах выби-рались пожизненно и только из числа потомков Кодра; потом только на десять лет; потом только на один год – и уже из любых знатных семейств. (5)Первые архонты управляли еди-новластно; потом в помощь такому архонту стали выбираться еще три, поделивших между собой три главные царские заботы, – архонт-жрец, архонт-воевода и архонт-судья; потом од-ного архонта-судьи стало мало, и начали выбирать целых шесть. (6)Так составилась коллегия девяти архонтов, управлявших Афинами в течение года; а отслужив свой срок, они станови-лись членами совета старейшин, заседавшего на холме бога Ареса – Ареопаге. (7)Так в Афинах власть царя сменилась властью знати – монархия сменилась аристократией.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27

(1)Однажды я прочитал удивительную книгу. (2)В ней рассказывалось, как мальчик и девочка, Карик и Валя, забрались в лабораторию знакомого профессора и выпили какую-то вкусную розовую жидкость, которая пахла персиками. (З)Потом мальчик и девочка сели на подокон-ник, болтая ногами, и тут… (4)Всё вокруг них начало неудержимо расти, а сами Карик и Валя стали такими маленькими, что запросто уместились на спине стрекозы, которая как раз опу-стилась на подоконник. (5)Стрекоза унесла их в дремучие заросли на берегу ручья. (6)И нача-лось путешествие двух человечков в зелёной стране, населённой удивительными «зверями» — муравьями, осами, бабочками, жуками. (7)Книга называлась «Приключения Карика и Вали». (8)Написал её прекрасный писатель Ян Ларри.

(9)Помню потом свои увлекательные мысленные странствия где-нибудь на лесной поляне.

(10)Я лежал на животе прямо в чаще зелёных трав — травинки кололись, муравьи забирались под майку, отчаянно щекотали, кусали, в носу свербило от острого аромата цветов, трав, зем-ли, а пылкое моё воображение следовало за каким-нибудь муравьём по узкой тропке среди толстенных травяных стволов, похожих на тропический бамбук.

(11)Я карабкался по толстым изогнутым лианам стеблей, пытаясь добраться до соблазни-тельных этих плодов, повисал на прохладных розоватых лопастях чашелистиков и наконец погружался в восхитительную, пахучую мякоть ягод, пачкаясь в алом липком соке…

(12)Потом, омывшись каплей росы, вскакивал на спину жука-жужелицы и, держась за острые края его ребристого, мутно блестящего панциря, мчался по неизвестным дорогам дремучих джунглей быстрее самого быстрого автомобиля…

(13)Я жил в дебрях какого-нибудь куста или в цветке, как Дюймовочка, летал на спине приручённой стрекозы над бескрайним океаном трав, как Карик и Валя…

(14)Ах, как жаль, что всё это только в воображении, как жаль!

(15)«Счастливая, невозвратимая пора -детство!» (16)Почему так быстро проходит оно? (17)Почему сами мы так легко и как будто даже охотно расстаёмся с ним? (18)3ачем? (19)Разве детская восторженность, внимательность, живость помешали бы нам заниматься «взрослыми» своими делами? (20)Не детской ли восторженностью, внимательностью, уме-нием видеть и удивляться отличались многие величайшие учёные, писатели, художники, путешественники? (21)Они были выше удручающей, однообразной рутины так называемой взрослой жизни — это и помогло им совершать открытия, создавать художественные произве-дения, отправляться на исследования новых земель. (22) Стремление к сугубой материаль-ности, беспрестанная оценка всего на свете с точки зрения утилитарной, сиюминутной, сплошь да рядом лишь экономической пользы не привели ли иных из нас к самой, может быть, страшной болезни двадцатого века — вещизму? (23)Вещизму со всеми вытекающими из этого печального явления последствиями: холодностью в отношениях друг с другом, неискренностью, бесчувствием, эгоизмом, забвением той необходимой истины, что люди всё-таки братья, что человек часть природы и что обращаться нам друг с другом, да и с природой, необходимо по-человечески…

(По Ю. Аракчееву)

Юрий Сергеевич Аракчеев (род. в 1939 г.) член Союза писателей и Союза фотохудожников России. Его статьи, рассказы, очерки и фотографии публиковались во многих газетах, журналах, книгах. Самыми известными из них являются: «Луна над пустыней», «Джунгли во дворе», «В Стране Синих Махаонов», «Путешествие в удивительный мир». Ю. Аракчеев является также автором около десятка книжек для самых маленьких в издательстве «Малыш»: «Часы», «Чудеса из глины», «Синеокая Ока» и др.

22. Какие из высказываний не соответствуют содержанию текста?

1. Стрекоза унесла Карика и Валю в дремучие заросли на берегу ручья.

2. Детская восторженность, внимательность, живость помешали заниматься взрослым своими делами.

3. Стремление к сугубой материальности привели иных из нас к самой страшной болезни двадцатого века — вещизму.

4. Многие величайшие учёные, писатели, художники, путешественники не отличались восторженностью и внимательностью.

5. Пылкое моё воображение следовало за каким-нибудь муравьём по узкой тропке среди толстенных травяных стволов.

23. Какие из утверждений являются ошибочными?

1. Предложения 10-11 содержат элементы описания.

2. В предложениях 1-6 представлено повествование.

3. В предложении 9 содержится вывод из содержания предложений 1-8.

4. Предложение 23 содержит ответ на вопрос, сформулированный в предл. 22.

5. В предложениях 15-20 представлено рассуждение.

24. Из предложений 21-23 выпишите фразеологизм.

25. Среди предложений 1-5 найдите такое, которое соединяется с предыдущим при помощи наречия и лексического повтора.

26. «Счастливая пора — детство. Сколько открытий дарует она человеку! И как замечательно было бы подольше сохранить детскую восторженность, внимательность, живость. Этой проблеме посвящён текст Ю. Аракчеева. Рассказывая о своих детских впечатлениях, полу-ченных после прочтения книги Яна Ларри «Приключения Карика и Вали», автор широко использует такой троп, как (А) ____(дремучие заросли, удивительными «зверями», увлека-тельные мысленные странствия, в восхитительную, пахучую мякоть и др.), предложения этой части текста изобилуют (Б) _____ (предл.10, 11, 12). Рассуждения о том, что даёт сохранение «детскости» и во взрослой жизни, начинаются с (В) _____ (предл. 14, 15) и целого ряда (Г) _____ (предл. 16, 17, 18, 19, 20)».

Список терминов:

1) эпитеты

2) сравнение

3) риторические вопросы

4) парцелляция

5) восклицательные предложения

6) ряды однородных членов

7) гипербола

8) синтаксический параллелизм

9) разговорная лексика и фразеология

1. Проблема детского восприятия мира. (Чем отличается детское восприятие мира от взрослого?)

1. Детское восприятие мира отличается

непосредственностью, умением удивляться.

2. Проблема сохранения непосредственности детского восприятия взрослыми людьми. (Чем может помочь детское восприятие мира человеку?)

2. Сохранение детской остроты восприятия

мира помогает людям совершать научные

открытия, создавать художественные

произведения, исследовать новые земли.

3. Проблема вещизма. (В чем опасность болезни 20 века — вещизма?)

3. Последствия вещизма с его сугубо

материальным, утилитарным взглядом на мир –

это эгоизм, неискренность, разобщенность людей.

Ответы:

1 – 13

2 – поэтому

3 – 5

4 – загнутый

5 – эффектные

6 – имеют

7 – с дискотеки

8 – 24387

9 – 45

10 – 34

11 – 134

12 – 45

13 – неправильные

14 – чтобы/ напрямую

15 — 123

16 – 24

17 – 123

18 – 1234

19 – 234

20 – 123

21 – 356

22 – 24

23 – 34

24 –сплошь да рядом

25 – 3

26 – 1653

Русский язык 11 класс — Практикум по орфографии и пунктуации — С. В. Драбкина 2018

Сочинительные союзы

Соединительные

Разделительные

Противительные

И

ДА (в значении И)

НИ-НИ

ТОЖЕ

ТАКЖЕ,

НЕ ТОЛЬКО, НО И КАК, ТАК И

ИЛИ

ЛИБО

ТО-ТО

НЕ ТО — НЕ ТО

ТО ЛИ — ТО ЛИ

А

НО

ДА (в значении НО)

ОДНАКО

ЗАТО

Учитесь на своих ошибках, признайте их и двигайтесь дальше.

(Стив Джобс.)

В следующий раз сделай или лучше, или по- другому.

(Китайская мудрость.)

Старайтесь стать не успешным, а ценным человеком

(Альберт Эйнштейн.)

Только тот по-настоящему счастлив и велик, кому не нужно ни подчиняться, ни приказывать для того, чтобы представлять собой что-то.

(Иоганн Вольфганг Гёте.)

Даже после поражения, после очередного падения снова поднимайся и стремись вперёд и вверх! Ты либо разобьёшься, либо у тебя за спиной вырастут крылья.

(Мария Эбнер-Эшенбах.)

Чудеса иногда случаются, но над этим приходится слишком много работать. (Хаим Вейцман.)

Тысячи путей ведут к заблуждению, да к истине — только один.

(По Жан-Жаку Руссо.)

Превозмогать себя и возвращаться к должному в себе — тоже проявлять истинную человечность.

(По Конфуцию.)

Бабушка занята своим делом — не то штопает, не то шьёт.

(Юрий Олеша.)

Многие люди считают, что у них доброе сердце, однако на самом деле у них просто слабые нервы…

(По Марии Эбнер-Эшенбах.)

Вещи невидимые, скрытые и непознанные порождают в нас большую веру, также сильнейший страх.

(Гай Юлий Цезарь.)

Великий человек совершает великие дела, зато хороший человек делает дела на века.

(По Марии Эбнер-Эшенбах.)

Запомните!

Одиночный союз и может соединять однородные члены или два простых предложения в составе сложного.

Перед одиночным союзом и запятая не ставится, если он соединяет однородные члены предложения.

Пример: Белка песенки поёт и орешки всё грызёт.

Перед одиночным союзом и запятая ставится, если он соединяет простые предложения в составе сложного.

Пример: Мир — это зеркало, и он возвращает каждому его собственное изображение.

Чтобы определить, что соединяет союз и (однородные члены или два простых предложения в составе сложного), применяйте следующий алгоритм:

  1) Выделите грамматические основы в предложении (это действие поможет определить, какая перед вами синтаксическая конструкция):

  • простое предложение (в нём одна грамматическая основа);

  • сложное предложение (в нём две и более грамматические основы).

  2) Помните о том, что следует отличать простое предложение с однородными сказуемыми от сложносочинённого:

  • если в предложении есть однородные сказуемые, то названные ими действия совершает одно лицо;

  • если предложение является сложносочинённым, то в нём разные лица совершают названные действия.

  3) Определите, нужна ли запятая перед союзом и:

  • запятая нужна, если предложение сложносочинённое;

  • запятая не нужна, если предложение простое с однородными членами, соединёнными одиночным союзом И.

Упражнение № 16

Выполните тест.

Задание № 1. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Мы опоздали из-за пробок на электричку ( ) и довольно долго пришлось ждать следующую.

  1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

  2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

  3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

  4) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

  Ответ: 4

Задание №2. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

  Раздался таинственный шорох ( ) и через минуту повторился вновь.

  1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

  2) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

  3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

  4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

  Ответ: 1

Задание №3. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Чехов никогда не стремился к нагромождению художественных деталей ( ) и лишние из них удалялись им при работе над текстом произведений.

  1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

  2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

  3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

4) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

  Ответ: 4

Задание № 4. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Этот учебник пользуется большой популярностью ( ) и за последнее десятилетие выдержал несколько переизданий.

  1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

  2) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

  3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

  4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

  Ответ: 1

Задание № 5. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

  Поздняя осень ( ) и листья опадают с деревьев.

  1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

  2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

  3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

  4) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

  Ответ: 4

Задание № 6. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

  Начните бегать по утрам ( ) и вы почувствуете прилив жизненных сил.

  1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

  2) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

  3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

  4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

  Ответ: 2

Задание № 7. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

  Солнце мало-помалу приближалось к горизонту ( ) и становилось чересчур прохладно.

  1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

  2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

  3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

  4) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

  Ответ: 4

Задание № 8. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

За время учёбы студенты пишут несколько исследовательских работ ( ) и в конце обучения они защищают дипломный проект.

  1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

  2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

  3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

  4) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

  Ответ: 4

Задание № 9. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

Дрожащими от волнения руками расстегнул он ворот рубашки и дышать ему сразу стало легче.

  1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

  2) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

  3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

  4) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

  Ответ: 2

Задание № 10. Укажите правильное объяснение постановки запятой или её отсутствия в предложении:

  Вокруг ни шороха ( ) и лошадь испуганно оглянулась на хозяина.

  1) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и запятая не нужна.

  2) Простое предложение с однородными членами, перед союзом и нужна запятая.

  3) Сложносочинённое предложение, перед союзом и запятая не нужна.

  4) Сложносочинённое предложение, перед союзом и нужна запятая.

  Ответ: 4

Упражнение № 17

Выделите грамматические основы и определите, что соединяет одиночный союз и: однородные члены предложения или два простых предложения в составе сложного. Расставьте недостающие знаки препинания, раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы.

Пройдёт какой(нибудь) месяц и Анна Сергеевна казалось Гурову покроется в его памяти туманом. Прошло однако больше месяца и наступила глубокая зима а в памяти он представлял Анну Сергеевну всё так (же) ясно точно ра(с/сс)тался с ней только вчера. Воспоминания разг..рались сильнее и от этого становилось всё мучительнее.

Гуров долго ходил по комнате и вспоминая даму с собачкой радостно улыбался. Воспоминания переходили в мечты и прошедшее в воображени… мешалось с тем что может произойти (в) последстви… .

На улице он провожал взглядом проходящих мимо женщин и затаив дыхание искал нет ли среди них похожей на неё.

Его томило сильное желание поделит…ся с кем(нибудь) своими воспоминаниями однако дома нельзя было говорить о своей любви и надеят…ся на понимание а вне дома не (с) кем. (В) следстви… этого приходилось говорить неопределённо о любви и о женщинах и никто не догадывался в чём дело.

Однажды ночью выходя из Докторского клуба вместе с одним чиновником он не удержался и (не) много подумав сказал:

Если б вы знали с какой очаровательной женщиной я познакомился в Ялте и как часто думаю о ней!

Чиновник сел в сани поехал но вдруг обернулся и громко окликнул:

Дмитрий Дмитрия давеча вы были правы осетрина (то) с душком!

Эти слова такие обычные и простые почему(то) вдруг возмутили Гурова и столь унизительными и нечистыми показались ему.

Гуров не спал всю ночь и затем весь день провёл он с головной болью.

Какие дикие нравы и какие (н..) чуть (не) интересные дни! (В) течени… всей недел… неистовая игра в карты обж…рство пьянство! (Н…) кому (не) нужные дела и разговоры всё об одном отхватывают на свою долю лучшую часть времени лучшие силы и в конце концов остается какая(то) куцая бе…крылая жизнь! Какая(то) ч…пуха и уйти и бежать от неё нельзя точно сидишь в сума…шедш…м доме или в арестантских ротах!

(А. П. Чехов «Дама с собачкой)

  Ответ:

Пройдёт какой-нибудь месяц, и Анна Сергеевна, казалось Гурову, покроется в его памяти туманом. Прошло, однако, больше месяца, и наступила глубокая зима, а в памяти он представлял Анну Сергеевну всё так же ясно, точно расстался с ней только вчера. Воспоминания разгорались сильнее, и от этого становилось всё мучительнее.

Гуров долго ходил по комнате и, вспоминая даму с собачкой, радостно улыбался. Воспоминания переходили в мечты, и прошедшее в воображении мешалось с тем, что может произойти впоследствии.

На улице он провожал взглядом проходящих мимо женщин и затаив дыхание искал, нет ли среди них похожей на неё.

Его томило сильное желание поделиться с кем-нибудь своими воспоминаниями, однако дома нельзя было говорить о своей любви и надеяться на понимание, а вне дома — не с кем. Вследствие этого приходилось говорить неопределённо о любви и о женщинах, и никто не догадывался, в чём дело.

Однажды ночью, выходя из Докторского клуба вместе с одним чиновником, он не удержался и, немного подумав, сказал:

— Если б вы знали, с какой очаровательной женщиной я познакомился в Ялте и как часто думаю о ней!

Чиновник сел в сани, поехал, но вдруг обернулся и громко окликнул:

— Дмитрий Дмитрия, давеча вы были правы: осетрина-то с душком!

Эти слова, такие обычные и простые, почему-то вдруг возмутили Гурова и столь унизительными, и нечистыми показались ему.

Гуров не спал всю ночь, и затем весь день провёл он с головной болью.

Какие дикие нравы и какие ничуть не интересные дни! В течение всей недели неистовая игра в карты, обжорство, пьянство! Никому не нужные дела и разговоры всё об одном отхватывают на свою долю лучшую часть времени, лучшие силы, и в конце концов остается какая-то куцая, бескрылая жизнь! Какая-то чепуха, и уйти и бежать от неё нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах!

Запомните!

Если в предложении два однородных сказуемых соединяются союзом и, имеют при себе одно и то же зависимое слово, то от каждого из этих сказуемых должен задаваться один и тот же вопрос к общему для них зависимому слову.

  Предложение построено неправильно:

Автор в этой статье исследует (что?) и рассуждает (о чём?) о природе света.

В этом предложении сказуемые имеют одно и то же зависимое слово «о природе», однако от первого сказуемого к нему задается вопрос что?, а от второго — О ЧЁМ?. Такое построение предложения недопустимо, так как нельзя, чтобы от глаголов-сказуемых к общему зависимому слову задавались разные вопросы.

  Правильные варианты построения этого предложения:

Автор в этой статье исследует (что?) и изучает (что?) природу света.

Автор в этой статье исследует (что?) природу света и рассуждает (о чём?) о ней.

Знание этого грамматического закона поможет вам при выполнении следующего задания ЕГЭ по русскому языку («Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками»).

Упражнение № 18

Выделите в каждом предложении однородные сказуемые и общее зависимое слово при них. Исправьте допущенные грамматические ошибки. Запишите правильные варианты построения предложений.

1) Слушатели передачи ожидали и надеялись на встречу с известным актёром.

2) Каждый день я поливал и любовался любимым цветком.

3) Зрители удивлялись и восхищались мастерством артиста.

4) Российские школьники изучают и с интересом занимаются английским языком.

5) Я давно увлекаюсь и люблю биологию.

6) Мы любим и гордимся своей школой.

Запомните!

Между однородными членами, соединёнными повторяющимся союзом И — И, ставится запятая.

  Пример: Горный поток и шумел, и пенился, и бился о скалы.

[и О, и О, и О].

(перед первым повторяющимся союзом И, при помощи которого начинается перечисление однородных членов, запятая не ставится. Запятая ставится перед вторым и третьим союзами И, используемыми при перечислении.)

  Примечание: запятая может ставиться перед первым повторяющимся союзом и, если однородный ряд был начат без этого союза.

  Пример: Горный поток шумел, и пенился, и бился о скалы.

[О, и О, и О].

(Перед первым однородным сказуемым повторяющийся союз и отсутствует, но на постановку запятых между однородными членами, соединенными повторяющимся союзом, это не влияет).

Упражнение № 19

Графически выделите в кружок части повторяющегося союза и-и. Правильно расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы.

1) По мнению большинства литературоведов п…е(с/сс)а А. П. Чехова «Вишнёвый сад» соединяет в себе черты и дра(м/мм)ы и комедии.

2) В соответстви… с традициями русской классической литературы в произведениях А. П. Чехова есть смех и смех сквозь слёзы и наконец просто слёзы.

3) Рассказы А. П. Чехова довольно коротки но внимательно вчитываясь в них за краткостью и вид…мой простотой можно найти глубину смысла и сложность построения и мастерство художестве(н/нн)ого исполнения.

4) Литературоведы давно отметили следующую особенность прозаических произведений А. П. Чехова писатель никогда не проповедует и не поучает и не вкладывает собстве(н/нн)ые выводы «в уста» героев а использует иные средства выражения авторской позиции более действенные и тонкие.

5) «В человеке должно быть всё прекрасно и лицо и одежда и душа и мысли» — эти слова доктора Астрова из п…е(с/сс)ы А. П. Чехова «Дядя Ваня» стали крылатыми.

6) На смену сюжетной напряж..ности у Чехова-дра(м/мм)атурга пришла психологическая напряженность выражающаяся и в (не) стыкующихся друг с другом репликах персонажей и в разорва(н/нн)ости диалогов и в паузах.

7) П…е(с/сс)а А. П. Чехова «Вишнёвый сад» по мнению литературоведов смешна и печальна и пожалуй трагична одновременно.

8) По воспоминаниям современников своим творчеством А. П. Чехов был близок и понятен и Толстому и Горькому и Мережковскому.

9) Диалог у А. П. Чехова пр…дельно лак…ничен и за каждой фразой кроется игра психологических смыслов и намёков и недоговорё(н/нн)остей.

10) В рассказах А. П. Чехова вещи и предметы быта обычно помогают понять характер героя и становятся его визитной карточкой и несут на себе отпечаток личности владельца.

  Ответ:

1) По мнению большинства литературоведов, пьеса А. П. Чехова «Вишнёвый сад» соединяет в себе черты и драмы, и комедии.

2) В соответствии с традициями русской классической литературы в произведениях А. П. Чехова есть смех, и смех сквозь слёзы, и, наконец, просто слёзы.

3) Рассказы А.П. Чехова довольно коротки, но, внимательно вчитываясь в них, за краткостью и видимой простотой можно найти глубину смысла, и сложность построения, и мастерство художественного исполнения.

4) Литературоведы давно отметили следующую особенность прозаических произведений А. П. Чехова: писатель никогда не проповедует, и не поучает, и не вкладывает собственные выводы «в уста» героев, а использует иные средства выражения авторской позиции, более действенные и тонкие.

5) «В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли» — эти слова доктора Астрова из пьесы А. П. Чехова «Дядя Ваня» стали крылатыми.

6) На смену сюжетной напряжённости у Чехова-драматурга пришла психологическая напряжённость, выражающаяся и в не стыкующихся друг с другом репликах персонажей, и в разорванности диалогов, и в паузах.

7) Пьеса А. П. Чехова «Вишнёвый сад», по мнению литературоведов, смешна, и печальна, и, пожалуй, трагична одновременно.

8) По воспоминаниям современников, своим творчеством А. П. Чехов был близок и понятен и Толстому, и Горькому, и Мережковскому.

9) Диалог у А. П. Чехова предельно лаконичен, и за каждой фразой кроется игра психологических смыслов, и намёков, и недоговорённостей.

10) В рассказах А.П. Чехова вещи и предметы быта обычно помогают понять характер героя, и становятся его визитной карточкой, и несут на себе отпечаток личности владельца.

Запомните!

Упражнение № 20

Подчерните однородные члены и графически выделите двойные союзы, которые их связывают. Расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы.

1) Для того что(бы) ощущать в себе счастье бе…пр…ста(н/нн)о даже в минуты скорби и печали нужно не только уметь довольствоват..ся настоящим но и радоват…ся осознанию того что могло бы быть и хуже. (А. П. Чехов)

2) Одна боль если не уменьшает то пр…тупляет другую. Наступите на хвост кошке у которой болят зубы и ей станет легче. (А. П. Чехов)

3) «Познай самого себя» не только прекрасный но и полезный совет; жаль только что древние хотя и знали но не догадались указать способ как претворить в жизнь этот совет. (А. П. Чехов)

4) Между тем на боль я отвечаю как криком так и слезами на подлость негодованием а на мерзость отвращением. (По) моему это собственно и называется жизнью. (А. П. Чехов)

5) За дверью (по) исти(н/нн)е счастливого человека должен стоять кто(нибудь) с молоточком и если не постоянно стучать то непр…ме(н/нн)о напоминать что есть несчастные и что после (не)продолжительного счастья наступает несчастье. (А. П. Чехов)

6) Не только сотни но и тысячи вёрст пусты(н/нн)ой однообразной выг…ревшей степи не могут нагнать такого уныния как один человек когда он сидит (в) продолжени… нескольких часов говорит и когда (не)известно скоро ли он уйдёт. (А. П. Чехов)

7) «Циник» слово хотя и греческое но в переводе на наш язык значащее: свинья желающая чтобы весь свет знал что она подл…(н/нн)ая свинья. (А. П. Чехов)

8) Конечно было бы приятно соч..тать художество с проповедью однако для меня лично это как чрезвычайно трудно так и почти невозможно по условиям техники. Ведь что(бы) изобразить конокрадов в 700 строках я всё время должен как говорить и думать в их тоне так и чувствовать в их духе; иначе если я подбавлю субъективности образы расплывутся а рассказ не будет так компактен как надлежит быть всем коротеньким рассказам. Когда я пишу то вполне ра(с/сс)читываю на читателя полагая что (не) достающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам. (А. П. Чехов)

10) Жизнь по сути очень простая штука и человеку нужно пр..ложить много усилий что(бы) её если не испортить то хотя бы ухудшить. (А. П. Чехов)

  Ответ:

1) Для того чтобы ощущать в себе счастье беспрестанно, даже в минуты скорби и печали, нужно не только уметь довольствоваться настоящим, но и радоваться осознанию того, что могло бы быть и хуже.

2) Одна боль если не уменьшает, то притупляет другую. Наступите на хвост кошке, у которой болят зубы, и ей станет легче.

3) «Познай самого себя» — не только прекрасный, но и полезный совет; жаль только, что древние хотя и знали, но не догадались указать способ, как претворить в жизнь этот совет.

4) Между тем на боль я отвечаю как криком, так и слезами; на подлость — негодованием, а на мерзость — отвращением. По-моему, это, собственно, и называется жизнью.

5) За дверью поистине счастливого человека должен стоять кто-нибудь с молоточком и если не постоянно стучать, то непременно напоминать, что есть несчастные и что после непродолжительного счастья наступает несчастье.

6) Не только сотни, но и тысячи вёрст пустынной, однообразной, выгоревшей степи не могут нагнать такого уныния, как один человек, когда он сидит в продолжение нескольких часов, говорит и когда неизвестно, скоро ли он уйдёт.

7) «Циник» — слово хотя и греческое, но в переводе на наш язык значащее: свинья, желающая, чтобы весь свет знал, что она подлинная свинья.

8) Конечно, было бы приятно сочетать художество с проповедью, однако для меня лично это как чрезвычайно трудно, так и почти невозможно по условиям техники. Ведь чтобы изобразить конокрадов в 700 строках, я всё время должен как говорить и думать в их тоне, так и чувствовать в их духе; иначе, если я подбавлю субъективности, образы расплывутся, а рассказ не будет так компактен, как надлежит быть всем коротеньким рассказам. Когда я пишу, то вполне рассчитываю на читателя, полагая, что недостающие в рассказе субъективные элементы он подбавит сам.

10) Жизнь, по сути, очень простая штука, и человеку нужно приложить много усилий, чтобы её если не испортить, то хотя бы ухудшить.

Запомните!

Части двойных союзов «не только …, но и …»; «как …, так и …» являются постоянными.

Нельзя заменять никакие слова в их составе и создавать неправильные пары двойных союзов: «не только а также …» (вместо «не только…, но и …»), «как а также …» (вместо «как …, так и …»).

Следующие предложения построены грамматически неправильно:

Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, а также для внедрения их в практику.

Сведения о смелых экспериментах в области генетики были получены как из официальных, а также из неофициальных источников.

(союзов «не только …, а также …», «как …, а также …» в русском языке нет)

Грамматически правильными будут следующие варианты построения этих предложений:

Созданы благоприятные условия не только для опубликования научных работ, но и для внедрения их в практику.

Сведения о смелых экспериментах в области генетики были получены как из официальных, так и из неофициальных источников.

Знание этого грамматического закона поможет вам при выполнении следующего задания ЕГЭ по русскому языку («Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками»).

Упражнение № 21

Исправьте грамматические ошибки, допущенные в следующих предложениях с однородными членами. Запишите грамматически правильные варианты их построения.

1) А. П. Чехов создаёт в своих пьесах не только типичные, а глубоко индивидуальные образы.         

2) На производственном собрании обсуждались не только вопросы трудовой дисциплины, а также и новой системы оплаты труда.

3) Как живопись, а также скульптура представлены на выставке.

4) В поход пойдут как дети, а также и взрослые.

5) Она не только рассказала о жизни и творчестве поэта, а даже прочитала наизусть одно из его стихотворений.  

Запомните!

Между однородными членами, связанными противительными союзами а, но, да (=но), однако, зато, ставится запятая.

[О, а О]

[О, но О]

[О, да О]

[О, зато О]

[О, однако О]

  Пример: Поворчал он, да и не посмел ослушаться.

Упражнение № 22

Подчерните однородные члены и графически выделите противительные союзы, которые их связывают. Расставьте недостающие знаки препинания. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы.

1) А. П. Скафтымов определил конфликт в п…е(с/сс)ах Чехова как конфликт между «данным» и «желанным» то есть между той жизнью которую ведут чеховские герои и их представлением о должном быти… человека. Счастливую жизнь они видят в прошлом и в будущем да только не в настоящем.

2) Чехов-прозаик отказывается от внешне событийного сюжетного построения зато обращает внимание читателей на внутре(н/нн)ий мир героя.

3) Петя Трофимов пр…зывает Аню жить активно идти к высокой цел… однако сам не находит сил даже закончить учебу.

4) В пьесе «Вишнёвый сад» нет н… классически положительных н… классически отрицательных героев зато каждый персонаж дается как бы в двойном освещени…: он не лиш…н авторского сочу….ствия однако в то (же) время наделяется комическими чертами.

5) Смешной сюжет да комически построе(н/нн)ый диалог основные средства создания юмористического эффекта в рассказах Антоши Чехонте.

6) Подтекст это расхождение между словами персонажей их мыслями и чувствами. Чеховские герои часто говорят одно да думают совсем другое.

7) Предшествующая дра(м/мм)атургия была насыще(н/нн)а событиями однако в п…е(с/сс)ах Чехова основные события вынесе(н/нн)ы на пер…ф…рию п…есы или за её пр…делы они передаются в рассказах да репликах персонажей.

8) В основе сюжета как рассказов так и п…ес А. П. Чехова лежит изображение простых да (н…) чем (не) при..мечательных людей.

Ответ:

1) А. П. Скафтымов определил конфликт в пьесах Чехова как конфликт между «данным» и «желанным», то есть между той жизнью, которую ведут чеховские герои, и их представлением о должном бытии человека. Счастливую жизнь они видят в прошлом и в будущем, да только не в настоящем.

2) Чехов-прозаик отказывается от внешне событийного сюжетного построения, зато обращает внимание читателей на внутренний мир героя.

3) Петя Трофимов призывает Аню жить активно, идти к высокой цели, однако сам не находит сил даже закончить учебу.

4) В пьесе «Вишнёвый сад» нет ни классически положительных, ни классически отрицательных героев, зато каждый персонаж дается как бы в двойном освещении: он не лишён авторского сочувствия, однако в то же время наделяется комическими чертами.

5) Смешной сюжет да комически построенный диалог — основные средства создания юмористического эффекта в рассказах Антоши Чехонте.

6) Подтекст — это расхождение между словами персонажей, их мыслями и чувствами. Чеховские герои часто говорят одно, да думают совсем другое.

7) Предшествующая драматургия была насыщена событиями, однако в пьесах Чехова основные события вынесены на периферию пьесы или за её пределы: они передаются в рассказах да репликах персонажей.

8) В основе сюжета как рассказов, так и пьес А.П. Чехова лежит изображение простых да ничем не примечательных людей.

Запомните!

Между однородными членами, соединёнными повторяющимися союзами ни — ни, и — и, или — или, либо — либо, то — то, не то — не то, то ли — то ли, ставится запятая:

[ни О, ни О, ни О]

[и О, и О, и О]

[или О, или О, или О]

[либо О, либо О либо О]

[то О, то О, то О]

[не то О, не то О, не то О]

[то ли О, то ли О, то ли О]

  Пример: Либо сегодня, либо завтра, либо послезавтра приеду к тебе в гости.

  Не то мама, не то папа, не то бабушка забыли выключить свет в коридоре.

(Перед первым повторяющимся союзом, при помощи которого начинается перечисление однородных членов, запятая не ставится. Запятая ставится перед вторым и третьим союзами, используемыми при перечислении.)

Примечание: запятая может ставиться перед первым повторяющимся союзом, если однородный ряд был начат без этого союза.

  Пример: Сегодня, либо завтра, либо послезавтра приеду к тебе в гости.

  Мама, не то папа, не то бабушка забыли выключить свет в коридоре.

Упражнение № 23

Графически обозначьте однородные члены и соединяющие их союзы. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) По лицу его можно было догадат…ся что он испытывал н… то страх н… то испуг н… то чувство досады.

2) Что (бы) пробить стену лбом нужен большой разбег или много лбов или удачное стечение обстоятельств.

3) Он уже н… хотел любоват…ся н… пр…чудливым лу(н/нн)ым блеском н… звёздами н… разлитой (по) всюду красотой.

4) В гармонии соперник мой был шум лесов иль вихорь буйный иль иволги напев живой иль ночью моря гул глухой иль ш…пот речки тихоструйной. (А. С. Пушкин.)

5) Либо мне либо тебе либо сестре нужно будет сходить за хлебом.

6) На улице то ветре(н/нн)о то безветре(н/нн)о то жарко то холодно.

7) В следующий раз сделай хорошо или лучше или (по) другому. (Китайская мудрость.)

8) Бабушка занята своим делом: н… то штопа…т н… то вяж…т н… то ш…ёт.

9) Н… на берегу реч…нки н… в рощ… н… в поле н… услыш…шь н… ш…роха.

10) Прие…жайте к нам или сегодня или завтра или (после) завтра.

Запомните!

Запятая не ставится

Примеры

1) Между однородными членами, соединёнными одиночным союзом И, ДА (=И), ИЛИ, ЛИБО:

[О и О]

[О да О]

[О или О]

[О либо О].

Белка песенки поет и орешки всё грызёт.

Однажды Лебедь. Рак да Щука везти с поклажей воз взялись.

Сегодня либо завтра отправлю письмо.

Приеду завтра или сегодня.

2) В устойчивых сочетаниях с повторяющимися союзами: НИ СВЕТ НИ ЗАРЯ, НИ ТО НИ СЁ, НИ ШАТКО НИ ВАЛКО, И ТУДА И СЮДА, И ТАК И СЯК, НИ СЕБЕ НИ ЛЮДЯМ, НИ ЖИВ НИ МЁРТВ и др.

На другой день ни свет ни заря Лиза отправилась в город.

Иван Никифорович был ни жив ни мёртв.

3) Между двумя глаголами, употреблёнными в одной и той же форме и выступающими в роли единого сказуемого (в значении действия и его цели или неожиданного поступка).

Пойду посмотрю расписание занятий.

Взял да и сделал наоборот.

Упражнение № 24

Графически обозначьте однородные члены и связывающие их союзы. Расставьте недостающие знаки препинания.

1) Ночью ветер злится да стучит в окно. 2) Сядь сделай уроки. 3) (Н…) когда не поздно спросить себя: делом я занимаюсь или пуст…ками? 4) Взял да и рассказал всем его секрет. 5) С той поры о нём н… слуху н… духу. 6) Он встал н… свет н… з…ря и отправился купат…ся. 7) Была н… была пойду узнаю результаты Еди(н/нн)ого государстве(н/нн)ого экзамена. 8) По вечерам мы читали либо играли в шахматы. 9) Жду н… дождусь отъезда. 10) И так и сяк пытался его уговорить да не получилось. 11) Встань посмотри кто там идет. 12) И днём и ночью нет (н…) какого покоя. 13) Слёзы н… к селу н… к городу опять полились из её глаз. 14) В центре рассказов Чехова 90-х годов оказывается только начавший переоценку жизне(н/нн)ых ценностей человек либо уже решивший к…рдинально изменить свою жизнь герой. 15) Чехов называл равнодушие «параличом души» или часто говорил о том что это «преждевреме(н/нн)ая смерть». 16) Сама способность любить или быть любимым оценивается Чеховым как признак незаурядности личности.

  Знание темы «Знаки препинания в простом предложении с однородными членами» поможет вам при выполнении следующего задания ЕГЭ по русскому языку.

  Задание формулируется следующим образом:

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую. Запишите номера этих предложений.

  1) Споры грибов хорошо сохраняются как при высоких так и при низких температурах.

  2) В своих картинах Левитан не уходил в сказочный мир или в древнерусскую старину.

  3) Здесь и прозрачное небо и хрустально-чистый воздух и свежая зелень придают картине высшую степень одухотворённости.

  4) Вечером отец обычно рассказывал мне сказки или читал стихи.

  5) Работа шла и быстро и весело и была вовремя закончена.

  Алгоритм выполнения задания:

  1) Найдите в предложении однородные члены.

  2) Определите, какие союзы их соединяют:

  • если это одиночный союз и, или, либо, да (=и), запятая перед ним не ставится;

  • если это одиночный противительный союз а, но, да (=но), однако, зато, запятая перед ним ставится:

  • если это двойной союз не только …, но и…; как …, так и …; хотя и…, но …; если не…, то …; не столько…, сколько…, запятая ставится перед второй частью двойного союза:

  • если это повторяющиеся союзы и — и, или — или, либо — либо, то — то, не то — не то, то ли — то ли, то перед первым повторяющимся союзом, при помощи которого начинается перечисление однородных членов, запятая не ставится; запятая ставится перед вторым и третьим союзами, используемыми при перечислении;

  • если это повторяющиеся союзы и — и, или — или, либо — либо, то — то, не то — не то, то ли — то ли, то запятая ставится перед первым повторяющимся союзом, если однородный ряд был начат до него:

  3) Помните о том, что запятая не ставится

  • в устойчивых сочетаниях с повторяющимися союзами;

  • между двумя глаголами, употреблёнными в одной и той же форме и выступающими в роли единого сказуемого.

Упражнение № 25

  Выполните тест.

1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую;

  1) Летом одинаково хорошо и в лесу и в поле и на речке.

  2) Ночью ветер злится да стучит в окно.

3) Ум передовые взгляды не только не ценятся в фамусовском обществе но и преследуются им.

  4) В композиции двух поэтических текстов мы можем найти как сходства так и отличия.

5) Фамилия Старцев является если не говорящей то указывающей на преждевременную старость души чеховского героя.

  Ответ: 4, 5

2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

1) Я люблю блеск одиноких звёзд и свежесть морозного воздуха и сладковато-горький запах дыма.

  2) Сестру охватила если и не досада то явное неудовольствие.

  3) Мы встали ни свет ни заря и отправились на рыбалку.

4) Фамусов показан Грибоедовым и как чиновник и как любящий отец и как типичный московский барин.

5) Название рассказа А. П. Чехова «Ионыч» выражает не столько отношение обывателей к герою сколько авторское отношение к персонажу.

  Ответ: 2, 5

3. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

  1) В зарослях всю ночь жалобно крякали утки либо какие-то другие птицы.

  2) Колесо чугунное вертится и гудит и ветром обдаёт.

3) Причастия способны как образно описать предмет или явление так и представить его признак в динамике.

4) Туристы хотя и устали но всё-таки продолжали внимательно рассматривать экспонаты музея.

  5) Люди часто думают о прошлом и об истории своей страны и своего народа.

  Ответ: 3, 4

4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

  1) Взошло солнце и осветило берёзку у дома и дальние поля и речку.

2) Друзья весело болтали о том о сём.

  3) Весь день идёт либо снег либо дождь со снегом.

  4) Во время полёта можно вздремнуть или просто помечтать.

  5) Слёзы вдруг ни к селу ни к городу выступили у неё на глазах однако не полились.

  Ответ: 3, 5

5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

  1) Бабушка встала ни свет ни заря и отправилась доить корову.

  2) Либо ранней весной либо поздней осенью отец ходил на охоту.

  3) Буря стонет и снасти рвёт и мачту клонит.

  4) Танцоры-профессионалы а также любители были приглашены на концерт.

  5) Жду не дождусь отъезда.

  Ответ: 2, 4

6. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

  1) Печорин не верит людям и сам страдает он от этого.

  2) Пойди узнай новое расписание.

  3) Он испугался и стоял ни жив ни мёртв.

4) Станиславский непрерывно искал всё нового как во внутренней актёрской работе так и в режиссёрском деле.

5) Луна то показывалась из-за туч то на минуту освещала озеро то опять скрывалась и оставляла всё во мраке.

  Ответ: 1, 4

7. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

  1) Работа шла быстро и весело и была вовремя закончена.

  2) Хороший врач спасёт если не от болезни то хотя бы от плохого врача.

  3) Листья в поле пожелтели и кружатся и летят.

  4) Богатый и не бедствует да жалуется.

  5) Дачники лениво гуляют под зонтиками либо сидят в тени деревьев.

  Ответ: 2, 4

8. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

  1) Лес и поле и цветущий луг залиты солнцем.

  2) Попутчик не расслышал сказанного либо пренебрёг моим намёком.

  3) Дед сердечно жалел нищих да милостыню им не подавал.

  4) Ни днём ни ночью нет покоя.

  5) Сердце то вдруг задрожит и забьётся то безвозвратно утонет в воспоминаниях.

  Ответ: 3, 5

9. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

  1) Океан словно замер и тихо и ласково рокочет.

  2) Когда-то на острове как белых так и голубых песцов было великое множество.

  3) И на столе и на рояле лежали ноты.

  4) Я люблю эти тёмные ночи эти звёзды и клёны и пруд.

  5) Хозяйка дома украсила вышивкой обивку кресел и стульев и скатерти.

  Ответ: 2, 3

10. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

  1) В следующий раз сделай лучше либо по-другому.

  2) Воины вооружены мечами и пиками и одеты в железные латы.

  3) Взял да и сделал наоборот.

4) Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности прозрачности и глубины в пушкинских стихах.

  5) Попробовал подняться да не смог.

  Ответ: 4, 5

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • На пробном экзамене по русскому языку в форме егэ учащиеся получили 36
  • На примере тихона рябцева к г паустовский показывает егэ
  • На примере тихона рубцова паустовский показывает насколько важно человеку 26 задание егэ по русскому
  • На примере сложноподчиненного предложения можно проследить как человек выражает отношения сочинение
  • На примере любой базовой социальной роли человека покажите как общество с помощью норм фиксирует егэ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии