ЕГЭ-2020 Задание 15.
Алгоритм выполнения
Внимательно прочитайте задание. Важно искать слово с тем количеством Н, которое указано в задании. Перед внесением ответа в бланк еще раз проверьте.
Определите часть речи.
Если имеете дело с прилагательными и причастиями, то важно полная или краткая форма перед вами.
В соответствии с частью речи и формой слова вспомните правила и исключения.
ТЕОРИЯ
Причастия и прилагательные. Признаки и различия. Примеры.
Важно знать о прилагательных и причастиях!
Прилагательное:
отвечает на вопросы (какой, какая…) и обозначает признак предмета.
может быть образовано от существительного и от глагола несовершенного вида.
имеет краткую форму, отвечает на вопрос «каков(а,о,ы)?»
Причастие:
совмещает признаки прилагательного и глагола, отвечает на 2 вопроса: какой? + вопросы причастия.
образовано от глагола совершенного вида
имеет краткую форму, отвечает на вопрос: «что сделан (а,о,ы)?»
делится на действительные и страдательные.
Как отличить отглагольное прилагательное от причастия:
Отглагольные прилагательные — это прилагательные, образованные от глагольной основы суффиксальным способом, сохраняющие только генетическую связь с глаголами. (можно заменить прилагательным синонимом)
Примеры: Дубильный, копировальный (с суффиксом -льн-ый). Восклицательный, гадательный (с суффиксом -тельн-ый). Бывалый, вялый, горелый (с суффиксом -л-ый, восходят к древнерусским причастиям). Висячий, горючий, гремучий, -уч- юч-), восходят к древнерусским причастиям).
Отпричастные образования, (тоже относим к прилагательным) т. е. причастия, утратившие видо-временное и залоговое значения, а также глагольное управление (адъективированные причастия). Вареный, граненый, дареный, драный, жареный.
Причастие
1) сохраняют свою глагольность (можно заменить на конструкцию с глаголом)
2) могут образовываться от глаголов совершенного вида
3) могут иметь зависимые слова в отличие от прилагательных.
Н, НН в суффиксах прилагательных
Н 1. В отыменных прилагательных (образованы от существительных), в основе которых нет н, и в непроизводных прилагательных; 3. В прилагательных, образованных от глаголов несовершенного вида, без приставок, кроме не-) и зависимых слов 4.В кратких прилагательных, если в полных было одно -н- |
НН 1. 1. В отыменных прилагательных с основой на -н; 3. В кратких прилагательных, если в полных было -нн- |
Запомните. В существительных и наречиях, образованных от причастий и отглагольных прилагательных пишется столько же -н-, сколько было в слове, от которого они образовались: Масленый (=пропитанный маслом) блин, каша, но замасленная ткань |
Н, НН в суффиксах причастий
Н 1. В кратких причастиях: |
НН 1.В причастиях, образованных от глаголов совершенного вида, с приставками (кроме не-) и/или с зависимыми словами: 3. В полных причастиях (прилагательных) на -ованный, -ёванный: |
Правописание Н и НН в существительных
НН |
Н |
Если корень оканчивается на Н, а суффикс начинается с Н. |
Если существительное образовано от основы прилагательного (отыменного) с одним Н. |
ПРАКТИКА
Укажите цифру, на месте которой (-ых)пишется НН.
1.Основное действие картины разворачивается на втором плане: в светлой комнате заплака(1) ая дама с ребенком на руках с мольбой смотрит на приглаше(2) ого доктора в посеребре(3)ом пенсне.
2.Слева, за барьером, в гигантском провале, находится пусты(1)ый зал, где происходят все почтовые операции.Над ним возносится стекля(«) ый купол. Его краше)№)ые в синий цвет рамы и само стекло создают ощущение открытого пространства.
3.Ваалам стал поисти(1)е школой живописи для И.И.Шишкина: ра(2)ие5 валаамские полотна принесли ему серебря(№)ую медаль Академии художеств, а после того как два пейзажа были награжде);)ы золотой медалью,художника немедле(%)о отправили в творческую поездку в Италию.
4. На писа(1)ой маслом картине изображе(2)а ю(3)ая девушка в дли(4)ом платье.
5.Ра(1)ие стихи Веневитова насыще(2)ны отзвуками обществе(3)ого подъема, характеризуются гражданской направле(4)остью.
6.Некоторые картины художника А.К.Саврасова были небольшого размера, написа(1)ые им в течение одного- двух часов, они отмече(2)ы очарованием вдохнове(3)ых импровизаций.
7.На хозяине была тка(1)ая рубаха, подпояса(2)ая кожа(3)ым ремнем, и давно не глаже(4)ые штаны.
8. Бевреме(1)ая кончина молодого поэта Веневитова, имя которого было окруже(2)о возвыше(3)ым романтическим ореолом, поразила его многочисле(4)ых покло(5)иков.
9.Ране(1)ый в бою солдат шел по усыпа(2)ому си(3)ими и крас(4)ыми цветами полю со своим смышле(5)ым не по годам сыном.
10.В да(1)ый момент со(2)ый Ваня лениво рассматривал свежекраше(3)ый пол гости(4)ой и раздраже(5)о вздыхал.
11.В этот безветре(1)ый день было бы стра(2)о остаться дома, поэтому Павел надел льня(3)ые брюки, прихватив с собой кожа(4)ый рюкзак, купле(5)ый на прошлой неделе, и отправился в парк, чтобы насладиться весе(6)им днем.
12.Грачи(1)ые гнёзда, бесчисле(2)ое множество которых находилось на высоче(3)ом дубе у ветря(4)ой мельницы, издали были похожи на дикови(5)ые переплетения веток.
13.Он медле(1)о, как о чём-то далёком, дорогом и необыкнове(2)ом, начал рассказывать ей об усыпа(3)ых желудями дубравах, о бобровых хатках на озёрах, о ветре(4)ых весе(5)их вечерах…
14.Спустя несколько минут его напряжё(1)ый слух, однако, начинает различать посторо(2)ие звуки, чьё-то присутствие неподалёку и размере(3)ый перестук водя(4)ых капель, словно в мартовскую капель под крышей.
15.В 1857 году Шишкин за выставле(1)ую картину «В окрестностях Петербурга», в которой отраже(2)ы многогра(3)ые особе(4)ости его дарования, и за рисунки, выполне(5)ые в Дубках летом, получает две Малые серебря(6)ые медали.
16.Самые необыкнове(1)ые, самые поэтичные страницы «Войны и мира» связа(2)ы с картинами природы, переда(3)ыми через восприятие ю(4)ой Наташи Ростовой, естестве(5)ой и искре(6)ей.
17.Изгна(1)ый из време(2)ого пристанища, медведь беше(3)о рявкнул и испуга(4)о ринулся по нехоже(5)ым тропам в глубину тайги.
Укажите все цифры, на месте которых пишется Н.
18.На торжестве(1)ой церемонии вручения государстве(2)ых наград была произнесе(3)а пламе(4)ая речь, которая произвела сильное впечатление на собравшихся в зале труже(5)иков тыла.
19.Бывшая партизанка, Ольга Григорьевна, хрупкая женщина с точе(1)ым профилем, была дважды контуже(2)а, ране(3)а, но никогда не покидала ее убежде(4)ость в том, что невозможно отсиживаться в тылу, пока фашисты топчут русскую землю.
20.Это был неуклюжий пожилой толстяк в короткой кожа(1)ой тужурке, полотня(2)ой шляпе с голубой кисточкой за скруче(3)ым шнурком и поноше(4)ых, пузырящихся на коленях штанах.
21.Картины Крамского были купле(1)ы П.М. Третьяковым и позже выставле(2)ы на всеобщее обозрение почте(3)ейшей публике, восторже(4)о принявшей это решение.
22.Пушкин на протяжении многих лет числился чиновником министерства иностра(1)ых дел; эта неизбежная в его положении обяза(2)ость отнимала какую-то часть драгоце(3)ого времени, тяготила и раздражала его, но не привлекала и не занимала ни его ума, ни его сердца: вся энергия его личности была поглоще(4)а творчеством.
23.Я до сих пор вижу дуги с узорами, писа(1)ыми масля(2)ой краской, золоче(3)ую упряжь коней с лебеди(4)ыми шеями, которые на масле(5)ой неделе наперегонки мчат нас по деревенской улице.
24.Звёзды были рассыпа(1)ы по невида(2)о чёрному небу как драгоце(3)ые камни из златокова(4)ого ларца.
25.В да(1)ый момент со(2)ый Ваня лениво рассматривал свежекраше(3)ый пол гости(4)ой и раздраже(5)о вздыхал.
26.Мелиховский период, о котором столько написа(1)о, — это не только напряжё(2)ый, вдохнове(3)ый труд Чехова и активная медицинская практика, но и колоссальная обществе(4)ая деятельность писателя.
27.Покраше(1)ая в зеле(2)ый цвет лавка была сдела(3)а на совесть: деревя(4)ая спинка и кова(5)ые подлокотники отличались особым удобством.
28.Ране(1)ый в бою солдат шел по усыпа(2)ому си(3)ими и крас(4)ыми цветами полю со своим смышле(5)ым не по годам сыном.
КЛЮЧИ
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
№5 |
№6 |
№7 |
№8 |
№9 |
№10 |
№11 |
№12 |
№13 |
№14 |
123 |
123 |
25 |
14 |
134 |
13 |
24 |
1345 |
12 |
125 |
1256 |
235 |
1235 |
123 |
№15 |
№16 |
№17 |
№18 |
№19 |
№20 |
№21 |
№22 |
№23 |
№24 |
№25 |
№26 |
№27 |
№28 |
1345 |
1356 |
124 |
35 |
123 |
12 |
12 |
4 |
2345 |
14 |
34 |
1 |
235 |
345 |
+7 (920) 298-89-20
Личный кабинет
Previous
Next
Чтобы купить курс,
пожалуйста, войдите
или зарегистрируйтесь
Быстрая регистрация
Имя*
Телефон/Whatsapp/Viber
Email*
* — поля обязательны к заполнению
Русский язык (Вариант 37)
<< Назад к предметам / Назад к вариантам
Приобретите наш курс
Для продолжения просмотра купите полный курс
наших видеоуроков
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 1
- 2
- 3
- 4
- 5
- 6
- 7
- 8
- 9
- 10
- 11
- 12
- 13
- 14
- 15
- 16
- 17
- 18
- 19
- 20
- 21
- 22
- 23
- 24
- 25
Вопрос №14
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
На писа(1)ой маслом картине изображе(2)а девушка с точё(3)ой фигурой в дли(4)ом платье.
Русский язык ЕГЭ
Посмотрите видеоурок по этой теме
Заметили ошибку в тексте?
Выделите её и нажмите Ctrl + Enter
Показать правило
Завершить тест
Задания
Версия для печати и копирования в MS Word
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
На картине изображе(1)а весёлая деревенская свадьба, пёстрая масса людей удачно вписа(2)а в пейзаж — широкий, с прекрасно нарисова(3)ым высоким голубым небом.
Спрятать пояснение
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
На картине изображеНа весёлая деревенская свадьба, пёстрая масса людей удачно вписаНа в пейзаж — широкий, с прекрасно нарисоваННым высоким голубым небом.
В этом предложении:
изображеНа — краткое причастие всегда с Н;
вписаНа — краткое причастие всегда с Н;
нарисоваННым — полное причастие всегда с НН (приставка и зависимое слово — показатели причастия).
Ответ: 12.
Правило: Задание 15. Написание Н и НН в словах разных частей речи
Свои секреты есть даже у тех шедевров живописи, которые кажутся нам хорошо знакомыми.
Практически в каждом значимом произведении искусства есть загадка, «двойное дно» или тайная история, которую хочется раскрыть.
Музыка на ягодицах
Иероним Босх, «Сад земных наслаждений», 1500-1510.
Фрагмент части триптиха
Споры о значениях и скрытых смыслах самой известной работы голландского художника не утихают с момента ее появления. На правой створке триптиха под названием «Музыкальный ад» изображены грешники, которых истязают в преисподней при помощи музыкальных инструментов. У одного из них на ягодицах оттиснуты ноты. Студентка Христианского университета Оклахомы Амелия Хэмрик, изучавшая картину, переложила нотацию XVI века на современный лад и записала «песню с задницы из ада, которой исполнилось 500 лет».
Обнаженная Мона Лиза
Знаменитая «Джоконда» существует в двух вариантах: обнаженная версия называется «Монна Ванна», ее написал малоизвестный художник Салаи, который был учеником и натурщиком великого Леонардо да Винчи. Многие искусствоведы уверены, что именно он был моделью для картин Леонардо «Иоанн Креститель» и «Бахус». Существуют также версии, что переодетый в женское платье Салаи послужил образом самой Моны Лизы.
Старый Рыбак
В 1902 году венгерский художник Тивадар Костка Чонтвари написал картину «Старый Рыбак». Казалось бы, ничего необычного в картине нет, но Тивадар заложил в нее подтекст, при жизни художника так и нераскрытый.
Мало кому пришло в голову прикладывать зеркало к середине картины. В каждом человеке может быть как Бог (продублировано правое плечо Старика), так и Дьявол (продублировано левое плечо старика).
А был ли кит?
Хендрик ван Антониссен «Сцена на берегу».
Казалось бы, обычный пейзаж. Лодки, люди на берегу и пустынное море. И только рентгеновское исследование показало, что люди собрались на берегу не просто так — в оригинале они рассматривали тушу кита, выброшенного на берег.
Однако художник решил, что никто не захочет смотреть на мертвого кита, и переписал картину.
Два «Завтрака на траве»
Эдуард Мане, «Завтрак на траве», 1863.
Клод Моне, «Завтрак на траве», 1865.
Художников Эдуарда Мане и Клода Моне иногда путают — ведь они оба были французами, жили в одно время и творили в стиле импрессионизма. Даже название одной из самых известных картин Мане «Завтрак на траве» Моне позаимствовал и написал свой «Завтрак на траве».
Двойники на «Тайной вечере»
Леонардо да Винчи, «Тайная вечеря», 1495-1498.
Когда Леонардо да Винчи писал «Тайную вечерю», он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго искал натурщиков для них. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет. Но однажды он наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.
«Ночной дозор» или «Дневной»?
Рембрандт, «Ночной дозор», 1642.
Одна из самых известных картин Рембрандта «Выступление стрелковой роты капитана Франса Баннинга Кока и лейтенанта Виллема ван Рёйтенбюрга» около двухсот лет провисела в разных залах и была обнаружена искусствоведами только в XIX веке. Поскольку казалось, что фигуры выступают на тёмном фоне, её назвали «Ночной дозор», и под этим названием она и вошла в сокровищницу мирового искусства.
И только при реставрации, проведённой в 1947 году, обнаружилось, что в зале картина успела покрыться слоем копоти, исказившим её колорит. После расчистки оригинальной живописи окончательно выяснилось, что сцена, представленная Рембрандтом, на самом деле происходит днём. Положение тени от левой руки капитана Кока показывает, что время действия — не более 14 часов.
Перевернутая лодка
Анри Матисс, «Лодка», 1937.
В Нью-Йоркском Музее современного искусства в 1961 году была выставлена картина Анри Матисса «Лодка». Только через 47 дней кто-то обратил внимание на то, что картина висит вверх ногами. На полотне изображены 10 фиолетовых линий и два голубых паруса на белом фоне. Два паруса художник нарисовал не просто так, второй парус — это отражение первого на глади воды.
Для того, чтобы не ошибиться в том, как должна висеть картина, нужно обратить внимание на детали. Больший парус должен быть верхом картины, а пик паруса картины должен быть направлен в правый верхний угол.
Обман в автопортрете
Винсент ван Гог, «Автопортрет с трубкой», 1889.
О том, что ван Гог якобы сам отрезал себе ухо, ходят легенды. Сейчас наиболее достоверной считается версия о том, что ухо ван Гог повредил в небольшой потасовке с участием другого художника — Поля Гогена.
Автопортрет же интересен тем, что отражает реальность в искаженном виде: художник изображен с перевязанным правым ухом, потому что он при работе использовал зеркало. На самом деле пострадало левое ухо.
Чужие мишки
Иван Шишкин, «Утро в Сосновом лесу», 1889.
Знаменитая картина принадлежит не только кисти Шишкина. Многие художники, дружившие между собой, частенько прибегали к «помощи друга», а Иван Иванович, всю жизнь рисовавший пейзажи, опасался, что трогательные медведи не получатся у него так, как нужно. Поэтому Шишкин обратился к знакомому художнику-анималисту Константину Савицкому.
Савицкий нарисовал едва ли не лучших мишек в истории российской живописи, а Третьяков повелел смыть его фамилию с холста, поскольку все в картине «начиная от замысла и кончая исполнением, все говорит о манере живописи, о творческом методе, свойственных именно Шишкину».
Невинная история «Готики»
Грант Вуд, «Американская готика», 1930.
Работа Гранта Вуда считается одной из самых странных и угнетающих в истории американской живописи. Картина с мрачными отцом и дочерью переполнена деталями, которые указывают на суровость, пуританство и ретроградство изображенных людей.
На самом деле художник не задумывал изображать никаких ужасов: во время поездки по штату Айова и он заметил небольшой дом в готическом стиле и решил изобразить тех людей, которые, по его мнению, идеально подошли бы в качестве обитателей. В виде персонажей, на которых так обиделись жители Айовы, увековечены сестра Гранта и его дантист.
Месть Сальвадора Дали
Картина «Фигура у окна» написана в 1925 году, когда Дали был 21 год. Тогда в жизнь художника еще не вошла Гала, и его музой была сестра Ана Мария. Отношения брата и сестры испортились, когда он на одной из картин написал «порой я плюю на портрет собственной матери, и это доставляет мне удовольствие». Ана Мария не смогла простить такой эпатаж.
В своей книге 1949 года «Сальвадор Дали глазами сестры» она пишет о брате без всякого восхваления. Книга привела Сальвадора в бешенство. Еще лет десять после этого он гневно вспоминал ее при каждом удобном случае. И вот, в 1954 появляется картина «Молодая девственница, предающаяся содомскому греху при помощи рогов собственного целомудрия». Поза женщины, ее локоны, пейзаж за окном и цветовая гамма картины явно перекликаются с «Фигурой у окна». Есть версия, что так Дали отомстил сестре за ее книгу.
Двуликая Даная
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Даная», 1636 — 1647.
Многие тайны одной из самых известных картин Рембрандта были раскрыты только в 60-е годы ХХ века, когда полотно просветили рентгеновскими лучами. Например, съемка показала, что в ранней версии лицо царевны, которая вступила в любовную связь с Зевсом, было похоже на лицо Саскии — супруги живописца, умершей в 1642 году. На финальном варианте картины оно стало напоминать лицо Гертье Диркс — любовницы Рембрандта, с которой художник жил после смерти жены.
Желтая спальня Ван Гога
Винсент Ван Гог, «Спальня в Арле», 1888 — 1889.
В мае 1888 года Ван Гог обзавелся небольшой мастерской в Арле, на юге Франции, куда он сбежал от не понимающих его парижских художников и критиков. В одной из четырех комнат Винсент обустраивает спальню. В октябре все готово, и он решает нарисовать «Спальню Ван Гога в Арле». Для художника очень важен был колорит, уют комнаты: все должно было наводить на мысли об отдыхе. При этом картина выдержана в тревожных желтых тонах.
Исследователи творчества Ван Гога объясняют это тем, что художник принимал наперстянку — средство от эпилепсии, которое вызывает у пациента серьезные изменения в восприятии цвета: вся окружающая действительность окрашивается в зелено-желтые тона.
Беззубое совершенство
Леонардо да Винчи, «Портрет госпожи Лизы дель Джокондо», 1503 — 1519.
Общепризнанное мнение состоит в том, что Мона Лиза — совершенство и улыбка ее прекрасна своей загадочностью. Однако американский искусствовед (и по совместительству стоматолог) Джозеф Борковски считает, что, судя по выражению лица, героиня потеряла много зубов. Изучая увеличенные фотографии шедевра, Борковски обнаружил также шрамы вокруг ее рта. «Она так «улыбается» именно из-за того, что произошло с нею, — считает эксперт. — Выражение ее лица типично для людей, потерявших передние зубы».
Майор на фейсконтроле
Павел Федотов, «Сватовство майора», 1848.
Публика, впервые увидевшая картину «Сватовство майора», смеялась от души: художник Федотов наполнил ее ироничными деталями, понятными зрителям того времени. Например, майор явно не знаком с правилами дворянского этикета: он явился без положенных букетов для невесты и ее матери. А саму невесту ее родители-купцы разрядили в вечернее бальное платье, хотя на дворе день (все светильники в комнате потушены). Девушка явно впервые примерила декольтированное платье, смущена и пытается убежать в свою светелку.
Почему Свобода обнажена
Фердинан Виктор Эжен Делакруа, «Свобода на баррикадах», 1830.
По мнению искусствоведа Этьена Жюли, Делакруа писал лицо женщины со знаменитой парижской революционерки — прачки Анны-Шарлотты, которая вышла на баррикады после гибели брата от рук королевских солдат и убила девятерых гвардейцев. Художник изобразил ее с обнаженной грудью. По его замыслу, это символ бесстрашия и самоотверженности, а также торжества демократии: нагая грудь показывает, что Свобода, как простолюдинка, не носит корсета.
Неквадратный квадрат
Казимир Малевич, «Черный супрематический квадрат», 1915.
На самом деле «Черный квадрат» вовсе не черный и совсем не квадратный: ни одна из сторон четырехугольника не параллельна ни одной другой его стороне, и ни одной из сторон квадратной рамки, которой обрамлена картина. А темный цвет — это результат смешения различных красок, среди которых не было черной. Считается, что это была не небрежность автора, а принципиальная позиция, стремление создать динамическую, подвижную форму.
Специалисты Третьяковской галереи обнаружили авторскую надпись на известной картине Малевича. Надпись гласит: «Битва негров в темной пещере». Эта фраза отсылает к названию шутливой картине французского журналиста, писателя и художника Альфонса Алле «Битва негров в темной пещере глубокой ночью», представлявшей собой абсолютно черный прямоугольник.
Мелодрама Австрийской Моны Лизы
Густав Климт, «Портрет Адели Блох-Бауэр», 1907.
На одном из самых значительных полотен Климта запечатлена жена австрийского сахарного магната Фердинада Блох-Бауэра. Вся Вена обсуждала бурный роман Адели и знаменитого художника. Уязвленный муж захотел отомстить любовникам, но выбрал очень необычный способ: он решил заказать Климту портрет Адели и заставить его сделать сотни эскизов, пока художника не начнет выворачивать от нее.
Блох-Бауэр хотел, чтобы работа продлилась несколько лет, и натурщица могла видеть, как угасают чувства Климта. Он сделал художнику щедрое предложение, от которого тот не смог отказаться, и все сложилось по сценарию обманутого мужа: работа была закончена за 4 года, любовники давно остыли друг к другу. Адель Блох-Бауэр так никогда и не узнала, что муж был в курсе ее отношений с Климтом.
Картина, вернувшая Гогена к жизни
Поль Гоген, «Откуда мы пришли? Кто мы? Куда мы идём?», 1897-1898.
Самое известное полотно Гогена имеет одну особенность: оно «читается» не слева направо, а справа налево, как каббалистические тексты, которыми интересовался художник. Именно в этом порядке разворачивается аллегория духовной и физической жизни человека: от зарождения души (спящий ребенок в правом нижнем углу) до неизбежности смертного часа (птица с ящерицей в когтях в левом нижнем углу).
Картина была написана Гогеном на Таити, куда художник несколько раз сбегал от цивилизации. Но в этот раз жизнь на острове не задалась: тотальная бедность привела его к депрессии. Закончив полотно, которое должно было стать его духовным завещанием, Гоген взял коробочку с мышьяком и отправился в горы, чтобы умереть. Однако он не рассчитал дозу, и суицид не удался. Наутро он, качаясь, добрел до своей хижины и заснул, а когда проснулся, то ощутил забытую жажду жизни. А в 1898 году его дела пошли в гору, и в творчестве начался более светлый период.
112 пословиц на одной картине
Питер Брейгель — старший, «Нидерландские пословицы», 1559
Питер Брейгель — старший изобразил землю, населённую буквальными изображениями нидерландских пословиц тех дней. В написанной картине присутствуют приблизительно 112 распознаваемых идиом. Некоторые из них используются и по сей день, например, такие, как: «плыть против течения», «биться головой о стену», «вооружен до зубов» и «большая рыбка ест маленькую».
Другие пословицы отражают человеческую глупость.
Субъективность искусства
Поль Гоген, «Бретонская деревня под снегом», 1894
Картина Гогена «Бретонская деревня в снегу» была продана после смерти автора всего за семь франков и, к тому же, под названием «Ниагарский водопад». Человек, проводивший аукцион, случайно повесил картину вверх ногами, разглядев в ней водопад.
Скрытая картина
Пабло Пикассо, «Голубая комната», 1901
В 2008 году инфракрасное излучение показало, что под «Голубой комнатой» скрыто еще одно изображение — портрет мужчины, одетого в костюм с бабочкой и положившего голову на руку. «Как только у Пикассо появлялась новая идея, он брался за кисть и воплощал ее. Но у него не было возможности покупать новый холст каждый раз, когда его посещала муза», — объясняет возможную причину этого искусствовед Патриция Фаверо.
Недоступные марокканки
Зинаида Серебрякова, «Нагая», 1928
Однажды Зинаида Серебрякова получила заманчивое предложение — отправиться в творческое путешествие, чтобы изобразить обнаженные фигуры восточных дев. Но оказалось, что в тех местах найти натурщиц просто невозможно. На помощь пришел переводчик Зинаиды — он привел к ней своих сестер и невесту. Никому до этого и после этого не удавалось запечатлеть закрытых восточных женщин обнаженными.
Спонтанное озарение
Валентин Серов, «Портрет Николая II в тужурке», 1900
Долгое время Серов не мог написать портрет царя. Когда художник совсем сдался, он извинился перед Николаем. Николай немного расстроился, сел за стол, вытянув руки перед собой… И тут художника осенило — вот он образ! Простой военный в офицерской тужурке с чистыми и грустными глазами. Этот портрет считается лучшим изображением последнего императора.
Опять двойка
© Федор Решетников
Знаменитая картина «Опять двойка» — это всего лишь вторая часть художественной трилогии.
Первая часть — «Прибыл на каникулы». Явно обеспеченная семья, зимние каникулы, радостный ученик-отличник.
Вторая часть — «Опять двойка». Небогатая семья с рабочей окраины, разгар учебного года, понурый обалдуй, опять схвативший двойку. В левом верхнем углу видна картина «Прибыл на каникулы».
Третья часть — «Переэкзаменовка». Сельский дом, лето, все гуляют, один злостный неуч, проваливший годовой экзамен, вынужден сидеть в четырёх стенах и зубрить. В левом верхнем углу видна картина «Опять двойка».
Как рождаются шедевры
Джозеф Тёрнер, «Дождь, пар и скорость», 1844
В 1842 году миссис Симон путешествовала на поезде по Англии. Внезапно начался сильный ливень. Пожилой джентльмен, сидевший напротив нее, встал, открыл окно, высунул голову и так смотрел минут десять. Не в силах сдержать свое любопытство, женщина тоже открыла окно и стала смотреть вперед. Через год она обнаружила картину «Дождь, пар и скорость» на выставке в Королевской академии художеств и смогла узнать в ней тот самый эпизод в поезде.
Урок анатомии от Микеланджело
Микеланджело, «Сотворение Адама», 1511
Пара американских экспертов в области нейроанатомии считают, что Микеланджело на самом деле оставил некоторые анатомические иллюстрации в одной из его самых известных работ. Они полагают, что в правой части картины изображен огромный мозг. Удивительно, но можно найти даже сложные его компоненты, такие как мозжечок, зрительные нервы и гипофиз. А броская зеленая лента идеально совпадает с местонахождением позвоночной артерии.
«Тайная вечеря» Ван Гога
Винсент Ван Гог, «Ночная терраса кафе», 1888
Исследователь Джаред Бакстер полагает, что на полотне Ван Гога «Ночная терраса кафе» зашифровано посвящение «Тайной вечере» Леонардо да Винчи. В центре картины стоит официант с длинными волосами и в белой тунике, напоминающей одежды Христа, а вокруг него ровно 12 посетителей кафе. Также Бакстер обращает внимание на крест, расположенный прямо за спиной официанта в белом.
Образ памяти у Дали
Сальвадор Дали, «Постоянство памяти», 1931
Не секрет, что мысли, посещавшие Дали во время создания его шедевров, всегда были в виде очень реалистичных образов, которые художник затем переносил на холст. Так, по признанию самого автора, картина «Постоянство памяти» была написана в результате ассоциаций, возникших при виде плавленого сыра.
О чем кричит Мунк
Эдвард Мунк, «Крик», 1893.
Мунк так рассказывал о появлении у него идеи одной из самых загадочных картин в мировой живописи: «Я шёл по тропинке с двумя друзьями — солнце садилось — неожиданно небо стало кроваво-красным, я приостановился, чувствуя изнеможение, и опёрся о забор — я смотрел на кровь и языки пламени над синевато-чёрным фьордом и городом — мои друзья пошли дальше, а я стоял, дрожа от волнения, ощущая бесконечный крик, пронзающий природу». Но что за закат мог так напугать художника?
Есть версия, что идея «Крика» родилась у Мунка в 1883 году, когда произошло несколько сильнейших извержений вулкана Кракатау — настолько мощных, что они изменили на один градус температуру атмосферы Земли. Обильное количество пыли и пепла распространилось по всему земному шару, добравшись даже до Норвегии. Несколько вечеров подряд закаты выглядели так, будто бы вот-вот настанет апокалипсис — один из них и стал источником вдохновения художника.
Писатель в народе
Александр Иванов, «Явление Христа народу», 1837-1857.
Десятки натурщиков позировали Александру Иванову для его главной картины. Один из них известен не менее самого художника. На заднем плане, среди путников и римских всадников, еще не слышавших проповедь Иоанна Предтечи, можно заметить персонажа в корчиневом хитоне. Его Иванов писал с Николая Гоголя. Писатель тесно общался с художником в Италии, в частности по религиозным вопросам, и давал ему советы в процессе написания картины. Гоголь считал, что Иванов «уже давно умер для всего мира, кроме своей работы».
Подагра Микеланджело
Рафаэль Санти, «Афинская школа», 1511.
Создавая знаменитую фреску «Афинская школа», Рафаэль увековечил своих друзей и знакомых в образах древнегреческих философов. Одним из них стал Микеланджело Буонаротти «в роли» Гераклита. Несколько столетий фреска хранила тайны личной жизни Микеланджело, а современные исследователи сделали предположение, что странно угловатое колено художника свидетельствует о наличии у него болезни суставов.
Это вполне вероятно, если учесть особенности образа жизни и условий работы художников эпохи Возрождения и хронический трудоголизм Микеланджело.
Зеркало четы Арнольфини
Ян ван Эйк, «Портрет четы Арнольфини», 1434 г.
В зеркале позади супругов Арнольфини можно увидеть отражение еще двух человек, находящихся в комнате. Скорее всего, это свидетели, присутствующие при заключении договора. Один из них — ван Эйк, о чем свидетельствует и латинская надпись, помещенная, вопреки традиции, над зеркалом в центре композиции: «Ян ван Эйк был здесь». Так обычно скрепляли контракты.
Как недостаток превратился в талант
Рембрандт Харменс ван Рейн, «Автопортрет в возрасте 63», 1669.
Исследователь Маргарет Ливингстон изучила все автопортреты Рембрандта и обнаружила, что художник страдал косоглазием: на изображениях его глаза смотрят в разные стороны, чего не наблюдается на портретах других людей кисти мастера. Недуг привел к тому, что художник лучше мог воспринимать реальность в двух измерениях, чем люди с нормальным зрением. Это явление называется «стереослепота» — неспособность видеть мир в 3D. Но так как живописцу приходится работать с двухмерным изображением, именно этот недостаток Рембрандта мог быть одним из объяснений его феноменального таланта.
Безгрешная Венера
Сандро Боттичелли, «Рождение Венеры», 1482-1486.
До появления «Рождения Венеры» изображение нагого женского тела в живописи символизировало только идею первородного греха. Сандро Боттичелли первым из европейских живописцев не нашел ничего греховного в нем. Более того, искусствоведы уверены, что языческая богиня любви символизирует на фреске христианский образ: ее явление — аллегория возрождения души, прошедшей обряд крещения.
Лютнист или лютнистка?
Микеланджело Меризи да Караваджо, «Лютнист», 1596.
Долгое время картина экспонировалась в Эрмитаже под названием «Лютнистка». Только в начале ХХ века искусствоведы сошлись во мнении, что на полотне изображен все-таки юноша (вероятно, Караваджо позировал его знакомый художник Марио Миннити): на нотах перед музыкантом видна запись басовой партии мадригала Якоба Аркадельта «Вы знаете, что я люблю вас». Женщина вряд ли могла сделать такой выбор — это просто тяжело для горла. Кроме того, лютня, как и скрипка у самого края картины, в эпоху Караваджо считалась мужским инструментом.
Смотрите также:
- 20 самых странных картин в мировой живописи
- 13 демонов Михаила Врубеля. Сказочно-мистический мир гениального художника
- «Сад земных наслаждений»: что означают главные символы в загадочном триптихе Иеронима Босха
- За 125 лет миллионы людей видели эту картину, но никто не догадывался, что на самом деле изобразил Ван Гог
- Как Айвазовский создавал свои картины и как правильно смотреть, чтобы насладиться его шедеврами в полной мере
Укажите цифры, на месте которых пишется Н.
Модель нового дворца была доставле(1)а в Петербург, одобре(2)а императрицей, после чего торжестве(3)о прошла церемония закладки первого камня.
Спрятать пояснение
Пояснение (см. также Правило ниже).
Приведем верное написание.
Модель нового дворца была доставлеНа в Петербург, одобреНа императрицей, после чего торжествеННо прошла церемония закладки первого камня.
В этом предложении:
доставлеНа — краткое страдательное причастие;
одобреНа — краткое страдательное причастие;
торжествеННо — наречие, образованное от слова ТОРЖЕСТВЕННЫЙ, в котором НН.
Ответ: 12.
Актуальность: Текущий учебный год
Сложность: обычная
Раздел кодификатора: Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
Правило: Задание 15. Написание Н и НН в словах разных частей речи
Задание №2507.
Правописание -Н- и -НН. ЕГЭ по русскому
Укажите все цифры, на месте которых пишется одна буква Н.
Модель нового дворца была доставле(1)а в Петербург, одобре(2)а императрицей, после чего прошла торжестве(3)ая церемония закладки первого камня.
Пояснение:
Модель нового дворца была доставлеНа в Петербург, одобреНа императрицей, после чего прошла торжествеННая церемония закладки первого камня.
Показать ответ
Источник: ФИПИ. Открытый банк тестовых заданий
Сообщить об ошибке
Тест с похожими заданиями
14. Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.
Модель нового дворца была доставле(1)а в Петербург, одобре(2)а императрицей, после чего торжестве(3)о прошла церемония закладки первого камня.
15. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.
1) Из листового металла делают корпуса машин и приборов и посуду.
2) Жестянщики должны знать устройство различных станков и приспособлений для обработки листового металла и уметь работать на них.
3) Столярный клей выпускают в виде зёрен или твёрдых плиток с блестящей поверхностью.
4) Мы долго не ложились спать и любовались то небом то морем.
5)Внезапно потемнело ( ) и сверху на лес стал быстро опускаться густой туман.
16. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых
в предложении должны стоять запятые.
Под солнцем ярко светились (1) соперничая с ним (2) необыкновенно высокие, сочные и крупноцветные купальницы (3) похожие на жёлтые розы.
17. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.
По словам французского писателя Проспера Мериме (1) русский язык, богатый, живой и звучный, наделён способностью к передаче тончайших оттенков мысли и чувства и отличается (2) кроме того (3) гибкостью ударений и разнообразием звукоподражаний.
18. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.
Михаил Васильевич Ломоносов (1) гений (2) которого (3) проявился в различных областях науки и искусства (4) основал первый российский университет.
Вернуться на страницу «Подготовка к ОГЭ»
Вернуться на страницу «Задание 5. Н и НН в суффиксах.»
В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?
Выполните сначала задание
1. В небольшом, оклеенном чисто белыми обоями, совершенно пустом зале было светло, пахло масляной краской, на блестящем крашеном полу стояли две китайские вазы.
2. Всюду он был званым гостем, но нередко отказывался от приглашений, картинно опираясь на крашеную трость с серебряным набалдашником.
3. На всех полках, крашенных белой краской, были развешены пучки сушёной малины – великолепного потогонного средства.
4. Когда погода безветренна, смотритель маяка, не торопясь, сворачивает папиросу из искрошенного табака, надевает форменную бескозырку и потрёпанный бушлат и идёт к морю.
5. В ранних работах, созданных русским мастером, ещё чувствовалось постороннее влияние, но его зрелые работы отличались уже абсолютной самостоятельностью.
6. Одинаково построенные, крашенные одной и той же лиловой краской домики пансионата разбросаны небольшими группами среди вековых сосен.
7. Унесённая вещица была продана коллекционеру, а её бывший владелец, даже не заходя в гостиную, отправился на вокзал.
8. Старинные лампы, тканые кошельки, серебряные ножи и вилки, старое, тускловатое венецианское стекло – всё было выброшено прибоем времени на эту площадь.
9. Когда художники увидели присланную из Ялты картину, они были потрясены: чистая зелень травы, невиданный свет, лёгкий ветерок говорили о необыкновенном таланте автора.
10. Хрупкий точёный силуэт изображённой на картине девушки особенно выделяется на фоне белёной стены.
11. Модель нового дворца была доставлена в Петербург, одобрена императрицей, после чего торжественно прошла церемония закладки первого камня.
12. Почему коньки, сделанные из любого материала, скользят только по ледяной поверхности и совершенно не скользят по гладкому каменному полу?
Вернуться на страницу «Подготовка к ОГЭ»
Вернуться на страницу «Задание 5. Н и НН в суффиксах.»
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
||||
|
Посетитель выставки, прошедший несколько залов, увешенных портретами ,не вызывающими большого интереса пейзажами ,писанными в довольно незатейливой местности ,и историческими картинами с фигурами, словно размеренными по циркулю ,наконец, достигал последних залов. Посетитель этот ,не имеющий уже сил двигаться дальше ,присаживался, чтобы перевести дух. И вдруг, он замирал, пораженный картиной, изображающей красавицу грациозно стоявшую у колодца.
Человек, минуту назад не желавший ничего больше видеть, подходил к картине, чтобы хорошенько рассмотреть её, и замечал рядом полотно, на котором была изображена девушка в белом платье задумчиво, сидевшая на крутом берегу реки.
Картины, расположенные перед самым выходом с выставки ,производили неизгладимое впечатление. А последнее впечатление всегда сильнее первого, поэтому посетитель уходил отсюда не утомленным, а восхищенным.
Оцени ответ