На огромном отдалении таню теперь он видел девочкой с румянцем волнения на щеках сочинение егэ

Текст ЕГЭ по русскому языку. Бакланов. О Войне. Примерный круг проблем. Примеры сочинений.

На огромном отдалении Таню теперь он видел девочкой с румянцем волнения на щеках, с жалким, испуганным, растерянным взглядом, а на руках — грудной ребенок, и Митя, трехлетний, прижался, обхватил ее ногу. Волнение старших передалось ему, он держался за мать, крепился, чтоб не заплакать. Такими он их оставил и уже никогда не увидел больше. И никто, ни одна живая душа в целом мире не помнит, не знает про них, как будто и не жили на свете.

Маленького, грудного, он еще не успел как следует ощутить, еще не взял в сердце. И легче младенцу: страха не ведал, не знал, что жил, не сознавал, что отнимают. Но три года Митиной жизни, все это, впервые испытанное, когда из маленького кролика, способного только спать и плакать, вырастал осмысленный человек, с которым все уже становилось интересно… И вот нет его, и никому это не больно, нет как не было.

В послевоенной жизни, особенно когда много лет минуло, Николаю Ивановичу не раз говорили: «У тебя была броня —и ты не воспользовался? Но почему?» И еще так говорили: «Тыл во время войны — это тот же передний край». Но и тогда и теперь он знал, если бы не шли сами, не поднялись так, не было бы победы, ничего не было бы. И многих из тех, кто так разумно спрашивает теперь, тоже не было бы на свете. Но не объяснишь, если уже объяснять надо.

Таня с детьми оставалась в тылу, думать не думалось, что и сюда война докатится. Если и боялась Таня, так только за него. Но он все же забежал к Федоровскому взять с него слово. Тот быстро рос перед войной, особенно поднялся в последние четыре предвоенных года. Уже и машина ждала его у подъезда, а тогда это многое значило. И секретарша не пропустила бы к нему так просто, но, на счастье, они сошлись в коридоре, вместе зашли в кабинет. «Я тебя не понимаю,—с долей официального недовольства в голосе, как полагалась в официальном месте, говорил Федоровский, заведя его к себе, но не садясь, не давая примера садиться. — Ты что, действительно допускаешь возможность, ты мысль такую мог допустить, что враг придет сюда? Ты знаешь, как называются подобные настроения?»
Под рукой на маленьком столике телефонные аппараты, сам Федоровский—в полувоенном, в гимнастерке без знаков различия, в хромовых сапогах, и вот так стоя во весь свой немалый рост, скорбно качал головою, не одобряя, не имея права одобрять подобные настроения, но уже и улыбался сквозь строгость, улыбкой прощал момент малодушия: «Одно тебя извиняет: на фронт идешь».
Не раз потом вспоминалось Николаю Ивановичу все это, и «настроения», и полувоенный его костюм — дань времени, а машина стояла у подъезда наготове, и когда фронт придвинулся, в ней Федоровский и укатил.
Теперь забыты многие слова и то, что они означали для человека, не в каждом словаре найдешь слово «лишенец». Родители Федоровского были лишенцы. Держали они какую-то небольшую торговлишку в период нэпа и в дальнейшем, причисленные за это к эксплуататорским классам, были лишены избирательных и прочих гражданских прав. Если бы не отец Николая Ивановича, который в своей жизни многим людям помог, что ему и припомнили в дальнейшем, невеселое будущее ожидало Федоровского. Человек старых понятий, участник революции еще девятьсот пятого года, отец говорил: «Способный юноша, зачем его лишать чего-то? Зачем самим лишаться? Страна не должна лишаться толковых людей». И Федоровского приняли на рабфак, и способный юноша, вначале приниженный, за все благодаривший, стал выправляться, расти, как придавленный росток из-под камня.
Из таких, кто всего был лишен, пережил страх, а потом допущен, приближен, из них во все времена выходили самые непреклонные служаки, которые не помнят ни отца, ни мать, служат ревностно не идее, а силе. Они, если и там оказывались, — по ту сторону фронта, то и там точно так же служили силе, становились первыми ревнителями порядка. 
По всем человеческим понятиям Николай Иванович считал, что уж с такой просьбой — предупредить Таню, если станет опасно, не в машину взять с собой, предупредить только, чтобы она смогла вовремя эвакуироваться с детьми, — о таком пустяке мог он попросить. Тем более что он уходил на фронт, а Федоровский оставался. «Вот тебе мое слово,— выходя из-за стола с телефонами, одновременно хмурясь, но и прощая, уже наученный этой игре, сладость испытывая от нее, говорил Федоровский.— Не должен бы я поддерживать такие настроения, но ты уходишь, тревогу твою понять можно. Вот тебе мое слово и вот тебе моя рука!» 
Глупые старые представления о долге, о благодарности. От людей, помнящих, кем ты был, знающих твое прошлое, от таких людей избавляются, а не долги им отдают. Но поздно это узнается, самое главное всегда узнается задним числом. Да и семья их жила другими понятиями. Ему бы сказать Тане: «Станет опасно — решай сама, не жди». Но он хотел как лучше, а Таня привыкла его слушать, он старше, умней. И ждала до последнего. Верила. 
После войны разыскал он Федоровского уже в Москве, и кабинет был значительней, и телефонов побольше под рукой. «Я не имел права, — как вы все простых вещей не понимаете? — с превосходством человека, обрекшего себя в жертву долгу, возвысился над ним Федоровский.— Я — Тане, Таня — подруге, соседке, та — еще соседке. Вот так и возникает элемент паники…» В кабинет уже входили почтительные, прилично одетые люди с папками для доклада, похожие друг на друга. Все они смотрели неодобрительно, тут повышать голос, громко разговаривать не полагалось. «Но тебя машина ждала внизу!» Только это и сказал. И еще обложил напоследок. И потом долго жгло, что ничего не сделал, проклятое это интеллигентское, с детства въевшееся в кровь, не дало переступить. А что можно сделать, разве изменишь?

Примерный круг проблем, авторская позиция

1. Что значит благодарность?
Авторская позиция: Благодарность для одних людей является чем-то естественным, для других — это всего лишь слово.

2. Проблема проявления равнодушия в военное время.
Авторская позиция: В военное время были люди, которые руководствовался только правилами, забывая о человечности,

3. Как власть влияет на человека?
Авторская позиция: Человек, у которого появляется власть часто забывает о том, что он ничем не отличается от других людей. 

4. Проблема выбора между долгом и честью
Авторская позиция: Человек , выбирая между долгом и честью, должен учитывать множество факторов, а не просто руководствоваться установленными законами.

Реальное сочинение ЕГЭ по русскому языку 2019 года, оцененное экспертами на 24 балла. По тексту Г.Я. Бакланова «На огромном отдалении Таню теперь он видел девочкой с румянцем волнения на щеках…»
24 балла/24

Реальный текст ЕГЭ 2019 Г.Я. Бакланова

В данном тексте автором поднимается множество проблем. Одной из них является проблема долга.

Размышляя над этим вопросом, Г.Я. Бакланов рассказывает о судьбе Николая Ивановича и его семьи. Уходя на фронт, герой надеется вернуться и увидеть жену и детей живыми и здоровыми, но этому не суждено сбыться: те не успевают эвакуироваться, поэтому оказываются убиты фашистами.

Главным долгом для Николая Ивановича тогда, как и для всей страны, стала защита Родины. Мужчина не воспользовался имеющейся у него «бронью», дававшей возможность остаться в относительной безопасности вместе с семьей. Напротив, он сознательно отказывается от нее, ведь «если бы не шли сами, … не было бы победы», как рассуждал Николай Иванович. Герой выполняет свой гражданский долг, несмотря ни на что, и это делает ему честь.

Иначе поступает Федоровский, которого Николай Иванович просит предупредить Таню в случае опасности. Он предпочитает не сеять «элемент паники» и не выполняет свой человеческий долг. Учитывая, скольким Федоровский обязан отцу Николая Ивановича, фактически давшему ему путевку в жизнь, этот поступок выглядит еще более неправильным и бесчестным.
Оба этих примера показательны в плане того, насколько у человека может быть развито чувство долга.

На мой взгляд, авторская позиция такова: он считает, что долг нужно обязательно отдавать, и осуждает тех, кто этого не делает.

С данной позицией нельзя не согласиться. Действительно, чувство долга и благодарности должны быть развиты у человека. Ведь если он предпочтет забыть о чем-то, что было сделано до него, в следующий раз ему просто не захотят помочь или поступят с ним так же.

Услышав слово «долг», можно подумать о разном. Кто-то вспоминает о деньгах, кто-то – о словосочетании «долг Родине». Но не стоит забывать и о долге человека человеку, обществу. Кто-то скажет: «Никто никому ничего не должен!» На мой взгляд, мы все должны друг другу. Например, хорошее отношение или память обо всем хорошем, что было сделано для нас. Но будет ли отдан тот или иной долг, зависит от моральных качеств человека и по тому, обязателен человек или нет, можно сказать о нем многое.
Автор сочинения: Александра Петрова.

Реальное сочинение ЕГЭ по русскому языку 2019 года, оцененное экспертами на 24 балла. По тексту Г.Я. Бакланова «На огромном отдалении Таню теперь он видел девочкой с румянцем волнения на щеках…»
24 балла/24

Реальный текст ЕГЭ 2019 Г.Я. Бакланова

В данном тексте автором поднимается множество проблем. Одной из них является проблема долга.

Размышляя над этим вопросом, Г.Я. Бакланов рассказывает о судьбе Николая Ивановича и его семьи. Уходя на фронт, герой надеется вернуться и увидеть жену и детей живыми и здоровыми, но этому не суждено сбыться: те не успевают эвакуироваться, поэтому оказываются убиты фашистами.

Главным долгом для Николая Ивановича тогда, как и для всей страны, стала защита Родины. Мужчина не воспользовался имеющейся у него «бронью», дававшей возможность остаться в относительной безопасности вместе с семьей. Напротив, он сознательно отказывается от нее, ведь «если бы не шли сами, … не было бы победы», как рассуждал Николай Иванович. Герой выполняет свой гражданский долг, несмотря ни на что, и это делает ему честь.

Иначе поступает Федоровский, которого Николай Иванович просит предупредить Таню в случае опасности. Он предпочитает не сеять «элемент паники» и не выполняет свой человеческий долг. Учитывая, скольким Федоровский обязан отцу Николая Ивановича, фактически давшему ему путевку в жизнь, этот поступок выглядит еще более неправильным и бесчестным.
Оба этих примера показательны в плане того, насколько у человека может быть развито чувство долга.

На мой взгляд, авторская позиция такова: он считает, что долг нужно обязательно отдавать, и осуждает тех, кто этого не делает.

С данной позицией нельзя не согласиться. Действительно, чувство долга и благодарности должны быть развиты у человека. Ведь если он предпочтет забыть о чем-то, что было сделано до него, в следующий раз ему просто не захотят помочь или поступят с ним так же.

Услышав слово «долг», можно подумать о разном. Кто-то вспоминает о деньгах, кто-то – о словосочетании «долг Родине». Но не стоит забывать и о долге человека человеку, обществу. Кто-то скажет: «Никто никому ничего не должен!» На мой взгляд, мы все должны друг другу. Например, хорошее отношение или память обо всем хорошем, что было сделано для нас. Но будет ли отдан тот или иной долг, зависит от моральных качеств человека и по тому, обязателен человек или нет, можно сказать о нем многое.
Автор сочинения: Александра Петрова.

Сочинение ЕГЭ 2021

В конце жизни Гёте сказал: «Добрые люди не знают, как много времени и труда…

В данном тексте русский писатель и публицист Г.Я. Бакланов ставит проблему значения чтения, роли художественной литературы в жизни человека.

Автор считает, что уметь читать по-настоящему – это большой труд. Он приводит в пример Гёте, который говорил, что затратил восемьдесят лет, чтобы научиться читать, и всё ещё не достиг цели. Бакланов отмечает, что книги пишут для тех, кто способен «сопереживать и тем участвовать в творчестве». Он подчёркивает, что непросто словом или фразой коснуться душ людей. Вспоминает слова Пушкина о том, что писать просто – очень трудно.

Также писатель повествует о том, как он впервые начал серьёзно читать, как открывал для себя Бунина, Хемингуэя, Ремарка, Толстого. Рассказывает о традициях русской литературы, об общественной деятельности Толстого, Чехова, Алексиевич. Пишет, что литература была «совестью, болью, философией, историей человеческой души». Бакланов делает вывод, что «все великие книги созданы страданием и любовью к людям».

Сопоставляя данные примеры, можно сказать, что для автора вопрос о роли литературы в жизни людей очень значим. В наше время, когда в обществе скопилась «усталость и тусклое равнодушие», особенно велика роль художественного слова.

Бакланов утверждает, что «читать – это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни», что «литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, …, о Добре и Зле, творит Добро».

Нельзя не согласиться с этими высказываниями. Ведь читая, человек не только расширяет свой кругозор, получает новые знания, но и задумывается над вопросами, поставленными в произведении, примеряет себя к ситуациям, описываемым автором, учится у героев книг быть чище, добрее, сильнее.

Работа над данным текстом заставила меня задуматься о том, какую роль играют книги в моей жизни, умею ли я читать по-настоящему. Над этим стоит поразмышлять.

Сочинение ЕГЭ 2021

Текст ЕГЭ по русскому языку. Бакланов. О Войне. Примерный круг проблем. Примеры сочинений.

На огромном отдалении Таню теперь он видел девочкой с румянцем волнения на щеках, с жалким, испуганным, растерянным взглядом, а на руках — грудной ребенок, и Митя, трехлетний, прижался, обхватил ее ногу. Волнение старших передалось ему, он держался за мать, крепился, чтоб не заплакать. Такими он их оставил и уже никогда не увидел больше. И никто, ни одна живая душа в целом мире не помнит, не знает про них, как будто и не жили на свете.

Маленького, грудного, он еще не успел как следует ощутить, еще не взял в сердце. И легче младенцу: страха не ведал, не знал, что жил, не сознавал, что отнимают. Но три года Митиной жизни, все это, впервые испытанное, когда из маленького кролика, способного только спать и плакать, вырастал осмысленный человек, с которым все уже становилось интересно… И вот нет его, и никому это не больно, нет как не было.

В послевоенной жизни, особенно когда много лет минуло, Николаю Ивановичу не раз говорили: «У тебя была броня —и ты не воспользовался? Но почему?» И еще так говорили: «Тыл во время войны — это тот же передний край». Но и тогда и теперь он знал, если бы не шли сами, не поднялись так, не было бы победы, ничего не было бы. И многих из тех, кто так разумно спрашивает теперь, тоже не было бы на свете. Но не объяснишь, если уже объяснять надо.

Таня с детьми оставалась в тылу, думать не думалось, что и сюда война докатится. Если и боялась Таня, так только за него. Но он все же забежал к Федоровскому взять с него слово. Тот быстро рос перед войной, особенно поднялся в последние четыре предвоенных года. Уже и машина ждала его у подъезда, а тогда это многое значило. И секретарша не пропустила бы к нему так просто, но, на счастье, они сошлись в коридоре, вместе зашли в кабинет. «Я тебя не понимаю,—с долей официального недовольства в голосе, как полагалась в официальном месте, говорил Федоровский, заведя его к себе, но не садясь, не давая примера садиться. — Ты что, действительно допускаешь возможность, ты мысль такую мог допустить, что враг придет сюда? Ты знаешь, как называются подобные настроения?»

Под рукой на маленьком столике телефонные аппараты, сам Федоровский—в полувоенном, в гимнастерке без знаков различия, в хромовых сапогах, и вот так стоя во весь свой немалый рост, скорбно качал головою, не одобряя, не имея права одобрять подобные настроения, но уже и улыбался сквозь строгость, улыбкой прощал момент малодушия: «Одно тебя извиняет: на фронт идешь».
Не раз потом вспоминалось Николаю Ивановичу все это, и «настроения», и полувоенный его костюм — дань времени, а машина стояла у подъезда наготове, и когда фронт придвинулся, в ней Федоровский и укатил.
Теперь забыты многие слова и то, что они означали для человека, не в каждом словаре найдешь слово «лишенец». Родители Федоровского были лишенцы. Держали они какую-то небольшую торговлишку в период нэпа и в дальнейшем, причисленные за это к эксплуататорским классам, были лишены избирательных и прочих гражданских прав. Если бы не отец Николая Ивановича, который в своей жизни многим людям помог, что ему и припомнили в дальнейшем, невеселое будущее ожидало Федоровского. Человек старых понятий, участник революции еще девятьсот пятого года, отец говорил: «Способный юноша, зачем его лишать чего-то? Зачем самим лишаться? Страна не должна лишаться толковых людей». И Федоровского приняли на рабфак, и способный юноша, вначале приниженный, за все благодаривший, стал выправляться, расти, как придавленный росток из-под камня.
Из таких, кто всего был лишен, пережил страх, а потом допущен, приближен, из них во все времена выходили самые непреклонные служаки, которые не помнят ни отца, ни мать, служат ревностно не идее, а силе. Они, если и там оказывались, — по ту сторону фронта, то и там точно так же служили силе, становились первыми ревнителями порядка. 
По всем человеческим понятиям Николай Иванович считал, что уж с такой просьбой — предупредить Таню, если станет опасно, не в машину взять с собой, предупредить только, чтобы она смогла вовремя эвакуироваться с детьми, — о таком пустяке мог он попросить. Тем более что он уходил на фронт, а Федоровский оставался. «Вот тебе мое слово,— выходя из-за стола с телефонами, одновременно хмурясь, но и прощая, уже наученный этой игре, сладость испытывая от нее, говорил Федоровский.— Не должен бы я поддерживать такие настроения, но ты уходишь, тревогу твою понять можно. Вот тебе мое слово и вот тебе моя рука!» 
Глупые старые представления о долге, о благодарности. От людей, помнящих, кем ты был, знающих твое прошлое, от таких людей избавляются, а не долги им отдают. Но поздно это узнается, самое главное всегда узнается задним числом. Да и семья их жила другими понятиями. Ему бы сказать Тане: «Станет опасно — решай сама, не жди». Но он хотел как лучше, а Таня привыкла его слушать, он старше, умней. И ждала до последнего. Верила. 
После войны разыскал он Федоровского уже в Москве, и кабинет был значительней, и телефонов побольше под рукой. «Я не имел права, — как вы все простых вещей не понимаете? — с превосходством человека, обрекшего себя в жертву долгу, возвысился над ним Федоровский.— Я — Тане, Таня — подруге, соседке, та — еще соседке. Вот так и возникает элемент паники…» В кабинет уже входили почтительные, прилично одетые люди с папками для доклада, похожие друг на друга. Все они смотрели неодобрительно, тут повышать голос, громко разговаривать не полагалось. «Но тебя машина ждала внизу!» Только это и сказал. И еще обложил напоследок. И потом долго жгло, что ничего не сделал, проклятое это интеллигентское, с детства въевшееся в кровь, не дало переступить. А что можно сделать, разве изменишь?

Примерный круг проблем, авторская позиция

1. Что значит благодарность?
Авторская позиция: Благодарность для одних людей является чем-то естественным, для других — это всего лишь слово.

2. Проблема проявления равнодушия в военное время.
Авторская позиция: В военное время были люди, которые руководствовался только правилами, забывая о человечности,

3. Как власть влияет на человека?
Авторская позиция: Человек, у которого появляется власть часто забывает о том, что он ничем не отличается от других людей. 

4. Проблема выбора между долгом и честью
Авторская позиция: Человек , выбирая между долгом и честью, должен учитывать множество факторов, а не просто руководствоваться установленными законами.

  • Подготовка к сочинению ЕГЭ
  • Подготовка к ЕГЭ по русскому языку
  • Реальные тексты ЕГЭ
  • Категория: Сочинения для ЕГЭ (часть С)

Текст

(1) В конце жизни Гёте сказал: (2)«Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать. (3) Я затратил на это восемьдесят лет и всё ещё не могу сказать, что достиг цели».
(4) Действительно, читать — это осмысливать жизнь, себя самого в этой жизни. (5) Книги пишут в расчёте на тех людей, которые способны сопереживать и тем самым соучаствовать в творчестве. (6) А тут многое нужно, в том числе и мудрость, и опыт жизни. (7) Тогда словом ли, фразой ли коснулся чего-то в душе и — «Минувшее проходит предо мною…». (8) «Нельзя представить себе, как это трудно, хотя и кажется, что быть простым очень просто, — говорил Пушкин. — (9) Все те, которые обладают этим даром, поэты с будущностью, особенно если эти свойства проявляются в ранней молодости, потому что вообще молодые поэты редко бывают просты».
(10) Впервые серьёзно начал я читать, когда ко дню рождения подарили мне книгу Льва Толстого «Хаджи-Мурат», голубую, с серебряным тиснением.
(11)    Эта книга оказалась для меня особенной на всю дальнейшую мою жизнь.
(12)    Я не только её вид помню, но помню запах, хотя нет сомнений, что это просто запах клея и коленкора.
(13) Я всегда завидовал моим сверстникам, у кого были и сохранились отцовские библиотеки. (14) Мне же многое приходилось открывать поздно. (15) Бунина, Хемингуэя, Ремарка я прочёл только в конце сороковых — середине пятидесятых годов. (16) А потом были годы, когда я пытался во что бы то ни стало объять необъятное и перечитал массу книг.
(17) В разные годы разные книги и разные писатели становятся интересней, нужней. (18) Но богом для меня был и остался Лев Толстой.
(19) Все великие книги созданы страданием и любовью к людям. (20) И если книга причиняет вам боль, эта боль исцеляющая. (21) Эта боль вызвана
14
РУССКИЙ ЯЗЫК. 20 ВАРИАНТОВ СОЧИНЕНИЙ ПО ПРОЧИТАННОМУ ТЕКСТУ
состраданием, сочувствием к другому, а такое сочувствие и должна вызывать литература, чтобы в людях не угасло человеческое. (22) Литература до тех пор жива, пока она рассказывает о человеке, о человечном и бесчеловечном в нём, то есть о Добре и Зле, творит Добро.
(23) Я сейчас говорю, по сути, о традициях русской литературы. (24) Такие традиции продолжает и литература двадцатого века. (25) Сейчас нужны книги, которые буквально переворачивают душу. (26) Цена такого слова всегда велика. (27) А сейчас велика особенно, потому что в обществе нашем усталость и тусклое равнодушие. (28) И всё упорней пишут о том, что литература избавилась, наконец, от несвойственного ей — быть совестью, болью, философией, историей человеческой души, а ведь к писателям не только за советом обращались. (29) Исповедовались.

(По Г. Бакланову*)

* Бакланов Григорий Яковлевич (1923—2009) — писатель, публицист.

Сочинение

Автор прочитанного нами текста размышляет о роли книг в жизни человека, о том, что есть книги, которые оказывают на чи¬тателя огромное влияние. Читая настоящую литературу, человек учится сочувствовать, сопереживать. Каждое прочитанное произ¬ведение должно быть не только осмысленно, но и прочувствовано сердцем. Литература учит понимать жизнь и себя в жизни. Именно такое влияние оказал на меня небольшой рассказ-эпопея Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». Война отобрала у Андрея Соколова все: семью, дом. Единственное, что не отняла у героя война, — чувство собственного достоинства, чести, любви к людям. Русский солдат не ожесточился, он смог преодолеть себя и найти в маленьком сироте Ванюше родственную душу. Жизнь конкретного человека обобщается писателем и становится судьбой тысяч русских людей, переживших войну и потерявших близких, но сохранивших главное — человеческую душу.
Однажды я стал (стала) свидетелем того, как книга вызвала сильнейший отклик в душе. Я имею в виду чтение Соней Мар- меладовой евангельского сюжета Воскрешение Лазаря в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». Именно с этого момента в книге начинается духовное очищение Раскольникова. Вот она врачующая сила книги!
Прочитав фрагмент из статьи Григория Бакланова, понимаешь, что книга способна оказать прямое влияние на формирование души человеческой.

  • Сочинения для ЕГЭ (часть С)

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем должна состоять цель жизни?
      (765)

      Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир» (см. «В чем состоит настоящее счастье?»)
      Д.С. Лихачев — «Письма о добром и прекрасном». В сво­ей книге автор размышляет о том, в чем должна состоять жиз­ненная цель человека, показывает ее связь с самооценкой, со счастьем. «Если человек ставит перед собой задачу при­обрести все элементарные материальные блага, он и оцени­вает…

      Подробнее…

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит загадка подлинного таланта? Какова природа гениальности?
      (857)

      Трагические судьбы русских гениев — А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, С.А. Есенина, B.C. Высоцкого. Это люди душевно ранимые, тонкие, подчинившие все сферы своей жизни творчеству, таланту. Поэзия стала их образом жизни. Истинный талант всегда имеет противоречивую, двойствен­ную природу. Он становится и смертельным заклятием, и выс­шим божественным даром. Служение искусству…

      Подробнее…

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит загадка русской души? Проблема менталитета русского человека
      (854)

      Н.С. Лесков — повесть «Очарованный странник». В этом произведении писатель исследует свойства русской души. «Очарованному страннику» Ивану Флягину суждено пройти через множество испытаний, которыми становятся для него убийство невинного монаха, татарский плен, гибель краса­вицы Груши, участие в войне, скитания по Руси. Постепенно открывается для него истинный…

      Подробнее…

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит загадка таланта художника? Каково воздействие живописи на человеческую душу? Чему должен служить своим искусством настоящий художник?
      (695)

      Н. Полевой — повесть «Живописец» (см. «Каким дол­жен быть настоящий писатель, актер, художник?»)

      С. Львов — сборник публицистики «Быть или казаться?».
      В этой книге автор рассказывает о выставке шедевров из зна­менитого мадридского музея Прадо. И с горечью отмечает, что многие пришли на эту выставку, потому что это престиж­но и модно. Однако С. Львов надеется, что…

      Подробнее…

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит настоящее счастье?
      (912)

      Л.Н. Толстой — роман-эпопея «Война и мир». В своем романе Л. Н. Толстой утверждает свое понимание счастья как вечного поиска истины, своего места в жизни. Героями, ис­следующими жизнь, события, людей, в романе являются Ан­дрей Болконский и Пьер Безухов. Они мучительно ищут свое собственное место в жизни. По мысли Толстого, только так человек достигает…

      Подробнее…

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. В чем состоит неповторимое очарование русской женщины, ее душевная красота?
      (690)

      А.С. Пушкин — роман в стихах «Евгений Онегин». В этом романе А.С. Пушкин создает образ идеальной русской жен- шины — натуры цельной, мечтательной, глубокой. В ней гармонически сочетаются лучшие качества русского харак­тера — простота, поэтичность, искренность, глубина натуры, страстность, верность данному слову. После замужества сча­стье с…

      Подробнее…

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. Внешность человека, красота и безобразие
      (725)

       
      «…Что есть красота и почему ее обожествляют люди?» (Н. Заболоцкий). Какую тайну заключает она в себе и каково воздействие ее на окружающих?

      А.С. Пушкин — стихотворение «Красавица». В этом сти­хотворении заключена мысль о великой силе красоты, о за­ключенной в ней гармонии, тайне. У Пушкина звучит мотив поклонения красоте, она «выше мира и…

      Подробнее…

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. Должен ли быть у молодого человека наставник? Каким он должен быть?
      (590)

       
      С. Рерих — «Мой вечный учитель». Заметки и воспоми­нания С. Рериха. В этих заметках С. Рерих воссоздает образ своего отца Николая Константиновича Рериха, гениального, талантливого и очень порядочного человека. Он пишет: «В ста­ринных книгах часто упоминалось: счастлив тот, кто на сво­ем пути в жизни может встретить мудрого старца. Старца, ко­торый и его направил…

      Подробнее…

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. Как внешний облик человека влияет на его общение с окружающим миром? Проблема противостояния красоты и безобразия. Проблема контраста внешности и внутреннего мира человека.
      (845)

      Н. Заболоцкий — стихотворение «Некрасивая девочка».

      Поэт задается вопросом, что такое красота. Он видит девочку- дурнушку, беспечно бегающую по двору с мальчишками. Но при этом она добра, умеет радоваться чужому счастью, в дви­женьях ее — «младенческая фация души». И в финале поэт восклицает: «А если так, то что есть красота И почему ее…

      Подробнее…

    • Аргументы к сочинению ЕГЭ. Как искусство помогает человеку во времена войн, исторических катаклизмов?
      (709)

       
      • Музыка — Д.Д. Шостакович «Ленинградская» симфо­ния (№ 7). Композитор начал писать эту симфонию еще до Великой Отечественной войны, а закончил в 1941 г. Первое исполнение ее состоялось в Куйбышеве в 1942 г., а затем ее стали репетировать ленинградские музыканты. В дни блока­ды некоторые музыканты умерли от голода. Репетиции были приостановлены в декабре. И…

      Подробнее…

Находки черных копателей

2019-06-04

Источник: https://youtube.com/watch?v=pctb3TbDFUA

Ваше мнение о видео


Сначала новые

Сначала старые

Сначала лучшие

Впишите НИК/Имя что бы писать комментарии

Войти

Загружено по ссылке

Интересное видео

Сегодня обсуждают

  1. Хоть и мужик…проняло до слез


    Линда, спасибо за чудесный расклад.
    Под каким псевдонимом вы публикуете Ваши книги? Где их можно купить?


    Елена, благодарю Вас за Ваш труд, Дар свой Божий Вы так щедро отдаёте внимающим! Хочется пожелать Вам Благодати Божьей, не знаю, можно ли её желать, но просто желаю добра Вам от души, а это во всех лучах жизни. Вы поймете


    Вода всегда таила в себе большое количество интересных вещей, вообще не удивлен, что и сейчас находятся интересные предметы со времен Великой Отечественной войны, которые все эти годы пробыли под водой. Конечно, большая часть железных предметов из…



    (1) На огромном отдалении Таню теперь он видел девочкой с румянцем волнения на щеках, с жалким, испуганным, растерянным взглядом, а на руках — грудной ребенок, и Митя, трехлетний, прижался, обхватил ее ногу. (2) Волнение старших передалось ему, он держался за мать, крепился, чтоб не заплакать. (3) Такими он их оставил и уже никогда не увидел больше. (4) И никто, ни одна живая душа в целом мире не помнит, не знает про них, как будто и не жили на свете.

          (5) Маленького, грудного, он еще не успел как следует ощутить, еще не взял в сердце. (6) И легче младенцу: страха не ведал, не знал, что жил, не сознавал, что отнимают. (7) Но три года Митиной жизни, все это, впервые испытанное, когда из маленького кролика, способного только спать и плакать, вырастал осмысленный человек, с которым все уже становилось интересно… (8) И вот нет его, и никому это не больно, нет как не было.
          (9) В послевоенной жизни, особенно когда много лет минуло, Николаю Ивановичу не раз говорили: «У тебя была броня —и ты не воспользовался? (10) Но почему?» (11) И еще так говорили: «Тыл во время войны — это тот же передний край». (12) Но и тогда и теперь он знал, если бы не шли сами, не поднялись так, не было бы победы, ничего не было бы. (13) И многих из тех, кто так разумно спрашивает теперь, тоже не было бы на свете. (14) Но не объяснишь, если уже объяснять надо.

      (15) Таня с детьми оставалась в тылу, думать не думалось, что и сюда война докатится. (16) Если и боялась Таня, так только за него. (17) Но он все же забежал к Федоровскому взять с него слово. (18) Тот быстро рос перед войной, особенно поднялся в последние четыре предвоенных года. (19) Уже и машина ждала его у подъезда, а тогда это многое значило. (20) И секретарша не пропустила бы к нему так просто, но, на счастье, они сошлись в коридоре, вместе зашли в кабинет. 

       (21) «Я тебя не понимаю, — с долей официального недовольства в голосе, как полагалась в официальном месте, говорил Федоровский, заведя его к себе, но не садясь, не давая примера садиться. (22)— Ты что, действительно допускаешь возможность, ты мысль такую мог допустить, что враг придет сюда? (23) Ты знаешь, как называются подобные настроения?»

  (24) Под рукой на маленьком столике телефонные аппараты, сам Федоровский — в полувоенном, в гимнастерке без знаков различия, в хромовых сапогах, и вот так стоя во весь свой немалый рост, скорбно качал головою, не одобряя, не имея права одобрять подобные настроения, но уже и улыбался сквозь строгость, улыбкой прощал момент малодушия: «Одно тебя извиняет: на фронт идешь».

       (25) Не раз потом вспоминалось Николаю Ивановичу все это, и «настроения», и полувоенный его костюм — дань времени, а машина стояла у подъезда наготове, и когда фронт придвинулся, в ней Федоровский и укатил.

      (26) Теперь забыты многие слова и то, что они означали для человека, не в каждом словаре найдешь слово «лишенец». (27) Родители Федоровского были лишенцы. (28) Держали они какую-то небольшую торговлишку в период нэпа и в дальнейшем, причисленные за это к эксплуататорским классам, были лишены избирательных и прочих гражданских прав.

    (29) Если бы не отец Николая Ивановича, который в своей жизни многим людям помог, что ему и припомнили в дальнейшем, невеселое будущее ожидало Федоровского. (30) Человек старых понятий, участник революции еще девятьсот пятого года, отец говорил: «Способный юноша, зачем его лишать чего-то? (31) Зачем самим лишаться? (32) Страна не должна лишаться толковых людей». (33) И Федоровского приняли на рабфак, и способный юноша, вначале приниженный, за все благодаривший, стал выправляться, расти, как придавленный росток из-под камня.

      (34) Из таких, кто всего был лишен, пережил страх, а потом допущен, приближен, из них во все времена выходили самые непреклонные служаки, которые не помнят ни отца, ни мать, служат ревностно не идее, а силе. (35) Они, если и там оказывались, — по ту сторону фронта, то и там точно так же служили силе, становились первыми ревнителями порядка.

      (36) По всем человеческим понятиям Николай Иванович считал, что уж с такой просьбой — предупредить Таню, если станет опасно, не в машину взять с собой, предупредить только, чтобы она смогла вовремя эвакуироваться с детьми, — о таком пустяке мог он попросить. (37) Тем более что он уходил на фронт, а Федоровский оставался. (38) «Вот тебе мое слово,— выходя из-за стола с телефонами, одновременно хмурясь, но и прощая, уже наученный этой игре, сладость испытывая от нее, говорил Федоровский. (39) — Не должен бы я поддерживать такие настроения, но ты уходишь, тревогу твою понять можно. (40) Вот тебе мое слово и вот тебе моя рука!»

      (41) Глупые старые представления о долге, о благодарности. (42) От людей, помнящих, кем ты был, знающих твое прошлое, от таких людей избавляются, а не долги им отдают. (43) Но поздно это узнается, самое главное всегда узнается задним числом. (44) Да и семья их жила другими понятиями. (45) Ему бы сказать Тане: «Станет опасно — решай сама, не жди». (46)  Но он хотел как лучше, а Таня привыкла его слушать, он старше, умней.  (47) И ждала до последнего. (48) Верила. (49) И приняла смерть от рук фашистов вместе с детьми.

           (50) После войны разыскал он Федоровского уже в Москве, и кабинет был значительней, и телефонов побольше под рукой. (51) «Я не имел права, — как вы все простых вещей не понимаете? — с превосходством человека, обрекшего себя в жертву долгу, возвысился над ним Федоровский. — (52) Я — Тане, Таня — подруге, соседке, та — еще соседке. (53) Вот так и возникает элемент паники…»

        (54) В кабинет уже входили почтительные, прилично одетые люди с папками для доклада, похожие друг на друга.  (55) Все они смотрели неодобрительно, тут повышать голос, громко разговаривать не полагалось. (56) «Но тебя машина ждала внизу!», — только это и сказал. 

       (57) И потом долго жгло, что ничего не сделал, проклятое это интеллигентское, с детства въевшееся в кровь, не дало переступить. (58) А что можно сделать, разве что-нибудь  изменишь?

(По Г. Я. Бакланову*)

* Григорий Яковлевич Бакланов (1923 — 2009) — русский советский писатель и сценарист, один из представителей “лейтенантской прозы”. 

Как чувство долга влияет на выбор человека? Эту проблему ставит в тексте русский советский писатель Григорий Яковлевич Бакланов.

Чтобы привлечь внимание читателей к поставленному вопросу, автор описывает нравственные убеждения Николая Ивановича о войне: «…если бы не шли сами, не поднялись так, не было бы победы…» Ему пришлось оставить жену и маленьких детей, потому что он понимал, что страна в беде, ей нужна помощь. У Николая Ивановича есть чувство личной ответственности и долга перед страной. Другой герой текста, Федоровский, пообещал, что сообщит жене Николая Ивановича о приближении фронта: «Вот тебе моё слово и вот тебе моя рука!» Николай Иванович поверил ему, так как сам никогда не давал пустых обещаний и от других людей ожидал того же.  У Федоровского не было чувства долг

Дом. Какое значение он должен иметь для человека? И как к нему стоит относиться? Над этими вопросами размышляет известный русский писатель Г. Я. Бакланов. В предложенном для анализа текста поднимается важная морально-нравственная проблема исполнения долга.

Автор раскрывает обозначенную проблему, рассказывая неприметную для него самого историю времен войны. Писатель изображает переживания главного героя, когда тот, уходя на фронт, прощается с семьей. Ради ее спасения Николай Иванович просит по-человечески своего давнего знакомого Федоровского предупредить жену об эвакуации в случае необходимости, на что тот дает обещание: «Вот тебе моё слово и вот тебе моя рука!» Для героя, верившего постоянно во всё хорошее, не было сомнений, что его просьба будет исполнена. Однако ожидания не сошлись с реальностью. Автор описывает встречу двух героев уже после войны, когда жена Николая и его сын погибли, так и не узнав об эвакуации. Придя к Федоровскому, он интересуется мотивом его поступка и несдержанностью обещанного слова, на это получает ответ: «Я не имел права, как вы всё простых вещей не понимаете?» Так, автор показывает истинное отношение героя к исполнению своего долга. Для Федоровского, человека, имеющего определенную важность в кругу людей и уже наученного вести себя неким образом, нет сложности давать пустые обещания, оставаясь при этом равнодушным в глубине души.

Позицию автора можно сформулировать следующим образом: не все люди способны отнестись ответственно к своему обещанию и исполнению долга.

Г. Я. Бакланов выразил свое мнение убедительно, четко, поэтому я не могу с ним не согласиться. Действительно, исполнение долга — дело, имеющее особую важность. Только человек с высокими моральными качествами сможет не отвергнуться от данного им слова. Аргументируя свою точку зрения, я хочу обратиться к произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Петр Гринев — яркий пример благородного и честного человека, который в начале своей службы пообещал отцу не отступать от его наставления: «Береги честь смолоду». Несмотря на все сложные испытания, выпавшие на его долю, и на угрозу собственной жизни, герой сохраняет верность своей позиции и остается честным.

В нашей жизни проблема долга может затронуть каждого. Главное, чтобы человек понимал всю ответственность, лежащую на его плечах, от чего и будет зависеть характер последствий.

24 балла

Отрывок:
На огромном отдалении Таню теперь он видел девочкой с румянцем волнения на щеках, с жалким, испуганным, растерянным взглядом, а на руках — грудной ребенок, и Митя, трехлетний…

Перейти к содержанию

Сочинение ЕГЭ. Проблема нравственного выбора на войне

На чтение 2 мин Просмотров 133

Сочинение ЕГЭ о нравственном выборе на войне по тексту Бакланова «На огромном отдалении Таню теперь он видел девочкой с румянцем волнения на щеках… «.В данном тексте Г.Я. Бакланов затрагивает проблему нравственного выбора на войне. Одни становятся героями, другие – предателями. Это зависит от нравственного выбора человека, его характера.Предательство мы видим в лице Федоровского. Он дал обещание Николаю Ивановичу, что спасет его семью, если будет угроза (предложение 39). Но слово свое он не сдержал. Это говорит нам о его не самых лучших качествах. А хорошее можно разглядеть в Николае Ивановиче. Даже если у него и была «бронь», он все равно пошел на фронт (предложение 12). Вот настоящий герой, который готов служить ради своей семьи, страны. Мы видим, что кто-то жертвует собой, а кто-то старается спасти только свою жизнь.
Позиция автора понятна. Г.Я. Бакланов хочет показать нам, что у некоторых людей нет представления о долге, о благодарности. Бывают такие подлецы, которые даже на войне, борясь за одну страну, предают своих. Предают даже тех, которые являлись близкими, помогали им самим в трудные минуты. Я соглашусь с автором. Действительно, такие люди встречаются везде. И не всегда ясно, является ли этот человек предателем, ведь люди могут не показывать свою настоящую личность. На войне люди сбегали с фронта, переходили на сторону противника. Это их выбор, ведь не может быть такого, чтобы везде были люди, выделяющиеся хорошими качествами. Но героев, надеюсь, гораздо больше. В повести Кондратьева «Сашка» главный герой попадает на фронт молодым. Но он не теряется на войне, остается человеком, и поэтому его можно назвать героем.Таким образом, мы поняли, что нравственный выбор на войне может различаться. Встречались люди, которые оставили о себе хорошее впечатление, а были и те, которые выбрали другой путь. Путь, в котором они останутся в нашей памяти предателями.Автор сочинения: Андрей Илларионов

Реальное сочинение ЕГЭ по русскому языку 2020 года 24 балла из 24 по тексту Бакланова.

Реальное сочинение ЕГЭ по русскому языку 2020 года, оцененное экспертами на 24 балла. По тексту Г.Я. Бакланова
«На огромном отдалении Таню теперь он видел девочкой с румянцем волнения на щеках…»24 балла/24Реальный текст ЕГЭ 2019 Г.Я. Бакланова
В данном тексте автором поднимается множество проблем. Одной из них является проблема долга. Размышляя над этим вопросом, Г.Я. Бакланов рассказывает о судьбе Николая Ивановича и его семьи. Уходя на фронт, герой надеется вернуться и увидеть жену и детей живыми и здоровыми, но этому не суждено сбыться: те не успевают эвакуироваться, поэтому оказываются убиты фашистами.

Главным долгом для Николая Ивановича тогда, как и для всей страны, стала защита Родины. Мужчина не воспользовался имеющейся у него «бронью», дававшей возможность остаться в относительной безопасности вместе с семьей. Напротив, он сознательно отказывается от нее, ведь «если бы не шли сами, … не было бы победы», как рассуждал Николай Иванович. Герой выполняет свой гражданский долг, несмотря ни на что, и это делает ему честь.

Иначе поступает Федоровский, которого Николай Иванович просит предупредить Таню в случае опасности. Он предпочитает не сеять «элемент паники» и не выполняет свой человеческий долг. Учитывая, скольким Федоровский обязан отцу Николая Ивановича, фактически давшему ему путевку в жизнь, этот поступок выглядит еще более неправильным и бесчестным. Оба этих примера показательны в плане того, насколько у человека может быть развито чувство долга.

На мой взгляд, авторская позиция такова: он считает, что долг нужно обязательно отдавать, и осуждает тех, кто этого не делает.

С данной позицией нельзя не согласиться. Действительно, чувство долга и благодарности должны быть развиты у человека. Ведь если он предпочтет забыть о чем-то, что было сделано до него, в следующий раз ему просто не захотят помочь или поступят с ним так же.

Услышав слово «долг», можно подумать о разном. Кто-то вспоминает о деньгах, кто-то – о словосочетании «долг Родине». Но не стоит забывать и о долге человека человеку, обществу. Кто-то скажет: «Никто никому ничего не должен!» На мой взгляд, мы все должны друг другу. Например, хорошее отношение или память обо всем хорошем, что было сделано для нас. Но будет ли отдан тот или иной долг, зависит от моральных качеств человека и по тому, обязателен человек или нет, можно сказать о нем многое. Автор сочинения:

Александра Петрова.

Иоганн Гете — Собрание сочинений в десяти томах. Том третий. Из моей жизни: Поэзия и правда

…113 114 115 116117 118 119 …249

КНИГА ДЕСЯТАЯ

Немецкие поэты, не объединенные больше гильдией, в которой все стоят за одного и один за всех, не пользовались никакими преимуществами в гражданской жизни. У них не было прочного положения, они не входили ни в какое сословие, никто не уважал их, разве что обстоятельства им благоприятствовали, и только случай определял — почести или позор выпадут на долю талантливого человека. Бедняга смертный в сознании своего ума и способностей принужден был влачить жалкую жизнь и, теснимый потребностями минуты, расточать дары, полученные им от муз. Стихотворение «на случай» — этот первейший, истиннейший род поэзии — считалось настолько презренным, что немцы и доселе не могут оценить его высоких достоинств; поэт, если он не шел дорогой Гюнтера, играл в свете жалкую роль шута и блюдолиза.

Если же муза вступала в содружество с человеком видным, то отсвет его блеска падал и на нее. Умудренные житейским опытом дворяне, как Гагедорн, почитаемые граждане, как Брокес, истинные ученые, как Галлер, были сопричислены к лучшим людям нации и, как равные, стояли в ряду знатнейших и наиболее ценимых. Но особым почетом пользовались те, которые свой приятный талант сочетали с деловитостью и усердием. Уц, Рабенер, Вейсе потому и снискали себе такое исключительное уважение, что в них сочетались эти разнородные и редко сочетающиеся качества.

Но неминуемо должна была прийти пора, когда поэтический гений себя осознает, создаст для себя соответствующие условия и положит начало своей независимости и достоинству. В Клопштоке объединилось все для начала подобной эпохи. Это был юноша чистых чувств и нрава. Серьезно и основательно воспитанный, он с самого раннего возраста придавал большое значение самому себе и своим поступкам; наперед обдумывая и соразмеряя каждый жизненный шаг, он, уже предчувствуя свою духовную мощь, обратился к наивысшей теме — Мессии, — а это имя обозначает бесконечное множество свойств, — и решил заново его возвеличить. Искупитель должен был стать его героем, которого он вознамерился провести через всю земную юдоль и страдания к высшему небесному торжеству. В этом должно было соучаствовать все божественное, ангельское и человеческое, что заложено в молодой душе. Воспитанный на Библии и вскормленный ее мощью, Клопшток, словно современник, общается с праотцами, пророками и предтечами, но все они, во все века, составляют лишь нимб вокруг Спасителя, на чье унижение призваны взирать с содроганием, чьей славе им дано споспешествовать. Ибо в конце концов после сумрачных и страшных часов вечный судия разоблачит свой лик, вновь признает богоравного сына, а тот приведет к его престолу отвернувшихся от него людей и даже отпавшего было от него злого духа. Тысячи ангельских голосов возликуют в оживших небесах вкруг престола вседержителя, и сияние любви зальет вселенную, взоры которой еще так недавно были прикованы к страшному жертвеннику. Небесный мир, живо прочувствованный Клопштоком, когда он замышлял и писал поэму, еще и теперь доходит до сердца каждого, кто, читая ее первые десять песен, умеет подавить в себе известные требования, с которыми, впрочем, неохотно расстаются просвещенные умы.

Величие темы возвысило поэта в его собственных глазах. Надежда, что сам он воссоединится с этим хором, что богочеловек его отличит, с глазу на глаз отблагодарит за усилия, как слезами уже благодарили его в этом мире чувствительные сердца, — все эти невинные, ребяческие мечты могли взрасти лишь в праведном сердце. Таким образом, Клопшток завоевал себе право рассматривать себя как священную особу и во всех своих действиях стал блюсти заботливую чистоту. Уже в преклонном возрасте его страшно тревожило, что первая его любовь была отдана девушке, которая, выйдя замуж за другого, оставила его пребывать в неизвестности относительно того, любила ли она его и была ли его достойна. Убеждения, связывавшие его с Метой, глубокая тихая любовь, короткое святое супружество, решительное нежелание вдовца вступить во второй брак — все это со временем можно было бы вспоминать в кругу блаженных.

Такая почтительность по отношению к себе самому возрастала еще оттого, что он долгое время прожил в благонамеренной Дании, в доме одного видного, достойного и знатного человека. Здесь, в высокопоставленном кругу, правда, довольно замкнутом, но в то же время преданном всем внешним обычаям светской жизни, направление Клопштока определилось еще яснее. Величавая осанка, размеренная речь, лаконизм даже тогда, когда он откровенно говорил о важных ему вещах, на всю жизнь сообщили ему дипломатический сановитый облик, казалось бы, противоречивший его врожденной душевной нежности, хотя источник того и другого был един. Все это нашло отражение в его ранних вещах, отчего они так мощно и воздействовали на людей. Но никто не решился бы утверждать, что личность его служила примером и поощрением для других на жизненном и творческом пути.

А ведь именно такое поощрение молодых людей в их литературной деятельности, желание помочь тем, кто подавал надежды, но кому не улыбалось счастье, и облегчить их путь прославило одного немца, который с точки зрения самооценки занимал второе место, но с точки зрения живого воздействия на современников, несомненно, был первым. Всякий поймет, что я имею в виду Глейма. Занимая невидную, хотя и доходную должность, Глейм жил в красивом, небольшом городке, оживленном разнообразной военной, гражданской и литературной деятельностью. Городок этот служил для большой и богатой общины источником доходов, часть которых, конечно, обращалась ему на пользу. Глейм всегда ощущал в себе живое творческое стремление, но полностью оно его не удовлетворяло, почему он и отдался другому, может быть, более могущественному порыву — способствовать творчеству других. Обе эти деятельности неизменно переплетались в течение всей его долгой жизни; поэзия и материальная помощь поэтам были необходимы ему, как дыханье. Выручая нуждающиеся таланты из всякого рода затруднений и тем доподлинно помогая литературе, он приобрел такое множество друзей, должников и нахлебников, что ему охотно прощали пространность его творений, ибо чем можно было заплатить за щедрые благодеянья, как не терпимостью к его стихам.

Высокое понятие, которое небезосновательно составили о себе эти два человека, заставлявшие и других проникаться известным самоуважением, привело к значительным и благотворным результатам, как явным, так и скрытым. Но вместе с тем это сознание, как ни благотворно оно было, нанесло своеобразный вред им самим, их времени и тем, кто их окружал. Если обоих этих мужей и можно назвать великими по их интеллектуальной деятельности, то роль их в свете все же была незначительной, а по сравнению с другими, более подвижными жизнями их положение было просто ничтожно. День велик, а за ним еще следует ночь. Нельзя вечно сочинять, хлопотать и одаривать; у них не было возможности заполнить свое время тем, чем заполняют его светские люди, вельможи и богачи, поэтому они придавали своей узкой ограниченной жизни и ежедневной суете значение, какое она могла иметь только для них самих. Они больше, чем подобало, восхищались своими шутками, а шутки эти если и скрашивали мгновение, в дальнейшем уже ровно ничего не значили. По заслугам выслушивали хвалы и славословия и платили тем же, правда, в дозах более умеренных, но все же достаточно щедро; зная, что их похвала имеет цену, они охотно повторяли ее, не щадя ни чернил, ни бумаги. Отсюда собрания писем, поражающих потомство своей бессодержательностью. И разве можно упрекнуть новейшее поколение за то, что оно недоумевает, как могли люди столь значительные пробавляться подобным вздором, и высказывает сожаления по поводу того, что их письма были напечатаны. Но пусть эти несколько томиков стоят на полке среди множества других книг и напоминают нам, что даже самый выдающийся человек живет лишь со дня на день и вкушает однообразную, скудную пищу, если он занят одним собою и отказывается от участия в многообразной жизни внешнего мира, в коем только и можно найти пищу, нужную для роста человека и в то же самое время мерило этого роста.

…113 114 115 116117 118 119 …249

Сочинение-рассуждение В конце жизни Гёте ска­зал (По Г. Ба­кла­но­ву)

Как много людей могут уверенно сказать, что каждый месяц они читают много книг? …

(начало есть на других сайтах, далее идет только уникальное продолжение)

Что помогло измениться и искупить свои грехи? Кончено, книга. Только не совсем обычная, речь идет о Евангелие. Именно из святых книг люди узнают о нравственности и чести, понимают жизнь и ее законы. Поэтому, можно сказать, что Родион, обратившись к первоисточнику многих правил и моралей, смог изменить себя.

Так чтение помогло литературному герою встать на верный путь, искупить свои грехи и понять себя. Конечно, не всегда книги позволяют осмысливать душу, потому что и книги эти тяжело понять. Такими произведениями являются легкие любовные романы, которые не позволяют людям сильно копаться в себе, они лишь показывают чувства между другими людьми, не затрагивая душу читателя до самой сути. Например, Татьяна Ларина в произведении А.С. Пушкина «Евгений Онегин» любила читать именно такие книги – романы французских писателей о высоком чувстве. Нельзя сказать, чтобы Татьяна менялась благодаря этим книгам. Да, она чувствовала что-то вместе с героями и героинями, но она не меняла что-то в себе, не копалась в своей душе, не искала места в жизни для себя. Поступаете в 2020 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Получается, что не каждая книга может задеть умы читателей и заставить их осмысливать жизнь. Может быть, даже не каждая книга создается именно для этого. Особенно актуально такое стало в современном мире, когда большая часть книг создается лишь ради прибыли, а не для изменения людей, не для их душ.

Полезный материал по теме:

  1. По тексту Бакланова «В конце жизни Гёте сказал…»
  2. Бакланов Г.Я. «В конце жизни Гёте сказал: «Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать». Проблема значения литературы в жизни человека
  3. В конце жизни Гёте сказал Добрые люди не знают, как много времени и труда необходимо, чтобы научиться читать (По Г. Бакланову)
  4. Проблема роли юности в жизни человека. По тексту Н.В. Суворовой Великий немецкий философ Иммануил Кант в конце XIX века сказал
  5. По тексту Львова Не­мо­ло­дая жен­щи­на, круп­ный учёный, рас­ска­за­ла такую ис­то­рию

«Сюжет трагедии Гёте «Фауст»»

Произведение открывается лирическим посвящением. Поэт с грустью вспоминает о невозвратном времени юности, когда он задумал писать свою поэму. Он посвящает вступление к поэме родным и друзьям своей юности, тем, кто уже умер или находится вдали: «Вы вновь со мной, туманные виденья, мне в юности мелькнувшие давно…» Поэт с благодарностью вспоминает «всех, кто жил в тот полдень лучезарный». После «Посвящения» следует «Театральное вступление», непосредственно не связанное с сюжетом поэмы. Директор театра, Поэт и Комический актер в беседе обсуждают проблемы художественного творчества. Должно ли искусство служить толпе или оставаться верным своему высокому назначению? Этот разговор является отражением взглядов самого Гете на искусство.

Пролог на небесах

В «Прологе на небесах» заключена завязка трагедии. Здесь действуют Господь, архангелы (Рафаил, Гавриил и Михаил) и Мефистофель. Архангелы поют хвалу деяниям Госиода, создавшего Вселенную. Они рисуют картину природы, величие которой невозможно постичь разумом: «В пространстве, хором сфер объятом, свой голос солнце подает, свершая с громовым раскатом предписанный круговорот… И с непонятной быстротою внизу вращается Земля, на ночь со страшной темнотою и светлый полдень круг деля…» Славословие архангелов прерывает Мефистофель своей саркастической репликой: «К тебе попал я, Боже, на прием, чтоб доложить о пашем положенье…» Не все на земле так прекрасно, как только что уверяли в своих высокопарных тирадах архангелы. На земле, говорит Мефистофель, «люди бьются, маясь», там «беспросветный мрак, и человеку худо, что даже я щажу его покуда».

Между Богом и Мефистофелем завязывается спор. Впервые звучит имя ученого мужа Фауста, которого Бог приводит в пример как своего верного и усердного раба. Мефистофель отвечает, что «этот эскулап» не похож на прочих рабов, что в нем нет покорности и умиротворенности. Он отмечает противоречивую, двойственную натуру Фауста:

«Он рвется в бой, и любит брать преграды, И видит цель, манящую вдали, И требует у неба звезд в награду И лучших наслаждений у земли, И век ему с душой не будет сладу…»

Мефистофель считает, что он может дать Фаусту земные радости, которые увлекут его и заставят забыть о высоких порывах к знанию. Бог разрешает Мефистофелю подвергнуть Фауста любым искушениям, низвести его в любую.бездну, считая, что чутье выведет Фауста из тупика. Мефистофель принимает спор, он уверен, что выиграет его, что заставит Фауста «ползать в помете» и «жрать… прах от башмака». Если Фауст признает себя удовлетворенным жизнью, его душа будет отдана Мефистофелю. Бог предоставляет Мефистофелю право бороться за душу ученого. Грандиозная по масштабу борьба добра и зла, возвышенного и низменного начинается.

Сцена 2. «У городских ворот»

В яркий праздничный день пестрая толпа гуляющих горожан направляется за город. Фауст и его помощник Вагнер — сухой педант, «скучный, ограниченный школяр» — присоединяются к праздничной толпе. Все окрестные жители почитают Фауста: он сам и его отец без устали лечили людей, спасая их от болезней. Его не пугала ни «язва моровая», ни чума. Простые горожане и крестьяне приветствуют док-гора, кланяются ему и уступают дорогу. Но это искреннее признание не доставляет радости Фаусту. Он далек от того, чтобы переоценивать собственные заслуги. На слова Вагнера о том, что доктор должен гордиться такой любовью народа, Фауст отвечает, что часто лечил людей, так и не узнав потом, помогло ли человеку лечение и выжил ли он. Фауст признается Вагнеру:

* «…две души живут во мне, И обе не в ладах друг с другом. Одна, как страсть любви, пылка И жадно льнет к земле всецело, Другая вся за облака Так и рванулась бы из тела». * На прогулке к Фаусту и Вагнеру прибивается странный черный пес, которого Фауст принял было за оборотня: * «Кругами, сокращая их охваты, Все ближе подбирается он к нам. И, если я не ошибаюсь, пламя За ним змеится по земле полян». * Вагнер успокаивает Фауста: «Вы видите, не призрак — пес простой. Ворчит, хвостом виляет, лег на брюхо. Все, каку псов, и не похож на духа». Фауст забирает пса с собой.

Сцены 3 и 4. Кабинет Фауста

Фауст в своем рабочем кабинете, и снова им владеют мучительные и тяжкие сомнения. У ног его черный пудель — пес, который пристал к нему на прогулке. Стремясь побороть растущее беспокойство, «вялость в мыслях и разброд», Фауст принимается за перевод на немецкий язык Нового завета.

* «В начале было Слово»,— читает он в Евангелии. Но толкование гре-’ ческого «Логос» как «Слова» не устраивает его, и он пытается подставить другие понятия: сначала «Мысль», затем «Силу» и, наконец, «Дело». «В начале было Дело!» — стих гласит»,— восклицает Фауст, ибо для него действовать — превыше всего.

Но тут от занятий его отвлекает черный пес, Фауст пытается выгнать его из комнаты, но пес вдруг «напыжился, как пузырь», вырос «ввысь и вширь» и в конце концов обернулся Мефистофелем, который в первый раз предстает переддоктором в обличье странствующего студента. Фауст удивлен: «Вот, значит, чем был пудель начинен! Скрывала школяра в себе собака? » На вопрос хозяина об имени неожиданный гость отвечает, что он «часть силы той, что без числа творит добро, всему желая зла… я дух, всегда привыкший отрицать».

Гость снисходительно посмеивается надчеловеческими слабостями, над людским уделом и признается Фаусту, что мир сносит пока его нападки «без урона». Не сладив в целом со Вселенной, Мефистофель вредит по мелочам:

* «Я донимал его землетрясеньем, Пожарами лесов и наводненьем,— И хоть бы что! Я цели не достиг. И море в целости, и материк».

Мефистофель хочет прельстить Фауста маленькими радостями жизни и «в подтвержденье дружеского чувства» развлечь его. Он призывает на помощь духов; те водят «хоровод» вокруг доктора, поют о плотских радостях, когда «раннею ранью и до захода — песни, гулянье и хороводы, небо, трава. И поцелуи напропалую…» Фауст засыпает под этот хоровод, а Мефистофель тем временем исчезает. В следующей сцене Мефистофель опять появляется в кабинете Фауста, но теперь он «расфрантился пестро». На нем «камзол в обтяжку, на плечах накидка, на шляпе петушиное перо, а сбоку шпага…» На сей раз он с места в карьер предлагает старому отшельнику развеять тоску и, облачившись в яркое платье, «изведать после долгого поста, что означает жизни полнота». Фауст отнекивается, говоря, что в любом платье будет ощущать «тоску существованья», что он «жизнь отверг» и с тоской ждет смерти. На это Мефистофель с иронией замечает ему: «Смерть — посетитель не ахти какой». Он уговаривает Фауста перестать «заигрывать с тоской », предлагая ему свое общество и уверяя, что Фаусту не придется с ним скучать: «Я дам тебе, чего не видел свет». Если предложенное наслаждение захватит Фауста настолько, что он попросит остановить это мгновение, то он станет добычей Мефистофеля, и Мефистофель волен забрать его душу.

Фауст в конце концов соглашается подписать договор с дьяволом. По этому договору Мефистофель должен служить Фаусту и исполнять все его желания до тех пор, пока тот не воскликнет: «Остановись, мгновенье, ты прекрасно!» Фауст дает Мефистофелю расписку, подписанную кровью. Скрепив кровью договор, они отправляются в странствия — прямо по воздуху, на широко расстеленном плаще Мефистофеля.

Сцена 12. Сад

За время, прошедшее между этими сценами, к Фаусту вернулась молодость — тридцать лет сброшены с плеч. Мефистофель свел Фауста с ведьмой, которая омолодила его, дав выпить волшебный напиток, и сделала более восприимчивым к чувственным наслаждениям. Фауст теперь молод, красив, кровь его бурлит, и он не знает больше колебаний в своей решимости познать все наслаждения жизни и постичь высшее счастье. Мефистофель радуется, что заставил забыть его о влечении к знаниям и науке.

Однако какое же искушение придумал хромоногий черт своему подопечному? Одно из них зовется Маргарита, или Гретхен. Ей пятнадцатый год, она простая, чистая и невинная девушка. Гретхен выросла в маленьком городишке, где у колодца судачат кумушки, обсуждая всех. Семья ее небогата, хотя отец и оставил небольшое состояние — и «сад, и домик малый в слободе». Вдоме нет служанки, и девушке приходится все работы по дому делать самой. Брат ее служит в армии, а младшая сестренка, которую она вынянчила, недавно умерла. Между Фаустом и Гретхен с ее наивной простотой — большая дистанция. Но именно это пленяет в ней Фауста. Увидев на улице идущую из церкви Маргариту, Фауст вспыхнул к ней безумной страстью. В ответ на предложение проводить ее девушка отвечает гневным отказом. И тогда свои услуги предлагает сводник—дьявол. Маргарита отвечает Фаусту столь же пламенной любовью. Они встречаются в саду. Маргарита срывает ромашку и, обрывая один за другим лепестки, гадает: «Не любит. Любит. Нет… Любит!» Ее чувство безмерно, о его глубине и силе мы можем лишь догадываться, если эта кроткая и наивная девушка не просто становится возлюбленной Фауста, но и впоследствии усыпляет по его совету свою мать, чтобы та не мешала их свиданиям. Фауста влечет эта юная и неискушенная простолюдинка, возможно оттого, что с ней он обретает ощущение красоты и добра, к которому прежде стремился. Любовь дарит им блаженство, но она же становится и причиной несчастий.

Сцена 19. Ночь. Улица перед домом Гретхен

До брата Маргариты, Валентина, доходят слухи, что его сестра, которую раньше всем ставили в-пример, уже не может служить образцом нравственности. Проходя мимо окон Гретхен, Валентин случайно сталкивается с Фаустом и Мефистофелем. Догадываясь, что один из них «любезник сестрин», он бросается в драку. По знаку своего хромоногого компаньона («Смелее, доктор! Шпагу вон! Вперед!») Фауст ввязывается в бой. Вместе с Мефистофелем они сражаются против Валентина, и Фауст закалывает брата своей возлюбленной. Увидев, что Валентин поражен шпагой, Фауст со своим вожатым скрывается с места события. Умирая, Валентин проклинает свою сестру, называет ее шлюхой и предает всеобщему позору.

Итак, Фауст бежал от расплаты за убийство, поспешив убраться из города. Что же случилось с тех пор с Маргаритой? Несчастная девушка стала тяжкой преступницей. Как оказалось, она невольно умертвила мать, потому что та однажды не проснулась после сонного зелья. Позже Маргарита родила девочку и, спасаясь от людской молвы, утопила ее в реке. Теперь она, заклейменная как убийца и блудница, заточена в тюрьму и ожидает казни. Фауст узнает об этом несчастье и обрушивается на Мефистофеля с упреками. Мефистофель с холодной усмешкой отражает эти упреки, но обещает ему помочь освободить Маргариту. Фауст проникает в тюрьму, где томится Гретхен в ожидании казни.

Рассудок Маргариты помутился. Простоволосая, босая, она поет в заточении детскую песенку и вздрагивает от каждого шороха. При появлении Фауста она не узнает его. Принимая за палача, она умоляет дать ей дожить до утра. Он в отчаянии слушает ее безумные речи. Она говорит что—то о ребенке, которого надо покормить, просит не вести ее под топор. Фауст бросается перед ней на колени, зовет ее по имени («Гретхен, Гретхен!»), разбивает кандалы. Наконец она осознает, что перед ней друг. Цепи Маргариты падают. Она не может поверить в свое счастливое спасение. Фауст торопит ее: времени мало, надо бежать, поскорее покинуть темницу. Но Маргарита медлит, она упрекает возлюбленного, что он стал холоден к ее объятиям, «разучился целоваться»:

* «Какой ты равнодушный стал! Где растерял ты страсть былую? Ты мой был. Кто тебя украл?»

Маргарита рассказывает Фаусту, что «усыпила… до смерти мать, дочь своюутопила в пруду». Фауст снова просит ее поспешить: «Идем! Доверься, не тяни!» Она говорит Фаусту, что нет участи горше, чем «шататься с совестью больной, всегда с оглядкой, нет ли сзади врагов и сыщиков в засаде!» — и отказывается следовать за ним на волю. Он решает увести ее силой. Появившийся в дверях Мефистофель поторапливает Фауста. Они покидают тюрьму вдвоем, так и не уговорив Маргариту следовать с ними. «Я покоряюсь Божьему суду»,— говорит девушка. Уходя, Мефистофель бросает, что Маргарита осуждена на муки. Однако голос свыше произносит: «Спасена!» Предпочтя мученическую смерть и раскаяние побегу, устроенному дьяволом, Маргарита спасла свою душу.

Последний монолог Фауста (II часть)

Фауст снова стар и чувствует, что жизнь опять приближается к концу. Его ждет еще один удар — он слепнет и оказывается в полной тьме. Слепой и немощный старик, стоящий на краю могилы, Фауст все же стремится осуществить свою заветную мечту: построить плотину, чтобы отвоевать у моря кусок земли, которую каждый год затоплял морской прилив, лишая землю плодородия.

Развязка приближается. Мефистофель предвидит близкую смерть Фауста и сзывает лемуров, злых духов, чтобы приготовить ему могилу. Он надеется, что душа Фауста попадет к нему в руки. Слепой Фауст слышит звон лопат, и ему кажется, что это его народ занят строительством плотины. Им овладевают неистовая радость и энергия — он думает, что заветная цель уже близка. Однако незрячему Фаусту невдомек, что это не строители — вокруг него копошатся злые духи, роя ему могилу. Воодушевленный идеей созидания, он продолжает отдавать команды: «Вставайте на работу дружным скопом! Рассыпьтесь цепью, где я укажу. Кирки, лопаты, тачки землекопам! Выравнивайте вал по чертежу!» В его представлении возникает такая грандиозная картина богатой, плодородной и процветающей страны, где живет «народсвободный на земле свободной», что он произносит сокровенные слова о том, что хотел бы остановить мгновение.

* Увидеть я б хотел в такие дни. * Тогда бы мог воскликнуть я: «Мгновенье! * О, как прекрасно ты, повремени! * Воплощены следы моих борений, * И не сотрутся никогда они». * И, это торжество предвосхищая, * Я высший миг сейчас переживаю.

Итак, роковые слова произнесены. Фауст падает на руки лемуров и умирает. Мефистофель уже предвкушает момент, когда согласно договору завладеет его душой. Однако тут появляются небесные силы, и начинается борьба злых духов с ангелами. Мефистофель осыпает ангелов проклятиями. Но розы, разбрасываемые ангелами и загорающиеся от огненного дыхания бесов, жгут тело Мефистофеля. Не выдержав борьбы, бесы бегут, и ангелы уносят душу Фауста к небесам. Душа Фауста спасена.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • На обелиске я увидел имя алеся ивановича мороза сочинение егэ
  • На обеих сторонах егэ
  • На ноге тапок как правильно егэ
  • На ногах мамы так называемые танкетки лаковые туфли со множеством ремешков егэ
  • На нелегком пути самостоятельного изучения иностранного языка вам придется в одиночку постигать егэ

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии