На картине сурикова боярыня морозова изображены люди егэ

Версия для печатиPDF

Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

На картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» изображе(1)ы люди, не скрывающие своего сочувствия пленё(2)ой, но несломле(3)ой женщине, которую представители царской власти увозят в острог за её приверже(4)ость «старой вере».


Правильный ответ: 2 3 4|234|2 4 3|243|3 4 2|342|3 2 4|324|4 3 2|432|4 2 3|423

Пояснение

На картине В. И. Сурикова «Боярыня Морозова» изображеНы люди, не скрывающие своего сочувствия пленёННой, но несломлеННой женщине, которую представители царской власти увозят в острог за её привержеННость «старой вере».

изображеНы – краткое причастие
пленёННой – причастие, образованное от глагола совершенного вида «пленить»
несломлеННой – причастие (наличие приставки)
привержеННость – существительное (от приверженный)

Источник: 

ЕГЭ 2018. Русский язык. И.П. Цыбулько. Вариант 13.

Связи с вариантами

Главная>Сочинения по картинам

«Боярыня Морозова», Суриков

Картина «Боярыня Морозова», Суриков

Год написания: 1887
Размер: 304 × 587,5 см
Местонахождение: Третьяковская галерея, Москва

Быстрый переход:

Вариант 1 — Кратко

Вариант 2 — Подробно

Вариант 1 — Кратко

10 предложений/ 107 слов

На картине Василия Сурикова «Боярыня Морозова» изображена знаменитая представительница «старой веры» Феодосия Морозова. Прототипом героини стала Авдотья Васильевна Торгошина — тётка художника.

Заключённую в кандалы боярыню провозят по заснеженным улицам Москвы на покрытых соломой санях. Её полный уверенности в своих убеждениях взгляд пылает ненавистью, правая рука поднята в старообрядческом жесте — двоеперстии.

Вокруг боярыни собралась целая толпа. Бегущие за санями дети потешаются над героиней, смеются и стоящие у дороги слева дьячки. Женщины же на картине, напротив, кажутся печальными и напуганными. Нищие у дороги фанатично протягивают руки в сторону героини.

За спиной горожан виднеются заснеженные крыши домов, впереди сверкают купола церквей. Туманное зимнее небо выглядит холодным и печальным.

Вариант 2 — Подробно

24 предложения/ 268 слов

Картина «Боярыня Морозова» стала одним из главных исторических шедевров Василия Сурикова. На полотне изображена сцена ареста Феодосии Морозовой, совершённого по причине приверженности женщины «старой вере».

В центре сюжета находится заключённая в кандалы боярыня. Её прототипом стала Авдотья Васильевна Торгошина — тётка художника. Женщину везут на покрытых соломой санях по заснеженным улицам Москвы. Вскоре она будет сослана в Боровск, где встретит свои последние дни.

Боярыня Морозова в тёмных одеждах сидит на санях, расположившись лицом к зрителю. На её бледном худом лице сверкают наполненные гневом тёмные глаза. Правая рука героини вздымается к небесам в волевом старообрядческом жесте — двоеперстии.

По обе стороны от дороги расположились люди, ставшие невольными свидетелями суда над героиней. Некоторые из них явно сочувствуют ей, преимущественно это женщины. На лицах представительниц разных сословий можно заметить скорбное выражение. Кто-то стоит, молча опустив глаза к земле, особенно впечатлительные барышни прикрываются платками и скрещивают руки на груди.

Слева на картине изображена группа дьячков. Эти люди, напротив, смеются над героиней, находя в её образе комические черты. Вторят мужчинам и бегущие вокруг саней дети. До конца не понимают смысла происходящего, они в своей весёлости просто подражают взрослым.

Среди москвичей можно заметить и старообрядцев. Их сочувствующий взгляд выражает молчаливую поддержку главной героине полотна. В нём также читается тревога и страх за своё будущее. Лишь юродивые не боятся ничего: расположившись прямо на снегу, они протягивают руки к боярыне и фанатично повторяют за ней религиозные жесты.

Боярыня Морозова и окружающие её люди запечатлены на фоне городского пейзажа. По обе стороны от дороги находятся деревянные дома с заснеженными крышами, впереди виднеются купола церквей. Небо на картине выглядит серым и туманными, создавая у зрителя тоскливое тревожное настроение.

см. также:
Все сочинения-описания картин

Краткая биография Василия Сурикова

Суриков. Боярыня Морозова.

«Боярыня Морозова» — сюжет из русской истории. И это важный момент.

Тенденция преклоняться перед всем западным ближе к концу XIX века пошла на убыль. Впервые за долгое время русские люди стали интересоваться забытым прошлым своей страны.

Это не могло не отразиться на искусстве.

Достоевский в своих романах рассуждает о духовном пути русского человека. В архитектуре расцветает русский романтизм. А Василий Суриков пишет Стеньку Разина, Меньшикова и Ермака.

Серов. Портрет Сурикова
Валентин Серов. Портрет Василия Сурикова. 1890-е гг. Третьяковская галерея

Суриков выбрал очень актуальную живописную нишу. Его работы помогали думающим людям найти ответы на вопросы: «Кто такие русские? Как они жили, как одевались, во что верили?»

Но актуальность «Боярыни Морозовой» не ограничена только сюжетом из русской истории. Все гораздо интереснее.

Для этого копнем глубже. В саму историю этой женщины.

А ведь ее жизнь — это настоящий детектив XVII века! В ней было все: и придворные интриги, и несметное богатство. А ещё месть. И увы, трагедия, когда человек теряет все…

Главная сила картины — СЮЖЕТ

Феодосия Прокопьевна была близкой родственницей первой жены царя Алексея Михайловича (отца Петра I).

Хрупкая и изящная девушка, Феодосия вышла замуж в 17 лет за одного из самых богатых людей государства — Глеба Ивановича Морозова.

У него была роскошная усадьба, десятки тысяч крестьян. А главное — он был ближайшим советником самого царя! Не было у боярина Морозова только одного — наследника.

И вот молодая жена родила ему долгожданного сына!

Казалось бы, впереди счастливая сытая жизнь… Но одно событие не даст этому случиться.

После реформ патриарха Никона церковь «раскололась» на два противоборствующих лагеря. Феодосия сильно переживала, но твёрдо решила оставаться на стороне старообрядцев.

Затем умер муж, ее защитник. Старообрядцев преследовали. Феодосия не стала скрывать своей веры. Наоборот, активно выражала свое несогласие с нововведениями.

Например, приказала носить себя в кресле на богослужения в «новообрядческие» церкви, показывая своё презрительное отношение к реформе.

Царь был возмущен поведением Морозовой, но за неё вступалась царица — Мария Ильинична Милославская.

Портрет царя Алексея Михайловича
Неизвестный мастер (ученик Симона Ушакова). Парсуна «Царь Алексей Михайлович». 1678—1683. Исторический музей в Москве.

Но вскоре и она умерла, и заступиться за боярыню Морозову было уже некому.

А тем временем Алексей Михайлович решил жениться второй раз, на Наталье Кирилловне Нарышкиной (матери Петра I).

В те времена вторую свадьбу играли более скромно, чем первую. Царь же устроил невероятно пышное торжество. То ли Морозова осуждала второй брак, то ли была недовольна чрезмерной пышностью, но факт остаётся фактом — она не пришла на свадьбу!

Алексей Михайлович пришёл в ярость… И приказал арестовать Феодосию.

Ее пытали на дыбе, принуждая отказаться от старой веры. Но она устояла. За это ее уже были готовы сжечь на костре! Но заступились бояре, так как это было слишком жестоко по отношению к представительнице их сословия.

Тогда, чтобы не вызывать много шума, царь приказал тихо и незаметно уморить женщину голодом в тюрьме.

А тем временем все ее имущество было конфисковано и подарено отцу новой царицы.

Вот теперь гораздо проще оценить силу образа боярыни, который создал художник.

Вторая сила картины — ОБРАЗ БОЯРЫНИ

Василий Суриков изображает ключевой момент из истории боярыни Морозовой. Ее везут в боровскую тюрьму, чтобы уморить голодом в земляной яме.

Она, знатная и богатая, едет на простых санях с соломой. Так художник подчёркивает пережитые унижения: арест, пытки, приговор к сожжению.

Но она по-прежнему не отступает от старой веры. Вся в чёрном, с бледным и худощавым лицом. Она тянет руку с двуперстием вверх.

Она, исхудавшая и подурневшая от пыток, знает, что идёт против системы на верную гибель. Она обречена, но ни за что не отступит.

Яркий, очень запоминающийся образ. За счёт невероятного сочетания физической слабости и духовной силы.

Этот образ Суриков очень долго искал. Случайно увидел женщину на старообрядческом кладбище. Он понял, что такое лицо «сразу всех победит», то есть в толпе станет притягивающим взгляд центром.

Третья сила картины — ОБРАЗ ТОЛПЫ

Суриков создал невероятно красочную и разношерстную толпу. Здесь можно долго разглядывать узорочье старинных одежд.

Между прочим, именно такими они и были у дворян и купцов в XVII веке. Художник сам находил сохранившиеся образцы для того, чтобы реалистично изобразить эпоху.

Суриков. Боярыня Морозова (фрагмент)
Василий Суриков. Боярыня Морозова (фрагмент). 1883—1887. Третьяковская галерея, Москва.

Но самое интересное в этой толпе — это эмоции людей!

Кто-то безумно жалеет боярыню и плачет. Кто-то вдохновляется и верит ещё больше. Кто-то поражается такой смелости и силе духа.

А кто-то смеётся: «Это ведь надо быть такой упрямой! Отступи и живи дальше, делов-то. В чем подвиг? Фанатичка…»

Суриков. Боярыня Морозова (фрагмент)
Василий Суриков. Боярыня Морозова (фрагмент). 1883—1887. Третьяковская галерея, Москва.

Обратите внимание, что старообрядческим двуперстием боярыне отвечает лишь юродивый, сидящий на снегу. Ему терять нечего. А вот все остальные не готовы так смело идти против царских законов.

Рядом с санями идёт сестра Морозовой, княгиня Урусова.

Василий Суриков. Боярыня Морозова (фрагмент).

Василий Суриков. Боярыня Морозова (фрагмент). 1883—1887. Третьяковская галерея, Москва.

Ей предстоит совершить такой же подвиг. Она погибнет от голода в той же яме на руках у сестры. Но для толпы ее трагедия останется незамеченной. Образ княгини олицетворяет всех безымянных погибших за старую веру.

Четвёртая сила картины — ИСТОРИЧЕСКИЙ КОНТЕКСТ

Суриков. Боярыня Морозова
Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1889. Третьяковская галерея, Москва.

История боярыни не просто так тронула сердца людей, живших в конце XIX века.

И не просто так картину купил Павел Третьяков за невероятные по тому времени 25 тысяч (в переводе на наши деньги это примерно 15 миллионов рублей).

Произошедший в XVII веке раскол и в XIX веке делил русский народ на два лагеря. Старообрядцев по-прежнему было много среди купцов. В том числе и Павел Третьяков им был. Да и  сам Василий Суриков вырос в старообрядческой семье.

Так что тема борьбы за свободу вероисповедания была очень болезненной. Актуальность она потеряет лишь спустя 30 лет, после Октябрьской революции. Но тогда на русский народ нагрянет раскол похлеще…

Вы можете подписаться на бесплатный курс “Путеводитель по истории живописи”, разработанный автором этого сайта. 14 уроков, а также онлайн-тест. Подробности здесь.

Пятая сила картины — КОМПОЗИЦИЯ

Суриков не боялся многофигурных композиций. Он умел ловко загораживать одного человека другим, создавая реалистичное, но все же гармоничное столпотворение. Никаких театральных расстановок в ряд!

В «Боярыне Морозовой» его толпа, как всегда, превосходно слеплена. Однако не сразу дались… сани. Вернее, их движение.

Они никак не хотели ехать. Встали на месте и все тут!

Чего только не предпринимал Василий Иванович! Менял положение полозьев саней на снегу, угол оглоблей, соединяющих сани и лошадь, – ничего не помогало!

И тут ему пришла в голову идея нарисовать рядом бегущего мальчика! И сани сразу «поехали»! Глядя на них, почти физически ощущаешь, как они едут, упорно раскалывая толпу. Тоже очень интересное решение, созвучное сюжету.

Шестая сила картины — КОЛОРИТ

Суриков понимал, что снег — один из главных героев его картины. Он обязан быть очень реалистичным. Чтобы мы слышали его скрип под полозьями.

Суриков. Деталь «Боярыни Морозовой»
Василий Суриков. Боярыня Морозова (деталь). 1883—1887. Третьяковская галерея, Москва.

Со снегом у Василия Ивановича отношения сложились особые. Он писал его только с натуры на улице, стараясь поймать тончайшие оттенки.

Натурщиков он тоже просил позировать на морозе, чтобы уловить оттенки кожи под воздействием холодного воздуха.

Ссылка на бесплатный курс

В заключение

Через год после написания «Боярыни Морозовой» умерла жена Василия Сурикова, Елизавета Шаре.

Суриков. Автопортрет и портрет Елизаветы Шаре.

Василий Суриков. Автопортрет и портрет Елизаветы Шаре. 1876. Третьяковская галерея, Москва.

Ее здоровье всегда было слабым (порок сердца). Но на какое-то время она почувствовала себя лучше. И художник решился показать ей свою родину: повёз в Сибирь, в Красноярск. Она не выдержала этой поездки.

Он сильно переживал потерю, винил себя в том, что настоял на путешествии. И по-настоящему оправиться так и не смог.

Поэтому «Боярыня Морозова» так и осталась его непревзойденным шедевром. Да, были ещё «Взятие Сибири Ермаком» и «Взятие снежного городка». Но все же они уступают во многом его «Боярыне». 

***

Если Вам близок мой стиль изложения и Вам интересно изучать живопись, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Автор: Оксана Копенкина

Перейти на главную страницу

Содержание статьи

Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1887. Холст, масло.

Василий Суриков. Боярыня Морозова. 1887. Холст, масло.

Государственная Третьяковская галерея

«Боярыню Морозову», выставленную на 15-й передвижной выставке, заметили не сразу. Самая первая реакция на нее последовала на другой день после открытия выставки, была чрезвычайно краткой и сформулированной как бы вскользь. Все без исключения критики выделяли полотно В.Д. Поленова «Христос и грешница», ему посвящали первые восторги. «Другая, тоже большая историческая картина Сурикова «Боярыня Морозова», …хотя собирает перед собою не мало публики, но вызывает весьма разнообразные суждения, до небес превозносимая одними и сильно критикуемая другими»1. Здоровое, сильное, живое искусство Сурикова вызывало однозначно-негативную оценку своей «непринужденностью, буйством и дерзостью». В картине «Боярыня Морозова» рецензентам в первую очередь бросились в глаза «живописные недостатки». Одни отмечали, что «все люди в толпе написаны на одно лицо»2, другим мешала скученность народных масс, загроможденность композиции фигурами, третьи констатировали «…массы лиц… написанных плоско, пестро и безо всякого воздуха… Все фигуры кроме первого плана написаны одна на другой. Перспективного соображения в этой картине Сурикова, столь же мало, как и в его «Стрельцах»…»3. Сурикова осуждали за отсутствие идеализации, за путаность композиции, за ошибки перспективы, за чрезмерное стремление к объективности исторического факта в ущерб красоте живописи. «Все грубо, топорно, дико… вот эта реальная протокольность… погоня художника за грубостью правды»4, – писала газета «Новое время».

__________
1 XV передвижная выставка картин // Новости и биржевая газета. 1887. 26 фев.

2 XV передвижная выставка картин // Петербургская газета. 1887. 26 фев.

3 Соловьев М. Петербургские художественные новости // Московские ведомости. 1887. 18 мар.

4 Житель. ХV передвижная выставка // Новое время. 1887. 27 фев.


Подробнее о картине можно прочитать на сайте проекта «Моя Третьяковка»

Вскоре прозвучало взволнованное заявление «человека толпы» – так назвал себя автор одной из самых проникновенных рецензий на выставку – В.М. Гаршин. Он осудил позицию многих «недоброжелателей» Сурикова, призвав их вникнуть во внутреннюю ткань произведения: толкуют «о какой-то неправильности в положении рук, о каких-то неверностях рисунка; я не знаю, правда ли это, да и можно ли думать об этом, когда впечатление вполне охватывает и думаешь только о том, о чем думал художник, создавая картину, об этой несчастной, загубленной мраком женщине»5.

__________
5 Гаршин В.М. Заметки о художественных выставках // Гаршин В.М. Соч.: Рассказы. Очерки. Статьи. Письма. М., 1984. С. 358–359 (далее – Гаршин).

Уже в последующих рецензиях прозвучало стремление вдуматься, осмыслить изображенное, так или иначе откликнуться на полотно Сурикова, которое никого не оставляло равнодушным. В течение всей выставки у работы постоянно толпился народ. «Были люди, часами простаивавшие на «Передвижной» перед этой картиной, восхищаясь ее страшной силой»6.

__________

6 Воспоминания о художнике. А.Я. Головин // Василий Иванович Суриков. Письма. Воспоминания о художнике. Л., 1977. С. 237.

В нашей науке картину Сурикова «Боярыня Морозова» издавна рассматривали как произведение историческое, как всецелое погружение художника в интересующую его эпоху. Обычно говорят и пишут, что она «дышит XVII веком», проникнута «атмосферой» того времени, что Суриков – пророк, провидец, поэт, обладающий, сам того не сознавая, «огромным мистическим дарованием»7. Эти заключения во многом основаны на признаниях самого живописца, сделанных им первым биографам и исследователям творчества уже в начале ХХ века.

_________
7 Бенуа А.Н. История русской живописи в XIX веке. М., 1995. С. 331.

Надо сказать, что многие ставили вопрос о несоответствии картины Сурикова воспроизводимой им эпохе, более того, настаивали на непонимании им сущности раскола. Сумел ли Суриков выразить атмосферу трагического прошлого, дух XVII столетия? Этот вопрос и в самом деле волновал русского зрителя.

Нелишним будет напомнить, что с середины XIX века в отечественной исторической науке обозначился действительный интерес к объективной реконструкции истории XVII века, истории русской православной церкви и раскола. В это время в работах известного историка А.П. Щапова8  впервые прозвучало отношение к расколу не только как к консервативному явлению религиозно-церковной жизни, но и как к части историко-бытовой и социальной жизни страны. Старообрядчество было прежде всего историческим «осколком» старой, древней Руси ХVII столетия, полагал ученый, трудами которого зачитывались в те годы многие. Эта точка зрения нашла серьезную поддержку в дальнейшем изучении раскола.

_________
8 Щапов А.П. Русский раскол старообрядства. Казань, 1859; Он же. Земство и раскол. СПб., 1862.

Первая печатная публикация жития боярыни Морозовой, написанного современником, близким ее окружению (важный факт), относится к 1848 году9. Вместе с тем известно, что в кругах старообрядческого толка списки жития имели достаточно широкое распространение. В 1865 году в «Русском Вестнике» была напечатана статья Н.С. Тихонравова о боярыне Морозовой10, в основе которой лежала та же рукопись жития. Эта статья стала первым биографическим этюдом о боярыне Морозовой, в котором она представлена лютой и одержимой фанатичкой: автор не скрывал своего пристрастного отношения к старообрядчеству. В 1869 году вышла знаменитая книга И.Е. Забелина «Домашний быт русских цариц в ХVI и ХVII ст[олетиях]», в которой жизнь всех ее героинь, в том числе и Морозовой, рассматривалась через реконструкцию истории Домостроя11. По мысли именитого историка, подвиг и судьба боярыни являются логическим итогом «всего хода… сокровенной истории народа, плодом умственной и нравственной его культуры, выражением крайнего стеснения и помрачения ума авторитетом пустой святости»12. Два последних исторических источника были известны Сурикову, они указаны в его дорожном альбоме 1883 года13. Примечательно, что в год окончания картины и появления ее на выставке (1887) была полностью издана пространная редакция «Жития боярыни Морозовой, княгини Урусовой и Марьи Даниловны» в многотомном издании по истории раскола14.

________
9 Строев П.[М.] Рукописи славянские и российские, принадлежащие… Ивану Никитичу Царскому. М., 1848. С. 594. № 474.

10 Тихонравов Н. Боярыня Морозова: Эпизод из истории русского раскола // Русский Вестник. М., 1865. Т. 59. Сентябрь. С. 5–44.

11 См.: Забелин И.Е. Домашний быт русских цариц в ХVI и ХVII ст. М., 1901. С. 105–148 (далее – Забелин).

12 Там же. С. 144.

13 «…Статья Тихонравова Н.С. Русский Вестник 1865. сентябрь. Забелина. Домаш. быт Русск. цариц. 105 стр. про боярыню Морозову» (цит. по: Кеменов В.С. В.И. Суриков. Историческая живопись. 1870–1890. М., 1987. С. 406).

14 Материалы для истории раскола за первое время его существования, издаваемые братством Св. Петра Митрополита / под ред. Н. Субботина. Т. 8. [М.], 1887. С. 137–203.

По мнению некоторых исследователей, замысел картины «Боярыня Морозова» приходится на начало 1880-х годов. А первый эскиз картины был исполнен «между мартом и июнем 1881 года», т.е. после казни народовольцев, состоявшейся в апреле 1881 (неизвестно, был ли Суриков свидетелем этой казни, никаких сведений на этот счет у исследователей нет). Однако отдельные косвенные факты позволили некоторым искусствоведам предположить, что «тема Морозовой возникла, вероятно, вследствие каких-то особых обстоятельств, лежавших вне интереса художника к петровской эпохе»15. Напомним, что после мартовских событий в русском обществе произошел раскол: одни осуждали терроризм народовольцев, другие восхищались их самопожертвованием.

________
15 Юрова Т. К вопросу о замысле картины «Боярыня Морозова» В.И. Сурикова // Искусство. 1952. № 1. С. 81.


Боярыня Морозова в санях. 1884-1887. 
Подробнее о картине можно прочитать на сайте проекта «Моя Третьяковка»

Вопрос о том, действительно ли покушение на Александра II и последовавшая за ним казнь народовольцев послужили верным, но, конечно же, не единственным импульсом к созданию картины Сурикова, по-видимому, и сегодня остается открытым. Однако нельзя обойти вниманием тот факт, что сами народовольцы были, безусловно, увлечены подвижничеством раскольников XVII столетия, их героизмом и мужеством.

Так или иначе, живописцу вменялось в вину непонимание сущности раскола как религиозного явления, отклонение от традиционного истолкования исторических фактов, которое, по мнению критиков, выливалось то в идеализацию и пропаганду раскола, с одной стороны, то в осовременивание истории, с другой.

Независимо от своей художественной ориентации и от того круга идей, которые исповедовали авторы критических статей, подавляющее большинство рецензентов солидаризировалось в вопросе о бесплодности жертвы Морозовой, о тщетности подвига боярыни. Кстати, можно отметить, что русское общество в эти годы было особенно озабочено решением вопроса о смысле народовольческого движения. И потому в суждениях критиков о картине невольно пробиваются некоторые интонации недавних дискуссий о современных подвижниках.

Вопрос цены человеческой жизни, ее смысла был особенно актуален в 1880-е – в десятилетие, начало которого было окрашено «кровавыми событиями». «Темная, суровая, – она [боярыня Морозова] вся горит внутренним огнем, но это огонь, который только сжигает, а не светит, – писал В.Г.Короленко. – …Она не сдастся, не уступит, и жестокое дело совершится до конца. Она готова на лютую смерть. <…> Она так бесстрашно идет на муку и этим будит невольное сочувствие. Есть нечто великое в человеке, идущем сознательно на гибель за то, что он считает истиной»16. Однако, продолжает Короленко, перед зрителем неизбежно встает вопрос: «»За что умирает эта боярыня, к чему она призывает?» <…> Боярыня подымает два перста – символ своей идеи… И только… какая убогая, бедная мысль для такого подвига»17.

Для человека XVII столетия религиозный бунт раскольников как открытое неповиновение новому церковному уставу отождествлялся с деяниями первых апостолов, с раннехристианским мученичеством, перед которым тогдашние умы останавливались с благоговением и уважением. В наследии протопопа Аввакума категория «страдание–терпение» тесно связана со спасением души, сближаясь не столько с позицией смирения и кротости, сколько со стойкостью в вере, с активным противостоянием и борьбой, не характерной для Древней Руси18. Спустя два столетия, когда религиозные страсти, связанные с расколом, ушли на периферию общественных интересов, для человека второй половины ХIX века подвиг старообрядчества оценивался как антихристианское исступление и фанатизм, как признак архаичного консерватизма и даже противостояния прогрессу, как «отрыв от соборности и исход из истории»19.

____________

16 Короленко В.Г. Две картины. Размышления литератора // Короленко В.Г. Собр. соч.: в 10 т. Т. 8. М., 1955 (далее – Короленко). С. 300.

17 Там же.

18 Мысль В.В. Керова в свободном изложении автора. См.: Керов В.В. Духовный строй старообрядческого предпринимательства: альтернативная модернизация на основе национальной традиции // Экономическая история. Ежегодник. 1999. М., 1999. С. 204–205.

19 Флоровский Г., протоиерей. Пути русского богословия. Париж, 1937. Репринт. Вильнюс, 1991. С. 67 (далее – Флоровский).


Голова боярыни Морозовой. 1886. Этюд для картины «Боярыня Морозова» (1887)
Подробнее можно прочитать на сайте проекта «Моя Третьяковка»

Кстати сказать, изображение Суриковым эмоционально-психологического состояния народа в каком-то смысле оказывалось подобным разноголосице художественно-критических высказываний по поводу картины и главной героини. Среди отзывов современников художника можно было найти самые различные позиции, но в многообразии реакций преобладало безусловное сострадание подвигу боярыни, сочувствие героизму и стойкости одинокой личности, старорусской женщине, вступившей в неравную и смертельную борьбу. И все же смысл самого подвига, его духовно-религиозный накал оставался непонятым.

Русская историческая наука ХIХ века утверждала, что боярыня Морозова и протопоп Аввакум ратоборствовали с высшей властью и потому стали ее жертвой, жертвой политического режима «тишайшего» царя Алексея Михайловича. А художественная критика и не стремилась вникать в суть церковного раскола, в суть исторической драмы русского народа. Бесцельность подвига фанатичной боярыни не вызывала сомнения у Стасова, да и у многих современников Сурикова. В то же время русское общество преклонялось перед бесстрашным и мужественным поступком личности, бросившей вызов не столько церкви, сколько самому государю, новому порядку вещей и строю жизни, а также грядущим преобразованиям.

Напряженно работая над образом на протяжении нескольких лет, Суриков стремился к тому, чтобы Морозова «всех победила», чтобы пластическая сила и духовная энергия ее образа возобладали в картине, подчинили бы себе цветовое, ритмическое, линейное и духовно-психологическое разнообразие народной толпы. И когда, наконец, добился желаемого результата, перед ним неизбежно встал узловой для русского самосознания 1880-х годов вопрос о смысле подобного бесстрашного поступка, который совершается в серый зимний «сумеречный» день – в день, который не благословляется солнцем.

Глубинная художественная задача, которую решало искусство того времени, крайне редко осознавалась современниками в ее подлинном смысле и значении. Восприятие и оценка художественных произведений проходили на фоне затяжного конфликта между академической и передвижнической живописью, между консервативной и либеральной печатью и потому были лишены объективности художественного анализа.
А о чем все-таки мог размышлять Суриков в 1880-е годы, работая над полотном «Боярыня Морозова»?

Судя по немногим дошедшим до нас письмам, он был достаточно образованным человеком, умеренным в словах, сдержанным, почти скупым на рассуждения общего плана. Большинство его писем адресованы родным в Красноярск. Их язык ассоциативен, образен, интересен для чтения. Художник никогда прямо не раскрывает творческие задачи, которые ставит перед собой, в основном умалчивает о ходе работы над картинами. В целом же письма рисуют очень сложный, богатый, самодостаточный и сознательно скрываемый от постороннего любопытного ока творческий мир.

В драматическом событии XVII столетия живописцу удалось почувствовать и передать «начавшееся «качание» мира»20, открывшее глубокую и сложную дальнейшую перспективу «качания» извечных оснований жизни. Яркие и волевые характеры, сильные порывы души и большие энергии не попадают в цель, всякий раз своим существованием поднимая вопрос о смысле неумолимого движения истории. Причина такого драматического хода событий становилась поводом для размышлений о судьбе страны и ее народа.

_________
20 Флоровский. С. 63.

Двуперстия Морозовой и юродивого в картине Сурикова несут большую композиционно-смысловую нагрузку. Их перекличка создает в пространстве картины то напряженное поле, в котором разыгрываются истинно исторические драмы. Явленное в жесте юродивого воспринимается как благословение на подвиг, а сам персонаж, по своему социальному положению «обособившийся от мира», у Сурикова слит с толпой колористически и психологически. Он слит с толпой яркой и красочной, торжественной и взволнованной, сострадающей и милосердной, искренне встревоженной происходящим. Образ юродивого несет в себе сердцевину целого, всего народа, для которого двуперстие – исконный знак христианской веры, неотделимой от понятия любви к Богу и смирения, сострадания и милости ко всем людям, к правым и неправым, к грешникам и праведникам.

Полной противоположностью юродивому становится боярыня Морозова. Одетая в иссиня-черное, она словно грубый, тяжелый кол раскалывает («рас-кол»), разламывает («раз-лом») толпу, режет ее по живому. Морозова по существу берет на себя роль юродивого, нарушителя норм, обличителя, обнажающего античеловечность мира, животную природу хохочущих «грешников» (в картине Сурикова – это служители церкви). Ее двуперстие оказывается символом религиозного бунта. В нем заключена вся исступленность фанатизма героини, замеченная еще современниками художника. В то же время в двуперстии видятся «добродетельные», по мнению духовных отцов-староверов, ярость и гнев в отношении гонителей, духовная активность, определяемая протопопом Аввакумом как важная мера спасения православия21. Так или иначе, в интерпретации Сурикова страстность Морозовой, ее огненный накал и сила направлены мимо толпы, полной христианского сострадания, а ее двуперстие обращено к невидимому противнику, в пустоту.

___________
21 Мысль В.В. Керова в свободном изложении автора. См.: Керов В.В. Духовный строй старообрядческого предпринимательства: альтернативная модернизация на основе национальной традиции // Экономическая история. Ежегодник. 1999. М., 1999. С. 204.

Конечно же, были и немногие критики, по достоинству оценившие многомерность исторического воззрения Сурикова. Более того, их мнения не терялись среди тех, кто подвергал сомнению исторический стиль картины. «Такого изображения нашей старой, допетровской толпы в русской школе еще не было. Кажется, вы стоите среди этих людей и чувствуете их дыхание»22, – заключал В.М. Гаршин.

___________
22 Гаршин. С. 359.

Попытка взглянуть на раскол не только с позиций исторической науки, но и из глубины веков, изнутри самого прошлого, следы которого вынес Суриков из своего сибирского детства, была чрезвычайно смелой и потому была воспринята далеко неоднозначно. Большинство просто оказалось неготовым переплавлять общепринятые представления – «былое в близкое». До сих пор у многих вызывает некоторое недоумение замечание Сурикова о духовном родстве Настасьи Филипповны и знаменитой раскольницы Морозовой23. Можно много говорить о близости двух героинь, «о стиле души совершенно русском», можно восхищаться страстным и независимым характером, его силой и энергией. Однако не стоит забывать весьма показательный вопрос князя Мышкина при первом взгляде на портрет героини романа Ф.М. Достоевского: «…вот не знаю, добра ли она?»24.  Причем категория добра может трактоваться достаточно широко и свободно.

______________
23 Воспоминания Волошина. С. 185.

24 Достоевский Ф.М. Идиот // Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Т. 8. Л., 1973. С. 32.

Для тех, кто соглашался с Суриковым и кто воспринял данную им трактовку исторической картины, по-видимому, все же было важно понимание глубины народной драмы и ее близости сегодняшнему дню, которое рождало полотно художника и которое проверялось только ощущением живого, подлинного контакта с прошлым. Для их оппонентов, коль скоро они не находили «исторического» духа эпохи, давно уже «порвалась связь времен», и история превратилась в однажды свершившееся «далеко», не подлежащее переосмыслению, навсегда закованное в академические стереотипы «исторического стиля».

Так или иначе, восприятие истории, данное Суриковым, в отрыве от дня настоящего оказывалось невозможным для человека прошлого столетия. Его картина устанавливала некую связь между былым и близким, претворяла былое в близкое. Потому современники и писали – «он показал нам нашу действительность», потому общество увидело свое отражение, «свои сумерки чувства и мысли»: неостановимое течение исторической, религиозной, человеческой жизни, ее неизбежный драматизм и трагедию. «Злая и сумеречная» реальность жизни, тем не менее вселяла в человека второй половины ХIХ века надежду на некое равновесие, на установление некоей гармонии жизни. Таковым представляется ход мысли современника Сурикова, увиденный через его картину «Боярыня Морозова».

Статья Т.В. Юденковой «Близкое былое. Картина В.И. Сурикова «Боярыня Морозова»» издана в журнале «Искусствознание» (№2, 2001 г., М., Изд-во: Государственный институт искусствознания) и публикуется с сокращениями.

Выразить одобрение автору публикации!

Рассказываем обо всем через призму русского искусства

  1. Сочинения
  2. По картинам
  3. Суриков В.И.
  4. Боярыня Морозова

Страница истории российского государства семнадцатого века нашла своё отражении на огромном полотне В.И. Сурикова «Боярыня Морозова». Картина была написана в 1887 году. Замечательный художник родился в Сибири и много читал о расколе церкви — на старообрядческую и новую. На написании картины у него ушло четыре года.      

В центре картины изображена в санях сама боярыня Феодосия Морозова, одетая в русскую национальную одежду того времени. На её суровом и бескровном  лице выделяются глаза, а в них изображена сама вера, за которую она не побоялась поплатиться. Морозова  была сослана царём в монастырь и умерла в нём от голода. Художник показывает нам силу веры, непоколебимость духа боярыни.

Сани утопают в снегу, вокруг неё толпа людей, провожающих её. Народ, окружавший сани разнообразен, здесь богатые господа и убогие простолюдины, монашка и юноша-слуга. Она поднимается в санях, говорит прощальные слова, подняв вверх руку сложив её в двуперстие. Это старообрядческий символ, который символизирует земную и небесную сущность Христа. Люди, как  будто поделены на два лагеря. Одни её осуждают и смеются над ней, а другие восхищаются. 

Простые люди обступили сани, молодая женщина в желтом платке кланяется, а старуха, с палочкой  в руках, стала перед героиней и её несгибаемой волей на колени. Убогий и грязно одетый,  юродивый, жалостно смотрит на женщину. Он поднимает, двуперст, последний раз крестя любимую боярыню. Суриков сам стал участником своей картины, изобразив себя странником, бродившим по широким просторам своей страны. Взоры каждого из них обращены к ней. Икона Божией Матери, справа на картине, смотрит на всю трагедию печально.

Сама картина написана яркими красками. Суриков передал нам  образы той эпохи и исторический момент противостояния церкви и обычного человека. Художник показывает нам женщину, которую не пугает ссылка, она убеждена в правильности своих суждений. Природа на картине тоже живет своей жизнью. Людскую толпу окутывает лёгкое облако тумана и этот зимний день, и следы полозьев от саней на грязном снегу и крыши  домов покрытые снегом.

Картина восхитила меня, и её автор раскрыл передо мной часть великой русской души. И во мне проснулось желание узнать больше о русской истории, о царях, и их вассалах.

Вариант 2

Суриков Василий Иванович (1848 – 1916) – русский художник, автор масштабных исторических картин.

Одной из моих любимых работ В.И. Сурикова является картина «Боярыня Морозова». У этой картины очень богатая предыстория. Морозова Феодосия Прокофьевна – боярыня, которая за поддержку старообрядцев была арестована, лишена всего имущества, а затем сослана в монастырскую тюрьму, в которой умерла от голода.

Каждого персонажа своей картины В.И. Суриков тщательно продумывал, известно, что художник долгое время искал натурщицу для главной фигуры – боярыни, в итоге его тетушка стала прототипом боярыни Морозовой.

На переднем плане картины мы видим сани, на которых в оковах сидит боярыня Морозова. Лицо ее бескровно, абсолютно бледное и безжизненное, выражает полную одержимость. Боярыня подняла свою правую руку с двуперстным крестным знамением. Она крестит толпу, демонстрируя, что даже под угрозой смерти она не отступает от своих принципов «старой вере».

По левую руку боярыни мы видим женщину в красной шубе, это сестра Морозовой – Евдокия. Руки ее крепко сцеплены в замок, она молится. Ее поза говорит о том, что она в отчаяние, она боится за жизнь своей сестры.

Также на переднем плане картины мы видим юродивого, который абсолютно раздетый сидит на снегу. Он дублирует жест Морозовой что говорит о том, что он поддерживает ее. Рядом с ним на коленях стоит женщина, по внешнему виду которой можно сказать, что она бедна. Женщина беспомощно протягивает руку в след уезжающей Морозовой, словно просит милостыню.

В целом сани разделили толпу. Справа от боярыни стоят люди, которые насмехаются над ней, видно, что они ни капли ей, не сочувствуют. Слева – люди, лица которых наполнены страхом. В первом ряду можно заметить три богато одетых женщины, и поза их говорит о том, что они очень соболезнуют Морозовой, в их глазах застыли слезы.

Нельзя не отметить то, как художник искусно изобразил снег. Он настолько реалистичен, что кажется будто вот-вот упадет прямо с картины. Известно, что В.И. Суриков для того, чтобы изобразить снег как можно более точно долгое время наблюдал за ним, отмечая все оттенки и цвета, которые он приобретает в разные условия.

Картина вызывает восторг. Я видела ее в Третьяковской галерее и меня поразили ее масштабы. От нее очень трудно оторваться, чтобы рассмотреть и прочувствовать эмоции всех людей, изображенных на картине, понадобится целый день. Ты словно ощущаешь себя частью картины, словно находишься там, среди людей. Тебя обдает холодом настоящей русской зимы, слышен хруст снега от саней и копыт лошади. Ощущается волнение толпы и тревожные разговоры. На мой взгляд основная мысль описываемой картины в том, что нельзя предавать свои убеждения ни при каких обстоятельствах даже под угрозой смерти.

Описание картины Сурикова Боярыня Морозова

В Государственной Третьяковской галерее города Москвы находится масштабное полотно «Боярыня Морозова», принадлежащее кисти выдающегося русского живописца Василия Ивановича Сурикова. Картина сразу обращает на себя внимание.

На полотне изображено реальное событие, произошедшее в ноябре 1671 года, когда по приказу царя боярыню Феодосию Морозову, приверженку старой веры, отправили в монастырь. Боярыня Морозова противилась реформам патриарха Никона и поддерживала старообрядцев. Женщина сильного характера и несгибаемой веры Феодосия Морозова до конца жизни следовала своим убеждениям. На картине убежденная староверка Морозова запечатлена в момент, когда она подняла руку с двуперстным крестным знамением. Это вызов новой церкви с ее предписаниями, вызов самому царю. На картине показано противостояние приверженцев церковной реформы и сторонников старой веры. Центральная фигура полотна, боярыня Морозова, будто раскалывает толпу на две части, притягивает взгляд фанатичным взором и всей своей позой демонстрирует неповиновение и протест.

Толпа вокруг саней, везущих закованную в кандалы бунтарку, не безлика. По лицам людей, пришедших посмотреть на боярыню, видно их отношение к происходящему. Кто-то откровенно радуется позору Морозовой, глумится над ней, но многие сочувствуют ей и печалятся. Рядом с санями, молитвенно сжав руки, идет княгиня Евдокия Урусова, сестра Морозовой. Нищенка тянется за розвальнями, утопающими в рыхлом снегу, протягивает руку вслед женщине, которая никогда не отказывала в помощи сирым и убогим. И отверженные тянутся душами к своей заступнице. Вот юродивый в веригах, чье тело едва прикрыто лохмотьями. Он будто не замечает холода, двумя перстами крестит Феодосию Морозову, измученную, но не побежденную, не отказавшуюся от своих идей.

Некоторые в толпе не понимают, что заставляет женщину, облеченную богатством и властью, упорствовать в своих убеждениях. Это вызывает злые насмешки и злорадство мужчин, а вот женщины в толпе смотрят грустно, испуганно, сопереживая чужому горю. Лишь дети беззаботны и веселы. Для них это всего лишь представление.

Если долго смотреть на картину, то создается ощущение своего личного присутствия в толпе, провожающей на муку мятежную боярыню. Велика сила художника, его талант, позволяющий зрителю проникнуться трагедией, случившейся так давно, но будто бы недавно.

7 класс

Боярыня Морозова

Боярыня Морозова

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Какова роль дружбы в жизни человека?

    Тяжело и сложно жить людям, когда они одни, когда возле них никого нет, ни родных, ни друзей. Всем людям необходим человек который выслушает о самых важных мыслях, которому можно доверить свои ощущения

  • Сочинение по картине Щербакова Колокольчики мои (описание)

    Борис Щербаков один из великих, неустанных художников, который писал пейзажи русской природы. Удавалось это ему чрезвычайно удачно. Произведения Щербакова невозможно не узнать среди тысяч других исполнителей.

  • Анализ рассказа Бунина Грамматика любви сочинение

    Иван Алексеевич Бунин является выдающимся писателем, которого волновала тема любви. Множество произведений он посвятил именно вопросам о том: что же значит это возвышенное чувство?

  • Характеристика и образ Берлиоза в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    По внешности Берлиоз особо не выделялся — невысокий мужчина среднего возраста. Имел довольно плотное телосложение.

  • Сочинение Письмо Родиону Раскольникову

    Здравствуй, Родион Романович Раскольников. Пишет тебе ученик школы из двадцать первого века. Недавно я закончил изучать дело твоего преступления и имею кое-какие мысли по этому поводу.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • На картине ильи репина изображен экзамен в императорском царскосельском лицее
  • На картине изображена веселая деревенская свадьба пестрая масса людей удачно вписана в пейзаж егэ
  • На картине вермеера уличка мостовая выметена егэ
  • На картине будут лишь омытый дождем егэ
  • На какую тему писать сочинение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии