Добрый день, уважаемые читатели. Совсем скоро начинается новый учебный год, поэтому я решил сделать гайд для студентов медицинских университетов, которые перешли на второй курс. Для первокурсников уже есть подобная статья, а вот ребята с остальных курсов оказались мной обделены.
Но я стараюсь исправить это и создавать новые гайды. Уважаемые второкурсники, сегодняшнее руководство сделано специально для вас, надеюсь, оно окажется полезным.
Итак, второй курс. Если первый курс был посвящён вопросу «как это устроено», то на втором курсе вводятся предметы, отвечающие на вопрос «как это работает».
Под «как это устроено» я имею в виду, конечно, нормальную анатомию и гистологию. Здесь изучается именно строение органов и систем органов на макроуровне (анатомия) и микроуровне (гистология). Под «как это работает» я подразумеваю нормальную физиологию и биохимию — именно эти предметы показывают студенту, как разные органы и системы взаимодействую друг с другом и выполняют специфические функции.
Экзамены 1-го семестра 2-го курса
Это один из самых сложных семестров во всём высшем медицинском образовании, на самом деле. С одной стороны, необходимо завершать подготовку к очень грозной зимней сессии, в которой в качестве государственных экзаменов студентов ожидают нормальная анатомия и гистология — то есть, необходимо закреплять свои скиллы в «как это устроено». С другой стороны, начинаются важнейшие предметы «как это работает» — физиология и биохимия. Как во всём этом не запутаться и не потонуть? Прежде всего, необходим излюбленный мной системный подход, который позволял мне решать сложные задачи не только в учёбе, но и в жизни.
Согласно этому подходу, каждую проблему, формирующую общий фон «всего полно и я ничего не успеваю», необходимо рассмотреть и описать отдельно, придумать решение а затем расставить все эти проблемы и их решения в правильной иерархической последовательности.
Нормальная анатомия
Я подробно расписывал подготовку к экзамену по нормальной анатомии здесь. Если очень кратко:
- Не запускайте, учите регулярно;
- Рисуйте схемы;
- Обязательно используйте видео на ютубе;
- Латынь очень облегчает изучение анатомии;
- Как можно раньше напечатайте список вопросов и делайте там пометки.
Старайтесь вовремя закрывать проблемные темы, потому что выучить всё за неделю и даже за месяц до экзамена нереально. Тактическая цель полуторалетнего изучения анатомии — привести свои знания в такое состояние, чтобы за месяц перед экзаменом вы просто повторили бы все темы, но не выучили их с нуля.
Как эффективно учить анатомию, я рассказывал здесь.
Если вы чувствуете, что откровенно «плывёте», используйте свободное время на выходных и после пар, чтобы учить проблемные темы и закрывать пробелы в знаниях. Чтобы облегчить вам изучение нормальной анатомии, я написал несколько десятков иллюстрированных гайдов, при помощи которые множество студентов улучшили свои знания. На моём сайте вы можете найти:
- Комплект гайдов по миологии, включая суперсложные темы, такие как предплечье и спина;
- Комплект гайдов по ЦНС — в этой подборке отсутствуют лишь мозжечок и базальные ядра;
- Полный комплект гайдов по анатомии органов чувств.
Если у вас много времени и вы чувствуете идеальную готовность, вы можете обратить особое внимание на темы, которые понадобятся в будущем:
- Топография и, особенно, склетотопия органов, находящихся внутри грудной и брюшной полостей (понадобится на пропедевтике, а также на всех последующих терапиях и хирургиях);
- Анатомия сердца, строение клапанов и компоненты кругов кровообращения (понадобится на всех предметах, затрагивающих болезни сердца, а это 80% предметов 2-6 курсов);
- Треугольники, ромбы ямки, лакуны, кольца — это отличный запас знаний на топографическую анатомию и оперативную хирургию;
- Анатомию ЦНС с проводящими путями и симптомами патологий их (на четвертом курсе вас ждёт очень сложный предмет — неврология);
- Порто-кавальные анастомозы (эта короткая тема позволит вам понимать некоторые симптомы цирроза печени.
Гистология
Ещё один предмет, который вызывает большой ужас у многих студентов. Надеюсь, мои читатели к ним не относятся, ведь я публиковал подробный гайд о том, как сдавать гистологию и как к ней готовиться. Гистология представляет собой предмет, который очень сильно переплетается с нормальной физиологией.
Как правило, в курсе гистологии изучается не только микростроение тканей и органов (хотя это основная часть предмета), но и некоторые базовые сведения об их работе. Если вы поймёте и запомните это, то вы будете очень легко чувствовать себя на специальной части нормальной физиологии (это часть первого и весь второй семестр второго курса).
В гистологии, помимо строения тканей, очень важны классификации и иерархия. Вам может помочь здесь моя статья о классификации лейкоцитов в гистологии, а также введение в физиологию эндокринной системы.
Хочу предостеречь от одной ошибки. Достаточно расхожее мнение среди студентов такое: «я не собираюсь быть гистологом или патологоанатомом, гистология мне не нужна». Это может быть поводом к тому, чтобы забросить гистологию и не учить её вовсе. И это очень неправильно, ведь гистология даёт базу не только для патологической анатомии, но и, как я уже говорил, для нормальной физиологии и многих клинических дисциплин. Например, без знания гистологии невозможно понять патогенез гемобластозов (лейкозов, лимфом, миеломной болезни и других).
Также в курсе гистологии проходят очень важную науку — цитологию. Современная медицина изучает болезни на клеточном и молекулярном уровнях, поэтому хороший врач просто не может работать без понимания хотя бы базовых концепций цитологии и строения основных клеточных органелл.
Найти баланс
Самое главное при подготовке к этой непростой сессии — найти баланс. Мне нравится основной постулат древнекитайского руководства для стратегов и правителей «Искусство войны», который звучит примерно так: «сражения выигрываются и проигрываются задолго до начала непосредственно боя». Точно также и здесь — ваш успех на этой сессии обусловлен тем, как вы провели первый курс, насколько качественно и внимательно вы изучали нормальную анатомию и гистологию.
Как правило, из пары «анатомия-гистология» у среднестатистического студента есть значительный перекос. То есть, человек отлично знает и понимает гистологию, но с анатомией проблемы, или наоборот. Такой перекос необходимо выявить как можно раньше относительно зимней сессии и подтянуть слабую сторону. У меня получилось, и у вас получится.
Экзамены 2-го семестра 2-го курса
Здесь нас ждут биохимия и нормальная физиология, очень важные предметы, которые формируют понимание медицины как таковой. И философия, конечно, куда же без неё.
Нормальная физиология
Нормальная физиология изучает функционирование здорового организма. Повторюсь, это предмет, знать и понимать который необходимо вообще всем врачам независимо от специальности. Физиология состоит из общей и специальной частей. Как правило, в общей части изучаются закономерности возбуждения тканей, и особо важной темой является возникновение потенциала действия. Также подробно разбираются рефлекторные дуги, особый упор делается на сравнение соматической и вегетативной рефлекторных дуг. Это позволяет понять принципы работы как скелетных мышц, так и внутренних органов.
Далее следуют разделы физиологии, изучающие работу отдельных органов и систем. Критерием успешного освоения материала является полное понимание функционирования органа и способности понятно и доступно рассказать это. Например, если вы можете сходу описать, как печень влияет на метаболизм жиров, как почка влияет на красный костный мозг и чем полезна закономерность, описанная в законе Франка-Старлинга — вы на правильном пути.
Физиология не является наукой, которую необходимо зубрить, физиология необходимо понимать. Цель физиологии — показать вам принципы работы того или иного органа и подготовить вас к самому главному предмету всех 6 курсов — патологической физиологии.
Эти две науки имеют огромную связь — баз знания и понимания нормальной физиологии вы не сможете освоить патофизиологию. Например, физиология покажет вам, как работает кроветворение в норме. Если вы понимаете, как и где создаётся кровь, вы нарисуете схему кроветворения, внесёте в неё буквально пару изменений — и перед вами откроются лейкозы во своей ужасной красе.
Если вы понимаете физиологию сердца и гемодинамику обоих кругов кровообращения, вы без труда опишите любой клапанный порок сердца.
Я очень очень рекомендую использовать видео при подготовке к семинарам по нормальной физиологии. Дело в том, что представители мира естественных наук прекрасно понимают фундаментальную роль нормальной физиологии и поэтому сейчас существует огромное количество видео и плейлистов на ютубе по всем разделам физиологии. Если вы знаете английский, то можете выбирать из огромного количества преподавателей. Мне, например, очень нравится доктор Найджеб — с базой физиологии, которую он ставит, вы не будете иметь проблем как на самой физиологии, так и на клинических дисциплинах, которые он ставит. На русском языке вы можете смотреть замечательные рисованные видео от Кхан Академик, они есть в свободном доступе на ютубе.
Никогда не ограничивайтесь учебником. Я использовал очень неплохой учебник Смирнова, но без видео дажё в нём не понимал почти ничего.
Зато после просмотра видеолекций (в моём случае это был доктор Найджеб и Кхан академик) у меня всё пошло как по маслу.
Мой сайт может Вам помочь в изучении физиологии эндокринной системы, печени, почек и некоторых частных моментов. Это всё находится здесь.
Биохимия
Ещё одна суперважная наука, отвечающая на вопрос «как это происходит?», только, в отличие от нормальной физиологии, биохимия изучает события, происходящие в организме на молекулярном уровне. Я всегда считал въедливость и дотошность неотъемлемыми качествами врача, и поэтому с биохимией у меня случилась большая любовь.
Итак, биохимия объясняет нам то, как работают различные ткани и углубляется в ответе на этот вопрос до уровня молекул. Это действительно очень интересно. Типичная программа по биохимии в медицинских университетах представляет собой, в первую очередь, повторение базовых свойств белков, жиров, углеводов и нуклеиновых кислот. Далее в биохимии изучают отдельные важные группы каждого из этих веществ (например, триглицериды как разновидность липидов) и разнообразные реакции с ними, которые протекают в организме здорового человека и человека с какой-либо патологией.
В биохимии пересекаются множество интереснейших тем, которые раскрывают врачу то, что действительно происходит в организме. Например, изучение белков и их разновидностей — ферментов наглядно показывает нам, чем по-настоящему опасна гиперпиретическая (выше 41°С) температура тела. А через несколько тем мы снова встречаем лихорадку — здесь и она разложена буквально на молекулы, ведь в ходе изучения биохимии мы понимаем, что суть повышении температуры тела состоит в рассеивании молекул АТФ в виде тепла. А сами молекулы АТФ образуются в ходе клеточного дыхания, изучение которого показывает нам, для чего именно нужна каждая из молекул кислорода, которая залетает в нас с каждым вдохом и почему выдываем мы ни что иное, как молекулы углекислого газа.
Сейчас в тексте то самое место, в котором я должен объяснить, как учить биохимию и как её сдавать. Но здесь часто бывают проблемы, на самом деле. Многие читатели мне писали, что в их университетах на биохимии заставляли зубрить каскады реакций без пояснения значения этих реакций — и это ужасно. Конечно, порядок реакций цикла Кребса запомнить можно и даже местами нужно (поэтому я сделал статью в помощь тем, кто это делает). Но! Неправильно делать это, не поясняя смысла цикла Кребса, не привязывая его к работе человеческого организма и не объясняя, зачем он вообще нужен!
Ещё один пример — цикл Кори и орнитиновый цикл, оба этих метаболических пути связаны с печенью. Можно зазубрить их, но при этом необходимо отчётливо понимать, как нарушение орнитинового цикла связано с печеночной комой и как цикл Кори связан с болью в мыщцах после физической нагурзки. Подробнее я писал об этом в статье про биохимию печени.
В руках умелого преподавателя биохимия — это невероятно крутой инструмент, который не просто разожжёт интерес к медицине, а вообще поменяет или дополнит взгляд на этот мир. В противном случае, биохимия — это инструмент пытки. Мне повезло (Анна Алексеевна, спасибо Вам!) — но, к сожалению, не у всех всё так хорошо. Если Вам попался второй вариант, просто старайтесь механически зазубривать формулы и реакции (сдавать — то надо) но, при это этом обязательно смотрите тематические ютуб-каналы, чтобы понимать, что вы изучаете в данный момент. Мне больше всего помогал канал Кхан Академик, там есть целые плейлисты для тех, кто изучает биохимию.
Философия
Если честно, я не могу что-либо рассказать о философии в медицинском университете, потому что мне её переставили из моего предыдущего диплома. Да-да, по молодости я потратил целых 5 лет на получение совершенно бесполезной сециальности, было дело.
Когда я готовил эту статью, я побеседовал с несколькими знакомыми из разных медицинских университетов, которые рассказывали, что преподавание философии очень сильно отличается у разных преподавателей. В худших случаях это были требования пересказа взглядов философов античности, средневековья и Нового времени, постоянные тесты и диктанты на терминологию и всё такое. В лучших случаях же студентам рассказывали о том, как крупнейшие философы античности повлияли на нашу сегодняшнюю жизнь, о жуткой деградации наук и образования в средневековье, а также обучали задавать самому себе правильные вопросы и правильно расставлять акценты в размышлениях.
На самом деле, второй вариант преподавания чрезвычайно полезен — именно он формирует столь необходимое врачу (да и вообще современному человеку) критическое мышление и способность анализировать всё происходящее.
Ну что ж. Экзамен, который является наверное самым стрёмным для студента начальных курсов(лично мне так кажется из-за over200 вопросов) прошёл. Прошёл и слава Богу. Готовиться к этому экзамену нужно было каждый день. Любой типичный студент таковым не занимается. Я не занимался. Учился как все, сдавал кое-как и сдал кое-как. Главное по анатомии как я теперь понял — это иметь фарт и знакомства.За все полтора года, что она идёт я могу сказать с полной уверенностью — нереально запомнить весь её курс!(опять же для тип. студента) Хотя бы потому, что кроме анатомии существует масса других предметов, которые требуют к себе внимания. Поэтому я допустившись до сессии за неделю до неё имел на тот момент: смутные знания из первых 2-ух семестров и довольно неплохие по 3-ьему, потому что он недавно прошёл и абы как в памяти, но отложился. Что я решил делать? Сесть за книги и усердно читать? Да не тут-то было. Я думал о том, что я знаю хуже всего и почитывал иногда эти темы. Нарезал 39 страниц шпаргалок. Смотрел всякие анатомические видео, благо находились люди, которые снимали и выкладывали. Оставшийся день до экзамена провёл за учебником 3-4 часа для повтора фило и онтогенезов, а также некоторых особо «смутных» первосеместровых вопросов и не делал больше ничего. Кстати, ни разу за полтора года не открывал атлас Синельникова.Имел свой небольшой атлас Самусева, его перед экзаменами также не открывал. Только учебник и видеокурсы. Ну и лёгкая надежда на шпоры. Лёг спать, в надежде что мои какие-никакие знания будут оценены.
День экзамена. Тяжёлое утро, потому что к 8 вставать — это давно не нужно, а тут нужно. Но тесты тренировочные я посещал один раз и тот провалил, поэтому приехал на экзаменационные в обяз. порядке. Заходим мы, нас мало человек 10 на тест. Отдаём зачётки, садимся пишем под надзором Мельникова.(К слову тесты написать при желании не составляет труда, как правило все варианты возможные фоткаются на репетиционных, решаются и учатся, но я и этого не сделал) Выйдя с теста, я встал со своей группой и ожидал у входа в зал, когда начнут «Забирать наших». Обсуждая, как всё будет плохо(ну какие ещё могут быть разговоры перед экзаменом) я услышал, что наши уже заходят и стал в очередь следующим. Вышла Арефьева, позвала внутрь на регистрацию. Обстановка внутри удручающая. В центре «шведский стол», по всем углам сидят экзаменаторы, на входе регистрирует ассистент, с зачётками сидит Стельникова. Тихо, как в гробу, наверное потому что начало экзамена. Мне сказали сдать зачётку, взять билет по тест-препарату и проходить в соседнюю комнату. Я взял 27-ой, осмотрел, что мне предстоит вспомнить и зашёл. Внутри соседней комнаты обстановка была явно доброжелательней. Такие же как я ребята, сидят на стульях и ждут с пинцетами в руках, пока их возьмект один из 3 преподавателей, чтоб спросить с них билет. Пока сидел я успел спросить у соседей как называются некоторые вещи по латыни. Наблюдая как проходит эта часть экзамена, я понял, что мало кто не сдаёт её, потому что у этих 3 принимающих явно есть желание, чтоб студент ушёл от них с положительной оценкой. Некоторых явно водили за руку, показывая что-то за них, некоторые отвечали сами. Латынь по выбору, чаще не спрашивал чем спрашивали, но если говоришь, то говори правильно. Настал мой черёд. Я знал практически весь билет, наверное потому что он был не самым сложным. То что не знал, мне показали. И отправили далее с листком успеваемости. Кстати цифры в листе успеваемости меня удивили, потому что только в первом семестре я учился «приемлимо», как оказалось. Ну а далее сама теоретическая часть. И тут я могу точно сказать, что экзамен по анатомии сдаст хорошо тот, кто имеет фарт.По двум причинам он важен: билет и препод. Тянешь билет, мой был №50 и в нём 3 вопроса: 1)Сустав как орган и бла-бла-бла. 2)Тройничный нерв. О нём. Его верхнечелюстная ветвь. О ней. 3)Промежуточный мозг. О нём. Садишься на свободное место и думаешь только о том «смогу ли я это сам потянуть» Благо 2 вопроса из 3-ьего семестра и по ним я явно имею знания, но сустав. Думаю списать, не тут-то было. Есть миф, что на анатомии нереально легко списать. Не знаю,как с другими у нас такого не было! Пройдя мимо, Арефьева сделала мне замечание, по доброте только от себя. Затем, когда я попытался убрать ненужное, что не палиться и оставить одно, она же подошла и сказала «Предупреждали же тебя, теперь увидела зав. кафедрой, давай сюда что там есть!» Благо «там» уже ничего не было и я сослался на указку, мол я её доставал. Усердно вспоминая все знания по вопросам я изложил на бумагу. Сидел и думал, что только не к усатому. Просто усатый не щадил совсем, особенно парней. Также было плохо попасть к Курниковой, особенно если не был на её лекциях. 3 остальных экзаменатора считались наиболее оптимальными, т.к. зав.кафедрой — золотая женщина, сестра её тоже не считалась верхом издевательств, ну а Коновалова совсем неизвестная, но по слухам хорошая женщина. В общем я набрал себе в поднос нервы и мозг, сел и ждал, пока до моей зачётки дойдёт очередь. Подошла Ирина Васильевна Коновалова и произнесла вслух мою фамилию. Я пошёл отвечать, она сразу поняла, что первый вопрос вызывает у меня затруднения. Спросила второй, покивала головой, так как основные моменты я рассказал. Поспрашивала по третьему сама, я отвечал как мог, где-то правильно, где-то нет. Все остальные экзаменаторы после рассказов просили показать на препаратах, но мой воздержался. Сказав «ну вот если бы вы рассказали лучше первый, я бы лучше поставила. а так при всём моём желании 3», я кивнул головой и отправился вон. Мне показалось меня принимали чрезмерно быстро. Вот так вот. Кстати тетради с рисунками и лекциями я так и не понял на хера приносил!
Что хочется сказать в конце. Люди нёрды, пожалуйста проучивайте всё, потому как двойное невезение и с билетом и с преподом приводит к удовл.! Люди из 3 типа студентов, не волнуйтесь! Устраивайтесь с первого курса работать в анатомку, получайте 5 на экзамене. Не пользуйтесь микронаушниками — бесполезно! Списать, если умеете, явно спишете, я не умею просто. Нормальная анатомия оставила осадок кафедры на которой хотят научить всему, но ни у кого это не получается.Статистика моей группы такова: Сдавших ровно половина(из них одна 5, остальные 3)
Общие сведения
Экзамен по Анатомии проходит в зимнюю сессию, по соседству с которым конкурирует Гистология. В большинстве случаев порядок этих экзаменов может сыграть большую роль в оценке. Как уже не раз было замечено за многие года, если Анатомия стоит вторым экзаменом, то преподаватели смотрят на первую оценку в зачётке и ставят либо аналогичную (если не знают, что поставить студенту), либо на бал ниже (если студент отвечает плохо). Завышенный результат (отлично) ставят очень часто и зависит это от преподавателя и от ответа студента. О том, как нужно отвечать и что говорить, речь пойдёт ниже.
Экзамен по Анатомии является комбинированным, который состоит из двух этапов: письменного теста и устного собеседования с преподавателем. Хочу обратить внимание, что «получение неудовлетворительной оценки на одном из этапов комбинированного экзамена не может служить препятствием для допуска к следующему этапу комбинированного экзамена» (Закон о высшей школе). Если кафедра Вам препятствует после двойки по тесту — бегом в деканат, там быстро решат вопрос в пользу студента!
В собеседование с преподавателем входят такие части, как:
1. Ответ на 2 устных вопроса.
2. Ответ на ситуационную задачу
3. Определение топографии с указанием основных свойств и функций с возможным описанием 10 анатомических препаратов на трупе или отдельном органе.
Подготовка к экзамену
Лично мне зимняя сессия всегда доставляет какие-то неудобства. То холодно, то новогодние праздники – какая уж там подготовка. Поэтому, конечно, лучше всего готовиться к экзамену, начиная с первого занятия по данному предмету, но, ясное дело, что ни один здравомыслящий студент этим заниматься не будет (не хочу обидеть людей «ботаников», но я думаю, что им не нужно читать данную статью, так как они и так уверены в своих силах на 200 %).
Обычно на подготовку дают около 4-5 дней, что вполне достаточно для полного восстановления в памяти забытых материалов, либо никчёмное изучение новых в надежде получить 3 на экзамене. За два года, я думаю, вы уже поняли, как готовиться к экзаменам, да и у каждого студента своя теория на этот счёт, поэтому опишу лишь основные моменты.
Наибольший КПД в подготовке – это строго упорядоченное вспоминание (или зубрение) пунктов экзаменационных вопросов. Собственно, не зря же они нужны. Делите количество вопросов на количество оставшихся дней до часа Х и готовите их каждый день, ни на что не отвлекаясь, пока не выполните норму. Учить (вспоминать) можно по-разному. Для меня наиболее легко было готовить по ответам на экзаменационные вопросы. Там уже всё написано и сформировано для ответа на злосчастный вопрос. Учебник стоит пролистывать лишь в том случае, если вы хотите вспомнить значение какого-то понятия, в остальных же случаев – готовых ответов вполне достаточно.
Подготовка к тесту. Все тестовые вопросы взяты из тестовой книжки. Прошу заметить, что учить вопросы нужно по книжке того года издания, в котором вы начали обучаться на кафедре. Также спешу обратить ваше внимание, что каждый год варианты экзаменационных тестов меняют, поэтому нет смысла пытаться найти прошлогодние тесты и делать шпаргалки на них. Для тех студентов, кто является полуавтоматчиком по итогам года, написать тест на 5 жизненно необходимо, поэтому для них существует две методики подготовки. Можно выучить все 600+ вопросов, а можно сделать уменьшенную копию тестовой книжки и спокойно списать на экзамене, так как на нём чаще всего ходят простые ассистенты и подсказывают кому попало =)
Подготовка к устной части. Как я уже писал выше, учить устную часть лучше всего по готовым ответам. Что касается ситуационной задачи, то чаще всего преподаватель либо не спрашивает её в силу того, что считает её ненужной, либо просто не успев спросить из-за офигенного (или отвратительного) ответа студента на другие части устного экзамена. Но если даже вас и спросят эту задачу, то опять-таки есть готовые ответы на них, которые можно выучить, либо списать. Кроме того, задачи обычно попадаются несложные, ответы на которые можно дать самому без каких-либо глубоких знаний предмета. Анатомические препараты (или как мы их называем «тыки») готовить лучше всего с экзаменационным списком подмышкой в специально отведённое время в секционном зале, либо в анатомическом музее, что в Анатомичке на Моховой в любое время. Скажу честно, тыки на экзамене очень простые (по сравнению с зачётными).
Экзамен
Ну вот и настал самый ответственный момент длительного обучения на кафедре Анатомии. Многие студенты приезжают за час, а то и за полтора до экзамена, чтобы хорошенько узнать все нюансы предстоящего события, полностью убедиться, что никуда уже не деться и трепать себе нервы, слушая рассказы друзей о кошмарном будущем в случае несдачи и ещё больше бояться отдавать зачётку вышедшему вдруг внезапно из секционного зала преподавателю и грозно смотрящего на толпы ребят, собравшихся в коридоре.
Однако, не так страшен чёрт, как его малюют, и начав писать тест, понимаешь, что всё вполне реально. Вариантов теста всего 2, только для разных потоков и факультетов хитрые преподаватели изменяют номера билетов. То есть, допустим, вчера раздавали 1 и 2 вариант, а сегодня 3 и 4, которые по сути своей они те же самые, что и вчера.
Как я уже говорил выше списать на тесте реально, более того можно надеяться на подсказки аспирантов и ассистентов, которые иногда даже собираются вместе и спорят, какой же ответ правильный. А студент сидит довольный и ждёт, когда же ему подскажут.
Напомню, что полуавтаматчикам писать тест нужно только на отлично, иначе невезучему студенту придётся как всем идти сдавать устную часть экзамена. Всем же остальным прошу не беспокоиться. Многие преподаватели даже не смотрят на результат теста. Есть, конечно, случаи, когда от оценки тестирования зависел итог всего экзамена, но такая редкость – чистая случайность.
После теста каждый выходит из зала и облегчённо вздыхая, что сдал первую стадию пытки, отправляется ждать в большой холл анатомички.
Через 30 минут до 1 часа вся толпа ринется на этаж выше к двери лекционного зала, где по одному будут вызывать фамилию и давать всё необходимое для экзамена. Иногда там можно стоять до 3 часов, ожидая своей очереди. Лекционная аудитория имеет огромное количество плюсов, так как не совсем честным студентам там легко можно списать. Главное, сесть в нормальное место. Желательно в середину ряда. Правда если начать активно списывать, то можно не заметить, как тебя уже вызовет ожидающий внизу преподаватель. Поэтому мой совет – сначала прочитайте полностью ответы – постарайтесь запомнить основные нужные моменты и только потом начинать списывать. Если вы придёте к преподу с пустым листком, но поставленным языком, кроме того ещё и частичкой знаний – он не сможет устоять и не поставить нормальную оценку.
Преподаватели разные на кафедры и к кому вы попадёте – чистая случайность и удача. Не буду говорить, к кому лучше попадать, но уверяю, что с каждым всегда можно найти общий язык. Ведь преподаватель – такой же человек, как и вы. Просто у него полномочий больше поставить ту оценку, которую он хочет. В общем, советую перед экзаменом почитать книжку по психологии – вдруг чего-то там найдёте для себя полезного.
Теория ответа
Несмотря на всю красноречивость и выразительность при ответе преподавателю, студенты делают частые ошибки. Что же нужно отвечать на экзамене и что стоит приберечь в голове? В каждом экзаменационном вопросе содержится необходимые термины и понятия, которые студент в первую очередь должен раскрыть, а во вторую пройтись по основным функциям и свойствам. Не нужно говорить лишнего. Многих преподавателей это раздражает. Кроме того, если нужно – вас спросят. А то иногда можно сказать совсем ненужное и не совсем правильное, что повлечёт за собой кучу дополнительных вопросов. Часть ответа советую держать в памяти, так как при вопросе преподавателя вы всегда сможете ответить на него, делая вид, что только что додумались сами. В общем, делайте вид, что вы ни от куда не списывали и весь текст, который написан на листке взят из лучшей шпаргалки на свете – из головы.
Тыки. Экзамен по Анатомии имеет одну особенность. На нём присутствуют тыки, которые студент должен правильно показать на трупе или отдельно органе. Если вы их выучили заранее, то вам это не составит труда сделать. А как быть, если вы всё-таки вообще не врубаетесь, куда там тыкать пинцетом? Советую для начала не молчать. Услышав незнакомый термин, начните что-то говорить вслух, как бы вспоминая, где данный препарат может находиться, тем самым позволяя преподу надеяться на то, что вы хоть что-то знаете. Возможно, в процессе «общения с самим собой» преподаватель невольно намекнёт вам локализацию нужного тыка или начнёт дискутировать по поводу вашего разглагольствования. В общем, психология проста – пробуйте добиться от препода того, чтобы он всё сам сказал за вас.
Эпилог
Ну что ж, вы сдали экзамен? Поздравляю! Не сдали? Ну… с кем не бывает. Не всем везёт. В этот раз не повезло вам, но на пересдаче обязательно удача улыбнётся вам. Главное, ко всему подходить с логикой и улыбкой.
Помните, вся психологическая картина, которая была описана мною выше – один из вариантов подхода к экзамену, которых могут быть десятки. Я уверен, что вы найдёте для себя свой. Но всё же я надеюсь, что какую-то ценную информацию к Экзамену по Анатомию я вам дал. Удачи вам и отличных оценок в зачётке!
============
по материалам интернет
Заключается в путанице анатомических названий. Похожие названия имеют вены, артерии, нервы, поэтому запомнить и не их, а также суметь показать на трупе — задача не из лёгких. К тому же многие названия, например, мышц на предплечье , а их всего 19, состоят из 4-5 слов, которые необходимо выучить на латыни, хотя и на тоже не помешало бы. Практика показывает, что почти все студенты начинаются готовиться к экзамену перед самым его началом. Эта первая и самая ошибка, потому что такой большой объём литературы по анатомии не то, чтобы выучить и усвоить, но даже успеть прочитать не получится. Поэтому откладывать на сессию ничего нельзя, она необходима только для повтора уже заранее изученного материала.
Хорошее впечатление на экзамене можно произвести, если использовать анатомические названия по различным авторам. Во всей по анатомии прежних лет акцент на того, кто описывал данную структуру. Сейчас в современных учебниках дают только общепринятые названия.
В зависимости от факультета свои нюансы как при изучении анатомии, так и при её сдаче. Так, например, стоматологи проходят курс по сокращённой программе, уделяя большее внимание анатомии головы. Из этого следует, что при сдаче экзамена основной акцент при проверке знаний будет, именно, сделан на этот раздел анатомии. Педиатры уделяют внимание возрастным особенностям человека, поэтому спрашивать их на экзамене тоже будут в основном по этой теме.
Обратите внимание
Несмотря на выразительность и всю красноречивость при ответе преподавателю, студенты часто делают ошибки. Что же надо отвечать на экзамене и что следует приберечь в голове? В любом экзаменационном вопросе есть необходимые понятия и термины, которые в первую очередь студент должен раскрыть, а затем затронуть по основным свойствам и функциям. Не надо говорить лишнего. Многих из преподавателей это раздражает, и если нужно, то он вас спросит дополнительно.
Полезный совет
На каждой кафедре есть свои «магические» слова, которые просто волшебным образом воздействуют на экзаменатора. При упоминании таких слов в своём ответе можно значительно увеличить благосклонность преподавателя. Поэтому следует хорошо поразмыслить и подобрать для себя пару «волшебных словечек».
Источники:
- как экзамен сдать не уча
Вам понадобится
- — посещение читального зала;
- — билеты;
- — конспекты лекций и семинаров;
- — рекомендованная литература;
- — рисунки.
Инструкция
Если вам не удалось договориться о повторении практической части, выделите время для изучения фотографий препаратов в атласе. Скорее всего, для этого вам придется посетить читальный зал ВУЗа. Также можно попробовать поискать необходимые изображения в интернете.
Повторите теоретический материал. Если в течение курса вы прилежно вели конспекты, вам не составит труда освежить знания по ним, лишь заглядывая в . Если же конспекты отсутствуют, вам придется воспользоваться рекомендованной литературой. При этом выбирайте
/ Маленькие хитрости
на YouTube начал работу новый канал профессора Юрия Щербатых «Формула долголетия», посвященный проблеме сохранения молодости и продления жизни человека. Первые два месяца видео будут посвящены различным аспектам долголетия, а затем будут выходить видео с конкретными рекомендациями по продлению жизни и повышению ее качества.
Видео №10
«Советы 102-летнего долгожителя — путь к здоровому долголетию»
Маленькие хитрости
На этой страничке мы расскажем вам о тайной войне, которую ведут студенты с преподами
(Из книги Ю.В. Щербатых «Искусство обмана»)
…Теперь обратимся к обману со стороны ученика. Чаще всего он встречается во время экзаменов, когда ученики должны демонстрировать свои знания по тому или иному предмету. Надо сказать, что сама сис-тема нашего образования, нацеленная большей частью на приобретение формальных знаний и большого числа фактического материала, провоци-рует человека на применение шпаргалок. Это все равно, что заставить сдавать учеников таблицу логарифмов: выучить практически невозможно, и остается да выхода — получить «двойку» или «содрать». На многих экзаменах у студентов требуют механического запоминания массы сведе-ний и цифр, которые можно найти в любом справочнике, но которые, по условию тестирования, человек должен запоминать наизусть. Если бы у учеников выясняли умение оригинально и творчески мыслить, то шпар-галки были бы не нужны. Однако в нашей педагогике по ряду объективных и субъективных причин преобладает так называемый «репродуктивный метод», подталкивающий учеников к незаконным методам.
По сложившейся студенческой классификации все подсобные методы сдирания делятся на две большие категории: собственно «шпоры» и «медведи» (они же «бомбочки»). Разница состоит в методике списыва-ния, поэтому они и готовятся по-разному. Классические шпаргалки используются скрытно от преподавателей и поэтому должны быть маленькими и незаметными. «Медведи» же предназначены для открытого и наглого списы-вания и поэтому пишутся на больших листах бумаги. Теперь поговорим об этих формах списывания более подробно.
Одной из наиболее часто встречаемой формы шпаргалок является так называемая «гармошка», состоящая из многократно сложенной узкой по-лоски бумаги. Реже встречается «книжка», которую сшивают из миниатюрных — размером со спичечный коробок — листочков. Основное требо-вание к «книжке» — она должна помещаться в кулаке. Обычно ее держат в левой руке и листают средним пальцем. Достают ее из кармана вместе с носовым платком; туда же и отправляют при приближении преподавателя. Один мой однокурсник по университету Сергей К. изготавливал изумительные по качеству книжки размером в несколько сантиметров, причем удивительно четким почерком. Кроме того, он значительно усовер-шенствовал саму технологию их применения. Книжечка с формулами кре-пилась к тонкой резинке, второй конец которой пришивался к воротничку рубашки. Резинка продевалась в рукав пиджака с небольшим натяжением, так что в свободном виде «шпора» находилась чуть выше запястья под пиджаком. Когда преподаватель был далеко, Сергей изящным жестом «поправляя» тщательно отутюженные манжеты, извлекал на свет божий свой шедевр подпольной полиграфии и начинал активно «сдирать». Когда же опасность в лице доцента приближалась на критическое расстояние, он просто расжимал пальцы и «книжка» сама моментально влетала под рукав пиджака.
В дни летней сессии, когда появление студента в пиджаке для опыт-ных преподавателей служило сигналом возможной шпаргалки, Сергей при-ходил в аудиторию в рубашке и роскошном широком галстуке. Сами пони-маете, что находилось под ним: пять шесть пришитых «книжек» — полное собрание если не собственных сочинений, так летописей под названием: «Что нового пишут в учебниках». Кстати, большинство преподавателей с пониманием относились к «шпорам» (видимо помнили свои студенческие годы), и искренне восхищались особо остроумными изобретениями. Так помню, одного парня подловили за новой модификацией шпаргалки типа «рулет» (кстати, довольно неудобной в использовании). Он на экзамене по высшей математике использовал выпотрошенные большие часы на цепочке, в которых просмотр шпоры осуществлялся подкручиванием головки завода. Ассистент его поймал, но восхищенный его «изобретением» не выгнал сразу, а разрешил взять другой билет (впрочем это его не спасло). По видимому этот «Кулибин» все время, отведенное на подготовку к экзамену, потратил на раскурочивание дедушкиного хронометра и не удосужился как следует почитать учебник.
Особую, весьма интимную, эпопею представляют шпоры на женском теле. Здесь у студенток были явные преимущества перед нами, так как заподозривший неладное преподаватель мог запросто попросить студента расстегнуть пиджак или приподнять брюки. Девушкам такие предложения делать остерегались, вот они и пользовались вовсю своим особым положением. Наиболее частые места для шпаргалок — ноги выше колен, причем чем выше, тем надежнее (хотя доставать «гармошки» из некоторых особо интимных мест им было затруднительно). Так как нужные бумажки имели привычку в неподходящий момент выпадать из-под юбок, самые отчаянные любительницы пятерок рисовали формулы прямо на бедрах, а потом сидя на задней парте устраивали «стриптиз» к неописуемому удовольствию сидящего рядом однокурсника. Но ради отличной оценки или повышенной стипендии девушкам приходилось терпеть.
Как-то, преподавая анатомию в медицинском училище, я столкнулся с одной весьма нерадивой студенткой, которая тем не менее демонстрировала на зачетах прекрасное знание костей и мышц человеческого тела, причем на латинском языке и без ошибок. Естественно, что такой нонсенс заставил меня присматриваться к ней на экзамене повнимательнее, но я не мог заметить ничего подозрительного. Когда я находился далеко, она увлеченно писала ответ на листе бумаги, когда же я подходил ближе, она откладывала ручку и изображала крайнюю задумчивость. В столе и на коленях у нее ничего не было, в правой руке она держала ручку, левая лежала на столе. Чиста как правда, да и только! Но все-таки я ее подловил. Фокус был прост и изящен, и если бы она «сдирала» со шпаргалок, а не с изодранного в клочья учебника, видит Бог, я бы ее простил! Но она вырвала пачку листов из учебника, а я не люблю неуважительного отношения к книгам. Ей пришлось сдавать анатомию три раза. Вот как обманывала меня та студентка:
Так как дело было в медучилище на ней был полупрозрачный белый батистовый халат. Под ним, на коленях — листы из учебника по анатомии. Когда она плавным движением ног слегка натягивала халат, он плотно прилегал к листочкам книги и становился прозрачным. Она списывала сквозь халат! Но когда я подходил поближе, она чуть сдвигала колени, халат топорщился, чуть приподнимаясь над бедрами, и книга становилась не видна.
Теперь от шпаргалок перейдем к «медведям» или «бомбочкам», которые лично мне нравились гораздо больше. Делались они так: на обычных тетрадных листах нормальным рабочим почерком, крупными буквами заранее писались ответы на экзаменационные вопросы. Затем пачка «заряжалась» или в пришитый к пиджаку носовой платок или в распоротую подкладку. На экзамене вам оставалось только незаметно извлечь нужный листок, положить его на стол, потом смело по нему отвечать препода-вателю. Здесь был только один критический момент — нужно было одним элегантным движением достать именно нужный лист из толстой пачки близнецов «медведей», а дальше все зависело от вашей наглости. Я один раз, отвечая физику, обсчитался на один лист и вынул не ту бумагу. Со второго раза все прошло нормально, но что мне было делать с написанным ответом по второму закону термодинамики, если у меня в билете спрашивался закон Ван-Гоффа? Начал я заталкивать листок под осциллограф, а бумага оказалась глянцевой — шуршала она как грему-чая змея в прерии. Пришлось изображать острый бронхит и в такт судорожным приступам кашля мять проклятый лист и запихивать его подальше. Тем не менее свою пятерку я в тот раз получил… хотя и не обиделся бы и за «пару», если бы меня подловили. Как говорится: «На войне как на войне».
Надо добавить, что хороший «медведь» должен быть очень естественным — ведь во время ответа он открыто лежит перед носом у преподавателя. Поэтому там нужно побольше черкать, рисовать рожицы и стараться писать ужасным невнятным почерком. Чистенький «медведь», исписанный ровными буквами сразу вызывает подозрение. Противопоказаний для использования такой формы списывания два: заранее проштампованные листки, которые выдают прямо на экзамене и жара: под рубашку или брюки трудно засунуть сорок-пятьдесят больших листков и при этом их не помять».
Из США пришло сообщение (к сожалению, без подписи; адрес
alsandro @ yahoo
) , в котором рассказывается о трех современных способах списывания: это передача сообщения на пейджер, это использование электронной записной книжки, которую можно выдать за калькулятор и это использование сотового телефона с наушником и микрофоном, по которому нужную информацию вам сообщит ваш друг из соседней аудитории.
Конечно же, хотя бы раз каждый из нас сталкивался с такой проблемой как сдача экзамена. Точнее, проблемой это является в том случае, если человек мало знает по данному предмету. А если не знает вообще ничего, то это прямо беда. Однако, даже в этом случае можно найти выход.
Всем известно, что в мире есть не только «ботаники» — отличники, но и несколько… ленивые люди. А иногда суть вовсе и не в этом. К примеру, бывает так, что человек не только учится, но еще и работает. Ночью – на смену, а утром – на учебу. Согласитесь, тяжело? Но деньги-то еще в нашем мире никто не отменял. Именно данная категория людей задумывается о том, как сдать экзамен, если ничего не знаешь.
Бумажные шпаргалки используются очень давно
Конечно, самым привычным и простым способом является изготовление шпаргалок. Этот метод известен всем. Своими корнями он уходит в глубокую древность. Сколько хитростей использовали школьники и студенты со всего мира? Всех и не перечислить. Однако, самые полезные следует рассмотреть.
Скорее всего, не стоит вспоминать здесь о том, что все необходимое надо записывать на руке. Этот способ давно устарел, да и попасться очень просто.
Самый простой способ – это написание основ предмета на линейке. Однако, в том случае, если ее с собой взять нельзя, он не подойдет. Достаточно оригинальным является написание необходимой информации на бумажной салфетке. Только не синими или черными чернилами, а светлыми, заметными лишь тому, кто будет «высмаркиваться» в нее.
Девочки – студентки часто пишут шпаргалки на маленьких листочках и кладут их себе в сапоги. Кроме того, можно выбрать для экзамена платье с подкладкой, а когда будете готовиться к ответу – просто поднять верх платья. Даже в случае, если преподаватель заметит что-то странное, он не имеет права на то, чтобы попросить студентку задрать подол. В крайнем случае просто попросит сесть ровно.
Если на экзамен разрешено брать Кодекс, а Ваша проблема, например, в решении каких-либо задач, лучше всего заранее подготовить ответы на них или хотя бы распечатать аналогичные задания и решение к ним. Ответы вклеиваются на месте оглавления, и все. Вы спасены.
Но что делать, если шпаргалки – это не для Вас?
Неважно почему, возможно, Вы не умеете ими пользоваться или просто боитесь, или есть другая причина. Как действовать тогда? Сдавать-то все равно надо. Существует несколько методов. Если предмет не заключается в миллионном количестве формул, то помочь можно.
Изучите основы
Знание основ предмета поможет спасти ситуацию
Да-да, именно основы. Как правило, каждая дисциплина обладает какой-то базой – фундаментом, на которой основана вся наука. Не зная основ, нельзя сдать какую-то отдельную тему. Вариант «выучить один билет, вдруг повезет» помогает очень редко. Приблизительно в двух случаях из ста. Можно, конечно, объяснить преподавателю, что Вы работали весь семестр, что у Вас тяжелая ситуация и знаете Вы только конкретную тему.
Но это следует делать только в том случае, если Вы уверены в том, что Вас «помилуют». Если такой уверенности нет, то этого делать не стоит. В лучшем случае, Вас отправят учить материал и попросят прийти на пересдачу позже. В худшем – поставят «неуд» без права пересдачи. А оно Вам надо?
На своем опыте могу сказать, что никогда не стоит сообщать преподавателю, что Вы чего-то не знаете, в чем-то не уверены или сомневаетесь. Забудьте на время экзамена все слова начинающиеся с не: не знаю, не помню, не могу. Используйте более нейтральные выражения, к примеру «Я полагаю» и пр. Но не говорите: «Мне кажется». Иначе можно получить ответ: «Когда кажется – креститься надо!».
Вы должны всем своим видом показать, что многое знаете, практически все. Будьте уверенны в себе, голос не должен дрожать! Кстати, есть одна небольшая хитрость: если есть возможность, то не садитесь напротив собеседника, в таком случае Вы будете восприниматься им в качестве оппонента. Лучше присесть сбоку, так это будет напоминать беседу.
Как еще можно выкрутиться?
Больше разговоров и рассуждений — и преподаватель поверит в прочные знания
К примеру, базовых знаний у вас все же нет, что же делать тогда? Конечно, хорошо, если преподаватель выйдет, тогда хоть что-то можно спросить у соседа. Однако, если такой возможности Вам не предоставили, то пробуйте брать общими знаниями. Есть такие предметы, в которых можно рассуждать до бесконечности. В конце концов, либо Вы утомите преподаватели и он поставит в зачетку «удовлетворительно», либо, если хорошо говорить, можно даже получить «хорошо», а порой и «отлично», ведь учитель будет поражен Вашей осведомленностью.
Если речь идет об иностранном языке, и у Вас возникают сложности с произношением и построением длинных слов – говорите короткими фразами. Необязательно использовать в обороте сразу несколько сказуемых и прилагательных, путаясь во временах. Всегда есть вариант, который намного проще.
Был такой случай, когда одна очень плохо знающая английский язык выкрутилась следующим образом: ей нужно было произнести всего одно слово «безработные», но как раз его она и не знала. Девушка недолго думала, она сказала иначе «У них не было работы». Естественно, все это на английском языке. И такой простой способ часто спасал ее из сложных ситуаций. Поэтому, учитесь мыслить и говорить – это очень важно.
Не впадайте в панику!
Нервы – не самый лучший друг и точно не союзник. Особенно в стрессовых ситуациях. Начнете нервничать – значит, начнете путаться и забудете даже те капли, которые знали. А этого делать нельзя. Уверенность и только.
Кстати, наверное, Вы удивлены, что ни слова не было сказано о попытке предложить взятку? И не просто так! Помните, что предложив деньги один раз, Вы навсегда потеряете к себе уважение и дальше так и будете платить. Стоит сделать это один раз, и пойдет по накатанной.
Конечно, лучше не мучиться и выдумывать разные хитрые планы, как обмануть преподавателя или списать на экзамене, а своевременно уделять предмету много внимания. Учтите, что есть такие учителя, которые поставят оценку ТОЛЬКО в том случае, если действительно увидят, что Вы что-то знаете. Поэтому, старайтесь!
Врач — очень ответственная и важная профессия. Она требует от человека профессионализма и точности. Вот почему студенты мединститутов учатся дольше всех — шесть лет, вместо привычных пяти.
Хотите узнать, что конкретно изучают в медицинском институте? Тогда читайте статью. В ней мы расскажем, какие предметы необходимы для поступления в медицинские университеты России. А также подробно разберём, какие основные предметы входят в учебную программу мединститута.
Не забудьте подписаться на наш Telegram-канал, чтобы всегда быть в курсе последних событий из мира образования. И следите за акциями и скидками — с ними учиться ещё выгоднее.
Нужна помощь?
Доверь свою работу кандидату наук!
Поступление в мединститут: какие экзамены сдавать
Вы с детства мечтаете лечить людей, не боитесь брать не себя ответственность и готовы долго и сложно учиться? Тогда стоит получить высшее образование по медицине.
А какие предметы необходимо сдавать на ЕГЭ, чтобы поступать в государственные или частные медицинские университеты? Стандартный список выглядит так:
- русский язык;
- биология;
- химия.
Чтобы поступить в мединститут, необходимо усиленно готовиться. Начинать желательно за пару лет до ЕГЭ. А чтобы помочь себе и получить нужные знания, найдите репетитора по биологии и химии и занимайтесь с ним. К сожалению, школьная программа даёт лишь самую основную информацию по данным предметам, которой не хватит для поступления.
Как правило, абитуриентов зачисляют по результатам ЕГЭ. Однако некоторые вузы могут вводить дополнительные вступительные экзамены для поступления на определённые специальности. Всегда изучайте сайт университета, чтобы точно знать условия.
Помните, что медицинские университеты делятся на две категории:
- Специализированные — вузы, полностью заточенные под медицинское направление.
- Общие — университеты, в которых существуют разные факультеты, в том числе и медицинский.
Абитуриенты могут выбирать одну из двух программ обучения:
- бакалавриат (4 года);
- специалитет (6 лет).
После бакалавриата можно будет работать только медсестрой или медбратом. А чтобы стать врачом, придётся ещё два года провести в магистратуре. Или сразу выбрать специалитет и учиться углубленно.
Боитесь сдавать ЕГЭ? После 9 или 11 класса можно поступить в медицинский колледж. Туда зачисляют по среднему баллу аттестата и могут потребовать пройти дополнительное психологическое тестирование. После колледжа можно сразу устроиться на работу младшим медицинским персоналом или поступить в вуз и продолжить обучение.
Что изучают в медицинском институте
Список предметов в медицинском университете довольно объёмный. Он содержит как узкоспециализированные предметы, так и общеобразовательные.
Когда смотришь на этот внушительный перечень впервые, может показаться, что учёба будет очень сложной. Не стоит пугаться. Если не пропускать лекции, внимательно слушать преподавателей и сразу учить материал — трудно не будет. Всё зависит от уровня первоначальных знаний, мотивации и упорства самого студента.
Чтобы вам было морально проще готовиться к учёбе, давайте рассмотрим, какие предметы изучают в медицинском институте на каждом курсе.
Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы.
Предметы на 1 курсе медицинского университета
Самыми сложными в мединституте считаются первые три года учёбы. В это время студентам необходимо выучить много теоретической информации, без которой нельзя приступать к практической работе. Особенно тяжело бывает первокурсникам.
Что же изучают на 1 курсе медицинского университета? Самые важные предметы этого года следующие:
- анатомия;
- гистология;
- медицинская биология;
- химия;
- физика;
- латинский язык.
Помимо перечисленных, в программу первого курса часто включают такие предметы как культурологию, основы психологии, философию, английский и русский языки.
Давайте подробнее посмотрим, что из себя представляют предметы на первом курсе в медицинском вузе.
Анатомия — наука о строении человеческого тела. Её называют царицей медицинских дисциплин. Без этих важных знаний ни один студент не сможет стать хорошим специалистом.
Гистология — дисциплина, направленная на изучение строения, жизнедеятельности и развития тканей живых организмов.
Медицинская биология — наука, которая изучает биологическое происхождение людей, законы эволюции и изменения, которые происходят в человеческой популяции.
Латинский язык — обязательный предмет, без которого невозможно приступать к изучению многих медицинских дисциплин, например, к фармакологии. Освоив его, вы не только сможете с лёгкостью читать все подписи в анатомическом атласе и выписывать сложные рецепты пациентам, но и блеснуть в компании крылатым латинским выражением.
Прохождение всех остальных предметов на первом курсе в медицинском институте не должно вызывать вопросов. Особенно если вы хорошо учились в школе и владеете нужными знаниями.
Предметы на 2 курсе медицинского университета
На втором учащиеся продолжают изучать предметы, которые начали на первом курсе медицинского университета. К ним добавляют немного новых:
- микробиологию;
- нормальную физиологию;
- и другие.
Микробиология — наука, изучающая микроорганизмы, их биологические признаки и взаимодействия с другими существами и человеческим организмом.
Нормальная физиология — медицинская дисциплина, которая изучает правильное функционирование человеческих систем, а также функции организма и отдельных клеток.
Нормальная физиология — это очень важный предмет, суть которого — помочь студентам понять, как должна работать система и отдельные органы человека в здоровом состоянии. Это необходимо, чтобы потом они смогли отличать норму от патологий.
3 курс медицинского вуза: предметы
Самые сложные предметы в медицинском вузе, если верить свидетельствам бывших студентов-медиков, начинаются именно на третьем курсе. Среди них:
- топографическая анатомия;
- фармакология;
- хирургия;
- патологическая физиология;
- пропедевтика внутренних болезней.
Топографическая анатомия — это наука, которая изучает, как могут располагаться внутренние органы относительно друг друга в нормальном и патологическом развитии. Знания по этому предмету очень помогут преуспеть в медицинской практике.
Фармакология — дисциплина о лекарственных средствах и их действии на человеческий организм. Вот здесь вам и пригодятся знания латинского языка — ведь все названия лекарств записывают только на нём.
Хирургия — это обязательный предмет на лечебном деле и других специальностях. В его рамках студенты изучают, как проводить профилактику, диагностику и лечение большинства болезней.
Патологическая физиология — дисциплина, которая изучает, как зарождаются, развиваются и проходят патологические процессы в человеческом организме. И здесь без знаний нормальной физиологии никуда.
Пропедевтика внутренних болезней — наука, направленная на изучение диагностических приёмов и методов в медицине.
В зарубежных медицинских университетах пропедевтику начинают изучать сразу на первом курсе. Наши же учебные программы строят по следующему принципу: сначала нужно узнать основы строения и функционирования человеческого организма, а потом приступать к диагностике болезней.
Данные дисциплины, изучаемые в медицинском университете, требуют от студентов больших усилий, внимательности и постоянного повторения пройденного материала. Особенно фармакология, где придётся заучить названия большинства лекарственных средств, чтобы пройти экзамен.
Производственные практики у студентов медицинских вузов начинаются уже на третьем курсе. В это время они активно помогают практикующим врачам, учатся делать уколы и брать кровь для исследований.
4 курс медицинского института: предметы
Какие предметы в медицинском университете на 4 курсе? Здесь студенты начинают изучать такие предметы:
- урологию;
- акушерство;
- гинекологию;
- педиатрию;
- реабилитацию.
Скажем несколько слов о каждом предмете, изучаемом в медицинском университете на этом курсе.
Урология — это часть хирургической науки. Она изучает происхождение заболеваний мочеполовой системы, а также способы их диагностики и лечения.
Акушерство — медицинская сфера, которая исследует процессы, происходящие в женском организме во время зачатия, беременности, родов и послеродовом периоде.
Гинекология — наука, которая занимается женским здоровьем, специфическими женскими заболеваниями и их лечением.
Педиатрия — медицинская сфера, направленная на диагностику и лечение детских заболеваний.
Реабилитация — это область медицины, которая изучает, какие способы и мероприятия помогают пациентам быстрее и эффективнее восстанавливаться после заболеваний или хирургических вмешательств.
А на каком курсе выбирают специализацию в меде? Чтобы стать врачом в конкретном направлении, необходимо идти в ординатуру. Именно там присваивают специализацию. А после обычного обучения присваивают квалификацию — врач общей практики. Исключение — студенты стоматологического направления.
Что проходят в медицинском институте на 5 курсе
Как проходит обучение в медицинском университете на пятом курсе? На предпоследнем году студенты осваивают следующие специальности:
- физиотерапию;
- кардиологию;
- анестезиологию;
- интенсивную терапию;
- пульмонологию.
Физиотерапия — это дисциплина, в рамках которой учащиеся изучают природные и искусственные способы лечения и профилактики разных заболеваний. Особенно важно понимать взаимодействие физиотерапевтических мероприятий с реабилитационными.
Кардиология — медицинский раздел, изучающий сердечно-сосудистую систему, заболевания и их лечение.
Анестезиология — одно из направлений клинической медицины, суть которого заключается в поиске способов и мер, защищающих организм от операционных травм и других последствий.
Интенсивная терапия — это наука, которая изучает способы и методы, способствующие поддержанию жизненных функций пациентов при тяжёлых состояниях.
Пульмонология — медицинский раздел, который изучает заболевания лёгких и дыхательных путей. А также занимается их диагностикой и лечением.
Какие предметы изучают в медицинском университете на 6 курсе
Какие предметы изучаются в медицинском институте на последнем курсе? На шестом году обучения студенты заканчивают знакомство с основными предметами. Среди новых в их программе можно назвать следующие дисциплины:
- эпидемиологию;
- внутренние болезни;
- аллергологию и иммунологию;
- эндокринологию;
- радиационную медицину.
Эпидемиология — очень важный предмет в наше время. В его рамках студенты изучают законы, по которым развиваются эпидемиологические ситуации, а также меры и способы, помогающие справляться с заразными заболеваниями.
Внутренние болезни — это область медицинской науки, которая изучает профилактику, диагностику и лечение внутренних болезней человека.
Аллергология и иммунология — разделы, изучающие иммунные процессы в организме.
Эндокринология — наука, изучающая железы внутренней секреции, их строение, функционирование и патологии.
Эндокринология — одна из самых молодых медицинских наук. Она появилась только в середине XIX века.
Радиационная медицина — это наука, которая изучает, как радиация воздействует на человеческий организм.
Сколько предметов в медицинском институте
Что изучают в медицинском университете? Мы рассмотрели самые основные предметы. А всего за шесть курсов студенты проходят более 60 дисциплин!
Условно, все предметы в медицинских вузах делятся на доклинические и клинические. Первые изучают до третьего курса включительно, а клинические — начиная с четвёртого.
С третьего студенты начинают посещать производственные практики. А на шестом сдают государственный экзамен, который состоит из трёх этапов:
- Теоретический этап: студентам необходимо пройти тестирование и найти ответы на экзаменационные вопросы.
- Практический этап в больнице: студенту выдают пациента, за которым он наблюдает, собирает анамнез и ставит верный диагноз.
- Практический этап в аудитории: студентам дают ситуативные задачи, которые необходимо решить и поставить верный диагноз по описанию.
Как таковой диплом студенты медицинских вузов практически не пишут. Оно и понятно — чтобы получить высокую квалификацию медика, нужен опыт, а не просто знание теории.
Посмотри примеры работ и убедись, что мы поможем на совесть!
Мы рассмотрели, какие предметы есть в медицинском институте и на каких курсах их изучают. Надеемся, теперь вы представляете всю картину будущего обучения и можете осознаннее выбирать университет. А если понадобится помощь в написании курсовых, лабораторных и других работ — смело обращайтесь в наш студенческий сервис.
Ну что ж. Экзамен, который является наверное самым стрёмным для студента начальных курсов(лично мне так кажется из-за over200 вопросов) прошёл. Прошёл и слава Богу. Готовиться к этому экзамену нужно было каждый день. Любой типичный студент таковым не занимается. Я не занимался. Учился как все, сдавал кое-как и сдал кое-как. Главное по анатомии как я теперь понял — это иметь фарт и знакомства.За все полтора года, что она идёт я могу сказать с полной уверенностью — нереально запомнить весь её курс!(опять же для тип. студента) Хотя бы потому, что кроме анатомии существует масса других предметов, которые требуют к себе внимания. Поэтому я допустившись до сессии за неделю до неё имел на тот момент: смутные знания из первых 2-ух семестров и довольно неплохие по 3-ьему, потому что он недавно прошёл и абы как в памяти, но отложился. Что я решил делать? Сесть за книги и усердно читать? Да не тут-то было. Я думал о том, что я знаю хуже всего и почитывал иногда эти темы. Нарезал 39 страниц шпаргалок. Смотрел всякие анатомические видео, благо находились люди, которые снимали и выкладывали. Оставшийся день до экзамена провёл за учебником 3-4 часа для повтора фило и онтогенезов, а также некоторых особо «смутных» первосеместровых вопросов и не делал больше ничего. Кстати, ни разу за полтора года не открывал атлас Синельникова.Имел свой небольшой атлас Самусева, его перед экзаменами также не открывал. Только учебник и видеокурсы. Ну и лёгкая надежда на шпоры. Лёг спать, в надежде что мои какие-никакие знания будут оценены.
День экзамена. Тяжёлое утро, потому что к 8 вставать — это давно не нужно, а тут нужно. Но тесты тренировочные я посещал один раз и тот провалил, поэтому приехал на экзаменационные в обяз. порядке. Заходим мы, нас мало человек 10 на тест. Отдаём зачётки, садимся пишем под надзором Мельникова.(К слову тесты написать при желании не составляет труда, как правило все варианты возможные фоткаются на репетиционных, решаются и учатся, но я и этого не сделал) Выйдя с теста, я встал со своей группой и ожидал у входа в зал, когда начнут «Забирать наших». Обсуждая, как всё будет плохо(ну какие ещё могут быть разговоры перед экзаменом) я услышал, что наши уже заходят и стал в очередь следующим. Вышла Арефьева, позвала внутрь на регистрацию. Обстановка внутри удручающая. В центре «шведский стол», по всем углам сидят экзаменаторы, на входе регистрирует ассистент, с зачётками сидит Стельникова. Тихо, как в гробу, наверное потому что начало экзамена. Мне сказали сдать зачётку, взять билет по тест-препарату и проходить в соседнюю комнату. Я взял 27-ой, осмотрел, что мне предстоит вспомнить и зашёл. Внутри соседней комнаты обстановка была явно доброжелательней. Такие же как я ребята, сидят на стульях и ждут с пинцетами в руках, пока их возьмект один из 3 преподавателей, чтоб спросить с них билет. Пока сидел я успел спросить у соседей как называются некоторые вещи по латыни. Наблюдая как проходит эта часть экзамена, я понял, что мало кто не сдаёт её, потому что у этих 3 принимающих явно есть желание, чтоб студент ушёл от них с положительной оценкой. Некоторых явно водили за руку, показывая что-то за них, некоторые отвечали сами. Латынь по выбору, чаще не спрашивал чем спрашивали, но если говоришь, то говори правильно. Настал мой черёд. Я знал практически весь билет, наверное потому что он был не самым сложным. То что не знал, мне показали. И отправили далее с листком успеваемости. Кстати цифры в листе успеваемости меня удивили, потому что только в первом семестре я учился «приемлимо», как оказалось. Ну а далее сама теоретическая часть. И тут я могу точно сказать, что экзамен по анатомии сдаст хорошо тот, кто имеет фарт.По двум причинам он важен: билет и препод. Тянешь билет, мой был №50 и в нём 3 вопроса: 1)Сустав как орган и бла-бла-бла. 2)Тройничный нерв. О нём. Его верхнечелюстная ветвь. О ней. 3)Промежуточный мозг. О нём. Садишься на свободное место и думаешь только о том «смогу ли я это сам потянуть» Благо 2 вопроса из 3-ьего семестра и по ним я явно имею знания, но сустав. Думаю списать, не тут-то было. Есть миф, что на анатомии нереально легко списать. Не знаю,как с другими у нас такого не было! Пройдя мимо, Арефьева сделала мне замечание, по доброте только от себя. Затем, когда я попытался убрать ненужное, что не палиться и оставить одно, она же подошла и сказала «Предупреждали же тебя, теперь увидела зав. кафедрой, давай сюда что там есть!» Благо «там» уже ничего не было и я сослался на указку, мол я её доставал. Усердно вспоминая все знания по вопросам я изложил на бумагу. Сидел и думал, что только не к усатому. Просто усатый не щадил совсем, особенно парней. Также было плохо попасть к Курниковой, особенно если не был на её лекциях. 3 остальных экзаменатора считались наиболее оптимальными, т.к. зав.кафедрой — золотая женщина, сестра её тоже не считалась верхом издевательств, ну а Коновалова совсем неизвестная, но по слухам хорошая женщина. В общем я набрал себе в поднос нервы и мозг, сел и ждал, пока до моей зачётки дойдёт очередь. Подошла Ирина Васильевна Коновалова и произнесла вслух мою фамилию. Я пошёл отвечать, она сразу поняла, что первый вопрос вызывает у меня затруднения. Спросила второй, покивала головой, так как основные моменты я рассказал. Поспрашивала по третьему сама, я отвечал как мог, где-то правильно, где-то нет. Все остальные экзаменаторы после рассказов просили показать на препаратах, но мой воздержался. Сказав «ну вот если бы вы рассказали лучше первый, я бы лучше поставила. а так при всём моём желании 3», я кивнул головой и отправился вон. Мне показалось меня принимали чрезмерно быстро. Вот так вот. Кстати тетради с рисунками и лекциями я так и не понял на хера приносил!
Что хочется сказать в конце. Люди нёрды, пожалуйста проучивайте всё, потому как двойное невезение и с билетом и с преподом приводит к удовл.! Люди из 3 типа студентов, не волнуйтесь! Устраивайтесь с первого курса работать в анатомку, получайте 5 на экзамене. Не пользуйтесь микронаушниками — бесполезно! Списать, если умеете, явно спишете, я не умею просто. Нормальная анатомия оставила осадок кафедры на которой хотят научить всему, но ни у кого это не получается.Статистика моей группы такова: Сдавших ровно половина(из них одна 5, остальные 3)