На какие блоки делится егэ по русскому

     Сегодня говорим о структуре ЕГЭ по русскому языку: какие изменения в КИМы внесли в 2022 году, в чем суть новых заданий и что именно учить – с 1 по 27 задание. Поехали! 

Структура экзамена по русскому языку

     ЕГЭ по русскому языку состоит из двух частей: 26 заданий в “тестовом” формате, то есть с кратким ответом и развернутое сочинение. 

     Первая часть охватывает все важнейшие разделы языка:

  • нормы языка;
  • орфография;
  • пунктуация;
  • работа с текстом; 

     Сочинение же больше направлено на умение грамотно строить собственную письменную работу, вычленять проблему и давать развернутый комментарий. 

     Кстати, интересный факт: первая и вторая части экзамена практически равносильны, сочинение составляет аж 43% от общей оценки. 

     Немного о баллах: в 2022 году первичный минимум ЕГЭ по русскому языку составляет 58. 

Изменения в 2022 году

     В целом сказать, что в структуру ЕГЭ по русскому языку внесли кардинальные изменения нельзя. Однако некоторые правки, о которых мы не можем не упомянуть, все-так были внесены. Перейдем непосредственно к ним:

  1. Исключено составное задание 1-3, проверяющее умение вычленять главную информацию из текста. Вместо него добавлено задание на анализ текстового материала. 
  2. В задании 16 изменены формулировка, оценивание и объем исходного материала. 
  3. Для пунктуационного анализа (номер 19) расширили языковой материал. 
  4. Четко прописаны нормы оценивания двадцать седьмого задания (сочинения) объёмом от 70 до 150 слов. 
  5. Первичный минимум изменен с 59 на 58 баллов. 

Новые задания в ЕГЭ по русскому языку

     Настало время поговорить о новых для привычной структуры ЕГЭ по русскому языку заданиях. В интернете уже ходят легенды о том, насколько обновленные варианты труднее привычных, но мы не станем верить слухам, а разберемся во всем детально. 

Новое задание №1

     Вам вновь предстоит столкнуться с небольшим отрывком текста, однако теперь стиль данного фрагмента может быть любым (раньше – исключительно научным), а вместо понимания теперь проверяется умение стилистически анализировать текст. 

     Что важно знать, чтобы успешно выполнить номер 1:

  • разновидности языковых средств;
  • их влияние на организацию текста;
  • типы текстов;
  • к какому тексту какие языковые средства относятся;

     Конечно, поначалу выполнять данное задание будет не так просто. Но выучив теорию и “набив руку” вы будете справляться с ним не хуже, чем с привычными номерами. 

Что учить для ЕГЭ по русскому — с 1 по 27 задание   

     Итак, настало время обобщить теорию по каждому заданию ЕГЭ по русскому языку и ответить на вопрос, что же учить с 1 по 27 номер?

Задание 1. Общая схема стилистического анализа текста;

Задание 2. Смысловые отношения в тексте, средства связи предложений в тексте;

Задание 3. Многозначные слова: прямое и переносное значения слова;

Задание 4. Орфоэпический минимум;

Задание 5. Лексические нормы, типы речевых ошибок;

Задание 6. Формы существительных ( И.п. множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных), степени сравнения прилагательных, склонение всех разрядов числительных по падежам, склонение местоимений по падежам, формы глаголов, формы образования причастий, формы образования деепричастий;

Задание 7. Формы существительных ( И.п. множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных), степени сравнения прилагательных, склонение всех разрядов числительных по падежам, склонение местоимений по падежам, формы глаголов, формы образования причастий, формы образования деепричастий;

Задание 8. нарушения построения предложения с несогласованным приложением, нарушения построения предложения с причастным оборотом, нарушение построения предложения с деепричастным оборотом, нарушение связи между подлежащим и сказуемым, неправильное построение предложения с косвенной речью, нарушение построения предложения с однородными членами, нарушение построения сложного предложения, неправильное употребление падежной формы существительного и местоимения с предлогом, нарушение видовременной соотнесенности глагольных форм, нарушение управления;

Задание 9. Безударные проверяемые гласные в корне, безударные непроверяемые гласные в корне, чередующиеся гласные в корне;

Задание 10. Правописание приставок, (неизменяемые приставки; приставки, зависящие от глухости/звонкости последующего согласного (з и с на конце приставок), приставки, зависящие от значения (ПРЕ и ПРИ), правила «Ы И после приставок», «Мягкий (Ь) и твердый (Ъ) знаки в словах»;

Задание 11. Правила правописания суффиксов различных частей речи (кроме Н/НН);

Задание 12. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий; 

Задание 13. Правописание НЕ/НИ с разными частями речи;

Задание 14. Правописание предлогов, союзов, частиц, правописание наречий, правописание сложных существительных и прилагательных, правописание ПОЛ/ПОЛУ с существительными и прилагательными;

Задание 15. Правописание Н/НН в различных частях речи; 

Задание 16. Постановка запятой при однородных членах предложения, постановка запятой в ССП; 

Задание 17. Знаки препинания в предложениях с обособленными членами;

Задание 18. Знаки препинания при обращениях, частицы и междометия перед обращениями, запятая при вводных словах и словосочетаниях, омонимия вводных слов и членов предложения/частей речи;

Задание 19. Знаки препинания в СПП с одним придаточным, с несколькими придаточными, с однородными придаточными;

Задание 20. Запятая в предложении с разными видами связи;

Задание 21. Знаки препинания между подлежащим и сказуемым, знаки препинания при сравнительных оборотах, знаки препинания при уточняющих членах предложения, знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения, знаки препинания при прямой речи, цитировании, знаки препинания в бессоюзном сложном предложении, тире в простом и сложном предложениях;

Задание 22. Текст как речевое произведение, смысловая и композиционная целостность текста;

Задание 23. Типы речи;

Задание 24. Лексическое значение слова, синонимы, антонимы, омонимы, фразеологические обороты, группы слов по происхождению и употреблению;

Задание 25. Средства связи предложений в тексте;

Задание 26. Речь, языковые средства выразительности;

Задание 27. Сочинение. 

     Сегодня мы подробно разобрали структуру ЕГЭ по русскому языку в 2022 году. Готовьтесь тщательно, ведь этот экзамен хитрый: кажется простым только с первого взгляда. Но мы верим, что у вас все получится! 

     Желаем удачи, ваш Умскул! 

ЕГЭ 2021 по русскому языку: структура и оценивание

Одним из обязательных предметов для сдачи ЕГЭ является русский язык. Многие одиннадцатиклассники считают, что это лёгкий экзамен, к которому не нужно готовиться. Однако получить высокий результат не так просто, как кажется. Мы расскажем, из каких частей состоит ЕГЭ по русскому языку и что нужно знать, чтобы получить высокую отметку.

Структура ЕГЭ

Экзамен включает 27 письменных заданий, на выполнение которых отводится 210 минут (3 часа 30 минут). Работу можно закончить раньше, а вот по истечении времени бланк комиссия уже не примет.

В ЕГЭ по русскому языку нет устной части. Но начиная с 2018 года в сети мелькает информация о скором добавлении к письменным заданиям устного блока, который будет сдаваться в отдельный день. Предварительно он будет включать в себя беседу, чтение вслух, пересказ текста и устное выступление на заданную тему. Эта инициатива сейчас только обсуждается.

Тестовый блок

Письменная часть предполагает два блока: тестовый и сочинение. Первая включает в себя вопросы с 1 по 26. Они закрытые, поэтому тебе нужно выбрать из предложенных вариантов ответов верный. Темы, по которым составляются вопросы, соответствуют школьной программе, и ответы на них всегда можно найти в учебнике по русскому языку. Точный список тем и примеры вопросов ты найдёшь в спецификации и демоверсии ЕГЭ.

Сочинение

27 вопрос — это сочинение по предложенному отрывку произведения. Тебе нужно будет ознакомиться с текстом, определить его проблему и выделить основную мысль автора. Приветствуется, если ты дополнишь текст личным впечатлением: согласишься с главной идеей или объяснишь, почему считаешь иначе. Важно, чтобы сочинение соответствовало стилистике эссе, не нарушало правил русского языка, достаточно полно раскрывало тему и было объёмом не менее 150 слов.

Как писать сочинение?

Как писать сочинение по картине?

Как писать сочинение-рассуждение?

Баллы и оценивание

Каждое задание оценивается определённым количеством первичных баллов. Затем их сумма переводится в тестовый балл с помощью специальной таблицы. И в зависимости от тестового балла выставляется отметка по пятибальной шкале:

5 баллов — более 72 тестовых;

4 балла — от 57 до 71 тестовых;

3 балла — от 36 до 56 тестовых;

2 балла — менее 35 тестовых.

Шкала перевода первичных баллов в тестовые

Даже если кажется, что русский язык сдать легко, начинай готовиться уже сейчас. Помни: успех на ЕГЭ зависит от твоей работы в течение всего учебного года.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

УдостоЕн и достоИн: как правильно?

Тренировочный ЕГЭ: что это и как попасть на пробный экзамен?

Как российские вузы подготавливаются к вступительной кампании?

Не пропускай важные новости и подписывайся на наш YouTube, ВК, Instagram, Telegram.

***

Если хотите разместить этот текст на своём сайте или в социальной сети, свяжитесь с нами по адресу info@adukar.by. Перепечатка материалов возможна только с письменного согласия редакции.

Текст: Ангелина КОТЛЯРОВА

Хочешь быть в курсе новостей ЦТ?
Подписывайся на Адукар в соцсетях!

Начни подготовку к ЦТ и ЦЭ прямо сейчас!

Адукар обещает крутых преподавателей и много полезной практики.

Привет! Ты уже записался на наши

итоговые занятия перед ЦТ? Такие занятия мы проводим уже четвёртый год, и преподаватели нашего учебного центра
научились достаточно точно предсказывать, какие вопросы будут на ЦТ. На этом занятии мы прорешаем их вместе с тобой!
Регистрируйся,
если еще не сделал этого — и увеличь свои шансы на поступление!

Вторая часть ЕГЭ по русскому языку всегда пугала многих. В этом году произошли изменения в критериях оценивания и вопросов, как писать сочинение, стало еще больше. Как же получить заветные 24 балла за сочинение? Давайте разберемся.

В первую очередь нужно понять, что будут проверять. Это поможет взглянуть на собственное сочинение глазами экзаменатора. Всего существует 12 критериев оценки. Они разделяются на три блока. Первый касается содержания работы:

Разбор критериев оценивания.

К1. Формулировка проблем исходного текста.

Здесь твоя главная задача – правильно сформулировать проблему текста, то есть найти вопрос, на который автор пытается найти ответ. Иногда это просто: например, в тексте задается риторический вопрос или прямым текстом проговаривается то, что волнует автора. Иногда задача осложняется тем, что проблем может быть несколько. Как найти главную и не ошибиться? Во-первых, обрати внимание на позицию автора. Она обязательно будет раскрыта с помощью аргументов – примеров из жизни, литературы (то, что должен будешь сделать и ты). Чему они посвящены? На чём «зациклен» автор? Если проблем несколько, то обрати внимание на структуру текста – с чего автор начал, чем заканчивает. Обычно, если проблем несколько, это значит, что автор связывает одну с другой, делает из них цепочку. О чём он начал говорить? Что из заявленного более масштабно, глобально, абстрактно? Это и будет самым важным.

К2. Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста.

За этот критерий теперь можно получить целых 5 баллов! Здесь важно показать свои умения анализировать предложенный текст. Комментарий — это подтверждение того, что заявленная Вами проблема действительно присутствует в тексте. Это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.

Комментарий должен содержать несколько важных элементов: два примера-иллюстрации из текста (то, что позволит нам понять смысл прочитанного), пояснения к этим иллюстрациям и смысловую связь между ними.

Поскольку по данному критерию можно получить достаточно большое количество баллов, это будет самая важная и объемная часть структуры сочинения.

К3. Отражение позиции автора исходного текста.

Твоя задача – в паре предложений сказать, в чем заключается позиция автора. Как он сам относится к тому, о чём пишет? Здесь можно пересказать вывод, к которому приходит автор текста – его можно найти в конце.

К4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста.

Это еще одно важное изменение в сочинении 2023 года. Теперь тебе нужно выразить свое отношение к позиции автора (а не к проблеме, как было раньше). Нет необходимости в литературных аргументах, что одновременно радует и пугает многих. На самом деле все не так страшно. 1 балл вы не получите только в том случае, если формально выразите согласие или несогласие с автором.

Во втором блоке внимание уделяется речевому оформлению сочинения на ЕГЭ по русскому языку, то есть его форме.

К5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения.

Как писать сочинение ЕГЭ? Твоё сочинение должно быть последовательным, логичным – чтобы достичь этого, нужно правильно разделить его на абзацы. Для этого нужно держать в голове композицию. Об этом ниже.

K6. Точность и выразительность речи.

Твоя задача – продемонстрировать точность формулировок и их разнообразие. Если твои предложения будут построены одинаково, а слова в них будут постоянно повторяться, это повлияет на оценку.

В третий блок входят критерии, проверяющие грамотность.

K7. Соблюдение орфографических норм.

K8. Соблюдение пунктуационных норм.

K9. Соблюдение языковых норм.

K10. Соблюдение речевых норм.

K11. Соблюдение этических норм.

К12. Соблюдение фактологической точности в фоновом материале.

С этим блоком всё просто (и при этом сложно): избегай ошибок любого рода. Тщательно проверяй все знаки препинания, сложные слова и трудные части слов (суффиксы, приставки, чередующиеся корни). Не допускай стилистических ошибок – проверь, нет ли в твоём шаблоне сочинения примеров слов или конструкций, которыми ты грешишь в повседневных разговорах с друзьями (просторечий, сленга, жаргонизмов). Слова с высокой стилистической окраской тоже лучше не употреблять – исключи архаизмы, книжные слова. Пиши максимально просто и нейтрально. Если не сомневаешься в каком-то слове или конструкции предложения – переформулируй. Разбей сложное предложение на два простых, замени союз из нескольких слов простым однословным. После многократного чтения работы глаз «замыливается», ты перестаёшь замечать свои ошибки. Воспользуйся приёмом корректоров: перечитай текст с конца. Так нарушится его логическая структура, а потому ошибки и неточности станут явными. Будь деликатным в своём тексте, обходи стороной острые углы – твоя задача не агрессивно доказать свою правоту, оскорбить оппонента, а выразить мнение и получить за это хорошую оценку. И проверь факты – правильно ли ты указал произведения и имена писателей в литературных аргументах? Не перепутал ли год исторического события? Ты уверен в достоверности приводимых научных данных? Вот те вопросы, которые ты должен себе задать.

Указанные выше критерии помогут тебе составить композицию текста, то есть сделать его последовательным и логичным. Для каждой части структуры есть определённые клише, которые можно выучить и использовать. Чем больше ты будешь писать тренировочных сочинений, тем проще тебе будет. Это задание представляет собой шаблон, который нужно заполнить (печально, но факт). По сути, твоя задача сводится лишь к постановке проблемы, поиску тезисов и аргументов к ним.

Итак, начать нужно с введения. Мягко подведи читателя в 2-3 предложениях к проблеме. Идеальный приём – задать риторический вопрос. Так твой текст будет развёрнутым ответом на него, и тебе же самому будет легче. Можно написать ключевое слово текста в начале, поставить многоточие и попытаться поразмышлять над явлением. Хорошим началом будет цитата – в том числе и из того текста, который нужно проанализировать. Также можно использовать следующие клише: Всем известно, что… О … написаны тысячи книг и снято большое количество фильмов. Тема …. интересует многих из нас.

Далее нужно сформулировать проблему. Для этого тебе понадобится 2-4 предложения. Можно использовать следующие конструкции: В предложенном тексте раскрывается проблема… В данном тексте автор описывает (раскрывает, доводит до нашего сведения) проблему… В данном тексте автор раскрывает волнующую многих проблему…

Затем ты комментируешь поставленную проблему. Нужно сделать это развёрнуто – в 4-7 предложениях. В этом тебе помогут следующие конструкции: Вопрос о … {обозначаем проблему иными словами, нежели это было в первом абзаце} никого не может оставить равнодушным, он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. {Объясняем почему}; Проблема, выдвинутая (поднятая, обозначенная и т. д.) {указываем автора}, особенно актуальна (злободневна, важна, существенна) в наши дни, потому что … Повествователь рассуждает над поднятым им вопросом не отстраненно, чувствуется его заинтересованность в том, о чём он пишет. {Ссылаясь на текст, объясняем, в чём это проявляется}; Рассуждая над проблемой …, {указываем автора} обращается … {указываем, на каком материале автор рассматривает проблему: может быть, это воспоминания, диалоги, художественное повествование, взволнованный монолог, цитирование мыслей великих людей, рассуждение, описание картин природы и т. п.}. {Передаём содержание текста, а не пересказ}. Чтобы перечислить художественные приёмы, которые автор использует, ты можешь использовать задания, которые сделал ранее – хотя, конечно, они должны быть выполнены правильно.

Теперь нужно сказать об отношении автора к заявленной проблеме. Используй следующие конструкции: 1) Позиция автора заключается в том, что… 2) Авторская точка зрения, как мне кажется, выражена довольно чётко. Она заключается в следующем: … 3) По мнению автора, … (С позиции автора, …; С точки зрения автора, …) 4) Позиция автора такова:… 5) Автор считает, что… 6) Автор стремится донести до читателя мысль о том, что… 7) Автор убеждает нас в том, что… 8) В тексте доказывается мысль о том, что… 9) Основная мысль текста заключается в том, что… 10) Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…

Потом ты выражаешь своё отношение к вышесказанному. Сделать это нужно деликатно, не тыкая своим «я». Для этого хороши следующие конструкции: Невозможно не согласиться с автором, что… Я солидарен с автором в том, что…. Мои взгляды на проблему …схожи с позицией автора о том, что… Я придерживаюсь схожего с автором мнения по поводу … Мне кажется, что…

Наконец, нужно подвести итог. В этом тебе помогут такие фразы: Прочитав этот текст, каждый задумается (каждый поймет, что)… Ознакомившись с позицией автора, понимаешь, что… В этом тексте автор выразил свою главную мысль:… Не случайно автор пишет в конце статьи о том, что… Автор хочет, чтобы… Также уместно будет привести цитату из текста, если она кажется тебе ёмкой и удачной, и прокомментировать её.

Это и есть структура твоего будущего сочинения. Любого. Видишь, как каждая новая часть структуры открывала новый абзац в нашем тексте? Так и должно быть у тебя, минимум восемь абзацев: введение, формулировка проблемы, комментарий к ней, позиция автора, твоё личное отношение к сказанному, два абзаца на каждый тезис и аргумент и итог.

Вот и всё. Не так уж и страшно, правда? Кратко подытожим то, что тебе нужно сделать для того, чтобы написать сочинение на максимальное количество баллов:

  1. Пиши, пиши и ещё раз пиши. Решай все демонстрационные варианты, которые только сможешь достать. Так ты «набьёшь» руку, и тебе не придётся переживать за структуру текста – ты уже выучишь её наизусть.
  2. Читай и структурируй. Сделай табличку основных проблем, напиши к ним два тезиса и аргумента. Каждый прочитанный текст анализируй. Прошёл новое произведение по литературе? Как его можно использовать в ЕГЭ по русскому языку? Наткнулся в интернете на интересную научную статью? Для иллюстрации каких проблем она подойдёт? Смотришь любимый сериал? Можно ли использовать его сюжет и проблемы для сочинения?
  3. Настраивай свою языковую чуткость. Как можно больше «корми» своего граммар-наци: читай художественную литературу и нон-фикшн, так у тебя выработается «грамотный глаз». Пиши диктанты. Ищи ошибки в своей ленте «ВКонтакте». Добавь на телефон приложения, которые каждый день будут знакомить тебя с каким-нибудь сложным словом. Попробуй придумывать для одной и той же мысли разные формулировки: проще и сложнее. Старайся фильтровать свою речь – полностью перенастроиться не получится никогда, но попробуй замечать, когда ты говоришь стилистически нейтрально, а когда нет. Употреблять сленг и жаргонизмы – это не плохо, но важен контекст. В сочинении тебе снимут баллы за них, поэтому важно видеть, когда какое-то слово будет чужеродным в определённой ситуации. Воспринимай всё как игру – экзамен лишь повод узнать много интересного и расширить границы своего мировоззрения.

Другие материалы по сочинению ЕГЭ:

  • Примеры сочинений
  • Шаблоны сочинений
  • Клише
  • План сочинения
  • Критерии

Вся необходимая теория для самостоятельной подготовки к ЕГЭ по русскому языку 2023. Теория создана с учетом рекомендаций ФИПИ и на основе демоверсии текущего года.

Навигатор ТЕСТ ЕГЭ

Чек-лист для подготовки к тесту ЕГЭ

подробнее

Задание 1 Логико-смысловые отношения между предложениями.

Задание 2 Лексическое значение слова. 

Задание 3 Стилистический анализ текста.

Анализ текста

Пособие для подготовки к заданиям 1,3,22-27 ЕГЭ

подробнее

Задание 4 Ошибка в постановке ударения.

Задание 5 Исправить лексическую ошибку, подобрать пароним.

Задание 6 Исправить лексическую ошибку, исключить или заменить слово.

Исключить/заменить

Практикум для подготовки к 6 заданию ЕГЭ по русскому языку

подробнее

Задание 7 Исправить ошибку в форме слова.

Задание 8 Установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями.

Задание 9 Правописание гласных и согласных в корне.

Задание 10 Правописание приставок.

Задание 11 Правописание суффиксов (кроме Н/НН).

Задание 12 Правописание суффиксов причастий и окончаний глаголов.

Задание 13 Правописание НЕ и НИ с частями речи.

Задание 14 Слитное, дефисное, раздельное написание слов.

Задание 15 Правописание Н/НН в различных частях речи.

1000 наречий

Теория и практика по правописанию наречий

подробнее

Исключения ЕГЭ

Исключения и трудности орфографии ЕГЭ

подробнее

Задание 16 Запятые в простом предложении с однородными членами или в ССП.

Задание 17 Запятые при обособленных членах предложения (определение, дополнение, обстоятельство, приложение)

Задание 18 Знаки препинания при обращении и вводных словах.

Задание 19 Знаки препинания в СПП

Задание 20 Знаки препинания в предложениях с разными видами связи.

Задание 21 Пунктуационный анализ текста. (Тире, двоеточие, запятая)

Задание 22 Найти высказывание(я), соответствующее содержанию текста.

Задание 23 Функционально-смысловые типы речи.

Задание 24 Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению.

Задание 25 Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами) текста

Анализ текста

Пособие для подготовки к заданиям 1,3,22-27 ЕГЭ

подробнее

Задание 26 Языковые средства выразительности.

Задание 27 Теория для подготовки к сочинению ЕГЭ

Примеры сочинений Примеры сочинений ЕГЭ

Навигатор СОЧИНЕНИЕ ЕГЭ

Чек-лист для подготовки к сочинению ЕГЭ

подробнее

Сочинение на 24

Интерактивное пособие для подготовки к сочинению ЕГЭ по русскому языку

подробнее

Учимся формулировать

проблему, авторскую позицию, комментарий, обоснование, проверять ошибки и др.

подробнее

Топ речевых ошибок

в сочинении ЕГЭ по русскому языку

подробнее

Проверка сочинения

Проверить сочинение ЕГЭ по русскому языку

подробнее

Варианты ЕГЭ Варианты ЕГЭ (тесты).

Практика ЕГЭ Отработка заданий ЕГЭ.

Баллы ЕГЭ Таблица перевода баллов ЕГЭ по русскому языку

Традиционно всех больше вопросов по ЕГЭ возникает по русскому языку. Как писать сочинение ЕГЭ по русскому 2022, какая у него должна быть структура, где взять примеры и клише, как производится оценка, можно ли подать на апелляцию – мы постарались охватить все возможные вопросы, касающиеся сочинения, и помочь читателю разобраться в экзамене в формате ЕГЭ по русскому языку в 2022 году.

Изменения в ЕГЭ по русскому языку

Что ФИПИ хочет увидеть в сочинении

Структура сочинения ЕГЭ по русскому 2022 с клише

Изменения в ЕГЭ по русскому языку

Задания ЕГЭ по русскому языку в 2022 году по основным характеристикам теста остались без изменения. Количество заданий также осталось прежним.

Что поменялось:

  • Снижен до 58 первичный балл.
  • Из первой части убрали составное задание (1– 3), проверяющее умение сжато передавать главную информацию прочитанного текста.
  • Появилось новое здание на проверку умения выполнять стилистический анализ текста.
  • В задании 16 изменилась формулировка, порядок оценки и спектр предъявляемого языкового материала.
  • В задании 19 расширен языковой материал, предъявляемый для пунктуационного анализа.

Что касается сочинения, то произведено уточнение норм его оценивания при объеме 70-150 слов. Сочинение идет 27 заданием, за него можно заработать 24 балла.

Что ФИПИ хочет увидеть в сочинении

Сочинение ЕГЭ по русскому 2022, что требует ФИПИ:

  • Прочитать приведенный в КИМе текст, найти и поставить правильную проблему.
  • Составить два комментария-иллюстрации: примеры с пояснением и смысловой связью между ними.
  • Написать позицию автора данного текста.
  • Донести свое отношение к словам автора и аргументировать его.
  • Не должно быть много цитат.
  • Не допускаются полный пересказ или переписка текста.
  • Объем должен быть не менее 150 слов.
  • Текст должен быть написан строго по КИМу.

Структура сочинения ЕГЭ по русскому 2022 с клише

Структура сочинения ЕГЭ по русскому языку 2022 следующая:

  • Введение.
  • Проблема.
  • Комментарий.
  • Отношение автора.
  • Ваша позиция.
  • Заключение.

Давайте подробнее разберем каждый раздел.

Введение

Задача введения подвести читателя к проблеме. Можно написать об эпохе, биографии автора текста, кратко описать актуальность поставленной проблемы. Размер должен быть 2-3 предложения. Оценка его не производится, он оно придает целостность работе.

Проблема

Необходимо четко и точно сформулировать ту проблему текста, для которой у вас есть аргументы, назвать автора, сообщить о прочтении текста.

Как правильно формулировать проблему:

  • Вопросительными предложениями. Пример: Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Автор подробно раскрывает эту проблему в тексте.
  • Конструкцией «Формулировка проблемы + существительное в родительном падеже». Примеры: автор поднимает проблему отцов и детей; автор предлагает своим читателям задуматься над проблемой отцов и детей.

Найти проблему быстро удается не всегда. Воспользуйтесь нашими советами, чтобы облегчить задачу:

  • Проблема наиболее часто обозначается либо в начале, либо в конце текста. Автор может сначала аргументировать проблему, затем сформулировать ее или наоборот, сначала обозначает проблематику, затем приводит аргументы.
  • Используйте ключевую лексику. Она есть в любом тексте – это слова, которые несут в себе основную мысль текста. Они пригодятся и на следующем этапе, при составлении комментария к исходной проблеме.

Размер раздела 2–4 предложения, оценивается в 1 балл.

Раскрыть проблематику сочинения помогут следующие клише:

  • Поиском ответа на этот вопрос занимается автор.
  • На эту проблему обращает внимание автор.
  • Эту проблему ставит автор в тексте.
  • Именно этот вопрос составляет проблематику текста.
  • Автор заставил меня задуматься над проблемой.
  • На этот вопрос отвечает автор.

Комментарий

Комментарий самая большая часть сочинения. За нее можно получить до 6 баллов.

Он должен подтвердить, что обозначенная проблема действительно присутствует в тексте. Это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на примеры из текста или на то, что думает сам автор о проблеме.

Что используют в качестве комментария:

  • Примеры, которые приводят авторы в своих текстах.
  • Размышления автора, связанные с проблемой.
  • Цитаты.
  • Истории.

Обратите внимание, это не простой пересказ текста, а анализ приведенных примеров и цитат.

Нужно дать два примера-иллюстрации, которые являются важными для понимания проблемы. Они должны быть логически связаны (противопоставлением, сравнением, причиной-следствием, выводом, уступкой).

Примеры-иллюстрации:

  • Автор обращает внимание читателя на.
  • Автор начинает рассуждения с того, что.
  • Поступок героя говорит о том, что.
  • Обратим внимание на следующую мысль.
  • Автор рассказывает историю, которая произошла с ним.
  • Чтобы раскрыть проблему автор рассуждает.
  • Проблема раскрыта автором на примере.
  • В центре внимания автора.
  • Особого внимания заслуживает.
  • Нельзя не обратить внимание на слова автора.
  • Автор раскрывает понятие через описание.

Примеры оформления пояснений:

  • Этот пример убедительно доказывает.
  • Эти факты (события) помогают понять.
  • В этих словах заключен глубокий смысл, который можно обозначить как.
  • На этом примере видно, что (как).
  • Благодаря этому мы понимаем, что Данные строки помогают читателю понять.
  • Эти рассуждения подводят нас к выводу о том.

Отношение автора

Здесь ученик должен подвести текст к следующей части, где он будет выражать собственное мнение.

Примеры:

  • Писатель приходит к выводу.
  • Автор считает, что.
  • Авторская позиция очевидна Автор приводит читателя к выводу.
  • Хотя позиция автора не выражена четко, из текста мы понимаем.

Ваша позиция

Далее приводится собственная позиция. Мнение автора текста и ученика не обязательно должны совпадать, однако агрессивно настаивать на своей точке зрения будет ошибкой. Отстаивать свое мнение лучше на конкретных примерах.

Какие клише можно использовать:

  • Невозможно не согласиться с мнением автора, действительно.
  • Я согласен с мнением автора, безусловно.
  • Я полностью разделяю точку зрения писателя и придерживаюсь мнения, что.
  • Я согласен с мнением автора, но.
  • Чтобы обосновать собственную позицию, я приведу пример из жизни.
  • В подтверждение своей точки зрения приведу пример.
  • Подтверждением моих слов служит.

Заключение

Обобщение всего написанного должно быть кратким и емким, отражать концентрированно проблему, позицию автора и собственное мнение. Однако простой пересказ текста не подойдет. Должна быть проведена логическая связь между всеми частями и сделан общий вывод.

Какие клише сочинения можно использовать в заключении:

  • Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод.
  • Таким образом, можно сделать вывод, что.
  • Таким образом, на примере мы увидели.
  • В заключение можно сказать, что.
  • Итак, этот текст заставил меня еще раз убедиться.
  • Таким образом, автор стремится убедить нас в следующем.

Критерии оценивания

Работа оценивается не только по грамотному и логичному изложению текста без ошибок, но и по способности выпускника обозначить проблему, высказать собственное мнение, уметь приводить правильную и максимально точную аргументацию. Чтобы быть уверенным в качестве своей работы, нужно разбираться в критериях оценивания.

Проверка сочинения происходит по специально разработанному стандарту.

Если проблема сформулирована верно – 1 балл.

Критерии оценивания части «Проблема»: если проблема прокомментирована с опорой на исходный текст, приведено не менее 2 примеров-иллюстраций, даны пояснения к каждому, указана смысловая связь между ними, нет фактических ошибок, связанных с пониманием проблемы, ставится максимальный балл – 6.

За что снимают баллы в части «Проблема»:

  • Смысловая связь между примерами-иллюстрациями указана, но не сделан ее анализ или сделан, но неверно; Анализ смысловой связи между примерами-иллюстрациями есть, но не указан (может быть указан неправильно); Дано пояснение только к одному из примеров-иллюстраций. В каждом из этих случаев снимается 1 балл и за эту часть сочинения начисляют 5 баллов.
  • Нет смысловой связи между примерами-иллюстрациями или она указана неверно и отсутствует ее анализ (или анализ сделан неправильно); Отсутствуют пояснения к примерам-иллюстрациям; Если ученик пояснил только один пример, указал, но не проанализировал смысловую связь между примерами-иллюстрациями; Когда дано пояснение только к одному из примеров-иллюстраций, проанализирована, но не указана смысловая связь между примерами-иллюстрациями. В любом из этих случаев снимается 2 балла и за эту часть сочинения начисляют 4 балла.
  • Есть пояснения к одному примеру, но при этом не указывается смысловая связь между примерами-иллюстрациями и отсутствует ее анализ; Когда пояснений к примерам-иллюстрациям нет, указана, но не проанализирована смысловая связь между примерами-иллюстрациями; Нет пояснений к примерам-иллюстрациям, есть анализ, но отсутствует. смысловая связь между примерами-иллюстрациями. В каждом из этих случаев снимается 3 балла и за эту часть сочинения начисляют 3 балла.
  • Ученик не дает пояснения к примерам-иллюстрациям, не указывает и не анализирует смысловую связь; Когда в сочинении указан только один пример-иллюстрация, важный для понимания поставленной проблемы, из всего заданного текста и дано к нему пояснение. В любом из этих случаев снимается 4 балла и за эту часть сочинения начисляют 2 балла.
  • При приведении одного примера-иллюстрации из заданного текста, который является важным для понимания сформулированной проблемы, но без пояснений, снимается 5 баллов и за эту часть сочинения начисляют 1 балл.
  • Если ученик комментирует проблему, не опираясь на исходный текст; Если он не приводит важные для понимания примеры-иллюстрации из заданного текста; В случае наличия фактических ошибок (даже одной), которые связаны с пониманием текста; Комментарий дан по сторонней проблеме, которая не была сформулирована учеником; Если вместо комментария ученик просто пересказывает текст; Если ученик вместо комментария приводит цитату большого фрагмента заданного текста. В каждом из этих случаев работа не оценивается, и ученик получает за сочинение 0 баллов.

Как производится оценка части «Позиция автора»:

  • Отношение (согласие или несогласие с автором текста) к позиции автора исходного текста сформулировано и обосновано – 1 балл.
  • Отношение к позиции автора исходного текста не сформулировано и не обосновано; Формулировка и обоснование отношения к позиции автора исходного текста не соответствуют сформулированной проблеме; Мнение ученика заявлено лишь формально (например, «Я согласен/не согласен с автором») – 0 баллов.

Дополнительно начисляются баллы (максимум):

  • Речевое оформление сочинения – 2 балла.
  • Точность и выразительность речи – 2 балла.
  • Орфография – 3 балла.
  • Пунктуация – 3 балла.
  • Грамматика – 2 балла.
  • Речевые нормы – 2 балла.
  • Этические нормы – 1 балл.
  • Фактологическая точность в фоновом материале – 1 балл.

Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

Получить более подробную информацию о критериях оценивания можно в Методических материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2022 года.

Апелляция

Подать апелляцию по результатам ЕГЭ 2022 можно в двух случаях:

  • Если нарушена процедура проведения экзамена.
  • Если вы не согласны с полученными баллами.

Потребуется написать заявление, указать в нем свои аргументы. Комиссия рассмотрит заявление и примет решение. Балы изменят в том случае, если будет доказано, что были технические ошибки и оценивание работы произведено неправильно. Баллы могут как поднять, так и понизить, поэтому лишний раз искушать судьбу не стоит.

Советы педагогов

Для написания сочинения на максимальный балл специалисты советуют следующее:

  • Начинать готовиться заранее, минимум за 1–2 месяца до экзамена.
  • Выполнять больше практических заданий.
  • Изучить критерии оценивания сочинения по методическим рекомендациям ФИПИ ЕГЭ 2022 русский язык.
  • Запомнить максимум возможных клише к сочинениям.
  • Заранее составить план сочинения ЕГЭ по русскому 2022.
  • Больше читать, тогда у вас не будет проблем с выражением собственных мыслей.

Что же такое структура ЕГЭ по русскому языку? Это состав экзамена, совокупность всех его элементов, которая позволяет готовиться прицельно, стало быть, более эффективно. Для получения хорошего результата вовсе не обязательно штудировать все учебники за 11 лет обучения. Не все элементы программы входят в КИМы. Достаточно знать, что именно от Вас требуется в каждом конкретном задании. Многомудрый Литрекон нашел и подписал названия всех правил, которые проверяются в этом году. Значит, для успешного выполнения задач нужно выучить и научиться применять конкретные знания, доступные каждому по клику мышки. Здесь же Вы найдете «стоимость» заданий в баллах. Перевести их в оценки или вторичные баллы можно с помощью таблицы. Приятного просвещения!

Из чего состоит ЕГЭ?

Экзамен состоит из двух частей. В первой Вы найдете задания с кратким ответом, проверяющие знания теории и умения ею воспользоваться. Их 26 штук. Только 8 и 26 задания могут принести по 3 балла. Остальные оцениваются одним баллом. 

Вторая часть представляет собой сочинение (27 задание). За него дают 24 первичных балла! Поэтому крайне важно научиться писать его по правилам, ведь даже Достоевский и Толстой завалили бы экзамен только потому, что не знали шаблона и не умели им пользоваться. Вот план сочинения ЕГЭ по русскому, клише и шаблоны к нему, а также примеры из демоверсии 2023 года. 

Таблица баллов и правил

Что именно будут проверять жюри в каждом задании? Какие правила освежить в памяти, чтобы точно быть готовым? Эта таблица даст понимание того, как эффективно распределить время и силы для подготовки. Вы узнаете, что повторить и «сколько это стоит».

Номер задания Уровень сложности Количество баллов Правило, знание которого проверяется Пример из демоверсии
1 Базовый 1 Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами) текста Самостоятельно подобрать местоимение в предложении, где оно пропущено
2 Базовый 1 Лексическое значение слова Укажите варианты ответов, в которых лексическое значение выделенного слова соответствует его значению в данном тексте. 
3 Повышенный 1 Стилистический анализ текстов различных функциональных разновидностей языка Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста
4 Базовый 1 Орфоэпические нормы (постановка ударения) Укажите варианты ответов, в которых верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. 
5 Базовый 1 Лексические нормы (употребление паронимов) Исправьте лексическую ошибку, подобрав к слову пароним.
6 Базовый 1 Лексические нормы (употребление слов в лексической сочетаемости) исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово
7 Базовый 1 Морфологические нормы (образование форм слова) ошибка в образовании формы слова
8 Повышенный 3 Синтаксические нормы Установите соответствие между грамматическими ошибками
и предложениями, в которых они допущены.
9 Базовый 1 Правописание гласных и согласных в корне слова Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква
10 Базовый 1 Правописание гласных и согласных в приставке слова. Употребление Ъ и Ь Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. 
11 Базовый 1 Правописание гласных и согласных в суффиксах слов разных частей речи (кроме суффиксов причастий, деепричастий) Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
12 Базовый 1 Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий, деепричастий Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква.
13 Базовый 1 Слитное и раздельное написание НЕ (НИ) со словами разных частей речи Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется слитно
14 Базовый 1 Слитное, дефисное и раздельное написание слов разных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, местоимения, наречия, служебные части речи) Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся слитно
15 Базовый 1 Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи Укажите все цифры, на месте которых пишется НН. 
16 Базовый 1 Знаки препинания в сложносочинённом предложении и простом предложении с однородными членами Расставьте знаки препинания. Укажите все предложения, в которых нужно поставить одну запятую
17 Базовый 1 Знаки препинания в предложениях с обособленными членами Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
18 Базовый 1 Знаки препинания в предложении со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
19 Базовый 1 Знаки препинания в сложноподчинённом предложении Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
20 Базовый 1 Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые
21 Повышенный 1 Пунктуационный анализ Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
22 Базовый 1 Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите все номера ответов.
23 Базовый 1 Функционально-смысловые типы речи Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите все номера ответов. 
24 Базовый 1 Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению Из предложений 9–12 выпишите один фразеологизм. 
25 Повышенный 1 Логико-смысловые отношения между предложениями (фрагментами) текста Среди предложений 15–22 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и однокоренного слова.
26 Повышенный 3 Основные изобразительно-выразительные средства русского языка Указать, какие средства выразительности использует автор.
27 Самый высокий 24 Информационно-смысловая переработка текста. Сочинение Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Критерии оценки

В задании 8 легко потерять балл, если допустить ошибку в одной или сразу двух позициях (написать не те символы). 2 балла снимут, если ошибетесь в 3 или 4 случаях из всех. Но мало кто знает о еще одном условии: если количество символов в ответе больше требуемого, то система поставит 0 и даже не будет оценивать правильность ответа.

В задании 26 1 балл потеряет тот, кто ошибется хотя бы в одной ячейке (напишет не тот символ). А 2 балла спишут, если Вы написали не то, что нужно, 2 или 3 раза. Кроме того, действует то же правило: если ответов будет больше, чем предусмотрено, их не зачтут вообще.

Еще сложнее дело обстоит с сочинением. Критериев оценки много, каждый нужно учесть:

  1. Формулировка проблем исходного текста (1 балл). Это один из важнейших критериев. Если по нему 0, то вся работа не оценивается. Помните, что 0 поставят не только тем, кто проблему не сформулировал, но и тем, кто сделал это «неверно» (не доказал в процессе написания, не подкрепил цитатами).
  2. Комментарий к проблеме исходного текста (5 баллов). Это самая важная часть сочинения. 1 балл снимут, если Вы не проанализировали связь между примерами иллюстрациями (или неверно это сделали). 2 балла потеряете, если не дадите пояснения к примерам-иллюстрациям.
  3. Отражение позиции автора по проблеме исходного текста (1 балл). Если Вы ее не отразите, получите не только ноль по КЗ, но нули по критериям К3 и К4.
  4. Отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (1 балл). Если Вы его не обосновали или сказали то, что не имеет отношения к проблеме, то поставят 0 баллов.
  5. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность (2). 1 балл снимут за одну логическую ошибку. 
  6. Точность и выразительность речи (2 балла). Этот критерий связан с К10: только если по нему максимум баллов, здесь поставят 2 балла. При некотором однообразии речи можно потерять 1 балл.
  7. Соблюдение орфографических норм (3 балла). 2-3 ошибки снимут 1 балл, 3-4 — уже 2 балла, больше 5 — будет ноль.
  8. Соблюдение пунктуационных норм (3 балла). 2-3 ошибки снимут 1 балл, 3-4 — уже 2 балла, больше 5 — будет ноль.
  9. Соблюдение грамматических норм (2 балла). Здесь лимит на 1-2 ошибки (даже так Вы претендуете на 1 балл). Но если их больше, будет ноль.
  10. Соблюдение речевых норм (2 балла). Если будет 2-3 ошибки, один балл снимут. Если больше, этот критерий сулит ноль.
  11. Соблюдение этических норм (1). Если ошибок нет, получите 1 балл. Но лишь один недочет приведет к нулю.
  12. Соблюдение фактологической точности (1). Этот балл возможно получить только в том случае, если никаких ошибок не будет. 

Метки: 11 классЕГЭ по русскому языкукритерии оценкиструктура ЕГЭ

Читайте также:

Задания 1−3 посвящены стилистическому анализу текста. В заданиях 4−8 проверяется знание норм (грамматических, лексических, орфоэпических). Задания 9−15 посвящены орфографии, 16−21 — пунктуации. В заданиях 22−26 нужно работать с текстом, по которому потом ты будешь писать сочинение.

Ответами к заданиям 1−26 являются цифра (число), или слово (несколько слов), или последовательность цифр (чисел).

Чтобы написать сочинение по прочитанному тексту, нужно сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста, прокомментировать сформулированную проблему. Необходимо включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Обязательно нужно включить пояснение к каждому примеру-иллюстрации, проанализировать смысловую связь между примерами-иллюстрациями. Не забудьте сформулировать позицию автора (рассказчика), сформулировать и обосновать своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения — не менее 150 слов. Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов. Сочинение нужно писать аккуратно, разборчивым почерком.

На выполнение экзаменационной работы по русскому языку отводится 3 часа 30 минут (210 минут).

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • На какие баллы сдал экзамен чонгук
  • На какие баллы обычно сдают егэ
  • На каждом человеке лежит отблеск истории сочинение тихий дон
  • На заре ты ее не буди фет сочинение
  • На заре туманной юности сочинение рассуждение

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии