Доля автомобилей с автоматической коробкой переключения передач постепенно возрастает. В связи с этим автошколы предлагают своим ученикам различные программы обучения на автоматической КПП. Однако у многих учеников возникают вопросы относительно сложности сдачи экзаменов на различных типах коробки переключения передач в 2023 году. Очевидно, что при езде на «механике» от обучающегося требуется больше навыков, поэтому обучающиеся автошкол стали чаще выбирать экзамен в ГИБДД на «автомате».
После экзамена в ГИБДД на автоматической КПП, в последующем водитель может столкнуться с ограничениями, что влечет необходимость проходить дополнительные курсы, чтобы иметь возможность управлять автомобилем с любым типом КПП.
Можно ли сдавать экзамен на автомате в ГИБДД в 2023 году?
Согласно ч. 2 ст. 25 Федерального закона от № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в 2023 году в ГИБДД кандидаты в водители могут подтверждать свои навыки на транспортных средствах как с механической, так и с автоматической коробкой передач. Тип выбранной трансмиссии зависит от программы обучения в автошколе.
Возможность сдавать экзамен в ГИБДД на транспортных средствах с автоматической КПП появилась у отечественных автолюбителей в 2013 году.
Также данная норма закона устанавливает, что лица, прошедшие тестирование навыков вождения на автомобилях с механической трансмиссией, вправе управлять транспортными средствами с любым типом КПП. Если же водитель сдавал экзамен в ГИБДД на автоматической коробке, то ему допускается езда только на автомобиле, оснащенном АКПП.
Отличие экзаменов и обучения на «автомате» и на «механике»
Примерные программы учебных циклов для подготовки автолюбителей содержит Приказ Минобрнауки России от 26.12.2013 года № 1408 «Об утверждении примерных программ профессионального обучения водителей транспортных средств соответствующих категорий и подкатегорий». Автошколы должны руководствоваться данным документом при разработке локальных актов.
Так, учебный процесс будущих водителей делится на два этапа – теоретические занятия и практическое вождение. Кроме этого, курсанты могут брать дополнительные уроки по своему усмотрению. Теория изучается в одинаковом объеме вне зависимости от того, автомобилем с какой коробкой будет управлять обучающийся в дальнейшем. Однако количество часов вождения в данном случае будет отличаться. Так, при обучении на категорию «B» на практические занятия на механике потребуется больше времени. Так, п. 3.2.3 Приложения № 2 к Приказу Минобрнауки России от 26.12.2013 года № 1408 устанавливает, что учебному вождению следует уделить 56 часов. Занижение их количества не допускается. В то же время п. 3.2.4 того же документа определяет, что на автомобиле с АКПП в 2023 году необходимо накатать не менее 54 часов.
Проведение экзаменов на «автомате» и на «механике» осуществляется в ГИБДД. Его порядок в 2023 году определяется «Правилами проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений» установленных Постановлением Правительства РФ от 24. 10. 2014 г № 1097. Каких-либо различий экзаменационных испытаний в зависимости от типа КПП в них не прописаны. Однако отзывы отдельных водителей свидетельствуют, что сдавать «горку» на АКПП значительно легче, поскольку у современных автомобилей практически нет отката назад.
На чем лучше учиться и сдавать экзамен в ГИБДД?
Выбор учебной программы в автошколе непосредственно зависит от того, планирует ли водитель ездить на «механике» в дальнейшем. Связано это с тем, что при сдаче экзамена ГИБДД на АКПП, управлять транспортным средством с механической трансмиссией будет нельзя, о чем прямо указано в ч. 2 ст. 25 Федерального закона «О безопасности дорожного движения».
То есть водитель, планирующий управлять современным ТС, может учиться на «автомате». Это значительно проще, поскольку не требует от курсанта навыков, связанных с переключением передач. В связи с этим прохождение экзаменационных испытаний представляется более легкой задачей.
Однако обучение на механической КПП не предполагает жестких ограничений при выборе автомобиля в дальнейшем. Кроме этого, стоимость прохождения курсов автошколы на «автомате» в 2023 году несколько выше. Связано это с увеличенными расходами по техническому обслуживанию современных автомобилей.
Соответственно, выбор, на чем лучше учиться и сдавать экзамен в ГИБДД, остается за курсантом, исходя из его планов по приобретению того или иного транспортного средства. Однако на практике граждане чаще всего обучаются вождению на механической коробке переключения передач.
Отличие водительского удостоверения на «механику» и АКПП
Форма водительского удостоверения утверждена Приказом МВД России № 385.
Согласно данному документу, в 2023 году водительское удостоверение представляет собой пластиковую карту, на внешней стороне которой указывается следующая информация:
- ФИО, дата и место рождения водителя;
- Даты выдачи и окончания срока действия удостоверения;
- номер ВУ;
- код подразделения ГИБДД.
Также здесь помещается фотография владельца ВУ.
На оборотной стороне указываются все возможные категории прав на управление ТС. Возле тех из них, которые открыты у водителя, проставляется соответствующая отметка.
В водительское удостоверение вносится специальная отметка (AT) на оборотной стороне, если автолюбитель сдавал экзамен в ГИБДД на АКПП. Она имеет ограничительный характер, поскольку управлять ТС на «механике» с таким документом нельзя.
Можно ли пересдать экзамен с «автомата» на «механику» в 2023 году?
Многие водители, у которых имеется удостоверение с отметкой «AT», сталкиваются с необходимостью получения возможности управлять автомобилем с механической трансмиссией. В этом случае им следует пройти дополнительную подготовку в автошколе. Сделать это можно в любой момент.
Примерный ее план установлен Приложением № 28 Приказа Минобрнауки России от 26.12.2013 года № 1408. В соответствии с ним водителю необходимо пройти практические занятия по управлению транспортным средством продолжительностью 16 часов. Теорию в случае пересдачи экзамена с «автомата» на «механику» дополнительно не изучают.
В соответствии с подпунктом в) пункта 9 «Правил проведения экзаменов на право управления транспортными средствами и выдачи водительских удостоверений» для получения права управления автомобилем с механической коробкой при наличии отметки AT в 2023 году необходимо пройти практические испытания.
Как сдать экзамен в ГИБДД и получить права на «автомате»?
Чтобы получить водительское удостоверение на право управления машиной с АКПП, следует выполнить ряд действий, указанных в данной инструкции:
1. Получить медицинскую справку.
Получить соответствующую справку можно как в государственном медицинском учреждении, так и в коммерческой клинике. Перечень обследований включает посещение офтальмолога, психиатра, нарколога и терапевта.
2. Записаться и пройти обучение в автошколе.
В силу части 1 ст. 26 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» право на получение ВУ возникает у лиц, которые, помимо прочего, прошли профессиональную подготовку.
3. Сдать экзамен в ГИБДД на автоматической КПП.
Испытания состоят из двух блоков (теория и практика).
Порядок приема экзамена в ГИБДД на «автомате» утвержден «Административным регламентом МВД по предоставлению государственной услуги по проведению экзаменов на право управления транспортными средствами и выдаче водительских удостоверений» (далее «регламент»). Документ был утвержден Приказом МВД России от 20.02.2021 года № 80.
Теоретический экзамен в ГИБДД на автоматическую КПП в 2023 году состоит из одного билета, в котором содержатся 20 вопросов по правилам дорожного движения. Чтобы экзамен считался пройденным, кандидат в водители должен правильно ответить на каждый из них в течение 20 минут (п. 136.1 «регламента»). Если испытуемый допустил одну ошибку, то ему предлагается дополнительно ответить на пять вопросов того же типа, чтобы получить удовлетворительный результат. При двух неправильных ответах – на 10 того же тематического блока (пп. 138-139 «регламента»).
Экзамен в ГИБДД на автоматической КПП в 2023 году не может считаться успешно пройденным в следующих случаях:
- неверный ответ на три вопроса в билете;
- более двух ошибок в одном тематическом блоке;
- один неправильный ответ в дополнительном блоке.
Практические испытания в 2023 году претерпели изменения. Так, кандидаты в водители сейчас освобождены от необходимости сдавать «площадку». Их навыки проверяются в рамках вождения по городу. При этом инспектор вправе выбирать маршрут по своему усмотрению в пределах заранее установленных планов (п.183 «регламента»).
Длительность испытаний составляет 30 минут. При ошибках в процессе езды кандидату в водители выставляются штрафные баллы. Их значение зависит от степени потенциальной опасности. К примеру, за слишком медленную езду выставят один балл. За резкое торможение штраф составит два балла.
Экзамен считается не сданным, если испытуемый набрал более пяти баллов. Также он прекращается при допущении грубых ошибок (к примеру, езде с не пристегнутым ремнем безопасности).
4. Получить ВУ с разрешением езды на машине в АКПП.
Чтобы получить права, необходимо уплатить госпошлину. В соответствии с подп. 43.1. ст. 333.33 НК РФ ее размер составляет 2000 рублей. При оплате через портал государственных услуг заявителю положена скидка 30%.
Что будет, если сдать экзамен на «автомате», но ездить на «механике»?
При наличии в ВУ отметки AT ездить можно только на транспортных средствах с АКПП. Управление автомобилем на «механике» повлечет за собой привлечение к административной ответственности. В таком случае действия водителя подпадают под ч. 1 ст. 12.7 КоАП РФ, что грозит штрафом в размере от 5 до 15 тысяч рублей. За повторное нарушение предполагается та же мера наказания.
Нюансы
В соответствии с п. 11 правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 1097, допускается пересдача испытаний в ГИБДД при неудовлетворительных результатах. Закон предусматривает возможность проходить их заново неограниченное количество раз. Дополнительная плата за пересдачи не берется, однако автошкола вправе потребовать плату за предоставление транспортного средства.
Содержание статьи
Показать
Скрыть
С 2014 года в России существует отдельная категория водительских прав, разрешающая управлять транспортными средствами с автоматической коробкой передач. Объясняем, какие есть нюансы у такой категории, чем она отличается от универсальной и влияет ли отметка «АТ» на стоимость полиса ОСАГО.
Что такое автоматическая коробка передач (АКПП)
Существует три типа АКПП: классическая «автомат», роботизированная и вариатор. Основное отличие в управлении машиной с таким типом передачи в том, что водителю не нужна педаль сцепления, она попросту отсутствует. Машина управляется двумя педалями: газ и тормоз.
С недавнего времени будущий водитель может выбрать, на автомобиле с какой коробкой передач он хотел бы учиться и какой машиной, соответственно, впоследствии управлять.
Рассчитайте стоимость ОСАГО на калькуляторе
Основные различия «механики» и «автомата» для водителя
Первое и основное: управлять «автоматом» гораздо проще, чем «механикой» — скорости переключаются автоматически, плавно, что особенно удобно в пробках.
При этом профессиональные водители утверждают, что «почувствовать» автомобиль возможно, только будучи за рулем «механики», так как такой вариант управления дает ощущение полного контроля над транспортным средством.
Автомобили с механической коробкой передач стоят дешевле, требуют меньше затрат на ремонт в случае необходимости. По статистике, и техническое обслуживание им требуется гораздо реже.
Обучение управлению автомобилем проходит по-разному в зависимости от вида коробки передач: во-первых, есть различия в стоимости, во-вторых, при выборе варианта с «автоматом» нужно быть готовым к тому, что можно будет управлять только авто с АКПП.
Как различия отмечаются в правах и какие действуют ограничения
При обучении на механической коробке передач водителю присваивается универсальная категория, которая позволяет ему управлять как «механикой», так и «автоматом». Она никак не отмечается в правах.
При обучении на АКПП в водительском удостоверении на оборотной стороне в п.14 ставится отметка — «АТ», которая говорит о том, что водитель может управлять только транспортными средствами с автоматической коробкой передач, а к вождению автомобиля с механической КПП он не допускается. За нарушение этого ограничения водителя ждет штраф как нарушителя ПДД.
Минимальный размер штрафа — 5 000 рублей, максимальный — 15 000. Машина в этом случае подлежит эвакуации на спецстоянку, а расходы понесет нарушитель.
Различия в обучении
Глобально процессы обучения не отличаются друг от друга: и в том, и в другом случае будущему водителю придется изучать теорию и проходить практические уроки вождения, просто в одном случае это будет автомобиль с МКПП, а в другом — с АКПП.
Как получить водительские права: пошаговая инструкция
Порядок проведения экзаменов для обоих типов автомобилей таков:
- Тест по ПДД на компьютере — проходит не позднее двух недель после окончания автошколы;
- Этап «город» — проходит не позднее трех недель после теории.
Напомним, что упражнения на площадке отменены как часть экзамена с 2020 года.
Тесты одинаковы для всех участников экзамена, а практическую часть можно сдавать как на «механике», так и на «автомате». Важно запомнить, что по умолчанию экзамен в ГИБДД сдается на «механике», так что водитель, претендующий на получение прав с АКПП, должен подавать специальную заявку на экзамен через автошколу.
Обучение в автошколе на автомобиле с МКПП стоит дешевле, так как учебные автомобили с автоматической коробкой дороже и более затратны в обслуживании.
Плюс к этому считается, что большую часть работы при обучении на МКПП ученик делает сам: без должной концентрации и внимательности у него не получится управлять авто. С АКПП проще, так как ученик более расслаблен и менее сконцентрирован — это требует большего участия со стороны инструктора.
Если водитель, получивший права с пометкой «АТ», хочет управлять автомобилем с механической коробкой передач, то ему необходимо пройти дополнительный практический курс на таком автомобиле и повторно сдать экзамен в Госавтоинспекции.
Как влияет отметка «АТ» на стоимость полиса ОСАГО
При оформлении полиса ОСАГО водитель указывает данные своего водительского удостоверения. Возникает резонный вопрос: скажется ли отметка о том, что права выданы только на «автомат», на конечной стоимости автогражданки? Ответ прост: нет, не скажется.
«Для страховой компании важен прежде всего стаж вождения, возраст водителя и случаи в прошлом, когда страховым компаниям приходилось компенсировать его убытки по полису ОСАГО. Что конкретно водит человек и какая отметка стоит у него в водительском удостоверении, никакого значения не имеет и на конечной цене страховки никак не отражается», — комментирует product owner страховых продуктов Банки.ру Юлия Корнеева.
Машина с тремя педалями и машина с двумя педалями – это не просто конструктивное усовершенствование ради комфорта водителя. Разница в видах коробки передач, установленной на автомобиле, влечет за собой не только различия в качестве езды, но и значительные юридические последствия.
СодержаниеПоказать
- ✅ Отметка АТ в правах
- 🚗 Разница МКПП и АКПП для водителя
- Особенности управления
- Различия в обучении
- 💁♂️ Можно ли ездить на «автомате» с правами на «механику» – и наоборот
✅ Отметка АТ в правах
На оборотной стороне водительского удостоверения проставляются отметки о том, какой категорией транспортных средств гражданин получает право управлять. Если в левом нижнем углу удостоверения располагается 14-й пункт с отметкой АТ, это означает, что гражданин может водить только транспортное средство с автоматической коробкой передач.
🚗 Разница МКПП и АКПП для водителя
Механическая коробка переключения передач (МКПП) требует от водителя совершить два действия:
- левой ногой включить сцепление, нажав на педаль;
- при нажатой педали перевести рычаг переключения передачи в нужное положение.
В процессе езды переключать передачи приходится постоянно, поэтому и правая рука, и левая нога постоянно заняты. Это определенным образом ограничивает действия водителя за рулем, сковывая его. Переключение передач требует постоянного внимания и контроля за скоростью и оборотами двигателя, так как в зависимости от этих показателей включается та или иная передача. Новички определяют машину, имеющую механическую коробку передач, по количеству педалей: у автомобиля на механике их три – сцепление, тормоз и газ.
Автоматическая коробка переключения передач (АКПП) устроена по своей сути так же, как и механическая, только переключение передач производится не водителем, а самим устройством. На сегодняшний день существуют три вида автоматических коробок: классический автомат, роботизированная коробка и вариатор. Если машина оборудована любой такой конструкцией, то у нее будет две педали – только тормоз и газ, управлять которыми нужно правой ногой. Правая рука водителя остается свободной, давая ему больше свободы движений во время езды.
Нужно ли запрещать ездить на машинах с МКПП тем, кто учился на АКПП?
Да. Это совсем разные вещиНаверное, да. Неопытным водителям обязательноНе знаю. Не вожу машинуСкорее, нет. Разница небольшаяНет. Нормальный водитель справится, а плохому запрещать бессмысленно
Особенности управления
Для водителя практическая разница между МКПП и АКПП заключается в простоте вождения автомобиля с автоматической коробкой. Для тех, что часто стоит в пробках, это очень значимое преимущество, потому что механику при прерывистой езде приходится переключать каждые несколько минут, либо постоянно держать педаль сцепления выжатой.
С другой стороны, автоматическая коробка дороже механической и при покупке, и в обслуживании. Машину с автоматической коробкой, сломавшуюся на дороге, нельзя буксировать на тросе в течение долгого времени: не позволяет устройство коробки передач. Для перемещения авто к месту ремонта придется вызвать эвакуатор. Тем не менее все недостатки перевешиваются для водителей комфортностью езды.
Что касается навыков вождения, то практические наблюдения однозначно говорят о том, что водитель, не учившийся ездить на автомобиле с МКПП, не сможет сразу управлять такой машиной. Для езды с МКПП нужны такие навыки, которые нельзя получить при езде с АКПП.
Различия в обучении
С ноября 2013 года обучение вождению и сдача экзамена для получения водительского удостоверения стали возможно не только на автомобилях с МКПП, но и с автоматической коробкой. Ключевые моменты новых правил таковы:
- Если обучение вождению проходит на механической коробке передач, то сдать экзамен можно и на МКПП, и на АКПП по выбору водителя.
- Если после обучения на механике экзамен сдается на автомате, то впоследствии сдать экзамен на механике можно без дополнительного обучения.
- При сдаче экзамена на автомобиле с механической коробкой водитель получает право на управление любым автомобилем категории В. Никаких дополнительных допусков получать не надо.
- Обучение на автомобиле с АКПП возможно. При этом автошкола ставит обязательную отметку в документе об обучении, которая означает, что сдавать экзамены можно только на автомате. Для последующего получения прав на управление машиной с МКПП придется пройти переобучение в виде 16 часов практической езды.
- При сдаче экзамена на коробке-автомате водитель допускается к управлению только автомобилем, оборудованным АКПП.
Соответственно, различие в обучении и заключается в том, что практика проходит на том типе автомобилей, которым потом собирается управлять гражданин. Обучение на механике дает универсальные навыки для обоих типов коробки передач. А вот обучение на автомате не позволяет потом с легкостью сесть за руль машины с механической коробкой.
В практическом же плане разница в процессе обучения почти незаметна:
- теория одинакова;
- практика по продолжительности различается на 2 часа: 56 часов для МКПП и 54 часа – для АКПП;
- стоимость обучения выше для машин с коробкой-автоматом.
Могут ли изъять машину за пьяное вождение и другие нарушения. Изменения в УК РФ и судебная практика
Читать
Что такое ЭПТС. Как и кто может получить электронный паспорт на автомобиль
Подробнее
Как изменятся ПДД в 2023 году. Новости для водителей машин, велосипедов и самокатов
Смотреть
💁♂️ Можно ли ездить на «автомате» с правами на «механику» – и наоборот
Итак, права на управление авто с механической трансмиссией дают свободу водить любой транспорт категории В. Обучение и сдача экзамена на машине с коробкой-автоматом ограничат возможности: водитель сможет сесть только за руль авто с таким же типом коробки передач.
Данный момент принципиален. Отметка в водительском удостоверении о возможности управлять только автомобилем с АКПП делает эти права недействительными для вождения машины с МКПП. Поэтому если водителя на дороге останавливают с правами с пометкой АТ, а машина оборудована механической коробкой, то его ждет солидный штраф.
Ст. 12.7 КоАП РФ предусматривает наказание за управление автомобилем лицом, не имеющим на это права. А отметка АТ как раз означает, что на механику у этого водителя прав нет. За такое нарушение ему придется заплатить от 5000 до 15000 рублей.