Обновлено: 10.03.2023
Темы декабрьского сочинения были непростые… Уверены, что справились? Мы — да. Но на всякий случай все же рассказываем, что будет, если не сдал итоговое сочинение, и что делать в такой ситуации.
Почему я не сдал итоговое сочинение? 5 основных причин
Но если это все же произошло, то вот топ-5 возможных причин:
- Вы не смогли подобрать литературный аргумент или допустили ошибку в литературном аргументе;
- Не поняли тему, не ответили на вопрос (уход от темы);
- Набрали меньше 250 слов (минимальное количество);
- Списали работу из интернета;
- Вам стало плохо на экзамене, вы болели / были на карантине (то есть ушли с сочинения или не пришли на него).
Не сдать итоговое сочинение очень сложно. Но если это все же произошло, возможно, вы недостаточно хорошо подготовились: не изучили критерии оценивания или правила написания работы, не прочли достаточно книг, не сумели правильно сформулировать аргумент из-за недостатка практики.
Поэтому к пересдаче итогового сочинения стоит подойти серьезнее. Вам нужно научиться вдумчиво и ясно излагать свои мысли, анализировать тему сочинения, подбирать правильные аргументы и писать быстро и без ошибок. Чтобы это давалось просто, нужно много тренироваться и хорошо знать правила русского языка. Всему этому можно научиться на нашем годовом курсе по подготовке к ЕГЭ по русскому: в него включена и подготовка к итоговому сочинению. То есть вы убьете 2 зайцев: подготовитесь и к пересдаче, и к обязательному ЕГЭ.
Что будет, если не сдать итоговое сочинение?
Вы просто пойдете на пересдачу уже в 2022 году. Точные даты пересдач уже известны:
В эти же даты вы напишете итоговое сочинение, если пропустили основную дату по уважительной причине: например, если вы болели.
Что делать, если вы все же попали на пересдачу
1. Не расстраивайтесь и не паникуйте
Помните: ни у кого нет задачи вас завалить или не допустить — это будет проблемой не только для вас, но и для школы. Поэтому настраивайтесь на победу и начинайте готовиться по моему плану!
2. Прочтите универсальные произведения, подходящие ко многим направлениям
Темы:
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека (путь Тараса и сыновей в Сечь)
- Преступление и наказание — вечная тема (предательство Андрия, убийство Андрия)
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
- Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина (Тарас, Остап как пример истинного патриота)
Темы:
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека (жизненный путь Болконского, Безухова, дорога в Отрадное)
- Преступление и наказание — вечная тема (война – преступление, Наполеон, предательство Наташи)
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
- Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина (защитники родины, патриотизм, Кутузов)
Темы:
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека (жизненный путь Раскольникова)
- Преступление и наказание — вечная тема
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
Темы:
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека (жизненный путь героев)
- Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? (эксперимент профессора)
- Преступление и наказание — вечная тема (преступления Шарикова)
- Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
- Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина (пример достойного/недостойного гражданина)
3. Изучите темы, которые были в декабре, и продумайте аргументы к ним
Советую вам изучить темы, которые вызвали у многих сложности. Подумайте над структурой и аргументами, и вы будете готовы к любой неожиданности.
Другие реальные темы декабрьского сочинения, которые были на экзамене, смотрите здесь:
4. Тренируйтесь
Пишите сочинение по плану:
- Вопрос, ответ на вопрос (своё мнение + рассуждение);
- Доказательство своего мнения (аргумент из литературы), микровывод;
- Доказательство своего мнения (второй аргумент из литературы), микровывод;
- Общий итог рассуждения.
5. Помните о требованиях к сочинению
Формула зачёта: соответствие теме + аргументы + ещё один любой критерий (логика / речь / грамотность).
Подготовка к сочинению проверяет общую эрудицию, развитие речи, глубину мысли и, конечно, грамотность. Это значит, что готовиться исключительно по темам сочинения будет недостаточно для действительно хорошего результата. Вам необходимо погрузиться в систему подготовки по русскому в целом: больше писать тексты на разные темы, общаться с начитанными людьми и прокачивать знание грамматики и культуры речи.
Эти вопросы выпускники задают нам каждый год. И, к сожалению, обычно не до экзамена, а после. Учитесь на чужих ошибках))
ТОП ВОПРОСОВ ПОСЛЕ ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
1) если не написано сочинение — это не 0 баллов за всю работу ЕГЭ, а только 0 баллов за сочинение.
2) если не определена или неверно определена проблема — это не 0 баллов за всю работу и не 0 баллов за сочинение, а только минус 9 баллов.
3) если нет обоснования своего мнения — это не 0 баллов за сочинение, а только минус 2 балла (К4 и К5). если в обосновании нет примера из литературы, балл по К4 можно получить.
4) если в сочинении нет вступления, это не влияет на баллы.
5) если не переписать на бланк чистовика ответы в части 1 или сочинение, то черновики не проверяются, апелляция не поможет.
6) аргумент (пример в обосновании своего мнения) не обязательно должен быть из литературы: фильмы, факты, примеры из жизни тоже можно.
7) если результат появился на чек.егэ, а потом исчез, то работа ушла на перепроверку и результат может измениться.
9) Подскажите, пожалуйста, а если я единичку написала с хвостиком, а не палкой, прочитает ли компьютер этот ответ?
ОТВЕТ: Если единица не похожа на единицу в образце, изображение, попавшее в компьютер, может быть прочитано неправильно. Например, 1 превратится в 4. В этом случае нужно будет подавать заявление на техническую апелляцию.
10) Не написала перед сочинением «задание 27».
Что теперь будет?
ОТВЕТ: Сочинение будет проверено.
11) У кого был текст N? Какую проблему выделили ? Какие аргументы подобрали?
ОТВЕТ: сочинения на ЕГЭ проверяются экспертами. Не забывайте про человеческий фактор. Есть большая вероятность, что проблема, которая кажется вам неверной, будет засчитана. Не ищите сейчас «правильный ответ», ждите результатов проверки.
12) В нашей школе есть только один одиннадцатый класс, но на русском я написала 11″А». Сегодня сказали, что букву писать не надо. Это отразится на работе?
ОТВЕТ: Это никак не отразится на работе.
13) Можно ли в задании 27 сформулировать проблему вопросом?
ОТВЕТ: Один из вариантов формулировки проблемы — формулировка в виде вопроса (проблема и есть вопрос, требующий решения).
14) В задании с ударением была ошибка в слове обОдрен. Очень долго думал, как выписывать в бланк это слово — ободрен или ободрЁн. Что верно?
ОТВЕТ: Е и Ё — оба ответа есть в веере вариантов. Если компьютер что-то прочёл неверно, вы можете вернуть балл на апелляции (да, апелляция на результат распознавания бланков проводится, баллы поднимают, и сочинение при этом не перепроверяют).
16) Писать можно черной гелевой, капиллярной или масляной ручкой, шариковой нельзя. На экзамены типа русского и математики стоит взять минимум 2 гелевые ручки, на литературу — 5-7. Худший вариант гелевой ручки — комплект «Ручки для ЕГЭ» из продуктового супермаркета, не разрешайте родителям их покупать.
17) Писать сочинение через строчку можно, а можно в каждой строке. Исправления в сочинении (например, зачёркнутое слово или исправленная буква) не влияют на баллы.
18) Дополнительный бланк для сочинения принесут только тогда, когда первые два бланка кончатся (будут дописаны до последней строчки).
19) Писать на КИМах можно!
20) На апелляции по оценке сочинения могут как поднять балл, так и понизить его (рекорд в Москве в этом 2020 году — понижение на 5 баллов).
22) Если подсказала одному человеку на пальцах ответ/повернулась/нагнулась/заговорила, много времени провела в туалете, могут аннулировать работу?
ОТВЕТ: Нарушение во время ЕГЭ может стать причиной аннулирования результатов. Внимательно слушайте дежурных учителей в аудитории и в коридорах и выполняйте их требования.
23) Говорят, что в сочинении надо было писать больше 150 слов. Это правда? Если меньше, не будут проверять?
ОТВЕТ: Работу объёмом менее 70 слов не проверяют. Если больше, проверка будет. Но при объеме сочинения от 70 до 150 слов не ставится высший балл по критериям К7-К12 (сразу теряем 6 баллов). Это касается и случаев, когда работа грамотная, но выпускник не успел переписать часть сочинения на чистовик. Цитирование включается в подсчёт слов, текст рецензии из задания 26 не включается.
27) Подскажите, пожалуйста, если в ЕГЭ по русскому языку неправильно выявлена проблема в сочинении, то как его будут оценивать?
ОТВЕТ: Если неверно определена проблема, теряем 9 баллов из 25 (К1-К4). Работа проверяется, все остальные баллы получить можно.
28) Не написал «См. далее». Имеют право не проверить?
ОТВЕТ: Всё будет проверено. В пакете указано количество бланков ответа.
29) Как дождаться результатов? Почти две недели, это же кошмар.
ОТВЕТ: Понять, что на данный момент изменить ничего нельзя и ЕГЭ не является центром Вселенной.
30) Я проснулся утром и обнаружил, что у меня болит горло и мне как-то не совсем хорошо. И не успел перенести ответы из черновика в бланк. До сих пор болею. Есть ли смысл писать апелляцию уже сейчас или ничего из этого не выйдет?
ОТВЕТ: Не бывает апелляции по причине «я болел».
1) Апелляция о нарушении установленного порядка проведения ЕГЭ:
Такая апелляция подаётся в день экзамена сразу после его окончания. Если участник ЕГЭ хочет подать апелляцию, он должен это сделать до того, как покинет ППЭ.
2) Апелляция о несогласии с результатами ЕГЭ:
Такую апелляцию можно подать в течение двух рабочих дней после официального объявления результатов ЕГЭ и ознакомления с результатом работы.
31) Будут ли кимы выкладывать? Хочу узнать, где допустил ошибки.
ОТВЕТ: Кимы не публикуются.
33) Я написала 2 проблемы в сочинении. Сначала одну проблему и к ней аргументы, а потом вторую проблему и к ней аргументы. Засчитают ли такую работу?
ОТВЕТ: Работу проверят, но ты потеряешь баллы по К5.
34) Можно ли списать на ЕГЭ через интернет? Марьванна, можно, я позвоню Вам с экзамена, у меня будет микрофон?
Нет. В 2021 году к техническим средствам противодействия списыванию (рамки, видеокамеры) добавляются глушилки для мобильных, так что интернета в большинстве школ просто не будет. А найденный у выпускника телефон или микрофон лишит вас права сдавать ЕГЭ в этом и в следующем году.
35) Можно ли купить варианты заранее?
Нет. Варианты автоматически формируются в день ЕГЭ из огромной закрытой базы. Всё, что продаётся в интернете, за любые деньги, — фейк.
И для тех, кто верит в добрых экспертов и в повышение баллов на апелляции:
7 ошибок, допустив которые, вы рискуете потерять от 6 до 9 первичных баллов за сочинение ЕГЭ по русскому языку!
Привет, старшеклассники и все, кто готовится к ЕГЭ по русскому языку!
В курсе ли вы, что нужно знать не только, как писать сочинение, но и как его писать не нужно? Сейчас поговорим именно об этом.
К сожалению, допустив всего одну ошибку, можно потерять от шести до девяти первичных баллов из двадцати пяти за сочинение!
Я подробно прокомментировала каждую из них в этом видео:
Перечислим эти ошибки и кратко их поясним.
1. Если проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно, то по критериям К1-К4 ставятся 0 баллов, т.е. учащийся теряет 9 первичных баллов.
Я сейчас не говорю о том, что вы должны стараться сформулировать проблему именно так, как это написано в ключах у экспертов. У меня есть об этом отдельное видео – я рассказывала, что можно формулировать проблему не так как в ключах у эксперта. Главное, чтобы сформулированная вами проблема действительно была в исходном тексте.
Но если вдруг кто-то формулирует проблему, которой совсем нет в исходном тексте или вообще не формулирует проблему – то по критерию К1 ставится 0 баллов и по критериям К2, К3 и К4 сочинения не оцениваются, то есть тоже выставляется по 0 и баллов. Таким образом, теряется сразу же 9 первичных баллов.
Следующие ошибки, которые будут отнимать по 6 первичных баллов, связаны с комментарием.
2. Если в комментарии допущена хотя бы одна фактическая ошибка, связанная с пониманием смысла исходного текста, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.
Мне довольно часто встречаются такие сочинения. Если кто-то в прошлом учебном году, будучи десятиклассником, смотрел мои трансляции с проверкой сочинений ЕГЭ по русскому языку, то вы могли видеть, как в комментарии ребята допускали даже одну фактическую ошибку. Она была связана с пониманием смысла исходного текста, и за комментарий приходилось ставить 0 баллов.
Что значит “фактическая ошибка связанная с пониманием смысла исходного текста”? Какие могут быть еще ошибки?
Могут быть фактические ошибки фоновом материале. Например, если вы их допускаете в обоснование своей позиции. Если же ошибка связана с тем, что вы неверно поняли исходный текст (например, в тексте было написано что у героя было трое детей, а вы написали что было пятеро детей) – то это будет фактическая ошибка связанная с пониманием смысла исходного текста.
3. Если проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.
Такая ошибка встречается, наоборот, редко. Но если вы вдруг собрались только при помощи своих мыслей комментировать сформулированную проблему – то, к сожалению, 6 баллов вы потеряете.
4. Если в комментарии не приведены примеры-иллюстрации из исходного текста, важные для понимания сформулированной проблемы, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.
5. Если прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.
Это периодически тоже встречается. Обычно такое происходит, когда ребята не составляют план сочинения. Формулируют одну проблему, но примеры приводят какой-то другой проблеме. Да, может быть смежной, схожей, но все равно к другой проблеме. В таком случае тоже по критерию К2 будет ноль баллов.
6. Если вместо комментария дан простой пересказ текста, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.
7. Если вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.
Цитировать исходный текст конечно же в сочинении можно, но не увлекайтесь этим. Процитировали одно-два предложения – и достаточно. Если вы хотите процитировать вдруг большой фрагмент текста – вы можете просто указать номера предложений, и к тому же таким образом вы сократите время написания сочинения. А время на ЕГЭ по русскому языку ценно.
Как избежать этих ошибок?
1. Внимательно читайте исходный текст. Я рекомендую читать как минимум 3 раза, чтобы полностью его понять.
2. Научитесь искать и формулировать проблему. У меня уже есть видеопрактикумы по поиску и формулировке проблем исходного текста:
ЕГЭ переносится. А значит, у выпускников появилось больше времени, чтобы подготовиться. Один из самых массовых предметов — пока обязательный русский язык. И одно из самых «весомых» и сложных заданий в нем — сочинение (задание № 27). Как написать его на максимальный балл? Советы выпускникам дает эксперт ЕГЭ, председатель Ассоциации учителей русского языка и литературы города Москвы Роман Дощинский.
Как звучит 27 задание в ЕГЭ по русскому языку: «Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором. Прокомментируйте ее. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите свое отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его. Объем сочинения — не менее 150 слов».
Казалось бы — в самом задании все предельно ясно — работай по предложенной схеме и не ошибешься. Но есть нюансы.
Почти половину всех первичных баллов в ЕГЭ по русскому языку (24 из максимальных 58) можно получить только за сочинение.
Особое внимание — на комментарий проблемы исходного текста. За него дается максимально 5 баллов. Это ко многому обязывает — даже с точки зрения его объема. Комментарий должен занять в сочинении не менее половины всей работы.
Чтобы заполучить за него заветные 5 баллов, нужно отразить в сочинении следующие элементы:
— 2 примера-иллюстрации из исходного текста;
— пояснения к каждому примеру-иллюстрации;
— указание на логическую связь приведенных примеров-иллюстраций.
Не надо ничего выдумывать, все задано в самом исходном тексте. Просто с ним нужно предварительно очень хорошо поработать. Это позволит избежать пересказа — главного «врага» комментария. Пересказ в сочинении следует свести к минимуму. Заменяйте его значимыми цитатами из текста, расстановкой акцентов, оценочными суждениями, собственным видением ситуации, изложенной в тексте.
Будьте осторожны при анализе. Помните о различиях в подходах к разбору публицистического и художественного текстов. В публицистическом тексте автор, как правило, не скрывается, он открыто выражает свою позицию. Художественный же текст не столь однозначен, здесь многие смыслы не так очевидны и прозрачны. Автор будто «надевает маску», скрывается за тем или иным героем.
Не могу не дать пять важнейших советов выпускникам при сдаче ЕГЭ по русскому языку в 2020 году. Судя по опыту прошлых лет, эти советы помогли многим школьникам:
1) больше подчеркивать, помечать, маркировать данные в бланке заданий;
3) написать сочинение сначала на черновике;
4) и хотя верхней границы у сочинения нет, все-таки желательно не превышать объема сочинения больше, чем 250-300 слов, так как увеличение объема — это всегда риск увеличения количества ошибок;
5) не употреблять слова и конструкции, в написании которых вы не уверены, действовать согласно правилу «Не знаю — не пишу!».
7 ошибок, допустив которые, вы рискуете потерять от 6 до 9 первичных баллов за сочинение ЕГЭ по русскому языку!
Привет, старшеклассники и все, кто готовится к ЕГЭ по русскому языку!
В курсе ли вы, что нужно знать не только, как писать сочинение, но и как его писать не нужно? Сейчас поговорим именно об этом.
К сожалению, допустив всего одну ошибку, можно потерять от шести до девяти первичных баллов из двадцати пяти за сочинение!
Я подробно прокомментировала каждую из них в этом видео:
Перечислим эти ошибки и кратко их поясним.
1. Если проблема исходного текста не сформулирована или сформулирована неверно, то по критериям К1-К4 ставятся 0 баллов, т.е. учащийся теряет 9 первичных баллов.
Я сейчас не говорю о том, что вы должны стараться сформулировать проблему именно так, как это написано в ключах у экспертов. У меня есть об этом отдельное видео – я рассказывала, что можно формулировать проблему не так как в ключах у эксперта. Главное, чтобы сформулированная вами проблема действительно была в исходном тексте.
Но если вдруг кто-то формулирует проблему, которой совсем нет в исходном тексте или вообще не формулирует проблему – то по критерию К1 ставится 0 баллов и по критериям К2, К3 и К4 сочинения не оцениваются, то есть тоже выставляется по 0 и баллов. Таким образом, теряется сразу же 9 первичных баллов.
Следующие ошибки, которые будут отнимать по 6 первичных баллов, связаны с комментарием.
2. Если в комментарии допущена хотя бы одна фактическая ошибка, связанная с пониманием смысла исходного текста, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.
Мне довольно часто встречаются такие сочинения. Если кто-то в прошлом учебном году, будучи десятиклассником, смотрел мои трансляции с проверкой сочинений ЕГЭ по русскому языку, то вы могли видеть, как в комментарии ребята допускали даже одну фактическую ошибку. Она была связана с пониманием смысла исходного текста, и за комментарий приходилось ставить 0 баллов.
Что значит “фактическая ошибка связанная с пониманием смысла исходного текста”? Какие могут быть еще ошибки?
Могут быть фактические ошибки фоновом материале. Например, если вы их допускаете в обоснование своей позиции. Если же ошибка связана с тем, что вы неверно поняли исходный текст (например, в тексте было написано что у героя было трое детей, а вы написали что было пятеро детей) – то это будет фактическая ошибка связанная с пониманием смысла исходного текста.
3. Если проблема прокомментирована без опоры на исходный текст, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.
Такая ошибка встречается, наоборот, редко. Но если вы вдруг собрались только при помощи своих мыслей комментировать сформулированную проблему – то, к сожалению, 6 баллов вы потеряете.
4. Если в комментарии не приведены примеры-иллюстрации из исходного текста, важные для понимания сформулированной проблемы, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.
5. Если прокомментирована другая, не сформулированная экзаменуемым проблема, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.
Это периодически тоже встречается. Обычно такое происходит, когда ребята не составляют план сочинения. Формулируют одну проблему, но примеры приводят какой-то другой проблеме. Да, может быть смежной, схожей, но все равно к другой проблеме. В таком случае тоже по критерию К2 будет ноль баллов.
6. Если вместо комментария дан простой пересказ текста, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.
7. Если вместо комментария цитируется большой фрагмент исходного текста, то по критерию К2 ставится 0 баллов, т.е. экзаменуемый теряет 6 первичных баллов.
Цитировать исходный текст конечно же в сочинении можно, но не увлекайтесь этим. Процитировали одно-два предложения – и достаточно. Если вы хотите процитировать вдруг большой фрагмент текста – вы можете просто указать номера предложений, и к тому же таким образом вы сократите время написания сочинения. А время на ЕГЭ по русскому языку ценно.
Как избежать этих ошибок?
1. Внимательно читайте исходный текст. Я рекомендую читать как минимум 3 раза, чтобы полностью его понять.
2. Научитесь искать и формулировать проблему. У меня уже есть видеопрактикумы по поиску и формулировке проблем исходного текста:
Читайте также:
- Антоновские яблоки сочинение егэ
- Advantages and disadvantages of mobile phones сочинение
- Мини сочинение информация без человеческого понимания подобна ответу без вопроса она лишена смысла
- Итоговое сочинение надежда и отчаяние темы
- Сочинение на тему самосуд
Русский язык — одна из двух обязательных дисциплин на ЕГЭ. В этом разделе расскажем, что важно учесть при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 2023 году, если вы готовитесь к сдаче экзамена самостоятельно.
СОДЕРЖАНИЕ
- Что будет с ЕГЭ в 2023 году?
- Задания повышенной сложности в ЕГЭ по русскому языку
- Что нужно знать для подготовки к ЕГЭ по русскому
- Сколько раз можно сдавать ЕГЭ по русскому?
- Сколько писать ЕГЭ по русскому?
- Можно ли не сдать ЕГЭ по русскому?
- Сколько ошибок допускается в ЕГЭ по русскому?
- Можно ли на ЕГЭ по русскому брать словарь?
- Сколько нужно времени, чтобы подготовиться к ЕГЭ по русскому
- Когда начинать готовиться к ЕГЭ по русскому языку?
- Можно ли подготовиться к ЕГЭ по русскому за год?
- Можно ли подготовиться к ЕГЭ по русскому за неделю?
- Можно ли за 2 месяца подготовиться к ЕГЭ по русскому?
- Сколько часов в неделю/в день нужно тратить на подготовку к ЕГЭ?
- Где лучше всего готовиться к ЕГЭ по русскому
- Как сдали русский в 2022?
- Можно ли сдать ЕГЭ по русскому не готовясь?
- Что будет, если набрать 100 баллов на ЕГЭ?
В целом в 2023 году структура экзамена не изменилась, в ЕГЭ все те же две части: 26 заданий с кратким ответом (так называемый «тест ЕГЭ») и сочинение. Есть небольшие изменения, о которых ниже.
Что будет с ЕГЭ в 2023 году?
Содержательных изменений в ЕГЭ по русскому не будет, поэтому готовиться можно по любым курсам и материалам, в том числе, созданным ранее.
Людмила Великова
Чемпион по подготовке абитуриентов к экзаменам по русскому языку, учитель высшей категории.
Что важно помнить: снизилось количество первичных баллов (с 58 до 54) и есть некоторые структурные изменения.
Задание | Изменения |
1 и 3 | Поменяли местами темы. Теперь: Задание 1: Логико-смысловые отношения между предложениями Задание 3: Стилистический анализ текста |
2 и 4 | Иначе сформулирован вопрос и появился множественный выбор. Темы те же: лексическое значение слова (2) и ударение в словах (4). |
5 | В задании на употребление паронимов обновлён словарик. |
8 | В задании 8, где нужно установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, теперь максимальная оценка — 3 балла (было 5). |
9 | В задании на правописание корней немного изменена формулировка и языковой материал. В задании нужно просто указать, какая гласная в корне, есть ли удвоенные или непроизносимые согласные и т.д. |
21 | Уточнен перечень пунктуационных правил, необходимых к изучению для выполнения задания. Нужны все правила про знаки препинания в предложениях, грамматика простого и сложного предложений из школьной программы кроме темы «Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи между частями». |
26 | В задании 26 «Языковые средства выразительности» теперь максимальная оценка — 3 балла (было 4). |
27 | В сочинении ЕГЭ изменены формулировка задания и критерии оценивания. 1) Снято ограничение на максимальное количество слов в сочинении. 2) Теперь указание смысловой связи между примерами иллюстрации становится неотъемлемой частью самого анализа и отдельно оцениваться не будет. 3) Важно понять авторскую позицию исходного текста, включиться в его художественный мир. 4) И не забываем, что в сочинении тоже важна постановка знаков препинания, наличие связи предложений в тексте, соблюдение правил орфографии и т.д. |
3, 21, 26 | Теперь отнесены к заданиям повышенной сложности. |
Задания повышенной сложности в ЕГЭ по русскому языку
В 2023 году статус заданий повышенной сложности получили задания 3, 21 и 26 . Кратко рассмотрим их суть.
Задание 21 Пунктуационный анализ текста (тире, двоеточие, запятая)
Нужно оценить, по каким правилам расставлены знаки препинания в предложениях. Например, найти, в каких случаях использовано одно и то же правило для тире в рамках простого и сложного предложений. Или в каких случаях использовано правило о запятой в предложении с однородными членами. Повторить простые и сложные правила пунктуации можно вместе с нашим экспертом Людмилой Великовой, чемпионом по подготовке абитуриентов к экзаменам: смотрите ее видеокурс по русскому языку на нашем сайте.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Часть 3
Видеокурс для старшеклассников
Уроков: 4
Часов: 7:30
Тестов: 4
Конспектов: 4
Покупка:
3000 руб.
Аренда:
1500 руб.
Задание 26 Языковые средства выразительности
Здесь важно выучить термины и понимать их значение! В 2023 году в ЕГЭ по русскому языку уточнили список, в который вошли следующие языковые средства выразительности:
ФОНЕТИЧЕСКИЕ: звукопись, аллитерация, ассонанс;
СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: слова с суффиксами определённого значения, с эмоционально окрашенными суффиксами, индивидуально-авторские слова;
ЛЕКСИКА И ФРАЗЕОЛОГИЯ: метафора, олицетворение, гипербола, литота, ирония, метонимия, сравнение, эпитет; антонимы (в том числе контекстные), синонимы (в том числе контекстные); книжная, разговорная, просторечная лексика, диалектизмы, жаргонизмы, профессионализмы, термины, архаизмы, историзмы, неологизмы, фразеологизмы, эмоционально-оценочная лексика;
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И СИНТАКСИЧЕСКИЕ: стилистическая функция слов разных частей речи; вводные и вставные конструкции, восклицательные и вопросительные предложения, риторическое восклицание, риторический вопрос, односоставное предложение, неполное предложение, ряд однородных членов предложения, обособленные члены предложения, сравнительный оборот, обращение; диалог, монолог; анафора, вопросно-ответная форма изложения, градация, инверсия, лексический повтор, парцелляция, антитеза (противопоставление), синтаксический параллелизм, цитирование.
Что нужно знать для подготовки к ЕГЭ по русскому
Сколько баллов можно получить за ЕГЭ по русскому без сочинения?
Давайте разберемся, о каких баллах идет речь. Каждому заданию в ЕГЭ соответствует определенное количество первичных баллов, которые потом переводятся в тестовые баллы (именно они потребуются при поступлении в вуз). Тестовые баллы уже приравниваются к оценке.
Первичные баллы | Тестовые баллы | Оценка |
<16 | <36 | 2 |
16–32 | 36–56 | 3 |
33–44 | 57–71 | 4 |
45–54 | 72–100 | 5 |
Общее количество первичных баллов за ЕГЭ по русскому языку в 2023 году — 54. Из них почти половина — это оценка сочинения (задание 27).
Без сочинения, то есть только за сданный тест ЕГЭ, вы получите максимум 30 первичных баллов.
Можно ли сдать ЕГЭ без сочинения?
Чтобы получить максимум баллов без сочинения, обратите внимание на несколько заданий, которые включает тест ЕГЭ:
- Задание 8 «Установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями» — за правильное выполнение можно получить 3 первичных балла, а не 1, как в большинстве заданий.
- Задание 26 «Языковые средства выразительности» — за отсутствие ошибок также можно получить 3 первичных балла.
Сколько раз можно сдавать ЕГЭ по русскому?
В рамках одного экзаменационного периода (например, ЕГЭ-2023):
- выпускники этого года могут повторно сдать ЕГЭ еще два раза после основного этапа (в резервные дни и осенью). В 2023 году резервный день для ЕГЭ по русскому языку — 22 июня (четверг). Дополнительный день — 6 сентября (среда).
- те, кто окончил школу ранее и уже имеет аттестат, могут пройти повторное испытание 1 раз во время досрочных ЕГЭ (или, в виде исключения, в основном потоке). В 2023 году дата досрочного ЕГЭ по русскому — 23 марта (четверг).
Сколько писать ЕГЭ по русскому?
Заранее прикиньте, сколько времени вы сможете отвести каждому заданию.
Например, тема «Слитное, дефисное, раздельное написание слов» вам отлично знакома и выполнение задания 14 не займет у вас больше 10 минут. А вот задание 20 «Запятая в предложениях с разными видами связи» может потребовать больше времени. Тем более задания на функционально-смысловые типы речи или связи предложений в тексте (задания 22–25)— они требуют вдумчивости, поэтому на них хорошо бы оставить временной запас.
Можно ли не сдать ЕГЭ по русскому?
Если стоит вопрос «сдавать или не сдавать», то это зависит от того, собирается ли выпускник школы дальше поступать в вуз. Без ЕГЭ по русскому языку его не возьмут, т.к. этот экзамен наравне с ЕГЭ по математике является обязательным минимумом.
Если же вы опасаетесь получить плохую оценку (провалить экзамен), что тут можно посоветовать? Мы спросили у нашего эксперта Людмилы Великовой, у которой учились многие 100-балльники по русскому.
— Не сдать — это значит, получить неудовлетворительную оценку. Чтобы такого не произошло, я рекомендую все-таки приложить немного усилий и пройтись вдумчиво по тем темам, которые вызывают у вас наибольшие затруднения. Вы можете решать демонстрационные версии ЕГЭ по русскому языку, их полно в Интернете. Но если хочется все-таки понимать, как работают правила, лучше всего заниматься с педагогом или, например, посмотреть видеокурсы по русскому языку.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Часть 1
Видеокурс для старшеклассников
Уроков: 4
Часов: 7:30
Тестов: 4
Конспектов: 4
Покупка:
3000 руб.
Аренда:
1500 руб.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Часть 2
Видеокурс для старшеклассников
Уроков: 4
Часов: 7:30
Тестов: 4
Конспектов: 4
Покупка:
3000 руб.
Аренда:
1500 руб.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Часть 3
Видеокурс для старшеклассников
Уроков: 4
Часов: 7:30
Тестов: 4
Конспектов: 4
Покупка:
3000 руб.
Аренда:
1500 руб.
Промокод для курсов по подготовке к ЕГЭ по русскому RUSLIT
До конца марта действует промокод RUSLIT — он дает скидку 15% на любой курс по подготовке к ЕГЭ по Русскому языку. Доступное количество активаций промокода — всего 100. Успевайте применить к выбранным вами курсам.
RUSLIT
Сколько ошибок допускается в ЕГЭ по русскому?
Если говорить про тест ЕГЭ, то есть задания 1–26, то здесь каждое задание оценивается в 1 балл: если есть ошибка, соответственно, за задание получаете 0.
Исключения составляют задания 8 и 26.
Задание 8, где нужно установить соответствие между грамматическими ошибками — одно из самых объемных и сложных заданий ЕГЭ. Можно получить максимум 3 балла. Нужно не просто найти, где неверно расставлены знаки препинания в предложениях, или понять, где ошибка в предложении с однородными членами, это было бы слишком просто.
Нужно соотнести грамматическую ошибку с предложением и верно указать символы в форме для ответа.
Если на 1–2 позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа, поставят 2 балла. 1 балл выставляется, если на 3–4 позициях ответа записаны не те символы, которые представлены в эталоне ответа. Во всех других случаях выставляется 0 баллов.
Задание 26 тоже оценивают в 3 балла, если вы выполнили его верно. Если же есть ошибка в 1 символе, вы получите за задание 2 балла. В случае 2–3 ошибок — только 1 балл. В остальных случаях — 0 баллов.
Выполнение задания 27 (сочинение) проверяется экспертами предметных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с критериями оценивания. Критерии оценивания — объемные таблицы, учитывающие формулировку проблемы, авторскую позицию, смысловые связи в тексте и, конечно, соблюдение орфографических, стилистических и других норм.
Объём сочинения – не менее 150 слов. Постановка знаков препинания и ошибки в форме слова тоже оцениваются, хотя существует миф, что в сочинении это не самое важное. Если вы не твердо уверены в своих навыках написать хороший связный текст, полный смысла, то хотя бы убедитесь, что орфография и пунктуация у вас на высоком уровне. Для этого можно выбрать подходящий видеокурс на нашем сайте.
Можно ли на ЕГЭ по русскому брать словарь?
- ручка и черновик;
- документ, удостоверяющий личность;
- лекарства и питание (при необходимости).
Также запрещены мобильные телефоны, гаджеты, шпаргалки и справочники.
Если вы беспокоитесь за какие-то конкретные задания, лучше заранее повторить правила.
Некоторые вопросы мы разбираем на лекциях Еженедельного лектория ОНЛАЙН Прямая речь
Готовимся к ЕГЭ по русскому языку с Людмилой Великовой
Приставки, окончания, НЕ и НИ, частицы, наречия, Н и НН. Урок №3: задания теста ЕГЭ с 10-го по 15-е . Видеокурс для старшеклассников Людмилы Великовой: Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Часть 1
Самые частые вопросы у выпускников вызывают такие темы как:
- слитное, дефисное, раздельное написание слов,
- правописание корней,
- Н/НН в различных частях речи,
- правописание окончаний глаголов и суффиксов причастий,
- знаки препинания в предложениях с разными видами связи и др.
Сколько нужно времени, чтобы подготовиться к ЕГЭ по русскому
Когда начинать готовиться к ЕГЭ по русскому языку?
Чем больше у вас есть времени на подготовку, тем лучше. Школьные учителя считают, что подготовка начинается еще в 7–8 классе. Но самая серьезная стадия — конечно, 11 класс.
Можно ли подготовиться к ЕГЭ по русскому за год?
Многие эксперты считают, что одного года для подготовки достаточно, а полугода хватит для сдачи на проходной балл. Частота занятий должна составлять 2-3 академических часа в неделю, в преддверии экзамена она может быть увеличена.
Если у вас есть в запасе целый год или больше, вы уже сейчас можете начать подготовку к ЕГЭ по русскому языку. Рекомендуем вам приобрести на сайте ONLINE «Прямая речь» все видеоколлекции Людмилы Великовой.
Людмила Великова — автор популярного учебника «Навигатор по русскому языку» и очень востребованный педагог. На каждом занятии с Людмилой Викторовной прорабатываются и закрепляются несколько заданий из тестовой части ЕГЭ. Занятия предназначены для старшеклассников, но подойдут любому, кто хочет научиться грамотно писать.
Можно ли подготовиться к ЕГЭ по русскому за неделю?
Скорее всего, недели хватит только на то, чтобы восстановить в голове некоторые правила и проработать 1–2 темы как следует. Откройте демоверсию ЕГЭ по русскому языку 2023 года или любые практикумы ЕГЭ — их немало в Интернете. Оцените, какие задания вызывают наибольшее затруднение? Их должно быть не больше 5–6, иначе за неделю вы не успеете уложить новые знания в голове.
Если проблема — слитное, дефисное, раздельное написание слов, попробуйте записать примеры, иллюстрирующие основные правила, на карточках и периодически просматривайте их.
Если с трудом даются запятые в простом предложении с однородными членами — составьте таблицу, в которой систематизируйте правила. Это поможет лучше запомнить.
Если до экзамена осталась всего неделя, рекомендуем вам рассмотреть такой вариант приобретения видеокурсов на нашем сайте, как аренда. Если вы берете курс по русскому языку в аренду, это стоит в два раза дешевле, чем покупка, и у вас есть 72 часа, чтобы просмотреть все записи. А еще, можно воспользоваться промокодом.
Промокод для курсов по подготовке к ЕГЭ по русскому RUSLIT
До конца марта действует промокод RUSLIT — он дает скидку 15% на любой курс по подготовке к ЕГЭ по Русскому языку. Доступное количество активаций промокода — всего 100. Успевайте применить к выбранным вами курсам.
RUSLIT
В каждом курсе — 7,5 часов полезной информации. Вы узнаете, как пишутся окончания глаголов и суффиксы причастий, что скрывает термин «правописание корней» и сколько Н употребляется в различных частях речи. Эти и многие другие темы на примерах из ЕГЭ прошлых лет разбирает автор многочисленных пособий по подготовке к ЕГЭ по русскому языку Людмила Великова.
Можно ли за 2 месяца подготовиться к ЕГЭ по русскому?
Если у вас нет серьезных пробелов, подготовиться к ЕГЭ за 2 месяца и написать на средний балл вполне реально. Это самый лучший временной период, чтобы использовать онлайн-курсы по русскому языку в записи. Курсы помогут структурировать знания и восполнить пробелы.
Чтобы подготовиться к ЕГЭ по русскому языку за 2 месяца, рекомендуем вам приобрести на сайте ONLINE «Прямая речь» абонемент на просмотр видеокурсов.
Сколько часов в неделю/в день нужно тратить на подготовку к ЕГЭ?
Все зависит от того, насколько интенсивно вам нужно готовиться. Если до экзамена остается более года, достаточно 2 часов в неделю. Если осталось менее месяца, а пробелов многовато, придется тратить минимум по 2-3 часа в день.
Занимаясь на онлайн-курсе Людмилы Великовой, вы можете просматривать один урок в день. Длительность одного видео — около 2 часов. В каждой подборке — 4 видеозаписи. На сайте ONLINE «Прямая речь» для слушателей открыто 3 видеоподборки для подготовки к ЕГЭ по русскому языку: это 12 двухчасовых занятий, которые вы можете просматривать с нужной скоростью и столько раз, сколько вам необходимо.
Где лучше всего готовиться к ЕГЭ по русскому
Готовиться можно самостоятельно или с репетитором. А можно совместить два этих способа, взяв самое лучшее: знания и методику ведущего педагога по подготовке к ЕГЭ по русскому языку и самостоятельное освоение ее рекомендаций в удобном вам темпе и режиме.
Людмила Великова — автор популярного учебника «Навигатор по русскому языку» и очень востребованный педагог. На каждом занятии с Людмилой Викторовной прорабатываются и закрепляются несколько заданий из тестовой части ЕГЭ. Занятия предназначены для старшеклассников, но подойдут любому, кто хочет научиться грамотно писать.
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Часть 1
Видеокурс для старшеклассников
Уроков: 4
Часов: 7:30
Тестов: 4
Конспектов: 4
Покупка:
3000 руб.
Аренда:
1500 руб.
Содержание:
- Урок №1: задания теста ЕГЭ с 4-го по 7-е. Ударения, лексика, и правильное написание существительных во множественном числе
- Урок №2: задания теста ЕГЭ с 8-го по 9-е. Грамматика, лексика и безударная проверяемая гласная
- Урок №3: задания теста ЕГЭ с 10-го по 15-е. Приставки, окончания, НЕ и НИ, частицы, наречия, Н и НН
- Урок №4: задания теста ЕГЭ с 16-го по 20-е. Пунктуация
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Часть 2
Видеокурс для старшеклассников
Уроков: 4
Часов: 7:30
Тестов: 4
Конспектов: 4
Покупка:
3000 руб.
Аренда:
1500 руб.
Содержание:
- Урок №1: НЕ с разными частями речи. Решаем вариант ЕГЭ и разбираем задания № 4, 7, 9, 10, 13, 14 и 18
- Урок №2: Слитно — раздельно. Решаем вариант ЕГЭ и разбираем задания № 1, 2, 3 и 4
- Урок №3: Н и НН в разных частях речи. Решаем вариант ЕГЭ и разбираем задания № 4, 5, 9, 14 и 17
- Урок №4: Главные правила пунктуации. Решаем вариант ЕГЭ и разбираем задания № 4, 5, 6, 7, 9, 10, 14 и 15
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку. Часть 3
Видеокурс для старшеклассников
Уроков: 4
Часов: 7:30
Тестов: 4
Конспектов: 4
Покупка:
3000 руб.
Аренда:
1500 руб.
Содержание:
- Урок №1: Обособленные определения и обстоятельства. Решаем вариант ЕГЭ и разбираем задания № 4, 5, 7, 9, 10, 13, 14, 15, 16 и 20
- Урок №2: Запятые при вводных словах и обращениях. Решаем вариант ЕГЭ и разбираем задания № 4, 5, 6, 7, 10, 13, 16, и 17
- Урок №3: Запятая на стыке союзов. Решаем вариант ЕГЭ и разбираем задания № 4, 5, 6, 7, 10, 13, 15 и 16
- Урок №4: Тире и двоеточие в простых и сложных предложениях. Решаем вариант ЕГЭ и разбираем задания № 10, 11, 13
Как сдали русский в 2022?
Показатель | 2021 | 2022 |
Средний балл | 71,4 | 68,3 |
Получили 80 баллов и больше | 189 000 уч. | 140 000 уч. |
100-балльники | 3591 уч. | 2364 уч. |
Можно ли сдать ЕГЭ по русскому не готовясь?
Скорее всего нет. Если человек никогда не сталкивался с предметом, филонил на уроках в школе и не занимался самостоятельно по заданиям ЕГЭ, то экзамен на хороший балл он точно не сдаст. Может повезти, и совершенно случайно он получит минимальный проходной балл (по русскому языку минимальный ТЕСТОВЫЙ балл составит 40, это 19 первичных баллов).
Что будет, если набрать 100 баллов на ЕГЭ?
Стобалльники — любимцы абитуриентских комиссий любого вуза. Кроме того, часто стобалльники получаю небольшие премии от региональных властей.
Чтобы повысить свои шансы на 100 тестовых баллов, готовьтесь к ЕГЭ по русскому языку с ONLINE Прямая речь!
Читайте также:
- Имеет ли он на это право, не допускать меня к написанию сочинения?
- Нужно ли мне сдавать итоговое сочинение?
- Что мне делать? Могу ли я написать 3-й раз сочинение, хоть мне и есть 18 лет.
- И что я буду писать летом на ЕГЭ, сочинение или смягчительное изложение?
- Является ли нарушением, то что в этом году в нашей школе при проведении письменного допуска к ЕГЭ по русскому языку (сочинение)
- Сын писал егэ по русскому языку. В сочинении перепутал лист 1 и 2 начал писать на листе 2, зачтут ли нам сочинение?
- ЕГЭ сочинение допуск итоговое сочинение.
- Зачтут ли мне сочинение и изложение?
- Что делать, как поступить?
- Имеет ли право на это учитель?
Возможно ли получить допуск к ЕГЭ без написания декабрьского сочинения выпускнику прошлых лет (9 класс)? И возможно ли написать сочинение, если не успел подать заявление на него и оно прошло.
Похожие вопросы
Имеет ли он на это право, не допускать меня к написанию сочинения?
Я написал пробное сочинение по литературе на незачет.
Мой учитель по русскому языку и литературе сказал, что теперь запрещает мне сдавать сочинение в основном виде 2 декабря. Имеет ли он на это право, не допускать меня к написанию сочинения?
Нет, не имеет права. Можете подать жалобу директору школы или в управление образования.
Позвонить
WhatsApp
Вам помог ответ?ДаНет
Нужно ли мне сдавать итоговое сочинение?
Добрый день, Валерия! Для сдачи ЕГЭ Вам потребуется взять справку из колледжа, о том, что Вы завершили полный курс среднего общего образования. Если Вам её выдадут без итогового сочинения, тогда сможете сдавать ЕГЭ.
Вам помог ответ?ДаНет
Что мне делать? Могу ли я написать 3-й раз сочинение, хоть мне и есть 18 лет.
Я учусь в 11 классе, в марте мне исполнилось 18 лет. Я не сдал 2 раза итоговое сочинение и директор не допускает меня до 3 пересдачи сочинения. Говорит, мол тебе 18 лет, а школа необязана тебя держать. Что мне делать? Могу ли я написать 3-й раз сочинение, хоть мне и есть 18 лет.
Пишите заявление в отдел *бразования города и просите разрешить вам пересдачу.
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет
И что я буду писать летом на ЕГЭ, сочинение или смягчительное изложение?
Я заканчиваю колледж. У меня имеется инвалидность, мне 17 лет.5 декабря 2014 года я сдавала допуск к ЕГЭ, вместо сочинения я написала изложение. Если у меня будут низкие баллы, смогу ли я поступить в бюджетный ВУЗ. И что я буду писать летом на ЕГЭ, сочинение или смягчительное изложение?
Здравствуйте. Сможете поступить, если набранных баллов будет достаточно для прохождения.
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет
Зачтут ли мне сочинение и изложение?
Писала Огэ по русскому языку. Перепутала бланки для развёрнутых ответов и начала писать на втором листе, закончила на первом. Обратилась к экзаменатору, она сказала написать на первом листе: «изложение — лист 2, начало сочинения — лист 2, продолжение сочинения — лист 1, смотреть другой лист). Зачтут ли мне сочинение и изложение?
Что делать, как поступить?
Ребенку надо было написать сочинение на татарском языке. Ему не дали для написания черновика и пришломь ему писать в чистовике. Он написал начало и конец на татарском, а середину сочинения написал на английском языке. Учительница оскорбляла и угрожала ребенку без его присутствия в классе, а в это время он болел дома. Даже родителям ничего сказали, что узнали случайно. Хотя ребенок учиться хорошо, он целеустремленный. Что делать, как поступить?
Можете жалобу директору школы по этому поводу написать.
С уважением.
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет
Ильдар, при указанном в вопросе обстоятельстве, Вы вправе подать заявление на имя директора школы, а в случае отсутствия в отношении педагога соответствующего реагирования, — обращайтесь с жалобой в Управление образования. Всего доброго.
Позвонить
WhatsApp
Вам помог ответ?ДаНет
Имеет ли право на это учитель?
Во время учебы по заявлению и соглашению директора улетела оказывается во время учебы задавали сочинение, в школе не было 12 дней. Про сочинение никто не сказал и не напомнил, во 2 четверти узнаю, что мне поставили 2 по сочинению. Имеет ли право на это учитель?
имеет.
почему вам кто-то что-то должен напоминать, либо летать, либо учиться.
Позвонить
Вам помог ответ?ДаНет
Администратор печатает сообщение
Эксперт + Редактор + Домашняя хозяйка + Педагог допобразования
20596
259 подписчиков
Спросить
14 апреля 2017
Как сдать ЕГЭ по русскому языку, если ничего не знаешь
ЕГЭ по русскому языку – экзамен, являющийся обязательным для всех. Выпускники школ не могут получить аттестат, не преодолев минимальный порог по этому предмету. Кроме того, предоставление результатов по русскому обязательно при поступлении во все вузы России. Однако далеко не все одиннадцатиклассники начинают готовиться к этому экзамену заранее. А когда его дата начинает приближаться – встает вопрос о том, как же сдать ЕГЭ по русскому языку, если ничего не знаешь.
Утверждения школьных учителей о том, что «ты не сдашь ЕГЭ», нужно делить как минимум на десять. Они просто пытаются таким образом замотивировать своих учеников на усиленную подготовку к экзамену.
На самом деле ЕГЭ по русскому языку сдают даже те, кто уверен, что ничего не знает. Процент выпускников, не преодолевших минимальный порог, составляет в среднем по России около 1 – 1.5%. При этом число «двоечников» распределяется неравномерно – больше всего их в тех регионах, для жителей которых русский язык является «вторым». Например, на Северном Кавказе в 2015 году порог не смогли перейти 17% выпускников (по России – 1.5%), в 2016 – 7% (в среднем по стране – 1%).
Таким образом, практически все школьники, для которых русский язык является родным, успешно преодолевают минимальную планку. Это происходит потому, что экзамен проверяет в первую очередь не знание теории, умения определять типы предложения или делать разборы и т.д., а практическое владение языком. То есть элементарную грамотность, умение понимать и анализировать прочитанное, излагать свои мысли в письменном виде и так далее.
Если сравнить задания ЕГЭ по русскому с заданиями ГИА, которые школьники пишут после 9 класса – сразу можно увидеть, что ГИА больше ориентирован на теорию, а ЕГЭ – на практику. Именно поэтому ЕГЭ по русскому языку в итоге сдают даже те, кто не готовился специально и потому думает, что ничего не знает по этому предмету. Но 11 лет занятий в школе и постоянное использование языка как средства общения – это тоже знания и навык.
Пороговые баллы на ЕГЭ по русскому языку не очень высоки. Перевод первичных баллов в стобалльную шкалу может немного варьироваться (он определяется только после сдачи экзаменов). Но обычно для того, чтобы получить аттестат об окончании школы, ученику надо получить всего 10 первичных баллов (24 тестовых). При этом максимально возможное число первичных баллов – 57. И 10 баллов «минималки» без труда набираются на самых простых заданиях с краткими ответами. Например, по данным аналитиков, подавляющее большинство выпускников справляется с заданиями на понимание основного смысла текста, правописание приставок, выбор правильного лексического значения слова и многими другими.
Для поступления в вуз пороговый балл ЕГЭ по русскому языку выше и составляет 16 первичных баллов (36 тестовых). Это 28% от возможного максимума – и набрать их также не составляет труда. По статистике лишь около 2.5% российских выпускников не могут преодолеть «вузовскую» планку.
Средние баллы ЕГЭ по русскому языку из года в год незначительно колеблются. Например, в 2015 году средний балл по стобалльной шкале составил 65.9, в 2016 – 68. Это 39-42 первичных балла.
То есть, «право на ошибку» у сдающих ЕГЭ есть: можно «растерять» в процессе сдачи экзамена около четверти баллов, но при этом получить весьма «крепкий» результат, дающий шансы на успешное поступление на бюджет. Однако баллы выше шестидесяти обычно получают школьники с высоким уровнем грамотности, которые все-таки нашли время для «прицельной» подготовки к экзамену.
В школах старшеклассников часто начинают «плотно» готовить к выпускным экзаменам уже с 10 класса, убеждая, что к ЕГЭ невозможно подготовиться «всего за год». Но если до экзамена осталось всего несколько дней, а вы только сейчас решили плотно заняться подготовкой – даже за очень короткий срок можно успеть «подтянуть» предмет.
Проще всего сделать это, используя интернет-тренажеры, предназначенные для самостоятельной подготовки к экзаменам, например:
- Яндекс. ЕГЭ,
- Решу ЕГЭ,
- Незнайка ПРО.
Структурно ЕГЭ по русскому языку делится на три части:
- блок заданий с краткими ответами;
- вопросы с краткими ответами по прочитанному тексту;
- сочинение.
При экспресс-подготовке к экзамену имеет смысл сосредоточиться на первых двух частях. Писать тренировочные сочинения за день до экзамена или читать образцы работ с разборами имеет смысл только в том случае, если вы идеально знаете предмет и «идете на сотку». Поэтому просто проверьте, насколько хорошо вы помните структуру сочинения и требования к нему – и переходите к отработке тестовой части.
- Пройдите 3-4 варианта теста. Это позволит вам освежить в памяти структуру экзаменационной работы по русскому языку и определить свой уровень знаний. Старайтесь отвечать на вопросы быстро, не подглядывая в учебники и информационные ресурсы интернета. Если вопрос ставит вас в тупик – просто пропускайте его или отвечайте наугад.
- Проанализируйте свои результаты. Посмотрите, сколько баллов за прохождение теста вам удается получить, на какие вопросы вы обычно даете правильные ответы, а где «плывете» или вообще ничего не знаете.
- Выделите темы, о которых у вас есть какое-то представление, но недостаточно твердое – это как раз те вопросы, с которыми имеет смысл поработать, чтобы обеспечить себе дополнительные баллы на экзамене.
- «Прицельно» отработайте эти вопросы – освежите в памяти теорию и закрепите на онлайн-тренажере, выбрав уже не полный вариант теста ЕГЭ, а соответствующий тематический блок. Если на подготовку у вас всего несколько часов – отдайте предпочтение темам с небольшим объемом теории. Например, вспомнить правила правописания приставок или тот факт, что обращение выделяется запятыми – гораздо проще, чем выучить все слова из орфоэпического минимума или детально разобраться с тонкостями правописания «н» и «нн».
- Пройдите тест целиком еще пару раз и сравните полученные результаты. Скорее всего, по итогам такой блиц-тренировки ваш средний балл за часть с краткими ответами ощутимо подрастет.
Для того, чтобы сдать экзамен на пределе собственных возможностей, надо соблюсти несколько условий:
- обязательно поспать перед ЕГЭ, хотя бы немного, а если заснуть никак не получается – хотя бы просто полежать в тишине, с закрытыми глазами, стараясь максимально расслабиться;
- постараться обуздать волнение – выпускники часто «теряют баллы» не от незнания материала, а просто перенервничав;
- разумно распорядится отведенным на экзамен временем.
Продолжительность ЕГЭ по русскому языку составляет 3.5 часа. Зарезервируйте полчаса на проверку готового задания, остальное время распределите между тремя блоками заданий. Например, отведите по 45 минут на каждый из двух блоков заданий с краткими ответами, оставив на сочинение полтора часа.
В пределах отведенного времени работайте с каждой частью теста по следующей схеме:
- используйте КИМы как черновик,
- если, прочитав вопрос, вы понимаете, что знаете этот материал – сразу находите правильный ответ, записывайте и помечайте задание плюсом;
- если над вопросом надо серьезно подумать – не «зависайте» над ним прямо сейчас, помечайте вопросительным знаком и сразу же переходите к следующему;
- если вы вообще не представляете, как делать это задание – пометьте минусом и приступайте к следующему;
- после того, как вы дошли до конца блока – возвращайтесь к заданиям, помеченным вопросительным знаком и работайте над ними, двигаясь от самых простых для вас тем к более сложным;
- если останется время – постарайтесь «взять» и вопросы, помеченные вами минусом;
- за пять-семь минут до конца срока, который вы сами себе отвели, начинайте переносить ответы на бланк;
- при заполнении бланка пишите буквы и цифры четко по образцу, проверяйте правильность собственных ответов;
- не оставляйте пустых строк – если у вас остались задания, помеченные «минусом» – вписывайте ответ наугад, шанс «попасть» есть всегда;
- после того, как бланк ответов заполнен, переходите к следующему блоку вопросов;
- если в конце экзамена у вас останется время – вы сможете еще раз подумать над «сомнительными» ответами, выбрать другие варианты и записать их в поле бланка, предназначенное для исправлений.
Время, отведенное на работу над сочинением, «располовиньте», отведя половину срока на написание черновика, и половину – на его переписывание на бланк. Основные требования к работе содержатся в тексте КИМа, сверяйтесь с ним при необходимости. Критически важно при работе над сочинением соблюсти три условия:
- правильно определить поднятую автором проблему,
- написать текст достаточного объема (не менее 150 слов),
- успеть полностью переписать сочинение на бланк, ведь черновики не проверяются.
При написании старайтесь придерживаться плана сочинения: сначала формулировка проблемы, затем комментарий к ней, точка зрения автора текста, ваша собственная позиция, аргументация и заключение. Не забывайте, что при подборе аргументов из литературы необязательно ограничиваться школьной программой, можно привлекать материал и других произведений. Избегайте длинных и сложных предложений – в них легко допустить пунктуационную ошибку.
Если при переписывании сочинения на чистовик или проверке вы заметили какие-то недочеты или решили изменить формулировку – вы можете зачеркнуть несколько слов прямо на бланке, за «помарки» баллы не снимаются. Однако лучше все-таки писать четко и разборчиво.
После того, как работа закончена, внимательно перечитайте сочинение от начала до конца и исправьте обнаруженные ошибки. Если до конца экзамена еще осталось время — вернитесь к части с краткими ответами и поработайте с вопросами, на которые не успели ответить в первой половине экзамена. Сейчас уже можно задумываться над ними без риска не успеть завершить работу.
Источники:
- Изменения в егэ по русскому языку в 2017 году последние новости
Для начала нужно запомнить, что сочинение в экзамен включили не для того, чтобы вы блеснули знанием средств художественной выразительности — тропов или стилистических фигур. Не стремитесь к «семантическим кружевам», длинным предложениям — не нужно усложнять. Разработчики ЕГЭ просят вас о почти математической работе с небольшим литературным бэкграундом.
Ежегодно требования к сочинению несколько меняются — в этом году допустимым может стать аргумент из жизни, а в следующем такой пример в тексте может быть не засчитан. Однако рекомендуемая структура «выпускного труда» с 2010 года осталась неизменной.
Разные школьные учителя предлагают своё абзацное членение текста — как правило, они отмечают, что «кусков» должно быть 7 или 8. Мы остановимся на первом числе, как оптимальном.
Выделение каждого абзаца новой строкой обосновано критериями оценки ЕГЭ. И для каждой маленькой «части» сочинения есть своё клише, которое нужно выучить и никуда от него не отступать.
Абзац № 1. Постановка проблематики текста
Чтобы максимально качественно написать первое и, по сути, самое главное предложение вашей работы (ведь от правильной постановки проблемы зависит весь текст), нужно определить несколько вещей: какой перед нами текст (художественный, публицистический или научный) и кто его автор. Если первое необязательно и требует вашего умения «различать», то второе элементарно и не выполняется некоторыми учениками только из-за лени.
В конце каждого текста разработчики ЕГЭ дают справку о том, кто такой автор: какова его профессия и в какое время он жил. Используйте эту информацию обязательно в первом абзаце.
«Клише»:
«В предложенном для анализа фрагменте (художественного, публицистического или научного) текста (здесь также, если вы уверены, что человек широко известный, использовать прилагательные «выдающийся», «известный» и т.д.) писатель (или исследователь, лингвист, прозаик и т.д. ) ФИО поднимает проблему…»
Он должен объяснить (до или после второго клише), почему вопрос, поднятый автором, вам кажется важным. Далее принципиально сказать о его актуальности, идея в том, что тексты, которые предлагаются разработчиками экзамена, говорят о вечном (человеческие чувства и эмоции, философия, грехи, экология, история и т.д.).
Клише:
«Эта проблема как нельзя более актуальна, потому что…»
Обязательно включаем эту фразу во второй абзац и дополняем.
Абзац № 3. Выявление авторской позиции
Вам нужно найти в тексте ЕГЭ основной, главный тезис автора, его «месседж», связанный с проблемой материала.
«Клише», с которого мы начинаем абзац:
«Автор убеждён, что…»
«Автор считает, что…»
Далее мы дополняем предложение, при этом мы обязательно применяем цитирование. Например:
Автор убеждён, что страдания юной души «неприемлемы для большинства, уже пережившего период становления».
«Закавыченная» часть взята непосредственно из текста, то есть мы дополняем свои слова выдержками из экзаменационного материала.
Абзац № 4. Комментарий к позиции автора
С ней всегда нужно быть солидарным. Запомните это раз и навсегда. Я встречала в своей практике учеников, которые писали, что не согласны с известными публицистами, писателями и т.д. Они теряли баллы.
Если разработчики ЕГЭ выбрали работу того или иного автора для экзамена, то этот человек априори уважаем, а потому любая ваша «вольность» (за некоторым исключением, если вы гениально будете парировать и приведёте серьёзные аргументы «против») может серьёзно подпортить вам результаты.
«Клише»:
«С автором нельзя не согласиться, потому что…»
Если не знаете, что писать, то дополните предложение видоизменённой (повторяться нельзя) мыслью вашего же комментария к проблеме (см. абзац № 2).
Абзац № 5.Аргумент первый
Начинаем с «клише»:
«В доказательство своих слов приведу в пример героиню романа (или другой литературный жанр — в зависимости от произведения) «Название» выдающегося (или другое прилагательное на ваш выбор) русского (или «зарубежного», «немецкого» и т.д.) Александра Сергеевича Пушкина (или другое ФИО)».
Начинаем следующее предложение с имени персонажа, о котором мы говорим в аргументе.
Абзац № 6. Аргумент второй
Начинаем также с «заготовки»:
Ещё одним примером «проблемы, о которой мы говорим» (вписываем проблему, желательно перефразировав), может послужить история персонажа… (и далее аналогично с первым аргументом).
Или «…может послужить история, описанная в произведении… (продолжаем по рекомендации «Абзац № 5″)…»
Абзац № 7. Выводы
«Клише»:
«Исходя из вышесказанного, можно заключить…»
Или «Можно сделать вывод, что…»
И дополняем последний абзац вашим главным тезисом, который (по сути) будет полностью перекликаться с авторской позицией. Пишите другими словами.
Последнее предложение вашего сочинения должно быть позитивным. Никогда не заканчивайте на печальной ноте — вне зависимости от того, о чём ваша работа. Это важно, потому что у учителя, проверяющего ЕГЭ, должно остаться о ней положительное впечатление (каким бы «двоечным» ваш труд ни был).