ЕГЭ без репетиторов: миф или реальность
Родители российских школьников тратят десятки миллиардов рублей в год на репетиторов. Такие данные приводят аналитики рынка дополнительного образования. Речь идет не только о подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Многие обращаются к помощи репетиторов едва ли не с первого класса.
Особенно актуальным вопрос о дополнительных занятиях становится в старших классах. По данным ВЦИОМ за 2019 год, 42% учащихся готовились к ЕГЭ с репетиторами или на курсах. 44% занимались самостоятельно. Часть выпускников пользовалась бесплатными интернет-ресурсами, в том числе заданиями Открытого банка ЕГЭ.
Можно ли сдать ЕГЭ без репетиторов? И главное, как понять, когда школьнику нужна дополнительная помощь? С этим вопросом Кубань 24 обратилась к педагогам и родителям выпускников.
Мнение Рособрнадзора
По словам руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзора Музаева, ЕГЭ не содержит ничего выходящего за рамки школьной программы.
«Задания, включаемые в контрольные измерительные материалы ЕГЭ, не содержат ничего выходящего за рамки школьной программы. Если школьник добросовестно и систематически учится, ЕГЭ он сдаст», — заверил Музаев.
Обращаться к репетиторам или нет, решают сами выпускники и родители. Это может помочь разработать индивидуальную стратегию подготовки к экзаменам, считает глава Рособрнадзора.
«Однако успешно подготовиться и сдать экзамены можно и без репетиторов, что показывает опыт значительного числа стобалльников ЕГЭ», — отметил Анзор Музаев.
Мнение учителя
Эту точку зрения разделяет учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 2 ст. Крыловской Краснодарского края Юлия Богданова. По мнению учителя, обращение к репетиторам «расслабляет» ребенка. Когда школьник знает, что родители смогут оплатить услуги репетитора, он зачастую перестает серьезно относиться к школьной программе.
«У выпускника создается устойчивое мнение, что в школе можно ничего не делать, а потом все наверстать с репетитором. Причем зачастую такие ученики полностью игнорируют выполнение домашних заданий, то есть не закрепляют и не отрабатывают отдельные темы», — отметила Богданова.
В профильных классах на изучение обществоведческих дисциплин выделяется шесть часов в неделю, а с репетитором школьник занимается один-два часа. Если выпускник нацелен на высокий балл, этого недостаточно, считает педагог. По ее мнению, многое зависит от личных качеств старшеклассника. Если он хорошо учится и мотивирован, то он может сам подготовиться к ЕГЭ. Но в некоторых ситуациях репетитор необходим.
«Бывают ситуации, когда репетитор необходим, если ребенок долго болел или в силу обстоятельств родители побоялись после девятого класса отпустить в колледж, но чаще всего это дети которые нацелены просто перейти порог», — подчеркнула Богданова.
Мнение экзаменатора
Преподаватель, секретарь приемной комиссии филологического факультета КубГУ Марина Полева согласна: многое зависит от самодисциплины учащегося. Но если в планах выпускника получить от 90 баллов и выше, то лучше все же заручиться поддержкой репетитора. Он сможет направить школьника, сориентирует в алгоритме выполнения заданий, проведет пробные срезы и поможет разобраться в ошибках.
«Но это лишь вопрос помощи и поддержки, и возможно, экономии времени . Если возможности заниматься с репетитором нет, то это не значит, что учащийся обязательно завалит ЕГЭ», — считает педагог.
Мнение репетитора
По словам репетитора по русскому языку с семилетним стажем, Людмилы Шелестовой, самостоятельно ученик может подготовиться к тестовой части экзамена. А вот проверку сочинения лучше доверить профессионалу. По ее мнению, не все школьные учителя умеют проверять сочинения по критериям ЕГЭ.
Шелестова считает, что ученик сможет подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку самостоятельно, если он:
— достаточно мотивированный, ответственный и дисциплинированный, т.е. способен упорно и регулярно заниматься предметом хотя бы раз в неделю;
— знает правила орфографии и пунктуации и пишет грамотно не интуитивно, а осознанно;
— умеет писать сочинение и знает критерии его оценивания: не понимая требований, невозможно написать сочинение на высокий балл;
— понимает, что такое логические, речевые, грамматические и прочие ошибки и умеет их находить и исправлять;
— знает, по каким пособиям лучше всего заниматься, а какие даже не стоит покупать (авторы пособий зарабатывают в том числе и на их объеме; у выпускника нет времени изучать многостраничную, никому не нужную теорию: лучше меньше да лучше).
«Репетитор способен сберечь время и нервы вашего ребенка, дав нужную теорию кратко и понятно и отработав ее на практике. Репетитор также знает все подводные камни ЕГЭ и расскажет о них ученику. Реально оцените способности вашего ребенка и примите правильное решение», — советует педагог.
Мнение родителя
Сын жительницы Краснодара Ирины Пешковой сдал в 2020 году ЕГЭ по математике и информатике на 100 баллов, русский язык на 99 баллов. Сейчас он учится на первом курсе Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики.
Если старшеклассник планирует поступать в региональные учебные заведения, то школьной подготовки к ЕГЭ может быть достаточно, считает Ирина. Если же выпускник нацелен на столичные вузы, то репетитор обязателен даже для медалистов.
«Если будущему абитуриенту нужны высшие баллы (95 и выше), ему нужно заниматься дополнительно, и пожалуй не год, а больше», — считает Ирина .
При этом для успешной сдачи экзамена по русскому языку может быть достаточно общешкольного факультатива с консультациями опытного педагога. А такие сложные дисциплины, как профильная математика и информатика требуют регулярной подготовки с репетитором: слишком часто меняется уровень сложности, добавляются новые типы заданий, подчеркнула мама стобалльника.
Цена занятий и бесплатные сайты
Стоимость одного часа занятий с репетитором в Краснодарском крае начинается от 400 рублей. Преподаватели со стажем и педагоги вузов берут от 1000 руб/час. Во время пандемии стали очень популярными онлайн занятия. Ученики часто занимаются в группах по подготовке ОГЭ и ЕГЭ. Групповые занятия выходят дешевле, от 2500 в месяц.
Помочь выпускникам в самостоятельной подготовке в ЕГЭ могут сайты:
Сайт «Сдам ГИА: решу ЕГЭ». Здесь собраны типовые задания по всем предметам. На сайте можно пройти онлайн-тестирование;
Сайт ФИПИ. Это официальная база заданий от составителей экзаменов;
Сайт ЕГЭ и ГИА. Большое количество видеоуроков по подготовке к экзаменам;
Сайт Яндекс.Репетитор. На нём собраны пробные варианты экзаменационных заданий;
Сайт Бингоскул. На нем можно работать с телефона. Сайт ведет статистику успеваемости ученика по выбранным предметам;
Сайт Незнайка. Здесь размещено много пробных вариантов по всем предметам;
Сайт Экзамен.ру. Новостной портал об экзаменах с примерами тестов;
Единый государственный экзамен — важный этап в жизни выпускников 11-го класса. Помимо обязательных дисциплин школьники часто сдают несколько дополнительных экзаменов, чтобы поступить в среднее или высшее профессиональное учебное заведение. Решение ЕГЭ требует сил, поэтому многие ученики хотят повысить свои шансы и прибегают к помощи репетиторов.
Некоторые абитуриенты и их родители не могут позволить себе дополнительные платные уроки. Они изучают экзаменационные задания КИМов на основании полученных знаний из школы. Их интересует следующее: «Можно ли сдать ЕГЭ без репетиторов?», «Какие есть рекомендации для самостоятельного изучения?», «В каких случаях реально подготовиться самим, а в каких нужно обращаться к репетиторам?».
Реально ли подготовиться самим?
Подготовиться к ЕГЭ без чужой помощи реально, но непросто. Это требует жесткой самодисциплины и желания учиться. На эффективность также влияет количество выбранных дисциплин и уровень базовых знаний по каждой из них. Чтобы написать экзамены на хорошие баллы, необходимо готовиться к ним систематически и каждый день по составленному плану.
Главный минус заключается в том, что сами учащиеся могут упустить некоторые ошибки и недочеты при изучении экзаменационных разделов. Выпускники тратят больше времени и не могут получить объяснения на интересующие их разделы.
Занятия с репетиторами облегчают учебный процесс. В центре довузовской подготовки университета «Синергия» система обратной связи налажена отлична, возможные проблемы и вопросы учащихся обсуждаются и решаются в короткие сроки.
Рекомендации к самостоятельной подготовке
Топ-7 лайфхаков для сдачи ЕГЭ без помощи репетитора:
- Определитесь с профильными предметами ЕГЭ. Чтобы не распаляться на изучение нескольких дополнительных дисциплин, лучше заранее выбрать направление и факультеты. У каждого учебного заведения возможны свои требования к абитуриентам, поэтому лучше всего изучить их сайты или обратиться в приемную комиссию, чтобы найти информацию о необходимых для поступления экзаменах.
- Распределите время. Не стоит готовиться к 3−4 предметам ЕГЭ в один день, это снижает продуктивность и не приводит к желаемым результатам. Если возможно, то выделите отдельные дни для математики и русского языка, а оставшиеся посвятите изучению дополнительных дисциплин. Если профильный предмет перекликается с обязательным (пример: русский язык и литература), то можно изучать их параллельно, такой подход улучшает процесс запоминания и повторения новой информации.
- Распределите вопросы по разделам. Каждый экзамен состоит из двух частей и включает определенный перечень тем, входящих в обязательную программу. Сосредоточьтесь на каждой из них отдельно. На сайте университета «Синергия» представлен раздел с разбором заданий по каждой дисциплине с примерами и решениями.
- Сперва изучайте задания ЕГЭ, вызывающие больше всего сложностей. Труднее всего обычно дается вторая часть (сочинения, задачи, уравнения и др.), многие оставляют ее на будущее, не желая тратить свободное время на разбор. Лучше всего начать разбирать их сразу и постепенно, такой подход поможет запомнить теорию и отработать практические навыки к экзамену.
- Используйте материалы ФИПИ. На сайте представлены демонстрационные варианты ЕГЭ по всем дисциплинам, а также возможные критерии их оценивания.
- Читайте внеклассную литературу. Дополнительные источники информации расширяют кругозор и память.
- Чередуйте учебу и отдых. Мозг нуждается в периодической смене деятельности и кислороде. Необходимо прерывать учебу на прогулки, занятия спортом и хобби, это увеличивает количество нейронных связей и повышает продуктивность.
Когда нужно обращаться к репетиторам?
К репетиторам нужно обращаться в том случае, если обучение зашло в тупик. Преподаватели помогают подготовиться, разбирают вместе с учениками их основные ошибки, учат их правильно оформлять ответы и быстро ориентироваться в представленных экзаменационных КИМах. Можно сразу же получить объяснения по непонятным разделам и закрепить полученную информацию тестами и практическими заданиями.
Подготовка к ЕГЭ без чужой помощи реальна, но отнимает много сил, это приводит к выгоранию, у многих быстро пропадают желание и мотивация. Чтобы облегчить жизнь абитуриентам, университет «Синергия» разместил на сайте специальные разделы с разбором заданий по всем дисциплинам, они облегчают процессы усвоения новой и сложной информации и повторения знакомых тем.
Центр довузовской подготовки нашего университета разработал онлайн-курсы для абитуриентов. На этих курсах абитуриенты могут проверить себя и повысить свои шансы на успешное написание ЕГЭ.
Сдать ЕГЭ по математике: самостоятельно, бесплатно, без репетитора
ЕГЭ математика бесплатно — возможно ли такое сочетание? Да, возможно.
Информация, которой мы готовы поделиться с вами, поможет вам подготовиться к ЕГЭ по математике бесплатно и получить на ЕГЭ высокие баллы.
1. Совсем бесплатно:
— Пользуйтесь нашими материалами для подготовки к ЕГЭ по математике. Все они написаны профессиональными репетиторами-математиками. Мы знаем о ЕГЭ всё!
— Подпишитесь на нашу рассылку и получайте бесплатно: видеокурсы по математике, материалы для подготовки к ЕГЭ, актуальную информацию обо всех изменениях на ЕГЭ по математике, русскому языку и другим предметам.
— Вступайте в нашу группу ВКонтакте. Регулярно: публикации видеоматериалов для подготовки к ЕГЭ по математике и другим предметам. Конкурсы.
Сайт, на котором вы находитесь, — уникальный ресурс для подготовки к ЕГЭ. В разделе «Материалы ЕГЭ» вы найдете простые и понятные объяснения самых сложных вопросов школьной математики, физики, химии, а также — разбор задач ЕГЭ. В разделе «Советы ЕГЭ» — интересные и неожиданные статьи о том, как готовиться к ЕГЭ, как правильно выбрать вуз и не совершить при этом критических ошибок.
2. Если вы хотите подготовиться к ЕГЭ на 100 баллов за минимальные деньги — ждем вам на нашем Онлайн-курсе.
Мы хотим, чтобы качественная подготовка к ЕГЭ была доступна каждому школьнику.
Вот что говорят выпускники:
Набрал 95 баллов, смотрел ваши видеоуроки) Спасибо!
Сергей.
Большое спасибо за представленный бесплатно материал!!!
Лариса
Это просто отличная идея сделать такой видеокурс! Особенно, когда преподает такой отличный педагог, как Анна Георгиевна! Жаль, что таких учителей мало. Что я могу сказать о курсе? И в чем его преимущество перед уроками у репетитора? Давайте по-порядку. Во-первых, видео всегда можно перемотать назад. Или вообще посмотреть сначала. А если вы что-то не усвоили у репетитора, будет ли репетитор проводить вам повторное занятие бесплатно? Во-вторых, урок у хорошего репетитора стоит примерно 1200 р. А полный пакет (все пять дисков) стоят 2500 р. Это же чуть дороже, чем два занятия! А можно ли за два занятия выучить все те темы, которые обсуждаются на этом диске? Конечно я выбрал диски! Тем более Анна Георгиевна очень доступно все объясняет! В-третьих, курс так построен, что хорошо изучив весь материал на диске, я смог решать и те задачи, которые Анна Георгиевна не рассматривала. Курс учит рассуждать, чем и важно пользоваться при решении. Ведь невозможно же выучить решение всех задач в мире. В заключение хочу поблагодарить Анну Георгиевну за отличный видеоурок и просто за любовь к своей работе. Спасибо!
Алексей Щербак.
Здравствуйте! хотелось бы вам сказать огромное спасибо. Ваши видео помогли мне сдать ЕГЭ на приличные баллы по математике.
Илья.
Благодарим за то, что пользуйтесь нашими материалами.
Информация на странице «Сдать ЕГЭ по математике: самостоятельно, бесплатно, без репетитора» подготовлена нашими авторами специально, чтобы помочь вам в освоении предмета и подготовке к экзаменам.
Чтобы успешно сдать нужные и поступить в высшее учебное заведение или техникум нужно использовать все инструменты: учеба, контрольные, олимпиады, онлайн-лекции, видеоуроки, сборники заданий.
Также вы можете воспользоваться другими статьями из данного раздела.
Публикация обновлена:
09.03.2023
С каждым годом в России все больше стобалльников. Понятнее и привычнее становится процедура сдачи ЕГЭ и поступления в вузы. Невероятных усилий это требует со стороны выпускников и их родителей. Но сколько сегодня стоит подготовка к единому экзамену в буквальном смысле, в рублях? И можно ли сдать на «пятерку» без помощи репетиторов?
Настрой на успех
Хорошо, если ко времени окончания школы будущий абитуриент определился с вузом и направлением подготовки. Кто-то выбирает специальность, исходя из личных интересов, кто-то — по совету родителей. Выпускник 2017 года Евгений Щаников тщательно изучил рейтинги востребованных профессий будущего.
«Перед выбором вуза я изучил рынок, быть «менеджером среднего звена» не хотел никогда, — рассказал Женя. — Рабочие специальности мало привлекают. Хочу поступать в медицинский. Сдаю в этом году, помимо профильных, биологию и химию. Занимаюсь с репетиторами по всем предметам, кроме русского и математики. У нас очень сильные учителя, спасибо им за такую подготовку. Мне кажется, они переживают за нас больше, чем мы сами. К русскому мы начали готовиться в 11 классе. Методические дни, дополнительные занятия, на которых мы учим теорию, сдаем ее, решаем тесты. Раз в неделю пробники, а после — анализ ошибок. По выходным — консультации. С репетиторами занимаюсь 2 раза в неделю — выходит 1500 рублей. Они готовят именно по стандартам ЕГЭ, потому я не особенно волнуюсь. Настрой отличный. Но иногда становится немного страшно из-за самой процедуры сдачи».
Понять систему ЕГЭ — это 90% успеха. Тесты не требуют ничего сверхъестественного. Если учиться на хорошие оценки и понимать, чего от тебя хотят на ЕГЭ, запросто можно сдать самой. Главное, не лениться.
Выпускница 2017 года Алина Кучер, наоборот, ни разу не воспользовалась услугами репетиторов и готовится к экзаменам самостоятельно, внимательно слушает учителей.
«Понять систему ЕГЭ — это 90% успеха, — уверена Алина. — Тесты не требуют ничего сверхъестественного. Если учиться на хорошие оценки и понимать, чего от тебя хотят на ЕГЭ, запросто можно сдать самой. Главное, не лениться. Нужно выкладываться по полной на уроках, выполнять все задания преподавателей. Прорешать КИМы прошлых лет, составить план повторения теории. Практика в решении вариантов даст возможность понять свои сильные стороны и сэкономить время на экзамене. Так что пока трачу только свои силы. Планирую поступать в МГУ, уверена в успехе, потому что всегда училась на отлично».
На личном опыте
Бывает, решение «куда поступать» приходит внезапно. И о трудностях такого положения не понаслышке знает выпускница 2016 года Елизавета Демина.
«С репетиторами начала заниматься в десятом классе, — рассказывает Лиза. — Родители хотели, чтобы я поступила на физико-технический факультет. Мы потратили кучу денег на дополнительные занятия. Но в 11 классе я поняла вдруг, что не могу больше учить физику. Не мое. Решила поступать на журфак. Стала сама готовиться к ЕГЭ по русскому языку, математике, истории и обществознанию. Ходила на подготовительные курсы. На самом деле, к русскому можно подготовиться и без репетитора, за первый семестр повторить и выучить теорию, а остальное время потратить на тесты и сочинение. К базовой математике готовилась «за день». Моя учительница по алгебре дала много полезных знаний. Хорошо помог просмотр видео с разбором заданий с YouTube. А вот с обществом и историей было очень сложно. Материалы нужно вовремя учить или начать готовиться заранее. Еле набрала по ним баллы. В любом случае, я поступила и вспоминаю теперь свой выпускной класс как испытание. Думаю, сделала правильный выбор, несмотря на «впустую» затраченные родителями деньги».
О том, что репетитор — не всегда залог успеха, рассказал выпускник прошлого года Константин Олейник.
«В 2016 году не смог набрать нужное количество баллов, — говорит Костя. — 10 и 11 классы я готовился к поступлению в Политехнический. Побеждал в олимпиадах. Занимался с репетиторами по всем предметам, так как пройденного в школе на уроках было недостаточно. А времени, чтобы заниматься с каждым учеником, учителям не хватало. В итоге физику сдал на 80 баллов, а русский — на 40. По сумме баллов не прошел. Поступил на другой факультет. Сейчас ни о чем не жалею, но на тот момент расстроился очень. Кстати, некоторые мои одноклассники из-за того, что у родителей не было средств на подготовку, и не пробовали получать высшее образование. Что касается физики, могу дать выпускникам совет. Важна только практика. Если готовитесь без репетиторов, можно смотреть вебинары».
Кому платить?
Что о подготовке к ЕГЭ думают сами наставники? Репетитор не всегда имеет полное представление о правильной и, главное, актуальной подготовке детей к ЕГЭ, уверена учитель русского языка и литературы в средней образовательной школе Сочи Ольга Нестеренко:
«Школьный педагог знает все слабые места учеников, — считает Ольга Станиславовна. — Он имеет больше опыта работы с детьми такого возраста, а значит, разбирается в их психологии. Кроме того, мы, учителя, регулярно работаем с ЕГЭ, разбираемся в методологии и системе оценки. Многие жалуются на невозможность заниматься с каждым учеником индивидуально. Ну, так нужно перестраиваться, включать в программу элементы тестирования, учиться организовывать «мозговые штурмы» и курсы прямо в школе. Это гораздо удобнее для детей, а главное — возникает серьезная конкуренция неквалифицированным репетиторам. Почему родители должны платить за то, что обязаны дать их детям учителя? Хорошим педагогам должно платить государство. И ни копейки за количество сдавших и неизвестно кем подготовленных. Тогда и будет для будущих абитуриентов реальная экономия».
Противоположное мнение у преподавателя физики Александра Жеребило:
«Уровень преподавания физики, к примеру, в вузе кардинально отличается от школьного. — Учителя натаскивают ребенка исключительно на формат единого экзамена. Это не дает реальных знаний, ведь технический предмет — это не просто набор правил. Его нужно понимать. Потому репетитор, желательно преподаватель вуза, даст больше практических знаний. Подготовит не только к экзамену, но и к дальнейшему обучению. Все знают, что многие первую же сессию могут завалить благодаря «школьной программе». Сам факт того, что выпускник занимается с репетитором, положительно влияет на его мотивацию и представление о задачах. Есть разница в целях: у учителя их слишком много, он не знает, как научить ребенка одновременно и мыслить, и осваивать большой объем. А для ЕГЭ важно не только систематизировать знания, но и понять алгоритм действий».
Школа дает набор фактической информации, а вот что с ней делать дальше — не учит. До 90 процентов выпускников сегодня не способны правильно организовать свое время. Они привыкли выполнять указания: родителей, учителей.
Завкафедрой современного русского языка КубГУ, доктор филологических наук, профессор, почетный работник высшего образования России Лидия Исаева:
«К ЕГЭ по русскому языку совершенно реально подготовиться в рамках школьной программы. Единственная часть, которая может вызвать затруднения, это сочинение. Однако программа по развитию речи также включена обычно в уроки. Так что в теории сдать экзамен без особой спецподготовки вполне возможно. Другой вопрос в том, что далеко не все школы дают ученикам освоить материал в полной мере. К сожалению, часто даже учебные заведения с хорошей репутацией готовят детей поверхностно. Все это становится видно при анализе ошибок, которые абитуриенты допускают во время подготовительных курсов.
Главной целью учителя должно стать умение «научить самостоятельно учиться», ставить перед собой задачи и организованно их решать. И этому педагоги, по разным причинам уделяют, к несчастью, недостаточно времени. Школа дает набор фактической информации, а вот что с ней делать дальше — не учит. До 90 процентов выпускников сегодня не способны правильно организовать свое время. Они привыкли выполнять указания: родителей, учителей… Не задумываясь о последствиях. И в таких случаях действительно может помочь репетитор. Опытный специалист найдет индивидуальный психологический подход, не только даст знания, но и научит ответственности».
Что нужно делать школьнику, чтобы получить 100 баллов?
Чтобы получить 100 баллов, надо любить и понимать математику (быть математиком — по сути, по настроению, по образу жизни). Если школьник рассматривает математику как второстепенный предмет, как предмет, который просто необходимо сдать, например, когда речь идет о поступлении на экономические направления, он не сможет получить 100 баллов ни при каком раскладе. Максимальный балл требует, чтобы человек всем своим «нутром и состоянием своего мозга» был ориентирован на математику. Потому что есть задачи, которые требуют четкого, хорошего логического мышления и владения абсолютно всем материалом. В нужный момент необходимо выудить необходимые знания и применить их для решения задачи. Есть такие задачи, на которые натаскать по принципу «делай вот так» просто нельзя (например, задача № 19). Даже если школьник прекрасно знает математику, 100 баллов получить очень сложно. Это единичные случаи.
По вашему опыту преподавания, какие разделы математики самые сложные и вызывают наибольшие затруднения?
Сегодня для школьника самое сложное — это геометрия. К сожалению, культура геометрии в школе просто отсутствует. И еще, конечно, задачи с параметрами. Старшеклассники их панически боятся. Но ученик, который понимает математику, и с этими задачами справляется. Для их решения требуется именно понимание, а все необходимые для этого знания изложены в курсе школьной математики.
А вообще, в любой теме есть простой материал (азы), который лежит в основе задач из первой части ЕГЭ, и сложный материал, который лежит в основе задач второй части. Думаю, что если есть желание, то каждый в состоянии освоить азы любой темы из школьной программы по математике, а вот более глубокое понимание этих тем и умение решать сложные задачи по силам не всем.
Ни о каком везении разговора быть не может, если школьник хочет получить больше 80 баллов
А какие темы можно назвать самыми простыми?
Обычно школьники легко решают линейные и квадратные уравнения, но только в том случае, если в них нет параметра. Так что по темам «Линейная функция» и «Квадратичная функция» есть простые задачи, а есть сложные. И так по любой теме. Можно сформулировать простую задачу, а можно такую, что никто не решит.
Простыми темами можно считать те, на большинство задач по которым можно школьника натаскать. Простая задача — это гарантированно правильно решенная. А про ЕГЭ (особенно про задачи первой части) так вообще нельзя говорить. Например, школьник знает, как решить задачу, но допускает арифметическую ошибку или невнимательно читает условие (ищет одну величину, а для ответа надо еще что-то с ней сделать). В итоге получается неверный ответ. И задача не решена. И не важно, простая она была или сложная.
Присутствует ли на ЕГЭ по математике фактор везения? Возможно ли получить высокий балл, если знаешь предмет на более скромный результат?
Да, это возможно, но только если речь идет о результате в районе 75 баллов или меньше. Ни о каком везении разговора быть не может, если школьник хочет получить больше 80 баллов. Там нужно решать сложные задачи из второй части, а они требуют четкого обоснования решения, что для большинства является непосильным. Здесь должна быть стабильность.
А можно завалить экзамен, если знаешь предмет очень хорошо?
Элементарно. Арифметические ошибки, невнимательное чтение условия задачи и просто паника. Все это приводит талантливых учеников к более скромным результатам.
Что же делать? Есть «формула успеха», которая поможет подготовиться к ЕГЭ по математике?
Учить математику! Не натаскиваться по вариантам ЕГЭ, а систематически учить темы, разбираться, стараться понять. Тогда до многих задач школьник дойдет сам, своим умом, а это и есть залог успешной подготовки и высоких баллов. Математика — это, в первую очередь, понимание, а потом уже формулы и схемы решения. При подготовке методом натаскивания потолок — это 75 баллов. Одна и та же задача, сформулированная просто «с другого конца», натасканного ребенка деморализует. Он не может узнать знакомую задачу, а разобраться в «новой» сам не в состоянии.
Вот, например, задача № 17. Когда она появилась в вариантах диагностических работ, детям в школе начали давать формулы для ее решения. И школьники заучивали эти формулы, сопротивляясь попыткам учителей объяснить, откуда они взялись. Многие действовали методом «я знаю формулу и по ней буду решать». А на самом экзамене в условие внесли незначительное изменение, и ни одна из выученных формул не подходила. Как получить ту, которая позволит решить задачу, дети не знали. Вроде бы решили все 120 вариантов задания № 17, а на ЕГЭ дали 121-й вариант. В итоге те, кто не разбирался, задачу не решили.
Надо выбросить калькулятор и научиться считать без него
До ЕГЭ по математике осталось 3,5 месяца. Как вы посоветуете выпускникам распределить время, чтобы подготовиться наилучшим образом?
Во-первых, выбросить калькулятор и научиться считать без него. Во-вторых, повторить теорию и выучить формулы (именно сейчас, а не перед экзаменом): то есть подготовить базу, а дальше решать задачи. Можно решать из сборников вариантов ЕГЭ, но, к сожалению, там их не очень много и они часто повторяются.
Каждый ребенок ставит для себя определенную планку в зависимости от того, куда собирается поступать и как знает предмет. Если говорить о заданиях второй части ЕГЭ, то во время подготовки необходимо прежде всего обратить внимание на задачи № 13, № 15 и № 17. Их можно научиться решать. Если решение не вызывает проблем, можно переходить к задачам № 14 и № 16.
Задачи № 18 и № 19 — это, конечно, уже очень высокий уровень, но попробовать можно. Если эти задачи идут хорошо, то я не думаю, что надо тратить оставшееся время на курсы. Лучше решить больше задач самостоятельно. Если же возникают проблемы или неуверенность, что вы все решаете верно, не откладывая обращайтесь за помощью. Эффективная стратегия на этот период — решать, решать и решать!
Как готовиться к заданиям повышенной сложности
Задание № 10 | Задача легкая. Здесь важно внимательно читать условие. Внимание на единицы измерения! Все величины подставлять в одних единицах измерения. |
Задание № 11 | Текстовая задача. Не считаю ее сложной. Обратите внимание на вопрос задачи, что именно спрашивают в условии и в каких единицах измерения необходимо записать ответ. Часто школьники пишут скорость не того пешехода или производительность не той трубы. |
Задания № 13, № 15 | Задания решаемые, но должна быть база по всем темам алгебры. Особенное внимание необходимо обратить на область определения (в особенности это касается логарифма, тангенса и котангенса). Нужно уметь применять те тождественные преобразования, которые помогут решить задачу, а не заведут в тупик, и знать все формулы наизусть. |
Задания № 14, № 16 | Задачи по геометрии. Самое сложное в них — это умение доказать. Для этого школьник должен владеть всем материалом планиметрии и стереометрии, знать все теоремы и следствия из них, уметь их доказывать. И еще важен чертеж! Он может либо стать эффективным инструментом и подсказать правильный ход решения, либо, если сделан некорректно, помешать решению задачи. |
Задание № 17 | Несложная задача. Это задание на умение формализовать текстовую задачу, то есть записать условие задачи в виде уравнений или неравенств (этого же требует и решение задачи № 11). На ЕГЭ под этим номером пока стабильно дают задачу на проценты. Теоретически может быть и задача на поиск оптимального решения, но такие варианты пока встречались только в диагностических работах. После формализации условия получается стандартная математическая задача о нахождении экстремума функции или на нахождение наибольшего (наименьшего) значения функции на отрезке (аналогично задаче № 12). Здесь важно не пользоваться готовыми формулами, а разбираться, почему в этой задаче так, а в другой иначе. Только тогда можно научиться переводить условие текстовой задачи на язык математики. |
Задание № 18 | Для решения этой задачи необходимо отличное владение предметом. Поможет ее решить знание свойств элементарных функций, умение исследовать функции и строить их графики. Все это есть в школьном курсе математики. |
Задание № 19 | Это задача для тех, кому интересна математика. В ходе решения может возникнуть необходимость обратиться к любому разделу предмета из программы любого класса. Нужно найти в своей голове и грамотно применить эти знания. В одной задаче может сочетаться арифметическая прогрессия со свойствами делимости чисел и нахождением наибольшего значения. Для решения этой задачи нужно понимать, когда достаточно привести пример, а когда необходимо строгое обоснование. |