Написание ЕГЭ — одна из поворотных точек в жизни каждого школьника.
От результата зачастую зависит выбор вуза, вопрос переезда в другой город, а иногда и будущая специальность выпускника. Поэтому на подготовку к единому экзамену уходит так много времени и денег: по данным опросов, 37% школьников проводят за заданиями ЕГЭ до 10 часов в неделю, а родители ежегодно тратят на курсы и репетиторов более 14 миллиардов рублей.
Читатели Тинькофф Журнала рассказали, как они или их близкие готовились к ЕГЭ, сколько денег на это потратили и как в итоге сдали экзамен.
Это истории из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Стратегия № 1
Готовиться самостоятельно
Выбор стратегии. К ЕГЭ готовился самостоятельно. Родители предлагали нанять репетиторов, но я отказался. Дело в том, что в 9 классе, во время подготовки к ГИА (ОГЭ), мне не повезло с репетитором по математике. Занятия казались не слишком продуктивными. Мы просто решали варианты, иногда преподаватель давал комментарии, показывал различные способы решений, но все это я и так знал. Так что после успешной сдачи ГИА понял, что к ЕГЭ буду готовиться сам.
Я сдавал три предмета: русский язык, информатику и математику — базовый и профильный уровни.
По моему мнению, программа по русскому языку в 10—11 классе похожа на программу предыдущих классов. Единый экзамен по информатике тоже не сильно отличается от ОГЭ, разве что заданий больше и они более содержательные. ЕГЭ по математике базового уровня, на мой взгляд, очень похож на ГИА, только с добавлением некоторых заданий по темам 10—11 класса. А вот с профильным уровнем, конечно, все иначе.
Схема подготовки. К русскому языку и информатике нас готовили в школе. Конечно, дома я тоже самостоятельно занимался, решал варианты. Сборники не покупал: учителя сами доставали откуда-то тесты и просто давали нам.
По большому счету, усиленно я готовился только к экзамену по математике профильного уровня. В основном пользовался порталом «Решу ЕГЭ» и сайтом Александра Ларина. На «Решу ЕГЭ» можно самостоятельно выбрать задания по конкретным темам, а Ларин составляет очень хорошие сложные варианты.
Еще смотрел ролики по подготовке на «Ютубе». Могу посоветовать каналы Бориса Трушина и Евгения Пифагора — отличные математики, объясняют все понятно и без воды. Есть еще канал «Мектеп Online Математика», где замечательный преподаватель Эльмира Ренатовна Рафикова хорошо объясняет школьные темы.
Подготовка проходила примерно так: я брал вариант, прорешивал и сверял с ответами. Если обнаруживал ошибку, анализировал, с чем она связана. Если просто с невнимательностью, то решал задание заново, а если это было что-то содержательное, то перечитывал нужную тему в учебнике или смотрел что-то на «Ютубе».
Конечно, рано или поздно такой подход надоедал. В этом случае я выбирал на «Решу ЕГЭ» какой-то тип заданий, с которыми у меня были проблемы, и просто решал эти задачи подряд. А потом снова переходил на варианты или брался за подготовку к другому экзамену. Очевидно, в 10 классе всех тем не знаешь, поэтому до 11 класса я решал только половину заданий в ЕГЭ профильного уровня.
Мотивация у меня была одна — сдать этот экзамен. Я знал, что списать на нем невозможно, да и вообще это нечестно. Рассчитывать можно только на свои силы и знания. Конечно, иногда было желание все бросить и просто отдохнуть месяц-другой. Но я понимал, что хорошо написать экзамен важно мне самому. Я не старался ради родителей или школьных учителей. Я старался для себя.
Но должен честно сказать, что в летние каникулы после 10 класса дал себе два месяца отдохнуть. Я просто устал и понимал, что если продолжу в том же духе, уровень знаний лучше уж точно не станет. При подготовке главное — не перегружать себя.
К слову, о переутомлении. В один год со мной сдавал ЕГЭ мой знакомый. Он настолько усердно готовился к экзамену по химии в течение года, что переутомление застало его на самом экзамене: он просто упал там в обморок и сдавал уже в резервный день.
Траты. К помощи репетиторов я не обращался — соответственно, этой статьи расходов нет. Максимум, за что я платил, — это домашний интернет, бумага, картриджи, ручки и карандаши.
Сборники для подготовки не покупал, а просто скачивал в интернете. До сих пор не люблю эти сборники — и сейчас, когда сам стал репетитором, при подготовке своих учеников к экзаменам их не использую. В течение учебного года задания в экзамене могут поменяться, какие-то могут просто убрать, а в задачниках они остаются.
Результаты. Моя стратегия подготовки окупилась только тем, что родители не тратились на репетиторов. Это было и основным плюсом. Но я все равно не попал на бюджет, пришлось платить за обучение. Да и вуз я потом бросил: понял, что программирование, на которое я поступил, — это не мое.
После отчисления поступил на дистанционную заочку в московский вуз по направлению «гражданское право». Тут мне тоже приходится самостоятельно организовывать свое обучение. Благо опыт уже есть. Из минусов можно отметить только то, что нужно постоянно самому себя контролировать, давать пинка, не принимать от себя отмазки. Бороться с ленью — это очень тяжело.
В целом результатом самостоятельной подготовки я доволен: научился анализировать различные источники информации, не давать себе лениться. Это хороший опыт, который пригождается мне и сейчас. Конечно, самостоятельная подготовка требует кроме мотивации еще и организованности. К сожалению, по моему преподавательскому опыту, организовать себя могут не все. Для этой цели и нанимают репетитора: он знает, что и как нужно делать. Но без стараний ученика траты на репетитора — это деньги на ветер.
Выбор стратегии. Фактически у меня был выбор без выбора. Моя семья совсем не богатая, и я понимала, что деньги на репетиторов мне давать не смогут. Тем более родители не смогли бы тянуть бремя оплаты вуза. Моим единственным шансом получить хорошее образование стала самоподготовка и успешная сдача экзаменов.
Учителя были в курсе финансовой ситуации моей семьи, поэтому сразу посоветовали сайт «Решу ЕГЭ», где я и занималась решением задач. Я готовилась к профильной математике, русскому языку, биологии и химии. Бонусом взяла географию, потому что в год моей сдачи этот предмет сдавали самым первым и мне было интересно посмотреть, как проходит сдача экзамена, как все организовано.
Схема подготовки. Поскольку все зависело только от меня, я решила, что должна ответственно подойти к вопросу подготовки. С конца сентября занималась каждый день. В будни делала части А и В, в выходные сидела над частью С. Еще решала задачки на неинтересных мне уроках: физкультуре, ОБЖ, обществознании. Первые части давались мне легко, а вот с последней были трудности.
Много материалов можно было найти на «Ютубе». Мне действительно помогали подробные видеоразборы заданий и оформления решений. Если оставались вопросы, я спокойно подходила к учителям на переменах. Они мне все объясняли.
Я не заметила каких-либо минусов в самостоятельной подготовке. Единственное, в мае уже было трудно сидеть над тетрадками, потому что хотелось гулять с друзьями.
Траты. За время подготовки покупала только пособия для дополнительных занятий после уроков. Потратила не больше 1000 Р.
Результаты. В итоге я получила на экзаменах следующие баллы: профильная математика — 86, русский язык — 92, биология — 94, химия — 89, география — 81. Для меня этот результат оказался достойным: в школе я была троечницей. Я собиралась поступать не в самый топовый вуз — на агронома в РГАУ МСХА им. Тимирязева. Но в итоге баллов хватило на РУДН.
Стратегия № 2
Записаться на онлайн-курсы
Выбор стратегии. Когда выбрал предметы для сдачи ЕГЭ и посчитал, сколько будут стоить репетиторы, понял, что это мне не по карману, и решил посмотреть онлайн-школы, которые в то время развивались бурными темпами.
Выбирал просто: оценивал диапазон цен, читал отзывы бывших выпускников, общался с поддержкой и несколько раз смотрел пробные вебинары преподавателя, чтобы понять, как он ведет занятия и понравится ли мне.
Схема подготовки. Подготовка проходила очень интересно и плодотворно, а главное — с хорошим наращиванием знаний и результатов по пробникам. Я отметил следующие плюсы онлайн-курсов:
- На курсе был грамотный учитель, который знал предмет и мог несложно донести информацию. Еще помогали кураторы — это люди, сдавшие выбранный тобой предмет ЕГЭ более чем на 85 баллов, прошедшие внутренний отбор и готовые помочь тебе разобраться в лекциях и заданиях.
- Хорошо была выстроена система подготовки. Я смотрел вебинар по определенной теме, конспектировал материал, далее выполнял домашнее задание. Затем отправлял куратору фото конспекта и домашки — чаще всего это была комбинация из теста и письменной части. А он давал обратную связь по ошибкам или просил переделать задания полностью, если я не набирал минимальный порог по баллам.
- На месяц давалось три «жизни» — они отнимались, например, если не успеваешь в срок сдать домашнее задание. Если до наступления следующего месяца у тебя кончались все «жизни», в первый раз их предлагали купить за 1000 Р, а в следующий — исключали с курса без права восстановления.
- Никуда не надо было ездить. Я в любой момент мог включить онлайн-трансляцию или потом посмотреть урок в записи.
Траты. Месяц обучения стоил 2000 Р. Я обучался с сентября 2019 по май 2020 года, и в сумме вышло 36 000 Р за два предмета. Еще взял дополнительные курсы на повторение за 6000 Р. В совокупности на историю и обществознание ушло около 42 000 Р. Кроме того, я три месяца занимался русским, потратил 3000 Р. Профильную математику я не сдавал.
Результаты. Сдал ЕГЭ лучше всех в школе. Набрал 78 баллов по русскому языку, 81 балл по обществознанию и 94 балла по истории — без особых напряжений нервной системы и серьезных денежных вложений. Результатом более чем доволен. Поступил в Москву на бюджет и радуюсь жизни.
Стратегия № 3
Сосредоточиться на олимпиадах
Выбор стратегии. В свое время в подготовке своих детей сделали ставку не на ЕГЭ, а на профильные олимпиады. Такой способ выбрали по стопам знакомого, который был из очень бедной семьи и понимал, что в случае неудачи с ЕГЭ деньги за его учебу было бы просто некому заплатить. У нас другое материальное положение, и дети сдавали ЕГЭ почти на 10 лет позже, но все равно этот способ понравился.
Олимпиадами начали заниматься еще в начальной школе. Ориентировалась на способности и интересы старшего сына. Например, математику за первый класс он прошел лет в пять: ему это просто было интересно. Олимпиадные задания, даже усложненные задачи «со звездочкой», он всегда решал с удовольствием. Младший пошел уже по отработанному сценарию.
Траты. Расходы были разве что на книги по подготовке к олимпиадам. Мы все вместе приходили в магазин, и сын выбирал, что ему хотелось бы порешать, что было бы интересно. В начале 2000-х годов еще было сложно с доступностью материалов в сети.
На олимпиадные поездки тоже не тратились. В другие города ездил только младший, когда писал ВсОШ, но там все оплачивалось из муниципального бюджета. А так мы живем в городе-миллионнике, вузов достаточно, и многие московские профильные олимпиады проводились в том числе и у нас.
Схема подготовки. Готовились просто: занимались дома, в том числе летом. Ну, и изначально отдали детей в муниципальную гимназию. Там на них обратили внимание, ведь для учебного заведения престижно иметь в своих стенах призеров или победителей олимпиад — это повышает рейтинг. Школа у нас государственная, обучение бесплатное. Но учителя, особенно у старшего, были очень сильные, и им, как я понимаю, было интересно учить детей-олимпиадников. Кажется, они даже премию получают, если ребенок проходит какие-то этапы ВсОШ, поэтому на некоторые олимпиады детей направляла сама школа. Моей же задачей было отслеживать нужные олимпиады и вовремя напоминать сыновьям, чтобы они их банально не пропустили.
Когда дети проходили городской этап, очень часто муниципалитет устраивал уже собственную подготовку: так младший сын три раза попадал на профильные смены в физические и математические лагеря, где с ним дополнительно занимались преподаватели вузов. Это было бесплатно, за счет города и в учебное время. Упор делался на олимпиадный предмет, а остальные школьные дисциплины шли факультативами. Обычно с утра проходили три профильные пары, а после обеда — две общие. Вечером организовывали развлекательные программы, в выходные — экскурсии. Сыну нравилось. Сейчас он учится в вузе с ребятами, которых знает с тех времен.
Начиная с 7 класса, если не ошибаюсь, дети становились призерами города, а с 9 класса — и области. Кроме всероссийских олимпиад занимались и перечневыми. Преимущество перечневых олимпиад в том, что их много и с определенной подготовкой стать призером хотя бы третьего уровня несложно. Ну и большой плюс олимпиад в целом — это общение с заинтересованными сверстниками.
Результаты. Стратегия окупилась на 100%. Как минимум она сэкономила нам нервы и деньги, так как мы с мужем заранее знали, что дети поступят без вступительных испытаний. Сыновья сдали ЕГЭ по профильной математике более чем на 80 баллов без подготовки и репетиторов — это тоже о многом говорит. Чтобы подтвердить перечневую олимпиаду, необходимо было набрать минимум 75 баллов, что они и сделали.
Стратегия № 4
Подойти к подготовке комплексно
Выбор стратегии. Сын учился в одном из лучших лицеев города, в профильном математическом классе. С направлением для высшего образования определился в 7 классе: выбрал программирование. Начиная с 7 класса ходил на курсы олимпиадного программирования в наш местный вуз, а потом в частный учебный центр, где преподают бывшие олимпиадники.
У нас в лицее преподавала прекрасная учительница по информатике, во многом успехи сына — это ее заслуга. Она рекомендовала участие в различных олимпиадах, а также выездные лагеря. Сын три раза ездил в Летнюю компьютерную школу и один раз в Иннополис. Кроме того, он два раза был на сменах по программированию в федеральном учебном центре «Сириус» в Сочи. Лагеря очень много дали в плане учебы и мотивации.
Вузы и специальность сын выбирал по советам школьного учителя и преподавателей из «Сириуса», которые предлагали МФТИ, ВШЭ, СПБГУ и ИТМО. Мы с мужем советовали выбрать прикладное программирование, так как там меньше математики и проще учиться, но сын отказался и остановился на специальности «прикладная математика и информатика».
За год до поступления я составила табличку по интересующим сына вузам и специальностям. Проходные баллы были в пределах 298—303. Вместе выписали все олимпиады, которые давали право на БВИ, то есть поступление без экзаменов. До 11 класса особенных успехов в олимпиадах у него не было, до призерства всегда чуть-чуть не хватало. Он очень расстраивался, но не сдавался и продолжал писать. В этом его поддерживали школьный учитель и тренер в учебном центре, огромное им спасибо.
В начале 11 класса мы обсудили стратегию поступления. Сын сразу предложил заниматься только олимпиадами и поступать по БВИ. Так сделали большинство из его одноклассников. Мы с мужем предложили разделить риски и готовиться также к ЕГЭ, так как олимпиады шли не очень успешно. В итоге сын сдавал математику, русский и информатику.
Траты. За три недели в Летней компьютерной школе отдали около 70 000 Р. Иннополис стоил 25 000 Р за две недели, но туда получилось съездить бесплатно: сын с одноклассниками выиграли грант. Поездки в «Сириус» были бесплатными.
В 7—10 классах сын несколько раз ездил с учителем и одноклассниками на финалы олимпиад по программированию в Москву и Казань. Отборы писал удаленно, из дома. Участие в олимпиадах было бесплатным, мы оплачивали только билеты и гостиницу — получалось около 5000 Р за поездку. Во время ковида очные олимпиады отменили, все писал дистанционно.
На репетиторов к ЕГЭ в общей сложности потратили около 80 000 Р — сын занимался математикой и русским языком. Стоимость занятия по математике — 600 Р, по русскому — 1200 Р.
Схема подготовки. Со школьной математикой проблем не было. Взяли репетитора, эксперта ЕГЭ, для уверенности и изучения правильного оформления, занятия проходили в группе. По русскому воспользовались помощью индивидуального репетитора, тоже эксперта ЕГЭ, занимались раз в неделю. К информатике готовились самостоятельно. Параллельно сын изучал программирование, участвовал во всевозможных олимпиадах.
Результаты. В итоге сын стал призером четырех олимпиад, получил БВИ в ИТМО на желаемую специальность, а также в СПбГУ и ВШЭ — но на те специальности, куда не хотел идти. ЕГЭ по русскому и математике написал только на 90 баллов, по информатике — на 100.
Поступил по БВИ на прикладную математику и информатику в ИТМО. Проходной балл составлял более 300 баллов. Из 150 бюджетных мест 148 заняли те, кто поступал по БВИ, многих сын уже знал по лагерям и олимпиадам.
В итоге репетиторы сыну не пригодились, но потраченных денег мы не жалеем, полученные знания останутся с сыном навсегда.
Выводы и рекомендации:
- Не все дети к 11 классу могут определиться с будущей специальностью. Поэтому советую выбирать информатику и обществознание — это универсальные предметы для ЕГЭ, которые принимают на многие направления.
- В ЕГЭ есть элемент лотереи. Сын хорошо знает математику, но от волнения неверно прочел условия задачи. Пересдать ЕГЭ можно лишь на следующий год. С олимпиадами проще в том плане, что их много: не вышло с одной — получится с другой. Некоторые вузы принимают результаты олимпиад за 10 класс, так что можно поступить заранее и в 11 классе меньше волноваться. Результаты Всероса действуют три или четыре года.
- Нужно искать репетиторов с опытом именно в подготовке к ЕГЭ, потому что многое зависит от понимания формата.
- По моим наблюдениям, при прочих равных более успешны дети, которых поддерживают родители: проявляют интерес к их учебе и дополнительным занятиям, олимпиадам и лагерям. Мы с мужем финансисты и не можем помочь с решением задач по программированию, но всегда поддерживали участие в олимпиадах, волновались вместе с сыном, не жалели денег на профильные лагеря и поездки. После поступления сын поблагодарил нас за поддержку, было очень приятно.
Выбор стратегии. К 9 классу у дочери назрела необходимость выбора будущей профессии, она решила, что хочет учиться на программиста — и только в ИТМО. Поступала в вуз она в 2020 году.
Мы дважды ездили в Петербург на день открытых дверей ИТМО: познакомиться с университетом, его программой, требованиями к абитуриентам. Узнали, что проходной балл на отдельные факультеты составлял 310, и поняли, что нужно основательно подготовиться к ЕГЭ. Дочери надо было сдать три предмета: русский язык, профильную математику и информатику.
Так как стояла задача получить наивысшие баллы по трем предметам, дочь продумала стратегию подготовки по каждому в отдельности — от бесплатных факультативов в школе до онлайн-курсов.
Схема подготовки. Русский язык преподавался в школе на высоком уровне. Учитель еще в начале 11 класса сообщила, что дети сдадут ЕГЭ по русскому более чем на 70 баллов. Знания она дала глубокие, и пробные экзамены дети действительно написали хорошо. Раз в неделю в школе проводился отдельный урок — подготовка к ЕГЭ по русскому языку.
Кроме этого, дочь по рекомендации одноклассницы прошла платный марафон по написанию сочинения. Он состоял из шести уроков по полтора часа и длился две недели. Занимались ученики в группах по 20 человек. Огромный плюс заключался в том, что и на занятиях, и в качестве домашнего задания дети писали сочинения, а преподаватель подробно их анализировал и отвечал на все возникающие вопросы.
К информатике дочь готовилась на курсах при Костромском государственном университете — КГУ. От работников вуза я узнала, что с сентября по май в его стенах проводятся бесплатные курсы. Я лично пообщалась с преподавателем — она была очень внимательна, рассказала про подготовку и посоветовала заниматься два года, чтобы получить лучший результат на экзамене.
Занятия шли в одном из корпусов университета по полтора часа, два раза в неделю, во второй половине дня. Давались домашние задания, которые ребята отправляли в специальный чат на проверку. Это отличная возможность для детей из Костромской и близлежащих областей бесплатно подготовиться к ЕГЭ по информатике.
К математике дочь готовилась усерднее всего. Она сразу сказала, что знаний для высокого балла у нее недостаточно, и мы с мужем ответили: «Все, что от нас зависит, мы сделаем — только скажи, кому заплатить». Учитель математики нам сообщила, что первые 10 заданий экзамена дети напишут, а к остальным нужно готовиться дополнительно.
Весь 11 класс в корпусе КГУ шел курс подготовки к математике, организованный нашей школой, там ученики тренировали задания 11—12. А вот вопрос с заданиями 13—19 пришлось решать самостоятельно: дочь нашла онлайн-курсы подготовки. Выбирала по отзывам знакомых, рейтингу школ и преподавателей. В итоге остановилась на «Фоксфорде».
На курсе все продумано: есть готовый учебный план по всем нужным темам от простых к сложным. Занятия проходили с октября по май — каждое воскресенье по три часа. Я заходила в комнату дочери во время подготовки и наблюдала такую картину: начало урока, преподаватель зачитывает задачу, на доске в левом верхнем углу какой-то рисунок типа окружности и треугольника. Далее спрашивает учеников, как они планируют решить задачу. Ему что-то пишут в чат. Через час вся доска исписана, исчерчена: круги, квадраты, треугольники, линии. Мне было страшно на это смотреть и удивительно осознавать, какая у нас умная дочь, раз она все это понимает.
Онлайн-курсы в целом понравились. Во-первых, это удобно: ты сидишь дома, можешь поесть и попить во время занятия, а потом пересмотреть лекцию, если что-то пропустил. Во-вторых, их легко совмещать с учебой и стоят они меньше, чем репетитор. Но минусы тоже были. Например, дочери не всегда удавалось получить ответы на свои вопросы. А еще на дистанционных занятиях сложно сконцентрироваться.
Траты. Дополнительные уроки подготовки к ЕГЭ по русскому в школе, а также занятия по информатике в КГУ проходили бесплатно. За 10 занятий по математике при университете мы отдали 1500 Р. Марафон по написанию сочинения стоил 1400 Р.
Дороже всего встали занятия по математике от «Фоксфорда». Мне предложили два варианта оплаты: помесячно или единоразово со скидкой. Я выбрала второй и до начала занятий заплатила за весь курс 25 492 Р. На мою электронную почту выслали договор на обучение, лицензию на образовательную деятельность, подтверждение оплаты. На следующий год я заявила налоговый вычет 13%. Мне вернули 3314 Р.
Таким образом, в общей сложности на подготовку к экзаменам мы потратили 25 078 Р.
Результаты. ЕГЭ по русскому дочь сдала на 94 балла, по информатике — на 96 баллов, по математике — на 80. Поступила, как и хотела, в ИТМО на специальность «инфокоммуникационные технологии и системы связи», на бюджет. Как иногородней, ей предоставили место в общежитии. Она получает стипендию и учится с удовольствием.
ЕГЭ без репетиторов: миф или реальность
Родители российских школьников тратят десятки миллиардов рублей в год на репетиторов. Такие данные приводят аналитики рынка дополнительного образования. Речь идет не только о подготовке к ЕГЭ и ОГЭ. Многие обращаются к помощи репетиторов едва ли не с первого класса.
Особенно актуальным вопрос о дополнительных занятиях становится в старших классах. По данным ВЦИОМ за 2019 год, 42% учащихся готовились к ЕГЭ с репетиторами или на курсах. 44% занимались самостоятельно. Часть выпускников пользовалась бесплатными интернет-ресурсами, в том числе заданиями Открытого банка ЕГЭ.
Можно ли сдать ЕГЭ без репетиторов? И главное, как понять, когда школьнику нужна дополнительная помощь? С этим вопросом Кубань 24 обратилась к педагогам и родителям выпускников.
Мнение Рособрнадзора
По словам руководителя Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Анзора Музаева, ЕГЭ не содержит ничего выходящего за рамки школьной программы.
«Задания, включаемые в контрольные измерительные материалы ЕГЭ, не содержат ничего выходящего за рамки школьной программы. Если школьник добросовестно и систематически учится, ЕГЭ он сдаст», — заверил Музаев.
Обращаться к репетиторам или нет, решают сами выпускники и родители. Это может помочь разработать индивидуальную стратегию подготовки к экзаменам, считает глава Рособрнадзора.
«Однако успешно подготовиться и сдать экзамены можно и без репетиторов, что показывает опыт значительного числа стобалльников ЕГЭ», — отметил Анзор Музаев.
Мнение учителя
Эту точку зрения разделяет учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 2 ст. Крыловской Краснодарского края Юлия Богданова. По мнению учителя, обращение к репетиторам «расслабляет» ребенка. Когда школьник знает, что родители смогут оплатить услуги репетитора, он зачастую перестает серьезно относиться к школьной программе.
«У выпускника создается устойчивое мнение, что в школе можно ничего не делать, а потом все наверстать с репетитором. Причем зачастую такие ученики полностью игнорируют выполнение домашних заданий, то есть не закрепляют и не отрабатывают отдельные темы», — отметила Богданова.
В профильных классах на изучение обществоведческих дисциплин выделяется шесть часов в неделю, а с репетитором школьник занимается один-два часа. Если выпускник нацелен на высокий балл, этого недостаточно, считает педагог. По ее мнению, многое зависит от личных качеств старшеклассника. Если он хорошо учится и мотивирован, то он может сам подготовиться к ЕГЭ. Но в некоторых ситуациях репетитор необходим.
«Бывают ситуации, когда репетитор необходим, если ребенок долго болел или в силу обстоятельств родители побоялись после девятого класса отпустить в колледж, но чаще всего это дети которые нацелены просто перейти порог», — подчеркнула Богданова.
Мнение экзаменатора
Преподаватель, секретарь приемной комиссии филологического факультета КубГУ Марина Полева согласна: многое зависит от самодисциплины учащегося. Но если в планах выпускника получить от 90 баллов и выше, то лучше все же заручиться поддержкой репетитора. Он сможет направить школьника, сориентирует в алгоритме выполнения заданий, проведет пробные срезы и поможет разобраться в ошибках.
«Но это лишь вопрос помощи и поддержки, и возможно, экономии времени . Если возможности заниматься с репетитором нет, то это не значит, что учащийся обязательно завалит ЕГЭ», — считает педагог.
Мнение репетитора
По словам репетитора по русскому языку с семилетним стажем, Людмилы Шелестовой, самостоятельно ученик может подготовиться к тестовой части экзамена. А вот проверку сочинения лучше доверить профессионалу. По ее мнению, не все школьные учителя умеют проверять сочинения по критериям ЕГЭ.
Шелестова считает, что ученик сможет подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку самостоятельно, если он:
— достаточно мотивированный, ответственный и дисциплинированный, т.е. способен упорно и регулярно заниматься предметом хотя бы раз в неделю;
— знает правила орфографии и пунктуации и пишет грамотно не интуитивно, а осознанно;
— умеет писать сочинение и знает критерии его оценивания: не понимая требований, невозможно написать сочинение на высокий балл;
— понимает, что такое логические, речевые, грамматические и прочие ошибки и умеет их находить и исправлять;
— знает, по каким пособиям лучше всего заниматься, а какие даже не стоит покупать (авторы пособий зарабатывают в том числе и на их объеме; у выпускника нет времени изучать многостраничную, никому не нужную теорию: лучше меньше да лучше).
«Репетитор способен сберечь время и нервы вашего ребенка, дав нужную теорию кратко и понятно и отработав ее на практике. Репетитор также знает все подводные камни ЕГЭ и расскажет о них ученику. Реально оцените способности вашего ребенка и примите правильное решение», — советует педагог.
Мнение родителя
Сын жительницы Краснодара Ирины Пешковой сдал в 2020 году ЕГЭ по математике и информатике на 100 баллов, русский язык на 99 баллов. Сейчас он учится на первом курсе Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики.
Если старшеклассник планирует поступать в региональные учебные заведения, то школьной подготовки к ЕГЭ может быть достаточно, считает Ирина. Если же выпускник нацелен на столичные вузы, то репетитор обязателен даже для медалистов.
«Если будущему абитуриенту нужны высшие баллы (95 и выше), ему нужно заниматься дополнительно, и пожалуй не год, а больше», — считает Ирина .
При этом для успешной сдачи экзамена по русскому языку может быть достаточно общешкольного факультатива с консультациями опытного педагога. А такие сложные дисциплины, как профильная математика и информатика требуют регулярной подготовки с репетитором: слишком часто меняется уровень сложности, добавляются новые типы заданий, подчеркнула мама стобалльника.
Цена занятий и бесплатные сайты
Стоимость одного часа занятий с репетитором в Краснодарском крае начинается от 400 рублей. Преподаватели со стажем и педагоги вузов берут от 1000 руб/час. Во время пандемии стали очень популярными онлайн занятия. Ученики часто занимаются в группах по подготовке ОГЭ и ЕГЭ. Групповые занятия выходят дешевле, от 2500 в месяц.
Помочь выпускникам в самостоятельной подготовке в ЕГЭ могут сайты:
Сайт «Сдам ГИА: решу ЕГЭ». Здесь собраны типовые задания по всем предметам. На сайте можно пройти онлайн-тестирование;
Сайт ФИПИ. Это официальная база заданий от составителей экзаменов;
Сайт ЕГЭ и ГИА. Большое количество видеоуроков по подготовке к экзаменам;
Сайт Яндекс.Репетитор. На нём собраны пробные варианты экзаменационных заданий;
Сайт Бингоскул. На нем можно работать с телефона. Сайт ведет статистику успеваемости ученика по выбранным предметам;
Сайт Незнайка. Здесь размещено много пробных вариантов по всем предметам;
Сайт Экзамен.ру. Новостной портал об экзаменах с примерами тестов;
Как подтянуть обществознание без репетитора: краткая и полезная инструкция 🤓
Если ты хочешь сдать ОГЭ, ЕГЭ или просто улучшить оценку по этому предмету, то данная статья — обязательна к прочтению ✨
28 августа 2022
Сентябрь — это отличная возможность начать все с чистого листа. И тут мы подразумеваем учебу. Представь, в школьном журнале еще не стоит ни одной оценки, ты не успела обидеться на учителей (по кому-нибудь из них даже соскучилась). И теперь перед тобой стоит выбор — смириться со своей участью быть троечницей/хорошисткой или кардинально изменить ситуацию, повысив оценки по каждому из предметов. Мы уже говорили об этом про литературу, математику, английский. Теперь настала очередь обществознания.
Внимательно читай школьный учебник и изучай дополнительную литературу
Обществознание не сравнимо с математикой, ведь здесь тебе не нужно зубрить формулы, решать сложнейшие задачки, хотя и они могут встретиться, но акцент будет сделан не на цифры и выведение точного результата, а на логику. В этой науке достаточно много понятий и терминов, но это не значит, что тебе нужно сидеть над ними часами и досконально зубрить. Достаточно вовремя и внимательно читать заданные учителем параграфы. А если ты захочешь как можно лучше систематизировать всю информацию и восполнить пробелы в знаниях, приобрети специальный справочник.
В случае, если тебе не удается никакими силами запомнить какое-то определение, выпиши его на карточку и носи ее с собой, периодически перечитывая.
Ищи дополнительные материалы по обществу
В интернете ты найдешь множество ресурсов, благодаря которым изучение общества станет проще. Ты можешь выбрать наиболее удобный для себя формат — видеолекции, аудиокниги, тесты. Как только ты найдешь материалы с интересной подачей, яркими примерами их жизни, предмет, который казался тебе неимоверно нудным и трудным, вдруг откроется с новой стороны.
Это плейлист, в котором собраны лекции по обществознанию. С ними можно подготовиться как к ЕГЭ, так и к обычным урокам.
Проявляй инициативу на занятиях
Важно, чтобы твое стремление познать общество как можно лучше увидел твой учитель. Если ты будешь тихонько сидеть на уроках, не поднимать руку, то и оценка вряд ли повысится. Возможно, что ты просто не можешь перебороть стеснение при всем классе и выступить у доски. Но для достижения высоких результатов сделать это необходимо.
Также не теряй возможности брать дополнительные задания у учителя. Может ты решишь подготовить реферат и интересно его рассказать на следующем занятии, а также сделать презентацию. Кстати, второй вариант выигрышнее, ведь с иллюстрациями и наглядными примерами слушать тебя будет интересно не только учителю, но и одноклассникам.
Скачай приложение на телефон
Классно изучать науки в игровой форме, ведь так у тебя появится больше желания и мотивации в процессе учебы. В Play Маркете все, что тебе нужно сделать, это ввести в поиск «обществознание», и перед тобой выстроится список полезных приложений. Хочешь подтянуть теорию? Пожалуйста! Желаешь сдать ЕГЭ на 90+ баллов? И такое здесь есть.
«Обществознание. Викторина» позволит тебе подтянуть знания по всем необходимым темам. Приложение уже набрало много положительных отзывов.
Периодически решай тесты ОГЭ/ЕГЭ
Мы знаем отличный сайт, благодаря которому ты вполне сможешь опередить школьную программу. На «Сдам ГИА: Решу ЕГЭ» собрано множество тренировочных вариантов по самым разным предметам, в том числе и по обществознанию. Вполне возможно, что на какие-то вопросы ты ответишь с легкостью, а с какими-то столкнешься в первый раз. После того как ты решишь тест и нажмешь кнопку «Сохранить», дальше увидишь пояснения к каждому из заданий. Такая зарядка будет полезна как для тех, кто будет сдавать экзамены в будущем, так и для тех, кто просто хочет выучить общество как можно лучше.
P.S. Если ты как раз относишься к первой категории, то у нас для тебя уже есть готовая инструкция по подготовке к ЕГЭ по этому предмету. Только не оставляй на нее последний месяц учебы, а начни прямо сейчас.
С каждым годом в России все больше стобалльников. Понятнее и привычнее становится процедура сдачи ЕГЭ и поступления в вузы. Невероятных усилий это требует со стороны выпускников и их родителей. Но сколько сегодня стоит подготовка к единому экзамену в буквальном смысле, в рублях? И можно ли сдать на «пятерку» без помощи репетиторов?
Настрой на успех
Хорошо, если ко времени окончания школы будущий абитуриент определился с вузом и направлением подготовки. Кто-то выбирает специальность, исходя из личных интересов, кто-то — по совету родителей. Выпускник 2017 года Евгений Щаников тщательно изучил рейтинги востребованных профессий будущего.
«Перед выбором вуза я изучил рынок, быть «менеджером среднего звена» не хотел никогда, — рассказал Женя. — Рабочие специальности мало привлекают. Хочу поступать в медицинский. Сдаю в этом году, помимо профильных, биологию и химию. Занимаюсь с репетиторами по всем предметам, кроме русского и математики. У нас очень сильные учителя, спасибо им за такую подготовку. Мне кажется, они переживают за нас больше, чем мы сами. К русскому мы начали готовиться в 11 классе. Методические дни, дополнительные занятия, на которых мы учим теорию, сдаем ее, решаем тесты. Раз в неделю пробники, а после — анализ ошибок. По выходным — консультации. С репетиторами занимаюсь 2 раза в неделю — выходит 1500 рублей. Они готовят именно по стандартам ЕГЭ, потому я не особенно волнуюсь. Настрой отличный. Но иногда становится немного страшно из-за самой процедуры сдачи».
Понять систему ЕГЭ — это 90% успеха. Тесты не требуют ничего сверхъестественного. Если учиться на хорошие оценки и понимать, чего от тебя хотят на ЕГЭ, запросто можно сдать самой. Главное, не лениться.
Выпускница 2017 года Алина Кучер, наоборот, ни разу не воспользовалась услугами репетиторов и готовится к экзаменам самостоятельно, внимательно слушает учителей.
«Понять систему ЕГЭ — это 90% успеха, — уверена Алина. — Тесты не требуют ничего сверхъестественного. Если учиться на хорошие оценки и понимать, чего от тебя хотят на ЕГЭ, запросто можно сдать самой. Главное, не лениться. Нужно выкладываться по полной на уроках, выполнять все задания преподавателей. Прорешать КИМы прошлых лет, составить план повторения теории. Практика в решении вариантов даст возможность понять свои сильные стороны и сэкономить время на экзамене. Так что пока трачу только свои силы. Планирую поступать в МГУ, уверена в успехе, потому что всегда училась на отлично».
На личном опыте
Бывает, решение «куда поступать» приходит внезапно. И о трудностях такого положения не понаслышке знает выпускница 2016 года Елизавета Демина.
«С репетиторами начала заниматься в десятом классе, — рассказывает Лиза. — Родители хотели, чтобы я поступила на физико-технический факультет. Мы потратили кучу денег на дополнительные занятия. Но в 11 классе я поняла вдруг, что не могу больше учить физику. Не мое. Решила поступать на журфак. Стала сама готовиться к ЕГЭ по русскому языку, математике, истории и обществознанию. Ходила на подготовительные курсы. На самом деле, к русскому можно подготовиться и без репетитора, за первый семестр повторить и выучить теорию, а остальное время потратить на тесты и сочинение. К базовой математике готовилась «за день». Моя учительница по алгебре дала много полезных знаний. Хорошо помог просмотр видео с разбором заданий с YouTube. А вот с обществом и историей было очень сложно. Материалы нужно вовремя учить или начать готовиться заранее. Еле набрала по ним баллы. В любом случае, я поступила и вспоминаю теперь свой выпускной класс как испытание. Думаю, сделала правильный выбор, несмотря на «впустую» затраченные родителями деньги».
О том, что репетитор — не всегда залог успеха, рассказал выпускник прошлого года Константин Олейник.
«В 2016 году не смог набрать нужное количество баллов, — говорит Костя. — 10 и 11 классы я готовился к поступлению в Политехнический. Побеждал в олимпиадах. Занимался с репетиторами по всем предметам, так как пройденного в школе на уроках было недостаточно. А времени, чтобы заниматься с каждым учеником, учителям не хватало. В итоге физику сдал на 80 баллов, а русский — на 40. По сумме баллов не прошел. Поступил на другой факультет. Сейчас ни о чем не жалею, но на тот момент расстроился очень. Кстати, некоторые мои одноклассники из-за того, что у родителей не было средств на подготовку, и не пробовали получать высшее образование. Что касается физики, могу дать выпускникам совет. Важна только практика. Если готовитесь без репетиторов, можно смотреть вебинары».
Кому платить?
Что о подготовке к ЕГЭ думают сами наставники? Репетитор не всегда имеет полное представление о правильной и, главное, актуальной подготовке детей к ЕГЭ, уверена учитель русского языка и литературы в средней образовательной школе Сочи Ольга Нестеренко:
«Школьный педагог знает все слабые места учеников, — считает Ольга Станиславовна. — Он имеет больше опыта работы с детьми такого возраста, а значит, разбирается в их психологии. Кроме того, мы, учителя, регулярно работаем с ЕГЭ, разбираемся в методологии и системе оценки. Многие жалуются на невозможность заниматься с каждым учеником индивидуально. Ну, так нужно перестраиваться, включать в программу элементы тестирования, учиться организовывать «мозговые штурмы» и курсы прямо в школе. Это гораздо удобнее для детей, а главное — возникает серьезная конкуренция неквалифицированным репетиторам. Почему родители должны платить за то, что обязаны дать их детям учителя? Хорошим педагогам должно платить государство. И ни копейки за количество сдавших и неизвестно кем подготовленных. Тогда и будет для будущих абитуриентов реальная экономия».
Противоположное мнение у преподавателя физики Александра Жеребило:
«Уровень преподавания физики, к примеру, в вузе кардинально отличается от школьного. — Учителя натаскивают ребенка исключительно на формат единого экзамена. Это не дает реальных знаний, ведь технический предмет — это не просто набор правил. Его нужно понимать. Потому репетитор, желательно преподаватель вуза, даст больше практических знаний. Подготовит не только к экзамену, но и к дальнейшему обучению. Все знают, что многие первую же сессию могут завалить благодаря «школьной программе». Сам факт того, что выпускник занимается с репетитором, положительно влияет на его мотивацию и представление о задачах. Есть разница в целях: у учителя их слишком много, он не знает, как научить ребенка одновременно и мыслить, и осваивать большой объем. А для ЕГЭ важно не только систематизировать знания, но и понять алгоритм действий».
Школа дает набор фактической информации, а вот что с ней делать дальше — не учит. До 90 процентов выпускников сегодня не способны правильно организовать свое время. Они привыкли выполнять указания: родителей, учителей.
Завкафедрой современного русского языка КубГУ, доктор филологических наук, профессор, почетный работник высшего образования России Лидия Исаева:
«К ЕГЭ по русскому языку совершенно реально подготовиться в рамках школьной программы. Единственная часть, которая может вызвать затруднения, это сочинение. Однако программа по развитию речи также включена обычно в уроки. Так что в теории сдать экзамен без особой спецподготовки вполне возможно. Другой вопрос в том, что далеко не все школы дают ученикам освоить материал в полной мере. К сожалению, часто даже учебные заведения с хорошей репутацией готовят детей поверхностно. Все это становится видно при анализе ошибок, которые абитуриенты допускают во время подготовительных курсов.
Главной целью учителя должно стать умение «научить самостоятельно учиться», ставить перед собой задачи и организованно их решать. И этому педагоги, по разным причинам уделяют, к несчастью, недостаточно времени. Школа дает набор фактической информации, а вот что с ней делать дальше — не учит. До 90 процентов выпускников сегодня не способны правильно организовать свое время. Они привыкли выполнять указания: родителей, учителей… Не задумываясь о последствиях. И в таких случаях действительно может помочь репетитор. Опытный специалист найдет индивидуальный психологический подход, не только даст знания, но и научит ответственности».
Единый государственный экзамен — важный этап в жизни выпускников 11-го класса. Помимо обязательных дисциплин школьники часто сдают несколько дополнительных экзаменов, чтобы поступить в среднее или высшее профессиональное учебное заведение. Решение ЕГЭ требует сил, поэтому многие ученики хотят повысить свои шансы и прибегают к помощи репетиторов.
Некоторые абитуриенты и их родители не могут позволить себе дополнительные платные уроки. Они изучают экзаменационные задания КИМов на основании полученных знаний из школы. Их интересует следующее: «Можно ли сдать ЕГЭ без репетиторов?», «Какие есть рекомендации для самостоятельного изучения?», «В каких случаях реально подготовиться самим, а в каких нужно обращаться к репетиторам?».
Реально ли подготовиться самим?
Подготовиться к ЕГЭ без чужой помощи реально, но непросто. Это требует жесткой самодисциплины и желания учиться. На эффективность также влияет количество выбранных дисциплин и уровень базовых знаний по каждой из них. Чтобы написать экзамены на хорошие баллы, необходимо готовиться к ним систематически и каждый день по составленному плану.
Главный минус заключается в том, что сами учащиеся могут упустить некоторые ошибки и недочеты при изучении экзаменационных разделов. Выпускники тратят больше времени и не могут получить объяснения на интересующие их разделы.
Занятия с репетиторами облегчают учебный процесс. В центре довузовской подготовки университета «Синергия» система обратной связи налажена отлична, возможные проблемы и вопросы учащихся обсуждаются и решаются в короткие сроки.
Рекомендации к самостоятельной подготовке
Топ-7 лайфхаков для сдачи ЕГЭ без помощи репетитора:
- Определитесь с профильными предметами ЕГЭ. Чтобы не распаляться на изучение нескольких дополнительных дисциплин, лучше заранее выбрать направление и факультеты. У каждого учебного заведения возможны свои требования к абитуриентам, поэтому лучше всего изучить их сайты или обратиться в приемную комиссию, чтобы найти информацию о необходимых для поступления экзаменах.
- Распределите время. Не стоит готовиться к 3−4 предметам ЕГЭ в один день, это снижает продуктивность и не приводит к желаемым результатам. Если возможно, то выделите отдельные дни для математики и русского языка, а оставшиеся посвятите изучению дополнительных дисциплин. Если профильный предмет перекликается с обязательным (пример: русский язык и литература), то можно изучать их параллельно, такой подход улучшает процесс запоминания и повторения новой информации.
- Распределите вопросы по разделам. Каждый экзамен состоит из двух частей и включает определенный перечень тем, входящих в обязательную программу. Сосредоточьтесь на каждой из них отдельно. На сайте университета «Синергия» представлен раздел с разбором заданий по каждой дисциплине с примерами и решениями.
- Сперва изучайте задания ЕГЭ, вызывающие больше всего сложностей. Труднее всего обычно дается вторая часть (сочинения, задачи, уравнения и др.), многие оставляют ее на будущее, не желая тратить свободное время на разбор. Лучше всего начать разбирать их сразу и постепенно, такой подход поможет запомнить теорию и отработать практические навыки к экзамену.
- Используйте материалы ФИПИ. На сайте представлены демонстрационные варианты ЕГЭ по всем дисциплинам, а также возможные критерии их оценивания.
- Читайте внеклассную литературу. Дополнительные источники информации расширяют кругозор и память.
- Чередуйте учебу и отдых. Мозг нуждается в периодической смене деятельности и кислороде. Необходимо прерывать учебу на прогулки, занятия спортом и хобби, это увеличивает количество нейронных связей и повышает продуктивность.
Когда нужно обращаться к репетиторам?
К репетиторам нужно обращаться в том случае, если обучение зашло в тупик. Преподаватели помогают подготовиться, разбирают вместе с учениками их основные ошибки, учат их правильно оформлять ответы и быстро ориентироваться в представленных экзаменационных КИМах. Можно сразу же получить объяснения по непонятным разделам и закрепить полученную информацию тестами и практическими заданиями.
Подготовка к ЕГЭ без чужой помощи реальна, но отнимает много сил, это приводит к выгоранию, у многих быстро пропадают желание и мотивация. Чтобы облегчить жизнь абитуриентам, университет «Синергия» разместил на сайте специальные разделы с разбором заданий по всем дисциплинам, они облегчают процессы усвоения новой и сложной информации и повторения знакомых тем.
Центр довузовской подготовки нашего университета разработал онлайн-курсы для абитуриентов. На этих курсах абитуриенты могут проверить себя и повысить свои шансы на успешное написание ЕГЭ.