Можно ли сдать егэ по литературе без репетитора

Каждый выпускник перед экзаменами рассуждает о том, какие баллы получит. Существует два типа людей: те, кто преувеличивает свои возможности и после получения результатов ЕГЭ сокрушительно разочаровывается, и те, кто недооценивает свои знания, но в итоге набирает высокие баллы и поступает в вуз мечты. К счастью, я отношусь ко второму типу людей.

В девятом классе передо мной встал сложный вопрос: что выбрать — вуз и колледж?

Кто-то думает, что два дополнительных года в школе — пустая трата времени, ведь можно гораздо быстрее получить профессию в колледже и устроиться на работу. Другие уверены, что в наше время без высшего образования никуда. Я же пошла в десятый класс, потому что не могла определиться, кем хочу быть в будущем, и просто дала себе больше времени, чтобы найти себя, выбрать по душе профессию и хорошо подготовиться к ЕГЭ.

Не надейтесь успеть сделать всё за год

Посвятив десятый класс развлечениям и друзьям, я совсем забыла, что впереди самое сложное. Было бы разумнее готовиться к экзаменам два года, не спеша, без стресса, чем впопыхах навёрстывать материал. Но вот на голову неожиданно свалился одиннадцатый класс. И началась паника: у родителей, учителей, одноклассников и, конечно же, у меня. 

С трудом я взяла себя в руки и определилась с предметами, которые буду сдавать. Я сделала выбор не по принципу «что легче и принесёт больше баллов», а остановилась на дисциплине, которая мне искренне интересна. Так я решила сдавать литературу, потому что любила читать и увлекалась разными авторами. И в этом половина успеха на экзамене.

Меньше слов, больше дела

Пока одноклассники брали недешёвые уроки у репетиторов и часами бились с тем, что им непонятно, я изучала кодификатор. Это полный список литературных произведений, которые могут попасться на ЕГЭ. Тем временем до «дня Х» оставалось чуть больше полугода.

Я целыми днями читала книги, иногда делая пометки в специальной тетради. Учила стихи и сама анализировала их, чтобы понять смысл. К началу мая половина знакомых уже окончательно опустила руки. Тратилась масса усилий, денег и времени, но результата либо не было совсем, либо он был незначительным. А мне просто нравилось читать. В какие-то моменты я даже забывала, что делаю это ради ЕГЭ.

Важный совет: практикуйтесь каждый день

Прочитав все книги и выучив половину стихотворений, я решила, что теперь нужно научиться писать сочинения. И вот тут меня ждал провал. Я изучила критерии, которые являются счастливым ключиком к хорошим баллам, и неожиданно осознала, что не могу так писать. Всю жизнь я любила развёрнутые красочные сочинения с большим количеством рассуждений и отступлений, а тут это оказалось лишним и ненужным. Мне нужно было писать по определённым критериям и в определённых рамках. 

Но я не опустила руки и решила начать тренироваться, пока ещё есть время. Купив в ближайшем книжном сборники с КИМами, я взялась за дело. Я смотрела бесплатные вебинары с ребятами, которые уже сдавали экзамен по литературе. Помимо практических навыков, например, как рационально использовать время для подготовки, я получила и важные советы о том, как перестать бояться экзамена.

Почему у меня не было репетитора

Думаю, репетиторство полезно в подготовке к физике, математике, химии. В этих науках есть какой-либо алгоритм решения. Репетитор учит понимать его и решать определённые задачи. Даже в русском языке есть свод правил: орфографических, пунктуационных и т.д. 

С литературой это так не работает. И всё, что можно сделать для успешной сдачи ЕГЭ по этому предмету, — это прочитать все книги из кодификатора и научиться писать сочинения по критериям. Репетитор может помочь решить разве что вторую задачу. Но для меня помощником была учительница по литературе, поэтому я не считала нужным пользоваться услугами частных преподавателей.

«День Х»: не дай панике захватить разум

Помню, что я жутко волновалась и была неуверенной в своих знаниях. Но, к счастью, моё волнение длилось до тех пор, пока мне не выдали вариант. После этого я была максимально погружена в работу и старалась писать кратко, как того и требовали критерии. Я сдала работу с ощущением полной разбитости и уверенности в том, что не написала даже на 50 баллов. 

Спустя некоторое время я получила результаты и узнала, что я… стобалльница.

Так от чего зависит количество баллов на ЕГЭ? 

Придётся согласиться, что некоторая доля везения присутствует. Например, мне попались сочинения по любимым произведениям, которые я зачитала до дыр. Попадись что-нибудь другое, кто знает, как бы я написала. Но с другой стороны, именно ты определяешь свой результат на экзамене. Выбирая предмет, который близок тебе, ты уже делаешь большой шаг в подготовке. 

Главное — не паникуй и не опускай руки, ведь «ЕГЭ — лишь одно из жизненных испытаний, которое вам предстоит пройти». Это действительно небольшая ступень, которая помогает тебе открыть новые возможности. Вспомни, в девятом классе ты тоже волновался, а теперь те экзамены кажутся просто смешными по сравнению с ЕГЭ. Ну а мне теперь и ЕГЭ кажется лёгким по сравнению с сессиями. Просто нужно принять, что на каждом этапе жизни будут испытания, которые нужно преодолеть, чтобы развиваться, двигаться дальше и ставить новые цели.

Весна — самое напряженное время года для школьников. Впереди у выпускников Единый государственный экзамен. Стресс, волнение, бессонные ночи перед экзаменами и томительные ожидания результатов.

Экзамены - всегда волнение. Чтобы избежать лишних проблем, нужно чётко знать, как действовать в самых неожиданных ситуациях

О том, можно ли наверстать упущенные знания, без репетитора подготовиться к экзамену и почему литературу выбирают только «самые стойкие», корреспондент «АиФ-Тюмень» Сирень Бабаева узнала у учителя русского языка и литературы лицея № 93 Лилии Теликовой.

Влюбленные в предмет

Сирень Бабаева, «АиФ-Тюмень»: У вас есть опыт подготовки стобалльников по ЕГЭ. Поделитесь, в чем секрет успешной сдачи экзамена?

Лилия Теликова: Да, одна ученица у меня сдавала экзамен по русскому языку на 100 баллов, есть и такие ребята, которым до максимального результата не хватило всего чуть-чуть. Это не только моя заслуга, прежде всего это результат труда детей. Как бы ни хотелось, но вложить свои мозги в чужую голову невозможно.

Секрет есть: во-первых, любить русский язык, если ребенок его не любит, то никогда не сдаст экзамен на высокий балл. Нужно иметь и хоть небольшой талант к языку. Также учеба должна быть систематической, если работать от случая к случаю, ничего не получится.

— А можно ли привить любовь к языку?

— Можно, особенно к литературе любовь прививается в первую очередь дома, родителями. Ведь ребенок начинает читать намного раньше, чем приходит в школу. Но и учитель играет не последнюю роль. Если он неравнодушен к своему предмету, то полкласса точно заинтересуется.

Снова в бой. Как подготовить ребенка к школе после каникул.

И еще, более чем за тридцатилетний опыт работы в школе я заметила, что дети любят предмет, если любят учителя, даже если это сложные алгебра или химия. У нас в этом году пришла учительница физики, несмотря на то, что это тяжелейший предмет, дети просто влюблены в него из-за Татьяны Владимировны. На мой взгляд, закономерность четкая.

— Вы, как учительница литературы, наверное, больше всех замечаете, что дети стали меньше читать?

— Дети стали меньше читать, несомненно, но это не их вина, сколько общая беда. Благодаря тому, что мы сегодня имеем массу возможностей круглосуточно сидеть в интернете, у них нет интереса и потребности к чтению. Но сказать, что все массово не читают, я не могу. У меня есть ученики в 9-м классе, которые запойно читают зарубежную литературу, русскую классику прямо на переменах. Могут сидеть во время урока с книжкой под партой. Мне кажется, это идет из семьи, учитель своим волевым решением не может заставить читать, как бы ему этого ни хотелось. Ему остается только заинтересовать. У меня есть свой секрет в преподавании литературы.

Любовь к литературе прививается в первую очередь дома, но и учитель играет важную роль.

Любовь к литературе прививается в первую очередь дома, но и учитель играет важную роль. Фото: Из личного архива/ Лилия Теликова

Кроме учебных занятий, я с ребятами занимаюсь театром, мы ставим постановки по различным произведениям. В основном берем те, которые в школе не изучаются. Дети, чтобы понять, сыграть на сцене, должны прочитать это произведение. Так, мы познакомились с «Отверженными», «Собором Парижской богоматери», хоккейный класс читал «А завтра была война» Бориса Васильева. Раз ставим спектакль, им нужно знать, о чем произведение.

На экзамене очень многие приводили примеры по этим произведениям, потому что хорошо их поняли и помнят содержание. Так тоже можно прививать любовь к чтению, но массово такой метод, конечно, не применить.

Классики стало меньше

— В последние годы школьная программа часто меняется. Вы, как учитель, согласны с такими переменами?

— Я бы и в программе по литературе кое-что поменяла. Особенно в начальной школе. Сейчас в нее включены современные авторы и нет многих классиков, на которых мы все выросли. Например, в 5-м классе убрали «Дети подземелья», замечательная повесть, которая воспитывала, многому учила, зато вставили произведения, которые детям не очень понятны. Возможно, поэтому и нет особого интереса. Конечно, программа требует изменений, но рассказов, повестей, которые учат состраданию, честности, заставляют ребенка переживать за героя, — становится все меньше.

Также сейчас многие произведения небольшие по объему, буквально на один урок, я считаю, что нужно погружаться в то, что читаешь. Кстати, именно такие произведения потом и запоминаются. Каждый помнит «Капитанскую дочку», «Тараса Бульбу», «Героя нашего времени», «Евгения Онегина», потому что их разбирали, изучали несколько уроков подряд. Да, может быть, не все поняли, о чем они, кто-то, может быть, читал «по диагонали», но в памяти они отложились. А спросите про те произведения, которые изучали за один урок — не назовут ни автора, ни названия, потому что за сорок минут занятия еще не сформировалось представление.

Нельзя перегружать ребенка и секциями

Мы не вправе изменить программу, но можем сказать, что преподавать литературу стало труднее. С одной стороны, у детей нет желания читать, а с другой — они, наверное, не видят пользы в ней. Ведь любая информация сейчас доступна нажатием одной кнопки.

— Правда ли, что те дети, которые много читают, грамотнее?

— Связь между чтением и литературой есть, но она не абсолютная. Правда, такая закономерность наблюдается. Ребенок, который имеет хорошую зрительную память, как правило, неплохо работает и письменно. Может быть, в отношении грамотности и будут какие-то проблемы, потому что она связана со знанием правил, но письменно выражать свои мысли книголюбам легко, слог у них лучше, чем у тех, кто совсем не читает. Те, бывает, и двух слов сказать не могут.

Ребенок, который имеет хорошую зрительную память, как правило, неплохо работает и письменно.

Ребенок, который имеет хорошую зрительную память, как правило, неплохо работает и письменно. Фото: pixabay.com

Научить учиться

— Как вы считаете, какая форма экзаменов лучше: ЕГЭ или устные, как было раньше?

— Было бы лучше, если бы мы устно беседовали с детьми, как раньше. Но, с другой стороны, тот же ЕГЭ по литературе позволяет выяснить уровень понимания текста, в принципе, этого достаточно.

Но есть дети, которым письменная речь дается очень сложно, устно они могут изложить свои мысли, а оформить их на бумаге — проблематично. Это становится камнем преткновения, и поэтому литературу они не выбирают. Вообще, литература — один из самых невыбираемых предметов, потому что нужно владеть огромным объемом информации. Чтобы сдать ЕГЭ по литературе в 11-м классе, нужна программа с 6-го класса, это предельно сложно. Очень многое нужно не просто знать, но и прочитать.

К учебе готовы: новый предмет и контроль питания

— А можно наверстать упущенное перед экзаменами?

— Практически нет. Если у ученика нет базы, то просто нереально. Если она есть, но на каком-то этапе он просто что-то пропустил, то наверстать упущенное при желании можно. Прежде всего должна быть хорошая база начальной школы и 5-6 класса, когда закладываются основы изучения языка. Но без стараний самого ребенка ничего не сделать.

— А что подразумевается под базой, это набор каких-то правил или навыков?

— База закладывается в начальной школе. И здесь очень важно, к какому учителю ты попал, сумеет ли он заинтересовать, направить. Речь идет не о том, чтобы с первого класса и до конца жизни запомнить правила, а о том, какие навыки ученик обретет. Он должен научиться трудиться, быть усердным, уметь найти информацию, сначала сделать уроки, а потом развлекаться. Именно эти дети, которых научили учиться, и успешны в дальнейшем.

— Можно ли подготовиться к экзамену без репетитора?

— Можно, сейчас есть много пробных работ, сайтов в интернете, в конце концов можно просто обложиться книгами. Все зависит от желания ребенка. Да, помощь учителя ему тоже нужна, но для проверки, подсказки, чтобы направить в верную сторону.

У меня были такие случаи, когда дети сами занимались и успешно сдавали экзамен. В прошлом году из всего 11 класса всего три человека ходили к репетитору, остальные готовились сами и все сдали хорошо.

Школьников, родителей и учителей ждут изменения

— Лилия Владимировна, как сдать ЕГЭ и не сойти с ума?

— ЕГЭ — это не так страшно, как преподносят. Если человек идет к нему целенаправленно, знает, что его ждет, готовится, то это абсолютно нормально. Я считаю, что чаще всего нагнетают обстановку родители, которые иногда даже не знают, как проходит экзамен. Детей к нему готовят, репетируют и относятся спокойнее. Да, они волнуются, но это нормальное состояние перед любым экзаменом. Тем более если не сдал ЕГЭ, то можно пересдать, подать апелляцию, если не согласен с результатами. Все же это больше истерия бывает у родителей, которые говорят ребенку: «Вот ты не сдашь, не поступишь в вуз и будешь работать дворником», но, с другой стороны, хороший дворник — тоже нужная профессия, без нее никак. А если не в вуз, то можно поступить в техникумы.

Чтобы сдать ЕГЭ - нужно работать еще и дома, а не только в школе.

Чтобы сдать ЕГЭ — нужно работать еще и дома, а не только в школе. Фото: АиФ/ Романов Кирилл

— Сейчас многие просто уходят после девятого класса, чтобы не сдавать экзамен, это выход из ситуации?

— Если ребенок знает, что не сможет сдать экзамен, — да. Тем же, кто идет учиться в 10-11 классы, нужно трезво оценивать свои силы и знания. Очень часто в 10-й класс приходят дети, которые не только не в состоянии сдать ЕГЭ, но им тяжело даже программу освоить, и ЕГЭ для них — катастрофа. Ну, а те, кто осознанно выбирает учебу в 10-11 классах, должны понимать, что за два года наверстать упущенное невозможно, нужно трудиться постоянно, стабильно, систематически готовить себя к ЕГЭ. Большинству нужно работать еще и дома, а не только в школе. Если есть возможность, пожалуйста, нанимайте репетитора. Но все решает только труд, другого варианта нет. Уповать на везение не надо, это из области сказки.

Один из самых непопулярных экзаменов среди выпускников — литература. Ежегодно его сдаёт не более 10% выпускников. Подготовиться к ЕГЭ по литературе с нуля за один год практически невозможно, при этом сдавать предмет необходимо тем, кто планирует поступать на ряд гуманитарных направлений, а также в театральные вузы. Что делать, если до экзамена — год, а вы опомнились только сейчас? Предлагаем семь эффективных советов.

Изучите кодификатор и выведите свою норму чтения

Пожалуй, самый простой и понятный совет связан с изучением кодификатора, который в случае с ЕГЭ по литературе представляет собой скорее список для чтения. Игнорировать его точно нельзя, иначе на экзамене вы столкнётесь с полной растерянностью и непониманием задач. Поэтому лучшее из возможных решений — как можно скорее открыть кодификатор и проверить, какие из упомянутых в нём произведений вы уже читали, а какие пока нет. Изучить кодификатор и демоверсию ЕГЭ 2023 года можно по ссылке. 

Большинство произведений, упоминаемых в кодификаторе — не самые крупные, поэтому их вполне реально прочитать за несколько дней или недель. Правда, сделать это проще, если чётко понимаешь, какие у тебя планы, сроки и, главное, зачем именно ты это делаешь. Чтобы не запутаться, лучше разнести все произведения из кодификатора по трём столбцам. В первый можно добавить те тексты, которые были прочитаны недавно и хорошо запомнились, во второй — уже подзабытые тексты, требующие повторного чтения. Наконец, в последний столбец можно добавить то, что читать ещё не доводилось.

Затем можно перейти к составлению персонального расписания чтения. Предлагаем составить диаграмму Ганта — это наглядная таблица, хорошо показывает, что, когда и за какой срок вы планируете прочесть. 

Чтобы точно рассчитать, сколько времени вам потребуется на книгу, можно воспользоваться простой формулой: 

  1. Составьте точный список книг, которые нужно прочитать обязательно.
  2. Затем сложите количество страниц во всех этих книгах, посчитав каждую в отдельности.
  3. Посчитайте, сколько дней осталось до экзамена. Если вы собираетесь воспользоваться формулой где-то в ноябре-декабре, не жалейте себя и намеренно сократите количество дней. 
  4. Разделите количество страниц на оставшееся время. 

Вуаля! Теперь у вас есть минимальная норма на день, следуя которой вы точно успеете прочитать всё до ЕГЭ.

Составьте памятки по произведениям кодификатора

Первая часть ЕГЭ по литературе кажется довольно простой. Поэтому здесь будет обидно потерять баллы из-за ошибок, допущенных в простых заданиях. Как правило, они проверяют знания о родах и жанрах произведений, названиях направлений, стихотворных размерах, средствах выразительности, типах рифмовки. Лучше подстраховать себя и заранее сделать подробные памятки с разнообразными ответами на вопросы заданий 1-9.

Можно задаться справедливым вопросом: «но ведь всю литературу не законспектируешь?». Так и есть, но здесь снова стоит вернуться к первому совету: не нужно штудировать с карандашом весь текст, который потребуется на экзамене. Важно внимательно прочитать кодификатор и как можно больше тренироваться. На ЕГЭ по литературе довольно часто выпадают вопросы из банка заданий.

Учите стихи

Большинство экзаменуемых предпочитает концентрироваться на прозаических текстах и игнорировать стихотворные произведения, которые тоже есть в экзамене. Так, среди тем 12-го задания встретиться, по крайней мере, одна тема на сопоставление стихотворений или анализ творчества поэта. И, конечно, многие забывают об 11 задании, которое весит целых 8 первичных баллов — именно на нём выпускники «валятся» чаще всего: в прошлом году только 45% экзаменуемых вообще к нему приступили.

Стихотворения можно учить в рамках школьной программы. Более того, от учеников это требуется. Но проблема в том, что заученные впопыхах и кое-как на переменах стихотворения вряд ли вспомнятся на экзамене. Что делать? Конечно, лучше всего постоянно «освежать» знание важных, смыслообразующих лирических текстов русской литературы. Делать это можно не только в формате банального повторения и воспроизведения текста, то есть заучивания, но и с помощью музыки.

Так, стихотворения, положенные на музыку, запоминаются гораздо быстрее. Присмотритесь к дискографии группы «Сплин», The Retuses, «Монгол Шуудан» и других исполнителей, которые не просто вдохновлялись стихотворения, но давали им вторую, музыкальную жизнь.

Смотрите экранизации

В кодификаторе есть не только небольшие произведения, вроде поэм и стихотворений, но и эпосы, например, «Тихий Дон», «Войны и мир». Некоторых выпускников пугает один только размер этих книг, не говоря уже о количестве персонажей, сцен и важных деталей. Словом, кто-то может попросту откладывать их чтение до последнего момента, а потом обнаружить, что экзамен уже на носу, а пометки «прочитано» возле названий так и нет.

Чтобы хотя бы представлять, о чём идёт речь в книгах, можно прибегнуть к другому виду искусства — кинематографу. Благо, экранизаций русской литературы, причём довольно подробных, достаточно. Так, справиться с «Тихим Доном» поможет фильм 1958 года, где сюжетные расхождения хоть и есть, критическими их назвать сложно. И, конечно, не стоит отказываться от просмотра экранизации «Войны и мира» от Сергея Бондарчука — одной из первых эпических серий советского кино. На просмотр можно позвать и друзей, с которыми здорово будет обсудить сюжеты и фильмов, и книг.

Читайте критиков

Чтение книг неизменно сопровождается рефлексией — это важный и необходимый этап погружения в текст, знакомства с ним. Нередко для проходного балла на экзамене хватает и собственных соображений экзаменуемых, но если вы рассчитываете на 80+, лучше дополнить чтение самих литературных произведений критическими статьями современников и более поздних публицистов. Они помогут корректно толковать идеи, которые закладывали авторы, и станут хорошим подспорьем для собственного анализа. Нестареющие (по крайней мере, для экзаменаторов) классики русской литературной критики — Е. А. Баратынский, В. Г. Белинский, В. Ф. Одоевский, П.В. Палиевский.

Пишите планы к сочинениям и тексты

Странно было бы обойтись в подборке советов к ЕГЭ по литературе без простого, банального, но главного совета. Обязательно пишите сочинения! Работает примерно та же схема, что с говорением в экзаменах по иностранным языкам — без практики ничего не получится, и в нужный момент на экзамене мозг не сделает над собой чудесное усилие. Без этих тренировок знание теории и текстов не поможет сдать ЕГЭ на 100 баллов.

Найдите читателя

Писать «в стол», конечно, можно, но лучше, если у вас есть читатель. Необязательно искать репетитора — можно заключить договорённость, например, с родителями, знакомыми студентами (хорошо, если педвузов) или даже друзьями-одноклассниками. Любой фидбэк будет ценным и поможет вам совершенствовать остроту слога и мысли.

Итак, кратко повторим все рекомендации: изучите кодификатор, составьте личное расписание чтения необходимых книг, напишите памятки по произведениям кодификатора, учите стихи, слушая песни современных исполнителей, смотрите экранизации произведений классиков, читайте работы критиков, тренируйтесь писать сочинения и не стесняйтесь показывать их родителям, учителям и друзьям.

Комментарии

Написание ЕГЭ — одна из поворотных точек в жизни каждого школьника.

От результата зачастую зависит выбор вуза, вопрос переезда в другой город, а иногда и будущая специальность выпускника. Поэтому на подготовку к единому экзамену уходит так много времени и денег: по данным опросов, 37% школьников проводят за заданиями ЕГЭ до 10 часов в неделю, а родители ежегодно тратят на курсы и репетиторов более 14 миллиардов рублей.

Читатели Тинькофф Журнала рассказали, как они или их близкие готовились к ЕГЭ, сколько денег на это потратили и как в итоге сдали экзамен.

Это истории из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.

Стратегия № 1

Готовиться самостоятельно

Выбор стратегии. К ЕГЭ готовился самостоятельно. Родители предлагали нанять репетиторов, но я отказался. Дело в том, что в 9 классе, во время подготовки к ГИА (ОГЭ), мне не повезло с репетитором по математике. Занятия казались не слишком продуктивными. Мы просто решали варианты, иногда преподаватель давал комментарии, показывал различные способы решений, но все это я и так знал. Так что после успешной сдачи ГИА понял, что к ЕГЭ буду готовиться сам.

Я сдавал три предмета: русский язык, информатику и математику — базовый и профильный уровни.

По моему мнению, программа по русскому языку в 10—11 классе похожа на программу предыдущих классов. Единый экзамен по информатике тоже не сильно отличается от ОГЭ, разве что заданий больше и они более содержательные. ЕГЭ по математике базового уровня, на мой взгляд, очень похож на ГИА, только с добавлением некоторых заданий по темам 10—11 класса. А вот с профильным уровнем, конечно, все иначе.

Схема подготовки. К русскому языку и информатике нас готовили в школе. Конечно, дома я тоже самостоятельно занимался, решал варианты. Сборники не покупал: учителя сами доставали откуда-то тесты и просто давали нам.

По большому счету, усиленно я готовился только к экзамену по математике профильного уровня. В основном пользовался порталом «Решу ЕГЭ» и сайтом Александра Ларина. На «Решу ЕГЭ» можно самостоятельно выбрать задания по конкретным темам, а Ларин составляет очень хорошие сложные варианты.

Еще смотрел ролики по подготовке на «Ютубе». Могу посоветовать каналы Бориса Трушина и Евгения Пифагора — отличные математики, объясняют все понятно и без воды. Есть еще канал «Мектеп Online Математика», где замечательный преподаватель Эльмира Ренатовна Рафикова хорошо объясняет школьные темы.

Подготовка проходила примерно так: я брал вариант, прорешивал и сверял с ответами. Если обнаруживал ошибку, анализировал, с чем она связана. Если просто с невнимательностью, то решал задание заново, а если это было что-то содержательное, то перечитывал нужную тему в учебнике или смотрел что-то на «Ютубе».

Конечно, рано или поздно такой подход надоедал. В этом случае я выбирал на «Решу ЕГЭ» какой-то тип заданий, с которыми у меня были проблемы, и просто решал эти задачи подряд. А потом снова переходил на варианты или брался за подготовку к другому экзамену. Очевидно, в 10 классе всех тем не знаешь, поэтому до 11 класса я решал только половину заданий в ЕГЭ профильного уровня.

Мотивация у меня была одна — сдать этот экзамен. Я знал, что списать на нем невозможно, да и вообще это нечестно. Рассчитывать можно только на свои силы и знания. Конечно, иногда было желание все бросить и просто отдохнуть месяц-другой. Но я понимал, что хорошо написать экзамен важно мне самому. Я не старался ради родителей или школьных учителей. Я старался для себя.

Но должен честно сказать, что в летние каникулы после 10 класса дал себе два месяца отдохнуть. Я просто устал и понимал, что если продолжу в том же духе, уровень знаний лучше уж точно не станет. При подготовке главное — не перегружать себя.

К слову, о переутомлении. В один год со мной сдавал ЕГЭ мой знакомый. Он настолько усердно готовился к экзамену по химии в течение года, что переутомление застало его на самом экзамене: он просто упал там в обморок и сдавал уже в резервный день.

Траты. К помощи репетиторов я не обращался — соответственно, этой статьи расходов нет. Максимум, за что я платил, — это домашний интернет, бумага, картриджи, ручки и карандаши.

Сборники для подготовки не покупал, а просто скачивал в интернете. До сих пор не люблю эти сборники — и сейчас, когда сам стал репетитором, при подготовке своих учеников к экзаменам их не использую. В течение учебного года задания в экзамене могут поменяться, какие-то могут просто убрать, а в задачниках они остаются.

Результаты. Моя стратегия подготовки окупилась только тем, что родители не тратились на репетиторов. Это было и основным плюсом. Но я все равно не попал на бюджет, пришлось платить за обучение. Да и вуз я потом бросил: понял, что программирование, на которое я поступил, — это не мое.

После отчисления поступил на дистанционную заочку в московский вуз по направлению «гражданское право». Тут мне тоже приходится самостоятельно организовывать свое обучение. Благо опыт уже есть. Из минусов можно отметить только то, что нужно постоянно самому себя контролировать, давать пинка, не принимать от себя отмазки. Бороться с ленью — это очень тяжело.

В целом результатом самостоятельной подготовки я доволен: научился анализировать различные источники информации, не давать себе лениться. Это хороший опыт, который пригождается мне и сейчас. Конечно, самостоятельная подготовка требует кроме мотивации еще и организованности. К сожалению, по моему преподавательскому опыту, организовать себя могут не все. Для этой цели и нанимают репетитора: он знает, что и как нужно делать. Но без стараний ученика траты на репетитора — это деньги на ветер.

Выбор стратегии. Фактически у меня был выбор без выбора. Моя семья совсем не богатая, и я понимала, что деньги на репетиторов мне давать не смогут. Тем более родители не смогли бы тянуть бремя оплаты вуза. Моим единственным шансом получить хорошее образование стала самоподготовка и успешная сдача экзаменов.

Учителя были в курсе финансовой ситуации моей семьи, поэтому сразу посоветовали сайт «Решу ЕГЭ», где я и занималась решением задач. Я готовилась к профильной математике, русскому языку, биологии и химии. Бонусом взяла географию, потому что в год моей сдачи этот предмет сдавали самым первым и мне было интересно посмотреть, как проходит сдача экзамена, как все организовано.

Схема подготовки. Поскольку все зависело только от меня, я решила, что должна ответственно подойти к вопросу подготовки. С конца сентября занималась каждый день. В будни делала части А и В, в выходные сидела над частью С. Еще решала задачки на неинтересных мне уроках: физкультуре, ОБЖ, обществознании. Первые части давались мне легко, а вот с последней были трудности.

Много материалов можно было найти на «Ютубе». Мне действительно помогали подробные видеоразборы заданий и оформления решений. Если оставались вопросы, я спокойно подходила к учителям на переменах. Они мне все объясняли.

Я не заметила каких-либо минусов в самостоятельной подготовке. Единственное, в мае уже было трудно сидеть над тетрадками, потому что хотелось гулять с друзьями.

Траты. За время подготовки покупала только пособия для дополнительных занятий после уроков. Потратила не больше 1000 Р.

Результаты. В итоге я получила на экзаменах следующие баллы: профильная математика — 86, русский язык — 92, биология — 94, химия — 89, география — 81. Для меня этот результат оказался достойным: в школе я была троечницей. Я собиралась поступать не в самый топовый вуз — на агронома в РГАУ МСХА им. Тимирязева. Но в итоге баллов хватило на РУДН.

Стратегия № 2

Записаться на онлайн-курсы

Выбор стратегии. Когда выбрал предметы для сдачи ЕГЭ и посчитал, сколько будут стоить репетиторы, понял, что это мне не по карману, и решил посмотреть онлайн-школы, которые в то время развивались бурными темпами.

Выбирал просто: оценивал диапазон цен, читал отзывы бывших выпускников, общался с поддержкой и несколько раз смотрел пробные вебинары преподавателя, чтобы понять, как он ведет занятия и понравится ли мне.

Схема подготовки. Подготовка проходила очень интересно и плодотворно, а главное — с хорошим наращиванием знаний и результатов по пробникам. Я отметил следующие плюсы онлайн-курсов:

  1. На курсе был грамотный учитель, который знал предмет и мог несложно донести информацию. Еще помогали кураторы — это люди, сдавшие выбранный тобой предмет ЕГЭ более чем на 85 баллов, прошедшие внутренний отбор и готовые помочь тебе разобраться в лекциях и заданиях.
  2. Хорошо была выстроена система подготовки. Я смотрел вебинар по определенной теме, конспектировал материал, далее выполнял домашнее задание. Затем отправлял куратору фото конспекта и домашки — чаще всего это была комбинация из теста и письменной части. А он давал обратную связь по ошибкам или просил переделать задания полностью, если я не набирал минимальный порог по баллам.
  3. На месяц давалось три «жизни» — они отнимались, например, если не успеваешь в срок сдать домашнее задание. Если до наступления следующего месяца у тебя кончались все «жизни», в первый раз их предлагали купить за 1000 Р, а в следующий — исключали с курса без права восстановления.
  4. Никуда не надо было ездить. Я в любой момент мог включить онлайн-трансляцию или потом посмотреть урок в записи.

Траты. Месяц обучения стоил 2000 Р. Я обучался с сентября 2019 по май 2020 года, и в сумме вышло 36 000 Р за два предмета. Еще взял дополнительные курсы на повторение за 6000 Р. В совокупности на историю и обществознание ушло около 42 000 Р. Кроме того, я три месяца занимался русским, потратил 3000 Р. Профильную математику я не сдавал.

Результаты. Сдал ЕГЭ лучше всех в школе. Набрал 78 баллов по русскому языку, 81 балл по обществознанию и 94 балла по истории — без особых напряжений нервной системы и серьезных денежных вложений. Результатом более чем доволен. Поступил в Москву на бюджет и радуюсь жизни.

Стратегия № 3

Сосредоточиться на олимпиадах

Выбор стратегии. В свое время в подготовке своих детей сделали ставку не на ЕГЭ, а на профильные олимпиады. Такой способ выбрали по стопам знакомого, который был из очень бедной семьи и понимал, что в случае неудачи с ЕГЭ деньги за его учебу было бы просто некому заплатить. У нас другое материальное положение, и дети сдавали ЕГЭ почти на 10 лет позже, но все равно этот способ понравился.

Олимпиадами начали заниматься еще в начальной школе. Ориентировалась на способности и интересы старшего сына. Например, математику за первый класс он прошел лет в пять: ему это просто было интересно. Олимпиадные задания, даже усложненные задачи «со звездочкой», он всегда решал с удовольствием. Младший пошел уже по отработанному сценарию.

Траты. Расходы были разве что на книги по подготовке к олимпиадам. Мы все вместе приходили в магазин, и сын выбирал, что ему хотелось бы порешать, что было бы интересно. В начале 2000-х годов еще было сложно с доступностью материалов в сети.

На олимпиадные поездки тоже не тратились. В другие города ездил только младший, когда писал ВсОШ, но там все оплачивалось из муниципального бюджета. А так мы живем в городе-миллионнике, вузов достаточно, и многие московские профильные олимпиады проводились в том числе и у нас.

Схема подготовки. Готовились просто: занимались дома, в том числе летом. Ну, и изначально отдали детей в муниципальную гимназию. Там на них обратили внимание, ведь для учебного заведения престижно иметь в своих стенах призеров или победителей олимпиад — это повышает рейтинг. Школа у нас государственная, обучение бесплатное. Но учителя, особенно у старшего, были очень сильные, и им, как я понимаю, было интересно учить детей-олимпиадников. Кажется, они даже премию получают, если ребенок проходит какие-то этапы ВсОШ, поэтому на некоторые олимпиады детей направляла сама школа. Моей же задачей было отслеживать нужные олимпиады и вовремя напоминать сыновьям, чтобы они их банально не пропустили.

Когда дети проходили городской этап, очень часто муниципалитет устраивал уже собственную подготовку: так младший сын три раза попадал на профильные смены в физические и математические лагеря, где с ним дополнительно занимались преподаватели вузов. Это было бесплатно, за счет города и в учебное время. Упор делался на олимпиадный предмет, а остальные школьные дисциплины шли факультативами. Обычно с утра проходили три профильные пары, а после обеда — две общие. Вечером организовывали развлекательные программы, в выходные — экскурсии. Сыну нравилось. Сейчас он учится в вузе с ребятами, которых знает с тех времен.

Начиная с 7 класса, если не ошибаюсь, дети становились призерами города, а с 9 класса — и области. Кроме всероссийских олимпиад занимались и перечневыми. Преимущество перечневых олимпиад в том, что их много и с определенной подготовкой стать призером хотя бы третьего уровня несложно. Ну и большой плюс олимпиад в целом — это общение с заинтересованными сверстниками.

Результаты. Стратегия окупилась на 100%. Как минимум она сэкономила нам нервы и деньги, так как мы с мужем заранее знали, что дети поступят без вступительных испытаний. Сыновья сдали ЕГЭ по профильной математике более чем на 80 баллов без подготовки и репетиторов — это тоже о многом говорит. Чтобы подтвердить перечневую олимпиаду, необходимо было набрать минимум 75 баллов, что они и сделали.

Стратегия № 4

Подойти к подготовке комплексно

Выбор стратегии. Сын учился в одном из лучших лицеев города, в профильном математическом классе. С направлением для высшего образования определился в 7 классе: выбрал программирование. Начиная с 7 класса ходил на курсы олимпиадного программирования в наш местный вуз, а потом в частный учебный центр, где преподают бывшие олимпиадники.

У нас в лицее преподавала прекрасная учительница по информатике, во многом успехи сына — это ее заслуга. Она рекомендовала участие в различных олимпиадах, а также выездные лагеря. Сын три раза ездил в Летнюю компьютерную школу и один раз в Иннополис. Кроме того, он два раза был на сменах по программированию в федеральном учебном центре «Сириус» в Сочи. Лагеря очень много дали в плане учебы и мотивации.

Вузы и специальность сын выбирал по советам школьного учителя и преподавателей из «Сириуса», которые предлагали МФТИ, ВШЭ, СПБГУ и ИТМО. Мы с мужем советовали выбрать прикладное программирование, так как там меньше математики и проще учиться, но сын отказался и остановился на специальности «прикладная математика и информатика».

За год до поступления я составила табличку по интересующим сына вузам и специальностям. Проходные баллы были в пределах 298—303. Вместе выписали все олимпиады, которые давали право на БВИ, то есть поступление без экзаменов. До 11 класса особенных успехов в олимпиадах у него не было, до призерства всегда чуть-чуть не хватало. Он очень расстраивался, но не сдавался и продолжал писать. В этом его поддерживали школьный учитель и тренер в учебном центре, огромное им спасибо.

В начале 11 класса мы обсудили стратегию поступления. Сын сразу предложил заниматься только олимпиадами и поступать по БВИ. Так сделали большинство из его одноклассников. Мы с мужем предложили разделить риски и готовиться также к ЕГЭ, так как олимпиады шли не очень успешно. В итоге сын сдавал математику, русский и информатику.

Траты. За три недели в Летней компьютерной школе отдали около 70 000 Р. Иннополис стоил 25 000 Р за две недели, но туда получилось съездить бесплатно: сын с одноклассниками выиграли грант. Поездки в «Сириус» были бесплатными.

В 7—10 классах сын несколько раз ездил с учителем и одноклассниками на финалы олимпиад по программированию в Москву и Казань. Отборы писал удаленно, из дома. Участие в олимпиадах было бесплатным, мы оплачивали только билеты и гостиницу — получалось около 5000 Р за поездку. Во время ковида очные олимпиады отменили, все писал дистанционно.

На репетиторов к ЕГЭ в общей сложности потратили около 80 000 Р — сын занимался математикой и русским языком. Стоимость занятия по математике — 600 Р, по русскому — 1200 Р.

Схема подготовки. Со школьной математикой проблем не было. Взяли репетитора, эксперта ЕГЭ, для уверенности и изучения правильного оформления, занятия проходили в группе. По русскому воспользовались помощью индивидуального репетитора, тоже эксперта ЕГЭ, занимались раз в неделю. К информатике готовились самостоятельно. Параллельно сын изучал программирование, участвовал во всевозможных олимпиадах.

Результаты. В итоге сын стал призером четырех олимпиад, получил БВИ в ИТМО на желаемую специальность, а также в СПбГУ и ВШЭ — но на те специальности, куда не хотел идти. ЕГЭ по русскому и математике написал только на 90 баллов, по информатике — на 100.

Поступил по БВИ на прикладную математику и информатику в ИТМО. Проходной балл составлял более 300 баллов. Из 150 бюджетных мест 148 заняли те, кто поступал по БВИ, многих сын уже знал по лагерям и олимпиадам.

В итоге репетиторы сыну не пригодились, но потраченных денег мы не жалеем, полученные знания останутся с сыном навсегда.

Выводы и рекомендации:

  1. Не все дети к 11 классу могут определиться с будущей специальностью. Поэтому советую выбирать информатику и обществознание — это универсальные предметы для ЕГЭ, которые принимают на многие направления.
  2. В ЕГЭ есть элемент лотереи. Сын хорошо знает математику, но от волнения неверно прочел условия задачи. Пересдать ЕГЭ можно лишь на следующий год. С олимпиадами проще в том плане, что их много: не вышло с одной — получится с другой. Некоторые вузы принимают результаты олимпиад за 10 класс, так что можно поступить заранее и в 11 классе меньше волноваться. Результаты Всероса действуют три или четыре года.
  3. Нужно искать репетиторов с опытом именно в подготовке к ЕГЭ, потому что многое зависит от понимания формата.
  4. По моим наблюдениям, при прочих равных более успешны дети, которых поддерживают родители: проявляют интерес к их учебе и дополнительным занятиям, олимпиадам и лагерям. Мы с мужем финансисты и не можем помочь с решением задач по программированию, но всегда поддерживали участие в олимпиадах, волновались вместе с сыном, не жалели денег на профильные лагеря и поездки. После поступления сын поблагодарил нас за поддержку, было очень приятно.

Выбор стратегии. К 9 классу у дочери назрела необходимость выбора будущей профессии, она решила, что хочет учиться на программиста — и только в ИТМО. Поступала в вуз она в 2020 году.

Мы дважды ездили в Петербург на день открытых дверей ИТМО: познакомиться с университетом, его программой, требованиями к абитуриентам. Узнали, что проходной балл на отдельные факультеты составлял 310, и поняли, что нужно основательно подготовиться к ЕГЭ. Дочери надо было сдать три предмета: русский язык, профильную математику и информатику.

Так как стояла задача получить наивысшие баллы по трем предметам, дочь продумала стратегию подготовки по каждому в отдельности — от бесплатных факультативов в школе до онлайн-курсов.

Схема подготовки. Русский язык преподавался в школе на высоком уровне. Учитель еще в начале 11 класса сообщила, что дети сдадут ЕГЭ по русскому более чем на 70 баллов. Знания она дала глубокие, и пробные экзамены дети действительно написали хорошо. Раз в неделю в школе проводился отдельный урок — подготовка к ЕГЭ по русскому языку.

Кроме этого, дочь по рекомендации одноклассницы прошла платный марафон по написанию сочинения. Он состоял из шести уроков по полтора часа и длился две недели. Занимались ученики в группах по 20 человек. Огромный плюс заключался в том, что и на занятиях, и в качестве домашнего задания дети писали сочинения, а преподаватель подробно их анализировал и отвечал на все возникающие вопросы.

К информатике дочь готовилась на курсах при Костромском государственном университете — КГУ. От работников вуза я узнала, что с сентября по май в его стенах проводятся бесплатные курсы. Я лично пообщалась с преподавателем — она была очень внимательна, рассказала про подготовку и посоветовала заниматься два года, чтобы получить лучший результат на экзамене.

Занятия шли в одном из корпусов университета по полтора часа, два раза в неделю, во второй половине дня. Давались домашние задания, которые ребята отправляли в специальный чат на проверку. Это отличная возможность для детей из Костромской и близлежащих областей бесплатно подготовиться к ЕГЭ по информатике.

К математике дочь готовилась усерднее всего. Она сразу сказала, что знаний для высокого балла у нее недостаточно, и мы с мужем ответили: «Все, что от нас зависит, мы сделаем — только скажи, кому заплатить». Учитель математики нам сообщила, что первые 10 заданий экзамена дети напишут, а к остальным нужно готовиться дополнительно.

Весь 11 класс в корпусе КГУ шел курс подготовки к математике, организованный нашей школой, там ученики тренировали задания 11—12. А вот вопрос с заданиями 13—19 пришлось решать самостоятельно: дочь нашла онлайн-курсы подготовки. Выбирала по отзывам знакомых, рейтингу школ и преподавателей. В итоге остановилась на «Фоксфорде».

На курсе все продумано: есть готовый учебный план по всем нужным темам от простых к сложным. Занятия проходили с октября по май — каждое воскресенье по три часа. Я заходила в комнату дочери во время подготовки и наблюдала такую картину: начало урока, преподаватель зачитывает задачу, на доске в левом верхнем углу какой-то рисунок типа окружности и треугольника. Далее спрашивает учеников, как они планируют решить задачу. Ему что-то пишут в чат. Через час вся доска исписана, исчерчена: круги, квадраты, треугольники, линии. Мне было страшно на это смотреть и удивительно осознавать, какая у нас умная дочь, раз она все это понимает.

Онлайн-курсы в целом понравились. Во-первых, это удобно: ты сидишь дома, можешь поесть и попить во время занятия, а потом пересмотреть лекцию, если что-то пропустил. Во-вторых, их легко совмещать с учебой и стоят они меньше, чем репетитор. Но минусы тоже были. Например, дочери не всегда удавалось получить ответы на свои вопросы. А еще на дистанционных занятиях сложно сконцентрироваться.

Траты. Дополнительные уроки подготовки к ЕГЭ по русскому в школе, а также занятия по информатике в КГУ проходили бесплатно. За 10 занятий по математике при университете мы отдали 1500 Р. Марафон по написанию сочинения стоил 1400 Р.

Дороже всего встали занятия по математике от «Фоксфорда». Мне предложили два варианта оплаты: помесячно или единоразово со скидкой. Я выбрала второй и до начала занятий заплатила за весь курс 25 492 Р. На мою электронную почту выслали договор на обучение, лицензию на образовательную деятельность, подтверждение оплаты. На следующий год я заявила налоговый вычет 13%. Мне вернули 3314 Р.

Таким образом, в общей сложности на подготовку к экзаменам мы потратили 25 078 Р.

Результаты. ЕГЭ по русскому дочь сдала на 94 балла, по информатике — на 96 баллов, по математике — на 80. Поступила, как и хотела, в ИТМО на специальность «инфокоммуникационные технологии и системы связи», на бюджет. Как иногородней, ей предоставили место в общежитии. Она получает стипендию и учится с удовольствием.

Весна все ближе, а вместе с ней и экзамены, которых так боятся выпускные классы. Решили разобраться, как сдать литературу на максимальное количество баллов, не читая целиком «Войну и мир». 


Общество

08:00 | 30 января 2022

KazanFirst, соцсети

ЕГЭ по литературе: как сдать на сто баллов без проблем

Весна все ближе, а вместе с ней и экзамены, которых так боятся выпускные классы. Решили разобраться, как сдать литературу на максимальное количество баллов, не читая целиком «Войну и мир». 

Вот уже пять лет, как я закончила школу и сдала ЕГЭ. Если честно, для меня это большая цифра – взрослая тетенька практически. Но меня это радует, потому что экзамены были для меня самой большой нервотрепкой в жизни. Начнем с того, что я почти полгода в 11 классе не могла выбрать между юрфаком и журфаком, а значит, не понимала, что сдавать – историю или литературу. Но любовь к книгам и общению взяла свое и я четко нацелилась на журфак КФУ, решив пожалеть российское правосудие.

Когда я озвучила желание сдавать литературу, меня поняла только моя семья. Друзья, одноклассники и учителя недоумевали, зачем мне это надо и почему я не иду учиться на врача или педагога, как все нормальные люди. Но я была настолько идеалистка, настолько горела своей идеей, что меня никто не смог отговорить.

Как я сдавала ЕГЭ по литературе – это целая эпопея. Мне кажется, что тогда было намного легче, потому что у нас была тестовая часть, которой сейчас практически нет. Тем не менее, хочется дать советы выпускникам, которые в этом году решили сдавать такой непростой предмет.

ЕГЭ по литературе: как сдать на сотку без проблем

Сразу скажу – не повторяйте моих ошибок и пишите все свои ответы сразу в беловик. В крайнем случае можно использовать черновик для сокращенных предложений. Четырех часов слишком мало для писанины, которая вас ждет. Знаете, сколько баллов я потеряла просто из-за того, что не успела переписать все свои ответы? 13. 87 баллов для ЕГЭ очень даже хорошо, но было обидно осознавать, что могло быть и больше, мне просто не хватило времени переписать все на беловик. Помню сцену, как я в жаркий летний день последняя сидела в аудитории, дрожащими руками пыталась успеть хоть что-то, умоляющими глазами смотрела то на камеру, то на учителя, а слезы из глаз падали прямо на бланк. Честно говоря, школьников слишком сильно пугают экзаменами. Прошло уже столько лет, но, когда я вспоминаю это все, у меня дрожат руки и сердце колотится.

Итак, основа всех основ для ЕГЭ по литературе – кодификатор, или список произведений, которые нужно прочесть ко дню икс. Не знаю, почему кто-то думает, будто выпускник должен вместить в свою голову все это: и романы, и пьесы, и лирику. Если попытаться запомнить такой объем, можно и свихнуться. Мне было гораздо проще, так как каждый год я ходила на олимпиады и в целом много читала. Но даже так пришлось нелегко – я не любитель лирики, которой в кодификаторе очень много.

Как поступила я – выделила те произведения, которые точно нужно знать на экзамене, например, «Капитанскую дочку», «Войну и мир», «Мертвые души» и другую классику. В первую очередь нужно изучить именно их, а потом уже все остальное. Но давайте смотреть правде в глаза – мало кто прочитает «Войну и мир» и «Тихий Дон» полностью. Лично я прочла Льва Толстого просто потому, что хотела всем хвастаться этим, а вот Шолохова не осилила. Меня выручил краткий пересказ и российский одноименный сериал.

В кодификаторе есть как основные произведения, которые нужно знать, так и книги для более продвинутого уровня. Конечно, никто не мешает вам прочесть лишь необходимое, но я бы все-таки ознакомилась с парочкой из углубленного списка. Кто бы что ни говорил, но в проверке экзаменационных работ играет человеческий фактор, и нужно максимально задобрить проверяющих.

ЕГЭ по литературе: как сдать на сотку без проблем

Важно после каждой книги искать в интернете его анализ, вычитывать идею, смысл, роль персонажей, желательно даже выписывать в отдельную тетрадь, чтобы просматривать и освежать память. Во многих произведениях есть детали, которые многие не замечают. Поэтому советую внимательно их изучить и поразить проверяющих своей эрудицией.

Будьте готовы к тому, что читать придется очень много. На уроках математики и физики я держала книги на коленках и читала, чем вызывала замечания. На больших переменах в моих руках всегда был истрепанный справочник авторства Титаренко и Хадыко, который я изучила вдоль и поперек. Утром за завтраком я повторяла строки из стихотворений, а перед сном листала конспекты. И да, я считаю, что в ЕГЭ по литературе не помогут никакие репетиторы, так как никто не заставит вас читать, если сами этого не хотите. Если вдуматься, в этом экзамене нет ничего сложного: ни формул, ни задач. Соль в том, что нужно просто читать, не останавливаясь: книги, анализы, критиков. Если все это грамотно запоминать, можно набрать и все сто баллов. Одно время я работала репетитором по русскому языку и литературе. С русским все понятно – ученику нужно объяснить правила и как они работают. Но с литературой все было очень плохо. Моя ученица напрочь не любила читать, ей потребовалось три месяца, чтобы осилить «Мастера и Маргариту». Каждые три дня я приходила и пыталась хоть как-то привить ей любовь к литературе: рассказывала интересные факты, приносила свои книги, обещала разные «плюшки». Все было бесполезно, и закончилось тем, что от моих услуг отказались, аргументируя это тем, что я бездарный учитель. Долго я корила себя и считала именно так, но потом поняла, что нельзя заставить человека стремиться к тому, чего он сам не хочет.

Со стихотворениями дела обстоят чуть сложнее. Вряд ли вы запомните всю лирику из кодификатора. Я поняла это еще тогда и выделила несколько основных тем: любовь, дружбу, политику, душевные искания и так далее. Под каждую из них нужно выбрать два-три стиха из списка и запомнить их. Можно даже выучить несколько строчек, чтобы впечатлить комиссию – уж очень там любят цитаты. Поверьте, я знаю, о чем говорю, так как моя мама несколько лет подряд ездила проверять экзаменационные работы.

А что делать, если времени до экзаменов все меньше, но времени на чтение уже нет? Все просто – краткие содержания, анализы, на крайний случай экранизации. Моя самая любимая – «Мастер и Маргарита». Лучше экранизации я не видела, потому что даже слова в книге и сериале одинаковые. Можно еще глянуть «Войну и мир», но строго от Сергея Бондарчука. Да, старый, без крутых спецэффектов, но невозможно понять это произведение, если смотреть британский сериал. Вообще лучшие экранизации – старые, потому что современные режиссеры любят менять сюжет, а нам на ЕГЭ такого не нужно, мы же не хотим выдать себя, правда?

ЕГЭ по литературе: как сдать на сотку без проблем

С книгами все понятно – читать, читать и читать. А вот с определениями нужно постараться. Их нужно не просто знать, но еще и отличать друг от друга. Например, многие путают эпитет и метафору, я этим тоже грешила. Нужно очень много тренироваться, решать тесты, чтобы понять, что к чему, по-другому никак. В общем, набивать руку, как и в любом другом предмете.

Что касается сочинений, то тут тоже только тренировка. Я писала примерно одно сочинение в неделю на рандомную тему и относила учителю литературы, чтобы он посмотрел и сделал какие-то замечания. Важно выбирать совершенно разные темы, испробовать все: разные литературные эпохи, темы, в общем, всего понемножку. Это чтобы не было такого, чтобы вам на ЕГЭ попалась Анна Ахматова, а вы разбираетесь только в Александре Пушкине.

Я решила поговорить с людьми, которые сдавали ЕГЭ в прошлом году. Найти их оказалось очень непросто, так как мало кто сдает литературу – она редко нужна для поступления в ВУЗы. Но на одном из сайтов для подготовки я наткнулась на знакомую, которая как раз в прошлом году сдавала литературу и поступила на журфак в Нижнем Новгороде.

— С тех пор, как ты сдавала ЕГЭ, толком ничего не изменилось. Хотя все-таки стало чуть сложнее. Я набрала 90 баллов и это было счастливой случайностью, потому что мне попались темы, по которым я прошлась накануне перед экзаменом, — рассказала Яна Плаксина. – Я бы посоветовала нынешним выпускникам париться именно во время подготовки: больше читать, записывать, слушать лекции. Во время самого экзамена лучше расслабиться, потому что если знаешь материал, то и волноваться нечего. Волнение, наоборот, принесет только проблемы.

Я хочу присоединиться к совету Яны и сказать 11-классникам: нет ничего важнее вашего физического и ментального здоровья. Да, экзамены – это важно, но зачем вам эти 100 баллов, если вы скатитесь с катушек? Начните готовиться уже сейчас, если уже не начали, и тогда в мае-июне вам не придется лить слезы и тратить нервы.


Читайте также: Книги vs фильмы: лучше посмотреть или почитать?


Теги:

ЕГЭ,
литература,
книги,
экзамены,
выпускники,
школа

Реально ли сдать ЕГЭ по литературе ?

Мудрость форума:
Подростки

24 ответа

Последний —

29 января, 22:56
Перейти

24 февраля 2018, 17:43

#1

24 февраля 2018, 17:51

#2

24 февраля 2018, 17:55

#3

24 февраля 2018, 18:15

#4

24 февраля 2018, 18:47

#5

24 февраля 2018, 18:48

#6

24 февраля 2018, 18:49

#7

24 февраля 2018, 18:49

#8

24 февраля 2018, 18:50

#9

24 февраля 2018, 18:51

#10

24 февраля 2018, 18:51

#11

24 февраля 2018, 19:37

#12

24 февраля 2018, 20:36

#13

24 февраля 2018, 21:16

#14

24 февраля 2018, 21:21

#15

Гость

Можете готовиться по моему плану, но, думаю, проще нанять репетитора. Я могу скинуть Вам свои наработки на электронку. Сдать ЕГЭ по лит-ре реально! Основная проблема у детей в том, что они не понимают смысла заданий, структуры ЕГЭ, незнакомы с критериями проверки сочинений, пишут не то, льют воду, или, наоборот, бояться лишнего написать и ограничиваются всего 5-6 краткими предложениями, без цитат, в итоге теряют баллы. Если научитесь писать сочинения, всё получится. Написание мини-сочинений происходит с опорой на текст-первоисточник. Это обязательно отрывок из прозаического произведения+анализ какого-либо лирического произведения. Оттуда же можно и цитаты выписать, и характеристики персонажей. А вот написание С5 (С.17) идёт без опоры на текст.

25 февраля 2018, 21:03

#19

Гость

Можете готовиться по моему плану, но, думаю, проще нанять репетитора. Я могу скинуть Вам свои наработки на электронку. Сдать ЕГЭ по лит-ре реально! Основная проблема у детей в том, что они не понимают смысла заданий, структуры ЕГЭ, незнакомы с критериями проверки сочинений, пишут не то, льют воду, или, наоборот, бояться лишнего написать и ограничиваются всего 5-6 краткими предложениями, без цитат, в итоге теряют баллы. Если научитесь писать сочинения, всё получится. Написание мини-сочинений происходит с опорой на текст-первоисточник. Это обязательно отрывок из прозаического произведения+анализ какого-либо лирического произведения. Оттуда же можно и цитаты выписать, и характеристики персонажей. А вот написание С5 (С.17) идёт без опоры на текст.

26 февраля 2018, 03:35

#20

Нюта

Ребёнок хочет поступить на иллюстратора и вот тут нужно сдавать литературу как обязательный экзамен,а читать она не очень любит,да и не совсем уверена в том она,что сможет сдать,хотя бы на «нормально». Подскажите чего :(

27 февраля 2018, 09:19

#21

13 февраля 2020, 20:41

#20

Гость

Можете готовиться по моему плану, но, думаю, проще нанять репетитора. Я могу скинуть Вам свои наработки на электронку.
Сдать ЕГЭ по лит-ре реально! Основная проблема у детей в том, что они не понимают смысла заданий, структуры ЕГЭ, незнакомы с критериями проверки сочинений, пишут не то, льют воду, или, наоборот, бояться лишнего написать и ограничиваются всего 5-6 краткими предложениями, без цитат, в итоге теряют баллы. Если научитесь писать сочинения, всё получится.
Написание мини-сочинений происходит с опорой на текст-первоисточник. Это обязательно отрывок из прозаического произведения+анализ какого-либо лирического произведения. Оттуда же можно и цитаты выписать, и характеристики персонажей. А вот написание С5 (С.17) идёт без опоры на текст.

26 августа 2021, 12:42

#26

Гость

Здравствуйте,не могли бы вы мне скинуть ваши наработки по подготовке к егэ по литературе,очень хорошо все объяснили natalia.natalia75@mail.ru

12 февраля 2022, 16:06

#27

Гость

Можете готовиться по моему плану, но, думаю, проще нанять репетитора. Я могу скинуть Вам свои наработки на электронку.
Сдать ЕГЭ по лит-ре реально! Основная проблема у детей в том, что они не понимают смысла заданий, структуры ЕГЭ, незнакомы с критериями проверки сочинений, пишут не то, льют воду, или, наоборот, бояться лишнего написать и ограничиваются всего 5-6 краткими предложениями, без цитат, в итоге теряют баллы. Если научитесь писать сочинения, всё получится.
Написание мини-сочинений происходит с опорой на текст-первоисточник. Это обязательно отрывок из прозаического произведения+анализ какого-либо лирического произведения. Оттуда же можно и цитаты выписать, и характеристики персонажей. А вот написание С5 (С.17) идёт без опоры на текст.

Эксперты Woman.ru

  • Эксперт

    Иванова Светлана

    Коуч

    85 ответов

  • Эксперт

    Владимир Титаренко

    Фитнес-нутрициолог

    183 ответа

  • Эксперт

    Алёшина Мария

    Психолог

    115 ответов

  • Эксперт

    Анна Антончик

    Женский психолог

    163 ответа

  • Эксперт

    Максим Сорокин

    Практикующий психолог

    1 055

  • Эксперт

    Международный Институт

    Психология, психотерапия,…

    20 ответов

  • Эксперт

    Токарь Дарья Анатольевна

    Фитнес-тренер

    53 ответа

  • Эксперт

    Мария Бурлакова

    Психолог

    335 ответов

  • Эксперт

    Мария Синяпкина

    Психолог-Сексолог

    92 ответа

  • Эксперт

    Кременецкая Мария

    Логопед — дефектолог

    44 ответа

Гость

Можете готовиться по моему плану, но, думаю, проще нанять репетитора. Я могу скинуть Вам свои наработки на электронку.
Сдать ЕГЭ по лит-ре реально! Основная проблема у детей в том, что они не понимают смысла заданий, структуры ЕГЭ, незнакомы с критериями проверки сочинений, пишут не то, льют воду, или, наоборот, бояться лишнего написать и ограничиваются всего 5-6 краткими предложениями, без цитат, в итоге теряют баллы. Если научитесь писать сочинения, всё получится.
Написание мини-сочинений происходит с опорой на текст-первоисточник. Это обязательно отрывок из прозаического произведения+анализ какого-либо лирического произведения. Оттуда же можно и цитаты выписать, и характеристики персонажей. А вот написание С5 (С.17) идёт без опоры на текст.

Гость

Здравствуйте! Поправила, скиньте мне ваши например на ivanovaon@lust.ru
Скажите, а вы не могли бы с моей дочкой позаниматься? Она внезапно решила поставит на дизайн на контракт, нужно 32 балла по литературе, до сегодняшнего дня не готовилась к этому предмету

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Можно ли сдать егэ по истории за 4 месяца
  • Можно ли сдать егэ по истории если ничего не знаешь
  • Можно ли сдать егэ по истории без репетитора
  • Можно ли сдать егэ по информатике с нуля за год
  • Можно ли сдать егэ по информатике в 10 классе

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии