Легко ли сдать ЕГЭ по биологии с высоким баллом без репетитора?
На чтение 6 мин Просмотров 1.1к. Опубликовано 12.11.2016
Легко ли сдать ЕГЭ по биологии без репетитора? Это актуальный вопрос для тех одиннадцатиклассников, кто собирается поступать в медицинский вуз или на биологический факультет.
Единый государственный экзамен давно уже не новшество, он позволяет не только получить аттестат о среднем образовании, но и является вступительным для поступления в вуз. Кроме обязательных экзаменов школьники сдают экзамены по выбору, в зависимости от того, какой профиль выбран. Экзамен по биологии один из таких. По статистике, его сдает каждый двадцатый выпускник школы.
Содержание
- Репетитор — дорогое удовольствие
- Правила подготовки к экзамену
- Принципы хорошего запоминания
Содержание
- 1 Репетитор — дорогое удовольствие
- 2 Правила подготовки к экзамену
- 3 Принципы хорошего запоминания
Репетитор — дорогое удовольствие
Чтобы получить более высокие баллы, нужно просто хорошо подготовиться. Одних школьных знаний бывает недостаточно, и поэтому выбирают таких репетиторов, которые бы помогли набраться нужных знаний и блестяще сдать экзамен. Но нанять репетитора — недешевое удовольствие. Например, в Москве 1 час занятий с репетитором по математике обойдется в 1000 рублей. В других городах немного дешевле, но цены варьируются от 400 до 2500 рублей. Получится, что подготовка к ЕГЭ по одному только предмету обойдется почти в 10000 рублей (примерно 10 занятий). А если не один предмет требует усиленной подготовки? Для среднестатистической семьи часто бывает сложно найти деньги на репетитора, тем более, что в 11 классе появляется масса трат на другие цели, связанные с выпускным балом.
Другой непростой вопрос: где найти грамотного репетитора? Обычно специалисты, уже зарекомендовавшие себя, бывают не только высокооплачиваемы, но и заняты, а если и удастся договориться, то нужно подстраиваться под их график. К тому же и у ребенка свой режим, в котором могут быть другие внеурочные занятия. Оценить качество работы незнакомого репетитора тоже сложно: оправдаются ли затраты высокими баллами? В таком случае может стоить поискать альтернативу репетиторам? И подумать об этом заранее, ведь для того чтобы овладеть знаниями, нужно начать готовиться задолго до тестирования. Экзамен этот нелегкий, так как включает вопросы по темам, которые были пройдены не только в 10-11 классах, но и в средних.
Если нет возможности пользоваться услугами репетиторов, нужно надеяться на собственные силы. Чтобы сдача экзамена была не столь трудной, следует придерживаться следующих правил:
- Темы, которые вызывают затруднения, надо повторять, обращаясь к учебникам за 6-11 классы.
- Нужно ознакомиться со всеми заданиями, которые будут на экзамене, изучить их. После этого следует составить план с учетом времени, которое будет потрачено на проработку каждого вопроса.
- Изучая тему по учебнику, нужно конспектировать материал, выписывая и разъясняя основные понятия, термины. Для удобства можно прибегать к схемам и графикам. После каждой записи по отдельной теме нужно оставлять место для дальнейшего дополнения новой информацией или уточнениями. За 3 дня до экзамена нужно эти конспекты перелистать, обновляя в памяти написанное.
- Чтобы хорошо выполнить часть С экзамена, нужно научиться отвечать аргументировано, в развернутом виде. Стоит потренироваться в изложении изученного материала с использованием терминов. Больше говорить, приводить доводы и их аргументировать. Тогда будет дан осмысленный и исчерпывающий ответ на вопрос.
- Нужна визуализация материала. Зубрежка темы не даст знаний, поэтому надо стараться понять и осмыслить прочитанное, включая ассоциативную память.
- Надо иметь под рукой тесты по биологии и в любое удобное время решать их. Если делать это часто, то можно отточить свои навыки по решению задач.
- Определиться со сдачей экзамена по биологии надо за год до ЕГЭ, ведь придется запомнить большой объем информации.
- На сдачу экзамена по биологии дается 3 часа, надо стараться уложиться за это время. Поэтому нужно будет полностью сконцентрироваться и быстро решать предложенные задачи. Демонстрационная версия ЕГЭ в режиме онлайн поможет потренироваться.
Принципы хорошего запоминания
Главное в экзамене — собранность и умение вспомнить прочитанное и изученное. Как сделать так, чтобы нужные знания не улетучивалось из памяти? Для этого предлагаются принципы хорошего запоминания:
- Эмоциональность восприятия. Память бывает кратковременная, оперативная и долговременная. Ориентируясь в сплошном потоке информации, который поступает в мозг, сознание запоминает только важные моменты — те события, когда были задействованы сильные эмоции. Быстро стирается из памяти то, что кажется человеку обыденным, неинтересным, скучным. Для запоминания, в том числе и материала из учебника, нужно мозг активировать. Для этого следует его привести в возбужденное состояние, создав перед ним проблему. То, что читается, не должно вызывать равнодушия, иначе ничего не запомнится. Тема должна быть интересной, для этого стоит подумать о практическом применении тех или иных знаний, можно не соглашаться с авторами, постараться найти смешное, несуразное. Изучая повадки какого-либо животного, можно представить его, включая воображение: как оно двигается, какие у него повадки, почему путем естественного отбора оно выглядит именно так.
- Привязки к себе. Изучая анатомию и физиологию человека, нужно открывать новые знания применительно к себе. Например, знакомясь со скелетом человека, надо найти эти кости у себя, ощупать их и представить, как они выглядят внутри. Изучая растения, можно вспомнить, где они растут (на даче, в деревне у бабушки и т.д.) Процесс должен быть интересным, тогда и запоминаться новая тема будет легко.
- Структурирование знаний. Учебный материал будет легче усваиваться отдельными смысловыми блоками, которые объединяются одной темой. Переходить от одного блока к другому следует только после того, как будет усвоен предыдущий.
- Использование разных видов памяти. Кроме логической памяти у человека есть зрительная, слуховая, двигательная и механическая память. Двигательная память, например, помогает помнить человеку, как ездить на велосипеде, хотя этому он мог научиться в детстве и долго потом не практиковаться. Поможет запомнить материал рисование схем, таблиц по памяти (посмотрел — нарисовал — сверил). Только такие тренировки должны быть частыми. Слуховая память активируется при чтении вслух темы или при прослушивании аудиоучебника.
Можно успешно сдавать экзамен и без репетитора, если в школе учитель по биологии профессионал своего дела. Минус только в том, что школьный учитель вынужден работать только в рамках школьной программы, а репетитор имеет свободу действий и занят только подготовкой к ЕГЭ. Но в любом случае немаловажное значение имеет желание самого школьника сдать экзамен с высокими баллами. И даже отсутствие репетитора не помешает ему вооружиться необходимыми знаниями и выдержать экзамен, если он применит предложенные правила.
Как подготовиться к егэ по биологии без репетитора
К сожалению, не у всех молодых людей, желающих сдавать биологию в качестве вступительного экзамена, есть возможность воспользоваться услугами репетитора. У кого-то недостаточно средств, чтобы оплачивать отнюдь не дешевые занятия, другим попросту не хватает времени на регулярные визиты к частному преподавателю. Однако, преисполнившись должного упорства, вы можете и сами подготовиться к ЕГЭ.
Подготовка по учебникам
Для того чтобы успешно сдать ЕГЭ, вы должны в полной мере овладеть материалом, предлагаемым вам школьным курсом биологии. Обратитесь в библиотеку и попросите выдать вам комплект книг за все годы, в которые изучался данный предмет. Перечитайте все книжки, освежите в памяти знания. Вам необходимо понимать сложные механизмы, происходящие в природе. Но при подготовке к ЕГЭ не обойтись и без зубрежки – классы млекопитающих и жизненные циклы микроорганизмов необходимо заучить. Помимо учебников, желательно использовать и дополнительную литературу: пособия для поступления, рекомендуемые ВУЗами, материалы для подготовки к олимпиадам.
Популярные авторы для подготовки к ЕГЭ – Догель, Богданова, Ярыгин.
Курсы
Многие ВУЗы проводят курсы для желающих сдавать ЕГЭ. Их стоимость существенно ниже индивидуальных занятий. Лекции проводят опытные преподаватели, которые постараются донести до вас максимальное количество информации, подробно разобрать сложные темы и ответить на возникшие вопросы.
Регулярная тренировка
При самостоятельной подготовке к сдаче ЕГЭ сборник тестов за прошлые годы должен стать вашей настольной книгой. Обращайтесь к ней каждый день. Решайте тесты, сверяйте с ответами и перечитывайте темы, которые вы недостаточно хорошо усвоили. Желательно успеть сделать задания по всем разделам. Если удастся прорешать тесты дважды – отлично, это поможет вам глубже усвоить материал.
К повторному прохождению теста, который вы в первый раз написали не очень хорошо, лучше вернуться через несколько дней – чтобы буквы правильных ответов забылись, а знания улеглись.
Решение задач
Невозможно готовиться к ЕГЭ по биологии и обойти вниманием задачи. Занимаясь самообразованием, не упускайте их из виду. Выучите законы и формулы, которые понадобятся вам для расчетов длины цепи ДНК и количества съеденных грызунов для хищника, находящегося на вершине пищевой цепочки. Вы должны уметь решать задачи не только правильно, но и быстро, ведь от этого зависит ваш результат.
Научно-популярные фильмы
Подготавливаясь сдавать тестирование без репетитора, используйте все доступные для вас материалы. К примеру, огромное количество полезной информации вы можете почерпнуть из научно-популярных фильмов, которые можно посмотреть на каналах Animal Planet или Discovery. Ленты могут быть как семейно-развлекательного характера, к примеру, о выкармливании детенышей ленивцев, так и на серьезные темы – строении глаз насекомых, эволюции микроорганизмов. Любой вопрос о живой природе может попасться вам на ЕГЭ, поэтому, чем шире будет ваш кругозор, тем выше шанс получить хороший балл.
Написание ЕГЭ — одна из поворотных точек в жизни каждого школьника.
От результата зачастую зависит выбор вуза, вопрос переезда в другой город, а иногда и будущая специальность выпускника. Поэтому на подготовку к единому экзамену уходит так много времени и денег: по данным опросов, 37% школьников проводят за заданиями ЕГЭ до 10 часов в неделю, а родители ежегодно тратят на курсы и репетиторов более 14 миллиардов рублей.
Читатели Тинькофф Журнала рассказали, как они или их близкие готовились к ЕГЭ, сколько денег на это потратили и как в итоге сдали экзамен.
Это истории из Сообщества. Редакция задала наводящие вопросы, бережно отредактировала и оформила по стандартам журнала.
Стратегия № 1
Готовиться самостоятельно
Выбор стратегии. К ЕГЭ готовился самостоятельно. Родители предлагали нанять репетиторов, но я отказался. Дело в том, что в 9 классе, во время подготовки к ГИА (ОГЭ), мне не повезло с репетитором по математике. Занятия казались не слишком продуктивными. Мы просто решали варианты, иногда преподаватель давал комментарии, показывал различные способы решений, но все это я и так знал. Так что после успешной сдачи ГИА понял, что к ЕГЭ буду готовиться сам.
Я сдавал три предмета: русский язык, информатику и математику — базовый и профильный уровни.
По моему мнению, программа по русскому языку в 10—11 классе похожа на программу предыдущих классов. Единый экзамен по информатике тоже не сильно отличается от ОГЭ, разве что заданий больше и они более содержательные. ЕГЭ по математике базового уровня, на мой взгляд, очень похож на ГИА, только с добавлением некоторых заданий по темам 10—11 класса. А вот с профильным уровнем, конечно, все иначе.
Схема подготовки. К русскому языку и информатике нас готовили в школе. Конечно, дома я тоже самостоятельно занимался, решал варианты. Сборники не покупал: учителя сами доставали откуда-то тесты и просто давали нам.
По большому счету, усиленно я готовился только к экзамену по математике профильного уровня. В основном пользовался порталом «Решу ЕГЭ» и сайтом Александра Ларина. На «Решу ЕГЭ» можно самостоятельно выбрать задания по конкретным темам, а Ларин составляет очень хорошие сложные варианты.
Еще смотрел ролики по подготовке на «Ютубе». Могу посоветовать каналы Бориса Трушина и Евгения Пифагора — отличные математики, объясняют все понятно и без воды. Есть еще канал «Мектеп Online Математика», где замечательный преподаватель Эльмира Ренатовна Рафикова хорошо объясняет школьные темы.
Подготовка проходила примерно так: я брал вариант, прорешивал и сверял с ответами. Если обнаруживал ошибку, анализировал, с чем она связана. Если просто с невнимательностью, то решал задание заново, а если это было что-то содержательное, то перечитывал нужную тему в учебнике или смотрел что-то на «Ютубе».
Конечно, рано или поздно такой подход надоедал. В этом случае я выбирал на «Решу ЕГЭ» какой-то тип заданий, с которыми у меня были проблемы, и просто решал эти задачи подряд. А потом снова переходил на варианты или брался за подготовку к другому экзамену. Очевидно, в 10 классе всех тем не знаешь, поэтому до 11 класса я решал только половину заданий в ЕГЭ профильного уровня.
Мотивация у меня была одна — сдать этот экзамен. Я знал, что списать на нем невозможно, да и вообще это нечестно. Рассчитывать можно только на свои силы и знания. Конечно, иногда было желание все бросить и просто отдохнуть месяц-другой. Но я понимал, что хорошо написать экзамен важно мне самому. Я не старался ради родителей или школьных учителей. Я старался для себя.
Но должен честно сказать, что в летние каникулы после 10 класса дал себе два месяца отдохнуть. Я просто устал и понимал, что если продолжу в том же духе, уровень знаний лучше уж точно не станет. При подготовке главное — не перегружать себя.
К слову, о переутомлении. В один год со мной сдавал ЕГЭ мой знакомый. Он настолько усердно готовился к экзамену по химии в течение года, что переутомление застало его на самом экзамене: он просто упал там в обморок и сдавал уже в резервный день.
Траты. К помощи репетиторов я не обращался — соответственно, этой статьи расходов нет. Максимум, за что я платил, — это домашний интернет, бумага, картриджи, ручки и карандаши.
Сборники для подготовки не покупал, а просто скачивал в интернете. До сих пор не люблю эти сборники — и сейчас, когда сам стал репетитором, при подготовке своих учеников к экзаменам их не использую. В течение учебного года задания в экзамене могут поменяться, какие-то могут просто убрать, а в задачниках они остаются.
Результаты. Моя стратегия подготовки окупилась только тем, что родители не тратились на репетиторов. Это было и основным плюсом. Но я все равно не попал на бюджет, пришлось платить за обучение. Да и вуз я потом бросил: понял, что программирование, на которое я поступил, — это не мое.
После отчисления поступил на дистанционную заочку в московский вуз по направлению «гражданское право». Тут мне тоже приходится самостоятельно организовывать свое обучение. Благо опыт уже есть. Из минусов можно отметить только то, что нужно постоянно самому себя контролировать, давать пинка, не принимать от себя отмазки. Бороться с ленью — это очень тяжело.
В целом результатом самостоятельной подготовки я доволен: научился анализировать различные источники информации, не давать себе лениться. Это хороший опыт, который пригождается мне и сейчас. Конечно, самостоятельная подготовка требует кроме мотивации еще и организованности. К сожалению, по моему преподавательскому опыту, организовать себя могут не все. Для этой цели и нанимают репетитора: он знает, что и как нужно делать. Но без стараний ученика траты на репетитора — это деньги на ветер.
Выбор стратегии. Фактически у меня был выбор без выбора. Моя семья совсем не богатая, и я понимала, что деньги на репетиторов мне давать не смогут. Тем более родители не смогли бы тянуть бремя оплаты вуза. Моим единственным шансом получить хорошее образование стала самоподготовка и успешная сдача экзаменов.
Учителя были в курсе финансовой ситуации моей семьи, поэтому сразу посоветовали сайт «Решу ЕГЭ», где я и занималась решением задач. Я готовилась к профильной математике, русскому языку, биологии и химии. Бонусом взяла географию, потому что в год моей сдачи этот предмет сдавали самым первым и мне было интересно посмотреть, как проходит сдача экзамена, как все организовано.
Схема подготовки. Поскольку все зависело только от меня, я решила, что должна ответственно подойти к вопросу подготовки. С конца сентября занималась каждый день. В будни делала части А и В, в выходные сидела над частью С. Еще решала задачки на неинтересных мне уроках: физкультуре, ОБЖ, обществознании. Первые части давались мне легко, а вот с последней были трудности.
Много материалов можно было найти на «Ютубе». Мне действительно помогали подробные видеоразборы заданий и оформления решений. Если оставались вопросы, я спокойно подходила к учителям на переменах. Они мне все объясняли.
Я не заметила каких-либо минусов в самостоятельной подготовке. Единственное, в мае уже было трудно сидеть над тетрадками, потому что хотелось гулять с друзьями.
Траты. За время подготовки покупала только пособия для дополнительных занятий после уроков. Потратила не больше 1000 Р.
Результаты. В итоге я получила на экзаменах следующие баллы: профильная математика — 86, русский язык — 92, биология — 94, химия — 89, география — 81. Для меня этот результат оказался достойным: в школе я была троечницей. Я собиралась поступать не в самый топовый вуз — на агронома в РГАУ МСХА им. Тимирязева. Но в итоге баллов хватило на РУДН.
Стратегия № 2
Записаться на онлайн-курсы
Выбор стратегии. Когда выбрал предметы для сдачи ЕГЭ и посчитал, сколько будут стоить репетиторы, понял, что это мне не по карману, и решил посмотреть онлайн-школы, которые в то время развивались бурными темпами.
Выбирал просто: оценивал диапазон цен, читал отзывы бывших выпускников, общался с поддержкой и несколько раз смотрел пробные вебинары преподавателя, чтобы понять, как он ведет занятия и понравится ли мне.
Схема подготовки. Подготовка проходила очень интересно и плодотворно, а главное — с хорошим наращиванием знаний и результатов по пробникам. Я отметил следующие плюсы онлайн-курсов:
- На курсе был грамотный учитель, который знал предмет и мог несложно донести информацию. Еще помогали кураторы — это люди, сдавшие выбранный тобой предмет ЕГЭ более чем на 85 баллов, прошедшие внутренний отбор и готовые помочь тебе разобраться в лекциях и заданиях.
- Хорошо была выстроена система подготовки. Я смотрел вебинар по определенной теме, конспектировал материал, далее выполнял домашнее задание. Затем отправлял куратору фото конспекта и домашки — чаще всего это была комбинация из теста и письменной части. А он давал обратную связь по ошибкам или просил переделать задания полностью, если я не набирал минимальный порог по баллам.
- На месяц давалось три «жизни» — они отнимались, например, если не успеваешь в срок сдать домашнее задание. Если до наступления следующего месяца у тебя кончались все «жизни», в первый раз их предлагали купить за 1000 Р, а в следующий — исключали с курса без права восстановления.
- Никуда не надо было ездить. Я в любой момент мог включить онлайн-трансляцию или потом посмотреть урок в записи.
Траты. Месяц обучения стоил 2000 Р. Я обучался с сентября 2019 по май 2020 года, и в сумме вышло 36 000 Р за два предмета. Еще взял дополнительные курсы на повторение за 6000 Р. В совокупности на историю и обществознание ушло около 42 000 Р. Кроме того, я три месяца занимался русским, потратил 3000 Р. Профильную математику я не сдавал.
Результаты. Сдал ЕГЭ лучше всех в школе. Набрал 78 баллов по русскому языку, 81 балл по обществознанию и 94 балла по истории — без особых напряжений нервной системы и серьезных денежных вложений. Результатом более чем доволен. Поступил в Москву на бюджет и радуюсь жизни.
Стратегия № 3
Сосредоточиться на олимпиадах
Выбор стратегии. В свое время в подготовке своих детей сделали ставку не на ЕГЭ, а на профильные олимпиады. Такой способ выбрали по стопам знакомого, который был из очень бедной семьи и понимал, что в случае неудачи с ЕГЭ деньги за его учебу было бы просто некому заплатить. У нас другое материальное положение, и дети сдавали ЕГЭ почти на 10 лет позже, но все равно этот способ понравился.
Олимпиадами начали заниматься еще в начальной школе. Ориентировалась на способности и интересы старшего сына. Например, математику за первый класс он прошел лет в пять: ему это просто было интересно. Олимпиадные задания, даже усложненные задачи «со звездочкой», он всегда решал с удовольствием. Младший пошел уже по отработанному сценарию.
Траты. Расходы были разве что на книги по подготовке к олимпиадам. Мы все вместе приходили в магазин, и сын выбирал, что ему хотелось бы порешать, что было бы интересно. В начале 2000-х годов еще было сложно с доступностью материалов в сети.
На олимпиадные поездки тоже не тратились. В другие города ездил только младший, когда писал ВсОШ, но там все оплачивалось из муниципального бюджета. А так мы живем в городе-миллионнике, вузов достаточно, и многие московские профильные олимпиады проводились в том числе и у нас.
Схема подготовки. Готовились просто: занимались дома, в том числе летом. Ну, и изначально отдали детей в муниципальную гимназию. Там на них обратили внимание, ведь для учебного заведения престижно иметь в своих стенах призеров или победителей олимпиад — это повышает рейтинг. Школа у нас государственная, обучение бесплатное. Но учителя, особенно у старшего, были очень сильные, и им, как я понимаю, было интересно учить детей-олимпиадников. Кажется, они даже премию получают, если ребенок проходит какие-то этапы ВсОШ, поэтому на некоторые олимпиады детей направляла сама школа. Моей же задачей было отслеживать нужные олимпиады и вовремя напоминать сыновьям, чтобы они их банально не пропустили.
Когда дети проходили городской этап, очень часто муниципалитет устраивал уже собственную подготовку: так младший сын три раза попадал на профильные смены в физические и математические лагеря, где с ним дополнительно занимались преподаватели вузов. Это было бесплатно, за счет города и в учебное время. Упор делался на олимпиадный предмет, а остальные школьные дисциплины шли факультативами. Обычно с утра проходили три профильные пары, а после обеда — две общие. Вечером организовывали развлекательные программы, в выходные — экскурсии. Сыну нравилось. Сейчас он учится в вузе с ребятами, которых знает с тех времен.
Начиная с 7 класса, если не ошибаюсь, дети становились призерами города, а с 9 класса — и области. Кроме всероссийских олимпиад занимались и перечневыми. Преимущество перечневых олимпиад в том, что их много и с определенной подготовкой стать призером хотя бы третьего уровня несложно. Ну и большой плюс олимпиад в целом — это общение с заинтересованными сверстниками.
Результаты. Стратегия окупилась на 100%. Как минимум она сэкономила нам нервы и деньги, так как мы с мужем заранее знали, что дети поступят без вступительных испытаний. Сыновья сдали ЕГЭ по профильной математике более чем на 80 баллов без подготовки и репетиторов — это тоже о многом говорит. Чтобы подтвердить перечневую олимпиаду, необходимо было набрать минимум 75 баллов, что они и сделали.
Стратегия № 4
Подойти к подготовке комплексно
Выбор стратегии. Сын учился в одном из лучших лицеев города, в профильном математическом классе. С направлением для высшего образования определился в 7 классе: выбрал программирование. Начиная с 7 класса ходил на курсы олимпиадного программирования в наш местный вуз, а потом в частный учебный центр, где преподают бывшие олимпиадники.
У нас в лицее преподавала прекрасная учительница по информатике, во многом успехи сына — это ее заслуга. Она рекомендовала участие в различных олимпиадах, а также выездные лагеря. Сын три раза ездил в Летнюю компьютерную школу и один раз в Иннополис. Кроме того, он два раза был на сменах по программированию в федеральном учебном центре «Сириус» в Сочи. Лагеря очень много дали в плане учебы и мотивации.
Вузы и специальность сын выбирал по советам школьного учителя и преподавателей из «Сириуса», которые предлагали МФТИ, ВШЭ, СПБГУ и ИТМО. Мы с мужем советовали выбрать прикладное программирование, так как там меньше математики и проще учиться, но сын отказался и остановился на специальности «прикладная математика и информатика».
За год до поступления я составила табличку по интересующим сына вузам и специальностям. Проходные баллы были в пределах 298—303. Вместе выписали все олимпиады, которые давали право на БВИ, то есть поступление без экзаменов. До 11 класса особенных успехов в олимпиадах у него не было, до призерства всегда чуть-чуть не хватало. Он очень расстраивался, но не сдавался и продолжал писать. В этом его поддерживали школьный учитель и тренер в учебном центре, огромное им спасибо.
В начале 11 класса мы обсудили стратегию поступления. Сын сразу предложил заниматься только олимпиадами и поступать по БВИ. Так сделали большинство из его одноклассников. Мы с мужем предложили разделить риски и готовиться также к ЕГЭ, так как олимпиады шли не очень успешно. В итоге сын сдавал математику, русский и информатику.
Траты. За три недели в Летней компьютерной школе отдали около 70 000 Р. Иннополис стоил 25 000 Р за две недели, но туда получилось съездить бесплатно: сын с одноклассниками выиграли грант. Поездки в «Сириус» были бесплатными.
В 7—10 классах сын несколько раз ездил с учителем и одноклассниками на финалы олимпиад по программированию в Москву и Казань. Отборы писал удаленно, из дома. Участие в олимпиадах было бесплатным, мы оплачивали только билеты и гостиницу — получалось около 5000 Р за поездку. Во время ковида очные олимпиады отменили, все писал дистанционно.
На репетиторов к ЕГЭ в общей сложности потратили около 80 000 Р — сын занимался математикой и русским языком. Стоимость занятия по математике — 600 Р, по русскому — 1200 Р.
Схема подготовки. Со школьной математикой проблем не было. Взяли репетитора, эксперта ЕГЭ, для уверенности и изучения правильного оформления, занятия проходили в группе. По русскому воспользовались помощью индивидуального репетитора, тоже эксперта ЕГЭ, занимались раз в неделю. К информатике готовились самостоятельно. Параллельно сын изучал программирование, участвовал во всевозможных олимпиадах.
Результаты. В итоге сын стал призером четырех олимпиад, получил БВИ в ИТМО на желаемую специальность, а также в СПбГУ и ВШЭ — но на те специальности, куда не хотел идти. ЕГЭ по русскому и математике написал только на 90 баллов, по информатике — на 100.
Поступил по БВИ на прикладную математику и информатику в ИТМО. Проходной балл составлял более 300 баллов. Из 150 бюджетных мест 148 заняли те, кто поступал по БВИ, многих сын уже знал по лагерям и олимпиадам.
В итоге репетиторы сыну не пригодились, но потраченных денег мы не жалеем, полученные знания останутся с сыном навсегда.
Выводы и рекомендации:
- Не все дети к 11 классу могут определиться с будущей специальностью. Поэтому советую выбирать информатику и обществознание — это универсальные предметы для ЕГЭ, которые принимают на многие направления.
- В ЕГЭ есть элемент лотереи. Сын хорошо знает математику, но от волнения неверно прочел условия задачи. Пересдать ЕГЭ можно лишь на следующий год. С олимпиадами проще в том плане, что их много: не вышло с одной — получится с другой. Некоторые вузы принимают результаты олимпиад за 10 класс, так что можно поступить заранее и в 11 классе меньше волноваться. Результаты Всероса действуют три или четыре года.
- Нужно искать репетиторов с опытом именно в подготовке к ЕГЭ, потому что многое зависит от понимания формата.
- По моим наблюдениям, при прочих равных более успешны дети, которых поддерживают родители: проявляют интерес к их учебе и дополнительным занятиям, олимпиадам и лагерям. Мы с мужем финансисты и не можем помочь с решением задач по программированию, но всегда поддерживали участие в олимпиадах, волновались вместе с сыном, не жалели денег на профильные лагеря и поездки. После поступления сын поблагодарил нас за поддержку, было очень приятно.
Выбор стратегии. К 9 классу у дочери назрела необходимость выбора будущей профессии, она решила, что хочет учиться на программиста — и только в ИТМО. Поступала в вуз она в 2020 году.
Мы дважды ездили в Петербург на день открытых дверей ИТМО: познакомиться с университетом, его программой, требованиями к абитуриентам. Узнали, что проходной балл на отдельные факультеты составлял 310, и поняли, что нужно основательно подготовиться к ЕГЭ. Дочери надо было сдать три предмета: русский язык, профильную математику и информатику.
Так как стояла задача получить наивысшие баллы по трем предметам, дочь продумала стратегию подготовки по каждому в отдельности — от бесплатных факультативов в школе до онлайн-курсов.
Схема подготовки. Русский язык преподавался в школе на высоком уровне. Учитель еще в начале 11 класса сообщила, что дети сдадут ЕГЭ по русскому более чем на 70 баллов. Знания она дала глубокие, и пробные экзамены дети действительно написали хорошо. Раз в неделю в школе проводился отдельный урок — подготовка к ЕГЭ по русскому языку.
Кроме этого, дочь по рекомендации одноклассницы прошла платный марафон по написанию сочинения. Он состоял из шести уроков по полтора часа и длился две недели. Занимались ученики в группах по 20 человек. Огромный плюс заключался в том, что и на занятиях, и в качестве домашнего задания дети писали сочинения, а преподаватель подробно их анализировал и отвечал на все возникающие вопросы.
К информатике дочь готовилась на курсах при Костромском государственном университете — КГУ. От работников вуза я узнала, что с сентября по май в его стенах проводятся бесплатные курсы. Я лично пообщалась с преподавателем — она была очень внимательна, рассказала про подготовку и посоветовала заниматься два года, чтобы получить лучший результат на экзамене.
Занятия шли в одном из корпусов университета по полтора часа, два раза в неделю, во второй половине дня. Давались домашние задания, которые ребята отправляли в специальный чат на проверку. Это отличная возможность для детей из Костромской и близлежащих областей бесплатно подготовиться к ЕГЭ по информатике.
К математике дочь готовилась усерднее всего. Она сразу сказала, что знаний для высокого балла у нее недостаточно, и мы с мужем ответили: «Все, что от нас зависит, мы сделаем — только скажи, кому заплатить». Учитель математики нам сообщила, что первые 10 заданий экзамена дети напишут, а к остальным нужно готовиться дополнительно.
Весь 11 класс в корпусе КГУ шел курс подготовки к математике, организованный нашей школой, там ученики тренировали задания 11—12. А вот вопрос с заданиями 13—19 пришлось решать самостоятельно: дочь нашла онлайн-курсы подготовки. Выбирала по отзывам знакомых, рейтингу школ и преподавателей. В итоге остановилась на «Фоксфорде».
На курсе все продумано: есть готовый учебный план по всем нужным темам от простых к сложным. Занятия проходили с октября по май — каждое воскресенье по три часа. Я заходила в комнату дочери во время подготовки и наблюдала такую картину: начало урока, преподаватель зачитывает задачу, на доске в левом верхнем углу какой-то рисунок типа окружности и треугольника. Далее спрашивает учеников, как они планируют решить задачу. Ему что-то пишут в чат. Через час вся доска исписана, исчерчена: круги, квадраты, треугольники, линии. Мне было страшно на это смотреть и удивительно осознавать, какая у нас умная дочь, раз она все это понимает.
Онлайн-курсы в целом понравились. Во-первых, это удобно: ты сидишь дома, можешь поесть и попить во время занятия, а потом пересмотреть лекцию, если что-то пропустил. Во-вторых, их легко совмещать с учебой и стоят они меньше, чем репетитор. Но минусы тоже были. Например, дочери не всегда удавалось получить ответы на свои вопросы. А еще на дистанционных занятиях сложно сконцентрироваться.
Траты. Дополнительные уроки подготовки к ЕГЭ по русскому в школе, а также занятия по информатике в КГУ проходили бесплатно. За 10 занятий по математике при университете мы отдали 1500 Р. Марафон по написанию сочинения стоил 1400 Р.
Дороже всего встали занятия по математике от «Фоксфорда». Мне предложили два варианта оплаты: помесячно или единоразово со скидкой. Я выбрала второй и до начала занятий заплатила за весь курс 25 492 Р. На мою электронную почту выслали договор на обучение, лицензию на образовательную деятельность, подтверждение оплаты. На следующий год я заявила налоговый вычет 13%. Мне вернули 3314 Р.
Таким образом, в общей сложности на подготовку к экзаменам мы потратили 25 078 Р.
Результаты. ЕГЭ по русскому дочь сдала на 94 балла, по информатике — на 96 баллов, по математике — на 80. Поступила, как и хотела, в ИТМО на специальность «инфокоммуникационные технологии и системы связи», на бюджет. Как иногородней, ей предоставили место в общежитии. Она получает стипендию и учится с удовольствием.
Здравствуйте! Сегодня мы расскажем, как подготовиться к ЕГЭ по биологии максимально эффективно и быстро. Разберем возможность самостоятельной подготовки и с помощью занятий на курсах, разберем плюсы и минусы обоих вариантов, а также дадим несколько полезных советов.
ЕГЭ по биологии относится к числу экзаменов по выбору. Экзаменационное задание состоит из 2 частей: первая из 21 вопросов, на которые нужно дать краткий ответ (цифра или последовательность чисел), вторая – из 7 с развернутым ответом. Время выполнения – 3 часа 55 минут. Примеры заданий:
- Выберите 1 или несколько правильных ответов из предложенных.
- Найдите соответствие между элементами.
- Установите последовательность.
- Проанализируйте график, таблицу или схему и ответьте на вопросы.
- Решите задачу по цитологии или генетике.
В заданиях встречаются темы из разных разделов биологии:
- уровни организации живой природы;
- строение, химический состав, деление клеток, обмен веществ;
- ботаника, зоология, микробиология;
- анатомия, физиология, гигиена человека;
- эволюция и экосистемы.
Расскажем подробнее, как эффективно подготовиться к ЕГЭ по биологии в 2023 году.
Готовиться к единому гос. экзамену по биологии можно и самому, но самоподготовка редко бывает эффективной:
- Нет четкого плана обучения и графика. Заниматься нужно регулярно, но у многих школьников есть проблемы с самоорганизацией и дисциплиной.
- Слишком много информации для повторения. Чтобы сдать ЕГЭ на высокий балл, придется вспомнить все пройденные темы, начиная с 5 класса. Разобраться во всех разделах биологии самостоятельно будет сложно.
- Не всегда удается адекватно определить уровень своей подготовки, выявить пробелы в знаниях. Можно быть уверенным в том, что хорошо знаешь основы генетики, но на экзамене могут возникнуть сложности с письменным заданием.
- Нет четкого понимания, каким критериям нужно соответствовать. Например, за верный ответ, но неправильное оформление можно потерять баллы. Подобные нюансы знают только эксперты по подготовке к ЕГЭ.
- Во время подготовки часто возникают вопросы, точный ответ на который может дать только преподаватель. Но когда наставника нет, приходится искать решение в интернете, а такая информация не всегда достоверная.
Подборка курсов
Онлайн-курсы подготовки к ЕГЭ по биологии в 2023 году
Посмотреть подборку
Если школьная программа давалась с трудом и вы ничего не знаете по биологии, но хотите получить на экзамене высокий балл, проходите дополнительную подготовку.
Самый удобный и быстрый способ – онлайн-курсы:
- В дистанционных школах преподают опытные педагоги, которые знают специфику ЕГЭ. Они помогут вспомнить пройденный материал, разобраться со сложными темами, расскажут, как правильно оформлять письменные задачи, в каких заданиях бывают подвохи, как распределить время на экзамене, чтобы все успеть.
- Уроки проходят онлайн, но их можно смотреть в записи в свободное время. Вы сможете составить индивидуальный график занятий и готовиться к ЕГЭ с нуля без ущерба для школьной учебы, кружков и секций.
- На занятиях разбирают экзаменационные задачи прошлых лет, задают домашние задания, а также проводят тренировочные экзамены. Специалисты школы вручную проверяют работы и дают развернутые комментарии по ошибкам.
- На большинстве онлайн-курсов первый видеоурок можно посмотреть бесплатно.
Опытные педагоги рекомендуют начинать подготовку к ЕГЭ по биологии за год:
- Лучше всего, если вы будете регулярно заниматься 1 раз в неделю в течение 8-9 месяцев, чем интенсивно за 2-3 месяца до экзамена. Справиться с заданиями вам поможет не зубрежка, а понимание темы — с каждым разделом биологии лучше разбираться последовательно и досконально.
- Первое полугодие вы посвятите теории, а второе – практике. В этом случае у вас будет крепкая теоретическая база и вам не придется отвечать на тесты наугад. Вы сможете заранее подготовиться и легко решать на экзамене даже сложные задачи по генетике и цитологии.
- Вы научитесь использовать биологические термины, грамотно излагать свои мысли, правильно записывать ответы, узнаете нюансы оформления (например, в схеме решения генетической задачи нужно всегда подписывать фенотипы, даже если это не указано).
Получить высокий балл на экзамене можно, даже если на подготовку осталось меньше года. Разберемся, как подготовиться к ЕГЭ в этом случае.
Советы от экспертов по ЕГЭ, как готовиться за короткий срок:
- Изучите официальный кодификатор 2021. В нем перечислены все темы, которые встречаются в экзаменационных заданиях.
- Посчитайте, какой проходной балл вам требуется, узнайте, за какие вопросы можно получить максимальное количество баллов, и сделайте акцент на них.
- Пользуйтесь источниками, в которых информация представлена наглядно: таблицами, схемами, методичками и т. д.
- Периодически проверяйте уровень своих знаний. Тематические тесты и демонстрационные варианты ЕГЭ есть на сайте ФИПИ.
- Для подготовки используйте учебные материалы, которые одобрены или составлены специалистами ФИПИ (такая пометка есть на обложке пособия).
- Не тратьте время на изучение узкоспециализированной литературы.
Расскажем, как быстро подготовиться к единому гос. экзамену по биологии, если у вас остается 1-3 месяца, неделя или день.
Хватит ли 1, 2 или 3 месяцев на подготовку к ЕГЭ по биологии
Если на подготовку есть всего 2-3 месяца, то лучше пройти экспресс-курс в онлайн-школе. Он рассчитан на два-три месяца, но можно проходить и быстрее. Доступ к новому видеоуроку открывают после выполнения домашнего задания по предыдущей теме. Поэтому вы сможете самостоятельно составить график занятий и заниматься, например, 2-3 раза в неделю.
Если до экзамена остается не больше месяца, вы также можете пройти онлайн-курс, но специализированный – по конкретному разделу биологии, например, по анатомии, генетике, ботанике. Спецкурс состоит из 4-6 вебинаров, на которых подробно и с примерами разбирают сложные вопросы из данной темы.
Что можно успеть выучить за неделю
Качественно подготовиться к ЕГЭ с нуля за неделю не получится, но за этот срок вы сможете:
- Повторить все темы, которые чаще всего встречались в экзаменационных заданиях прошлых лет.
- Пройти тесты на сайте ФИПИ.
- Потренироваться в решении самых сложных задач, в которых требуется развернутый ответ (вопросы 22-28): строение клеток, метаболизм, ткани и т. д. Важно научиться оформлять их без ошибок.
- Устроить себе пробный экзамен и проверить, успеваете ли вы сделать все вопросы менее, чем за 4 часа.
Если до ЕГЭ остался 1 день
Последние 1-2 дня до экзамена лучше провести без подготовки, отвлечься, отдохнуть. Ничего важного или нового, что поможет вам на ЕГЭ, вы за один день не узнаете. Но интенсивное чтение приведет к тому, что в голове возникнет путаница. Прочитайте кодификатор и спецификатор 2021 года, посмотрите демоверсию на сайте ФИПИ, если не сделали этого раньше.
Как быть, если экзамен через час, а я не готов
3 совета всем, кто хочет сдать ЕГЭ по биологии:
- Самое лучшее, что можно сделать за час до экзамена – это настроиться морально. Волнение и тревога – это частые причины ошибок и невнимательности. Чтобы успокоиться, вспомните, что какие-то знания школьной программы у вас есть, поэтому на часть вопросов вы точно сможете ответить.
- На самом экзамене внимательно и несколько раз читайте формулировки. Проверяйте, соответствует ли ваш ответ поставленному вопросу.
- Следите за часами. Не тратьте много времени на задания, которые вызывают у вас затруднения. В первую очередь решайте те задачи, темы которых вам знакомы.
Не стоит откладывать подготовку на последний момент. Эффективно подготовиться можно заранее и лучше делать это с помощью репетитора или преподавателя с онлайн-курсов.
5 рекомендаций, как правильно подготовиться ко второй части ЕГЭ по биологии:
- Тренируйтесь формулировать ответы подробно — для тех заданий, где требуется развернутый комментарий.
- Учите как можно больше биологических терминов, чтобы отвечать на вопросы научным языком.
- При решении генетических задач из задания 28 описывайте все фенотипы и генотипы, поясняйте результаты расщепления.
- В некоторых заданиях нужна математика: посчитать, умножить или поделить. Потренируйтесь быстро читать вручную на черновике.
- Подробно разберитесь в таких вопросах, как фотосинтез и синтез РНК – эти темы вызывают наибольшие сложности у школьников на экзамене.
Василий Рогожин,
директор образовательного ЕГЭ-центра «Парамита»,
эксперт ЕГЭ по биологии и химии
В чем, по-вашему, самая большая сложность экзамена по биологии?
Основная сложность экзамена по биологии заключается в большом объеме школьного курса: биология как предмет начинается в школе с 5-6 класса, а до этого ученики изучают биологическую науку в рамках школьных предметов «Окружающий мир» и «Природоведение» в начальной школе. То есть проверке на экзамене подлежат знания по биологии, полученные минимум за шесть лет обучения в школе.
Вторая проблема связана с самой структурой ЕГЭ. Дело в том, что зачастую наличие знаний по предмету еще не гарантирует успешную сдачу экзамена. Писать ЕГЭ на высокие баллы — это отдельная наука. Кроме того, год от года структура экзамена меняется. Так, в 2017 году произошли очередные существенные изменения — в целом, надо признать, в лучшую сторону. Задания стали более объективными, вероятность простого угадывания правильного ответа снижается. Но дело в том, что школьная программа по биологии сегодня основана на знаниях, актуальных для конца XX века. За 30 лет содержание большинства школьных учебников по биологии практически не изменилось, притом что биологическая наука — одна из самых быстро развивающихся сегодня.
И вот получается, что ребенок, который занимается углубленно биологией: по современным научным пособиям, с педагогом, который идет в ногу с наукой и дает актуальные знания, на экзамене сталкивается с серьезной проблемой. Он отвечает на вопросы ЕГЭ с точки зрения современной науки, а в критериях оценивания может быть заложен эталон, который базируется на знаниях 20 или 30-летней давности. В этом случае талантливые выпускники могут пострадать от своих же знаний и получить меньше баллов, чем тот, кто владеет вполне заурядными и не всегда актуальными знаниями. Победители биологических олимпиад, в том числе и Всероссийской олимпиады школьников, редко получают на ЕГЭ 100 баллов. И среди учеников, которые приходят в ЕГЭ-центр «Парамита», таких примеров много.
Какие темы вызывают обычно наибольшую сложность?
Традиционно самые сложные разделы в биологии — те, что являются наименее наглядными. Это молекулярная биология: репликация ДНК, фотосинтез, реакции энергетического обмена, биосинтез белка и т. д. Ребенок не видит в повседневной жизни молекул, из которых построено все живое, — в отличие от животных, растений и собственного тела, которые можно наблюдать каждый день. В случае с молекулами первичный опыт невозможен без специальных методов, которые школьнику, конечно, недоступны. Большинство ошибок в ЕГЭ делают именно в этих темах.
Еще один проблемный раздел — ботаника. Ее изучают в 6-7 классе школы, а к 11 классу многое уже забывается. Усвоить перед экзаменом эту тему с азов очень сложно. Ну и, кроме того, растения очень далеки от нас с эволюционной точки зрения — гораздо дальше, чем, например, животные. Поэтому для растений сложно провести аналогии со строением человеческого тела, у растительного мира много уникальных особенностей.
В каких заданиях чаще делают ошибки или выполняют неправильно? На что стоит обратить особое внимание?
Общая проблема: большинство детей не умеют внимательно читать формулировку задания, не вчитываются, могут пропустить, например, частицу «не» и вместо того, чтобы выбрать нехарактерные особенности строения пресноводной гидры, выбирают, наоборот, характерные. Главное наставление — читать внимательно формулировку задания и, прежде чем ответить, убедиться, что правильно понял то, что от тебя требуется.
Второй общий совет: в заданиях, где есть выбор ответов, прежде чем выбирать из предложенных, попытайтесь ответить на вопрос самостоятельно, а потом уже найти наиболее подходящие или совпадающие варианты. При таком приеме вероятность ошибки резко падает.
В 2016 году в ЕГЭ по биологии было 40 заданий, в этом году количество сократили до 28. А время на выполнение увеличили — с 3 до 3,5 часов. С одной стороны, это хорошо, есть возможность все внимательно проверить. С другой стороны, 3,5 часа умственного напряжения — это непосильная для ребенка нагрузка. Совет: стараться по возможности отвечать на вопросы сразу, уложиться в первые 1,5-2 часа, когда эффективность работы нервной системы будет максимальной.
Что же до заданий, то в 2017 году первая часть — вопросы с № 1 по № 21, где нужно дать краткий ответ или выбрать несколько вариантов из предложенных, были существенно изменены и дополнены заданиями нового формата. В первой части заданий ЕГЭ не осталось вопросов с одновариантным выбором ответа, но появились такие, где надо выбрать, например, два варианта из пяти. И это тоже указано в формулировке вопроса — важно это прочитать и обратить внимание.
Появились в этом году и совершенно уникальные типы вопросов, которых раньше не было:
- № 1 — задание со схемой или таблицей, где пропущен один элемент, который нужно вычислить на основе имеющихся данных и вписать словом. Пример можно посмотреть в демоверсии на сайте ФИПИ.
- № 6 — нужно решить несложную генетическую задачу и записать ответ — соотношение фенотипов или генотипов потомков — в виде последовательности цифр.
- № 9 и № 15 — оригинальные задания, где представлен текст, из которого нужно выбрать предложения, которые соответствуют определенным критериям.
- № 20 — абсолютно новое задание в виде таблицы, где пропущены несколько ячеек. Как и в № 1, здесь нужно найти связь между представленными элементами и вписать недостающие.
- № 21 — работа с графической информацией: графиком или таблицей. Их нужно проанализировать и выбрать из списка утверждений верные, а затем подобрать соответствующие выводы. Верных вариантов в этом задании — два из пяти предложенных.
Какой тип вопросов считается самым сложным? Как по ним лучше тренироваться? Какие вопросы дают больше всего баллов?
Самые сложные вопросы — с № 22 по № 28: те, где требуется развернутый ответ. За них же можно получить максимальное количество баллов — 2 или даже 3 (с № 23 по № 28). Общая проблема тут заключается в том, что современные школьники не умеют литературно излагать свои мысли, а ведь в случае с биологией это тоже имеет значение. Они пропускают в ответах подлежащее или сказуемое, и в результате смысл предложения совершенно теряется. Порой понять, какую мысль хотел донести автор, совершенно невозможно. Совет: перечитывайте то, что вы написали.
Не допускайте биологических ошибок. Даже если ответы на вопрос даны верно, но в описании есть неточности или ошибки, могут снять балл. Третий совет: отвечайте на вопрос как можно более подробно и всесторонне, давайте определение биологическим терминам, даже если в задании это не прописано.
Традиционно сложными заданиями являются: № 27 — задача по цитологии. С ней, по традиции, справляются очень немногие — часто путают типы генов в ДНК, о которых идет речь в задании (белковый, тРНКовый или рРНКовый ген).
№ 28 — генетическая задача. Совет такой: в схеме решения генетической задачи нужно всегда подписывать фенотипы, даже если в задании это не указано.
По каким общедоступным источникам можно готовиться к экзамену?
Во-первых, это материалы, которые представлены на сайте ФИПИ: демоверсии, банк заданий прошлых лет (задания с № 22 по № 28 остались без изменений). На сайте ЕГЭ-центра «Парамита», на странице «Видеоуроки» мы, например, собрали видеоматериалы — короткие ролики по разным темам, в том числе по самым сложным. Это не только полезный, но и интересный для школьника материал. Некоторые видеоролики, в частности по молекулярной биологии и цитологии, выпущены ведущими зарубежными вузами, и, чтобы не возникало трудностей с переводом, закадровый текст мы перевели на русский язык и опубликовали перевод сразу под роликом.
Что касается учебников, то мы готовим слушателей по пособию А.В. Пименова «Биология. Полный курс подготовки к ЕГЭ». В этом пособии довольно кратко, но глубоко изложен весь школьный курс биологии. Язык доступнен даже для тех, у кого уровень знаний минимальный. В учебнике отсутствуют фактические ошибки, поэтому ему можно всецело доверять. Книга была выпущена в 2014 году, и тираж тут же разошелся, поэтому на нашем сайте в разделе «Учебные материалы» можно найти ссылку на электронную версию, а также другие пособия по биологии, которые могут помочь при подготовке к ЕГЭ.