Настя Евстифеева — первокурсница Высшей школы экономики (СПб), она сдала четыре ЕГЭ на 392 балла: на 100 — русский, литературу и общество, на 92 — английский. Но усиленно готовиться к экзаменам Настя начала не в начале года, а только в декабре. Как за такой короткий срок все успеть и получить высокий результат, Настя рассказала «Правмиру».
Переработки и обмороки
Я из города Тихвина Ленинградской области, училась в гимназии с гуманитарным уклоном: кроме английского у меня были еще немецкий и французский языки. С 5-го класса нас делили по успеваемости, я училась в классе отличников и хорошистов: там учителя давали задания посложнее, отправляли нас на олимпиады. С 10-го было деление по профилям.
Я всегда была отличницей и много занималась олимпиадами, поэтому у меня была хорошая база. Не могу себя назвать суперолимпиадником: я никогда не проходила на финал Всероса, но стабильно становилась призером регионального этапа по литературе и немецкому, один раз — по обществознанию.
У меня были очень большие проблемы с переработками, мне нужно было либо делать идеально, либо не делать никак. В 10-м классе я с огромным отрывом победила в муниципальном этапе олимпиады по обществу и решила, что обязательно должна победить на регионе и выйти в финал, а еще заодно и «Высшую пробу» написать (олимпиада, которую проводит Высшая школа экономики. — Прим. ред.).
Я себя не жалела и скатилась в лютую работу. Могла спокойно сидеть за книгами по 12 часов, забыв поесть, а потом встать и упасть в обморок, моей семье приходилось приводить меня в чувство.
В итоге на регионе я стала призером, заняла 6-е или 7-е место. У меня случилось ужасное выгорание. Раньше фраза: «Ой, я в депрессии, я не могу встать с кровати», — казалась приукрашенной, но настал день, когда у меня действительно не получилось встать с кровати.
Я сказала маме, что мне нужна помощь, нашла у себя в городе психолога, мы с ним работали несколько месяцев. Благодаря этому дальше у меня не было выгораний и истерик, весь 11-й класс прошел очень спокойно.
Онлайн-школы
Я не думала о том, в какой конкретно вуз пойду, и просто смотрела, какие предметы нужны на мои специальности. В 10-м и начале 11-го класса я собиралась сдавать историю, профильную математику, английский и общество, но в ноябре 11-го отказалась от истории, а вместо нее взяла литературу.
В школе учителя пытались строить уроки так, чтобы мы готовились к ЕГЭ, но это правда очень сложно.
В классе всегда есть люди, которые не знают базовых вещей, и учитель вынужден тратить на них время. Поэтому наша школа честно говорила: «Хотите хорошие баллы — берите репетиторов».
Я сразу решила, что буду заниматься в онлайн-школах, и еще в 10-м классе пробовала по месяцу брать разные курсы, чтобы посмотреть, где лучше и подходит ли мне такой формат в целом. Онлайн-школа дешевле репетитора, а дает больше. Найти репетитора, который за 4 тысячи рублей проведет 12 занятий, очень сложно.
С репетитором ты занимаешься один час, а в онлайн-школе вебинар может идти и два часа, и три. Еще меня привлекло, что в онлайн-школе больше самостоятельности и там дают много дополнительных материалов, техник запоминания (например, я узнала про майнд-карты, они очень удобны). Плюс у тебя свободное расписание, ты попадаешь в коллектив, где у ребят такие же цели.
Но для систематической подготовки я записалась в онлайн-школы только в декабре 11-го класса (а к литературе начала готовиться вообще в феврале, но об этом ниже). До декабря я просто набирала теоретическую базу и старалась все структурировать.
Литература и большая ошибка
Больше всего я волновалась за литературу. Здесь очень важно найти преподавателя, которому ты будешь безоговорочно доверять. Я пошла в онлайн-школу, где кураторами работают первокурсники филфака, и это была моя большая ошибка. Нельзя, чтобы сочинения по литературе проверяли люди, которые не получили филологического образования, потому что многих вещей они просто не видят.
Я занималась на вебинарах, делала домашки, а уверенности в том, что хорошо напишу экзамен, не появлялось. Мне очень быстро начали ставить высокие баллы, первый пробник я написала примерно на 82. Мне никогда не исправляли логические и фактические ошибки. В феврале я решила сменить онлайн-школу и пошла на курс от эксперта ЕГЭ, и вот там началась работа!
Программа была разбита на модули. Например, модуль «Романы». Я за день-два читала роман (очень многие романы, которые казались неподъемными в 8–9-м классах, на самом деле не такие уж и огромные), писала сочинения, делала задания в воркбуке — от простых вопросов на знание текста до крупного анализа.
Так я прорешивала все модули и параллельно каждый день все обязательно повторяла. Получался такой снежный ком: в понедельник учу, во вторник повторяю то, что выучила в понедельник, учу новое и так далее. Иначе ты просто все забываешь. А забыть то, что ты учил и на что потратил много сил, — тяжело морально.
Я учила почти все стихи из кодификатора, запоминала цитаты из прозы. Если стихотворение не дается, можно выучить ключевые цитаты. Неплохо разбивать стихотворение на приемы — ты все равно будешь писать, например: «В этой метафоре раскрывается то-то и то-то».
Но здесь главный лайфхак в том, что важно не просто бездумно заучить цитаты, а понять, для чего они тебе нужны.
Если на все темы у тебя есть минимум три мысли и по цитате на каждую из них — это уже прекрасно. Не надо учить наизусть все стихи — достаточно на все темы выучить по два-три. Не надо заучивать всех «Отцов и детей», но какие-нибудь высказывания Базарова знать неплохо, если ты знаешь, как это поможет тебе раскрыть его образ.
В мае пробник по литературе я написала на 91, но понимала, что прошла еще не весь материал. В последний месяц в школе у меня было свободное посещение, мама могла спокойно написать учителю, что я не приду. Когда все-таки приходила, брала с собой тетради, в которых у меня были расписаны все детали и тезисы по каждому произведению, на переменах все это читала.
Настя накануне ЕГЭ по литературе
За неделю до экзамена началась безвылазная зубрежка с перерывами на сон в 6–7 часов (сном я не пренебрегаю никогда). Просыпаешься — и сразу садишься за книжки, выписываешь цитаты, повторяешь. Еще мне нравилось открывать чистый лист, рандомно вспоминать произведения и выписывать оттуда все ключевые идеи и тезисы, придумывать задания: что я могу доказать, что нет. Ночью мне снилось, что я решаю варианты ЕГЭ, а наутро я помнила свои ответы и тезисы сочинения…
Я успела пройти все. Но в критериях проверки есть разница между тем, глубоко ты раскрыл тему или глубоко и разносторонне. Вот некоторые темы раскрыть глубоко и разносторонне я бы не смогла. Я знала примерно 80% отлично и 20% неплохо. ЕГЭ — это лотерея, и эти 20% могут очень сильно аукнуться, но лично мне с вариантом повезло.
Перед экзаменом из-за волнения и переработок я была в ужасном состоянии. Но здесь переработки — уже не психологическая проблема, а вынужденная мера, чтобы успеть подготовиться. Мама давала мне успокоительные, но они меня не берут. Я все пережила на своих нервах.
Русский язык и интенсив за три дня до экзамена
В школе у нас была очень суровая учительница по русскому. Сочинения мы писали по два раза в неделю. На максимум не писал никто, но структуру все знали назубок. По факту, весь 11-й класс мы только и готовились к ЕГЭ: писали сочинения и решали тесты — либо самостоятельно, либо классом.
С декабря я начала заниматься русским еще и в онлайн-школе, каждую неделю писала по сочинению и решала по тесту.
Те, кто считает, что сочинение на ЕГЭ — это шаблон, правы. Там очень важно соблюдать все пункты, четко следовать структуре. Используя шаблонные фразы, ты защищаешь себя от речевых ошибок.
ЕГЭ — не то место, где надо запомниться, а следовать системе — тоже навык, и в этом случае не такой плохой. Если ты хочешь обезопасить себя от потерянных баллов, то можно просто использовать шаблоны. Я не вижу в этом проблемы.
За два-три месяца до экзамена я открыла список паронимов и ударений, быстренько все выучила, а за неделю взяла интенсив в онлайн-школе. Было в районе четырех вебинаров в день. Я не могла готовиться к русскому, пока не сдала литературу, поэтому в последние три дня посмотрела все на скорости 2х с перемотками. Этот интенсив мне очень помог, потому что все равно были нюансы, которые до этого я не понимала, а там все разложили по полочкам. Мне этого хватило, чтобы написать без переживаний.
Обществознание и вебинары по 3,5 часа
Обществознание — тот предмет, где можно выехать на кругозоре и логике. Не полностью, все равно надо готовиться, но способность логически мыслить сильно помогает.
Я готовилась к олимпиадам по социологии, писала «Высшую пробу», и в этом блоке у меня была неплохая база. Но в обществознание входит и много других тем, поэтому я с декабря пошла в онлайн-школу. Было по три вебинара в неделю — один вебинар не меньше двух часов, а дальше — как пойдет: если сложна тема, мы сидели и три с половиной часа. Иногда я смотрела их в записи на скорости 2х и за полтора часа все спокойно проходила.
По обществу самое важное — очень много раз все повторять. В онлайн-школе некоторые задания попадались по три-четыре раза. Ты видишь задание во второй раз и думаешь с ноткой снобизма: «Хм, ну я же это решал». А потом пытаешься писать — и ничего не помнишь. Вот так я ловила себя очень часто. Даже если ты спокойно делал какое-то задание, это вообще не гарантия, что сможешь сделать его еще раз.
Еще я прорешала все существующие тестовые задания от составителей ЕГЭ, выучила все планы, которые давали кураторы. В итоге на экзамене все хорошо было.
Английский и репетитор
Английский я сдала на 92 балла и бесконечно этому рада. Это единственный предмет, по которому я взяла репетитора. Еще одну онлайн-школу я бы просто не потянула из-за нагрузки, потому что всегда делала и учила больше, чем надо.
Я не могу точно сказать, какой у меня был уровень к 11-му классу, потому что не сдавала никаких международных экзаменов, но я довольно свободно говорила.
После 4-го класса я занималась с репетитором: она дала мне столько знаний, что этой базы хватило вплоть до 11-го. По крайней мере, по грамматике ничего нового для меня не было. Мы с ней позанимались год, я поняла структуру и логику языка, а дальше нужно было просто нарабатывать лексику.
В 11-м классе, в декабре, я пошла к репетитору, потому что не знала структуру ЕГЭ. Мы занимались раз в неделю, искали подводные камни, очень много работали над письменной частью по шаблонам, чтобы на экзамене не волноваться и не изобретать велосипед.
У меня до сих пор проблемы с вокабуляром — иногда есть ощущение, что я использую слишком простую лексику, что так фразу не строят, что я не могу в полном объеме выразить свою мысль. Но на ЕГЭ это не проблема, там все довольно просто. Устная часть проходит с компьютером, тебе нужно только грамматически верно построить предложения — богатство словаря там не оценивается.
Расписание и поддержка семьи
Я вставала в семь утра, шла на занятия к восьми — школа была совсем рядом. Приходила домой в районе часа-двух, быстро делала уроки и садилась за ЕГЭ. Заканчивала иногда в девять, иногда в одиннадцать.
Это не значит, что я сидела не отрываясь, нет. Я могла 10–15 минут поиграть на гитаре, сделать разминку, потанцевать под музыку. Этого хватало, чтобы мозг отдохнул.
Ко второй половине года я почти отказалась от кружков: перестала ходить на баскетбол, редко посещала театральную студию. Но я все равно старалась хотя бы раз в неделю выделять себе свободное время.
Были и фильмы, и соцсети, и прогулки с друзьями, но все по графику и сжато. Если мама предлагала выбраться на выходные в Питер, я отказывалась — нужно тратить на дорогу три часа, а у меня нет столько времени и сил. Но просто на два часа пойти погулять, поиграть в настольные игры, еще чем-то заняться — это можно, только в дозированных порциях. Чтобы, например, в субботу с часу дня я была свободна, в будни надо было сделать в два раза больше заданий.
Город у нас маленький, поэтому мои 392 балла стали сенсацией. Маму поздравляли все знакомые: «Как ты так смогла подготовить ее?» И она отвечала: «Ребята, я вообще ничего не делала!» Мама поддерживала меня морально и финансово: «Мам, я нашла онлайн-школу, мне надо 3 тысячи рублей». — «Хорошо, на».
Настя с мамой
Она была во мне уверена, и я сама перед экзаменами понимала, что хорошо решаю задания — все пробники у меня на 90+. Но всегда же есть страх слишком поверить в себя: чем выше взлетел, тем больнее падать. Я сделала максимум, но все равно боялась, что достанется неудачный вариант или будет слишком строгий эксперт. Ни с одного ЕГЭ я не вышла с мыслью, что у меня 100 баллов.
А еще очень мешают разные страшилки из серии, что на ЕГЭ все в разы сложнее, а одного мальчика, пока он сдавал, расплющило на атомы. И ты веришь — ты же там не был. Но ЕГЭ под силу сдать каждому. Если вы честно готовитесь, то ничего шокирующего там не будет.
Поскольку вы здесь…
У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.
Сейчас ваша помощь нужна как никогда.
Ходят жуткие легенды, что однажды ученики 11 класса принесли в жертву жестокому ЕГЭ по литературе всё свободное время, но получили по 30 баллов… Об этом рассказывают в чатах и делятся со знакомыми.
Как человек с соткой по литературе могу сказать: такие страшные истории случаются. Но есть и хэппи-энды по формуле «полгода подготовки к ЕГЭ по литературе + грамотный план = 90+». Что нужно знать, чтобы сдать экзамен в 2022 году? Об этом расскажем вместе с Василисой Бродской, преподавательницей литературы в Вебиуме.
Главное по изменениям в 2022 году
Василиса Бродская На её счету 23 стобалльника, а каждый второй её ученик сдаёт на 80+, каждый третий — на 90+.
Нововведения по литературе действительно заслуживают внимания: проверьте, отвечает ли им ваша подготовка к ЕГЭ по литературе.
Василиса объясняет: во-первых, изменились форматы заданий. Тестовых вопросов теперь семь (а было двенадцать). Во-вторых, в заданиях 5 и 10 (бывшие 8 и 15) теперь можно выбрать вопрос, на который хочешь отвечать. По содержанию и смыслу они похожи, но какой-то может показаться проще. В-третьих, в сочинении 12 теперь оценивается грамотность, зато для составления теперь нужно привести только один аргумент. Появилась тема 12.5, посвящённая анализу литературы и её связи с другими искусствами. Василиса настроена решительно против.
НЕ БЕРИТЕ ЕЁ!!! За простотой скрывается обман, полить водички не получится. Будьте осторожны, берегите баллы.
Сюрпризом стало появление в кодификаторе зарубежной литературы. Василиса успокаивает: кардинально менять план подготовки к ЕГЭ по литературе не нужно. Если задание подразумевает выбор между русской и зарубежной литературой, то всё просто: не знаете — не пишите. Стихотворение зарубежного поэта может попасться для анализа, но его нужно проанализировать по привычной схеме, ведь тексты всегда даны в переводах.
Как в своё удовольствие готовиться к ЕГЭ по литературе: три совета
Шесть приложений для подготовки к ЕГЭ по литературе
Три кита ЕГЭ по литературе
Стратегическая ошибка, которую допускают ученики, особенно те, кто готовится с нуля самостоятельно: не знать, на чём базируется экзамен. Тогда подготовка к ЕГЭ вроде есть, но не бьёт чётко в цель.
Экзамен по литературе 2022 базируется на трёх нормативных документах. Это:
- кодификатор, в котором перечислено, какие произведения вы должны прочитать и какими навыками обладать;
- спецификатор, где рассказывается о структуре КИМа и критериях оценивания сочинений;
- демоверсия — возможный вариант КИМа.
Путь к сотке подразумевает прочтение не только «Войны и мира», но и этих коварных бумажек, поэтому сейчас мы познакомимся с ними поближе.
«Лень читать, лучше посмотрю»: 18 экранизаций произведений из школьной программы
Что надо знать и уметь по кодификатору, чтобы сдать ЕГЭ по литературе
❓ Главный вопрос, интересующий выпускников: надо ли в процессе подготовки к ЕГЭ по литературе читать его весь кодификатор? Василиса утверждает: чтобы сдать — нет, чтобы сдать на высокий балл — да! И дело даже не в знании содержания (ЕГЭ — это рулетка), а в навыке. Чем больше прочитал, тем больше поработал с текстом. Чем больше анализировал, тем лучше справишься с заданиями. Именно анализ Василиса считает ключевым навыком для успешной сдачи экзамена: все сочинения строятся на нём. Вот такая простая логика.
Подготовка к ЕГЭ по литературе обязательно должна включать пункты, перечисленные в кодификаторе. А именно:
- образную природу словесного искусства. Не спешите ужасаться: это означает, что литература не фиксирует реальность документально, а художественно её перерабатывает. Вы это понимаете? Первый шаг к сотке сделан!
- содержание изученных литературных произведений (то есть сюжет, персонажей и их отношения). Помните, о чем «Евгений Онегин»? Ещё шаг к высоким баллам!
- основные факты жизни и творчества писателей. Не нужно искать информацию про любимый цвет Есенина, но важно знать, как некоторые события биографии классиков повлияли на их произведения.
- историко-литературный контекст. Нужно разбираться в основных исторических событиях, повлиявших на литературу. Например, как революция отразилась на произведениях, написанных в 20 веке. Запоминать даты написания всех стихотворений Пушкина совершенно не обязательно.
- литературные направления и течения. Помнить, чем романтизм отличается от модернизма и откуда в «Недоросле» взялись черты реализма (а они там есть).
- теоретико-литературные понятия. Теперь у вас не внешность персонажа, а портретная характеристика, не красивые берёзки, а русский пейзаж. Заговорить на языке литературоведов несложно, пригодятся справочники и словари.
Перейдём к практике. Надо уметь:
- воспроизводить содержание литературного произведения. Искусством пересказа вы наверняка уже владеете, остаётся немного отточить своё перо: обращаться к нужным эпизодам и мотивам.
- анализировать и интерпретировать литературное произведение. Сначала нужно проанализировать образы персонажей, детали, композицию и так далее, а затем объединить это в вашу интерпретацию текста.
- анализировать эпизод изученного произведения. Это важно для пятого задания, где нужно действовать в строго заданных рамках (что облегчает написание сочинения).
- писать сочинения на литературные темы. Обычно это приходится делать по шаблону, но с ним можно немного поиграть, если вы хорошо знаете теорию.
Проверить, насколько усвоены практические навыки, и набить руку можно с помощью наших бесплатных пробников.
Календарь выпускника на 2022 год: расписание ЕГЭ и сроки подачи документов в вузы
Приходите за своим хэппи-эндом в Вебиум на курсы подготовки к ЕГЭ. Вас будут ждать наставник, домашние задания, скрипты и методички к каждому занятию с цитатами, а также пробники каждый месяц, чтобы отслеживать прогресс.
Как вы оцените свой уровень подготовки к ЕГЭ по литературе?
Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter. Мы обязательно поправим!
Автор статьи Т. В. Воронцова
Первое, что необходимо при подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля — это знание текстов. Надо очень много читать.
Литература – предмет накопительный, можно сказать, археологичный. Например, программа для студентов русского отделения журфака МГУ рассчитана так, что они читают по 6-7 часов каждый день, в течение пяти лет. И если ты не накопил этого ресурса в большом количестве, то просто не будешь знать, на что опираться.
На ЕГЭ по литературе, в отличие от математики, нет единственно правильных ответов на вопросы. Тебе может казаться, что твой ответ прекрасен, — а он окажется бессодержательным. Значит, надо не просто читать. Надо знать, на что направить фокус внимания. Надо получать обратную связь любым способом.
Например, необходимо знать ответы на вопросы такого характера:
Есть ли эпиграф к «Евгению Онегину»? Ответ: Есть, причем к каждой главе. Есть также эпиграф ко всему произведению (и его надо помнить). Надо помнить также, на каких языках даны эпиграфы к главам “Евгения Онегина”, сколько глав в “Евгении Онегине” (ответ: 8).
Сколько частей в «Обломове»? Ответ: Четыре! Как времен года.
Из каких частей состоит «Герой нашего времени?»
Отвечая на этот вопрос, старшеклассник вспоминает хронологический порядок действия и перечисляет: «Тамань», «Бэла», «Княжна Мери», «Фаталист»… Про «Максима Максимовича» обычно забывают.
Но на самом деле порядок глав совсем другой! Сначала — предисловие к роману. Потом — первая часть, это «Бэла» и «Максим Максимович», потом предисловие к журналу Печорина, где сообщается, что Печорин умер и можно печатать его заметки, и наконец, «Тамань». Вторая часть состоит из «Княжны Мери» и «Фаталиста».
Да, Лермонтов переставил части своего повествования, и это новаторство мирового уровня, это предмодернизм — хотя мы школьникам таких терминов и не говорим. “Герой нашего времени” — гениальный текст и гениальный финал. «Герой нашего времени» заканчивается не смертью Печорина, а описанием разговора Печорина и Максим Максимыча насчет предопределения.
Но обычно школьник не видит этого, не понимает логику романа, потому что обращает внимание только на фабулу, на развитие действия. А при подготовке к ЕГЭ по литературе на высокие баллы необходимо знать структуру произведения, а не только сюжет. Надо помнить все детали, а не только основные события. Нужно уметь пересказать текст в подробностях, удивить “штучками”, ответить на все сложные вопросы.
Зачем убрали тесты?
На взгляд разработчиков, задания с выбором ответа для учеников не представляют никакой сложности. Они являются только лишним элементом для оценивания. В таких заданиях есть огромная доля вероятности угадать правильный ответ, а эксперты института педагогических измерений с этим в корне не согласны.
Можно ли подготовиться к ЕГЭ по литературе с нуля за год?
Да, за год можно успеть, если у вас очень хороший тайм-менеджмент. Это действительно значит, что надо каждый день хотя бы час уделять этой работе. Буквально ставить таймер. Честно проверять то, что написали, по критериям. Показывать стороннему наблюдателю — например, школьному учителю или репетитору.
На первом этапе мы изучаем тексты. На втором — пишем варианты ЕГЭ и проверяем по всем критериям.
В этом году издательство “Феникс” выпустило мою книгу “Литература. Авторский курс подготовки к ЕГЭ”. В ней я подробно рассказываю о подготовке к ЕГЭ по литературе с нуля.
Даты и правила написания
В 2021 году не стоит ждать таких уж глобальных изменений. Самый сложный год остался позади, выдыхаем с облегчением. Экзамен по литературе, как и прежде, доступен для сдачи по выбору.
Основным днем проведения объявлено 24 мая 2021. Существует два дополнительных резервных дня – 23 июня и 1 июля 2021 года. Но не спешите обводить эту дату красным кружочком в календаре: из-за пандемии все еще может измениться, как с итоговым сочинением, например.
Уважаемые Выпускники, будьте внимательны. На экзамене не разрешено пользоваться текстами произведений, не предоставленными в самих КИМах. Запрещены любые словари или иные источники. Это очень важный момент для будущей подготовки.
По великому обыкновению проводится всё следующим образом:
- В день «Х» необходимо приехать за 40 минут до начала. Опоздавших пропустят, но Вы не получите славных инструкций от организаторов, а также не сможете продлить себе время, отведенное на сдачу.
- Взять с собой можно только черную ручку (а лучше несколько), паспорт, водичку (не перепутайте), питание по необходимости.
- Взять с собой телефон, чтобы ответить маме на смс про кота, не выйдет.
- Вас проводят до нужной аудитории, где уже заранее уготовлено место.
- В аудитории находятся ученики. По одному за каждой партой. Сидят строго как в шахматах.
- Организаторы рассказывают о проведении всю-всю полезную информацию, которую, скорее всего, каждый школьник слышал уже 1000 и 1 раз.
- Происходит заполнение бланков, затем — проверка на ошибки.
- Раздаются КИМы, по одному на каждую парту.
- Отсчитывается время и выписывается на доску, точность до минут.
- Начинается процесс, в ходе которого можно просить дополнительные бланки и черновики. Разговоры с другими запрещены.
- За полчаса до окончания Вы получите предупреждение, что пора включать режим Флэша.
- Предупреждение также услышите за пять минут до конца.
- Сдаёте работу и покидаете ППЭ.
Требования на испытании. Сочинения
Известно, что на экзамене по литературе необходимо написать несколько сочинений. Разработчики контрольно-измерительных материалов увеличили минимальный объем «главного» сочинения. В предыдущие годы этот объём составлял минимум 200 слов, но уже в 2018-м выпускник будет обязан составить текст на 50 слов больше, чем в предыдущие годы.
Специалисты института конкретизировали требования к мини-сочинениям на следующий год. Их объем должен составлять минимум 50 слов. Такое требование с 2018-го относится не только к вопросу об анализе текста, но и к сопоставительным заданиям. У будущих выпускников возникает естественный вопрос: «Что нужно, чтобы сдать литературу (ЕГЭ)?» Поэтому мы с вами плавно переходим к рекомендациям.
Общие цифры ЕГЭ
Год | Миним. балл ЕГЭ | Средний балл | Кол-во сдававших | Не сдали, % | Кол-во 100-балльников | Длитель- ность экзамена, мин. |
2009 | 30 | |||||
2010 | 29 | 57,59 | 54 313 | 5 | 422 | 240 |
2011 | 32 | 57,15 | 39 317 | 5 | 355 | 240 |
2012 | 32 | 56,3 | 46 030 | 4,8 | 324 | 240 |
2013 | 32 | 58,4 | 44 420 | 5,6 | 457 | 240 |
2014 | 32 | 53,6 | 235 | |||
2015 | 40 | 56,9 | 235 | |||
2016 | 32 | 235 | ||||
2017 | 32 | 235 | ||||
2018 | 235 | |||||
2019 | 235 |
Книга не за семью печатями
Лучше всего купить учебное пособие в том вузе, куда вы собираетесь поступать. Можно пользоваться школьным учебником: почерпнуть биографические данные, основные вехи творчества, главные темы и мотивы – одним словом, наметить общую канву для своего будущего ответа.
Хорошо бы отыскать сборник лекций по литературе (если он существует) преподавателя и члена приемной комиссии из вашего вуза. Прочитав эти лекции, вы поймете, какие авторы ему наиболее интересны, и сможете проанализировать его художественный вкус. Часто на консультации перед экзаменом преподаватели рекомендуют учебные пособия и сборники – попробуйте попасть на такую консультацию за год вперед или спросите совета у знакомых, которые уже поступили.
Вспоминаем классику
Список литературных произведений, которые необходимо прочитать к экзамену, найти не так уж сложно. Достаточно посмотреть программу для поступающих или обратиться к первокурсникам – у многих наверняка остались конспекты, тетради и материалы для подготовки к вступительному испытанию. Если с вузом вы пока не определились или собираетесь поступать сразу в несколько – не беда. При составлении вопросов и списков литературы члены приемных комиссий опираются на школьную программу. Поэтому ее нужно знать очень хорошо.
Перед абитуриентами стоит сложная задача: с одной стороны, важно ничего не упустить, а с другой – не стоит досконально изучать творчество каждого автора. Иначе есть шанс так и не добраться до остальных. К примеру, наши любимые классики – Толстой, Достоевский и др. – написали много объемных романов. Если вы приметесь читать их все по порядку, времени на других авторов не останется. Прочтите один-два романа каждого писателя – этого будет достаточно.
Не игнорируйте «автора одной книги» – ведь именно его текст может попасться в билете. Если достался, к примеру, роман Шолохова «Тихий Дон», а вы читали «Поднятую целину», можете смело попросить экзаменатора о замене, а вот если попадется «Горе от ума», которое вы читали очень давно и многое не помните, взять другое произведение этого автора не получится.
Бывает обидно, если вы прочитали несколько «кирпичей», а на экзамене провалились из-за незнания рассказа. Читайте короткие тексты – во-первых, на это уйдет не так много времени, во-вторых, по ним легко можно уловить стиль и творческую манеру писателя.
Общие вопросы
Как вам, к примеру, такие темы – «Литературный процесс 20-30-х годов ХХ века» или «Военная проза 40-х годов»? Вопросы эти действительно грандиозны и необъятны, но от вас же никто не ждет бесконечного рассказа. Ваш ответ должен носить обзорный характер, следовательно, детальный разбор текстов вряд ли потребуется. Перечислить авторов и критиков того времени, их произведения и несколько цитат – все, что от вас нужно. Такие вопросы лучше готовить ближе к самому экзамену, когда уже многое прочитано и изучено, останется только упорядочить и структурировать свои знания.
Советы по работе во время экзамена
- Контролируйте время и учитесь грамотно его распределять. Чтобы лучше почувствовать его, потренируйтесь дома, разделив импровизированный экзамен на временные отрезки при помощи таймера.
- Помните, что ответы на задания из первой части проверяет компьютер, а это значит, что их следует записывать максимально разборчиво и аккуратно.
- Всегда читайте инструкцию перед началом работы. Даже в том случае, если все кажется вам предельно простым и понятным.
- В классе ни при каких обстоятельствах нельзя пользоваться телефонами и другими гаджетами. Списывание также строжайше запрещено. Все экзаменуемые проходят через специальную-рамку металлоискатель. В классе также устанавливается видеонаблюдение.
И пара слов о подготовке:
- Готовьтесь к экзамену заранее. Даже если вы вундеркинд, одолеть сложные предметы всего за несколько дней, практически невозможно.
- Не паникуйте. Помните, что волнение — ваш злейший враг не только во время экзамена, но также до и после него.
Читать похожие статьи
- Структура ЕГЭ по географии
- Вузы Москвы, куда зачисляют по результатам ЕГЭ по русскому языку, математике и литературе
- Сколько действуют результаты ЕГЭ?
- Правила заполнения бланков ЕГЭ
- Когда и куда подавать апелляцию по результатам ЕГЭ
Подготовка к экзамену в домашних условиях
Для того, чтобы подготовиться к единому гос. экзамену, необязательно посещать репетитора или ходить на дополнительные занятия по литературе. Вы можете выбрать онлайн-курс и заниматься в домашних условиях. В онлайн-школах есть специальные подготовительные программы по литературе.
Преимущества дистанционных курсов:
- Занятия ведут преподаватели с многолетним опытом подготовки школьников к ЕГЭ. Они знают специфику тестовых и письменных заданий, критерии оценки, основные принципы выполнения КИМа.
- На онлайн-курсах подробно разбирают задания прошлых лет. Учитель с нуля объясняет каждую тему, анализирует все произведения из кодификатора.
- Уроки проходят онлайн, но их можно смотреть в записи в удобное время. Все учебные материалы сохраняются в личном кабинете.
- Можно писать вопросы преподавателю в чат и сразу же получать развернутые ответы.
- Первый урок обычно можно смотреть бесплатно и без регистрации.
На нашем сайте собраны все курсы подготовки к ЕГЭ по литературе от всех онлайн-школ. А также вы можете прочитать отзывы учеников и оставить свой отзыв.
Читаем критиков
Знание критики – огромный плюс. Если вы грамотно цитируете работу литературоведа, вас могут отправить домой с пятеркой, даже не дослушав ответ до конца. Поэтому читайте критиков. Но делать это надо правильно: прочли произведение – тут же изучайте критическую литературу. Не устраивайте долгого перерыва: когда текст забудется, рассуждения литературоведов покажутся сухими и неинтересными.
Помимо критики, необходимо знать биографию писателя. Не забывайте записывать в свою тетрадь основные этапы жизни автора и какие-то интересные эпизоды. Почти каждый автор наделяет героев собственными чертами, делится с ними фактами из своей биографии – неплохо было бы провести параллели.
Полезные советы для участников экзамена
- Очень часто причиной ошибок является то, что выпускники не уделяют должного внимания инструкциям, которые прилагаются к заданиям. В итоге они выполняются только частично. Постарайтесь не допустить подобной ошибки.
- Во время экзамена грамотно распределите своё время, чтобы выполнение заданий с кратким ответом не отняло у вас больше трети отведённого времени.
- Не стоит давать ответ на вопрос, используя в нём формулировку задания. Такой подход не будет оценен экспертами.
- Примите во внимание, что во внимание принимается не только смысловое содержание ответов, но и речевое оформления. Поэтому отвечайте на вопрос правильно и грамотно.
- Особое внимания нужно уделить заданию №4, где необходимо установление соответствия. Оно требует хорошей образной системы произведения и знания сюжета.
- Уделите внимание также заданию №13. Чтобы успешно выполнить его, вам нужно уметь оценивать художественные достоинства текста.
- Выполняя задания №9 и №16, вам нужно продемонстрировать то, насколько хорошо вы умеете сопоставлять литературные факты и явления. Вам нужно проявить способность открывать внутренние взаимосвязи литературного материала на основе сходства и различия.
- Написание сочинения, которое завершает структуру работы, потребует от вас тщательной подготовки. Нужно иметь навыки выстраивания письменного рассуждения и анализа художественного текста, иначе претендовать на высокий балл вряд ли получится. Искажение авторской позиции, нарушение логики, отсутствие цитат и ссылок на эпизоды могут привести к потере баллов.
Зубрить или запоминать
Экзаменаторы оценивают ваш ум и эрудицию, а не способность к зубрежке. Один преподаватель рассказал об экзамене в аспирантуру: «Две девушки подряд отвечали по билетам без единой запинки, даже придраться было не к чему. А вслед за ними сел парень, немного косноязычный, но он явно размышлял над тем, что произносит. Невольно задумаешься: кто же из них действительно хорошо знает материал? Всегда ли безупречная речь – знак ясного ума?»
Не нужно опираться при подготовке только на учебник, слепо копируя оттуда идеи и слова. Постарайтесь сформулировать собственное мнение о каждом произведении. Только не будьте при этом голословными. Оригинальность всегда приветствуется, но в пределах разумного. Отстаивайте свою точку зрения, приводя в качестве доказательств примеры из текста.
С ученым видом знатока Сдавать устный экзамен по русской литературе придется тем, кто поступает на филологические факультеты университетов и педагогических институтов, Литературный институт, на других факультетах литературу принимают письменно. Если вы решили поступать на филфак, это означает, что вы любите и понимаете литературу. Но одной любви мало – важно разбираться в тонкостях, многое помнить и знать.
Один из самых непопулярных экзаменов среди выпускников — литература. Ежегодно его сдаёт не более 10% выпускников. Подготовиться к ЕГЭ по литературе с нуля за один год практически невозможно, при этом сдавать предмет необходимо тем, кто планирует поступать на ряд гуманитарных направлений, а также в театральные вузы. Что делать, если до экзамена — год, а вы опомнились только сейчас? Предлагаем семь эффективных советов.
Изучите кодификатор и выведите свою норму чтения
Пожалуй, самый простой и понятный совет связан с изучением кодификатора, который в случае с ЕГЭ по литературе представляет собой скорее список для чтения. Игнорировать его точно нельзя, иначе на экзамене вы столкнётесь с полной растерянностью и непониманием задач. Поэтому лучшее из возможных решений — как можно скорее открыть кодификатор и проверить, какие из упомянутых в нём произведений вы уже читали, а какие пока нет. Изучить кодификатор и демоверсию ЕГЭ 2023 года можно по ссылке.
Большинство произведений, упоминаемых в кодификаторе — не самые крупные, поэтому их вполне реально прочитать за несколько дней или недель. Правда, сделать это проще, если чётко понимаешь, какие у тебя планы, сроки и, главное, зачем именно ты это делаешь. Чтобы не запутаться, лучше разнести все произведения из кодификатора по трём столбцам. В первый можно добавить те тексты, которые были прочитаны недавно и хорошо запомнились, во второй — уже подзабытые тексты, требующие повторного чтения. Наконец, в последний столбец можно добавить то, что читать ещё не доводилось.
Затем можно перейти к составлению персонального расписания чтения. Предлагаем составить диаграмму Ганта — это наглядная таблица, хорошо показывает, что, когда и за какой срок вы планируете прочесть.
Чтобы точно рассчитать, сколько времени вам потребуется на книгу, можно воспользоваться простой формулой:
- Составьте точный список книг, которые нужно прочитать обязательно.
- Затем сложите количество страниц во всех этих книгах, посчитав каждую в отдельности.
- Посчитайте, сколько дней осталось до экзамена. Если вы собираетесь воспользоваться формулой где-то в ноябре-декабре, не жалейте себя и намеренно сократите количество дней.
- Разделите количество страниц на оставшееся время.
Вуаля! Теперь у вас есть минимальная норма на день, следуя которой вы точно успеете прочитать всё до ЕГЭ.
Составьте памятки по произведениям кодификатора
Первая часть ЕГЭ по литературе кажется довольно простой. Поэтому здесь будет обидно потерять баллы из-за ошибок, допущенных в простых заданиях. Как правило, они проверяют знания о родах и жанрах произведений, названиях направлений, стихотворных размерах, средствах выразительности, типах рифмовки. Лучше подстраховать себя и заранее сделать подробные памятки с разнообразными ответами на вопросы заданий 1-9.
Можно задаться справедливым вопросом: «но ведь всю литературу не законспектируешь?». Так и есть, но здесь снова стоит вернуться к первому совету: не нужно штудировать с карандашом весь текст, который потребуется на экзамене. Важно внимательно прочитать кодификатор и как можно больше тренироваться. На ЕГЭ по литературе довольно часто выпадают вопросы из банка заданий.
Учите стихи
Большинство экзаменуемых предпочитает концентрироваться на прозаических текстах и игнорировать стихотворные произведения, которые тоже есть в экзамене. Так, среди тем 12-го задания встретиться, по крайней мере, одна тема на сопоставление стихотворений или анализ творчества поэта. И, конечно, многие забывают об 11 задании, которое весит целых 8 первичных баллов — именно на нём выпускники «валятся» чаще всего: в прошлом году только 45% экзаменуемых вообще к нему приступили.
Стихотворения можно учить в рамках школьной программы. Более того, от учеников это требуется. Но проблема в том, что заученные впопыхах и кое-как на переменах стихотворения вряд ли вспомнятся на экзамене. Что делать? Конечно, лучше всего постоянно «освежать» знание важных, смыслообразующих лирических текстов русской литературы. Делать это можно не только в формате банального повторения и воспроизведения текста, то есть заучивания, но и с помощью музыки.
Так, стихотворения, положенные на музыку, запоминаются гораздо быстрее. Присмотритесь к дискографии группы «Сплин», The Retuses, «Монгол Шуудан» и других исполнителей, которые не просто вдохновлялись стихотворения, но давали им вторую, музыкальную жизнь.
Смотрите экранизации
В кодификаторе есть не только небольшие произведения, вроде поэм и стихотворений, но и эпосы, например, «Тихий Дон», «Войны и мир». Некоторых выпускников пугает один только размер этих книг, не говоря уже о количестве персонажей, сцен и важных деталей. Словом, кто-то может попросту откладывать их чтение до последнего момента, а потом обнаружить, что экзамен уже на носу, а пометки «прочитано» возле названий так и нет.
Чтобы хотя бы представлять, о чём идёт речь в книгах, можно прибегнуть к другому виду искусства — кинематографу. Благо, экранизаций русской литературы, причём довольно подробных, достаточно. Так, справиться с «Тихим Доном» поможет фильм 1958 года, где сюжетные расхождения хоть и есть, критическими их назвать сложно. И, конечно, не стоит отказываться от просмотра экранизации «Войны и мира» от Сергея Бондарчука — одной из первых эпических серий советского кино. На просмотр можно позвать и друзей, с которыми здорово будет обсудить сюжеты и фильмов, и книг.
Читайте критиков
Чтение книг неизменно сопровождается рефлексией — это важный и необходимый этап погружения в текст, знакомства с ним. Нередко для проходного балла на экзамене хватает и собственных соображений экзаменуемых, но если вы рассчитываете на 80+, лучше дополнить чтение самих литературных произведений критическими статьями современников и более поздних публицистов. Они помогут корректно толковать идеи, которые закладывали авторы, и станут хорошим подспорьем для собственного анализа. Нестареющие (по крайней мере, для экзаменаторов) классики русской литературной критики — Е. А. Баратынский, В. Г. Белинский, В. Ф. Одоевский, П.В. Палиевский.
Пишите планы к сочинениям и тексты
Странно было бы обойтись в подборке советов к ЕГЭ по литературе без простого, банального, но главного совета. Обязательно пишите сочинения! Работает примерно та же схема, что с говорением в экзаменах по иностранным языкам — без практики ничего не получится, и в нужный момент на экзамене мозг не сделает над собой чудесное усилие. Без этих тренировок знание теории и текстов не поможет сдать ЕГЭ на 100 баллов.
Найдите читателя
Писать «в стол», конечно, можно, но лучше, если у вас есть читатель. Необязательно искать репетитора — можно заключить договорённость, например, с родителями, знакомыми студентами (хорошо, если педвузов) или даже друзьями-одноклассниками. Любой фидбэк будет ценным и поможет вам совершенствовать остроту слога и мысли.
Итак, кратко повторим все рекомендации: изучите кодификатор, составьте личное расписание чтения необходимых книг, напишите памятки по произведениям кодификатора, учите стихи, слушая песни современных исполнителей, смотрите экранизации произведений классиков, читайте работы критиков, тренируйтесь писать сочинения и не стесняйтесь показывать их родителям, учителям и друзьям.