Можно ли писать в черновике до начала экзамена егэ

Текст, который организаторы будут зачитывать на каждом экзамене.

Первая часть инструктажа (начало проведения с 9.50 по местному времени):

Уважаемые участники экзамена! Сегодня вы сдаете экзамен по _______________ (назовите соответствующий учебный предмет) в форме ЕГЭ.

ЕГЭ — лишь одно из жизненных испытаний, которое вам предстоит пройти. Будьте уверены: каждому, кто учился в школе, по силам сдать ЕГЭ. Все задания составлены на основе школьной программы. Поэтому каждый из вас может успешно сдать экзамен.

Вместе с тем напоминаем, что в целях предупреждения нарушений порядка проведения ЕГЭ в аудиториях ППЭ ведется видеонаблюдение.

Во время проведения экзамена вам необходимо соблюдать порядок проведения ГИА.

В день проведения экзамена (в период с момента входа в ППЭ и до окончания экзамена) запрещается:
→ иметь при себе средства связи, электронно-вычислительную технику, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации;
→ иметь при себе уведомление о регистрации на экзамен (при наличии – необходимо сдать его нам);
→ выносить из аудиторий и ППЭ черновики, экзаменационные материалы на бумажном или электронном носителях, фотографировать экзаменационные материалы;
→ пользоваться справочными материалами, кроме тех, которые указаны в тексте контрольных измерительных материалов (КИМ);
переписывать задания из КИМ в черновики (можно делать заметки в КИМ);
→ перемещаться по ППЭ во время экзамена без сопровождения организатора.

Во время проведения экзамена запрещается:
→ выносить из аудиторий письменные принадлежности;
→ разговаривать, пересаживаться, обмениваться любыми материалами и предметами.

В случае нарушения порядка проведения ГИА вы будете удалены с экзамена.

В случае нарушения порядка проведения ГИА работниками ППЭ или другими участниками экзамена вы имеете право подать апелляцию о нарушении порядка проведения ЕГЭ. Апелляция о нарушении порядка проведения ГИА подается в день проведения экзамена члену ГЭК до выхода из ППЭ.

Ознакомиться с результатами ЕГЭ вы сможете в своей школе или в местах, в которых вы были зарегистрированы на сдачу ЕГЭ.

Плановая дата ознакомления с результатами: _____________(назвать дату).

После получения результатов ЕГЭ вы можете подать апелляцию о несогласии с выставленными баллами. Апелляция подается в течение двух рабочих дней после официального дня объявления результатов ЕГЭ.

Апелляцию вы можете подать в своей школе или в месте, где вы были зарегистрированы на сдачу ЕГЭ, или в иных местах, определенных регионом.

Апелляция по вопросам содержания и структуры заданий по учебным предметам, а также по вопросам, связанным с нарушением участником ЕГЭ требований порядка и неправильным оформлением экзаменационной работы, не рассматривается.

Обращаем ваше внимание, что во время экзамена на вашем рабочем столе, помимо экзаменационных материалов, могут находиться только:
→ гелевая, капиллярная ручка с чернилами черного цвета;
→ документ, удостоверяющий личность;
→ черновики со штампом школы на базе, которой расположен ППЭ (в случае проведения ЕГЭ по иностранным языкам (раздел «Говорение») черновики не выдаются);
→ лекарства и питание (при необходимости);
→ дополнительные материалы, которые можно использовать на ЕГЭ по отдельным учебным предметам (по математике линейка; по физике – линейка и непрограммируемый калькулятор; по химии – непрограммируемый калькулятор; по географии – линейка, транспортир, непрограммируемый калькулятор).

Организатор обращает внимание участников ЕГЭ на доставочный (-ые) спецпакет (-ы) с ЭМ.

Экзаменационные материалы в аудиторию поступили в доставочном спецпакете. Упаковка спецпакета не нарушена.

Вторая часть инструктажа (начало проведения не ранее 10.00 по местному времени).
Продемонстрировать спецпакет и вскрыть его не ранее 10.00 по местному времени, используя ножницы.

В спецпакете находятся индивидуальные комплекты с экзаменационными материалами, которые сейчас будут вам выданы.
(Организатор раздает участникам ИК в произвольном порядке).

Проверьте целостность своего индивидуального комплекта. Осторожно вскройте пакет, отрывая клапан (справа налево) по линии перфорации.
(Организатор показывает место перфорации на конверте).

До начала работы с бланками ЕГЭ проверьте комплектацию выданных экзаменационных материалов. В индивидуальном комплекте находятся:
→ бланк регистрации,
→ бланк ответов № 1,
→ бланк ответов № 2 (за исключением проведения ЕГЭ по математике базового уровня),

Ознакомьтесь с информацией в средней части бланка регистрации по работе с индивидуальным комплектом и убедитесь в правильной комплектации вашего конверта.

Проверьте, совпадает ли цифровое значение штрих-кода на бланке регистрации со штрих-кодом на конверте индивидуального комплекта. Номер бланка регистрации находится в нижнем правом углу конверта с подписью «БР».

Проверьте, совпадает ли цифровое значение штрих-кода на листе КИМ со штрих-кодом на конверте индивидуального комплекта. Цифровое значение штрих-кода КИМ находится в нижнем левом углу конверта с подписью «КИМ».

Внимательно просмотрите текст КИМ, проверьте наличие полиграфических дефектов, количество страниц КИМ.

В случае если вы обнаружили несовпадения, обратитесь к нам.

При обнаружении несовпадений штрих-кодов, наличия лишних (нехватки) бланков, типографских дефектов заменить полностью индивидуальный комплект на новый. Сделать паузу для проверки участниками комплектации ИК.

Приступаем к заполнению бланка регистрации.

Записывайте буквы и цифры в соответствии с образцом на бланке регистрации. Каждая цифра, символ записывается в отдельную клетку, начиная с первой клетки.

Заполните регистрационные поля в соответствии с информацией на доске (информационном стенде) гелевой, капиллярной ручкой с чернилами черного цвета. При отсутствии такой ручки обратитесь к нам, так как бланки, заполненные иной ручкой, не обрабатываются и не проверяются.
Обратите внимание участников на доску.

Заполните поля: «Код региона», «Код пункта проведения ЕГЭ», «Номер аудитории», «Код предмета», «Название предмета», «Дата проведения ЕГЭ». При заполнении поля «Код образовательной организации» обратитесь к нам, поле «Класс» заполняйте самостоятельно. Поля «Служебная отметка» и «Резерв-1» не заполняются.

Заполните сведения о себе: фамилия, имя, отчество (при наличии), данные документа, удостоверяющего личность.
Сделать паузу для заполнения участниками бланков регистрации.

Поставьте вашу подпись строго внутри окошка «подпись участника ЕГЭ», расположенного в нижней части бланка регистрации.
В случае если участник ЕГЭ отказывается ставить личную подпись в бланке регистрации, организатор в аудитории ставит в бланке регистрации свою подпись.

Приступаем к заполнению регистрационных полей бланков ответов.

Регистрационные поля в бланке ответов № 1 и бланке ответов № 2 (за исключением проведения ЕГЭ по математике базового уровня) заполняются в соответствии с информацией на доске. Поставьте вашу подпись строго внутри окошка «Подпись участника ЕГЭ», расположенного в верхней части бланка ответов № 1.

Служебные поля «Резерв-4» и «Резерв-5» не заполняйте.

Организаторы проверяют правильность заполнения регистрационных полей на всех бланках ЕГЭ у каждого участника ЕГЭ и соответствие данных участника ЕГЭ в документе, удостоверяющем личность, и в бланке регистрации.

Напоминаем основные правила по заполнению бланков ответов.

При выполнении заданий внимательно читайте инструкции к заданиям, указанные у вас в КИМ. Записывайте ответы, начиная с первой клетки, в соответствии с этими инструкциями.

При выполнении заданий с кратким ответом ответ необходимо записывать справа от номера задания в бланке ответов № 1.

Не разрешается использовать при записи ответа на задания с кратким ответом никаких иных символов, кроме символов кириллицы, латиницы, арабских цифр, запятой и знака «дефис» («минус»).

Вы можете заменить ошибочный ответ.

Для этого в поле «Замена ошибочных ответов на задания с кратким ответом» следует внести номер задания, ответ на который следует исправить, а в строку записать новое значение верного ответа на указанное задание.

Обращаем ваше внимание, что на бланках ответов № 1 и № 2 запрещается делать какие-либо записи и пометки, не относящиеся к ответам на задания, в том числе содержащие информацию о личности участника ЕГЭ. Вы можете делать пометки в черновиках и КИМ. Также обращаем ваше внимание на то, что ответы, записанные в черновиках и КИМ, не проверяются.

В случае нехватки места в бланке ответов № 2 Вы можете обратиться к нам за дополнительным бланком № 2.

По всем вопросам, связанным с проведением экзамена (за исключением вопросов по содержанию КИМ), вы можете обращаться к нам. В случае необходимости выхода из аудитории оставьте ваши экзаменационные материалы и черновики на своем рабочем столе. Организатор проверит комплектность оставленных вами экзаменационных материалов, после чего вы сможете выйти из аудитории. На территории пункта вас будет сопровождать организатор.

В случае плохого самочувствия незамедлительно обращайтесь к нам. В ППЭ присутствует медицинский работник. Напоминаем, что по состоянию здоровья и заключению медицинского работника, присутствующего в данном ППЭ, вы можете досрочно завершить экзамен и прийти на пересдачу.

Инструктаж закончен. Перед началом выполнения экзаменационной работы, пожалуйста, успокойтесь, сосредоточьтесь, внимательно прочитайте инструкцию к заданиям КИМ и сами задания.

Начало выполнения экзаменационной работы: (объявить время начала)
Окончание выполнения экзаменационной работы: (указать время)

Запишите на доске время начала и окончания выполнения экзаменационной работы. Время, отведенное на инструктаж и заполнение регистрационных полей бланков ЕГЭ, в общее время выполнения экзаменационной работы не включается.

Не забывайте переносить ответы из черновика и КИМ в бланки ответов гелевой, капиллярной ручкой с чернилами черного цвета.

Вы можете приступать к выполнению заданий. Желаем удачи!

За 30 минут до окончания выполнения экзаменационной работы необходимо объявить:

До окончания выполнения экзаменационной работы осталось 30 минут.

Не забывайте переносить ответы из КИМ и черновиков в бланки ответов гелевой, капиллярной ручкой с чернилами черного цвета.

За 5 минут до окончания выполнения экзаменационной работы необходимо объявить:

До окончания выполнения экзаменационной работы осталось 5 минут.

Проверьте, все ли ответы вы перенесли из КИМ и черновиков в бланки ответов.

По окончании выполнения экзаменационной работы объявить:
Выполнение экзаменационной работы окончено. Вложите КИМ в конверт индивидуального комплекта. Остальные экзаменационные материалы положите на край стола. Мы пройдем и соберем ваши экзаменационные материалы.

Организаторы осуществляют сбор экзаменационных материалов с рабочих мест участников ЕГЭ в организованном порядке.

В ЕГЭ есть много вещей, которые мало кто принимает в расчет, а между тем они важны для успешного прохождения теста. Так часто бывает: главное — не всегда очевидно.

Хорошо помню одну ситуацию. Когда я училась на переводческом, у нас был один преподаватель — опытный практик- «синхронист» (это переводчик, который сразу, параллельно, а не в паузах между фразами, переводит звучащую речь). На первом занятии по синхронному переводу он задал нам, студентам, вопрос: «Как вы думаете, что самое главное в работе синхрониста?» Мы сразу начали гадать: ну, типа, быть в теме, то есть слова, термины нужные знать; быстрая реакция, чтобы с переводом не тормозить… А преподаватель смотрел на нас и улыбался. А потом выдал вариант, о котором никто из нас даже не задумался: «Clear signal in your ear» (качественный звук в наушниках). Действительно: как нормально переводить, когда не можешь расслышать половину из того, о чем вещает спикер??

Если бы я составляла свой личный рейтинг самых важных вещей, которые влияют на успех на ЕГЭ, то первое место в нем я бы отвела… нет, даже не знаниям (хотя, разумеется, это принципиальный момент), а внимательности. Как вы думаете, сколько обидных ошибок и «недоборов» баллов случается из-за того, что где-то что-то не досмотрели, не дочитали, не до конца поняли, не там поставили крестик?

Проблема в том, что на ЕГЭ приходится работать с большим объемом текстовой информации. Зрение напрягается, глаза утомляются, внимание рассеивается — риск ошибки повышается. Тем более в стрессовой атмосфере экзамена. Что с этим делать?

Я советую своим ученикам, чтобы «не замыливался глаз», работать с графикой: ручкой помечать и подчеркивать в тестах важные элементы, помогая глазам концентрироваться на нужной информации. Например, подчеркивать грамматическую основу и другие члены предложения; зачеркивать номера вариантов, которые нам точно не подходят; выделять в тексте блоки, с которыми мы работаем в части В, и т.д.

В связи с этим мне часто задают вопрос:

можно ли писать / рисовать / подчеркивать в КИМах?

Многие ученики после экзамена жалуются, что им запретили писать в КИМах — бланках с заданиями. Интересно, почему? Может быть, потому, что это нигде не регламентировано и члены комиссий на всякий случай хотят «подстраховаться» (а вдруг нельзя)? Понятно, что просто, без объяснений, запретить всегда легче…

Но имеют ли учителя на это право?

Как всегда, обратимся к «первоисточнику». Вот что говорит по этому поводу Председатель Предметной комиссии ФИПИ по русскому языку Ирина Петровна Цыбулько в интервью на радио «Культура».

[Ведущая:] У нас вопрос от слушателя: «Скажите, пожалуйста, можно ли пользоваться экзаменационными бланками, которые выдают, как черновиками? Можно ли в них что-то обводить, подчеркивать грамматические основы предложения?»

[И.П. Цыбулько:] Вы имеете в виду бланки заданий?.. С заданиями вы можете это делать, безусловно… Вообще, для этого предназначены черновики, которые предоставляются в аудитории участникам ЕГЭ. Но если для работы с текстом вам необходимо что-то подчеркнуть в самом задании, контрольно-измерительном материале, то это ничего страшного абсолютно, это можете сделать.

(По материалам интервью в программе «Академия детских наук» на радио «Культура»)

В общем, ответ однозначен:

писать в КИМах, в принципе, можно.

Но как быть, если вам все-таки на ЕГЭ запрещают «портить» бланки КИМов? Во-первых, можно вообще об этом не спрашивать, чтобы не акцентировать внимание учителей на этом моменте, а просто делать. Если же все-таки вопрос был поднят и на него ответили «нельзя»… думаю, вряд ли стоит на экзамене скандалить по этому поводу и «качать права». Можно помянуть, что это не запрещено правилами, но если эффекта не будет, скорее всего, придется работать так, как говорят. В любом случае, это отличный, но не единственный способ сохранить «clear signal in your eye».

Несколько советов сдающим ЕГЭ:

  • Не спешите: лучше один раз медленно прочитать и правильно понять и запомнить, чем потом десять раз перечитывать и перепроверять себя.
  • Обязательно проверяйте до конца все варианты ответов, даже если выбор первого варианта кажется вам очевидным.
  • Работайте с графикой: подчеркивайте все важные элементы в заданиях и в текстах.
  • Периодически переключайтесь с одного вида деятельности на другой: например, после части А начните писать эссе, а потом снова вернитесь к тесту, приступайте к части В.
  • Время от времени отрывайтесь от теста и несколько секунд смотрите вдаль — в окно, например. Можно на симпатичного(ую) одноклассника(цу) — чтобы глаз «отдыхал» на чем-нибудь приятном ;)
  • Можно просто закрыть глаза и пару секунд помедитировать.
  • Читайте вслух для лучшего восприятия информации (в частности, свое эссе при проверке). Понятно, что не громко, а просто шевеля губами. Так информация поступает в мозг по разным каналам — не только через глаза, но и через рот и уши :) И, кстати, проговаривая фразы, вы меньше рискуете что-нибудь пропустить, чем просто скользя по тексту взглядом.

Если у вас в этом плане есть собственные «фишки», можете поделиться с нами в комментариях — будет всем полезно.

Удачи!

Запись опубликована ЕГЭ classmaster. You can comment here or there.

В этом году мой сын заканчивал школу. Звезд с неба не хватал, в отличники не выбивался. Учился как среднестатистический, нормальный человек — перескакивал с «тройки» на «четверку», с «четверки» на «пятерку» и обратно. Большую часть времени посвящал не граниту науки, а друзьям и тусовкам.

Аттестат чудом получил без «троек».

За месяц до начала итоговых экзаменов я читала форумы родителей, чьи дети сдают ЕГЭ. Большинство участников сообщества принимали антидепрессанты, часть обращалась за помощью к психологам, остальные просто молились.

Судя по комментариям на форуме, тревожные родители готовят детей к поступлению в вуз за пять лет до окончания школы. Более разумные подключаются к процессу ближе к 10-му классу. Подавляющее большинство начинает наседать на своих отпрысков в начале 11-го класса. Сына я не контролировала. Но интуиция подсказывает, что за ум парень взялся за пару недель до экзаменов. Судя по его одноклассникам, он не стал исключением из общей массы.

Последние два года он учился в классе с социально-экономическим профилем, поэтому выбрал набор экзаменов, которые легче всего давались: математику, обществознание, английский и обязательный русский. «На экономический, наверное, поступлю, у нас половина класса туда планируют. Вот за компанию все вместе и пойдем», — рассуждал мой выпускник.

Если бы я хоть немного разбиралась в экономике, то одобрила бы его решение. Но я далека от этой науки, поэтому предложила более интересный вариант — журналистику или пиар. «Во всяком случае, там не скучно», — аргументировала. Сын молча кивнул: «Мама ерунды не посоветует». Уговорила подготовиться еще к литературе. Запасной предмет не помешает, если что-то пойдет не так.

В начале 11-го класса учителя на собрании стращали родителей: «Самое страшное начнется после Нового года: ваши дети будут ходить зелеными, забудут про сон, у многих начнут сдавать нервы. Готовьтесь к самому сложному испытанию в вашей жизни. Ведь слово «экзамен» с латинского языка переводится как «испытание».

Тогда я не могла допустить мысли, насколько их слова окажутся пророческими. Только не в отношении моего сына, а меня.

Для моего ребенка 11-й класс пролетел спокойно и весело, никто не позеленел: вечеринки, посиделки в кафе, компьютерные игры, ночные прогулки никто не отменял. Параллельно он занимался с репетиторами, посещал курсы. Мы же с мужем отстегивали деньги за его светлое будущее и спали спокойно.

Легкий мандраж накрыл меня за день до первого экзамена. Накануне сын вел себя странно: притих, лег спать до полуночи.

«Сдать литературу без чтения книг — реально»

31 мая выпускники российских школ сдавали литературу.

Литературой и русским языком сын занимался с репетитором весь учебный год. За полтора часа занятий платили 2300 рублей. Уроки проходили два раза в неделю.

— За год реально подготовиться к литературе, — убеждала меня репетитор перед началом марафона. — Говорите, книжки он особо не читает? Да и бог с ними. Я знаю, как натаскать на ЕГЭ без глубоких знаний. Методика отработана на предыдущих моих учениках. Один парень сдал литературу на 90 баллов, при этом он не прочитал ни одного произведения, ограничился рецензиями и кратким содержанием. Так что не переживайте.

Процесс подготовки к ЕГЭ я не контролировала. Разве что заставила сына посмотреть сериал «Мастер и Маргарита», а по дороге в школу, в машине, включала ему аудиокниги. Так он ознакомился с содержанием «Отцов и детей», «Капитанской дочки», «Преступления и наказания», «Истории одного города». А вот роман «Война и мир» не зашел ему ни в телеверсии, ни в аудио.

31 мая я собрала ему сухой паек, довезла до школы, пожелала удачи и спокойно отправилась в редакцию. Но работа в тот день встала. Я потеряла контроль над эмоциями. До окончания ЕГЭ не могла сосредоточиться, меня охватила паника, терзали дурные мысли: вдруг его поймают со шпаргалками, или ему поплохеет, или ошибется в заполнении бланка.

Через 4 часа после начала экзамена строчила ему смс. Одну за другой. Наконец откликнулся: «Слава богу, «Война и мир» не попалась. Повезло. Но в другом налажал. Пока писал все сочинения в черновик, у меня не хватило времени переписать их в чистовик. Минус двадцать баллов».

После экзамена он вернулся домой и вырубился. Проспал больше семи часов.

Через несколько дней он писал русский. Два дня до обязательного экзамена все его друзья провели дома. Дружно сидели в скайпе, обсуждали, как не завалить экзамен и воспользоваться шпаргалками.

Пока длился экзамен по русскому, меня потряхивало. По окончании сын отзвонился: «Все написал. Легко. Порог пройду. Думаю, на 50–60 баллов справился».

В итоге литературу он сдал на 64 балла, на русском заработал 80 баллов.

Мы подсчитали, во сколько нам обошлись эти результаты. За год отдали 179 тысяч 400 рублей.

Фото: Евгений Семенов



«Не так страшен результат, как реакция родителей»

Следующее испытание — математика.

На выбранном нами факультете этот предмет не требовался. Сын решил сдать предмет за компанию с друзьями. Тем более что в школе дела с математикой шли у него неплохо, пробники стабильно писал на 65 баллов. К тому же пять лет занимался с репетитором по предмету. Студентка Бауманского института приходила к нам раз в неделю, стоимость полуторачасового урока составляла 1500 за час.

— Первую часть он напишет легко, во второй осилит две задачи, — успокоила меня репетитор после последнего занятия.

Но с математикой что-то пошло не так.

Для сына ЕГЭ по математике закончился через два часа, тогда как на экзамен отведено четыре.

— Я открыл задания и офигел, как это можно решить? — тараторил в трубку сын после того, как покинул аудиторию. — Под одним заданием даже оставил им послание: «Это даже сам господь бог не решит». Короче, что смог, сделал. Смысла высиживать дальше не видел, вот и ушел. Еще я оставил благодарность экзаменаторам, написал в чистовике: «Спасибо вам, теперь я пойду в армию».

Сказать, что я удивилась, ничего не сказать. Но все же не сомневалась, что на 50 баллов должен написать.

В день, когда приходили результаты по математике, мне позвонила классная руководительница: «Какой результат у вашего сына?». Объяснила, что у меня нет доступа к его результатам, обычно он сам сообщает. Она вздохнула: «Ну узнайте»…

Я находилась на работе. Сердце забилось. Набрала сыну, который в это время находился в спортзале. Телефон молчал. Отправила десяток смс. Снова без ответа. Закрались дурные мысли: он домой-то вернется?

Спустя полчаса откликнулся: «Батарейка садится, не могу говорить».

Из спортзала до дома ему идти 10 минут. Его поход растянулся на час.

К телефону не подходил.

Наконец звонок: «Мам, ну мне же не нужна математика. Ты же так сказала. Давай забудем о ней как о страшном сне».

Результат по математике — 27 баллов. Это не просто провал, это окончательное фиаско. Уже дома я поинтересовалась: «Почему ты сразу не сказал мне?»

— Когда я увидел 27 баллов, больше всего испугался, как ты отреагируешь, — признался сын. — Боялся тебе сказать, потому домой особо не торопился.

— И все дети так боятся?

— Мои друзья все… Не так страшен результат, как реакция родителей.

Вечером он выложил в Инстаграм результат и фотографии своей работы по математике с посланиями экзаменаторам. Такое количество лайков не собирал давно. Хайпанул, чему был счастлив.

Я же подсчитала, во сколько обошелся нам провал по математике. За год потратили 58 тысяч рублей. За 5 лет было выброшено 292 500 рублей.

Ночь я почти не спала, все думала: что же пошло не так? Может, сказалась усталость, наступило выгорание. А утром меня осенило: если по математике 27 баллов, что ждать от обществознания, по которому не брали репетитора?

«Все не очень плохо, а просто ад»

До экзамена по обществознанию оставалась неделя.

— Может, на всякий случай возьмем репетитора, здесь нельзя промахнуться, — предложила я сыну.

— Думаю, надо, — сразу согласился.

Ответ меня насторожил. Хотя обществознанием он занимался два года на курсах факультета довузовской подготовки при одном из самых топовых вузов Москвы. В школе тоже изучал право, экономику, обществознание. По экономике на английском языке в аттестате стоит «пятерка».

Я судорожно приступила к поискам репетитора. Обратила внимание на профиль молодого человека: «Зайчики-родители! Простейший ОГЭ по обществу не означает простейшего ЕГЭ по обществу. Это второй по сложности предмет после профильной математики. Меньше 10 процентов сдающих получают 80+. Общество — это пять предметов, слитых в один. Общество можно только учить и заучивать тонны информации».

Меня прошиб холодный пот. Я из тех «зайчиков-родителей», которые понятия не имеют про то, что изучают на обществознании.

Мы созвонились с педагогом. Молодой человек рассказал немного о себе: «Я по профессии политтехнолог, раньше в Кремле работал, потом понял, какое дно, и свалил. Теперь преподаю детям обществознание».

Подходящий педагог — решила я и попросила протестировать сына. «Мам, предупреди, что я не совсем идиот, — кричал из комнаты мой ребенок, слушая нашу беседу. — Немного экономику знаю, еще некоторые темы, только с разделом «право» не очень».

После тестирования от репетитора пришла смс: «Ну-у-у, в общем… Все не очень плохо, а просто ад… Я не знаю, что было на курсах, но: блока «права» нет вообще. Блок «экономика» тоже мертв. Блок «социология» норм. Блок «человек и общество»… ну 40/60. Эссе… Ну-у-у эссе… В нынешней ситуации может и проходного балла не набрать».

— У него осталось шесть дней, чтобы полностью выучить политологию, экономику, право и подготовиться к эссе, — уже по телефону инструктировал учитель.

— Успеет?

— Других вариантов нет.

Следующим утром репетитор скинул сыну конспекты в сжатом виде по одному из разделов обществознания — политологии. Помимо изучения материала сын должен был к вечеру прислать ответы на 90 тестовых вопросов.

Впервые за 11 лет я увидела, что он сел учиться. С 10 утра до 21.00 мой ребенок не поднимал головы от компьютера. Даже от обеда отказался: «Не успею все сделать». Таким образом за день освоил краткий курс политологии.

Раздел «право» шел тяжелее. На него ушло два дня.

Затем еще два дня заняла «экономика».

— Мам, я пойду погуляю на час, больше не могу, — сломался сын на пятый день подготовки.

Последнее занятие репетитор посвятил эссе. Из десяти заданных сочинений сын написал четыре. Больше сил не осталось.

— Мой репетитор сказал, если есть возможность, надо уезжать за границу и там учиться. Я с ним абсолютно согласен, — подытожил итоговый урок сын.

На следующий день я отвезла его на экзамен. По дороге вспомнила про советы родителей на форуме, что молитвы помогают. Но эту мысль я быстро выбросила из головы.

Приехала в редакцию. Протупила 4 часа. Ни есть, ни пить, ни думать не могла.

Почитала советы психологов для подобных ситуаций: успокойтесь, настройтесь, дышите глубже. Ерунда, у меня дышать не получалось.

Через 4 часа звонок от сына: «На этот раз я даже в туалет не выходил. Писал и писал без остановки. Кажется, справился», — в голосе чувствовалась неуверенность.

Результатов по обществознанию мы ждали нервно. Все эти дни я прокручивала в голове разные варианты развития событий. Если не пройдет пороговый балл, можно поступить в колледж или выбрать институт попроще, в конце концов, поехать в регионы, где баллы пониже. В противном случае — его ждет армия. И снова моя работа затормозилась уже на длительное время.

В день, когда стали приходить баллы по предмету, у меня тряслись ноги-руки, сердце бешено колотилось.

— Ты бы успокоительное пропила, не выдержишь, — заметила мое состояние коллега.

«Мам, у меня 60 баллов, я прошел», — пришла смс от сына.

Я заплакала. Нервы сдали.

Подбили бюджет по обществознанию. Двухгодичные курсы по подготовке к ЕГЭ обошлись нам в 140 тысяч рублей. За репетитора отдали — 15 000. Итого — 155 тысяч рублей.

«Я провалился»

Последний экзамен — английский язык, разделили на два дня. В первый выпускники сдавали письменную часть, во второй — устную. Сын учился 11 лет в школе с углубленным изучением иностранного языка плюс 7 лет посещал специализированную английскую школу, в которой носители языка готовили детей к поступлению в вузы Британии. Последние два года занимался на курсах при топовом вузе Москвы. Здесь осечки быть не могло. Но после 27 баллов по математике я бы уже ничему не удивилась. Тем более школьная учительница, с которой у сына не сложились отношения, заявила ему: «Дай бог тебе проходной балл набрать».

В тот вечер, когда пришли результаты по английскому, он сразу позвонил мне: «Мам, ничего хорошего, я провалился…»

Мне казалось, что земля уходит из-под ног. Воздуха не хватало.

— Получил всего 88 баллов — для меня это провал… 

Дальше я не слышала, что он говорил, меня прорвало. Я рыдала, не могла остановиться. Мне не верилось, что все это закончилось и больше никогда ничего подобного в моей жизни не повторится.

— Я пробники на 90 баллов писал, английский знаю лучше учителей, — продолжал сын, но я его уже не слушала. — Надо подавать апелляцию.

Никакой апелляции не последовало. На оспаривание результатов не осталось ни моральных сил, ни желания. 

За английский язык мы отдали 140 тысяч рублей за двухгодичные курсы.

Специализированная школа для поступления в британские вузы обошлась нам в общей сложности — 1 400 000 рублей.

Общий результат по трем предметам составил — 228 баллов. Подготовка к ЕГЭ нам обошлась — 672 тысячи рублей.

На второй день после объявления последних результатов мы заполнили анкеты, подали заявление в институт на факультет социальных наук и массовых коммуникаций. Через неделю сын значился уже в списках предзачисления. Стоимость годового обучения составила 390 тысяч рублей.

И тогда я наконец выдохнула и первый раз за последний месяц спокойно заснула.

Недавно спросила у сына: «Ты часто вспоминаешь, как сдавал ЕГЭ?». Он покрутил пальцем у виска: «Я уже давно все забыл».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Молитва за детей при сдаче экзамена
  • Мкжт расписание экзаменов
  • Можно ли пересдать демонстрационный экзамен в колледже
  • Можно ли написать итоговое сочинение не читая книги
  • Молитва за детей перед сдачей экзамена

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии