Можно ли подготовиться к сессии за одну ночь с помощью «таблетки для ума», каков наиболее эффективный способ заставить мозг работать и почему энергетики не «газ», а «антитормоз» — на эти и другие вопросы отвечает отдел науки «Газеты.Ru».
Приближается конец мая — время, когда школьники и студенты начинают готовиться к сдаче ЕГЭ, поступлению в университеты, защите курсовых и дипломных работ и, конечно, сдаче сессий. И если школьники, как правило, готовятся к ЕГЭ в течение всего года под неусыпным взором родителей и учителей, то вот студенты предпочитают откладывать подготовку на последние сутки, а то и на ночь перед экзаменом. Выучить за такое короткое время несколько десятков билетов — задача не самая простая, поэтому наиболее продвинутые молодые люди решают помочь головному мозгу справиться с внезапно нахлынувшим потоком информации и идут в аптеку за «таблетками для ума» — глицином, фенотропилом, пирацетамом и прочими ноотропными препаратами. Отдел науки решил разобраться в том, есть ли смысл пить подобные таблетки и может ли это привести к нежелательным последствиям.
Как это работает
В справочнике «Регистр лекарственных средств России» ноотропным препаратам дается следующее определение: «Средства, оказывающие специфическое позитивное влияние на высшие интегративные функции мозга.
Они улучшают умственную деятельность, стимулируют познавательные функции, обучение и память, повышают устойчивость мозга к различным повреждающим факторам».
Разные ноотропные препараты действуют на организм по-разному: некоторые влияют непосредственно на нервную клетку (оказывают на нее прямое действие), некоторые — улучшают мозговой кровоток, оказывают антигипоксическое действие, заставляя организм лучше утилизировать кислород (то есть оказывают опосредованное влияние на мозг).
Сегодня считается, что одним из основных механизмов воздействия ноотропных препаратов является их влияние на нейромедиаторные системы мозга. Нейромедиаторы — это биологически активные химические вещества, благодаря которым электрические импульсы передаются от одного нейрона мозга к другому через синапсы (связи между нейронами). Нейромедиатор обеспечивает активацию постсинаптической клетки (то есть той, которая принимает сигнал), в результате чего и происходит передача сигнала.
Изменение силы синапса называется синаптической пластичностью и является основным механизмом, который отвечает за формирование памяти и обучение.
Помимо воздействия на нейромедиаторы ноотропные препараты могут влиять на утилизацию глюкозы и кислорода в головном мозге, улучшать обмен нуклеиновых кислот, активировать синтез некоторых белков или АТФ (аденозинтрифосфат — вещество, которое служит универсальным источником энергии для всех протекающих в организме процессов).
Как все начиналось
Первый ноотропный препарат появился в 1963 году — именно тогда бельгийские фармакологи создали пирацетам, который сейчас известен под коммерческим названием «ноотропил». Первоначально ноотропы (кстати, сам этот термин был введен только в 1972 году) использовались при лечении нарушений функций головного мозга у пожилых пациентов, однако сейчас применяются гораздо шире: в психиатрии, наркологии, для лечения последствий черепно-мозговых травм.
Пирацетам (как и многие другие ноотропы) не зарегистрирован в качестве лекарственного препарата в США и европейских странах, так как его эффективность не была доказана.
В некоторых других странах, в том числе и в России, пирацетам активно используется в медицинской практике, в частности при восстановлении после инсульта или при дислексии.
Не путать с наркотиками!
Помимо ноотропных препаратов существует еще одна группа стимулирующих веществ под названием «психостимуляторы». Некоторые из них относятся к наркотическим веществам, а их действие схоже с действием ноотропов.
Одними из самых распространенных психостимуляторов являются такие препараты, как модафинил, риталин, аддерал, все эти лекарства запрещены в России, однако широко используются, например, в США при лечении синдрома дефицита внимания и гиперактивности и повышенной утомляемости.
Аддерал и риталин усиливают действие дофамина, выделяемого некоторыми нервными клетками и повышающего восприимчивость других клеток к нейромедиаторам.
Эти препараты обладают выраженным эффектом, и именно поэтому в США многие студенты и школьники специально просят врачей выписать им рецепт на этот препарат перед важными экзаменами и сессиями.
Еще один запрещенный в России препарат под названием «модафинил» должен применяться для лечения связанной с нарколепсией сонливости, однако управление по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных препаратов США одобрило его применение для лечения нарушений сна, связанных с работой по сменам. На модафинил обращают внимание военные и полицейские некоторых стран мира, для того чтобы подавлять потребность во сне у своих сотрудников. Существуют также данные о том, что препарат улучшает способности к запоминанию новой информации.
Эффективны ли «таблетки для ума»
Эффективность запрещенных в России препаратов доказана, в отличие от тех «таблеток для ума», которые можно легко купить в ближайшей аптеке и принять перед сессией. Один их самых дешевых и популярных препаратов — глицин — представляет собой простейшую аминокислоту, которая действительно является нейромедиатором. Производители глицина утверждают, что препарат оказывает мягкое успокаивающее действие, повышает работоспособность и стимулирует умственную деятельность, однако проблема в том, что нейромедиатор проникает в мозг из желудочно-кишечного тракта очень медленно. Это делает глицин обычной биологически активной добавкой, а его эффективность в плане улучшения мозговой деятельности не доказана, о чем и сообщается на сайте RxList — предназначенном для медиков и пациентов ресурсе, который содержит информацию о лекарственных препаратах.
«Глицин — это, конечно, фуфло, в курином яйце его в десятки раз больше, чем в таблетках. Я вообще не знаю, кто придумал глицин для мозга пить. Это все равно что крахмал есть от подагры»,
— комментирует Николай Кукушкин, нейробиолог из Нью-Йоркского университета.
Еще один популярный среди готовящихся к сессии студентов препарат под названием «фенотропил» стоит дороже глицина, а продаваться должен по рецепту, однако купить его можно без всяких проблем. Ранее препарат входил в список жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов, однако был исключен из него. Запрещен он также и Всемирным антидопинговым агентством, так как стимулирует двигательные реакции человека и повышает физическую выносливость.
Создан фенотропил был в СССР, в Институте медико-биологических проблем, как стимулятор для космонавтов. Разработчик препарата Валентина Ахапкина называет фенотропил не ноотропом, а нейромодулятором,
это значит, что он не стимулирует нейроны напрямую, а изменяет их реакцию на действие нейромедиатора.
На вопрос о том, насколько фенотропил эффективен, окончательного ответа нет: так, 16 марта 2007 года была издана резолюция заседания президиума формулярного комитета Российской академии медицинских наук, в которой говорилось: «Немедленно изъять из перечня лекарственных средств, по которому осуществляется лекарственное обеспечение в программе ДЛО, устаревшие препараты с недоказанной эффективностью», в последующем списке был и фенотропил. Публикации в международных рецензируемых журналах, которые свидетельствовали бы об эффективности действующего вещества препарата фонтурацетама, отсутствуют (в том объеме, который обычно бывает в случае препаратов с не вызывающей сомнений эффективностью).
По мнению Николая Кукушкина, публикаций нет потому, что фенотропил никого не интересует за рубежом. «Реальность существует независимо от научных статей. Вы пробовали фенотропил? Это не плацебо. Просто он никого не интересует за пределами России.
Вообще, способность к запоминанию — тоже понятие широкое. Бывает, что эпизодическая память работает хорошо, консолидация средненько, а навыки вообще не усваиваются. Бывает наоборот. Бывает запоминание, модулируемое локально простой нейромодуляцией, а бывают комплексные состояния внимания (проблемы памяти — это обычно проблемы внимания).
Пытаться что-то такое запихнуть в одну переменную — это все равно что пытаться всех людей классифицировать по длине волос. Можно, конечно, но только это одна миллиардная реальности.
Я стою на том, что пытаться составить себе рацион психоактивных веществ по научным статьям — большая глупость. Даже если они есть, они скажут очень мало и могут вообще никак не отражать вашу реакцию. Все люди разные. От таблетки фенотропила или даже аддерала еще никто не умирал», — говорит он.
«Перед экзаменами я иногда пил фенотропил, особенно когда не успевал нормально подготовиться, — рассказывает Андрей, студент экономического факультета Высшей школы экономики. — Однажды за сутки выпил пять таблеток. Взбодрило, конечно, очень сильно — ночью на протяжении шести часов был сконцентрирован на билетах. Но отходил потом долго — болела голова, не мог уснуть, и делать при этом тоже ничего не хотелось, было состояние полной апатии. Но, думаю, это из-за пяти таблеток: когда пил по одной, все было нормально. Вообще, очень много моих знакомых пили эти таблетки: большинство только перед экзаменами, некоторые — курсом. Во втором случае, как мне рассказывали, эффект не такой яркий, но более продолжительный».
Энергетики не «газ», а «антитормоз»
Менее радикально настроенные студенты предпочитают таблеткам энергетические напитки: работу мозга они не стимулируют, но вот не спать помогают. О том, почему с ними не стоит экспериментировать, отделу науки рассказал Алексей Водовозов, врач-токсиколог, блогер, член Клуба научных журналистов:
«Лучший способ заставить мозг работать с максимальной эффективностью — давать ему полноценно отдохнуть. Нормальный сон не заменят никакие таблетки.
Но спать во время сессии, по мнению многих студентов, не комильфо. Для поддержания бодрости используется весь доступный химический арсенал, включая, например, «энергетики». Но фокус в том, что основной компонент таких напитков — кофеин — не «газ», а «антитормоз», он лишь на время откладывает процесс торможения в головном мозгу. Да, несколько улучшается способность к запоминанию, но это справедливо в лучшем случае в отношении первой банки «энергетика». А дальше накапливается снежный ком самых разнообразных негативных последствий, включая фатальные. В базе данных побочных эффектов употребления кофеинизированных продуктов FDA есть сведения о нескольких летальных исходах после злоупотребления «энергетиками». Тяжелые осложнения, потребовавшие госпитализации, описаны и для чрезвычайно популярного в России напитка.
Масштаб проблемы не такой уж и маленький: только в США и только в 2007 году было официально зарегистрировано 5 тыс. передозировок «энергетиками», причем половина их пришлась на молодежь в возрасте до 19 лет. Российские токсикологи также неоднократно сталкивались с последствиями злоупотреблений «жидкой энергией». Эксперименты над собственным головным мозгом редко заканчиваются чем-то хорошим, если сам мозг при этом не используется по прямому назначению».
Правильно подобранные энергетики помогут сдать экзамены
19-06-2017 14:40 2 323 Фото: pexels.com
Эксперты из США рассказали о том, как правильно выбирать энергетические напитки для ребенка. Они могут помочь ему в подготовке к ответственным экзаменам.
Подготовка к эзаменам
В целом, врачи часто не рекомендуют употреблять энергетические напитки ни взрослым, ни детям, так как они негативно влияют на функционирование некоторых систем организма, включая желудочно-кишечную и сердечно-сосудистую. Однако в весенне-летний период подросткам, готовящимся к многочисленным экзаменам, иногда требуется что-то дополнительное, что поможет им сохранять работоспособность более длительный период времени. И энергетические напитки могут стать этим источником пополнения энергии, также обеспечив детский организм необходимыми нутриентами.
Известно, что много занимающиеся и физически активные дети часто сталкиваются с обезвоживанием. Хотя для решения этой проблемы наилучшим выбором будет употребления простой воды, многие дети просто не любят ее вкус, поэтому пьют очень мало. Наконец, ребёнок потеет, когда напрягается, и вместе с потом из организма выходят электролиты, а с помощью воды их уровень возместить нельзя.
Соки, газировка и другие безалкогольные напитки нравятся детям на вкус, однако они содержат большое количество сахара и тем самым не очень полезны для здоровья. В периоды интенсивных интеллектуальных нагрузок детям нужны большие порции полезных питательных веществ, особенно витаминов и минералов. На рынке можно найти много продуктов, продвигающихся в качестве энергетических напитков. Однако необходимо помнить о том, что появление надписи «энергетический» на банке еще не делает напиток подходящим для ребёнка. Только специфическая комбинация электролитов, витаминов и минералов позволяет говорить об этом энергетике, как о возможном выборе.
При выборе энергетических напитков для детей не обращайте внимания на рекламные утверждения некоторых брендов. Обязательно проверяйте уровень электролитов, чтобы понять, достаточен ли он для ребенка. Выбирайте напитки, которые предотвращают усталость и способствуют восстановлению уровня энергии в организме. Хороший совет в этом плане может дать врач-педиатр или диетолог.
Правильным будет выбор молочных белков, так молоко полезно для ребёнка. Выбираете энергетические напитки с высоким уровнем витаминов C и D, а также кальция. Надо следить, чтобы в состав этих напитков входили железо, магний и другие элементы, необходимые для растущего организма детей.
Энергетические напитки должны содержать углеводы в больших количествах. Выбирая между разными брендами напитков, сравнивайте количество содержащихся в них нутриентов. Вкус напитка имеет определяющее значение, ведь он обязательно должен нравиться вашим детям. Выбирайте напитки, быстро повышающие уровень энергии и дающие детям дополнительные силы для занятий. Держитесь подальше от напитков, имеющих высокий уровень кофеина.
Небольшая доза кофеина не страшна для ребёнка, но превышать рекомендованные показатели нельзя. Кстати, среди ученых до сих пор ведутся дебаты о том, вызывает ли кофеин обезвоженность или нет. Известно, что он является диуретиком, но это вовсе не значит, что кофеин обязательно снижает уровень влажности в организме по мере роста нагрузок. Вполне возможно, что он помогает сжигать калории на основе углеводов.
В целом, эксперты советуют выбирать питательные напитки, которые помогают организму в производстве его собственной энергии, а не опираются на сахар или кофеин в качестве внешних источников энергии. Натуральные ингредиенты вроде l-карнитина, зеленого чая, корейского женьшеня и родиолы розовой обеспечивают ребенку ту самую натуральную энергии без последующего резкого падения ее уровня, которая поможет ему лучше усвоить важный материал и подготовиться к экзаменам. (ЧИТАТЬ ДАЛЕЕ)
Что взять с собой на экзамен студенту, обычно говорят на консультации. Если невнимательно отнестись к рекомендациям, преподаватель может не допустить к сдаче, отправить домой за недостающими документами или выставить из аудитории за использование «запрещенных приемов». Это станет дополнительным стрессом, из-за которого и до провала, если не всей сессии, то одного предмета, недалеко. Узнайте заранее, что необходимо приносить. Возможно, что на экзамен по химии нужно взять таблицу Менделеева, а на математику – калькулятор, а итоговая аттестация в художественном вузе потребует целого набора специальных принадлежностей.
Что нужно брать на экзамен
Каждый студент, который отправляется на экзамен, вне зависимости от его специальности, должен иметь с собой:
- паспорт или студенческий билет – для пропуска в учебное заведение;
- зачетную книжку – отсутствие зачетки на экзамене может стать причиной недопуска к сдаче;
- чистые листы бумаги для подготовки, написания ответов на билеты, решения заданий;
- ручку (синюю, черную) и другие письменные принадлежности – выбирайте удобную и надежную канцелярию, с достаточным количеством чернил; не забудьте взять запасную.
Не стоит брать на экзамен ручку или карандаш красного цвета: его используют преподаватели для проверки работ. Наличие красных рисунков или пометок может сбить с толку экзаменатора.
Что можно брать с собой на экзамен
В зависимости от особенностей предмета могут потребоваться дополнительные вспомогательные средства на экзамене.
- Если сдается химия, можно взять с собой на экзамен таблицы с периодической системой Менделеева, растворимостью солей, кислот и оснований в воде; калькулятор, линейку.
- При сдаче географии может потребоваться линейка, транспортир, карты.
- Для экзамена по физике могут пригодиться различные таблицы, например, плотности веществ, температур плавления и прочие.
- На творческий экзамен по рисунку можно взять с собой цветные карандаши, фломастеры, краски и другие принадлежности.
Перед тем как брать на сдачу любого предмета что-то, кроме обязательных вещей, необходимо получить разрешение экзаменатора.
Часто на экзамен можно принести вещи, которые не имеют прямого отношения к сдаваемой дисциплине, но могут помочь студенту справиться с волнением и сконцентрироваться на заданиях.
- Часы – помогают правильно распределить время на подготовку.
- Затычки для ушей – чтобы отвлечься от внешнего шума.
- Еда, особенно шоколад, – поможет подкрепиться перед экзаменом и активизировать работу мозга.
- Вода – может понадобиться в любой момент. Несколько глотков успокоят и восстановят голос, пропавший оттого, что из-за волнения пересохло горло.
- Талисман. У многих студентов есть вещь, приносящая удачу (игрушка, статуэтка). Непременно стоит взять ее на экзамен, это настроит на успех.
- Медицинские препараты. Есть лекарства, которые необходимо принимать регулярно и пропускать прием нельзя. К тому же из-за стресса могут обостриться хронические заболевания, и, чтобы утихомирить приступ,надо будет принять таблетки.
Несмотря на желание справиться с волнением, не стоит увлекаться успокаивающими типа валерьянки: такие препараты затормаживают работу мозга и снижают сообразительность. Но и энергетики не нужно брать на экзамен, так как они негативно влияют на концентрацию внимания.
Собираясь на экзамен, внимательно проверьте уже сложенное. Убедитесь в наличии необходимых документов. Подумайте, что еще может понадобиться во время сдачи. Возможно, следует запастись учебниками для повторения материала или шпаргалками, которые можно взять на экзамен хотя бы для повышения уверенности в собственных силах – пользоваться ими совсем необязательно.