Мотивация сдавать экзамены

Иногда подготовка к экзамену превращается в бесконечный марафон. Со временем устаёшь: начинаешь пропускать дни занятий, делать упражнения для галочки, мотивировать себя становится всё сложнее…стоп! Не надо так. Сегодня вместе разберёмся, как вернуть — или найти — мотивацию при подготовке.

Напиши study plan

Возможно, мотивация пропала потому, что занятия стали слишком однообразными. Так бывает, если, например, делать один за другим пробные тесты или каждый день читать по одной статье из одного и того же источника. План занятий поможет тебе заметить и скорректировать такие повторяющиеся моменты. Если равномерно распределить по неделе чтение, письмо и аудирование; занятия с преподавателем и самостоятельно; просмотр любимых сериалов и прогон грамматики, то заниматься снова станет интереснее. 

Помни о дисциплине

Мотивация — это здорово и полезно. Ты горишь своей целью, готов свернуть горы и чётко понимаешь, зачем тебе этот экзамен. Однако иногда на смену мотивации должна приходить дисциплина. Кстати, study plan из совета выше отлично с этим поможет. Да, мы устаём, бывают не самые удачные дни, одолевает лень. Однако до экзамена в каждом твоём дне должно быть немного английского. Даже если кажется, что сил уже нет, попробуй сделать ещё один маленький шаг. И ещё один. И ещё. Через некоторое время эти шаги приведут тебя к желанному результату. 

Поменяй преподавателя

Подготовка к экзамену — важная задача. Ты должен чувствовать поддержку преподавателя и видеть свой прогресс. А ещё — на занятиях должно быть комфортно. Если тебе кажется, что что-то не так, обсуди свои наблюдения с учителем и попроси поменять то, что не нравится. Например, если не очень уверенно чувствуешь себя в части speaking и хочешь больше практиковаться или если критерии оценки эссе так и остаются для тебя загадкой. Если преподаватель не прислушивается к своим пожеланиям и никак не комментирует свои методы, нет ничего страшного в том, чтобы сменить учителя. 

Оплати блок занятий

Если финансы позволяют, а твой преподаватель тебя полностью устраивает, попробуй оплатить большой блок занятий. Это даст тебе уверенность в том, что даже в моменты лени и отсутствия внутренней мотивации тебе придётся прийти на урок. Опытные преподаватели обычно хорошо замечают, когда у студента начинается выгорание при интенсивной подготовке. Они скорректируют план подготовки, обсудят прогресс или даже что-то кардинально изменят в занятиях. Внешняя мотивация от преподавателя может придать новых сил.

Поделись успехами и сложностями

Общение с единомышленниками поможет сделать подготовку более увлекательной и не опускать руки. Представляешь, сколько людей сейчас готовятся к тому же экзамену, что и ты? Попробуй найти тематические группы или чаты в мессенджерах и социальных сетях, чтобы делиться опытом. В таких группах можно сравнить эссе, потренировать устную часть в неформальной обстановке, найти study buddy или попросить совета.

Отслеживай прогресс

Конечно, это лучше делать с самого начала подготовки. Сделай таблицу в Excel или оформи страницу в планере. В неё можно заносить результаты пробных тестов, количество баллов за определённые задания, комментарии преподавателя, который хвалит твою работу или советует, на что обратить особое внимание. В моменты усталости трекер прогресса поможет тебе увидеть, сколько уже пройдено и как улучшились твои навыки. 

Выдохни

Сделай перерыв. Выбери допустимый для тебя промежуток времени — день, выходные или даже неделю — и устрой мини-каникулы. Не читай про экзамен, не говори про экзамен, даже не думай про экзамен. Небольшая перезагрузка поможет тебе отвлечься, а мозгу — обработать всю полученную информацию. После такого перерыва ты возобновишь подготовку со свежими силами.

Запишись на экзамен

Как правило, оплата экзамена и знание определённой даты помогает собрать волю в кулак и заниматься максимально интенсивно. Ты понимаешь, что пути назад нет и снова начинаешь уделять время подготовке каждый день, даже если раньше было лень или некогда.

Есть рабочие советы, как поддерживать мотивацию? Поделись в комментариях!

Post navigation

На главную

Скоро экзамены, а ты даже не приступал к подготовке. Ты в полной мере осознаёшь важность этой работы, но откладываешь и откладываешь, отвлекаешься на что-то более интересное и находишь для себя якобы весомые оправдания. И, скорее всего, на эту страницу, ты попал по тем же причинам?

Но прежде чем искать рецепт, разберёмся, почему так происходит.

Если не хочется браться за какое-то дело, то, вероятно, у тебя просто недостаточно мотивации для его выполнения. Ты предвидишь, как тебе будет скучно, от скольких интересных вещей придётся отказываться. А это вовсе не вдохновляет…

Не спеши причислять себя к лентяям. Чаще всего лень здесь ни при чем. Это состояние называется прокрастинацией (от лат. pro – для и crastinus – завтрашний). Ведь лениться иногда и понемногу даже полезно, а вот прокрастинация до добра не доведет.

Прокрастинация отличается от лени тем, что в случае лени субъект не хочет ничего делать и не беспокоится по этому поводу, а в состоянии прокрастинации он осознаёт важность и срочность работы, но не делает её, возможно, находя те или иные самооправдания. От отдыха прокрастинацию отличает то, что при отдыхе человек восполняет запасы энергии, а при прокрастинации – теряет.

Википедия

Итак, отсутствие мотивов, интереса и неправильно расставленные приоритеты – вот основные причины откладывания дела на потом. Предлагаем несколько несложных способов от них избавиться.

1. Начать

Первый шаг – самый сложный. Но он всего один! Заставь себя начать, и дело пойдёт.

Можно провести подготовку: навести порядок на столе, убрать всё лишнее, вытереть пыль, проветрить комнату. Ведь когда на рабочем месте хаос, сосредоточиться на важном непросто. Но не увлекись уборкой.

2. Найти мотив

Пробудить в себе мотивацию для подготовки к экзаменам можно методом кнута или методом пряника. Подумай о том, что ждёт тебя, если ты подготовишься к экзаменам (успешная их сдача, спокойный сон и спокойная совесть, стипендия и др.) и если не подготовишься (несданный экзамен, снова подготовка, пересдачи, лишение стипендии, отчисление и другие грустные вещи). Можно даже составить списки.

3. Наградить себя

Если плюсы подготовленности к экзамену и все ужасы порвала и так не идут у тебя из головы, найди другие мотивы, более близкие и ощутимые. За каждый выученный и усвоенный билет «награди» себя чем-нибудь приятным. Но тут главное быть честным с собой! И не переборщи с наградой, если это что-то вроде конфет и плюшек. Как вариант, пополняй копилку на 50 рублей за каждый подготовленный билет или позволь себе 15 минут поиграть в любимом приложении.

4. Начать с интересного

Если предмет, по которому предстоит экзамен, не самый любимый, кажется тебе скучным и сложным, начни с темы, которая хоть немного интересна или понятна. А может быть, по этой теме просто самый короткий параграф.

Есть вариант поискать в интернете сайты, где интересно рассказывается о сложных вещах. Задай в поисковике запрос по нужной тебе теме. Ну, например, «интересно об интегралах», «магия функций», «экономика в комиксах» и так далее. Авось, повезет.

5. Составить план и расписание

Если у тебя нет готового списка всех вопросов к экзамену, составь его. И по мере прохождения каждого из них, вычеркивай соответствующий пункт из списка. Необязательно идти строго по порядку, если того не требует специфика предмета. В любом случае, каждый вычеркнутый из списка пункт – это небольшое облегчение. И чем меньше остаётся пунктов, тем легче идёт работа.

Кроме того, можно попробовать работать по расписанию, как в школе или вузе – с уроками и переменами. Такой метод тоже помогает организоваться, сосредоточиться и, что немаловажно, не переутомиться.

6. Поговорить со специалистом по предмету

Если время до экзамена еще есть, то сложные вопросы по предмету можно обсудить со специалистом в этой области. Не стесняйся обратиться к учителям или взрослым знакомым и родственникам. Человек, хорошо разбирающийся в теме, сможет объяснить её простыми словами и даже интересно. В крайнем случае можно всегда найти репетитора. 

Таким человеком может стать и ваш одноклассник, которому легко даётся нелюбимый вами предмет.

7. Готовиться к экзаменам в группе

Некоторые особо сложные или скучные вопросы можно разбирать в кампании «друзей по несчастью», твоими одноклассниками (одногруппниками). Одна голова – хорошо, а сразу несколько – лучше. Соберитесь в парке, во дворе или в кафе, читайте или пересказывайте друг другу материал, задавайте вопросы и вместе ищите ответы. Главное – серьёзно подойти к делу и не очень отвлекаться на посторонние разговоры. Скорее всего, темы, которые вы обсудите в такой весёлой и непринуждённой обстановке, запомнятся вам наиболее ярко.

8. Объединить умственную и физическую активность

Как ты обычно готовишься к серьёзной контрольной или экзаменам? Часами сидя за столом, лежа на кровати или на полу с учебниками и тетрадями. А ведь, как говорят специалисты, чтобы обеспечить нормальную работу мозга, необходимо двигаться. Поэтому каждый выученный вопрос можно «закреплять» подходом, например, из 10-15 приседаний, отжиманий, упражнений на пресс или растяжку (по желанию нагрузки постепенно можно увеличивать). Во время этих физкультминуток у тебя будет немного времени обдумать только что изученную тему. А в результате такой подготовки к экзаменам ты не только приведёшь свои знания в порядок, но и приведёшь мышцы в тонус.

Но опять же не переусердствуй и занимайся в хорошо проветриваемом, не душном помещении.

9. Делиться своими успехами

Стимулом при подготовке к экзамену может стать мнение окружающих о твоих стараниях. Сообщи всем своим подписчикам в социальной сети или блоге, что начинаешь подготовку к экзаменам, и каждый день отчитывайся о количестве выученных билетов. Не стесняйся попросить у друзей поддержки в виде комментариев и «лайков». Стоит только сделать первый пост и отступать будет стыдно.

Если ты не поклонник соцсетей, то делиться своими успехами можно и вживую. Договорись с кем-то из близких, что будешь ежедневно перед ним отчитываться. Причем необязательно ограничиваться только сообщением числа выученных тем. Расскажи какой-либо интересный факт или попытайся объяснить простыми словами наиболее сложный материал. Наверняка в ответ ты услышишь искреннюю похвалу, что вдохновит на дальнейшую работу.

10. Сконцентрироваться

И последнее, но не маловажное. На время подготовки к экзамену или контрольной желательно отключить все уведомления о сообщениях в мессенджерах, социальных сетях и других приложениях. Наверняка за несколько часов оффлайн ты не пропустишь ничего сверхважного. Вообще убери подальше ненужные для подготовки гаджеты и всё остальное, что может отвлечь внимание.

Удачи!

Итак, ваш ребенок пошел в девятый класс, и ему предстоит сдавать ОГЭ. Или он уже в одиннадцатом, и впереди ЕГЭ, а там и поступление в вуз, конкурс, нервы, стресс… Нет ни одного школьника, который пережил бы государственные экзамены без тени волнения.

Волноваться накануне ОГЭ и ЕГЭ вполне естественно для школьника. А вот роль родителей гораздо сложнее: они должны поддерживать, вселять уверенность, в нужный момент подталкивать, а иногда и оставить в покое. По словам педагогов, многие родители, напротив, склонны нервничать из-за детей больше, чем те сами за себя беспокоятся, они накаляют обстановку и в конечном счете не помогают школьнику, а, наоборот, сами требуют помощи и поддержки.

О том, как не стать «беспокойным родителем» и действительно помочь своему ребенку накануне ОГЭ и ЕГЭ, рассказывает консультирующий психолог Марфа Бусева.

Подготовка к испытанию: начальный этап

Подготовка к экзамену

Этот раздел статьи – для тех, чьи дети, возможно, еще даже не учатся в школе. Это должен знать каждый родитель, что бы там ни происходило в отечественной системе образования. Выпускные экзамены – результат не последнего года обучения и не двух последних, а всех предыдущих лет обучения ребенка в школе. То есть, если в этом году вы отправляете ребенка в первый класс, вы уже начали закладывать фундамент его будущего успеха и неуспеха. И если этот фундамент достаточно крепкий и надежный, то сдавать ОГЭ и ЕГЭ вашему ребенку будет намного проще.

Итак, из чего строится фундамент личности ребенка?

  • Базовое доверие к миру, к себе, к родителям. Эта ценность закладывается еще раньше, чем ребенок начинается учиться в школе. Важно, чтобы за годы учебы она не пошатнулась. Как показывает мой личный опыт психолога, гораздо лучше сдают экзамены те дети, у которых хорошие, доверительные отношения с родителями и нет страха быть непонятыми или отверженными.
  • Правильно сформированная самооценка. Разумное отношение к успехам и неудачам, умение адекватно оценить свои способности, желание при помощи ОГЭ и ЕГЭ решить только те задачи, которые решает экзамен, а не доказать себе и всему миру, что ты в порядке. И естественно, в адрес школьника никогда не должны звучать стоп-слова: «ты не сможешь», «ты неспособный», «из тебя ничего не получится» и т.д.
  • Включенность в быт. Наверное, вашему подростку не раз приходилось самому решать мелкие бытовые задачи, заполнять квитанции, просыпаться по будильнику, выполнять поручения. Если нет, то самое время начать включать его в подобную деятельность. Любая «взрослая» ответственная задача – это своего рода тренировка: не ограждайте детей от возможности почувствовать себя смелыми и приспособленными к жизни.
  • Развитая учебная мотивация. Человек всегда делает лучше то, что ему нравится, от чего он получает удовольствие. Такая мотивация не вырастает за один день: важно, чтобы за годы учебы ребенок перепробовал достаточно много занятий, походил в разные кружки, чтобы у него появились любимые предметы, а за ними и любимые сферы деятельности.

Если ребенок не знает, чем ему интересно заниматься: потратьте время на то, чтобы уже сейчас показать ребенку разные возможности этого мира. Сходите на экскурсию на производство, пообщайтесь с друзьями и знакомыми, чья профессия вызывает у ребенка интерес. Пройдите онлайн-тест на профориентацию. По возможности часто, но без нажима беседуйте о том, как ребенок видит свою будущую жизнь, какие дела ему будет приятно делать, что должно его окружать.

Если к 14–15 годам ваш ребенок способен признаться, что в чем-то он не слишком силен, а в чем-то очень даже хорошо разбирается; если у него есть любимое дело и он отлично понимает, зачем ему сдавать ОГЭ и ЕГЭ по тому или иному предмету; если он доверяет вам и понимает, что никакие неудачи не отвернут вас от него, – считайте, что половину дела по подготовке к экзаменам вы уже сделали.

Основной этап: когда экзамен не за горами

За год-два до сдачи государственной аттестации (и любого другого экзамена) очень важно усердно учиться. Однако не все школьники могут похвастаться умением распределять силы и учиться ровно, без срывов. Для того чтобы год перед экзаменом прошел максимально продуктивно, нужно следовать ряду правил. Это своего рода поведенческая гигиена человека, который собирается успешно сдать экзамены.

Готовимся к экзамену

Станьте одной командой с педагогами. Накануне ЕГЭ и ОГЭ школьник и его семья не остаются один на один с надвигающимся испытанием: весь год вашего ребенка будут готовить к экзамену в школе. Лучше всего, если вы познакомитесь с учителями, спросите у них совета. Предложите им помощь: педагогу будет отрадно понимать, что его ученик имеет надежный тыл.

Оцените обстановку. Если вы сомневаетесь, что ваш ребенок способен дать объективную оценку своим возможностям, узнайте у педагогов, как они оценивают шансы ребенка на успешную сдачу экзаменов. Как правило, слабые места ученика педагогу известны, например хорошо пишет контрольные, но невнимательно решает домашние задания,  хорошо проводит лабораторные задачи и никак не может справиться с теорией. Вооружившись сведениями, постройте стратегию подготовки с учетом сильных и слабых сторон ребенка.

Начните уже сейчас. Откладывать подготовку к экзаменам на январь, на последнюю четверть, последнюю неделю или ночь – в равной степени опрометчиво. Чем больше у вас времени, тем лучше! 

  • Если ребенок хочет отложить все на потом: тщательно продумайте все аргументы в пользу того, почему не надо откладывать в долгий ящик подготовку к экзаменам. Проведите дискуссию, попросите ребенка тоже предъявить аргументы в пользу его стратегии.
  • Если ребенок отказывается от дискуссии и обещает, что все решит сам: в этой непростой ситуации лучше всего прийти к компромиссу. Предложить вариант: вы даете ребенку задачи на месяц, а он в конце месяца показывает вам результаты. Если по какой-то причине ему не удается выполнить задания, предложите ребенку вернуться к ранее заявленной стратегии

Начните правильно. Если с первого сентября одиннадцатиклассник начнет по шесть часов сидеть за задачами и вариантами из банка ЕГЭ, то есть риск перегореть уже к ноябрю. Лучше всего составить план работы – полный, подробный, вплоть до каждой темы, оставляя свободные часы для проработки тем, которые окажутся неожиданно сложными.

Спланируйте год вместе. Бывает, что заботливые родители сами составляют для выпускников план работы. К сожалению, такая забота окажет вам медвежью услугу: школьнику гораздо сложнее принять план, в составлении которого он не принимал участия. Лучше поработать сообща: обсудить, выслушать друг друга, аргументировать свою личную позицию, пойти ребенку навстречу во всех моментах, которые позволят ему заниматься с наибольшим комфортом.


Как сдавать ЕГЭ в 2018 году


Договоритесь о контроле. Мало какой родитель сумеет на целый год забыть, что летом ребенку сдавать ОГЭ или ЕГЭ. Скорее всего, вам захочется знать, как идут дела с подготовкой. Здесь важно сразу проговорить правила:

  • Не шпионить! Уважайте достоинство вашего взрослого ребенка. Не заглядывайте в его конспекты без его ведома, принимайте все сведения только из его рук и с его согласия.
  • Установить порядок. Самое неприятное, когда родительский контроль имеет стихийный характер. Определите, в какое время и по каким дням вы будете беседовать о подготовке к экзаменам. В остальное время старайтесь не напоминать ребенку о контроле.
  • И без спекуляций. Промежуточные результаты подготовки к ЕГЭ и ОГЭ не стоит использовать для того, чтобы принимать решения о жизни ребенка. Поход в кино, покупка подарка, прогулки, общение со сверстниками не зависят от того, как человек готовится к экзаменам.

Если ребенок не слишком успешно готовится к экзаменам: конечно, поговорить с ним стоит. Иногда волшебные пинки действуют лучше, чем терпеливое молчание. 

Важно соблюдать два простых правила: помнить, что вы на территории ребенка (это его задача, его экзамен, его жизнь), а еще обсуждать всегда работу, ошибки, результаты, план спасения, но только не личность исполнителя. Переходить на личности при разговоре о ЕГЭ и ОГЭ – запрещенный прием.

Если ребенок лежит на диване и прокрастинирует день за днем, не желая подняться и сделать то, что от него требуется: если вы уверены, что ваш ребенок физически и психически здоров, то причина подобного поведения кроется в слабой мотивации. Может оказаться, что вы с ребенком не совсем верно выбрали экзамены. Вероятно, он просто не представляет себе возможности, которые перед ним откроются после сдачи экзамена, или он к ним решительно холоден. Советую откатиться назад и еще раз проговорить, зачем сдаются экзамены, чего ребенок хочет от жизни и есть ли связь между первым и вторым. 

Помогите ребенку наладить режим работы

мать и дочь.jpg

Поверьте, это действительно очень важно. Даже если вам кажется, что ребенок не слишком перенапрягается, что, просидев бессонную ночь за учебниками, потом отоспится, что он у вас особенно вынослив и работоспособен, – пожалуйста, не пускайте все на самотек. Обратите внимание на распорядок дня ребенка, помогите ему наладить жизнь так, чтобы было удобно заниматься. Если вовремя есть и спать, отдыхать, гулять, хоть сколько-нибудь двигаться, то ваш выпускник действительно будет более работоспособным и сумеет лучше подготовиться к ЕГЭ. 

Золотые правила режима дня:

  • Не стоит заниматься одним и тем же делом без перерыва дольше 45 минут. Если школьник решает математику в течение часа и за это время ни разу не встал со стула – пора прерваться хотя бы на 5 минут. Сделать зарядку, выпить чаю, просто подойти к окну и посмотреть на улицу.
  • Если нет возможности устроить себе качественный перерыв, просто смените род деятельности: если 40 минут вы задействовали логику, переключитесь на механические действия, не требующие высокой концентрации.
  • Лучше всего, если хотя бы час в день останется свободным для ребенка: пусть в это время он гуляет, занимается любыми делами, общается. Подобное времяпрепровождение иногда кажется родителям бездельем, на самом деле в это время ребенок восполняет свой внутренний ресурс. Кружки и секции здесь не в счет, кроме того случая, если занятия в секции доставляют ему большое удовольствие.
  • Хорошо бы работать понемногу каждый день, но один день недели назначить выходным. Пусть хотя бы раз в две недели ученик отодвигает учебники подальше.

Если вы все сделаете правильно, то уже через месяц регулярные, ритмичные занятия войдут в привычку вашей семьи, и ребенка можно будет оставить наедине с его учебными задачами. Однако ребенок все еще нуждается в психологической поддержке.

Итак, что стоит сделать родителю в этот ответственный период?

  • Позаботиться о себе. Ваши нервы тоже могут зашкаливать, разговоры о предстоящих испытаниях способны надолго выбить из колеи. Помогите себе: держите наготове легкие успокоительные препараты, найдите индивидуальный рецепт борьбы со стрессом (ванна, прогулки) и постарайтесь не разговаривать с ребенком об экзамене, если чувствуете, что взволнованы или раздражены.
  • Снижать значимость результата. Эта мера важна, если ваш ребенок очень беспокоится за свой будущий результат и возлагает на ОГЭ и ЕГЭ большие надежды. Проговорите с ним различные сценарии развития событий: если он сдаст чуть хуже, чем ожидал, или значительно хуже, или вообще провалится. Важно, чтобы по окончании этой проработки ребенок ощутил: после ЕГЭ жизнь продолжается, всегда все можно исправить и улучшить.
  • Напоминать ребенку, что любите его. Доброе слово, ласковое прикосновение, маленький подарок или любимый фрукт – найдите способ напомнить ребенку, что он не один. Вы рядом и любите его, что бы ни случилось.

Решающий этап: сутки перед экзаменом

прикован.jpg

Итак, мы подошли к самому ответственному моменту. Здесь самое главное – постараться сохранять спокойствие. Даже если ребенок не идеально подготовлен, он сдаст экзамены значительно лучше, если будет спокоен. Тревожность добавит ошибок и неточностей в его работу. В последние две-три недели перед экзаменом не ссорьтесь с ребенком по пустякам, не выясняйте отношения. Отведите для тяжелых разговоров другое, более благоприятное время.

Перед тем как сдавать ОГЭ (ЕГЭ), каждый ученик обязан:

  • Отдохнуть. Не стоит последние часы перед экзаменами отводить на интенсивную подготовку и серьезные интеллектуальные нагрузки.
  • Выспаться. Каждый год несколько тысяч выпускников портят себе оценки, а подчас и судьбу тем, что всю ночь накануне что-то повторяли, решали, созванивались с товарищами… Ложитесь спать! Это лучшее, что сейчас можно сделать.
  • Хорошо поесть. Если физический ресурс на нуле, никакие блестящие мозги не сработают на экзамене. Девушкам лучше не сидеть на диете: дефицит глюкозы тоже успеху на экзаменах не способствует.
  • Повторить то, что хочется. Если справочник в руках успокаивает, пусть ребенок его читает. А так, в последний день перед экзаменом лучше не пытаться уложить в голову что-то важное: скорее всего, эти знания усвоятся не слишком твердо, и в ответственный момент вы все равно все забудете.

Финальный этап: сразу после

Вот ваш ребенок вышел из здания, где проводился экзамен, позвонил вам и сказал: «Все, я написал». Понятно, что не все родители могут ждать детей дома в этот день, у всех свои планы. Однако когда вы все-таки встретитесь, разговор о прошедшем экзамене наверняка состоится.

И здесь – одно правило. Не устраивайте допрос с пристрастием. Дождитесь, пока ребенок сам захочет что-то рассказать. Не ругайте его за оплошности, не проверяйте его ответы. Просто дайте ему выговориться, постарайтесь настроиться на одну эмоциональную волну.

А еще лучше устройте себе и уставшему ребенку маленький праздник. Пройдитесь по магазинам, погуляйте по парку, купите торт, посидите дома в уютной обстановке. Независимо от того, как будет написан ЕГЭ или ОГЭ, сегодняшний день будет днем поддержки и семейного тепла.

Александра Чканикова

ЕГЭ-2023 ближе, чем кажется. Но как усадить подростка заниматься, да еще и в начале учебного года? А главное — как помочь школьнику самому замотивировать себя на эффективную подготовку к ЕГЭ? Попробуем разобраться вместе с Марианной Лукашенко и Антониной Сидельниковой, которые уже много лет учат детей и взрослых эффективно использовать доступное время для решения каждодневных задач. С разрешения издательства «Альпина.Дети» публикуем отрывки из их книги «ЕГЭ без истерик. Как спокойно подготовиться к любому экзамену».

Подготовка к ЕГЭ-2023: как мотивировать подростка?

Кстати, методика авторов книги подходит для подготовки ко всем видам экзаменов: ГИА, ОГЭ, ЕГЭ. И даже для родителей тех детей, кто после начальной школы готовиться поступить в 5 класс лицея или гимназии.

Как помочь ребенку замотивировать себя на эффективную подготовку к ЕГЭ?

Проект ЕГЭ — это большое дело, а потому погружение в него требует дисциплины, упорства и изрядной мотивации. Именно поэтому подросток нередко начинает под разными предлогами оттягивать подготовку, находя все новые причины и отговорки. Это состояние называется промедлением или прокрастинацией. Мы, родители, тоже часто этим грешим, причем как в совсем чепуховых, так и в важных делах. Например, откладываем уборку квартиры или поход к стоматологу. Откладываем по уважительным причинам, которые всегда находятся. Вот и у подростка они всегда есть, поэтому мы с вами должны разобраться, как помочь с данной проблемой, которая с полным основанием считается психологической. Поведение промедлителя может быть представлено в виде замкнутого цикла, подробно об этом можно прочитать в книге Н. Шуховой «Организация времени старшеклассника» [1]. Но в самом общем виде данный цикл можно представить так:

Фото: предоставлено «Альпина.Дети»

Правда, в определенный момент, иногда под давлением родителей, иногда самостоятельно, подросток этот цикл разрывает и начинает лихорадочно наверстывать упущенное. К сожалению, нередко бывает уже поздно переломить ситуацию в свою пользу.

Каковы же реальные причины промедления? К основным из них относятся следующие:

  • боязнь провала;
  • боязнь успеха;
  • перфекционизм.

Боязнь провала

Школьнику кажется, что, несмотря ни на какие усилия, он не сможет достойно подготовиться к сдаче ЕГЭ. Соответственно, если он будет готовиться на полную катушку и потом сдаст экзамен на низ- кий балл, значит, он бездарь. А вот если он будет готовиться кое-как и сдаст на низкий балл, так это потому, что он кое-как готовился. А так, сам по себе, он очень даже мог, если бы много готовился, конечно. Вот она, логика промедлителя.

Боязнь успеха

Возможно, дело в том, что вуз выбран родителями и это совсем не то, о чем мечтал ребенок. Соответственно, не очень стоит стараться, вдруг и правда поступлю туда, куда совсем не хочется.

Перфекционизм

Это стремление человека делать все наилучшим образом. Как правило, им страдают дети, предъявляющие к себе завышенные требования. Осознавая, что они не в состоянии таким требованиям соответствовать, дети предпочитают не делать ничего вообще, чем сделать неидеально. Во многом это наша родительская установка — мы нередко внушаем детям, что они должны все делать только «на высший балл», и тем самым провоцируем появление промедлителей.

Подготовка к ЕГЭ-2023: как мотивировать подростка?

Фото: Karolina Grabowska, pexels

Что с этим делать? Только разговаривать, убеждать ребенка, вернее переубеждать, поскольку убеждения у него уже сложились, именно в этом и заключается проблема. Например, в ответ на мнение подростка, что он должен все делать идеальным образом, можно возразить, что лучше не зацикливаться на проблеме идеальности, иначе можно никогда не начать делать что-то действительно важное. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Любая выдающаяся личность совершала ошибки, это нормально [2].

Существуют и другие причины промедления. Например, школьник просто привык медлить. Возможно, он таким образом настраивается на работу, и тогда в этом нет ничего страшного. В тайм-менеджменте даже есть специальная техника — «метод заточки карандашей». Она как раз заключается в настройке на серьезную работу путем выполнения ерундовых рутинных действий. И, несмотря на то что данная техника конфликтует с самой идеологией расстановки приоритетов «вначале важное», у кого-то она прекрасно работает.

Как разбудить «силу мечты»?

Сила мечты — это осознанное желание ребенка развиваться в выбранном направлении или достичь конкретной цели. Может быть, поступить в вуз, чтобы жить в общежитии без контроля родителей, или приехать в школу на вечер встречи с выпускниками на крутой машине, чтобы все завидовали, или чтобы родители гордились и радовались.

Мы сейчас не будем оценивать мечты, просто отметим, что важно их знать и пользоваться их силой, так как мечты часто поддерживают, вдохновляют и заставляют встать с дивана и начать готовиться к ЕГЭ.

Чтобы разбудить силу мечты, слушайте подростка, уделите особое внимание подготовительному этапу проекта ЕГЭ — профориентации. На этом этапе может зародиться та самая сильная мотивация, если школьник определит для себя любимую профессию.

Поговорите с подростком о таких недетских понятиях, как предназначение и миссия. Нередко так называют главную цель жизни, но разницу можно почувствовать через следующее определение: если цель — это то, что мы берем от жизни, то миссия — это то, что мы в жизнь привносим.

Зачем мы пришли в этот мир, что хотим оставить после себя? Например, спасать людей, развивать и обучать их, создавать новые уникальные программные продукты, облегчающие жизнь, и т. д. Миссия не обязательно должна быть настолько глобальной. Например, если подросток скажет, что он хотел бы большую семью и много дружных, здоровых и счастливых детей, то вот она, миссия, — чем плохо? Кстати, миссия наших прабабушек примерно такой и была — выучить детей, вывести их в люди.

В поиске своей миссии и ценностей помогает техника «Зачем?». Выполняется она следующим образом: спросите у вашего ребенка, зачем он сейчас так надрывается, готовясь к сдаче ЕГЭ. Он наверняка вам ответит: «Для того, чтобы поступить в хороший вуз». Спросите опять: зачем? Он скажет — чтобы получить хорошее образование. И опять спросите: зачем? Ответ будет, скорее всего, таким: чтобы устроиться на хорошую работу, а в ответ на следующее «зачем?» — чтобы получать хорошие деньги. Согласитесь с ним, что благосостояние — достойная ценность, хотя на самом деле вряд ли это ценность, скорее это ресурс, и мы можем продолжать спрашивать «зачем?» уже относительно денег, но не нужно этого делать. Поговорите подробно, зачем еще нужна хорошая работа, почему это важно для него. Вот увидите, что почти сразу ваш ребенок выйдет на такие ценности, как интерес, развитие, удовольствие, самореализация. И тогда наша сегодняшняя «битва за ЕГЭ» приобретает совсем другой смысл, появляются и более глубокая мотивация, и серьезное, осмысленное устремление в будущее.

Но возможна и принципиально иная реакция школьника на нашу попытку подвести его к размышлениям о собственной миссии. Например, он справедливо возразит, что в его 16 лет он вообще не представляет, как сложится жизнь, не может спрогнозировать, чем он будет заниматься и как долго, и в данный момент он хочет просто успешно стартовать в послешкольной жизни. И это тоже совершенно нормальная позиция, которую мы, родители, должны принять с пониманием, поддержкой и уважением.

Сила мечты — это прекрасно, но, как бы сильно чего-то ни хотелось, это не всегда и не всем помогает начать действовать. Поэтому разберем еще несколько техник, которые помогут преодолевать неосознанные страхи и нерабочее настроение.

Слон

Всю подготовку к ЕГЭ можно представить в виде слона, которого мы «режем на бифштексы». Делим большое дело на более мелкие, потом на еще более мелкие и так до тех пор, пока у нас не образуется «бифштекс» — задача, выполнение которой у нас займет полтора-два часа. Эту работу мы готовы запланировать и выполнить в течение дня без ущерба для других задач. Если тяжело начать, то понимание того, что даже дела-слоны легко сдвигаются с мертвой точки, если отрезать по кусочку-бифштексу, помогает идти вперед. А учеба в школе — это большой слон, и каждый выученный урок помогает школьнику «завалить этого слона». Если не нравится метафора с живым слоном, попробуйте сказать, что слон шоколадный и мы откалываем от него по кусочку. Можно еще использовать прием Брайана Трейси: дело — это палка колбасы салями, сразу всю палку не съешь, а если каждый день делать по бутерброду, то и целой палки колбасы скоро не будет.

Лягушка

Так называется маленькая, совсем не сложная, но страшно неприятная задача. Например, выносить ежедневно мусор или заправлять кровать. В тайм-менеджменте существует правило: «Съешь лягушку с утра». Это означает, что самая противная задача должна делаться в первую очередь для того, чтобы не висела над душой и не раздражала. Вполне логично, поскольку неприятное дело мы, как правило, откладываем на потом. И пока занимаемся какими-то другими делами, находимся в мрачном расположении духа, потому что думаем про это противное дело. По сути, мы растягиваем собственные неприятные ощущения. А растягивать-то нужно радость, а противные вещи делать по-быстрому. Иногда помогают следующие уловки:

  1. Попробовать ввязаться в соревнование по поеданию лягушек. Например, договориться с одноклассником, кто первым сделает конспект важной темы по профильному предмету.
  2. Можно сделать противное дело «на спор», взять себя «на слабо».
  3. Установить тайминг — просто засечь время и сказать себе, что выполните это дело за 20 минут.
  4. Придумать награду за «поедание лягушки». Например, после «дела-надо» запланировать «дело-хочу» из списка дел для отдыха, который, мы надеемся, уже составлен по итогам про- шлой главы. Кстати, если так повезло и в один день образовались и дело-жаба (уж совсем препротивное дело), и дело-лягушка, то начинаем с жабы, потом съедаем лягушку и только потом все остальное.

Подготовка к ЕГЭ-2023: как мотивировать подростка?

Фото: PeopleImages, istockphoto

Две минуты

Простая и очень эффективная техника, заключающаяся в том, чтобы при возникновении очередной задачи прикидывать время, которое потребуется на ее выполнение. И если это время не превышает двух минут, сразу же выполняем задачу, не откладывая. Точно так же действуем с письмами: если на обработку письма требуется меньше двух минут, делаем это незамедлительно.

Чек-листы, челленджи, таблицы контроля регулярных задач

Если какие-либо дела-лягушки или просто дела становятся регулярными, на помощь приходят чек-листы, челленджи и таблицы контроля регулярных задач. Школьники довольно часть сами придумывают чек-листы на этапе подготовки к ЕГЭ, а многим очень нравятся челленджи, например, «сколько я смогу сделать» и как быстро пройти какой-либо этап.

Одна из школьниц создала себе интересный челлендж: нарисовала 100 квадратов как 100 дней до ЕГЭ и за каждый пропущенный день подготовки вычеркивала один квадрат с напоминанием, что пропущенный день — это потерянный балл.

Сыр

Данная техника предназначена для работы с делами, которые можно выполнить в произвольном порядке. Например, если надо решить несколько заданий по какому-то предмету и делать это можно в любой последовательности. Такая техника называется «метод швейцарского сыра», потому что в нем — множество дырок. Суть техники в «выгрызании» кусочков дела до тех пор, пока оно все не будет выполнено целиком. Техника отлично работает как при подготовке к экзамену, так и на самом экзамене или олимпиаде. Например, подросток не знает, как решить первое задание. Пусть не зависает над ним, а переходит ко второму, к третьему, словом, к тому, которое может спокойно решить. И пусть решает вначале все задания, которые ему понятны и знакомы. А после этого можно приступать к тому, что было непонятно с первого раза. К этому моменту старшеклассник уже успокоится, почти все задания выполнены, а трудное и неподъемное уже не кажется таковым. Этот прием пригодится и в будущем — так можно писать все курсовые и даже дипломную работы в вузе.

Дарума

Любопытный прием придумали в Японии для создания эффекта незавершенного действия (в психологии его еще называют эффектом Зейгарник). Оказывается, мы гораздо лучше (почти в два раза) запоминаем те действия, которые по тем или иным причинам прервали. Дарума — это кукла-неваляшка, сделанная из натуральных материалов: дерева, папье-маше или бумаги. Основная функция дарумы — ритуальное применение. Под Новый год в Японии принято загадывать желание и рисовать зрачок в одном из глаз куклы, а на ее подбородке писать имя того, кто загадал желание. Затем в течение года даруму хранят дома на видном месте. Если за год загаданное сбывается, даруме дорисовывают второй глаз. Находясь в течение года на видном месте, одноглазая кукла является отличным мотиватором для того, чтобы подросток продолжал заниматься и готовиться, поскольку действие с закрашиванием второго глаза у него не завершено.

«Якоря» и «ритуалы/рутины»

Речь идет о самом элементарном, для многих действенном, но не используемом механизме запуска себя на выполнение задач. Якоря и ритуалы — это предметы, звуки, ощущения или процессы, которые вызывают в нас определенные состояния и стимулируют человека начать выполнять конкретные действия.

Примеры якорей и ритуалов:

  • положить телефон в определенную коробку в прихожей или включить на телефоне авиарежим;
  • поставить на стол стакан воды;
  • написать одному из родителей в мессенджере «сколько я собираюсь сегодня сделать»;
  • включить определенную музыку;
  • включить определенный свет (создать световой островок для работы);
  • включить таймер, будильник на то время, когда начинаются занятия по подготовке к ЕГЭ.

Подготовка к ЕГЭ-2023: как мотивировать подростка?

Если подростку нравится работать с таймером, можно использовать технику Pomodoro (помидора). Данная техника заключается в чередовании концентрации на задаче и кратковременного отдыха. Чтобы получить максимум от этой техники, составьте список дел на текущий день и расставьте их по приоритету.

Далее делаем следующее:

  1. ставим таймер на 25 минут и концентрируемся на первой задаче, которую за это время должны сделать;
  2. когда таймер зазвенит, переставляем его на 5 минут и в это время отдыхаем;
  3. затем опять ставим таймер на 25 минут и делаем вторую задачу;
  4. далее опять 5 минут отдыха;
  5. и так делаем 4 задачи; после ставим таймер на 15–30 минут для более продолжительного отдыха.

Как мотивировать подростка?

Есть несколько важных моментов, которые во многом зависят именно от родителей.

Родительские управленческие установки

Удивительную силу слов надо использовать по полной программе. Родители, как волшебники, могут сформировать у детей мотивирующие и поддерживающие установки, которые останутся с ними на всю жизнь. Именно ваш голос будет всплывать у ребенка из подсознания в критическую минуту, и было бы хорошо, если бы этот голос сказал: «Я люблю тебя. Ты хороший!», а не «Ты — тупой недотепа».

В отношении ЕГЭ хорошо помогают фразы:

  • «Если учишься в школе, то ты точно сдашь ЕГЭ»;
  • «Не боги горшки обжигают»;
  • «Глаза боятся, а руки делают»;
  • «Дорогу осилит идущий»;
  • «Маленькими шагами достигают больших целей»;
  • «Я в тебя верю»;
  • «Наш будущий студент каждый день занимается, готовится к ЕГЭ. Вот это сила воли!»

Неизвестно, что сработает у вас, но пробуйте, поищите позитивные установки, которые станут действенными для вашего ребенка.

Создание среды и информационного поля

Практически невозможно увильнуть от учебы, когда все вокруг сосредоточены и движутся к цели — успешно сдать ЕГЭ. Очень важно создать для подростка правильное информационное поле. В 11 классе и ребенок, и вы окружены ЕГЭ со всех сторон, но тот, кто прячется в интернете, неизбежно теряет драгоценное время на дне информационного болота. Если же подросток подписан на всевозможные паблики по ЕГЭ или группы абитуриентов вуза-мечты, то он все время будет натыкаться на разные вопросы и ответы к предстоящему экзамену и незаметно втянется в работу.

Вы можете помочь организовать групповую подготовку мотивированных учеников (на специальных курсах, в классе или у вас дома). Напарник по подготовке или команда поддержки — это эффективный метод не сойти с дистанции для очень многих, особенно если здоровая конкуренция подходит для вашего подростка.

Как бы смешно это ни звучало, но есть хороший пример с огурцами. Если хотите, чтобы огурец стал малосольным, его надо поместить в рассол. Если вам удастся создать подходящий ЕГЭ-шный «рассол», то вряд ли у ребенка получиться избежать «засолки».

Поощрения и наказания

Это спорный вопрос, но у кого-то это срабатывает в позитивном ключе. Прежде всего можно договориться о той награде, которую ребенок получит, если успешно поступит в выбранный вуз на бюджетное отделение. Серьезный подарок, о котором ребенок давно мечтает, — это хорошая мотивация. В одной семье такой наградой, например, стал долгожданный квадроцикл, в другой — поездка в Китай. Надо отметить, что иногда такая договоренность приводит к тому, что ребенок начинает «снижать планку», корректируя выбор вуза в пользу такого, куда легче поступить на бюджетное отделение. И родителям стоит иметь это в виду. Так, в семье, где ребенок попросил квадроцикл, он действительно прошел на бюджетное отделение, но не в тот вуз, о котором изначально шла речь. Тогда родители предложили следующее: он поступает на платное отделение в вуз мечты и получает квадроцикл, частично как подарок, а частично как бы в кредит. Поскольку подросток планировал сразу же устроиться на работу, в семье договорились, что он будет частями выплачивать деньги за квадроцикл без ограничения в сроках. Вот такая бизнес-модель.

Подготовка к ЕГЭ-2023: как мотивировать подростка?

Фото: Motortion, istockphoto

Раз уж мы начали разговор о материальной мотивации, следует затронуть тему платы за обучение. То есть когда родители платят детям за те или иные серьезные достижения в учебе. Это спорная практика, поскольку, с точки зрения психологов, у детей как раз снижается мотивация и пропадает интерес к учебе, если им за нее начинают платить. Однако в некоторых семьях такой инструмент прекрасно работает. Например, известный бизнес-тренер в дискуссии о пользе/вреде материальной мотивации заметила: «Мне всегда и за все родители платили. И мне нравится, что из меня получилось». В одних семьях практикуют только положительную мотивацию, когда ребенка поощряют за получение высоких результатов. Некоторые родители штрафуют за невыполнение заданий и получение плохих оценок. Существует практика параллельного обучения финансовой грамотности с материальной мотивацией. С нашей точки зрения, отрицательная моти- вация совершенно неуместна при подготовке к экзаменам. Она и в более спокойное время является сомнительным инструментом, а в период подготовки к ЕГЭ может привести к крайне негативным результатам.

Вместо платы за обучение вы можете ввести практику регулярного позитивного подкрепления — поощрения за большой объем выполненной работы. Например, разрешите отдых с друзьями на даче, долгожданную поездку, посещение какого-либо мероприятия, что-то из списка желанного отдыха (который вы составили в прошлой главе), отпуск.

Заметим, что любая деятельность человека, как правило, полимотивная. Это значит, что одновременно перед ним стоит множество задач. И в каких-то ситуациях помогает таймер, установленный на 25 минут, а в каких-то — «сила мечты», которая заставляет погрузиться с головой в работу, или позитивное подкре- пление в виде долгожданной поездки на море после успешного поступления. Ищите и используйте максимально эффективные ресурсы именно для вашего сына или дочери.

Говоря о мотивации, нельзя не затронуть вопрос дисциплины, которую ей часто противопоставляют. Есть точка зрения, что перенесение мотивации как чисто управленческого инструмента в бытовую жизнь безосновательно и непродуктивно. Что гораздо эффективнее просто развивать в человеке дисциплину и упорство, а для этого соблюдать режим и вести упорядоченную, расписанную по часам жизнь. Только тогда ребенку будет комфортно действовать рационально. Хороший пример — определенная согласованная со всеми членами семьи последовательность действий: после школы обед, после обеда час отдыха, потом уроки и подготовка к ЕГЭ, только после этого гулять с друзьями.

Помните, что дисциплина — не наказание, как это нередко принято считать. В переводе с латыни это значит «воспитание». Это умение контролировать свое поведение и делать не то, что хочется, а то, что нужно в данный момент. Это жизнь в соответствии с правилами и договоренностями. Созданная с вашим участием договоренность после 20 повторений, скорее всего, превратится в ритуал или привычку и будет сама подталкивать ребенка к движению вперед.

[1] http://www.improvement.ru/bibliot/shuhova/

[2] Подробнее об убеждениях ребенка и аргументации родителей можно прочитать в книге: Лукашенко М. «Тайм-менеджмент для детей. Книга продвинутых родителей», «Альпина Паблишер», 2018.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Мотивация перед экзаменом в гаи
  • Мотивация перед егэ
  • Мотивация от игоря войтенко сдай егэ
  • Мотивация на экзамены мед
  • Мотивация на экзамен в прозе

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии