Мотивация к экзаменам огэ

Итак, ваш ребенок пошел в девятый класс, и ему предстоит сдавать ОГЭ. Или он уже в одиннадцатом, и впереди ЕГЭ, а там и поступление в вуз, конкурс, нервы, стресс… Нет ни одного школьника, который пережил бы государственные экзамены без тени волнения.

Волноваться накануне ОГЭ и ЕГЭ вполне естественно для школьника. А вот роль родителей гораздо сложнее: они должны поддерживать, вселять уверенность, в нужный момент подталкивать, а иногда и оставить в покое. По словам педагогов, многие родители, напротив, склонны нервничать из-за детей больше, чем те сами за себя беспокоятся, они накаляют обстановку и в конечном счете не помогают школьнику, а, наоборот, сами требуют помощи и поддержки.

О том, как не стать «беспокойным родителем» и действительно помочь своему ребенку накануне ОГЭ и ЕГЭ, рассказывает консультирующий психолог Марфа Бусева.

Подготовка к испытанию: начальный этап

Подготовка к экзамену

Этот раздел статьи – для тех, чьи дети, возможно, еще даже не учатся в школе. Это должен знать каждый родитель, что бы там ни происходило в отечественной системе образования. Выпускные экзамены – результат не последнего года обучения и не двух последних, а всех предыдущих лет обучения ребенка в школе. То есть, если в этом году вы отправляете ребенка в первый класс, вы уже начали закладывать фундамент его будущего успеха и неуспеха. И если этот фундамент достаточно крепкий и надежный, то сдавать ОГЭ и ЕГЭ вашему ребенку будет намного проще.

Итак, из чего строится фундамент личности ребенка?

  • Базовое доверие к миру, к себе, к родителям. Эта ценность закладывается еще раньше, чем ребенок начинается учиться в школе. Важно, чтобы за годы учебы она не пошатнулась. Как показывает мой личный опыт психолога, гораздо лучше сдают экзамены те дети, у которых хорошие, доверительные отношения с родителями и нет страха быть непонятыми или отверженными.
  • Правильно сформированная самооценка. Разумное отношение к успехам и неудачам, умение адекватно оценить свои способности, желание при помощи ОГЭ и ЕГЭ решить только те задачи, которые решает экзамен, а не доказать себе и всему миру, что ты в порядке. И естественно, в адрес школьника никогда не должны звучать стоп-слова: «ты не сможешь», «ты неспособный», «из тебя ничего не получится» и т.д.
  • Включенность в быт. Наверное, вашему подростку не раз приходилось самому решать мелкие бытовые задачи, заполнять квитанции, просыпаться по будильнику, выполнять поручения. Если нет, то самое время начать включать его в подобную деятельность. Любая «взрослая» ответственная задача – это своего рода тренировка: не ограждайте детей от возможности почувствовать себя смелыми и приспособленными к жизни.
  • Развитая учебная мотивация. Человек всегда делает лучше то, что ему нравится, от чего он получает удовольствие. Такая мотивация не вырастает за один день: важно, чтобы за годы учебы ребенок перепробовал достаточно много занятий, походил в разные кружки, чтобы у него появились любимые предметы, а за ними и любимые сферы деятельности.

Если ребенок не знает, чем ему интересно заниматься: потратьте время на то, чтобы уже сейчас показать ребенку разные возможности этого мира. Сходите на экскурсию на производство, пообщайтесь с друзьями и знакомыми, чья профессия вызывает у ребенка интерес. Пройдите онлайн-тест на профориентацию. По возможности часто, но без нажима беседуйте о том, как ребенок видит свою будущую жизнь, какие дела ему будет приятно делать, что должно его окружать.

Если к 14–15 годам ваш ребенок способен признаться, что в чем-то он не слишком силен, а в чем-то очень даже хорошо разбирается; если у него есть любимое дело и он отлично понимает, зачем ему сдавать ОГЭ и ЕГЭ по тому или иному предмету; если он доверяет вам и понимает, что никакие неудачи не отвернут вас от него, – считайте, что половину дела по подготовке к экзаменам вы уже сделали.

Основной этап: когда экзамен не за горами

За год-два до сдачи государственной аттестации (и любого другого экзамена) очень важно усердно учиться. Однако не все школьники могут похвастаться умением распределять силы и учиться ровно, без срывов. Для того чтобы год перед экзаменом прошел максимально продуктивно, нужно следовать ряду правил. Это своего рода поведенческая гигиена человека, который собирается успешно сдать экзамены.

Готовимся к экзамену

Станьте одной командой с педагогами. Накануне ЕГЭ и ОГЭ школьник и его семья не остаются один на один с надвигающимся испытанием: весь год вашего ребенка будут готовить к экзамену в школе. Лучше всего, если вы познакомитесь с учителями, спросите у них совета. Предложите им помощь: педагогу будет отрадно понимать, что его ученик имеет надежный тыл.

Оцените обстановку. Если вы сомневаетесь, что ваш ребенок способен дать объективную оценку своим возможностям, узнайте у педагогов, как они оценивают шансы ребенка на успешную сдачу экзаменов. Как правило, слабые места ученика педагогу известны, например хорошо пишет контрольные, но невнимательно решает домашние задания,  хорошо проводит лабораторные задачи и никак не может справиться с теорией. Вооружившись сведениями, постройте стратегию подготовки с учетом сильных и слабых сторон ребенка.

Начните уже сейчас. Откладывать подготовку к экзаменам на январь, на последнюю четверть, последнюю неделю или ночь – в равной степени опрометчиво. Чем больше у вас времени, тем лучше! 

  • Если ребенок хочет отложить все на потом: тщательно продумайте все аргументы в пользу того, почему не надо откладывать в долгий ящик подготовку к экзаменам. Проведите дискуссию, попросите ребенка тоже предъявить аргументы в пользу его стратегии.
  • Если ребенок отказывается от дискуссии и обещает, что все решит сам: в этой непростой ситуации лучше всего прийти к компромиссу. Предложить вариант: вы даете ребенку задачи на месяц, а он в конце месяца показывает вам результаты. Если по какой-то причине ему не удается выполнить задания, предложите ребенку вернуться к ранее заявленной стратегии

Начните правильно. Если с первого сентября одиннадцатиклассник начнет по шесть часов сидеть за задачами и вариантами из банка ЕГЭ, то есть риск перегореть уже к ноябрю. Лучше всего составить план работы – полный, подробный, вплоть до каждой темы, оставляя свободные часы для проработки тем, которые окажутся неожиданно сложными.

Спланируйте год вместе. Бывает, что заботливые родители сами составляют для выпускников план работы. К сожалению, такая забота окажет вам медвежью услугу: школьнику гораздо сложнее принять план, в составлении которого он не принимал участия. Лучше поработать сообща: обсудить, выслушать друг друга, аргументировать свою личную позицию, пойти ребенку навстречу во всех моментах, которые позволят ему заниматься с наибольшим комфортом.


Как сдавать ЕГЭ в 2018 году


Договоритесь о контроле. Мало какой родитель сумеет на целый год забыть, что летом ребенку сдавать ОГЭ или ЕГЭ. Скорее всего, вам захочется знать, как идут дела с подготовкой. Здесь важно сразу проговорить правила:

  • Не шпионить! Уважайте достоинство вашего взрослого ребенка. Не заглядывайте в его конспекты без его ведома, принимайте все сведения только из его рук и с его согласия.
  • Установить порядок. Самое неприятное, когда родительский контроль имеет стихийный характер. Определите, в какое время и по каким дням вы будете беседовать о подготовке к экзаменам. В остальное время старайтесь не напоминать ребенку о контроле.
  • И без спекуляций. Промежуточные результаты подготовки к ЕГЭ и ОГЭ не стоит использовать для того, чтобы принимать решения о жизни ребенка. Поход в кино, покупка подарка, прогулки, общение со сверстниками не зависят от того, как человек готовится к экзаменам.

Если ребенок не слишком успешно готовится к экзаменам: конечно, поговорить с ним стоит. Иногда волшебные пинки действуют лучше, чем терпеливое молчание. 

Важно соблюдать два простых правила: помнить, что вы на территории ребенка (это его задача, его экзамен, его жизнь), а еще обсуждать всегда работу, ошибки, результаты, план спасения, но только не личность исполнителя. Переходить на личности при разговоре о ЕГЭ и ОГЭ – запрещенный прием.

Если ребенок лежит на диване и прокрастинирует день за днем, не желая подняться и сделать то, что от него требуется: если вы уверены, что ваш ребенок физически и психически здоров, то причина подобного поведения кроется в слабой мотивации. Может оказаться, что вы с ребенком не совсем верно выбрали экзамены. Вероятно, он просто не представляет себе возможности, которые перед ним откроются после сдачи экзамена, или он к ним решительно холоден. Советую откатиться назад и еще раз проговорить, зачем сдаются экзамены, чего ребенок хочет от жизни и есть ли связь между первым и вторым. 

Помогите ребенку наладить режим работы

мать и дочь.jpg

Поверьте, это действительно очень важно. Даже если вам кажется, что ребенок не слишком перенапрягается, что, просидев бессонную ночь за учебниками, потом отоспится, что он у вас особенно вынослив и работоспособен, – пожалуйста, не пускайте все на самотек. Обратите внимание на распорядок дня ребенка, помогите ему наладить жизнь так, чтобы было удобно заниматься. Если вовремя есть и спать, отдыхать, гулять, хоть сколько-нибудь двигаться, то ваш выпускник действительно будет более работоспособным и сумеет лучше подготовиться к ЕГЭ. 

Золотые правила режима дня:

  • Не стоит заниматься одним и тем же делом без перерыва дольше 45 минут. Если школьник решает математику в течение часа и за это время ни разу не встал со стула – пора прерваться хотя бы на 5 минут. Сделать зарядку, выпить чаю, просто подойти к окну и посмотреть на улицу.
  • Если нет возможности устроить себе качественный перерыв, просто смените род деятельности: если 40 минут вы задействовали логику, переключитесь на механические действия, не требующие высокой концентрации.
  • Лучше всего, если хотя бы час в день останется свободным для ребенка: пусть в это время он гуляет, занимается любыми делами, общается. Подобное времяпрепровождение иногда кажется родителям бездельем, на самом деле в это время ребенок восполняет свой внутренний ресурс. Кружки и секции здесь не в счет, кроме того случая, если занятия в секции доставляют ему большое удовольствие.
  • Хорошо бы работать понемногу каждый день, но один день недели назначить выходным. Пусть хотя бы раз в две недели ученик отодвигает учебники подальше.

Если вы все сделаете правильно, то уже через месяц регулярные, ритмичные занятия войдут в привычку вашей семьи, и ребенка можно будет оставить наедине с его учебными задачами. Однако ребенок все еще нуждается в психологической поддержке.

Итак, что стоит сделать родителю в этот ответственный период?

  • Позаботиться о себе. Ваши нервы тоже могут зашкаливать, разговоры о предстоящих испытаниях способны надолго выбить из колеи. Помогите себе: держите наготове легкие успокоительные препараты, найдите индивидуальный рецепт борьбы со стрессом (ванна, прогулки) и постарайтесь не разговаривать с ребенком об экзамене, если чувствуете, что взволнованы или раздражены.
  • Снижать значимость результата. Эта мера важна, если ваш ребенок очень беспокоится за свой будущий результат и возлагает на ОГЭ и ЕГЭ большие надежды. Проговорите с ним различные сценарии развития событий: если он сдаст чуть хуже, чем ожидал, или значительно хуже, или вообще провалится. Важно, чтобы по окончании этой проработки ребенок ощутил: после ЕГЭ жизнь продолжается, всегда все можно исправить и улучшить.
  • Напоминать ребенку, что любите его. Доброе слово, ласковое прикосновение, маленький подарок или любимый фрукт – найдите способ напомнить ребенку, что он не один. Вы рядом и любите его, что бы ни случилось.

Решающий этап: сутки перед экзаменом

прикован.jpg

Итак, мы подошли к самому ответственному моменту. Здесь самое главное – постараться сохранять спокойствие. Даже если ребенок не идеально подготовлен, он сдаст экзамены значительно лучше, если будет спокоен. Тревожность добавит ошибок и неточностей в его работу. В последние две-три недели перед экзаменом не ссорьтесь с ребенком по пустякам, не выясняйте отношения. Отведите для тяжелых разговоров другое, более благоприятное время.

Перед тем как сдавать ОГЭ (ЕГЭ), каждый ученик обязан:

  • Отдохнуть. Не стоит последние часы перед экзаменами отводить на интенсивную подготовку и серьезные интеллектуальные нагрузки.
  • Выспаться. Каждый год несколько тысяч выпускников портят себе оценки, а подчас и судьбу тем, что всю ночь накануне что-то повторяли, решали, созванивались с товарищами… Ложитесь спать! Это лучшее, что сейчас можно сделать.
  • Хорошо поесть. Если физический ресурс на нуле, никакие блестящие мозги не сработают на экзамене. Девушкам лучше не сидеть на диете: дефицит глюкозы тоже успеху на экзаменах не способствует.
  • Повторить то, что хочется. Если справочник в руках успокаивает, пусть ребенок его читает. А так, в последний день перед экзаменом лучше не пытаться уложить в голову что-то важное: скорее всего, эти знания усвоятся не слишком твердо, и в ответственный момент вы все равно все забудете.

Финальный этап: сразу после

Вот ваш ребенок вышел из здания, где проводился экзамен, позвонил вам и сказал: «Все, я написал». Понятно, что не все родители могут ждать детей дома в этот день, у всех свои планы. Однако когда вы все-таки встретитесь, разговор о прошедшем экзамене наверняка состоится.

И здесь – одно правило. Не устраивайте допрос с пристрастием. Дождитесь, пока ребенок сам захочет что-то рассказать. Не ругайте его за оплошности, не проверяйте его ответы. Просто дайте ему выговориться, постарайтесь настроиться на одну эмоциональную волну.

А еще лучше устройте себе и уставшему ребенку маленький праздник. Пройдитесь по магазинам, погуляйте по парку, купите торт, посидите дома в уютной обстановке. Независимо от того, как будет написан ЕГЭ или ОГЭ, сегодняшний день будет днем поддержки и семейного тепла.

Александра Чканикова

Методы развития мотивации выпускников 9, 11 классов

в целях успешной подготовки к сдаче экзаменов.

(1 слайд)

Главным результатом школьного образования является выпускник, обладающий практическими навыками, готовый к самостоятельной познавательной деятельности, имеющий способности реализовать собственные проекты, то есть обладающий набором определенных компетентностей.

Учитывая, что мотивация запускает любую деятельность, мы понимаем, что мотивы играют важную роль в деятельности выпускников при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. (2 слайд) (3 слайд)

А формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Мы знаем насколько бывает сложно направить энергию старшеклассников в нужное русло. Старшеклассники переживают сложный психологический период, стресс усугубляется необходимостью подготовки к единому государственному экзамену. Правильная мотивация поможет подростку пережить этот сложный период.

Современный выпускник должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в достижениях и успехе. Необходимо прививать ему интерес к накоплению знаний, непрерывному самообразованию, поскольку постоянно развивающаяся система профессионального образования требует соответствия содержания, форм и методов обучения современным стандартам подготовки квалифицированного специалиста. В связи с этими изменениями проблема профессиональной мотивации приобретает сегодня особое значение.

Мотивация — это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие её направление.

Мотивация – это побуждение к действию, динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. (4 слайд) (5слайд) (6слайд)

Результаты ОГЭ зависят не только от интеллектуальных способностей, но и от личностного развития: уровня притязаний, желания познавать новое, мотивации, ценностных ориентаций, способности к самообразованию и т. д.

Сейчас ни для кого не секрет, что успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть мотивацией. Для успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный уровень интеллекта; дальнейший же успех обусловливается не интеллектом, а другими индивидуально-психологическими особенностями.

Известна также масса случаев, когда дети, обладающие блестящими умственными способностями, имели слабую успеваемость и, наоборот слабые дети активно себя ведут на уроках.

Таким образом, мотив – это смысл поведения и деятельности человека.

Однако ученик не может быть замотивирован на успешную сдачу ОГЭ, если ранее у него не было мотивации к изучению определенного предмета. Поэтому работу по повышению мотивации необходимо начинать с самых первых тем.

Известно, что развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в соответствующую деятельность, в зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль положительных эмоций. (7слайд) (8слайд) (9слайд)

Однако по мере вхождения ребенка в подростковый период происходят существенные изменения в характере, в его учебно — познавательной деятельности. Учеба перестает быть ведущей деятельностью, и активность подростка в большей степени направляется на общение со сверстниками, на внеклассные виды деятельности. «В этом возрасте особенно важно сформировать у школьников позитивную и устойчивую самооценку личности, уверенность в собственных силах, веру в возможность достижений и в собственную состоятельность». (10слайд) (11слайд) (12слайд) (13слайд) (14слайд)

Формирование мотивации – это не закладка готовых мотивов и целей в голову учащегося, а помещение его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где мотивация и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта самого ученика.

Главным звеном мотивации является побуждение — поведенческое проявление желания удовлетворить свои потребности.

Учебный процесс относят к сложным видам деятельности. Мотивов для обучения много и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но и сливаться в единое, формируя сложные мотивационные системы.

В связи с этим возникает объективная необходимость изучения методов мотивации старшеклассников при сдаче ОГЭ, ЕГЭ.

Для того чтобы повысить мотивацию учащихся, необходимо использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной деятельности: (15слайд) (16слайд) (17слайд) (18 слайд)

· словесные

· наглядные и практические методы

· репродуктивные и поисковые методы

· методы самостоятельной учебной работы и работы под руководством учителя.

Итак, мотивация-это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках нужно применять разные педагогические приёмы и методы, позволяющие формировать и развивать мотивацию.

Методы повышения мотивации выпускников.

(19слайд) (20слайд) (21 слайд) (22 слайд)

1. Школьная успеваемость является одним из важнейших аспектов достижения желаемых результатов. Ребенок не должен подвергаться давлению: это вызовет психологический дискомфорт, ведь нельзя заставить человека быть счастливым. Самое важное в ситуации, когда тяга к знаниям не особо высока — сохранять спокойствие и правильно мотивировать ребенка. Есть интересный психологический прием — можно попробовать на время поменяться с подростком обязанностями. Такой метод позволяет доказать подростку, что сложности, возникающие в процессе обучения — мелочь по сравнению с проблемами взрослых. Обычно после этого страхи старшеклассников отходят на задний план, и подготовка к ЕГЭ будет максимально эффективной. (20слайд)

2.Для того, чтобы придать ребенку дополнительный стимул к получению знаний, достаточно выяснить причину его невнимательности.

(21слайд).

Как правило, это объясняется недостатком самостоятельности в принятии решений, отсутствия помощи при разборе сложных материалов и рассеянности внимания. Все эти факторы можно корректировать, у каждого подростка есть свои сильные стороны в тех или иных предметах. К примеру, задачи по алгебре могут выполняться с легкостью, а гуманитарные предметы — наоборот, вызывать скуку.

3. Применять наглядность как средство развития интереса к урокам. Использование наглядности на уроках способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

4.Необходимо применять современные информационные технологии, которые, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых компетенций, а с другой – организуют работу учащегося и учителя. (22слайд).

Компьютер используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков.

5. Применение мыслительных задач также является одиним из приёмов, для развития интереса к занятиям. Когда ученик видит, для чего он вместе с учителем производит сложную работу, требующую от него напряжения умственных сил, у него возникает интерес к учебным занятиям.

6. Самый мощный элемент в обучении это-стимул. Отсутствие стимула, означает отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему непонятно, начиная с малого.(23слайд). Одну большую задачу разбить на подзадачи так, чтобы ученик смог самостоятельно их сделать. Если, ученик в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя мотивация будет расти.

7. Рост уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

8.Нужно отмечать достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.

9. Не осуждать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и напряжённость затрудняет процесс сдачи ОГЭ. Неудачи снижают мотивацию.

10. Правильно преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.(24слайд).

11. Изменять методы и приемы обучения.

12. По возможности стараться на уроке чаще обращаться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое. (25слайд).Хочу такой сайт

13. Постоянно и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание, воображение и т. д

Основная задача каждого учителя – не только научить, но и развить мышление ребенка средствами своего предмета.

14. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

15. Всеми возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать интересной свою дисциплину. (26слайд)

16. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.

17. Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся, изучение нового материала с опорой на старые знания.

18. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

19. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).

20. Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение, выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение заданий.

21. Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными сторонами.

22. В деле повышения интереса ученика к учебному процессу очень важен контакт с ребенком и доверительная атмосфера.

Создание атмосферы энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

Таким образом, успешность учебно-познавательной деятельности и, в конечном счете, качество образования зависят от внутренней мотивации. Это направление не остается вне поля нашего внимания. Устойчивый интерес старшеклассников, их мотивация – для нас это один из критериев эффективности нашего педагогического процесса.

В педагогике сформировалось мнение, что при подходе к изучению темы надо специально поработать над тем, чтобы вызвать у учеников интерес к ее изучению. Применяются такие термины как:

1“интригующее начало урока”;

2“эмоциональная завязка урока”,

3“активизация внимания к новой теме” и т.п.

Необходимо тщательно продумать начало урока, чтобы оно захватило учащихся своей необычностью, яркостью, удивительностью, которая позволяет затем удачно организовать изучение нового материала. Для этого необходимо активно всем педагогам формировать умение применять самые разнообразные методы стимулирования и мотивации учения.

Также важно исследовать направленность мотивов(27слайд)и при необходимости целенаправленно формировать те, которые способствуют успешности учебно-познавательной деятельности, а именно мотивы, направленные на познавательную и социальную сферы.

Познавательные мотивы отражают стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное совершенствование способов добывания знаний.

Социальные мотивы состоят в том, что ученик не только хочет взаимодействовать с другими людьми, но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества и взаимоотношений с учителем, одноклассниками по классу, постоянно совершенствовать эти формы. Мотивы данного характера являются важнойосновой самовоспитания, самосовершенствования личности. (28слайд)

Подготовленность к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений, качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности учащихся к сдаче итоговой аттестации мы выделяем следующие составляющие: (29слайд)

· информационная готовность(информированность о правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков и т.д.);

· предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету, умение решать тестовые задания);

· психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных действий в ситуации сдачи экзамена).

Индивидуализированное обучения

Очень важной формой обучения являются индивидуализированное обучение т.е. такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Она предполагает проектирование учебной деятельности на основе индивидуальных качеств ребенка (интересов, потребностей, способностей, интеллекта и др.)

При индивидуальном подходе внимание оказывается не только тем, кто испытывает затруднения при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ но и тем, кто обнаруживает высокий уровень умственного развития, проявляет ярко выраженные интересы, склонности и способности к тем или иным видам деятельности.

В учебной деятельности чрезвычайно важно то, насколько самостоятелен учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков. Самостоятельность в учебной деятельности прямо связана с самостоятельностью мышления, осознанным выбором вариантов решения познавательной задачи, критической самооценкой всего воспринимаемого, перерабатываемого.

Индивидуализированная форма обучения предоставляет большие возможности для самостоятельной деятельности школьников.

Большую помощь в работе оказывают дополнительные занятия с учащимися после уроков.

Здесь можно уделить внимание каждому ученику, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли он тему занятия и справляется ли он с заданиями. Есть возможность дать практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем частям ОГЭ. Обязательно использование во время работы справочных материалов, таблиц и схем, алгоритмов.

Самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем.

В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, что позволит учащимися адаптироваться к жизни и относиться к ней активно и творчески.

Проблемы мотивации учащихся с низкими учебными возможностями при подготовке к ОГЭ по математике.

         Результаты ОГЭ зависят не только от интеллектуальных способностей, но и от личностного развития: желания познавать новое, мотивации, ценностных ориентаций, способности к самообразованию и т. д. Сейчас ни для кого не секрет, что успешность школьника определяется не только и не столько его способностями, сколько его желанием учиться, то есть мотивацией. Для успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный уровень интеллекта; дальнейший же успех обусловливается не интеллектом, а другими индивидуально-психологическими особенностями. Известна также масса случаев, когда дети, обладающие блестящими умственными способностями, имели слабую успеваемость и, наоборот, дети-отличники отличались вполне посредственными способностями.

 Мотивация – это побуждение к действию, динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Таким образом, мотив – это смысл поведения и деятельности человека. Однако ученик не может быть замотивирован на успешную сдачу ОГЭ, если ранее у него не было мотивации к изучению предмета. Поэтому работу по повышению мотивации у школьников к изучению математики необходимо начинать с самых первых уроков в 5 классе. Известно, что развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в деятельность, которая   вызывает положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль положительных эмоций. Однако по мере вхождения ребенка в подростковый период происходят существенные изменения в характере, в его учебно — познавательной деятельности. Учеба перестает быть ведущей деятельностью, и активность подростка в большей степени направляется на общение со сверстниками, на внеклассные виды деятельности. В этом возрасте особенно важно сформировать у школьников позитивную и устойчивую самооценку личности, уверенность в собственных силах, веру в возможность достижений и в собственную состоятельность.

Педагогические методы и приёмы стимулирования и мотивации учения. Итак, мотивация-это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и самая интересная. На уроках математики я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Некоторые из них я предлагаю вашему вниманию.

 1. Создание ситуации успеха  позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Приучаю во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”.

 2. Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство. Заблаговременно оговариваю, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания.

 3. Оценка – не отметка. Отмечаю вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

 4. Кредит доверия. В некоторых случаях ставлю отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

 5. Закрепление правил в игре с мячом. Закрепление происходит быстрее (когда бросают мяч, возникает состояние конфузного транса, т.е. сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика). Сразу понятно, кто как освоил тему.

6. В начале урока: – Сядьте те, кто доволен своей домашней работой. – А что тебя огорчило? Чем ты недоволен? (Радуюсь и огорчаюсь вместе с ребятами.) – Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня решать без ошибок… – Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…

 7. “Оратор”. За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

Пути повышения мотивации

 1. Применяю наглядность как средство развития интереса к урокам. Считаю, что использование наглядности на уроках математики способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

 2. Использую на уроках современные информационные технологии, которые, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся, формированию ключевых компетенций, а с другой – организуют работу учащегося и учителя. Компьютер используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков.

 3. Мыслительные задачи. Это также один из приёмов, используемых мною для развития интереса к занятиям по математике. Когда ученик видит, для чего он вместе с учителем производит сложную работу, требующую от него напряжения умственных сил, у него возникает интерес к учебным занятиям.

 4. Игровые технологии, которые, безусловно, развивают интерес к урокам математики. Их я использую в основном в 5-6-ых классах. Это связано с тем, что пятый класс — переходный этап в жизни детей: из начальной школы — в среднюю, в мир новых учителей, новой программы, новых предметов.

 5. Использую на уроках разгадывание или составление кроссвордов. Составление кроссвордов может играть роль итогового задания. Составление кроссворда требует отбора слов в соответствии с изучаемой темой. Выполняя такую работу, ученики должны обращаться к учебнику, справочнику, чтобы набрать необходимое количество терминов, уточнить определение понятия.

 Существенную роль в обеспечении успешности обучения играет контроль над учебной деятельностью учащихся. В своей практике я использую различные формы контроля: устный опрос, письменные контрольные работы, индивидуальные карточки, тесты, творческие задания,  учитывая их влияние на всестороннее развитие учащегося и на дальнейший ход процесса усвоения знаний.  Постоянно развиваю у учащихся способность к самооцениванию.

 Очень важной формой обучения является индивидуализированное обучения, т. е. такая организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Она предполагает проектирование учебной деятельности на основе индивидуальных качеств ребенка (интересов, потребностей, способностей, интеллекта и др.)  В учебной деятельности чрезвычайно важно то, насколько самостоятелен учащийся в усвоении знаний, формировании умений и навыков. Самостоятельность в учебной деятельности прямо связана с самостоятельностью мышления, осознанным выбором вариантов решения познавательной задачи, критической самооценкой всего воспринимаемого. Индивидуализированная форма обучения предоставляет большие возможности для самостоятельной деятельности школьников. В своей повседневной работе в течение длительного времени я изучаю своих учеников, для того чтобы обоснованно индивидуализировать учебные задания. Большую помощь в работе оказывают дополнительные занятия с учащимися после уроков. Здесь можно уделить внимание каждому ученику, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли он тему занятия и справляется ли он с заданиями. Есть возможность дать практические рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем частям ОГЭ. Обязательно использование во время работы справочных  материалов, таблиц и схем, алгоритмов.

         Итак, ведя кропотливую работу по повышению мотивации у школьников к изучению математики, начиная с 5 класса, в 9 классе, непосредственно приступая к процессу подготовки школьников к ОГЭ , я уже могу прогнозировать результат, учитывая индивидуальные способности каждого ученика. И могу быть твёрдо уверенной, что мои ученики уже имеют мотивацию на успешную сдачу ими ОГЭ.

         Таким образом, постоянная, но разнообразная работа по подготовке к выпускному экзамену по математике помогает и учителю, и ученику преодолеть психологический дискомфорт во время итогового контроля знаний. Мною представлена только часть той работы, которая ведется по подготовке к ОГЭ и успешной сдаче экзамена. Самое главное, на мой взгляд, в любой методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем. В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, что позволит учащимися адаптироваться к жизни и относиться к ней активно и творчески. «Трудности – это то, что делает жизнь интересной, их преодоление — содержательной».

ЕГЭ-2023 ближе, чем кажется. Но как усадить подростка заниматься, да еще и в начале учебного года? А главное — как помочь школьнику самому замотивировать себя на эффективную подготовку к ЕГЭ? Попробуем разобраться вместе с Марианной Лукашенко и Антониной Сидельниковой, которые уже много лет учат детей и взрослых эффективно использовать доступное время для решения каждодневных задач. С разрешения издательства «Альпина.Дети» публикуем отрывки из их книги «ЕГЭ без истерик. Как спокойно подготовиться к любому экзамену».

Подготовка к ЕГЭ-2023: как мотивировать подростка?

Кстати, методика авторов книги подходит для подготовки ко всем видам экзаменов: ГИА, ОГЭ, ЕГЭ. И даже для родителей тех детей, кто после начальной школы готовиться поступить в 5 класс лицея или гимназии.

Как помочь ребенку замотивировать себя на эффективную подготовку к ЕГЭ?

Проект ЕГЭ — это большое дело, а потому погружение в него требует дисциплины, упорства и изрядной мотивации. Именно поэтому подросток нередко начинает под разными предлогами оттягивать подготовку, находя все новые причины и отговорки. Это состояние называется промедлением или прокрастинацией. Мы, родители, тоже часто этим грешим, причем как в совсем чепуховых, так и в важных делах. Например, откладываем уборку квартиры или поход к стоматологу. Откладываем по уважительным причинам, которые всегда находятся. Вот и у подростка они всегда есть, поэтому мы с вами должны разобраться, как помочь с данной проблемой, которая с полным основанием считается психологической. Поведение промедлителя может быть представлено в виде замкнутого цикла, подробно об этом можно прочитать в книге Н. Шуховой «Организация времени старшеклассника» [1]. Но в самом общем виде данный цикл можно представить так:

Фото: предоставлено «Альпина.Дети»

Правда, в определенный момент, иногда под давлением родителей, иногда самостоятельно, подросток этот цикл разрывает и начинает лихорадочно наверстывать упущенное. К сожалению, нередко бывает уже поздно переломить ситуацию в свою пользу.

Каковы же реальные причины промедления? К основным из них относятся следующие:

  • боязнь провала;
  • боязнь успеха;
  • перфекционизм.

Боязнь провала

Школьнику кажется, что, несмотря ни на какие усилия, он не сможет достойно подготовиться к сдаче ЕГЭ. Соответственно, если он будет готовиться на полную катушку и потом сдаст экзамен на низ- кий балл, значит, он бездарь. А вот если он будет готовиться кое-как и сдаст на низкий балл, так это потому, что он кое-как готовился. А так, сам по себе, он очень даже мог, если бы много готовился, конечно. Вот она, логика промедлителя.

Боязнь успеха

Возможно, дело в том, что вуз выбран родителями и это совсем не то, о чем мечтал ребенок. Соответственно, не очень стоит стараться, вдруг и правда поступлю туда, куда совсем не хочется.

Перфекционизм

Это стремление человека делать все наилучшим образом. Как правило, им страдают дети, предъявляющие к себе завышенные требования. Осознавая, что они не в состоянии таким требованиям соответствовать, дети предпочитают не делать ничего вообще, чем сделать неидеально. Во многом это наша родительская установка — мы нередко внушаем детям, что они должны все делать только «на высший балл», и тем самым провоцируем появление промедлителей.

Подготовка к ЕГЭ-2023: как мотивировать подростка?

Фото: Karolina Grabowska, pexels

Что с этим делать? Только разговаривать, убеждать ребенка, вернее переубеждать, поскольку убеждения у него уже сложились, именно в этом и заключается проблема. Например, в ответ на мнение подростка, что он должен все делать идеальным образом, можно возразить, что лучше не зацикливаться на проблеме идеальности, иначе можно никогда не начать делать что-то действительно важное. Не ошибается тот, кто ничего не делает. Любая выдающаяся личность совершала ошибки, это нормально [2].

Существуют и другие причины промедления. Например, школьник просто привык медлить. Возможно, он таким образом настраивается на работу, и тогда в этом нет ничего страшного. В тайм-менеджменте даже есть специальная техника — «метод заточки карандашей». Она как раз заключается в настройке на серьезную работу путем выполнения ерундовых рутинных действий. И, несмотря на то что данная техника конфликтует с самой идеологией расстановки приоритетов «вначале важное», у кого-то она прекрасно работает.

Как разбудить «силу мечты»?

Сила мечты — это осознанное желание ребенка развиваться в выбранном направлении или достичь конкретной цели. Может быть, поступить в вуз, чтобы жить в общежитии без контроля родителей, или приехать в школу на вечер встречи с выпускниками на крутой машине, чтобы все завидовали, или чтобы родители гордились и радовались.

Мы сейчас не будем оценивать мечты, просто отметим, что важно их знать и пользоваться их силой, так как мечты часто поддерживают, вдохновляют и заставляют встать с дивана и начать готовиться к ЕГЭ.

Чтобы разбудить силу мечты, слушайте подростка, уделите особое внимание подготовительному этапу проекта ЕГЭ — профориентации. На этом этапе может зародиться та самая сильная мотивация, если школьник определит для себя любимую профессию.

Поговорите с подростком о таких недетских понятиях, как предназначение и миссия. Нередко так называют главную цель жизни, но разницу можно почувствовать через следующее определение: если цель — это то, что мы берем от жизни, то миссия — это то, что мы в жизнь привносим.

Зачем мы пришли в этот мир, что хотим оставить после себя? Например, спасать людей, развивать и обучать их, создавать новые уникальные программные продукты, облегчающие жизнь, и т. д. Миссия не обязательно должна быть настолько глобальной. Например, если подросток скажет, что он хотел бы большую семью и много дружных, здоровых и счастливых детей, то вот она, миссия, — чем плохо? Кстати, миссия наших прабабушек примерно такой и была — выучить детей, вывести их в люди.

В поиске своей миссии и ценностей помогает техника «Зачем?». Выполняется она следующим образом: спросите у вашего ребенка, зачем он сейчас так надрывается, готовясь к сдаче ЕГЭ. Он наверняка вам ответит: «Для того, чтобы поступить в хороший вуз». Спросите опять: зачем? Он скажет — чтобы получить хорошее образование. И опять спросите: зачем? Ответ будет, скорее всего, таким: чтобы устроиться на хорошую работу, а в ответ на следующее «зачем?» — чтобы получать хорошие деньги. Согласитесь с ним, что благосостояние — достойная ценность, хотя на самом деле вряд ли это ценность, скорее это ресурс, и мы можем продолжать спрашивать «зачем?» уже относительно денег, но не нужно этого делать. Поговорите подробно, зачем еще нужна хорошая работа, почему это важно для него. Вот увидите, что почти сразу ваш ребенок выйдет на такие ценности, как интерес, развитие, удовольствие, самореализация. И тогда наша сегодняшняя «битва за ЕГЭ» приобретает совсем другой смысл, появляются и более глубокая мотивация, и серьезное, осмысленное устремление в будущее.

Но возможна и принципиально иная реакция школьника на нашу попытку подвести его к размышлениям о собственной миссии. Например, он справедливо возразит, что в его 16 лет он вообще не представляет, как сложится жизнь, не может спрогнозировать, чем он будет заниматься и как долго, и в данный момент он хочет просто успешно стартовать в послешкольной жизни. И это тоже совершенно нормальная позиция, которую мы, родители, должны принять с пониманием, поддержкой и уважением.

Сила мечты — это прекрасно, но, как бы сильно чего-то ни хотелось, это не всегда и не всем помогает начать действовать. Поэтому разберем еще несколько техник, которые помогут преодолевать неосознанные страхи и нерабочее настроение.

Слон

Всю подготовку к ЕГЭ можно представить в виде слона, которого мы «режем на бифштексы». Делим большое дело на более мелкие, потом на еще более мелкие и так до тех пор, пока у нас не образуется «бифштекс» — задача, выполнение которой у нас займет полтора-два часа. Эту работу мы готовы запланировать и выполнить в течение дня без ущерба для других задач. Если тяжело начать, то понимание того, что даже дела-слоны легко сдвигаются с мертвой точки, если отрезать по кусочку-бифштексу, помогает идти вперед. А учеба в школе — это большой слон, и каждый выученный урок помогает школьнику «завалить этого слона». Если не нравится метафора с живым слоном, попробуйте сказать, что слон шоколадный и мы откалываем от него по кусочку. Можно еще использовать прием Брайана Трейси: дело — это палка колбасы салями, сразу всю палку не съешь, а если каждый день делать по бутерброду, то и целой палки колбасы скоро не будет.

Лягушка

Так называется маленькая, совсем не сложная, но страшно неприятная задача. Например, выносить ежедневно мусор или заправлять кровать. В тайм-менеджменте существует правило: «Съешь лягушку с утра». Это означает, что самая противная задача должна делаться в первую очередь для того, чтобы не висела над душой и не раздражала. Вполне логично, поскольку неприятное дело мы, как правило, откладываем на потом. И пока занимаемся какими-то другими делами, находимся в мрачном расположении духа, потому что думаем про это противное дело. По сути, мы растягиваем собственные неприятные ощущения. А растягивать-то нужно радость, а противные вещи делать по-быстрому. Иногда помогают следующие уловки:

  1. Попробовать ввязаться в соревнование по поеданию лягушек. Например, договориться с одноклассником, кто первым сделает конспект важной темы по профильному предмету.
  2. Можно сделать противное дело «на спор», взять себя «на слабо».
  3. Установить тайминг — просто засечь время и сказать себе, что выполните это дело за 20 минут.
  4. Придумать награду за «поедание лягушки». Например, после «дела-надо» запланировать «дело-хочу» из списка дел для отдыха, который, мы надеемся, уже составлен по итогам про- шлой главы. Кстати, если так повезло и в один день образовались и дело-жаба (уж совсем препротивное дело), и дело-лягушка, то начинаем с жабы, потом съедаем лягушку и только потом все остальное.

Подготовка к ЕГЭ-2023: как мотивировать подростка?

Фото: PeopleImages, istockphoto

Две минуты

Простая и очень эффективная техника, заключающаяся в том, чтобы при возникновении очередной задачи прикидывать время, которое потребуется на ее выполнение. И если это время не превышает двух минут, сразу же выполняем задачу, не откладывая. Точно так же действуем с письмами: если на обработку письма требуется меньше двух минут, делаем это незамедлительно.

Чек-листы, челленджи, таблицы контроля регулярных задач

Если какие-либо дела-лягушки или просто дела становятся регулярными, на помощь приходят чек-листы, челленджи и таблицы контроля регулярных задач. Школьники довольно часть сами придумывают чек-листы на этапе подготовки к ЕГЭ, а многим очень нравятся челленджи, например, «сколько я смогу сделать» и как быстро пройти какой-либо этап.

Одна из школьниц создала себе интересный челлендж: нарисовала 100 квадратов как 100 дней до ЕГЭ и за каждый пропущенный день подготовки вычеркивала один квадрат с напоминанием, что пропущенный день — это потерянный балл.

Сыр

Данная техника предназначена для работы с делами, которые можно выполнить в произвольном порядке. Например, если надо решить несколько заданий по какому-то предмету и делать это можно в любой последовательности. Такая техника называется «метод швейцарского сыра», потому что в нем — множество дырок. Суть техники в «выгрызании» кусочков дела до тех пор, пока оно все не будет выполнено целиком. Техника отлично работает как при подготовке к экзамену, так и на самом экзамене или олимпиаде. Например, подросток не знает, как решить первое задание. Пусть не зависает над ним, а переходит ко второму, к третьему, словом, к тому, которое может спокойно решить. И пусть решает вначале все задания, которые ему понятны и знакомы. А после этого можно приступать к тому, что было непонятно с первого раза. К этому моменту старшеклассник уже успокоится, почти все задания выполнены, а трудное и неподъемное уже не кажется таковым. Этот прием пригодится и в будущем — так можно писать все курсовые и даже дипломную работы в вузе.

Дарума

Любопытный прием придумали в Японии для создания эффекта незавершенного действия (в психологии его еще называют эффектом Зейгарник). Оказывается, мы гораздо лучше (почти в два раза) запоминаем те действия, которые по тем или иным причинам прервали. Дарума — это кукла-неваляшка, сделанная из натуральных материалов: дерева, папье-маше или бумаги. Основная функция дарумы — ритуальное применение. Под Новый год в Японии принято загадывать желание и рисовать зрачок в одном из глаз куклы, а на ее подбородке писать имя того, кто загадал желание. Затем в течение года даруму хранят дома на видном месте. Если за год загаданное сбывается, даруме дорисовывают второй глаз. Находясь в течение года на видном месте, одноглазая кукла является отличным мотиватором для того, чтобы подросток продолжал заниматься и готовиться, поскольку действие с закрашиванием второго глаза у него не завершено.

«Якоря» и «ритуалы/рутины»

Речь идет о самом элементарном, для многих действенном, но не используемом механизме запуска себя на выполнение задач. Якоря и ритуалы — это предметы, звуки, ощущения или процессы, которые вызывают в нас определенные состояния и стимулируют человека начать выполнять конкретные действия.

Примеры якорей и ритуалов:

  • положить телефон в определенную коробку в прихожей или включить на телефоне авиарежим;
  • поставить на стол стакан воды;
  • написать одному из родителей в мессенджере «сколько я собираюсь сегодня сделать»;
  • включить определенную музыку;
  • включить определенный свет (создать световой островок для работы);
  • включить таймер, будильник на то время, когда начинаются занятия по подготовке к ЕГЭ.

Подготовка к ЕГЭ-2023: как мотивировать подростка?

Если подростку нравится работать с таймером, можно использовать технику Pomodoro (помидора). Данная техника заключается в чередовании концентрации на задаче и кратковременного отдыха. Чтобы получить максимум от этой техники, составьте список дел на текущий день и расставьте их по приоритету.

Далее делаем следующее:

  1. ставим таймер на 25 минут и концентрируемся на первой задаче, которую за это время должны сделать;
  2. когда таймер зазвенит, переставляем его на 5 минут и в это время отдыхаем;
  3. затем опять ставим таймер на 25 минут и делаем вторую задачу;
  4. далее опять 5 минут отдыха;
  5. и так делаем 4 задачи; после ставим таймер на 15–30 минут для более продолжительного отдыха.

Как мотивировать подростка?

Есть несколько важных моментов, которые во многом зависят именно от родителей.

Родительские управленческие установки

Удивительную силу слов надо использовать по полной программе. Родители, как волшебники, могут сформировать у детей мотивирующие и поддерживающие установки, которые останутся с ними на всю жизнь. Именно ваш голос будет всплывать у ребенка из подсознания в критическую минуту, и было бы хорошо, если бы этот голос сказал: «Я люблю тебя. Ты хороший!», а не «Ты — тупой недотепа».

В отношении ЕГЭ хорошо помогают фразы:

  • «Если учишься в школе, то ты точно сдашь ЕГЭ»;
  • «Не боги горшки обжигают»;
  • «Глаза боятся, а руки делают»;
  • «Дорогу осилит идущий»;
  • «Маленькими шагами достигают больших целей»;
  • «Я в тебя верю»;
  • «Наш будущий студент каждый день занимается, готовится к ЕГЭ. Вот это сила воли!»

Неизвестно, что сработает у вас, но пробуйте, поищите позитивные установки, которые станут действенными для вашего ребенка.

Создание среды и информационного поля

Практически невозможно увильнуть от учебы, когда все вокруг сосредоточены и движутся к цели — успешно сдать ЕГЭ. Очень важно создать для подростка правильное информационное поле. В 11 классе и ребенок, и вы окружены ЕГЭ со всех сторон, но тот, кто прячется в интернете, неизбежно теряет драгоценное время на дне информационного болота. Если же подросток подписан на всевозможные паблики по ЕГЭ или группы абитуриентов вуза-мечты, то он все время будет натыкаться на разные вопросы и ответы к предстоящему экзамену и незаметно втянется в работу.

Вы можете помочь организовать групповую подготовку мотивированных учеников (на специальных курсах, в классе или у вас дома). Напарник по подготовке или команда поддержки — это эффективный метод не сойти с дистанции для очень многих, особенно если здоровая конкуренция подходит для вашего подростка.

Как бы смешно это ни звучало, но есть хороший пример с огурцами. Если хотите, чтобы огурец стал малосольным, его надо поместить в рассол. Если вам удастся создать подходящий ЕГЭ-шный «рассол», то вряд ли у ребенка получиться избежать «засолки».

Поощрения и наказания

Это спорный вопрос, но у кого-то это срабатывает в позитивном ключе. Прежде всего можно договориться о той награде, которую ребенок получит, если успешно поступит в выбранный вуз на бюджетное отделение. Серьезный подарок, о котором ребенок давно мечтает, — это хорошая мотивация. В одной семье такой наградой, например, стал долгожданный квадроцикл, в другой — поездка в Китай. Надо отметить, что иногда такая договоренность приводит к тому, что ребенок начинает «снижать планку», корректируя выбор вуза в пользу такого, куда легче поступить на бюджетное отделение. И родителям стоит иметь это в виду. Так, в семье, где ребенок попросил квадроцикл, он действительно прошел на бюджетное отделение, но не в тот вуз, о котором изначально шла речь. Тогда родители предложили следующее: он поступает на платное отделение в вуз мечты и получает квадроцикл, частично как подарок, а частично как бы в кредит. Поскольку подросток планировал сразу же устроиться на работу, в семье договорились, что он будет частями выплачивать деньги за квадроцикл без ограничения в сроках. Вот такая бизнес-модель.

Подготовка к ЕГЭ-2023: как мотивировать подростка?

Фото: Motortion, istockphoto

Раз уж мы начали разговор о материальной мотивации, следует затронуть тему платы за обучение. То есть когда родители платят детям за те или иные серьезные достижения в учебе. Это спорная практика, поскольку, с точки зрения психологов, у детей как раз снижается мотивация и пропадает интерес к учебе, если им за нее начинают платить. Однако в некоторых семьях такой инструмент прекрасно работает. Например, известный бизнес-тренер в дискуссии о пользе/вреде материальной мотивации заметила: «Мне всегда и за все родители платили. И мне нравится, что из меня получилось». В одних семьях практикуют только положительную мотивацию, когда ребенка поощряют за получение высоких результатов. Некоторые родители штрафуют за невыполнение заданий и получение плохих оценок. Существует практика параллельного обучения финансовой грамотности с материальной мотивацией. С нашей точки зрения, отрицательная моти- вация совершенно неуместна при подготовке к экзаменам. Она и в более спокойное время является сомнительным инструментом, а в период подготовки к ЕГЭ может привести к крайне негативным результатам.

Вместо платы за обучение вы можете ввести практику регулярного позитивного подкрепления — поощрения за большой объем выполненной работы. Например, разрешите отдых с друзьями на даче, долгожданную поездку, посещение какого-либо мероприятия, что-то из списка желанного отдыха (который вы составили в прошлой главе), отпуск.

Заметим, что любая деятельность человека, как правило, полимотивная. Это значит, что одновременно перед ним стоит множество задач. И в каких-то ситуациях помогает таймер, установленный на 25 минут, а в каких-то — «сила мечты», которая заставляет погрузиться с головой в работу, или позитивное подкре- пление в виде долгожданной поездки на море после успешного поступления. Ищите и используйте максимально эффективные ресурсы именно для вашего сына или дочери.

Говоря о мотивации, нельзя не затронуть вопрос дисциплины, которую ей часто противопоставляют. Есть точка зрения, что перенесение мотивации как чисто управленческого инструмента в бытовую жизнь безосновательно и непродуктивно. Что гораздо эффективнее просто развивать в человеке дисциплину и упорство, а для этого соблюдать режим и вести упорядоченную, расписанную по часам жизнь. Только тогда ребенку будет комфортно действовать рационально. Хороший пример — определенная согласованная со всеми членами семьи последовательность действий: после школы обед, после обеда час отдыха, потом уроки и подготовка к ЕГЭ, только после этого гулять с друзьями.

Помните, что дисциплина — не наказание, как это нередко принято считать. В переводе с латыни это значит «воспитание». Это умение контролировать свое поведение и делать не то, что хочется, а то, что нужно в данный момент. Это жизнь в соответствии с правилами и договоренностями. Созданная с вашим участием договоренность после 20 повторений, скорее всего, превратится в ритуал или привычку и будет сама подталкивать ребенка к движению вперед.

[1] http://www.improvement.ru/bibliot/shuhova/

[2] Подробнее об убеждениях ребенка и аргументации родителей можно прочитать в книге: Лукашенко М. «Тайм-менеджмент для детей. Книга продвинутых родителей», «Альпина Паблишер», 2018.

Из опыта работы с низкомотивированными обучающимися.

Беда в том, что зачастую биологию и в большей степени географию выбирают не потому, что интересуются этими предметами идут сдавать, считая, что это «лёгкие» предметы. К тому же на ОГЭ по географии можно пользоваться атласом. В результате учителю приходится работать в основном с низкомотивированными и слабоуспевающими учащимися.

В тоже время каждый обучающийся в процессе обучения должен иметь возможность получить полноценную подготовку к выпускным экзаменам, освоить тот объем знаний, умений и навыков, который необходим для успешной сдачи ОГЭ. Цель учителя — научить всех обучающихся с учетом их возможностей и способностей. Это очень трудная и ответственная работа.

Необходимо помнить, что результаты ОГЭ зависят не только от интеллектуальных способностей, но и от мотивации, ценностных ориентаций т. д. Каждый из нас знает много случаев, когда дети, обладающие блестящими умственными способностями, имели слабую успеваемость и, наоборот, дети-слабоуспевающие показывали достойные результаты.

Мотивация — это побуждение к действию, динамический процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его направленность, организованность, активность и устойчивость. Мотив -этот смысл поведения и деятельности человека.

Формирование мотивации — это не закладка готовых мотивов и целей в голову учащегося, а помещение его в такие условия и ситуации развёртывания активности, где мотивация и цели складывались и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта самого ученика.

Вопрос о мотивации учения без преувеличения может быть назван центральным. Всё чаще мы, учителя, отмечаем нежелание детей учиться. Особенно это характерно для подростков. Падает интерес к школьным предметам, обучающиеся пассивны и невнимательны на уроках. Учеба перестает быть ведущей деятельностью, и активность подростка в большей степени направляется на общение со сверстниками, на внеклассные виды деятельности. Быстро выбрасывают из памяти и легко забывают всё услышанное. И подготовка к ОГЭ для них- это обязанность учителя «учителя должны подготовить», «это им надо». Отрицательные мотивы обучения: ходят на занятия по подготовке к ОГЭ из-за стремления избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей). Мешают подготовке к успешной сдаче экзамена и такие мотивы, как:

  • учеба как вынужденное поведение;

  • процесс учебы как привычное функционирование;

  • учеба ради лидерства и престижа;

  • стремление оказаться в центре внимания.

На низкий уровень развития учебной мотивации (ничто не побуждает учиться) часто влияют и обстоятельства жизни ребенка в семье («неблагополучные семьи»).

Задача учителя заключается в том, чтобы обеспечить при подготовке к ОГЭ преобладание у школьника мотивов учебно-познавательной деятельности. Анкетирование обучающихся 9 классов показало, что у школьников преобладают именно социальные мотивы учебной деятельности (широкий: «Учусь, чтобы подготовиться к будущей профессии» — и узкие: «Учусь потому, что хочу получать хорошие отметки», «Учусь потому, что нравится учитель»). В 9 классе обучающиеся ещё не осознают серьезности предстоящего экзамена.

Прежде всего необходимо организовать работу по разъяснению значимости результатов ОГЭ для будущей профессиональной деятельности. Кроме этого создание ситуация успеха, комфорта при подготовке к ОГЭ– наиболее эффективный стимул познавательной деятельности. Оценка при выполнении заданий КИМов должна быть справедливой, целесообразной и уместной. Поэтому при оценивании всегда необходимо отмечать успехи ученика, достижение им конкретных результатов. Стараюсь повышать их уверенность в себе, так как чем больше ребенок боится неудачи, тем более вероятность допущения ошибок. Обучающийся должен поверить в свои силы, понять, что даже с его объёмом знаний есть возможность сдать экзамен. Проблемное обучение – одна из педагогических технологий, способная стимулировать «мотивацию содержания» обучения даже при подготовке к итоговой аттестации.

В идеале, подготовка выпускников основной школы к успешной сдаче ОГЭ -это система слаженной и целенаправленной работы учителя, администрации обучающей организации , обучающихся и родителей. Если в этом сложном «механизме» хоть одно звено будет действовать недостаточно качественно, то это, в конечном итоге, скажется на результате экзамена.

В ходе подготовки обучающихся к итоговой аттестации можно предложить следующую систему подготовки:

Организационная работа учителя.

  • Изучение нормативных документов ОГЭ.

  • Оформление наглядной информации для учащихся и родителей (информационные стенды, списки литературы, интернет-ресурсов и т.д.).

  • Изучение нормативных документов ОГЭ.

  • Создание библиотеки из атласов, сборников с типовыми вариантами экзаменационных работ и другими методическими материалами за предыдущие годы.

  • Оформление папки «ГИА (ОГЭ)» с демоверсиями экзамена за последние годы.

  • Ведение «Таблицы результатов».

Работа с учащимися.

  • Знакомство обучающихся с документами, регламентирующими проведение экзамена, Демо-версией, литературой для подготовки к экзамену, интернет — ресурсами, с планом подготовки к экзамену в течение года, примерным расписанием «пробных» работ.

  • Включение в изучение текущего учебного материала заданий, соответствующих экзаменационным заданиям.

  • Входное тестирование (следует знать специфику класса и уровень знаний по предмету).

  • Знакомство обучающихся методикой подготовки к экзаменам. Полезно делать краткие схематические выписки и таблицы, упорядочивая материал по плану. Внимательно читать вопрос до конца и понять его смысл (характерная ошибка во время тестирования – не дочитав до конца, по первым словам уже предполагают ответ и торопятся его вписать) и т.д.

  • Организация консультаций.

  • Индивидуальная работа по повышению мотивации.

  • Обеспечение учащихся рабочими сборниками тестов, что обеспечивает равенство учащегося перед другими и ответственность его самого перед собой.

  • Прорешивание  заданий из КИМов.

  • Индивидуальный контроль за выполнением заданий. Отслеживания показателей обучения обучающихся через диагностические карты учебных достижений каждого ученика по результатам пробных диагностических работ, а затем результатов прорешенных тестов. Заполнение «Таблицы результатов» по результатам пробных тестирований.

Это трудоёмкий процесс, но более эффективен в случае, когда сами обучающиеся делают выводы по результатам своего обучения и видят свое продвижение к успеху.

  • Определение проблемных зон, условное распределение обучающихся на 3 группы: высокий уровень подготовки, средний уровень подготовки и группа «риска».

  • Дифференцированная работа с низкомотивированными обучающимися, не забывая об учащихся с повышенной мотивацией и слабоуспевающих. Результаты доводятся до каждого ребенка и родителя.

  • Индивидуальные задания на дом на повторение пройденного и отработку заданий. Выполнение заданий на сайтах  Решу ОГЭ и  Федеральном института педагогических измерений.

  • Знакомство с правилами заполнения бланков. Работа по тренировке заполнения бланков ОГЭ, работа с КИМ.

Работа с родителями.

  • Знакомство родителей с нормативно-правовыми документами, со структурой тестов, теми изменениями, которые произошли в этом учебном году, с порядком проведения экзамена, системой оценивания, и рекомендациями по подготовке к экзамену.

  • Знакомство родителей с адресами сайтов для подготовки к экзамену.

  • Индивидуальные беседы и консультации.

  • Доведение до родителей результатов пробных тестирований.

Каждый педагог вырабатывает свою систему работы с учащимися. Но всех нас объединяет одно: необходим результат.

Библиографическое описание:


Пенькова, Т. В. Подготовка к ОГЭ. Работа с учениками со слабой мотивацией к учебе / Т. В. Пенькова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2015. — № 5 (85). — С. 384-385. — URL: https://moluch.ru/archive/85/15966/ (дата обращения: 11.03.2023).

Я, Пенькова Т. В., учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 2 г. Краснодара неоднократно принимала участие в ЕГЭ (последний раз в 2013–2014 учебном году). В 2009, 2010гг. участвовала в проверке работ по истории. К системе сдачи экзаменов в виде ЕГЭ отношусь положительно. Из опыта работы поняла, что необходима своя система подготовки учащихся к экзамену (ведь только учитель может знать сильные и слабые стороны своих учеников).

Ни для кого не секрет, что количество слабых учащихся в выпуске достигает 20 %. И для того, чтобы они преодолели экзаменационный порог, необходима планомерная подготовка к экзамену.

Ученики отстают в обучении по разным причинам:

1)                 слабое физическое развитие, хронические заболевания;

2)                 пропуски занятий в школе по болезни;

3)                 задержка психического развития;

4)                 педагогическая запущенность;

5)                 отсутствие у ребенка наработанных общеучебных умений и навыков за предыдущие годы обучения;

6)                 прогулы учебных занятий и т. д.

Но именно от учителя зависит, каков будет интерес ученика к предмету.

В 2013 -2014 учебном году я вела уроки истории, обществознания, элективный курс в 11-х классах. Целью элективного курса было не только помочь сильным ученикам, но и слабым учащимся лучше подготовиться к экзамену по обществознанию (тем более, что данный предмет, в силу сложившихся обстоятельств, является наиболее востребованным).

Классифицировать слабоуспевающих можно так:

1)      те, кто имеет слабые умственные способности;

2)      те, кто имеет слабые учебные умения;

3)      те, у кого низкие навыки устной и письменной речи;

4)      те, кто не владеет нормой чтения;

5)      те, у кого низкий уровень памяти;

6)      те, у кого не сформировались навыки исполнительского труда;

7)      те, у кого не сформировалось прилежание;

8)       те, у кого низкая мотивация к изучению материала.

Из вышесказанного становится понятным, что низкую успеваемость надо рассматривать комплексно: в рамках школы, класса, семьи, подростка.

Мой подход к данному вопросу следующий:

1)      стараюсь выяснить;

2)      нахожу способ подойти к ней со всех сторон (в 90 % работая с учеником)

3)      использую разные методы — тренажеры

—        работа с понятиями

—        работа с таблицами

—        работа с картами (история)

—        работа с тематическими тестами

—        проведение дополнительных консультаций после уроков

—        презентации

—        работа в парах

—        работа в группах

—        компьютерные технологии

Использование данных методов позволило

—        значительно улучшить изучение материала, заданного на дом

—        улучшить изучение и закрепление материала на уроках

—        усилило интерес отдельных учащихся, за которыми потянулись остальные

Для успешной сдачи экзамена ученик должен обладать не только теоретическим материалом, но и научиться применять его на практике, что и помогают делать тематические тесты, в которых

—        представлены разные задания по одной теме

—        удобно проводить уроки повторения пройденного материала

—        вести контроль знаний и умений.

От тематических тестов проще переходить к типовым, решать демоверсии.

Выполнение диагностических работ ещё один из этапов подготовки к экзамену. Чтобы проследить результаты и уровень подготовки учащихся — ведётся диагностическая карта класса.

Для того, чтобы разнообразить изучение материала, чтобы урок не был сухим и занудным, я использую элементы игры, ребусы, кроссворды и т. д., выполненные учениками с повышенным чувством юмора, фантазии, новизны.

В течение года я провожу не менее 2-х раз пробное ЕГЭ с последующим обсуждением результатов. Всё это должно сделать экзамен не испытанием на прочность нервной системы ученика, а привычным моментом, где с помощью рассуждения, анализа, применения теории и практики ученик сможет получить наиболее высокий балл, который поможет ему при поступлении в ВУЗ.

Основные термины (генерируются автоматически): изучение материала, ученик, экзамен, элективный курс.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Московское высшее общевойсковое командное училище экзамены
  • Московское высшее военное командное училище экзамены
  • Московское бульварное кольцо прекрасное место для прогулок егэ решение
  • Московский энергетический институт какие экзамены
  • Московский экономический институт вступительные экзамены

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии