Мотива на экзамен

Методы
развития мотивации выпускников 9, 11 классов

 в
целях успешной подготовки к сдаче экзаменов.

 (1 слайд)

Главным результатом
школьного образования является выпускник, обладающий практическими навыками,
готовый к самостоятельной познавательной деятельности, имеющий способности реализовать
собственные проекты, то есть обладающий набором определенных компетентностей.

Учитывая, что мотивация
запускает любую деятельность, мы понимаем, что мотивы играют важную роль в деятельности
выпускников при сдаче ОГЭ и  ЕГЭ.
(2
слайд) (3 слайд)

 А формирование учебной
мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы.  Мы
знаем насколько бывает сложно направить энергию старшеклассников в нужное
русло. Старшеклассники переживают сложный психологический период, стресс усугубляется
необходимостью подготовки к единому государственному экзамену. Правильная
мотивация поможет подростку пережить этот сложный период.

     Современный выпускник должен не только владеть специальными
знаниями, умениями и навыками, но и ощущать потребность в  достижениях и
успехе. Необходимо прививать ему интерес к накоплению знаний, непрерывному
самообразованию, поскольку постоянно развивающаяся система профессионального
образования требует соответствия содержания, форм и методов обучения
современным стандартам подготовки квалифицированного специалиста. В связи с
этими изменениями проблема профессиональной  мотивации приобретает сегодня
особое значение.

Мотивация — это побуждения, вызывающие активность личности и
определяющие её направление.

Мотивация – это побуждение к
действию, динамический процесс физиологического и психологического плана,
управляющий поведением человека, определяющий его направленность,
организованность, активность и устойчивость.
(4 слайд) (5слайд) (6слайд)

Результаты ОГЭ зависят не
только от интеллектуальных способностей, но и от личностного развития: уровня
притязаний, желания познавать новое, мотивации, ценностных ориентаций,
способности к самообразованию и т. д.

Сейчас ни для
кого не секрет, что успешность школьника определяется не только и не столько
его способностями, сколько его желанием учиться, то есть мотивацией. Для
успешного овладения каждой деятельностью необходим определенный уровень
интеллекта; дальнейший же успех обусловливается не интеллектом, а другими
индивидуально-психологическими особенностями.

Известна
также масса случаев, когда дети, обладающие блестящими умственными
способностями, имели слабую успеваемость и, наоборот слабые дети активно себя
ведут на уроках.

Таким образом, мотив – это
смысл поведения и деятельности человека.

Однако ученик не может быть
замотивирован на успешную сдачу ОГЭ, если ранее у него не было мотивации к
изучению определенного предмета. Поэтому работу по повышению мотивации  необходимо
начинать с самых первых тем.

Известно, что
развитие школьника будет более интенсивным и результативным, если он включен в соответствующую
деятельность, в зоне его ближайшего развития, если учение будет вызывать
положительные эмоции, а педагогическое взаимодействие участников
образовательного процесса будет доверительным, усиливающим роль положительных
эмоций.
(7слайд) (8слайд) (9слайд)

Однако по мере вхождения ребенка в
подростковый период происходят существенные изменения в характере, в его учебно
— познавательной деятельности. Учеба перестает быть ведущей деятельностью, и
активность подростка в большей степени направляется на общение со сверстниками,
на внеклассные виды деятельности. «В этом возрасте особенно важно сформировать
у школьников позитивную и устойчивую самооценку личности, уверенность в
собственных силах, веру в возможность достижений и в собственную
состоятельность».
(10слайд) (11слайд)
(12слайд) (13слайд) (14слайд)

Формирование мотивации – это
не закладка готовых мотивов и целей в голову учащегося, а помещение его в такие
условия и ситуации развёртывания активности, где мотивация и цели складывались
и развивались бы с учётом и в контексте прошлого опыта самого ученика.

Главным звеном мотивации является побуждение — поведенческое
проявление желания удовлетворить свои потребности.

Учебный процесс относят к сложным видам деятельности. Мотивов для
обучения много и они могут не только проявляться отдельно в каждом человеке, но
и сливаться в единое, формируя сложные мотивационные системы.

В связи с этим возникает объективная необходимость изучения
методов мотивации старшеклассников при сдаче  ОГЭ, ЕГЭ.

 Для того чтобы повысить мотивацию учащихся, необходимо
использовать весь арсенал методов организации и осуществления учебной
деятельности:
(15слайд) (16слайд)
(17слайд) (18 слайд)

·        
словесные

·        
наглядные и практические
методы

·        
репродуктивные и поисковые
методы

·        
методы самостоятельной учебной
работы и работы под руководством учителя.

Итак, мотивация-это самая сложная проблема, с которой приходится работать, но и
самая интересная. На уроках нужно применять разные педагогические приёмы и
методы, позволяющие формировать и развивать мотивацию.

Методы повышения мотивации
выпускников.

 (19слайд) (20слайд) (21 слайд) (22 слайд)

1. Школьная успеваемость является одним из важнейших аспектов
достижения желаемых результатов. Ребенок не должен подвергаться давлению: это вызовет
психологический дискомфорт, ведь нельзя заставить человека быть счастливым.
Самое важное в ситуации, когда тяга к знаниям не особо высока — сохранять
спокойствие и правильно мотивировать ребенка. Есть интересный психологический
прием — можно попробовать на время поменяться с подростком обязанностями. Такой
метод позволяет доказать подростку, что сложности, возникающие в процессе
обучения — мелочь по сравнению с проблемами взрослых. Обычно после этого страхи
старшеклассников отходят на задний план, и подготовка к ЕГЭ будет
максимально эффективной.
(20слайд)

2. Для того, чтобы придать ребенку дополнительный стимул к получению
знаний, достаточно выяснить причину его невнимательности.

(21 слайд).

Как правило, это объясняется недостатком самостоятельности в
принятии решений, отсутствия помощи при разборе сложных материалов и
рассеянности внимания. Все эти факторы  можно корректировать, у каждого
подростка есть свои сильные стороны в тех или иных предметах. К примеру, задачи
по алгебре могут выполняться с легкостью, а гуманитарные предметы — наоборот,
вызывать скуку.

3. Применять наглядность как средство развития интереса к урокам.
Использование наглядности на уроках  способствует формированию четких
представлений о правилах и понятиях, развивает логическое мышление и речь,
помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к
обобщению, которые затем применяются на практике.

4. Необходимо применять современные информационные технологии,
которые, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации учащихся,
формированию ключевых компетенций, а с другой – организуют работу учащегося и
учителя.
(22 слайд).

 Компьютер используется с
самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ
диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания
качества обучения, для проведения интегрированных уроков.

5. Применение мыслительных задач также является одиним из приёмов,
для развития интереса к занятиям. Когда ученик видит, для чего он вместе с
учителем производит сложную работу, требующую от него напряжения умственных
сил, у него возникает интерес к учебным занятиям.

6.
Самый мощный элемент в обучении  это-стимул. Отсутствие  стимула, означает
отсутствие смысла учебы. Нужно научить разбираться ребенка в том, что ему
непонятно, начиная с малого.
 (23 слайд).  Одну большую задачу
разбить на подзадачи так, чтобы ученик смог самостоятельно их сделать. Если,
ученик в каком то виде деятельности достигнет мастерства, то внутренняя
мотивация будет расти.

7. Рост
уверенности в себе, своих силах способствует усилению внутренней мотивации.

8. Нужно
отмечать достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение.
Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал
самостоятельным.

9.  Не
осуждать за неудачу, неудача сама по себе является наказанием. Страх и
напряжённость затрудняет процесс сдачи ОГЭ. Неудачи снижают мотивацию.

10. Правильно
преподносить содержание учебного материала, чтобы это было интересно.
 (24 слайд).

11.  Изменять
методы и приемы обучения.

12.  По
возможности стараться на уроке чаще обращаться к каждому ученику, осуществляя
постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно
понятое.
(25 слайд).

13. Постоянно
и целенаправленно заниматься развитием качеств, лежащих в основе развития
познавательных способностей: быстрота реакции, все виды памяти, внимание,
воображение и т. д

Основная задача каждого
учителя – не только научить, но и развить мышление ребенка средствами своего
предмета.

14.
Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса
как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания,
расширяя кругозор учащихся.

15. Всеми
возможными способами пробуждать в учениках интерес к учебе – быть самим
интересным, сделать интересными методы преподнесения информации и сделать
интересной свою дисциплину.
(26 слайд)

16.
Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра —
дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Каждый
возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный
эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.

17.
Создание ситуации успеха, через выполнение заданий посильных для всех учащихся,
изучение нового материала с опорой на старые знания.

18.
Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной
атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

19.
Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку
результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например,
«почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).

20.
Стимулирование деятельности, через оценку, благодарность, словесное поощрение,
выставку лучших работ, оказание учителем незначительной помощи, усложнение
заданий.

21.
Выяснить, что является причиной низкой мотивации учеников: неумение учиться или
ошибки воспитательного характера. После этого поработать с проблемными
сторонами.

22.
В деле повышения интереса ученика к учебному процессу очень важен контакт с
ребенком и доверительная атмосфера.

Создание атмосферы
энтузиазма, оптимизма и веры детей в свои способности и возможности.

    Таким образом,
успешность учебно-познавательной  деятельности и, в конечном  счете, качество
образования зависят от внутренней мотивации. Это направление  не остается вне
поля нашего внимания. Устойчивый интерес старшеклассников, их мотивация – для
нас это один из критериев эффективности нашего педагогического процесса.

В педагогике сформировалось мнение, что при подходе к изучению темы надо
специально поработать над тем, чтобы вызвать у учеников интерес к ее изучению.  Применяются
такие термины как:

1“интригующее начало урока”;

2“эмоциональная завязка урока”,

3“активизация внимания к новой теме” и т.п.

Необходимо тщательно продумать начало урока, чтобы оно захватило учащихся
своей необычностью, яркостью, удивительностью, которая позволяет затем удачно
организовать изучение нового материала. Для этого необходимо активно всем
педагогам формировать умение применять самые разнообразные методы
стимулирования и мотивации учения.

Также важно исследовать направленность
мотивов
(27
слайд)и при необходимости
целенаправленно формировать те,  которые способствуют успешности
учебно-познавательной деятельности,  а именно мотивы, направленные на познавательную
и социальную сферы
.

 Познавательные мотивы отражают
стремление школьников к самообразованию, направленность на самостоятельное
совершенствование способов добывания знаний.                      

Социальные мотивы
состоят в том, что ученик не только хочет  взаимодействовать с другими людьми,
но и стремится осознавать, анализировать способы и формы своего сотрудничества
и взаимоотношений с учителем, одноклассниками по классу, постоянно
совершенствовать эти формы. Мотивы данного характера являются важной основой
самовоспитания, самосовершенствования личности.
(28слайд)

Подготовленность
к чему-либо понимается нами как комплекс приобретенных знаний, навыков, умений,
качеств, позволяющих успешно выполнять определенную деятельность. В готовности
учащихся к сдаче итоговой аттестации мы выделяем следующие составляющие:
(29слайд)

·        
информационная готовность (информированность о
правилах поведения на экзамене, информированность о правилах заполнения бланков
и т.д.);

·        
предметная готовность или содержательная (готовность по определенному предмету,
умение решать тестовые задания);

·        
психологическая готовность (состояние готовности – «настрой», внутренняя
настроенность на определенное поведение, ориентированность на целесообразные
действия, актуализация и приспособление возможностей личности для успешных
действий в ситуации сдачи экзамена).

Индивидуализированное обучения

Очень важной
формой обучения являются индивидуализированное обучение т.е. такая
организация учебного процесса, при которой индивидуальный подход и
индивидуальная форма обучения являются приоритетными. Она предполагает
проектирование учебной деятельности на основе индивидуальных качеств ребенка
(интересов, потребностей, способностей, интеллекта и др.)

При
индивидуальном подходе внимание оказывается не только тем, кто испытывает
затруднения  при подготовке к ОГЭ, ЕГЭ но и тем, кто обнаруживает высокий
уровень умственного развития, проявляет ярко выраженные интересы, склонности и
способности к тем или иным видам деятельности.

В учебной
деятельности чрезвычайно важно то, насколько самостоятелен учащийся в усвоении
знаний, формировании умений и навыков. Самостоятельность в учебной деятельности
прямо связана с самостоятельностью мышления, осознанным выбором вариантов
решения познавательной задачи, критической самооценкой всего воспринимаемого,
перерабатываемого.    

Индивидуализированная
форма обучения предоставляет большие возможности для самостоятельной
деятельности школьников.

Большую помощь в работе оказывают
дополнительные занятия с учащимися после уроков.

Здесь можно уделить внимание каждому
ученику, ответить на его вопросы, а также отследить, понимает ли он тему
занятия и справляется ли он с заданиями. Есть возможность дать практические
рекомендации по выполнению тестовых заданий по всем частям ОГЭ.
Обязательно использование во время работы справочных материалов, таблиц и схем,
алгоритмов.

Самое главное, на мой взгляд, в любой
методике, в любой работе – это желание, осознание важности такой работы самим
учащимся, кропотливая деятельность вместе с учителем.

В современных
условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его
образовательный результат проявлялся в формировании системы жизненно важных,
практически востребованных знаний и умений, что позволит учащимися
адаптироваться к жизни и относиться к ней активно и творчески.

Иногда подготовка к экзамену превращается в бесконечный марафон. Со временем устаёшь: начинаешь пропускать дни занятий, делать упражнения для галочки, мотивировать себя становится всё сложнее…стоп! Не надо так. Сегодня вместе разберёмся, как вернуть — или найти — мотивацию при подготовке.

Напиши study plan

Возможно, мотивация пропала потому, что занятия стали слишком однообразными. Так бывает, если, например, делать один за другим пробные тесты или каждый день читать по одной статье из одного и того же источника. План занятий поможет тебе заметить и скорректировать такие повторяющиеся моменты. Если равномерно распределить по неделе чтение, письмо и аудирование; занятия с преподавателем и самостоятельно; просмотр любимых сериалов и прогон грамматики, то заниматься снова станет интереснее. 

Помни о дисциплине

Мотивация — это здорово и полезно. Ты горишь своей целью, готов свернуть горы и чётко понимаешь, зачем тебе этот экзамен. Однако иногда на смену мотивации должна приходить дисциплина. Кстати, study plan из совета выше отлично с этим поможет. Да, мы устаём, бывают не самые удачные дни, одолевает лень. Однако до экзамена в каждом твоём дне должно быть немного английского. Даже если кажется, что сил уже нет, попробуй сделать ещё один маленький шаг. И ещё один. И ещё. Через некоторое время эти шаги приведут тебя к желанному результату. 

Поменяй преподавателя

Подготовка к экзамену — важная задача. Ты должен чувствовать поддержку преподавателя и видеть свой прогресс. А ещё — на занятиях должно быть комфортно. Если тебе кажется, что что-то не так, обсуди свои наблюдения с учителем и попроси поменять то, что не нравится. Например, если не очень уверенно чувствуешь себя в части speaking и хочешь больше практиковаться или если критерии оценки эссе так и остаются для тебя загадкой. Если преподаватель не прислушивается к своим пожеланиям и никак не комментирует свои методы, нет ничего страшного в том, чтобы сменить учителя. 

Оплати блок занятий

Если финансы позволяют, а твой преподаватель тебя полностью устраивает, попробуй оплатить большой блок занятий. Это даст тебе уверенность в том, что даже в моменты лени и отсутствия внутренней мотивации тебе придётся прийти на урок. Опытные преподаватели обычно хорошо замечают, когда у студента начинается выгорание при интенсивной подготовке. Они скорректируют план подготовки, обсудят прогресс или даже что-то кардинально изменят в занятиях. Внешняя мотивация от преподавателя может придать новых сил.

Поделись успехами и сложностями

Общение с единомышленниками поможет сделать подготовку более увлекательной и не опускать руки. Представляешь, сколько людей сейчас готовятся к тому же экзамену, что и ты? Попробуй найти тематические группы или чаты в мессенджерах и социальных сетях, чтобы делиться опытом. В таких группах можно сравнить эссе, потренировать устную часть в неформальной обстановке, найти study buddy или попросить совета.

Отслеживай прогресс

Конечно, это лучше делать с самого начала подготовки. Сделай таблицу в Excel или оформи страницу в планере. В неё можно заносить результаты пробных тестов, количество баллов за определённые задания, комментарии преподавателя, который хвалит твою работу или советует, на что обратить особое внимание. В моменты усталости трекер прогресса поможет тебе увидеть, сколько уже пройдено и как улучшились твои навыки. 

Выдохни

Сделай перерыв. Выбери допустимый для тебя промежуток времени — день, выходные или даже неделю — и устрой мини-каникулы. Не читай про экзамен, не говори про экзамен, даже не думай про экзамен. Небольшая перезагрузка поможет тебе отвлечься, а мозгу — обработать всю полученную информацию. После такого перерыва ты возобновишь подготовку со свежими силами.

Запишись на экзамен

Как правило, оплата экзамена и знание определённой даты помогает собрать волю в кулак и заниматься максимально интенсивно. Ты понимаешь, что пути назад нет и снова начинаешь уделять время подготовке каждый день, даже если раньше было лень или некогда.

Есть рабочие советы, как поддерживать мотивацию? Поделись в комментариях!

Post navigation

Итак, ваш ребенок пошел в девятый класс, и ему предстоит сдавать ОГЭ. Или он уже в одиннадцатом, и впереди ЕГЭ, а там и поступление в вуз, конкурс, нервы, стресс… Нет ни одного школьника, который пережил бы государственные экзамены без тени волнения.

Волноваться накануне ОГЭ и ЕГЭ вполне естественно для школьника. А вот роль родителей гораздо сложнее: они должны поддерживать, вселять уверенность, в нужный момент подталкивать, а иногда и оставить в покое. По словам педагогов, многие родители, напротив, склонны нервничать из-за детей больше, чем те сами за себя беспокоятся, они накаляют обстановку и в конечном счете не помогают школьнику, а, наоборот, сами требуют помощи и поддержки.

О том, как не стать «беспокойным родителем» и действительно помочь своему ребенку накануне ОГЭ и ЕГЭ, рассказывает консультирующий психолог Марфа Бусева.

Подготовка к испытанию: начальный этап

Подготовка к экзамену

Этот раздел статьи – для тех, чьи дети, возможно, еще даже не учатся в школе. Это должен знать каждый родитель, что бы там ни происходило в отечественной системе образования. Выпускные экзамены – результат не последнего года обучения и не двух последних, а всех предыдущих лет обучения ребенка в школе. То есть, если в этом году вы отправляете ребенка в первый класс, вы уже начали закладывать фундамент его будущего успеха и неуспеха. И если этот фундамент достаточно крепкий и надежный, то сдавать ОГЭ и ЕГЭ вашему ребенку будет намного проще.

Итак, из чего строится фундамент личности ребенка?

  • Базовое доверие к миру, к себе, к родителям. Эта ценность закладывается еще раньше, чем ребенок начинается учиться в школе. Важно, чтобы за годы учебы она не пошатнулась. Как показывает мой личный опыт психолога, гораздо лучше сдают экзамены те дети, у которых хорошие, доверительные отношения с родителями и нет страха быть непонятыми или отверженными.
  • Правильно сформированная самооценка. Разумное отношение к успехам и неудачам, умение адекватно оценить свои способности, желание при помощи ОГЭ и ЕГЭ решить только те задачи, которые решает экзамен, а не доказать себе и всему миру, что ты в порядке. И естественно, в адрес школьника никогда не должны звучать стоп-слова: «ты не сможешь», «ты неспособный», «из тебя ничего не получится» и т.д.
  • Включенность в быт. Наверное, вашему подростку не раз приходилось самому решать мелкие бытовые задачи, заполнять квитанции, просыпаться по будильнику, выполнять поручения. Если нет, то самое время начать включать его в подобную деятельность. Любая «взрослая» ответственная задача – это своего рода тренировка: не ограждайте детей от возможности почувствовать себя смелыми и приспособленными к жизни.
  • Развитая учебная мотивация. Человек всегда делает лучше то, что ему нравится, от чего он получает удовольствие. Такая мотивация не вырастает за один день: важно, чтобы за годы учебы ребенок перепробовал достаточно много занятий, походил в разные кружки, чтобы у него появились любимые предметы, а за ними и любимые сферы деятельности.

Если ребенок не знает, чем ему интересно заниматься: потратьте время на то, чтобы уже сейчас показать ребенку разные возможности этого мира. Сходите на экскурсию на производство, пообщайтесь с друзьями и знакомыми, чья профессия вызывает у ребенка интерес. Пройдите онлайн-тест на профориентацию. По возможности часто, но без нажима беседуйте о том, как ребенок видит свою будущую жизнь, какие дела ему будет приятно делать, что должно его окружать.

Если к 14–15 годам ваш ребенок способен признаться, что в чем-то он не слишком силен, а в чем-то очень даже хорошо разбирается; если у него есть любимое дело и он отлично понимает, зачем ему сдавать ОГЭ и ЕГЭ по тому или иному предмету; если он доверяет вам и понимает, что никакие неудачи не отвернут вас от него, – считайте, что половину дела по подготовке к экзаменам вы уже сделали.

Основной этап: когда экзамен не за горами

За год-два до сдачи государственной аттестации (и любого другого экзамена) очень важно усердно учиться. Однако не все школьники могут похвастаться умением распределять силы и учиться ровно, без срывов. Для того чтобы год перед экзаменом прошел максимально продуктивно, нужно следовать ряду правил. Это своего рода поведенческая гигиена человека, который собирается успешно сдать экзамены.

Готовимся к экзамену

Станьте одной командой с педагогами. Накануне ЕГЭ и ОГЭ школьник и его семья не остаются один на один с надвигающимся испытанием: весь год вашего ребенка будут готовить к экзамену в школе. Лучше всего, если вы познакомитесь с учителями, спросите у них совета. Предложите им помощь: педагогу будет отрадно понимать, что его ученик имеет надежный тыл.

Оцените обстановку. Если вы сомневаетесь, что ваш ребенок способен дать объективную оценку своим возможностям, узнайте у педагогов, как они оценивают шансы ребенка на успешную сдачу экзаменов. Как правило, слабые места ученика педагогу известны, например хорошо пишет контрольные, но невнимательно решает домашние задания,  хорошо проводит лабораторные задачи и никак не может справиться с теорией. Вооружившись сведениями, постройте стратегию подготовки с учетом сильных и слабых сторон ребенка.

Начните уже сейчас. Откладывать подготовку к экзаменам на январь, на последнюю четверть, последнюю неделю или ночь – в равной степени опрометчиво. Чем больше у вас времени, тем лучше! 

  • Если ребенок хочет отложить все на потом: тщательно продумайте все аргументы в пользу того, почему не надо откладывать в долгий ящик подготовку к экзаменам. Проведите дискуссию, попросите ребенка тоже предъявить аргументы в пользу его стратегии.
  • Если ребенок отказывается от дискуссии и обещает, что все решит сам: в этой непростой ситуации лучше всего прийти к компромиссу. Предложить вариант: вы даете ребенку задачи на месяц, а он в конце месяца показывает вам результаты. Если по какой-то причине ему не удается выполнить задания, предложите ребенку вернуться к ранее заявленной стратегии

Начните правильно. Если с первого сентября одиннадцатиклассник начнет по шесть часов сидеть за задачами и вариантами из банка ЕГЭ, то есть риск перегореть уже к ноябрю. Лучше всего составить план работы – полный, подробный, вплоть до каждой темы, оставляя свободные часы для проработки тем, которые окажутся неожиданно сложными.

Спланируйте год вместе. Бывает, что заботливые родители сами составляют для выпускников план работы. К сожалению, такая забота окажет вам медвежью услугу: школьнику гораздо сложнее принять план, в составлении которого он не принимал участия. Лучше поработать сообща: обсудить, выслушать друг друга, аргументировать свою личную позицию, пойти ребенку навстречу во всех моментах, которые позволят ему заниматься с наибольшим комфортом.


Как сдавать ЕГЭ в 2018 году


Договоритесь о контроле. Мало какой родитель сумеет на целый год забыть, что летом ребенку сдавать ОГЭ или ЕГЭ. Скорее всего, вам захочется знать, как идут дела с подготовкой. Здесь важно сразу проговорить правила:

  • Не шпионить! Уважайте достоинство вашего взрослого ребенка. Не заглядывайте в его конспекты без его ведома, принимайте все сведения только из его рук и с его согласия.
  • Установить порядок. Самое неприятное, когда родительский контроль имеет стихийный характер. Определите, в какое время и по каким дням вы будете беседовать о подготовке к экзаменам. В остальное время старайтесь не напоминать ребенку о контроле.
  • И без спекуляций. Промежуточные результаты подготовки к ЕГЭ и ОГЭ не стоит использовать для того, чтобы принимать решения о жизни ребенка. Поход в кино, покупка подарка, прогулки, общение со сверстниками не зависят от того, как человек готовится к экзаменам.

Если ребенок не слишком успешно готовится к экзаменам: конечно, поговорить с ним стоит. Иногда волшебные пинки действуют лучше, чем терпеливое молчание. 

Важно соблюдать два простых правила: помнить, что вы на территории ребенка (это его задача, его экзамен, его жизнь), а еще обсуждать всегда работу, ошибки, результаты, план спасения, но только не личность исполнителя. Переходить на личности при разговоре о ЕГЭ и ОГЭ – запрещенный прием.

Если ребенок лежит на диване и прокрастинирует день за днем, не желая подняться и сделать то, что от него требуется: если вы уверены, что ваш ребенок физически и психически здоров, то причина подобного поведения кроется в слабой мотивации. Может оказаться, что вы с ребенком не совсем верно выбрали экзамены. Вероятно, он просто не представляет себе возможности, которые перед ним откроются после сдачи экзамена, или он к ним решительно холоден. Советую откатиться назад и еще раз проговорить, зачем сдаются экзамены, чего ребенок хочет от жизни и есть ли связь между первым и вторым. 

Помогите ребенку наладить режим работы

мать и дочь.jpg

Поверьте, это действительно очень важно. Даже если вам кажется, что ребенок не слишком перенапрягается, что, просидев бессонную ночь за учебниками, потом отоспится, что он у вас особенно вынослив и работоспособен, – пожалуйста, не пускайте все на самотек. Обратите внимание на распорядок дня ребенка, помогите ему наладить жизнь так, чтобы было удобно заниматься. Если вовремя есть и спать, отдыхать, гулять, хоть сколько-нибудь двигаться, то ваш выпускник действительно будет более работоспособным и сумеет лучше подготовиться к ЕГЭ. 

Золотые правила режима дня:

  • Не стоит заниматься одним и тем же делом без перерыва дольше 45 минут. Если школьник решает математику в течение часа и за это время ни разу не встал со стула – пора прерваться хотя бы на 5 минут. Сделать зарядку, выпить чаю, просто подойти к окну и посмотреть на улицу.
  • Если нет возможности устроить себе качественный перерыв, просто смените род деятельности: если 40 минут вы задействовали логику, переключитесь на механические действия, не требующие высокой концентрации.
  • Лучше всего, если хотя бы час в день останется свободным для ребенка: пусть в это время он гуляет, занимается любыми делами, общается. Подобное времяпрепровождение иногда кажется родителям бездельем, на самом деле в это время ребенок восполняет свой внутренний ресурс. Кружки и секции здесь не в счет, кроме того случая, если занятия в секции доставляют ему большое удовольствие.
  • Хорошо бы работать понемногу каждый день, но один день недели назначить выходным. Пусть хотя бы раз в две недели ученик отодвигает учебники подальше.

Если вы все сделаете правильно, то уже через месяц регулярные, ритмичные занятия войдут в привычку вашей семьи, и ребенка можно будет оставить наедине с его учебными задачами. Однако ребенок все еще нуждается в психологической поддержке.

Итак, что стоит сделать родителю в этот ответственный период?

  • Позаботиться о себе. Ваши нервы тоже могут зашкаливать, разговоры о предстоящих испытаниях способны надолго выбить из колеи. Помогите себе: держите наготове легкие успокоительные препараты, найдите индивидуальный рецепт борьбы со стрессом (ванна, прогулки) и постарайтесь не разговаривать с ребенком об экзамене, если чувствуете, что взволнованы или раздражены.
  • Снижать значимость результата. Эта мера важна, если ваш ребенок очень беспокоится за свой будущий результат и возлагает на ОГЭ и ЕГЭ большие надежды. Проговорите с ним различные сценарии развития событий: если он сдаст чуть хуже, чем ожидал, или значительно хуже, или вообще провалится. Важно, чтобы по окончании этой проработки ребенок ощутил: после ЕГЭ жизнь продолжается, всегда все можно исправить и улучшить.
  • Напоминать ребенку, что любите его. Доброе слово, ласковое прикосновение, маленький подарок или любимый фрукт – найдите способ напомнить ребенку, что он не один. Вы рядом и любите его, что бы ни случилось.

Решающий этап: сутки перед экзаменом

прикован.jpg

Итак, мы подошли к самому ответственному моменту. Здесь самое главное – постараться сохранять спокойствие. Даже если ребенок не идеально подготовлен, он сдаст экзамены значительно лучше, если будет спокоен. Тревожность добавит ошибок и неточностей в его работу. В последние две-три недели перед экзаменом не ссорьтесь с ребенком по пустякам, не выясняйте отношения. Отведите для тяжелых разговоров другое, более благоприятное время.

Перед тем как сдавать ОГЭ (ЕГЭ), каждый ученик обязан:

  • Отдохнуть. Не стоит последние часы перед экзаменами отводить на интенсивную подготовку и серьезные интеллектуальные нагрузки.
  • Выспаться. Каждый год несколько тысяч выпускников портят себе оценки, а подчас и судьбу тем, что всю ночь накануне что-то повторяли, решали, созванивались с товарищами… Ложитесь спать! Это лучшее, что сейчас можно сделать.
  • Хорошо поесть. Если физический ресурс на нуле, никакие блестящие мозги не сработают на экзамене. Девушкам лучше не сидеть на диете: дефицит глюкозы тоже успеху на экзаменах не способствует.
  • Повторить то, что хочется. Если справочник в руках успокаивает, пусть ребенок его читает. А так, в последний день перед экзаменом лучше не пытаться уложить в голову что-то важное: скорее всего, эти знания усвоятся не слишком твердо, и в ответственный момент вы все равно все забудете.

Финальный этап: сразу после

Вот ваш ребенок вышел из здания, где проводился экзамен, позвонил вам и сказал: «Все, я написал». Понятно, что не все родители могут ждать детей дома в этот день, у всех свои планы. Однако когда вы все-таки встретитесь, разговор о прошедшем экзамене наверняка состоится.

И здесь – одно правило. Не устраивайте допрос с пристрастием. Дождитесь, пока ребенок сам захочет что-то рассказать. Не ругайте его за оплошности, не проверяйте его ответы. Просто дайте ему выговориться, постарайтесь настроиться на одну эмоциональную волну.

А еще лучше устройте себе и уставшему ребенку маленький праздник. Пройдитесь по магазинам, погуляйте по парку, купите торт, посидите дома в уютной обстановке. Независимо от того, как будет написан ЕГЭ или ОГЭ, сегодняшний день будет днем поддержки и семейного тепла.

Александра Чканикова

В общем, остается все это лежать на столе нетронутым до следующего раза. И чем времени остается меньше, тем сильнее лень. Знакомо? Казалось бы, предэкзаменационный аврал — самое время собрать все силы и все внимание… А тут такая напасть. Но готовиться-то все равно надо. Давайте-ка разберемся.

Самое интересное, что в науке психологии вообще нет такого понятия — «лень».

Психологи поясняют: так называемая лень — это отсутствие мотивации. Иначе говоря, очень просто: не делаешь — значит, не хочешь делать, нет достаточно сильного мотива.

Какой можно сделать из этого вывод? Важно найти свой, индивидуальный, мотив, который заставит делать то, что так необходимо.

Кстати, частенько учителя и родители любят говорить о силе воли. Понимая ее как «сожми зубы и делай». Не зная о том, что воля тесно связана с ценностями человека. И лучший способ заставить себя что-то сделать — это найти ту ценность, ради которой стоит действовать.

Итак, мотив — это побудительная сила, заставляющая человека действовать.

Мы говорим о мотивах, когда отвечаем на вопросы «Почему?», «Ради чего?», «Какой смысл?». Как только появляется мотив, человек может сформулировать цель и начать поиск средств для ее реализации. Очень тесно мотив связан с ценностями, только ради чего-то ценного для нас мы действуем.

Как заставить себя готовиться к экзамену? Немного о мотивации. Часть 1

Фото: Depositphotos

Мотивы бывают разные. И, конечно, самый эффективный из них — интерес. Легче всего заставить себя учить предмет, который интересен, близок. Чтобы стимулировать себя, начните учить с самой интересной для вас темы. Может быть, с той, что описана наиболее увлекательно. Это поможет втянуться и постепенно пройти по всему необходимому материалу. Но даже в скучном, на первый взгляд, предмете можно найти что-то интересное. Попробуйте поговорить с человеком, увлеченным именно этим, его интерес может заразить и вас.

С детства одним из самых действенных мотивов для каждого является страх наказания. Запугивать самого себя ремнем, пожалуй, смысла не имеет, а вот в красках представить себе последствия несданных экзаменов можно. Этот способ эффективен далеко не для всех. Если вы в детстве в ответ на угрозы родителей назло делали все еще хуже — этот способ не для вас.

Противоположный мотив, как можно догадаться, мотив поощрения. Этот способ, наверное, известен каждому. Придумайте, чем себя порадовать за каждый выученный раздел или десяток решенных задач. Представьте, насколько свободно вы будете себя чувствовать, как только покончите с экзаменами.

Как заставить себя готовиться к экзамену? Немного о мотивации. Часть 1

Фото: Depositphotos

Вы ведете ежедневник, составляете список покупок перед походом в магазин и всегда по дням планируете каникулы? Порядок для вас важен во всем. Используйте эту значимую для вас ценность и при подготовке к экзаменам. Составьте план учебы и вычеркивайте пункты по мере их выполнения. Каждый зачеркнутый пункт будет вдохновлять вас на новые подвиги. Практика показывает, что этот простенький, вроде, прием помогает многим.

Бывает так, что главный мотив для человека — общение. Вы из тех, кто любит всегда быть среди людей, что-то обсуждать, спорить, делиться информацией? В таком случае не запирайтесь при подготовке к экзаменам в четыре стены. Иначе это будет восприниматься как настоящая пытка. Например, этап закрепления материала вполне можно провести в форме коллективного обсуждения с такими же общительными одноклассниками.

Как заставить себя готовиться к экзамену? Немного о мотивации. Часть 1

Фото: Depositphotos

Если для вас очень ценно мнение окружающих о вас, то имеет смысл использовать этот стимул при подготовке. Договоритесь с кем-то из близких, что вы будете «отчитываться» за каждый выученный раздел. Такая демонстрация ваших достижений поможет вам с гораздо большим воодушевлением готовиться к экзаменам.

Интересный человеческий мотив — мотив противоборства, преодоления. Бывает, что человеку важно преодолевать трудности, не идти по накатанной колее. Сложные, запутанные загадки обычно вызывают у вас азарт и желание докопаться до ответа? Значит, этот мотив выражен у вас. Тогда лень при подготовке к экзаменам может быть связана с тем, что это обычно довольно монотонное, однообразное занятие. Постройте программу своей подготовки так, чтобы самые сложные вопросы, разделы шли в самом начале.

Кстати, это достаточно эффективно еще и потому, что по одному из законов памяти лучше всего как раз запоминается первое и последнее из заученного материала. Вспоминайте о том, что ваша лень — это очередное препятствие, которое вам нужно преодолеть. Очень полезно бывает разозлиться на себя: «Неужели я решаю такие сложные задачки, а не смогу всего лишь зазубрить десяток теорем?!».

Как заставить себя готовиться к экзамену? Немного о мотивации. Часть 1

Фото: Depositphotos

В целом, все человеческие мотивы можно свести к двум группам — внутренние и внешние мотивы.

Проще говоря, чтобы заставить себя взяться за какую-то работу, нужно либо найти какой-то внешний стимул (вознаграждение, похвала и т. д.), либо осознать, почему и каким образом эта работа важна для вас, найти интерес в самом процессе этой деятельности.

В следующей статье речь пойдет еще о нескольких общих рекомендациях.

мотивация при подготовке к ЕГЭ

Каждый хотя бы раз в жизни сталкивался с проблемой мотивации: когда работа висит над тобой, как дамоклов меч, а сил на выполнение – нет. Еще хуже, если времени на ее выполнения много – год или полгода. Уставшие от повседневных забот, каждый день мы говорим себе – «завтра, обязательно начну это завтра». Но дел меньше не становится, а гнетущее чувство, что время идет, а работа не делается, все усиливается.

Знакомо?

Каждый выпускник, желающий успешно сдать экзамены, испытывает это на себе. Подготовка к ЕГЭ требует не только значительных усилий, но и регулярности. Заучивание материала «рывками» и «по настроению» не эффективно и часто приводит к авралу ближе к началу лета. Что сделать, чтобы этого избежать?

Выработайте полезные привычки, следуя простым пунктам:

1. Проанализируйте своё время.
Задумайтесь, сколько времени вы тратите на просмотр забавных видеороликов, чтение социальных сетей, прослушивание музыки по дороге в школу и медитативный бездумный интернет-серфинг? Посчитайте.

2. Выделите время на подготовку или правило одного часа.
Instagram ведь может подождать? Вам придется буквально «отрезать» кусок времени от своих привычных дел. Должно получиться не меньше часа в день только на подготовку к экзаменам (выполнение школьных заданий в него не входит). Отрабатывайте этот час каждый день. Друзья позвали гулять вечером? Проснитесь на час раньше накануне и отработайте час. Вечером хочется спать? Тогда завтра придется отрабатывать два часа, а это уже сложнее. Заведите себе календарь и отмечайте отработанные дни.

3. Планируйте работу заранее.
Чтобы не оказаться в ситуации «я не знаю, за что взяться», составьте себе план на неделю. Подберите теоретические статьи, практический материал, выберите задачи, которые хотите научиться решать. И постепенно осваивайте их. Не успели выполнить материал за час? Отдыхайте со спокойной совестью, ведь завтра у вас будет еще час, за который вы успеете все доделать. Уже через пару месяцев вы обнаружите, как далеко продвинулись в освоении материала. И все это только за час в день.

4. Используйте время не только с пользой, но и в удовольствие.
Вы можете не верить, но учеба – это совсем не скучно, если не воспринимать ее как обязанность. Почувствуйте вкус к знаниям: вместо музыки закачайте себе в плеер аудиокниг по тематике экзамена.

студент готовится к экзаменам ЕГЭ

Вместо развлекательных передач сомнительной тематики после напряженного дня посмотрите образовательный фильм – он не менее развлекательный, но еще и полезный. Интересными материалами можно разгружать особенно тяжелые дни. Или вы можете стать Стахановцем от подготовки и работать сверх часа – ведь учеба приносит удовольствие, а зачем в нем себе отказывать?

Для успешной подготовки выпускнику требуется наставник, который подберет необходимый материал, даст домашнее задание и поможет разобраться в возникших сложностях.

Где можно подготовиться к ЕГЭ в Красноярске? На курсах подготовки в малых группах. Они не так дороги, как индивидуальная подготовка с репетитором, а часто и более эффективны: коллективная работа мотивирует здоровое соперничество, а дискуссии создают ту атмосферу научности, с которым столкнется будущий студент в ВУЗе.

Записаться к нам на курсы вы можете, позвонив по телефону +7(391)2-950-216, +7(391)2-4141-23

Глушенкова Ольга Александровна,
преподаватель истории и обществознания

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

С началом периода сдач экзаменов родители и преподаватели начинают искать различные способы мотивировать школьников и студентов к успешной учебе. Согласно исследованиям психологов, подходы к мотивации должны различаться — в зависимости от уровня уверенности в себе того, кого вы собрались мотивировать.

Доктор Ричард Ремедиос, адъюнкт-профессор психологии мотивации и вовлеченности студентов в Школе социальных наук Ноттингемского Трентского университета (Великобритания), работал с коллегами над изучением того, как мотивирующие фразы воспринимаются студентами, которые готовятся к выпускным экзаменам в Англии. В исследовательские проекты входили опросы о том, какие типы мотивирующих сообщений они получают от родителей, а в предыдущих исследованиях проводили опросы о подобных сообщениях от учителей.

Результаты опросов показали, что эффективность сообщения зависит не от того, что оно собой представляет, а от того, как воспринимается. Как говорится, красота в глазах смотрящего. А мотивация — в ушах слушающего.

Например, вот так звучит распространенная мотивационная фраза, используемая преподавателями: «Если вы не будете усердно работать, не получите оценок, которые необходимы для поступления в университет». Этот тип сообщения фокусируется на негативных последствиях плохой работы и, по сути, представляет собой призыв испытать страх.

Исследования показали, что эффект от подобной фразы сильно зависит от изначального уровня уверенности ученика. Уверенные в себе учащиеся воспримут призыв к страху как вызов, который их мотивирует. А вот у тех, кто менее уверен в себе, реакция на такой призыв приведет к повышению уровня тревожности, а мотивация может не окрепнуть.

Первоначальные результаты исследования мотивирующих фраз родителей показали, что учащихся мотивирует стремление сделать так, чтобы родители ими гордились, но этот же мотив связан с беспокойством. А вот более обнадеживающие фразы, например «сдача экзаменов — это не конец света», оказались положительно связаны с уверенностью учащихся.

Помимо этого, учеников и студентов спросили, насколько они согласны с некоторыми утверждениями. К примеру: «Когда родители напоминают вам о предстоящих экзаменах, вызывает ли это желание прекратить подготовку?» Хотя уверенные в себе студенты, как правило, не соглашались с подобным утверждением, неуверенные — соглашались. Значит, постоянное напоминание об экзаменах для неуверенного в себе ученика может привести к проблемам, а не к пользе.

Как отметил доктор Ремедиос, их работа отличается тем, что вместо того, чтобы фокусироваться на тех или иных фразах, которые считаются дающими положительный или отрицательный эффект, они сфокусировались на восприятии одних и тех же фраз разными учениками. Ученые делали выводы на основании индивидуальных особенностей учащихся и пришли к выводу, что их реакция в большой степени зависит от уверенности в себе.

Главная идея исследования заключается в следующем: ученики с меньшей вероятностью будут испытывать тревогу или беспокойство, если фразы, которые они слышат, в большей степени основаны на идее, что все будет хорошо. Между тем напоминания о плохих последствиях не мотивируют, а вызывают беспокойство и тревогу.

Как подчеркивают авторы работы, к счастью, родители обычно хорошо понимают степень уверенности своих детей. Ученые советуют использовать это понимание, чтобы помогать ребенку, а не вредить. Иначе говоря, если вы знаете, что он не уверен в своих знаниях, лучше не напоминать об экзаменах, а только поддержать, если ребенок заговорит о них сам. И ни в коем случае не делать акцент на негативных последствиях.

Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.

Образование детей часто превращается в головную боль для родителей. В период, когда сдаются экзамены, и учителя, и родители ищут разные способы мотивации своих чад. Психологи говорят, что подходы к этому процессу должны быть разными. Все зависит от того, насколько уверен в себе тот, кого нужно мотивировать.

Субъективность восприятия

Профессор психологии из Трентского университета (Англия) доктор Ричард Ремедеос совместно с коллегами изучал восприятие мотивирующих фраз студентами, готовящимися к выпускным экзаменам. Молодых людей и девушек спрашивали о том, какие сообщения для мотивации они получают от матерей и отцов, а также от преподавателей. Результаты показали: сообщение эффективно не от того, что именно собой представляет, а от того, как его воспринимают.

К примеру, учителя часто говорят: “Если вы не будете стараться, не сможете поступить в вуз, так как не получите соответствующих оценок”. Эта фраза фокусирует внимание на неприятных последствиях неважной работы, призывает испытать страх.

Уверенность

То, насколько эффективно воспринимается такая фраза, зависит от того, насколько уверен в себе учащийся. Если уровень уверенности высок, ученик воспримет призыв бояться как мотивирующий вызов. Если низок — повысится уровень тревожности, мотивация окажется слабой.

Также учащихся мотивирует желание, чтобы родители ими гордились. Однако оно приводит к беспокойству. Если же фраза дарит надежду, например упоминание о том, что экзамены — еще не конец жизни, она повышает уверенность в себе.

Также учащихся спросили, согласны ли они с рядом утверждений. Например, одно из них звучит так: “Если мама и папа напоминают об экзаменах, не хотите ли вы прекратить готовиться?” Студенты, которые были уверены в себе, не соглашались с таким утверждением, те, кто не был уверен в себе, демонстрировали согласие. Это говорит о том, что, постоянно напоминая об экзаменах неуверенному в себе ученику, вы лишь осложните его жизнь.

Разное восприятие

Главной задачей исследователей стала не фокусировка на определенных фразах, которые условно можно разделить на негативные и позитивные, а на разном их восприятии учащимися. Реакция зависит от того, насколько уверен в себе ученик.

Основная идея

Основной идеей исследования является то, что фразы, основанные на идее, что все будет хорошо, приведут к тому, что учащиеся будут меньше тревожиться и беспокоиться. Постоянные напоминания о плохих последствиях, напротив, вызовут тревогу и беспокойство.

Мамы и папы, к счастью, обычно хорошо знают, насколько уверен в себе их ребенок. Исследователи советуют использовать это знание во благо, а не во вред. Другими словами, если вы осведомлены, что ваше чадо не уверено в своих знаниях, не напоминайте ему об экзаменах, лучше поддержите, когда зайдет разговор. Откажитесь от акцентирования на неприятных последствиях.

Эмоциональная поддержка

Если вы все же решились мотивировать собственного ребенка, окажите ему эмоциональную поддержку. Скажите ребенку, что вы верите в него и совместными усилиями добьетесь цели. Не забывайте говорить: “У тебя все получится, потому что ты готов”.

Существует еще один нюанс: ученик стоит на пороге взросления и само по себе это уже мотивация. Для подростков характерно доказывать, что они выросли. Объясните своему чаду, что экзамен — первый шаг к взрослой жизни, к которой он стремится. Дело в том, что, сдавая экзамен, ребенок, как взрослый, преодолевает стресс, принимает самостоятельные решения, несет ответственность за результат.

Не бойтесь обсудить неприятный сценарий, ведь может быть, что ваш ребенок не справится с экзаменом. Он боится того, как будет выглядеть в глазах близких, особенно матери и отца. Дайте понять своему чаду, что ваша любовь не зависит от оценки.

Нашли нарушение? Пожаловаться на содержание

Понравилась статья? Поделить с друзьями:

Новое и интересное на сайте:

  • Мотив это егэ
  • Мотив судьбы в романе герой нашего времени сочинение
  • Мотив страха в комедии ревизор сочинение
  • Мотив пути в повести н с лескова очарованный странник сочинение
  • Мотив одиночества в лирике лермонтова сочинение краткое

  • 0 0 голоса
    Рейтинг статьи
    Подписаться
    Уведомить о
    guest

    0 комментариев
    Старые
    Новые Популярные
    Межтекстовые Отзывы
    Посмотреть все комментарии