Человек, человеческое общество не могут существовать без деятельности. Именно она формирует человека как личность, способствует тому, что он удовлетворяет свои потребности. Что такое деятельность, какие виды деятельности существуют? Рассмотрим это.
Что такое деятельность?
Деятельность – процесс активного преобразования человеком действительности и познание мира, включая общество и самого себя, с целью удовлетворения своих потребностей.
Структура деятельности
- Субъекты деятельности, то есть кто совершает деятельность ( человек, группы людей, государственные органы, организации)
- Объекты – на кого или на что направлена деятельность (природа, природные материалы, предметы, явления и процессы в обществе, люди, группы, общество в целом, сферы общественной жизни, внутреннее состояние человека.)
- Мотив деятельности, то есть что побуждает человека совершать действия (потребности, интересы, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, социальные установки).
- Цель деятельности – наличие осознанного образа результата деятельности, на достижение которого она направлена.
- Средства — то есть методы, способы, предметы, которые используются для достижения цели.
- Процесс деятельности – действия, поступки, направленные на достижение результата.
- Итог деятельности – результат, продукт деятельности, ради которого она совершалась.
Таким образом, структура деятельности такова:
Объект-субъект-мотив – цель — средства- процесс( действия) – результат
Вся деятельность человека — это череда постоянных действий.
Действие – это процесс, который направлен на то, чтобы добиться желаемого результата.
По мотивам действия бывают ( по Веберу М):
- Целенаправленные, имеющие чётко продуманную и рационально поставленную цель.
- Ценностно- рациональные, характеризуются тем, что человек верит в ценность, нужность своей деятельности.
- Аффективные – обусловлены эмоциональным состоянием человека, когда чувства преобладают над разумом.
- Традиционные – в их основе лежат длительные привычки.
Виды деятельности
1.Материальная (практическая):
- Материально-производственная (преобразование природы, создание материальных благ)
- Социально-преобразовательная (деятельность по преобразованию общества)
2.Духовная
- Познавательная (познание мира, общества, человека)
- Ценностно-ориентировочная (формирование мировоззрения, отношение людей к явлениям, происходящим в окружающем мире, идеалы, ценности, смысл жизни)
- Прогностическая (предвидение, планирование будущего)
Формы деятельности
1.Труд
Труд – это вид деятельности, который направлен на создание материальных и духовных продуктов, для удовлетворения определённых потребностей человека и общества.
Характерные черты труда как вида деятельности
- Целесообразность ( нужность, необходимость)
- Наличие целей, направленных на достижение определённого результата.
- Наличие знаний, умений, навыков, позволяющих выполнить те или иные действия.
- Полезность (то есть результаты деятельности действительно должны удовлетворять потребности)
- Развитие личности (труд преобразовывает и самого человека, формирует нравственные качества личности)
- Нацеленность на результат и получение его.
- Преобразование мира, общества и самого человека.
Виды труда
- Физический – характеризуется тем, что происходит нагрузка на организм человека, на его опорно-двигательный аппарат .
Физический труд бывает: ручной, механизированный, труд на конвейерном производстве, автоматизированный.
- Умственный – связан с обработкой, усвоением информации, требует напряжения внимания, памяти, активизации процессов мышления.
- Смешанный – труд, требующий сочетания и физических, и умственных усилий.
- Игра
Игра — это вид непродуктивной деятельности, для которой важен сам процесс, а не результат.
Игра для ребёнка — это один из способов познания мира; игра для взрослых- это и отдых, развлечение, и в то же время деловые игры помогают смоделировать тип поведения в той или иной ситуации, например, при приёме на работу.
Характерные черты игры как вида деятельности
- Условная ситуация
- Наличие определённых правил для той или иной игры
- Использование предметов, замещающих реальные (например, для ребёнка кукла — это её дочка)
- Своеобразные цели (удовлетворение потребности в отдыхе, общении, формирование определённых навыков деловой беседы и другие)
- Игра способствует развитию нравственных качеств личности, формированию определённых умений и навыков.
- Учение (учёба)
Учение — вид деятельности, в результате которой человек познаёт мир, общество, самого себя, приобретает знания, умения, навыки, которые необходимы ему для успешной жизнедеятельности.
Виды учения
- Организованное (оно осуществляется в учебных учреждениях: школе, вузе и др.)
- Неорганизованное (оно осуществляется как побочный результат основного вида деятельности)
- Самообразование (самостоятельное приобретение человеком знаний и учений, в основе которого лежит личный интерес).
Характерные черты учения как вида деятельности
- Способствует развитию личности, формированию его мировоззрения.
- В основе учения — освоение опыта предыдущих поколений.
- Формирует профессиональные знания и умения, позволяющие успешно выполнять деятельность.
- Способствует усвоению ценностей и норм национальной и мировой культуры.
Человеческая деятельность имеет особенности:
- Целенаправленный, осознанный характер, то есть она всегда имеет цель и направлена на достижение результата.
- Плановый характер деятельности, то есть представляет и з себя определённую структуру.
- Систематичность, то есть деятельность – это длительный, ежедневный процесс.
- Продуктивность – направленность деятельности на получение результата.
- Преобразующий характер — деятельность изменяет окружающий мир, общество и человека.
- Общественный характер, то есть деятельность является результатом многовекового труда человечества, это продукт истории.
Следует отметить, что деятельность может носить творческий характер.
Что такое творчество?
Творчество — это любая деятельность человека (духовная или материальная), в результате которой появляется что-то качественно новое, раньше не существовавшее и имеющее ценность для всего общества. Основной критерий творческой деятельности — уникальность её результата.
Механизм творческой деятельности:
- Комбинирование уже имеющихся способов и методов деятельности в другом варианте.
- Наличие воображения, то есть способность человека создавать чувственные и мыслительные образы в своём сознании.
- Фантазия, способная создавать яркие, необычные образы.
- Интуиция — знание, предвидение ,появление которого невозможно объяснить.
Отличие деятельности человека от активности животного
Черты деятельности человека | Черты активности животного |
Наличие цели, осознанных мотивов, использование необходимых средств и методов, рациональный их выбор для достижения цели. | В основе активности животного лежат потребности, основанные на инстинктах, нет поставленной цели, нет выбора средств и методов, только использование природного материала, все действия запрограммированы природой, животные не создают, не производят нового, только пользуется то, что дала природа. |
Деятельность характеризуется систематичностью, набором специальных операций. | Только движения, отсутствие действий. Нет систематической деятельности. |
Деятельность человека носит продуктивный характер, человек не только использует, что создаёт природа, но и сам творит, преобразует мир, общество и самого себя. | Активность животных всегда носит потребительский характер, они ничего нового не создают, не меняют вокруг себя и в себе самих. |
Деятельность человека — результат развития общества, усвоения опыта предшествующих поколений. | Активность животных — это результат их биологической эволюции. |
Человек приобщается к деятельности в результате социализации, с рождения способность к ней человеку не дана. | Активность животных предопределена генетически, заложена в них от природы. |
Общение
В науке нет единого мнения по поводу того, является ли общение отдельной формой деятельности или сопутствует остальным видам. Но в любом случае, общение — это тоже деятельность, которая позволяет человеку стать личностью, помогает в освоении знаний, умений, навыков, облегчает любые виды деятельности.
Общение – это особая форма взаимодействия людей, установления между ними отношений, контактов, связей.
Важным средством общения является язык, речь (вербальное общение), хотя большое место занимают жесты, мимика, поза (невербальное общение).
Функции общения
- Социализирующая — формирование личностных качеств.
- Трансляционная — в процессе общения человек получает информацию, происходит передаются знаний и опыт из поколения в поколение
- Эмоциональная — через общение можно понять чувства, эмоции человека, его отношение к собеседнику.
- Идентификационная — причисление человека к той или иной группе людей, отождествление с ними или, наоборот, противопоставление)
- Интегративная, то есть общение объединяет людей.
Виды общения
- Между двумя реальными субъектами (человек-человек, человек — группа)
- Между реальным субъектом и иллюзорным (человек – животное, человек разговаривает с животным, думая, что оно понимает смысл его слов)
- Между реальным и воображаемым партнёром (внутренний диалог человека с кем-либо, например, с начальником)
- Между двумя воображаемыми героями ( например, беседа литературных героев, она лишь воображается читателем в процессе чтения книги)
Следует отличать общение от коммуникации.
Коммуникация – это многозначное слово. Оно образовано от лат. «делаю общим, связываю, общаюсь). Поэтому в некоторых ситуациях коммуникация — это синим слова «общения»(например, в школе развивают коммуникативные умения и навыки школьников).
Однако в курсе «Обществознания» смысл слова несколько иной — передача информации в одностороннем порядке, без обратной связи (например, СМИ). Поэтому при ответе на вопросы ЕГЭ это имейте в виду: при общении возможна сразу обратная связь, обмен эмоциями, оценка информации, а при коммуникации, то есть получении информации, например, в период просмотра телепередачи «Сегодня», зритель только воспринимает информацию, но в данную мину не имеет возможности высказать мнение, например, диктору. Поэтому обратной связи при коммуникации нет.
Такова тема «Деятельность». Как видим, она объёмная, много терминологии, часто на ЕГЭ бывают вопросы, связанные с данной темой.
Закончить лекцию я хочу словами великого русского писателя Л.Н.Толстого: « Чтобы добиться цели, надо хотя бы идти». Так что идите к своей цели, действуйте, используйте все возможные средства и методы, но добейтесь своей цели — сдайте успешно ЕГЭ. Этого я всем вам искренне желаю!
Мельникова Вера Александровна
Мотивы и предпочтения.
Обществознание ЕГЭ.
Мотивом называется побудительное желание человека совершать определенную деятельность. Зачастую мотивом выступает желание человека удовлетворить свою какую-нибудь потребность. Мотив выступает основой всех действий и поступков человека. Мотивом деятельности может выступать потребность, убеждения, интересы, влечения, социальные установки.
Потребность – это необходимость человека в том, что поможет ему достойно существовать в обществе. Потребности могут быть как биологически обусловлены, так и вызваны социальными факторами, а иногда и духовными.
Мотив всегда субъективен, в том плане, что у каждого человека свои мотивы для той или иной активности. Один и тот же вид активности человека может вызываться разными потребностями.
Вот, например, результаты опроса школьников относительно их мотивов обучения:
У 59% респондентов мотивом учебы в школе является желание познавать мир; 35% выбрали ответ потому, что так нужно обществу; лишь 5% опрошенных высказались о внешних факторах, влияющих на их выбор в пользу учебы, и 1% высказались о негативном отношении к учебной деятельности.
Мотивы спортсмена: стремление достичь высоких результатов, достижение успеха, самоутверждение.
Мотивы ученого: самореализация, познавательный интерес, материальный мотив, социальный мотив.
Мотивы менеджера: стремление к власти, самоутверждение, материальный мотив.
Мотивы бывают осознанные и неосознанные, внешние и внутренние.
Направленность мотивов личности:
· Личные мотивы — эгоистическая направленность (себялюбие, личные интересы)
· Деловая направленность – направленность на задачу, где мотив связан непосредственно с самой деятельностью.
· Просоциальные мотивы – общественная направленность, мотивы, связанные с интересами других людей (альтруизм)
Эмоциональные мотивы:
1. Страх
2. Самореализация
3. Свобода
4. Любовь
5. Радость
Социальные и нравственные мотивы:
1. Справедливость
2. Порядочность
3. Защита окружающей среды
Предпочтения – это внимание, интерес к чему-то.
Предпочтения также влияют на поведение людей. Так, например, если у человека будет выбор, поиграть в карты или посмотреть фильм, то он выберет то, что ему будет интересней, следовательно, его дальнейшая досуговая деятельность будет зависеть от его предпочтений. Предпочтения человека не устойчивы во времени и могут меняться с возрастом.
в условии
в решении
в тексте к заданию
в атрибутах
Категория:
Атрибут:
Всего: 44 1–20 | 21–40 | 41–44
Добавить в вариант
Какие два мотива обуславливают, по мнению автора, подчинение людей государственной власти? Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё один мотив подчинения власти, не указанный в тексте.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Показать
1
Какое определение государства даёт автор текста? Как существование государства, по мнению автора, связано с легитимностью?
2
Какие три типа легитимности выделяет автор? Используя обществоведческие знания и факты общественной жизни, приведите примеры, отражающие каждый из выделенных автором типов легитимности.
3
Используя текст и обществоведческие знания, приведите три объяснения необходимости обеспечения легитимности государственной власти
4
Задания Д22 C3 № 8653
Какие два мотива обуславливают, по мнению автора, подчинение людей государственной власти? Привлекая обществоведческие знания, факты общественной жизни, назовите ещё один мотив подчинения власти, не указанный в тексте.
Автор высказывает свою точку зрения на то, какого человека можно считать личностью, выделяет критерии личности. Укажите два критерия с опорой на текст и охарактеризуйте каждый из них. Сформулируйте свой критерий личности человека, кого, на Ваш взгляд, можно назвать личностью.
Показать
1
Автор, ссылаясь на психолога А. Н. Леонтьева, указывает основные этапы формирования личности. Приведите указанные в тексте этапы, и, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и практику, проиллюстрируйте каждый из этапов характерным для него конкретным «приобретением» для личностного становления.
2
Автор отмечает: «…Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания…». Поясните авторскую мысль. Опираясь на знание курса, собственный жизненный опыт и социальную практику, приведите два проявления возникновения новых потребностей и мотивов личности.
3
Задания Д22 C3 № 3366
Укажите с опорой на авторский текст два отличия поведения человека, соответствующего первому и второму критериям. Приведите, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и социальную практику, любой один пример проявления «стихийной нравственности» в поведении людей.
Задания Д22 C3 № 3366
Укажите с опорой на авторский текст два отличия поведения человека, соответствующего первому и второму критериям. Приведите, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и социальную практику, любой один пример проявления «стихийной нравственности» в поведении людей.
Показать
1
Автор высказывает свою точку зрения на то, какого человека можно считать личностью, выделяет критерии личности. Укажите два критерия с опорой на текст и охарактеризуйте каждый из них. Сформулируйте свой критерий личности человека, кого, на Ваш взгляд, можно назвать личностью.
2
Автор, ссылаясь на психолога А. Н. Леонтьева, указывает основные этапы формирования личности. Приведите указанные в тексте этапы, и, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и практику, проиллюстрируйте каждый из этапов характерным для него конкретным «приобретением» для личностного становления.
3
Автор отмечает: «…Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания…». Поясните авторскую мысль. Опираясь на знание курса, собственный жизненный опыт и социальную практику, приведите два проявления возникновения новых потребностей и мотивов личности.
4
Укажите с опорой на авторский текст два отличия поведения человека, соответствующего первому и второму критериям. Приведите, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и социальную практику, любой один пример проявления «стихийной нравственности» в поведении людей.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Автор, ссылаясь на психолога А. Н. Леонтьева, указывает основные этапы формирования личности. Приведите указанные в тексте этапы, и, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и практику, проиллюстрируйте каждый из этапов характерным для него конкретным «приобретением» для личностного становления.
Показать
1
Автор высказывает свою точку зрения на то, какого человека можно считать личностью, выделяет критерии личности. Укажите два критерия с опорой на текст и охарактеризуйте каждый из них. Сформулируйте свой критерий личности человека, кого, на Ваш взгляд, можно назвать личностью.
2
Автор отмечает: «…Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания…». Поясните авторскую мысль. Опираясь на знание курса, собственный жизненный опыт и социальную практику, приведите два проявления возникновения новых потребностей и мотивов личности.
3
Задания Д22 C3 № 3366
Укажите с опорой на авторский текст два отличия поведения человека, соответствующего первому и второму критериям. Приведите, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и социальную практику, любой один пример проявления «стихийной нравственности» в поведении людей.
Автор отмечает: «…Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания…». Поясните авторскую мысль. Опираясь на знание курса, собственный жизненный опыт и социальную практику, приведите два проявления возникновения новых потребностей и мотивов личности.
Показать
1
Автор высказывает свою точку зрения на то, какого человека можно считать личностью, выделяет критерии личности. Укажите два критерия с опорой на текст и охарактеризуйте каждый из них. Сформулируйте свой критерий личности человека, кого, на Ваш взгляд, можно назвать личностью.
2
Автор, ссылаясь на психолога А. Н. Леонтьева, указывает основные этапы формирования личности. Приведите указанные в тексте этапы, и, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и практику, проиллюстрируйте каждый из этапов характерным для него конкретным «приобретением» для личностного становления.
3
Задания Д22 C3 № 3366
Укажите с опорой на авторский текст два отличия поведения человека, соответствующего первому и второму критериям. Приведите, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и социальную практику, любой один пример проявления «стихийной нравственности» в поведении людей.
Укажите с опорой на авторский текст два отличия поведения человека, соответствующего первому и второму критериям. Приведите, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и социальную практику, любой один пример проявления «стихийной нравственности» в поведении людей.
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Показать
1
Автор высказывает свою точку зрения на то, какого человека можно считать личностью, выделяет критерии личности. Укажите два критерия с опорой на текст и охарактеризуйте каждый из них. Сформулируйте свой критерий личности человека, кого, на Ваш взгляд, можно назвать личностью.
2
Автор, ссылаясь на психолога А. Н. Леонтьева, указывает основные этапы формирования личности. Приведите указанные в тексте этапы, и, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и практику, проиллюстрируйте каждый из этапов характерным для него конкретным «приобретением» для личностного становления.
3
Автор отмечает: «…Новые потребности и мотивы, а также их соподчинения возникают в процессе не усвоения, а переживания, или проживания…». Поясните авторскую мысль. Опираясь на знание курса, собственный жизненный опыт и социальную практику, приведите два проявления возникновения новых потребностей и мотивов личности.
4
Задания Д22 C3 № 3366
Укажите с опорой на авторский текст два отличия поведения человека, соответствующего первому и второму критериям. Приведите, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и социальную практику, любой один пример проявления «стихийной нравственности» в поведении людей.
Что авторы называют личным интересом? Как они определяют личные интересы владельцев различных факторов производства?
Показать
1
Укажите, с опорой на текст, что такое специализация? Используя текст и обществоведческие знания, приведите три пояснения мысли авторов о неэффективности самообеспечения.
2
Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения связи личного интереса и экономической специализации.
3
Задания Д22 C3 № 2139
Как авторы характеризуют роль личного интереса в рыночной (капиталистической) экономике? Используя текст, приведите две характеристики. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «рынок» (в широком смысле).
Укажите, с опорой на текст, что такое специализация? Используя текст и обществоведческие знания, приведите три пояснения мысли авторов о неэффективности самообеспечения.
Показать
1
Что авторы называют личным интересом? Как они определяют личные интересы владельцев различных факторов производства?
2
Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения связи личного интереса и экономической специализации.
3
Задания Д22 C3 № 2139
Как авторы характеризуют роль личного интереса в рыночной (капиталистической) экономике? Используя текст, приведите две характеристики. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «рынок» (в широком смысле).
Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения связи личного интереса и экономической специализации.
Показать
1
Что авторы называют личным интересом? Как они определяют личные интересы владельцев различных факторов производства?
2
Укажите, с опорой на текст, что такое специализация? Используя текст и обществоведческие знания, приведите три пояснения мысли авторов о неэффективности самообеспечения.
3
Задания Д22 C3 № 2139
Как авторы характеризуют роль личного интереса в рыночной (капиталистической) экономике? Используя текст, приведите две характеристики. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «рынок» (в широком смысле).
Используя обществоведческие знания, объясните смысл понятия «рынок» (в широком смысле).
(В объяснении смысла / определении понятия должно быть указано не менее двух существенных признаков. Объяснение/определение может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Показать
1
Что авторы называют личным интересом? Как они определяют личные интересы владельцев различных факторов производства?
2
Укажите, с опорой на текст, что такое специализация? Используя текст и обществоведческие знания, приведите три пояснения мысли авторов о неэффективности самообеспечения.
3
Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения связи личного интереса и экономической специализации.
4
Задания Д22 C3 № 2139
Как авторы характеризуют роль личного интереса в рыночной (капиталистической) экономике? Используя текст, приведите две характеристики. Опираясь на обществоведческие знания, объясните смысл понятия «рынок» (в широком смысле).
Запишите слово, пропущенное в таблице.
Основные компоненты деятельности | |
---|---|
Цель | Осознанный образ того результата, на достижение которого направлено действие человека. |
… | Совокупность внешних и внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности. |
Иван поставил перед собой цель поступить в институт на архитектурный факультет. Он занимается в художественной студии, создаёт собственные небольшие работы, участвует в различных выставках. Много внимания Иван уделяет изучению математики, увлекается черчением. Найдите в приведённом списке примеры средств, используемых для достижения поставленной Иваном цели, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) поступление в институт
2) занятия в художественной студии
3) изучение математики
4) получение профессии архитектора
5) опыт создания собственных работ
6) выбор профессии
Предметная область: Человек и общество. Мышление и деятельность
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 5.
Используя обществоведческие знания,
1) раскройте смысл понятия «деятельность»;
2) составьте два предложения:
− одно предложение, содержащее информацию о структуре деятельности;
− одно предложение, раскрывающее любой из элементов структуры деятельности.
Предложения должны быть распространёнными и содержащими корректную информацию о соответствующих аспектах понятия.
Задания Д2 № 28
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
Объекты деятельности, результаты деятельности, мотивы деятельности, субъекты деятельности, структура деятельности.
Предметная область: Человек и общество. Мышление и деятельность
Задания Д1 № 262
Программист трудится над разработкой новой программы. В этой деятельности программа выступает
1) средством
2) субъектом
3) мотивом
4) объектом
Предметная область: Человек и общество. Мышление и деятельность
Задания Д2 № 361
Выберите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда. Запишите это слово (словосочетание).
объекты деятельности | результаты деятельности | мотивы деятельности |
цели деятельности | структура деятельности |
Предметная область: Человек и общество. Мышление и деятельность
Группа программистов, работающая в фирме по разработке компьютерных игр, создают новую логическую игру на сюжет фильма «Властелин колец». В этой деятельности применяемая ими программа выступает в качестве
1) субъекта
2) средства
3) объекта
4) мотива
Предметная область: Человек и общество. Мышление и деятельность
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) объекты деятельности, 2) результаты деятельности, 3) мотивы деятельности, 4) субъекты деятельности, 5) структура деятельности.
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2014 по обществознанию.
Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.
1) объекты деятельности | 2) результаты деятельности | 3) мотивы деятельности |
4) субъекты деятельности | 5) структура деятельности |
Источник: Демонстрационная версия ЕГЭ—2013 по обществознанию.
Василий учится в школе и помимо учебы увлекается рисованием, шахматами, спортивными играми. Иными словами, поле его деятельности широко. Какие компоненты входят в структуру деятельности? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) навыки
2) мотивы
3) цель
4) способности
5) результаты
6) знания
Всего: 44 1–20 | 21–40 | 41–44
Мотивы и предпочтения обществознание егэ
Мотивы и предпочтения.
Мотивом называется побудительное желание человека совершать определенную деятельность. Зачастую мотивом выступает желание человека удовлетворить свою какую-нибудь потребность. Мотив выступает основой всех действий и поступков человека. Мотивом деятельности может выступать потребность, убеждения, интересы, влечения, социальные установки.
Потребность – это необходимость человека в том, что поможет ему достойно существовать в обществе. Потребности могут быть как биологически обусловлены, так и вызваны социальными факторами, а иногда и духовными.
Мотив всегда субъективен, в том плане, что у каждого человека свои мотивы для той или иной активности. Один и тот же вид активности человека может вызываться разными потребностями.
Вот, например, результаты опроса школьников относительно их мотивов обучения:
У 59% респондентов мотивом учебы в школе является желание познавать мир; 35% выбрали ответ потому, что так нужно обществу; лишь 5% опрошенных высказались о внешних факторах, влияющих на их выбор в пользу учебы, и 1% высказались о негативном отношении к учебной деятельности.
Мотивы спортсмена: стремление достичь высоких результатов, достижение успеха, самоутверждение.
Мотивы ученого: самореализация, познавательный интерес, материальный мотив, социальный мотив.
Мотивы менеджера: стремление к власти, самоутверждение, материальный мотив.
Мотивы бывают осознанные и неосознанные, внешние и внутренние.
Направленность мотивов личности:
· Личные мотивы — эгоистическая направленность (себялюбие, личные интересы)
· Деловая направленность – направленность на задачу, где мотив связан непосредственно с самой деятельностью.
· Просоциальные мотивы – общественная направленность, мотивы, связанные с интересами других людей (альтруизм)
Мотивом деятельности может выступать потребность, убеждения, интересы, влечения, социальные установки.
Xn—-7sbbbfrcoknutbddbdh1cu8l. xn--p1ai
27.12.2017 2:15:17
2017-12-27 02:15:17
Источники:
Http://xn—-7sbbbfrcoknutbddbdh1cu8l. xn--p1ai/info/news/motivy-i-predpochteniya/
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию | Презентация к уроку: | Образовательная социальная сеть » /> » /> .keyword { color: red; } Мотивы и предпочтения обществознание егэ
Подготовка к ЕГЭ по обществознаниюпрезентация к уроку
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Презентация к уроку
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обществознания по теме: «Ценности. Мотивы. Предпочтения». «Нам нужна одна победа, мы за ценой не постоим». 10-й класс Цыганкова Наталья Сергеевна, учитель истории
Ли урока: Обучающие: раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм Развивающие: самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; и.
Урок окружающего мира(обществознание) 4 класс, ОС «Школа 2100»
Урок истории в 4 классе. Учитель Молдалиева Елена Юрьевна. Тема: «Эпоха средних веков — между древностью и новым временем».Цели и задачи урока:1 линия развития (овладения картиной мира)·.
Бинарный урок по окружающему миру и обществознанию в 3 классе по теме «Общество»
Бинарный урок по окружающему миру и обществознанию в 3 классе по теме «Общество» разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока — изучение нового материала. На основе фактов истории и окружаю.
Тест по обществознанию «Достижения человечества разных эпох»
Данный тест позволит быстро опросить детей по теме «Достижения человечества в разные эпохи». В тесте указаны правильные ответы для удобства проверки учителем.
Комбинированный урок по Обществознанию
Это открытый урок комбинированного типа. Совмещен урок по обществознанию и рисованию. Тема «Лягушка».
Презентация по обществознанию. Тема «Лягушка»
Дополнение к моему открытому уроку по обществознанию «Лягушка».
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса «подготовка к ЕГЭ»
Программа «Подготовка к ЕГЭ» предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 68 часов. Опирается на стандарт основного.
Подготовка к ЕГЭ по обществознанию
Презентация к уроку
Урок обществознания по теме: «Ценности. Мотивы. Предпочтения». «Нам нужна одна победа, мы за ценой не постоим». 10-й класс Цыганкова Наталья Сергеевна, учитель истории
Ли урока: Обучающие: раскрыть понятия: ценности, мотивы, предпочтения, патриотизм Развивающие: самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; и.
Урок окружающего мира(обществознание) 4 класс, ОС «Школа 2100»
Урок истории в 4 классе. Учитель Молдалиева Елена Юрьевна. Тема: «Эпоха средних веков — между древностью и новым временем».Цели и задачи урока:1 линия развития (овладения картиной мира)·.
Бинарный урок по окружающему миру и обществознанию в 3 классе по теме «Общество»
Бинарный урок по окружающему миру и обществознанию в 3 классе по теме «Общество» разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Тип урока — изучение нового материала. На основе фактов истории и окружаю.
Тест по обществознанию «Достижения человечества разных эпох»
Данный тест позволит быстро опросить детей по теме «Достижения человечества в разные эпохи». В тесте указаны правильные ответы для удобства проверки учителем.
Комбинированный урок по Обществознанию
Это открытый урок комбинированного типа. Совмещен урок по обществознанию и рисованию. Тема «Лягушка».
Презентация по обществознанию. Тема «Лягушка»
Дополнение к моему открытому уроку по обществознанию «Лягушка».
Рабочая программа по обществознанию для 11 класса «подготовка к ЕГЭ»
Программа «Подготовка к ЕГЭ» предназначена для учащихся 11 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 68 часов. Опирается на стандарт основного.
Комбинированный урок по Обществознанию
Тема Лягушка.
Nsportal. ru
04.03.2020 22:43:57
2020-03-04 22:43:57
Источники:
Https://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2020/09/25/podgotovka-k-ege-po-obshchestvoznaniyu
Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по обществознанию » /> » /> .keyword { color: red; } Мотивы и предпочтения обществознание егэ
Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по обществознанию
Перечень элементов содержания, проверяемых на ЕГЭ по обществознанию
Основные направления развития образования. Функции образо — вания как социального института. Общественная значимость и личностный смысл образования. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Порядок приёма на обучение в профессиональные образо — вательные организации и образовательные организации высшего образования. Порядок оказания платных образовательных услуг
1.13
Религия. Мировые религии. Роль религии в жизни общества. Религиозные объединения и организации в Российской Федерации
1.14
Искусство, его основные функции
1.15
Мораль. Нравственная культура
1.16
Понятие общественного прогресса
Эволюция и революция как формы социального изменения. Основные направления общественного развития: общественный прогресс, общественный регресс. Формы социального прогресса:
Реформа, революция
1.17
Многовариантность общественного развития
(типы обществ)
1.18
Угрозы XXI в. (глобальные проблемы)
Процессы глобализации. Основные направления глобализации. Последствия глобализации. Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI в.
2
Экономика
2.1
Экономика и экономическая наука
Экономика, экономическая наука. Уровни экономики: микро-экономика, макроэкономика
2.2
Факторы производства и факторные доходы
2.3
Рыночные отношения в современной экономике
2.4
Рынок и рыночный механизм. Спрос и пред — ложение
Спрос, закон спроса, факторы, влияющие на формирование спроса. Предложение, закон предложения. Формирование ры — ночных цен. Равновесная цена.
Виды и функции рынков. Рынок совершенной и несовершенной конкуренции. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство
2.5
Постоянные и переменные затраты
Фирма в экономике. Предприятие. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные затраты (издержки). Основные принципы менеджмента. Основы маркетинга
2.6
Финансовые институты. Банковская система
Финансовый рынок. Банковская система. Центральный банк Российской Федерации, его задачи, функции и роль в банковской системе России. Финансовые институты
2.7
Основные источники финансирования бизнеса
2.8
Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги
2.9
Рынок труда. Безработица
Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости
2.10
Виды, причины и последствия инфляции
2.11
Экономический рост и развитие. Понятие ВВП
Экономическая деятельность и её измерители. ВВП и ВНП– основные макроэкономические показатели. Экономический рост. Экономические циклы
2.12
Роль государства в экономике
Роль государства в экономике. Общественные блага
2.13
Налоговая система в Российской Федерации. Виды налогов.
Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями
2.14
Основы денежной и бюджетной политики государства. Денежно — кредитная (монетарная) политика. Государственный бюджет. Го —
Сударственный долг
2.15
Мировая экономика. Международная специализация, международное разделение труда, международная торговля, экономическая интеграция, мировой рынок. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические
Проблемы. Тенденции экономического развития России
2.16
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина
Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина
3
Социальные отношения
3.1
Социальная стратификация и мобильность
Социальная структура общества и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальная мобильность, её формы и каналы в современном обществе
3.2
Социальные группы, их типы
3.3
Молодёжь как социальная группа
3.4
3.5
Межнациональные отношения, этносоциальные
Конфликты, пути их разрешения
3.6
Конституционные принципы (основы) на — циональной политики в Российской Федерации
Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации
3.7
Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Способы разрешения конфликтов
3.8
Виды социальных норм
Социальные нормы, виды социальных норм
3.9
Социальный контроль и самоконтроль
3.10
Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения
3.11
Отклоняющееся поведение и его типы
Отклоняющееся поведение (девиантное)
3.12
3.13
Социализация индивида, агенты (институты) социализации.
4
Политика
4.1
Политическая деятельность. Политические институты. Полити —
Ческие отношения. Политическая власть
4.2
Государство, его функции
Государство как основной институт политической системы. Государство, его функции
4.3
Политическая система, её структура и функции
4.4
Типология политических режимов
Политический режим. Типология политических режимов
4.5
Демократия, её основные ценности и признаки
4.6
Гражданское общество и государство
Гражданское общество и правовое государство
4.7
4.8
Политические партии и движения
Политическая идеология, её роль в обществе. Основные идейно — политические течения современности. Политические партии, их признаки, функции, классификация, виды. Типы партийных систем. Понятие, признаки, типология общественно-политических движений
4.9
Средства массовой информации в политической системе
Роль средств массовой информации в политической жизни общества
4.10
Избирательная кампания в Российской Федерации
4.11
Политический процесс. Особенности политического процесса в России
4.12
Политическая психология. Политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная система. Типы избирательных систем: мажоритарная, пропорциональная, смешанная
4.13
Политическое лидерство. Типология лидерства
4.14
Органы государственной власти Российской Федерации
Законотворческий процесс в Российской Федерации. Налоговая система в Российской Федерации.
Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Государственная политика в области занятости.
Тенденции экономического развития России
4.15
Федеративное устройство Российской Федерации
5
Право
5.1
Право в системе социальных норм
Право в системе социальных норм
5.2
Система российского права. Законотворческий процесс
Система российского права: элементы системы права; частное и публичное право; материальное и процессуальное право. Источники права. Законотворческий процесс в Российской Федерации. Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации
5.3
Понятие и виды юридической ответственности
Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.
Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.
Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса.
Особенности административной юрисдикции. Особенности уголовного процесса. Конституционное судопроизводство
5.4
Конституция Российской Федерации. Основы конституционного строя Российской Федерации
Конституционные права и обязанности гражданина Российской Федерации
5.5
Законодательство Российской Федерации о выборах
5.6
Субъекты гражданского права
Гражданское право. Гражданские правоотношения. Субъекты гражданского права
5.7
Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности
Организационно-правовые формы предприятий
5.8
Имущественные и неимущественные права
Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на результаты интеллектуальной деятельности. Наследование. Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав
5.9
Порядок приёма на работу. Порядок заключения
И расторжения трудового договора
Занятость и трудоустройство. Порядок приёма на работу, заключения и расторжения трудового договора
5.10
Правовое регулирование отношений супругов. Порядок и условия заключения и расторжения брака
Семейное право. Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей
5.11
Особенности административной юрисдикции
5.12
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты
Экологическое право. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения
5.13
Международное право (международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени)
Понятие и предмет международного права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени
5.14
Споры, порядок их рассмотрения
Гражданские споры, порядок их рассмотрения
5.15
Основные правила и принципы гражданского процесса
5.16
Особенности уголовного процесса
Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса
5.17
Гражданство Российской Федерации
Гражданство Российской Федерации
5.18
Воинская обязанность, альтернативная граж — данская служба
Воинская обязанность. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба
5.19
Права и обязанности налогоплательщика
Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения
5.20
Правоохранительные органы. Судебная система
Законодательство в сфере антикоррупционной политики государства. Правовая база противодействия терроризму в Российской Федерации.
Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения.
Юридическая ответственность за налоговые правонарушения. Гражданские споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса.
Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Стадии уголовного процесса.
Конституционное судопроизводство
Избирательная кампания в Российской Федерации.
4ege. ru
11.08.2019 23:07:10
2019-08-11 23:07:10
Источники:
Https://4ege. ru/obshestvoznanie/62623-perechen-elementov-soderzhanija-proverjaemyh-na-ege-po-obschestvoznaniju. html
Деятельность
Деятельность – способ отношения к внешнему миру, состоящий в преобразовании и подчинении его целям человека (сознательный, продуктивный, преобразующий и общественный характер).
Различия деятельности человека и активности животного
Активность животных | Деятельность человека |
приспособление к условиям природы | не только приспособление, но и преобразование природной и социальной среды |
действия на основе генетической программы, направленные на реализацию физиологических потребностей | генетически заложенной программы не имеет, вырабатывает программу деятельности в процессе социализации, используя опыт предыдущих поколений |
целесообразность, направляемая инстинктом | не только целесообразность, но и способность к сознательному целеполаганию |
использует готовые природные материалы | создаёт орудия труда, новые мате- риалы, творит новую реальность – мир человеческой культуры и общественных отношений |
Структура деятельности
Элемент деятельности | Характеристика |
Субъект | человек, группа людей, всё общество в целом |
Объект | то, на что направлена деятельность |
Мотив | совокупность условий, вызывающих активность субъекта и определяющих направленность деятельности (потребности; убеждения; интересы; эмоции и др.) |
Цель | это осознанный образ желаемого результата, на достижение которого направлено действие человека |
Действия | активность, направленная на достижение цели |
Средства | всё, что используется для достижения цели (материальные и духовные) |
Результат | реализованная на практике цель. Результат может быть материальным (предметы, здания) и идеальным (знания, произведения искусства ) |
Виды действий:
– целерациональное (поведение ориентировано на цель, осознаются средства и побочные результаты его действий.);
– ценностно-рациональное (индивид следует своим убеждениям о долге, достоинстве, красоте, благочестии и т. д.);
– аффективное (бессознательное, обусловлено эмоциональным состоянием индивида, внезапным помутнением в сознании);
– традиционное (автоматическое, основано на длительной привычке).
Основные типы деятельности:
– игра (важен процесс, а не результат; двойственный характер игры: реальный и условный);
– учение (целесообразная деятельность по усвоению знаний, умений, навыков, накопленных предыдущими поколениями);
– труд (направлен на достижение цели, для него характерна практическая полезность, способность удовлетворять различные потребности людей).
ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | |
Практическая | Духовная |
материально-производственная | учебно-познавательная, научная |
социально-преобразовательная | ценностно-ориентировочная |
прогностическая |
В зависимости от субъекта деятельность бывает индивидуальная и коллективная.
По характеру: репродуктивная (повторяющая уже достигнутое) и продуктивная – творческая (вид деятельности, порождающий нечто качественно новое, никогда ранее не существовавшее).
По соответствию социальным нормам: законная – незаконная, моральная – аморальная.
По соотношению с общественным прогрессом: прогрессивная – реакционная, созидательная – разрушительная.
По сфере общественной жизни: экономическая, социальная, политическая, духовная.
По особенностям проявления человеческой активности: внешняя – внутренняя.
Общение
Общение – это процесс взаимодействия людей, в результате которого происходит передача информации, эмоций, настроений.
Структура общения | |||
Субъекты | Цель – то, ради чего у человека возникла необходимость в межличностных отношениях | Содержание | Средства общения – способы передачи, переработки и расшифровки информации |
– реально существующие партнёры; |
– передача и получение знаний; |
информация, передаваемая в процессе общения: знания, опыт, умения, эмоции, чувства |
– органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание); |
ОБЩЕНИЕ | |
Непосредственное – осуществляется при помощи органов чувств | Опосредованное – осуществляется с использованием специальных приспособлений |
Прямое – непосредственные контакты людей друг с другом | Косвенное – через других людей (например, передать привет) |
Функции общения:
– социализаторская (формирование и развитие межличностных отношений);
– познавательная (получение новой информации);
– психологическая (эмоциональная поддержка);
– отождествления (выражение причастности человека к группе);
– организационная (распределение обязанностей, установление правил).
Развитие общества — результат деятельности людей.
Отличия деятельности человека от поведения животных:
Животное | Человек | |
Взаимодействие с окружающей средой | Приспособление к окружающей среде | Приспособление и преобразование природных и социальных условий |
Цель | Задаётся инстинктом | Задается не только инстинктом, но и ставится самим человеком, творческий характер. |
Поведение | Целесообразное, т. е. сообразующееся с целью | Целесообразное и целеполагающее (целеполагание — это способность ставить новые цели и определять средства их достижения). |
Деятельность — это человеческая форма активности, направленная на преобразование окружающей среды.
Структура деятельности | ||||
Мотив — это побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей | Цель — это осознанный образ предвосхищаемого результата, на достижение которого направлена деятельность | Средство – это приёмы, способы действий, деньги, орудия, предметы | Действия — это проявление волеизъявления людей | Результат – это конечный итог, завершающий деятельность |
Субъект — это тот, кто осуществляет деятельность: человек, группа людей, общество в целом.
Объект — это то, на что направлена деятельность субъекта: предмет или весь окружающий мир.
Мотивы деятельности | ||||
Потребности – это испытываемая человеком нужда в необходимом для жизни и развития | Социальные установки – это ориентация человека на что-либо | Убеждения — это эмоционально-ценностные отношения к действительности | Интересы – это реальная причина действий, стоящая за мотивами | Влечения — это психические состояния , выражающие неосознанную (недостаточно осознанную необходимость) |
Классификация действий в зависимости от мотивов | |||
Целерациональные | Ценностно-рациональные | Аффективные | Традиционные |
Характеризуются постановкой цели, а также средствами и предполагаемым результатом | Характеризуются направленностью и ориентацией на убеждения и ценности | Характеризуются эмоциональным состоянием человека и стремлением немедленно удовлетворить потребности | Характеризуются зависимостью от длительной привычки |
Многообразие деятельности
Деятельность | ||
Практическая | Духовная | |
Направлена на изменение | Связана с преобразованием сознания людей | |
природы | общества | Познавательная деятельность — это отражение реальности в научной и художественной форме, в религиозных учениях, в мифах |
Это материально-производственная деятельность | Это социально-преобразовательная деятельность | Ценностно-ориентировочная деятельность – это определение отрицательного или положительного отношения к окружающему миру, формирование мировоззрения |
Прогностическая деятельность — это предвидение; планирование возможных изменений реальности | ||
Все эти виды деятельности связаны между собой |
Виды деятельности в зависимости от результатов:
Созидательная | Разрушительная |
Результатом является «вторая природа» (культура) | Это результат войны, безответственного хозяйствования, административной деятельности |
Деятельность — благо | Деятельность — зло |
Рекреационная деятельность — это отдых, восстановление сил, израсходованных в процессе учебного урока.
Репродуктивная деятельность — направлена на получение уже известного результата известными же средствами.
Творчество или продуктивная деятельность
Творчество — это деятельность, порождающая нечто качественно новое, оригинальное, уникальное, не существующее ранее.
Воображение — это психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, никогда в целом не воспринимавшихся человеком в действительности.
Фантазия — это мысленное представление, поток умственных образцов, как сознательных, так и бессознательных.
Интуиция — это способность постижения истины путём прямого её усмотрения без основания с помощью доказательств.
Результатом может быть что-то качественно новое, в виде нового результата, в виде нового пути (новых средств) достижения известного результата.
Игровая деятельность
Игра — это форма деятельности в условных ситуациях.
В детстве это форма жизни ребёнка (игры-манипуляции, сюжетные, ролевые, подвижные, обучающие), а у взрослых игры заменяются спортом, искусством.
Особенности: направленность не на результат, а на сам процесс, двухплановость игры.
Развивает личность (интеллект, эмоции, нравственность), обеспечивает познание и усвоение предметной действительности.
Трудовая деятельность
Труд — это один из видов деятельности: активная целесообразная, осознанная деятельность.
Особенность: направлена на достижение практически полезного результата.
Цель: преобразование предметов окружающего мира и превращение их в продукты удовлетворения потребностей человека.
Осуществляется под влиянием необходимости. Преобразует и совершенствует самого человека.
Учебная деятельность
Учение — это специально организованная, активная, самостоятельная, познавательная, трудовая, эстетическая деятельность.
Цель: освоение знаний, умений, навыков, развитие психических процессов и способностей.
Результат: формируется система знаний, умений и навыков, отношение к явлениям природы и общественной жизни.
Учебная деятельность включает: восприятие материала, осмысление материала, сознательную творческую переработку, ясное выражение, применение в решении жизненных задач.
Деятельность и общение
Разные подходы к связи деятельности и общения | ||
Общение равно деятельности, т. к. общению присущи признаки деятельности | Общение не равно деятельности, т. к. общение — условие деятельности или свойство деятельности | Общение и деятельность самостоятельны, т. к. общение — самостоятельный вид активности |
Особенность общения: субъект взаимодействует с субъектом, т. к. объектом является активный субъект.
Субъект общения | ||
Реальный, т. е. существующий в жизни | Общение не равно деятельности, т. к. общение — условие деятельности или свойство деятельности | Общение и деятельность самостоятельны, т. к. общение — самостоятельный вид активности |
Реальный, т. е. существующий в жизни | Иллюзорный, т. е. тот, на кого переносят свойства реального субъекта | Воображаемый, т. е. существующий в воображении |
Друг, родитель, знакомый | Животное, игрушка | Бог, внутренний голос |
Цель общения — это удовлетворение потребностей: социальных, культурных, творческих, познавательных, эстетических.
Средства общения | ||||
Вербальные (словесные) | Невербальные (несловесные) | |||
Речь (язык) | Это все средства общения, кроме речи | |||
Внутренняя | Внешняя | Знаковые системы | Сигналы | Облик человека |
Мысли | Устная, письменная | Рисунки, чертежи | Горн, свисток, светофор | Мимика, жесты, тембр голоса |
Содержание общения — это информация (знания, сведения, навыки, эмоциональное состояние).
Цели и функции общения | ||
Обслуживание деятельности: общение на производстве (на работе) | Общение — самоцель, общение с другом, с любимым, с близким, с искусством | Приобщение к опыту, к знаниям, к ценностям; это общение учителя с учениками |
Общение — это сложный процесс установления и развития контактов и связей между людьми для обмена информацией.
Сущность | Обмен информацией (взаимная передача) | Односторонняя передача |
Участники | Субъект — объект, активно взаимодействующие | Субъект — объект, обособление |
Действия | Равнозначные | Односторонние |
Обратная связь | Активная, обогащает информацию | Отсутствует или формальна |
Информация | Обогащается, дополняется, видоизменяется, уточняется | Воспринимается с потерями или без них |
Сознательное и бессознательное
Сознание | |||
Познание | Самосознание | Воля | Переживание |
Сознание — это высшая психическая форма активного воспроизведения действительности, его чувственного переживания и преобразования.
Сознательными называются такие психические явления и действия человека, которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые совершаются с сознанием того, что он делает, мыслит или чувствует.
Структура сознания | ||
Предметное сознание – направлено на мир предметов, созданных руками предшествующих поколений, оно формируется в процессе обучения целенаправленному их использованию и общения с другими людьми | Самосознание — это осознание человеком самого себя (как индивида и как личности), своего внутреннего мира, своего отношения к окружающему миру | Переживание как элемент сознания (широкое значение) — это любое испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние и явление действительности, непосредственно представленное в его сознании и выступающее для него как событие его собственной жизни |
Сознание — это способность высокоорганизованной материи отражать внешний мир в духовных (мысленных, идеальных) образцах.
Отражение — это способность материальных объектов оставлять в себе следы других материальных объектов при взаимодействии с ними.
Общественное сознание — это совокупность идей, теорий и взглядов, социальных чувств, привычек и нравов людей, отражающих объективную действительность (человеческое общество, природу).
Общественная психология — это совокупность мыслей, представлений, социальных чувств, нравов, привычек, иллюзий, возникающих у людей стихийно под непосредственным влиянием их повседневной жизни.
Идеология — это система идей и взглядов, выражающая коренные интересы, мировоззрение, идеалы определённой социальной группы.
Общественное мнение — это синтез обыденного и теоретического сознания; представляет собой суждения людей по поводу фактов действительности.
Обыденное сознание — это качественно низкий уровень отражения действительности, когда сознание слитно, не дифференцировано (не раздельно) на определённые формы.
Мышление — это движение, чередование, связь мыслей, внутренний процесс осознавания.
Широкое значение: это все умственные процессы | Узкое значение: это произвольное соединение или разъединение элементов сознания (представлений, эмоций, воспоминаний и др.) |
Мысль – это отдельный акт мышления, а также его содержание, результат (продукт).
Особенности мышления | |
Опосредованный характер | Обобщённость |
То, что человек не может познать прямо, непосредственно, он познаёт косвенно, опосредованно: одни свойства – через другие, неизвестное – через известное | Так как свойства объектов в действительности связаны, то познание возможно через обобщение – познание общего и существенного |
Виды мышления по месту в мысленном процессе слова, образа и действия и их соотношению между собой:
Конкретно-действенное, или практическое | Конкретно-образное, или художественное | Абстрактное, или словесно-логическое, или теоретическое |
Направлено на решение корректных задач в условиях практической деятельности | Характеризуется воплощением отвлечённых мыслей, обобщений в конкретные образы | Направлено на нахождение общих закономерностей в природе и человеческом обществе |
Бессознательное – это совокупность психических состояний и процессов, которые осуществляются без участия сознания.
Формы (проявления) бессознательного: интуиция, влечение, инстинкты, сновидения, гипноз, паника, аффект, непроизвольные воспоминания, неожиданное появление новых идей, автоматические действия, патологические состояния.
В прошлый раз мы с вами разбирали задание 14 ЕГЭ по обществознанию, а сейчас подумаем над решением задания 20.
Разделу «Духовная культура человека и общества» посвящены задания с четвертого по шестое – это обязательно. Но в других заданиях эта тема также представлена. Например, там, где нужно поработать с графическими данными (с диаграммой, которая отражает результаты социологического опроса), или там, где нужно вставить в текст пропущенные слова. Или в задании на нахождение черт отличия и черт сходства. Или на выделение утверждений теоретического, фактического и оценочного характера. Все эти задания могут быть по любому из разделов обществознания.
В демонстрационном варианте ЕГЭ 2016 года как раз двадцатое задание составлено на основании материала раздела «Человек, общество, духовная культура». Его я и предлагаю сейчас решить.
Задание
Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.
«Мотивом ____(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная ____(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определенная форма связи живых организмов с миром, необходимая для существования ____(В), социальной группы и общества в целом.
____(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всем, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. ____(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определенное место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми. ____(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нем и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей соответствует определенному виду деятельности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
-
потребность;
-
деятельность;
-
природа;
-
социальный;
-
естественный;
-
подлинный (разумный);
-
индивидуальный;
-
индивид;
-
идеальный (духовный).
В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.
Ответ:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Каким образом выполняются такие задания?
Вы видите, что после каждого пропуска стоит буква. Пропущено шесть слов или словосочетаний. Они обозначены буквами: А, Б, В, Г, Д и Е.
Под текстом даны термины, из которых надо сделать выбор. Причем если пропусков шесть, то терминов девять. Это значит, что три термина являются лишними. Вставлять их можно только по одному разу. И в табличке под каждой буквой вы должны записать соответствующую цифру.
Обратите также внимание на то, что слова в списке даны в именительном падеже. Причем, если речь идет о прилагательных, они даны в мужском роде, но в тексте могут употребляться и в женском роде. Это тоже нужно учитывать. Ну, по крайней мере, по контексту мы можем догадаться, что нужно вставлять: существительное или прилагательное. Это может облегчить поиск нужного слова.
Итак, внимательно читаем.
Мотивом ____(А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется.
Нам надо выбрать ЕЁ. Мотив ЕЁ побуждает. Можно, в общем-то, сразу догадаться, что речь идет о мотиве действий или деятельности. Ищем что-то подходящее. Под номером два находим деятельность. Выбираем два.
В качестве побудителя обычно выступает конкретная ____(Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности.
С помощью деятельности человек удовлетворят свои потребности. Именно потребность является одним из самых распространенных мотивов деятельности. Выбираем один.
Это определенная форма связи живых организмов с миром, необходимая для существования ____(В), социальной группы и общества в целом.
Так, по возрастающей: меньше, больше, больше – значит, человека. Но у нас в списке терминов нет человека, зато есть индивид. Выбираем восемь.
____(Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всем, что необходимо для их существования, развития, воспроизводства.
Это биологические потребности. Иначе можно назвать их «естественные потребности». Выбираем пятерку.
____(Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определенное место, участвует в трудовой деятельности и общении с другими людьми.
Общество по-другому называют «социум». Общественные потребности называют социальными. Выбираем четвертый ответ.
____(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нем и смысла своего существования.
Познание относится к духовным потребностям. В данном случае вам предлагается оба варианта названия этой группы потребностей – идеальная (духовная). Выбираем девятку.
В итоге в таблицу записываем: 2, 1, 8, 5, 4, 9.
Удачи на экзамене!
Задание № 4055
«Мотивом __________ (А) называется то, что побуждает её, ради чего она осуществляется. В качестве побудителя обычно выступает конкретная __________ (Б), которая удовлетворяется в ходе и с помощью деятельности. Это определённая форма связи живых организмов с внешним миром, необходимая для существования __________ (В), социальной группы, общества в целом.
__________ (Г) потребности вызваны биологической природой человека. Это потребности людей во всём, что необходимо для их существования, развития и воспроизводства. __________ (Д) потребности связаны с тем, что человек принадлежит к обществу, занимает в нём определённое место, участвует в трудовой деятельности, в общении с другими людьми. __________(Е) потребности связаны с познанием человеком окружающего мира, своего места в нём и смысла своего существования. Каждая из групп потребностей вызывает соответствующие виды деятельности».
Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.
Список терминов:
1) потребность
2) деятельность
3) природа
4) социальный
5) естественный
6) подлинный (разумный)
7) индивидуальность
индивид
9) идеальный (духовный)
А | Б | В | Г | Д |
Показать ответ
Комментарий:
В данном задании надо вставить слова в текст. Слово можно использовать отлько один раз, можно менять падеж, но не число.
Слова надо вставлять по смыслу, после расставления слов следует прочитать текст на предмет несостыковок по стилю изложения.
Это одно из самых опасных заданий, так как есть шесть возможностей ошибиться.
За это задание можно получить два первичных балла. Если в ответе будет одна ошибка, то можно получить 1 балл, при двух и более ошибках ответ будет оценён в 0 баллов.
Ответ: 218549
Нашли ошибку в задании? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl + Enter.