Морфологические нормы – это правила образования грамматических форм слов разных частей речи.
Морфологические нормы имен существительных
1. Несклоняемые имена существительные, которые обозначает неодушевленные предметы, относится к среднему роду: купе, попурри, бикини.
Исключения: бигуди, галифе (мн.ч.), жалюзи, киви, виски, бренди, кофе (м. и ср.р.), мокко, пенальти, евро (м.р.).
2. Род имен существительных, обозначающих лиц, определяют исходя из пола, к которому они относятся: прекрасная мадам, серьезный месье, хитрая фрау и т.п.
3. Род географических названий, названий органов печати определяется по родовому слову: Капри – остров (м.р.), Юнгфрау – гора (ж.р.), Монако – княжество (ср.р.), Боржоми – город (м.р.); «Таймс» — газета (ж.р.).
4. Аббревиатуры обычно относят к тому роду, которому принадлежит опорное слово в них: НАТО – альянс (м.р.), СНГ – содружество (ср.р.); МГУ – университет (м.р.).
Однако надо иметь в виду следующие правила:
- Если аббревиатура оканчивается на согласный, то она может согласовываться по мужскому роду, несмотря на принадлежность опорного слова к женскому или среднему роду. Причем в некоторых случаях согласование по мужскому роду является единственно возможным. Например, только мужского рода слова вуз (хотя заведение), МИД (хотя министерство), загс (хотя запись). В некоторых случаях наблюдаются колебания: например, МКАД – мужского рода в разговорной речи, женского рода в стилистически нейтральных контекстах. В некоторых случаях согласование по мужскому роду невозможно: ГЭС, ТЭЦ – существительные только женского рода. О родовой принадлежности таких аббревиатур следует справляться в словарях.
- Род иноязычной аббревиатуры определяется по опорному слову в русской расшифровке: ФИФА (федерация) приняла решение; ЦЕРН (центр) провел исследования. Однако в некоторых случаях на родовую принадлежность может оказывать влияние внешний фонетический облик слова. Например, аббревиатура НАТО используется как существительное мужского рода (в результате влияния сочетания со словами альянс, блок, договор), женского рода (по опорному слову организация) и среднего рода (по фонетическому облику, ср. с другими словами на -О: пальто, метро, кино). Испытывает колебания в роде аббревиатура ЮНЕСКО (фонетический облик подсказывает средний род, а опорное слово организация – женский).
5. Некоторые имена существительные мужского рода в именительном падеже множественного числа вместо окончания -ы(-и) могут иметь ударное окончание -а (-я):
1) односложные имена существительные: бок – бока, лес – леса, глаз — глаза, дом – дома, глаз – глаза, век – века, шелк – шелка, корм – корма, борт – борта и т.д.;
2) двусложные имена существительные, у которых в форме единственного числа именительного падежа ударение на первом слоге: буфер – буфера, берег – берега, жемчуг – жемчуга и т. д.
6. Род сложносоставных существительных определяется по слову, которое выражает более широкое значение существительного: бабочка-адмирал, телефон-автомат,диван-кровать.
А если оба понятия равноценны, род определяется по первому слову: кресло-кровать, кафе-ресторан.
7. Для правильного образования формы родительного падежа множественного числа существительных следует знать следующие тенденции:
Для большей части существительных мужского рода, в начальной форме оканчивающихся на твердый согласный (апельсин, помидор, мухомор, компьютер, носок), характерно окончание -ов в форме родительного падежа множественного числа: апельсинов, помидоров, мухоморов, компьютеров, носков и т. д. Из этого правила можно выделить обширный ряд исключений, имеющих в форме родительного падежа множественного числа нулевое окончание:
- Названия людей по национальности (в словах с основой на –р, – н) и по принадлежности к воинским соединениям, преимущественно употребляющиеся в формах множественного числа в собирательном значении: жить среди туркмен, румын, турок, осетин, армян, грузин, цыган, татар болгар; видеть партизан, солдат, гусар; сюда же относится форма р. п. мн. ч. человек.
- Названия парных предметов: много ботинок, для глаз, без погон, у чулок, ради эполет, из сапог.
- Названия мер и единиц измерения: 220 вольт, 1000 ватт, 5 ампер, 500 гигабайт. Если же такие названия употребляются вне «измерительного» контекста (иначе говоря, форма родительного падежа не является счетной), то используется окончание -ов: жить без лишних килограммов, не хватает гигабайтов.
Названия плодов, фруктов и овощей, представляющие собой существительные мужского рода, в начальной форме оканчивающиеся на твердый согласный (апельсин, баклажан, помидор, мандарин), в форме родительного падежа мн. ч. имеют окончание -ов: пять апельсинов, килограмм баклажанов, без мандаринов, салат из помидоров.
Для некоторых существительных образование форм мн. ч. род. п. затруднено; это слова мечта, мольба, башка. С другой стороны, слова щец и дровец не имеют других форм, кроме формы мн. ч. род. падежа.
8.Существительные на неударяемые -ья и -ье имеют в форме родительного падежа множественного числа окончание -ий: шалу́нья — шалуний, запя́стье — запястий, а на ударяемые -ья и -ьё — окончание -ей: скамья́ — скамей, ружьё — ружей. Но: копьё — копий.
9. В форме родительного падежа множественного числа существительных на -ня с предшествующей согласной или буквой й буква ь на конце не пишется: вишня — вишен, спальня — спален, бойня — боен. Исключения: барышень, боярышень, деревень, кухонь.
10. Русские фамилии на -ов(ёв)/-ев, -ын/-ин имеют в форме творительного падежа единственного числа окончание -ым: Некрасовым, Птицыным, Никитиным. Иностранные фамилии на -ов и -ин имеют окончание -ом: Дарвином, Чаплином.
11. Названия населенных пунктов на -ов/-ев, -ын/-ин, -ово/-ево, -ыно/-ино имеют в форме творительного падежа окончание -ом: за Льговом, под Киевом, над Пушкином, за Уклеевом, под Бородином, за Голицыном.
Морфологические нормы имен прилагательных
1. Нельзя соединять в одну конструкцию простую и сложную формы сравнительной степени имени прилагательного: более хорошее сочинение/ это сочинение лучше (не это сочинение более лучше)
2. Нельзя смешивать простую и сложную форму превосходной степени имени прилагательного: самый мудрый старец/мудрейший старец (не самый мудрейший старец)
Морфологические нормы местоимений
1. Ошибкой является образование формы притяжательного местоимения ихний вместо их: их сын.
2. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н: к нему, от нее.
Морфологические нормы имен числительных
1. При склонении составных порядковых числительных изменяется их последняя часть, которая при склонении получает формы, совпадающие с формой полных прилагательных: первый, первого, первому и т.д. Остальная часть составного порядкового существительного остается неизменной при всех типах склонений, и какие-либо её изменения считаются морфологической ошибкой: в две тысячи втором году.
2. Каждая часть и каждое слово, из которого состоит составное и сложное количественное числительное, склоняется по отдельности: увиделся с двадцатью четырьмя одноклассниками.
3. Случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные:
- с существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
- с существительными дети, люди: двое детей, четверо людей.
- с существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
- с существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
- с существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
- с местоимениями: нас двоих, их пятерых.
4. Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе книги.
С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба слона.
Морфологические нормы глаголов
1. У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
2. Образование возвратных форм: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных употребляется -сь), извините (нет возвратной формы).
3. Образование форм повелительного наклонения: поезжай, помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.
4. Образование форм прошедшего времени: окреп, просох, намок (не окрепнул, просохнул, намокнул).
Морфологические нормы причастий
1. Образование причастий: полощущий, машущий, хотящий (не полоскающий, махаюший, хочущий);
2. Причастия настоящего времени не образуются от глаголов совершенного вида.
Морфологические нормы деепричастий
1. Деепричастия совершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффикса –в: разливать – разлив, сохранить – сохранив, поредеть – поредев.
Есть глаголы совершенного вида, от которых деепричастия могут образовываться с помощью суффикса –а/-я или –ши,-вши: зайти – зайдя, глядеть – глядя, прислонять – прислонившись.
2. Деепричастия несовершенного вида образуются от основы инфинитива при помощи суффиксов –а/-я: думать – думая, гулять — гуляя, летать — летая.
Морфологические нормы наречий
1. Образование наречий: оттуда, отрываться, внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.
2. Образование сравнительной степени наречий: плохо — хуже, красиво — красивее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее.
РЕЧЕВЫЕ НОРМЫ Задание
I.Нормативное образование ФОРМ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
1.ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ падеж МНОЖЕСТВЕННОГО числа
окончание -А |
окончание -И (-Ы) |
борт – бортá вексель – векселя’ вензель – вензеля’ ворох – ворохá директор – директорá доктор — докторá инспектор – инспекторá катер – катерá китель – кителя’ кузов – кузовá купол – куполá окорок – окорокá округ – округá ордер – ордерá погреб – погребá профессор – профессорá сорт — сортá сторож – сторожá тенор – тенорá фельдшер – фельдшерá флюгер – флюгерá хутор – хуторá штабель – штабеля’ штемпель – штемпеля’ шулер – шулерá якорь — якоря’ |
бухгалтер – бухгáлтеры брелок – брелоки возраст – вóзрасты грифель – грúфели грунт – грỳнты диспетчер – диспéтчеры договор – договóры драйвер – дрáйверы инженер – инженéры конструктор – констрỳкторы лектор – лéкторы лифт – лúфты плейер – плéйеры порт – пóрты приговор – приговóры принтер – прúнтеры прожектор – прожéкторы редактор – редáкторы ректор – рéкторы свитер – свúтеры сектор – сéкторы слесарь – слéсари снайпер – снáйперы торт – тóрты тренер – трéнеры флот – флóты фронт – фронты’ шофёр – шофёры штаб – штабы’ штурман – штỳрманы |
2. РОДИТЕЛЬНЫЙ падеж МНОЖЕСТВЕННОГО числа
Имена существительные, обозначающие названия парных предметов,
в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание
бахилы – бахил туфли – туфель сапоги – сапог ботинки – ботинок чулки – чулок бутсы — бутс шаровары – шаровар гетры – гетр шорты – шорт валенки – валенок шпроты – шпрот жабры – жабр эполеты – эполет кастаньеты — кастаньет манжеты – манжет панталоны – панталон погоны – погон рейтузы – рейтуз |
Но! окончание -ОВ бронхи – бронхОВ гольфы – гольфОВ джинсы – джинсОВ кеды — кедОВ клипсы – клипсОВ носки – носкОВ рельсы – рельсОВ лампасы — лампасОВ |
Имена существительные, обозначающие название национальностей, народностей,
в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:
армяне – армян башкиры – башкир болгары — болгар буряты – бурят грузины – грузин лезгины — лезгин осетины – осетин румыны – румын татары – татар турки – турок туркмены – туркмен цыгане – цыган |
Но! окончание -ОВ казахи – казахОВ калмыки – калмыкОВ киргизы – киргизОВ монголы – монголОВ таджики – таджикОВ тунгусы – тунгусОВ узбеки – узбекОВ хорваты – харватОВ якуты – якутОВ |
Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов,
в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ОВ:
абрикосы – абрикосОВ ананасы – ананасОВ апельсины – апельсинОВ баклажаны – баклажанОВ бананы – бананОВ гранаты – гранатОВ лимоны — лимонОВ мандарины – мандаринОВ помидоры – помидорОВ томаты – томатОВ |
Но! окончание нулевое: дыни – дынь сливы — слив яблоки – яблок |
Имена существительные, обозначающие единицы измерения:
окончание -ОВ |
нулевое окончание |
байты – байтОВ гектары – гектарОВ граммы – граммОВ децибелы – децибелОВ караты – каратОВ килограммы – килограммОВ километры – километрОВ |
амперы – ампер аршины – аршин биты – бит ватты – ватт вольты – вольт радианы – радиан рентгены – рентген |
Имена существительные, обозначающие название группы людей по роду деятельности, чаще всего имеют нулевое окончание:
гренадеры – гренадер гусары – гусар драгуны – драгун кадеты – кадет партизаны – партизан солдаты – солдат уланы — улан |
Но! окончание -ОВ гардемарины — гардемаринОВ саперы — саперОВ |
Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в И.п., ед. ч. на -ЦЕ, с.3
в родительном падеже множественного числа, как правило, оканчиваются на -ЕЦ:
блюдце – блюдЕЦ зеркальце – зеркалЕЦ копытце – копытЕЦ одеяльце – одеялЕЦ полотенце – полотенЕЦ сердце – сердЕЦ щупальце — щупалЕЦ |
Но! окончание -ЕВ болотце – болотцЕВ деревце – деревцЕВ кружевце – кружевцЕВ оконце – оконцЕВ |
Имена существительные
среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже единственного числа на ЬЕ — без ударения, чаще всего в Р.п. мн.ч. оканчиваются на ИЙ.
гнездовье — гнездовИЙ гулянье – гулянИЙ застолье – застолИЙ кочевье – кочевИЙ кушанье – кушанИЙ надгробье – надгробИЙ новоселье – новоселИЙ ожерелье – ожерелИЙ отродье – отродИЙ печенье — печенИЙ побережье – побережиИЙ поверье – поверИЙ сиденье — сиденИЙ снадобье – снадобИЙ соленье – соленИЙ увечье — увечИЙ угодье – угодИЙ ущелье – ущелИЙ |
Но! окончание –ЕВ: верховье – верховьЕВ низовье – низовьЕВ платье – платьЕВ подмастерье – подмастерьЕВ устье – устьЕВ запомните ударные случаи: копьё – копИЙ питьё – питЕЙ ружье — ружЕЙ |
Имена существительные женского рода на -ЬЯ
без ударения в Р. падеже мн. числа оканчиваются на -ИЙ: |
под ударением в Р. падеже мн. числа оканчиваются на -ЕЙ: |
бегунья – бегунИЙ гостья – гостИЙ колдунья – колдунИЙ оладья – оладИЙ певунья – певунИЙ плясунья – плясунИЙ попрыгунья – попрыгунИЙ хохотунья – хохотунИЙ шалунья – шалунИЙ эскадрилья – эскадрилИЙ |
бадья – бадЕЙ ладья – ладЕЙ полынья – полынЕЙ статья – статЕЙ судья – судЕЙ |
Запомните:
окончание -ЕЙ |
нулевое окончание |
окончание -ЕВ |
окончание -ОВ |
ведомость – ведомостéй дядя — дядей кегля – кеглей лопасть – лопастéй мощность – мóщностей отрасль – óтраслей пеня – пеней пригоршня – пригоршней простыня – простыней распря – рáспрей сакля – саклей скатерть – скáтертей скорость – скоростéй тетя — тетей четверть — четвертéй свеча – свечей будни – будней бредни – бредней гантели – гантелей дровни – дровней козни – козней ясли – я’слей |
басня – басен баржа – барж барышня – барышень башня – башен бойня – боен боярышня – боярышень вафля – вафель вишня – вишен двойня – двоен домна – домен копна – копён кочерга – кочерёг кровля – кровель няня – нянь оглобля – оглобель пашня – пашен пелена – пелён пéтля – пéтель погоня – погонь сотня – сотен спальня – спален сплетня – сплетен таможня – таможен черешня – черешен серьга – серёг сплетня – сплетен тýфля – тýфель тихоня – тихонь яблоня – яблонь брызги- брызг зразы – зраз макароны – макарон оковы – оков розги – розог узы – уз |
лохмотья – лохмотьЕВ коренья – кореньЕВ хлопья – хлопьЕВ |
выборы – выборОВ георгины – георгинОВ дебаты – дебатОВ заморозки – заморозкОВ кулуары – кулуарОВ манёвры – манёврОВ нарды – нардОВ очистки – очисткОВ соты – сотОВ чипсы – чипсОВ |
Запомните следующие формы множественного числа:
1) зуб: зубы (у человека, животных) — зубья (у пилы)
корпус: корпусы (часов) – корпуса (здания)
лагерь: лагери (политические группировки) – лагеря (туристические)
муж: мужи (государственные) — мужья (в семьях)
образ: образы (художественные) — образа(иконы)
орден: ордены (рыцарские, монашеские) — ордена (награды)
пропуск: пропуски (недосмотры) — пропуска (документы)
соболь: соболи (животные) – соболя (меха)
тоны (музыкальные звуки) – тона (переливы цвета)
2) дно – донья, курица – куры, человек – люди, ребенок – дети, полено – поленья, судно – суда.
3.ТВОРИТЕЛЬНЫЙ падеж множественного числа.
дверь – дверьми дочь – дочерьми лошадь – лошадьми |
кость – костями плеть – плетями |
с.4
II.Нормативное образование и употребление ФОРМ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.
1.Склонение имен числительных, обозначающих целые числа. с.5
а) 40, 90, 100 СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО в винительном падеже имеют такие же окончания, что и в
именительном падеже; в остальных падежах — окончание –А
И.п., В.п. |
СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО (домов) |
Р.п., Д.п., Т.п., П.п. |
СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА (домов, домам, о домах) |
При склонении сложных числительных
б) 50-80 ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ
изменяются ОБЕ ЧАСТИ по образцу существительных третьего склонения, хотя сами числительные пишутся в одно слово:
И.п. |
ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ (домов) |
Р.п. |
ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домов) |
Д.п. |
ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домам) |
В.п. |
ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ (домов) |
Т.п. |
ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ, ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ, СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ, ВОСЕМЬЮДЕСЯТЬЮ домами) |
П.п. |
О ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домах) |
в) 200, 300, 400 ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА
изменяются обе части, вторая – как слово НОТА
И.п. |
ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА (домов) |
Р.п. |
ДВУХСОТ, ТРЕХСОТ, ЧЕТЫРЕХСОТ (домов) |
Д.п. |
ДВУМСТАМ, ТРЕМСТАМ, ЧЕТЫРЕМСТАМ (домам) |
В.п. |
ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА (домов) . |
Т.п. |
ДВУМЯСТАМИ, ТРЕМЯСТАМИ, ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ (домами) |
П.п. |
о ДВУХСТАХ, ТРЕХСТАХ, ЧЕТЫРЕХСТАХ (домах) |
В случае затруднения вместо слова СОТ можно подставить слово НОТА Р.п. — нет двухсот (двух нот), Д.п. – пятистам (пяти нотам) Т.п. тремястами (тремя нотами), П.п. – о четырехстах (о четырех нотах).
г) 500 – 900 ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ
склоняются обе части: первая изменяется как имена существительные третьего склонения, вторая — как слово НОТА
И.п. |
ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ (домов) |
Р.п. |
ПЯТИСОТ, ШЕСТИСОТ, СЕМИСОТ, ВОСЬМИСОТ, ДЕВЯТИСОТ (домов) |
Д.п. |
ПЯТИСТАМ, ШЕСТИСТАМ, СЕМИСТАМ, ВОСЬМИСТАМ, ДЕВЯТИСТАМ (домам) |
В.п. |
ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ (домов) |
Т.п. |
ПЯТЬЮСТАМИ, ШЕСТЬЮСТАМИ, СЕМЬЮСТАМИ, ВОСЕМЬЮСТАМИ, ДЕВЯТЬЮСТАМИ (домами) |
П.п. |
о ПЯТИСТАХ, ШЕСТИСТАХ, СЕМИСТАХ, ВОСЬМИСТАХ, ДЕВЯТИСТАХ (домах) |
В случае затруднения при склонении таких числительных вместо слова СОТ можно подставить слово НОТА:
И.п. пять нот — пятьсот; Р.п. — пяти нот — пятисот; Д.п. — пяти нотам — пятистам; Т.п. — пятью нотами — пятьюстами; П.п. — о пяти нотах — о пятистах.
д) Склонение составных числительных. Изменяется каждое слово! с.6
И.п. |
ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТЬСОТ СЕМЬДЕСЯТ ТРИ (книги) ‘ |
Р.п. |
(нет) ДВУХ ТЫСЯЧ ПЯТИСОТ СЕМИДЕСЯТИ ТРЕХ (книг) |
Д.п. |
ДВУМ ТЫСЯЧАМ ПЯТИСТАМ СЕМИДЕСЯТИ ТРЕМ (книгам) |
В.п. |
ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТЬСОТ СЕМЬДЕСЯТ ТРИ (книги) |
Т.п. |
ДВУМЯ ТЫСЯЧАМИ ПЯТЬЮСТАМИ СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ ТРЕМЯ (книгами) |
П.п. |
О ДВУХ ТЫСЯЧАХ ПЯТИСТАХ СЕМИДЕСЯТИ ТРЕХ (книгах) |
2.Склонение имен числительных ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ, ПОЛТОРАСТА ПОЛТОРА сочетается с сущ. м. и ср. рода (полтора дня, полтора полотенца), ПОЛТОРЫ – с сущ. ж. рода (полторы недели) При склонении имеются всего ДВЕ ФОРМЫ! |
|
И.п., В.п. |
ПОЛТОРА (дня), ПОЛТОРЫ (недели), ПОЛТОРАСТА (рублей) |
Р.п., Д.п. Т.п., П.п. |
ПОЛУТОРА (дней, дням, днями, о днях) ПОЛУТОРА (недель, неделям, неделями, о неделях) ПОЛУТОРАСТА (рублей, рублям, рублями, о рублях) |
3. Склонение дробных числительных. Изменяются все слова,
числитель изменяется как слово, обозначающее целое число, а знаменатель – как прилагательное во мн.ч.:
две третьи, двух (каких?) третьих, двум (каким?) третьим, двумя (какими?)третьими, о двух (каких?) третьих.
4. Склонение составных ПОРЯДКОВЫХ числительных
отвечают на вопрос КОТОРЫЙ?) При склонении изменяется только последнее слово (как прилагательное):
И.п. |
ТРИСТА ЧЕТВЕРТАЯ страница, ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТЫЙ год |
Р.п. |
(нет) ТРИСТА ЧЕТВЕРТОЙ страницы, ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТОГО года |
Д.п. |
к ТРИСТА ЧЕТВЕРТОЙ странице, к ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТОМУ году |
В.п. |
ТРИСТА ЧЕТВЕРТАЯ страница, ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТЫЙ год |
Т.п. |
ТРИСТА ЧЕТВЕРТОЙ страницей, ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТЫМ годом |
П.п. |
О ТРИСТА ЧЕТВЕРТОЙ странице, о ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТОМ годе |
5. Нормативное употребление СОБИРАТЕЛЬНЫХ числительных
а) ДВОЕ. ТРОЕ, ЧЕТВЕРО, ПЯТЕРО и т.д.
Сочетаются ТОЛЬКО С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ |
||
1.обозначающими лиц мужского пола |
двое друзей, трое братьев, |
но! две подруги, три сестры |
2. дети, люди |
четверо людей, трое детей. |
|
3. обозначающими названия детёнышей животных |
четверо котят, семеро козлят |
но! четыре кошки семь коз |
4. имеющими форму только мн.ч.: |
семеро суток, двое саней |
б) Нормативное употребление числительных ОБА, ОБЕ
ОБА сочетается с сущ. мужского и среднего рода (оба брата, оба крыла)
ОБЕ сочетается с сущ. женского рода (обе сестры)
При склонении постоянно сохраняется |
||
ОБА |
ОБО… |
Обоих (братьев), к обоим (братьям), обоими (братьями), об обоих (братьях) |
ОБЕ |
ОБЕ… |
Обеих (сестер), к обеим (сестрам), обеими (сестрами), об обеих (сестрах) |
III. Нормативное употребление сравнительной и превосходной степени с.7
ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ |
|||
СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ |
ПРЕВОСХОДНАЯ |
||
простая |
составная |
простая |
составная |
К основе исходного имени прилагательного прибавляются суффиксы: ЕЕ, ЕЙ, Е, ШЕ Красивый – красивее тяжелый – тяжелей громкий — громче тонкий — тоньше |
К основе исходного имени прилагательного прибавляются суффиксы: ЕЙШ, АЙШ Красивый – красивейший, тонкий — тончайший |
Состоит из двух слов: БОЛЕЕ, МЕНЕЕ + начальная форма прилагательного Красивая – более красивая, тонкий – менее тонкий |
Состоит из двух слов: САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ, НАИМЕНИЕ + начальная форма прилагательного красивая — самая красивая умный – наиболее умный |
Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения.
НЕЛЬЗЯ! |
В чем ошибка? |
Как правильно? |
Она более умнее, чем он. |
к уже образованной простой форме сравнительной степени (умнее) присоединяется частица более, которая используется при образовании составных форм. Эта частица дублирует значение «сравнения», передаваемое суффиксом ЕЕ. Употребление частицы БОЛЕЕ является избыточным. |
Она более умная, чем он. Она умнее, чем он. |
Это самая высочайшая в городе башня. |
к уже образованной простой форме превосходной степени (высочайшая) присоединяется частица САМАЯ, которая используется при образовании составных форм степеней сравнения. Эта частица дублирует значение «сравнения», передаваемое суффиксом АЙШ. Употребление частицы САМАЯ с такой формой прилагательного является избыточным. |
Это самая высокая в городе башня. Это высочайшая в городе башня. |
IV. Нормативное употребление ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ с.8
1. Не имеют формы 1 лица единственного числа, так как они затруднительны для произношения, то есть из-за их неблагозвучности:
ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ПЕРЕУБЕДИТЬ, РАЗУБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ОЩУТИТЬ, ЗАТМИТЬ, ДЕРЗИТЬ, ПЫЛЕСОСИТЬ и др.
Прибегают к описательному способу выражения — образуют словосочетание, в котором глагол стоит в неопределенной форме, а личную форму образует другой, вспомогательный глагол:
ХОЧУ (СМОГУ, НАДЕЮСЬ) УБЕДИТЬ, ПОПЫТАЮСЬ ОЩУТИТЬ, ДОЛЖЕН ПОБЕДИТЬ,
МОГУ ОЧУТИТЬСЯ.
2. Нормативное образование форм повелительного наклонения ряда глаголов:
Начальная форма глагола |
Форма повелительного наклонения (единственное число) ТЫ |
Форма повелительного наклонения (множественное число) ВЫ |
ЛЕЧЬ |
ЛЯГ |
ЛЯГТЕ |
ЕХАТЬ |
ПОЕЗЖАЙ |
ПОЕЗЖАЙТЕ |
ЕЗДИТЬ |
ЕЗДИ |
ЕЗДИТЕ |
ПОЛОЖИТЬ |
ПОЛОЖИ |
ПОЛОЖИТЕ |
КЛАСТЬ |
КЛАДИ |
КЛАДИТЕ |
БЕЖАТЬ |
БЕГИ |
БЕГИТЕ |
ЛАЗАТЬ |
ЛАЗАЙ |
ЛАЗАЙТЕ |
3. Нормативное образование форм глаголов настоящего, будущего времени:
Начальная форма глагола |
|
ЕЗДИТЬ |
я ЕЗЖУ, он ЕЗДИТ |
ЛАЗИТЬ |
я ЛАЖУ, он ЛАЗИТ |
ЖЕЧЬ (ЗАЖЕЧЬ, ПОДЖЕЧЬ, РАЗЖЕЧЬ) |
я ЖГУ, ты ЖЖЕШЬ, он ЖЖЕТ, мы ЖЖЕМ, вы ЖЖЕТЕ, они ЖГУТ, |
ПЕЧЬ (ИСПЕЧЬ, ЗАПЕЧЬ, ПРОПЕЧЬ) |
я ПЕКУ, ты ПЕЧЕШЬ, он ПЕЧЕТ, мы ПЕЧЕМ, вы ПЕЧЕТЕ, они ПЕКУТ |
БЕРЕЧЬ (СБЕРЕЧЬ) |
я БЕРЕГУ, ты БЕРЕЖЕШЬ, он БЕРЕЖЕТ, мы БЕРЕЖЕМ, вы БЕРЕЖЕТЕ, они БЕРЕГУТ |
СТЕРЕЧЬ |
я СТЕРЕГУ, ты СТЕРЕЖЕШЬ, он СТЕРЕЖЕТ, мы СТЕРЕЖЕМ, вы СТЕРЕЖЕТЕ, они СТЕРЕГУТ |
4. Нормативное образование форм прошедшего времени глаголов:
Начальная форма глагола |
Форма прошедшего времени этого глагола |
ОКРЕПНУТЬ |
он ОКРЕП (неправильно ОКРЕПНУЛ) |
СОХНУТЬ |
он СОХ (неправильно СОХНУЛ) |
ПРОМОКНУТЬ |
он ПРОМОК (неправильно ПРОМОКНУЛ) |
5.Ошибочно используются формы с суффиксом –СЯ, образованные от глаголов играть, стирать, полоскать: Дети *играются в саду (нужно играют); Буду *стираться (нужно стирать) и т.п.
Ср. правильное употребление: Пьеса играется впервые; Эта ткань легко стирается.
V. Нормативное употребление МЕСТОИМЕНИЙ с.9
1. Употребляйте правильные формы местоимений: их (не ихний), у нее (не у ней).
-
Местоимения себя, свой относятся к лицу, производящему действие, поэтому неправильно использовать их в следующих конструкциях (в их действие выполняется одним лицом, а местоимение относится к другому): Учитель предложил мне прочитать вслух свое сочинение; Я попросил маму отнести тетрадь к себе.
-
К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после непроизводных предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.) и некоторых предлогов, образованных от наречий и управляющих род.п. (вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после и др.): без него, вокруг них. Ср.: вопреки ему (Д.п.), наподобие его (предлог образован от существительного).
-
После форм сравнительной степени местоимение употребляется без н: старше ее.
ПОДВЕДЕМ ИТОГИ.
Алгоритм выполнения задания:
1. Определите, к какой части речи относится данное слово.
2. Если это имя числительное, помните о том, что
• у сложных количественных имен числительных склоняются обе части;
• при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово;
• собирательные числительные двое, трое, четверо и т.д.
Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими лиц женского
пола (двое подруг, трое сестер) !!!
Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими взрослых особей животных (двое волков, трое медведей) !!!
•собирательные числительные ОБА употребляется с именами существительными мужского и среднего рода, ОБЕ — женского рода;
3. Если это имя прилагательное, проследите, правильно ли образованы формы степеней:
НЕЛЬЗЯ ни в коем случае смешивать простую и составную формы степеней сравнения
4. Если это глагол, обратите внимание на правильность образования
• форм повелительного наклонения;
• форм прошедшего времени, употребляемых без суффикса -НУ-.
5. Если это имя существительное, убедитесь в правильности образования
• форм именительного падежа множественного числа;
• форм родительного падежа множественного числа.
6. Проверив правильность соблюдения морфологических норм при образовании имен числительных, прилагательных, существительных и глаголов, выберите правильный ответ.
Справочная информация
Морфологических форм у русских изменяемых слов много. К счастью, большинство из них усваивается ребятами в раннем детстве и проблем при подготовке к ЕГЭ не вызывает. Но есть формы, в образовании и употреблении которых и ребята, и взрослые допускают ошибки. Ниже приведен перечень таких морфологических форм.
Ошибкоопасные формы. Запомни примеры списками.
Имя существительное
Образование множественного числа:
Слова на Ы — И:
инженеры, конструкторы, офицеры, лекторы, тренеры, бухгалтеры, инструкторы, редакторы, слесари, шофёры;
векторы, ветры, выговоры, джемперы, свитеры, договоры, контейнеры, плееры, полисы, прожекторы, склады;
возрасты, выборы, порты, почерки, кремы, торты
Слова на А — Я:
директора, доктора, инспектора, профессора, повара, сторожа, фельдшера, тенора, кучера;
округа, ордера, векселя, катера, отпуска, вороха, колокола, кузова, купола, округа, паспорта, погреба, сорта, хутора, тополя, штабеля, штемпеля, якоря
Образование форм родительного падежа множественного числа:
Форма на ОВ — ЕВ:
несколько килограммов (килограмм), граммов (грамм), гектаров, каратов, помидоров, томатов, апельсинов, абрикосов, ананасов, бананов, гранатов, лимонов, мандаринов, баклажанов, гольфов, носков, погон, кедов (кед), рельсов, нервов;
много платьев, верховьев, кореньев, лохмотьев, низовьев, подмастерьев, хлопьев, устьев
Форма с нулевым окончанием:
пара полотенец, чулок, шаровар, шорт, сапог, туфель, ботинок, тапок, тапочек, галош, бахил, бутс, валенок, яблок, дынь, слив;
отряд солдат, гусар, драгун, гренадёр (гренадер), кадет, улан, партизан;
сто ампер, ватт, вольт;
много башен, басен, блюдец, брызг, дел, макарон, петель, нянь, манжет, полотенец, серёг, сплетен, яблонь;
много раздумий, оладий, сидений, солений, ущелий, печений, кушаний, побережий, ожерелий, подземелий
Употребление существительных разного рода:
хороший шампунь, пенальти, шимпанзе, какаду, гну;
страшная цеце (муха), свежая иваси (сельдь);
старый Тбилиси, Сухуми, красивый евро;
широкая Миссисипи, Янцзы, Хуанхэ;
новое метро, кашне, пальто
Употребление несклоняемых имён собственных:
издательство Никиты Струве, зачитываться Дюма, поэзия Шевченко
Имя прилагательное
Смешение простых и составных форм сравнительной и превосходной степеней:
Ошибочно: более позднее, выше, ниже; менее чётче, более страшнее; самый красивейший (просторечие).
Правильно: более поздний — позднее; выше, ниже; менее чётко, менее страшно; самый красивый или красивейший.
Образование сравнительной степени:
Ошибочно: красивше, лучшее, хужее (неверный выбор модели словоизменения, просторечие).
Правильно: красивее, лучше, хуже.
Имя числительное
Словоизменение числительных — традиционно трудный учебный материал. Более подробно см. Как устроен наш язык. Раздел 9. Морфология. Числительные.
1. Образование и изменение форм составных числительных:
в тысяча пятом году, две седьмых, к трём пятым, в две тысячи одиннадцатом году,
восьмьюдесятью (восемьюдесятью), восьмьюстами (восемьюстами), пятьюстами, тремя тысячами шестьюстами пятьюдесятью семью
2. Склонение сложных и составных числительных:
двумястами рублями, пятьюстами рублями, четырьмястами рублями, около пятисот километров, тремястами страницами, нет шестисот рублей, о пятистах книгах
Совет:
Обратите внимание на склонение слов: сорок, девяносто, сто.
И.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Р.п. сорока, девяноста, ста (рублей)
Д.п. сорока, девяноста, ста (рублям)
В.п. сорок, девяносто, сто (рублей)
Т.п. сорока, девяноста, ста (рублями)
П.п. (о) сорока, девяноста, ста (рублях)
Обратите внимание на склонение числительных: пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят. При склонении в них изменяются обе части:
И.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Р.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
Д.п. пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублей)
В.п. пятьдесят, шестьдесят, семьдесят, восемьдесят (рублей)
Т.п. пятьюдесятью, шестьюдесятью, семьюдесятью, восемьюдесятью (рублями)
П.п. (о) пятидесяти, шестидесяти, семидесяти, восьмидесяти (рублях)
Обратите внимание на склонение числительных: пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот. При склонении в них изменяются обе части:
И.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Р.п. пятисот, шестисот, семисот, восьмисот, девятисот (рублей)
Д.п. пятистам, шестистам, семистам, восьмистам, девятистам (рублям)
В.п. пятьсот, шестьсот, семьсот, восемьсот, девятьсот (рублей)
Т.п. пятьюстами, шестьюстами, семьюстами, восемьюстами, девятьюстами (рублями)
П.п. (о) пятистах, шестистах, семистах, восьмистах, девятистах (рублях)
Обратите внимание на склонение числительных полтора, полторы, полтораста, в которых часто допускаются ошибки:
И.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Р.п. полутора (часов, минут), полутораста (рублей)
Д.п. полутора (часам, минутам), полутораста (рублям)
В.п. полтора (часа), полторы (минуты), полтораста (рублей)
Т.п. полутора (часами, минутами), полутораста (рублями)
П.п. (о) полутора (часах, минутах), полутораста (рублях)
Обратите внимание на склонение составных количественных числительных: в них изменяется каждое слово:
И.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Р.п. двух тысяч четырнадцати (рублей)
Д.п. двум тысячам четырнадцати (рублям)
В.п. две тысячи четырнадцать (рублей)
Т.п. двумя тысячами четырнадцатью (рублями)
П.п. (о) двух тысячах четырнадцати (рублях)
Обратите внимание на склонение составных порядковых числительных: в них изменяется только последнее слово:
И.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Р.п. две тысячи четырнадцатого (года)
Д.п. две тысячи четырнадцатому (году)
В.п. две тысячи четырнадцатый (год)
Т.п. две тысячи четырнадцатым (годом)
П.п. (в) две тысячи четырнадцатом (году)
3. Употребление собирательных числительных:
двое братьев, трое щенков, к обоим братьям, к обеим подругам, двое очков, двое саней, нас двоих, троих, их шестерых.
Совет:
Поскольку тема вызывает много проблем, запомни случаи, когда правильно употреблять собирательные числительные, списком:
1. С существительными, обозначающими лиц мужского пола: двое братьев, трое мужчин, четверо парней.
2. С существительными дети, люди: трое детей, четверо людей.
3. С существительными, обозначающими детёнышей животных: трое щенков, семеро козлят.
4. С существительными, имеющими форму только мн. ч.: пятеро суток.
5. С существительными, обозначающими парные или составные предметы: двое очков, двое лыж.
6. С местоимениями: нас двоих, их пятерых.
4. Употребление числительных оба, обе:
Числительное обе употребляется только с существительными ж.р.: обе девушки, обе стороны, обе книги.
С существительными м. р. и ср. р. употребляется форма оба: оба брата, оба друга, оба окна.
Ошибочно: оба тропки, к обоим дорожкам, обоими звёздами.
Правильно: обе тропки, к обеим дорожкам, обеими звёздами.
Местоимение
Образование форм:
Ошибочно: был увлечён ей, у ней; ихний; посреди его (её), среди их; скольких книг, сколько учеников.
Правильно: был увлечён ею — Т.п., у неё — Р.п.; их; посреди* него (неё), среди* них; сколько книг, скольких учеников
* Посреди, среди — предлоги. Если ты говоришь: из них, от них, говори: среди них. После предлогов у личных местоимений он, она, они в косвенных падежах появляется буква н.
Глагол
1. Образование личных форм:
У глаголов победить, убедить, переубедить, разубедить, очутиться, ощутить, затмить, дерзить, пылесосить и некоторых других нет формы 1 лица ед. ч.
Ошибочно: победю, побежу, побежду, убедю, убежу, убежду, очутюсь, чудю, чужу, чужду.
Правильно: не использовать эти глаголы в форме 1 л., ед.ч.
Ошибочно: попробоваем, ездием, лазию, жгём, пекёшь, берегёшь, стерегёшь, полоскаю, махаю, хочут (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: попробуем, ездим, лазим, жжём, печём, бережёшь, стережёшь, полощу, машу, хотят.
2. Образование возвратных форм:
Ошибочно: встретилися, хотелося, поздоровалася, извиняюся (просторечие).
Правильно: встретились, хотелось, поздоровалась (после гласных не -ся, а -сь), извините (употребление возвратной формы с этим глаголом – грубая ошибка).
3. Образование форм повелительного наклонения:
Ошибочно: ехай, едь, езжай, поехай, поедь, ездий, ездь, махай, разъехайтесь, поклади, положь, ложь, ложи, бежи, лазь, покупи, ляжь (использована неверная модель словоизменения, просторечие).
Правильно: поезжай (с приставкой), помаши, разъезжайтесь, положи, купи, ляг.
Совет:
Обрати внимание на образование форм повелительного наклонения ошибкоопасных глаголов, которые часто встречаются в КИМах:
Лечь — (ты) ляг, (вы) лягте
Ехать — (ты) поезжай, (вы) поезжайте
Ездить — (ты) езди, (вы) ездите
Положить — (ты) положи, (вы) положите
Класть — (ты) клади, (вы) кладите
Лазать —(ты) лазай, (вы) лазайте
Бежать — (ты) беги, (вы) бегите
4. Образование форм прошедшего времени:
Ошибочно: замёрзнул, окрепнул, сохнул, просохнул, промокнул, намокнул и др. подобные.
Правильно: замёрз, окреп, сох, просох, высох, промок, намок.
Причастие
Образование причастий:
Ошибочно: полоскающий, махающий, хочущий (использование неверной модели словоизменения); сделающий, напишущий, поинтересующийся (причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида не образуются).
Правильно: полощущий, машущий, хотящий; не пытаться образовывать причастия настоящего времени от глаголов совершенного вида.
Деепричастие
Образование деепричастий:
Ошибочно: посмотря в мою сторону, сложа в стопку, поезжая (неверное использование моделей формообразования: от глаголов СВ не могут быть образованы деепричастия с суффиксом -я-).
Правильно: смотря в мою сторону или посмотрев в мою сторону, сложив в стопку (искл.: устойчивое сочетание сложа руки), поехав.
Наречие
1. Образование наречий:
Ошибочно: оттудова, открываться вовнутрь, навряд ли смогу, разделим напополам (просторечие).
Правильно:оттуда, отрываться внутрь, вряд ли смогу, разделим пополам.
2. Образование сравнительной степени наречий:
Ошибочно: плохо — плоше, красиво — красивше и красившее, хорошо — лучшее и хорошее, тяжело — тяжельше (просторечие).
Правильно:плохо — хуже, красиво — краси´вее, хорошо — лучше, тяжело — тяжелее
ЕГЭ по русскому языку.
Задание № 7.
Морфологические нормы
Формулировка задания
В одном из выделенных ниже слов
допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте
ошибку и запишите слово правильно.
Задание всегда требует
найти слово с ошибкой.
Слова, с которыми необходимо
поработать, обозначаются заглавными буквами.
Предлагаемые ответы
много ЛИМОНОВ СЛАДЧАЙШЕЕ мгновение в ОБОИХ книгах
ИХ интересы
ПОЕЗЖАЙТЕ на метро
В задании обычно представлены несколько частей
речи!
Берутся не первые попавшиеся слова той или иной
части речи, а только такие, в употреблении форм которых часто
допускается ошибка говорящими или пишущими.
• Образование форм имён числительных:
—
в ста случаях;
—
около двухсот
студентов;
—
о трёхстах домах;
—
пятьюдесятью
рублями;
—
в двухтысячном
году;
—
в тысяча
девятьсот пятом году;
—
с обоими
друзьями – с обеими подругами;
—
полтора – полутора; полтораста – полутораста.
• Образование форм имён существительных:
—
профессора увидели, инженеры отметили;
—
одного из солдат,
много апельсинов;
—
мой рояль,
тюль, шампунь, аэрозоль, моя мозоль, вуаль, моё повидло.
• Образование форм степеней сравнения:
—
сушее; суше
—
более мягче; мягче, или более мягкий, или
более мягко
—
самый;
чистейший
чистейший или самый чистый
—
более.
худший
худший или хуже
Какие темы надо повторить?
• Образование глагольных форм:
—
положи, клади,
ляг, поезжай, маши;
—
езжу, ездит,
мечусь, мечется;
—
победить,
убедить, ощутить –
отсутствие форм 1 л. ед. ч.
Какие темы надо повторить?
• Образование форм местоимений:
—
их дом;
—
о ней;
—
благодаря им.
Ход мысли
много ЛИМОНОВ СЛАДЧАЙШЕЕ мгновение в ОБОИХ книгах обеих ИХ интересы
ПОЕЗЖАЙТЕ на метро
Запись
ответа
О |
Б |
Е |
И |
Х |
Ответ на задание № 7 представляет собой запись
слова.
Не забудьте произвести замену неправильно
употреблённого слова на правильно употреблённое. Именно верно
подобранное слово является ответом.
Следите за формой записываемого вами в ответе
слова. Это должна быть та форма, которая задана изначальным контекстом.
Пробелы между буквами не допускаются в ответе.
Работаем только с тем словом, которое выделено
заглавными буквами!
Перед
вами единственно возможный ответ!
Нетестовые формы работы: восприятие образцов и
прогнозирование ошибок
Какие ошибки могли быть допущены в
каждом приведённом примере?
Более нужный, ляг отдохни, вкусные торты, оба брата,
испеки пироги, тонна помидоров, белый тюль, нет мест, их дом, большая
мозоль, не маши руками, около двухсот человек, положи на стол,
в обеих сумках, песни цыган, пирожок с повидлом, в тысяча девятисотом году.
Нетестовые формы работы: исправление ошибок в
потоке формообразования
Исправьте ошибочное формообразование.
Около пятиста фотографий, к обоим соседкам, пять
апельсин, более легче, пара носок, ляжьте на пол, строгие директоры, вкусных
вафлей, я лазию, бежи быстрее, о полтораста рублях, новых джинс, самый
красивейший вид, без солдатов, ихний разговор, нет ясель.
Использование игровой тестологии
7 задание ЕГЭ по русскому языку проверяет знание морфологических норм и умение находить ошибки в образовании слова. Разбираем сложные случаи грамматических ошибок в нашем видео:
7 задание ЕГЭ по русскому языку — теория
- Формы существительных (И.п. множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных).
- Степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень).
- Склонение всех разрядов числительных (сложных, составных, дробных, собирательных, порядковых) по падежам.
- Склонение местоимений по падежам.
- Формы глаголов (повелительное наклонение, форма будущего времени, прошедшего времени и настоящего времени).
- Формы образования причастий.
- Формы образования деепричастий.
Морфологические нормы в ЕГЭ кажутся очень сложными для запоминания – но это лишь малая часть того, что нужно знать, чтобы сдать ЕГЭ по русскому языку на высокий балл. Если ты понимаешь, что не в состоянии самостоятельно одолеть массив теории, то лучше обратиться за помощью к профессиональному педагогу. Запишись на бесплатный пробный урок в “Годограф”! Преподаватели-эксперты помогут тебе не только натренироваться решать типовые задания, но и разобраться в материале.
Задание 7 ЕГЭ русский язык — практика
Формы имен существительных. Именительный падеж множественного числа.
Слова на -тор, -сор,-вор, -ер
-Ы/-И
- инструкторы
- редакторы
- лекторы
- ректоры
- конструкторы
- прожекторы
- секторы
- инженеры
- шофёры
- бухгалтеры
- диспетчеры
- договоры
- приговоры
- плейеры
- драйверы
- принтеры
-А/-Я
- директора
- профессора
- инспектора
- доктора
- катера
- ордера
- тенора
- фельдшера
- флюгера
- хутора
- шулера
- буфера
- веера
- буера
- повара
Слова на -ль
-ЛИ
- грифели
- госпитали
-ЛЯ
- адреса
- бока
- борта
- века
- желоба
- жемчуга
- жернова
- края
- кузова
- окорока
- округа
- острова
- отпуска
- паруса
- паспорта
- погреба
- потроха
- снега
- стога
- сорта
- сторожа
- тетерева
- черепа
Форма зависит от контекста
- адреса (новоселов) — адресы (поздравительные)
- века (Средние) — веки (на веки вечные)
- года (мои года) — годы (войны, девяностые)
- колена (выделывать) — колени (больные)
- корпуса (танковые) — корпусы (часов)
- кренделя (выделывать) — крендели (вкусные)
- меха (одеваться в меха) — мехи (кузнечные)
- мужья (прочить в мужья) — мужи (Отечества, ученые)
- образа (святых) — образы (литературные)
- ордена (на груди) — ордены (Тевтонский)
- пропуска (временные) — пропуски (занятий)
- рода (войск) — роды (и виды, древние)
- счета (оплатить) — счеты (свести)
- сыновья (и дочери) — сыны (Отечества)
- тона (светлые) — тоны (сердца)
- учителя (профессия, в школе) — учители (не профессия, великие учители человечества)
- хлеба (яровые) — хлебы (печь формовые)
Фрукты и овощи
- апельсинов
- бананов
- огурцов
- бананов
- томатов
- помидоров
- гранатов
- абрикосов
- ананасов
- лимонов
- мандаринов
- баклажанов
Исключения
- яблок
- груш
- слив
- дынь
Национальности
- казахов
- калмыков
- киргизов
- монголов
- семитов
- таджиков
- тунгусов
- узбеков
- хорватов
- якутов
- армян
- башкир
- болгар
- грузин
- лезгин
- осетин
- румын
- татар
- туркмен
- цыган
Исключение:
- турок
- бурят
Склонение числительных полтора, полторы, полтораста
Полтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы полутора и полутораста.
Числительные тысяча и миллион
Числительное тысяча склоняется как существительное 1-го склонения (тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)
Числительное миллион склоняется как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе)
Склонение дробных числительных
В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как порядковое числительное:
- Пять четвертых – И.п.
- Пяти четвертых – Р.п.
- Пяти четвертым – Д.п.
Склонение порядковых числительных
При изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова.
- И.п. две тысячи семнадцатый
- Р.п две тысячи семнадцатого
- Д.п. две тысячи семнадцатому
- В.п. две тысячи семнадцатый
- Т.п две тысячи семнадцатым
- П.п. две тысячи семнадцатом
Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро)
Сложность в употреблении собирательных числительных заключается в том, что они сочетаются только с некоторыми группами существительных:
- с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные). Двое мужчин, четверо мальчиков, но две девушки, четыре женщины;
- с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числительные). Семеро козлят, трое тигрят, но три тигра;
- с существительными, употребляющимися только во множественном числе Трое саней, двое ножниц;
- с парными предметами. Двое сапог, четверо ботинок;
- с личными местоимениями. Их было трое, нас четверо.
Числительные оба обе
Числительное оба употребляется только с существительными мужского и среднего рода.
Оба человека, оба друга.
Числительное обе употребляется с существительными женского рода.
По обеим сторонам, обе девушки.
Рассылка с лучшими статьями. Раз в неделю для самых занятных
Для тех, кто ценит свое время. Выбирайте интересную вам тему и подписывайтесь, чтобы ничего не пропустить. Это бесплатно!
Задание 7 проверяет:
1) Формы существительных (И.п. множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных.
2) Степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень).
3) Склонение всех разрядов числительных (сложных, составных, дробных, собирательных, порядковых) по падежам.
4) Склонение местоимений по падежам.
5) Формы глаголов (повелительное наклонение, форма будущего времени, прошедшего времени и настоящего времени).
6) Формы образования причастий.
7) Формы образования деепричастий.
Грамматическим ошибкам и работе над ними посвящен целый блок в нашем пособии:
Сочинение на 24
Интерактивное пособие для подготовки к сочинению ЕГЭ по русскому языку
подробнее
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
урожай ПОМИДОРОВ
БЛИЖАЙШАЯ станция
у наших ВОРОТ
нет ПОЛТОРАСТА рублей
детские ДОКТОРА
Ответ: полутораста
1) Внимательно прочитайте задание. Важно именно исправить ошибку, а не только найти.
2) Определите части речи выделенных слов. От части речи зависит правило.
3) Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть.
3) Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных, числительных, глаголов, а на «десерт» оставить существительные, так как там бОльшее количество информации.
4) После того как ошибка будет найдена, не забудьте: вписать в окно ответа необходимо уже ИСПРАВЛЕННЫЙ вариант.
Ы, И |
А, Я |
Слова на -тор, -сор,-вор, -ер |
|
инструкторы редакторы лекторы ректоры конструкторы прожекторы секторы инженеры шофёры бухгалтеры диспетчеры договоры приговоры плейеры драйверы принтеры и т.д. |
директора профессора инспектора доктора катера ордера тенора фельдшера флюгера хутора шулера буфера веера буера повара |
Слова на –ЛЯ | |
грифели |
векселя вензеля кителя штабеля штемпеля тополя шомпола колокола купола |
Остальные слова |
|
слесари токари конюхи возрасты кремы супы грунты лифты порты склады торты флоты фронты штабы штурманы |
адреса бока борта века желоба жемчуга жернова края кузова окорока округа острова отпуска паруса паспорта погреба потроха снега стога сорта сторожа тетерева черепа |
Форма зависит от значения | |
адреса (новоселов) века (Средние) года (мои года) колена (выделывать) корпуса (танковые) кренделя (выделывать) меха (одеваться в меха) мужья (прочить в мужья) образа (святых) ордена (на груди) пропуска (временные) рода (войск) счета (оплатить) сыновья (и дочери) тона (светлые) учителя (профессия, в школе) хлеба (яровые) |
адресы (поздравительные) веки (на веки вечные) годы (войны, девяностые) колени (больные) корпусы (часов) крендели (вкусные) мехи (кузнечные) мужи (Отечества, ученые) образы (литературные) ордены (Тевтонский) пропуски (занятий) роды (и виды, древние) счеты (свести) сыны (Отечества) тоны (сердца) учители (не профессия, великие учители человечества, хлебы (печь формовые) |
ОВ, ЕВ |
Нулевое окончание |
Растительный мир |
|
Всё на –ов |
Исключения |
апельсинов бананов огурцов бананов томатов помидоров гранатов абрикосов ананасов лимонов мандаринов баклажанов |
яблок груш слив дынь |
Названия национальностей |
|
Остальные окончания |
Слова на –н,-р |
казахов калмыков киргизов монголов семитов таджиков тунгусов узбеков хорватов якутов Исключение: турок бурят |
армян башкир болгар грузин лезгин осетин румын татар туркмен цыган Исключение: бедуинов |
Единицы измерения |
|
Наиболее употребляемые в повседневной жизни |
Редко употребляются в повседневной жизни(термины) |
байтов гектаров граммов децибелов каратов килограммов километров |
ампер аршин бит ватт вольт радиан рентген |
Парные предметы |
|
носков гольфов рельсов бронхов джинсов лампасов бриджей |
ботинок чулок шаровар шорт туфель сапог тапок тапочек галош бахил бутс валенок манжет серёг клипс |
Военная тематика (все на -ов) |
|
Солдат Гусар Драгун Гренадер Кадет Улан Партизан |
Существительные на -ня |
|
Ь |
Н |
Если перед -ня стоит гласная |
Если перед -ня согласная |
богинь погонь тихонь яблонь нянь |
басен башен боен вишен двоен пашен сотен спален сплетен таможен черешен Исключение: барышень боярышень кухонь деревень |
Существительные на -це |
|
-ЕВ |
-ЕЦ |
болотцев кружевцев деревцев оконцев |
блюдец зеркалец копытец(копытцев) одеялец полотенец сердец солнц |
Существительные на –ье, -ья |
|
Без ударения в И.п. | С ударением в И.п. |
-ИЙ |
-ЕЙ |
(гулянье) гуляний застолий кушаний надгробий новоселий ожерелий раздумий сидений снадобий солений ущелий армий аудиторий бегуний гостий колдуний оладий пародий плясуний эскадрилий печений побережий подземелий Исключения: платьев верховьев кореньев лохмотьев низовьев подмастерьев хлопьев устьев |
ружьё) ружей питей полыней статей судей и т.д. |
Некоторые существительные на -ей, с нулевым окончанием и -ов |
||
-ЕЙ |
Нулевое |
-ОВ |
распрей ведомостей лопастей мощностей отраслей скатертей скоростей четвертей бомжей векселей вензелей госпиталей кабелей медведей будней дровней козней пельменей яслей |
вафель петель барж копён кочерёг обойм пелён сирот зраз жабр каникул лосин макарон невзгод оков сардин уз шпрот брызг |
выборов дебатов заморозков кулуаров мускулов нардов очистков сотов чипсов нервов |
Степени сравнения прилагательных |
||
Сравнительная степень |
Превосходная степень |
|
простая | Начальная форма + -ее, -ей, -е, -ше Пр: умнЕЕ |
Начальная форма + -айш-, -ейш- Пр: умнейший |
составная | Более/менее + начальная форма Пр: более умный |
Самый/ наиболее/ наименее/ всех + начальная форма Пр: самый умный, наиболее умный, умнее всех |
Внимание! Нельзя смешивать простую и составную степени сравнения.
Например:
Более интереснее, самый интереснейший – НЕПРАВИЛЬНО.
Интереснее или более интересный, интереснейший или самый интересный – ПРАВИЛЬНО.
1) Склонение количественных числительных (отвечают на вопрос Сколько?)
Как склоняются |
Примеры |
|
5-20, |
Склоняются как существительное степь | Р.п. чего? Пяти Д.п чему? десяти В.п. что? двадцать Т.п. чем? Одиннадцатью П.п. о чем? Тридцати |
40, 90, 100 |
Имеют только две падежные формы: И.п. = В.п Р.п, Д.п., Т.п., П.п. окончание А |
И. сорок, девяносто, сто Р. Сорока, девяноста, ста Д. Сорока, девяноста, ста В. сорок, девяносто, сто Т. Сорока, девяноста, ста П. Сорока, девяноста, ста |
50, 60, 70, 80 |
Меняются обе части, как существительное 3 склонения (как существительное степь) |
И. пятьдесят Р. пятидесяти Д. пятидесяти В. пятьдесят Т. пятьюдесятью П. пятидесяти |
200, 300, 400 |
Меняются обе части. Первая часть как два, три, четыре. Вторая часть как слово «ноты» во мн.ч. |
И. двести Р. Двухсот (нот) Д. двумстам (нотам) В. двести Т. Двумястами (нотами) П. двухстах (нотах) |
500-900 | Меняются обе части. Первая часть — как степь. Вторая часть — как ноты во мн.ч |
И. пятьсот Р. пятисот Д. пятистам В. пятьсот Т. пятьюстами П. пятистах |
2) Склонение числительных полтора, полторы, полтораста
Полтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы полутора и полутораста.
3) Числительные тысяча и миллион
Числительное тысяча склоняется как существительное 1-го склонения (тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)
Числительное миллион склоняется как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе)
4) Склонение дробных числительных
В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как порядковое числительное
Пять четвертых – И.п.
Пяти четвертых – Р.п.
Пяти четвертым – Д.п.
5) Склонение порядковых числительных
При изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова.
И.п. две тысячи семнадцатый
Р.п две тысячи семнадцатого
Д.п. две тысячи семнадцатому
В.п. две тысячи семнадцатый
Т.п две тысячи семнадцатым
П.п. две тысячи семнадцатом
6) Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро)
Сложность в употреблении собирательных числительных заключается в том, что они сочетаются только с некоторыми группами существительных:
А) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные).
Двое мужчин, четверо мальчиков, но две девушки, четыре женщины
Б) с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числительные).
Семеро козлят, трое тигрят, но три тигра
В) с существительными, употребляющимися только во множественном числе
Трое саней, двое ножниц
Г) с парными предметами
Двое сапог, четверо ботинок
Д) с личными местоимениями
Их было трое, нас четверо
7) Числительные оба обе
Числительное оба употребляется только с существительными мужского и среднего рода.
Оба человека, оба друга
Числительное обе употребляется с существительными женского рода.
По обеим сторонам, обе девушки
1) Образование повелительного наклонения
Неопределенная форма | Повелительное наклонение |
Лечь Ехать Ездить Положить Класть Бежать Лазать Выйти Выложить Выверить Вывесить Выдвинуть Клянчить Махать Нянчить Погодить Портить Тронуть Чистить |
Ляг(те) Поезжай(те) Езди(те) Положи(те) Клади(те) Беги(те) Лазай(те) Выйди(те) Выложи(те) Вывери(те) Вывеси(те) Выдвини(те) Клянчи(те) Маши(те) Нянчи(те) Погоди(те) Порти(те) Тронь(те) Чисти(те) |
2) Одеть – надеть
Одеть кого-то (одеть ребенка в школу)
Надеть что-нибудь на себя (надеть пальто)
3) Образование формы прошедшего времени
Неопределенная форма |
Прошедшее время |
Сохнуть Просохнуть Замерзнуть Окрепнуть Промокнуть Намокнуть и пр. |
Сох Просох Замерз Окреп Промок Намок |
4) Образование формы будущего времени
Глаголы победить, переубедить, убедить, разубедить, затмить дерзить, очутиться, ощутить, пылесосить не имеют простой формы будущего времени, т.е. нельзя сказать: победю, убедю и т.д. Для образования будущего времени таким словами необходимы дополнительные слова или синонимы.
5) Образование формы настоящего времени
ездить лазить попробовать печь беречь хотеть полоскать махать |
ездим лазим попробуем печем бережем хотим полощем машем |
- Решать задание 7
- Решать варианты ЕГЭ
Материалы для подготовки к ЕГЭ:
- Теория ЕГЭ по русскому языку
- Решать тесты ЕГЭ по русскому языку