Подготовка к ЕГЭ
2020 Задание №7. Морфологические нормы
(образование форм слова)
Чаще всего допускаются ошибки в
образовании формы:
1. сравнительной
и превосходной степени прилагательных;
2. числительных;
3. именительного
и родительного падежа множественного числа существительных;
4. косвенных
падежей личных местоимений 3-го лица после предлога и т.д.
СТЕПЕНИ
СРАВНЕНИЯ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
СРАВНИТЕЛЬНАЯ |
ПРЕВОСХОДНАЯ |
(проявление |
(предмет |
I. 1. нач. ф. + -ее (-ей) 2. нач. ф. + -е (чередование согласных) 3. нач. ф. II. более + нач. ф. более широкий |
I. 1. нач. ф. + -ейш- (-айш-) спокойный II. самый (наиболее) + нач. ф. самый широкий |
·
нельзя
смешивать простую и составную формы степеней сравнения!
Неправильно говорить: наиболее умнейший,
менее красивее, самый талантливейший.
Правильно сказать: менее
красиво, наиболее умный, самый талантливый.
Образование форм
числительных
Числительное |
Пример ошибок |
Правило и |
1)сложные |
Нет шестьсот рублей, о четырехсот |
При склонении у сложных числительных Правильный вариант: нет шестисот |
2) составные |
Тремя тысячами пятистами |
При склонении составных числительных Правильный вариант: Тремя тысячами пятьюстами |
3) дробные |
При склонении дробных числительных |
|
4) полтора и полтораста |
Полторами стаканами, полуторастам |
Числительные Правильный вариант: Полутора стаканами Полтораста друзьям. |
5) сорок, девяносто, сто |
Девяностам тетрадям, о сороках |
Эти числительные при Правильный вариант: Девяноста тетрадям, о сорока |
6) собирательные двое, |
Двое девчонок, трое кошек, семеро |
Эти числительные А) с сущ. , обозначающими лиц Б) с существительными, имеющими В) с существительными ребята, Г) с личными местоимениями: мы, Д) с названиями парных предметов Е) с названиями детенышей !!! собирательные числительные не Правильный вариант Две девочки, семь женщин, три |
7) собирательные оба – обе |
К обоим старушкам, у обеих |
Оба, обоих, Правильный вариант: К обеим старушкам, у обоих |
Образование форм глагола
Пример |
Правило и правильный вариант |
Поклади в сумку, ехай быстрее, я |
Запомнить: 1) формы повелительного Ехать – поезжай(-те); лечь – ляг 2) глагол КЛАСТЬ употребляется 3) глаголы с корнем –лож- — 4) не употребляются формы 1-го Правильный вариант: Положи в сумку, поезжай быстрее, |
Образование
форм местоимений
Пример ошибок |
Правило и правильный вариант |
Посреди его, внутри них, ближе |
1) к личным местоимениям 3-го 2) после наречных предлогов вопреки, 3) после формы сравнительной !!! Притяжательное местоимение ИХ Правильный вариант: Посреди него, внутри их, ближе |
Варианты падежных
окончаний имен существительных
Пример |
Правило и правильный вариант |
Двое сапогов, несколько румынов, |
Сущ. м.р. 2-го скл. с основой на 1)парные предметы: варежки – 2) национальность (если основа 3) воинские подразделения: отряд 4) некоторые единицы измерения: 5) а также существительные ж.р. Правильный вариант: Двое сапог, несколько румын, |
Молодые инженерА |
Окончание на И(Ы) употребляется: 1) у заимствованных 2) у заимствованных одуш. и Правильный вариант: Молодые инженеры. |
Кусок сырА |
Окончание –У(Ю) употребляется: А) у вещественных существительных Правильный вариант: Кусок сырУ |
Пять апельсин, вкусных яблоков |
Существительные, обозначающие Правильный вариант: Пять апельсинов, вкусных яблок. |
Существительные ср.р. на –ье в |
Готовимся к ЕГЭ- 2020
Морфологические нормы.
Задание № 8 .
Теория и практика.
Холоденко Е.В., учитель русского языка и литературы
Алгоритм выполнения задания 7 ЕГЭ по русскому языку:
1. Внимательно прочтите предложенные словосочетания.
2. Определите части речи выделенных слов.
3. Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть.
4. Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных, числительных, глаголов, а на «десерт» оставить существительные, так как там большее количество информации.
5. Выпишите правильное слово.
Что нужно знать:
• Падежные формы имен числительных
• Употребление собирательных числительных
• Употребление ОБА, ОБЕ
• Употребление числительных полтора, полтораста
• Образование и употребление степеней сравнения имен прилагательных
• Образование и употребление форм повелительного наклонения некоторых глаголов
• Образование и употребление именительного и родительного падежей множественного числа имен существительных
Пройти тестирование по этим заданиям
Вернуться к каталогу заданий
Версия для печати и копирования в MS Word
1
Тип 7 № 41
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
любимые ПРОФЕССОРА
НАИБОЛЕЕ РЕШИТЕЛЬНО поступил
в ДВУХСТАХ метрах
на ИХ территории
ОБГРЫЗАННОЕ яблоко
Правило: Задание 7. Морфологические нормы
2
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько НОЖНИЦ
умелые ПОВАРА
быстро ВЫЗДОРОВИТ
в ПОЛУТОРА часах
ПЯТЬ барышень
Правило: Задание 7. Морфологические нормы
3
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько ЯБЛОК
лежит на ШКАФЕ
до тысяча восемьсот ДВЕНАДЦАТОГО года
БОГАТЕЙШИЙ выбор
пять КОЧЕРЁГ
Правило: Задание 7. Морфологические нормы
4
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
пара ТУФЛЕЙ
ВЫПРАВЬ текст
несколько ПОЛОТЕНЕЦ
старые ПРОФЕССОРА
новые ВЫБОРЫ
Правило: Задание 7. Морфологические нормы
5
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
МОКЛА под дождём
косвенных ПАДЕЖОВ
ЧУДЕСНЕЙШИМ образом
здоровые ДЁСНЫ
ПОЕЗЖАЙТЕ в магазин
Актуальность: Текущий учебный год
Сложность: обычная
Правило: Задание 7. Морфологические нормы
Пройти тестирование по этим заданиям
Тест по морфологическим нормам
1 вариант
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) лягте (на пол) 2) их работа 3) горячие супы 4) шестистами учениками
2. 1) любимые профессора 2) наиболее решительнее 3) в двухстах метрах 4) на их территории
3. 1) больше шестиста рублей 2) нет мест 3) проиграв вступление 4) в двух метрах
4. 1) несколько ножниц 2) умелые повара 3) двое подружек 4) в полутора часах
5. 1) несколько яблок 2) лежит на шкафе 3) до тысяча восемьсот двенадцатого года 4) богатейший выбор
6. 1) пара туфлей 2) выправь текст 3) несколько полотенец 4) старые профессора
7. 1) мокла под дождём 2) косвенных падежов 3) чудеснейшим образом 4) здоровые дёсны
8. 1) ихние письма 2) в обеих руках 3) до тысяча девятьсот пятого года 4) уважаемые директора
9. 1) дешевле 2) об аэропорте 3) по их указанию 4) едь побыстрее
10. 1) шестьюстами учебниками 2) поезжай вперёд 3)спелых абрикос 4) жёстче дерева
11. 1) много облаков 2) хорошо проповедовает 3) обгрызенные ногти 4) с двумястами бойцами
12. 1) поезжай 2) свыше четырёх тысяч метров 3)несколько яблок 4) прочитая книгу
13. 1) к две тысячи пятому году 2) жгёт костер 3) пачка макарон 4) фильм интереснее
14. 1) молодые бухгалтеры 2) ихней работой 3) в течение тридцати пяти минут 4)дамских туфель
15. 1) читав рассказ 3)менее значительный 3) в две тысячи пятом году 4) поезжай домой
16. 1) в две тысячи двадцать втором году 2)старые пропуска 3) совсем озяб 4) несколько джинс
17. 1) не пророняя (слов) 2) в боку 3) знаменитые профессора 4) красивейший
18. 1) с пятидесятью рублями 2) оденьтесь теплее 3)высохла 4) спелых абрикосов
19. 1) более глубочайший 2) лягте на пол 3) шофёры 4) в трехстах метрах
20. 1) лажу по крышам 2) часовые пояса 3) с семьюстами метрами 4) разожгёт костёр
2 вариант
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) вкусные торта 2) в аэропорту 3) моложе брата 4) в трёхстах метрах
2. 1) лягте на диван 2) их дети 3) пять блюдец 4) больше пятьдесят рублей
3. 1) несколько полотенец 2) их тетради 3) из полтора метров материи 4) самый молодой
4. 1) четырьмястами рублями 2) полощущий бельё 3) много вишен 4) более выше
5. 1) двухстами предметами 2) килограмм помидоров 3) серьёзнейшее замечание 4) поезжайте в город
6. 1) смотрев вперёд 2) лучшие парикмахеры 3) о трёхстах участниках 4) около двух килограммов
7. 1) по их желанию 2) в двух тысяч пятом году 3) красивейший пейзаж 4) прополощи бельё
8. 1) на триста пятьдесят седьмой странице 2) эта работа более лучше 3) несколько мандаринов
4) хорошие доктора
9. 1) молодые бухгалтеры 2) в течение тридцати пяти минут 3) ихней работой 4) дамских туфель
10. 1) о полутора часах 2) пришел более позднее 3) четырьмястами студентами 4) две пары ботинок
11. 1) повеселее 2) ряд критериев 3) не пророняя слов 4) обоих студентов
12. 1) попробоваем 2) килограмм яблок 3) пара полотенец 4) наисложнейший
13. 1) килограмм вафель 2) ехай в Подмосковье 3) семьюдесятью процентами 4) более резкое движение
14. 1) шестьюстами учебниками 2) пусть попробовает 3) спелых абрикосов 4) жёстче дерева
15. 1) мокла под дождём 2) чудеснейшим образом 3) косвенных падежов 4) здоровые дёсны
16. 1) четырьмястами строчками 2) все директора гимназий 3) кратчайший путь 4) более выше
17. 1) лягте на коврик 2) пара варежков 3) в шкафу 4) к трёмстам сорока четырём избирателям
18. 1) любимые профессора 2) более восемьсот миллионов 3) ярче солнца 4) поезжайте поездом
19. 1) пара яблок 2) несколько полотенец 3) поезжай быстрее 4) около пятиста километров
20. 1) лягте 2) почётные титулы 3) пятьюстами тридцатью тремя метрами 4) менее слаще
3 вариант
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.
1) положи на полку 2) несколько яблок 3) более лучший ответ 4) семьюдесятью процентами
2. 1) разъехайтесь 2) почти в ста странах 3) банка сардин 4) длиннее
3. 1) длиннее 2) ехайте быстрее 3) заморозков 4) на обоих берегах
4. 1) полки для кухонь 2) красивее дочери 3) мощные компьютера 4) в тысяча девятисотом году
5. 1) пять килограммов риса 2) ляжьте 3) свыше семисот пятидесяти тысяч 4) дальние деревни
6. 1) вместе с детьми 2) много яблоков 3) искомый ответ 4) наилучших снимков
7. 1) пара носков 2) лягте на спину 3) тремястами дисками 4) более честнее
8. 1) гора апельсинов 2) более честно 3) ихние дела 4) попробует торт
9. 1) около пятиста фотографий 2) поезжайте в город 3) пара носков 4) наиболее уместный
10. 1) ляжь на спину 2) знаменитые профессора 3) в боку 4) красивейший
11. 1) около триста фотографий 2) поезжайте в город 3) пара носков 4) наиболее уместный
12. 1) красивше 2) две седьмых 3) много вишен 4) посади дерево
13. 1) пара сапог 2) килограмм помидоров 3) ехай вперёд 4) в две тысячи пятом году
14. 1) молодые бухгалтеры 2) ихней работой 3) в течение тридцати пяти минут 4)дамских туфель
15. 1) прочитая рассказ 3)менее значительный 3) в две тысячи пятом году 4) поезжай домой
16. 1) в две тысячи двадцать втором году 2)старые пропуска 3) совсем озяб 4) несколько огурец
17. 1) лягте на коврик 2) пара варежек 3) на шкафе 4) к трёмстам сорока четырём избирателям
18. 1) любимые профессора 2) более восемьсот миллионов 3) ярче солнца 4) поезжайте поездом
19. 1) пара яблок 2) несколько полотенец 3) поезжай быстрее 4) около пятиста километров
20. 1) лягте 2) почётные титулы 3) пятьюстами тридцатью тремя метрами 4) менее слаще
4 вариант
1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:
1) мокла под дождём 2) косвенных падежов З) чудеснейшим образом 4) здоровые дёсны
2. 1) лягте на пол 2) самый красивейший 3) пара носков 4) пятисот лет
3. 1) больше шестиста рублей 2) нет мест 3) проиграв вступление 4) в двухстах метрах
4. 1) пять апельсинов 2) наиболее решительнее 3) в двухстах метрах 4) на их территории
5. 1) несколько ножниц 2) умелые повара 3) двое студенток 4) в полутора часах
6. 1) несколько килограммов 2) скучать по вам 3) до тысяча восемьсот двенадцатого года
4) новые договора
7. 1) несколько грамм 2) выправь текст 3) двадцать три юноши 4) старые профессора
8 . 1) немного апельсин 2) в обеих руках 3) до тысяча девятьсот пятого года 4) уважаемые директора
9. В каком случае форма слова не соответствует норме литературного языка:
1) яблонь 2) свечей 3) платьев 4) блюдцев
10. 1) более глубочайший 2) лягте на пол 3) шофёры 4) в трехстах метрах
11. 1) лажу по крышам 2) часовые пояса 3) с семьюстами метрами 4) разожгёт костер
12. 1) двести граммов 2) ихние тетради 3) из полутора метров материи 4) самый молодой
13. 1) служебные пропуска 2) пропуски занятий 3) работа в аэропорту 4) заключить выгодные договора
14. 1) бегите 2) вздрогнул 3) иссякнул 4) клали
15. 1) поезжайте 2) съездите 3) младше 4) более моложе
16. 1) не пророняя (слов) 2) в боку 3) знаменитые профессора 4) красивейший
17. 1) четырьмястами строчками 2) все директора гимназий 3) кратчайший путь 4) более выше
18. 1) лягте на коврик 2) пара варежков 3) в шкафу 4) к трёмстам сорока четырём избирателям
19. 1) более глубочайший 2) лягте на пол 3) шофёры 4) в трехстах метрах
20. 1) больше шестиста рублей 2) нет мест 3) проиграв вступление 4) в двух метрах
Ключи
1 вариант
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
4 |
2 |
1 |
3 |
2 |
1 |
2 |
1 |
4 |
3 |
2 |
4 |
2 |
2 |
1 |
4 |
1 |
1 |
1 |
4 |
2 вариант
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
1 |
4 |
3 |
4 |
1 |
1 |
2 |
2 |
3 |
2 |
3 |
1 |
2 |
2 |
3 |
4 |
2 |
2 |
4 |
4 |
3 вариант
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
3 |
1 |
2 |
3 |
2 |
2 |
4 |
3 |
1 |
1 |
1 |
1 |
3 |
2 |
1 |
4 |
3 |
2 |
4 |
4 |
4 вариант
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 |
18 |
19 |
20 |
2 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
1 |
1 |
4 |
1 |
4 |
2 |
4 |
3 |
4 |
1 |
4 |
2 |
1 |
1 |
Задание 7 ЕГЭ по русскому языку. Теория и практика.
Морфологические нормы
(образование форм слова).
Подготовила учитель русского языка и
литературы Казанцева Н.Н.
- Морфологические нормы — это нормы правильного образования грамматических форм слов разных частей речи (форм рода, числа, кратких форм и степеней сравнения прилагательных и многие другие).
- Морфологическая норма регулирует словообразование и словоизменение.
Задание 7 проверяет:
1 ) Формы существительных ( И.п. множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных. 2) Степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень) 3) Склонение всех разрядов числительных (сложных, составных, дробных, собирательных, порядковых) по падежам 4) Склонение местоимений по падежам 5) Формы глаголов (повелительное наклонение, форма будущего времени, прошедшего времени и настоящего времени). 6) Формы образования причастий 7) Формы образования деепричастий .
Формулировка задания 7 в ЕГЭ по русскому 2020:
» В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово ПРАВИЛЬНО опытные ТРЕНЕРЫ по ОБОИМ сторонам звучит не менее ГРОМКО ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд нет ТУФЕЛЬ »
Правильный ответ: ОБЕИМ
Алгоритм выполнения:
- 1) Внимательно прочитайте задание . Важно именно исправить ошибку, а не только найти. 2) Определите части речи выделенных слов. От части речи зависит правило. 3) Вспомните правило , соответствующее каждой части речи, если оно есть. 3) Действуйте методом исключения . Лучше всего начать с прилагательных, числительных, глаголов, а на «десерт» оставить существительные, так как там большее количество информации. 4) После того как ошибка будет найдена, не забудьте: вписать в окно ответа необходимо уже ИСПРАВЛЕННЫЙ вариант .
НОРМЫ УПОТРЕБЛЕНИЯ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
- Имя существительное – разряд слов, обладающих общим значением предметности и имеющих категории рода, числа и падежа .
- Для того, чтобы грамматически правильно употреблять имена существительные в речи, необходимо знать правила изменений имён по числам и падежам, а также верно определять род слова. Эти грамматические категории очень тесно связаны между собой: незнание рода слова приводит к грамматическим ошибкам.
- К примеру, известно ли вам, что слово тапка — женского рода? Если вы пишете «ударил тапком», то нет, неизвестно; ведь слова женского рода имеют окончание [ой] в этом падеже (как мам/ой, школ/ой ). В задании 7 вам встретятся сотни слов, над формами которых нужно задуматься. Изучаемый материал будет касаться правил склонения, то есть изменения имён существительных по числам и падежам .
- Поэтому наш разговор пойдёт об окончании — именно эта часть слова отвечает за склонение.
МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
СЛОВА НА ЛЯ
векселя вензеля кителя штабеля штемпеля тополя шомпола колокола купола
— А
- Адреса бока борта века желоба жемчуга жернова края кузова окорока округа острова отпуска паруса паспорта погреба потроха снега стога сорта сторожа тетерева черепа
-И-Ы
- слесари токари конюхи возрасты кремы супы грунты лифты порты склады торты флоты фронты штабы штурманы
Форма зависит от значения
- адреса (новоселов) века (Средние) года (мои года) колена (выделывать) корпуса (танковые) кренделя (выделывать) меха (одеваться в меха) мужья (прочить в мужья) образа (святых) ордена (на груди) пропуска (временные) рода (войск) счета (оплатить) сыновья (и дочери) тона (светлые) учителя (профессия, в школе) хлеба (яровые)
- адресы (поздравительные) веки (на веки вечные) годы (войны, девяностые) колени (больные) корпусы (часов) крендели (вкусные) мехи (кузнечные) мужи (Отечества, ученые) образы (литературные) ордены (Тевтонский) пропуски (занятий) роды (и виды, древние) счеты (свести) сыны (Отечества) тоны (сердца) учители (не профессия, великие учители человечества, хлебы (печь формовые)
СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ МНОЖЕСТВЕННОГО ЧИСЛА В РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖЕ
-ОВ,ЕВ
НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ
Растительный мир
апельсинов бананов огурцов бананов томатов помидоров гранатов абрикосов ананасов лимонов мандаринов баклажанов
яблок груш слив дынь
Названия национальностей
- казахов калмыков киргизов монголов семитов таджиков тунгусов узбеков хорватов якутов
- Исключение: турок бурят
- армян башкир болгар грузин лезгин осетин румын татар туркмен цыган
- Исключение: бедуинов
Единицы измерения
ПАРНЫЕ ПРЕДМЕТЫ
Наиболее употребляемые в повседневной жизни
-ОВ
термины
НУЛЕВОЕ ОКОНЧАНИЕ
носков гольфов рельсов бронхов джинсов кедов
байтов гектаров граммов децибелов каратов килограммов километров
ботинок чулок шаровар шорт туфель сапог тапок тапочек галош бахил бутс валенок манжет серёг клипс
ампер аршин бит ватт вольт радиан рентген
- Существительные на -ня
Военная тематика (все на -ов)
басен башен боен вишен двоен пашен сотен спален сплетен таможен черешен
Исключение: барышень боярышень кухонь деревень
богинь погонь тихонь яблонь нянь
Солдат Гусар Драгун Гренадер Кадет Улан Партизан
Существительные на -це
-ЕВ
-ЕЦ
Болотцев
кружевцев
Блюдец
зеркалец
деревцев
оконцев
копытец(копытцев)
одеялец
полотенец
сердец
солнц
Формы прилагательных
Сравнительная степень
Превосходная степень
Начальная форма + -айш-, -ейш-
Пр: умнейший
Самый/ наиболее/ наименее + начальная форма
Пр: самый умный
простая
Начальная форма + -ее, -ей, -е, -ше
составная
Пр: умнЕЕ
Более/менее + начальная форма
Пр: более умный
Внимание!
- Нельзя смешивать простую и составную степени сравнения Например: Более интереснее, самый интереснейший – НЕПРАВИЛЬНО. Интереснее или более интересный, интереснейший или самый интересный – ПРАВИЛЬНО.
Числительные
- 1) Склонение количественных числительных (отвечают на вопрос Сколько?)
Как склоняются
5-20, 30
Примеры
Склоняются как существительное степь
40, 90, 100
Имеют только две падежные формы: И.п. = В.п Р.п, Д.п., Т.п., П.п. окончание А
Р.п. чего? Пяти Д.п чему? десяти В.п. что? двадцать Т.п. чем? Одиннадцатью П.п. о чем? Тридцати
И. сорок, девяносто, сто Р. Сорока, девяноста, ста Д. Сорока, девяноста, ста В. сорок, девяносто, сто Т. Сорока, девяноста, ста П. Сорока, девяноста, ста
50, 60, 70, 80
200, 300,
Меняются обе части, как существительное 3 склонения (как существительное степь)
И. пятьдесят Р. пятидесяти Д. пятидесяти В. пятьдесят Т. пятьюдесятью П. пятидесяти
400
Меняются обе части. Первая часть как два, три, четыре. Вторая часть как слово «ноты» во мн.ч.
И. двести Р. Двухсот (нот) Д. двумстам (нотам) В. двести Т. Двумястами (нотами) П. двухстах (нотах)
500-900
Меняются обе части. Первая часть — как степь. Вторая часть — как ноты во мн.ч
И. пятьсот Р. пятисот Д. пятистам В. пятьсот Т. пятьюстами П. пятистах
2) Склонение числительных полтора, полторы, полтораста
- Полтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы полутора и полутораста .
- И. Полтора, полторы и полтораста
- Р. Полутора и полутораста
- Д. Полутора и полутораста
- В. Полтора, полторы и полтораста
- Т. Полутора и полутораста
- П. Полутора и полутораста
- 3) Числительные тысяча и миллион Числительное тысяча склоняется, как существительное 1-го склонения (тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче) Числительное миллион склоняется, как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе) 4) Склонение дробных числительных В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как порядковое числительное Пять четвертых – И.п. Пяти четвертых – Р.п. Пяти четвертым – Д.п.
- 5) Склонение порядковых числительных
При изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова И.п. две тысячи семнадцатый Р.п две тысячи семнадцатого Д.п. две тысячи семнадцатому В.п. две тысячи семнадцатый Т.п две тысячи семнадцатым П.п. две тысячи семнадцатом
- 6) Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро) Сложность в употреблении собирательных числительных заключается в том, что они сочетаются только с некоторыми группами существительных:
- А) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные). Двое мужчин, четверо мальчиков, но две девушки, четыре женщины Б) с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числительные). Семеро козлят, трое тигрят, но трое тигров В) с существительными, употребляющимися только во множественном числе Трое саней, двое ножниц Г) с парными предметами Двое сапог, четверо ботинок Д) с личными местоимениями Их было трое, нас четверо
7) Числительные оба обе
- Числительное ОБА употребляется только с существительными мужского и среднего рода. Оба человека, оба друга
- Числительное ОБЕ употребляется с существительными женского рода. По обеим сторонам, обе девушки
Глаголы
1) Образование повелительного наклонения
Неопределенная форма
Лечь Ехать Ездить Положить Класть Бежать Лазать Выйти Выложить Выверить Вывесить Выдвинуть Клянчить Махать Нянчить Погодить Портить Тронуть Чистить
Повелительное наклонение
Ляг(те) Поезжай(те) Езди(те) Положи(те) Клади(те) Беги(те) Лазай(те) Выйди(те) Выложи(те) Вывери(те) Вывеси(те) Выдвини(те) Клянчи(те) Маши(те) Нянчи(те) Погоди(те) Порти(те) Тронь(те) Чисти(те)
- 3) Одеть – надеть Одеть кого-то (одеть ребенка в школу) Надеть что-нибудь на себя (надеть пальто)
4) Образование формы прошедшего времени
Неопределенная форма
Прошедшее время
Сохнуть Просохнуть Замерзнуть Окрепнуть Промокнуть Намокнуть и пр.
Сох Просох Замерз Окреп Промок Намок
5) Образование формы будущего времени
- Глаголы победить, переубедить, убедить, разубедить, затмить дерзить, очутиться, ощутить, пылесосить не имеют простой формы будущего времени, т.е. нельзя сказать: победю, убедю и т.д.
- Для образования будущего времени таким словами необходимы дополнительные слова или синонимы .
6)Образование формы настоящего времени
Ездить
Ездим
лазить
лазим
попробовать
попробуем
печь
печем
беречь
бережем
хотеть
хотим
полощем
полоскать
махать
машем
Задание 7 ЕГЭ по русскому языку
2020.
МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫ
ПРАКТИКА
1. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно
- известные ПРОФЕССОРЫ
- более ДВУХСОТ участников
- ОБЕИМИ руками
- более КРАСИВЫЙ
- не МАШИТЕ руками (ПРОФЕССОРА)
2. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно
- согласно РАСПИСАНИЮ
- пара НОСКОВ
- ЗАСОХНУЛ на ветру
- пять КИЛОГРАММОВ
- около ПОЛУТОРАСТА метров (ЗАСОХ)
3. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно
- СЕМЬЮСТАМИ солдатами
- рота СОЛДАТ
- пара ДЖИНСОВ
- мы ЕЗДИЕМ
- дюжина РУЖЕЙ
4. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно
- десять ПОМИДОРОВ
- петь более КРАСИВЕЕ
- в ДВУХСТАХ метрах
- ЛЯГТЕ на пол
- ОДЕТЬ ребенка
5. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- на ОБЕИХ сторонах
- пачка МАКАРОН
- нет ДВУХСТА рублей
- ОКРЕПНУТЬ после болезни
- они МАШУТ рукой (ДВУХСОТ)
6. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- тонких ЩУПАЛЕЦ ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ страницами более МЯГКИЙ старинных ПОВЕРЬЕВ ПРОПОЛОЩИТЕ рот
7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- ПРИЛЯЖЬТЕ на диван
- наименее УДАЧНЫЙ
- ДЕВЯТЬЮСТАМИ градусами
- ПОЛУТОРАСТА рублями
- ОБОИХ хирургов
8.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- ИХ проблемы
- слетела с ПЛЕЧ
- СЕМИСТАМИ билетами
- ДОБРЕЙШИЙ человек
- СТРИЖЁТ газон
9. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- СЕМЬЮСТАМИ рублями
- новых ТУФЕЛЬ
- известные ПРОФЕССОРЫ
- ОБЕИХ сестёр
- несколько КИЛОГРАММОВ
10. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- речь РУМЫН
- более ТИХИЙ
- ТРЁМСТАМ бегунам
- ПОЛУТОРАСТА деревьев
- вкусных МАКАРОНОВ
11. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
несколько НОЖНИЦ
- умелые ПОВАРА
- быстро ВЫЗДОРОВИТ
- в ПОЛУТОРА часах
- ПЯТЬ барышень
12. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- несколько ЯБЛОК
- лежит на ШКАФЕ
- до тысяча восемьсот ДВЕНАДЦАТОГО года
- БОГАТЕЙШИЙ выбор
- пять КОЧЕРЁГ
13. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- пара ТУФЛЕЙ
- ВЫПРАВЬ текст
- несколько ПОЛОТЕНЕЦ
- старые ПРОФЕССОРА
- новые ВЫБОРЫ
14. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- МОКЛА под дождём
- косвенных ПАДЕЖОВ
- ЧУДЕСНЕЙШИМ образом
- здоровые ДЁСНЫ
- ПОЕЗЖАЙТЕ в магазин
15. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- ИХНИЕ письма
- в ОБЕИХ руках
- ДО ТЫСЯЧА ДЕВЯТЬСОТ ПЯТОГО года
- уважаемые ДИРЕКТОРА
- ОБГРЫЗЕННАЯ груша
16. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- товары ДЕШЕВЛЕ
- об АЭРОПОРТЕ
- по ИХ указанию
- ЕДЬ побыстрее
- уважаемые ДИРЕКТОРА
17. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- ШЕСТЬЮСТАМИ учебниками
- ЕДЬ вперёд
- спелых АБРИКОСОВ
- ЖЁСТЧЕ дерева
- новых ПОЛОТЕНЕЦ
- 18. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- много ОБЛАКОВ
- пара БОТИНОК
- хорошо ПРОПОВЕДОВАЕТ
- ПОЕЗЖАЙ к бабушке
- с ДВУМЯСТАМИ бойцами
19. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- ПОЕЗЖАЙ к маме
- свыше ЧЕТЫРЁХ ТЫСЯЧ метров
- несколько ЯБЛОК
- ОБГРЫЗАННЫЙ хлеб
- новых ДЖИНСОВ
20. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
- к ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТОМУ году
- ЖГЁТ костер
- пачка МАКАРОН
- фильм ИНТЕРЕСНЕЕ
- сладких ПОМИДОРОВ
Разбор заданий демоверсии ЕГЭ – 2019 по русскому языку
Задание 7
Экзаменационная работа по русскому языку состоит из двух частей, содержащих 27 заданий. Часть I содержит 26 заданий, часть II содержит 1 задание. В данной статье рассмотрена теоретическая часть задания номер 7 с дальнейшим разбором примера на практике.
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
опытные ТРЕНЕРЫ
по ОБОИМ сторонам
звучит не менее ГРОМКО
ПОЕЗЖАЙТЕ вперёд
нет ТУФЕЛЬ
Актуализация знаний по теме
В задании 7 необходимо найти грамматическую ошибку, т.е. найти пример, про который можно сказать: «Так не говорят».
Повторите основные грамматические нормы.
Формы имён существительных
Род имен существительных
I. Слова, относящиеся к м.роду.
Банкнот, ботфорт, зал, занавес, овощ, погон, рельс, рояль, табель, толь, эполет, тюль.
II. Слова, относящиеся к ж.роду.
Бакенбарда, мозоль, манжета, клавиша, вуаль, свиристель, туфля.
III. Слова, относящиеся к ср. роду.
Монисто, мочало, повидло, чучело, щупальце.
Несклоняемые имена сущ. иноязычного происхождения, обозначающие неодушевленные предметы, в своем большинстве относятся к ср. р.: интервью, такси, алоэ, кашне.
Правило имеет ряд исключений, к м. роду относятся: бри (сорт сыра), га (гектар), кофе, пенальти (одиннадцатиметровый штрафной удар), сирокко (ветер), шимми (танец); к ж. роду относятся: авеню (улица), кольраби (капуста), салями (колбаса).
Несклоняемые имена сущ., обозначающие одушевленные предметы (кроме лиц), относятся к м.роду: азиатский зебу, забавный пони, пестрый какаду, серый кенгуру; ж.роду: иваси (рыба), цеце (муха); двуродовым является слово колибри.
Род несклоняемых сущ., обозначающих географические собственные имена, определяется по грамматическому роду нарицательного сущ., выступающего в роли родового понятия: солнечный Сочи (город), полноводное Эри (озеро).
По родовому наименованию определяется также род несклоняемых названий органов печати: «Таймс» опубликовала (газета).
Окончания И.п. мн.ч. сущ. м.рода -ы(и) – -а(я)
Из форм на -а(я) наиболее употребительны в нормативном плане следующие: адреса, берега, бока, борта, веера, векселя, директора, доктора, егеря, , ордера, паруса, паспорта, писаря, повара, погреба, профессора, сорта, сторожа, фельдшера.
Из форм на -и(ы) – годы, договоры, инспекторы, корректоры, лекари, пекари, слесари, токари, якори, торты, порты.
Окончания Р.п. мн. числа.
Многие имена сущ. м. рода с непроизводной основой на твердый согласный (кроме шипящих) имеют в Р.п. мн.ч. форму без окончаний
- Названия предметов, употребленных обычно парами: (пара)ботинок, валенок, сапог, чулок (но носков), погон, эполет.
- Названия некоторых национальностей: англичан, армян, грузин, румын, турок, цыган, НО киргизов, монголов, узбеков, якутов.
- Названия воинских групп, прежних родов войск: (отряд) партизан, солдат, гренадёр, гусар, драгун, кадет, улан.
- В некоторых названиях единиц измерения: ампер, ватт, вольт, аршин, НО граммов, килограммов, ньютонов, гектаров.
Сохраняется окончание -ОВ в формах: апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов, рельсов.
Нормативными являются формы Р.п.: вафель, кочерёг, туфель, кровель, оглобель, розог, свадеб, сплетен, усадеб, долей, пригоршней, свечей, цапель, нянь, простынь, ремесел, захолустий, побережий, верховьев, устьев, плеч, яблок, блюдец, зеркалец, корытец, одеялец, полотенец, щупалец, болотцев, кружевец (кружевцо), кружевцев (кружевце), клипсов, лохмотьев, будней, шаровар, дровней, яслей.
Формы степеней сравнения имен прилагательных
1. Сравнительная степень
Способы образования:
а) при помощи суффиксов -е, -ее, -ше: строже, скорее, тоньше.
б) с помощью слов более, менее, которые присоединяются к прилагательному: более строгий, менее тонкий.
Объединять эти способы нельзя!
2. Превосходная степень
Способы образования:
а) с помощью суффиксов -ейш, -айш: сильнейший, величайший.
б) с помощью слов наиболее, самый, которые присоединяются к прилагательному: самый смелый, наиболее красивый.
в) с помощью слова всех, которое присоединяется к сравнительной степени прилагательного: строже всех.
Имя числительное
Согласно норме в сложных количественных числительных (от 50 до 80 и от 200 до 900)) при склонении изменяются обе части. В составных количественных числительных изменяются все образующие его слова.
Числительные 40, 90, 100 при склонении имеют только две падежные формы: И.п. и В.п. – сто, сорок, девяносто, остальные падежи – ста, сорока, девяноста.
У составных порядковых числительных изменяется только последнее слово.
В нормативной речи строго разграничено употребление слов обоих(м.род) и обеих (ж.род). поэтому: с обеих сторон, по обеим сторонам.
В сочетании два, три, четыре и более… управляемое существительное ставится в Р.п. ед.ч. – два и более варианта.
Правильными являются конструкции 35, 5 процента (не процентов), 12, 6 километра (не километров), т.е. сущ. управляет дробь, а не целое число.
Собирательные числительные двое, трое, четверо и т.д. сочетаются:
а) с сущ. м. и общего рода: двое друзей, трое сирот;
б)с сущ., имеющими формы только мн.ч.: двое саней:
в) с сущ. дети, ребята, люди;
г) с личными местоимениями: мы, вы, они
Формы местоимений
В некоторых формах личных местоимений 3-го лица добавляется начальное «н». Это происходит в следующих случаях:
- Если местоимение стоит после любого из простых предлогов (без, в, для, до, за, из, к, на, над, о, от, по, под, перед, при, про, с, у, через), а также после многих наречных предлогов (возле, вокруг, впереди, мимо, напротив, около, после, посреди, сзади и др., употребленных с Р.п. Однако такие предлоги, как внутри, вне употребляются в основном без вставки начального «н».
Не добавляется начальное «н»
- Если местоимение стоит после предлогов наречного происхождения, управляемых Д.п.: вопреки ему, наперекор ей, навстречу ей, подобно им, соответственно им, благодаря ему.
- Если местоимение стоит после предложных сочетаний, состоящих из простого предлога и имени существительного: в отношении его, при помощи её, не в пример им, в противовес ему, по поводу её, за исключением их, со стороны его, насчёт их.
- Если местоимение стоит после сравнительной степени прилагательного или наречия: выше её, старше её, лучше их.
Формы глагола
Глаголы победить, убедить, очутиться, ощутить, чудить, дудеть, пылесосить и др., принадлежащие к так называемым недостаточным глаголам (т.е. глаголам, ограниченным в образовании или употреблении личных форм), не образуются формы 1-го лица ед.ч. настоящего и будущего времени. Если необходимо употребить эти глаголы в указанной форме, используются описательные конструкции: сумею победить, буду чудить.
Некоторые глаголы (так называемые изобилующие) образуют двоякие формы настоящего времени: полоскать – полоскает и полощет. Первая форма свойственна разговорному стилю и просторечию, вторая форма – общелитературному языку.
Запомните следующие формы повелительного наклонения:
Лежать – ляг, лягте, ехать – поезжай, поезжайте, бежать – беги.
Формы причастий
Ошибки в образовании форм причастий могут быть связаны с
- Отбрасыванием суффикса СЯ
Не соответствует норме: Проголодавшего медведя запрут, бывало, в дальний комнате. - НЕ нормативным употреблением причастий с суффиксами НН и Т
Не соответствует норме: сдатая работа, порватая одежда, орехи расколонные.
Формы деепричастий
Ошибки в образовании форм деепричастий могут быть связаны с
- С использованием суффикса В вместо А(Я) при образовании деепричастий несовершенного вида и наоборот.
Не соответствует норме: мы шли и шли, находив все новые грибы.
Исходя из данного теоретического материала, ошибка в словосочетании «по обоим сторонам».
Ответ: по обеим сторонам.
ЕГЭ-2020. Русский язык. Сборник заданий: 1000 заданий с ответами
Книга содержит задания разных типов и уровней сложности по темам, знание которых проверяется на ЕГЭ, а также комментарии к ним. Ко всем заданиям приводятся ответы. Поможет потренироваться в выполнении заданий, повторить пройденный материал и эффективно подготовиться к сдаче ЕГЭ по русскому языку.
Купить
Задание 7 проверяет:
1) Формы существительных (И.п. множественного числа и Р.п. множественного числа, а также род некоторых существительных.
2) Степени сравнения прилагательных (сравнительная и превосходная степень).
3) Склонение всех разрядов числительных (сложных, составных, дробных, собирательных, порядковых) по падежам.
4) Склонение местоимений по падежам.
5) Формы глаголов (повелительное наклонение, форма будущего времени, прошедшего времени и настоящего времени).
6) Формы образования причастий.
7) Формы образования деепричастий.
Грамматическим ошибкам и работе над ними посвящен целый блок в нашем пособии:
Сочинение на 24
Интерактивное пособие для подготовки к сочинению ЕГЭ по русскому языку
подробнее
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.
урожай ПОМИДОРОВ
БЛИЖАЙШАЯ станция
у наших ВОРОТ
нет ПОЛТОРАСТА рублей
детские ДОКТОРА
Ответ: полутораста
1) Внимательно прочитайте задание. Важно именно исправить ошибку, а не только найти.
2) Определите части речи выделенных слов. От части речи зависит правило.
3) Вспомните правило, соответствующее каждой части речи, если оно есть.
3) Действуйте методом исключения. Лучше всего начать с прилагательных, числительных, глаголов, а на «десерт» оставить существительные, так как там бОльшее количество информации.
4) После того как ошибка будет найдена, не забудьте: вписать в окно ответа необходимо уже ИСПРАВЛЕННЫЙ вариант.
Ы, И |
А, Я |
Слова на -тор, -сор,-вор, -ер |
|
инструкторы редакторы лекторы ректоры конструкторы прожекторы секторы инженеры шофёры бухгалтеры диспетчеры договоры приговоры плейеры драйверы принтеры и т.д. |
директора профессора инспектора доктора катера ордера тенора фельдшера флюгера хутора шулера буфера веера буера повара |
Слова на –ЛЯ | |
грифели |
векселя вензеля кителя штабеля штемпеля тополя шомпола колокола купола |
Остальные слова |
|
слесари токари конюхи возрасты кремы супы грунты лифты порты склады торты флоты фронты штабы штурманы |
адреса бока борта века желоба жемчуга жернова края кузова окорока округа острова отпуска паруса паспорта погреба потроха снега стога сорта сторожа тетерева черепа |
Форма зависит от значения | |
адреса (новоселов) века (Средние) года (мои года) колена (выделывать) корпуса (танковые) кренделя (выделывать) меха (одеваться в меха) мужья (прочить в мужья) образа (святых) ордена (на груди) пропуска (временные) рода (войск) счета (оплатить) сыновья (и дочери) тона (светлые) учителя (профессия, в школе) хлеба (яровые) |
адресы (поздравительные) веки (на веки вечные) годы (войны, девяностые) колени (больные) корпусы (часов) крендели (вкусные) мехи (кузнечные) мужи (Отечества, ученые) образы (литературные) ордены (Тевтонский) пропуски (занятий) роды (и виды, древние) счеты (свести) сыны (Отечества) тоны (сердца) учители (не профессия, великие учители человечества, хлебы (печь формовые) |
ОВ, ЕВ |
Нулевое окончание |
Растительный мир |
|
Всё на –ов |
Исключения |
апельсинов бананов огурцов бананов томатов помидоров гранатов абрикосов ананасов лимонов мандаринов баклажанов |
яблок груш слив дынь |
Названия национальностей |
|
Остальные окончания |
Слова на –н,-р |
казахов калмыков киргизов монголов семитов таджиков тунгусов узбеков хорватов якутов Исключение: турок бурят |
армян башкир болгар грузин лезгин осетин румын татар туркмен цыган Исключение: бедуинов |
Единицы измерения |
|
Наиболее употребляемые в повседневной жизни |
Редко употребляются в повседневной жизни(термины) |
байтов гектаров граммов децибелов каратов килограммов километров |
ампер аршин бит ватт вольт радиан рентген |
Парные предметы |
|
носков гольфов рельсов бронхов джинсов лампасов бриджей |
ботинок чулок шаровар шорт туфель сапог тапок тапочек галош бахил бутс валенок манжет серёг клипс |
Военная тематика (все на -ов) |
|
Солдат Гусар Драгун Гренадер Кадет Улан Партизан |
Существительные на -ня |
|
Ь |
Н |
Если перед -ня стоит гласная |
Если перед -ня согласная |
богинь погонь тихонь яблонь нянь |
басен башен боен вишен двоен пашен сотен спален сплетен таможен черешен Исключение: барышень боярышень кухонь деревень |
Существительные на -це |
|
-ЕВ |
-ЕЦ |
болотцев кружевцев деревцев оконцев |
блюдец зеркалец копытец(копытцев) одеялец полотенец сердец солнц |
Существительные на –ье, -ья |
|
Без ударения в И.п. | С ударением в И.п. |
-ИЙ |
-ЕЙ |
(гулянье) гуляний застолий кушаний надгробий новоселий ожерелий раздумий сидений снадобий солений ущелий армий аудиторий бегуний гостий колдуний оладий пародий плясуний эскадрилий печений побережий подземелий Исключения: платьев верховьев кореньев лохмотьев низовьев подмастерьев хлопьев устьев |
ружьё) ружей питей полыней статей судей и т.д. |
Некоторые существительные на -ей, с нулевым окончанием и -ов |
||
-ЕЙ |
Нулевое |
-ОВ |
распрей ведомостей лопастей мощностей отраслей скатертей скоростей четвертей бомжей векселей вензелей госпиталей кабелей медведей будней дровней козней пельменей яслей |
вафель петель барж копён кочерёг обойм пелён сирот зраз жабр каникул лосин макарон невзгод оков сардин уз шпрот брызг |
выборов дебатов заморозков кулуаров мускулов нардов очистков сотов чипсов нервов |
Степени сравнения прилагательных |
||
Сравнительная степень |
Превосходная степень |
|
простая | Начальная форма + -ее, -ей, -е, -ше Пр: умнЕЕ |
Начальная форма + -айш-, -ейш- Пр: умнейший |
составная | Более/менее + начальная форма Пр: более умный |
Самый/ наиболее/ наименее/ всех + начальная форма Пр: самый умный, наиболее умный, умнее всех |
Внимание! Нельзя смешивать простую и составную степени сравнения.
Например:
Более интереснее, самый интереснейший – НЕПРАВИЛЬНО.
Интереснее или более интересный, интереснейший или самый интересный – ПРАВИЛЬНО.
1) Склонение количественных числительных (отвечают на вопрос Сколько?)
Как склоняются |
Примеры |
|
5-20, |
Склоняются как существительное степь | Р.п. чего? Пяти Д.п чему? десяти В.п. что? двадцать Т.п. чем? Одиннадцатью П.п. о чем? Тридцати |
40, 90, 100 |
Имеют только две падежные формы: И.п. = В.п Р.п, Д.п., Т.п., П.п. окончание А |
И. сорок, девяносто, сто Р. Сорока, девяноста, ста Д. Сорока, девяноста, ста В. сорок, девяносто, сто Т. Сорока, девяноста, ста П. Сорока, девяноста, ста |
50, 60, 70, 80 |
Меняются обе части, как существительное 3 склонения (как существительное степь) |
И. пятьдесят Р. пятидесяти Д. пятидесяти В. пятьдесят Т. пятьюдесятью П. пятидесяти |
200, 300, 400 |
Меняются обе части. Первая часть как два, три, четыре. Вторая часть как слово «ноты» во мн.ч. |
И. двести Р. Двухсот (нот) Д. двумстам (нотам) В. двести Т. Двумястами (нотами) П. двухстах (нотах) |
500-900 | Меняются обе части. Первая часть — как степь. Вторая часть — как ноты во мн.ч |
И. пятьсот Р. пятисот Д. пятистам В. пятьсот Т. пятьюстами П. пятистах |
2) Склонение числительных полтора, полторы, полтораста
Полтора, полторы и полтораста в И.п и В.п. имеют одинаковые формы, а в остальных падежах имеют формы полутора и полутораста.
3) Числительные тысяча и миллион
Числительное тысяча склоняется как существительное 1-го склонения (тысяча, тысячи, тысяче, тысячу, тысячей, о тысяче)
Числительное миллион склоняется как существительное 2-го склонения (миллион, миллиона, миллиону, миллион, миллионом, о миллионе)
4) Склонение дробных числительных
В дробных числительных числитель склоняется как целое число, а знаменатель – как порядковое числительное
Пять четвертых – И.п.
Пяти четвертых – Р.п.
Пяти четвертым – Д.п.
5) Склонение порядковых числительных
При изменении порядковых числительных (отвечают на вопрос какой по порядку?) меняется только окончание последнего слова.
И.п. две тысячи семнадцатый
Р.п две тысячи семнадцатого
Д.п. две тысячи семнадцатому
В.п. две тысячи семнадцатый
Т.п две тысячи семнадцатым
П.п. две тысячи семнадцатом
6) Употребление собирательных числительных (двое, трое, пятеро)
Сложность в употреблении собирательных числительных заключается в том, что они сочетаются только с некоторыми группами существительных:
А) с существительными, обозначающими лиц мужского пола (с лицами женского пола употребляем количественные числительные).
Двое мужчин, четверо мальчиков, но две девушки, четыре женщины
Б) с детенышами животных (со взрослыми животными употребляем количественные числительные).
Семеро козлят, трое тигрят, но три тигра
В) с существительными, употребляющимися только во множественном числе
Трое саней, двое ножниц
Г) с парными предметами
Двое сапог, четверо ботинок
Д) с личными местоимениями
Их было трое, нас четверо
7) Числительные оба обе
Числительное оба употребляется только с существительными мужского и среднего рода.
Оба человека, оба друга
Числительное обе употребляется с существительными женского рода.
По обеим сторонам, обе девушки
1) Образование повелительного наклонения
Неопределенная форма | Повелительное наклонение |
Лечь Ехать Ездить Положить Класть Бежать Лазать Выйти Выложить Выверить Вывесить Выдвинуть Клянчить Махать Нянчить Погодить Портить Тронуть Чистить |
Ляг(те) Поезжай(те) Езди(те) Положи(те) Клади(те) Беги(те) Лазай(те) Выйди(те) Выложи(те) Вывери(те) Вывеси(те) Выдвини(те) Клянчи(те) Маши(те) Нянчи(те) Погоди(те) Порти(те) Тронь(те) Чисти(те) |
2) Одеть – надеть
Одеть кого-то (одеть ребенка в школу)
Надеть что-нибудь на себя (надеть пальто)
3) Образование формы прошедшего времени
Неопределенная форма |
Прошедшее время |
Сохнуть Просохнуть Замерзнуть Окрепнуть Промокнуть Намокнуть и пр. |
Сох Просох Замерз Окреп Промок Намок |
4) Образование формы будущего времени
Глаголы победить, переубедить, убедить, разубедить, затмить дерзить, очутиться, ощутить, пылесосить не имеют простой формы будущего времени, т.е. нельзя сказать: победю, убедю и т.д. Для образования будущего времени таким словами необходимы дополнительные слова или синонимы.
5) Образование формы настоящего времени
ездить лазить попробовать печь беречь хотеть полоскать махать |
ездим лазим попробуем печем бережем хотим полощем машем |
- Решать задание 7
- Решать варианты ЕГЭ
Материалы для подготовки к ЕГЭ:
- Теория ЕГЭ по русскому языку
- Решать тесты ЕГЭ по русскому языку